Изменение сознания человека: ИЗМЕНЁННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ • Большая российская энциклопедия

ИЗМЕНЁННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ • Большая российская энциклопедия

Авторы: А. В. Константинов

ИЗМЕНЁННЫЕ СОСТОЯ́НИЯ СОЗНА́НИЯ (англ. altered states of conciousness), лю­бые субъ­ек­тив­ные со­стоя­ния, зна­чи­тель­но от­ли­чаю­щие­ся от при­выч­но­го бодр­ст­во­ва­ния. Тер­мин вве­дён в кон. 1960-х гг. амер. пси­хо­ло­гом Ч. Тар­том для ха­рак­те­ри­сти­ки вре­мен­ных ка­че­ст­вен­ных пе­ре­стро­ек в функ­цио­ни­ро­ва­нии пси­хи­ки че­ло­ве­ка.

Фе­но­ме­но­ло­гия И. с. с. ох­ва­ты­ва­ет чрез­вы­чай­но ши­ро­кий спектр со­стоя­ний от обыч­но­го сна и дре­мо­ты до «вне­те­лес­но­го» око­ло­смерт­но­го опы­та (б. ч. этих со­стоя­ний не име­ет на­зва­ния). В ка­че­ст­ве И. с. с. в нау­ках о че­ло­ве­ке изу­ча­ют­ся мис­тич. опыт (со­стоя­ния по­гру­же­ния в мо­лит­ву, ре­лиг. экс­та­за, ша­ман­ско­го, про­роч., ме­диу­мич. тран­са, де­мо­нич. одер­жи­мо­сти), глу­бо­кие эмо­цио­наль­ные и эс­те­тич. пе­ре­жи­ва­ния (влюб­лён­ность, гнев, ужас, творч. оза­ре­ния, ка­тар­сис), со­стоя­ния дли­тель­ной кон­цен­тра­ции и де­кон­цен­тра­ции вни­ма­ния (ин­тен­сив­ная по­гло­щён­ность дея­тель­но­стью, сен­сор­ная де­при­ва­ция или сен­сор­ная пе­ре­груз­ка, ме­ди­та­тив­ное со­зер­ца­ние, со­стоя­ние бди­тель­но­сти) и др. И. с. с. мо­гут воз­ник­нуть под влия­ни­ем др. лю­дей (вы­сту­п­ле­ние ха­риз­ма­тич. ора­то­ра, гип­ноз, «про­мы­ва­ние моз­гов», эмо­цио­наль­ное «за­ра­же­ние» в тол­пе, празд­ни­ки, об­ря­ды и ри­ту­аль­ные це­ре­мо­нии, тан­цы), со­ма­тич. фак­то­ров (го­ло­да­ние, не­до­сы­па­ние, эпи­леп­тич. при­па­док, ги­пер­вен­ти­ля­ция или за­держ­ки ды­ха­ния, сек­су­аль­ный ор­газм, фи­зич. и ум­ст­вен­ное пе­ре­на­пря­же­ние, воз­дей­ст­вие пси­хо­ак­тив­ных ве­ществ, бо­лез­ни, пси­хо­тич. со­стоя­ния), в экс­тре­маль­ных си­туа­ци­ях (уг­ро­за для жиз­ни, силь­ный стресс, ро­ды), при раз­ру­ше­нии при­выч­ных шаб­ло­нов и др.

У. Джеймс в ра­бо­те «Мно­го­об­ра­зие ре­ли­ги­оз­но­го опы­та» (1902, рус. пер. 1910) пер­вым сре­ди пси­хо­ло­гов об­ра­тил вни­ма­ние на то, что «ра­цио­наль­ное соз­на­ние» пред­став­ля­ет со­бой лишь од­ну из воз­мож­ных форм соз­на­ния че­ло­ве­ка и опи­сал ши­ро­кий спектр И. с. с. (свя­зан­ных с ре­лиг. опы­том), вы­де­лив в ка­че­ст­ве осн. при­зна­ков та­ких со­стоя­ний не­из­ре­чён­ность, ин­туи­тив­ность, крат­ко­вре­мен­ность, без­дея­тель­ность во­ли. Мно­го­числ. ис­сле­до­ва­ния И. с. с., ве­ду­щие­ся с кон. 1960-х гг. пре­ж­де все­го в рус­ле транс­пер­со­наль­ной пси­хо­ло­гии и куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии, по­зво­ли­ли вы­явить спе­ци­фич. для ка­ж­до­го та­ко­го со­стоя­ния из­ме­не­ния пси­хи­ки, за­тра­ги­ваю­щие вос­при­ятие, вни­ма­ние, па­мять, мыш­ле­ние, эмо­цио­наль­ную и мо­ти­ва­ци­он­ную сфе­ры, от­но­ше­ние к ок­ру­жаю­ще­му ми­ру и лю­дям, са­мо­соз­на­ние и ощу­ще­ние собств. те­ла. Для И. с. с. ха­рак­тер­ны: пе­ре­ход от нор­ми­ро­ван­ных куль­ту­рой форм ка­те­го­ри­за­ции к не­стан­дарт­ным спо­со­бам ин­тер­пре­та­ции опы­та, ощу­ще­ние за­мед­ле­ния или ос­та­нов­ки вре­ме­ни, пе­ре­нос вни­ма­ния на собств. пе­ре­жи­ва­ния, до­ми­ни­ро­ва­ние об­раз­но­го и «ма­ги­че­ско­го» мыш­ле­ния над ра­цио­наль­ным, из­ме­не­ния или «рас­тво­ре­ние» гра­ниц «я», по­вы­шен­ная вос­при­им­чи­вость к вну­ше­нию, час­тич­ная ам­не­зия пе­ре­жи­ва­ний. И. с. с. мо­гут вос­при­ни­мать­ся как со­стоя­ния «оза­ре­ния» или ин­сай­та. С фи­зио­ло­гич. точ­ки зре­ния И. с. с. обыч­но ха­рак­те­ри­зу­ют­ся ак­ти­ви­за­ци­ей пра­во­го по­лу­ша­рия го­лов­но­го моз­га и др. из­ме­не­ния­ми моз­го­вой ак­тив­но­сти.

На ос­но­ва­нии изу­че­ния И. с. с. пси­хо­ло­ги стро­ят разл. «кар­то­гра­фии пси­хи­ки». Со­глас­но ря­ду тео­рий, име­ет­ся кон­ти­ну­ум И. с. с., пе­ре­хо­дя­щих из од­но­го в дру­гое вдоль не­ко­то­рой оси, за­да­вае­мой уров­нем ак­ти­ва­ции (сла­бость ак­ти­ва­ции при­во­дит к сно­по­доб­ным и ме­ди­та­тив­ным со­стоя­ни­ям, а из­бы­ток – к экс­та­тич. со­стоя­ни­ям), сте­пе­нью рег­рес­сии (верх­няя точ­ка на оси рег­рес­сии за­да­ётся со­стоя­ни­ем «ра­цио­наль­но­го соз­на­ния», а ниж­няя – со­стоя­ни­ем пси­хо­за), струк­ту­рой че­ло­ве­че­ско­го бес­соз­на­тель­но­го (С. Гроф), уров­нем раз­ви­тия соз­на­ния («спектр соз­на­ния» К. Уил­бе­ра на­ря­ду с «лич­но­ст­ным» соз­на­ни­ем вклю­ча­ет «до­лич­но­ст­ный» уро­вень пси­хи­ки и над­лич­но­ст­ное «рас­ши­рен­ное соз­на­ние»). В ка­че­ст­ве осн. функ­ций И. с. с. вы­де­ля­ют: ре­лак­са­цию, ос­лаб­ле­ние внутр. на­пря­же­ния, про­яв­ле­ние бес­соз­на­тель­ных им­пуль­сов, в обыч­ном со­стоя­нии под­вер­гаю­щих­ся вы­тес­не­нию, воз­мож­но­сти для пе­ре­ос­мыс­ле­ния жиз­нен­но­го опы­та и лич­но­ст­ной транс­фор­ма­ции, творч. вдох­но­ве­ния, удов­ле­тво­ре­ние по­треб­но­сти в транс­цен­ден­ции (А. Мас­лоу) и т. п.

В тра­диц. куль­ту­рах И. с. с. вы­зы­ва­лись спе­ци­аль­но в свя­зи с ре­лиг. и ма­гич. прак­ти­ка­ми, ри­туа­ла­ми ини­циа­ции, празд­ни­ка­ми, кар­на­ва­ла­ми и т. п., пу­ти к их дос­ти­же­нию фик­си­ро­ва­лись в сис­те­мах разл. пси­хоп­рак­тик (йо­га и др.). Но­во­ев­ро­пей­ская куль­ту­ра стре­ми­лась от­тес­нить И. с. с. на пе­ри­фе­рию че­ло­ве­че­ско­го опы­та пу­тём их са­кра­ли­за­ции или мар­ги­на­ли­за­ции, од­на­ко и в совр. об­ще­ст­ве по-преж­не­му рас­про­стра­не­ны та­кие, напр., прак­ти­ки вхо­ж­де­ния в И. с. с., как ме­ди­та­ция или празд­нич­ное за­сто­лье, а так­же ос­но­ван­ные на них разл. суб­куль­ту­ры. В кон. 20 в. по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние по­пыт­ки ин­сти­ту­цио­на­ли­за­ции И. с. с. в рам­ках тре­нин­гов пси­хо­ло­ги­че­ских и пси­хо­те­ра­пии (хо­ло­троп­ная те­ра­пия С. Гро­фа, те­лес­но-ори­ен­ти­ро­ван­ная пси­хо­те­ра­пия и др.).

ТАЙНЫ СОЗНАНИЯ И ИЗМЕНЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

ТАЙНЫ СОЗНАНИЯ И ИЗМЕНЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

Фактически все наши черты характера, привычки и предпочтения – это набор нейросетей. И нам под силу изменить их! Для этого требуется осознанно пересмотреть свое отношение к тем или иным событиям.

Доктор Джо Диспенза – один из первых ученых, исследующих взаимосвязи между материальной стороной и человеческим сознанием. Результаты его работ принесли доктору мировую славу. Диспенза выдвинул постулат, что человеческий мозг не видит разницы между реальностью и мысленными образами, которые человек держит в сознании. Мозг одинаково переживает как душевные, так и физические страдания.

САМОЛЕЧЕНИЕ – НОВЫЙ УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ

Немногим известно, что исследовательская работа Диспензы началась с трагических событий. Доктор попал в серьезную аварию и повредил позвоночник. Для восстановления двигательных способностей врачи предложили соединить участки позвоночника имплантом. Однако это стало бы причиной постоянных болей. Ученый отказался от предложения и бросил вызов традиционным методам лечения. Он заявил, что сможет восстановиться, используя только силу мысли.

Для этого ему понадобилось 9 месяцев. В результате Диспенза начал ходить, а произошедшее стало толчком к исследованию возможностей человеческого мозга и его влияния на реальность.

Он начал общаться с пациентами, которые «спонтанно» выздоровели, чем привели врачей в шок. Выяснилось, что каждый из этих людей не сомневался в возможности полного выздоровления. Эта убежденность повлекла за собой физические изменения. Сначала они выздоровели «в голове», а потом – в реальности.

НЕЙРОНЫЕ СЕТИ — ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА МОЗГА

Теория Джо Диспензы гласит: любые эмоции человека активируют группы нейронов, которые способны влиять на физическое состояние и материю. Концентрация на определенном опыте стимулирует образование новых синаптических связей между нейронами. Если переживания (мысли, ощущения) повторяются много раз, связи становятся прочнее и устойчивее. В результате формируются нейронные сети. Каждая из них – это воспоминание о событии, которое определяет реакцию тела при наступлении аналогичной ситуации в будущем.

Мы воспринимаем мир через опыт прошлых событий и эмоций, «записанных» в нейронных сетях головного мозга. Поэтому по-настоящему спонтанных реакций не бывает. Все они обусловлены сформировавшимися нейросетями, которые активизируются при воздействии того или иного раздражителя. Происходящие в этот момент химические реакции вызывают чувства и действия: заставляют плакать или смеяться, бежать или стоять, огорчаться или радоваться и пр.

Получается, человек воспринимает мир не реальным, а пропускает через систему готовых образов на основе пережитого опыта.

Согласно теории нейрофизиологии, длительно работающие вместе нервные клетки образуют нейронные сети или тракты, подобные магистралям. Для формирования нейронных сетей необходимо многократное повторение и закрепление опыта. При длительном отсутствии такого подтверждения тракты распадаются. То есть человек теряет прежнюю «привычку». При постоянном же срабатывании определенной нейросети формируется устойчивый рефлекс (реакция), который активируется автоматически на подсознательном уровне. Человек реагирует согласно «привычке» еще до того, как осознанно оценит происходящее. Очевидно, данный алгоритм можно использовать для развития памяти, внимания и мышления .

СОЗНАНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РЕАЛЬНОСТЬ

Фактически все наши черты характера, привычки, предпочтения – набор нейросетей. И нам под силу изменить их! Для этого требуется осознанно пересмотреть свое отношение к тем или иным событиям. Концентрируясь на желаниях и стремлениях, мы создаем новые образы, а соответственно – нейронные сети, которые со временем могут влиять на реальность.

Раньше исследователи утверждали, что мозг статичен, то есть не происходит образования новых клеток и соединений между ними. Но многолетняя работа нейрофизиологов доказывает обратное: любой пережитый опыт активирует миллионы нейронов, которые влияют на работу всего организма.

В книге «Эволюция нашего мозга, наука изменять наше сознание» Диспенза задается вопросом: если человек все время мыслит негативно, не станет ли это причиной того, что аномальное состояние будет восприниматься как норма?

Чтобы подтвердить возможности сознания, доктор провел эксперимент. Группу испытуемых разделили на две части. Первая подгруппа каждый день в течение 1 часа нажимала на пружину одним пальцем, вторая – только представляла это движение. В итоге пальцы участников первой группы укрепились на 30%, второй – на 22%.

Получается, мысленная работа участников второй подгруппы повлияла на физическое состояние. А это заслуга нейросетей.

Следовательно, можно утверждать, что для мозга нет разницы между реальным и мысленным опытом. Если постоянно концентрироваться на негативе, серое вещество будет воспринимать его за реальность и вызывать соответствующие изменения в организме.

Исследования Диспензы затронули эмоциональную сферу. Формируя нейронные сети, мы создаем в мозге установки для эмоционального реагирования на разные события. В результате реакция на один и тот же опыт повторяется, потому что мы не осознаем причин такого поведения. А она проста: любая эмоция порождается определенным химическим веществом, которое синтезируется в организме в ответ на происходящие события. То есть формируется некая зависимость человека от химических сочетаний. И чтобы избавиться от этой зависимости, ее нужно осознать.

УПРАВЛЯЙ МОЗГОМ, ЧТОБЫ УПРАВЛЯТЬ ИЗМЕНЕНИЯМИ

СИЛА СОЗНАТЕЛЬНОГО ПОДХОДА

На данный момент человеку мало просто получать знания. Нужно научиться использовать их на практике, отказаться от негативных мыслей и осуждения окружающих. Чтобы переучить мозг, необходимо заставить его работать в новых, необычных условиях. К примеру, если раньше вы сначала умывались, а потом чистили зубы, сделайте наоборот. Склонны долго таить обиду? Тогда простите быстрее без повода. Необычное поведение вызовет в теле приятные ощущения, а в мозге начнут происходить глобальные изменения. Развивайте привычку размышлять, говорить с собой и становиться для себя лучшим другом!

Новое мышление закладывает основу для глубоких перемен на физическом уровне . «Осознание» происходит, когда человек смотрит на себя со стороны и задается вопросами, почему он живет не так, как хочет, и что делать для перемен к лучшему. При этом главное – понять, что нет необходимости реагировать и действовать как раньше. Это начало эволюции и перерождения личности. А для нового сознания нужно и новое тело.

Именно по этой схеме происходят все «спонтанные» выздоровления: биохимия организма подвергается переменам, а значит, и болезни в нем больше нет места. Человек изменяет мысленные образы, а они запускают химические процессы с совершенно другим набором веществ, которые токсичны для болезни. Именно так Джо Диспенза объясняет путь к исцелению, и становится очевидным, что реализация желаний – в человеческих руках и мыслях.

Один раз в месяц мы присылаем статьи на почту

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

СОХРАНИТЕ СЕБЕ СТРАНИЦУ И ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

ЕЩЕ СТАТЬИ

гид по стрессу

Стресс – состояние или ощущение, при котором человек понимает, что требования превышают его личные и социальные ресурсы, доступные для мобилизации. Иными словами, стресс – отсутствие достаточного количества энергии для удовлетворения требований жизни.
Но почему мы испытываем стресс?

ВНИМАНИЕ В ВЕК ДИДЖИТАЛИЗАЦИИ, ИЛИ КАК НЕ «ПРОСКРОЛЛИТЬ» САМОЕ ВАЖНОЕ

Наша способность сохранять фокус внимания регрессирует, и единственный способ развить способность улавливать суть и действительно важное это создать через специальную тренировку навык избирательного, длительного и непрерывного внимания и концентрации.

ПРОДУКТИВНАЯ ПЕРЕЗАГРУЗКА ИЛИ СЕКРЕТЫ КАЧЕСТВЕННОГО СНА ОТ МИРОВЫХ ЭКСПЕРТОВ

Большинство людей высыпаются лишь на выходных или отпуске. Нормальный здоровый сон считается, скорее привилегией или роскошью, особенно в рабочие дни. Люди думают, что отоспятся завтра или потом. Но задумывались ли вы, что вашему мозгу и телу нужно время на восстановление каждый день.

АНТИХРУПКОСТЬ В XXI ВЕКЕ

Мы являемся свидетелями нашествия «черных лебедей» — событий, которые было невозможно предсказать в начале 2020 года. Как вернуть нашей жизни стабильность? Нассим Талеб, считает, что обновление системы и извлечение выгоды из непредсказуемых событий, неопределенности и переменчивости, возможно благодаря механизму «антихрупкости».

Сдвиг в человеческом сознании


К возрождению божественной природы человечества

Сейчас Земля движется в более высокое, более духовное измерение, и человечество должно развиваться вместе с ним. Устаревшие верования сейчас рушатся, уступая место эпохе духовной культуры.
— Масами Сайонджи

Во многих своих работах и ​​выступлениях Масами Сайонджи говорила о том, что 21 век — это время, когда мы переживем широкомасштабную эволюцию и трансформацию человеческого сознания. Мы даже сегодня находимся в процессе перехода от цивилизации, основанной прежде всего на материальных интересах, к цивилизации, основанной на духовных ценностях. Осуществляя этот сдвиг сознания, мы пробудим и возродим божественную искру, которая живет в каждом человеке.

Почему человечество еще не совершило переход от материалистического общества к обществу, основанному на принципах гармонии, разделения и уважения? Мы постоянно ищем знания и информацию, но редко обращаем свой взор на самое фундаментальное. И поэтому, хотя решения мировых проблем находятся в пределах нашей досягаемости, мы не можем их увидеть, потому что заняты второстепенными вопросами и упрямо цепляемся за старые мыслительные привычки, навязчивые идеи и слепые убеждения.

Каждый человек постоянно получает в изобилии творческую энергию, текущую к нам из нашего универсального источника. Мы придаем этой энергии формы и очертания, используя решающую силу сознания. Своими словами, мыслями и эмоциями мы определяем свое будущее и будущее нашей семьи, нашего народа и планеты Земля. Действительно, время от времени каждый из нас оказывает влияние на огромную вселенную.

Поскольку мы были в неведении об этом, мы, человеческие существа, жили жизнью зависимости, никогда не веря в себя, всегда доверяя тому, что другие говорили или делали. И, передавая нашу неотъемлемую власть другим, мы пренебрегали нашими врожденными обязанностями граждан Земли.


В настоящее время Земля находится в глубокой опасности потерять свое существование. Если планета хочет выжить, каждый из нас должен освободиться от своих прошлых привычек мышления и начать новую жизнь. Мы должны искать совершенно новое осознание — перерождение в сознании. Только когда каждый человек сделает это, Земля сможет двигаться вперед по своему эволюционному пути.

— из Эволюция вместе со Вселенной Масами Сайонджи

Преобразование нашего сознания, чтобы изменить мир к миру
Миссия и цель Бьякко Шинко Кая — поощрять и ускорять этот сдвиг в сознании, чтобы человечество могло как можно скорее достичь состояния истинного мира и гармонии. Различные практики, которые предлагает Бьякко, помогают нам настроиться на вселенскую вибрацию и пробудиться к нашему божественному сознанию:
   Молитва о мире во всем мире
   Тойцу медитация
   Божественные ИНС
   Рукописные мандалы
   Спокойное дыхание
   Яркое мышление
   Благодарность природе

Для дальнейшего чтения:
Эволюция вместе со Вселенной Масами Сайонджи
Видение для 21-го века: Возрождение в индивидуальных обязанностях и ценностях Масами Сайонджи
«Жизнь в сознании» Трансформация» в книге Жизнь в 21 веке: эпоха трансформации сознания Масами Сайонджи

Как много мы знаем?

Ученые и философы долго пытались объяснить, как мозг генерирует сознательный опыт. Некоторые сомневаются, что объективные инструменты науки когда-нибудь смогут справиться с таким субъективным явлением. Несмотря на это, исследователи начали выявлять изменения в активности мозга, которые сопровождают сознание, и у них также есть несколько интересных идей о том, почему сознание эволюционировало.

Поделиться на PinterestЧто мы на самом деле знаем о человеческом сознании? Изображение предоставлено: Оксана Первомай/Stocksy.

Каким образом мозг вызывает сознательное осознание из электрической активности миллиардов отдельных нервных клеток, остается одним из величайших вопросов жизни, оставшихся без ответа.

Каждый из нас знает, что мы сознательны с точки зрения наличия мыслей, восприятий и чувств, но мы не можем доказать это кому-либо еще. Только у нас есть доступ к таинственной сущности, которая позволяет нам испытывать эти мысли, восприятия и чувства.

В 1990-х годах философ Дэвид Чалмерс описал эту недоступность для внешнего объективного изучения как «сложную проблему» сознания.

Он предположил, что ученым будет проще решить ее «нейронные корреляты» — где и как изменяется активность мозга, когда люди имеют сознательный опыт.

Помимо любопытства, ученые, скорее всего, заинтересованы в обнаружении нейронных коррелятов сознания, чтобы помочь диагностировать и лечить расстройства сознания, такие как стойкие вегетативные состояния и некоторые психические расстройства.

Сознание имеет несколько различных измерений, которые они могут измерить. Три из наиболее важных из них:

  • бодрствование или физиологическое возбуждение
  • осознание или способность иметь сознательные психические переживания, включая мысли, чувства и восприятия
  • сенсорная организация, или как различные восприятия и более абстрактные понятия переплетаются вместе чтобы создать бесшовный сознательный опыт.

Эти три измерения взаимодействуют, создавая наше общее состояние сознания от момента к моменту. Например, когда мы бодрствуем, мы находимся в состоянии высокой осознанности, но когда мы засыпаем ночью, и бодрствование, и осознанность угасают.

Осознание и физиологическое возбуждение возвращаются во время быстрого сна (быстрое движение глаз), когда наиболее вероятны яркие сны. Но эти сенсорные переживания в основном не связаны с внешними раздражителями и понятиями, которые привязывают нас к реальности, пока мы бодрствуем.

Аналогичным образом, измененные состояния сознания, например, вызванные психоделическими препаратами или низким уровнем кислорода, включают нормальные уровни возбуждения, но дезорганизованные сенсорные переживания.

Они могут включать галлюцинации звуков, запахов или образов, а также синестезию, когда происходит взаимодействие между обычно дискретными чувствами, например, звуки, вызывающие визуальные переживания.

У людей в коме или под анестезией уровни бодрствования и сознания могут быть даже ниже, чем во время медленного сна.

Между тем, в странном гибридном состоянии сознания, известном как синдром неотзывчивого бодрствования или вегетативное состояние, пациенты проходят ежедневные циклы сна и бодрствования, но не проявляют никаких признаков сознания.

Несмотря на то, что они долгое время проводят с открытыми глазами, они не проявляют поведенческих реакций на внешние раздражители.

У некоторых из этих пациентов восстановятся ограниченные признаки сознания, известные как «состояние минимального сознания», такие как способность реагировать на инструкции или следить глазами за движущимся объектом.

Пациенты в различных состояниях сознания предоставили важные сведения о нейронных коррелятах сознания.

Такие методы, как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) и электроэнцефалография (ЭЭГ), выявили нервную активность, сопровождающую эти состояния.

Ученые обнаруживают закономерности активности посредством измерения функциональной связи, используя статистические методы для выявления корреляций между синхронизацией нейронных событий в различных частях мозга.

Это показывает сети областей мозга, которые, например, участвуют в рабочей памяти, внимании и блуждании ума.

Когда они объединяют данные фМРТ и ЭЭГ, исследователи обнаруживают, что активность глубоко внутри мозга, в таламусе, изменяется во время бодрствования в соответствии с активностью в сети режима по умолчанию.

Таламус работает как сенсорная ретрансляционная станция, в то время как сеть по умолчанию представляет собой набор областей в коре — самом внешнем слое мозга — которые тесно связаны с блужданием ума и самосознанием.

Напротив, во время медленного сна и под анестезией функциональная связь между таламусом и сетью режима по умолчанию и корковыми сетями, которые участвуют во внимании, нарушается.

При расстройствах сознания исследователи могут наблюдать снижение функциональной связи и физические повреждения, влияющие на связи между корой и глубокими структурами мозга.

Это показывает, насколько важны эти связи для поддержания бодрствования и обмена информацией между мозгом.

Несмотря на успехи в нашем понимании нейронных коррелятов сознания, врачи по-прежнему испытывают трудности с диагностикой пациентов, которые не могут отвечать на вопросы или команды.

Они не могут сказать, находится ли такой пациент полностью без сознания, в сознании, но отключен от внешних раздражителей, или в сознании и осознает свое окружение, но не может реагировать.

Совершенно новый подход, о котором недавно сообщалось в Nature Communications , может обеспечить способ оценки бодрствования, осознания и сенсорной организации такого пациента.

Вместо того, чтобы регистрировать активность в определенных областях мозга или сетях областей, новый метод измеряет градиенты активности в мозге.

Это похоже на запись крутизны местности на карте и того, как эта крутизна может меняться со временем, а не просто расположение дорог, городов и деревень.

Этот инновационный способ исследования мозговой активности, который рассматривает, как функциональная геометрия формирует временную динамику, принимает во внимание тот факт, что каждая область и сеть имеют множество функций и связей.

«Сознание сложное, и его изучение похоже на сборку кубика Рубика», — говорит первый автор доктор Зируи Хуанг, доцент кафедры анестезиологии Медицинской школы Мичиганского университета.

«Если вы посмотрите только на одну поверхность, вас может смутить то, как она организована. Вам нужно работать над головоломкой, рассматривая все измерения», — добавляет он.

Доктор Хуан и его коллеги изучили, как градиенты нейронной активности, измеренные с помощью фМРТ, изменились в зависимости от трех основных параметров сознания:

  • возбуждение или бодрствование
  • осознание
  • сенсорная интеграция.

Исследователи опирались на существующие данные фМРТ, записанные в мозге людей, которые бодрствовали, находились под наркозом в так называемом вегетативном состоянии — известном как «синдром невосприимчивого бодрствования» — или у которых был психиатрический диагноз, такой как шизофрения.

Они обнаружили градиент активности, который соответствовал изменениям уровней возбуждения, которые простирались от зрительных областей и областей режима по умолчанию до сетей, задействованных во внимании.

Другой градиент изменился вместе с осознанием и протянулся от областей, участвующих в восприятии и действии, к областям, отвечающим за интеграцию информации и формирование абстрактных понятий.

Третий градиент, связанный с сенсорной организацией, охватывал зрительную систему и соматомоторную кору, которая помогает контролировать движение.

«Мы продемонстрировали, что нарушения человеческого сознания — по фармакологическим, невропатологическим или психиатрическим причинам — связаны с деградацией одного или нескольких основных корковых градиентов в зависимости от состояния», — отмечает доктор Хуанг.

Он сообщил корреспонденту Medical News Today , что некоторые пациенты, которые не могут никак реагировать, могут быть в сознании. «Поэтому важно разработать независимые от поведения и задачи подходы к оценке», — сказал он.

«Согласно нашей работе, измерения коркового градиента могут уменьшить неопределенность клинической оценки сознания у этих пациентов», — добавил он.

Такие ученые, как доктор Хуанг, многое узнали о его нейронных коррелятах, но их открытия не проливают много света на то, как мозг генерирует сознание — «сложную проблему».

Другие ученые утверждали, что для того, чтобы узнать больше о причинах сознания, нужно манипулировать активностью мозга и посмотреть, что произойдет.

Транскраниальная магнитная стимуляция, или ТМС, представляет собой неинвазивный метод, который строго контролирует активность мозга.

Этот метод включает пропускание сильного электрического импульса через проводящую катушку, расположенную близко к голове участника, создавая короткий магнитный импульс, который вызывает электрическую активность в той части мозга, которая находится ближе всего к катушке.

Это повышает электрическую активность миллионов нейронов в области диаметром всего несколько сантиметров.

У бодрствующего участника импульс ТМС запускает сложную цепочку активности в нескольких областях коры, тогда как в медленном сне тот же импульс имеет гораздо более короткий и более локализованный эффект.

Однако во время быстрого сна пульс вызывает паттерн активности, подобный тому, который наблюдается в мозгу человека, который бодрствует.

Интересно, что у пациентов, которые бодрствуют, но находятся в вегетативном состоянии, ТМС вызывает кратковременные локальные эффекты, подобные тем, которые наблюдаются во время медленного сна здорового человека.

Но в мозгу бодрствующих пациентов с минимальным сознанием ТМС вызывает такую ​​же реакцию, что и у здоровых бодрствующих людей.

Таким образом, исследователи пришли к выводу, что сложность и пространственная степень связи между областями мозга уменьшаются по мере снижения уровней бодрствования и осознания.

Несмотря на успехи в нашем понимании нейронных коррелятов сознания, остается вопрос: как сознание возникает из активности мозга?

Ученые предложили несколько теорий. Двумя известными идеями являются теория глобального нейронного рабочего пространства (GNWT) и теория интегрированной информации (IIT).

Глобальное рабочее пространство нейронов

Вкратце, GNWT предполагает, что существует сеть связей дальнего действия, охватывающая мозг, называемая глобальным рабочим пространством.

Нейронная информация становится осознанной, когда она получает доступ к этому рабочему пространству, что позволяет ей транслироваться по всему мозгу, включая специализированные центры памяти, восприятия, двигательной активности и внимания.

Важно отметить, что это случай, когда «победитель получает все» для конкретной интерпретации сенсорных данных, когда он получает доступ к глобальному рабочему пространству.

По словам профессора Майкла Грациано, профессора психологии и неврологии Принстонского института неврологии, штат Нью-Джерси, и доктора Аарона Шургера, доцента Креанского колледжа здоровья и поведенческих наук в Университете Чепмена в Ирвине, Калифорния, это объясняет , например, «бистабильные» оптические иллюзии.

Двумя примерами этого являются куб Неккера и иллюзия вазы с лицом, в которых сознание переключается между двумя альтернативными интерпретациями одних и тех же сенсорных данных.

Интегрированная информация

Коммуникация и интеграция информации между областями мозга лежит в основе многих теорий сознания.

Один из них, IIT, использует сложное уравнение для расчета степени сознания объекта на основе того, насколько хорошо он интегрирует информацию.

Согласно уравнению, даже неодушевленные предметы, такие как камни и чайники, имеют проблески сознания.

Это соответствует философской теории панпсихизма, которая предполагает, что сознание является фундаментальным свойством всех физических систем.

Каково это контролировать внимание

У профессора Грациано проблемы со всеми этими теориями сознания. Он утверждает, что их даже нельзя назвать теориями, потому что они на самом деле не объясняют сознание, а только описывают его.

Он сравнивает это с разницей между законом всемирного тяготения Ньютона, который является уравнением, которое вычисляет гравитационную силу, и общей теорией относительности Эйнштейна, которая объясняет, что такое гравитация на самом деле.

Собственная теория сознания профессора Грациано, теория схемы внимания, или AST, не претендует на решение трудной проблемы сознания, а вместо этого пытается объяснить, почему мы верим, что обладаем сознанием.

Согласно AST, в мозгу животных развилась модель — или схема — их текущего состояния внимания, которую они могли использовать для прогнозирования и контроля постоянного фокуса внимания.

Чтобы управлять нашим телом, мозг использует внутреннюю модель наших конечностей, их расположение в пространстве и то, как они работают. Профессор Грациано считает, что контроль внимания ничем не отличается.

Более того, он утверждает, что схема внимания заставляет людей верить, что у них есть внутренняя сущность — сознание, — которое позволяет им сосредоточить свое внимание.

Удивительно, но опытные медитаторы могут достичь состояния чистого осознания, свободного от любых мыслей, восприятий, чувств или даже ощущения себя, времени или пространства.

Это особое состояние сознания дало дополнительные сведения о нейронных коррелятах сознания.

Исследователи из Фрайбургского университета в Германии использовали ЭЭГ для изучения мозга бывшего буддийского монаха, который описал это как «ясную, осознанную открытость».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *