«Феномен Человека (Ч.15. 8-ми компонентная структура психики Человека. Проанализируем каждую компоненту.)» — Яндекс Кью
В предыдущей записи было отмечено, что предположения о наличие существенных внешних факторах, способствующих формированию Человека, позволяют, в том числе, реконструировать возникновение отдельных особенностей в культурном развитии первобытных людей и принципов построения начальной формы социальной организации.
Но прежде чем рассматривать закономерности развития Человеческого сообщества, необходимо установить какие психические особенности приобрел Человек в результате императивных воздействия Субъектов на его биологическую основу.
Исходя из ранее изложенных принципов разложения психического аппарата живого организма, можно набросать следующую структуру личности Человека Разумного: –
Био-Я, Социо-Я, гендерное-Я, Я, Цензор, ОНО, Супер-эго. Я – идеал.
В чем-то такая структура аналогична трехкомпонентной фрейдовской модели личности, но рассмотренные ранее факторы, способствующие формированию таких компонент, требуют по-новому взглянуть на характер психических процессов, идущих в человеческом сознании.
При этом следует особо выделить компоненту Я – идеал.
Форма её образования исключает наличие каких-либо природных факторов и образуется как особое подключение психического аппарата «мыслесферы» к сознанию Человека.
Здесь я использую фрейдовские высказывания относительно данной компоненты, в которых он говорил, что Я – идеал воспринимается сознанием человека как некоторое высшее существо: —
«Будучи маленькими детьми, мы знали этих существ, удивлялись им и испытывали страх перед ними, впоследствии мы приняли их в себя самих».
Кроме этого, следует иметь ввиду, что, так как компонента Я – идеал формируется на основе пространственно-удаленной формы подключения сознания «мыслесфер«, то, каково бы ни было это подключение, в компоненте Я — идеал всегда будет отражаться, в той или иной степени, то «космическое грехопадение», которое произошло с «мыслесферами«.
А это, в свою очередь, помогает понять слова К.Г. Юнга о «коллективном подсознательном», которое, подобно грибнице, связывает человеческий дух в единое целое.
В этой компоненте запечатлены все прошлые несовершенства «мыслесфер«, которые сказываются на психике всего вида Человека Разумного.
Такая специфичность Я – идеала дает основное объяснение тому, почему наша духовная жизнь воспринимается как надприродное явление. И это, в свою очередь, полностью соответствует христианской антропологии, которая признает в Человеке тройственную структуру реальности — тело, душа, дух.
По религиозному осмыслению именно дух образует высшие свойства Человека, в которых отражен «образ и подобие Божие», и которым обладает только Человек.
В компоненте ОНО сосредоточена биологическая, тварная сущность Человека, содержащая огромный объем распределенных и не осознанных влечений, безраздельно властвующих в этой компоненте.
Супер-эго это компонента, в которой распределенные и бессознательные влечения приобретают форму конкретных ощущений и влечений в психическом аппарате. Можно сказать, если использовать формулировки из теории вероятности, здесь происходит преобразование стохастических процессов в детерминистскую форму. Таким образом, происходит своеобразное обобщение различных внутренних влечений, преобразование их в форму конкретных стимулов, в том числе имеющие аморальный и садистский характер.
Компонента гендерное-Я, приобрела особое значение в связи с особенностями воздействия высокоразвитого Субъекта на первичное сообщество первобытных людей, в котором в особую категорию была выделена его женская часть. В связи с этим, принадлежность к тому или иному полу приобретает, в дальнейшей организационной структуре социума, большое значение.
Компонента Социо-Я, также стала очень важной характеристикой индивида, так как в связи с появлением нового типа коммуникаций, речевого общения, становится очень знаковой роль индивидуальных, мыслительных способностей человека, которые начинают определять его место в социуме.
Компонента Био-Я, характеризует меру приспособленности организма к условиям внешней среды, его способность реагировать, как на различные действующие природные эффекты, так и предварять своими действиями возможные будущие негативные воздействия.
Компонента Цензор, является некоторой распределенной субстанцией, в которой на разных уровнях создаются представления о соответствии различных видов влечений, «блуждающих» в психическом аппарате Человека с теми императивами, которые генерирует наиболее значимые компоненты психики. Можно сказать, что здесь осуществляется контроль над сознательными процессами, в результате которого определенные действия блокируются или подвергаются своеобразной оценке, например в виде укоров совести. При этом, доминирование нравственной оценки своих действий становится решающей особенностью Человеческого сознания, которая отличает его психику от психики других живых существ.
Вместе с тем мы наблюдаем огромное количество Человеческих поступков, которые никак не укладываются в высокие моральные нормы. Возникает вопрос, почему же высокоразвитые Субъекты, в том воспитательном действии, которое они осуществляли в первобытном Человеческом сообществе, не довели их психический аппарат до совершенства, в котором окончательно и навсегда были бы заблокированы любые формы безнравственной активности?
Конечно, это только моё предположение, но у них стояла задача создать АВАТАРА, (интроекция сознания «мыслесферы» в Человеческое существо) который должен, в полной мере, выявлял недостатки в развитие «мыслесфер«, а не создание нового самостоятельно мыслящего существа.
Поэтому, компонента Цензор, по всей видимости, не может полностью заблокировать весь набор влечений «блуждающих» в психике Человека, а дает им только оценку в соответствии с уровнем нравственного развития подключенной «мыслесферы«.
Компонента Я, непосредственно характеризует саму личность Человека. Эта компонента уже не является распределенной, а сосредоточена в определенных слоях головного мозга. В ней, по выражению физиологов, происходит связывание различных внутренних возбуждений, замещение царящий в них первичный хаос вторичными процессами, превращение свободной энергии активности в покоящуюся тоническую форму.
В моей физико-математической интерпретации, в этой компоненте происходит столкновение различных связностей, топологий, действующих в психическом аппарате, в результате которого образуются материальные аномалии в виде различных реальных физических процессов. А уже эти процессы, на основе действующих в компоненте Я регуляторных функций, преобразуются, как в мыслительную, так и в поведенческую мотивацию. Как итог, именно эти вторичные процессы, вкупе с качеством построения регуляторных функций компоненты Я, формируют в сознании ясное представление о своих желаниях, побуждениях и стимулов к действию. Образуются осознанные цели и план действий, направленный на их достижение.
Отсюда, становится более ясной смысловое назначение речевой функции. Через посредство слов внутренние психические и мыслительные процессы становятся восприятиями и отражают сущность императивов, выстроенных в человеческом сознании.
Как говорил святой апостол Иаков в своем соборном послании: —
«Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело».
Неотделимое от мысли слово позволяет осознать степень духовного совершенства как подключенной «мыслесферы«, так и Человеческой личности. Именно через свое личностное Я и подключенной духовной сущности «мыслесферы» Человек, словами Василия Великого: —
«уразумевает Бога, проникает рассудком в природу сущего, пожинает сладчайший плод мудрости».
Чем гармоничнее соединены эти две компоненты, Я и Я – идеал, тем полнее становятся знания об окружающем нас Мире.
Предвидя возможные критические оценки такого рационального разложения Человеческой психики на отдельные компоненты, хочу отметить, что к такой дифференциации нельзя подходить с догматичной прямолинейностью. Условное выделение указанных выше компонент в самостоятельные психические структуры позволяет проще проанализировать принципы, на основе которых функционирует Человеческое сознание.
(Продолжение следует)
Коротко о нейропсихологии — Статьи
Нейропсихология — это наука о связи работы мозга и психики (от др.-греч. психе {, ψυχή } «дыхание, душа») человека. Психика состоит из психических явлений — психических процессов, состояний, психических свойств, поведения.
Само слово «психика» используется в обыденной жизни, в бытовом языке. Нередко можно услышать «человек с неустойчивой психикой», «ребенок с возбудимой психикой». Обычно так говорят о людях, поведение которых вызывает неодобрительную реакцию окружающих. Однако не только поведение является частью психики. В психологии, говоря о понятии «психика», подразумевают сложную структуру, которая состоит из психических явлений — психических процессов, психических состояний, психических свойств и поведения.
- Психические процессы: познавательные — ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь и т.д.; эмоциональные — активные и пассивные переживания; волевые — решение, исполнение, волевое усилие и т. д.
- Психические состояния, которые представляют из себя собственную активность личности, повышенную или пониженную. Можно перечислить такие состояния, как апатия, устойчивый интерес, творческий подъем, усталость.
- Психические свойства — темперамент, характер, способности.
- Поведение.
Человек — это биосоциальное существо, жизнь которого обусловлена биологическими и социальными факторами одновременно. При анализе психических явлений нейропсихология опирается на знания о работе разных мозговых зон, которые активны в любой момент нашей жизни. Каждый отдельный участок мозга играет в обеспечении психических явлений свою роль и отвечает за что-то свое, и это «свое» А.Р.Лурия, основоположник нейропсихологии, определил как «нейропсихологический фактор».
В последние десятилетия цель нейропсихологии найти все эти факторы, описать все функции разных участков мозга, понять, как мозг обеспечивает психические функции.На основе анализа клинических данных еще в 40-е годы XX века в России была разработана общая структурно-функциональная модель работы мозга. Эта модель предлагается для анализа наиболее общих закономерностей работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности. Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на 3 основных структурно-функциональных блока: I-й — энергетический — блок, или блок регуляции уровня активности мозга; II-й блок — приема, переработки и хранения информации; III-й блок — программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.
Психические явления осуществляется при участии всех 3-х блоков мозга, вносящих свой вклад в их реализацию. Блоки мозга характеризуются определенными особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе их работы, и той ролью, которую они играют в осуществлении психических функций.
I ФБМ — энергетический блок (блок регуляции общей и избирательной активации мозга).
Функции: а) общая генерализованая активация — обеспечивает активность всей нервной системы человека и лежит в основе функциональных состояний человека — для разных видов деятельности нужны разные уровни активности. б) локальная активация — обеспечивает избирательные селективные изменения тех или иных структур мозга, которые в данный момент участвуют в деятельности человека (одни системы активированы, другие заторможены).
Функциональное значение первого блока в обеспечении психических функций состоит, прежде всего, в регуляции процессов активации, в обеспечении общего активационного фона, на которых осуществляются все психические функции, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической Деятельности. Этот аспект работы первого блока имеет непосредственное отношение к процессам внимания — общего, неизбирательного и селективного, а также в сознании в целом.
Первый блок мозга непосредственно связан с процессами памяти, с запечатлением, хранением и переработкой информации. Он является непосредственным мозговым субстратом различных мотивационных и эмоциональных процессов и состояний. Первый блок мозга воспринимает и перерабатывает разную информацию о состояниях внутренней среды организма и регулирует эти состояния с помощью нейрогуморальных, биохимических механизмов.
Таким образом, первый блок мозга участвует в осуществлении любой психической Деятельности и особенно — в процессах внимания, памяти, регуляции эмоциональных состояний и сознания в целом. Роль его очень важна и он отдыхает только во сне. Если сон менее 6 часов, то возникают изменения в когнитивной функции. Но человек не замечает этого.
II ФБМ — блок приёма, переработки и хранения информации. Основной функцией 2 блока мозга является отображение и синтез той информации которая имеется перед человеком каждый момент времени. Он включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки экстероцептивной, поступающей извне, информации, необходимой для осуществления всей психической деятельности человека.
Это операциональный уровень заложенных и приобретенных в течение жизни навыков и автоматизмов в любой сфере человеческого бытия: письма и речи, различных сенсомоторных паттернов (от сосания соски, еды ложкой, завязывания шнурков, пользования носовым платком и мытья посуды до игры на фортепиано и живописи), памяти, алгоритмов мышления.
III ФБМ — блок программирования, контроля и регуляции сложных форм психической деятельности. Этот блок анатомически связан с передними отделами коры больших полушарий, включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли характеризуются большой сложностью строения и множеством двухсторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами.
Это уровень произвольной саморегуляции, самостоятельного, активного программирования (соответственно — прогнозирования результатов) человеком протекания любого психического процесса и своего поведения в целом (на ближайшие 10 минут или на длительный отрезок времени).
Очевидно, что способность и возможность качественного быстрого анализа поступающей многочисленной зрительной, акустической, логической, эмоциональной и другой информации (2-й ФБМ), а также возможности произвольной саморегуляции (3-й ФБМ) формируются у человека по мере взросления и зависят как от особенностей нервной системы, соматического статуса, наследственных факторов, так и от социального окружения.
Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А.Р. Лурией, имеет огромную практическую ценность. Это теоретическая модель, которая выросла и продолжает развиваться из данных практической работы с пациентами, взрослыми и детьми. Данные, получаемые клиническими психологами, последние годы значительно обогащаются результатами аппаратных исследовательских методик, таких как ЭЭГ, ПЭТ, МРТ.
Нейропсихологическое обследование и последующий факторный анализ данных позволяет тонко и точно определить недостаточную сформированность или дефицитарность мозговых зон, обеспечивающих познавательные процессы и навыки памяти, восприятия, внимания, мышления, речи, письма и чтения, объяснить многие особенности поведения и эмоционального реагирования, мотиваций, установок и личных целей.Нейропсихологическое обследование как часть диагностического обследования наиболее актуально для людей, находящихся на лечении у невропатолога, страдающих от последствия инсультов, черепно-мозговых травм и опухолей головного, мозга, для людей пожилого возраста и для детей, с целью подбора рекомендаций и методик реабилитации, коррекции и адекватных педагогических приемов.
Автор статьи: нейропсихолог
Что такое психика? — CecileRozuel.com
Перейти к содержимомуПсихика
Психика определяется как совокупность наших сознательных и бессознательных переживаний и процессов. Другими словами, оно включает в себя все, что нас оживляет, все, что делает нас теми, кто мы есть. Психика часто отождествляется с душой человек, его уникальная сущность.
С точки зрения глубинной психологии, особенно юнговского анализа психики, эго является «центром» сознания, тогда как самость является «центром» всей психики. Образ, который мы представляем внешнему миру, называется персона , которая является проекцией того, как мы хотим, чтобы нас видели (обычно подчеркивая наши достоинства и скрывая наши недостатки). Через сознательное эго мы взаимодействуем с внешним миром и развиваем чувство нашей идентичности. Однако психика охватывает гораздо более широкую область бессознательного материала.
Часть бессознательного является личной ( личное бессознательное ), то есть он отражает наш собственный индивидуальный путь и историю — те воспоминания, которые мы хотели бы забыть, те желания, которые мы подавляем, те качества, которыми мы не можем заставить себя поверить в то, что обладаем ими. Когда в личной жизни возникает слишком много напряжения бессознательно, мы развиваем «комплексы».
Однако большая часть бессознательного является коллективной, то есть разделяемой всем человечеством. Юнг назвал «архетипами» содержание коллективное бессознательное и определил их как повторяющиеся мотивы и способы понимания окружающего нас мира. Архетипы являются изначальными носителями смысла и мощными источниками вдохновения и действия.
«Я»
В обычном языке «я» обычно относится к тому, чем мы себя считаем, «я», которое думает и действует. Однако в глубинной психологии самость состоит из гораздо большего, чем это сознательное взаимодействие с миром, что является задачей эго. Напротив, «я» представляет собой все, чем мы являемся, а не только то, что мы думаем о себе или кем мы хотим быть.
В терминологии Юнга «я» — это архетип целостности и реальный двигатель нашей потребности расти, развиваться и расширять наше понимание самих себя. Эго — это важнейший сосуд, с помощью которого мы можем сознательно ориентироваться в мире; но самость — это безбрежный океан, который мы должны исследовать, чтобы понять, что такое жизнь и из чего мы на самом деле сделаны.
Когда мы говорим о самопонимании или самоисследовании, мы на самом деле имеем в виду понимание и исследование себя, а не просто эго, которое представляет лишь часть того, кто мы есть.
Внутренняя работа
Все мы обладаем богатой внутренней жизнью, которую юнгианский аналитик и писатель Роберт А. Джонсон описывает как «тайную жизнь, которую мы все ведем днем и ночью в постоянном общении со своим невидимым, бессознательным внутренним я» (1989, стр. 9). К чувствовать себя уравновешенными и здоровыми в уме и теле, нам нужно дать пространство как внутренней жизни, так и внешней, сознательной, мирской жизни.
Когда эти две основные области могут гармонично сосуществовать, Джонсон объясняет, что «существует постоянный поток энергии и информации между двумя уровнями, поскольку они встречаются в измерении сна, видения, ритуала и воображения». Другими словами, мы открываем себя и свою жизнь потенциальным возможностям, о которых, возможно, даже не подозревали, объединяя полученные навыки и врожденные таланты для дальнейшего роста.
Внутренняя работа, таким образом, заключается в интуитивном исследовании скрытых уголков нашей внутренней жизни, ведущем к познанию того, что скрывается в тени, и интеграции этих скрытых драгоценных камней (непрозрачных или блестящих) внутри нашего сознательная жизнь. Хотя работа иногда может быть тяжелой, она также значительно обогащает нашу жизнь. К внутренней работе можно подходить разными способами, такими как психологический анализ, творческие или медитативные упражнения, телесные практики. (например, йога, тай-чи, цигун, работа с телом).
© 2023 CecileRozuel.com
Кем была Психея в греческой мифологии?
Психея — один из самых знаменитых персонажей греческой мифологии. Известная как богиня души, ее имя означало «дыхание жизни», и она была тесно связана с внутренним человеческим миром. Ее красота соперничала с красотой Афродиты, богини любви. Рожденная смертной, она завоевала любовь сына Афродиты Эроса, бога желаний. Она выполнила ряд невыполнимых задач для Афродиты, а позже получила бессмертие и статус богини, чтобы выйти замуж за Эроса. Давайте подробнее рассмотрим ее биографию и то, как она разворачивалась.
Психея родилась поразительно красивой смертной женщиной
Психея была младшей из трех дочерей неназванных короля и королевы. Ее красота была настолько необычайной, что почти затмила красоту Афродиты, богини любви. Апулей пишет: «(она была) настолько совершенна, что человеческая речь была слишком бедна, чтобы описать или даже восхвалять ее удовлетворительно». Ее красота стала настолько известной, когда она стала старше, что гости стекались со всех соседних стран, осыпая ее подарками и восхищением. Афродита была возмущена тем, что ее затмила смертная женщина, поэтому она вынашивала план.
Эрос влюбился в Психею
Афродита попросила своего сына Эроса, бога желаний, пустить в Психею стрелу, которая заставит ее влюбиться в отвратительное существо. Она приказала Эроту: «Накажи беспощадно эту надменную красавицу… Пусть эта девушка будет охвачена жгучей страстью к низшему из людей… к тому, кто настолько унижен, что во всем мире не может найти убожества, равного его собственному». Эрос пробрался в спальню Психеи, готовый пустить стрелу, но вместо этого поскользнулся и пронзил себя ею. Затем он беспомощно влюбился в Психею.
Психея должна была выйти замуж за монстра
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
Годы шли, а Психея так и не нашла себе мужа. Вместо этого мужчины просто поклонялись ей, как если бы она была богиней. В конце концов родители Психеи посетили оракула Аполлона, чтобы спросить, что можно сделать. Оракул велел им одеть дочь в погребальные одежды и встать на вершину горы, где она встретит своего будущего мужа, страшного змея, которого все боялись. В ужасе они выполнили задание, оставив бедную Психею на произвол судьбы. Находясь на вершине горы, ветерок отнес Психею в дальнюю рощу, где она и заснула. Проснувшись, она оказалась возле дворца из золота, серебра и драгоценных камней. Невидимый мужской голос приветствовал ее и сказал, что дворец — ее дом, а он — ее новый муж.
Вместо этого она нашла таинственного любовника
Новый возлюбленный Психеи приходил к ней в гости только ночью, под мантией-невидимкой, уходя до восхода солнца, чтобы она никогда не видела его лица. Она полюбила его, но он не позволил ей увидеть себя, сказав ей «любить меня как равного (скорее), чем обожать меня как бога». В конце концов, Психея больше не могла сопротивляться искушению увидеть своего нового возлюбленного, и, посветив ему в лицо свечой, она увидела, что это был Эрос, бог желаний. Как только она узнала его, он улетел от нее, а она осталась в поле возле своего старого дома. Тем временем Эрос был сильно обожжен каплями воска свечи от света Психеи.
Афродита поставила перед ней ряд невыполнимых задач
Психея день и ночь скиталась в поисках Эроса. В конце концов она пришла к Афродите, умоляя ее о помощи. Афродита наказала Психею за то, что она влюбилась в бога, поставив перед ней ряд, казалось бы, невыполнимых задач, в том числе отделить разные зерна друг от друга, состригать блестящее золотое руно со спин свирепых баранов и собрать черную воду из реки Стикс.