Историческая психология: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

Авторы: В. А. Шкуратов

ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, на­прав­ле­ние ис­сле­до­ва­ний на сты­ке пси­хо­ло­гии с ис­то­рич. нау­ка­ми, изу­чаю­щее пси­хо­ло­гию лю­дей разл. ис­то­рич. эпох, а так­же из­ме­не­ния пси­хи­ки и лич­но­сти че­ло­ве­ка в про­цес­се ис­то­рии. И. п. поль­зу­ет­ся ме­то­да­ми ис­то­рич. на­ук, что по­зво­ли­ло ря­ду ав­то­ров (В. Диль­тей, Р. Кол­линг­вуд, Э. Шпран­гер и др.) счи­тать И. п. гу­ма­ни­тар­ной аль­тер­на­ти­вой всей экс­пе­рим. пси­хо­ло­гии.

Тер­мин «И. п.» поя­вил­ся в нем. лит-ре в сер. 19 в. у В. Вунд­та, ко­то­рый вклю­чил ла­бо­ра­тор­ное изу­че­ние эле­мен­тар­ных пси­хич. про­цес­сов и ин­тер­пре­та­цию про­дук­тов куль­ту­ры («пси­холо­гия на­ро­дов») в со­став дву­еди­ной нау­ки о че­ло­ве­че­ском опы­те. И. п. он на­зы­вал вен­чаю­щее пси­хо­ло­гию на­ро­дов рас­смот­ре­ние сту­пе­ней все­мир­но-ис­то­рич. про­цес­са. На­про­тив, В. Диль­тей по­сту­ли­ро­вал су­ще­ст­во­ва­ние двух отд. пси­хо­ло­гич. на­ук: объ­яс­ни­тель­ной (ес­те­ст­вен­но-на­уч­ной) и опи­са­тель­ной (гу­ма­ни­тар­ной), опи­раю­щей­ся на ме­то­ды гер­ме­нев­ти­ки в ис­тол­ко­ва­нии во­пло­ще­ний ду­шев­ных пе­ре­жи­ва­ний в про­из­ве­де­ни­ях ду­хов­ной куль­ту­ры. Диль­те­ев­ская кон­цеп­ция пси­хо­ло­гии как ис­то­рич. нау­ки бы­ла про­дол­же­на пони­маю­щей пси­хо­ло­ги­ей­ Э. Шпран­ге­ра.

По­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны раз­ви­тие И. п. осу­ще­ст­в­ля­лось в рус­ле ис­то­рич. на­ук, пси­хо­ана­ли­за и куль­тур­но-ис­то­ри­че­ской пси­хо­ло­гии. Ис­то­рия мен­таль­но­стей, воз­ник­шая в 1920–30-х гг. во Фран­ции, соз­да­ла но­вую об­ласть ис­сле­до­ва­ний про­шло­го (ис­то­рия по­все­днев­но­сти, бы­та, се­мей­ных и груп­по­вых от­но­ше­ний, обы­ден­но­го ми­ро­вос­прия­тия, от­но­ше­ния к смер­ти и др.). По­ни­ма­ние ис­то­рии как по­зна­ния че­ло­ве­ка про­шло­го при­ве­ло ос­но­во­по­лож­ни­ков ис­то­рии мен­таль­но­стей (М. Блок, Л. Февр) к тео­ре­тич. за­им­ст­во­ва­ни­ям у пси­хо­ло­гии, позд­нее – у эт­но­ло­гии, се­мио­ти­ки, со­цио­ло­гии и др. , что обу­сло­ви­ло дви­же­ние от И. п. к про­ек­ту ис­то­рич. ан­тро­по­ло­гии.

Л. С. Вы­гот­ский и его уче­ни­ки, ру­ко­во­дство­вав­шие­ся прин­ци­пом ис­то­риз­ма при рас­смот­ре­нии ин­ди­ви­ду­аль­ной пси­хи­ки че­ло­ве­ка, при­вле­ка­ли ис­то­рич. ма­те­ри­ал (от­час­ти опи­ра­ясь и на эт­ноп­си­хо­ло­гию) для фор­му­ли­ро­ва­ния ги­по­тез о со­цио­куль­тур­ном фор­ми­ро­ва­нии пси­хи­ки, ко­то­рые про­ве­ря­лись в экс­пе­рим. ис­сле­до­ва­ни­ях раз­ви­тия дет­ской пси­хи­ки.

Пси­хо­ана­ли­тич. ра­бо­ты по ис­то­рии (в ча­ст­но­сти, воз­ник­шая в 1960-х гг. в США пси­хои­сто­рия), рас­смат­ри­ваю­щие про­ис­хо­ж­де­ние и про­яв­ле­ние глу­бин­ных бес­соз­нат. струк­тур пси­хи­ки в ис­то­рии, по­строе­ны на ана­ло­ги­ях с пси­хо­те­ра­пев­тич. прак­ти­кой и ис­тол­ко­ва­нии сим­во­лов у З. Фрей­да и К. Г. Юн­га.

В кон. 20 – нач. 21 вв. тер­мин «И. п.» на­чи­на­ет вы­хо­дить из упот­реб­ле­ния под влия­ни­ем по­стмо­дер­низ­ма (Ж. Дер­ри­да и др.), кри­ти­кую­ще­го воз­мож­ность объ­ек­тив­но­го по­зна­ния че­ло­ве­ка про­шло­го «как он есть», и пост­струк­ту­ра­лиз­ма М.  Фу­ко, тру­ды ко­то­ро­го ста­новят­ся фун­да­мен­том но­во­го пси­хо­ло­го-ис­то­рич. син­те­за, в ко­то­ром са­ма И. п. рас­смат­ри­ва­ет­ся как часть со­цио­по­ли­тич. ком­плек­са (Н. Ро­уз).

Историческая психология

Историческая психология представляет собой отдельное научное направление, которое изучает мотивацию, эмоции, ценности, фобии и чувства человека, привлекая различные психологические методики в исторической ретроспективе.

Определение 1

Специалисты сходятся во мнении, что историческую психологию вполне можно определить, как изучение психологического склада отдельных исторических эпох, как изменение личности и психики человека в специальном культурном макро времени, которое называют историей. В широком значении слова — это подход, который помещает психику и личность в определенную связь времен.

Следовательно, историческая психология одновременно принадлежит к психологической и исторической наукам. В последнем случае ее рассматривают, как раздел истории культуры и общества. То есть, как культурную и социальную историю человека, его личности, психики. В психологической науке ее понимают, как психологию развития. Она занимается фактами, причем не только культурного или исторического масштаба. Психологические явления различают по продолжительности существования.

Время кратковременных факторов исчисляется секундами, минутами, часами. Последовательность их развития получила название микрогенез. Это более длительное развитие в пределах жизнедеятельности определенного организма, начиная с появления на свет и до самой смерти. Это и есть онтогенез психики. Так в годах, столетиях, а также тысячелетиях проходит жизнь человеческих сообществ — классов, сословий, народов, цивилизаций. Все это — историогенез психики.

Самым крупный масштаб на сотни тысяч и даже миллионы лет у филогенеза. Это происхождение человеческого рода, которое берет начало еще от ископаемых приматов. В составе психологии развития изучается историогенез. Его выводы распространяются на генетические последовательности другого масштаба в определенной степени, при которой ритмы исторического времени проникают непосредственно в индивидуальное бытие человека, а также в эволюцию высших приматов.

Возникновение исторической психологии

Историческая психология, как отдельное направление, возникла в начале двадцатого века. Впрочем, сам термин был предложен гораздо позже французским психологом по имени Иньяс Мейерсон в 1948 году. Он упомянул такое словосочетание в своей книге, получившей название «Психологические функции и творения».

Также к направлению исторической психологии относят исследования психологии народов немецким психологом Вундтом в его десятитомном грандиозном труде «Психология народов. Исследование закона развития языка, мифов и обычаев» в 1900-1920-х годах. Леви-Брюль тоже опубликовал на этот счет серию своих трудов. Они получили названия «Умственные функции в низших обществах», «Первобытное мышление», «Первобытная душа».

В 1920-х Выготский Л.С., советский психолог, обосновал теорию культурно-исторической психологии, согласно которой развитие личности в психологическом плане невозможно без развития культуры, а также усвоения личностью определенных результатов этого самого развития. Усвоение должно проходить через трансляцию знаковых систем (мнемотехники, религиозных и бытовых символов, языка) от поколения к поколению.

В 1960-х в США начала развиваться психоистория, к которой приложили свои усилия таки выдающиеся эксперты, как Джон Плэтт, Джоэл Ковел, Ллойд де Моз. Методологической основой такого течения стал неофрейдизм — развитие учений Зигмунда Фрейда, связанных с психоанализом.

Замечание 1

Все перечисленные варианты исторической психологии сошлись в одном — они рассматривали деятельность человека в истории, как отдельное проявление его психологической личности.

Исторический анализ незаменим для психологии. Он позволяет установить генезис психологических феноменов. Для психологического объяснения истории ученые преимущественно применяли бихевиористские концепции. Попросту говоря, они рассматривали социальные процессы по стандартной схеме, как в биологии — «стимул-реакция».

Направления исторической психологии

В настоящее время в исторической психологии выделяют три направления. Первое, герменевтическое-феноменологическое, основано на прочтении, истолковании, а также интерпретации посредством психологии источников индивидуальной истории (писем и дневников). Второе направление предусматривает выведение причин поведения человека непосредственно из социальных, а также культурных феноменов, которые с ним связаны. Его называют психолого-генетическим. Третье — неофрейдистское. Оно базируется на выявлении сознательного и бессознательного в истории человека.

От истории ментальностей, от исторической антропологии, от истории частной жизни и прочих направлений исторической науки, изучающих примерно те же процессы и явления, историческую психологию отличает так называемая междисциплинарность. То есть обращение к методам медицины, биологии, психологии. Именно в этом и заключается ее преимущество. Использование методов биологических и медицинских наук о человеке позволяет эффективно интерпретировать сведения источников.

Психология ставит своей первоначальной целью получение научного знания о личности человека. В этой комплексности и есть главное отличие исторической психологии от истории ментальностей, от истории частной жизни. Ведь последние рассматривают некий отдельный, особый аспект человеческого существования в историческом контексте. Но вот психология пытается его целиком охватить.

Объяснение событий прошлого, а также тенденций исторического развития посредством исторической психологии позволяет выявить культурные традиции, историко-психологические, национальные и социальные типы. Результаты подобных исследований не только полезны для последующей реконструкции исторических смыслов, но и для целенаправленной выработки рекомендаций современным политикам и политтехнологам, а также социальным службам.

Недостатки направления

К недостаткам направления специалисты относят сложность в использовании источников. Ведь даже подробное описание — не «история болезней». По сути, психологические и психиатрические исследования создают по другим шаблонам, которые отличаются от летописей, мемуаров и дневников.

Психология имеет дело с различными наблюдениями и опросами, текстами и описаниями. Информация в исторических источниках структурирована на других принципах. Они более субъективны. Историческая психология не оперирует традиционными психологическими методиками по сбору информации, то есть тестированием, опросом или непосредственным наблюдением.

В исторической психологии теряют непосредственно испытуемого, выходят на просторы истории. Там нельзя протестировать поколения, лежащие в земле, чтобы в дальнейшей перспективе возместить потерю углубленным знанием о человеке для преобразования науки о психологии одной из эпох непосредственно в психологию всех других эпох. Конечно же, дело здесь не в названии, а в том, как трактуют человеческую психику. Одни ее снимают замерами hic et nunc (то есть «здесь и сейчас»), другие — как составляющую широкого оборота опосредованного или непосредственного.

Человек может быть рассмотрен, как сложное, искусственное, природное существо, которое выводится за пределы воспринимаемого и наличного. В этом случае закономерно возникает вопрос о диапазоне допустимых уходов в продукты культуры и психологические возможности проследить все движения. Основная проблема антропологий низводится на исследовательско-методический уровень.

Из вышесказанного следует слабость метода исторической психологии, ее неубедительность для психологов и для историков. Специалисты сходятся во мнении, что в историко-психологических исследованиях всегда велик элемент гипотетичности. Ведь ученый вынужден интерпретировать сведения различных исторических источников с помощью психологических методов. Но материалы в основном не репрезентативны и их, по сути, недостаточно. Отсюда и слабая степень верифицируемости соответствующих работ по исторической психологии. Они часто бывают интересными для читателя, яркими, содержат красивые гипотезы, но вот доказательная база, как правило, выглядит слабой.

Жанр патографии

В 19-20-м веках в исторической психологии стал популярен жанр патографии. Он предусматривал раскрытие причин, а также истоков творчества выдающихся культурных и исторических деятелей через их психологические переживания аномального толка: сексуальные проблемы, отклонения, половые извращения, проявления заболеваний.

Первая книга, посвященная данной теме, вышла в 1836-м. В ней исследовалась жизнь Сократа. Автор термина «патография», описывающего патологии, утверждал, что никого невозможно понять без медицинской оценки. Невыносимо видеть, как различные лингвисты и прочие кабинетные ученые попросту судят о людях, об их поступках. Ведь у них, по сути, нет представления о том, что для этого нужно нечто гораздо большее, чем попросту морализирование и среднее человеческое знание.

Многочисленные критики патографии отмечают, что большинств диагнозов ставят «за глаза». Ведь авторы лишены возможности исследовать психическое состояние Достоевского или Сократа. Следовательно, все их диагнозы носят сугубо гипотетический характер. Склонность же авторов к спекуляции на не самых высоких инстинктах массовых читателей позволяет усомниться в научности большинства построений.

Особенности психобиографии

Особым жанром считается психобиография. Она представляет собой биографию отдельного исторического деятеля, которую пишут посредством психологического анализа. Психобиографию от патографии отличает учет всех факторов, касающихся психологического развития определенной личности. Здесь нет чрезмерного внимания болезненным патологиям. Впрочем, стремление к объективности вовсе не значит ее достижения. Психобиография тоже не свободна от субъективных интерпретаций.

Историческая реконструкция

Один из бурно развивающихся экспериментальных методов современной исторической психологии, достойный внимания — историческая реконструкция. Она решает задачи воссоздания материальной, а также духовной культуры исторической эпохи. То есть рассматривает ремесленные технологии, особенности доспехов и костюмов. Но движение реконструкторов, по сути — ролевая игра. Ее рассматривают в качество своеобразного научного эксперимента.

Ученый может попробовать досконально воспроизвести материальный быт, а также жизненный цикл обычного средневекового крестьянина. То есть поселиться в избе, добыть себе на пропитание, ходить в одежде, характерной средневековым людям. Участники подобных экспериментов утверждают, что такой подход позволяет лучше понимать психологию средневековых людей, их особенности мышления, мировосприятия. Данное направление официально получило название живой истории. Его воплощают в многочисленных экспериментах, например, создавая музеи под открытым небом, имитирующих с различной степенью достоверности соответствующие объекты исторической реальности.

Исследование исторической психологии

Википедия перечисляет 36 устаревших психологических категорий. К ним относятся драпетомания , предполагаемое психическое расстройство, из-за которого порабощенные афроамериканцы бежали; истерия , совокупность двигательных, психических и сенсорных расстройств, предположительно связанных с полом; и неврастения , усталость, головная боль, усталость и раздражительность, которые якобы были побочным продуктом сверхцивилизации.

В некоторых случаях старые психологические ярлыки отбрасывались и заменялись более сложными, детализированными или менее уничижительными терминами.

Подумайте об уничижительных, связанных с евгеникой терминах, таких как 9.0003 слабоумный или идиот , которые, к счастью, были выброшены за борт. В других случаях старый словарь был заменен новой концептуальной основой. Таким образом, истерия теперь считается конверсионным расстройством. В других случаях диагноз и даже само расстройство, казалось, постепенно исчезали.

Недавняя журнальная статья Мохаммада Атари и Джозефа Хенриха в журнале Current Directions in Psychological Science поднимает интригующий вопрос: что можно было бы получить, если бы психологию рассматривали как историческую науку, а психологические категории рассматривали через призму истории?

Самые популярные

В отличие от психоистории, интерпретации исторических событий с помощью психологической теории, и истории психологии, развития и эволюции психологических концепций, расстройств, теорий и методов лечения, а также понимания психических заболеваний дисциплиной, историческая психология прослеживает различные формы, которые познание, эмоции, интеллект, память, восприятие, личность и рассуждения завладели временем и пространством.

Эта развивающаяся область, которая, конечно же, является продуктом социальной психологии, изучает психологические явления в конкретных исторических и культурных контекстах, а также экономические, политические и социальные факторы, влияющие на эти сдвиги в человеческой психологии.

Мы уже знаем, что психологические термины, ярлыки и концепции претерпевают далеко идущие изменения с течением времени: старые категории заменяются новыми и, надеюсь, более сложными или детализированными классификациями. Мы также знаем, что сроки, заболеваемость, распространенность и выражение или проявление определенных расстройств, эмоций или поведения менялись с годами.

Но что, если бы мы пошли дальше и рассмотрели такие основополагающие понятия, как внимание, мотивация, идентичность или исполнительная функция, исторически — то есть как исторически сложившиеся? Это вопрос, который поднимают Atari и Henrich.

Их исследования и исследования других предполагают, что можно проследить сдвиги в представлениях о познании, идентичности, личности, самости, изучая, в дополнение к историческим текстам и артефактам, этимологии и филологии, поведенческие запреты, ритуалы и табу и богословские верования и концепции. Благодаря этим источникам ученые могут проследить изменение отношения к амбициям, гневу, любопытству, эмоциональному выражению, счастью, любви, идентичности, межличностной взаимности, рациональному расчету и социальной мобильности.

Возьмем один пример, который изучали исторические психологи. Является ли вера во всеведущее, всемогущее, всемогущее высшее существо или сверхъестественную силу с системой предписанных верований, включая концепцию загробной жизни, где добро вознаграждается, а зло наказывается, связанная с потребность в стабильности в обществах, которые быстро увеличивались в размерах, масштабах и сложности?

Или возьмем другой пример: почему в поздней античности христианские общества на Западе выработали набор предписаний, касающихся брака, — запрет брака по договоренности, двоюродного брака, левиратного брака (с вдовой умершего брата) и многоженства? В какой степени эти запреты представляли собой попытку ослабить расширенные родственные группы и племенные связи и установить главенство моногамных нуклеарных семей, способствуя тем самым своеобразной «СТРАННОЙ» (западной, образованной, промышленно развитой, богатой и демократической) психологии с ее предполагаемый акцент на четком балансе отношений, включающих индивидуализм и коллективизм, неприятие и принятие риска, групповое доверие и недоверие, независимость и конформизм, пристрастность и беспристрастность по отношению к неродным и незнакомцам (или то, что известно как безличная просоциальность)?

Кроме того, существуют исторические и культурные различия в отношении к психологии половых различий, при этом ряд исторических психологов утверждают, что существуют устойчивые различия в обществах, которые практиковали плужное земледелие (которое требовало очень высокого уровня силы верхней части тела и было ассоциируется с мужчинами) и мотыжным земледелием (которым обычно занимались как женщины, так и мужчины).

Я разделяю интерес Atari и Henrich к рассмотрению психологии с исторической точки зрения. Я сам писал о появлении и построении новых детских расстройств, инвалидности, включая синдром дефицита внимания и гиперактивности, аутизм, дислексию и аллергию на арахис, которые стали известны только в определенные исторические моменты. Я также стремился в своей истории взрослой жизни,

Расцвет жизни , продвигать постэриксоновскую концепцию психосоциального развития.

Я, конечно, не одинок в своем интересе к попыткам поместить культурное понимание человеческой психологии в конкретные исторические и культурные контексты, которые не ограничиваются западным миром.

Более десяти лет назад Итан Уоттерс, писатель и журналист, много писавший по психиатрии и социальной психологии, опубликовал книгу «Безумцы, такие как мы: глобализация американской психики» , в которой утверждалось, что определение, категоризация, форма, лечение, расстановка приоритетов, ожидания и даже субъективный опыт психических заболеваний и различных психических расстройств являются продуктом различных исторических, социологических и культурных обстоятельств.

В его книге отмечается, что психические заболевания неравномерно распространены по всему миру, что симптомы расстройств принимают характерные для культуры формы и что психологический и эмоциональный дистресс выражается очень по-разному: через состояния фуги, параличи или припадки в Европе викторианской эпохи. или, в наше время, в отвлекаемости, импульсивности, неорганизованности, низкой толерантности к фрустрации и различных видах дисфории. Он заходит так далеко, что утверждает, что познание, моральные рассуждения, выводы о мотивах других людей, межличностных границах и представлениях о себе, идентичности и психологическом составе людей различаются в зависимости от культуры и исторической эпохи.

Но, добавляет он, Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам , авторитетное руководство США по диагностике психических заболеваний и состояний, связанных с мозгом, оказало глубокое влияние, объединив категории и протоколы лечения во всем мире. По его словам:

«Золотые арки [McDonald’s] не представляют нашего самого тревожного воздействия на другие культуры. Скорее, это то, как мы сглаживаем ландшафт самой человеческой психики. Мы вовлечены в грандиозный проект по американизации понимания мира человеческого разума».

Однако, поскольку Уоттерс не занимается психологией развития, социальной психологией или нейробиологией, его гуманистическая, социокультурная и контекстуальная точка зрения с ее выготски-подобным акцентом на когнитивной, физической и социальной средах не получила должного уважения и значения.

Другие, в том числе Сюзанна Р. Киршнер и Джек Мартин (бывшие президенты отделения Общества теоретической и философской психологии Американской психологической ассоциации), стремились показать, как взаимодействие с другими людьми в социокультурном контексте влияет на познание, эмоции, память, идентичность. , личность и другие психологические конструкции в их отредактированном томе 2010 г., Социокультурный поворот в психологии: контекстуальное возникновение разума и самости .

Их цель состояла в том, чтобы предоставить альтернативу чрезмерно нейронаучным, биологическим или интериоризированным подходам к психологии. Однако их гуманистический и интерпретативный подход — с его упором на диалогический, дискурсивный, конструкционистский, герменевтический, нарративный и неовыготский способы анализа — оказал большее влияние на терапию, разработку учебных программ и теорию обучения, чем на академические исследования в рамках дисциплины.

В настоящее время большинство культурных подходов к психологии являются межсоциальными, а не историческими и игнорируют изменения с течением времени. Atari и Henrich сравнивают этот социально-психологический подход с выставкой статичных фотографий, а не с фильмом, «динамически соединяя эти снимки, чтобы дать контекстное представление о том, почему, когда и как вещи оказались там, где они сейчас».

Но что, если бы мы мыслили более динамично и диахронически? В последнее время появилось несколько ярких примеров.

Культурная и богословская история Ambition Уильяма Кейси Кинга показывает, как отношение или свойство личности, долгое время считавшееся грехом и пороком, со временем стало рассматриваться как добродетель или как нормальная черта человеческого характера. Примерно так же Барбара М. Бенедикт « Curiosity » и Марджори Суонн « Curiosities and Texts » прослеживают, как эмоция, связанная с оккультизмом и считающаяся «неприятной формой нарушения или культурных амбиций», стала рассматриваться как движущая сила научных открытий. , изобретения, технологический прогресс, решение проблем, исследования и колониальные завоевания, а также приобретение имперских трофеев.

Мы живем во время, когда некоторые расстройства — аддиктивные расстройства, тревожные расстройства, диссоциативные расстройства, расстройства настроения, нейрокогнитивные расстройства и расстройства развития нервной системы, парафилия, расстройства личности, психотические расстройства и расстройства, связанные со стрессом или травмой, — привлекают особое внимание и вытесняют другие способы понимания поведения.

Давайте не будем относиться к этим расстройствам антиисторически. Вместо того, чтобы рассматривать наши сегодняшние заботы как вневременные, статичные, фиксированные, неизменные и неизменные, нам нужно понять, что именно в нашей эпохе и современном обществе поощряет и делает возможным определенное поведение и психологию, а также то, как более ранние общества решали в чем-то схожие проблемы.

Недавний сборник эссе Ричарда Бурка и Квентина Скиннера « История гуманитарных и социальных наук » описывает, как со временем дисциплины, изначально принявшие осознанный исторический подход, в значительной степени отказались от этой точки зрения и приняли аналитические подходы и статистические методы. по образцу естественных наук. Любопытно, что в этом томе отсутствует психология, но включены антропология, экономика, право, философия, политология и социология. Но, как предполагают Atari и Henrich, психологию тоже можно понять через призму истории.

Многие из социологов, которыми я больше всего восхищаюсь, — например, Айра Кацнельсон, Баррингтон Мур, Орландо Паттерсон, Теда Скокпол, Чарльз Тилли и Иммануэль Валлерстайн — мыслят исторически. Однако, в отличие от большинства историков, они более внимательно относятся к теории, социальной структуре, систематическому сравнению и долгосрочным историческим процессам.

Я считаю, что социальные науки выиграют от новой встречи с историей, а история, в свою очередь, выиграет от более тесного взаимодействия с гуманитарными науками и их теоретическими и методологическими подходами.

Историки должны признать, что без обращения к теории социальных наук и демографическим, эконометрическим и статистическим методам история впадет в антиквариат и неуместность.

В свою очередь, социологи должны признать, что все идентичности исторически сконструированы, все события и разработки исторически обусловлены, а наши эмоции, психология, отношения, институты, поведение, ценности и взгляды являются историческими артефактами, которые являются продуктом динамичного и продолжающегося процесса. процесс строительства, демонтажа и реконструкции.

Стивен Минц — профессор истории Техасского университета в Остине.

История психологии

История психологии Онлайн-текст по психологии:

Часть 1: Древние
Часть 2: Возрождение
Часть 3: 1800-е
Часть 4: 1900-е

PDF-версии текста были созданы Дайаной Визер:

Часть 1: Древние 9010 3 Часть 2: Возрождение
Часть 3: 1800-е
Часть 4: 1900-е

Они также доступны на немецком языке, переведенном Дайаной Визер:

Часть 1: Древние
Часть 2: Возрождение
Часть 3: 1800-е
Часть 4: 1900-е

Кроме того, этот текст доступен в виде книги и аудиозаписи подкаста, а в переводе на искусственный язык, лфн:

История психологии — книга (в наличии с Amazon)
The Story of Psychology — аудиоподкаст, Рассказывает Тодд Дэниел
La istoria de psicolojia — Un tradui a lfn

Примечание: учебные пособия и практика викторины доступны. Кликните сюда!


Часть первая: Древние

  Психея и Эрос — также доступно на китайском, македонском

  Досократики — также доступен на китайском языке

Алфавит — также доступен на китайском языке
Два стихотворения Сапфо
Хронология: От 600 до н. э. до 200 г. до н.э.
Карта: Древнее Средиземноморье


Сократ, Платон и Аристотель — также доступно на китайском, македонском, польском, русском, Испанский, украинский, французский, филиппинский, сербский, монгольский

Платон Выбор: Аллегория пещеры — также доступен на китайском языке


Логические заблуждения

Поцелуй Хэнка в задницу, преп. Джим Хубер (за пределами офиса)


Эпикурейцы и стоики

A Письмо Эпикура
Избранное из Эпиктета
Хронология: с 1 по 400 г. н.э.

Карта: Римская империя 116 г. н.э.


Римская империя — также доступно на боснийском, финском, украинском и сербском языках

A Brief История иудаизма
Раннехристианские ереси
Сунниты и шииты — также доступно на боснийском, финском, шведском
Ранняя история Китая и Индия

Деталь Два: Возрождение


Средневековье — также на грузинском

Письмо от Элоизы до Абеляра
Хронология: с 10:00 до 14:00
Карта: Европа 1278

Начало современной философии

Письмо от Галилео Галилея
Рене Декарт Подборка: Медитации
Цитаты Иоанна Коменского
Хронология: с 14:00 до 18:00

Карта: Европа 1700


Эпистемология
 
Просвещение

Август Календарь Конта
Эмоции Бенедикта Спинозы


Метафизика
 
Давид Юм и Иммануил Кант

Права человека
Права женщины


Этика

Перекрытие Морали

Деталь Три: 1800-е годы

Хронология: 1800-е годы
Карта: Европа 1815


Ранняя медицина и Физиология

Клятва Гиппократа
Диаграмма френологии
Краткая история психофармакологии


Чарльз Дарвин и эволюция

Чарльз Дарвин Выбор: Происхождение человека
Джон, Мэри и комодский варан
Социобиология — также доступно на грузинском, украинском, узбекском, французском, казахском


Философы-романтики

Цитата Фридрих Ницше
Так говорил Заратустра — Избранное


Начало психологии

Сэр Фрэнсис Гальтон Отбор: Наследственный талант.
История статистики


Вильгельм Вундт и Уильям Джеймс — также на украинском языке

Уильям Джеймс Выбор: Сознание
Свобода воли


Часть четвертая: 1900-е годы

Хронология: 1900-е годы
Карта: Европа 1914


Зигмунд Фрейд и психоанализ

Зигмунд Фрейд Отбор: бессознательное
Эдипов комплекс Пересмотрено


Бихевиоризм

Б. F. Skinner Selection
Уолт Уитмен Жил-был ребенок…


Гештальт-психология — также доступно на боснийском, чешском, финском, македонском, русском, Украинский

Курт Келер Подборка: Gestalt Psychology Today
Carl Rogers Подборка: The Организация личности


Феноменологический экзистенциализм

Джеймс Джойс Выбор: Портрет…
Романтика: Частичный анализ

Современная медицина и физиология

Краткий обзор История лоботомии — также доступна на украинском, французском языках


Когнитивное движение

Компьютерная хронология
AI Gone Awry, by Peter Кассан (вне офиса)


Выводы: Психология сегодня и Завтра — также доступен на эстонском, узбекском, русском, французском и украинском языках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *