Изучает психодиагностика – Психодиагностика — Википедия

Психодиагностика: Научная психодиагностика и ее задачи

1.1. Научная психодиагностика и психодиагностическая практика.
1.2. Психодиагностические задачи.

1.1. Научная психодиагностика и психодиагностическая практика

Психодиагностика как наука: определение, основные отрасли, связь с другими психологическими дисциплинами:


Психодиагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта).

Термин «психодиагностика» появился в 1921 г. и принадлежит Г.Роршаху, назвавшему так процесс обследования с помощью созданного им «основанного на перцепции диагностического теста». Однако содержание этого термина вскоре существенно расширяется. Под психодиагностикой начинают понимать все то, что связано с измерением индивидуальных различий, по сути, используя это термин как синоним психологического тестирования.

ПСИХОДИАГНОСТИКА – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, а также переменных социального окружения, в котором осуществляется жизнедеятельность личности (Бурлачук, 2008)

Как теоретическая дисциплина, общая психодиагностика рассматривает:
-закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений
-правила диагностических умозаключений, с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических переменных.

Отрасли общей психодиагностики:
-образовательная психодиагностика (отрасль общей психодиагностики, диагностирование способностей и черт личности участников образовательного процесса, а также измерение успешности усвоения учебного материала). 

-клиническая психодиагностика (область психодиагностики, направленная на изучение, оценку и учет индивидуально-психологических особенностей  личности, (структурно-динамические особенности личности, отношение  к болезни, механизмы  психологической   защиты и т. д.), оказывающих влияние  на предупреждение, возникновение, течение и исход психических, так и соматических заболеваний). 
-профессиональная психодиагностика (психологическая диагностика с целью профотбора, профобучения и профориентации)
-психодиагностика окружающей среды (оценка семейно-домашней, рабочей (производственной) и образовательной среды)

Место психодиагностики в системе психологической науки
Как теоретическая дисциплина психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила диагностических умозаключений, с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психологического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических переменных. (Гуревич, 1997)

ПСИХОДИАГНОСТИКА:

1. ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Общая психология, медицинская, дифференциальная, возрастная, социальная и пр.
2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОМЕТРИЯ Целью которой является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам
3. ПРАКТИКА Выдвигают психодиагностические задачи

Связь психодиагностики с другими психологическими дисциплинами:

Психодиагностика и  дифференциальная психология
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — наука об индивидуальных психологических различиях.
Предметные   области  исследований   психодиагностики и дифференциальной    психологии   совпадают, а разделить  их пытаются по тому признаку, что первая  ориентирована на измерение индивидуальных различий, а для второй характерно  познание, проникновение в сущность причин и следствий  этих различий.  Психодиагностика  рассматривается как мост между наукой и практикой: наукой  об  индивидуальных психологических различиях (дифференциальная психология)  и практикой  постановки  психологического   диагноза.

Психодиагностика и психометрия
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОМЕТРИЯ — область психологии, касающаяся измерений индивидуальных различий между людьми, осуществляемых с помощью тестов. Обосновывает требования, которым должны удовлетворять тестовые методики, процедуру их разработки и применения.
Первоначально под психометрией  понималось  измерение временных  характеристик   психических  процессов. Впоследствии   к психометрии начинают  относить  все то, что связано  с количественным определением   психических явлений. В ряде случаев  психологическое тестирование   (психодиагностика) и психометрия отождествляются.  

Психодиагностика и психологическая оценка

Психологическая оценка — это сбор и интеграция данных об индивидуальности применительно к возникающим в ее жизнедеятельности проблемам (психическое здоровье, сложности взаимодействия с окружающими, неспособность к обучению и т.д.) с помощью различных методов (например  с помощью  интервью, наблюдения за поведением, психологических тестов, физиологических или психофизиологических измерений, специальной аппаратуры  и т. п).
Психологическое тестирование  — это измерение  психологических   характеристик  индивидуальности с помощью тестов.
Психологическая   оценка — понятие  более широкое, чем психологическое тестирование, однако чаще всего выступает в качестве синонима психологическому   тестированию, охватывающему  весь спектр  психологических измерений:  от психических  функций  до личности.  

Психодиагностика как сфера практической деятельности психолога: достоинства психодиагностических методов, области использования:


Развитие  психологической   диагностики  приводит  к появлению  особого  исследовательского  метода — диагностического. Основной   особенностью   психодиагностического  метода является  его измерительно-испытательная, оценочная направленность, за счет  которой достигается количественная   (и качественная)   квалификация   изучаемого  явления.

Понятия  нормы, валидности  и надежности  — те «три кита», на которых покоится  разработка  и применение диагностических   методик. 

Анализ  психодиагностического метода позволяет  выделить  специфические мотивы, определяющие активность субъекта, особую стратегию его поведения, особенности ситуации — как социальной   (взаимодействие    психолога  и обследуемого), так и стимульной  (например, с разной  степенью структурированности).

Области практического использования результатов психодиагностической работы:
Оптимизация процессов обучения и воспитания
Профотбор, профобучение и профориентация
Клинико-консультационная и психотерапевтическая работа

Судебно-психологическая экспертиза

Особенности психодиагностических методик
быстро собирается информация информация об отдельных особенностях человека
информация может использоваться для количественного и качественного сравнения с другими людьми
на основе информации можно осуществить выбор средств воздействия и прогноз развития

Специфические принципы психодиагностики:
1) принцип корректности подчеркивает относительность психологического диагноза, обязывает учитывать, что результаты диагностики могут быть ситуативными.
2) принцип ориентации на выявление индивидуальности предполагает признание уникальности внутреннего мира обследуемого, неповторимости его жизненного пути, предыстории и истории развития.
3) принцип безоценочности отражает неправомерность использования оценочных критериев при постановке психологического диагноза.
4) принцип трансформации состоит в том, что человек как объект психодиагностики включается в систему взаимосвязей с социумом, культурой, предметной средой и природой. Изменения, происходящие в них, отражаются как на психологии человека, так и на содержании его взаимодействия с миром и с самим собой.


1.2. Психодиагностические задачи

Ситуация клиента и ситуация экспертизы в психодиагностике:

Ситуация клиента — психодиагностическая ситуация, возникающая в тех случаях, когда сам испытуемый был инициатором обследования и является главным адресатом психодиагностической информации.
В ситуации клиента человек сам обращается за помощью к  психологу, заинтересован в разрешении своего вопроса. Он охотно идет на сотрудничество, старается выполнить инструкции как можно более точно, не имеет сознательных намерений приукрасить себя или фальсифицировать результаты.  (консультации, служба телефон доверия, центры психологической консультации, частные обращения). Ответ психолога может быть в виде консультации, психокоррекции.

Ситуация экспертизы — психодиагностическая ситуация, возникающая в тех случаях, когда испытуемый подвергается обследованию в принудительном порядке и не является главным адресатом психодиагностической информации, хотя по результатам обследования другими людьми могут быть приняты решения, жизненно важные для испытуемого.
В ситуации экспертизы  к психологу обращается администрация за помощью в диагностике, например уровня психического развития человека, причин отклоняющегося поведения подростка, состояния преступника в момент совершения преступления, проф.пригодности и т.д. Человек знает, что подвергается экспертизе,  старается выдержать «экзамен», а для этого вполне осознанно контролирует свое поведение и свои ответы так, чтобы выглядеть в максимально выигрышном свете (или добиться своей цели даже ценой симуляции,  отклонений и расстройств). Он заинтересован в том, чтобы как можно лучше контролировать свои ответы и угадывать, чего от него хотят. Клиент в ситуации экспертизы предельно ориентирован на осознанное соблюдение социально одобренных форм поведения, т.е. стремится действовать правильно.  Ответ психолога чаще всего в виде психологического заключения для принятия администрацией решения.

В ситуации клиента к диагностическому инструменту можно предъявлять гораздо менее жесткие требования относительно его защищенности от фальсификации вследствие сознательной стратегии, чем в   ситуации экспертизы.

«…любое психодиагностическое обследование актуализирует у испытуемого мотив экспертизы, минимизация которого – одна из важнейших задач психолога» Л.Ф.Бурлачук

Номотетический и идиографический подходы в психодиагностике


Номотетический и идиографический подходы в психологии (Гайда, 1994)

НОМОТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ -направленность психодиагностического обследования на оценку личности с помощью стандартного набора черт с целью определения ее сходства с другими людьми, для того чтобы выявить, как в психике отдельного человека проявляются общие закономерности.

Номотетический    подход предполагает  существование   некоторых  общих законов, справедливых  для всех явлений  данной  области исследований.   Применительно  к личности  утверждается  реальность  общих  черт.  Так, когда  у обследуемого наблюдается, например, тревожность, считается  возможной  разработка  некоторой общей  меры этой личностной черты, которая  позволит  распределить  всех людей по степени  ее выраженности.   При этом обычно  соглашаются  с тем, что если у двух обследуемых  оказываются  идентичные  показатели  по той или иной шкале (тесту), то следует считать  их обладающими   одинаковыми   психологическими    чертами.

ИДИОГРАФИЧЕСКИ

anchiktigra.livejournal.com

Психодиагностика

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

МАГНИТОГОРСКИЙ ФИЛИАЛ

Р Е Ф Е Р А Т

НА ТЕМУ

МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ.

Выполнил ЦЕЙТИН Е.И.

Проверил

2000 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр

1. Предмет психодиагностики …2

2. Возникновение психодиагностики, как науки

и основные этапы ее развития …4

3. Методы психодиагностики

и их классификация …5

3.1. Краткие характеристики психодиагностических

методик …6

3.2. Тесты и тестирование …9

3.3. Требования, предъявляемые к тестам …9

3.4. Особые требования, предъявляемые

к психодиагностическим методикам …12

3.5. Правила проведения тестирования,

обработки и интерпретации результатов …13

Список использованной литературы …14

1. Предмет психодиагностики

Психодиагностика — это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина.

Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.

Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

Психодиагностика понимается двояко:

1. В широком смысле — сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и измерение его свойств;

2. В узком смысле, более распространенном – измерение индивидуально – психодиагностических свойств личности.

В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа:

1. Сбор данных.

2. Переработка и интерпретация данных.

3. Вынесение решения – психодиагностический диагноз и прогноз.

Психодиагностика как наука определяется, как область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально – психологических особенностей личности.

(4, стр.142)

Как теоретическая дисциплина, психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Психодиагностика с одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с другой – конкретное воплощение теоретических построений – способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту.

(1, стр. 58)

Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии:

Принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;

Принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;

Принцип диалектической связи сущности и явления – позволяет увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности;

Принцип единства сознания и деятельности – сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой;

Личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.

Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик – способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности.

2. Возникновение психодиагностики, как науки и основные этапы ее развития.

История современной психодиагностики начинается с первой четверти ХIХ в., т.е. с начала клинического периода в развитии психодиагностических знаний. Врачи – психиатры начали вести в клиниках систематические наблюдения за больными, записывая и анализируя результаты своих наблюдений.

В это время появляются такие методы психодиагностики, как наблюдение, опрос, анализ документов. Но эти методы носили качественный характер, поэтому по одним и тем же данным разные врачи часто делали разные выводы.

Только во второй половине ХIХ в., когда немецкий психолог Вундт создал первую в мире психодиагностическую лабораторию, где в целях психодиагностики стали применять технические устройства и приборы, методы психодиагностики приобрели количественный характер.

(2, стр.15)

Тогда же был открыт основной (базальный) психофизический закон Вебера.

Проводя эксперименты на различение весов, длины линий и высоты акустического тона, Вебер установил, что отношение едва заметного изменения раздражителя dI к его исходному значению I есть величина постоянная, т.е. dI/I = constanta.

Согласно закону Вебера дифференциальный порог чувствительности – есть некая постоянная часть величины исходного раздражителя на которую он должен быть увеличен или уменьшен для того, чтобы получить едва заметную трансформацию ощущения.

(5, стр.168)

Открытие закона Вебера дало возможность измерения психодиагностических явлений. В соответствии с этим законом основным объектом измерения стали ощущения человека, и долгое время практическая психодиагностика ограничивалась измерением ощущений.

Современные методы психодиагностики, касающиеся основных психодиагностических процессов, свойств и состояний человека, стали появляться в конце ХIХ-начале ХХ в. в это время активно развиваются теория вероятностей и математическая статистика, на которые впоследствии стали опираться научные методы количественной психодиагностики.

В 1884 г. английский психолог Гальтон основал Антропометрическую лабораторию, одной из целей ее стало получение статистических данных о человеческих способностях. Через этот эксперимент прошло около 10 000 чел. Он же в 1877 г. предложил использовать в психодиагностике метод корреляций.

Современник Гальтона Фишер изобрел дисперсионный анализ, а другой англичанин Спирмен – факторный анализ.

Первый статистически обоснованный тест Бине появился в 1905-1907 гг.

В 20 гг стали появляться новые психодиагностические , в том числе интеллектуальные и личностные тесты, позволяющие проводить психодиагностику различных процессов и свойств человека.

На 50-60-е гг ХХ в. приходится основное количество различных психодиагностических методик.

Современная психодиагностика выделилась в отдельную область научных и практических психодиагностических знаний. Все более широкое применение в психодиагностике находят современные методы математики и физики, а также средства электронной психодиагностики.

3. Методы психодиагностики

и их классификация

В насоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, напр. физике. Это требования операционализации и верификации.

Операционализация – предполагает указания на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.

Верификация – т. е. всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на научность, должно пройти проверку на его непустоту , т. е. на реальность существования явления, определяемого этим понятием.

Самую общую схему классификации психодиагностических методов можно представить в виде следующей схемы:

Таблица 1

Классификация психодиагностических методов


3.1. Краткие характеристики

психодиагностических методик.

1. Бланковые методики – составляют большинство из них. В них испытуемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого.

Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.

2. Опросные методики – занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы.

Недостатки:

· субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них;

· эти методики трудно стандартизировать, а следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.

3. Рисуночные психодиагностические методики – используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.

4. Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее валидные и информативные.

5. Объективно манипуляционные методики – в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п.

mirznanii.com

Основные направления в психодиагностике — Мегаобучалка

Выделяют 2 подхода: — 1) выделение психодиагностики с точки зрения соотнесения теории и практики: теоретическая и практическая; 2) зависит от объекта психодиагностики: общая и специальная

Общая психодиагностика— отрасль использует индивидуальный объект психодиагностики, т.е. в рамках общей психодиагностики разрабатываются такие методики, которые могут использоваться везде. Общая психодиагностика связана с общей, социальной психологией и дифференциальной психологией.

Специальная (частная) психодиагностика – связана с такими областями психологии, как: медицина, возрастная, консультативная, юридическая, военная психология, психология труда, спорта и т.д. Изучает особенности постановки психологического диагноза неким специальным объектам. Виды специальной психодиагностики:

— клиническая психодиагностика

— профессиональная

-психолого-педагогическая

Виды психодиагностики

Психодиагностику принято делить на два основных направления — общую и специальную. Под общей психодиагностикой понимают такую ее область, которая изучает закономерности постановки психологического диагноза, применимые ко всем объектам психодиагностики. К ним отнести изучение методологических, теоретических и конкретно-методических принципов построения психодиагностического инструментария, разработку универсальных методов и методик психодиагностики личности, определение психометрических основ психодиагностических методик, выделение нормативных требований к методикам и психодиагностам.

Специальная психодиагностика изучает закономерности постановки психологического диагноза отдельным, специальным объектам диагностики.

Выделяют клиническую, психолого-педагогическую и профессиональную специальную психодиагностику. Данные направления отличаются особенностями объекта психодиагностики, от которого зависят и задачи, и методы, и условия психодиагностики.

Объектом клинической психодиагностики выступают психологические особенности больного человека. Поскольку заболевания бывают разные, выделяют соматопсихологическую диагностику, патопсихологическую диагностику, нейропсихологическую диагностику. Основными задачами клинической психодиагностики являются:



— выявление особенностей нарушения психических функций и личности больного в целом для уточнения диагноза;

— исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией;

-получение необходимой информации для проведения коррекционной и реабилитационной работы.

В клинической психодиагностике используются как общие методы диагностики личности, так и специальные патопсиходиагностические и нейропсиходиагностические методики.

Объектом психолого-педагогической диагностики являются психологические особенности всех участников воспитательно-образовательного взаимодействия – детей, педагогов, родителей и администрации. В качестве задач этого направления можно выделить:

— изучение уровня развития и отклонений в развитии школьников;

— анализ межличностных отношений;

— диагностика индивидуальных особенностей;

— сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем обучения.

В психолого-педагогической диагностике применимы практически все известные методы психодиагностики, но необходимо учитывать возрастные особенности клиентов.

Объект профессиональной психодиагностики – психологические особенности человека как субъекта профессиональной деятельности. К задачам этого направления следует отнести:

— изучение профессионально-важных качеств для составления профессиограм и профессионального отбора;

— диагностика индивидуальных особенностей работников с целью повышения эффективности деятельности;

— выявление способностей и уровня развития для помощи в профессиональном самоопределении.

Для решения этих задач широко используются специальные методы изучения профессий, диагностики профессиональной направленности и специальных способностей.

В зависимости от сложившейся психодиагностической ситуации меняется условия работы психолога. Для ситуации консультирования важно установить доверительные взаимоотношения с клиентом, для ситуации отбора и аттестации – обеспечить достоверность полученных результатов, для ситуации принудительного обследования – привлечь клиентов к обследованию.

Характеризуя ситуацию диагностического обследования Л.Ф. Бурлачук (2003г.), вслед за З.Плевицкой возможные диагностические ошибки. Это ошибки, связанные со сбором данных и их переработкой. К первой группе они относят:

— ошибки наблюдения

например: игнорирование важных проявлений личности

ошибки регистрации

например: различия в понимании одних и тех же терминов разными людьми

— ошибки инструментальные, связанные с неумением пользоваться диагностическим инструментарием.

Ко второй группе ошибок авторы относят:

— эффект «первого впечатления», заключающийся в переоценке диагностического значения первичной информации;

— ошибка атрибуции, проявляющаяся в приписывании клиенту черт, которых у него нет;

— ошибка ложной причины;

— познавательный радикализм означающий тенденцию к переоценке рабочих гипотез и нежелании искать лучших решений;

-познавательный консерватизм – предельно осторожная формулировка гипотез.

megaobuchalka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *