К недостаткам компромисса относятся – — —

Компромиссные решения – достоинства и недостатки

В жизни и бизнесе достаточно часто нужны компромиссные решения, как метод решения задач с наименьшими потерями. Насколько они целесообразны?

Но если личные отношения претерпевают сильное влияние эмоций и потому здесь понятна причина компромиссов, то для бизнеса большинство эмоций чужды, и поэтому не совсем ясна природа подобных решений.

На данный момент существуют два противоборствующих лагеря предпринимателей, мнение которых по данному вопросу кардинально разнится.

Первые полагают, что бизнесу необходимы компромиссные решения, для чего приводится в пример такая модель бизнес-сосуществования, как: компромиссное сотрудничество.

Это некая стратегия конкурентного поведения, при которой субъекты предпринимательства в один прекрасный день осознают выгодность или неизбежность сотрудничества с конкурентами.

Выбирая тем самым худой мир, вместо хорошей войны. Но компромиссные решения не предполагают партнерства, солидарности. Это чистой воды уступка части своих интересов.

Здесь отыскивается решение, которое более или менее устраивает все договаривающиеся стороны, но при этом максимальной выгоды не получает ни один из участников соглашения.

Выгода, безусловно, тут присутствует. Договаривающиеся конкуренты, если они добросовестны, находятся в рамках связующего их соглашения. Но эта же связь и лишает всех участников свободы бизнес-действий.

Ведь для достижения устраивающего все стороны решения необходимо пожертвовать частью своих интересов, которые пересекаются с интересами конкурентов.

Таким образом, компромиссные решения более выгодны слабым игрокам, которые не выдержат накала противостояния. Если же субъект бизнеса достаточно прочно стоит на ногах, в том числе в материальном вопросе, то компромисс должен быть для него скорее исключением, чем правилом.

Оппоненты позитивности компромиссов полагают, что это явление вообще пагубно для бизнеса.

Во-первых, компромиссные решения зачастую только создают видимость перемирия, тогда как его участники продолжают вести войну, но уже не в открытую, а партизанскими методами.

Во-вторых, проблемы «разрешаемые» посредством компромисса просто откладываются на неопределенный срок. А бизнесмены в отношении прикрываемых компромиссом ситуаций поступают, как собаки на сене: ни мне, ни людям.

В-третьих, предприниматели, привыкшие работать на компромиссных условиях, привыкают к полумерам и не могут полностью реализовать свой потенциал.

Ведь их всегда сдерживает страх нарушить границу компромиссного решения: заступить за проведенную черту конкурентных интересов.

По мнению этой группы предпринимателей, компромисс в бизнесе – скорее бомба замедленного действия, нежели действительно правильный выход из сложившейся ситуации.

И те, и другие бизнесмены по-своему правы, потому что компромисс не должен приниматься в качестве обязательного решения во всех возможных ситуациях.

Учитывая изначально разницу интересов конкурентов и даже иногда партнеров, невозможно прийти к оптимальному решению с ними, не утратив части своих позиций.

А чтобы добиться наибольшего успеха в бизнесе, необходимо обязательно превзойти своих конкурентов.

Если же вы соглашаетесь на компромисс с оппонентами, то вы сэкономите в чем-то на конкурентной борьбе, но проиграете на потере возможности дальше нормально развиваться.

Вас постоянно будет сдерживать груз компромиссного решения. Поэтому такой итог можно подводить только в совершенно безвыходных ситуациях, когда уже явно видно, что другого не дано.

Если же компромиссные решения требуются в отношениях с вашими партнерами, то нужно хорошо предварительно взвесить все «против» и «за». Возможно, вы потеряете гораздо меньше, если прекратите с ними дальнейшие отношения.

Эти статьи блога Вам должны быть интересны:

berichnow.ru

общие и частные случаи Урок 5. § 13. Стили и тактики конфликта по Томасу и Киллману

Стиль конфликта — определенная модель поведения, кажущаяся нам наиболее эффективной в конкретной ситуации.

Тактики конфликта — конкретные действия, которые мы предпринимаем для достижения поставленных нами задач.

Схема Томаса-Киллмана (Кеннет Томас и Ральф Киллман)

Избегание

  • Годится для поверхностных отношений;

  • Помогает предотвратить конфликт-взрыв;

  • Дает время на размышление;

  • Помогает, когда одна из сторон не обладает достаточной властью;

  • Годится, когда конкретная конфликтная ситуация сигнализирует о большей проблеме

  • Проблема не решается;

  • Не предлагаются полезные решения;

  • Люди боятся;

  • Участники считают, что партнер не способен меняться;

  • Накапливаются претензии;

  • Поддерживаются отрицательные метафоры;

  • Игнорируется взаимозависимость;

  • Обычно заканчивается конфликтом-взрывом

  • Прямое отрицание;

  • Косвенное отрицание;

  • Реплики избегания;

  • Перемена темы;

  • Перевод стрелки;

  • Абстрактные замечания;

  • Заявления по процедуре;

  • Шутки

Соревнование

  • Полезен для принятия быстрого решения;

  • Полезен для нужных, но не популярных решений;

  • Полезен для решений, касающихся благополучия и жизни людей;

  • Полезен, когда компромисс пойдет только во вред;

  • Может способствовать возникновению творческих решений;

  • Выясняет степень приверженности участника делу;

  • Полезен, если решение важнее отношений

  • Слишком много внимания задаче;

  • Игнорируются отношения;

  • Стороне может не хватить ресурсов и опыта;

  • Стороны могут уйти в подполье и действовать исподтишка;

  • Ухудшается качество обратной связи;

  • Стороны не учатся новому;

  • Использующие этот стиль отвыкают сдерживаться, скрывают информацию, сплетничают;

  • Стороны постоянно напряжены и сердиты

  • Личная критика;

  • Отрицание;

  • Враждебные приказания;

  • Враждебные шутки;

  • Враждебные вопросы;

  • Вопросы с презумпцией;

  • Отрицание ответственности

Компромисс

  • Помогает сэкономить время;

  • Является «мостиком между двумя полярными событиями;

  • Дает возможность создать баланс власти;

  • Является запасным вариантом для сложных ситуаций;

  • Компромисс делается «ради кого-то»;

  • Дает моральную силу

  • Быстро становится «дежурным стилем»;

  • Теряется контроль над стратегией;

  • Может оставить болезненную неудовлетворенность;

  • Может привести к недостатку доверия и критике;

  • Может заставить человека соглашаться на уступки в ситуациях, в которых это делать не следует;

  • Часто сводится к простому жребию

  • Призыв к справедливости;

  • Предложение договоренности;

  • Максимизация приобретений/минимизация потерь;

  • Быстрое краткосрочное решение

Приспособление

  • Полезно для демонстрации разумности и доброй воли;

  • Способствует миру;

  • Облегчает выход из ситуации;

  • Годится для ситуаций, которые не особо важны;

  • Может служить сигналом к готовности решить проблему;

  • Годится для неравного конфликта;

  • Годится для конфликта, в котором одна из сторон заведомо проигрывает;

  • Годится для тех конфликтов, где опыт и связи оппонента в будущем могут дать нам преимущество

  • Проблема не рассматривается;

  • Отказ от изменений и поддержка статуса кво;

  • Вызывает скрытую злость;

  • Снижает возможности командных действий;

  • Может стать «танцем» уступок;

  • Может дать почувствовать излишнюю власть;

  • Лишает возможности найти творческое решение;

  • Не дает возможности проверить прочность отношений

  • Сдача позиций;

  • Отказ от приверженности;

  • Отрицание потребности;

