Исследование вербального и невербального интеллекта: 27. Исследование вербального и невербального интеллекта

Содержание

Роль диагностики невербального интеллекта в психологической практике //Психологическая газета

Процессы, происходящие в современном мире, провоцируют множество изменений в обществе. Интерес к исследованию особенностей невербального интеллекта обуславливается многими важными причинами, в частности, проблемами различных отраслей психологии: общей и возрастной психологии, гендерной психологии и психологии одаренности. Несмотря на устоявшиеся определения категории интеллекта в психологии, точку в его изучении как психологического феномена ставить все-таки рано. Нет единства и в мнениях ученых по элементам его содержания, структуры и сфер реализации. C диагностикой вербального интеллекта все, вроде бы, определенно: вербальный интеллект используется человеком намного чаще и активнее, чем другие виды интеллекта. Он теснее связан с уровнем учебной успеваемости, чем другие виды интеллекта. По общепринятому мнению, именно он определяет успешность обучения. Но не стоит забывать, что вербальный интеллект – это только часть цельной структуры мышления.

Большое значение в психологической диагностике имеет и изучение невербального интеллекта. Так принято называть тип мышления, который опирается на образы и представления, а также отвечает за визуализацию. Он тесно взаимосвязан с развитием мыслительной деятельности. Для прохождения невербальных психодиагностических тестов не требуется умение читать и писать, а в качестве заданий в таком тестировании могут использоваться предметы, изображения и многое другое.

Невербальные тесты очень важны для оценки интеллекта людей, которые могут, по целому ряду причин, иметь трудности с оперированием вербальным материалом, например, в случае прохождения тестирования на втором языке для испытуемого, в ситуациях, когда люди говорят на разных диалектах, когда тестируются очень маленькие дети, а также люди, имеющие какие-либо нарушения развития, сенсорные расстройства. Также такие методики часто используют для диагностики детей с дефектами речи и задержками развития, неграмотных людей любой возрастной категории и тех, кто длительное время испытывал дефицит общения.

Примеры методик диагностики невербального интеллекта

Первоначальный вариант теста был разработан профессором психологии штата Орегон С. К. Косом в 1927 году под названием «The Block Design Tests» (Тесты узоров из кубиков). Наиболее широкую известность тест «Кубики Коса» получил после включения его в 1939 году американским психологом Дэвидом Векслером в батарею субтестов для измерения интеллекта. Векслер упростил оригинальный вариант теста, сократив количество кубиков до девяти, цветов – до двух, а карточек с узорами – до десяти. До настоящего времени данная модификация теста успешно применяется в методике измерения интеллекта Д. Векслера. Тест «Кубики Коса» благодаря сложной комплексной природе заданий оказался наиболее информативным при изучении невербального интеллекта в целом и стал рассматриваться как самостоятельное средство для его измерения. Функционирование невербального интеллекта связано с особенностями восприятия, моторики, зрительно-моторной координации, спецификой пространственных представлений, конструктивных и эвристических способностей.

«Кубики Коса», требующие проявления комплекса перечисленных качеств, оказались высокочувствительными к выявлению невербальной одаренности. Тест широко используется в профориентации и профотборе для оценки способностей к ручной практической деятельности и интеллектуальных предпосылок технических способностей, в образовании для выявления интеллектуальных возможностей обучения, в медицине для диагностики ряда нейропсихологических и психопатологических симптомов.

В процессе тестирования испытуемого предлагается собрать из имеющихся кубиков фигуру, изображенную на карточке. Время работы над каждой фигурой ограничено. Наблюдение за поведением испытуемого в процессе тестирования также позволяет получить дополнительную информацию о качественном своеобразии его мыслительных процессов, особенностях эмоционального реагирования и чертах характера, некоторых психопатологических симптомах. Тест имеет детскую и взрослую формы и позволяет  работать с людьми в возрасте от 5 до 75 лет, адаптирован на отечественной выборке.

Тест предназначен для измерения уровня общего интеллекта и относится к разряду так называемых «свободных от влияния культуры» тестов. Основная психодиагностическая ценность таких методик заключается в возможности оценивать преимущественно биологически детерминированный («врожденный») компонент интеллектуального потенциала, не зависящий от последующих влияний культурной среды (воспитания, образования, целенаправленного обучения). Тест является невербальным, а, значит, на его результаты не влияют языковая принадлежность и уровень образования испытуемых. «Культурно-независимый тест интеллекта» опирается на концепцию интеллекта Раймонда Кеттелла, получившую достаточно широкое распространение в англоязычных странах.

По мнению автора, общий фактор интеллекта имеет психологический смысл, если опираться на двухфакторную модель: «общий флюидный фактор» (или «свободный» интеллект) и «общий кристаллический фактор» (или «связанный» интеллект):

  • «Свободный интеллект» формируется преимущественно под влиянием биологических факторов, на базе индивидуальной архитектоники коры больший полушарий мозга. В этом смысле индивидуальное развитие уже на ранних возрастных этапах сопровождается развитием единой общей интеллектуальной способности. Она не связана с усвоением каких-либо специфических знаний, навыков, умений или развитием какой-либо отдельной психической функции (сенсорной, моторной и т.п.). «Флюидные» способности опираются на понимание основных видов логических взаимосвязей, на ведущие операции мышления: часть-целое, понимание сходства, причинных связей, индукцию, дедукцию, пространственные отношения. «Флюидный (свободный) интеллект определяет способность выделять взаимосвязи между объектами, которые индивид способен воспринимать и  которыми способен манипулировать. Исследования психологов показывают, что в результате травм мозга и в процессе биологического старения «свободный интеллект» страдает в первую очередь при большей стабильности «связанного интеллекта», который может оставаться сохранным до глубокой старости.
  • «Связанный интеллект» является продуктом усвоения разнообразных видов перцептивных и моторных умений и развивается на базе «свободного интеллекта» в процессе игровой, учебной и профессиональной деятельности, в процессе воспитания и общения, усвоения культурных ценностей.
    Его развитие обусловлено и спецификой образования, и некоторыми личностными особенностями (интересами, ценностными ориентациями, мотивацией, особенностями индивидуального развития памяти, внимания и т.д.). С этой точки зрения «связанный интеллект» близок к концепции Векслера и измеряется с помощью традиционных тестовых методик.

Интеллектуальный тест Кеттелла измеряет именно «свободный интеллект» на основе перцептивных заданий, в которых интеллект проявляется через особенности восприятия. Методика может использоваться в образовательных учреждениях различных уровней и специфики, кадровых психологических службах, центрах занятости населения, так как является наиболее подходящим инструментом для:

  •  оценки интеллекта при приеме на работу;
  • в профессиональной ориентации, для составления прогноза успешности профессиональной переквалификации;
  • выбора уровня образования, оценки интеллектуального развития и выявления причин неуспеваемости учащихся.

Рисуночный тест разработан американской художницей и арт-терапевтом Роли Силвер, почетным членом Американской арт-терапевтической ассоциации. Тест является сравнительно новой методикой и обладает значительными диагностическими возможностями, позволяет проводить оценку как когнитивной, так и эмоциональной сферы, а также проанализировать пространственное мышление, творческие способности,  актуальное эмоциональное состояние обследуемого. В первую очередь, методика рассчитана на диагностику невербального интеллекта и тех когнитивных особенностей, которые при использовании вербальных тестов могут остаться незамеченными. Как утверждает Р. Силвер, «визуальные образы могут служить языком познания, а потому познавательные навыки могут быть оценены как с помощью визуальных, так и вербальных тестов». Данный тест востребован, прежде всего, в тех случаях, когда когнитивные способности маскируются плохим развитием речевой функции, нарушениями слуха или в силу иных причин.

Уровень развития визуального мышления может превосходить, и в некоторых случаях весьма значительно, уровень развития речи. Тест Силвер может с успехом использоваться в дифференциальной диагностике олигофрении, задержки психического развития и нижних границ нормы. В то же время, тест учитывает взаимосвязь и взаимовлияние когнитивных и эмоциональных процессов, в связи с чем, он включает два компонента: когнитивный и эмоциональный. Оценка эмоционального компонента позволяет не только уточнить механизмы когнитивных нарушений, но и получить важную дополнительную информацию клинического характера. В частности, оценка эмоционального компонента позволяет проводить диагностику депрессии и маскированной депрессии.

Основная цель создания Рисуночного теста Силвер состояла в том, чтобы иметь инструмент для оценки когнитивных способностей людей, которым тяжело понимать других и быть понятыми другими. Здесь рисунок играет ту же роль, что и речь, являясь при этом первичным каналом восприятия и передачи идей.

Тест позволяет решить следующие задачи:

  • Обходить язык в оценке способности решать концептуальные проблемы;
  • Обеспечить большую точность в оценке когнитивных способностей и недостатков, которые могут быть незамеченными в вербальных тестах;
  • Облегчать раннюю идентификацию детей или подростков, подверженных депрессии;
  • Предоставить пре- и посттест для оценки динамики когнитивного развития или эффективности образовательных или поведенческих программ.

Тест ориентирован на оценку невербального интеллекта. Методика применима для детей от 6 лет и взрослых. Тест эффективно применяется в психологическом консультировании и психотерапии — для выявления эмоциональных расстройств, в частности, склонности к депрессии, агрессии, суициду; в здравоохранении — для диагностики задержки психического развития; в образовании — для выявления уровня развития невербального интеллекта, творческих способностей и способностей к объемно-геометрическому анализу, прогноза обучаемости; при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми.

Существует также множество комплексных методик, включающих в себя субтесты для оценки уровня невербального интеллекта, например тест Векслера, тест Амтхауэра и другие.

Хочется еще раз подчеркнуть, что интеллект, как особый психологический механизм, влияющий на все основные сферы деятельности человека, очень важно рассматривать комплексно. Просто иногда для того, чтобы заглянуть вглубь и увидеть истинную картину, требуется открыть запасную дверь. В случаях, когда вербальная сфера испытуемого по каким-то причинам затруднена, невербальные методики оценки интеллекта могут значительным образом помочь специалисту в решении целого ряда психодиагностических и образовательных задач.

Психогенетика общих и частных способностей. Психология интеллекта и одаренности

Психогенетика общих и частных способностей

Достаточно твердо установленным результатом является более высокая наследуемость общего интеллекта, чем специальных способностей. Так, Петрилл при обследовании вербальных и пространственных способностей, скоростных показателей и памяти у престарелых близнецов обнаружил высокую генетическую детерминацию через фактор g (Петрилл, 2001). Генетические влияния, независимые от g и воздействующие непосредственно на частные способности, оказались пренебрежительно малыми и могли быть исключены из модели без значимого ухудшения ее предсказательной силы.

Еще один парадоксальный результат современной психогенетики получен в отношении вербального и невербального интеллекта. Традиционно из общих соображений предполагалось, что среда в наибольшей степени влияет на вербальный интеллект (Д. Векслер). Однако эмпирическая психогенетика показала совсем другое: в большей части исследований обнаруживается большая наследуемость вербального интеллекта. Ряд таких исследований обобщил Пломин (Plomin, 1986). Впрочем, результаты такого рода достаточно неустойчивы. Так, в исследовании Н. М. Зыряновой генетическая обусловленность оказалась более высокой в невербальных тестах (Малых, 1995).

В то же время средовые исследования, как это ни странно, приводят к противоположному результату: большее влияние среды обнаруживается, скорее, в области вербального интеллекта. Так, в ряде исследований было показано, что число детей в семье и промежутки в их рождении больше влияют на вербальный интеллект, чем на невербальный. В огромном американском исследовании с выборкой в 800 000 младших школьников, проведенном в 1965 г., наибольшее влияние порядка рождения детей в семье было обнаружено в наиболее вербальном субтесте (использование слов), а наименьшее – в наименее вербальном, математическом (Breland, 1974). Подобные же результаты были получены в исследовании семей с тремя детьми: дети «с меньшим промежутком в рождении имели меньший словарь и худшие результаты по чтению, чем дети с большим промежутком. Для тестов невербальных способностей не было обнаружено различий для субгрупп с различным промежутком» (Wagner et al., 1985, p. 157).

Наконец, еще одно подтверждение мы находим в большом американском исследовании, связанном с национальным обследованием здоровья детей 6–11 лет. При сравнении по субтесту «Словарный» теста Векслера дети, имевшие одного брата или сестру, превзошли тех, у кого их было не менее семи, на 17 баллов. По субтесту «Кубики Косса» разница составила всего 8 баллов (Roberts, Engel, 1974).

Интересное исследование провела Е. Уилсон (см.: Равич-Щербо и др., 1999). Она работала с семьями, в которых у монозиготных близнецов было еще не менее двух сиблингов. Оказалось, что близнецы меньше коррелируют по невербальному интеллекту со своими остальными братьями, чем те – между собой. По вербальному и общему интеллекту различий не наблюдалось. Таким образом, в среде монозиготных пар, по-видимому, создаются какие-то особые условия для формирования невербального интеллекта, что может оказывать воздействие на результаты по наследуемости разных видов интеллекта, получаемые близнецовым методом.

Можно, конечно, объяснить эти данные тем, что на вербальный интеллект действует в большей степени социальная среда, а на невербальный – несоциальная.

Дженсен предлагает еще одно объяснение: наследуемость интеллектуальных функций определяется их нагруженностью по фактору g (Jensen, 1997). Различие не проходит по линии вербальный/ невербальный, просто некоторые (не все) вербальные тесты могут иметь большую нагруженность по фактору g, чем большинство невербальных. Вопрос заключается в том, чем обусловливается большая или меньшая нагрузка той или иной интеллектуальной функции по фактору g. Этот вопрос отсылает к тем выводам, которые были сделаны ранее. Он будет рассмотрен после анализа проблемы скорости развития когнитивных функций, проявляющейся в так называемой диссинхронии развития одаренных детей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

6. Факторный анализ. Двухфакторная теория способностей Ч. Спирмена. Многофакторная теория способностей Т. Л. Килли и Л. Терстона

6. Факторный анализ. Двухфакторная теория способностей Ч. Спирмена. Многофакторная теория способностей Т. Л. Килли и Л. Терстона Тестовые батареи (комплекты) создавались для отбора поступающих в медицинские, юридические, инженерные и другие учебные заведения. Основой для

Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность)

Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность) Привычка начинать с дефиниций, внедренная в нашу психику немецкой научной традицией, ведущей свою родословную (через Гегеля) от средневековой схоластики, вынуждает в начале изложения давать определения

Психогенетика общих способностей

Психогенетика общих способностей Перед изложением результатов психогенетических исследований следует дать несколько пояснений, касающихся основных положений психогенетики, относительно новой для российской психологии специализации. Более подробное изложение

Психогенетика креативности

Психогенетика креативности Напомним, что психогенетика решает проблему соотношения детерминант фенотипической изменчивости признака, то есть причин индивидуальных различий между людьми, в том числе – различий в способностях. Как мы уже отметили выше, в психологии

Глава 9 Структура общих способностей

Глава 9 Структура общих способностей В этой, заключительной главе я попытаюсь изложить свою модель структуры общих способностей.Какова же зависимость продуктивной деятельности индивида от уровня развития и от структуры его общих способностей? Этот вопрос всегда

Методика определения общих способностей

Методика определения общих способностей Применяется для обследования взрослых. Цель: определение уровня общих умственных способностей.Материал и оборудование: краткий ориентировочный тест, бумага, ручка, секундомер.Описание. Тестирование проводится в парах,

Сходное мнение о частных свойствах

Сходное мнение о частных свойствах Представьте, что вам понравились новейшие модели одежды, демонстрировавшиеся на показе, устроенном в местном универмаге. Модели хорошие, но вы не чувствуете в себе достаточной уверенности и не прочь воспользоваться советом кого — либо

Решения на основании общих впечатлений

Решения на основании общих впечатлений Факты приводят к гипотезе, согласно которой сосредоточенное внимание и «выпуклость» объекта способствуют как переоценке маловероятных событий, так и приданию лишнего веса маловероятным исходам. «Выпуклость» усиливается простым

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЧАСТНЫХ СИТУАЦИЙ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЧАСТНЫХ СИТУАЦИЙ Придумывать способы обмануть или преодолеть свою лень — само по себе увлекательное занятие. Тем более, что иногда одного удачного приема достаточно, чтобы решить сразу целый пласт проблем.Я приведу в этой книге всего

Несколько общих кейсов

Несколько общих кейсов Если ты дочитал до этого места, презерватив можем взять из дерева. Что я имею в виду? Для тебя, внимательный читатель, сейчас будут три самых интересных кейса из нашей практики, которые полностью описывают всю структуру этой части книги, кратко

6.2. Аффирмирование общих верований

6.2. Аффирмирование общих верований «Каждый человек склонен приписывать ограничения своего собственного восприятия окружающему его миру» /А. Шопенгауэр/ Убеждения, присущие всемВесь прошлый раздел был посвящен выявлению и переработке ваших собственных индивидуальных

Формулировки некоторых частных жизненных целей

Формулировки некоторых частных жизненных целей Моя жизненная цель состоит в том, чтобы вдохновлять людей и давать им возможность жить по самым высоким своим мечтам в любви, гармонии и радости. Вдохновляю я их на это, собирая и распространяя воодушевляющие истории через

ТВО в самых общих чертах

ТВО в самых общих чертах • Изучите одно за другим обстоятельства, из-за которых вы оказались в нынешней ситуации. • Чего в итоге вы хотите добиться? Вместо косметических улучшений представьте себе, каким бы вы хотели видеть свое место в придуманном вами совершенном

Изменения вербального и невербального интеллекта в подростковом мозгу

Education

Исследование 2011 года, опубликованное в научном журнале Nature , о том, связаны ли структурные изменения в мозге и продольные изменения IQ.

Элис Шанбакер | 15 ноября 2011 г. 17 декабря 2020 г. | дети, познание

Способность человека к обучению часто считается статичной на протяжении всей его или ее жизни. Исследования, выявляющие изменения IQ (широко используемого стандартизированного показателя интеллектуальных способностей), как правило, не могут объяснить это изменение реальным повышением или снижением интеллекта, а не ошибкой измерения при тестировании, и большая часть вариаций IQ остается необъяснимой.

Исследование 2011 года, опубликованное в международном еженедельном научном журнале Nature, «Изменения вербального и невербального интеллекта в подростковом мозге», исследует, связаны ли структурные изменения в мозге и продольные изменения IQ. Ученые изучили 33 здоровых и неврологически нормальных подростка с широким спектром способностей, сначала протестировав их в 2004 году в возрасте от 12 до 16 лет, а затем снова в 2007/2008 году в возрасте от 15 до 20 лет.

Основные результаты исследования включают:

  • Вербальный и невербальный (производительность) IQ может повышаться или понижаться в подростковом возрасте, и эти колебания коррелируют со структурными изменениями в сером веществе в областях мозга, связанных с речью и движениями пальцев, соответственно. Эти структурные изменения позволяют предположить, что колебания IQ вызваны не только ошибкой измерения.
  • При комбинированном измерении вербального и исполнительского IQ у трети участников наблюдалось явное изменение измеренного интеллекта, при этом наибольший прирост составил 21 балл, а наибольшее снижение — 18 баллов.
  • Изменения серого вещества, связанные с вербальным и исполнительным IQ, не соответствуют области мозга, связанной с общим интеллектом (фактор г ), что указывает на то, что общий интеллект может оставаться относительно постоянным, в то время как вербальный и исполнительский IQ колеблются из-за изменений в сенсомоторной сфере. навыки.

Эти результаты могут быть «обнадеживающими для тех, чей интеллектуальный потенциал может улучшиться, и… предупреждением о том, что первые достижения могут не сохранить свой потенциал». В любом случае исследование предполагает, что было бы неразумно относиться к подросткам так, как будто их интеллект предопределен их показателями IQ. До сих пор неизвестно, распространяется ли эта пластичность мозга на взрослую жизнь, и необходимы дальнейшие исследования, чтобы определить причины этих колебаний и их влияние на успеваемость и перспективы трудоустройства.

В похожем исследовании ученые из Норвегии пришли к аналогичным выводам в своем исследовании 2011 года «Обучение в подростковом возрасте повышает показатели IQ». Они обнаружили, что увеличение количества лет обязательного школьного обучения для учащихся оказало «существенное влияние на измеренные показатели IQ» в возрасте 19 лет.

«Сравнение двух тестов невербального интеллекта как предикторов аки», Стэнфорд С.

Ларсон
  • < Предыдущий
  • Далее >
Дата награды:

5-1967

Тип документов:

Тезис

Название степени:

Мастер науки (MS)

Отдел:

Психология

Комитет. Глендон-Касто

Комитет

Глендон-Касто

Комитет

Глендон-Касто

Комитет

Рональд С. Петерсон

Комитет

Роберт Публиковер

Резюме

Это исследование было поиском действенного и надежного инструмента для измерения и оценки учащихся школы навахо, чье культурное и двуязычное образование делает многие высоковербальные тесты ненадежны. Для исследования были выбраны два теста: Чикагский невербальный экзамен и Бескультурный тест Института Кеттелла по тестированию личности и способностей. Предполагалось, что эти тесты привлекут внимание к учащимся с хорошими интеллектуальными способностями, но отстающими в чтении и вербальном развитии и не учтенными из-за недостаточной беглости речи.

Два теста были проведены на случайной выборке из ста двадцати четырех учеников (72 мальчика и 52 девочки) средней школы Межгорья. Тесты проводились и корректировались автором с соблюдением указаний руководства по проведению, корректировке и подсчету показателей IQ.

Полученные данные подверглись статистической обработке и результаты сопоставлены с эталонной выборкой для каждого теста. Дальнейшая статистическая обработка была проведена для сравнения результатов мальчиков с результатами девочек в каждом тесте. Средние баллы были получены для каждого человека в выборке. Коэффициент корреляции между средним баллом и баллами IQ был цифрами как для Чикагского невербального теста, так и для бесплатного теста Института тестирования личности и способностей Кеттелла. Коэффициент корреляции между средними баллами и оценкой «G» из батареи тестов на общие способности был рассчитан для девяноста восьми учащихся, по которым были доступны оценки.

Результаты этого исследования показали, что: (1) Чикагский невербальный экзамен показался более интересным и мотивирующим для учащихся навахо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *