Изучает психология личности – Психология личности — Википедия

Содержание

что это такое, психологическая структура человека, какие свойства выделяют, значение по Платонову, Леонтьеву, Рубинштейну

Личность в психологии — центральная тема для изучения в психологической науке, поскольку составляет главный раздел общей психологии, называемый «психологией личности».

Зачем нужна психология личности?

Психология личности человека давно вышла за рамки «узкого направления», и интересует как специалиста-психолога, так и простого человека. Причина в том, что человек хочет изучать себя и общество, хочет уметь взаимодействовать с разными социальными группами, понимать себя, окружающих людей — ведь это одно из центральных понятий в жизни, залог достижения душевного и социального комфорта.

Поэтому с давних времен учёные стремились изучать психологию личности человека и её влияние на общество. Можно сказать, что те выводы, те открытия, к которым пришли ученые сегодня — это пример роста, взросления человеческой личности в течение веков.

Познавая себя, человек познает окружающий мир и общество. Существует множество способов найти себя:

Психология личности изучает поведение, эмоции, чувства человека в некоторых ситуациях. По сути, каждый индивид — «сам себе психолог», поскольку ежедневно анализирует поведение окружающих и собственное.

Личность в психологии

Пожалуй, в этом случае нет универсального определения личности в психологии. Само по себе существование личности — сложный и многогранный феномен. Поэтому каждое определение заслуживает того, чтобы быть дополненным — это объясняет обилие научных подходов к понятию того, что такое личность. Более того, в разные времена и этапы развития психологии ученые выдвигали разные доминирующие теории.

К примеру, в советской психологии в начале двадцатого века личность воспринималась как набор определенных психологических функций. С 30-х годов двадцатого века личность трансформировалась в «опыт жизни и деятельности». В 50-е появилось понятие о личности в психологии: «темперамент и возраст», а с 60-х личность стала обозначаться как совокупность отношений человека, которая проявляется в разных направлениях его деятельности.

Определение личности

На данный момент существует несколько универсальных, наиболее распространенных понятий:

  • Личность — отличие одного человека от другого по внутренним качествам, которые и заключают в себе индивидуальность. Обширное понимание, включающее в себя особенности психологического устройства индивида, структуру его личности. То есть, каждый рассматривается как индивидуальность.
  • Личность — сочетание личностных и социальных ролей. Подобное усредненное понимание личности подразумевает необходимость нахождения в обществе. То есть, только социум способен спровоцировать личностный рост. Автор этого определения — Джордж Герберт Мид, американский психолог. Определение также близко Адлеру, который считал, что начало личности — в социальном чувстве.
  • Личность — культурный субъект, способный управлять своей жизнью, нести за неё ответственность. Наиболее узкое понимание, свойственное психологам-экзистенциалистам — Юнгу, Леонтьеву. То есть, речь идет об источнике личностной энергии. Исходя из этого, личностью индивид становится не с рождения, а в процессе взросления.

Важно! Признаки личности — это способность познания, умение переживать, а также сопереживать, способность влиять на окружающий мир и контактировать с ним.

Психологическая структура личности

Это набор психологических, биологических и социальных свойств. Подобное «выстраивание» позволяет объективно анализировать личность, рассматривая отдельно каждую группу.

Свойства личности в психологии стоит рассматривать в отдельных направлениях:

Психические свойства

Здесь стоит рассмотреть:

Темперамент

Темперамент — это набор свойств, которые отражают динамику психических процессов человека. Особенности темперамента заключаются к склонности к определенным вариантам поведения в разных условиях. Именно от него зависит, насколько сильно и быстро человек реагирует на разные события. Можно сказать, что темперамент находится в самой тесной связи с характером, формируя поведение человека.

Принятое деление темпераментов принадлежит Гиппократу. Древнегреческий философ, живший в 5 веке до н. э., выделил следующие типы темперамента:

  1. Меланхолический. Данный тип характерен для людей ранимых, со сложной внутренней жизнью. Меланхолики быстро устают, так как обладают небольшим энергетическим запасом, и нуждаются в частом отдыхе и уединении, поскольку придают большое значение всем событиям, которые с ними происходят.
  2. Холерический. 
    Этот тип отличается вспыльчивостью и несдержанностью, а также стабильными устойчивыми интересами. Холерики быстро возбуждаются, но так же быстро успокаиваются, если ситуация исправилась в их пользу.
  3. Флегматический. Характерен для хладнокровных личностей, терпеливых, склонных к пассивности. Флегматики не отличаются вспыльчивостью, но им гораздо труднее прийти в равновесие после конфликта. Личностям данного типа свойственно медленное приспосабливание к новым условиям, но при этом они отличаются высокой работоспособностью.
  4. Сангвинический. Сангвиники — наиболее легкий тип, поскольку без проблем сходятся с остальными в силу оптимистичного настроя и склонности к юмору. Такая личность всегда обладает массой энергии и неутомимо реализовывает свои планы, легко подстраиваясь под новые условия.

В настоящее время существует множество способов, позволяющих определить свой темперамент. Знание особенностей своего темперамента позволяет достичь комфорта в жизни.

Характер

Характер — единство индивидуальных черт, характеризующих поведение индивида. Характер выражает отношение к жизни.

Группы черт характера:

  1. Первооснова личности. Например, искренность, скрытность, смелость и неуверенность.
  2. Отношение по направлению к окружающим: почтение, неуважение, злость, забота и пренебрежение.
  3. Черты, определяющие отношение к самому себе, — заносчивость, кротость, самолюбие, самокритичность и т. д.
  4. Восприятие трудовой деятельности. Например, трудовая активность или лень, чувство ответственности или его отсутствие, пассивность.

Также выделяют нормальные свойства — это все вышеперечисленные свойства, которые являются естественными, и аномальные — характерны для психических заболеваний. Например, чрезмерная подозрительность, переходящая в паранойю. Или ревность, приводящая к возникновению «синдрома Отелло».

Направленность

Направленность — это сложившаяся система мотивов, которая характеризуется уровнем зрелости и определяет поведение индивида.

Особенностями данного свойства являются социальная значимость отношений личности (уровень их общественной ценности), целеустремлённость (разнообразие потребностей), цельность (степень устойчивости).

Направленность определяет поведение личности.

Способности

Способности — это задатки, которые могут быть развиты в каком-то конкретном направлении. Как правило, измеряются понятиями одарённости, таланта и гениальности.

Одарённость — наличие задатков, которые присутствуют у человека с рождения.

Талант — потенциал, раскрывающийся благодаря одарённости и труду над способностями.

Гениальность — высшая ступень развития таланта, означающая полное овладение  способностью.

Способности делятся на:

  1. Элементарные — например, способность различать цвета, слышать звуки.
  2. Сложные — связаны с деятельностью в той или иной сфере. Например, математические (умение решать сложные задачи), художественные, музыкальные и так далее. Способности социально обусловлены. Это означает, что человек не рождается с наличием данных способностей, но с наличием задатков, которые может развить.

Также способности делятся по следующим признакам:

  1. Общие — двигательные или умственные. Эти способности разные у каждого человека.
  2. Специальные — для реализации необходимы задатки (спортивные, актерские и т. д.). Эти способности помогают реализоваться человеку в той или иной сфере деятельности.

Психические процессы

Это устойчивые образования, формирующиеся под влиянием внешних условий жизнедеятельности.

Делятся на:

  1. Познавательные. Это процесс чувственного (с помощью восприятия ощущений) и абстрактно-логического (с помощью мышления, воображения) отражения действительности.
  2. Эмоциональные. Эмоции — это индивидуальные переживания приятного или неприятного характера.

Виды эмоций:

  1. Одним из ключевых понятий, характеризующих свойство, является настроение, отражающее состояние человека в определённый период.
  2. Ещё одно понятие — чувства, которые заключают в себе спектр эмоций и направлены на какой-либо объект.
  3. Аффекты — бурные, но недолгие эмоции, активно проявляются внешне в жестах и мимике человека.
  4. Страсть — яркие эмоции, управлять которыми чаще всего невозможно.
  5. Простые эмоции — вызванные удовлетворением простейших потребностей. Например, удовольствие от вкусной пищи.
  6. Стресс — сочетание эмоций с особым физическим состоянием организма.

Эмоции являются важной частью личности, и различаются у разных по темпераменту и характеру людей. Они способны оказывать сильное влияние на жизнь человека, который зачастую принимает решение под воздействием определенных чувств. Отличительная особенность эмоций — их непостоянство и частая смена.

Воля – умение личности управлять своей психикой и действиями.

Особенность данного свойства в том, что для его проявления требуется приложить усилие и преодолеть какие-либо препятствия, поскольку сила воли связана с принятием разумных решений.

Под этим подразумевается умение ограничить себя для достижения определенной цели, в результате чего человек получает не эмоциональное, но моральное удовлетворение (в конечном итоге) от проявления свойства.

Сила воли помогает управлять своими слабостями и избавляться от них. Но для обладания данным свойством сначала требуется выработать его путём тренировок: постановки целей и их достижения.

Понятие воли неразрывно связано с понятием мотивации.

Мотивация — совокупность физиологических либо психологических позывов, которые определяют поведение индивида.

Это свойство побудительного характера, отвечающее за активность и направленность поведения. Сильное значение здесь имеют социальные установки, поскольку в первую очередь воспринимаются социумом.

На мотивацию влияют следующие факторы:

  • потребность — состояние, в котором человек нуждается в том, что может обеспечить существование и развитие;
  • стимул — фактор (внешний или внутренний), программирующий на достижение цели;
  • намерение — решение, которое принимается осознанно, с желанием достичь намеченной цели;
  • побуждение — неосознанное стремление, побуждающее человека к срочным действиям.

Психические образования

Это психические явления, с помощью которых происходит формирование жизненного и профессионального опыта.

В содержание психических образований входят:

  1. Знания — полученная в результате исторического опыта информация. Знания имеют практическое и теоретическое значения. Знания также делятся на «донаучные» — неточные, построенные на предположениях, «вненаучные» — те, которые наукой необоснованы, и «научные» — доказанные и подтверждённые наукой. Также различаются теоретические знания, состоящие из сведений о состоянии окружающего мира, и практические — сведения о способах использования объектов окружающего мира.
  2. Навыки — действия, сформировавшиеся в процессе повторения и являющиеся результатом освоения. Как правило, может вырабатываться при отсутствии сознательной регуляции процесса в результате тренировок и упражнений. К примеру, выработка навыка быстрого чтения.

Существуют перцептивные (ощущения), интеллектуальные (анализ ощущений) и двигательные навыки.

  • Умения. Отработанные и эффективные способы выполнения действий, основанные на приобретенных навыках и знаниях. Для формирования умений необязательно выполнение упражнений и тренировок.
  • Привычки. Устоявшийся способ поведения, заученное действие, приобретающее характер потребности.

Рассмотрев психическую сторону структуры, перейдём к изучению её социальной стороны.

Социальная структура личности

Это социальные свойства при общении и жизнедеятельности.

Направления, характеризующие данную структуру:

  1. Составляющие структуры по 1-му подходу:
    • Память — совокупность приобретаемых знаний.
    • Культура — единство социальных норм. А также — социальные ценности.
    • Деятельность — влияние, которое личность способна оказывать по отношению к разным объектам.
  2. Второй подход подразумевает раскрытие понятия личности в 2-х направлениях:
    • Объективный подход — «статус + социальная роль».
    • Субъективный — следование правовым, культурным нормам.
  3. 3-й подход позволяет рассмотреть соц. структуру как единение возможностей:
    • возможность целенаправленной деятельности;
    • мышления и анализа;
    • регуляции потребностей; проявления способностей;
    • обладания определенной социальной ролью, статусом;
    • обладания ценностными ориентациями;
    • обладания культурными знаниями и убеждениями, правовыми нормами.

Важно! Социальной структуре свойственно непрерывное изменение, которое происходит вследствие изменения социального окружения и получения новой информации. В свою очередь, новые знания оказывают влияние на убеждения, воздействуя на характер поведения личности.

Следовательно, социальное развитие личности невозможно в условиях социального вакуума. Боязнь контакта с обществом называется социофобией:

Личность в основных психологических теориях

С середины двадцатого века появляются основные исследовательские направления. Для более четкого понимания представлены в виде таблицы.

После краткого обзора распространённых психических теорий можно рассмотрим версии советских психологов.

Структура личности по Рубинштейну

По теории является необходимым наличие 3-х составляющих личности:

  1. Направленность. В неё входят потребности человека, а также убеждения, интересы и мироощущение. В направленности заключена концепция «Я» и социальная сущность индивида.
  2. Психические образования. Благодаря приобретаемым знаниям, умениям и навыкам человек соориентирован во внешнем мире, и достигает хороших результатов в разных видах деятельности.
  3. Индивидуальные свойства типологического характера — проявления характера, темперамента и способностей. Благодаря этим факторам формируется индивидуальность.

Таким образом, психология личности формируется благодаря взаимоотношениям с окружающим миром и социумом.

Важно! Рубинштейн выделяет жизненный, личностный и психический уровень организации человека. Жизненный появляется в процессе накопления опыта, личностный уровень состоит из индивидуальных особенностей, а психический — из активности психических процессов.

По Рубинштейну, соотношение всех уровней создает психически здорового, социально адаптированного человека.

Структура личности по Платонову

Советский специалист в области психологии принимает личность за динамическую систему. Эта система в течение времени видоизменяется, в неё входят новые элементы, но сохраняются прежние функции.

По теории Платонова структура личности иерархична, и обладает четырьмя подструктурными уровнями, которые выстраиваются в форме пирамиды:

  1. Подструктура биопсихической обусловленности — является основанием для пирамиды. Это биохимические особенности, генетика и физиология. То есть, те свойства организма, которые поддерживают человеческую жизнедеятельность. Сюда можно отнести половой, возрастной признак, патологии.
  2. Подструктура индивидуальных особенностей. Связана с познавательным процессом, то есть зависят от таких факторов, как восприятие, память, внимание, ощущение и мышление. Развитие форм отображения даёт человеку возможность повышать активность, наблюдательность, улучшать ориентацию в социальном пространстве.
  3. Подструктура опыта — социальные особенности человека. То есть, это его психические образования (знания, навыки), которые он приобретает благодаря опыту общения с окружающими людьми.
  4. Подструктура направленности — определяется формированием моральных черт, мировоззрением человека, убеждениями и идеалами. Благодаря стремлению и желанию, возникает мотивация. Следовательно, четвертая подструктура необходима человеку для того, чтобы определять его действия, работу, увлечения.

Структура личности по А. Н. Леонтьеву

Советский психолог-педагог считал, что личность не ограничивается рамками отношений с миром.

А. Н. Леонтьев четко разделял понятия индивида и личности. Если первое означает совокупность биохимических процессов и состоит из систем органов и функций, то второе — не зависит от индивида, поскольку возникает в процессе жизнедеятельности, приобретения опыта, пребывании в социуме.

Здесь также существует иерархическая структура, которую представить в виде перевёрнутой пирамиды:

  1. Фундамент структуры — деятельность человека, определяющая его жизнь. Это отношения, поступки субъекта, которые, однако, не всегда способствуют развитию. Они носят и внешний характер, не оказывая существенного влияния на строение структуры.
  2. Второй уровень, характеризующий личность — это установление иерархии мотивов.
  3. Верхушка перевёрнутой пирамиды, одновременно являющаяся его основанием, поскольку на этом уровне происходит установление жизненной цели. Завершением структуры будет моновершинный либо поливершинный тип строения. Это зависит от того, сколько существует мотивов, и какие являются наиболее важными. От поставленной цели зависит вся жизнеспособность структуры.

Следовательно, главное качество данной структуры — это выстроенная иерархия мотивационных действий, поскольку именно от мотива зависит деятельность.

Также по Леонтьеву выделяются ещё 3 параметра:

  • то, насколько широко человек взаимодействует с окружающим миром;
  • то, насколько эти отношения иерархизированы;
  • и то, какой в результате выглядит совместная структура этих отношений.

Важно! По А. Н. Леонтьеву личностная структура не зависит от структуры индивида.

В противовес теориям лучших советских умов и для обогащения представления о всемирном развитии психологии рассмотрим американскую идею устройства личности.

Теория личности Уильяма Джемса

Уильям Джемс является представителем такого философского течения, как прагматизм. Также является основателем экспериментального подхода в психологии — фукционализма.

Американский философ и психолог одним из первых создал теорию личности, которая имеет 2 стороны:

  1. Эмпирическое Я. Это то, что можно познать и определить.

Структура:

  • физическая личность. Сюда входит материальное состояние, телесная самоорганизация, материальные блага;
  • социальная личность. Здесь имеется в виду признание человека как личности социумом;
  • духовная личность. Подразумевается единство духовных свойств и состояний.

Здесь большую роль играет чувство активности, побуждающее к желанию, мышлению, эмоциям.

  1. Чистое Я. Это то, что познаёт внешний и внутренний мир.

Также психолог выделяет самооценку, как важный структурный феномен. Она подвержена внешним влияниям, соответствует определенному уровню самоуважения, именно благодаря ей те или иные притязания человека могут быть более успешными, или менее успешными.

Существует формула «успех/уровень притязаний», позволяющая рассчитать уровень самоуважения. Если человек испытывает проблемы с самооценкой, он не находится в гармонии и равновесии с реальностью, не может адекватно оценивать действия. Для устранения психологических неполадок такого рода может потребоваться специалист по работе с психосоматикой, такой как Батурин Никита Валерьевич.

Важно! В теории Джемса впервые появляется понятие духовности. Взгляд, согласно которому духовная сущность заключается в саморазвитии, оказал в дальнейшем сильное влияние на экзистенциальное направление психологии.

Необходимо отметить сложность и феноменальность устройства человеческой личности. Человек — яркий пример эволюции, высшее достижение, как биологическое и социальное существо, способное к самопознанию и воздействию на окружающий мир. До сих пор остаются вопросы в изучении и исследовании личности в психологии.

propanika.ru

Психология личности — Психология человека

Насколько человек глубок, настолько он личность. Всегда и во всём — внутри должно быть больше, чем снаружи.
Бальтасар Грасиан-и-Моралес

Психология личности – это довольно-таки интересный и очень полезный раздел психологии, который, как видно из названия, изучает личность, а также различные индивидуальные процессы. Интересен этот раздел прежде всего потому, что личность – это очень ценное понятие в нашей жизни. Ведь изучать личность, значит, прежде всего, признавать ее, значит видеть ее в каждом человеке, значит считать личность одной из базовых ценностей нашего общества. А полезной эта область психологии является потому, что познавая самих себя, познавая свое внутреннее “Я”, мы одновременно многое узнаем и о других людях. Ведь все мы в чем-то и разные, и одинаковые одновременно. В психологии личности акцент делается на взаимосвязях личности с миром, социумом, жизнью, другими людьми, а также изучаются индивидуальные различия и динамические аспекты душевной жизни. Из всего этого делается попытка создать согласованную картину личности в ее взаимосвязях с окружающим миром и окружающими людьми. Видение и понимание этой картины мира, позволит нам всем понять свою роль в этой жизни. Поэтому, друзья, давайте посмотрим, что представляет из себя психология личности и какую пользу вы можете извлечь из этой увлекательной науки.

Что такое личность?

Первым делом нам с вами обязательно нужно разобраться с тем, что такое личность. Это чтобы понимать, изучением кого именно занимается рассматриваемая нами область психологии. Существует много определений личности и все они в той или иной степени верные. Но я хотел бы высказать наиболее, с моей точки зрения точную версию того, что такое личность. Личность – это совокупность психологических характеристик человека, а также все физиологические особенности его организма, которые складываются в процессе развития человека и определяют его поведение. Я считаю, что определенные отличительные особенности человек имеет с рождения. И дело не только и не столько в таких вещах, как отпечатки пальцев, сетчатка глаза, линия жизни, ДНК и всем остальном, что физически отличает нас от остальных людей, значительно более важную роль для нас играют – врожденный темперамент, психологические и умственные задатки, которые определяют наши способности и делают каждого человека уникальной личностью на более высоком уровне.

Но мы должны понимать, что чем активнее и настойчивее мы будем развивать в себе свои индивидуальные задатки, тем отчетливее будут проявляться особенности нашей личности, тем более уникальной, а значит и ценной личностью мы будем. То есть, я хочу сказать, что недостаточно просто родиться не таким, как все – нужно еще стать не таким как все, чтобы не слиться с массой и не быть одним из многих, чья индивидуальность выражена недостаточно хорошо. И если раньше быть особенным, не таким как все, было во многих случаях не так уж и выгодно [коллективистская культура преобладала и сейчас преобладает во многих обществах перед индивидуалистической], а то и опасно, можно было подвергнуться остракизму [быть изгнанным], или наказанию, например, быть сожженным на костре за свои убеждения, то сегодня ценность уникальной, ни на кого не похожей личности существенно возросла, и будет расти дальше, можете в этом не сомневаться. В развитых обществах это точно будет происходить. Думаю, что и в развивающихся тоже. Поэтому так важно изучать психологию личности, чтобы понимать, как можно развить собственное “Я” максимально качественно.

Таким образом, для личности очень важно постоянно развиваться, чтобы все ее отличительные особенности становились все более отчетливыми и превращались в преимущество перед другими людьми. Задатки и возможности стать личностью не только по самому факту рождения, но и по факту развития, есть у каждого человека. При этом, как это ни странно, далеко не многие люди хотят быть личностью. Довольно большое число людей добровольно отказываются от этой возможности. Почему они это делают? По двум причинам – непонимание и страх. С одной стороны, люди не понимают, что значит, быть личностью, а с другой, они боятся той ответственности, которая на них ляжет, если они будут позиционировать себя, как личность. Ведь личность – должна нести ответственность за свою жизнь, а для этого она должна созреть. И вот тут-то у многих людей возникают проблемы – они останавливаются в своем развитии, с моей точки зрения, не без посторонней помощи, и поэтому просто не могут до конца повзрослеть, чтобы перестать бояться ответственности и начать видеть в ней хорошую возможность начать управлять своей жизнью. Это, кстати, очень интересное явление в нашей жизни, которое психология личности также изучает. Чуть более подробно мы поговорим о нем ниже, когда я расскажу вам о развитии личности.

Пока же, я хочу, чтобы вы понимали, дорогие читатели, многое из того, что нам с вами нужно знать о жизни, о других людях и о самих себе – находится внутри нас. Нам нужно изучать себя – свои желания, возможности, опыт, мысли, чувства. Все эти наши индивидуальные особенности определяют нашу жизнь. Внешний мир является лишь раздражителем для человека, на который мы реагируем так, как способны и как обучены реагировать. А реагируем мы все на разные вещи по-разному, вы это знаете. Есть, конечно, в нашей реакции на внешний мир что-то общее – мы все испытываем страх, зависть, отчаяние, страсть, жадность и так далее, мы все мечтаем о лучшей жизни, все стремимся к чему-то большему и лучшему, но все же, делаем мы это по-разному. Так что всегда можно выбрать и освоить наиболее эффективную модель поведения – для достижения своих целей, для защиты себя от агрессии со стороны внешнего мира, для воплощения своих желаний и так далее, если знать, что и каким образом нужно в себе изменить. Для этого имеет смысл изучать психологию личности.

Еще раз повторю, каждый человек – это личность. Каждый! Неважно, какая это личность, важно увидеть ее в каждом человеке и прежде всего в самом себе, чтобы затем уже оценить эту личность и понять, как ее развивать. Признавая личность, мы не только рассматриваем каждого человека отдельно от остальных людей, но и познаем удивительное многообразие его внутреннего мира. Вы только подумайте – каждый человек по-своему уникален и неповторим, это же просто поражает воображение. Да, мы во многом похожи, у нас схожее поведение, одинаковые потребности, часто схожие ценности, но все равно, в каждом человеке есть что-то свое, особенное, неповторимое, и что особенно важно, ценное для этого мира. И если человек развивает себя, он вне всяких сомнений повышает ценность и значимость своей личности.

Фиктивная личность

Но говоря о ценности личности, нельзя не сказать и о не совсем, скажем так, светлой стороне этого вопроса. Очень часто в нашей жизни можно встретить, так сказать, фиктивные личности, то есть личности, которые сильно выделяются на фоне других людей, но при этом их исключительность, избранность, особенность, не настоящая, то есть, это люди без внутреннего наполнения. Ну вот, например, некоторые звезды телевидения, кино, эстрады стали заметными и яркими личностями не благодаря каким-то своим особым качествам, которые они усиленно развивали в себе, а за счет той известности, которую они получили с помощью пиара. Ну, вы сами понимаете, стоит только какого-то человека несколько раз показать по телевизору, или где-то еще, как он уже становится известным. При этом, далеко не многие из тех, кого искусственным образом выделили на фоне остальных людей, действительно что-то из себя представляют. Таким образом, с помощью раскрутки, пиара, из человека создается не столько личность, в плане того, что этот человек действительно в чем-то превосходит других людей, а продукт, который затем успешно или неуспешно, как получится, продается. И таким продуктом, на самом деле, может стать каждый человек, даже полная бездарность и посредственность. Распиарить можно любого человека, из любого человека можно сделать особенную личность, которая благодаря внешней атрибутике, в первую очередь, благодаря информационному сопровождению, может казаться людям значимой личностью, авторитетной личностью, более важной, по сравнению с другими людьми личностью.

Но при этом, такой человек может ничего из себя не представлять, и если перестать его рекламировать, говорить о нем, он станет таким же простым человеком, как и все остальные, нередко даже менее талантливым, менее способным и менее интересным чем большинство других людей. Поэтому не спешите видеть развитую личность в том, кого вам преподносят различные источники информации. Оценивайте человека по его способностям, а не по тому информационному шуму или внешним атрибутам, которые его окружают. Это важно потому, что настоящая личность, в смысле, развитый человек – может помочь и вам стать личностью, а уж известной или не известной вы будете личностью, это другой вопрос. Далеко не всегда известность и популярность в этом мире что-то решает. Тогда как те личные качества человека, благодаря которым он может добиваться различных целей – гораздо важнее для жизни.

Есть также фиктивные, искусственные личности, которые пусты внутри, но при этом стремятся компенсировать свою пустоту снаружи. Это такие люди, которые чем-то хвастаются, что не имеет непосредственного отношения к ним самим, то есть, не является частью их самих. Неважно чем именно они хвастаются, все зависит от того, на кого они хотят произвести впечатление. Они могут хвастаться вещами, деньгами, связями с более известными людьми и так далее. Но при этом, без всего этого, они ничего из себя не представляют. Скажем, покупая дорогую вещь, например, тот же мобильный телефон, какой-нибудь дорогой и престижный, человек хочет выделиться, хочет казаться лучше и выше остальных, у кого такого телефона нет. Точно так же дела обстоят с автомобилем, одеждой и прочими вещами, которые, как кажется некоторым людям, делают их лучше в глазах других. Или речь может идти о каких-нибудь достижениях, ну там, скажем, о хорошем образовании, которое выражено не в знаниях и не в умениях человека, а в виде каких-нибудь атрибутов, например, в виде документов. Например, тот же диплом о высшем образовании, совсем ведь не означает, что человек образован, верно? Как и более серьезные документы. Но при этом некоторые люди активно хвастаются такими вещами, они хвастаются не знаниями и умениями, и не делами, а атрибутикой. Хотя эта атрибутика, может ни о чем вообще не говорить, ничего не доказывать.

Однако самое интересное во всем этом то, что подобное пускание пыли в глаза, как в свои собственные, так и в глаза другим людям, работает. То есть, многие люди действительно видят во всей этой внешней атрибутике свидетельство того, что обладающий ею человек действительно является особенной личностью. А ведь это может мешать нам принимать правильные решения, в отношении этих людей. Вот, скажем, к какому врачу вы пойдете лечиться, к тому, который имеет медицинский диплом или к тому, который его не имеет? Вероятно, что к тому врачу, у которого диплом есть, у вас будет больше доверия, чем к тому, у которого его нет. Но при этом, неужели у вас не появится желание узнать больше о реальных достижениях того или иного врача? Неужели одной только бумажки вам будет вполне достаточно для того, чтобы поверить в профессионализм того или иного специалиста? Совершенно очевидно, что никакие документы не гарантируют вам того, что вы имеете дело с профессионалом, однако многие люди верят во все эти вещи, во всю эту атрибутику, от того и совершают неправильный выбор. Или давайте так вопрос поставим – какой человек, с вашей точки зрения, может научить вас зарабатывать больше деньги, тот, который ездит на дорогом и шикарном автомобиле, или тот, кто ездит на работу на трамвае? Думаю, что вы [возможно] больше поверите тому, кто имеет дорогой автомобиль, чем тому, кто его не имеет. Но при этом, вы не станете задумываться о том, зачем богатому и успешному человеку вас чему-то учить, и что на самом деле может скрываться за его предложением научить вас зарабатывать большие деньги, или о том, кем раньше был тот человек, который сейчас не богат, — быть может в прошлом он миллионер, который разорился, но нужными знаниями не только обладает, но и искренне готов ими поделиться с другими людьми, в том числе и с вами. Я не говорю, что именно вы не станете обо всем этом задумываться, но большинство людей этого не делают. Им обычно достаточно поверхностных признаков для того, чтобы во что-то или кому-то поверить. Однако оценка личности того или иного человека – должна быть более глубокой, а не поверхностной. Только в таком случае вы сможете принять более правильное решение в отношении того или иного человека и не позволите никому пускать вам пыль в глаза.

Таким образом, для каждого человека такое понятие как личность, имеет свое определение. В том числе и неправильное. Для кого-то фиктивная личность – это личность, для кого-то личностью является тот, кто развил в себе те или иные качества, благодаря упорной работе над собой и действительно качественно отличается от большинства других людей. Другими словами, для кого-то имеет значение внешняя атрибутика, а для кого-то внутренняя наполненность. Какую пользу можно получить от взаимодействия с теми и другими, думаю, объяснять не надо. Хочу только сказать, что все то внешнее, что делает вас личностью, точно также может сделать вас никем. Стоит у вас только отнять все, что вы имеете и чем гордитесь, или поставить вас в такое положение, при котором ваши личностные качества начнут играть первостепенную роль, и многие иллюзии в отношении вас полностью развеются. Тогда как все то, что делает вас личностью изнутри – у вас никто отнять не сможет. Хотя, надо признать, что для пускания другим людям пыли в глаза – внешняя атрибутика очень даже эффективна. К сожалению, а для кого-то и к счастью, недалекие люди могут и встречать, и провожать друг друга только по одежке. На что, они, конечно же, имеют полное право. Каждый волен жить своими ценностями. Вам же нужно только определиться, каких ценностей хотите придерживаться вы, и ради чего.

Развитие личности

Ну и конечно же, говоря о развитии личности, я не могу не сказать более подробно о ее развитии. В конце концов, зачем ее, эту личность изучать, если не для развития. Все мы так или иначе развиваемся, хотя есть и такие люди, которые, к сожалению, деградируют. Однако развитие может быть разным – оно может быть интенсивным и целенаправленным, а может быть вялым и спонтанным. Тем не менее, я хотел бы, чтобы вы, уважаемые читатели, понимали, что не занимаясь саморазвитием – вы не сможете конкурировать с другими людьми в этом мире за одно только право считаться личностью. Это я и некоторые другие люди считают каждого без исключения человека личностью, но вы сами видите, что в этом мире, чтобы к тебе относились с уважением, с пониманием, чтобы тобой восхищались, чтобы любили тебя, нужно быть не таким как все, а каким-то особенным. Нужно быть лучше других. То есть, личность является личностью не по умолчанию, а благодаря чему-то, благодаря каким-то достижениям, либо, как было сказано выше, благодаря какой-то внешней атрибутике.

Только вот внешняя атрибутика – это не совсем то, к чему следует стремиться, с моей точки зрения. Быть фиктивной личностью, конечно, наверное, все-таки лучше, чем быть простым человеком, которого ни что не выделяет на фоне остальных людей. Однако, настоящая личность, обладающая массой выдающихся качеств, которые любой человек в себе может развить, а также харизмой, гораздо лучше. К тому же, все здесь зависит от вас, не от счастливого случая, не от других людей, а от вас. То, кем вы будете – зависит от вас. Вот что важно. Да, быть может обретя какие-то дорогие вещи, вы и привлечете к себе внимание других людей, которые начнут вас больше уважать и ценить. Или, возможно, случится так, что по какой-то причине, не зависящей от вас, о вас узнает большое количество людей и вы станете известным человеком. Все это может сделать вас личностью, вопрос лишь в том, какой вы будете личностью и как долго вы ею будете. Я же считаю, что вам надо работать над собой, чтобы не казаться личностью, а быть ею, причем всегда и везде. И главное для вас – это понимать, что вы личность, а не просто красиво наряженная елка. Психология личности вам в этом поможет – с ее помощью вы узнаете о многих секретах внутреннего мира человека и о том, как людям удается сделать из себя нечто особенное, уникально и чертовски ценное в глазах других людей и что особенно важно, в своих собственных глазах. На этом сайте я буду периодически размещать статьи, в которых расскажу вам о том, каким образом и для каких целей вы можете развивать свою личность, и буду стараться всеми силами мотивировать вас к такому развитию.

При этом ваше развитие, в идеале, должно быть полностью добровольным. Мы с вами должны понимать, что качественное, полноценное развитие личности требует определенной степени свободы. Нельзя управлять развитием другого человека, нельзя пытаться подчинить его своей воле вопреки его желанию. Человек сам должен хотеть развиваться, в противном случае, он так всю жизнь и будет что-то делать только благодаря внешним стимулам, но никак не внутренним. Так что вы сами должны захотеть стать личностью, благодаря развитию и саморазвитию, и при этом всегда стремиться к еще более лучшим результатам в этом деле, ибо совершенству, как известно, нет предела. И вам не стоит бояться той ответственности, которая на вас из-за этого ляжет, ибо развитая личность – способна справиться со всем. Так что не бойтесь быть кем-то большим, чем тот, кем вы являетесь сейчас.

Мудрецы всегда говорили: “Познай самого себя”. Сия истина вечна. Ибо все в этом мире, включая нас самих, берет свое начало внутри нас. Вот и психология личности, является очень ценной наукой благодаря тому, что пытается заглянуть вглубь каждого человека, чтобы помочь ему ответить на простой и одновременно сложный вопрос о том, кто он такой. И конечно же, она помогает нам стать лучше, лучше, как для самих себя, так и для других людей.

psichel.ru

Психология личности человека: особенности и полезные статьи

В психологической науке личность является главным объектом изучения, ей посвящен большой раздел общей психологии, именуемый «психология личности». Прикладные психологические науки также активно изучают те или иные аспекты человека.Кроме того, в современном обществе понятие личности, ее характеристики, свойства привлекают большое внимание не только профессиональных психологов, но и обычных людей.

Такое внимание людей к данному разделу вполне объяснимо, ведь каждого интересуют вопросы, связанные с тем, как общаться с другими людьми, понимать их, понимать себя, ориентироваться в обществе, состоящем из совершенно разных людей, каждый из которых является личностью со всеми присущими особенностями.

Личность представляет собой совокупность психологических, биологических и социальных свойств человека. Именно в данных аспектах каждый человек проявляет себя. Что же в первую очередь нужно знать, чтобы понимать психологическую сущность человека, а также то, в чем она проявляется главным образом?

Базовыми характеристиками любой личности являются темперамент и характер.Темперамент представляет собой набор динамических характеристик психофизиологической деятельности человека. Темперамент определяет скорость, интенсивность протекания психофизиологических процессов у человека, пластичность и устойчивость эмоционального состояния, степень общей психической активности и т.д.

Знание типологии и специфики того или иного вида темперамента необходимо для понимания специфики личности того человека, с кем он общается, вступает в переговоры, так как психофизиологические особенности определяют поведение человека не меньше, а может быть даже больше, чем разум.

Не менее важным аспектом в личностной психологии является характер, представляющий собой набор стойких, преимущественных свойств человека, определяющих его поведение и отношения с окружающими. Каждый человек в своей речи постоянно употребляет данное слово, говоря о характере того или иного человека, определяя характер как «трудный», «сложный», «покладистый», однако мало кто задумывается о научной классификации характеров, глубине изучения данного вопроса.

В психологии характер как элемент личности изучается достаточно серьезно, здесь имеются серьезные концепции, разработаны научно обоснованные классификации характеров, определены норма и патология. Причем это не просто теоретические концепции, но и четкие прикладные наработки, позволяющие выявлять патологию характера, осуществлять коррекцию, отсекать личности с патологическим характером от деятельности, связанной с повышенным риском для окружающих (например, при решении вопроса о выдачи лицензии на хранение и ношение оружия, призыве в армию и т.д.).

Для обычного человека понимание характера, умение правильно определить характер конкретного индивида, с которым он так или иначе взаимодействует, позволит грамотно выстроить конструктивные отношения с ним либо, напротив, позволит вовремя принять для себя решение о прекращении отношений с проблемным человеком.Помимо данных аспектов, в психологии личности много внимания уделяется таким характеристикам человека, как воля, способности, потребности и мотивация, а также есть еще много всего интересного и полезного.

Изучать психологию человека невероятно занимательно и полезно, ведь каждый человек ежедневно взаимодействует с немалым количеством людей. Далее Вы найдете множество статей по данной тематике, получите немало полезных знаний, которые обязательно Вам пригодятся в жизни.

Статьи по личностной психологии

  • Жизнь в одиночестве — плюсы и минусы
  • Стоит ли обычному человеку мечтать о неосуществимом
  • Чем отличается умный человек от мудрого
  • Чем личность отличается от индивида?
  • Чем отличается любовь ХХ и ХХІ века
  • Плюсы и минусы ситуации успеха
  • Психотерапевт и психолог: в чем разница?
  • В чем разница между любовью и влюбленностью
  • Почему человек плачет без причины
  • Что нужно, чтобы стать везучим, счастливым и удачливым человеком
  • Психология алкоголика – почему люди спиваются?
  • Как выработать стрессоустойчивость
  • Как стать толстокожим человеком
  • Как найти свое призвание в жизни
  • Основные жизненные ценности человека
  • Как правильно расслабляться — советы психологов
  • Холерик — характеристика.Мужчина и женщина холерик
  • Шаги, которые помогут стать хозяином своей жизни
  • Как научиться получать удовольствие от жизни
  • Как побороть страх темноты
  • Стоит ли человеку искать свою любовь
  • Как воспитать в себе чувство собственного достоинства
  • Как стать психически сильным человеком
  • Что делать если человек хочет умереть
  • Как полюбить свою работу
  • Состояние крайней безнадежности, чувство безысходности – как с этим бороться?
  • Как человеку повзрослеть психологически
  • Психология богатства и бедности — основные отличия
  • Психологические причины появления прыщей
  • Осенняя депрессия — как от нее избавиться
  • Сангвиник — характеристика.Мужчина и женщина сангвиник
  • Как привлечь удачу в свою жизнь
  • Как жить настоящим и перестать волноваться по пустякам
  • Почему все бесит и раздражает?
  • Способы борьбы с ленью и апатией — как от это избавиться
  • Как правильно реагировать на оскорбления
  • Как обрести внутреннюю гармонию с самим собой
  • Как распределить время так, чтобы все успеть
  • Как правильно воспитывать в себе силу воли — основные рекомендации
  • Самовнушение на уверенность в себе
  • Шопоголизм: причины и как от него избавиться
  • Как развить в себе фантазию и воображение — полезные советы
  • Флегматик — характеристика и особенности темперамента
  • Психологические причины болезней по Луизе Хей
  • Как воспитать в себе волевой и сильный характер
  • Как перестать грызть ногти на руках — основные способы
  • Как успешно пройти собеседование на руководящую должность
  • Обида и злость: что это и как от них избавиться
  • Как побороть страх перед стоматологом
  • Минимализм как стиль и образ жизни — что нужно об это знать
  • Полезные советы о том, как заставить свой мозг работать на 100 процентов
  • Меланхолик — характеристика темперамента
  • Что делать и как быть когда тяжело на душе
  • Как изменить жизнь к лучшему и с чего нужно начать
  • Как стать счастливым и довольным жизнью человеком?
  • Как побороть страх смерти и перестать боятся неизбежного конца
  • Как избавиться от проблемы тревоги и беспокойства
  • Как побороть страх высоты
  • Страх летать на самолете: как подготовиться и побороть его
  • Как человеку перестать думать о плохом: способы и советы
  • Как человеку обрести душевное равновесие — основные шаги
  • Как перестать быть стеснительным и побороть неуверенность
  • Как побороть страх вождения автомобиля
  • Эмоции и чувства: какими они бывают и чем отличаются
  • Как научиться уважать, любить и ценить себя таким, какой ты есть
  • Чувство вины: как простить себя избавиться и от него
  • Как оставаться спокойным в любых ситуациях
  • Психологические границы личности
  • Упражнения для повышения самооценки
  • Во сколько правильно нужно ложиться спать и вставать?
  • Как работает закон притяжения и исполнения желаний
  • Как поменять свой характер и измениться лучшую сторону
  • Советы о том, как быстро успокоиться и перестать нервничать
  • Как поднять себе настроение если все плохо
  • Энергетические вампиры: как распознать и защититься
  • Cила мысли или как притянуть человека
  • Как самостоятельно выйти из депрессии — полезные советы
  • Зависть и жадность — как от них избавиться
  • Чувство вины, стыд и совесть
  • Роль денег в жизни человека
  • Как забыть обиду и простить человека
  • Образы сознания
  • Как побороть неуверенность в себе и избавиться от страха
  • Общее и разное: карма, грех и мораль
  • Препятствия на пути к успеху — гордыня, тщеславие и унижение
  • Смысл жизни – как найти и не терять
  • Почему появляются комплексы неполноценности и как с ними бороться
  • Как развить самодисциплину
  • Стереотипы общества и их позитивные и негативные стороны
  • Что такое гордость и зачем она нужна людям
  • Что такое зона комфорта
  • Одиночество — причины и как его преодолеть
  • Как мотивировать себя на то, чтобы начать что-то делать
  • Духовные цели.Как найти себя
  • Осознанность: что это, и как ее обрести?
  • Развитие интуиции и способности предчувствовать: советы и упражнения
  • Моральные идеалы как символ благополучия общества
  • Что такое бессознательное подсознание человека?

psychology-s.ru

17.Психология личности, её основные понятия.

Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в ее взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, другими. Кроме того, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия. Различные определения понятия личность: Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях ( А.Н. Леонтьев).

Личность – «живой человек из плоти и крови», вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр «взрывных» изменений бытия; бытие, переходящее в идеальную форму ( С.Л. Рубинштейн).

Личность – субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий (К.А. Абульханова)

ЧЕЛОВЕК — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности.

Основные направления в психологии личности: 1) Глубинная психология личности-Психоанализ З. Фрейда; Индивидуальная психология А. Адлера; Гуманистический психоанализ Э. Фромма; Психоаналитическая теория невротических конфликтов К. Хорни; Аналитическая теория личности К. Г. Юнга; Эго-психоанализ Э. Эриксона; Трансакционный анализ Э. Берна; Гуманистическая психология- Гуманистическая теория личности А. Маслоу; Человеко-центрированный подход К. Роджерса; Экзистенциальная психология- Dasein-анализ Л. Бинсвангера и М. Босса; Американская школа экзистенциальной психологии — И. Ялом, Р. Мэй, Дж. Бьюдженталь.; Логотерапия В. Франкла; Экзистенциальный анализ А. Лэнгле; Когнитивное и социально-когнитивное направления в психологии личности-Теория личностных конструктов Дж. Келли; Социально-когнитивная теория личности А.Бандуры; Социально-когнитивная теория личности Дж. Роттер; Бихевиориальная психология; Теория оперантного научения Б. Скиннера; Диспозициональное направление в теории личности-Диспозициональная теория личности Г. Олпорта; Структурная теория черт личности Р. Кэттелла; Психопатология личности; Теория психопатологии душевной жизни К. Ясперса; Теория личностных акцентуаций К. Леонгарда; Патопсихология личности Б. В. Зейгарник; Клиническая психология личности П.С. Гуревич.

Вопрос 18.Формирование и развитие личности. Теории развития личности.

Формирование личности— это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичь этого простым усвоением невозможно — это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании: этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда — эмоционально насыщенный, часто — субъективно творческий.

Развитие личности — процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности.

 На формирование и развитие личности человека большое значение оказывают биологические факторы: наследственность, физиологические особенности пребывания в среде обитания, образа жизни. Однако все же человек личностью не рождается, а становится. Если предположить, что — к примеру — Михайло Ломоносов родился бы в восемнадцатом веке до нашей эры, он был бы, скорее всего, простым рыболовом (охотником, земледельцем), который не оставил никакого следа в истории. Может быть и так, что никому не известный человек, родись он в другое время и в другом месте, мог бы своей славой затмить и Михайло Ломоносова, и Исаака Ньютона.     Данное разумное соображение всем понятно, и подавляющее большинство современных психологов согласно с тем, что личностью человек именно становится. Однако существуют различные точки зрения на то, как реализуется сам механизм формирования и развития личности. Эти расхождения вызваны различным пониманием значения общества и социальных групп для развития личности, а также закономерностей и этапов развития, кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.Теории личности: Психодинамическая теория: Ни одно из направлений теории личности не приобрело такую громкую известность за приделами психологической науки, как фрейдизм (классический психоанализ). Его основоположником был австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856-1939), считавший главным источником развития личности врожденные биологические факторы (инстинкты), порождающие энергию либидо (влечение, желание). Эта биологическая энергия направлена как на продолжение рода (сексуальное влечение), так и на разрушение (агрессия). По Фрейду, происходит сложное динамическое взаимодействие между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и мотивами, сознанием, морально-этическими императивами – с другой. Это взаимодействие и регулирует поведение человека, причем главенствующая роль принадлежит бессознательному. Такое объяснение послужило основанием для обозначения целого направления в теории личности – психодинамического (психоанализ).

Психоаналитическая теория: Щвейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875 – 1961) с 1906 по 1913 год сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, но в последствии создал свой вариант психоаналитического учения – аналитическую психологию. Структура личности, по мнению Карла Юнга, состоит из трех частей: индивидуального бессознательного, коллективного бессознательного и сознания.

Индивидуальная теория: Целостность и уникальность личности, ее неповторимая индивидуальность – краеугольный камень и кредо индивидуальной психологии, основоположником которой считается австрийский психиатр и психолог еврейского происхождения Альфред Адлер (1870-1937). По Адлеру не врожденные инстинкты, а чувство общности с другими людьми, ориентация на них определяет все их поступки и поведение. Поведенческая теория, Гуманистическая теория, Мотивационное направление (Маслоу), Когнитивная теория, Деятельностная теория и тд.

studfiles.net

Предмет психологии личности | PSYERA

Психология личности изучает не отдельные аспекты психического функционирования (мотивация, эмоции, память, воля, способности и т.д.), а должна охватить всё многообразие проявлений психического функционирования человека и исследовать человека как целое.

В связи с этим можно указать, что объектом психологии личности является человек как целое.

Сложной исследовательской задачей является определение предмета психологии личности. Это обусловлено тем, что феномен личности очень многогранен. Он отражает многообразие проявлений жизни человека в истории развития общества и его собственной жизни. Поэтому вопрос об эмпирической сфере изучения личности — как исходный вопрос любого познания — является сложным и дискуссионным.

В исследованиях по психологии личности изучается широкий спектр проявлений личности: мотивы её деятельности, индивидуальные биохимические свойства, социальные роли, типы ВНД, внешность, способности, нравственный облик, самосознание, потребности, влечения, черты характера, настроение, чувства, манера общения, ценностные ориентации, одаренность, интеллект, поступки, воля и т. д.

Таким образом, личность имеет самые различные проявления, и создание целостной картины из мозаик различных феноменов представляет трудности. Каждый из этих феноменов, взятый сам по себе и отнесенный к изолированному существу человеку, не может быть квалифицирован как личность.

По этой причине психология личности как предмет оказалась расчлененной на психологию мотивации, эмоций, воли, индивидуальных различий. Кроме того, разные проявления личности в зависимости от позиции исследователя принимаются за основной материал, из которого строится психология личности (деятельность — Леонтьев, отношения — Мясищев, установки — Узнадзе, влечения — Фрейд, мотивы и ценности Маслоу). Иными словами, позиция исследователя определяет выбор фактов, расцениваемых им как проявления личности, и методики исследования этих проявлений. От методологической установки ученого вообще зависит признание того, существует некоторое явление как научный факт или оно плод воображения самого исследователя. В психологии личности разработана масса теоретических концепций. Одни имеют много общего, другие несовместимы.

Тем не менее, существует необходимость определить хотя бы в общем направлении и чертах предмет психологии личности.

А.Г. Асмолов определяет содержание предмета психологии личности следующим образом:

  • взаимодействие биологических и средовых факторов, направляющих ход личностного развития;
  • психические процессы и механизмы, которые в течение всей жизни человека взаимодействуют с биологическими и социальными процессами, поддерживая непрерывное ощущение личной идентичности и индивидуальности;
  • межиндивидуальные различия, т.е. поведенческие тенденции и черты, характеризующие человека и отличающие — его от других людей;
  • внутриличностная согласованность, т. е. функционирование отдельных психических процессов как согласованных систем.

Предмет психологии личности — исследование согласованности индивидуального функционирования и индивидуальных различий.

Додонов указывает, что психология личности изучает:

  • как формируется человеческая индивидуальность в данных конкретных условиях, как в этих условиях духовная жизнь ребенка превращается в духовную жизнь взрослого человека,
  • как происходит дальнейшее развитие личности вместе с изменением человека в обществе и развитием его общественной практики.

В отечественной психологии человек рассматривается как субъект деятельности, играющий важную роль в формировании собственной личности. Отсюда личность рассматривается как саморегулирующаяся система, способная содействовать её развитию и совершенствованию.

Асмолов указывает, что область психологии личности включает:

  • структуру личности, которая позволяет субъекту функционировать в качестве субъекта деятельности, а также формировать и поддерживать стабильное ощущение собственной идентичности;
  • общие психические процессы, позволяющие человеку управлять личным и индивидуальным опытом;
  • индивидуальные различия и индивидуальные качества, порождаемые этими процессами; способности к саморегулированию, к предвидению.

Несмотря на то, что существует множество концепций в психологии личности и теоретические разногласия авторов, многие исследователи придерживаются единых взглядов по ряду аспектов психологии личности относительно функционирования личности. Они представляют собой обобщенные теоретические допущения, из которых исходит большинство современных исследователей личности.

На основе этого можно выделить три общих принципа функционирования личности:

1. Личность — это сложная система психических структур и процессов, организованность которой — это результат синергического взаимодействия множества подсистем. Врожденные нейрофизиологические механизмы предопределяемы генетически. Но каким именно будет онтогенетическое развитие структур нервной системы, зависит не только от генетической программы, но и от внешнего воздействия на организм. Т.е. развитие подразумевает взаимодействие организма и среды.

Личность как субъект деятельности и как конструкция развивается и функционирует при постоянном взаимодействии со средой. Взаимодействие с социальным миром закладывает основу для становления человека как субъекта деятельности.

Личность характеризуется согласованностью и непрерывностью, которые можно в полной мере оценить лишь в том случае, если рассматривать человека как нечто целое и анализировать структуру личности на протяжении всего жизненного пути.

Таким образом, вследствие уникальности и многогранности такого понятия как личность, в психологии не существует единого подхода при изучении психологии личности.

При построении и изложении данного курса по психологии личности мы будем исходить из следующей логики. В настоящее время в научных теоретических и эмпирических исследованиях по психологии личности можно выделить два больших направления или блока.

Первое направление — изложение общетеоретических основ по проблеме психологии личности в целом, как общенаучной и общеметодологической проблеме.

Второе направление — рассмотрение природы человека с точки зрения подходов и взглядов различных исследователей. Другими словами рассмотрение современных теорий личности, основное содержание которых коренится в представлениях конкретного персонолога о человеческой природе. Термин персонолог ввел Генри Мюррей для обозначения экспериментаторов и теоретиков в области психологии личности.

Личность может быть определена как внутренний опыт человека и внутренние мотивы, лежащие в основе его поведения
Клонингер С.

Асмолов А.Г. в качестве отправной точки для изучения предмета психологии личности предлагает следующие основные направления построения предмета психологии личности.
Первое направление — это разведение понятий «индивид» и «личность». «Личность и индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается… Иначе говоря:
личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителями этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами» (Леонтьев А.Н., 1983, с.385). Данное разграничение дает возможность подступиться к решению проблемы соотношения биологического и социального в личности.
Второе направление — выделение схемы детерминации развития личности.
Третье направление — это выделение предметной деятельности как системообразующего основания личности.

psyera.ru

Что изучает психология личности. Основные черты личности.

Личность человека – целостный человек. Личность — это то, что ты есть. Личность — понятие многогранное и является важным звеном в общественных отношениях. И благодаря тому, что человек приобретает в течение всей своей жизни, с чем ему приходится сталкиваться и работать, контактировать, благодаря этому и формируется его характер, его – я, его адаптация к внешней среде.

Что изучает психология личности?

Еще со стародавних времен, ученым было интересно знать, как развивается личность, что влияет на саму личность. Проводили все различные эксперименты, опыты, которые впоследствии помогло установить, что немаловажны для человека и генетика, и полученный опыт в течение всей своей жизни и даже то, где и кем ты родился и воспитывался.

Наука о психологии личности, позволяет нам представить и понять саму личность, узнать, в чем человек схож, а в чем отличителен он от другого человека. Четкого понятия личности как таковой нет, поскольку человеку ежедневно, если даже так сказать, не ежечасно приходится сталкиваться с факторами, которые могут с корнем поменять его характер, его взгляды на жизнь. И в целом по этой причине невозможно найти во всем мире двух абсолютно схожих людей.

Основные черты личности

Данная наука может помочь нам научиться понять другого человека, его переживания, его реакции, мысли, чувства, что для него важно в этой жизни, чем он дышит, чем живет. Но так же не надо забывать и о том, что и сам человек, является себе хорошим психологом, который может принимать информацию, анализировать и делать определенные для себя выводы, а какой человек перед ним находится.

Можно выделить в человеке основные черты личности:

  • Темперамент. Что можно сказать про эту черту? То, что темперамент не меняется в течение жизни. Уж, каков есть человек, таков и будет на протяжении всей жизни. Выделяют четыре основных темперамента: Сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. Так же они могут быть комбинированы, то есть – флегматик – меланхолик, холерик – сангвиник. Но изучив основные четыре, мы уже знаем примерно, что из себя, представляет человек.
  • Характер. Это один из важных аспектов в человеке. Благодаря характеру мы можем сказать, что собой представляет человек, его предпочтения, его мировоззрение и его отношения к окружающей среде.
  • Мотивация – это то, чем интересуется человек, чем он так сказать живет и дышит.
  • Способности – это то, что человек умеет делать. В каждом из нас есть те или иные задатки, которые при правильном развитии их, могут достигнуть совершенства.
  • Самосознание — это то, что помогает нам понять, что есть я и в соответствии с этим развиваться себя. Совершенствовать свою сущность.

Таким образом, личность — это постоянно развивающийся человек, который преобразует вокруг себя природу, общество. Обладает чувством ориентации, динамичен, имеет свое «я». При этом свободен в своих взглядах, поступках и несет за это ответственность перед собой и окружающей средой.

 

Похожие статьи на сайте

https://psypage.com/2017/05/05/psixologiya-lichnosti-cheloveka/https://psypage.com//wp-content/uploads/2017/05/chiave-successo-e1417966636322-1024×474.jpghttps://psypage.com/wp-content/uploads/2017/05/chiave-successo-e1417966636322-150×150.jpgPsyPageЛичностьнаука,психология личности,темперамент,характерЛичность человека – целостный человек. Личность — это то, что ты есть. Личность — понятие многогранное и является важным звеном в общественных отношениях. И благодаря тому, что человек приобретает в течение всей своей жизни, с чем ему приходится сталкиваться и работать, контактировать, благодаря этому и формируется его характер, его…PsyPagePsyPage [email protected]

psypage.com

Психология личности – самая загадочная ветвь науки. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд признавался в том, что фундаментальные пласты души человеческой, даже для опытного исследователя, остаются terra incognita.

Зачем нужно изучать психологию личности?

Не заглянув внутрь себя, не познав свои истинные желания, мысли, прошлый опыт, невозможно справиться с основными жизненными задачами. Психология личности призвана помочь нам понять свою сущность, чтобы самостоятельно разрешать собственные проблемы, строить отношения с окружающими людьми.

Хотя каждый человек уникален по своему характеру и поведению, по основным проявлениям мы похожи друг на друга. Поэтому, постигнув психологию личности, мы сможем лучше понимать наших родных и любимых, друзей и коллег, предвидеть их поведенческие реакции в критических ситуациях.

Азы этой увлекательнейшей из наук станут незаменимым подспорьем в деле личностного роста и саморазвития. Без них трудно достичь высот в профессиональной сфере и гармонии в семейной жизни.

Психология личности: измерение неизмеримого

Изучить микромир отдельного индивида – задача не из легких. Еще труднее выразить результаты психологических исследований. По какой шкале измерить, скажем, уровень человеческой агрессии? А в каких параметрах определить степень трудолюбия или гениальности? Тут можно только позавидовать математикам и физикам, оперирующим цифрами, индексами и коэффициентами.

Правда, отечественные психологи располагают 160 словами, называющими личностные характеристики, и 3500 словами, описывающими человека. Но даже этого лексического запаса будет недостаточно, чтобы составить психологический портрет отдельной личности как социального существа с неповторимым ассортиментом качеств.

Многогранность и неоднозначность данного понятия очевидна. Недаром у психологии личности есть еще одно название – персонология. Оно более точно передает интригующую тайну постижения внутреннего мира человека.

Основные научные подходы в психологии личности

1. Биогенетический

Представители этого течения рассматривают эволюцию индивида с точки зрения ее исторической обусловленности. Из этого следует, что наше развитие подчиняется общим закономерностям, проходит одни и те же стадии и имеет сходные свойства.

Самой популярной концепцией в данной ориентации является теория психоанализа З.Фрейда. Он сравнивал наше самосознание с верхушкой айсберга, в результате чего нам дано понять лишь малую толику своих поступков. Только посредством психоанализа можно достичь глубин личности.

По Фрейду, наша психика включает в себя следующие пласты:

• «Оно» — бессознательное, обусловленное врожденными инстинктами; главный из них – продолжение рода; истинные цели человеческого существования – достижение удовольствия и внутреннего равновесия;

• «Я» – сознание, где происходит самовосприятие и самооценка с рациональной ориентацией на реальность;

• «Сверх-Я» – подсознание, руководствующееся общепринятыми ценностными эталонами и социальными нормами; они постоянно блокирует неосознаваемые влечения, особенно сексуальную энергию – главную составляющую «Оно»; арбитром в этом конфликте выступает рациональное «Я», примиряющее влечения с моральными установками.

2. Социогенетический

Данная ориентация считает главным фактором формирования личности ее социализацию. Речь идет о процессе усвоения системы общественных обязательств, приобретении профессиональных навыков, разучивании социальных ролей и форм поведения.

Подобное научение происходит под влиянием родителей, педагогов, друзей, коллег. Нюансы в поведении различных индивидов объясняются своеобразием их контактов с различными людьми. При таком подходе личность — это плод взаимодействия индивида с его окружением.

3. Персонологический

Этот подход еще называют личностно-центрированным или гуманистическим. Его основные представители А. Маслоу, К.Роджерс во главу угла ставят самосознание человека. Они полагают, что личностное развитие – это процесс творческий, предполагающий постижение и осуществление субъектом своих жизненных целей.

Такой подход исключает манипулятивное отношение к человеку и требует от межличностных отношений полной открытости и доверительности. Только при такой организации общества возможно полное самовыражение каждого его члена.

Основные черты психологии личности

На основе интеграции вышеуказанных ориентаций выделим некоторые общие их положения, позволяющие понять, что же такое личность.

1. Индивидуальность

Человек – это не только наследник биологических свойств, переданных ему родителями. Это обладатель индивидуальных черт, зачатков способностей, которые со временем либо развиваются, либо утрачиваются.

2. Структурность

Личность – всегда комплекс особенных характеристик, составляющих целостную систему и взаимодействующих друг с другом. Часто более выраженные личностные черты помогают проявиться другим, менее заметным, пребывающим до поры до времени в латентном периоде. Это происходит в процессе деятельности в самых различных сферах, особенно в тех, которые требуют максимального напряжения душевных сил.

3. Поведенческий код

Каждая личность проявляет себя характерными для нее реакциями. Они повторяются в большинстве случаев в определенных ситуациях. При этом волевые личности часто действуют вопреки неблагоприятным социальным условиям. Эта сила сопротивления и позволяет им достичь невероятных успехов.

4. Перспективность

Мотивы саморазвивающейся личности, так же как и взгляды, интересы, устремления, могут меняться на протяжении жизни. Поэтому человек есть не только то, что он делает в настоящий момент, но и то, чего от него можно ожидать в будущем. Вехами на жизненном пути становятся испытания, оттачивающие лучшие душевные качества.

Конечной целью личностной эволюции является достижение психологии зрелости – духовной, нравственной, социальной. Это пиковое состояние позволяет максимально проявиться человеческой сущности.

Вместо нотаций и советов

Обычный человек – слабое существо. Он склонен многое драматизировать, предаваться снам наяву, теряться в собственных иллюзиях. Ему свойственно забывать об истинных своих целях, путать следствия с причинами, погружаться в пучину сомнений.

Но однажды наступает пробуждение, и у человека хватает силы и мудрости, чтобы осознать: истоки его страданий – в неведении. Именно дремучесть рассудка превращает его в механическое пианино, годами исполняющее одну и ту же тоскливую пьесу.

В этот переломный момент, открывая новые струны в своей душе, четко слыша ее лейтмотивы, слабый человек умирает – рождается сильная, жизнеспособная личность, готовая эволюционировать бесконечно.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Pinterest

LiveJournal

LinkedIn

Мой мир

E-mail


 

« Предыдущая запись Следующая запись »

rostduha.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *