Измененное состояние сознания симптомы – Изменённое состояние сознания — Википедия

Основные признаки ИСС. Измененные состояния сознания

Основные признаки ИСС

Хотя у различных ИСС есть много общего, существуют некоторые общие формирующие влияния, которые, по-видимому, отвечают за многие их очевидные различия во внешних проявлениях и субъективном опыте. Даже если при продуцировании определенных ИСС (например, транса) могут оперировать сходные базовые процессы, такие влияния, как культуральные ожидания (Wallace, 1959), ролевое исполнение (Sarbin, 1950; White, 1941), одобряемые в обществе характеристики (Огпе, 1959; 1962), факторы коммуникации, трансферентные переживания (Kubie & Margolin, 1944), личная мотивация и ожидания (интеллектуальные установки) и конкретные процедуры, задействованные для индуцирования ИСС, работают в полном согласии на создание и формирование уникальных психических состояний.

Несмотря на очевидные расхождения среди ИСС, мы должны выделить достаточно их сходных черт, которые позволили бы нам концептуализировать эти ИСС как некий единый феномен. В предыдущих исследованиях (Levine, 1963; Levine & Ludwig, 1965a, 1965b; Ludwig & Levine, 1966) мы с доктором Левиным смогли показать наличие многих этих черт в изменениях сознания, спровоцированных гипнозом, употреблением диэтиламида лизергиновой кислоты (ЛСД-25) и сочетанием этих переменных. Сходные черты (описанные ниже) в той или иной степени характерны для большинства ИСС.

A. Изменения в мышлении. Общие находки представлены субъективными нарушениями концентрации внимания, памяти и суждений. Ведущей становится архаическая манера мышления (простое процессуальное мышление), и, по-видимому, в той или иной степени нарушается способность к проверке реальности. Происходит стирание различий между причиной и следствием, сильно выражена амбивалентность, а также возможность сосуществования противоположных и противоречивых импульсов в отношении одного и того же объекта при отсутствии явного (психо)логического конфликта. Кроме того, как прокомментировали Рапапорт (Rapaport, 1951) и Бренман (Brenman, 1950), многие из этих состояний связаны со снижением рефлексивного сознавания.

Б. Нарушение чувства времени. Чувство времени и восприятие хронологии событий сильно меняются. Это выражается в виде общей дезориентации во времени и характерном субъективном чувстве безвременья, остановки, ускорения или замедления времени и т. д. Время также может восприниматься как бесконечное или не поддающееся измерению.

B. Потеря контроля. Человек, входя или пребывая в ИСС, обычно ощущает страх перед утратой власти над действительностью и самоконтроля. Во время фазы индукции он может активно сопротивляться ощущению ИСС (например, во время сна, гипноза, анестезии), тогда как в других состояниях он может фактически приветствовать ослабление воли и полностью отдаться экспериментированию (например, при употреблении наркотиков, алкоголя, ЛСД, во время мистического переживания).

Опыт «потери контроля» — весьма сложный феномен. Снижение сознательного контроля может вызвать чувства бессилия и беспомощности либо, что парадоксально, обеспечить еще большим контролем и силой через утрату контроля. Последнее переживание обнаруживается у загипнотизированных людей (Kubie & Margolin, 1944; Gill & Brenman, 1959) или аудитории, компенсаторно идентифицирующейся с силой и всемогуществом, которые она приписывает гипнотизеру или другому властному лидеру. Это также наблюдается в состояниях мистической или спиритической одержимости, когда человек фактически отказывается от контроля над своим сознанием — в надежде испытать божественную истину, ясновидение, «космическое сознание», единение с духами или сверхъестественными силами и пр.

Г. Изменения в эмоциональном выражении. С ослаблением сознательного контроля или запретов часто становятся заметными изменения в эмоциональном выражении. Происходят внезапные, неожиданные вспышки более примитивных и интенсивных, чем в нормальном состоянии, эмоций. Возникают крайние эмоциональные состояния — от экстаза и состояния, близкого к оргазму, до глубокого страха и депрессии.

Существует еще один паттерн эмоционального выражения, характерный для подобных состояний. Индивид может отдалиться, отстраниться или испытывать интенсивные переживания, никак не проявляя их. Чувство юмора тоже снижается.

Д. Изменение образа тела. В ИСС происходят многообразные искажения образа тела. Весьма распространенной также является склонность у индивидов испытывать глубокое чувство деперсонализации, разделения тела и души, потери самоосознания или размывание границ между собой и другими, миром или вселенной.

Если подобные субъективные переживания вызываются токсическими или делириозными состояниями, предвестниками припадков или возникают после приема определенных наркотиков и пр., они нередко воспринимаются индивидом как странные и даже пугающие. Тем не менее при возникновении таких ощущений при мистических или религиозных обстоятельствах они могут интерпретироваться как трансцендентальные или мистические переживания «исключительности», «расширения сознания», «океанских чувств» или «забвения».

Имеются и другие общие характеристики, которые можно сюда отнести. Может не только показаться, что разные части тела увеличились, уменьшились, потеряли вес, потяжелели, отделились от тела, приняли необычный или смешной вид, но и появиться спонтанное ощущение головокружения, неясности зрения, оцепенения, потери чувствительности и ощущения покалывания тела.

Е. Искажения восприятия. Общим для большинства ИСС является наличие перцептивных аберраций, включая галлюцинации, псевдогаллюцинации, преувеличенную визуальную образность, гиперобостренность восприятия и самые многообразные иллюзии. Содержание этих перцептивных отклонений обусловливается культурными, групповыми, индивидуальными или нейрофизиологическими факторами и представляет либо скрытые желания и фантазии, выражение базовых страхов или конфликтов, либо простые явления незначительной динамической важности, такие как галлюцинации света, цвета, геометрических форм или очертаний. В некоторых ИСС, вызванных, например, психоделическими наркотиками, марихуаной или при мистических переживаниях, могут проявляться синестезии, когда одни формы сенсорных ощущений переводятся в другие. Например, человек может сообщить, что видит или чувствует звуки или способен ощутить вкус того, что видит.

Ж. Изменения смысла или значения. В этом разделе я бы хотел подробно остановиться на весьма занимательном качестве почти всех ИСС, понимание которого поможет нам объяснить некоторые, на первый взгляд не связанные между собой явления. После исследования и изучения разнообразных ИСС, вызываемых различными способами или средствами, меня сильно поразила склонность людей в таких состояниях вкладывать повышенный смысл и значение в свои субъективные переживания, размышления или восприятия. Иногда кажется, будто человек испытывает что-то вроде опыта «эврика», во время которого часто возникают чувства абсолютного понимания, озарения и инсайта. При токсических и психотических состояниях это обостренное чувство понимания может проявляться в приписывании неверных значений репликам извне, идеях отношений и многочисленных случаях «психотических инсайтов».

Мне бы хотелось подчеркнуть, что это чувство повышенного значения, которое является в первую очередь эмоциональным или аффективным переживанием, имеет мало отношения к объективной «правде» содержания этого опыта (Ludwig, 1966). Чтобы проиллюстрировать нелепость некоторых «инсайтов», достигаемых во время ИСС, я приведу личный опыт единичного употребления ЛСД в экспериментальных целях. Я помню, как уже в состоянии кайфа мне сильно захотелось помочиться. Стоя перед унитазом, я прочел надпись на стене: «Пожалуйста, смойте после использования!» Взвесив эти слова в уме, я вдруг понял их глубинный смысл. Взволнованный этим потрясающим открытием, я бросился к своему коллеге, чтобы поделиться с ним этой вселенской истиной. К сожалению, будучи простым смертным, он не смог оценить потрясающую важность моего сообщения и только рассмеялся в ответ!

Уильям Джеймс (James, 1950, р. 284) описывает свои личные переживания, связанные с другими случаями изменения сознания. «Одно из очарований опьянения, — пишет он, — бесспорно, заключается в глубинном чувстве реальности и истине, которая достигается через него. В каком бы свете ни представали перед нами вещи, они видятся безоговорочными, «совершенно совершенными», чем когда мы трезвые». В своей книге «Многообразие религиозного опыта» он добавляет:

…Закись азота и эфир, особенно закись азота, достаточно разведенная воздухом, стимулирует мистическое сознание экстраординарной степени. Кажется, что глубина всей земной истины обнаруживается в ингаляторе. Однако, когда человек приходит в себя, истина растворяется или ускользает, и если остаются слова, в которых она, казалось, была воплощена, то они оказываются совершеннейшей бессмыслицей. Тем не менее чувство глубокого смысла остается. Я лично знаю людей, которые убеждены, что в трансе, вызванном закисью азота, возможны настоящие метафизические откровения (James, 1929, р. 378).

3. Чувство невыразимости. Чаще всего из-за уникальности субъективного переживания, связанного с ИСС (например, трансцендентального, эстетического, творческого, психотического, мистического состояний), люди говорят, что бессмысленно или невозможно передать природу или сущность опыта тому, кто не испытывал подобных переживаний. Отдаваясь чувству невыразимости, люди доходят до той или иной степени амнезии в отношении своего опыта в состоянии глубокого изменения сознания, такого, например, как гипнотический или сомнамбулический транс, припадки одержимости, сновидческие состояния, мистические переживания, делириозные состояния, наркотическая интоксикация, предвестники припадков, оргиастические и экстатические состояния и т. п. Амнезия имеет место отнюдь не во всех случаях, о чем свидетельствуют ясные воспоминания, остающиеся после психоделического опыта, курения марихуаны или некоторых состояний откровения или озарения.

И. Чувства возрождения. Хотя характеристика «возрождение» имеет лишь ограниченное применение к богатому одеянию ИСС, я включил ее как общий знаменатель, поскольку она проявляется во многих случаях подобных состояний и достойна того, чтобы обратить на нее внимание. Таким образом, многие, выйдя из некоторых состояний глубокого изменения сознания (например, после психоделического опыта, абреактивных состояний, вторично возникающих при применении закиси углерода, метамфитамина (метедрина), эфира или амитала, гипноза, религиозных обращений, трансцендентальных и мистических состояний, терапии инсулиновой комы, приступов спиритической одержимости, примитивных обрядов инициации и даже после некоторых случаев глубокого сна), заявляют о переживании нового чувства надежды, возрождения или перерождения (LaBarre, 1962; Сое, 1916; Виске, 1961; Ludwig & Levine, 1966; James, 1929; Blood, 1874; Ebin, 1961; Huxley, 1954; LaBarre, 1964; Pahnke, 1967).

К. Гипервнушаемость. Исходя из более широкой перспективы, я собираюсь рассматривать в качестве проявления гипервнушаемости в ИСС не только различные случаи «первичной» и «вторичной» внушаемости, но и возрастающую впечатляемость и предрасположенность людей некритично принимать и/или автоматически реагировать на конкретные высказывания (например, команды или инструкции лидера, шамана, вождя или гипнотизера) или неконкретные сигналы (например, культурные или групповые ожидания в отношении некоторых типов поведения или субъективных переживаний). К гипервнушаемости также можно отнести возрастающую склонность человека к ошибочному восприятию или пониманию различных стимулов или ситуаций, основанных на его внутренних страхах или желаниях.

Очевидно, что феномен внушаемости, связанный с ИСС, можно понять, проанализировав сами субъективные состояния. В последнее время теоретики, по-видимому, стали намного лучше осознавать важность субъективного состояния для объяснения многих феноменов, наблюдаемых у загипнотизированных людей. Одни, например, утверждают, что «необходимый атрибут гипноза — это возможность субъекта пережить в гипнотическом состоянии как субъективно реальные внушенные перемены в окружающей обстановке, не соответствующие реальности» (Meltzer, 1956, р. 237). Сатклифф добавляет, что «примечательное качество этого состояния — эмоциональная убежденность загипнотизированного человека в том, что мир — именно такой, каким ему внушил гипнотизер, а не псевдовосприятие внушенного мира» (Sutcliffe, 1961, р. 200).

Пытаясь разобраться в драматических особенностях гипервнушаемости, я посчитал, что лучшее понимание этого феномена можно получить, проанализировав некоторые субъективные характеристики, связанные с ИСС вообще. Параллельно с ухудшением у человека критических способностей ослабляются его способности к проверке реальности или различению субъективной и объективной реальностей. Это, в свою очередь, способствует возникновению у него компенсаторной потребности укрепить свои ослабленные способности через поиск постоянной поддержки или руководства, чтобы снизить некоторую тревогу, связанную с утратой контроля. Стремясь компенсировать свои ослабленные критические способности, человек сильнее доверяет внушениям гипнотизера, шамана, лидера, оратора, религиозного целителя, проповедника или доктора, которые представляются ему всемогущими, авторитетными фигурами. Кроме того, обычно с «размыванием границ себя», что является еще одним важным качеством ИСС, у человека появляется склонность идентифицироваться с авторитетной фигурой, чьи желания и указания воспринимаются как свои собственные. Противоречия, сомнения, несогласия и сдерживания сводятся на нет (все это характеристики «первичного процессуального» мышления), и внушения человека, наделенного авторитетом, принимаются как конкретная реальность. В состоянии измененного сознания эти внушения даже наделяются еще большей важностью, становятся первостепенными, внутренним и внешним стимулам приписываются возросшие значение и ценность.

Когда срабатывают все эти факторы, достигается мономотивационное или «надмотивационное» состояние, в котором человек стремится реализовать в поведении мысли и идеи, которые он переживает как субъективную реальность. Субъективная реальность может определяться многими влияниями, работающими по отдельности или сообща, например, ожидания авторитетной фигуры, группы, культуры или даже «внутреннего голоса» (например, в состоянии самогипноза, молитвы, массовых галлюцинаций, спиритических сеансов), отражая ожидания и страхи человека.

Если человек впадает в некоторые другие ИСС — панику, острые психозы, токсический делирий и т. д., когда внешние направления или структуры двусмысленны или плохо определены, то он руководствуется главным образом тем, что происходит у него внутри, и это играет большую роль при определении его поведения. В таких состояниях он гораздо более восприимчив к голосу своих эмоций, фантазий и мыслей, связанных с ними, чем к указаниям других людей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Измененные состояния сознания человека

А.Демкин
Измененные состояния сознания

Как мы говорили в одной из предыдущих статей, произведения искусства способны вызывать у человека при контакте с ними особые состояния сознания, отличающиеся от обычного повседневного состояни бодрствования. В этой статье мы рассмотрим подробнее особенности таких состояний сознания человека.

Швейцарский психолог и психиатр А. Диттрих (1981) определяет измененное состояние сознания (далее по тексту — ИСС) (или, пользуясь калькой с английского термина altered state of consciousness (ASC) – альтернирующие состояния сознания или просто альтернирующие состояния) как переходное состояние между сознательным и бессознательным состоянием психики человека. Также измененные состояния сознания определяют как состояние сознания, имеющие существенные отличия в проявлениях, переживаемом опыте и поведении от обычного состояния бодрстования. Американский психиатр Арнольд Людвиг (1966) определяет измененные состояния сознания как состояние, в котором человек, не находясь в состоянии сна, испытывает переживание отклонений своего субъективного опыта или психического функционирования от его общего обычного нормального жизненного опыта. Такого рода отклонения могут быть представлены большей, чем обычно, озабоченностью внутренними ощущениями или мысленными процессами, изменением формальных характеристик мышления и ослаблением способности проверки реальности.

Американский психолог Стенли Криппнер (1998) выделяет переходные или транзиторные состояния сознания, которые определяются как нестабильные состояния перехода между стабильными состояниями сознания. Они являются непродолжительным по времени по сравнению с измененными состояниями сознания. Человек может входить и выходить из них на протяжении их появления. Примерами транзиторных состояний являются дремота, просоночное состояние.

Изменения, наступающие в психике человека при вхождении в измененные состояния сознания, не имеют формальных признаков выраженности и протяжености во времени, характерных для патологических психических процессов. Так в отличие от болезненных состояний человек может самостоятельно выйти из ИСС, у него не наблюдается искажения или затрудения восприятия окружающего мира, фрагментирования отражения мира, не наблюдается дезориентироваки в месте и времени, отсутствует бессвязность суждений. Измененные состояния сознания всегда имеют конечную протяженность по времени, не сравнимую с протяженностью проявления болезенных симптомов, и самопроизвольно переходят в состояние бодрствования или в другое измененное состояние сознания.

К наиболее известным измененным состояниям сознания относятся: фаза быстрого сна, транс бегунов на длинные дистанции, медитация, гипноз, сновидные состояния и различные состояния индуцированные приемом психотропных веществ.

Основные проявления ИСС можно объединить в следующие группы:

1. Изменения в мышлении.

— сужение, концентрация внимания или наоборот расширение восприятия.
— снижение способности к проверке реальности.
— снижение порога чувстивтельности – развиваться феномен «сверхвосприятия».
— повышение способности к интерпретации, анализу доминирующей идеи.

2. Изменение чувства времени и пространства.

— изменяется чувство времени и восприятие хронологии событий. Может возникать ощущение безвременья, замедления или убыстрение хода времени.
— иатруднения в ориентации в пространстве. Изменения восприятия себя в пространстве.

3. Изменения самконтроля.

Повышение или снижение уровня внушаемости.

4. Изменения эмоциональной сферы.

— переживание крайних или пиковых состояний — от экстаза или блаженства до глбокого страха и депрессии
— выраженной психической и эмоциональной напряженностью с взможностью длительного переживания сильной моноэмоции
— переживание глубокого удовлетворения пребывания в измененном состоянии сознания — «наслаждения процессом деятельности» или пребывания «в потоке», когда ощущается полное слияние с тем, что человек делает
— эйфория, ощущения «очищения» или «перерождения» по выходе из изменнного состояния сознания.
— отстраненность от испытываемых эмоциональных переживаний
— надпонятийное переживание происходящего – неозможность вербального описания

5. Изменение образа тела.

Многообразные искажения восприятия образа тела: — деперсонализация, вполть до ощущения выхода души из тела
— размывание границ между собой и другими, миром или вселенной
— изменение воспринимаемых характеристик отдельных частей тела
— парастезии

6. Искажения восприятия.

— перцептивные аберрации: галлюцинации, псевдогаллюцинации, иллюзии.
— синестезии – переход одних форм сенсторных ощущений в другие (звук в цвет, цвет во вкус)
— преувеличенная визуальная образность восприятия, и самые многообразные иллюзии
— повышение порога физической чувствительности, маловосприимчивость к боли и воздействия незначимых раздражителей
— повышенное «архаическое» интуитивное восприятие, возможность инсайтов-озарений
— преувеличение значимости смысла воспринимаемого

7. Чувство невыразимости и амнезия.

— невозможность вербализации чувственных переживаний и смысловых содержаний,
— локализованная или селективная амнезия на события внутри ИСС.

Арнольд Людвиг выделил несколько основных групп факторов, способствующих вхождению человека в измененное состояние сознания. Перечислим их с некоторыми дополнениями:

1. Редукция экстероцептивной стимуляции и/или моторной активности:
В эту категорию входят психические состояния, возникающие в основном из-за полной редукции сенсорных входящих сигналов, изменения паттернирования сенсорных данных или постоянного предъявления повторяющейся, монотонной стимуляции: — уединение, безмолвие, закрытие глаз, неподвижность. — монотония (например, «гипноз автострады», укачивание, мнотонная физическая работа )

2. Повышение экстероцептивной стимуляции и/или моторной активности:
В эту категорию включены психические процессы, продуцируемые под воздействием сильного возбуждения в результате сенсорной перегрузки или «бомбардировки», сопровождаемого или нет напряженной физической активностью или усилием.
Полное эмоциональное возбуждение и умственное истощение могут быть основными сопутствующими факторами:
— болевая стимуляция и перегрузка (истязание или самоистязание),
— инфомационная стимуляция и перегрузка (лицезрение сцен выходящих за рамки обычного человеческого опыта),
— температурная стимуляция и перегрузка (гипо и гипертермии различного вида),
— акустическая стимуляция и перегрузка,
— интенсивная двигательная нагрузка и перегрузка,
— длительная бдительность (сторожевая деятельность, операторы радаров).

3. Ритмическая экстроцетивная стимуляция:
— ритмические движения (танцы, бег, секс),
— ритмическая стимуляция по любому из перцептивных каналов

4. Особая эмоциональная обстановка:
Изменения в сознании могут также возникнуть в состояниях внутреннего эмоционального беспокойства или конфликта или дополняться внешними факторами, провоцирующими усиление эмоционального возбуждения:
— амнезия,травматические неврозы, симптомы деперсонализации, состояния паники, реакции гнева, истерические конверсивные реакции (например, состояния мечтательных грез и диссоциативной истеричности),
— состояния колдовской и демонической одержимости,
— острые психотические состояния, такие как шизофренические реакции,
— мистические и религиозные обряды.

5. Повышенная психическая вовлеченность и повышенная бдительность.
В эту категорию входят психические состояния, которые возникают в результате сосредоточенной или избирательной гипералертности с периферийной гипоалертностью в течение длительного периода времени:
— интенсивная психическая поглощенность задачей (творчество, решением задач или сложных проблем),
— выполнение задач с большой личной ответсвенностью.

6. Сниженная бдительность или ослабление критичности.
В данную группу входят психические состояния, которые можно охарактеризовать как «пассивное состояние ума», при котором активное целенаправленное мышление сведено до минимума:
— грезы, сонливость, уход в себя, ностальгия,
— гипноз и гипноидные состояния (самгипноз, транс, медитация),
— мистические, трансцендентальные состояния или состояния откровения (например, сатори, самадхи, нирвана),
— сон и сноподобные состояния,
— различные виды релаксации,
— транс при восприятии произведений искусства или эстетических ценностей.

7. Изменения в биохимии или нейрофизиологии тела.
— гипогликемия (вызванная, например, голоданием) или гипергликемия (послеобеденная вялость),
— обезвоживание,
— дисфункция щитовидной и надпочечной желез,
— дефицит сна,
— гипервентиляция,
— нарколепсия,
— краткосрочные долевые приступы (например, состояния мечтательности, феномен дежа вю),
— мигрени и эпилептические припадки,
— прием психостимуляторов, сдативных средств, алкоголя и наркотиков или резкая их отмена.

Измененные состояния сознания могут играть в жизни отдельного человека как адаптивную так и дезадаптивную роль.

В качестве дезадаптивных форм можно упомянуть употребление психотропных веществ, алкоголя и наркотиков для вызывания ИСС как средства для бегства от личной ответственности и напряжения, прорыв запрещенных импульсов в виде острого психоза, реакции паники или гнева, вхождение в гипноидальное состояние при повышенной опасности (ступор), вхождение в транс при вождении автмобиля или операторской деятельности.

Адаптивная форма ИСС позволяет получить исцеление или облегчить состояние после вхождения в ИСС (гипноз, шаманский транс, сон, медитация и т.п.), получить новые знания и опыт (ясновидение, шаманские путешествия), решить поставленные задачи интуитивным способом и, наконец, получить творческое вдохновение. Американский нейрофизиолог Джон Лилли, известный исследователь интеллекта дельфинов, измененых состояний сознания и трансперсональной сущности челвоеческого сознания отмечает, что в обычной повседневной жизни мысли, которые человек часто принимает за свои собственные, на самом деле на 99% предопределены и обусловлены мыслями других людей. Думая, что человек производит собственные внутренние мыслительные конструкции, на самом деле, человек является лишь репродуктором индивидуальной комбинации чужих мыслей, выработанных другими людьми на протяжении многих протяжении поколений, чтобы оставаться в гармонии с окружающей физической и социальной средой.

Измененные состояния сознания имеют и значительное социальное значение. Альтруизм и самопожертвование собой в боевой или критической обстановке, религиозные ритуалы трансформации и адаптивные общественные и религиозные ритуалы – все это примеры социально значимых групповых измененных состояний сознания.

Вхождение в измененные состояния сознания– по сути дела редкая и единственная возможность человка прикоснуться к самому себе, выслушать свой собственный голос, не заглушенный мощным хором общечеловеческой культуры и знаний.

Попробуйте войти в изменененное состояние сознания с помощью направляемой медитации в нашем новом проекте Лечебные сны:
 
 

 

 

www.town812.ru

Что может дать вам изменение состояния сознания?

Возможности человеческого мозга не ограничены. Изменение состояния сознания может помочь в решении самых разных задач и выйти из сложных ситуаций!

В этой статье вы найдете опыт нашего читателя, который использует изменение состояния сознания для решения своих проблем¹.

«Раньше, когда интернет не был таким доступным, я ничего не знал о техниках исполнения желаний, самогипнозе, магии и других возможностях человеческой психики, которые влияют на саморазвитие и могут решать самые разные повседневные и глобальные задачи. Я даже подозревал себя в психических отклонениях, пока, спустя годы, не нашел объяснения своим возможностям.

Сейчас я понимаю, как исполняются желания. Яркое воображение, сильное желание, отсутствие сомнений и ожидания, и некоторые другие моменты, о которых вы узнаете ниже — вот основные признаки того, что желание будет исполнено».

Как в одиннадцать лет я получил фотоаппарат!

«У меня появилась игрушка — блестящая металлическая коробочка, размером и формой со спичечной. В моем воображении это был фотоаппарат, сквозное отверстие широкой стороны служило видоискателем, а рычажок с пружинкой – затвором.

Воображение было до того сильным, что я целыми днями «фотографировал» все подряд и не расставался с ним ни на минуту! Затем как-то я внезапно увидел, как нам в гости приехал дядя и привез мне подарок – фотоаппарат!

Через пару дней мое видение в точности исполнилось.

Измененное состояние сознания (именно это со мной и происходило) впоследствии не раз давало мне исчерпывающие ответы на мои вопросы!»

Как изменение состояния сознания помогло мне в семейной жизни!

«Моя семейная жизнь начала складываться не совсем удачно. Однажды, как мне показалось, появился повод проследить за супругой, но так как это дело недостойно и унизительно, в моей душе разгорелась дискуссия.

«Повод» толкал, а разум удерживал. Это продолжалось несколько дней, пока однажды меня из состояния «здесь и сейчас» не перенесло в другую действительность, в которой я крался по каким-то переулкам и вдруг за углом встретился лицом к лицу с супругой!

Я понял, что она догадалась, почему я здесь.

Меня охватило чувство стыда и позора, я готов был провалиться сквозь землю! Вернувшись назад в «здесь и сейчас» с чувством, как будто окунулся в неприличную грязь, я сказал себе: «Никогда не буду следить!» И как только я это сказал, неведомая сила вновь унесла меня в другую действительность.

Там уже не было переулков, я застал супругу с другим, и мое сознание помутилось, в слепой ярости я сделал то, за что дают пожизненный срок. Немного придя в себя, я был в ужасе, не от того, что увидел, а от того, во что я превратился.

Вернувшись в состояние «здесь и сейчас» я снова сказал себе: «Никогда не буду следить!» На этом моя внутренняя дискуссия на эту тему закончилась навсегда.

Измененное состояние сознания блестяще решило мою проблему!

После этого наша семейная жизнь неожиданно наладилась, жена родила мне троих детей, и мы действительно стали жить счастливо».

Как изменение состояния сознания помогло мне в решении важной проблемы?

«Сыновья уже учились в старших классах, надо было думать о дальнейшем образовании, настали времена, когда высшее образование становилось платным. Учитывая то, что содержал семью я один и не очень успешно в финансовом плане², задача была не решаемой.

Но в душе была надежда, которая породила твердую веру в решение проблемы.

Старший сын успел закончить колледж еще по советской системе, и после службы в армии, работая на производстве, продолжил обучение заочно. Средний сын поступил в ВУЗ, и на его образование ушли все скудные сбережения, помогли и родственники.

Младший сын к тому времени учился в девятом классе. Мальчик был организованным, кроме общеобразовательной школы он посещал художественную школу, бассейн, и все делал без нашего «нажима»! Встал вопрос о том, как быть? «Казна» пуста, а не дать образование способному мальчику – непростительный грех!»

Удивительный ответ!

«Как-то я гостил у сестры в областном центре, она работала завучем в начальных классах. Во время беседы она вспомнила о своей знакомой, тоже заведующей учебной частью, но в лицее при университете.

Ее знакомая с восхищением рассказывала об идиллии на уроках, о том, что дети от первой до последней минуты урока занимались, и никто никому не мешал. Учителя просто «отдыхали»!

Я вспомнил свои школьные годы, когда бедные учителя, прежде чем начать урок, минут десять успокаивали нас. А в течении урока обязательно кто-то в кого-то что-то запускал или выкриками отвлекал старательных…

Вернувшись домой, меня несколько дней преследовали виденья лицейской идиллии, пока вдруг не промелькнула мысль: «А почему бы не попробовать?»

И снова я оказался в другой действительности, без физического тела, мой дух, мое сознание присутствовали на занятиях, я видел своего сына и его сверстников, увлеченно занимающихся, увидел как мой сын, окончив лицей, сдал единое национальное тестирование с высокими баллами, увидел как его «автоматом» зачислили в университет.

Меня охватило чувство радости за сына, стало легко от того, что проблема была решена.

Вернувшись в состояние «здесь и сейчас», еще не успокоившись, я тут же позвонил сестре с вопросом, можно ли зачислить в этот лицей моего сына? Через пару недель завуч лицея решила увидеть моего сына, провести собеседование, определить его потенциал.

Мальчик ей понравился, и дальше все пошло так, как я увидел в измененном состоянии сознания.

Мне еще не раз в своей жизни приходилось переходить из состояния «здесь и сейчас» в другую действительность, где я находил решения и ответы. У меня это происходило спонтанно и не осознанно, но, как я узнал позже, этому качеству легко можно научиться».

Владимир Темиржанов 

Получите бесплатно свою краткую и самую важную в жизни диагностику! В ней вы узнаете о своем предназначении, заложенных в вас уникальных способностях и бизнесе вашей удачи, который сделает вас богатым. Для этого просто перейдите по ссылке >>>

 


Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Узнайте простой и эффективный способ решения проблем здесь>>>

² Если вы хотите стать финансово независимым, рекомендуем вам пройти мощный базовый курс: «68 секретов: Магия Денег»

 

omkling.com

Измененные состояния сознания. Функции измененных состояния сознания. | Измененка.ру

Привет! Продолжим теоретическую часть. Есть такая шутка, когда командир говорит солдатам копать будете отсюда и до… заката. И все сразу понятно. Голова отключается, руки начинают работать. Но мы же не солдаты. мы тренируемся быть более осознанными, поэтому отвечать на вопрос зачем, а точнее, зачем я это делаю? Крайне важно, а поэтому нужно понимать функции, или то, для чего нужны измененные состояния сознания .

Как я уже писал, измененные состояния сознания могут проявляться как в позитивном, так и в негативном ключе (читай «для пользы» и «во вред»).

Я не буду писать про совсем уж клинические случаи. Опишу более вероятные проявления для обычного человека.

Во вред:

  • Бегство от ответственности и внутреннего напряжения (например, использование наркотиков, алкоголя). Это своеобразный вариант «состояния ради состояния». Просто забыться, или чтобы стало хорошо. Свое отношение к этому варианту я уже указал.
  • Уход от реального мира в мир иллюзорный. Измененные состояния сознания здесь нужны для «мультиков». Это не средство, а самоцель.
  • Опасные реакции на определенные стимулы (например, впадение в транс во время поездки ночью на автомобиле, или монотонная длительная работа, вследствие которой будут возникать ошибки).

Позитивные проявления:

  • Человек использует различные измененные состояния сознания, чтобы выразить психическое напряжение, или освободиться от конфликта, не подвергая опасности себя или других
  • Исцеление. Измененные состояния сознания имеют обширный терапевтический эффект. Можно много спорить, но это действительно так. И в древности этой особенностью измененных состояний сознания активно пользовались. Их использовали почти для любого возможного аспекта психологической терапии.  При этом исцеление могло идти как чисто психологических проблем, так и телесных (в науке это называется психосоматических проблем).
  • Путь к новому знанию или опыту для того, чтобы функционировать в обществе более адекватно и конструктивно. Измененные состояния сознания потенциально могут позволить жить на более высокой энергии, быть более активным, открытым, творческим.

Измененные состояния сознания — это очень опасная зона. Я уже писал, что это своеобразная бомба. Даже на тренингах у квалифицированных психологов, которые используют измененные состояния сознания могут возникать побочные эффекты и человек становится более раздражительным, агрессивным, депрессивным.

Измененные состояния сознания – это не панацея. Это инструмент. Это очень мощный и очень эффективный инструмент, но нужно ПРЕДЕЛЬНО ВНИМАТЕЛЬНО относиться к тому, ЧТО вы хотите получить, КТО тренер и можно ли ему доверять, СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ у вас будет для того, чтобы прийти в себя после процесса или тренинга и «интегрировать», т.е. осознать, прочувствовать, начать применять полученный опыт.

Ну, и не забывать про КОНТРОЛЬ, ОСОЗНАННОСТЬ и БЕЗОПАСНОСТЬ. Я про это уже упоминал в посте про наркотики.

П.с. всем удачи и большей осознанности в действиях и состояниях.

п.п.с. советую в продолжение темы прочитать вот эту статью про эффективность  и измененные состояния сознания.

Проворов Андрей

 

Запись имеет метки: Измененные состояния сознания

izmenenka.ru

Глава 4 Измененное состояние сознания. Магия. Практическое руководство

Глава 4

Измененное состояние сознания

Что несете в своем сознании, то и видите в окружающем мире, то и притягиваете к себе.

МИРЗАКАРИМ НОРБЕКОВ «Опыт дурака, или Ключ к прозрению. Как избавиться от очков»

Выход на альфа-уровень

Необходимым условием для развития магических способностей является умение входить в измененное состояние сознания (а также из него выходить). Для этого нужно научиться изменять ритмы головного мозга, которые тесно связаны с процессами, протекающими в нашем сознании. Вот основные из этих ритмов (ученые по-разному устанавливают их границы, но, в принципе, это большого значения не имеет).

Бета-ритм наблюдается при обычном бодрствовании. При бета-ритме частота достигает от 14 до 30 колебаний в секунду.

Альфа-ритм (один из разговорных вариантов – альфа), он же альфа-уровень, основной экстрасенсорный, или основной рабочий уровень (от 8 до 13 колебаний в секунду). Ритм, соответствующий гипнотическому трансу, мечтательности, ночным сновидениям.

Тета-ритм (от 5 до 7 колебаний в секунду) регистрируется при быстром сне. Является следующим уровнем релаксации после альфы.

Дельта-ритм (от 0,5 до 4 колебаний в секунду) возникает во время глубокого сна, при потере сознания, однако он может быть зафиксирован при состоянии глубокой медитации.

В течение дня ритмы головного мозга могут меняться – например, глубоко о чем-то задумываясь или закрывая глаза, вы входите в альфу. Тем не менее, способности к использованию этого уровня у разных людей различаются. Некоторые проводят в альфе значительную часть времени, а у некоторых (правда, очень немногих) с трудом получается работать в ней. В наши задачи входит не только достигать альфы, но и углублять это состояние, продлевать время пребывания в нем и – самое-то главное – учиться применять его на практике. Со временем у вас получится выходить и на уровень тета-ритма, который значительно расширяет возможности в области экстрасенсорики.

Перед началом занятий по достижению измененного состояния сознания рекомендую вспомнить технику безопасности.

Во время занятий поддерживаем позитивный настрой.

• Отключаем телефон и просим домашних не мешать.

• Ставим защиту в виде зажженной свечи (подробнее о защите помещений поговорим в следующих главах).

• Не раздражаемся, если что-то не получается.

• Ни в коем случае не перескакиваем на упражнения следующего уровня.

• Не переутомляемся.

• Спину держим прямой (или используем «позу кучера»).

А теперь – несколько способов достижения альфы.

Способ 1: по Хьюитту (Уильям Хьюитт – автор книги «Тайные возможности вашей психики»). Для освоения этого способа необходимы умения визуализировать и входить в состояние полного покоя.

Закройте глаза, расслабьтесь. Визуализируйте спиральную лестницу с десятью ступенями, ведущую вниз. Спуститесь на одну ступеньку и мысленно произнесите: «Более глубокий уровень сознания». Продолжайте спускаться по ступенькам, повторяя эти слова на каждой из них. Спустившись на самую нижнюю ступеньку, скажите: «Теперь я достиг основного уровня сознания, который позволяет приступить к экстрасенсорной практике. Я могу достичь этого уровня по своему желанию с открытыми или закрытыми глазами. Для этого мне надо мысленно сосчитать от трех до одного». Эта фраза – тоже установление метки. И для ее закрепления упражнение придется повторить… ну, раза три-четыре. Дело в том, что в альфе закрепление метки происходит быстрее.

Для того чтобы выйти из альфы, представьте обратное восхождение по лестнице. Можно и просто открыть глаза, но резкое возвращение к обычному ритму мозга несколько дезориентирует, как и резкое пробуждение ото сна, так что лучше им не пользоваться постоянно.

Способ 2: «Вниз по радуге». Многим из наших предков радуга представлялась волшебным мостом, ведущим к другим планам бытия. В самом деле, эти семь цветов имеют большое влияние на сознание (и подсознание), и умение ими воспользоваться открывает путь к новым возможностям… Одна из них – выход на альфа-уровень.

Приведенные ниже фразы (большинство из них взято из книги Дугласа Монро «21 урок Мерлина») представляют собой перечисление цветов радуги, спускаясь по которым, как по ступеням, вы достигнете альфы. Придется выучить их наизусть, чтобы потом не отвлекаться и не начинать все сначала.

Я – алый костер в ночи.

Я – оранжевая тыква в поле.

Я – желтый луч солнца.

Я – зеленый древний лес.

Я – голубое весеннее небо.

Я – синее озеро на равнине.

Я – фиолетовая глубина моря.

Закройте глаза и расслабьтесь. Повторяя каждую из фраз, сосредоточивайтесь на образе, возникающем перед вашим внутренним взором. Вам следует не просто увидеть костер или озеро, а почувствовать себя им, слиться с воплощенным в нем цветом. Подобные техники использовали в своей практике друиды. (Возможно, для кого-то будет удобней не повторять фразы, а просто представлять упоминающиеся в них образы.)

При желании вы можете составить собственные утверждения для вхождения в альфу – главное, чтобы сохранялась обратная последовательность цветов радуги и чтобы образы, которые вы используете, ассоциировались с покоем и умиротворенностью, а не с чем-либо отвлекающим.

Для выхода из альфы нужно будет пройти те же фразы в обратном порядке. (В крайнем случае – просто открыть глаза.)

Упрощенный способ: визуализация только цветов радуги, без сопровождающего образа и вживания в него. Правда, применять его лучше уже после освоения полного варианта.

Само собой, впоследствии, когда выход на альфу будет хорошо отработан, вам не надо будет закрывать глаза, а также специально находить время и место для тренировок (собственно, это будет уже не тренировка, а вполне обычная практика).

Со временем можно достигать и более глубоких уровней сознания. Не стоит, правда, делать это самоцелью – главное не то, на какой уровень вы способны выходить, а то, что умеете на нем делать. Вот об этом сейчас и поговорим.

Работа на альфа-уровне

Выход в альфу мы уже изучили – теперь о том, для чего нам это, собственно, нужно.

Скажем так: альфа-уровень дает доступ к сознательному управлению подсознательными процессами. Сюда относится как обычное управление функциями организма, так и разбирательство с укоренившимися привычками (условные рефлексы, будучи хорошо заучены, тоже уходят в подсознание), и получение информации в виде внезапных озарений, и четкое вспоминание прошлого… Изменение объективного мира… В общем, самое что ни есть нормальное состояние мага-экстрасенса-биоэнергетика. Себя менять через альфу можно в любом направлении – и психологически (что легче), и физически (что дольше, но тоже работает). Само собой, чем больше изменение, тем больше усилий и времени на него потребуется. Вся энергетическая работа выполняется в альфе.

Одна из простейших техник – «Будильник». Перед сном (в альфе, естественно) визуализируете будильник, выставляете время, в которое хотите утром проснуться, и представляете, как он проваливается в глубину мозга. После небольшой тренировки (как и прочее) этот способ работает почти стопроцентно, но для начала все же подстраховывайтесь настоящим будильником.

Получение информации. Способ лучше всего работает в состоянии полудремы (перед сном или сразу после пробуждения). Входите в альфу и задаете вопрос – просто так, в пространство. Ответ придет либо в виде сна, либо внезапно «стукнет» в голову, либо проявится в виде какого-то знака из внешнего мира… (подробнее о знаках мы поговорим чуть позже). В любом случае, когда он придет, вы поймете, что это он и есть.

Для некоторых этот способ работает лучше, если представить, что вы подключены к светящемуся столбу – потоку информации, пронизывающему весь мир. Или – техника шаманского путешествия – пребывая в альфе, можно представить себе какое-нибудь существо-помощника и спросить у него.

Лечение в альфе. Вот некоторые из множества техник, применяющихся для самоисцеления.

Суть одной из них заключается в том, чтобы вспомнить свои ощущения от здоровья и вжиться в них, активизировав таким образом те ресурсы организма, которые отвечают за выздоровление. Называется она «образ здоровья».

То есть для того чтобы вылечиться, к примеру, от простуды, нужно, погрузившись в альфу, вспомнить то состояние, которое было до болезни, прочувствовать его максимально четко и во всех подробностях, а потом «надеть» его на себя нынешнего. И не забывать время от времени его обновлять.

Сложнее может обстоять дело с болезнями, которые появились уже давно, но в таком случае нужно проявить больше терпения и докопаться до своих ощущений пяти, десяти или двадцатилетней давности. На это может уйти и не одно занятие, но результат того стоит.

Можно лечиться с фантазией: представить себе больной орган и «переделать» его в нормальный вид. Увидели, например, больную почку покрасневшей – «перекрасьте» ее в нормальный цвет; если она выглядит увеличенной – уменьшите до необходимого размера и так далее. А о том, какие цвет и форма являются нормальными, можно спросить у своего подсознания, настроившись на беспокоящий вас орган, или выяснить при помощи одного из приведенных выше способов получения информации. Не уверены, что правильно поняли – попробуйте еще раз, и еще, до тех пор, пока не будете точно знать, к чему стремиться.

Зачастую от одного раза эффекта или почти нет, или он скоротечный, так что лучше лечение повторить, причем неоднократно.

А вообще самоисцеление – вещь достаточно интересная и многогранная, подчас требующая большой практики в измененном состоянии сознания. Так что подробнее эту тему мы рассмотрим в соответствующей главе. А пока не забывайте – самостоятельное лечение ни в коем случае не должно заменять собой консультаций с врачом и прием лекарств.

Налаживание отношений с людьми. Бывают ситуации, когда не удается достичь понимания с кем-то в условиях обычного общения. Тогда можно войти в альфу и представить перед собой человека, отношения с которым вы хотели бы наладить. Объясните ему, как вы видите сложившуюся ситуацию, что движет вашими поступками в ней. Спросите, почему он ведет себя именно так, чем вы могли его в свое время обидеть и что бы могли сделать, чтобы наладить отношения. Если этот человек чем-то мешает, досаждает – попросите его оставить вас в покое. (Кстати, в этих случаях стоит постараться увидеть в нем что-то хорошее, вызывающее симпатию, и помнить об этом в последующем с ним общении.)

В зависимости от ситуации и ваших навыков работы в альфе этот способ может потребовать длительных тренировок, а может дать результат и с первого или второго раза.

Обучение. Если вы чему-то учитесь, то для того, чтобы этот процесс протекал быстрее и эффективнее, его можно перенести и в альфу. К примеру, вы учитесь водить машину. Войдите в альфу и очень ясно представьте себе процесс вождения: все отлично получается, вы легко справляетесь со всеми препятствиями, которые раньше вызывали затруднения, чувствуете себя уверенно и непринужденно. Если хотите, можно использовать и подкрепляющие утверждения, вроде: «Я вожу машину очень хорошо». Тренироваться нужно каждый день в течение нескольких недель по 10–15 минут (а если хотите, то и больше).

В процессе тренировки обращайте внимание не только на чисто механическую сторону визуализации, но и на ощущения, которые при этом возникают – старайтесь их запоминать и впоследствии вызывать во время вождения машины.

Предвидение. Техника примерно та же, что и при получении информации: посылаете запрос, какой из вариантов развития событий является наиболее вероятным (при этом имейте в виду, что правильной в подавляющем большинстве случаев является именно первая мысль). Либо, входя в альфу, позволяете событиям прокручиваться перед вашим мысленным взором. А для того чтобы не было искажений, перед этим нужно избавиться от всех мыслей и эмоций. (Конечно же, умение предвидеть будущее нужно развивать и оттачивать, на первых порах возможны сбои.)

Утверждения на все случаи жизни. Для кого-то самым действенным приемом работы с подсознанием служит визуализация, для кого-то – произносимые мысленно или вслух утверждения (для многих, кстати, очень удобен комбинированный способ). С помощью правильно составленных утверждений (аффирмаций, как их еще называют) можно избавляться от вредных привычек, повышать настроение и жизненный тонус, увеличивать эффективность работы… Список можно продолжать чуть ли не до бесконечности.

Запомните следующие правила работы с подсознанием.

1. Все утверждения, которые вы применяете в альфе, должны быть составлены в настоящем времени – дело в том, что подсознание не воспринимает будущее время как нечто реальное. Поэтому, вместо того чтобы сказать: «Я буду чувствовать себя бодрым и жизнерадостным», давайте установку: «Я чувствую себя бодрым и жизнерадостным». Именно расхождение между реальным состоянием и утверждениями даст подсознанию толчок для приведения вашего самочувствия в соответствие с произносимыми мысленно или вслух фразами.

2. Естественно, вы должны верить в то, что утверждаете. Если вы повторяете про себя: «Я чувствую себя отлично», а сами, между тем, пристально следите за головной болью (не проходит ли?) – результата придется ждать ну о-очень долго.

3. Никогда не применяйте в альфа-программировании отрицательные слова типа «нет», «не», «никогда» и тому подобные. Подсознание их просто не воспринимает.

Вместо того чтобы сказать: «Я не делаю то-то», скажите: «Я делаю то-то» (и назовите действие противоположное), либо можно сформулировать ту же мысль, но без слов, несущих в себе отрицание.

Например, вместо утверждения «Я больше не курю» (которое ваше подсознание воспримет с точностью до наоборот) можно взять другие. «Мне противен вкус сигарет и запах табачного дыма» или «Мне нравится дышать чистым воздухом». Таким образом, акцент будет сделан не на самом отказе, а на том, что в результате приобретается. Некоторым может быть достаточно одной-двух фраз наподобие приведенных выше. А кому-то будет лучше составить целую «речь», в которой будет в подробностях описано ваше отвращение к курению и всем его побочным эффектам.

Главное, чтобы подсознание поверило в искренность ваших намерений, а для этого они действительно должны быть искренними (в противном случае стоит, пожалуй, начать с утверждения «Я ХОЧУ бросить курить»).

4. Можно для удобства ставить напоминающую метку – какой-нибудь жест (самый банальный, типа мигания) или предмет, на который ваш взгляд падает достаточно часто. В формулу программирования закладывается: «Как только я увижу …. (сделаю…), я сразу вспомню…» (дальше – собственно формула). Своего рода узелок на память. Например, можно на пачку сигарет приклеить список всех гадостей, к которым приводит курение, и запрограммировать себя следующим образом: «Каждый раз, когда соберусь выкурить сигарету, обязательно перечитаю этот список».

5. Свято место пусто не бывает (и наоборот – пусто место свято не бывает). Избавление от старых, надоевших привычек суть не выбрасывание их на помойку, а выработка вместо них новых привычек, которые устраивают вас больше. Их-то и надо закладывать в формулу. Между прочим, здоровый образ жизни – это та же привычка, которую нужно выработать.

Поэтому, скажем, в формулу для отвыкания от курения нужно ввести выражение намерения вести здоровый образ жизни, а также описание тех выгод, которые вы извлечете из отказа от вредной привычки. Например: «Мое здоровье улучшается с каждым днем. Мой иммунитет укрепляется, я все реже и реже болею простудными заболеваниями, мне легче переносить физические нагрузки. Мои легкие очищаются, улучшается работа сердца. Снижается риск опасных заболеваний. Мои зубы становятся белее, а пальцы и одежда теряют запах никотина. А на сэкономленные деньги я могу пополнить коллекцию дисков (чаще ходить в кино, покупать книги, посещать рестораны)». Ну, и так далее. У каждого набор фраз будет своим, индивидуальным, а процесс их обдумывания и послужит первым этапом борьбы с курением.

Как вы, наверное, уже догадываетесь, подобные техники можно придумать практически для любой ситуации – все зависит от вашей изобретательности, а результат работы с ними – от того, насколько хорошо вы овладели навыками работы в альфе.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

изменённые состояния сознания

Особенности измененных или холотропных состояний сознания.

Глубокие изменения в сознании могут быть обусловлены множе­ством патологических состояний, например церебральными травма­ми, отравлением ядовитыми веществами, инфекциями, а также дегене­ративными и циркуляторными процессами в мозгу. Та­кие состояния могут вызывать глубокие ментальные изменения и нарушать функционирование психики. Однако мы не будем их рассмат­ривать, поскольку они являются причиной «обычного бреда» или «органических психозов». Люди, страдающие бредом, как правило, дезориентированы, порой они даже не знают, кто они, и где находятся, и какое сегодня число. Кроме того, у них зачастую на­блюдается нарушение мыслительных функций, а выпавшие на их долю переживания заканчиваются потерей памяти.

Термин — холотропные, буквально означает «ориентированные на целостность» или «дви­жущиеся в направлении целостности» (от греч. Holos — «целое» и trepein — «двигаться в направлении чего-либо»). Термин указывает на то, что, находясь в обычном состоянии созна­ния, мы не целостны, а раздроблены и отождествляемся лишь с не­большим фрагментом того, что мы есть в действительности.

Важно подчеркнуть, что эпизоды холотропных состояний раз­личной глубины и продолжительности могут возникать и спон­танно, без какой-либо явной причины, а зачастую и против воли самого человека. Поскольку современная психиатрия не проводит различия между мистическими или духовными состояниями и психотическими эпизодами, людям, переживающим эти состояния, часто диагностируют психическое заболевание Их госпитализиру­ют и подвергают обычному фармакологическому лечению.

«Хилотропный модус (хилотропные состояния) сознания — нормальный повседневный опыт общепринятой реальности. В хилотропном модусе сознания мы переживаем лишь ограниченный и особый сегмент феноменального мира или общепринятой реальности, следуя от одного момента к другому. Природа и объем этого эмпирического фрагмента совершенно однозначно определены нашими пространственными и временными координатами в феноменальном мире, анатомическими и физиологическими ограничениями наших органов чувств и физическими характеристиками среды.

Холотропный модус (хилотропные состояния) сознания — сознание стремящееся к целостности или всеобщности существования. В холотропном модусе сознания можно получить доступ не только к собственной биологической, психологической, социальной, расовой и духовной истории, не только к прошлому, настоящему и будущему всего феноменального мира, но также и ко многим другим уровням и областям реальности, описанным в различных мистических традициях мира, которые, по-видимому, принимают комплексную, многослойную и иерархическую модель реальности, включающей как феноменальный, так и трансперсональный аспекты существования. «Человек, переживающий последовательность событий из своего младенчества, детства или последующей жизни или же борьбу в родовом канале, не реконструирует эти события по энграмме в нервной системе, а актуально и непосредственно оказывается в пространственных и временных координатах первоначальных событий. Это сравнимо с ситуацией, описываемой в научной фантастике, когда на планетах с большим притяжением астронавты попадают пространственно-временную петлю и переживают одновременно два различных пространственно-временных состояния, причем могут встретиться с самими собой в различных точках прошлого. Можно сказать, что в процессе развертывания перинатального уровня возникает странная, напоминающая ленту Мебиуса петля, в которой глубокое самоисследование оборачивается постижением Вселенной в целом, включая космическое сознание и сверхсознательную разумность».(И. Зингегман )

Опыт нахождения в и.с.с. (трансперсональный опыт) точно отражает ма­териальный мир и возникает в том же самом континууме, тесно переплетаясь с другими видами опыта, содержание которого не согласуется с мировоззрением, господствующим в западной цивилизации. Здесь мы можем упомянуть архетипы К. Юнга — божеств, демонов, полубогов, супер героев и комплексные мифологи­ческие, легендарные и сказочные эпизоды. Эти переживания могут ассоциироваться с точной информацией о фольклоре, рели­гиозном символизме и мифической структуре различных культур мира, с которыми индивид не был знаком и которыми не интересовался до трансперсонального опыта. Наиболее общие и обычные переживания этого типа включают в себя отождествление с космическим созна­нием, Вселенским Разумом или с Пустотой. В трансперсональном опыте можно получить точную ин­формацию о ранее неизвестных аспектах Вселенной, что само по себе требует фундаментального пересмотра наших по­нятий о природе реальности, о взаимоотношении сознания и мате­рии.

Столь же мощный вызов несет в себе открытие архетипических и мифологических областей и сущностей, которые обладают по-видимому собственным существованием и не могут быть объяснены как производные материального мира. Существуют, кроме того, дополнительные, достаточно впечатляющие наблюдения, которые новая парадигма должна объяснить или хотя бы принять во внимание. Во многих случаях трансперсональный опыт психоделических сеансов как бы вплетается в ткань событий материального мира Такое динамическое взаимодействие внутреннего опыта и фе­номенального мира подсказывает, что каким-то образом в переплетениях психоделического процесса происходит трансценденция физических границ индивида.

Подъем определенных трансперсональных тем из бессознательного во время прохождения человеком интегративных психотехнологий или психоделических сеансов, часто являются внешние события, связанные весьма специфическим и значимым образом с внутренней темой. Жизнь индивида в это время становится собранием необычных совпадений. Человек может временно попасть в мир, управляемый синхроничностью, по терминологии Карла Густава Юнга, а не простой линейной причинностью. В жизни людей, которые приблизились к переживаниям смерти Эго, на­чинали нарастать различные опасные события и обстоятельства. И наоборот, они рассеивались, как только этот про­цесс завершался. Можно предположить, что эти люди должны по ка­ким-то причинам пройти опыт полного уничтожения, но у них есть выбор сделать это на символическом плане, во внутреннем мире или же столкнуться с этим в реальности.

Когда юнговский архетип всплывает в сознании индивида на сеансе психоделической терапии, его основная тема тоже может стать явной и начать развертываться в повседневности. Так, на пример в то время, когда на сеансах доводится столкнуться с про­блемами, относящимися к Анимусу, Аниме или Ужасной Матери, идеальные представители этих архетипических образов будут встре­чаться в повседневной жизни. Когда в ЛСД-сеансах (сеансах психоделической терапии) главенствуют элементы коллективного и расового бессознательного или мифо­логические темы, связанные с какой-либо культурой, человек мо­жет чувствовать в повседневности пугающий наплыв элементов, относящихся именно к той географической или культурной облас­ти появление членов той этнической группы, неожиданные пись­ма или приглашения посетить ту страну, скопление актуальных для него тем в книгах, кинофильмах или в телевизионных програм­мах, транслируемых в это время.

Холотропные состояния характеризуются особыми трансформа­циями сознания, связанными с изменениями во всех сферах вос­приятия, с сильными и зачастую необычными эмоциями, а также с глубокими переменами в мыслительных процессах. Нередко они сопровождаются множеством сильных психосоматических проявлений и неординарным поведением. В сознании происходят чрез­вычайно глубокие качественные изменения, но в отличие от бредо­вых состояний в нем не наблюдается грубых нарушений. В холотропных состояниях мы переживаем вторжение других измерений бытия, которые могут быть очень интенсивными и даже ошелом­ляющими. Но при этом мы все же не теряем пространственно-вре­менной ориентации и отчасти остаемся в контакте с повседневной реальностью, то есть мы одновременно присутствуем в двух разных реальностях.

Важным и характерным аспектом холотропных состояний являются необычные изменения в чувственном восприятии. Если глаза открыты, формы и краски внешнего мира обычно резко преображаются, а когда мы закрываем глаза, нас захлестывают образы из нашей личной истории и из коллективного бессознательного. У нас могут возникать и видения различных природных явлений, кос­моса, мифологических сфер. Иногда все это сопровождается широ­ким диапазоном переживаний, в которых задействованы различные звуки, запахи, физические и вкусовые ощущения. В случаях глубокого погружения в и.с.с. возможно синэстетическое восприятие реальности. Человек, переживающий синэстезию может ощущать цвет звука, вкус и запах цвета. Такой эффект возможен при сенсорных перегрузках в и.с.с., когда в холотропном процессе человек одновременно получает интенсивную информацию по всем каналам восприятия. Метафорически можно сказать, что в процессе синэстезии все органы чувств человека превращаются в один орган чувств Бога — «чувствилище», который воспринимает целостную информацию о мире.

«Эмоции, связанные с холотропными состояниями, охватывают очень широкий спектр и простираются далеко за пределы нашего повседневного опыта — от чувств экстатического восторга, небесного блажен­ства и непостижимого покоя до чудовищного ужаса, неудержимого гнева, бездонного отчаяния, гложущей вины и других крайних прояв­лений эмоционального страдания. Интенсивность этих переживаний сопоставима с описаниями адских мук в великих религиях мира. Аналогичным образом поляризованы и сопутствующие физические ощущения — в зависимости от содержания переживания это может быть как ощущение необычайного здоровья и благополучия, оптимального физиологического функционирования и необычайно сильного сексуального оргазма, так и крайний дискомфорт, например мучитель­ные боли, давление, тошнота или чувство удушья.»(5, с.16)

Холотропные состояния оказывают воздействие на процессы мышления. Интеллект не получает повреждений, но работа его весьма отличается от обычного функцио­нального режима. В таких состояниях мы не можем поло­житься на свои суждения по обычным практическим вопросам, на нас может буквально обрушиться поток удивительной новой информации, касающейся великого множества других моментов. Возможны глубокие психологические прозрения, проливающие свет на нашу личную историю, на бессознательные силы, которые движут нами, на наши эмоциональные затруднения и межличност­ные проблемы. Мы можем также испытать необычайные открове­ния, затрагивающие различные аспекты природы и космоса и на­много превосходящие нашу образовательную и интеллектуальную подготовку. Большинство этих интереснейших прозрений, которые открываются в холотропных состояниях, сосредоточено вокруг философских, метафизических и духовных проблем.

Холотропные состояния по содержанию чаще всего бывают фило­софскими и мистическими. Находясь в них, мы можем последова­тельно испытать психодуховную смерть и возрождение или чув­ства единства с другими людьми, природой, Вселенной и Богом. Перед нами могут предстать воспоминания о прошлых жизнях, мы можем встретиться с могучими архетипическими существами, об­щаться с развоплощенными сущностями и путешествовать по мно­гочисленным мифологическим сферам. Богатый спектр этих состо­яний включает также внетелесные переживания, во время которых развоплощенное сознание сохраняет способность оптического вос­приятия и может с различных позиций в точности наблюдать со­бытия, происходящие как в непосредственной близости, так и в от­даленных местах.

У людей, испытывающих холотропные состояния и умеющих включить их в свою жизнь, обычно не развивается своеобразное об­манчивое мировосприятие, которое представляет собой разрознен­ные искажения «объективной реальности». Они обнаруживают раз­личные аспекты грандиозной картины одушевленной Вселенной, пронизанной высшим космическим разумом, который в конечном итоге соизмерим с их собственными психикой и сознанием. Эти прозрения демонстрируют примечательное сходство с таким пони­манием реальности, которое на протяжении истории неоднократно, зачастую совершенно независимо, возникало в различных частях мира. В тех или иных вариантах эта картина реальности представала перед всеми, кто смог в дополнение к своему повседневному опыту в материальной реальности получить прозрения из холотропных состояний сознания.

Холотропные состояния можно вызвать при помощи древних и туземных способов, так называемых «технологий священного». Эти технологии так или иначе сочетают в себе барабанную дробь, звуки трещоток, колоколов или гонгов, монотонное пе­ние, ритмичные танцы, изменения ритма дыхания и особые формы медитации.

Приемы изменения сознания сыграли важную роль в обря­довой и духовной истории человечества Индукция холотропных состояний была частью шаманизма, ритуалов перехо­да и других церемоний туземных культур, а также представляла собой элемент древних мистерий смерти и возрождения, ко­торые проводились в разных концах света и особенно процветали в Средиземноморье. Холотропные пережи­вания сыграли важную роль в мистических ветвях великих мировых религий Эти эзотерические традиции разработали специфические методы индуцирования таких переживаний. К ним относятся различные фор­мы йоги, буддийская медитация и сосредоточение, многоголосое мо­нотонное пение, кружение дервишей, христианский исихазм, или «Иисусова молитва», и многие другие методы.

Технологии вхождения в эти состояния предусматривают длительную изоляцию от общества, сенсорную изоляцию, пост, лишение сна, обезвоживание и даже крайние физические вмешательства, такие, как кровопуска­ние, применение сильных слабительных средств и причинение силь­ной боли. Эффективной «технологией священного» было ритуальное употребление психоделических растений и веществ.

Техники изменения сознания часто проводят человека через переживание катарсиса. Катарсис (греч katharsis — очище­ние) — термин античной эстетики, служив­ший для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека.

Древние пифаго­рейцы разработали теорию очищения ду­ши от вредных страстей (гнева, вожде­ления, страха, ревности и т. п.) путем воздействия на нее специально подобран­ной музыкой. Существовала легенда, что Пифагору удавалось с помощью музы­ки «очищать» людей не только от душевных, но и от телесных недугов Платон не связывал катарсис с искусствами, которые ценились им не очень высоко. Сущность катарсиса он усматривал в очищении души от чувст­венных устремлений, от всего телесного, затеняющего и искажающего красоту идей «А очищение не в том ли состоит,- пи­сал он,- чтобы как можно более от­делить душу от тела, приучить ее собираться и сосредоточиваться саму по себе, независимо от тела». Платоновское понимание катарсиса получи­ло дальнейшее развитие у Плотина, а за­тем в патристике и в средневековой аскетике.

Священные мистерии смерти возрождения процветали в Греции и соседних государствах во множестве форм. Среди наиболее известных нужно назвать элевсинские и орфические мистерии, вакханалии (т.е. дионисийские ритуалы), церемонии Аттиса и Адониса, фракийские ритуалы корибантов.

Два гиганта греческой философской мысли которых так высоко ценит европейская цивилизация оставили свидетельства о целительной силе мистерии. Платон, который вероятно был посвящен в Элевсине дал детальное описание опыта ритуального переживания в диалоге «Федр» (Plato, 1961 Phaedrus. In:The Collected Dialoges of Plato. Bollingen Series LXXI. Princeton: Princeton University Press.) при обсуждении разных форм сумасшествия В качестве примера он привел ритуальное безумие корибантов (Plato, 1961 Phaedrus. In:The Collected Dialoges of Plato. Bollingen Series LXXI. Princeton: Princeton University Press.), когда дикий оргиастический танец под аккомпанемент флейт и барабанов выливался в припадок. Платон считал сочетание интенсивной активности экстремальных эмоций с последующей релаксацией мощным катарсическнм переживанием, обладающим удивительной лечебной силой.

Другой великий греческий философ, ученик Платона Аристотель, также видел в мистериях мощные ритуальные события способные исцелять эмоциональные расстройства (Сгоissant J., 1932 Aristote et les misteres. Liege: Faculte de Philosophie et Letters.) Он верил что при помощи вина возбуждающих средств (афродизиаков) и музыки участник посвящения испытывает необычаиный страстный подъем с последующим катарсисом. Это было первым явным утверждением, что полное переживание и освобождение подавленных эмоций — эффективный механизм лечения душевных заболеваний. В соответствии с главным тезисом орфиков, Аристотель постулирует, что хаос и безумие мистерии в конечном итоге ведут к порядку.

Эстетическое осмыс­ление катарсиса было дано Аристотелем. «В «По­этике» он писал, что под действием музыки и песнопений возбуждается пси­хика слушателей, в ней возникают силь­ные аффекты (жалости, страха, энтузиаз­ма), в результате чего слушатели «получа­ют своего рода очищение, то есть облег­чение, связанное с наслаждением». В «Поэтике» он показал катарсическое действие трагедии, определяя ее как осо­бого рода «подражание.. посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов.

В наше время многообразие приемов изменения сознания расширилось. «Клинические методы включают применение чистых растительных алкалоидов с психоделическим воздействием или синтетических психоделических веществ, а также мощные формы эмпирической психотерапии, такие, как гипноз, первичная терапия, высвобождение и холотропное дыхание. Самым популярным из лабораторных методов вызова холотропных состояний стала сен­сорная изоляция — прием, основанный на лишении человека сен­сорных стимулов, в той или иной степени. Другим известным мето­дом является биологическая обратная связь, позволяющая исполь­зовать информацию об изменениях электрических мозговых волн в качестве сигнала направляющего к особым состояниям сознания. Существует множество специальных электронных приборов, исполь­зующих принцип «управления» мозговыми волнами при помощи различных акустических и оптических стимулов.

Холотропные переживания встречаются во многих процедурах, которые на протяжении веков формировали обрядовую, духовную и культурную жизнь раз­личных народов, как источник космологических, мифологических, философских и религиозных систем, описывающих духовную природу космоса и бытия. Они представляют собой ключ к пониманию духовной жизни человечества, — от шаманизма и свя­щенных церемоний туземных племен до великих мировых религий. «Холотропные переживания содержат практические ука­зания, касающиеся оптимальной жизненной стратегии, позволяющей нам полностью осознать свой творческий потенциал. Принимая во внимание все эти причины, важно, чтобы ученые Запада освободи­лись от материалистических предрассудков и занялись объектив­ным систематическим изучением холотропных состояний.

Опыт холотропных состояний сознания позволяет по — новому взглянуть на природу эстетического, пересмотреть существующие системы эстетических категорий и сформировать универсальные философско — эстетические принципы систематизации.

В отличие от органических психозов и делириозных состояний холотропные состояния вызывают тонкие, незаметные, но в то же время далеко идущие изменения личности. Холотропные состояния коренным образом отличаются от психозов тем, что не сопровождаются потерей ориентации: мы знаем, кто мы, где мы и что происходит в данный момент. Параллельно с этим некие иные измерения вселенной и нашей психики вторгаются в наше восприятие. В этих состояниях мы одновременно пребываем в разных реальностях. Отчуждения интеллекта не происходит, он просто начинает действовать в другом режиме. И, хотя это, может быть, не самые лучшие состояния для того, чтобы вести машину или заполнять налоговую декларацию, они обеспечивают инсайт, невероятные прозрения, которых нам не достичь в повседневной жизни.

В холотропных состояниях мы можем получить опыт травматического переживания из младенчества или раннего детства, можем не только понять, как эти травмы влияют, тормозят, ограничивают нашу сегодняшнюю жизнь, но и нейтрализовать влияние этих травматических переживаний. Мы можем вернуться к опыту нашего биологического рождения и даже донатальному периоду, и обнаружить импритинг, тот первоначальный отпечаток впечатления от вхождения в мир (первые часы после рождения), который до сих пор каким-то образом определяет нашу жизнь.

Углубляясь в изучение этой темы, мы видим, что холотропные состояния выходят за рамки всего, что известно современной академической науке. Мы можем войти в контакт с переживаниями опыта наших предков, причем не только людей, но и животных; можем войти в контакт с теми областями, которые Карл Густав Юнг называл расовым или коллективным бессознательным. В некоторых случаях вы можете войти в контакт с событиями, случившимися много лет назад на другом континенте и переживать их как ситуации, в которых вы принимали самое активное участие. Подобные переживания являются основой веры в реинкарнацию — переселение душ, характерную для многих культур.

В холотропных состояниях мы можем пережить опыт полного отождествления нашего сознания, нашего восприятия с сознанием любого живого существа, начиная от приматов, кончая бактериями. Мы получаем доступ к новым областям информации, которые прежде были недоступны для нашего восприятия.

Таким образом, мы получаем возможность к радикально новому восприятию, радикально новому пути познания мира, который является существенной альтернативой привычному конвенциональному пути познания мира, в ходе которого мы наблюдаем явление, а затем садимся и занимаемся интеллектуальным анализом. Суть в том, что холотропные состояния сознания помогают отождествиться с данным объектом мира, войти в него и получить прямую, непосредственную информацию изнутри этого объекта. Таким образом, выяснилось, что практически все, что существует, доступно нашему восприятию.

Мы можем заново открыть для себя смысл определенных мест восточных эзотерических учений. Например, говорится: что вверху, то и внизу, что внутри, то и снаружи. Эти афоризмы лишены смысла для западного интеллекта до тех пор, пока мы не открываем для себя холотропический способ восприятия. При холотропическом образе мышления любая часть, так или иначе, включает в себя целое. То, что ранее было открыто в результате размышления, теперь открывается как прямое переживание в холотропном состоянии сознания.

В холотропном состоянии есть еще один, еще более фантастический аспект. Они позволяют нам перейти в мифологическую область. При этом восприятие мифологических существ и событий соизмеримо с реальным миром, и дает нам принципиально новую информацию о культуре, истории и природе. Из этих состояний сознания мы можем получить новую информацию о мифологических системах, которой у нас не было на интеллектуальном уровне. Позже, сверяясь с мифологическим источником, мы можем подтвердить достоверность этого эпизода, данного нам в холотропном переживании. Это такие переживания, которые позволили Карлу Густаву Юнгу сделать вывод, что за пределами личного бессознательного существуют области коллективного, трансперсонального, общего для всех людей бессознательного.

Стен Гроф предложил различать четыре основные группы переживаний в холотропных состояниях сознания: абстрактные и эстетичес­кие, психодинамические, перинатальные и трансперсональные. Все эти группы переживаний связаны в той или иной степени с эстетическим контекстом.

www.terton.ru

Состояния сознания. Виды измененного состояния сознания . — КиберПедия

Одним из путей исследования сознания является исследование его состояний и их изменений.

В психологии традиционно изучались два состояния сознания: состояниебодрствования, или активное состояние, исон, рассматриваемый как период отдыха.

В современной психологии для характеристики сознания введено понятие «измененные состояния сознания», которое обозначает способ приспособления сознания к изменению внешних и внутренних условий.

Измененные состояния сознания подразделяются на спонтанно возникающие, искусственно вызываемые и психотехнически обусловленные.

Спонтанно возникающие изменения состояния сознания появляются при обычных для данного человека условиях (например, при засыпании либо при значительном перенапряжении), а также в необычных или экстремальных условиях жизни и работы здорового человека.

Искусственно вызываемые измененные состояния сознания возникают под воздействием психоактивных средств (алкоголя, наркотиков) либо психоактивных процедур (сенсорная изоляция или сенсорная перегрузка).

Психотехнически обусловленные измененные состояния сознаниясопровождают процессы психической регуляции или саморегуляции в современной психотерапии, а также при применении особой психотехники.

Рассмотрим спонтанно возникающие изменения состояния сознания на примере бодрствования и сна.

Психотехнически обусловленные изменения состояния сознания покажем на примере применения психотехники медитации.

Бодрствование — нормальное состояние сознания, соответствующее активации всего организма. Восприятие внешнего мира и событий в нем, действия человека в значительной степени зависят от состояния сознания — от того, напряжен человек или нет, возбужден или находится в дремоте. Обработка информации меняется, подчас очень существенно, в зависимости от уровня бодрствования и от готовности к восприятию сигналов .

Согласно закону Йеркса-Додсона, поведение человека будет тем эффективнее, чем ближе его уровень бодрствования к некоторому оптимому — он не должен быть ни слишком низким, ни слишком высоким. При низких уровнях готовность человека к действию постепенно уменьшается и вскоре он засыпает, а при более высоких он становится взволнованным и его поведение может даже полностью дезорганизоваться.

В среднем организм человека функционирует примерно с таким чередованием: 16 часов бодрствования, 8 часов сна. Этот 24-часовой (с небольшими вариациями) цикл управляется внутренним контрольным механизмом, называемым биологические часы.



На первый взгляд кажется, что сон и бодрствование являются противоположными состояниями сознания. Однако оба эти состояния имеют много общего:

  • мы думаем, когда спим, видим сновидения, хотя тип мышления во сне отличен от типа мышления при бодрствовании;
  • мы запоминаем события во сне и можем пересказать их во время бодрствования; некоторые сны помнятся всю жизнь;
  • сон не является абсолютным покоем. Мы двигаемся во сне;
  • во сне мы не отключаемся от внешней информации и готовы к приему определенных сигналов, например мать моментально реагирует на плач младенца;
  • сон не уничтожает наших планов. Так, некоторые люди планируют время пробуждения и просыпаются в намеченный час.

Строгой границы между сном и бодрствованием по наличию психических процессов, протекающих в этих состояниях, нет.

Долгое время полагали, что сон — это просто полный отдых организма, позволяющий ему восстанавливать силы, израсходованные в период бодрствования. Было замечено, что недостаток сна существенно сказывается на поведении: после нескольких суток без сна возникали галлюцинации, терялась способность нормально воспринимать стимулы из внешнего мира и т.п.

Сейчас известно, что сон — не просто восстановительный период для организма, а представляет собой состояние первостепенной важности для сохранения нормального состояния сознания. Мозг во время сна продолжает активно функционировать.

Сон вовсе не однородное состояние, а сложный психический процесс, включающий в себя стадиимедленноволнового ипарадоксального сна.

Медленноволновой («медленный») сон составляет 80% общего времени сна. При погружении человека в медленный сон ритмы сердца и дыхания замедляются, мышцы расслабляются и организм в максимальной степени восстанавливает свои силы.

Парадоксальный сон занимает 20% времени, сопровождается падением мышечного тонуса с возрастанием деятельности мозга и быстрыми движениями глаз. Все сновидения приходятся на период парадоксального сна. Парадоксальный сон так же необходим организму, как и глубокий сон, хотя его значение для понимания деятельности психики до сих пор не совсем ясно.



Психотехнически обусловленное измененное состояние сознаниядостигается медитацией, которая представляет собой способ достижения желаемого состояния сознания путем применения особой техники.

Цель медитации заключается всужении поля сознания настолько, чтобы отрезать его от внешнего мира. В состоянии медитации мозг человека ритмически реагирует на тот стимул, на котором сосредоточился человек. Есть несколько способов достижения этой цели: концентрация внимания на мыслях или физических ощущениях, использование ритмических танцев, сопровождающихся бесконечным повторением одного и того же слова, выполнение йоги, которая делает акцент на владении телесными позами и дыханием.

Некоторые люди достигают во время медитации даже такого уровня контроля, что могут по собственному желанию замедлять сокращения сердца или уменьшать потребление кислорода примерно до 20%.

Техника медитации широко популяризировалась на Западе как якобы эффективный метод решения психологических проблем. Нужно иметь в виду, что техника медитации является элементом восточной культуры и зачастую бывает используема в рамках различных оккультных сект. Пропагандирование техники медитации направлено на разложение традиционных форм сознания и подготавливает почву для всякого рода деструктивных, тоталитарных и сатанинских сект. Такого рода пропаганда под флагом свободы совести широко ведется в нашей стране и особую опасность представляет для молодых людей, многие из которых становятся жертвами тоталитарных сект.

cyberpedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *