Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)
«Идея обшежития, как совместного жития в полной любви, единомыслии и экономическом едиистве — назовётся ли она по-гречески киновией, или по-латыни коммунизмом, всегда столь близкая русской душе и сияющая в ней, как вожделеннейшая заповедь жизни, — была водружена и воплощена в Троице-Сергиевой Лавре преподобным Сергием и распространилась отсюда, от дома Троицы как от центра колонизации и территориальной, и хозяйственной, и художественной, и просветительской, и, наконец, моральной»
Павел Флоренский
Основной источник изучения методики организации коллективных творческих дел – труды И. П. Иванова («Коллективные творческие дела как средство коммунистического воспитания младших школьников», «Энциклопедия коллективных творческих дел»).
Пусть вас не смущают названия книг. Игорь Петрович Иванов — доктор педагогических наук, академик АПН СССР, педагог-новатор и как страстный поклонник наследия С. Т. Шацкого и А. С. Макаренко. С. Т. Шацкий еще в 1903 г. записал в своем студенческом дневнике, мысль о том, что «новый уклад жизни, новых людей должна дать новая школа». Заметим, что не только «новых людей», с чем трудно не согласиться, а ещё и «новый уклад жизни». Тогда же он писал, что настоящее «воспитание человека должно быть воспитанием его самодеятельности». Эта мысль и через сто с лишним лет многим педагогам кажется не очень-то понятной … Речь ведь идёт не о том, что в наше время называется «художественной самодеятельностью». То, что творили С. Т. Шацкий и А. У. Зеленко с дюжиной приютских сирот на даче летом 1905 г. можно было бы назвать «конституционной педагогикой». Уже в 1918 г., когда С. Т. Шацкий открыто отказывался сотрудничать с Советской властью, а наркома просвещения А. В. Луначарского называл дилетантом, в его летней колонии «Бодрая жизнь» детям присваивали звание «коммунист», — тем, кто своим физическим трудом полностью «окупал» свое содержание. Видимо, разное содержание в слово «коммунист» вкладывали нарком и руководитель детской колонии. «Конституционную педагогику» С. Т. Шацкого блестяще продолжили Антон Макаренко и Януш Корчак. Их объединяло то, что теперь последователи И. П. Иванова называют «Педагогикой общей заботы».
Коллективное творческое воспитание — особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно — формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты. В целом методика КТД вполне созвучна идее метода проектов С.Т. Шацкого и современным моделям социального проектирования – все это наследие Шацкого, Макаренко и Иванова!
Из работ И.П. Иванова:
И как напутствие идущим вслед за нами — два коммунарских девиза: «Наша цель — счастье людей!» и «Всё — творчески, иначе — зачем!»
КТД — это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство (инструмент) коммунарской методики. Суть каждого дела — забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях. Каждое коллективное творческое дело — это проявление практической заботы об улучшении обшей жизни, иначе говоря, это система практических действий на общую радость и пользу. Поэтому оно — ДЕЛО. Оно — коллективное дело, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами по жизненно практической гражданской заботе — морально-политической, трудовой, познавательной, художественной, спортивно-оздоровительной, организаторской. Оно — творческое коллективное дело, потому что на каждой стадии его осуществления все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важной практической задачи. Оно — творческое еще и потому, что не может совершаться по шаблону, а всегда осуществляется в новом варианте. Необходимо иметь в виду, что именно в коллективных творческих делах происходит непосредственное обогащение каждого участника собственным опытом гражданского отношения к окружающей жизни и к себе как товарищу других людей. И что особенно важно — в этом процессе теснейшим образом соединяется развитие всех трех сторон личности нового человека: познавательно-мировоззренческой (научные знания, коммунистические взгляды, убеждения, идеалы), эмоционельно-волевой (высокие чувства, стремления, интересы, потребности), действенной (общественно-необходимые умения, навыки и привычки, творческие способности, общественно-ценные черты характера).
Необходимо иметь в виду, что только целенаправленное осуществление коллективных творческих дел как системы — в единстве трех ее существенных сторон — может обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД.
Первичная из сторон этой системы — внутренние связи каждого коллективного творческого дела, как микросистемы необходимых развивающих действий воспитателей и воспитанников.
Вторая сторона — взаимосвязи различных КТД, познание и осуществление которых позволяют реализовывать в целостном процессе воспитательные возможности коллективных творческих дел всех видов. Взаимосвязи данного типа непосредственным образом определяют систему КТД.
Третья сторона — те взаимосвязи коллективных творческих дел с остальными средствами (формами) учебно-воспитательной работы, познание и осуществление которых позволяют подкреплять, усиливать воспитательную роль коллективных творческих дел другими источниками; здесь система КТД реализуется в качестве компонента общей системы средств воспитания.
Воспитательные возможности КТД могут быть реализованы благодаря нескольким взаимосвязанным стадиям. Структура любого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества.
Первая стадия — предварительная работа. На этой стадии педагог составляет модель, образ будущего КТД. Осмысливает воспитательные цели, задачи. Анализирует сложившуюся обстановку в детском коллективе. Определяет место КТД в общей системе воспитательной работы. Таким образом, педагог отвечает на следующие вопросы:
- Какова основная идея КТД?
- В какой форме будет проходить КТД?
- Кого привлечь к участию? К кому обратиться за помощью?
- Когда провести стартовую беседу?
В конце данной стадии педагог проводит стартовую беседу. Ее суть заключается в том, что руководитель детского коллектива «зажигает” детей интересным и полезным делом. Здесь в черновом варианте обсуждается где? Что? Когда?
Вторая стадия — коллективное планирование КТД. Планирование происходит в микрогруппах, а также на общем собрании детского коллектива. Составляется общий план жизни коллектива и планируется конкретное КТД. На сборе-старте выступают представители микроколлективов и отвечают на вопросы:
- Что и для кого будем делать?
- С кем вместе это будем делать?
- Кто будет участником?
- Кто и кому будет помогать?
Третья стадия — коллективная подготовка КТД. Самая сложная и ответственная стадия. Для подготовки и проведения выбранного КТД создается специальный орган-Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.
Четвертая стадия — проведение КТД. Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от 15 минут до целого дня. Главное для педагога на этом этапе — создание психологического комфорта. Пятая стадия — подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы-задачи на размышление: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? Анализ проходит сразу после КТД. Педагог должен иметь в виду, что коллективный анализ включает в себя три ключевых момента: отметить все положительное. И его должно быть больше, чем негативного. Обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела. Наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей.
Шестая стадия — последействие. На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками и в учебной работе, и во время внеучебной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов КТД.
Успешное использование системы КТД, а значит реализация их воспитательных возможностей, определяется целеустремленным, полным и глубоким воплощением в воспитательной работе трех основныхусловий, как существенных сторон того решающего условия комплексного подхода к воспитанию, о котором сказано выше.
1-ое условие — развитие отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников, как старших и младших товарищей по общей гражданской заботе, направляемой товарищеской воспитательной заботой педагогов; подкрепление этого типа отношений отношениями товарищеского творческого обучения; преодоление традиций чрезмерной опеки над воспитанниками, сочетающейся с пережитками авторитаризма и «свободного воспитания».
2-ое условие — развитие отношений творческого содружества между воспитанниками старших и младших поколений; подкрепление этих отношений отношениями товарищеского творческого обучения старшими воспитанниками младших, младшими — друг друга и старшими — друг друга; преодоление традиций чрезмерной опеки старших воспитанников над младшими — односторонне понимаемого и осуществляемого «шефства».
3-е условие — всемерное развитие отношений творческого содружества между самими воспитателями, как старшими товарищами воспитанников, как сотрудниками по товарищеской воспитательной заботе о них; подкрепление этих отношений отношениями взаимного товарищеского творческого обучения; преодоление пережитков чрезмерной опеки и авторитаризма в отношениях между воспитателями как основного источника формализма в воспитательских коллективах.
И.П.Иванов выделяет несколько видов КТД по направленности деятельности: Познавательные дела, Трудовые дела. Художественные дела, Спортивные дела, Экологические и Досуговые дела и др.
http://modpk7.narod.ru/index/0-11
nsportal.ru
Статья по теме: Технология коллективного творческого воспитания Игоря Петровича Иванова.
Воспитатель ГПД Башмакова А.Я.
Технология коллективного творческого воспитания
Игоря Петровича Иванова.
«Каждое дело — творчески, иначе – зачем!
Каждое дело — с пользой, иначе — зачем?
Каждое дело — людям, иначе — зачем?»
Педагогика общей заботы, педагогика социального творчества, коммунарская педагогика — все эти определения относятся к одному явлению в отечественной педагогике, которая была разработана и внедрена Игорем Петровичем Ивановым, доктором педагогических наук Российской Академии образования, профессором и его сподвижниками. И.П.Иванов продолжил педагогическое наследие А.С.Макаренко и стал его последователем.
Понятие “Коллективное творческое дело” (КТД) было введено в середине 60х годов 20-го столетия. Педагоги считают академика И.П.Иванова изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят как о “педагогике сотрудничества”, называют ее “коллективное творческое воспитание”, “воспитание по Иванову”. Его также считают инициатором и создателем социально-педагогического движения. В 1956 в Ленинграде он создал творческую группу педагогов — Союз энтузиастов, 1959 году — Коммуну юных фрунзенцев (КЮФ) — школу районного актива старшеклассников, в 1963 году — Коммуну им. А.С.Макаренко — содружество студентов, увлеченных идеями великого педагога.
В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике И.П.Иванова. «Энциклопедия коллективных творческих дел» известна широким кругам педагогической общественности. Многие ученики и соратники И.П.Иванова (Л.Г.Борисова, профессор, доктор философских наук; Е.В.Титова, кандидат педагогических наук; И.Д.Аванесян, кандидат педагогических наук; С.А.Шмаков, профессор; и другие) продолжают внедрять идеи «коммунарской методики» в жизнь.
Организация творческого воспитания — это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
Методика КТД — деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал «педагогика общей заботы»: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела — это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество.
КТД — это общественно-важное дело. Первейшее его назначение — забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу.
КТД — творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач.
КТД — коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями.
Основными задачами КТД сейчас, в новых условиях, являются:
- Формирование и развитие коллектива;
- Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности;
- Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального. ·
- Обучение правилам и формам совместной работы.
- Реализация коммуникационных потребностей детей.
В процессе КТД развиваются все стороны личности:
- познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы),
- эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности),
- действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).
Организуя любое дело, в первую очередь нужно иметь в виду для кого оно проводится, кому принесет радость, и что получат для своего развития ребята-участники. Следуя зову детских потребностей, заботясь об удовлетворении душевных нужд воспитанников, заботливый педагог знает что делать, в чем и как помочь, и как преодолевать жизненные препятствия, стать сильным, уверенным в себе.
Виды коллективных творческих дел.
Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего, по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом КТД решается целый «веер» (А.С.Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.
- Трудовые КТД.
Цель: обогатить знания ребят об окружающем мире, выработать взгляды на труд, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, трудовой сюрприз).
- Познавательные КТД.
Цель: формировать потребности в познании.
Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, турнир-викторина, турнир знатоков).
- Художественные КТД.
Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей и взрослых; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий).
- Спортивные КТД.
Цель: развивать ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (спортивные соревнования, эстафеты).
- Общественно-политические КТД.
Цель: воспитать гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (День знаний, День Конституции, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы).
- Организаторские КТД.
Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной — организаторской деятельности (газета-«молния», день рождения коллектива, коллективное планирование, чередование традиционных поручений). Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.
Стадии коллективного творческого дела.
Первая стадия — стартовая беседа, во время которой воспитатель увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого’? Когда? Где? Кто? С кем? Третья стадия — коллективная подготовка. Четвертая стадия — проведение КТД — это итог работы, проделанной при подготовке. Пятая стадия — коллективное подведение итогов. Воспитатель ставит на общем сборе — задачи для размышления: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что предлагаем на будущее? Воспитатель обобщает мнение, высказанное на сборе. Шестая стадия — воспитатель организует использование опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении дела. Методика рефлексии по Иванову помогает снимать психологическое напряжение, разряжать и предотвращать конфликты. Этот положительный эффект достигается, когда начинают не с «негатива», а с хорошего: что понравилось, удалось, обрадовало, кто особенно отличился, кому спасибо скажем. Когда коллектив не только оценивает прошлое, но и намечает программу своих дальнейших действий, у людей появляется перспектива, оптимизм, желание действовать. Пять условий педагогического успеха. Первое условие — общая забота. Надо научиться включать каждого воспитанника, как своего младшего товарища в совместные действия на радость и пользу; в поиск дел, нужных людям; в опыт творения добра и преодоления того, что мешает добру, в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее. Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости. Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность. Надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно- мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную; формировать научные знания, взгляды, убеждения, идеалы; развивать необходимые каждому гражданину нашего общества умения, привычки и черты характера. Каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность. Использовать различные виды воспитательного воздействия непременно творчески, не допуская формализма унылого, убивающего неординарность однообразия. Создание мотивации ребенка для участии в КТД Ребенок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае, если захочет это сделать. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы. —Потребность в коммуникации. —Выполнение КТД для того, чтобы принимать участие в других делах. —Желание выиграть (дух соревнования). —Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных). —Осознание развивающей роли КТД. —Осознание социальной роли КТД (необходимости КТД для других). Организационные моменты КТД.
Заключение |
nsportal.ru
Иванов, Игорь Петрович — Энциклопедия коллективных творческих дел
Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:
author:иванов
Можно искать по нескольким полям одновременно:author:иванов title:исследование
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND.
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:
исследование разработка
author:иванов title:разработка
оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:исследование OR разработка
author:иванов OR title:разработка
оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:author:иванов NOT title:разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак «доллар»:
$исследование $развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:«исследование и разработка«
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку « #» перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.
#исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:
author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)
Приблизительный поиск слова
бром~
При поиске будут найдены такие слова, как «бром», «ром», «пром» и т.д.Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:
бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду «~» в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:
«исследование разработка«~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак «^» в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово «исследование» в четыре раза релевантнее слова «разработка»:
исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения — положительное вещественное число.Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO.
Будет произведена лексикографическая сортировка.
author:[Иванов TO Петров]
Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.author:{Иванов TO Петров}
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.
search.rsl.ru
Коллективное творческое дело – КТД» И.П. Иванова. — КиберПедия
Педагогика общей заботы, педагогика социального творчества, коммунарская педагогика — все эти определения относятся к одному явлению в отечественной педагогике, которая была разработана и внедрена Игорем Петровичем Ивановым, доктором педагогических наук Российской Академии образования, профессором и его сподвижниками. И.П.Иванов продолжил педагогическое наследие А.С.Макаренко и стал его последователем.
Понятие “Коллективное творческое дело” (КТД) было введено в середине 60х годов 20-го столетия. Педагоги считают академика И.П.Иванова изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят как о “педагогике сотрудничества”, называют ее “коллективное творческое воспитание”, “воспитание по Иванову”. Его также считают инициатором и создателем социально-педагогического движения. В 1956 в Ленинграде он создал творческую группу педагогов — Союз энтузиастов, 1959 году — Коммуну юных фрунзенцев (КЮФ) — школу районного актива старшеклассников, в 1963 году — Коммуну им. А.С.Макаренко — содружество студентов, увлеченных идеями великого педагога.
В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике И.П.Иванова. «Энциклопедия коллективных творческих дел» известна широким кругам педагогической общественности. Многие ученики и соратники И.П.Иванова (Л.Г.Борисова, профессор, доктор философских наук; Е.В.Титова, кандидат педагогических наук; И.Д.Аванесян, кандидат педагогических наук; С.А.Шмаков, профессор; и другие) продолжают внедрять идеи «коммунарской методики» в жизнь.
Организация творческого воспитания — это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
Методика КТД — деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал «педагогика общей заботы»: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела — это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество.
КТД — это общественно-важное дело. Первейшее его назначение — забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу.
КТД — творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач.
КТД — коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями.
Основными задачами КТД сейчас, в новых условиях, являются:
Формирование и развитие коллектива;
Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности;
Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального. ·
Обучение правилам и формам совместной работы.
Реализация коммуникационных потребностей детей.
В процессе КТД развиваются все стороны личности:
познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы),
эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности),
действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).
Организуя любое дело, в первую очередь нужно иметь в виду для кого оно проводится, кому принесет радость, и что получат для своего развития ребята-участники. Следуя зову детских потребностей, заботясь об удовлетворении душевных нужд воспитанников, заботливый педагог знает что делать, в чем и как помочь, и как преодолевать жизненные препятствия, стать сильным, уверенным в себе.
Виды коллективных творческих дел.
Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего, по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом КТД решается целый «веер» (А.С.Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.
Трудовые КТД.
Цель: обогатить знания ребят об окружающем мире, выработать взгляды на труд, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, трудовой сюрприз).
Познавательные КТД.
Цель: формировать потребности в познании.
Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, турнир-викторина, турнир знатоков).
Художественные КТД.
Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей и взрослых; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий).
Спортивные КТД.
Цель: развивать ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (спортивные соревнования, эстафеты).
Общественно-политические КТД.
Цель: воспитать гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (День знаний, День Конституции, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы).
Организаторские КТД.
Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной — организаторской деятельности (газета-«молния», день рождения коллектива, коллективное планирование, чередование традиционных поручений). Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.
Стадии коллективного творческого дела.
Первая стадия — стартовая беседа, во время которой воспитатель увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого’? Когда? Где? Кто? С кем?
Вторая стадия — коллективное планирование.
Третья стадия — коллективная подготовка.
Четвертая стадия — проведение КТД — это итог работы, проделанной при подготовке.
Пятая стадия — коллективное подведение итогов. Воспитатель ставит на общем сборе — задачи для размышления: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что предлагаем на будущее? Воспитатель обобщает мнение, высказанное на сборе.
Шестая стадия — воспитатель организует использование опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении дела.
Методика рефлексии по Иванову помогает снимать психологическое напряжение, разряжать и предотвращать конфликты. Этот положительный эффект достигается, когда начинают не с «негатива», а с хорошего: что понравилось, удалось, обрадовало, кто особенно отличился, кому спасибо скажем. Когда коллектив не только оценивает прошлое, но и намечает программу своих дальнейших действий, у людей появляется перспектива, оптимизм, желание действовать.
Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел – гибкая форма, богатое содержание, нестандартные варианты.
Пять условий педагогического успеха.
Первое условие — общая забота.
Надо научиться включать каждого воспитанника, как своего младшего товарища в совместные действия на радость и пользу; в поиск дел, нужных людям; в опыт творения добра и преодоления того, что мешает добру, в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее.
Второе условие — единство уважения и товарищеской требовательности.
Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости. Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность.
Третье условие — единство мыслей и действий, воли и чувств.
Надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно- мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную; формировать научные знания, взгляды, убеждения, идеалы; развивать необходимые каждому гражданину нашего общества умения, привычки и черты характера.
Четвертое условие — единый коллектив.
Каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.
Пятое условие — творчество, а не шаблон.
Использовать различные виды воспитательного воздействия непременно творчески, не допуская формализма унылого, убивающего неординарность однообразия.
Методика организации и проведения КТД.
Создание мотивации ребенка для участии в КТД
Ребенок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае, если захочет это сделать. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы.
Рассмотреть все многообразие мотивов довольно сложно, поэтому остановимся, для примера на основных мотивах ребенка для участия в коллективных творческих делах.
Мотивы ребенка:
—Потребность в коммуникации.
—Выполнение КТД для того, чтобы принимать участие в других делах.
—Желание выиграть (дух соревнования).
—Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных).
—Осознание развивающей роли КТД.
—Осознание социальной роли КТД (необходимости КТД для других).
Основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей — так как это наиболее простой в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях.
Существует три основных типа КТД:
БТД требует предварительной подготовки, как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило, организаторы дают задание участникам.
МТД не требует предварительной подготовки от участников — все задания, которые дают им организаторы, должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела.
Представление вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильнее называть зрителями.
Организационные моменты КТД.
Определить примерные сроки проведения КТД, от чего, и от кого они могут зависеть.
Определить место проведения КТД, от чего, и от кого оно будет зависеть.
Уточнить место и время КТД, согласовать их с участниками.
Разбить подготовку дела на задачи, определить критические сроки выполнения этих задач и ответственных за них.
Наиболее часто встречающиеся задачи.
1. Реклама дела.
2. Подготовка материалов для участников дела.
3. Подготовка материалов для организаторов дела (к примеру: костюмы для концерта, распечатки пропусков и погон для «Зарницы»).
4. Оформление места проведения дела.
5. Подготовка жури, критериев судейства и подручных материалов для жюри (к примеру, таблички с оценками на КВН).
6. Подготовка призов победителям.
7. Подготовка формы дела (к примеру: театральная завязка, подготовка ведущих, подготовка станций, продумывание вопросов к диспуту).
8. Согласование с людьми, от которых будет зависеть проведение дела.
9. Организация прессы: фото, видео, статьи.
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,159228/Itemid,118/
47. Профессиональные знания и умения учителя начальной школы: профессионально обусловленные требования к личности педагога.
cyberpedia.su
— Хулиган бьет малыша. Ты идешь мимо. Что будешь делать? — Мальчик дружит с девочкой. Их дразнят. Что им делать? Предлагается дать не менее трех вариантов решения. 11. Исполнить одну и ту же популярную песню на несколько мотивов, меняя ее характер. 12. Исполнить несколько песен на одну и ту же тему (например, о море и моряках). 13. Драматизировать песню или стихотворение. 14. Придумать и изобразить сцену из жизни литературного героя (остальные участники отгадывают имя героя, называют книгу, ее автора). КАК ЭТО БЫЛО (из коммунарского дневника Зинаиды Полонской) — Так что же будет? Подготовка к вечеру. Дальнейшая подготовительная работа команд происходит по секрету друг от друга. Только капитаны и ведущие собираются время от времени на заседания штаба, обмениваются опытом подготовки, передают друг другу нужные материалы, составляют план самого вечера. Вечер должен быть наполнен радостными сюрпризами, неожиданностями, открытиями, как и настоящее путешествие! Варианты проведения вечера. Советы организаторам. КАК ЭТО БЫЛО (из коммунарского дневника Нины Сидоровой, Натальи Богданчиковой, Веры Кораблевой) Варианты проведения вечера. Примеры вопросов-тайн. Есть ли жизнь на других планетах Солнечной системы? В чем загадка наследственности? Можно ли продлить в недалеком будущем жизнь человека до 200 лет? Каким будет человек будущего? Могут ли жить люди в морских и океанских глубинах? Советы организаторам. КАК ЭТО БЫЛО (из коммунарского дневника Тамары Кучеренко и Лидии Шевелевой) Возможно ли продлить человеческую жизнь до 200 лет? Возможна ли передача мыслей на расстояние? |
fizich.ru
— Как же получен воздух? — Чем занимаются люди на Марсе? — Откуда прилетели люди на Марс? Возможные варианты пресс-боя. Варианты пресс-конференции. КАК ЭТО БЫЛО (из коммунарского дневника Николая Иванова) Примерные варианты организации эстафеты. КАК ЭТО БЫЛО (из коммунарского дневника Юрия Афанасьева) Примерные темы и вопросы собраний-диспутов. |
fizich.ru
Список публикаций Игоря Петровича Иванова
Список публикаций Игоря Петровича ИвановаИгорь Петрович Иванов и коммунарская методика
- В дни зимних каникул // Вожатый. — 1951. — № 12.
- О работе комсомольских организаций педагогических учебных заведений // Советская педагогика. — 1953. — № 6.
- Воспитательная работа комсомольцев с пионерами в средней школе: дис. … канд. пед. наук. — Л.: ЛГПИ, 1955.
- О самодеятельности и соревновании в работе пионерской организации // Советская педагогика. — 1956. — № 12.
- Когда ребята думают сами (заметки о жизни одного пионерского лагеря) // Смена. — 1957. — 23-24 июн. (совместно с Л. Г. Борисовой)
- Наши поиски // Комсомольская правда. — 1957. — 30 окт. (совместно с Л. Г. Борисовой и Н. А. Сыч)
- Направлять, а не опекать: Заметки о новом в пионерском движении // Смена. — 1957. — 12 ноя. (совместно с М. В. Жежко и др.)
- О воспитательной работе комсомольцев с пионерами в средней школе // Из опыта воспитательной работы комсомольской и пионерской организаций в школе / Под ред. И. П. Иванова. — Л.: Изд. АПН РСФСР, 1957.
- Разговор с классным руководителем // Вожатый. — 1957. — № 9.
- О коллективной организаторской деятельности пионеров // Советская педагогика. — 1958. — № 11.
- Получилось! // Вожатый. — 1958. — № 9.
- Воспитательная работа пионерского отряда // Основные вопросы учебно-воспитательной работы в 5 классе. — М.: АПН РСФСР, 1958.
- Труд, учение и отдых юных пионеров. — Л.: Знамя, 1959.
- Старший вожатый и пионерская дружина / Лен. Дворец пионеров. — Л., 1960.
- Совет пионерской дружины, его друзья и помощники / Лен. Дворец пионеров. — Л., 1961.
- Не отставать // Учительская газета. — 1961. — 14 дек. (совместно с Л. Региней)
- Опытная программа воспитательной работы в 1-3 классах. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1964.
- Учитель и октябрята // Вожатый. — 1966. — № 12; — 1967. — № 1.
- История пионерского движения за 50 лет // Научно-теоретическая конференция, посвященная 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции: Педагогика. Краткое содержание докладов. – Л.: ЛГПИ, 1967.
- О сущности воспитательной работы // Научно-теоретическая конференция, посвященная 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции: Педагогика. Краткое содержание докладов. – Л.: ЛГПИ, 1967.
- Участие младших школьников в коллективном изучении и улучшении окружающей их жизни // Научно-теоретическая конференция, посвященная 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции: Педагогика. Краткое содержание докладов. – Л.: ЛГПИ, 1967.
- Коллективная организаторская деятельность октябрят и их друзей // Педагогика начальной школы: ХХI Герценовские чтения. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1968.
- О сущности воспитательной работы в начальных классах // Педагогика начальной школы: ХХI Герценовские чтения. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1968.
- Поиск. Борьба. Дружба. Вып. 1-5 / Рук. авт. коллектива И. П. Иванов / Лен. Дворец пионеров. — Л., 1969.
- Формирование юных общественников и организаторов: Очерки методики воспитательной работы школы / ЛГПИ им. А. И. Герцена. — Л., 1969.
- Коллективная организаторская деятельность октябрят и их старших друзей // Начальная школа. — 1970. — № 1.
- Коллективные творческие дела Коммуны имени А. С. Макаренко / Рук. авт. коллектива И. П. Иванов / ЛГПИ им. А. И. Герцена. — Л., 1970.
- Мероприятие или коллективное творческое дело? // Начальная школа. — 1970. — № 1.
- Творческое содружество поколений как условие формирования юных общественников: дис. … докт. пед. наук. — Л.: ЛГПИ, 1972.
- Организация воспитательного процесса в начальных классах на основе творческого содружества поколений. — Петрозаводск, 1972.
- Семь заповедей Коммуны // Учительская газета. — 1972. — 17 окт.
- Коммуна имени Макаренко (из опыта воспитательной работы со студентами) // Идейно-политическое воспитание студенческой молодёжи. — Л.: ЛГПИ, 1973.
- Город весёлых мастеров // Клуб и художественная самодеятельность. — 1974. — № 22.
- Основы деятельности Коммуны имени Макаренко // План работы КИМа на пятилетие. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974.
- Из опыта воспитательной работы со студентами педагогического факультета // Материалы Всес. совещания зав. каф. педагогики ЛГПИ. — Л., 1974.
- Школьные праздники / Рук. авт. коллектива И. П. Иванов. — Л.: Лен. Дворец пионеров, 1975.
- О Макаренковском мемориально-методическом центре в Ленинграде (история, принципы создания, структура, функции) // Педагогика и методика начального обучения» / ЛГПИ им. А. И. Герцена. — Л., 1975.
- Только ваши добрые дела // Ленинские Искры. — 1975. — 6 дек.
- Краткая профессиограмма учителя начальных классов средней общеобразовательной школы / Рук. авт. коллективом И. П. Иванов / ЛГПИ им. А. И. Герцена. — Л., 1976.
- Единство уважения и требовательности к человеку как принцип коммунистического воспитания // Педагогика и методика начального обучения / ЛГПИ им. А. И. Герцена. — Л., 1976.
- Коммунистическая целенаправленность, как закономерность коммунистического воспитания // Педагогика и методика начального обучения / ЛГПИ им. А. И. Герцена. — Л., 1976.
- Педагогические основы комплексного подхода к процессу коммунистического воспитания // Педагогика и методика начального обучения: ХХX Герценовские чтения. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1977.
- Строитель педагогики будущего // Вожатый. — 1978. — № 3.
- Забота. Творчество. Дружба // Путь к мастерству. — М.: Молодая гвардия, 1978.
- Макаренко и современность // Ленинградская правда. — 1978. — 12 мар.
- Воспитание общим делом. Из опыта Коммуны им. Макаренко // Ленинградская правда. — 1978. — 23 нояб.
- Профессиограмма учителя начальных классов и пути ее использования в учебно-воспитательной работе факультета начальных классов // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в школе и в ВУЗе Лиепая. — Лиепая, 1979.
- О комплексном подходе к воспитательной работе с младшими школьниками. Материалы по общей комплексной методике воспитательной работы (науч.- метод. разработки) // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в школе и в ВУЗе Лиепая. — Лиепая, 1979.
- Новогодний праздник // Воспитание школьников. — 1979. — № 6.
- Творческие праздники в классных коллективах: Пособие для пед. института и пед. училищ // Воспитание школьников. — 1979. — № 6.
- Два подхода к воспитанию // Вожатый. — 1980. — № 1, 2.
- Два подхода к воспитанию и проблема воспитательных отношений // Актуальные проблемы коммунистического воспитания школьников. — М.: МГПИ, 1980.
- Методические рекомендации к изучению курса педагогики для студентов ОЗО факультета начальных классов. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1980.
- Макаренковская секция СНО // Советская педагогика. — 1981. — № 5.
- Воспитывать коллективистов: Из опыта работы школ Ленинграда и Лен. области. — М.: Педагогика, 1982.
- Содружество комсомольцев и пионеров // Воспитание школьников. — 1982. — № 2.
- Воспитывать коллективистов // Вожатый. — 1982. — № 2.
- Первоначальный период воспитательной работы с младшими школьниками // Начальная школа. — 1982. — № 8.
- Ребёнок учится думать // Ленинградский рабочий. — 1982. — 12 фев.
- Первое звено // Советская Россия. — 1982. — 18 мая.
- Коллективные творческие дела в жизни и воспитании октябрят / Лен. Дворец пионеров. — Л., 1982.
- На радость и пользу людям // Вожатый. — 1983. — № 2.
- КТД — копилка полезных дел // Вожатый. — 1983. — № 2.
- Коллективные творческие дела как средство коммунистического воспитания младших школьников. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983.
- Творчество, помноженное на науку // Вожатый. — 1984. — № 8.
- О системе коллективных творческих дел и их взаимосвязи с другими средствами учебно-воспитательной работы в начальных классах // Реализация межпредметных связей в обучении и воспитании младщих школьников: Сборник. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1984.
- Общий сбор // Вожатый. — 1987. — № 8.
- Комплексный подход к процессу формирования нового человека // Актуальные проблемы нравственного воспитания. — Новосибирск: Наука, 1987.
- Два подхода к воспитанию. Опыт коллективной жизни // Учительская газета. — 1987. — 7 мая.
- Коллективное творческое дело // Учительская газета. — 1987. — 15 сен.
- Товарищество // Учительская газета. — 1988. — 27 фев.
- Коллективное творческое дело // Вожатый. — 1988. — № 2.
- Строитель педагогики будущего // Семья и школа. — 1988. — № 3.
- Лето красное в лагере пионерском // Учительская газета. — 1988. — 26 апр.
- Отношения общей заботы // Учительская газета. — 1988. — 11 июн.
- За педагогику будущего в настоящем // Воспитание школьников. — 1988. — № 4, 5.
- Вспомним (к 100-летию А. С. Макаренко) // Молодость Сибири. — 1988. — 19 мар.
- Методические рекомендации по комплексному совершенствованию воспитательной работы. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, Ленинградское отделение Педагогического общества, Ленинградский Дворец пионеров, 1988.
- Трудовое воспитание в коллективных творческих делах // Воспитание школьников. — 1989. — № 2.
- Коллективное творческое воспитание // Семья и школа. — 1989. — № 8.
- Энциклопедия коллективных творческих дел. — М.: Педагогика, 1989.
- Учителю-стажеру о жизни и воспитании в пионерском лагере // Проблемы стажировки молодого учителя. — Тамбов, 1989.
- Методика коммунарского воспитания: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990.
- Педагогические основы комплексного подхода к воспитанию будущих учителей // Новые исследования: Ежегодник АПН. — М., 1990.
- Современный подход к воспитанию требует развития педагогики общей заботы // Воспитание школьников. — 1991. — № 4.
- Структура целостной системы воспитания // Новые исследования: Ежегодник АПН. — М., 1991.
kommunarstvo.ru