Иван Петрович Павлов: Жизнь. Научное творчество. Современное состояние учения
Буду ждать
Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.
Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.
Книга одного из ведущих советских физиологов повествует о жизни и деятельности И.П. Павлова — величайшего ученого, внесшего огромный вклад в развитие мировой науки и своими исследованиями прославившего нашу Родину. И.П. Павлов предстает перед читателями талантливым натуралистом-физиологом широкого профиля. Его творческий гений охватил самые разнообразные области физиологии, но наиболее выдающиеся его исследования относятся к физиологии органов кровообращения, главных пищеварительных желез и в особенности больших полушарий головного мозга. Автор на базе личных воспоминаний и на основе анализа различных литературных источников воссоздает облик своего учителя, рассказывает о пройденном им жизненном пути и дает лаконичное, четкое изложение ценнейших фактических данных и теоретических положений Павлова по важнейшим разделам физиологической науки.
Описание
Характеристики
Книга одного из ведущих советских физиологов повествует о жизни и деятельности И.П. Павлова — величайшего ученого, внесшего огромный вклад в развитие мировой науки и своими исследованиями прославившего нашу Родину. И.П. Павлов предстает перед читателями талантливым натуралистом-физиологом широкого профиля. Его творческий гений охватил самые разнообразные области физиологии, но наиболее выдающиеся его исследования относятся к физиологии органов кровообращения, главных пищеварительных желез и в особенности больших полушарий головного мозга. Автор на базе личных воспоминаний и на основе анализа различных литературных источников воссоздает облик своего учителя, рассказывает о пройденном им жизненном пути и дает лаконичное, четкое изложение ценнейших фактических данных и теоретических положений Павлова по важнейшим разделам физиологической науки.
Книга завершается изложением мировоззрения Павлова и обзором последних достижений по ряду наиболее актуальных проблем высшей нервной деятельности. Строго научная по содержанию и популярная по форме изложения, книга будет полезна специалистам смежных профессий и широкому кругу читателей, интересующихся достижениями в физиологии и особенно в изучении деятельности мозга.Ленанд
На товар пока нет отзывов
Как получить бонусы за отзыв о товаре
1
Сделайте заказ в интернет-магазине2
Напишите развёрнутый отзыв от 300 символов только на то, что вы купили3
Дождитесь, пока отзыв опубликуют.Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.
Правила начисления бонусовЕсли он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.
Правила начисления бонусовКнига «Иван Петрович Павлов: Жизнь. Научное творчество. Современное состояние учения» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене. Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу «Иван Петрович Павлов: Жизнь. Научное творчество. Современное состояние учения» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.
краткая биография и вклад в науку
Иван Петрович Павлов, краткая биография которого будет нами рассмотрена, — русский физиолог, психолог, лауреат Нобелевской премии. Он занимался процессами регуляции пищеварения, создал науку о высшей нервной деятельности. Обо всем этом, а также о многом другом, связанном с его именем, мы и поговорим в этой статье.
Происхождение и обучение в Рязани
26 сентября 1849 г. в городе Рязани родился Иван Петрович Павлов. Краткая биография его была бы неполной, если бы мы не сказали пару слов о его семье. Отец Ивана, Петр Дмитриевич, был приходским священником. Варвара Ивановна, мать Ивана Петровича, вела домашнее хозяйство. На фото ниже представлен дом Павлова в Рязани, который сейчас является музеем.
Будущий ученый начал обучение в рязанском духовном училище. Окончив его в 1864 году, он поступил в рязанскую духовную семинарию. Позже Иван Петрович с теплотой вспоминал этот период. Он отмечал, что ему повезло учиться у замечательных преподавателей. Иван Павлов познакомился на последнем курсе семинарии с книгой «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченова. Именно она определила его дальнейшую судьбу.
Генерал Павлов. Герой Советского Союза Павлов Дмитрий…
Практически никто их военных главнокомандующих не был готов к началу войны. Поэтому в то время,…
Переезд в Петербург для продолжения обучения
В 1870 г. будущий ученый решил поступить на юридический факультет Петербургского университета. Правда, Иван Павлов проучился здесь только 17 дней. Он решил перевестись на естественное отделение другого факультета, физико-математического. Иван Петрович учился у профессоров И. Ф. Циона, Ф. В. Овсянникова. В особенности его заинтересовала физиология животных. Кроме того, Иван Петрович много времени уделял изучению нервной регуляции, являясь истинным последователем Сеченова.
После окончания университета решил продолжить обучение Иван Петрович Павлов. Краткая биография его отмечена поступлением сразу на третий курс Медико-хирургической академии. В 1879 г. Павлов закончил это учебное заведение и стал работать в клинике Боткина. Здесь Иван Петрович возглавил лабораторию физиологии.
Метод Павлова И. П.: краткое описание, особенности,…
И. П. Павлов — великий русский физиолог, благодаря которому был заложен фундамент исследований…
Стажировка за границей, работа в клинике Боткина и Военно-медицинской академии
К периоду с 1884 по 1886 год относится его стажировка в Германии и Франции, после чего ученый возвращается к работе в клинике Боткина. Павлова в 1890 году решают сделать профессором фармакологии и направляют в Военно-медицинскую академию. Через 6 лет ученый уже возглавляет здесь кафедру физиологии. Он покинет ее лишь в 1926 году.
Эксперимент с мнимым кормлением
Одновременно с этой работой Иван Петрович изучает физиологию кровообращения, пищеварения, высшей нервной деятельности. Он проводит в 1890 г. свой знаменитый эксперимент с мнимым кормлением. Ученый устанавливает, что нервная система играет в процессах пищеварения большую роль. К примеру, процесс сокоотделения происходит в 2 фазы. Первая из них — нервно-рефлекторная, за которой следует гуморально-клиническая.
Изучение рефлексов, заслуженные награды
После этого принялся тщательно исследовать высшую нервную деятельность Иван Петрович Павлов. Краткая биография его дополняется новыми достижениями. Он достиг значительных результатов в изучении рефлексов. В 1903 г., в возрасте 54 лет, выступил на проходившем в Мадриде Международном медицинском конгрессе со своим докладом Павлов Иван Петрович. Вклад в науку этого ученого не остался незамеченным. За достижения в изучении процессов пищеварения в следующем, 1904 году, ему вручили Нобелевскую премию.
Советский государственный деятель Валентин Сергеевич…
Валентин Сергеевич Павлов начал заниматься государственными делами в сложные для советского…
Ученый в 1907 г. становится членом РАН. Лондонское королевское общество в 1915 г. вручает ему медаль Копли.
Отношение к революции
Павлов называл Октябрьскую революцию «большевистским экспериментом». В первое время он воспринимал с энтузиазмом перемены в жизни и хотел непременно увидеть завершение начатого. Его считали на Западе единственным в России свободным гражданином. Власти отнеслись благосклонно к гениальному ученому. В. И. Ленин даже подписал в 1921 году специальный декрет о создании условий для нормальной работы и жизни Павлова и его семьи.
Однако через некоторое время пришло разочарование. Массовая высылка за границу выдающихся представителей интеллигенции, аресты друзей и коллег показали всю бесчеловечность этого «эксперимента». Не раз Иван Петрович выступал с позиций, нелицеприятных для властей. Он шокировал своими речами партийное руководство. Павлов не соглашался «укреплять трудовую дисциплину» в лаборатории, возглавляемой им. Он говорил, что научный коллектив нельзя приравнивать к фабрике, а умственный труд не следует принижать. В Совнарком начали поступать обращения Ивана Петровича с требованиями освободить арестованных, знакомых ему, а также прекратить террор, репрессии и гонения на церковь в стране.
Трудности, с которыми пришлось столкнуться Павлову
Несмотря на то что Павлов не принимал многое из происходящего в стране, он всегда трудился изо всех своих сил на благо родины. Его могучий дух и волю ничто не могло сломить. В годы гражданской войны ученый работал в Военно-медицинской академии, где преподавал физиологию. Известно, что лаборатория не отапливалась, поэтому на опытах приходилось сидеть в шубе и шапке. Если не было света, Павлов оперировал с лучиной (ее держал ассистент). Иван Петрович даже в самые беспросветные годы поддерживал своих коллег. Лаборатория выстояла благодаря его усилиям и в суровые 20-е годы не прекратила своей деятельности.
Итак, Павлов воспринял революцию в целом негативно. Он бедствовал в годы Гражданской войны, поэтому неоднократно просил советскую власть выпустить его из страны. Ему было обещано улучшение материального положения, однако власть делала очень мало в этом направлении. В конце концов было объявлено о создании в Колтушах Института физиологии (в 1925 году). Этот институт и возглавил Павлов. Он проработал здесь до конца своих дней.
В Ленинграде в августе 1935 года прошел 15-й Всемирный конгресс физиологов. Павлова избрали его президентом. Все ученые единодушно склонились перед Иваном Петровичем. Это стало научным триумфом академика Павлова, признанием огромного значения его деятельности.
К последним годам жизни относится поездка Ивана Петровича на родину, в Рязань. Здесь он также был встречен очень приветливо. Ивану Петровичу устроили торжественный прием.
Смерть Ивана Петровича
Иван Павлов скончался в Ленинграде 27 февраля 1936 года. Причина смерти — обострившаяся пневмония. Он оставил после себя множество достижений, о которых стоит поговорить отдельно.
Основные достижения ученого
Труды Ивана Петровича Павлова по физиологии пищеварения, заслужившие высшее международное признание, послужили толчком для развития в физиологии нового направления. Речь идет о физиологии высшей нервной деятельности. Данному направлению ученый Павлов Иван Петрович посвятил около 35 лет своей жизни. Он является создателем метода условных рефлексов. Исследование психических процессов, протекающих в организме животных, с помощью этого метода привело к созданию учения о механизмах мозга и высшей нервной деятельности. В 1913 году для осуществления экспериментов, связанных с условными рефлексами, было построено здание с двумя башнями, которые получили название «Башни молчания». Здесь сначала были оборудованы три специальные камеры, а с 1917 г. в строй вступили еще пять.
Следует отметить и еще одно открытие Павлова Ивана Петровича. Заслугой его является разработка учения о том, какие существуют типы высшей нервной деятельности. Ему же принадлежит учение о «динамическом стереотипе» (комплексе реакций на те или иные раздражители) и другие достижения.
Павлов Иван Петрович, вклад в медицину которого трудно переоценить, в 1918 г. начал проводить исследования в психиатрической больнице. По его инициативе в 1931 г. была создана при отделе и клиническая база. И. П. Павлов с ноября 1931 г. проводил научные заседания в психиатрической и нервной клиниках — так называемые «клинические среды».
Таковы основные достижения Ивана Петровича Павлова. Это великий ученый, имя которого полезно запомнить.
и.п. Павлов – Президентские глобальные ученые 2012
Профиль руководства на Ивана Петровича Павлова. Вдохновленный единственной станцией метро в Праге, Чешская Республика, я мог выговорить, I.P. Павлова.
Иван Павлов, родившийся в 1849 году в России, хотя и наиболее известен своими работами в области психологии, был влиятельным лидером во многих областях, как в науке, так и в политике. Эксперименты Павлова превратили изучение физиологии из субъективной интерпретации в науку, которую нужно изучать объективно. Работы Павлова по физиологии также сильно повлияли на область психологии, несмотря на отсутствие у него интереса к психологии, в том числе к методам лечения и исследованиям, проводимым в наши дни. Павлов был очень смелым человеком, публично осуждавшим коммунизм, несмотря на то, что жил при Коммунистической партии в Советском Союзе и финансировался ею.
Первым делом и страстью Павлова была физиология, область, в которой он почти мгновенно преуспел и в которую в конечном итоге внес большой вклад. Его первый трактат по физиологии нервов поджелудочной железы принес ему золотую медаль и признание. Павлов также в конечном итоге смог продемонстрировать, что существует базовая закономерность в рефлекторной регуляции деятельности системы кровообращения и органов (Nobelprize.org).
Занятия Ивана Павлова физиологией пищеварения, областью его особого интереса, привели его к созданию науки об условных рефлексах. Павлов делал хирургические свищи в желудках животных, чтобы эффективно изучать процесс пищеварения, не затрагивая другие процессы организма. Павлов изучал также рефлексы пищеварения, в частности слюноотделение. Возможно, его самые известные эксперименты касались изучения рефлекторного слюноотделения у собак. Павлов впервые заметил, что у собак в его лаборатории выделяется слюна не только при подаче им еды, но и при приближении сотрудников лаборатории без еды. Павлов полагал, что у собак выделялось слюноотделение в ответ на лабораторные халаты, которые он и его сотрудники носили. Чтобы проверить связь между стимулом и слюноотделением, Павлов звонил в колокольчик, когда кормил собак, и, в конце концов, просто звоня в колокольчик, но не предлагая еду, у собак начиналось слюноотделение. Этот и аналогичные последующие эксперименты продемонстрировали, что стимул, ранее не связанный с рефлексом, может быть выработан для запуска рефлекса (Nobelprize.org).
Благодаря проведению этих экспериментов Павлов смог отказаться от ранее принятого понятия «психической секреции». «Психическая секреция» — слюноотделение, вызванное пищевыми раздражителями вблизи субъекта. Однако это субъективная интерпретация причины слюноотделения. Павлов сумел установить, что рефлексы являются условной реакцией, и тем самым показал возможность объективного изучения психической деятельности. Чтобы расширить последствия его эксперимента, теперь это означало, что отношения между организмом и окружающей его средой можно изучать с научной точки зрения (Nobelprize.org).
Павлов получил широкое признание еще при жизни за свои достижения. В 1901 г. он был избран членом-корреспондентом Российской академии наук, в 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия по физиологии, а в 1907 г. он был избран академиком Российской академии наук. В 1912 году ему было присвоено звание почетного доктора Кембриджского университета, а в последующие годы — почетное членство в различных научных обществах за границей, а в 1919 году он был награжден орденом Почетного легиона.15 (Nobelprize.org).
Во время и после его карьеры Коммунистическая партия, председательствующая в Советском Союзе, воздавала должное Ивану Павлову наградами и огромным финансированием исследований. В 1921 г. Владимир Ленин подписал специальное правительственное постановление, в котором отмечались «выдающиеся научные заслуги академика И. П. Павлова, имеющие огромное значение для рабочего класса всего мира». Работа Павлова и поддержка коммунистического режима помогли Советскому Союзу стать центром изучения физиологии (Nobelprize.org).
Однако, несмотря на щедрое отношение к нему и его работам со стороны коммунистического правительства, Павлов был крайне и бесстрашно откровенен против Коммунистической партии, правившей Советским Союзом. Он просил разрешения перевезти свою лабораторию за границу после революции 1922 года, в чем Ленин отказал, поскольку Ленин имел все намерения сохранить Советский Союз в качестве мирового центра физиологических исследований. Ленин также сказал Павлову, что у него должен быть такой же продовольственный паек, как у заслуженного коммуниста, несмотря на голод, который в то время переживал Советский Союз. Павлов ответил, что не примет привилегии на питание по специальному рациону, если они также не будут предоставлены его сотрудникам. Он публично осудил коммунизм после своего первого визита в США в 1919 г. 23, заявив, что основа марксизма была ложной и что «ради того социального эксперимента, который вы проводите, я бы не пожертвовал лягушачьими задними лапами!» Он ушел с должности профессора Военно-медицинской академии в Ленинграде, когда все другие сыновья священников, работавших там, были уволены, поскольку его отец также был священником. В 1927 году он писал Иосифу Сталину: «Из-за того, что вы делаете с русской интеллигенцией — развращаете, уничтожаете, развращаете ее, — мне стыдно называться русским!» Позже, сделав антикоммунистическое заявление, он отказал в доступе в свою лабораторию Николаю Бухарину, советскому уполномоченному по вопросам просвещения, несмотря на то, что Бухарин распоряжался государственными средствами для лаборатории Павлова (Британская энциклопедия).
Стиль лидерства Ивана Павлова можно охарактеризовать как лидерство Слуга-Хозяин. Павлов, рискуя своей жизнью и финансированием своих исследований, отдавал приоритет своей области и своим политическим убеждениям требованиям коммунистического правления, в котором он жил и работал. Он использовал свое положение выдающегося исследователя для активного сопротивления коммунизму и тем самым подал пример другим, чтобы они поступали так же. В его конкретной научной области, физиологии, его работа в конечном итоге повлияла не только на развитие физиологии, но и на развитие объективных экспериментов во многих других областях, а также на более глубокое понимание психологии и лечения психологических расстройств.
–
ЦИТИРОВАННЫЕ РАБОТЫ
«Иван Павлов – Биография». Nobelprize.org. 20 апреля 2012 г.
http://www.nobelprize.org/nobel_prizes/medicine/laureates/1904/pavlov-bio.html
«Собака Павлова». Nobelprize.org. 20 апреля 2012 г.
http://www.nobelprize.org/educational/medicine/pavlov/readmore.html
«Иван Петрович Павлов». Британская энциклопедия. Британская энциклопедия онлайн .
Британская энциклопедия Inc., 2012. Интернет. 19Апрель 2012 г.
Иван Павлов, его собаки и теория обусловливания
Все и их собаки знают о русском ученом Иване Павлове и, ну, его собаке , и как он научил ее пускать слюни по команде при звуке колокола. Открытие условных рефлексов принесло ему Нобелевскую премию по психологии. Довольно просто, правда? Неправильный!
Загрузка…
Многое из того, что мы знаем об эксперименте Павлова, было искажено и неверно переведено, так что присоединяйтесь ко мне в сегодняшней биографии, чтобы узнать правду об исследованиях Ивана Павлова и его увлекательной жизни. Предупреждение: если вам случится смотреть эти видео со своими собачьими друзьями, возможно, вам захочется заткнуть им уши…
Иван Петрович Павлов родился в Рязани, в Российской империи, примерно в 200 милях от Москва, 26 сентября 1849 года. Отец Ивана, Петр, был местным православным приходским священником, уважаемым и уважаемым человеком, который пополнял доход семьи, выращивая собственные овощи и варя собственный фруктовый ликер на основе водки.
Иван Павлов и сын, брат Дмитрий, lors de leurs etudesИван был хилым и болезненным ребенком, которого сразу можно было бы назначить на роль книжного червя. За исключением того, что он совершенно не обладал способностью к концентрации, ненавидел чтение и имел довольно вспыльчивый характер. На самом деле он избегал домашней работы так часто, как только мог, предпочитая помогать Петру в уходе за его участком земли.
В возрасте восьми лет Иван неудачно упал, упав с высокого забора на каменную плиту. Когда он изо всех сил пытался оправиться от травм, вмешался его крестный отец, тоже священник. По какой-то причине он считал, что мальчику нужна не надлежащая оценка травм или врач, а0005
«Дисциплина, дисциплина и еще раз дисциплина»
Итак, он забрал Ивана в свой монастырь, где мальчик несколько месяцев жил как монах. Терапия действительно дала некоторые результаты; от скуки Иван начал делать то, о чем никогда не думал: читать! Не имея других средств, юноша научился получать от этого удовольствие, пожирая монастырскую библиотеку.
Когда он вернулся домой, его личность изменилась. Он стал более спокойным, сосредоточенным и имел большое желание учиться. Петр возрождает свои надежды послать Ивана в семинарию, чтобы он стал новым пополнением в списке священнослужителей Семьи Павловых.
Другим поворотным моментом в жизни юного Ивана стало то, что его дядя — тоже священник, которого тоже звали Иваном — переехал к семье.
Если Петр хотел дать своему сыну сильные образцы для подражания, он сделал грязную работу, так как дядя Иван был ужасным священником. Вскоре после того, как ему была назначена его последняя церковь, местные прихожане начали сообщать о жутких наблюдениях за белой фигурой в мантии, бродящей по кладбищу. Тела выкапывали из могил и просто исчезали. Церковные колокола имели обыкновение звонить в самые безбожные часы ночи. Конечно, все благодаря дяде Ивану, который любил разыграть парочку пьяных, как бабуин, на мальчишнике.
Узнав об этом, прихожане загнали дядю Ивана в угол, избили его, как малый барабан, на записи Napalm Death и выгнали из села.
Единственным выходом дяди Ивана было переехать к своему брату Петру, где он, по-видимому, протрезвел и крепко привязался к маленькому Ивану. Мальчик любил старца Ивана, от которого слышал рассказы о другом своем дяде — тоже священнике, тоже по имени Иван. Потому что зачем выбирать новые имена, если вместо этого можно запутать историков-любителей?!
Теперь о дяде Иване II. Был ли он хорошим священником? Не совсем. Его любимым времяпрепровождением было что-то вроде потасовок, очень модных в те дни. По сути, мужчины одной улицы или целой деревни наливали достаточно водки, чтобы сразить роту варягов, а затем бросали вызов конкурирующей команде столь же пьяных отбивающих. Думайте об этом как о русском доннибруке.
Не знаю, как вы, а мой местный священник выпил только некрепкий чай и стакан портвейна на Рождество, и только бросил вызов деревенскому почтальону в шашки.
Идет загрузка…
Как-то раз дядя Иван II зашел слишком далеко в драке и от полученных ранений скончался.
Я не уверен, что такие примеры для подражания побудили бы юный ум принять священство, но этот опыт, несомненно, преподал юному Ивану жизненно важный урок: важность умеренности и избегания любых излишеств в жизни.
С крепким моральным компасом, установленным сказками его старших Иванов, Павлов наконец был отправлен учиться в семинарию. Его опыт в религиозной школе начался многообещающе, но вскоре Ивана отвлекло непреодолимое очарование требовательной любовницы: наука.
В начале 1860-х годов в российском обществе начался период экономических, социальных и культурных реформ, инициированных царем Александром II, вступившим на престол в 1855 году. Наиболее заметной была отмена крепостного права, которая произвела полную революцию в российской экономике. Еще одним ключевым элементом этих реформ было содействие развитию науки в целях модернизации государства. В результате местные публичные библиотеки пополнились недоступными ранее научными трудами как российских, так и зарубежных авторов.
Александр II России.Публичную библиотеку Рязани заполонили Иван и его друзья, которые образовали дискуссионный кружок для обзора и анализа современных научных дискуссий. Такие работы, как « Происхождение видов » Чарльза Дарвина или журналы радикального ученого Дмитрия Писарева. Одна книга будет особенно актуальна для будущей карьеры Ивана: «
Жажда знаний юного Ивана была настолько жадной, что он не позволял никаким препятствиям встать на своем пути. Если семинария требовала, чтобы он учился весь день, он читал ночью или очень рано утром. Когда доступ к библиотеке стал настолько переполнен, что регулярно происходили драки на кулаках, он убедил библиотекаря держать окно всегда открытым в задней части, чтобы он мог беспрепятственно забраться в читальный зал и продолжить свои внеклассные занятия.
Один из Карамазовых?В 1869 году Иван больше не мог продолжать свою уловку, продвигая свои религиозные и научные исследования параллельными путями. Он должен был что-то отпустить, и этим что-то была религия. Он бросил семинарию и поступил в Санкт-Петербургский университет, чтобы изучать химию и физиологию — раздел биологии, изучающий нормальные функции живых организмов и их частей.
Петру Павлову это решение не понравилось, но Иван настоял на своем. Он будет стоять на своем рациональном выборе, даже если это испортит его личные отношения. В более позднем письме к будущей жене Иван сравнил себя с одним из братьев Карамазовых из романа Федора Достоевского: один из братьев, также по имени Иван, был рационалистом и крайним скептиком, приговоренным к социальной изоляции за свой нигилизм. .
К 1875 году Иван получил степень и докторскую степень в Императорской медицинской академии и продолжил обучение у известных физиологов Рудольфа Гейденгайна и Карла Людвига. В то же время он поступил в Медико-хирургическую академию, где в 1879 году получил третью степень и был награжден золотой медалью за академические результаты.
Венцом исследований Ивана стала его докторская диссертация, опубликованная в 1883 году под названием
«Центробежные нервы сердца»
Звучит как неудачная копия Бонни Тайлер, но на самом деле это была новаторская работа, в которой он заложил основные принципы трофической функции нервной системы. Другими словами: роль нервной системы в питании.
Тем временем Иван в 1881 году женился на учительнице Серафиме Карчевской, также известной как Сара. Первые годы их совместной жизни не были счастливыми. Изначально супруги жили практически в полной нищете, а Иван еще совершенствовал учебу. Им приходилось часто ночевать в домах друзей или снимать кишащие клопами чердаки. К сожалению, первая беременность Сары закончилась выкидышем; по мнению врачей того времени, это было вызвано постоянными попытками Сары не отставать от Ивана, который очень быстро ходил. Скорее всего, сыграли роль нездоровые условия жизни супругов.
Вскоре Иван и Сара попытались завести еще одного ребенка, и вскоре после этого родился Вирчик. К сожалению, мальчик скоропостижно скончался, будучи еще младенцем.
Несмотря на горе, в последующие годы жизнь пары наладилась. В 1890 году Иван получил ряд назначений, которые улучшили их материальное положение. Сначала его пригласили возглавить кафедру физиологии в Институте экспериментальной медицины, и этот пост он будет занимать следующие 45 лет; затем он был принят на работу в Военно-медицинскую академию сначала профессором фармакологии, затем заведующим кафедрой физиологии.
Вся эта тяжелая работа и учеба в конце концов окупились. Иван и Сара также были благословлены четырьмя здоровыми детьми: Владимиром, Виктором, Всеволодом и Верой.
Наладив профессиональную и личную жизнь, Иван Павлов занялся важным для него исследованием физиологии пищеварения. Это происходило в Институте экспериментальной медицины с 1891 по 1900 год и сделало его имя нарицательным.
«Но прежде чем мы посмотрим на блестящий практический подход Павлова к науке, как насчет того, чтобы вы использовали практический подход к знаниям с Brilliant?» — если это спонсор.
Или
«В отличие от Ивана, вам не нужно девять лет, чтобы узнать о том, как работает пищеварительная система, на самом деле было бы достаточно 15 минут. Попробуйте Blinkist и т. д. и т. д.», если это спонсор.
Или:
«Прежде чем мы перейдем к экспериментам Ивана на собаках, позвольте мне рассказать вам, что мне хочется делать с людьми, которые причиняют вред собакам. Правильно: расстрелять их из танка! А вы знаете, где можно потренироваться с танком? Правильно, War Thunder!».
Если это маловероятный спонсор]
Хорошо, вернемся к Ивану Павлову и его экспериментам. Во-первых, давайте рассмотрим его методологию.
Сегодня может показаться банальным, что наука должна основываться на данных, полученных в результате экспериментов, но когда Павлов стал выдающимся ученым, это не обязательно было данностью, когда дело касалось физиологии.
Павлов был первым физиологом в Российской империи, который посвятил себя многократным экспериментам, применяя фабричный подход к своей лаборатории.
Павлов признал, что значимые изменения в нормальных функциях живого организма можно оценить только во времени. Современники Павлова экспериментировали над животным, затем выбрасывали его или даже убивали после завершения эксперимента.
Вместо этого Павлов предпочитал оставлять своих животных, особенно собак, в живых, чтобы документировать физиологические изменения в течение более длительного периода времени. Он называл этот метод «хроническими экспериментами».
И это тот момент, когда вы можете захотеть закрыть уши вашей собаке или отправить ее играть куда-нибудь еще.
Если лаборатория Павлова была фабрикой, то собаки были его машинами. Он провел хирургические операции на каждом испытуемом, открывая «фистулы» вдоль их пищеварительных органов. Фистула — это отверстие в живом организме, позволяющее наблюдать за внутренней работой его органов. Вскрытие этих свищей было необходимо Павлову по двум причинам: 1) для наблюдения за работой пищеварительных функций его собак, в частности за выработкой желудочного сока; и 2) для сбора указанных выделений.
Итак, да, Иван Павлов, возможно, не убивал своих лабораторных животных систематически, но обращение с ними не было прогулкой в парке — на что, я полагаю, они, вероятно, надеялись, учитывая, что они были собаками.
Это лечение было в лучшем случае болезненным, а в худшем приводило к смерти субъектов. В частности, в своих ранних экспериментах Павлов постоянно сталкивался с трудностями сохранения жизни своих субъектов после операций на них.
Даже если одна из его «машин» трагически погибла, Иван всегда был готов заменить их. Но что именно производила эта фабрика или лаборатория? Павлов и его команда выпускали научные работы по физиологии пищеварительной системы, новым методам исследования и важному побочному продукту: желудочному соку — его литры.
Ивану Павлову всегда не хватало денег на исследования, и он наткнулся на прибыльную подработку: русские пациенты, страдающие диспепсией, были готовы платить хорошие деньги за собачий желудочный сок, считавшийся в то время эффективным средством лечения. Диспепсия чаще называется «несварением» и включает такие симптомы, как вздутие живота, дискомфорт, тошнота. Так что да, если вы чувствуете тошноту и вздутие живота, что может быть лучше, чем проглотить хороший стакан теплого, густого, влажного, острого желудочного сока, свежесобранного из слюнявой собаки с фистулом?!?
Не могли бы вы дать мне минуту, я думаю, что я буду си-
[Примечание редактирования: экран резко становится черным, с коротким всплеском статического шума. Затем камера возвращается к Саймону, который продолжает как ни в чем не бывало]
У Павлова была идеальная установка для его фабрики по производству лекарств от расстройства желудка: пять крупных молодых собак, отобранных за их ненасытный аппетит, были запряжены на длинном столе. Каждой собаке производили разрез пищевода: при этом открывался свищ, из которого в собирательный сосуд вела трубка. Каждая из этих собак смотрела на подставку, наклоненную так, чтобы показать большую миску с мясным фаршем, которая была вне досягаемости. Это стимулировало выработку слюны и желудочного сока.
К 1904 году подработка Павлова продавала более трех тысяч бутылей собачьего желудочного сока в год, получая прибыль, которая увеличила бюджет его лаборатории на 70 процентов.
Помимо того, что он извлек выгоду из своего собственного пушистого тейлоризма, Павлов начал свои исследования того, что он называл «психическими секрециями» — похоже, что д-р Станц или д-р Шпенглер тоже могут захотеть проанализировать. Но, говоря простым языком, психические выделения были слюной, произведенной чем угодно, кроме прямого контакта с пищей.
Вот мы и добрались до знаменитых экспериментов Павлова. Просто уточню: это был не единичный случай, когда он звонил в колокольчик, чтобы заставить собаку пустить слюну, как иногда думают в современной популярной культуре, а был «хроническим экспериментом» в соответствии с его научной доктриной.
Вот как это работало.
Основное исследование Павлова было направлено на изучение слюноотделения собак в ответ на кормление. Однако вскоре он заметил, что у собак начиналось слюноотделение, когда они слышали шаги помощника, несущего им еду.
Гипотеза Павлова заключалась в том, что любой объект или событие, которое собаки научились ассоциировать с едой, будет вызывать такую же реакцию, как и сама еда.
Он начал с идеи, что собаки — или другие сложные организмы — запрограммированы инстинктивно реагировать на определенные раздражители. Другими словами: «безусловный раздражитель», например пища, вызовет «безусловную реакцию» или слюноотделение. У собак выделяется слюна в присутствии еды. Это не то поведение, которому им нужно учиться.
[Безусловный раздражитель] -> [Безусловная реакция]
Затем Павлов разработал серию экспериментов для подтверждения своей первоначальной гипотезы. Первым шагом было введение нейтрального стимула: это мог быть метроном или электрический зуммер, который в неправильно переведенной статье стал знаменитым звонком.
Нейтральный стимул не вызвал никакой реакции.
[Нейтральный раздражитель] -> [Нет условной реакции]
Затем пришло время начать процедуру обусловливания, то есть связывание нейтрального раздражителя с безусловным раздражителем. В этом примере: введение щелкающего метронома перед подачей собачьего корма.
Наконец, Павлов заиграл на метрономе, но не смог приготовить еду. Я уверен, что собаки были смертельно разочарованы, но для ученого имело значение то, что сам по себе щелчок… усилил слюнотечение!
Итак, теперь условный раздражитель вызывал условную реакцию, также называемую «условной» реакцией в некоторых переводах оригинальных русских статей.
[Условный раздражитель] -> [Условная реакция]
Эксперименты Павлова станут более изощренными: например, он пробовал играть с определенными скоростями метронома, например, подавать еду только тогда, когда она щелкает со скоростью шестьдесят ударов в минуту. Со временем его собаки стали настолько особыми, что у них не было слюноотделения ни в каких других условиях.
Павлов начал догадываться о столкновении сил «возбуждения» и «торможения». Сначала стимул может широко распространяться по коре головного мозга или области мозга, ответственной за обработку входных данных и поддержание когнитивных функций. Позже, в возможной второй фазе селективного подкрепления, стимул может быть сконцентрирован на одном определенном участке коры.
Здесь я должен подчеркнуть, что интерес Павлова всегда был связан с физиологией и пониманием пищеварительной системы. Однако его работа оказала огромное влияние на область психологии: открытия Павлова подтолкнули психологов-бихевиористов к разработке концепции «классической обусловленности», также известной как «павловская обусловленность». Это процесс обучения через ассоциации, который, по мнению бихевиористов, может объяснить все аспекты человеческой психологии.
В 1920-х годах психолог Джон Уотсон дошел до того, что полностью отрицал существование разума или сознания, полагая, что индивидуальное поведение, речевые модели и эмоциональные реакции являются просто следствием внешних раздражителей, которые вызывают определенные реакции посредством классического обусловливания.
Такой подход, доведенный до крайности, отрицает субъективный опыт. Другими словами, десять разных людей, получающих одни и те же входные данные, дадут один и тот же результат. Интересно, что Павлов никогда не одобрял те теории, которые бихевиористы построили на основе его экспериментов. Русский ученый твердо верил в важность личности в определении своего поведения. И хотя у него, как у физиолога, не было ответов, он надеялся, что однажды наука все объяснит.0005
«механизм и жизненный смысл того, что более всего занимало Человека — нашего сознания и его мук».
В 1903 г. на 14-м Международном медицинском конгрессе в Мадриде Павлов выступил с докладом «Экспериментальная психология и психопатология животных». Его исследование было далеко не завершенным и исчерпывающим, но его выводы произвели фурор в научном сообществе.
Из Викисклада: И.П. Павлов и семнадцать его соратников, стоящих. Авторы и права: Welcome Library, Лондон. Добро пожаловать Изображения
[электронная почта защищена]
http://wellcomeimages. org
I.P. Павлов и семнадцать его сотрудников стоят у кафедры физиологии Императорского института экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге.
Фотография
1904 Опубликовано: –
Работа, защищенная авторским правом, доступна только по лицензии Creative Commons Attribution CC BY 4.0 http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Ему пришлось ждать всего год, прежде чем он был удостоен Нобелевской премии в Physiology or Medicine 1904
«в знак признания его работы по физиологии пищеварения, благодаря которой знания о жизненно важных аспектах предмета были преобразованы и расширены».
С тех пор лавры свалились на голову Ивана. В 1907 г. он был избран академиком Российской академии наук; в 1912 году ему было присвоено звание почетного доктора Кембриджского университета; в 1915 году он стал членом французского ордена Почетного легиона после лоббистской кампании Парижской медицинской академии.
Всего за два года до определенного события, потрясшего мир…
Когда Октябрьская революция 1917 года свергла правительство Керенского и к власти пришел Ленин, Павлову было шестьдесят восемь лет, и он уже 13 лет был лауреатом Нобелевской премии. У него не было особых симпатий к царскому режиму, который был известен своей скупостью, когда дело доходило до финансирования исследований. Коммунизм он тоже не очень любил и не скрывал своих чувств по этому поводу.
Иван Павлов всегда открыто выступал против коммунизма и его русских воплощений. Для Карла Маркса у него было всего два слова:
«Этот дурак»
И ничуть не добрее он был к вождям большевистской революции. И все же его международный авторитет был непоколебим, и Ивану сошла с рук самая откровенная и яростная критика режима.
Павлов считал коммунизм «обреченным» экспериментом, превратившим Россию обратно в крепостную нацию, а большевизм видел систему правления, обесценивающую культуру и интеллектуальную силу нации.
Как Ленин относился к этому мошеннику, но знаменитому ученому? Сначала к Павлову и его семье относились так же, как и к любым другим советским гражданам, а это означало, что многие их активы были конфискованы как собственность государства, в том числе деньги Нобелевской премии… деньги, которые могли пригодиться в предстоящие трудные времена. С 1917 по 1920 год революционному правительству приходилось защищаться от белых армий в ходе Гражданской войны в России, что привело к всеобщему голоду и нехватке топлива для российских граждан.
Как и большинство жителей Петрограда, Павловы изо всех сил пытались прокормить себя и не замерзнуть, так как не менее трети коллег Павлова по Академии наук умерли от голода или замерзли. Павлов с трудом поддерживал свою семью, выращивая картофель и другие овощи прямо возле своей лаборатории и собирая небольшое количество дров у коллеги.
Взято из Викисклада: установка Ивана Павлова для исследования собачьего рефлекса.В 1920 году Павлов написал секретарю Ленина, прося разрешения на эмиграцию в Западную Европу или Америку в поисках лучших условий жизни и дополнительных средств для своей лаборатории. Ленин сразу понял, к каким негативным последствиям для пиара приведет потеря самого известного ученого страны. Он приказал петроградским партийным руководителям увеличить пайки для Павлова и его семьи и обеспечить улучшение условий его труда.
Иван Павлов превзошел Ленина благодаря своему авторитету. Повезет ли ему так же со своим преемником? Иосиф Сталин начал свое восхождение к абсолютной власти после смерти Ленина в 1924 году, а к 1927 году он начал одну из своих многочисленных чисток, направленных против интеллектуалов и ученых.
Павлов был возмущен, особенно когда ограничительные меры были направлены против ученых-евреев. Теперь в личной жизни Павлов был таким же антисемитом, как и Сталин. По его мнению, Троцкий был
«гнусным жидом» 9 .0005
А в 1928 году Павлов жаловался американскому коллеге, что
«евреи везде занимают высокие посты… обидно, что русские не могут быть правителями на своей земле».
Но то, что у ученого было обостренное чувство справедливости, бесспорно. В то время, когда открытое инакомыслие может привести вас в ГУЛАГ или выстрелить в затылок головорезом тайной полиции, Павлов написал Сталину, жалуясь на чистку, говоря, что ему
«стыдно называться русским. ”
Нам неизвестна реакция Сталина на подобные жалобы, но можно предположить, что ему было не до смеха. К счастью для Павлова, он мог опереться на могущественных союзников: Николай Бухарин, председатель исполкома Коминтерна, считал Павлова незаменимым и отстаивал свою позицию перед членами Политбюро:
«Я знаю, что он не поет «Интернационал», но несмотря ни своим ворчанием, идейно (в своих произведениях, а не в своих речах) он работает на нас».
В случае победы прагматизма над паранойей Сталин согласился с Бухариным и гарантировал, что партия продолжит поддерживать Павлова.
Ученый и его лаборатории продолжали процветать даже в годы, предшествовавшие Великой сталинской чистке. Павлов расширил свою деятельность до трех лабораторий, в которых работали сотни ученых и лаборантов, и ему даже разрешили сотрудничать с учеными в Европе и Америке.
Но его отношения с правительством никогда не были легкими. Видимо, московские чиновники не поняли, почему их Большой Босс позволил Павлову
«плевать на Советы»
… как выразился член политбюро Валериан Куйбышев.
Куйбышев, который был председателем Госплана и имел влияние на государственные инвестиции в сельское хозяйство, промышленность и науку, пытался противопоставить Павлову сколько мог, по крайней мере в пределах того, что ему позволял Сталин. Это означало, что Куйбышев в любом случае был вынужден финансировать лаборатории Павлова, но не собирался когда-либо чествовать его. Когда было выдвинуто предложение отпраздновать 80-летие Павлова как государственное дело, Куйбышев настоял на своем: никакого торта ему!!! По крайней мере, не спонсируется государством. В конце концов, разве они не могли просто поставить ему метроном или что-то в этом роде? Это должно сработать, верно?
Какое-то время Куйбышеву удавалось сдерживать чрезмерные проявления восхищения нобелевским лауреатом, но к 1934 году враждебно настроенный чиновник был снят со своего поста. Потому что так Сталин катался.
27 февраля 1936 г. представился хороший повод публично отпраздновать гордость русской науки, хотя я уверен, что Павлов предпочел бы его избежать. Почему? Что ж, этим поводом стала его смерть. Иван Павлов проработал в своей лаборатории до самого конца, даже после того, как заболел двусторонней пневмонией, унесшей в конце концов его жизнь.
Советское правительство чествовало великого ученого, организовав пышные похороны, на которых сто тысяч скорбящих, в том числе партийные деятели, прошли мимо его гроба.
Иван Петрович Павлов был физиологом до самого последнего дня своей жизни на Земле, и все же влияние его работ больше всего ощущалось в психологии.
Возможно, его методы были не самыми этичными, особенно когда речь шла о наших современных стандартах, касающихся таких вещей, как жестокое обращение с животными.
В более широком смысле, классические теории обусловливания, которые он породил, как и бихевиористская психология в целом, подвергались критике со стороны последующих поколений психологов за то, что они были слишком редуктивными. Даже Павлов не был полностью согласен со строгой классической теорией обусловливания, поскольку она не допускала, чтобы индивидуальная совесть играла роль в человеческом поведении.