Искусство красиво говорить: Онлайн-курс: Искусство говорить

Содержание

Как красиво и правильно говорить: Искусство говорить красиво —

Содержание

Искусство говорить красиво

журнал

Искусство говорить красиво

Как научиться говорить так, чтобы вас услышали

Замечали ли вы, как проблемы с техникой речи, отсутствие четкой дикции и однообразные интонации мешают воспринимать оратора? Красивая и многогранная речь – это настоящее искусство, постичь которое доступно абсолютно всем, стоит только приложить усилия.

Чтобы научиться говорить, надо начать говорить. Остальное зависит от желания и времени, которое вы готовы потратить на себя.

Егор Архипов
куратор факультета речевых технологий Part Academy

В чём залог красивой, уверенной и убедительной речи?

Сегодня мы разберём четыре основных инструмента, которым нужно уделить особое внимание при работе над речевыми навыками.

Почему интонация так важна?

Интонация придает смысл тексту и помогает организовать его.

Оживить речь можно только при помощи интонации. Кому интересно слушать монотонный текст? Интонационные рисунки, изменение речевого тона помогут сделать акценты в вашей речи в тех местах, на которые нужно обратить внимание.

Вы можете произнести одну и ту же фразу сотнями новых оттенков. Почему бы не использовать это богатство, чтобы сделать речь более эмоциональной и мелодичной?

Дикция

Это основа для воспринимаемой и понятной речи.

Если вы хотите удержать внимание аудитории и корректно донести свои мысли до слушателя, без хорошей дикции не обойтись.

Основная причина проблем с дикцией – это вялость артикуляционных мышц. Решить ее помогут регулярные тренировочные упражнения, которые включат в работу все мышцы голосового аппарата. Уже через несколько недель вы заметите, как произносимые звуки перестанут проглатываться и залипать, а речь станет более четкой и понятной.

тест: есть ли у тебя актёрские способности?

пройти тест!

Темп

Важно уметь придерживаться среднего темпа речи — считается, что оптимальным является скорость 120 слов в минуту.

Чтобы стать интересным докладчиком и собеседником, к словам которого хочется прислушиваться – важно обратить внимание на темп речи. Общение с тараторящим собеседником, равно как и с человеком с медленной и тягучей речью очень утомляет.

Также важно уметь изменить скорость речи в зависимости от цели, которую вы преследуете. В том месте, где необходимо подчеркнуть важность, нужно замедлиться. А чтобы придать эмоциональную окраску своим словам, лучше сделать небольшое ускорение.

Паузы

Именно паузы делают речь красноречивой, выразительной и живой.

С помощью пауз можно сделать акцент на самом главное, придать словам убедительность и выразительность, дать вашему слушателю время, чтобы осмыслить речь и сделать выводы.

Большое значение паузам в речи придавал К.С. Станиславский, о чем можно почитать в его книге «Работа актера над собой». Он был убежден, что «подлинное искусство возникает тогда, когда актер, овладев начальной стадией искусства речи — логикой речи, научится раскрывать и выявлять подтекст через психологическую паузу».

Обычно в разговорной речи мы не придумаем значение важности пауз, хотя, безусловно, они помогают сделать любую речь выразительнее. Однако актеры много работают с художественными текстами, не только «раскрашивая» его интонационно, но и расставляя в нем паузы, тщательно обдумывая каждую.

Подведём итоги

Чтобы научиться говорить красиво, вам необходимо уделить особое внимание четырём понятиям:

  • Интонации. Она даёт тексту смысл и способствует его организации.
  • Дикции. Без хорошей дикции вы не сможете зацепить внимание аудитории.
  • Темпу. Научившись управлять скоростью своей речи, вы станете успешным докладчиком.
  • Паузам. С помощью пауз можно придать словам убедительность и выразительность.

Всё еще думаете, как подобрать слова в той или иной ситуации и сделать так, чтобы вас услышали?

Не думай, действуй! Записавшись на наши курсы, вы сможете постичь искусство говорить красиво на практике, под руководством наших педагогов.

курсы для начинающих

Для тех, кто только начинает свой путь на сцену

курсы для начинающих

Для тех, кто только начинает свой путь на сцену

Другие статьи

как научиться красиво говорить. Блог Лого-Эксперт

Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды  повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи

Блог Лого-Эксперт

начинающему логопеду речь Родителям

Грамотная речь человека – это показатель его образованности и нормального уровня развития интеллекта. Развитием речевого навыка необходимо заниматься с самого раннего возраста, т.е. в дошкольный период, чтобы ко времени начала обучения в школе, у ребенка не было никаких речевых дефектов.

Но когда человек становится взрослее, сам факт владения речью уже не является одним из основных критериев, по которым оцениваются его умения и навыки. Не менее важным становится то, умеет ли человек говорить красиво, чтобы собеседники внимательно слушали его и на 100% воспринимали сказанную им информацию.

Такой навык очень полезен в самых различных отраслях профессиональной деятельности, поэтому важно развивать его с самого детства.

Если речь будет блеклой и невнятной, то это может свести на нет все усилия человека, вне зависимости от ситуации: общение с другими детьми, экзамен в школе или собеседование на работе. Понятно, что умение говорить красиво – это не врожденный, а приобретенный навык (как, кстати, и сама речь). И начинать заниматься этим нужно как можно раньше, применяя на практике те рекомендации, которые уже показали свою эффективность.

Неправильная речь может быть следствием разного рода причин. К примеру, неправильным строением зубочелюстной системы. Эта проблема устраняется обращением к врачу-ортодонту, челюстному хирургу и занятиями с логопедом.

Другая возможная причина – это нарушение мозговых механизмов формирования речевой системы. В этом случае требуется достаточно серьезная работа со стороны группы специалистов: психоневролога, логопеда, нейропсихолога, дефектолога.

  Эффективность коррекционной работы зависит, в том числе, и от роли родителей.

На состояние речи влияют и индивидуальные особенности каждого ребенка. Одни дети малообщительны, т.е. они недостаточно интенсивно используют и развивают свои речевые навыки. Другие дети мало читают, в связи с чем их словарный запас оказывается крайне беден. Третья категория детей очень активна (даже гиперактивна), в результате чего их речь становится непонятной, они как бы «захлебываются», стремясь быстро произнести большое количество слов. Как результат – избыточное использование междометий и местоимений, слов-паразитов, вроде «это», «значит», «как бы», а также замена слов жестикуляцией.

Соответственно, чтобы научиться красиво говорить, нужно избавиться от имеющихся у ребенка речевых дефектов (связанных с физиологическим или психическим состоянием).

Красивая речь – это отражение мышления человека. Чтобы говорить правильно, важно следить за тем, чтобы сознание не было засорено «словесным мусором». В этом вопросе крайне важна роль родителей, которые должны научить своего ребенка говорить правильно и красиво.

Помогут следующие рекомендации:

  1. Говорите со своим ребенком «нормально», т.е. не используйте в общении с ним уменьшительно-ласкательных слов по отношению к вещам, предметам и действиям. Понятно, что некоторым мамам трудно удержаться от «сюсюканья», но такой подход не только не помогает развитию речевых навыков, но и мешает этому процессу. Если ребенок сам называет кошку «кисей», то это вполне нормально для раннего возраста, но от родителей он должен слышать только обычные «взрослые» слова, т.е. никаких «телефончиков» вместо «телефонов», «салатика» вместо «салата», «бибики» вместо «машины» и т.д.
  2. Необходимо развивать мелкую моторику рук. Объясняется это тем, что мозговые центры, отвечающие за координацию пальцев рук и речь, находятся рядом. Можно играть в пальчиковые игры, с раннего возраста приучать ребенка, чтобы он самостоятельно застегивал пуговицы, шнуровал обувь, совершал больше действий с мелкими предметами.
  3. Поощряйте познавательную активность ребенка. Мало научить его правильно произносить какие-то звуки и слова, важно сделать так, чтобы он соотносил эти слова с конкретными предметами и явлениями. Поэтому если ребенок постоянно тыкает пальцем и просит сказать, как это называется, то не нужно отмахиваться от него, а лучше подробнее рассказать о том, что ему интересно.
  4. Чтение книжек (лучше всего – с иллюстрациями) помогает развивать воображение, а также расширяет словарный запас.
  5. Ребенку нужно объяснять значения новых слов, используя те слова, которые он уже знает. Почаще его вовлекайте в разговор, чтобы он учился нормально излагать свои мысли.
  6. Расширение словарного запаса. Начать можно с игры в антонимы: сильный – слабый, быстрый – медленный и т.д. Хорошо помогает игра «Кто кем будет?»: мальчик – мужчиной, гусеница – бабочкой, мука – хлебом.

Вечером перед сном можно спрашивать ребенка о том, что нового он узнал за сегодня, что нового увидел и т. д. Этим вы стимулируете у него речевую активность, сам ребенок учится и постепенно привыкает формулировать свои мысли в единое, осмысленное высказывание.

Чтобы научиться красиво говорить, ребенок должен развивать эти навыки с детства. Родители должны контролировать этот процесс, поправляя его там, где это нужно. К примеру, когда ребенок рассказывает стихотворение, то в большинстве случаев он тараторит, стараясь рассказать стих как можно быстрее. Важно донести до него, что стих нужно рассказать так, чтобы все услышали это. Важно показать на собственном примере, как нужно рассказывать стихотворение четко, выразительно и с интонацией.

Ребенок должен понимать, что для того, чтобы аудитория слушала его с интересом, само стихотворение, которое он рассказывает, должно быть понятно и  интересно ему самому.

Если ребенок говорит невнятно, слишком тихо, коверкает слова и глотает окончания, то его можно записать на диктофон. Когда ребенок прослушает запись, он поймет, что его речь звучит неправильно. Он будет понимать, в каком направлении ему нужно работать, чтобы его речь звучала правильно и красиво.

Чтобы ребенок смог говорить красиво, разработаны специальные техники речи. В частности, педагогом Марианной Франке-Грикш разработана техника «пустого стула» для неуверенных в себе детей. Суть ее заключалась в том, что педагог подходит к ребенку, который говорит неуверенно, чем-то напуган и встревожен, и говорит ему о том, чтобы он представил, чтобы рядом здесь сидят его мама и папа. И то, что они его очень любят и поддерживают.

Вот еще несколько рекомендаций, которые позволят ребенку говорить красиво:

  • Нужно называть вещи своими именами. Многие дети путают похожие по смыслу слова: блюда и тарелки, варежки и перчатки и т.д. Чтобы он понял разницу в них, попросите нарисовать оба предмета на бумаге. После этого нужно, чтобы он описал те детали, которые характерны для каждого предмета. Он будет видеть, что внешне они отличаются, поэтому поймет, что это две разных вещи и называть их одним словом – это неправильно.
  • Избавление от «слов-паразитов». Можно ввести своеобразную систему штрафов за употребление и, наоборот, пропуск таких слов, как «ну», «это», «как бы» и т.д. Так у него возникнет мотивация отказаться от их употребления. Дайте ему альтернативу – вместо использования слов-паразитов, посоветуйте ему просто делать паузу или теребить ремешок часов.
  • Активная речь. Изначально ребенок понимает гораздо больше слов, чем может произнести. Иными словами, у него больше развита пассивная речь. Основная задача – сделать ее активной. Для этого нужно делать пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие мелкой моторики рук, читать вслух краткие рассказы и сказки, а также следить за тем, чтобы ваша собственная речь была эмоциональной.

Только активная роль родителей поможет ребенку развивать свои речевые навыки. Важно уделять этому достаточное количество времени, постоянно общаясь с ребенком, на собственном примере показывая, какой должна быть речь. Если вы будете допускать какие-то ошибки, неправильно произносить слова, то ребенок запомнит это и будет повторять за вами.

В таком случае его уже нужно будет переучивать, что всегда сложнее.

3 Нравится

начинающему логопеду речь Родителям

Связанные статьи
  • Автоматизация звука З в словах, слогах и предложениях
  • Домашние задания от логопеда
  • Постановка звука Ш: логопедические задания и упражнения
  • Монологическая речь: виды и особенности речи
  • Автоматизация звука Ч в словах, слогах и предложениях

И получите чемоданчик логопеда в подарок
в первом же письме! 🎁

Как правильно формулировать мысли?

Главная Избранное Скидки Как правильно формулировать мысли?

Как донести свое мнение до окружающих, красиво говорить, побеждать в спорах и правильно выражать свои мысли? Часто мы испытываем трудности, когда нам нужно защититься в разговоре или вести беседу с незнакомым человеком.

Мы не умеем общаться, вести беседу, узнавать друг друга и красиво говорить. Мы плохие собеседники, и таких людей никто не любит и не уважает.

Спор — это когда ты не можешь отстоять свое мнение и свои желания. Попытка познакомиться с противоположным полом или завести новых друзей приводит к очередной неудаче. Неумение и боязнь что-то сказать в компании людей заставляют все время молчать. Привычный?

Очень часто в голове крутятся мысли, но уловить и выразить их достаточно сложно. Начинаешь говорить, но говоришь ерунду и чепуху, что тут же краснеешь. Как расчесать мысли и привести их в порядок? Как правильно формулировать и выражать мысли? Как красиво говорить? Этому где-то учат?

Некоторым людям приятно слышать, как красиво и ясно они выражают свои мысли. Настоящее удовольствие для ушей. Такие люди легко нравятся окружающим, особенно представителям противоположного пола. Но что делать, если это не дано так от рождения? Как научиться транслировать, высказывать мнение и говорить красиво? Как научиться правильно выражать свои мысли? Вот список советов и упражнений для вас.

1. Общайтесь с умными людьми больше

Как научиться правильно формулировать мысли? Больше общайтесь с разносторонними и умными людьми. Расширьте свой круг интересными людьми, оригинальными личностями и крутыми компаниями. Чем больше умных, начитанных, интересных собеседников, тем лучше для вас.

Тщательно выбирайте, с кем проводить время. С кем поведешься, от того и выиграешь. Обращайтесь к лучшим людям, чтобы стать лучше самому. Избегайте пустых, глупых и деградирующих людей, которые тянут развитие на дно.

Развивайте свои коммуникативные навыки и мышление, общаясь с теми, кто может дать вам нечто большее.

2. Читайте хорошие книги и интересные источники

Классическая литература поможет вам научиться формулировать мысли и выражать их. Читайте известных авторов, признанные шедевры и классику литературы. Читая вдумчиво и наслаждаясь книгой, мы развиваемся. Книги обучают нас, дают волю воображению, расширяют словарный запас, развивают красноречие и формируют структурированное мышление.

Читайте хорошие журналы и сайты, где встречаются интересные мысли, идеи и мнения. Это поможет развить оригинальное мышление.

Читать вслух пару страниц каждый день. Это полезное упражнение, формирующее красивую и грамотную речь. Со временем вы заметите, как стали использовать больше новых слов и изящных литературных заготовок. Будет приятно услышать от вас.

3. Ведите блог или дневник

Как правильно формулировать мысли и мнения? Начните не только потреблять информацию, но и создавать ее. Излагайте свои мысли на бумаге в дневнике, в Интернете в блоге или на видео в блоге.

Регулярно ведите свой блог, чтобы быть в курсе последних событий. Это научит вас формулировать мысли в слова, которые вы хотите донести до других.

4. Потренируйтесь в диалоге с внутренним собеседником

Сидя дома или спеша по делам, постарайтесь красиво рассказать что-нибудь литературным языком. Попробуйте описать погоду, новость или ситуацию так, как будто вы разговариваете с невидимым внутренним собеседником.

Научитесь подбирать слова и рассказывать о простых случайных вещах, которые встречались вам в повседневной жизни или на улице. Расскажите все, что можете сказать о ванной, холодильнике, транспорте, прохожих, облаке, закате. Практикуйте красивые диалоги, разговаривая сами с собой.

5. Участвовать в дискуссиях и дискуссиях

Как правильно формулировать мысли и красиво говорить? Чаще участвуйте в дискуссиях, а не уклоняйтесь от разговоров и споров. Принимайте участие в разговорах, где бы они ни возникали. Обсуждайте музыку, новости, политику, спорт и любые другие темы с другими людьми. Практикуйтесь отстаивать свое мнение, выстраивая логические доказательства, аргументируя мысли и подтверждая свою точку зрения фактами.

Вы можете ходить в специальные кружки для обсуждения, либо делать это на форумах, где можно поспорить на любую тему. Но в Интернете спор может регулярно принимать деструктивное и бессмысленное течение. Разговор с живым собеседником станет лучшей тренировкой.

Как научиться четко и формулировать свои мысли? Больше тренируйтесь, и не закрывайтесь в своем неловком мирке, боясь даже слова сказать. Постепенно общение будет приносить все больше и больше удовольствия. Ищите друзей, компании и собеседников. Чем больше вы практикуетесь, тем лучше все получается.

  • ТЕГИ
  • Жизненный урок
  • мысли

Предыдущая статьяДва учения Аюрведы, которые изменят вашу жизнь

Следующая статьяНикаких мечтаний и целей в жизни

Реклама

Реклама

Популярные сообщения

Реклама

Специальные предложения Атманирваны

Риторика — искусство говорить красиво и правильно — Информационно-аналитический Центр (ИАЦ)

Сейчас в мире идёт большой обмен информацией, причём совершенно разнообразной, и обмен осуществляется различными способами. В современное время, как бы печально это не было, но всё живое общение нам заменили Интернет c социальными сетями. Человек XXI века живёт в мире больших возможностей, инновационных технологий, так сказать, идёт в ногу со временем, и всё вроде бы хорошо, прогресс не стоит на месте, но, одно большое но, вместе со всем этим куда-то исчезает умение правильно и красиво говорить, излагать свои мысли. Многие уже давно перестали обращать внимание на элементарные грамматические или пунктуационные ошибки, которые допускают при написании чего-либо, поскольку это стало нормой. То же самое происходит и в устной речи. Порой человек говорит, и, похоже, сам не понимает, что он пытается донести до своего слушателя. В таком случае про слушателя и не стоит даже говорить, естественно, что он ничего не поймёт. Вот в этом вся беда современного общества. В языке столько слов, чтобы сказать, о чём думаешь, мечтаешь, что хочешь сделать, но многие и двух слов связать не могут, чтобы доходчиво выразить свои мысли.

Вот именно с этого момента и возникает вопрос: «Что же тогда такое правильное речевое общение? И каким оно должно быть?» О том, что говорить нужно не просто связно и правильно, но и красиво, прописная истина. Но мало кто может похвастаться тем, что его учили искусству красноречия и что он им обладает. Такой предмет, как риторика, преподают далеко не во всех школах, а если и включают его в программу, то часто не могут найти хороших учителей. Попросту говоря, красивая речь для большинства людей — это то, чему они якобы должны учиться, но не знают, как и где это можно сделать. Мы решили посвятить цикл статей этой важной теме — риторике, как умению правильно и красиво говорить.

Для каждого человека важно уметь общаться, так как такой навык является хорошим помощником во многих жизненных ситуациях. На коммуникативных способностях строятся почти все успехи на учёбе, работе, в личной жизни. Если информация подаётся оратором лаконично и структурированно, то она дойдёт до слушателей в лучшем виде. Наука, которая изучает все детали ораторского искусства, называется риторика. Именно благодаря ей можно сделать свою речь ясной и убедительной.

Риторика помогает придать речи ясности, конкретики, убедительности.

А правильное речевое общение или устная коммуникационная деятельность, по определению А.В. Соколова (родился в 1934 году, специалист в области социальных коммуникаций), «есть духовное общение социальных субъектов». Ещё в далёкой древности Аристотель, роль которого в разработке классической риторики наиболее значима, отвечал на этот вопрос так:

«Любая речь слагается из трёх элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего; (я разумею слушателя)». [ 1 ]

И тут возникает вопрос: «Актуально ли высказывание Аристотеля в наши дни?». Ответ на этот вопрос является многогранным. Но сначала обратимся к истокам возникновения риторики.

Риторика в древнее время

Софисты в Древней Греции перед публикой

Происхождение риторики началось ещё в древней Греции. Благодаря тому, что в этом государстве формировалась демократия, умение убеждать приобрело немалую популярность в обществе.

Каждый житель города имел возможность пройти обучение ораторскому мастерству, которое преподавали софисты. Эти мудрецы считали риторику наукой убеждения, которая изучает способы словесной победы над соперником. Из-за этого в дальнейшем слово «софизм» вызывало отрицательную реакцию. Ведь при них риторика рассматривалась, как уловка, выдумка, хотя ещё раньше эту науку считали высшим мастерством, умением.

Аристотель (383 — 322 годы до н.э.)

В Древней Греции создавалось много трудов, раскрывающих риторику. Автором классического греческого трактата об этой науке является известный мыслитель Аристотель.

Данный труд под названием «Риторика» выделил ораторское искусство среди всех остальных наук. В нём были определены принципы, на которых должна строиться речь, и указаны способы, применяющиеся как доказательства. Благодаря этому трактату Аристотель и стал основоположником риторики как науки.

В Древнем Риме в становление риторики внёс свой вклад Марк Туллий Цицерон (106 — 43 годы до н.э.), который занимался политикой, философией и ораторским искусством. Он создал произведение под названием «Брут или о знаменитых ораторах», описав развитие науки в именах популярных ораторов. Также он написал труд «Об ораторе», в котором рассказал о том, какое речевое поведение должно быть у достойного оратора.

Затем Цицерон создал книгу «Оратор», раскрывающую основы красноречия.

Цицерон считал риторику самой сложной наукой в отличие от других. Он утверждал, что для того, чтобы стать достойным оратором, человеку необходимо иметь глубокие познания во всех областях жизнедеятельности. В противном случае он просто не сможет поддержать диалог с другим человеком.

Марк Фабий Квинтилиан

Марк Фабий Квинтилиан в сочинении из 12 книг «Риторические наставления» проанализировал риторику, дополняя собственными выводами относительно всех её составляющих. Он ценил ясность слога, умение оратора пробудить эмоции в слушателях. Риторика определялась им как «наука хорошо говорить». Квинтилиан также дополнил учения риторики, указав значимость невербальной составляющей.

В средние века риторика стала называться гомилетикой, церковным красноречием и, конечно, изменила облик и внутреннее содержание. Теперь красноречие было направлено на прославление Бога и его величия, а также на то, чтобы доказать существование высшей силы исключительно умозрительно, в теории, на словах.

Развитие риторики в России

А.С. Пушкин в Царскосельском лицее. Картина И.Репина, 1911 год

Риторика в России возникла на основе римской науки. К сожалению, не всегда она была столь востребована. Со временем, когда менялись политико-общественные режимы, необходимость в ней воспринималась по-разному.

Развитие российской риторики по этапам:

  • Древняя Русь (до 988 года). Жизнеречение — внутриобщественная функция ж-рече-ства. Это очевидно для вспоминающих, что буква «Ж» в славянской азбуке имеет название «Живёте». Понятийный же корень «рече» (речь, как выражение мысли) непосредственно присутствует в обоих словах, что говорит об очень серьёзном отношении к тому, что рекётся индивидом. Даже буква «Р» имела название «рцы». А «Рцы» — форма повелительного наклонения, аналогичная по смыслу нынешнему «реки́». Вот жречество должно было властно (в том смысле, что слова не должны оставаться без соответствующих их смыслу последствий) «говорить» о том, как должно жить общество и как оно должно решать возникающие в его жизни проблемы, и что будет, если оно будет жить иначе и не будет решать проблемы.
  • Русь Киевского периода (XII — XVII вв.). В этот период ещё не существовало термина «риторика» и учебных книг по ней. Но и тогда и раньше, безусловно применялись некоторые её правила. Люди в то время называли этику речи краснобайством, красноречием, благоречием либо риторикией. Обучение искусству слова проводилось на основе богослужебных текстов, которые создавали проповедники. К примеру, одним из таких сборников является «Пчела», написанный в XIII веке.
  • Первая половина XVII века. В этот период важным, реперным событием стало издание первого русского учебника, раскрывающего основы риторики.
  • Конец XVII — начало и середина XVIII века. На этом этапе была издана книга «Риторика», написанная Михаилом Усачёвым. Также было создано множество произведений, таких как «Старообрядческая риторика», труды «Поэтика», «Этика», несколько лекций о риторическом искусстве Феофана Прокоповича.
М.В. Ломоносов — «Риторика»
  • XVIII век. В данное время произошло формирование риторики как российской науки, огромный вклад в которое внёс Михаил Васильевич Ломоносов. Он написал несколько произведений, посвящённых ей, из которых книга «Риторика» стала основой в развитии данной науки.
  • Начало и середина XIX века. Данный период характеризуются тем, что в стране происходил риторический бум. Известные авторы издавали большое количество учебных пособий. К таковым относятся труды И.С. Рижского, Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А. И. Галича, К.П. Зеленского, М.М. Сперанского.
  • Однако, начиная со второй половины века данную науку начинает активно вытеснять словесность. Советские же люди изучали стилистику, лингвистику, культуру речи и меньше — риторику.

Как обстоят дела с риторикой в наше время?

Кое-где она преподаётся, входит в число не факультативных, а обязательных дисциплин. Однако косноязычия и элементарного неумения выступать публично от этого меньше, увы, не становится. Однажды социологи спрашивали респондентов о том, чего те больше всего боятся. Ответы были вполне предсказуемыми — тяжёлой болезни или смерти: как собственной, так и близких нам людей. Действительно, против этой напасти мы часто оказываемся бессильны. А вот на втором месте, с очень небольшим отрывом от страха смерти, находится … страх публичного выступления. Странно и неожиданно? Это ещё как сказать…

Вспомните каждый самого себя в школьные годы. Когда в начале урока начиналась проверка домашнего задания и кого-то непременно вызывали к доске. Какие были ощущения, когда называли твоё имя? Даже когда был готов и уверен в себе — всё равно начинались волнение, а то и паника. Идёшь к доске — и кажется, что твои шаги гулко отдаются в тишине, а сердце колотится так, словно норовит выскочить из груди. Ни дать ни взять — идёшь на казнь. Так что страхи были, и ещё какие!

Из этих полудетских страхов и вытекает первая необходимость риторики как способа обрести уверенность в своих силах. Ведь, если разобраться, почему некоторые рот открыть боятся у доски, почему их охватывает немота, хотя они всё или почти всё знают? У них просто нет навыка связной, грамотной, красивой речи — всех тех навыков, которым и учит риторика.

А когда ещё и кавардак в голове, в мыслях, то и в устной, в звучащей речи будет тот же сумбур. Не можешь сформулировать тезисы будущего выступления устно, в теории — почти наверняка будешь сбиваться и путаться на практике. Так что чем раньше и целостнее сложится мировоззрение, система наших взглядов — тем лучше для нас. И тогда будет ясной голова.

Вообще достаточно задать себе простой вопрос: а что будет, если вы не сможете достойно выступить и с треском провалитесь? Мир ведь не исчезнет. Надо понимать, что любой опыт ценен, в том числе и отрицательный. Словом, можно больше приобрести, нежели потерять. А путей избавлений от страхов предостаточно.

Во-вторых, риторика просто незаменима тогда, когда мы проходим процесс первичной и, тем более, вторичной социализации — от семьи к дружеской компании, школе и вузу, не говоря уж о взрослой, самостоятельной жизни. Нам помогают определиться по жизни все вокруг — причём, делая это чаще всего не с помощью невербальных средств общения, а посредством живого слова. Полноценной замены ему нет, и вряд ли она когда-нибудь найдётся. Если вовремя не приобрести навыков успешной коммуникации, полноценного общения — вряд ли ты в жизни чего-то значительного добьёшься. Так и будешь, как говорится, вариться в собственном соку, будешь нем, как рыба, и примешься судорожно глотать обиды вперемешку со злостью и завистью на окружающий мир — мол, я такой замечательный, а меня недооценили, не заметили. А лучше действовать! Как это делал Демосфен — величайший оратор античности. Ведь он и надежд никаких не подавал, но превозмог свои слабости — физические и духовные — и стал тем, кем он стал. Так что есть, на кого равняться.

Когда опытные тренеры в области риторики начинают спрашивать у аудитории, кто и зачем хочет научиться хорошо говорить публично, то многие лукавят и спешат спрятаться за красивые фразы типа «хочу повышения по службе» или «хочу оказывать влияние на других». Во всех этих репликах есть своя доля правды, но далеко не вся. А весь секрет, точнее, отсутствие такового, заключается в том, что многим втайне хочется получать удовольствие от самого процесса говорения и производимого им эффекта. Только стесняются или боятся в этом признаться — себе и людям.

Так вот, в-третьих, мало что сравнится с удовольствием именно от успешного публичного выступления, особенно когда почувствуешь вкус к этому делу. Только представьте себе в обозримой перспективе — тебя слушают со всё возрастающим вниманием, люди жадно ловят каждое твоё слово, контакт между тобой и аудиторией прочный и устойчивый, настрой — дружеский. Конечно, до такой почти идеальной ситуации ещё нужно дорасти и дотянуться. Но и здесь всё в наших руках.

В-четвёртых, сила слова многократно возрастает, когда это слово — публичное, услышанное, а затем подхваченное многими. Тем более, если это слово исходит от человека компетентного во многих вопросах, держащегося уверенно и спокойно, сохраняющего чувство собственного достоинства, доброжелательно настроенного по отношению к аудитории и не возвышающегося над ней. Хороший оратор, а по совместительству — психолог или педагог, воспитатель — находка для любой компании, учебного заведения, коллектива.

Наконец, для тех, кто мечтает о карьере и финансовом успехе, слово — тоже мощный рычаг и инструмент воздействия на умы и чувства людей. Конечно, не всем нам быть великими ораторами, — кому-то надо и сеять, и пахать, и строить, и мастерить что-то своими руками — но тот начальник и руководитель, кто не лезет за словом в карман, у кого поставлена речь, кто обладает даром убеждения и обаяния, уже не просто начальник и руководитель, а настоящий харизматический лидер, за которым пойдут хоть на край света. Если покопаться в не столь уж и далёкой от нас истории, почитать воспоминания, то мы узнаем, какими замечательными ораторами были Наполеон Бонапарт, Троцкий, Гитлер и Муссолини. Они не перестают быть при этом великими диктаторами и злодеями. Именно поэтому и важно умело распорядиться своим влиянием и не использовать его во вред. Так что трижды прав поэт Владимир Маяковский, который назвал слово «полководцем человечьей силы» («Сергею Есенину»,1926 год ).

А слово — это и есть главное орудие оратора, данное ему от Бога или от природы. И тот, кто приобщился к риторике всерьёз и надолго, уже никогда не спросит, зачем она нужна.

Послесловие

В мире есть наука, которая носит гордое название — риторика. Жаль, конечно, но есть люди, которые не знают о её существовании или её значении. Так вот именно риторика занимается вопросами правильной и красивой речи, говоря самым простым языком. Именно риторика разбирает ошибки в общении. По нашему мнению, её не помешало бы ввести в школы обязательным предметом. Просто, глядя на современное молодое поколение, видно, что многим она явно не помешала бы.

И в заключение, возвращаясь к вопросу об актуальности высказывания Аристотеля, можно сказать, что оно более чем актуально. Ведь если подумать, то быть хорошо подготовленным, обладать приличным словарным запасом, уметь собрать свои мысли в единое целое и донести их до слушателей, учитывая особенности аудитории — это очень тяжёлый труд. Но посильный. Ведь как говорил Цицерон:

«Красноречие есть нечто такое, что даётся труднее, чем кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний».

Он не случайно поставил старания после знаний. Только хорошо понимая, зачем и почему нужно то или иное знание, человек будет стараться его освоить.

Ну и пусть не все мы владеем искусством красноречия, но говорить красиво, правильно, вежливо и понятно мы можем и должны. Вот как раз, поэтому высказывание Аристотеля актуально и поныне. Люди постепенно разучиваются говорить так, как это было положено, и как бы печально это не было, но факт остаётся фактом. Но ведь в наших силах всё исправить. Хотя бы на личностном уровне. Не так ли?

В следующих статьях о риторике мы будем приводить как поучительные истории, так и методики повышения своих ораторских навыков.

Материалы и ссылки »

Материалы:

[ 1 ] http://ebooks.grsu.by/antich_ritor/ritoricheskoe-uchenie-aristotelya-384-322-gg-do-n-e.htm

Красивая речь
https://www.syl.ru/article/86009/krasivaya-rech-vsem-li-nujno-izuchat-ritoriku

Книга «Риторика»
https://info.wikireading.ru/250521

Как научиться говорить красиво. Обзор риторики: история и польза науки
http://yourspeech.ru/eloquence/rhetoric/ritorika-kak-nauka.html

Зачем нужна риторика?
http://bacenko.ru/zachem-nuzhna-ritorika/

Риторика
https://studfiles.net/preview/4190043/

Иллюстрации:

https://cont.ws/uploads/posts2/350507.jpg

http://iktphysics.ucoz.net/_ph/4/379003852.jpg

https://simg.marwin.kz/media/

https://bookz.ru/pics/orator_088. jpg

http://ra-ja.ru/wp-content/uploads/2018/02/kvintilian-217×300.jpg

http://900igr.net/up/datas/74100/018.jpg

https://img01litfund.ru/images/lots/6/06-005-149-60-CC157220.jpg

http://static1.repo.aif.ru/1/fe/163061/b094bd6c04a8bc24cf6005791c30f7f5.jpg

http://www.adsl.kirov.ru/projects/pictures/

https://ucarecdn.com/8d2e8064-8589-4d28-a627-ee795ca2eac1/-/format/jpeg/-/quality/lighter/

Искусство хорошо говорить

Во времена кризиса, страха и неуверенности нам нужно обратить внимание на искусство хорошо говорить — способность, как выразился Чарльз Дарвин, для того, чтобы наши слова, язык и манера говорить стали своего рода машина для вытачивания общих законов из больших коллекций фактов.

Буквальный язык и обыденная речь притупляют. Некоторые считают, что наш язык находится в упадке, его захватили профессиональные группы, говорящие на жаргоне и кодирующие во все более специализированном и лишенном места обществе. Индустриальный и технологический век не придавал большого значения созданию языков. Метафоры, взятые из компьютеров, спорта, войны и машин, часто состоят не из богатых или вызывающих воспоминания образов, а из данных, битов и кода.

Когда нам больше всего нужен язык, чтобы выразить то, что мы чувствуем, нам не хватает слов. Наш буквальный язык кажется неадекватным, когда нами движет великая сила страха, печали или радости.

В прошлом целью языка было не только сообщать , но и преобразовывать . Живой язык коренится в чувствах и переживаниях. Что бы вы ни хотели сказать, оставьте корни, писал поэт Чарльз Олсен. Пусть болтаются / И грязь / Лишь бы стало ясно / Откуда они.

Ускоряющийся темп нашей жизни препятствует нашей способности оставить корни и не торопиться, чтобы выразить то, что мы действительно имеем в виду, и укоренить наш язык в переживаниях, которые кажутся подлинными и реальными. Наше утилитарное использование языка меркнет по сравнению с речью таких великих ораторов, как Уинстон Черчилль и Мартин Лютер Кинг, ораторов, которые всегда знали правильный тон, настроение и язык, чтобы привести к любому кризису.

Тем не менее, у всех нас есть способность говорить четко и хорошо, отвечая на то, что требует момент. В эти моменты мы не просто говорим, нас привел к речи . Что-то первозданное звучит в нашей буквальной речи, придавая тон, глубину и смысл произносимому слову.

Это момент, когда мы находим наш пророческий голос. В брожение нашего времени именно этот голос больше всего нужен, поскольку он может помочь осветить путь вперед. Но это могут быть и тихие голоса, которые трудно услышать.

Этот пророческий голос можно использовать несколькими способами.

Когда мы принимаем внутреннюю власть говорить

Те, кто говорят пророчески, делают это без какого-либо официального положения, кроме качества их присутствия, мудрости их сердца и внутреннего места, из которого они говорят. Они черпают свою мудрость, чтобы говорить, опираясь на авторитет своей собственной прочувствованной жизни, а не на заранее определенную и детальную стратегию или идеологию. Часто они следуют за нитью своего собственного возникающего понимания, поэтому они могут чувствовать себя неподготовленными к разговору.

Мартин Лютер Кинг говорил не по подготовленному тексту своей знаменитой речи «У меня есть мечта». На самом деле, по словам тех, кто был с Кингом, он выразил нежелание произносить эту речь. Но, следуя за нитью собственного вдохновения и принимая, что жизнь в языке всегда живет между нами, а не от нас, он услышал слова, которые тронули бы нацию.

Когда мы убеждаем своим присутствием

Роберт Фрост однажды сказал, что слова сами по себе не передают смысла — его передает их звучание. Когда мы говорим искренне и в ответ на то, что требует момент, наши слова становятся здравыми.

Пророческие ораторы убеждают не преувеличением своей личности, а качеством своего присутствия. Их речь — это подношение творческому и наполненному радостью чувству самого творения. Великий вождь военного времени Уинстон Черчилль произнес одну из своих лучших речей, когда в ответ на слова французских генералов, предсказавших, что Гитлер свернет британцам шею, как цыпленку, через три недели, сказал в ответ: «Курица, шея».

Когда мы говорим на языке надежды, а не отчаяния

Говорить хорошо — значит предлагать миру рассказ о надежде, а не отчаянии. Все великие речи — это любовные стихи, потому что они раскрывают любовь к языку и тому, как слова работают вместе. Таким образом, говорить пророчески — значит предлагать видение того, как можно сделать будущее правильным, а не ошибаться.

Сила пророческого голоса в том, что он предлагает выражение обетования, а не недостатка. Это интуитивный голос, который предвидит наилучшее будущее еще до того, как оно произойдет. Этот рассказ предлагается в форме приглашения, а не плана или объяснения. Он предлагается в духе, верном цели всей поэзии, которая состоит в том, чтобы испытать, а не объяснять.

Когда наши слова укрепляются ферментом мира

Слова имеют значение, и пределы нашего языка раскрывают границы нашего мира. Пророческий голос проясняется и укрепляется закваской и сложностью нашего мира, а не ослабляется ею. Те, кто стремится уменьшить, разделить или отрицать этот голос, ставят под угрозу свое право по рождению, а вместе с ним и свою власть говорить.

Другими словами, человек является пророческим оратором, если его воображение стимулируется и расширяется трудностями мира, а не притупляется ими. Они говорят из брожения социальных потрясений, а не из-под него.

Искусство красиво говорить знакомит нас с новыми способами мышления и существования в нашем мире. Это напоминает нам, что мы должны продолжать быть бдительными. Слова не бессмысленны; это не выражения, которые можно использовать без последствий. Слова при небрежном использовании могут легко превратить сообщество в толпу.

В тени этой страстной напряженности становится еще более настоятельной необходимость служить пробным камнем для того, чтобы говорить ясно и сострадательно. Сосредоточив сердце на собственном спокойном убеждении, мы можем получить новое откровение.

Project MUSE — Глава 9 Искусство хорошо говорить при дворе графов Тулузы обстоятельства своего выступления.

1 Правила для circustantiae locutionis были систематически изложены в средневековых книгах по риторике, которые в значительной степени основывались на Цицероновом De Inventione и его преемниках. Уже Боэция De Topis Differentiis изложены семь тем или обстоятельств , подлежащих рассмотрению. Как резюмировал монах девятого века Ремигий Осерский в своем комментарии к Martianus Capella, они очень похожи на вопросы, которые даже сегодня мы считаем ключевыми для критического мышления: быть чутким к обстоятельствам означает спрашивать «кто, что, почему, в каким образом, где, когда, какими способностями». 2

Члены двора графов Тулузских около 1200 г. не выпускали — и даже, насколько нам известно, не использовали — любезной книги или трактата по искусству риторики. Но некоторые из этих придворных — бюрократы, составившие хартии комитатов, и трубадуры, которые, хотя и писали на старом окситанском, а не на латыни, тем не менее были «грамотными», — несомненно, изучали такие книги в рамках своего обучения. Соборная школа Сент-Этьен-де-Тулуза была основана в конце одиннадцатого века, а к концу двенадцатого была школа в Сен-Сернен. 3 Безусловно, многие люди при дворе Тулузы были родом из других частей Миди, но после григорианской реформы все эти области обслуживались своего рода школами.

Таким образом, мы должны ожидать, что писания, исходящие от двора Тулузы, будут, по крайней мере, до некоторой степени внимательны к обстоятельствам локуции . Здесь я хочу выделить из материалов, которые не должны были быть правилами риторики, способы, которыми они, тем не менее, использовали и адаптировали эти правила. 4 Адаптация здесь должно быть ключевым словом, потому что я рассмотрю стихи, написанные на древнеокситанском языке, а не произведения на латыни. Два графа Тулузы — Раймон V (1148–1194) и Раймон VI (1194–1222) — покровительствовали многим трубадурам. Кроме того, тесно связанный со двором Раймонда [Конец страницы 141] VII (1222–1249) был анонимным автором второй части La Chanson de la Croisade albigeoise , длинной эпической поэмы на старом окситанском языке, которая заняла во внимание «кто, где и когда» хорошей риторики. Мы увидим, что трубадуры в основном концентрировались на обстоятельстве «кто»: кто они были, к кому обращались. Они высоко ценили поэтический голос в своих стихах. Предполагая тщательно сформированную персону, они использовали соответствующие слова для обращения к своему покровителю. Анонимный поэт из Chanson был менее заинтересован, чем трубадуры, в том, чтобы принять хорошо сработанный образ, но, когда он писал строки, которые должны были говорить его главные герои, он тоже остро осознавал, «кто» тоже говорил. как обстоятельства «где и когда».

При Раймонде V у комитального двора было два основных места: город Сен-Жиль-дю-Гар в Провансе и город Тулуза в Лангедоке, где графы владели замком. 5 Когда Раймонд VI стал графом в 1194 году, он заключил договоры, чтобы положить конец многим войнам, в которых его отец участвовал на протяжении десятилетий. Это позволило ему сосредоточиться на Тулузене. Однако его успешные переговоры с местными и отдаленными лордами были внезапно прерваны, когда церковь обвинила его в бездействии перед лицом еретиков. Отлучен от церкви в 1207 году и снова в 2011 году папой Иннокентием III (119 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *