Картотека по развитию речи (старшая группа): Игры с пословицами и поговорками
Банк игр с пословицами и поговорками
Пословицы и поговорки хорошо использовать в работе с дошкольниками для развития всех образовательных областей. Здесь затрагивается развитие мышления, логики, памяти. Услышав пословицу, каждый малыш не только ее запоминает, и откладывает в своем подсознании, но и представляет себе окружающий мир по-другому, ровно так, как он был выражен в пословице.
Особенно большое значение имеют пословицы и поговорки для социально-коммуникативного развития. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей, развивают нравственные качества личности, без назиданий и поучений. В маленьком возрасте малыш еще не способен воспринимать взрослую серьезную речь, о совершенно незнакомых и непонятных вещах. Другое дело поговорки, которые благодаря своему слаженному слогу, непринужденности, и легкому восприятию и запоминанию, способны раскрыть ребенку самое главное- духовное и нравственное начало.
Игра «Угадай пословицу».
За (какой?) головой, как за каменной стеной (умной, большой, старой).
(Какую?) дружбу топором н6е разрубишь? (Верную, долгую, красивую).
(Что?) век не забудется? (Добро, богатство, бедность).
(Какому?) человеку бывает стыдно и перед кошкой (взрослому, старому, доброму).
Худо тому, кто (что?) не делает никому (добра, встреч, помощи).
(Какое?) слово до сердца доходит (длинное, сердечное, непонятное).
(Какое?) слово, что дождь в засуху (доброе, короткое, весёлое).
Людям забота как воздух нужна, стать всем (каким?) поможет она (выше, богаче, добрее).
Игра «Закончи пословицу или поговорку»
Терпение и труд … (все перетрут).
Дело мастера … (боится).
С волками жить … (по-волчьи выть).
Яблоко от яблони … (недалеко падает).
Грамоте учиться … (всегда пригодится).
Худой мир … (лучше доброй ссоры).
На безрыбье … (и рак рыба).
Один в поле … (не воин).
Ученье — свет … (а неученье — тьма).
Что посеешь … (то и пожнешь).
Шила в мешке … (не утаишь).
Блиц опрос «Знатоки пословиц».
Он красен платежом. (Долг)
Разлетаются при заготовке дров в лесу. (Щепки)
Праздник, не являющийся круглогодичным для кота. (Масленица)
Специалистка по поиску грязи. (Свинья)
Приходит во время еды. (Аппетит)
Не укусишь, несмотря на близость местонахождения. (Локоть)
Без труда из водоема не вытащишь. (Рыбка)
Дорога к обеду. (Ложка)
По нему провожают. (Ум)
Тихое место обитания нечистой силы. (Омут)
Птица, на которую не похоже вылетевшее слово. (Воробей)
Не присмотренное у семи нянек. (Дитя)
Он не приходится товарищем свинье. (Гусь)
Город-долгострой. (Москва)
Если своя, то не тянет. (Ноша)
Какая птица предпочтительнее летающего по небу журавля, если она в руках. (Синица)
Они считаются классической парой. (Сапоги)
Животное, являющееся щенком до старости. (Маленькая собачка)
Всему голова. (Хлеб)
Порядковый номер блина, получившегося комом. (Первый)
Куда не рекомендуется ходить со своим уставом. (В чужой монастырь)
У них нет товарищей. (Вкус и цвет)
Он спит, а служба идет. (Солдат)
Путеводитель до Киева. (Язык)
Им нельзя испортить кашу. (Масло)
Головной убор, который указывает на нечестного гражданина. (Шапка)
Единица счета по осени. (Цыпленок)
Чужой, куда бросают камни. (Огород)
Мать ученья среднего рода. (Повторенье)
Знающий свой шесток. (Сверчок)
Друг человека. (Собака)
Любитель кататься в масле. (Сыр)
То, что хвалит каждый кулик, если оно свое. (Болото)
Они падают близко от дерева, на котором росли. (Яблоки)
После ее завершения бесполезно махать руками. (Драка)
Для нее всегда хомут найдется. (Шея)
Время года для приготовления саней. (Лето)
Бегущий на ловца. (Зверь)
Игра «Вспомни пословицу и поговорку»
Игрокам даётся фраза, а они должны подобрать к ней пословицу или поговорку
Учись всю жизнь — Век живи — век учись.
Беречь время — Делу — время, потехе — час. Разумно жить, минутой дорожить.
Береги здоровье — Больной и сам не свой.
Не болтай — Держи язык за зубами.
Будь гостеприимным — Гостю щей не жалей, а погуще лей. Гостю почет, а хозяину честь.
Не торопись, делай все аккуратно — Делано наспех, делано на смех. Поспешишь — людей насмешишь.
Держи слово— Не давши слова, крепись, а давши — держись.
Не завидуй другим. — Завидущи глаза не знают стыда. Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.
Не ссорься — Ссора до добра не доведет. Лучше худой мир, чем добрая ссора.
Доводи начатое дело до конца — Не верь началу, верь концу.
Игра «Исправь ошибку»
Игрокам даётся начало от одной пословицы, а коней от другой. Нужно исправить ошибку и назвать пословицы.
Баба с возу, а хомут найдется
Баба с возу — кобыле легче
Была бы шея, а хомут найдется
Беды мучат, а руки делают
Беды мучат, да уму учат
Глаза страшатся, а руки делают
Без труда не накинешь платок
Без труда не вынешь и рыбку из пруда
На всякий роток не накинешь платок
Едешь на день, а сам не плошай
Едешь на день — хлеба бери на неделю
На бога надейся, а сам не плошай
За двумя зайцами погонишься, бей молотом
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь
Не умеешь шить золотом, бей молотом
Где тонко, там и горя нет
Где тонко, там и рвется
Где любовь и совет, там и горя нет
Красна птица пером, да дураку досталась
Красна птица пером, а человек — умом
Умная голова, да дураку досталась
Скучен день до вечера, мужик не перекрестится
С кучен день до вечера, коли делать нечего
Гром не грянет, мужик не перекрестится
Игра «Подбери пословицу»
Игроки должны к пословице слева подобрать пословицу из правого столбика схожую по смыслу
| Большое дело не бывает без потерь |
| Одного поля ягоды |
Куй железо, пока горячо | За деревьями не видно леса |
| Ржавое железо не блестит |
| Делай все вовремя |
| Трудно и дереву одинокому расти |
| Чистое золото ценится дорого |
Один в поле не воин | Теперь обувь шьют и без шила |
| О книге не суди по переплету |
| Из угольного мешка не выходит белой пыли |
Что посеешь, то и пожнешь | Не говори гоп, пока не перескочишь |
Не дивись на человека, а дивись на его дело | |
Что делаешь, то и имеешь |
nsportal.ru
Сценарий проведения игровой программы «Пословицы недаром молвятся!»
Ключевые слова: загадки, пословицы, игровая программа о пословицах , игра «Сложи пословицу» , загаданные пословицы
Цель: познакомить учащихся с одним из малых жанров фольклора – пословицами и поговорками.
Задачи:
- Формировать понятия о пословице и поговорке как фольклорных жанрах.
- Формировать интерес учащихся к родному языку, знакомить их с богатством и разнообразием родной речи, расширять их кругозор.
- Способствовать повышению культуры речи учащихся, обогащению их словарного запаса пословицами и поговорками.
- Развивать творческие способности, логическое, ассоциативное и абстрактное мышление детей.
- Знакомить учащихся с национальными особенностями разных народов.
- Воспитывать детей в духе межнациональной терпимости и толерантности.
- Формировать умение командной работы.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Дети делятся на три команды. Каждая занимает
свое рабочее место.
Звучит фонограмма песни «Вместе тесно…»
(автор М.Скребцова).
Ведущая: Дорогие ребята! Нашу программу я хочу начать с загадки. А ну-ка, отгадайте, о чем идет речь?
Вам выражения знакомы:
Про первый блин, что вечно комом,
Про сор, что из избы несут…
Как их в народе все зовут? (Пословицы)Пословицы недаром молвятся,
Порой они нас наставляют,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни – верные друзья.
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Без пословиц не проживешь – точно и
справедливо сказано народом. В краткой, образной
форме они отражают все стороны человеческой
жизни. В них заключены вековая мудрость, красота
и сила русской речи.
Недаром говорится, что русская пословица ко
всему пригодится.
- Пословица – всем делам помощница.
- Без пословицы не проживешь.
Русский народ очень богат пословицами. Свое глубокое уважение к пословицам и свой взгляд на них народ выразил в пословицах о самих пословицах:
- Пословица вовек не сломится.
- Пословицы ни обойти, ни объехать.
- Пословица ведется, как изба веником метется.
По мнению народа, каждая пословица наполнена
содержанием: «Всякая пословица недаром
молвится», «Старинная пословица не на ветер
молвится». Придавая высокое значение пословице,
народ считает, что пословица – это речь умная,
разумная, содержательная: «Глупая речь – не
пословица», или: «Белый свет – не околица, а
пустая речь – не пословица».
Проводится дидактическая игра «Составь пословицу!»
Каждая команда получает карточку, на которой отдельными словами в произвольном порядке написаны пословицы. Задача детей составить эти пословицы.
1 команда
- пословица, Всякая, не, мимо, молвится, дела. (Всякая пословица не мимо дела молвится.)
- слово –, Не, пословица, всякое. (Не всякое слово – пословица.)
2 команда
- пословица, в, Хороша, лад. (Хороша пословица в лад.)
- есть, на, пословица, спесь, И, твою. (И на твою спесь пословица есть.)
3 команда
- Егорку, поговорка, всякого, На, есть. (На всякого Егорку есть поговорка.)
- слова, Из, выкинешь, поговорки, не. (Из поговорки слова не выкинешь.)
Все команды
- строится, Без, дом, не, углов, не, пословицы, речь, без, молвится. (Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.)
Ведущая: Что же такое пословица?
Пословица – это краткое изречение, заключающее в
себе какое-нибудь практическое поучение.
Пословица учит, как надо жить, как обходиться с
людьми, как надо относиться к труду, к своему
отечеству и т.д.
Эти маленькие мудрые изречения веками учили и воспитывали целые поколения, служили для размышлений. Недаром русские люди уже много лет назад составляли для себя рукописные сборники пословиц, перечитывали их, раздумывали над ними, старались их запомнить. И еще заметили, что стихи запоминаются лучше, чем проза. Поэтому и становились пословицы стихотворными строчками:
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Если мил друг, то и семь верст не крюк.
Проводится игра «Загадки, загаданные пословицами».
Ребятам предлагается отгадать загадки, загаданные пословицами и поговорками. А затем вспомнить и назвать пословицу со словами-отгадками.
1 команда
- Лапки её мягки, да когти остры.
- Она спит, а мышей видит.
- Доброе слово и ей приятно. (Кошка)
- И она помнит, кто ее кормит.
- Не бойся ее брехливой, а бойся молчаливой.
- Она на сене: сама не ест и другим не дает. (Собака)
Вспомните и назовите пословицу, которая характеризует взаимоотношения постоянно ссорящихся людей. (Живут, как кошка с собакой.)
2 команда
- Грозит она кошке, да из норы.
- Она гложет, что может.
- Надулся, как она на крупу. (Мышь)
- Она на порог, а мышка в уголок.
- Ее против шерсти не гладят.
- Знает она, чье мясо съела.
(Кошка)
Вспомните и назовите пословицу, которая означает предостережение человеку, обидевшему слабого. (Отольются кошке мышкины слезки.)
3 команда
- Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
- Как его ни корми, он все в лес смотрит.
- Его ноги кормят. (Волк)
- Он неуклюж, да дюж.
- С ним дружись, а за топор держись.
- Два их в одной берлоге не уживутся. (Медведь)
Вспомните и назовите пословицу, которая означает попадание из малой беды в большую. (От волка бежал, да на медведя напал.)
Ведущая: Если бы собрать все до единой
пословицы одного только русского народа, то
образовалась бы огромная многотомная
энциклопедия народной мудрости, завещанной нам
веками.
Знаменитый собиратель русских народных пословиц
Владимир Иванович Даль, современник А.С.Пушкина,
потратил 50 лет своей жизни на собирание пословиц,
и все же его сборник пословиц считается далеко
неполным.
Проводится дидактическая игра «Живые буквы» – тема «Пословица».
Команды получают наборы карточек с буквами, из которых они сначала составляют исходное слово «Пословица», а затем из букв исходного слова – слова-ответы на вопросы.
Ведущая дает задание:
Вам буквы выданы не зря,
Несложен их секрет.
Из них составьте вы, друзья,
На мой вопрос ответ!
1. Оно не воробей, вылетит – не поймаешь. слово
2. Когда она есть, ума не надо. сила
3. Им лучше в грязь не ударять. лицо
4. Кто и во сне кур считает? лиса
5. Паршивая, она все стадо портит. овца
6. В сказке был чудесный пир,
Что на нем я с медом пил? пиво
7. Бывает он долог, да ум короток. волос
Чтецы:
Бывает частенько, что слово одно,
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
Но очень по-разному служит оно
Примеры тут можно найти без труда:
Возьмем хоть короткое слово «вода».
С тех пор уж «не мало воды утекло».
О смелом мы вправе сказать на перед,
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет».
А гуси и утки сухие всегда,
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою, ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал».
Лентяй отдыхает, а время идет,
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно мол, воду-то в ступе толочь!»
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду, ты дело давай».
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом».
Стихи я пишу не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода».
В.Суслов «Как работает слово»
Ведущая:
Русская народная пословица существовала в различных слоях общества, но большинство пословиц возникло в народной среде, и творцом их является сам народ.
«Вот как хорошо сочиняют мужики. Все просто. Слов мало, чувства много», – сказал однажды великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.
Пословичная энциклопедия народной мудрости непрерывно обновляется и обогащается, как и сама народная жизнь. На место устаревающих пословиц всегда возникают новые, отвечающие потребностям народа. Кроме того, среди старых пословиц много таких, которые не устарели еще и в наше время. Самые устойчивые из старинных пословиц те, которые величают труд и учение и выражают презрение к невеждам, глупцам и лентяям.
- Лентяй да шалопай – два родных брата.
- Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
- Где ум, там и толк.
- Красна птица пером, а человек умом.
Проводится дидактическая игра «Азбука – к мудрости ступенька».
Ребятам предлагается заменить предложения пословицей или поговоркой.
Без знаний не прожить. (Ученье – свет, а неученье – тьма.)
Учиться надо всю жизнь. (Век живи, век учись.)
Освоение грамоты – большой труд. (Сперва аз да буки, а там и науки.)
Для учения нет старости. (Грамоте учиться всегда пригодится.)
Учиться трудно, но результат стоит трудов. (Корень учения горек, а плод его сладок.)
Ведущая: Не каждый человек сумеет
рассказать сказку или спеть песню. Но
любой человек может употребить в разговоре
пословицу или поговорку и даже сам того не
заметит. Не зря в народе говорится: «Без
пословицы речь не молвится».
Я прочитаю вам одну сказочную историю из книжки
«Пословицы и поговорки в сказках». Вы
внимательно слушайте и назовите потом те
пословицы и поговорки, смысл которых объясняется
в этой сказке.
Ведущая читает сказку «Делу время – потехе час» О.Перовой.
Ведущая: Все народы имеют пословицы, и
у всех народов пословицы ведут свое начало от
самой глубокой древности. Но у каждого народа они
свои, потому что пословицы отражают национальные
черты каждого народа.
«За двумя зайцами погонишься – ни одного не
поймаешь», – говорят русские люди. А в
Азербайджане о том же самом скажут иначе: «Два
арбуза одной рукой не удержишь».
urok.1sept.ru
Методическая разработка по литературе (5 класс) на тему: Литературная игра по пословицам и поговоркам.
Литературная игра
по пословицам и поговоркам.
Цель: Развитие навыков устной речи
Привить интерес к урокам литературы.
Оборудование: Стенд с яркими иллюстрациями к пословицам и поговоркам; выставка книг : В.П.Аникин «К мудрости ступенька»,
Л.Толстой « Скучен день до вечера, коли делать нечего»,
Б.В.Шергин «Одно дело делаешь- другого не порть»,
Г.А.Галичев «О пословицах»;
сборники пословиц, поговорок;
плакаты с высказываниями А.С.Пушкина, В.И.Даля,
А.М.Горького.
Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что за золото
(А.С.Пушкин)
Пословицы- это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый.
(В.И.Даль)
В простоте слова- самая великая мудрость. Пословицы всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги.
(А.М.Горький)
Класс заранее разбит на команды.
Домашнее задание(за 2 недели до игры): команды придумывают название, готовят инсценировку по книге Л.Толстого «Скучен день до вечера, коли делать нечего»
1.Организационный момент. (обратить внимание ребят на высказывания о пословицах, поговорках, написанные на плакатах.
2.Представление жюри.
3.Представление команд.
4.Игра «Закончи пословицу»
Учитель называет первую половину пословицы, а ученики – вторую.
Труд человека кормит, а лень портит.
Кто много говорит, тот мало делает.
Повторенье- мать ученья.
Тот никогда не ошибается, кто ничего не делает.
Не спеши языком — торопись делом.
Сделал дело — гуляй смело.
Ученье-свет ,а неученье — тьма.
Куй железо, пока горячо.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Делу – время, а потехе – час.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Не всё то золото, что блестит.
5.Проверка домашнего задания.
Яркие , сочные пословицы использовались величайшими мастерами слова в тех случаях, когда нужно было высказать свою мысль очень кратко, точно и выразительно. Широко использовали и используют в своих произведениях пословицы и поговорки писатели и поэты (обратить внимание на книжную выставку.)Команды подготовили инсценировку рассказов Л.Толстого.
Найдите пословицы в тех произведениях, которые сейчас увидите и услышите. Объясните их смысл.
6.Игра «Восстанови пословицу»
Восстанови пословицу по словам, написанным на табличках.
Дело – безделье
Маленькое дело лучше большого безделья.
Дружба-служба
Дружба дружбой, а служба службой.
Лает – кусает
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Руки – скуки
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
Труд – лень
Труд человека кормит, а лень портит.
Шило – мешок
Шила в мешке не утаишь.
Родина – постоять
Родина –мать, умей за неё постоять.
Труд- рыбка
Без труда не выловишь рыбку из пруда.
7.Игра «Найди смыслового «близнеца»
Как вы знаете, многие народы имеют схожие по смыслу пословицы и поговорки. Например, русской пословице « Как волка не корми, он всё в лес смотрит» соответствует немецкая « Посади лягушку хоть на золотой стул, всё равно она опять в лужу прыгнет». С нашей пословицей «Яблоко от яблони недалеко падает» схожа немецкая «Какое дерево, такая и груша». В таблице даны слева немецкие пословицы, справа- русские. Определите, какие пословицы соответствуют друг другу по смыслу.
Немецкие | № | Русские |
Не ленись , ясли сами ко рту не подойдут. Кто много начинает, очень мало осуществляет. Ошибки других – хорошие учителя. Совершённые поступки в советах не нуждаются. С красноречивым языком не пропадёшь. Лицо выдаёт негодяя. Один всё равно, что никто. Тухлое яйцо портит всю кашу. Сначала подумай, потом начинай. Сначала ноша, потом отдых. В беде сотня друзей весит очень мало. Свежая рыба – хорошая рыба. Дожди образуют реки. Чем наряднее девушка, тем меньше от неё пользы. Отсутствие ответа тоже ответ. Любить и петь заставить нельзя. Любовь к делу делает труд лёгким. Глупые руки марают стол и стены. | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 | Язык до Киева доведёт. Один в поле не воин. Овёс к лошади не ходит. Семь раз отмерь, один- отрежь. Дело мастера боится. Кончил дело –гуляй смело. С миру по нитке – голому рубаха. Дуракам закон не писан. После драки кулаками не машут. Молчание –знак согласия. На голове густо, да в голове пусто. Истинные друзья познаются в беде. Насильно мил не будешь. На воре шапка горит. Куй железо, пока горячо. Ложка дёгтя в бочке мёду. На ошибках учатся. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. |
(Ответы: Немецкие / Русские
- 3
- 18
- 17
- 9
- 1
- 14
- 2
- 16
- 4
- 6
- 12
- 15
- 7
- 11
- 10
- 13
- 5
- 8
8.Игра»Угадай-ка»
Придумайте вопросы к поговоркам и задайте команде — сопернице, ответы должны прозвучать поговоркой.
Например, в какой поговорке говорится , что дом ценится не мебелью, которая в нём есть, а душевной атмосферой, которая царит в нём ?(Красна изба не углами, а красна пирогами.)
Как говорят про человека, который хорошо и быстро делает своё дело?( Дело мастера боится)
9.Игра « Библейская мудрость»
Источником возникновения пословиц и поговорок послужили и библейские афоризмы. Сравните:
« Кесарю кесарево, а Божие Богу» — Каждому своё.
Попробуйте определить пословицы, поговорки по библейским афоризмам.
- « Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон» ( Не плюй в колодец, пригодится водицы напиться)
- 2. «Не может дерево доброе приносить плоды худые, или дерево худое приносить плоды добрые» ( Яблочко от яблони недалеко падает)
- « А язык укоротить никто из людей не может, это неудержимое зло, он исполнен смертоносного яда» ( Язык мой – враг мой)
- «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своём глазе не чувствуешь?» (В чужом глазу сучок видит, а в своём бревна не замечает.
- « …Кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт» (Что посеешь, то и пожнёшь)
- «…Худые сообщества развращают добрые нравы» ( С кем поведёшься, от того и наберёшься)
10.Аукцион пословиц, поговорок о Родине.
11.Подведение итогов.
nsportal.ru
Пословицы и поговорки
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: формирование у школьников представления о пословицах и поговорках как произведениях устного народного творчества.
Задачи:
- образовательная — расширить знания о пословицах и поговорках, их отличительных признаках, тематике; расширять кругозор учащихся, обогащать их речь, пополнять словарный запас.
- развивающая — развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать делать выводы; умение работать со словом; развивать творческие способности; коммуникативную компетентность: умение работать в группе.
- воспитательная — воспитывать интерес к культуре русского народа, культуре родного края, желание совершенствовать свою речь, толерантное отношение друг к другу, стремление к здоровому образу жизни
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Методы обучения: словесный (диалог), наглядный, практический, проблемно-поисковый, метод контроля.
Формы обучения: индивидуальная, групповая.
Используемые технологии: личностно-ориентированная, игровая технология, ИКТ (интерактивный демонстрационный материал, обучающий контроль)
Оформление урока: мультимедийное сопровождение (презентация по теме урока).
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: настроить детей на предстоящую работу.
Методы и приемы: словесный.
II. Мотивация учебной деятельности. Цель: усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность, создать положительный настрой на урок.
Методы и приемы: словесный, аудиовизуальный
Слайд №2: (иллюстрация бабочки в ладонях, спокойная музыка)
Однажды человек захотел доказать мудрецу, что тот знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
— Ребята, сегодня в наших руках сделать урок интересным, познавательным, для этого будьте активны, внимательны и доброжелательны друг к другу.
III. Проверка домашнего задания.
Цель: осуществить контроль усвоения пройденного материала, оценить качество предыдущего урока, сохранить мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу.
Методы и приемы: уровневая дифференциация, кластер, заполнение таблицы, самоконтроль и самооценка.
Слайд №3, 4: проверка заданий по критериям.
ЗАДАНИЕ: сильным учащимся вписать в таблице термины малых жанров фольклора, а слабым составить кластер.
1.
Небылица | вымысел, лживое сообщение, враньё. |
Загадка | выражение, которое нуждается в разгадке. |
Закличка | короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. |
Считалочка | стихотворение, которым решали кому водить в игре. |
Колыбельная | песня, которой убаюкивают ребенка. |
Пестушка | короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. |
Скороговорка | быстрая речь, быстрый темп речи. |
2.
Критерии проверки д/з записаны на доске | |||
№1 | №2 | ||
“5” | 7 терминов | “5” | 12,11 терминов |
“4” | 6, 5 терминов | “4” | 10-8 терминов |
“3” | 4 термина | “3” | 7,6 терминов |
IV. Актуализация знаний.
Цель: формировать умения выделять главное и существенное через активную мыслительную деятельность учащихся.
Методы и приёмы: постановка учебной задачи, диалог
— Как красивые вещи украшают наш быт, так мудрые пословицы и поговорки украшают, обогащают нашу речь. Услышав эти изречения, мы стараемся их запомнить, а потом где-либо блеснуть своими знаниями.
— Какой раздел литературы изучает пословицы и поговорки? (Фольклор)
Слайд №5: проблемный вопрос на слайде.
Возникает вопрос: пословицы и поговорки – это разные жанры фольклора?
V. Сообщение темы и цели урока.
Цель: подготовка учащихся к работе на уроке, определение цели и задач урока, способствовать быстрому включению учащихся в деловой ритм, организации их внимания.
Методы и приемы: словесный
VI. Объяснение нового материала.
Цель: дать представление о пословицах и поговорках, их тематике, научить отличать друг от друга.
Методы и приемы: словесно-иллюстративный, фронтальный, проблемный, сопоставление, беседа-сообщение.
1. Слово учителя.
Слайд № 6: За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Гоняться за двумя зайцами.
— Посмотрите на слайд и скажите, в каком изречении мысль закончена, а в каком нет? Какое предложение можно заменить одним словом – синонимом, а какое нет?
Слайд № 7 Краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль — это пословица и её нельзя заменить словом – синонимом. Четкое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения – это поговорка, её можно заменить синонимом.
Слайд № 8 Голодный волк сильнее сытой собаки.
Слайд № 9 Их водой не разольёшь. (Дружные)
— Какое изречение можно заменить синонимом?
— Пословицы и поговорки живут в народной речи, а когда они появились?
2. Слово подготовленного ученика.
Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирание пословиц началось в XVI веке, а может и раньше, но записи того времени не дошли до нас. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к ХVII-ХVIII вв. Большинство составителей этих сборников неизвестны.
Начало научному изучению русских пословиц и поговорок положил М.В. Ломоносов. Лишь со второй половины ХVIII в. сборники пословиц и поговорок стали печататься.
Слайд № 10 Известными составителями таких сборников были А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев и другие. Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801-1872).
Труд его считается непревзойденным. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки, услышанные от крестьян, ремесленников, солдат. Даль больше тридцати лет собирал по крупицам пословицы и поговорки. Им собрано огромное количество – 25 тысяч пословиц и поговорок.
Кроме сборника “Пословицы русского народа”, В.И. Даль подготовил и издал великий труд – четыре тома “Толкового словаря живого великорусского языка” (1803-1866), где привел множество пословиц и поговорок. Далю адресованы слова А.С. Пушкина: “Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!” Сам В.И. Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы, поговорка не имеет нравоучительного смысла.
Слайд № 11 Даль писал: “Поговорка, по народному определению, цветочек, пословица – ягодка; и это верно”.
— Давайте, ребята, в этом убедимся.
Слайд № 12 Азбука – ступенька к учению (голосовая поговорка)
Слайд № 13 Тише едешь — дальше будешь (голосовая пословица)
3. Беседа
Слайд № 14 В.И.Даль так писал о пословице: “Свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плачи и рыдания, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной страсти; это житейская правда, своего рода судебник никем не судимый”.
— Как вы понимаете смысл данного высказывания?
Пословицы хранят народные представления о вреде и пользе, уме и глупости. О душевной красоте и уродливости в виде кратких изречений. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честными и трудолюбивыми, любить и уважать своих родителей, вести здоровый образ жизни. Они порицают лень, невежество и другие отрицательные качества человека. Используя пословицы и поговорки в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной.
— Тематика пословиц и поговорок велика. Попробуйте определить темы некоторых пословиц и поговорок.
Слайд № 15 Весенний дождь растит, осенний — гноит. Ученый водит, неученый следом ходит.
4. Знакомство с примерными тематическими группами пословиц и поговорок.
Слайд № 16- 24 На каждую тему по гиперссылкам переход на примеры пословиц и поговорок.
VII. Физкультминутка. Слайд № 25
Цель: создание условий для укрепления глазных мышц и снятия усталости.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
6. Сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.
7. Сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.
VIII. Первичное усвоение новых знаний.
Цель: выявить уровень и осознанность изучаемого материала, работать над навыками аргумен
urok.1sept.ru