Третьяк Леонид Леонидович — «История развития метода и его место в мировой и отечественной психотерапии»
Рябинина А.Ю. «История развития метода и его место в мировой и отечественной психотерапии»
ВЫПОЛНИЛА:
Рябинина Алена Юрьевна
Санкт-Петербург
2020
Я делаю свое дело, а ты делаешь свое дело
Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям
И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям
Ты – это ты, а я – это я.
И если нам случилось встретить друг друга – это прекрасно.
Если нет, то ничего не поделаешь.
(Фредерик Перлз «Молитва гештальт-терапевта» 1969)
Гештальт-терапия — это направление психотерапии, которое ставит своими целями расширение осознания человека и посредством этого лучшее понимание и принятие человеком себя, достижение большей внутри личностной целостности, большей наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миров, в том числе с окружающими людьми.
Гештальт-терапия – это также один из современных и популярных методов психотерапии, берущий свое начало в середине прошлого столетия и неразрывно связанный с именем его отца-основателя Фредерика Перлза. Проследив основные вехи его биографии, мы можем установить последовательность и историю трансформации его идей в, получивший мировую известность и широкое применение, гештальт-подход.
Итак, Фредерик Соломон Перлз (или Фриц Перлз, как позже он себя называл) родился 8 июля 1893 года в Берлине, в мелкобуржуазной еврейской семье. С детства сталкиваясь с проблемами в родительской семье, он рос свободолюбивым ребенком, способным открыто заявлять о себе, отстаивая право на «собственную правду». В 13 лет его выгнали из школы, которую, однако, он впоследствии благополучно закончил и продолжил свое образование на медицинском факультете Фрейбургского, а затем Берлинского университета.
После Первой мировой войны, во время которой Перлз служил военным врачом, он возвращается в Берлинский университет. Там он заканчивает диссертацию и специализируется в нейропсихиатрии. В 1921 году он получает степень доктора медицины. Примерно в то же время он вступает в Берлинское Богемское общество, где начинают формироваться философские идеи, которые впоследствии будут развиты в основы гештальт-терапии.
В 1925 году Перлз всерьез заинтересовался психоанализом. Его первым психоаналитиком стала Карен Хорни. По ее совету он переезжает во Франкфурт. Там Перлз знакомиться с Куртом Гольдштейном, неврологом и психиатром, который, опираясь на работы по гештальтпсихологии, занимается исследованием нарушений восприятия при челюстно-лицевых ранениях. Благодаря этому сотрудничеству Перлз приходит к идее о том, что человеческий организм важно рассматривать, прежде всего, как целое, а не конгломерат отдельно функционирующих органов. Холистический подход , с его акцентами на интра- и интероргазмической целостности станет позже одним из базовых в теории Гештальта.
В 1930 году Перлз женится на Лоре Познер, которая позже внесет огромный вклад в возникновение и развитие гештальт-терапии, занимаясь разработкой ее теоретических оснований.
К тому времени Перлз прошел уже несколько психоанализов. По совету Карен Хорни, его очередным психоаналитиком становится Вильгельм Райх. На тот момент Райх практикует активно, не опасается тактильных контактов со своими пациентами, помогая им осознать напряжения и мышечные зажимы.
Впоследствии Перлз разовьет отдельные райхианские принципы. Он признает справедливость идеи Райха о «телесном панцире» как одном из физических проявлений психологических защит. Тело, «изгнанное на кушетку» в ортодоксальном психоанализе, обретет в гештальте свое полноправие, а развитое далее Перлзом положение о единстве тела и психики (физического и ментального) станет здесь одним из основных.
В 1933 году, после прихода Гитлера к власти, Перлз прерывает занятия психоанализом у Райха. Вместе с Лорой и дочерью Ренатой он бежит в Голландию, затем в Южную Африку, где в 1934 году основал Южно-Африканский институт психоанализа.
В 1936 году Перлз ненадолго возвращается в Европу. Он намеревается выступить с докладом на международном психоаналитическом конгрессе, а самое главное — встретиться, наконец, с основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом. Эта встреча состоялась, однако не принесла Перлзу ничего, кроме разочарования. Он вспоминает, что встреча длилась около четырех минут: Фрейд застыл в дверном проеме и даже не вышел в комнату, в которой находился гость. Короткий разговор ограничился несколькими общими фразами. Не было никакой возможности поговорить об идеях Фрейда, о чем Перлз мечтал годами. Возможно, эта неудачная встреча явилась той каплей, которая переполнила чашу разочарования в психоанализе. Перлз писал: «Мой разрыв с фрейдистами произошел несколькими годами позже… Я пытался сделать психоанализ духовным домом, религией. Позже пришло просветление: я должен принять всю ответственность за свое существование на себя». Тем не менее, Перлз всегда сохранял уважение к Фрейду как к великому ученому. Он подчеркивал: «Устарели лишь философия и техника Фрейда, а не его открытия».
Вернувшись в Южную Африку Перлз начинает работу над своей первой книгой «Эго, голод и агрессия», которая будет опубликована в 1942 году. Написана она была совместно с женой, которая имела на Перлза большое влияние и принимала непосредственное участие в создании и развитии гештальт-терапии. Первая книга Перлза имела подзаголовок «Ревизия теории и метода Фрейда».
После Второй мировой войны Перлз отваживается расстаться с налаженным бытом, положением, клиентурой, семьей и отправляется в неизвестное. А если точнее, он эмигрирует в Соединенные Штаты в 1946 году, в возрасте 53 лет. В Нью-Йорке Перл ведет богемную жизнь в среде «левых интеллектуалов», вместе с тем много работает, ведет частную практику.
Спустя некоторое время в Нью-Йорк приезжает Лора (ставшая в США Лаурой), и по средам у них начинает собираться «Группа семерых». В нее, кроме Фрица и Лауры входят Пол Гудман (писатель-полемист, который структурировал разрозненные рукописи Перлза и навел на них теоретический лоск), Исадор Фром (философ-феноменолог, внесший вклад в создание гештальтистской теории Self), Пол Вейс (познакомивший Перлза с дзеном) и другие.
1951 год считается датой официального рождения Гештальта. В этом году Перлз опубликовывает фундаментальный труд «Гештальт-терапия» в соавторстве с Полом Гудманом (Паулем Гудманом) и Ральфом Хефферлином (Perls F., Hefferline R., Goodman P.,) Однако книга, ставшая впоследствии библией гештальтистов, написана сложно и зачастую даже заумно. Правда, как утверждают, сам Перлз полностью написал только первую – более практическую – часть книги (некоторую редакторскую правку к ней сделает Р. Хефферлин), которая на русском языке выходила в разных переводах и под разными названиями уже несколько раз (Перлз Ф., Хефферлин Р., Гудман П., 1993; Перлз Ф., Гудман П., Хефферлин H., 1995; Перлз Ф., 2002). Вторая – теоретическая – часть книги в основном развита Полом Гудманом. На русском языке она вышла совсем недавно, почему-то на суперобложке с фамилиями и Перлза, и Гудмана, а далее, увы, ее основной автор непонятным образом исчезает (Перлз Ф., 2001). Так или иначе, книге выпадает мало успеха, и свою известность она обретет лишь 20 лет спустя, когда Исадор Фромм сделает к ней комментарии.
Следующий, 1952 год – также важная веха в истории Гештальта. Это год основания первого института гештальт-терапии в Нью-Йорке. Данный институт, являясь старейшим в своей области, существует до сих пор. Затем в группе создателей гештальт-терапии произошел раскол, Фриц Перлз и Джим Симкин покинули Нью-Йорк. Фриц Перлз стал в основном работать с группами, считая, что индивидуальная психотерапия устарела. Нью-йоркская группа была с этим не согласна.
Через два года Перлз основывает новый институт в Кливленде (штат Огайо). Оба старейших института являются сейчас одними из самых известных в преподавании Гештальта, пользуясь заслуженной славой. Но это – сейчас, а в 1950-е годы их популярность едва ли можно назвать хоть сколько-нибудь значительной: студентов мало, новый метод с трудом завоевывает своих почитателей. Для презентации и распространения Гештальта Перлз предпринимает поездки по все Америке. Они не приносят серьезного успеха, и в 1956 году Перлз в отчаянии уезжает в Майями.
Он устал. Устал от сердечных болей, устал и отдалился от жены, устал «проповедовать в пустыне». Фриц снимает маленькую квартиру, где живет один, принимая лишь нескольких клиентов.
Но жизнь снова улыбнулась Перлзу. Между ним и Марти Фром, которая моложе его более чем на 30 лет, вспыхивает всепоглощающая взаимная любовь. Они оказались очень нужны друг другу – Фриц, переживающий экзистенциальный кризис, и близкая к самоубийству Марти, подавленная и разочаровавшаяся в замужестве, имеющая двоих детей, контакт с которыми утрачен.
Два года страсти, два года счастья, пока Марти не откажется от предложения Перлза выйти за него замуж и…. не уйдет к другому.
В своем объемной автобиографической книге «Внутри и вне мусорного ведра», наговоренной на магнитофонную ленту, словно на одном дыхании всего за три месяца, Перлз много раз называет себя цыганом. Вот и теперь, после расставания с Марти, он снова начинает бродячую жизнь, переезжая из одного места в другое, выступая с лекциями и демонстрационными терапевтическими сессиями в разных городах Соединенных Штатов. Более того, он отправляется на полтора года в кругосветное путешествие. Останавливается на некоторое время в маленьком поселке художников-битников в Израиле, восхищаясь их анархическим образом жизни, во многом близким ему самому. Здесь он пишет акварелью и маслом, вновь берет уроки живописи, как когда-то после переезда в США.
Затем он перебирается в Японию. В Токио Перлз, вместе с еще одним американским психологом становятся первыми учениками-европейцами мастера дзен Росши Ишигуру. Два европейца, одному из которых семьдесят (это, конечно, Фриц), плюс восемь японских юношей составили класс. Был обещан мгновенный дзен, сатори за неделю, который так и не случился…
Далее был переезд в Киото. Здесь, около двух месяцев Перлз провел в замке Дактокио, по сути монастыре дзен. Вскоре студенты, претендующие стать монахами-дзен, не без помощи Фрица, начинают интересоваться гештальт-терапией. Он же, так и не обретя сатори, возвращается в США.
В 1964 году Перлз начинает работать в Институте Исалена, в Биг-Суре (штат Калифорния). Он организовал гештальт-семинары, на которые обычно приходят всего несколько участников. Звездный час Перлза пробьет позже. А пока на него опять навалилась невероятная усталость, у него снова болит сердце, спина согнута, и он чувствует себя абсолютно немощным.
И вновь жизнь преподносит ему подарок, позволивший еще раз восстановить силу тела и духа. Физиотерапевт Ида Рольф занимается с ним остеопатией и делает ему курс массажа по глубинной структурной интеграции (рольфинг). Перлз обретает новую молодость.
Поистине поворотными в судьбе Перлза стали события 1968 года. Начинается движение американских студентов с их требованиями различных свобод, желанием благополучия и богатства не только в кошельке и голове, но также в сердце, стремлением быть, а не иметь, рвущихся обрести новый смысл жизни… Вот теперь время Перлза наконец пришло!
Журнал «Лайф» помещает на первой странице его большой портрет. Под мудрой и ироничной физиономией немолодого бородатого американца примерно такая подпись: «Вот Папа Римский новой эпохи. То, что студенты говорят сейчас, он говорил еще 20 лет назад».
В журнале рассказывается о поисках Перлзом аутентичной жизни, представляются его идеи, столь созвучные молодежному движению, охватившему всю Америку и перекинувшемуся в Европу и даже в Японию. Перлз действительно представлен как мессия нового времени. Кто в этом случае «старый мессия»? Конечно же, З. Фрейд и порожденная им эпоха психоанализа, с их погружением в мир чарующей, но запретной сексуальности, добропорядочной деятельности в белом воротничке и мышления как едва ли не высшей человеческой ценности. Но молодежь устала от мыслей и ограничений, она желала Жить. И тут идеи Перлза пришлись как нельзя кстати. Он покорял своим жизнелюбием, внешней раскованностью, презрением к общепризнанным стандартам, доходящим до эпатажа, и захватывающими хепенингами, полными интуиции, страсти и действия, в которые выливались его демонстрационные сеансы. Это был мудрец, учитель, шут и борец в одном лице. И одним из его основных лозунгов была борьба с излишней интеллектуализацией других психотерапевтических направлений, в частности психоанализа.
Идеи Перлза оказались чрезвычайно органичны действительности конца 1960 гг. и востребованы. Так, поистине в одночасье, он становится знаменит, а его гештальт-терапия востребована. Теперь на семинары Перлза записываются сотни желающих. Его хотят слушать, участники спорят за право поработать с Маэстро хотя бы несколько минут. Некоторые предпринимают длительное путешествие, чтобы попасть в Исален. Это – настоящее паломничество! Не случайно, что сейчас Исален окрестили «меккой гуманистической психологии».
Это был ошеломляющий успех! Свои уик-эндовские семинары Перлз проводил с непрофессионалами, допуская на них всего 70-80 человек, что много меньше чем число записавшихся. Сам он называет эти уик-энды «цирком». Действительно, его показательные терапевтические сессии порой напоминают захватывающие мистерии или колдовские исцеления в духе шаманизма. Все это способствует росту известности нового метода.
В 1969 году на основе некоторых аудиозаписей с семинаров тех времен, с их минимальным редактированием и добавлением комментариев Перлза выйдет его книга «Гештальт-терапия дословно». Именно в ней можно прочесть озвученную выше знаменитую перлзовскую молитву гештальтиста. В российском издании 1999 года книга имеет другое название – «Гештальт-семинары» (Перлз Ф., 1998)
Многие крупные специалисты едут посмотреть на работу Перлза. Его идеи вдохновляют! Казалось бы, пришло время собирать камни. Но Перлз есть Перлз. Его опять манит новизна с ее неопределенностью и таинством. Когда-то он перешел от индивидуального Гештальта к Гештальту в группе, теперь он мечтает воплотить Гештальт в повседневную жизнь (а может быть, еще точнее – сделать его образом жизни). В 1969 году он покупает старый рыбацкий мотель на Ванкувер-Айленде (остров Ванкувер) , что на озере Ковишен в Британской Колумбии на западе Канады. Там он основывает гештальт-киббуц, общину, где можно будет «жить в Гештальте 24 часа в сутки», и устраивается там вместе с некоторыми учениками. Возможно, именно здесь Перлз впервые почувствовал себя спокойно.
К сожалению, жизнь в славе, пронизанная ощущением счастья, оказалась очень не долгой. После путешествия по Европе Перлз умирает в Чикаго от сердечного приступа на 77-ом году жизни. Умирает на четвертый день в госпитале, куда его доставляют практически с трапа самолета. Последние слова Перлза удивительно ясно раскрывают его личность. Он, с множеством подведенных к нему трубочек, внезапно пробует подняться с больничной койки. Когда медсестра восклицает: «Доктор Перлз, вы не должны вставать с постели», он впадает в гнев: «Я запрещаю вам говорить мне, что я должен делать!» А потом умирает 14 марта 1970 года.
Жизнь его была полна взлетов и падений, разочарований и надежд. И поиски его были не напрасны. Настоящий крупный психолог редко бывает чьим-либо верным последователем. Самый яркий след в истории психологической мысли оставили те ученые, которые, критически переосмыслив традиционные представления, сумели выйти за привычные рамки и сказать собственное слово не только в дополнение, но порою и в противовес мнению авторитетов. К Фрицу Перлзу это относится в высшей степени.
Незадолго до смерти он работал над двумя книгами — «Гештальт-подход» и «Свидетель терапии». Эти работы были изданы посмертно, в 1973 году.
После смерти Перлза можно проследить следующие важные процессы в продвижении гештальт-терапии: Одни последователи Перлза, следуя моде, обращались к другим методам психотерапии. Другие, приняв свое незнание теоретических и клинических основ гештальт-терапии за их отсутствие, восполнили этот недостаток, приняв теоретические положения, которые, как им казалось, имели какое-то сходство с практикой Перлза последнего периода. В частности, некоторые гештальтисты, сохранив гештальтисткую методологию и технологию, обратились к психоаналитической теории, чаще всего к англосаксонским течениям — к анализу объектных отношений или интерперсональной теории. Некоторые восполняли свою несостоятельность, аккумулируя и комбинируя различные техники, как будто введение биоэнергетических и психодраматических методик, работа в бассейне, массаж или другие приемы позволяют заместить недостающий «позвоночник» адекватной метапсихологии. Наконец, кое-кто вновь обратился к забытым источникам — к фундаментальным текстам и преподавателям-практикам, которые не прекращали на них опираться, развивая подход. Таким образом, Лора Перлз, Изидор Фром и другие члены группы, основавшей гештальт-терапию, вышли из тени, в которой их оставило калифорнийское солнце Перлза, и дали возможность большой части сообщества гештальтистов вновь обрести смысл этого подхода, со всей его радикальностью и творческой энергией, в теории «self», намеченной Перлзом и Гудменом в 1951 году. Следует отметить, что Фриц и Лаура Перлз открыли для нас корни Гештальт-терапии. Поль Гудман внес обширное систематическое обоснование. Изадор Фром заслужил признание путем систематического развития Гештальт терапии применительно к клинической практике.
Большой вклад в развитие методологии и теории гештальт-терапии внесли также Ирвин и Мариам Польстеры (авторы «Интегрированная гештальт-терапия: контуры теории и практики»), Джозеф Зинкер, Джон Энрайт (автор книги «Гештальт, ведущий к просветлению»), Серж Гингер (автор и соавтор двадцати книг по гештальту) и другие.
Говоря в общем, гештальт-терапия развилась в Соединенных Штатах в стиле West Coast (сильно ориентированом на гуманистическую психологию) и в стиле East Coast (с сильной клинической ориентацией). Влияние движения групповой динамики изменили раннюю форму гештальт-терапии, как индивидуальной терапии или индивидуальной терапии в группе. Гештальт-терапия вернулась в Европу в 1960 году при помощи «пионеров» из Штатов и студентов самых ранних гештальт-терапевтов.
Наиболее организованным гештальт-институтом с самой устойчивой системой в США является Кливлендский. В США существует несколько Гештальт-институтов, иногда даже в одном городе существуют два или больше, как в Лос-Анджелесе: старый (Гарри Йонтефа) — Gestalt Therapy Institute of Los-Angeles (ГТИЛА) — и новый — Gestalt A Therapy of Los-Angeles (ГАТЛА) Боба Резника.
Существуют международные организации гештальт-терапевтов: американская Association of Advansementin Gestalt Therapy (AAGT), International Gestalt Therapy Assotiation (IGTA), Gestalt Research Consortium (GRC), Международный центр исследований в области гештальта Gestalt International Study Center, Международное Общество Гештальт-теории и ее применения The International Society for Gestalt Theory and its Applications, Европейская Ассоциация Гештальт Терапии (EAGT), Федерация организаций, занимающихся образованием в области Гештальттерапии (FORGE).
Сегодня гештальт-терапия переживает значительный подъем, особенно в Европе, т.к. здесь она смогла найти множество культурных корней. Здесь наблюдается как прямой рост (увеличение числа и компетентности практиков, а также пациентов, которые находят новые пути своего личностного роста), так и косвенный, т.к. происходит постепенная ассимиляция другими современными направлениями психотерапии множества понятий, выработанных гештальт-терапией. Все больше психологов, преподавателей, врачей используют элементы гештальт-терапии в своей работе.
В конце 80-х, начале 90-х годов наша страна переживала бум интереса к западной психотерапии. Гештальт-терапии была в их числе. Страну посетили с обучающими семинарами отцы-основатели различных методов и направлений психотерапии (К.Роджерс, К.Витакер, Б.Эриксон, Р.Бендлер, З.Морено, Н.Пезешкиан, Ф.Фарелли). Тогда же были созданы первые частные организации по обучению отдельным методам психотерапии – Национальная Федерация психоанализа, Восточно-Европейский институт психоанализа, Московский и Санкт-Петербургский центры гештальта.
На сегодняшний день гештальт-терапия в качестве самостоятельного метода входит в пятерку самых популярных методов психотерапии как в нашей стране, так и мире в целом. Вне клинического, спектр применения гештальт-терапии очень разнообразен — проблемно-ориентированное консультирование, консультирование организаций, групповая терапия, терапия пар и семей.
История гештальт-терапии
«Гештальт» — немецкое слово, означающее целое или конфигурацию. Это понятие было предложено гештальтпсихологией в начале двадцатого века. Оно определяется как функциональная структура, интеграция элементов, в отличие от суммирования частей.
Термин «гештальт-терапия» впервые был употреблен в заглавии книги Ф. Перлза с двумя соавторами — проф. Р. Хефферлином и П. Гудменом. В этой книге (с подзаголовком «Возбуждение и рост в человеческой личности»), опубликованной в 1951 г. , излагались основы нового подхода, выступавшего как ревизия психоаналитической теории 3. Фрейда.
Основателем гештальт-терапии считается Фредерик С. Перлз. Он родился в Берлине в 1883 году, в мелкобуржуазной еврейской семье. Пройдя обучение психиатрии и психоанализу, иммигрировав из Германии в 1933 году, он основал Южноафриканский институт психоанализа. Здесь Перлз начал писать свою первую работу, очерчивающую возникавшую у него теорию и технику, которая позже превратилась в книгу «Эго, голод и агрессия» (4), где он пересматривал фрейдовскую теорию. В 1936 году Перлз после встречи с 3. Фрейдом, которая принесла огромное разочарование, открыто разорвал с психоанализом.
В 1952 году в США, в Нью-Йорке, Перлз совместно с женой Лорой, Полом Гудменом, Изидором Фромом и некоторыми другими психотерапевтами основал Институт гештальт-терапии. И вслед за этим появились гештальт-институты в Кливленде во главе с И. Польстером и в Калифорнии — с Д. Симкином.
В середине 60-х годов Перлз был приглашен в Эсален, в только что открывшийся центр на берегу Тихого океана в Калифорнии, ставший Меккой для Движения Развития Потенциала Человека. В это время гештальт-терапия испытывала значительный подъем, однако в то время как дань моде Перлз незначительное внимание уделял развитию теории гештальт-терапии, заменяя ее рекламными лозунгами, такими, как «Здесь и теперь» или «Молитва гештальтиста».
Это способствовало разделению гештальт-сообщества на два направления: «Восточное побережье» (П. Гудмен, Л. Перлз, И. Фром) и «Западное побережье» (Ф. Перлз). Бывшие единомышленники критиковали Фрица за принятие антитеоретической ин-туитивистской позиции, обвиняя его в неспособности «дать гештальт-терапии теорию». Особенно ярко критика Ф.Перлза проявилась после его смерти (1970г).
Современная гештальт-терапия переживает подъем во всем мире, в том числе и в нашей стране. Инструменты и понятия, разработанные гештальт-терапией за пятьдесят с лишним лет своего существования, ассимилируются другими психотерапевтическими течениями. Гештальт-подход распространяется на смежные дисциплины и теперь используется в медицине, психологии, педагогике, управлении, бизнес консультировании. Гештальт-терапия получает признание все большего числа людей, профессиональное сообщество пополняется новыми членами, ведутся научные исследования в области ее применения, возникают новые организации, выпускаются книги и журналы, развитие не останавливается.
Теория гештальт-терапии во многом была заимствована Ф.Перлзом из развивавшихся в то время философских и психологических направлений: психоанализа, райхиановской терапии, гештальт-психологии, экзистенциализма, феноменологии, психодрамы Морено и дзен-буддизма. Перлз стремился не столько к созданию новой теории личности, сколько к расширению и пересмотру психоанализа. При этом расхождения Перлза и Фрейда касались скорее психотерапевтических методов, чем основных теоретических представлений о бессознательной мотивации, динамике личности, паттернах человеческих отношений и т. д. (14).
Первоначально различие теорий касалось теории инстинктов и либидо. В отличие от Фрейда, выделявшего «основные инстинкты» человека (секс и агрессию), Перлз считал, что организм имеет мириады потребностей, которые ощущаются, когда каким-то образом нарушается психологическое и/или физиологическое равновесие. Все потребности, по его мнению, — это прямое выражение организмических инстинктов и среди них нет «основных».
Обращаясь к психоаналитическим методам интерпретации и свободным ассоциациям, Перлз критиковал их за то, что они позволяют пациенту избежать непосредственного переживания того, о чем он рассказывает, и это делает их малоэффективными для самоисследования. Кроме того, расхождения с психоаналитической теорией отмечались во взглядах на «сопротивление», «перенос», позицию психотерапевта и др.
Большое влияние на развитие теории Перлза оказала гештальтпсихология, появившаяся в Германии и Австрии в последнем десятилетии девятнадцатого века. Идеи гештальтпсихологии явились своеобразным перцептивным основанием для построения теории и терапевтического процесса.
В основу гештальт-терапии были положены следующие принципы.
Во-первых, холистический подход к рассмотрению человека. Организм рассматривается как целое, и уже потом отслеживается видоизменение целого в части. Этот принцип базируется на предпосылке, что люди не воспринимают других людей, вещи, пространства и/или события как независимые изолированные единицы, а организуют их в значимое целое.
Во-вторых, изучение психологических явлений в терминах фигуры-фона и базовых отношений. Под этим подразумевается особое внимание личности к наиболее яркой психологической потребности, образующей фигуру. Контекст, в котором возникает эта потребность, образует фон (основание). Отношение между фигурой и фоном образует гештальт (значимый паттерн или конфигурацию).
В-третьих, организму присуще стремление завершить перцептивно незавершенный опыт. Например, незавершенная круговая линия будет все равно восприниматься как круг. Следовательно, индивид будет постоянно бороться за завершенность личностного опыта. Если ее нет, то возникает напряжение, ведущее к организмической рассеянности и к когнитивным/поведенческим попыткам «завершить» незаконченное дело. Такая рассеянность может вызывать сопротивление в естественном процессе саморегуляции.
По мнению Ф. Перлза, гештальт-терапия является экзистенциальной психотерапией: она опирается на философию экзистенциализма и использует феноменолого-экзистенциалистские принципы.
В духе экзистенциальной философии Ф. Перлз соглашался с тем, что мир переживаний человека может быть понят только из его собственного непосредственного описания той уникальной ситуации, в которой он живет. Он утверждал, что разговор терапевта с клиентом — это экзистенциальная встреча двух человеческих существ, а не разновидность классического отношения врача и пациента и клиент является активным участником терапевтического процесса. В рамках данного подхода Ф.Перлз отвергал идею разделения ума и тела как двух несовместимых аспектов существования и наряду с ней — разделение объекта и субъекта и даже организма и среды, отказываясь рассматривать человека как противостоящего отдельному от него самого миру. «Люди творят и создают свои миры; для каждого мир существует через его раскрытие» (4).
Большое влияние на формирование теории гештальт-терапии оказали идеи В. Райха о связи тела и разума. В ее основе лежит предположение о том, что чувства являются непроизвольными физиологическими явлениями. У индивида нет выбора относительно их существования, но у него действительно есть выбор относительно их выражения. Например, в терминах В. Райха индивид будет помещать эмоциональные ответы в телесную мускулатуру через процесс, называемый ретрофлексией, или «возвратом к себе». Нежелательные эмоции подавляются через привычные телесные механизмы, многие из которых могут состоять из избирательно напрягающихся определенных мускульных групп, создавая то, что В. Райх называл телесной броней (1). При расслаблении этих мускульных групп освобождается энергия, ослабляется напряжение, и эмоции выражаются. Однако, в отличие от Райха, гештальт-терапия рассматривает «телесный панцирь» не как отдельное навязанное внешним миром чуждое человеку образование, а как напряжение, создаваемое самим субъектом, выполняющее определенные адаптационные функции.
Влияние на гештальт-терапию дзен-буддизма и других восточных религий отражается в применении концепции проживания и получения опыта «здесь и сейчас». Это не означает, что прошлый опыт не важен, он в большей степени должен рассматриваться как фактор, влияющий на происходящее в данный момент.
Из дзен-буддизма Ф. Перлз также заимствовал парадоксальный взгляд на изменение. Изменение — динамический процесс, и он происходит постоянно. Человек может успешно замедлять процесс изменения через «Я-вмешательство», однако изменение все равно происходит, когда индивид достигает точки застоя или «тупика». В этом случае обычный ответ — проскочить или противостоять настоящей ситуации — поддерживает тупик. Парадокс изменения состоит в том, что движение снова имеет место, когда человек обнаруживает себя здесь и теперь, когда он позволяет себе быть в данный момент, т.е. когда он принимает себя и свою ситуацию.
История гештальт-терапии | UK Therapy Guide
Проще говоря, гештальт-терапия — это ориентированный на клиента подход к традиционной психотерапии, при котором консультант помогает клиенту больше сосредоточиться на настоящем и действиях, происходящих в его жизни прямо сейчас.
По сравнению с традиционной терапией, которая часто сосредотачивается на прошлом опыте и просит клиента рассказать о прошлых ситуациях, гештальт-терапия побуждает пациента переживать эти ситуации с помощью различных упражнений. Это включает в себя ролевые игры, которые могут научить их наблюдать за негативными моделями поведения и не дать им заблокировать свой путь к самосознанию.
Возвращение в прошлое очень важно для выявления того, что осталось незалеченным. Тем не менее, гештальт-терапия больше фокусируется на том, что происходит здесь и сейчас, и на том, как этот опыт влияет на то, как мы воспринимаем жизнь вокруг нас. Он учит пациента брать на себя ответственность за свои действия, а не искать что-то или кого-то, на кого можно свалить вину.
Чтобы больше понять о гештальт-терапии и о том, как она работает, мы должны сначала понять, как она начала использоваться.
Краткая история гештальт-терапииГештальт-терапия зародилась в 1930-х годах в Германии и была разработана психоаналитиками Фредериком (Фрицем) и Лаурой Перлз. В 1933 году Перлы покинули нацистскую Германию и поселились в Южной Африке, где они начали создавать психоаналитический учебный институт. Именно здесь они начали работать над разработкой основных принципов гештальт-терапии, но после Второй мировой войны супруги переехали в Нью-Йорк, чтобы продолжить свои исследования.
В 19В 52 года Фриц и Лора основали первый Гештальт-институт в собственном доме, квартире на Манхэттене. Здесь они начали принимать пациентов, некоторых из которых впоследствии превратили в тренеров, и проводили семинары, чтобы поделиться своим новым взглядом на психотерапию.
Фриц написал множество книг по гештальт-терапии, в том числе «Гештальт-терапия: возбуждение и рост человеческой личности», которая была разделена на две части и содержала ядро гештальт-теории Фрица.
Фриц начал свою работу над ныне печально известной гештальт-терапией, потому что его не устраивали некоторые теории Фрейда, поэтому он начал разрабатывать свою собственную форму психотерапии. Он начал с идеи, что, когда организмы сталкиваются с набором элементов, они сосредотачиваются не на маленьких кусочках, а на всей структуре. Он считал, что здоровые люди организуют свой опыт на основе четко определенных потребностей, на которые они реагируют. Например, если здоровый человек испытывает чувство голода, он будет есть, а нездоровый человек будет мешать развитию актуальной потребности и не заниматься ею.
Поскольку это гуманистическая терапия, гештальт-подход предполагает, что человек склонен к целостности, благополучию, здоровью и раскрытию своего полного потенциала.
Как мне может помочь гештальт-терапия?Используя гештальт-упражнения, терапевт может помочь клиенту преодолеть такие проблемы, как депрессия, беспокойство, проблемы с самооценкой и проблемы в отношениях.
Другие потенциальные преимущества гештальт-терапии включают:
Улучшение коммуникативных навыков
Повышенная устойчивость к отрицательным эмоциям
Повышение осведомленности о потребностях человека
Способность отслеживать и контролировать психические состояния
Достижение внимательности
Обзор наших терапевтов
Другие статьи Arteo
Я прилипчивый? Вот как определить и управлять прилипчивостью в отношениях
от Arteo
Вы замечаете, что проверяете своего партнера несколько раз в день и беспокоитесь, когда он проводит время без вас? У вас могут быть прилипчивые наклонности. Вот как распознать и справиться с этой формой тревожной привязанности.
Подробнее
Рождество и психическое здоровье: как позаботиться о себе во время праздников
от Arteo
Рождество может стать стрессовым временем и повлиять на наше психическое здоровье. Вот как сделать это менее подавляющим и сделать заботу о себе приоритетом, когда все начинает становиться хаотичным.
Читать далее
Двое из пяти британцев испытывают стресс во время Рождества
от Arteo
Если вы чувствуете, что вас охватывает рождественское беспокойство, вы не одиноки. Согласно опросу YouGov, многие британцы борются со стрессом, тревогой, одиночеством и депрессией во время праздников.
Подробнее
Тихое ПРЛ: что это такое и как распознать признаки
Артео
Тихое ПРЛ — это подтип пограничного расстройства личности. Основными симптомами тихого ПРЛ являются интернализованные перепады настроения, стремление угодить людям и беспокойство по поводу отношений.
Читать далее
7 стратегий, которые помогут предотвратить возвращение к азартным играм
от Arteo
Игровую зависимость бывает трудно преодолеть. Чтобы противостоять тяге к азартным играм, определите свои триггеры, найдите новые занятия и попробуйте здоровые стратегии преодоления стресса.
Подробнее
Навязчивая ложь: как распознать патологического лжеца и справиться с ним
Артео
Навязчивая ложь, также известная как фантастическая псевдология или мифомания, представляет собой состояние, при котором человек рассказывает грандиозные лживые истории без видимой причины. . Вот как можно распознать патологического лжеца и справиться с ним.
Подробнее
Отсутствие законодательства в Великобритании позволяет неквалифицированным специалистам в области психического здоровья эксплуатировать уязвимых людей. Мы все можем использовать их, чтобы описать себя.
Подробнее
Кто такой эмпат? 15 признаков того, что вы один
от Arteo
Всегда ли вы в гармонии с эмоциями других людей, переживая их, как если бы они были вашими собственными? Вы легко вовлекаетесь эмоционально и всегда хотите помочь людям? Вы можете быть эмпатом.
Подробнее
Реальный долговой кризис Кореи, стоящий за «Игрой кальмаров»
Автор Arteo
За антиутопическим сюжетом игры «Кальмары» скрывается суровая экономическая реальность: долговой кризис, который затрагивает миллионы жителей Южной Кореи и является одним из Основные факторы высокого уровня самоубийств в стране.
Подробнее
Беспричинно беспокоитесь? Вот что может быть причиной этого и как получить помощь
от Arteo
У меня все идет хорошо, так почему я беспокоюсь без причины? Когда тревога появляется ни с того ни с сего, вот как вы можете определить основную причину и преодолеть ее.
Подробнее
Новое исследование обнаруживает связь между плохим сном и психическими расстройствами
от Arteo
Мы уже давно знаем, что недостаток сна вреден для нашего здоровья, но новое исследование показало, что сон даже важнее, чем мы думали, и что плохой сон также усугубляет состояние психического здоровья.
Подробнее
В чем разница между психологом, психотерапевтом и консультантом и какой из них подходит именно вам?
Артео
Вам нужна психологическая поддержка, но вы не знаете, к кому обратиться: к психологу, психотерапевту или консультанту? Вот различия.
Подробнее
Чувствуете себя не в своей тарелке? Как перестать чувствовать себя аутсайдером
by Arteo
Почему я чувствую себя другим? Если вы задаете себе этот вопрос, вы можете чувствовать себя одиноким, изолированным, как будто с вами что-то не так, и вы никуда не вписываетесь. Однако у вас может быть больше общего с людьми, чем вы думаете.
Подробнее
Нам нужно больше поговорить о влиянии прямых трансляций на психическое здоровье
от Arteo
Работа мечты слишком хороша, чтобы быть правдой? По мере того, как все больше и больше стримеров рассказывают о психическом здоровье, становится очевидным, что постоянное пребывание в сети и в центре внимания сопряжено с большим давлением.
Подробнее
«Я ненавижу себя»: 6 стратегий преодоления ненависти к себе и принятия себя
от Arteo
Я ненавижу себя. Я никогда не буду достаточно хорош. Никто меня не любит. Эти мысли о ненависти к себе могут повлиять на вашу самооценку, ограничить ваши возможности в жизни и разрушить ваше психическое здоровье. Вот как вы можете остановить их.
Подробнее
Согласно исследованию Deloitte, почти половина миллениалов и представителей поколения Z испытывают стресс постоянно или большую часть времени
, автор Arteo небольшой процент из них чувствовал себя комфортно, обсуждая это со своими работодателями.
Подробнее
Самоуничижительный юмор: когда он помогает, а когда вредит психическому здоровью?
Артео
Самоуничижительный юмор может быть хорошим способом разрядить напряженную ситуацию и проявить скромность, но только в умеренных количествах. Когда самоуничижительный юмор превращается в рефлекс, это может повлиять на вашу самооценку и психическое здоровье в целом.
Подробнее
TikTok запускает ресурсы поддержки для пользователей, борющихся с мыслями о самоубийстве
от Arteo
Пользователи TikTok, которые ищут такие слова, как «самоубийство», вскоре увидят список ресурсов по психическому здоровью и будут перенаправлены в местные центры поддержки За советом.
Подробнее
Расстройство эмпатии: что это такое, симптомы и как его преодолеть
Артео
Расстройства эмпатии возникают, когда человек слишком связан с эмоциями других людей (синдром гиперэмпатии) или когда они не могут вообще их не понимает (синдром дефицита эмпатии).
Подробнее
Проверка реальности – как определить, основаны ли ваши мысли на реальности ваши внутренние надежды и страхи? Вы можете узнать это, проведя тестирование реальности — практику, которая поможет вам лучше понять свои модели мышления.
Подробнее
Связанные новости и блог
Просмотреть все
Преимущества и советы для поиска терапевтов, прошедших обучение в Великобритании
byFloss Knight и обратиться за терапией к они могут быть шагом к поиску поддержки и руководства, в которых вы нуждаетесь.
Подробнее
Открытие психического здоровья: советы по поиску онлайн-терапевта
byFloss Knight
Психическое здоровье необходимо для общего здоровья и счастья, и обращение за помощью к психотерапевту — это один из способов расставить приоритеты и улучшить свое психическое здоровье.
Подробнее
Мгновенная онлайн-терапия Советы для иностранцев
byFloss Knight
Переезд в новую страну может быть непростым испытанием, но есть много способов справиться и приспособиться.
Подробнее
Онлайн-терапия с самым высоким рейтингом в ОАЭ: доступное здравоохранение
byFloss Knight
Онлайн-терапия предоставляет людям доступ к услугам психиатрической помощи, не выходя из дома, без необходимости посещения кабинета терапевта.
Подробнее
Почему терапия наиболее эффективна на вашем родном языке
byFloss Knight
В этой статье рассматриваются причины эффективности терапии на родном языке, что дает более глубокое понимание темы.
Подробнее
Получение терапии носителем английского языка в ОАЭ
byFloss Knight
ОАЭ стремятся улучшить качество услуг по охране психического здоровья и сделать их более доступными для всех.
Подробнее
Исцеление через понимание самого себя
byFloss Knight
Хотя терапия и многие другие вещи могут ускорить процесс выздоровления, есть одна вещь, которую вы должны сделать, чтобы действительно исцелиться, — понять себя. Понимание себя — своих эмоций, чувств, мыслей и многого другого — позволит вам исцелиться в реальном смысле.
Подробнее
Опустошение потери родителя
byFloss Knight
Если вы недавно потеряли родителя, понятно, что сейчас вы можете оказаться в самом темном месте. Однако вы должны понимать, вы должны верить, что в конце концов вы излечитесь от этого. Вот несколько вещей, которые нужно сделать в такое деликатное время.
Читать дальше
Терапия помогла мне понять свои эмоции
byFloss Knight
Однако есть еще одна вещь, которую я узнала на сеансах терапии, и которая помогла мне изменить себя к лучшему – она помогла мне понять свои эмоции.
Читать далее
Терапия — это внутренняя работа
byFloss Knight
Почему терапия — это внутренняя работа? Потому что именно вы должны, в конечном счете, сделать работу. Вы должны быть на сто процентов преданы своему собственному исцелению, чтобы терапия подействовала.
Подробнее
Найти подходящего терапевта еще никогда не было так просто
byFloss Knight
Теперь вы можете найти подходящего терапевта одним нажатием кнопки. Самый большой каталог квалифицированных, опытных терапевтов со всей страны доступен в UK Therapy Guide!
Подробнее
Предотвратите кризис с помощью терапии – не ждите, пока все станет слишком плохо
byFloss Knight
Терапия может творить чудеса с людьми, переживающими жизненный кризис. Но, если вы хотите раскрыть его истинный потенциал, подумайте о терапии, когда хотите предотвратить кризис.
Подробнее
Членство в тренажерном зале или терапия?
byAnetta Hegyközi
Только вы можете решить, нужен ли вам один, другой или оба. В любом случае, вера в лучшую версию себя может быть не такой плохой, как ее изображают, и с правильным инструментом вы сможете двигаться в правильном направлении.
Читать далее
Терапия — это новый пакет из шести: как психическое здоровье стало мейнстримом
Меган Джексон
Терапевты — основа нашего общества, особенно в эти беспрецедентные времена. На протяжении 2020 года рекордное количество детей и взрослых обращались за услугами NHS по поводу таких проблем, как тревожность,
Подробнее
В чем разница между психологом, психотерапевтом и консультантом и какой из них подходит именно вам?
byArteo
Вам нужна помощь в области психического здоровья, но вы не знаете, следует ли вам обратиться к психологу, психотерапевту или консультанту? Вот различия.
Подробнее
Познакомьтесь с нашим терапевтом. Часть первая
byUK Therapy Guide
Познакомьтесь с Вики Дэй, одним из наших многолетних терапевтов. Вот что она говорит о работе с UK Therapy Guide и онлайн-консультациях.
Подробнее
Что такое ТОС?
byMeghan
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) является одним из наиболее распространенных видов терапии из-за ее доступности и широкого круга вопросов, которые она охватывает. Используйте этот рисунок, чтобы лучше понять когнитивно-поведенческую терапию и выяснить, подходит ли она вам.
Подробнее
Тяжелая неделя?
Феликс
У вас сейчас плохой период? Пройдите наш тест, чтобы узнать, что мы рекомендуем для борьбы с этими негативными мыслями!
Подробнее
Что происходит во время сеанса терапии?
byArteo
Терапию часто называют семинаром по решению проблем, но люди могут не знать, чего ожидать от сеанса. Как только вы лучше поймете, что это влечет за собой, преимущества станут очевидными.
Подробнее
Я интроверт? Вот семь признаков интровертной личности Общение с другими людьми истощает вашу энергию? Возможно, у вас интровертный тип личности.
Подробнее
Хронология истории гештальт-терапии — Блог гештальт-терапии
Написано Ши Стивенс
Другую предысторию можно найти в этом интервью с Лорой Перлз здесь и в книге Розмари Вульф Исторические корни теории гештальт-терапии здесь.
(Предыдущие даты будут добавлены в ближайшее время, чтобы изучить важные работы и события, которые привели к основанию гештальт-терапии)
1893 Фриц Перлз родился в Берлине, Германия
1911 Фриц Перлз вырос в Берлине. «Найти свой мир. Влюбляться. Поэзия, философия и в основном театр. Макс Рейнхард, основатель современного театра, режиссируйте ушами: слушайте, слушайте, слушайте! Холст и раскрашенный реквизит закончились. Три измерения. Сделайте сцену настоящей. Превратите мир в сцену. Что такое реальность? Сбивает с толку». — Фриц Перлз (FP)
1913 «Колледж. Дядя Герман Штауб, лучший юрист Германии. Но я ненавижу закон, не хочу идти по его стопам. Изучать психологию? Ерунда. Я согласен. Психология Вундта: заучивание бессмысленных слогов. Сбивает с толку.
А вот и Фрейд. Имеет большой смысл; видит сексуальную проблему. Скорее изучайте медицину (без интереса) это открывает дверь в философию, физиологию. Жизнь менее запутанной; увидеть возможности». -FP
1914 Фриц Перлз в немецкой армии во время Первой мировой войны. «Мир взрывается. Жизнь в окопной агонии. Десенсибилизированный. Ужас жизни и ужас смерти. Сбивает с толку». -ФП
1918 Фриц Перлз вернулся к медицинским исследованиям, специализируясь на нейропсихиатрии. «Выжил. Бунтарски вовлечен в политику. Очень смущенный.» -FP
1921 «М.Д. Беспокойный. Не хочу соглашаться. Дядя-врач высмеивает мысли о желании вылечить болезнь разговорами. Но больные души (вы-я) нуждаются в руководстве. Неуклюжий подход к психиатрии с наркотиками, электровещами, гипнозом и разговорами. Сбивает с толку». -ФП
1922 «Начать заново. Самый захватывающий. Мы Мы! Я расширяю не семейный мир. Мы: богема, в глуши. Актеры, художники, писатели. Создание нового мира. Баухаус, Брюкке, дадаизм, новое прозаичное движение. Откройте для себя гуру: С. Фридлендер (глава первая) «Творческое равнодушие». Откройте для себя нулевую точку как центральное ничто, простирающееся до противоположных вещей. Первый раз твердый подшипник. Наощупь. И меньше путаться». -FP
1925 «Начались семь лет бесполезной диванной жизни. Чувствовал себя глупым. Наконец, Вильгельм Райх, тогда еще здравомыслящий, обрел смысл. Еще Карен Хорни, которую я любил. Остальные — самоуверенные подражатели, искажающие благие намерения Фрейда. Сбивает с толку». -ФП
1926 Фриц Перлз, получив степень доктора медицины, в 1926 году отправился во Франкфурт-на-Майне в качестве ассистента Курта Гольдштейна в Институте солдат с поврежденным мозгом. Здесь он встретил свою будущую жену Лауру, и здесь они познакомились с ведущими гештальт-психологами, экзистенциальными философами и психоаналитиками. Фриц Перлз стал психоаналитиком.
«Курт Гольдштейн, невролог из Франкфурта. Гениальный нейропсихиатр. Понятие «организм как целое». Гештальт-ориентированный. В этом есть большой смысл, но я, все еще вовлеченный и верный фрейдистам, сопротивляюсь ему. Сбивает с толку». -ФП
1927 Фриц Перлз стал участником технических семинаров Вильгельма Райха в Вене. Концепция анализа характера Райха в значительной степени повлияла на Перлза.
1930 Райх стал старшим аналитиком Фрица Перлза в Берлине.
1932 Лаура Познер Перлз получила степень доктора наук. степень Франкфуртского университета в 1932 году. На нее повлияли экзистенциальные теологи Мартин Бубер и Пауль Тиллих. Большая часть гештальт-, феноменологических и экзистенциальных влияний в гештальт-терапии осуществляется через нее. Лора Познер познакомилась с Перлзом, когда училась на психолога во Франкфурте, и они поженились в 19 лет.30.
«Помните, я был гештальт-психологом до того, как занялся психоанализом. Фриц был аналитиком до того, как занялся гештальт-психологией. другой мой учитель во Франкфурте оказал на меня большее влияние, чем любой другой психолог или психоаналитик. Меня впечатлило, как они уважают людей». — Лаура Перлз
1933 Семья Перлз переезжает в Амстердам. «Мы уехали из Германии в апреле 33-го. Тогда все только начиналось: в феврале был пожар Рейхстага; день бойкота, когда закрыли все еврейские предприятия и разбили окна, было первое апреля. В то время мы жили в Берлине. Многие думали, что преследование продлится всего год или два (как может продержаться такой идиот, как Гитлер?), но когда мы увидели, как оно развивается, мы подумали, что уедем из Германии». – Лаура Перлз
19:34-46 Перлы переезжают в Йоханнесбург, Южная Африка. «Ранний беженец от гитлеровского режима. Все еще глубоко увлеченный ортодоксальным анализом, я еду преподавать евангелие Фрейда в Южную Африку. Все еще в замешательстве». -FP
1936 «Ездил в Мариенбад на конгресс Фрейда. Первая статья: «Устные сопротивления». Отклоненный. «Сопротивление всегда анальное». !!! Обиженный. Первый разрыв с православными. Смятение смятения, но рождается центр уверенности: «Я знаю лучше». Что? Я знаю лучше, чем боги? Да, да, да! Я вижу; они полуслепые. Не так слепы, как материалисты и спиритуалисты, но и у них предрассудков предостаточно. Возможно, однажды я узнаю правду. Да напыщенная мысль правда!» -ФП
1937 «Снова в Южной Африке. Боритесь, чтобы выбраться из зыбучих песков свободных ассоциаций. Вернитесь к подходу Гольдштейна «Организм как целое». Все равно слишком узко. У нашего премьер-министра Яна Смэтса есть ответ: экология. Организм-как-целое, встроенный в окружающую среду. Это становится Единицей. Рождается объективно-субъективная идентичность. Понятие катарсиса Фрейда — это зарождающийся гештальт. Не в Бессознательном, а прямо на поверхности. Очевидное ставится на трон. Невротик — это человек, который слеп к очевидному». -ФП
1940 «Учусь слепой печати, постепенно надоедает. Почему бы не позволить мыслям течь на листы бумаги? Поступая так, я открываю идею за идеей. Глава за главой формируется сама собой. Я усвоил концепции, отбросил возражения. Возник новый подход к человеку в его здоровье и бедственном положении. Я перестал быть аналитиком. Я понимал агрессию не как мистическую энергию, рожденную Танатосом, а как инструмент для выживания. Такие понятия, как рефлексы (стимул-реакция) и инстинкты как устойчивые свойства, устарели, рухнули, уступив место новой перспективе, хотя и господствующей и сегодня. Механическое, каузальное мышление прошлого века должно было уступить место процессуальному, структурированному и функциональному мышлению электронной эпохи. «Как» заменяет «почему». Перспектива и ориентация заменяют рационализацию и догадки. Даже «я» (а для Фрейда Эго есть «я», а не концепция самости) растворяется в функции идентификации. (Часть II, Глава 7)» -FP
1941 «Книга (Эго, Голод и Агрессия) закончена. Пересматривать и редактировать или оставить как есть? Нет. Пусть будет. У него много недостатков, мой английский часто неуклюж, примеры плохо подобраны, но это «я». Мое замешательство начинает исчезать, но все же я часто пребываю в депрессии и смущении, пока идея не проявится четко и твердо. Тема Эго, Голода и Агрессии должна быть неприемлема для Фрейда, поскольку ведет к ассимиляции. Чужой материал становится частью Самости и ее роста. Идиома Эго Фрейда представляет собой накопление частей: интроекции (часть II, главы пятая и седьмая). Отслеживаемый, анализируемый. Но ассимиляция — это интеграция. Недостаточно применяемая агрессия на этапе ввода (голод) и деструктуризации (уничтожение, измельчение, подготовка к изготовлению своей) внешней психической и физической пищи препятствует созреванию и становлению «я». Идея ассимиляции подрывает фрейдовскую модель строения человека, главным образом отношения Супер-Эго-Эго-Инстинкт, и его однобокий взгляд на жизнь как на борьбу Эрос-Танатос». — ФП
Perls’ Эго, Голод и Агрессия был написан в 1941-1942 гг. В своей первой публикации в Южной Африке (1942 г.) она имела подзаголовок «Пересмотр теории и метода Фрейда». Подзаголовок, когда он появился в 1966 году, был «Начало гештальт-терапии».
1946 Перлы переезжают в Нью-Йорк. » Но на самом деле мы никогда не собирались оставаться в Южной Африке. Мы уже подали заявку на иммиграцию в Америку, но квота была заполнена. Разразилась Вторая мировая война, и после войны, столкнувшись с выборами 48 года, мы больше не хотел быть там (в Южной Африке)». -Лаура Перлз
1947 Фриц Перлз знакомится с Джейкобом Морено, основателем психодрамы
1951 Человеческая личность), написанная Фредериком Перлз, Ральф Хефферлайн и Пол Гудман в 1951 году. Вскоре после этого был организован Нью-Йоркский институт гештальт-терапии.
«Мы основали институт в 1952 году после публикации книги «Гештальт-терапия: волнение и рост в 19 лет».50, и именно тогда все начало налаживаться. До этого то, чем мы занимались, не имело никакого названия». — Лаура Перлз
1950′ Семинары и учебные группы были организованы по всей стране (США). В 1954 году был основан Гештальт-институт Кливленда.
1964 Перлз, Уолтер Кемплер и Джеймс Симкин провели первые обучающие семинары по гештальт-терапии в Институте Эсален
» В этот начальный период Гештальт-терапия стала пионером многих идей, впоследствии принятых в эклектичную психотерапевтическую практику. Возбуждение от прямого контакта между терапевтом и пациентом, акцент на непосредственном опыте, использование активного экспериментирования, акцент на здесь и сейчас, ответственность пациента за самого себя, принцип осознанности, доверие к организмам. саморегуляция, экологическая взаимозависимость человека и окружающей среды, принцип ассимиляции и другие подобные концепции были новыми, захватывающими и шокирующими для консервативного истеблишмента. В этот период практика психотерапии была разделена между старым, традиционным подходом психоаналитической теории влечений и идеями, выдвинутыми в основном гештальт-терапией». -Гэри Йонтеф
1970 Фриц Перлз умирает в Чикаго
Более поздние события : «По мере роста опыта проведения гештальт-терапии прежние терапевтические практики изменились. Например, более ранняя практика гештальт-терапии часто подчеркивала клиническое использование фрустрации, смешение самодостаточности с самоподдержкой и резкое отношение, если терапевт интерпретировал пациента как манипулятора. Этот подход, как правило, усиливал чувство стыда у пациентов, ориентированных на стыд. В практике гештальт-терапии наблюдается движение к большей мягкости, большему прямому самовыражению терапевта, большему диалогическому акценту, меньшему использованию стереотипных техник, большему акценту на описании структуры характера (с использованием психоаналитических формулировок) ) и более широкое использование группового процесса.