  • Выражение желания гармонии

studfiles.net

3.3. Компромиссное решение проблемы

Третий тип исхода — компромисс. Под этим исходом понима­ется открытое обсуждение мнений и позиций, направленных на по­иск решения наиболее удобного и приемлемого для обеих сторон. В этом случае партнеры выставляют аргументы в свою и чужую пользу, не используют откладывание решений на другой срок и не принуждают в одностороннем порядке к одному единственно воз­можному варианту. Преимущество этого исхода во взаимной рав-ности прав и обязанностей и легализации (открытости) претен­зии. Компромисс, при соблюдении правил поведения в конфликте, действительно снимает напряженность или помогает найти опти­мальное решение. Например, на производстве мастер, инициатор конфликта, требует от рабочего качественнее выполнять свою ра­боту. Рабочий, если он сам прилагает максимум усилий и способ­ностей, требует у мастера более совершенный инструмент, кото­рый уже есть на складе и его только надо взять. При правильном поведении сторон в конфликте принимается решение: мастер до­стает необходимый инструмент — рабочий прилагает максимум стараний делать работу качественнее.

При компромиссном варианте стороны вырабатывают или приходят к «среднему решению», что видно из следующего приме­ра с телефонным разговором: «Я попрошу мне звонить только в обеденный перерыв, если это несрочный разговор». Этот вариант устраивает обоих участников: личные разговоры — в нерабочее вре­мя. Пример из семейно-брачного конфликта. Жена просит мужа не курить в квартире, так как запах курева раздражает ее. Муж же счи­тает себя вправе «курить в комфорте», а не на лестнице. Каждая из сторон обосновывает свое желание. Нередко в результате «честно­го и на равных» обсуждения принимается наиболее приемлемое для обоих компромиссное решение. Как в нашем примере, супруги могут прийти к окончательному решению: муж может курить в квар­тире, но в строго оговоренных местах. Такое решение закрепляют надолго, это — подписанный договор, нарушение которого невозможно, так как каждый партнер принял его добровольно [7].

3.4. Конфронтация как исход конфликта

Четвертый вариант — конфронтация. Неблагоприятный и ма­лопродуктивный исход конфликта, когда никто из участников не при­нимает во внимание позицию, мнение другого. Пример с телефон­ным разговором: «Я иначе говорить не умею и не собираюсь под кого-либо подстраиваться!» При этом, если другая сторона отста­ивает свою точку зрения — конфликт заходит в тупик и обстановка

может стать «взрывоопасной», но уже и по другому поводу. Проти­вопоставление позиций рано или поздно, в силу своей неразре-шенности, накапливает не ативный потенциал отношений. Опас­ность конфронтации — в возможности перейти на личные оскорб­ления, что обычно происходит, когда все разумные доводы исполь­зованы. Исход конфронтации обычно возникает, когда одна из сто­рон накопила достаточно мелких обид, «собралась с силами» и выдвинула сильнейшие аргументы, которые не сможет снять дру­гая сторона. Единственным положительным моментом конфронта­ции является то, что экстремальность ситуации позволяет партне­рам лучше увидеть сильные и, главное, слабые стороны друг друга, понять запросы и интересы сторон.

Конфронтация зачастую возникает при переоценке себя и недооценке противника. «Кажется, говоришь очевидные вещи, но почему он не понимает» — сказал один из участников конфликта. Но, во-первых, очевидной вещь может быть только для себя. Во-вторых, понимание — непонимание тесно связано с мотивом признать для себя новую позицию, мысль. А если эта позиция противоречит соб­ственным интересам, привычкам, обычаям? Ведь понимание — не­понимание, для некоторых людей, есть и признак принятия — не­приятия мысли, обычая, привычки другого. Не толь-ко мысленно, но как реальное действие. В-третьих, и самое важное — это лишение права другого человека иметь свое мнение, несходное с твоим. Когда мы обнаруживаем согласие, то это мало нас удивляет и настора­живает. Несогласие и особенно частое и по большей части вопро­сов — вызывает неприязнь и непонимание того, что может быть со­всем другая точка зрения.

С переоценкой себя и недооценкой другого связано каче­ство личности — эгоцентризм. Когда собственное Я возводится на недосягаемый пьедестал, а мнения других оцениваются как «ше­лест листьев в соседнем саду»,. Вот и оказывается, что то, что ска­зал Я — это имеет существенное значение, а то, что сказал против­ник…, так, один пустой лепет. В этом случае минимальное несогла­сие — есть посягательство не просто на мнение, но лично на наше дорогостоящее Я.

Кроме того, эмоциональная включенность в спор и конфликт, неумение все обратить в шутку и в игру — могут привести к «за­цикливанию» на обсуждаемом вопросе.

Нельзя забывать, что в споре, конфликте никогда не родится истина. Эта заповедь — одна из основных и если кто-нибудь о ней вспомнит, конфронтация может смягчиться. Конфронтация стано­вится приемлемой, когда отстаиваются принципиальные вопросы: экологии, здоровья людей, нравственные и религиозные ценности (не убей, не укради, не прелюбодействуй и т. д.). Если конфронта-

ция вскроет многообразие точек зрения, значит, и в твоей позиции не все однозначно. Это заставляет думать, сомневаться, а значит, скать новые пути решения, казалось бы, неразрешимых вопросов. Здесь, конечно, необходимы арбитры (третьи лица), нейтральная территория, правила дискуссий [7].

studfiles.net

Компромисс как способ разрешения конфликта 🚩 Общение

Исходы конфликтов могут быть самыми разнообразными. Исходя из этого выделяют различные критерии разрешения конфликтов. Чаще всего в качестве основных выделяют прекращение конфликта и достижение цели одним из участников или обеими сторонами.

Американский специалист К. Митчел расширил список параметров, которые служат свидетельством того, что конфликт разрешен и не возникнет вновь. В их числе: проблема, которая лежит в основе конфликтов, исчезает; решение конфликта принимается всеми сторонами как на уровне элит, так и на уровне народа; соглашение является самодостаточным и не требует участия третьей стороны; решение конфликта не является компромиссным, т.е. не ущемляет интересы ни одной из сторон; соглашение устанавливает новые позитивные отношения между сторонами; участники добровольно принимают соглашения без силового воздействия.

Таким образом, из такого широкого перечня разрешения конфликтов выделяют полное и частичное разрешение на объективной или субъективной основе.

Технологии разрешения конфликтов — многоступенчатый процесс, который состоит из нескольких этапов. В их числе: аналитический этап, оценочный, выбор способа разрешения конфликта, формирование плана действий и реализация этого плана. По итогам реализации комплекса мероприятий производится оценка их эффективности.

На практике конфликтующие способы могут устранить возникшие противоречия на основе силового варианта, компромисса, интегральной модели или разъединения сторон. Используемые методы можно разделить на насильственные (например, войны) и ненасильственные (например, переговоры).

Силовая модель и силовое доминирование — это модель, которая предполагает подавление интересов одной из сторон. В ее основе лежит принцип «сильный всегда прав». Могут использоваться самые разные методы — психологическое, физическое воздействие. К средствам силовой модели относят ультиматумы, угрозы, насильственные действия и пр. Доминирование и победа в конфликте может достигаться за счет экономических ресурсов, административных рычагов. Часто этот способ предполагает перенос ответственности на более слабую сторону, что подменяет причину конфликта. При этом окончательно разрешить такой социальный конфликт не удастся, только погасить его на время. Единственный вариант разрешения конфликта силовым методом — полное устранение его на время.

Силовая модель разрешения общественных конфликтов может быть оправдан только в случае спровоцированности конфликта оппонентом, поддержки конфликта общественным мнением, большого числа жертв, антагонизма интересов и пр. Это наиболее распространенный способ разрешения общественных конфликтов в авторитарных обществах.

Стратеги разъединения сторон конфликта предполагает, что он разрешается путем изоляции сторон. Модель достаточно эффективна, но может разрушить общественную систему и привести к ее распаду.

Модель компромисса – это способ согласования интересов сторон, который заключается во взаимных уступках конфликтующих сторон. Это модель выводит и налаживает процесс коммуникации между сторонами. При этом сами конфликты не разрешаются, а лишь приобретают институциональные рамки. Это позволяет правящим элитам контролировать их и избегать эскалации.

Интегральная стратегия предусматривает возможность удовлетворения интересов сторон при условии пересмотра ими своих позиций. Эта модель способна интегрировать интересы конфликтеров и не предполагает жертвования своими интересами.

www.kakprosto.ru

Компромисс

Компромисс — это частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта.

Плюсы и минусы данной стратегии: хотя при компромиссе учитываются интересы всех конфликтующих сторон, и этот исход можно назвать справедливым, необходимо помнить, что в большинстве случаев – компромисс можно рассматривать только как промежуточный этап разрешения конфликта перед поиском такого решения, в котором обе стороны были бы удовлетворены полностью.11

Для этой стратегии характерен тип поведения лисы, в котором сочетаются осторожность и хитрость. «Лиса» действует по принципу: «Я уступлю немного, если вы тоже готовы уступить». Взвешенность, сбалансированность и осторожность – основная установка этого типа поведения. Для данной стратегии одинаково значимы и личные цепи и взаимоотношения. Стремление в любом случае идти на нормализацию отношений является слабым местом этой стратегии в конфликте с «Акулой». Стратегия компромисса не предполагает анализа объема информации, «Лиса» терпит обмен мнениями, но чувствует себя неловко, т.к. у нее нет своей позиции, ее поведение зависит от уступок с другой стороны. Компромисс требует определенных навыков в ведении переговоров, чтобы каждый участник чего-то добился. Такое решение проблемы подразумевает, что делится какая-то конечная величина, и что в процессе ее раздела нужды всех участников не могут быть удовлетворены полностью. Тем не менее, раздел поровну нередко воспринимается как самое справедливое решение и, если стороны не могут увеличить размер делимой вещи, равноправное пользование имеющимися благами – уже достижение. Недостатки стратегии компромисса в том, что одна сторона может, например, увеличить свои претензии, чтобы потом показаться великодушной, или сдать свои позиции намного раньше другой. В таких случаях ни одна из сторон не будет придерживаться решения, которое не удовлетворяет их нужд. Если компромисс был достигнут без тщательного анализа других возможных вариантов решения, он может быть не самым оптимальным способом разрешения конфликта.

Тактические действия «Лисы»: — торгуется, любит людей, которые умеют торговаться; — использует обман, лесть для подчеркивания не очень выраженных качеств у противника; — ориентирована на равенство в дележе, действует по принципу: «Всем сестрам – по серьгам».

Качества личности: — предельная осторожность в оценке, критике, обвинениях в сочетании с открытостью. Такие качества являются, несомненно, элементом высокой культуры личности; — настороженное отношение к критическим оценкам других людей; — ожидание мягких формулировок, красивых слов; — желание убедить людей не выражать свои мысли слишком резко и открыто.

Сотрудничество

      При выборе этой стратегии участник стремиться разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все. Он не просто учитывает позицию другого участника, но и стремится добится, чтобы другая сторона тоже была бы удовлетворена.12

Плюсы и минусы данной стратегии: стремление выслушать другого человека, понять его точку зрения, учесть его интересы и найти в спорной ситуации решение, устраивающее все стороны – необходимо в любых долгосрочных отношениях. Такой подход способствует развитию взаимного уважения, понимания, доверия, и, тем самым, делает отношения более прочными и стабильными. Если предмет спора важен для обоих участников, этот способ разрешения конфликта можно воспринимать как наиболее конструктивный. Отметим, что во многих ситуациях найти решение, устраивающее обе стороны, может быть очень трудно, особенно если противоположная сторона не настроена на сотрудничество, и в этом случае процесс разрешения конфликта может быть длительным и тяжелым.13

Этой стратегии поведения в конфликте можно условно дать название птицы, которой люди издавна приписывали такие качества, как мудрость и здравый смысл. «Сова» открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта. От противника ожидает ответного сотрудничества. Основной принцип данной стратегии: «Давайте оставим взаимные обиды, я предпочитаю… А Вы?». Стратегия сотрудничества направлена на конструктивное разрешение конфликта, то есть на работу с проблемой, а не с конфликтом. «Сова» не принимает тактики избегания, так как уважает партнера, она не эксплуатирует слабости «Черепахи» и «Плюшевого медвежонка», потому что стремится к диалогу в решении проблемы. По отношению к «Акуле» она тоже ведет себя честно, противопоставляет ей мирные средства и здравый смысл. «Сове» свойственна установка на прекращение конфликта ввиду его эскалации, в случае необходимости она склонна к переговорному процессу, где всегда имеет веер предложений-альтернатив. При использовании стратегии сотрудничества участники конфликта становятся равными партнерами, а не противниками, которые интересны друг другу как люди со своими индивидуальностями. Их всегда интересуют не только противоречивые потребности друг друга, но и их мотивация. Они стремятся к искренности в отношениях и максимальному доверию. Партнеры признают свой конфликт, подчеркивая общую основу для взаимодействия, которой может стать даже одно желание вместе найти выход из создавшейся ситуации. Они не занимаются взаимной перепалкой и обвинениями – в интересах дела эмоции отбрасываются. В ходе поиска совместных решений партнеры могут интересоваться историей возникновения конфликта, но это не является самоцелью. Они трезво оценивают свои возможности и поэтому склонны к посредничеству, а в случае необходимости – к переговорному процессу.14

Тактические действия «Совы»: — собирает информацию о конфликте, о сути проблемы, о противнике; — ведет подсчет своих ресурсов и ресурсов противника для выработки альтернативных предложений; — обсуждает конфликт открыто, не боится разногласий, старается опредметить конфликт; — если противник предлагает что-то здравое, разумное, то это принимается.

Качества личности: — в любом конфликте направлен на решение проблемы, а не на обвинение личности; — положительно относится к новациям, переменам; — умеет критиковать, не оскорбляя личности, как говорят, «по делу», опираясь на факты; — использует свои способности для достижения влияния на людей.

studfiles.net

Что такое компромисс и чем он отличается от консенсуса ?

В современном обществе принято находить способы решения проблем без оскорблений, ругательств, применения оружия или судебных разбирательств. Всегда можно найти общий язык с оппонентом и привести веские доводы, не применяя физическое воздействие. При этом нельзя забывать, что такое компромисс, ведь иногда только с его помощью можно выйти из спорной ситуации.

Компромисс — что это?

Людям нередко приходится решать проблемы путем взаимных уступок – это и есть компромиссное решение конфликтных ситуаций. Зачастую человеку приходится идти на компромисс с совестью, родственниками, друзьями, партнерами и коллегами. Этот способ может быть действенным не только в социальной, но и в политической жизни общества. История знает немало примеров, когда назревающие военные конфликты заканчивались взаимовыгодными мирными соглашениями. Компромисс в конфликте или политическом вопросе часто является одним из выгодных и достойных методов их решения.

Компромисс в психологии

С точки зрения психологии компромисс интересов – это решение, при котором стороны должны сделать некоторые шаги навстречу друг другу и выяснить, какой результат будет удовлетворять их обоих. Это действие требует временного отказа от амбиций и интересов, что в некоторых ситуациях может принести большую пользу. Людям бывает сложно сделать подобные шаги, поэтому их результат должен быть выгодным и плодотворным для обеих сторон. Такое поведение бывает не только полезным для решения конфликта, но и для сохранения дальнейшего общения, общего дела, семейных или дружеских отношений.

Компромисс — плюсы и минусы

Выбирая компромисс при принятии решения в спорных ситуациях, можно взвесить положительные и отрицательные стороны такого решения. Среди минусов выделяют следующие

  • необходимость поступиться своими принципами, амбициями, на некоторое время забыть о гордости;
  • иногда лишь частичное удовлетворение от полученного результата;
  • в некоторых случаях это только промежуточный этап выхода из ситуации;
  • принятие уступок требует продуманных и осторожных действий, умения излагать свои мысли и некоторых навыков ведения переговоров.

Если не концентрировать свое внимание на перечисленных минусах, разумный компромисс имеет и положительные стороны, особенно если принимать взвешенное решение:

  • взаимная выгода;
  • в некоторых случаях окончательное разрешение конфликта;
  • опыт проведения переговоров;
  • возможное сохранение дальнейших взаимоотношений.

Чем компромисс отличается от консенсуса?

Часто компромисс сравнивают с консенсусом, но значения этих понятий несколько отличаются. Например, нередки случаи, когда семья, выбирая направление для отпуска, сомневается в своих предпочтениях – путешествие на море, поход в горы или экскурсионный тур. Если после обсуждения предпочтение единогласно отдано поездке на море, то это будет консенсусом.

В случае выбора поездки на море с обязательной экскурсионной программой можно сказать, что достигнут компромисс в отношениях семейной пары. Значимое отличие данных понятий в том, что первое понятие предполагает общее согласие, а второй термин – наличие взаимовыгодных уступок при подобном решении проблемы.

Компромисс — виды

В качестве выхода из затруднительной ситуации иногда приходится использовать компромисс, и его виды могут быть следующими:

  1. Добровольный, который заключается без внешнего давления посторонних лиц.
  2. Вынужденный, к которому стороны приходят под влиянием различных условий.

Независимо от того, принудительным или добровольным будет решение проблемы, важно помнить, что такое компромисс, и в каких случаях имеется возможность им воспользоваться, ведь большинство спорных ситуаций можно решить мирным путем, еще и с некоторой выгодой для обеих заинтересованных сторон конфликта.

 

womanadvice.ru

Стиль компромисса. Управление конфликтами

Стиль компромисса

Смысл этого стиля – во взаимных частичных уступках с целью выработки компромиссного решения, которое устроило бы в главном обе стороны.

По сравнению с сотрудничеством компромисс более поверхностен. Вы не ищете скрытые нужды и интересы, как в случае стиля сотрудничества, а рассматриваете только высказанные желания друг друга.

Например, пара хочет провести отпуск по-разному: он в горах, она – у моря. «Хорошо, мы проведем часть отпуска в горах, а часть – на берегу моря».

Если целью сотрудничества является выработка долгосрочного взаимовыгодного решения, то в случае компромисса это может быть сиюминутный подходящий вариант. В результате удачного компромисса человек может выразить свое согласие следующим образом: «Я могу смириться с этим». В некоторых ситуациях сотрудничество может оказаться даже невозможным. Допустим, что ни один из вас не имеет ни времени, ни сил, необходимых для сотрудничества, или ваши интересы исключают друг друга. И тогда вам может помочь только компромисс.

«Перечислим случаи, в которых стиль компромисса наиболее эффективен:

• обе стороны обладают одинаковыми возможностями и статусом, но имеют взаимоисключающие интересы;

• необходимо прийти к решению быстро, потому что нет времени;

• стороны может устроить временное решение;

• достаточно воспользоваться кратковременной выгодой;

• другие подходы к решению проблемы оказались невозможными;

• вы можете безболезненно несколько изменить поставленную первоначальную цель;

• компромисс позволит сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять.

Нередко компромисс является удачным отступлением или даже последней возможностью прийти к какому-то решению. Можно ориентироваться на этот подход с самого начала, если вы не обладаете достаточными ресурсами для того, чтобы добиться желаемого, а сотрудничество невозможно и никто не хочет односторонних уступок.

В поиске компромисса следует начинать с прояснения интересов и желаний сторон и обозначить область совпадения интересов» [233, 124–125].

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *