Читать онлайн «Движущая сила и источник развития человека и его сообществ», Юрий Михайлович Низовцев – Литрес
Низовцев Ю.М. Наука, философия, история
Движущая сила и источник развития человека и его сообществ
(Против пассионарности Л.Н. Гумилева)
Содержание
1. Анализ основных воззрений на движущие силы развития общества.
2. Динамика локальных человеческих сообществ в отражении Л.Н. Гумилева.
3. Движущая сила развития общества.
4. Первоисточник активности.
4.1. Сущность активности человека.
4.2. Проявление неудовлетворенности сознания в человеке.
5. Определение целостного сообщества.
6. Динамика активности целостного сообщества.
1. Анализ основных воззрений на движущие силы развития общества.
Неадекватность основных концепций, претендующих на выявление движущих сил, или движущей силы развития общества можно проследить из сравнительно краткого анализа ниже.
Подходы к выявлению источников, причин или движущих сил развития общества делятся на две основные группы: одна из них составлена из представителей идеалистической философией, другая – материалистической.
Идеалистическая философия, в частности, Гегель, указывала на понятие, далекое от конкретности, – общественное сознание, которое, по его мнению, и есть основной источник общественного развития, и только оно одно его определяет, тогда как материалистическая философия, например, Маркс, наоборот, полагала, что только общественная жизнь и деятельность определяют общественное сознание.
Как это видно, оба подхода не доказывают, а всего лишь декларируют свое понимание проблемы, упоминая лишь внешнее выражение скрытых антагонистичных сил, но не открывают их, и поэтому вся история определения движущих сил общественного развития показывает поиски и находки тех или иных внешних факторов, часто далеких друг от друга, более или менее воздействующих на ход развития общества, то есть антагонизм основных составляющих человеческого и общественного сознания так и остался не выявленным.
Видимое отнюдь не означает проникновения в глубину. Поэтому даже краткий анализ приведенных ниже факторов, считающихся их авторами первичными источниками, причинами или движущими силами развития общества, показывает, что они являются не изначальными, а производными, вторичными факторами, переводящими глубинный антагонизм в человеческом и общественном сознании в общественное развитие, причем часть из них есть всего лишь условия общественного развития.
Материалистический анализ проблемы выделяет в качестве движущих сил развития общества факторы большей частью природно-структурного характера.
Ш. Л. Монтескье C.L. (Montesquieu) считал источником общественного развития географические условия и природную среду: «Закон, говоря вообще, есть человеческий разум, поскольку он управляет всеми народами земли… Они (законы) должны соответствовать физическим свойствам страны, ее климату – холодному, жаркому или умеренному, качествам почвы, ее положению, размерам… в странах плодородных всего чаще встречается правление одного, а в странах неплодородных – правление нескольких, что является иногда как бы возмещением за неблагоприятные природные условия» [1, c. 168, 393].
Конечно, природные условия – важный фактор для существования, – менее или более благоприятного, но не более того, так как они – лишь один из многих внешних факторов – именно условий, которые могут так или иначе повлиять на жизнь сообществ, – но не движущие силы развития. Кроме того, как показывает история первобытных сообществ, независимо от географических условий и природной среды, в течение десятков тысяч лет для этих сообществ никакого видимого развития не наблюдалось.
Ж.Ж. Руссо (J.J. Rousseau) полагал, что к движущим силам общественного развития следует отнести численность народонаселения: «Прежде чем изобретены были особые знаки, заменяющие всякие ценности, богатство могла состоять почти исключительно в землях и стадах скота, являвшихся единственными реальными благами, которыми могли владеть люди. Но когда поземельные владения, переходившие по наследству из рода в род, настолько увеличились в числе и размерах, что покрыли собою всю землю и соприкасались между собой, то одни могли возрастать уже только за счет других. Те люди, которые остались ни при чём, благодаря тому, что слабость или беспечность помешали им в свою очередь приобрести земельные участки, стали бедняками, ничего не потеряв, потому что не изменились, когда всё изменилось вокруг них. Отсюда возникли мало-помалу, в зависимости от различий в характере тех и других, господство и рабство или насилия и грабежи» [2, с. 83].
Свободное занятие земельных участков, пропорциональное возрастанию населения, действительно когда-то заканчивается со всеми вытекающими последствиями, но данный факт трудно считать изначальным и определяющим в развитии сообществ, поскольку он не указывает на причину роста населения и, стало быть, является внешним фактором, а не первичным.
Э. Дюркгейм (D.E. Durkheim) основной движущей силой развития общества считал общественную дифференциацию труда, так как полагал, что, в отличие от простых сообществ, где люди связаны личными отношениями, интересами и традициями, в современных больших сообществах люди всё более опираются друг на друга в силу различий в собственной специализации. Вместе с тем Дюркгейм ключевыми факторами развития общества считал рост населения и плотности населения [3, с. 106; 4, с. 125].
Конечно, достаточная численность и плотность народонаселения благоприятствуют появлению различных ремесел, а затем и дифференциации труда для его облегчения и повышения производительности. Всё это, естественно, можно отнести к благоприятным условиям, способствующим возникновению и закреплению прав собственности, и соответственно – к развитию торговли, городов, государств и много чего еще, но все эти факторы есть всего лишь внешнее обрамление процесса развития человека и его сообществ. Поэтому остается открытым вопрос о том, что же всё-таки побуждает людей двигаться поступательно при возникновении благоприятных условий.
К Маркс [K. Marx] пытался доказать, что движущей силой общественного развития является противоречие между потребностями людей и возможностями их удовлетворения, разрешающееся в борьбе производительных сил общества и орудий труда, а также – в борьбе собственников производства с классом работников на этом производстве [5].
Тут тоже остается без определения источник появления у людей всё растущих потребностей, что заставляет их не довольствоваться необходимым, а захватывать в свою собственность, отнимая у остальных, всё возможное, включая и то, что невозможно употребить в течение жизни. Поэтому данный фактор не может не исходить от какого-то скрытого, внутреннего источника, то есть он является вторичным.
Двигателем истории является борьба за существование. Таково, в частности, мнение представителя школы социал-дарвинизма Людвига Гумпловича (L. Gumplowicz). Он полагает неустранимость конфликтов в жизни общества, поскольку люди беспощадно борются за влияние, выживание и господство. Гумплович утверждает, что общество развивается в соответствии с законом, заключающимся в «… стремлении каждой социальной группы подчинять себе каждую другую социальную группу, встречающуюся на ее пути, стремлении к порабощению, господству» [6, с. 159].
Однако, подобная беспощадная борьба за выживание и существование всё же характеризует в наиболее полном виде не человека, а флору и фауну, тогда как для человека она соседствует, например, с альтруизмом, милосердием, чувством собственного достоинства, и именно эти человеческие особенности не всегда проигрывают борьбе человека за существование: человек в жизненных реалиях, в отличие от животных, знает о своей смертности, и во многих случаях это знание игнорирует, а это во многом влияет на прогресс в развитии сообществ, особенно в моральном аспекте. Иначе говоря, в отличие от прочих живых существ, которые ведут борьбу за выживание между собой, человек прежде всего борется сам с собой внутри себя, и только индивиды с подавляющим доминированием низшего сознания опускаются практически до животного состояния.
Таким образом, на самом деле все отмеченные выше соображения различных ученых, придерживавшихся материалистической позиции, о движущих силах общественного развития не могут быть адекватными: они есть внешние факторы или условия, которые способны только ускорять или замедлять ход развития тех или иных сообществ цивилизации, но назвать каждое из них или даже все в совокупности источниками, причинами или изначальными движущими силами развития общества невозможно.
Действительно, эти явления и условия в большей или меньшей мере существовала и при первобытнообщинном строе, когда десятки тысяч лет никакого видимого развития не было. Значит, их действие зависит от неких скрытых процессов, от накопления в человеческих сообществах некоторой «субстанции». Главным из этих скрытых процессов является функционирование нового – человеческого – сознания, вне которого человек так и остался бы приматом, причем эта деятельность начинает усложняться, ускоряться и проявляться с большей эффективностью с ростом самосознания человека, которого нет у остальных живых существ, и этот рост привлекает в силу своей креативности к человеку и его сообществам всё больше различных информационных потоков.
Идеалистический подход к проблеме развития общества так же, как и материалистический, выставляет целый ряд различных факторов, но уже в основном нематериального характера, которые, по мнению их авторов, являются движущими силами общественного развития.
Августин Аврелий (Aurelius Augustinus Hipponensis) относит к движущей силе общественного развития укоренение в человеке сознательно проявляющейся тяги к Богу: «Итак, этот небесный град, пока он находится в земном странствовании призывает граждан из всех народов и набирает странствующее общество на всех языках, не придавая значения тому, что есть различного в правах, законах и учреждениях, которыми мир земной устанавливается или поддерживается; ничего из последнего. не отменяя и не разрушая, а, напротив, соблюдая всё, что, хотя у остальных народов и различно, но направляется к одной и той же цели земного мира, если только не препятствует религии, которая учит почитанию единого высочайшего и истинного бога» [7. О граде божием. XIX, 17].
Тяга к Богу означает прежде всего стремление человека приблизиться к совершенству, но, как известно, благие намерения могут увести в обратную сторону до такого предела, где возможности для развития исчезают полностью. Примером этого служат почти все религиозные секты и такая крупная конфессия, как мусульманская.
Питирим Сорокин (Pitirim Sorokin) полагает основным источником развития накопление базы научных знаний, в результате чего противоречивое многообразие реально существующих социокультурных систем будет трансформироваться в некий интегральный социокультурный слой [8].
Само по себе научное знание мертво – надо еще суметь его вовремя применить без проявления негативных результатов, не то вместо трансформации систем в прогрессивном направлении получится регресс, как это случалось несчетное число раз, и который особенно явно грозит теперь от «успехов» генетики.
Габриель Тард (Gabriel Tarde) отмечает, что движущей силой развития общества является творческий разум в виде рационализации орудий труда и быта, включая изобретательство. Последнее Тард рассматривает как адаптационный механизм, без которого человеку сложно применяться к меняющемся условиям среды. Новое возникает как результат деятельности немногочисленных одаренных личностей. Далее включается процесс подражания. В частности, по Тарду, утверждение основных социальных институтов произошло по причине неспособности обычных людей к изобретательству, и они стали подражать новаторам [9].
Изобретательство прежде всего развивает технологии, но практически не касается сферы духа, чувств, то есть оно монтирует своего рода оболочку, но не внутреннее – духовное и культурное – содержимое человека и его сообществ, не затрагивает его национально-бытийные особенности, а некоторые из новых технологий могут привести общество к распаду, отучая человека трудиться творчески и даже оглупляя его, что, в частности происходит сейчас в информационной сфере. Эти технологии могут вовсе уничтожить человечество применением сверхмощного оружия, генетическими экспериментами или отравляющими веществами.
Протестантизм считает труд источником развития общества, полагая, что труд есть проявление в человеке его богоизбранности. В частности, Жак Кальвин [Jean Calvin] утверждал, что каждый христианин обязан твердо верить в богоизбранность человека и на протяжении всей жизни неустанно искать всё новые и новые подтверждения этой вере, добиваясь успехов в мирской деятельности, которые и есть критерий богоизбранности [10].
Только одним трудом невозможно усовершенствовать как мир любого индивида, так и существенно воздействовать на развитие сообществ. Труд может не только облагораживать людей и совершенствовать быт, но и отуплять, например, своей монотонностью и несовпадением с истинными способностями и интересами человека, а, напротив, свободное от труда время может дать возможность человеку определить в себе дополнительные способности и умения, развить их, в частности, для усовершенствования того же процесса труда. И способный лентяй может пожалеть глупого трудящегося, и так усовершенствовать процесс труда, что его производительность повысится во много раз, а сам процесс станет приятнее и интереснее.
В действительности, сознательный труд, в отличие от работы пчел или термитов, появился только с формированием самосознания, отчасти оторвавшего человека от животных компонентов среды, и позволившее ему самому с полным сознанием дела, а не инстинктивно, как ранее, формулировать себе задания и выполнять их, осознанно меняя окружающую среду для достижения поставленных целей, и обретая тем самым свободу.
А. Тойнби (A.J. Toynbee) пришел к выводу, что движущими силами развития общества являются деятельность богоизбранных личностей, военная агрессия, невыгодное ресурсное и географическое положение [11].
Деятельность богоизбранных личностей, как это следует из определения этой, по Тойнби, движущей силы развития сообществ, явственно указывает на ее руководителя, что, с одной стороны, выражает ее внешний характер, а с другой стороны, смыкает христианство с мусульманским фатализмом, лишая историческое развитие самодеятельности.
Войны никак не могут быть изначальной причиной развития сообществ – они даже не второстепенные, а третьестепенные факторы, влияющие на цивилизационное развитие, поскольку, как правило, вызываются собственническими противоречиями между элитами различных государств.
Невыгодное ресурсное и географическое положение, как это видно из реальных исторических примеров, способно не только содействовать (Япония), но и замедлять, развитие сообществ (Пакистан), а также вовсе не влиять на этот процесс (Болгария). Поэтому данные факторы невозможно квалифицировать в качестве первоначальных движущих сил общественного развития.
П. Лавров (P. Lavrov) утверждал, что критическое сознание интеллигенции есть движущая сила социального развития.
В этом отношении Петр Лавров отметил: «Философские идеи важны не как проявление процесса развития духа в его логической отвлеченности, а как логические формы сознания человеком более высокого или более низкого своего достоинства, более обширных или более тесных целей своего существования; они важны как форма протеста против настоящего во имя желания лучшего и справедливейшего общественного строя или как формы удовлетворения настоящим» [12, c. 19-28]; «Идеалы жизни человека осуществимы лишь в обществе; а – общество, как идеальная единица, находит свое реальное осуществление лишь в единстве личных целей. При всем разделении партий, при борьбе мнений, при борьбе интересов только тогда борьба разумна, полезна для общества и прогрессивна, когда спорящие стоят на единой почве и представляют лишь разные стороны человеческого нравственного идеала. Как только между спорящими нет ничего общего, как только человеческое достоинство потеряло свое руководящее значение в борьбе личностей и масс, только катастрофа, совершенно изменяющая общественные формы и личные отношения, может повести к прогрессивному развитию» [13, 506-507].
38. Движущие силы психического развития человека. Психология личности
38. Движущие силы психического развития человека. Психология личностиВикиЧтение
Психология личности
Гусева Тамара Ивановна
Содержание
38. Движущие силы психического развития человека
Движущие силы психического развития человека сложны и многообразны. Непосредственными движущими силами развития ребенка являются противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения, воспитания и деятельности. К таким противоречиям относятся, например, противоречия между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения; противоречия между возросшими физическими и духовными потребностями и старыми сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности; между растущими требованиями со стороны общества, коллектива, взрослых и наличным уровнем психического развития.
Указанные противоречия характерны для всех возрастов, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором они проявляются. Например, у младшего школьника существует противоречие между готовностью к самостоятельной волевой деятельности и зависимостью поведения от наличной ситуации или непосредственных переживаний. Для подростка наиболее остры противоречия между его самооценкой и уровнем притязаний, с одной стороны, и переживанием отношений к нему со стороны окружающих, а также переживанием своего реального положения в коллективе – с другой; противоречие между потребностью участвовать в коллективе; противоречие между потребностью участвовать в жизни взрослых в качестве полноправного члена и несоответствием этому своих возможностей.
Разрешение этих противоречий происходит через формирование более высоких уровней психической деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень психического развития. Потребность удовлетворяется – противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность. Одно противоречие сменяется другим – развитие продолжается.Психическое развитие нельзя сводить к тому, что с возрастом увеличивается объем внимания, развитие не есть процесс только количественных изменений, свойств и качеств. Психическое развитие не сводится также и к тому, что с возрастом увеличивается объем внимания, произвольность психических процессов, смысловое запоминание и так далее, уменьшается детская фантазия, импульсивность в поведении, острота и свежесть восприятия. Развитие психики связано с появлением в определенные возрастные периоды качественно новых особенностей, так называемых «новообразований» (чувство взрослости у подростков, потребность в жизненно-трудовом самоопределении в ранней юности).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
(б) Психодинамические движущие силы внутреннего мира
(б) Психодинамические движущие силы внутреннего мира Исходя из этой точки зрения, Фэйрберн переработал теорию психозов и психоневрозов. Согласно ортодоксальному подходу Фрейда—Абрахама, эти болезни вызваны задержками либидинального развития в точках фиксации в
ЛЕКЦИЯ № 21. Условия и движущие силы психического развития
ЛЕКЦИЯ № 21. Условия и движущие силы психического развития Сущность личности, как мы знаем, по своей природе социальна. Источники ее развития находятся в окружающей среде. Личность детерминирована, определяется ее общественным бытием. Развитие личности в этом смысле
Движущие силы перемен
Движущие силы перемен Процесс «пересадки в новый горшок» приводит в движение наши смелые намерения. Когда мы видим, что листья комнатного растения становятся вялыми или опадают, что корням стало слишком тесно в горшке, и они лишены возможности дальнейшего роста, мы
40. Этапы психического развития человека
40. Этапы психического развития человека Развитие ребенка – сложный диалектический процесс. В психологии выделяют следующие периоды развития ребенка и школьника: новорожденный (до 10 дней), младенческий возраст (до 1 года), ранний детский (1–3 года), преддошкольный (3–5 лет),
46.
Движущие силы развития личности подростка46. Движущие силы развития личности подростка Подростковый возраст считается наиболее трудным для обучения и воспитания. Совершается переход от детства к взрослости, происходит серьезная перестройка психики, изменение условий жизни и деятельности. Психология
Глава 5 Движущие силы и условия развития личности
Глава 5 Движущие силы и условия развития личности Среда, наследственность и развитие личностиСекрет любых вечных проблем в науке заключается в способе их постановки, определяемом принятыми в данной науке нормами и установками научного мышления. Если в течение
Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка[35] . Л. И. Божович
Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка[35]. Л. И. Божович Представление о личности как о целостной структуре требует предварительной гипотезы о том, что составляет стержень этой структуры.
На основании теоретического анализа мы выдвинули гипотезу о том, чтоДвижущие силы и условия развития личности[49] . А. Г. Асмолов
Движущие силы и условия развития личности[49]. А. Г. Асмолов Данная А. Н. Леонтьевым (1983) характеристика предмета психологии личности представляет собой пример той абстракции, развертывая которую можно создать конкретную картину системной детерминации развития личности.
Глава 2 Движущие силы неврозов
Глава 2 Движущие силы неврозов Психоанализ, как уже говорилось, имеет не только клиническую ценность, будучи методом терапии неврозов, но и чисто человеческое значение, поскольку он обладает огромными потенциальными возможностями, чтобы оказать помощь людям в их
Проблема психического развития человека
Проблема психического развития человека В прологе к своей автобиографической книге «Воспоминания, сновидения, размышления» Юнг размышляет о специфике человеческого бытия и говорит, что «подобно другому существу человек есть сколок бесконечного божественного
ЛЕКЦИЯ № 19.
Развитие психики в онтогенезе. Движущие силы развития психики ребенкаЛЕКЦИЯ № 19. Развитие психики в онтогенезе. Движущие силы развития психики ребенка Толчком к развитию психики человека является наличие культурных, общественных, деятельностных факторов, окружающих человека в повседневной жизни и являющихся неотъемлемой частью
Проблема психического развития человека
Проблема психического развития человека В прологе к своей автобиографической книге «Воспоминания, сновидения, размышления» Юнг размышляет о специфике человеческого бытия и говорит, что, «подобно другому существу, человек есть сколок бесконечного божественного
Чтение: Социальные изменения и модернизация
Коллективное поведение и социальные движения — это лишь две из движущих сил социальных изменений, то есть изменений в обществе, вызванных социальными движениями, а также внешними факторами, такими как экологические сдвиги или технологические инновации. По сути, любой разрушительный сдвиг в статус-кво, будь то преднамеренный или случайный, антропогенный или естественный, может привести к социальным изменениям. Ниже приведены некоторые из вероятных причин.
Причины социальных изменений
Изменения в технологии, социальных институтах, населении и окружающей среде, сами по себе или в некоторой комбинации, создают изменения. Ниже мы обсудим, как они действуют как агенты социальных изменений, и рассмотрим примеры из реальной жизни. Мы сосредоточимся на четырех агентах изменений, признанных социологами: технологиях, социальных институтах, населении и окружающей среде.Технология
Кто-то скажет, что совершенствование технологий сделало нашу жизнь проще. Представьте, каким был бы ваш день без Интернета, автомобиля или электричества. В Мир плоский , Томас Фридман (2005) утверждает, что технологии являются движущей силой глобализации, в то время как другие силы социальных изменений (социальные институты, население, окружающая среда) играют сравнительно незначительную роль.
Но также учтите, что технология может вызвать изменения в трех других силах, которые социологи связывают с социальными изменениями. Достижения в области медицинских технологий позволяют бесплодным женщинам рожать детей, что косвенно приводит к увеличению населения.
Достижения в области сельскохозяйственных технологий позволили нам генетически изменить и запатентовать пищевые продукты, что бесчисленным образом меняет нашу окружающую среду. От того, как мы обучаем детей в классе, до того, как мы выращиваем пищу, которую едим, технологии повлияли на все аспекты современной жизни.Конечно есть недостатки. Увеличивающийся разрыв между технологическими имущими и неимущими — иногда называемый цифровым разрывом — происходит как на местном, так и на глобальном уровне. Кроме того, существуют дополнительные риски безопасности: потеря конфиденциальности, риск полного сбоя системы (например, паника Y2K на рубеже тысячелетий) и дополнительная уязвимость, порожденная технологической зависимостью. Подумайте о технологии, обеспечивающей безопасную и надежную работу атомных электростанций. Что произойдет, если землетрясение или другое стихийное бедствие, как в случае с японской АЭС Фукусима, вызовет сбой в работе технологии, не говоря уже о возможности систематической атаки на относительно уязвимую технологическую инфраструктуру нашей страны?
Краудсорсинг: использование Интернета для достижения цели
Сегодня миллионы людей ходят, наклонив головы в сторону небольшого устройства, которое они держат в руках. Возможно, вы читаете этот учебник на телефоне или планшете. Люди в развитых обществах воспринимают коммуникационные технологии как должное. Как эта технология повлияла на социальные изменения в нашем и других обществах? Одним из очень позитивных способов является краудсорсинг.
Благодаря Интернету цифровой краудсорсинг представляет собой процесс получения необходимых услуг, идей или контента путем получения предложений от большой группы людей, особенно от онлайн-сообщества, а не от традиционных сотрудников или поставщиков. Веб-компании, такие как Kickstarter, были созданы именно для целей сбора больших сумм денег за короткий период времени, в частности, в обход традиционного процесса финансирования. Эта книга, или виртуальная книга, является продуктом своего рода краудсорсинга. Он был написан и проверен несколькими авторами в различных областях, чтобы предоставить вам бесплатный доступ к большому количеству данных, произведенных по низкой цене. Крупнейшим примером краудсорсинговых данных является Википедия, онлайн-энциклопедия, созданная тысячами добровольцев, добавляющих и исправляющих материалы.
Пожалуй, самое яркое использование краудсорсинга — помощь при стихийных бедствиях. Отслеживая твиты и электронные письма и упорядочивая данные в порядке срочности и количества, агентства по оказанию помощи могут реагировать на самые срочные просьбы о помощи, например, о медицинской помощи, продовольствии, убежище или спасении. 12 января 2010 года на Гаити произошло разрушительное землетрясение. К 25 января из более чем 2500 отчетов об инцидентах была создана карта кризиса, и каждый день добавлялись новые отчеты. Та же технология использовалась для оказания помощи пострадавшим от землетрясения и цунами в Японии в 2011 г.
Темная сторона технологий: электронная агрессия в информационную эпоху
Центр по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) использует термин «электронная агрессия» для описания «любого типа домогательств или издевательств, происходящих посредством электронной почты, чата, обмена мгновенными сообщениями, веб-сайта (включая блоги) или обмена текстовыми сообщениями». (CDC, n.d.) Мы обычно думаем об этом как о киберзапугивании. Исследование, проведенное Министерством образования США в 2011 году, показало, что 27,8% учащихся в возрасте от двенадцати до восемнадцати лет сообщили, что подвергались издевательствам. Из того же образца 9процентов конкретно сообщили, что стали жертвой киберзапугивания (Robers et al., 2013).
Киберзапугивание представляет собой мощное изменение в современном обществе. Уильям Ф. Огберн (1922), возможно, описал это почти столетие назад, когда он дал определение «культурному отставанию», которое происходит, когда материальная культура предшествует нематериальной культуре. То есть общество может не полностью понимать все последствия новой технологии и поэтому может сначала отвергнуть ее (например, исследование стволовых клеток) или принять ее, иногда с непредвиденными негативными последствиями (например, загрязнение).
Киберзапугивание — это особенность Интернета. Электронная агрессия уникальна тем, что она может происходить двадцать четыре часа в сутки, каждый день; оно может дойти до ребенка (или взрослого), даже если в противном случае он или он мог бы чувствовать себя в безопасности в запертом доме. Сообщения и изображения могут публиковаться анонимно и для очень широкой аудитории, и их даже невозможно отследить. Наконец, после публикации тексты и изображения очень трудно удалить. Его последствия варьируются от употребления алкоголя и наркотиков до снижения самооценки, проблем со здоровьем и даже самоубийства (CDC, n.d.).
История Меган Мейер
Согласно веб-сайту Фонда Меган Мейер (2014a), Меган Мейер всю жизнь боролась с лишним весом, синдромом дефицита внимания и депрессией. Но затем шестнадцатилетний мальчик по имени Джош Эванс попросил Меган, которой было тринадцать лет, подружиться с ней в социальной сети MySpace. Эти двое начали регулярно общаться в Интернете, хотя никогда не встречались лично и не разговаривали по телефону. Теперь Меган наконец познакомилась с мальчиком, который, как она считала, действительно считал ее красивой.
Но все изменилось, согласно веб-сайту Фонда Меган Мейер (2014b). Джош начал говорить, что не хочет больше дружить, и сообщения стали жестокими 16 октября 2006 года, когда Джош в заключение сказал Меган: «Мир был бы лучше без тебя». Киберзапугивание обострилось, когда другие одноклассники и друзья на MySpace начали писать тревожные сообщения и бюллетени. Той ночью Меган повесилась в шкафу своей спальни, за три недели до своего четырнадцатилетия.
Согласно статье ABC News под названием «Родители: киберзапугивание привело к смерти подростка» (2007), только позже сосед сообщил родителям Меган, что Джош не был реальным человеком. Вместо этого аккаунт «Джоша» создала мать девушки, которая раньше дружила с Меган.
Вы можете узнать больше об истории Меган на веб-сайте ее матери: http://www.meganmeierfoundation.org/
Социальные учреждения
Каждое изменение в отдельном социальном институте приводит к изменениям во всех социальных институтах. Например, индустриализация общества означала, что большим семьям больше не нужно было производить достаточно ручного труда для ведения фермы. Кроме того, новые возможности трудоустройства находились в непосредственной близости от городских центров, где жилая площадь была в большом почете. В результате средний размер семьи значительно сократился.
Этот же сдвиг в сторону промышленных корпораций также изменил наше отношение к участию государства в частном секторе, создал глобальную экономику, предоставил новые политические платформы и даже дал толчок возникновению новых религий и новых форм религиозного культа, таких как саентология. Это также повлияло на то, как мы обучаем наших детей: изначально школы были организованы с учетом сельскохозяйственного календаря, чтобы дети могли работать дома летом, и даже сегодня модели обучения в значительной степени основаны на подготовке учащихся к промышленным работам. несмотря на то, что это устаревшая потребность. Сдвиг в одной области, такой как индустриализация, означает взаимосвязанное воздействие на все социальные институты.
Население
человекСостав населения меняется на всех уровнях общества. Рождаемость увеличивается в одной стране и уменьшается в другой. Одни семьи откладывают рождение детей, другие рано начинают заводить детей. Изменения населения могут быть вызваны случайными внешними факторами, такими как эпидемия, или сдвигами в других социальных институтах, как описано выше. Но независимо от того, почему и как это происходит, демографические тенденции оказывают огромное взаимосвязанное влияние на все остальные аспекты жизни общества.
В Соединенных Штатах мы наблюдаем увеличение числа пожилых людей по мере того, как бэби-бумеры начинают выходить на пенсию, что, в свою очередь, изменит способ организации многих наших социальных институтов. Например, наблюдается повышенный спрос на жилье в более теплом климате, резкое изменение потребности в уходе за пожилыми людьми и вспомогательных жилых помещениях, а также растущее осознание жестокого обращения с пожилыми людьми. Существует беспокойство по поводу нехватки рабочей силы по мере того, как бумеры уходят на пенсию, не говоря уже о пробеле в знаниях, поскольку самые высокопоставленные и опытные лидеры в различных секторах начинают уходить. Кроме того, по мере того, как это большое поколение покидает рабочую силу, потеря налоговых поступлений и давление на пенсионные и пенсионные планы означают, что финансовая стабильность страны находится под угрозой.
В глобальном масштабе часто страны с самым высоким уровнем рождаемости менее всего способны поглощать и удовлетворять потребности растущего населения. Планирование семьи — это большой шаг к тому, чтобы семьи не были обременены большим количеством детей, чем они могут заботиться. На макроуровне рост населения, особенно в беднейших частях земного шара, также приводит к усилению нагрузки на ресурсы планеты.
Окружающая среда
Обращаясь к экологии человека, мы знаем, что люди и окружающая среда влияют друг на друга. По мере того, как население перемещается в более уязвимые районы, мы наблюдаем увеличение числа людей, пострадавших от стихийных бедствий, и мы видим, что взаимодействие человека с окружающей средой увеличивает воздействие этих бедствий. Частично это просто цифры: чем больше людей на планете, тем больше вероятность того, что некоторые из них пострадают от стихийного бедствия.
Но это еще не все. Такие движения, как 350.org, описывают, как мы уже видели пять вымираний огромного количества жизни на планете, и кризис глобальных изменений поставил нас на грань еще одного. Согласно их веб-сайту, «число 350 означает климатическую безопасность: ученые говорят нам, что для сохранения пригодной для жизни планеты мы должны уменьшить количество CO2 в атмосфере с его нынешнего уровня в 400 частей на миллион до уровня ниже 350 частей на миллион» (350.org). ).
Окружающую среду лучше всего описать как экосистему, которая существует как взаимодействие множества частей, включая 8,7 миллиона видов жизни. Однако каждый день вымирают десятки видов, что в 1000-10 000 раз превышает нормальную «фоновую скорость» и является самой высокой скоростью с момента исчезновения динозавров 65 миллионов лет назад. Центр биологического разнообразия заявляет, что этот кризис вымирания, в отличие от предыдущих кризисов, вызванных стихийными бедствиями, «вызван почти полностью нами» (Центр биологического разнообразия, n.d.). Рост человеческой популяции, которая в настоящее время превышает семь миллиардов и, как ожидается, вырастет до девяти или десяти миллиардов к 2050 году, прекрасно коррелирует с растущими темпами вымирания жизни на Земле.
Ураган Катрина: когда все складывается вместе
Четыре ключевых элемента, влияющих на социальные изменения, описанные в этой главе, — это окружающая среда, технологии, социальные институты и население. В 2005 году на Новый Орлеан обрушился разрушительный ураган. Но не только ураган был катастрофой. Это было слияние всех четырех этих элементов, и нижеследующий текст соединит элементы, поместив слова в круглые скобки.
До того, как обрушился ураган Катрина (окружающая среда), из-за плохо скоординированных усилий по эвакуации около 25 процентов населения, почти полностью афроамериканцы, у которых не было личного транспорта, пострадали от последствий надвигающегося урагана (демографические данные). Затем «после бури, когда дамбы прорвало, пришли еще тысячи [беженцев]. А городские автобусы, предназначенные для того, чтобы доставить их в приюты, были под водой» (Салливан, 2005). Общественный транспорт не предоставлялся, питьевая вода и связь были задержаны, а FEMA, Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям (учреждения), возглавлял назначенец, не имевший реального опыта управления чрезвычайными ситуациями. Те, кого в итоге эвакуировали, не знали, куда их отправляют и как связаться с членами семьи. Афроамериканцев отправили дальше всего от дома. Когда перемещенные лица начали возвращаться, государственное жилье не было восстановлено, однако стадион «Супердоум», который служил временным убежищем в случае стихийных бедствий, был восстановлен. Домовладельцы получили финансовую поддержку, а арендаторы — нет.
Как оказалось, не только ураган унес жизни 1500 человек, но и тот факт, что городские штормовые дамбы (технология), которые были построены слишком низко и не соответствовали многим другим требованиям безопасности, дали образом, затопив нижние части города, почти полностью занятые афроамериканцами.
Журналистка Наоми Кляйн в своей книге «Доктрина шока: рост капитализма катастроф» представляет теорию «тройного шока», состоящего из первоначального бедствия, экономического шока, который заменяет государственные услуги частными (коммерческими) услугами. , и третий шок, состоящий из интенсивной охраны оставшейся публики. Кляйн поддерживает свое заявление, цитируя слова тогдашнего конгрессмена Ричарда Бейкера: «Мы наконец-то привели в порядок государственное жилье в Новом Орлеане. Мы не могли этого сделать, но Бог сделал». Она цитирует разработчика Джозефа Канизаро, который заявил: «Я думаю, что у нас есть чистый лист, чтобы начать снова. И с этим чистым листом у нас есть очень большие возможности».
Один чистый лист заключался в том, что Новый Орлеан начал заменять государственные школы чартерами, расторгая союз учителей и увольняя всех учителей государственных школ (Mullins 2014). Государственное жилье было серьезно сокращено, а бедняки были вытеснены вообще или в пригороды, вдали от медицинских и других учреждений (The Advocate 2013). Наконец, переселив афроамериканцев и изменив соотношение афроамериканцев и белых, Новый Орлеан изменил весь свой демографический состав.
Модернизация
Модернизация описывает процессы, которые увеличивают степень специализации и дифференциации структуры в обществах, что приводит к переходу от неразвитого общества к развитому, движимому технологиями обществу (Irwin, 1975). По этому определению об уровне современности в обществе судят по сложности его технологий, особенно в том, что касается инфраструктуры, промышленности и т.п. Однако важно отметить присущую такой оценке этноцентристскую предвзятость. Почему мы предполагаем, что жители полупериферийных и периферийных наций сочтут замечательным стать более похожими на основные нации? Всегда ли модернизация положительна?
Одно из противоречий всех видов технологий заключается в том, что они часто обещают преимущества экономии времени, но почему-то не выполняют их. Сколько раз вы скрипели зубами от разочарования из-за того, что интернет-сайт отказывался загружаться или из-за сброшенного звонка на вашем мобильном телефоне? Несмотря на экономящие время устройства, такие как посудомоечные и стиральные машины, а теперь и пылесосы с дистанционным управлением, среднее количество времени, затрачиваемого на работу по дому, сегодня такое же, как и пятьдесят лет назад. А сомнительные преимущества круглосуточной электронной почты и немедленной информации просто увеличили количество времени, в течение которого сотрудники должны реагировать и быть доступными. Если раньше предприятиям приходилось путешествовать со скоростью почтовой системы США, отправляя что-то и ожидая, пока оно будет получено перед следующим этапом, то сегодня оперативность передачи информации означает, что таких перерывов нет.
Далее Интернет купил нам информацию, но за определенную плату. Информационная трясина означает, что существует столько же недостоверной информации, сколько и надежных источников. Существует тонкая грань, по которой основные нации стремятся привнести предполагаемые преимущества модернизации в более традиционные культуры. Во-первых, за такими попытками стоят очевидные прокапиталистические предубеждения, и со стороны западных правительств и социологов было бы недальновидно предполагать, что все остальные страны стремятся пойти по их стопам. Кроме того, может быть своего рода неолиберальная защита сельских культур, игнорирующая часто сокрушительную бедность и болезни, существующие в периферийных странах, и сосредотачивающаяся только на ностальгической мифологии счастливого крестьянина. Требуется очень осторожная рука, чтобы понять как необходимость культурной самобытности и сохранения, так и надежды на будущий рост.
Подумай об этом
- Рассмотрим одно из крупнейших социальных движений двадцатого века, от гражданских прав в Соединенных Штатах до ненасильственных протестов Ганди в Индии. Как технологии изменили бы его? Изменения происходили бы быстрее или медленнее? Защитите свое мнение.
- Обсудите цифровой разрыв в контексте модернизации. Есть ли реальная обеспокоенность тем, что более бедным сообществам не хватает технологий? Почему или почему нет?
- Какая теория, по вашему мнению, лучше объясняет глобальную экономику: теория зависимости (глобальное неравенство возникает из-за эксплуатации периферийных и полупериферийных наций основными нациями) или теория модернизации? Не забудьте обосновать свой ответ и привести конкретные примеры.
- Как вы считаете, модернизация это хорошо или плохо? Объясните, используя примеры.
Практика
1. Дети в периферийных странах практически не имеют ежедневного доступа к компьютерам и Интернету, в то время как дети в основных странах постоянно подвергаются воздействию этой технологии. Это пример:
- цифровой разрыв
- экология человека
- теория модернизации
- теория зависимости
Показать ответ
2. Когда социологи думают о технологии как о факторе социальных изменений, что из следующего является , а не примером?
- Прирост населения
- Медицинские достижения
- Интернет
- Продукты питания, полученные с помощью генной инженерии
Показать ответ
3. В Китае происходят сдвиги в промышленности, усиливается специализация труда и степень дифференциации в социальной структуре. Примеры:
- экология человека
- теория зависимости
- модернизация
- перспектива конфликта
Показать ответ
4. Основные нации, работающие над продвижением периферийных наций к модернизации, должны знать:
- сохранение культурной самобытности периферийных наций
- подготовка к подводным камням, которые приходят с модернизацией
- избегать гегемонистских предположений о модернизации
- все вышеперечисленное
Показать ответ
5. Помимо социальных движений, социальные изменения также вызываются технологиями, социальными институтами, населением и ______.
- окружающая среда
- модернизация
- социальная структура
- новые общественные движения
Показать ответ
Показать глоссарий
Самопроверка: коллективное поведение и социальные движения
Вы добьетесь большего успеха в самопроверке, если выполните шесть чтений в этом разделе.
глобальных изменений: обзор | Изучайте науку в Scitable
Баум, К. К., Майерс, Р.А. и др. . Коллапс и сохранение популяций акул в Северо-Западной Атлантике. Наука 299 , 389-392 (2003).
Бергер Дж., Стейси П. Б. и др. Хищник-жертва млекопитающих дисбаланс: вымирание медведей гризли и волков влияет на птичьих неотропических мигрантов. Экологические приложения 11, 947-960 (2001).
Ручей, B.W., Sodhi, N.S. и др. Катастрофические вымирания следуют за вырубкой лесов в Сингапуре. Природа 424 , 420-423 (2003).
Браун, Л. Р. Возникающая нехватка воды. В План Б 3.0: Мобилизация для спасения цивилизации . (Вашингтон: Институт земной политики, 2008 г.): 69–84. (ссылка)
Чапин, Ф. С., III, Штурм, М. и др. Роль изменений земной поверхности в Арктическое летнее потепление. Наука 310 , 657-660 (2005).
Шармантье, A., McCleery, R.H. et al. Адаптивный фенотипическая пластичность в ответ на изменение климата в популяции диких птиц. Наука 320 , 800-803 (2008).
Коэн, Дж. Э. Рост населения и грузоподъемность человека на Земле. Наука 269 , 341-346 (1995).
Чехия, B., Krausman, P.R. et al. Экономический ассоциации среди причин исчезновения видов в Соединенных Штатах. Bioscience 50 , 593-601 (2000).
Даримонт, С. Т., Карлсон, С. М. и др. Человеческие хищники опережают других агенты изменения признаков в дикой природе. Производство Национальной академии наук США 106 , 952-954 (2009).
Диас, Р. Дж. и Розенберг, Р. Распространение мертвых зон и последствия для морских экосистем. Наука 321 , 926-929 (2008).
Глобальная оценка лесных ресурсов ФАО (2010 г.).
Гетинг, P.W., Smith, D.L. et al. Изменение климата и глобальный спад малярии. Природа 465 , 342-345 (2010).
Годфрей, H.C.J., Beddington, J.R. et al. Продовольственная безопасность: задача накормить 9 миллиардов человек Наука 327 , 812-818 (2010).
Hoegh-Guldberg, O. Изменение климата, обесцвечивание кораллов и будущее коралловых рифов мира. Морские и пресноводные исследования 50 , 839-866 (1999).
Hoegh-Guldberg, O., Mumby, P.J. et al. Коралловые рифы в стремительном климате изменение и закисление океана. Наука 318 , 1737-1742 (2007).
IPPC 2007.
Евреева С., Мур, JC и др. Как будет море уровне реагировать на изменения природных и антропогенных воздействий к 2100 г.? Geophysical Research Letters 37, L07703, 5 стр. (2010).
Копп, Р. Э., Саймонс Ф. Дж. и др. Вероятностный оценка уровня моря во время последней межледниковой стадии. Природа 462 , 863-868 (2009).
Knutson, T.R., McBride, J.L. et al. Тропические циклоны и климат изменять. Nature Geoscience 3 , 157-163 (2010).
Kuhn, K., Campbell-Lendrum, D. et al. Использование климата для предсказания эпидемии инфекционных заболеваний. Женева, Швейцария: Всемирная организация здравоохранения, 2005.
Ловелл, Д. Б., Берк, М. Б. и др. Приоритизация потребностей в адаптации к изменению климата для обеспечения продовольственной безопасности в 2030 году. Science 319 , 607-610 (2008).
Майерс, Р. А. и Ворм, Б. Рапид всемирное истощение сообществ хищных рыб. Природа 423 , 280-283 (2003).
Майерс, Р. А., Баум, Дж. К. и др. . Каскадные последствия потери высшие хищные акулы из прибрежного океана. Наука 315 , 1846-1850 (2007).
Parry, M., Rosenzweig, C. et al. Изменение климата, глобальное продовольствие предложение и риск голода. Философский Труды Королевского общества B: Biological Sciences 360 , 2125-2138 (2005).
Pimm, S.L., Russell, G.J. et al. Будущее биоразнообразия. Наука 269 , 347-350 (1995).
Стедман, Д. Доисторический вымирание тихоокеанских островных птиц: биоразнообразие встречается с зооархеологией.