Изучение самооценки личности – Изучение самооценки учащихся

Методика изучения самооценки личности

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 12Следующая ⇒

«ПОЛЯРНЫЕ ПРОФИЛИ САМООЦЕНКИ».

 

Цель: Определение характера самооценки, ее устойчивости; самокритичности личности

Инструкция: Внимательно прочтите слова, характеризующие отдель­ные качества личности (черты характера):

 

аккуратность мстительность радушие

беспечность мнительность развязность

вдумчивость мечтательность рассудочность

вспыльчивость настойчивость решительность

восприимчивость нежность самозабвение

выдержка нервозность сдержанность

гордость непринужденность сострадательность

грубость нерешительность сентиментальность

жизнерадостность несдержанность стыдливость

заботливость обаяние терпимость

завистливость обидчивость терпеливость

замкнутость осторожность трудолюбие

застенчивость отзывчивость трусость

злопамятность педантичность увлекаемость

искренность подвижность упорство

изысканность подозрительность уступчивость

капризность принципиальность упрямство

лживость привязчивость хладнокровие

легковерие поэтичность холодность

медлительность презрительность энтузиазм

 

Составьте два ряда слов по 10-20 в каждом.

В первый столбец – назовем его «Мой идеал» — поместите слова, которые характеризуют ваш идеал.

Во второй — назовем его «Антиидеал» — слова, обозначающие черты, которыми идеал обладать не должен.

 

Из первого («положительного») и второго («отрицательного») рядов выбе­рите те черты, которыми вы, как вам кажется, обладаете. При этом выбор надо производить по системе «да — нет»: есть эта черта у вас или нет, независимо от степени ее выраженности.

 

Обработка, результатов и выводы

Число положительных черт, которые вы себе приписываете/в данном примере 7 качеств/, поделите на число слов, помещенных в столбце «Мой идеал» /в данном примере 10 качеств/.

Если в результате деления получилось число от 0,7 до 1, то это может свидетельствовать о завышеннойсамооценке, вы, скорее всего, себя переоцениваете;

если от 0,5 до 0,7 – нормальная самооценка, вы достаточно критически себя воспринимаете;

если от 0 до 0,5 – заниженная самооценка свидетельствует о недооценке себя и повышенной самокритичности.

 

Таким же способом делаются выводы на основании сравнения выделенных отрицательных качеств со столбцом «Антиидеал».

Если в результате обработки правой колонки получится число от 0 до 0,3 – это свидетельствует о пониженной самокритичности; возможно завышенной самооценке;

от 0,3 до 0,5 – о нормальной самокритичности и самооценке;

от 0,5 до 1 – о повышенной самокритичности, заниженной самооценке.

 

Примерный образец бланка с ответами, вместе с обработкой:

 

Идеал Антиидеал
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12.
У меня У меня
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. 2. 3. 4.
Обработка Обработка
7/10 = 0,7 4/12 = 0,33

 

Примечание:

При обработке может возникнуть такой вариант, когда по левой колонке проявляется завышенная самооценка, a по правой – заниженная. Такой результат может свидетельствовать о внутреннем конфликте личности или несерьезном отношении к работе с методикой и т.д.

 

Опросник Келлермана – Плутчика

Исследование механизмов психологической защиты

 

С помощью данного опросника выявляются характерные для испытуемого механизмы психологической зашиты.

Текст опросника

Инструкция: Прочитайте приведенные ниже высказывания. Те из них, которые соответствуют вашему поведению и состоянию, отметьте в бланке для ответов знаком «+».

1. Со мной очень легко договориться.

2. Я сплю больше, чем другие мои знакомые.

3. Я всегда нахожу человека, на которого хочу походить.

4. Если меня лечат, я стараюсь узнать, почему мне это все делают.

5. Если я чего-нибудь захочу, не могу дождаться, пока не получу.

6. Я часто краснею.

7. Одно из самых больших моих достоинств – сдержанность.

8. Иногда у меня появляется побуждение пробить стену кулаком.

9. Я несдержанный.

10. Если меня кто-нибудь затянет в толпу людей, я готов его убить.

11. Я редко запоминаю свои сны.

12. Меня злят люди, которые командуют другими.

13. Мне часто бывает плохо.

14. Я – высоконравственный человек, как мало кто другой.

15. Чем больше приобретаю имущества, тем счастливее себя чувствую.

16. Я всегда нахожусь в центре своих мечтаний.

17. Мне делается неловко даже от мысли, что члены моей семьи ходили бы голыми.

18. Люди уже мне говорили, что я часто хвастаюсь.

19. Если меня кто-нибудь отвергает, у меня иногда даже возникает желание покончить с жизнью.

20. Люди мною часто любуются.

21. Я иногда бывал так ожесточен, что даже ломал вещи.

22. Меня очень раздражают люди, сочиняющие всякие сплетни.

23. Я всегда вижу лучшую сторону жизни.

24. Я хочу, и все время стараюсь с помощью физзарядки изменить свой внешний облик.

25. Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба разрушила бы окружающий мир.

26. Я не суеверен.

27. Мне уже говорили, что я бываю слишком импульсивным.

28. Меня раздражают люди, которые рисуются перед другими.

29. Ненавижу недружелюбных.

30. Я очень стараюсь никого не обидеть.

31. Я из тех людей, которые не плачут.

32. Я очень много курю.

33. Мне очень трудно расстаться с тем, что мне принадлежит.

34. Я плохо запоминаю лица.

35. Я много занимаюсь онанизмом.

36. Я с трудом запоминаю фамилии.

37. Если мне кто-то мешает, я ему ничего не говорю, а сразу же жалуюсь кому-нибудь.

38. Люблю выслушивать различные мнения по обсуждаемому вопросу, даже если знаю, как его надо решать.

39. Люди мне никогда не надоедают.

40. Я не могу спокойно усидеть на месте.

41. Я мало что помню из своего детства.

42. Я долго не замечаю отрицательные стороны своих знакомых.

43. Прежде чем сердиться, надо все хорошо обдумать.

44. Обо мне говорят, что я доверчив.

45. Мне неприятны люди, которые одним прыжком достигают своей цели.

46. Неприятные мысли я стараюсь выбросить из головы.

47. Я никогда не теряю оптимизма.

48. Перед путешествием я обдумываю каждую мелочь.

49. Иногда я сам вижу, что сержусь на кого-то больше, чем следовало бы.

50. Если дела идут не так, как мне хочется, я иногда становлюсь угрюмым.

51. Во время спора я люблю указывать другим на ошибки в их рассуждениях.

52. Если мне бросают вызов, у меня появляется сильное желание его принять.

53. Неприятные фильмы меня бесят.

54. Я раздражаюсь, если на меня не обращают внимания.

55. Люди говорят про меня, что я не эмоционален.

56. Приняв какое-то решение, я даже после этого обдумываю его.

57. Если кто-нибудь говорит, что моих способностей недостаточно, чтобы сделать что-либо, то я обязательно стараюсь сделать это.

58. Когда я вожу автомобиль, мне иногда хочется разбить другую машину.

59. Многие люди меня раздражают потому, что они эгоисты.

60. Уезжая в отпуск, я всегда беру с собой какую-то работу.

61. Я брезгую некоторыми пищевыми продуктами.

62. Я иногда грызу ногти.

63. Говорят, что я склонен обходить острые вопросы.

64. Я любитель выпить.

65. Я возмущаюсь, когда слышу вульгарные шутки.

66. Мне иногда снятся вещи, вызывающие неприязнь.

67. Карьеристы меня раздражают.

68. Я много вру.

69. Я брезгую порнографией.

70. Из-за своего характера я имел неприятности по работе.

71. Больше всего я ненавижу несчастных людей.

72. Разочарование в чем-либо приводит меня в плохое настроение.

73. Если я слышу или читаю о какой-нибудь трагедии, это не меняет моего настроения.

74. Прикосновение к чему-то слизистому вызывает у меня отвращение.

75. Когда я в приподнятом настроении, то начинаю вести себя как ребенок.

76. Я все-таки много спорю с людьми.

77. Я никогда не испытываю неприятных ощущений на похоронах от того, что нахожусь в одном помещении с покойником.

78. Не люблю людей, которые стараются быть в центре внимания.

79. Многие люди меня раздражают.

80. Мыться не в своей ванне для меня настоящее мучение.

81. Мне неловко произносить нецензурные слова.

82. Я раздражаюсь, когда чувствую, что нельзя доверять людям.

83. Мне нужно, чтобы обо мне говорили, что я сексуально привлекателен.

84. Что бы я ни начинал, я никогда не заканчиваю начатого дела.

85. Я стараюсь одеваться так, чтобы выглядеть более привлекательным.

86. Я придерживаюсь более строгих моральных принципов, чем мои знакомые.

87. В споре мои аргументы, как правило, бывают более логичными, чем у других.

88. Люди безнравственные мне неприятны.

89. Когда кто-то меня толкает, я способен взбеситься.

90. Я часто влюбляюсь.

91. Говорят, что я человек объективный.

92. Вид крови не вызывает у меня никакого волнения.

 

Обработка результатов

Опросник содержит 8 шкал. Ниже приводится ключ к опроснику, в котором указаны номера вопросов, относящихся к соответствующему механизму защиты. Каждому положительному ответу (+) присваивается 1 балл. Подсчитайте общее количество баллов по каждой шкале. Для получения сопоставимых результатов сумму балов по шкалам № 2, 4, 6 и 8 умножьте на соответствующие данным шкалам коэффициенты (приведённые в скобках).

 

Ключ к опроснику

1. Реактивные образования: 17, 53, 61, 65, 66, 69, 74, 80, 81, 86.

2. Отрицание реальности: 1, 20, 23, 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, 90. (умножить значение шкалы на 0,9)

3. Замещение: 8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, 89.

4. Регрессия: 2, 5, 9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75, 84. (умножить значение шкалы на 0,6)

5. Компенсация: 3, 15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83, 85.

6. Проекция: 12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 79, 82, 88. (умножить значение шкалы на 0,8)

7. Вытеснение: 6, 11, 31, 34, 36, 41, 55, 73, 77, 92.

8. Рационализация: 4, 7, 14, 30, 38, 43, 48, 51, 56, 60, 87, 91. (умножить значение шкалы на 0,8)

 

Реактивные образования – это психологический механизм, трансформирующий травмирующий мотив в свою противоположность – (“Бьет, значит любит”). Они могут проявляться в безотчетной неприязни к человеку или же чрезмерной предупредительности к нему (боятся, значит, уважают), тем самым преодолеваются свои агрессивные чувства. Напротив, симпатия к человеку может демонстрироваться в грубой даже неприязненной форме (подростковое “ухаживание”).

Отрицание реальностисводится к тому, что информация, которая тревожит, не воспринимается. Этот способ защиты характеризуется заметным искажением восприятия действительности. Отрицание формируется еще в детском возрасте и часто не позволяет людям адекватно оценивать происходящее вокруг, что ведет к затруднениям в поведении.

Замещение –перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Данный механизм разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Замещающая деятельность отличатся переводом активности в иной план. Например, из реального осуществления в мир фантазии.

Регрессия – защитный механизм, проявляющийся в возврате к более ранним или низшим формам поведения в ситуации утери им веры в возможность снискать расположение референтных лиц разумными способами. Типичная ситуация после появления в семье второго ребенка дети-первенцы как бы молодеют, т.е. начинают лепетать, просятся на руки и ведут себя как малыши.

Компенсация – онтологически самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм. Он предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности.

Проекция – бессознательный перенос на другое лицо собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. Например, когда человек проявил агрессию в отношении другого, у него нередко возникает тенденция снизить привлекательные качества пострадавшего.

Вытеснение – наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Интересно, что быстрее всего вытесняется и забывается человеком не то плохое, что ему сделали окружающие, а то плохое, что он причинил себе или другим. С этим механизмом связана неблагодарность, все разновидности зависти и великое множество комплексов собственной неполноценности, которые вытесняются со страшной силой. Имеет значение, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его памяти.

Рационализация – обманное объяснение человеком своих желаний, поступков, которые в действительности вызваны причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Например, переживая какую-либо психическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что оценивает травмирующий фактор в сторону понижения значимости, т.е. не получив страстно желаемого, убеждает себя, что “не очень-то и хотелось”.

 

Вопросник САМОАЛ




infopedia.su

Методика изучения самооценки личности — Мегаобучалка

«ПОЛЯРНЫЕ ПРОФИЛИ САМООЦЕНКИ».

 

Цель: Определение характера самооценки, ее устойчивости; самокритичности личности

Инструкция: Внимательно прочтите слова, характеризующие отдель­ные качества личности (черты характера):

 

аккуратность мстительность радушие

беспечность мнительность развязность

вдумчивость мечтательность рассудочность

вспыльчивость настойчивость решительность

восприимчивость нежность самозабвение

выдержка нервозность сдержанность

гордость непринужденность сострадательность

грубость нерешительность сентиментальность

жизнерадостность несдержанность стыдливость

заботливость обаяние терпимость

завистливость обидчивость терпеливость

замкнутость осторожность трудолюбие

застенчивость отзывчивость трусость

злопамятность педантичность увлекаемость

искренность подвижность упорство

изысканность подозрительность уступчивость

капризность принципиальность упрямство

лживость привязчивость хладнокровие

легковерие поэтичность холодность

медлительность презрительность энтузиазм

 

Составьте два ряда слов по 10-20 в каждом.

В первый столбец – назовем его «Мой идеал» — поместите слова, которые характеризуют ваш идеал.

Во второй — назовем его «Антиидеал» — слова, обозначающие черты, которыми идеал обладать не должен.

 

Из первого («положительного») и второго («отрицательного») рядов выбе­рите те черты, которыми вы, как вам кажется, обладаете. При этом выбор надо производить по системе «да — нет»: есть эта черта у вас или нет, независимо от степени ее выраженности.

 

Обработка, результатов и выводы

Число положительных черт, которые вы себе приписываете/в данном примере 7 качеств/, поделите на число слов, помещенных в столбце «Мой идеал» /в данном примере 10 качеств/.

Если в результате деления получилось число от 0,7 до 1, то это может свидетельствовать о завышеннойсамооценке, вы, скорее всего, себя переоцениваете;

если от 0,5 до 0,7 – нормальная самооценка, вы достаточно критически себя воспринимаете;



если от 0 до 0,5 – заниженная самооценка свидетельствует о недооценке себя и повышенной самокритичности.

 

Таким же способом делаются выводы на основании сравнения выделенных отрицательных качеств со столбцом «Антиидеал».

Если в результате обработки правой колонки получится число от 0 до 0,3 – это свидетельствует о пониженной самокритичности; возможно завышенной самооценке;

от 0,3 до 0,5 – о нормальной самокритичности и самооценке;

от 0,5 до 1 – о повышенной самокритичности, заниженной самооценке.

 

Примерный образец бланка с ответами, вместе с обработкой:

 

Идеал Антиидеал
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12.
У меня У меня
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. 2. 3. 4.
Обработка Обработка
7/10 = 0,7 4/12 = 0,33

 

Примечание:

При обработке может возникнуть такой вариант, когда по левой колонке проявляется завышенная самооценка, a по правой – заниженная. Такой результат может свидетельствовать о внутреннем конфликте личности или несерьезном отношении к работе с методикой и т.д.

 

Опросник Келлермана – Плутчика

Исследование механизмов психологической защиты

 

С помощью данного опросника выявляются характерные для испытуемого механизмы психологической зашиты.

Текст опросника

Инструкция: Прочитайте приведенные ниже высказывания. Те из них, которые соответствуют вашему поведению и состоянию, отметьте в бланке для ответов знаком «+».

1. Со мной очень легко договориться.

2. Я сплю больше, чем другие мои знакомые.

3. Я всегда нахожу человека, на которого хочу походить.

4. Если меня лечат, я стараюсь узнать, почему мне это все делают.

5. Если я чего-нибудь захочу, не могу дождаться, пока не получу.

6. Я часто краснею.

7. Одно из самых больших моих достоинств – сдержанность.

8. Иногда у меня появляется побуждение пробить стену кулаком.

9. Я несдержанный.

10. Если меня кто-нибудь затянет в толпу людей, я готов его убить.

11. Я редко запоминаю свои сны.

12. Меня злят люди, которые командуют другими.

13. Мне часто бывает плохо.

14. Я – высоконравственный человек, как мало кто другой.

15. Чем больше приобретаю имущества, тем счастливее себя чувствую.

16. Я всегда нахожусь в центре своих мечтаний.

17. Мне делается неловко даже от мысли, что члены моей семьи ходили бы голыми.

18. Люди уже мне говорили, что я часто хвастаюсь.

19. Если меня кто-нибудь отвергает, у меня иногда даже возникает желание покончить с жизнью.

20. Люди мною часто любуются.

21. Я иногда бывал так ожесточен, что даже ломал вещи.

22. Меня очень раздражают люди, сочиняющие всякие сплетни.

23. Я всегда вижу лучшую сторону жизни.

24. Я хочу, и все время стараюсь с помощью физзарядки изменить свой внешний облик.

25. Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба разрушила бы окружающий мир.

26. Я не суеверен.

27. Мне уже говорили, что я бываю слишком импульсивным.

28. Меня раздражают люди, которые рисуются перед другими.

29. Ненавижу недружелюбных.

30. Я очень стараюсь никого не обидеть.

31. Я из тех людей, которые не плачут.

32. Я очень много курю.

33. Мне очень трудно расстаться с тем, что мне принадлежит.

34. Я плохо запоминаю лица.

35. Я много занимаюсь онанизмом.

36. Я с трудом запоминаю фамилии.

37. Если мне кто-то мешает, я ему ничего не говорю, а сразу же жалуюсь кому-нибудь.

38. Люблю выслушивать различные мнения по обсуждаемому вопросу, даже если знаю, как его надо решать.

39. Люди мне никогда не надоедают.

40. Я не могу спокойно усидеть на месте.

41. Я мало что помню из своего детства.

42. Я долго не замечаю отрицательные стороны своих знакомых.

43. Прежде чем сердиться, надо все хорошо обдумать.

44. Обо мне говорят, что я доверчив.

45. Мне неприятны люди, которые одним прыжком достигают своей цели.

46. Неприятные мысли я стараюсь выбросить из головы.

47. Я никогда не теряю оптимизма.

48. Перед путешествием я обдумываю каждую мелочь.

49. Иногда я сам вижу, что сержусь на кого-то больше, чем следовало бы.

50. Если дела идут не так, как мне хочется, я иногда становлюсь угрюмым.

51. Во время спора я люблю указывать другим на ошибки в их рассуждениях.

52. Если мне бросают вызов, у меня появляется сильное желание его принять.

53. Неприятные фильмы меня бесят.

54. Я раздражаюсь, если на меня не обращают внимания.

55. Люди говорят про меня, что я не эмоционален.

56. Приняв какое-то решение, я даже после этого обдумываю его.

57. Если кто-нибудь говорит, что моих способностей недостаточно, чтобы сделать что-либо, то я обязательно стараюсь сделать это.

58. Когда я вожу автомобиль, мне иногда хочется разбить другую машину.

59. Многие люди меня раздражают потому, что они эгоисты.

60. Уезжая в отпуск, я всегда беру с собой какую-то работу.

61. Я брезгую некоторыми пищевыми продуктами.

62. Я иногда грызу ногти.

63. Говорят, что я склонен обходить острые вопросы.

64. Я любитель выпить.

65. Я возмущаюсь, когда слышу вульгарные шутки.

66. Мне иногда снятся вещи, вызывающие неприязнь.

67. Карьеристы меня раздражают.

68. Я много вру.

69. Я брезгую порнографией.

70. Из-за своего характера я имел неприятности по работе.

71. Больше всего я ненавижу несчастных людей.

72. Разочарование в чем-либо приводит меня в плохое настроение.

73. Если я слышу или читаю о какой-нибудь трагедии, это не меняет моего настроения.

74. Прикосновение к чему-то слизистому вызывает у меня отвращение.

75. Когда я в приподнятом настроении, то начинаю вести себя как ребенок.

76. Я все-таки много спорю с людьми.

77. Я никогда не испытываю неприятных ощущений на похоронах от того, что нахожусь в одном помещении с покойником.

78. Не люблю людей, которые стараются быть в центре внимания.

79. Многие люди меня раздражают.

80. Мыться не в своей ванне для меня настоящее мучение.

81. Мне неловко произносить нецензурные слова.

82. Я раздражаюсь, когда чувствую, что нельзя доверять людям.

83. Мне нужно, чтобы обо мне говорили, что я сексуально привлекателен.

84. Что бы я ни начинал, я никогда не заканчиваю начатого дела.

85. Я стараюсь одеваться так, чтобы выглядеть более привлекательным.

86. Я придерживаюсь более строгих моральных принципов, чем мои знакомые.

87. В споре мои аргументы, как правило, бывают более логичными, чем у других.

88. Люди безнравственные мне неприятны.

89. Когда кто-то меня толкает, я способен взбеситься.

90. Я часто влюбляюсь.

91. Говорят, что я человек объективный.

92. Вид крови не вызывает у меня никакого волнения.

 

Обработка результатов

Опросник содержит 8 шкал. Ниже приводится ключ к опроснику, в котором указаны номера вопросов, относящихся к соответствующему механизму защиты. Каждому положительному ответу (+) присваивается 1 балл. Подсчитайте общее количество баллов по каждой шкале. Для получения сопоставимых результатов сумму балов по шкалам № 2, 4, 6 и 8 умножьте на соответствующие данным шкалам коэффициенты (приведённые в скобках).

 

Ключ к опроснику

1. Реактивные образования: 17, 53, 61, 65, 66, 69, 74, 80, 81, 86.

2. Отрицание реальности: 1, 20, 23, 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, 90. (умножить значение шкалы на 0,9)

3. Замещение: 8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, 89.

4. Регрессия: 2, 5, 9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75, 84. (умножить значение шкалы на 0,6)

5. Компенсация: 3, 15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83, 85.

6. Проекция: 12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 79, 82, 88. (умножить значение шкалы на 0,8)

7. Вытеснение: 6, 11, 31, 34, 36, 41, 55, 73, 77, 92.

8. Рационализация: 4, 7, 14, 30, 38, 43, 48, 51, 56, 60, 87, 91. (умножить значение шкалы на 0,8)

 

Реактивные образования – это психологический механизм, трансформирующий травмирующий мотив в свою противоположность – (“Бьет, значит любит”). Они могут проявляться в безотчетной неприязни к человеку или же чрезмерной предупредительности к нему (боятся, значит, уважают), тем самым преодолеваются свои агрессивные чувства. Напротив, симпатия к человеку может демонстрироваться в грубой даже неприязненной форме (подростковое “ухаживание”).

Отрицание реальностисводится к тому, что информация, которая тревожит, не воспринимается. Этот способ защиты характеризуется заметным искажением восприятия действительности. Отрицание формируется еще в детском возрасте и часто не позволяет людям адекватно оценивать происходящее вокруг, что ведет к затруднениям в поведении.

Замещение –перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Данный механизм разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Замещающая деятельность отличатся переводом активности в иной план. Например, из реального осуществления в мир фантазии.

Регрессия – защитный механизм, проявляющийся в возврате к более ранним или низшим формам поведения в ситуации утери им веры в возможность снискать расположение референтных лиц разумными способами. Типичная ситуация после появления в семье второго ребенка дети-первенцы как бы молодеют, т.е. начинают лепетать, просятся на руки и ведут себя как малыши.

Компенсация – онтологически самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм. Он предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности.

Проекция – бессознательный перенос на другое лицо собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. Например, когда человек проявил агрессию в отношении другого, у него нередко возникает тенденция снизить привлекательные качества пострадавшего.

Вытеснение – наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Интересно, что быстрее всего вытесняется и забывается человеком не то плохое, что ему сделали окружающие, а то плохое, что он причинил себе или другим. С этим механизмом связана неблагодарность, все разновидности зависти и великое множество комплексов собственной неполноценности, которые вытесняются со страшной силой. Имеет значение, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его памяти.

Рационализация – обманное объяснение человеком своих желаний, поступков, которые в действительности вызваны причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Например, переживая какую-либо психическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что оценивает травмирующий фактор в сторону понижения значимости, т.е. не получив страстно желаемого, убеждает себя, что “не очень-то и хотелось”.

 

Вопросник САМОАЛ

megaobuchalka.ru

Тест «Исследование самооценки личности»

(Н.М. Пейсахов)

Цель:изучение уровня самооценки личности.

Инструкция.Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV с соответствующими заголовками, например, I. Межличностные отношения, общение. В каждом из четырех наборов положительных качеств нужно выделить идеальные качества, то есть те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими, а также записать их в соответствующей части. Какие это качества и сколько их каждый решает сам. Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводятся толкования этих качеств. У вас должно получиться четыре набора идеальных качеств.

I. Межличностные отношения, общение

1. Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость.

2. Заботливость – мысль или действие, направленные к благополучию людей, попечение, уход.

3. Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.

4. Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.

5. Отзывчивость – готовность отозваться на чужие нужды.

6. Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.

7. Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.

8. Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.

9. Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам.

10. Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.

11. Доброжелательность – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.

12. Приветливость – способность выражать чувство личной приязни.

13. Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе.

14. Общительность – способность легко входить в общение.

15. Обязательность – верность слову, долгу, обещанию.

16. Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.

17. Откровенность – открытость, доступность для людей.

18. Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной.

19. Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.

20. Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.

II. Поведение

1. Активность – проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.

2. Гордость – чувство собственного достоинства.

3. Добродушие – мягкость характера, расположение к людям.

4. Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.

5. Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха.

6. Твёрдость – умение настоять на своём, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.

7. Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.

8. Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках.

9. Энергичность – решительность, активность поступков и действий.

10. Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.

11. Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей.

12. Инициативность – стремление к новым формам деятельности.

13. Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция.

14. Настойчивость – упорство в достижении целей.

15. Решительность – непреклонность, твёрдость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.

16. Принципиальность – умение придерживаться твёрдых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.

17. Самокритичность – стремление оценивать своё поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.

18. Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.

19. Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение.

20. Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление её достичь.

III. Деятельность

1. Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела.

2. Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость.

3. Мастерство – высокое искусство в какой-либо области.

4. Понятливость – умение понять смысл, сообразительность.

5. Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота.

6. Собранность – сосредоточенность, подтянутость.

7. Точность – умение действовать как задано, в соответствии с образцом.

8. Трудолюбие – любовь к труду, общественно-полезной деятельности, требующей напряжения.

9. Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу.

10. Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.

11. Аккуратность – соблюдение во всём порядка, тщательность работы, исполнительность.

12. Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельности.

13. Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.

14. Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.

15. Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий.

16. Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.

17. Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений.

18. Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.

19. Работоспособность – способность много и продуктивно работать.

20. Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.

IV. Переживания, чувства

1. Бодрость – ощущение полноты силы, деятельности, энергии.

2. Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость.

3. Весёлость – беззаботно-радостное состояние.

4. Душевность – искреннее дружелюбие, расположенность к людям.

5. Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.

6. Нежность – проявление любви, ласки.

7. Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости.

8. Сердечность – задушевность, искренность в отношениях.

9. Страстность – способность целиком отдаваться увлечению.

10. Стыдливость – способность испытывать чувство стыда.

11. Взволнованность – мера переживания, душевное беспокойство.

12. Восторженность – большой подъем чувств, восторг, восхищение.

13. Жалостливость – склонность к чувству жалости, состраданию.

14. Жизнерадостность – постоянство чувства радости, отсутствие уныния.

15. Любвеобильность – способность сильно и многих любить.

16. Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех.

17. Сдержанность – способность удержать себя от проявления чувств.

18. Удовлетворённость – ощущение удовольствия от исполнения желаний.

19. Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдержку.

20. Чувствительность – лёгкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.

Обработка результатов.Подсчитайте количество выписанных вами идеальных качеств (И). Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами, и подчеркните среди них такие, которыми вы обладаете реально. Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальныхкачеств (Р). Подставьте значения в формулу и вычислите процентное отношение реальных и идеальных качеств у вас:

Существует несколько форм активности человека: общение, поведение, деятельность, переживания. Поскольку одновременное осуществление всех этих форм активности затруднительно, то личность проявляет интерес к одной-двум сферам своей жизни. Действительно, каждый наблюдал людей, которые живут «в мире людей», «в замкнутом мире», «в мире дел» и «в мире чувств». Естественным будет предположить, что при выполнении методики люди выбирают больше качеств в той сфере, которая их больше интересует. Это и позволяет узнать, в какой области лежат их интересы, их предпочтения. С этой целью нужно по каждому из четырех блоков подсчитать, сколько было выписано «идеальных» ( ) и «реальных» ( ) качеств, а также вычислить их соотношения ( ):

; ; ; .

Ведущим будет тот уровень активности человека, по которому будет выше величина П. Для выявления уровня самооценки коэффициенты П, П1, П2, П3, П4 сопоставьте с оценочной шкалой, представленной в таблице:

Уровни самооценки Неадекватно низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Неадекватно высокий
Мужчины 0-10 11-34 35-45 46-54 55-63 64-66
Женщины 0-15 16-37 38-46 47-56 57-65 66-68

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. К оптимальной относятся самооценки уровней «высокий», «выше среднего» (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой) и «средний» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию). При оптимальной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. При оценке достигнутого он старается предвидеть как к этому отнесутся другие люди.

К неоптимальной самооценке относятся самооценки уровней «неадекватно высокий» и «неадекватно низкий». На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. Неадекватно низкая самооценка обычно приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. В общении люди с завышенной и заниженной самооценкой часто выступают причиной конфликтов.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Методика изучения уровня самооценки А.С. Будасси

Методика изучения уровня самооценки А.С. Будасси 

         В структуре характера особое место занимают черты личности, в которых  выражается отношение человека к самому себе. Отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, внешнему облику, называется самооценкой.

         Самооценка личности формируется в процессе ее постоянного общения с окружающими. В ходе общения личность получает от других людей оценку своих возможностей, способностей, успехов в учении, работе и т.п. Эти оценочные суждения, усваиваясь личностью превращаются в самооценку. У школьника, например, формируется не только обобщенное отношение к образу своего «Я», но и система частных самооценок – своего внешнего вида, успехов в учении, спортивных достижений и  возможностей. Дифференцированность самооценки человека может рассматриваться как один из важных показателей нравственной ценности его личности.

         Знание самооценки личности важно, поскольку она определяет отношение ученика ко всем его жизненным задачам, и прежде всего к учению, влияет на становление личности и тесно связана с уровнем притязаний.

         Характер самооценки тесно связан с престижностью выбираемой профессии, оказывает существенное влияние на процесс профессионального самоопределения.

Цель работы: изучение индивидуальных особенностей самооценки личности.

Описание методики: для определения самооценки старших школьников может быть использована методика А.С. Будасси, которая основана на положении о том, что личность в процессе общения постоянно сверяет себя с неким эталоном и в зависимости от результатов проверки выявляет занижение или завышение собственной оценки по сравнению с эталоном.

Работа состоит из двух частей. Сначала из предложенных черт личности испытуемый должен выбрать по 10 – 20 качеств, характеризующих его идеал и антиидеал. Затем в полученном списке нужно подчеркнуть качества, присущие самому испытуемому.

Инструкция испытуемому: «Перед Вами перечень черт личности. Вам нужно выбрать 10 – 20 черт, характеризующих Ваш идеал, и 10 – 20 качеств, характеризующих Ваш антиидеал. Качества выписать в два столбика. Постарайтесь в каждом случае выбрать не менее 10, но и не более 20 качеств. В обоих столбиках может быть разное число черт».

Фиксация результатов: лист делится на две части, правая обозначается «идеал», левая – «антиидеал» (см. ниже).

 

Идеал

Антиидеал

 

 

 

Продолжение инструкции: «А теперь подчеркните в каждом столбике те качества, которые присущи и Вам».

Обработка результатов: по первому столбику «идеал» подсчитывается коэффициент положительной самооценки Кс+, по второму – коэффициент критичности Кс- . Подсчет в обоих случаях проводится одинаково:

 

          Количество черт, присущих личности

К= —————————————————-

                   Количество выбранных черт

 

Оценка результатов проводится в соответствии со следующей шкалой:

Коэффициент

Выраженность самооценки (или самокритичности)

0,8 – 0,9

Завышенная самооценка

0,3 – 0,7

Адекватная самооценка

0,1 – 0,2

Заниженная самооценка

 

  Людям с адекватной самооценкой свойственны, как правило, оптимизм, активность, общительность, бодрость, чувство юмора. Людям с завышенной самооценкой часто присущи такие качества, как высокомерие, бестактность, снобизм. Для заниженной самооценки характерны пассивность, повышенная ранимость, неверие в свои силы и возможности.

Важнейшим показателем самооценки является отношение личности к ошибкам и промахам как своим, так и товарищей. Люди с завышенной самооценкой склонны свои ошибки объяснять  за счет случайности, каких-то объективных или внешних обстоятельств (плохое самочувствие, кто-то мешал, не хватило времени и т.д.).  Упущения других такими людьми часто расцениваются как закономерность, как нечто, чему не стоит удивляться. Для заниженной самооценки, наоборот, характерно свои неудачи воспринимать как должное, тогда как ошибки других – нередко чем-то оправдывать.

Другим показателем самооценки личности выступает отношение к успехам, достижениям своим и товарищей. Люди с завышенной самооценкой собственные достижения склонны оценивать высоко и вместе с тем считать их само собой разумеющимися, к успехам же других нередко относятся критически и объясняют их случайностью («повезло»). У людей с заниженной самооценкой отношение к собственным и чужим успехам, как правило противоречивое.

Литература:

1.     Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. – Ташкент: Медицина, 1976 –324с.

2.     Липкина А.И. Самооценка школьника. – Мю: Знание, 1976.- 62 с.

3.     Курочкин И.Н. Методы изучения личности школьника. – Ярославль, 1986. – 87 с.

4.     Методики диагностики и коррекции основных компонентов педагогических способностей, Ярославль, 1990. – с.65-67.

         Список черт личности

 

аккуратность

беспечность

вдумчивость

впечатлительность

вспыльчивость

восприимчивость

гордость       

грубость

жизнерадостность

заботливость

зависимость

застенчивость

злопамятность

искренность

капризность

легковерие

медлительность

мечтательность

мнительность

мстительность

навязчивость 

настойчивость

нежность   

непринужденность

нерешительность

несдержанность

неуравновешенность обаяние    

обидчивость

осторожность

отзывчивость

педантичность

подвижность

подозрительность

принципиальность

поэтичность

презрительность

радушие 

 развязность

рассудочность

решительность

равнодушие

сдержанность

сострадательность

стыдливость

сентиментальность

страстность

терпимость   

трусость

увлекаемость

упорство

уступчивость 

холодность 

энтузиазм

 

Список черт личности

 

аккуратность

беспечность

вдумчивость

впечатлительность

вспыльчивость

восприимчивость

гордость       

грубость

жизнерадостность

заботливость

зависимость

застенчивость

злопамятность

искренность

капризность

легковерие

медлительность

мечтательность

мнительность

мстительность

навязчивость 

настойчивость

нежность   

непринужденность

нерешительность

несдержанность

неуравновешенность обаяние    

обидчивость

осторожность

отзывчивость

педантичность

подвижность

подозрительность

принципиальность

поэтичность

презрительность

радушие 

 развязность

рассудочность

решительность

равнодушие

сдержанность

сострадательность

стыдливость

сентиментальность

страстность

терпимость   

трусость

увлекаемость

упорство

уступчивость 

холодность 

энтузиазм

 

u4isna5.ru

Изучение самооценки личности старшеклассника — КиберПедия

 

Инструкция. Вашему вниманию предлагается ряд суждений. По ним возможны пять вариантов ответа. Пожалуйста, выберите из них один по каждому суждению, в нужной графе отметьте его.

 

№ п/п Суждения Очень часто (4) Часто (3) Иногда (2) Редко (1) Никогда (0)
Мне хочется чтобы мои друзья подбадривали меня          
Постоянно чувствую свою ответственность за работу          
Я беспокоюсь о своем будущем          
Многие меня ненавидят          
Я обладаю меньшей инициативой, чем другие          
Я беспокоюсь за свое психическое состояние          
Я боюсь выглядеть глупцом          
Внешний вид других куда лучше, чем мой          
Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми          
Я часто допускаю ошибки          
как жаль, что я не умею правильно говорить с людьми          
Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе          
Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще          
Я слишком скромен          
Моя жизнь бесполезна          
У многих неправильное мнение обо мне          
Мне не с кем поделиться своими мыслями          
Люди ждут от меня очень многого          
Люди не особенно интересуются моими достижениями          
Я слегка смущаюсь          
Я чувствую, что многие не понимают меня          
Я не чувствую себя в безопасности          
Я часто волнуюсь и напрасно          
Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже находятся люди          
Я чувствую себя скованным          
Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной          
Я уверен, что люди почти все воспринимают легче, чем я          
Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность          
Меня волнует мысль о том, как относятся ко мне люди          
Как жаль, что я не так общителен          
В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте          
Я думаю о том, чего ждет от меня общественность          

Обработка и интерпретация результатов.
Подсчитать общее количество баллов по всем суждениям:
0—25 баллов — высокий уровень самооценки;
26-45 баллов — средний уровень самооценки;
46-128 баллов — низкий уровень самооценки.



При высоком уровне самооценки человек оказывается не отягощенным «комплексом

Неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.

При среднем уровне редко страдает от «комплекса неполноценности» и время от времени старается подладиться под мнения других.

При низком уровне самооценки человек болезненно переносит критику в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности».

Тест эмоций(тест Басса -Дарки в модификации Г.В. Резапкиной)

 

Цель. Диагностика различных форм агрессивного поведения.
Инструкция.Каждый оказывался в ситуации, когда трудно сдерживать свои эмоции. Прочитайте утверждения. Если вы реагируете похожим образом, отметьте в бланке номер вопроса. (Ответьте «Да» или «Нет» на следующие вопросы).

Тест

1. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
2. Иногда я раздражаюсь настолько, что швыряю какой-нибудь предмет
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
7. Я не могу удержаться от спора, если со мной не согласны.
8. Мне не раз приходилось драться.
9. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
10. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.
11. Я нарушаю законы и правила, которые мне не нравятся.
12. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
13. Я думаю, что многие люди не любят меня.
14. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
15. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
16. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
17. Я часто чувствую, что могу взорваться, как пороховая бочка.
18. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю ему наперекор.
19. Меня легко обидеть.
20. Многие люди мне завидуют.
21. Если я злюсь, я могу выругаться.
22. Если не понимают слов, я применяю силу.
23. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.
24. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
25. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
26. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
27. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
28. Если кто-то раздражает меня, я говорю все, что о нем думаю.
29. На удар я отвечаю ударом.
30. В споре я часто повышаю голос.
31. Я раздражаюсь из-за мелочей.
32. Того, кто любит командовать, я стараюсь поставить на место.
33. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
34. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
35. Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.



 

Обработка результатов.

Ключ к тесту

Шкалы Вопросы
Ф 1 8 15 22 29
К 2 9 16 23 30
Р 3 10 17 24 31
Н 4 11 18 25 32
О 5 12 19 26 33
П 6 13 20 27 34
С 7 14 21 28 35

За каждое совпадение с ключом начисляется (1) один балл. Совпадением с ключом считается ответ “Да” на вопросы, в вышеприведенной таблице. Вначале суммируются баллы по каждой из семи шкал.


Интерпретация результатов теста.
Средний уровень агрессии равен (3) трем баллам. Если показатели испытуемого превышают это значение, можно говорить о выраженности одной из следующих форм агрессивного поведения.
Физическая агрессия (Ф): вы склонны к самому примитивному виду агрессии. Вам свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, ваш образ жизни и личностные особенности мешают вам искать более эффективные методы взаимодействия. Вы рискуете нарваться на ответную агрессию.
Косвенная агрессия (К): конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель, посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.
Раздражение (Р): плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать вас изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется – см. «физическая и косвенная агрессия».
Негативизм (Н): реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице «выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой».
Обидчивость (О): готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Здорово отравляет жизнь.
Подозрительность (П): готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.
Словесная агрессия (С): за словом в карман вы не полезете. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительны, чем последствия драки. Впрочем, одно другому не мешает.

cyberpedia.su

Методика изучения самооценки личности

«ПОЛЯРНЫЕ ПРОФИЛИ САМООЦЕНКИ».

 

Цель: Определение характера самооценки, ее устойчивости; самокритичности личности

Инструкция: Внимательно прочтите слова, характеризующие отдель­ные качества личности (черты характера):

 

аккуратность мстительность радушие

беспечность мнительность развязность

вдумчивость мечтательность рассудочность

вспыльчивость настойчивость решительность

восприимчивость нежность самозабвение

выдержка нервозность сдержанность

гордость непринужденность сострадательность

грубость нерешительность сентиментальность

жизнерадостность несдержанность стыдливость

заботливость обаяние терпимость

завистливость обидчивость терпеливость

замкнутость осторожность трудолюбие

застенчивость отзывчивость трусость

злопамятность педантичность увлекаемость

искренность подвижность упорство

изысканность подозрительность уступчивость

капризность принципиальность упрямство

лживость привязчивость хладнокровие

легковерие поэтичность холодность

медлительность презрительность энтузиазм

 

Составьте два ряда слов по 10-20 в каждом.

В первый столбец – назовем его «Мой идеал» — поместите слова, которые характеризуют ваш идеал.

Во второй — назовем его «Антиидеал» — слова, обозначающие черты, которыми идеал обладать не должен.

 

Из первого («положительного») и второго («отрицательного») рядов выбе­рите те черты, которыми вы, как вам кажется, обладаете. При этом выбор надо производить по системе «да — нет»: есть эта черта у вас или нет, независимо от степени ее выраженности.

 

Обработка, результатов и выводы

Число положительных черт, которые вы себе приписываете/в данном примере 7 качеств/, поделите на число слов, помещенных в столбце «Мой идеал» /в данном примере 10 качеств/.

Если в результате деления получилось число от 0,7 до 1, то это может свидетельствовать о завышеннойсамооценке, вы, скорее всего, себя переоцениваете;

если от 0,5 до 0,7 – нормальная самооценка, вы достаточно критически себя воспринимаете;

если от 0 до 0,5 – заниженная самооценка свидетельствует о недооценке себя и повышенной самокритичности.

 

Таким же способом делаются выводы на основании сравнения выделенных отрицательных качеств со столбцом «Антиидеал».

Если в результате обработки правой колонки получится число от 0 до 0,3 – это свидетельствует о пониженной самокритичности; возможно завышенной самооценке;

от 0,3 до 0,5 – о нормальной самокритичности и самооценке;

от 0,5 до 1 – о повышенной самокритичности, заниженной самооценке.

 

Примерный образец бланка с ответами, вместе с обработкой:

 

Идеал Антиидеал
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12.
У меня У меня
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. 2. 3. 4.
Обработка Обработка
7/10 = 0,7 4/12 = 0,33

 

Примечание:

При обработке может возникнуть такой вариант, когда по левой колонке проявляется завышенная самооценка, a по правой – заниженная. Такой результат может свидетельствовать о внутреннем конфликте личности или несерьезном отношении к работе с методикой и т.д.

 

Опросник Келлермана – Плутчика

Исследование механизмов психологической защиты

 

С помощью данного опросника выявляются характерные для испытуемого механизмы психологической зашиты.

Текст опросника

Инструкция: Прочитайте приведенные ниже высказывания. Те из них, которые соответствуют вашему поведению и состоянию, отметьте в бланке для ответов знаком «+».

1. Со мной очень легко договориться.

2. Я сплю больше, чем другие мои знакомые.

3. Я всегда нахожу человека, на которого хочу походить.

4. Если меня лечат, я стараюсь узнать, почему мне это все делают.

5. Если я чего-нибудь захочу, не могу дождаться, пока не получу.

6. Я часто краснею.

7. Одно из самых больших моих достоинств – сдержанность.

8. Иногда у меня появляется побуждение пробить стену кулаком.

9. Я несдержанный.

10. Если меня кто-нибудь затянет в толпу людей, я готов его убить.

11. Я редко запоминаю свои сны.

12. Меня злят люди, которые командуют другими.

13. Мне часто бывает плохо.

14. Я – высоконравственный человек, как мало кто другой.

15. Чем больше приобретаю имущества, тем счастливее себя чувствую.

16. Я всегда нахожусь в центре своих мечтаний.

17. Мне делается неловко даже от мысли, что члены моей семьи ходили бы голыми.

18. Люди уже мне говорили, что я часто хвастаюсь.

19. Если меня кто-нибудь отвергает, у меня иногда даже возникает желание покончить с жизнью.

20. Люди мною часто любуются.

21. Я иногда бывал так ожесточен, что даже ломал вещи.

22. Меня очень раздражают люди, сочиняющие всякие сплетни.

23. Я всегда вижу лучшую сторону жизни.

24. Я хочу, и все время стараюсь с помощью физзарядки изменить свой внешний облик.

25. Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба разрушила бы окружающий мир.

26. Я не суеверен.

27. Мне уже говорили, что я бываю слишком импульсивным.

28. Меня раздражают люди, которые рисуются перед другими.

29. Ненавижу недружелюбных.

30. Я очень стараюсь никого не обидеть.

31. Я из тех людей, которые не плачут.

32. Я очень много курю.

33. Мне очень трудно расстаться с тем, что мне принадлежит.

34. Я плохо запоминаю лица.

35. Я много занимаюсь онанизмом.

36. Я с трудом запоминаю фамилии.

37. Если мне кто-то мешает, я ему ничего не говорю, а сразу же жалуюсь кому-нибудь.

38. Люблю выслушивать различные мнения по обсуждаемому вопросу, даже если знаю, как его надо решать.

39. Люди мне никогда не надоедают.

40. Я не могу спокойно усидеть на месте.

41. Я мало что помню из своего детства.

42. Я долго не замечаю отрицательные стороны своих знакомых.

43. Прежде чем сердиться, надо все хорошо обдумать.

44. Обо мне говорят, что я доверчив.

45. Мне неприятны люди, которые одним прыжком достигают своей цели.

46. Неприятные мысли я стараюсь выбросить из головы.

47. Я никогда не теряю оптимизма.

48. Перед путешествием я обдумываю каждую мелочь.

49. Иногда я сам вижу, что сержусь на кого-то больше, чем следовало бы.

50. Если дела идут не так, как мне хочется, я иногда становлюсь угрюмым.

51. Во время спора я люблю указывать другим на ошибки в их рассуждениях.

52. Если мне бросают вызов, у меня появляется сильное желание его принять.

53. Неприятные фильмы меня бесят.

54. Я раздражаюсь, если на меня не обращают внимания.

55. Люди говорят про меня, что я не эмоционален.

56. Приняв какое-то решение, я даже после этого обдумываю его.

57. Если кто-нибудь говорит, что моих способностей недостаточно, чтобы сделать что-либо, то я обязательно стараюсь сделать это.

58. Когда я вожу автомобиль, мне иногда хочется разбить другую машину.

59. Многие люди меня раздражают потому, что они эгоисты.

60. Уезжая в отпуск, я всегда беру с собой какую-то работу.

61. Я брезгую некоторыми пищевыми продуктами.

62. Я иногда грызу ногти.

63. Говорят, что я склонен обходить острые вопросы.

64. Я любитель выпить.

65. Я возмущаюсь, когда слышу вульгарные шутки.

66. Мне иногда снятся вещи, вызывающие неприязнь.

67. Карьеристы меня раздражают.

68. Я много вру.

69. Я брезгую порнографией.

70. Из-за своего характера я имел неприятности по работе.

71. Больше всего я ненавижу несчастных людей.

72. Разочарование в чем-либо приводит меня в плохое настроение.

73. Если я слышу или читаю о какой-нибудь трагедии, это не меняет моего настроения.

74. Прикосновение к чему-то слизистому вызывает у меня отвращение.

75. Когда я в приподнятом настроении, то начинаю вести себя как ребенок.

76. Я все-таки много спорю с людьми.

77. Я никогда не испытываю неприятных ощущений на похоронах от того, что нахожусь в одном помещении с покойником.

78. Не люблю людей, которые стараются быть в центре внимания.

79. Многие люди меня раздражают.

80. Мыться не в своей ванне для меня настоящее мучение.

81. Мне неловко произносить нецензурные слова.

82. Я раздражаюсь, когда чувствую, что нельзя доверять людям.

83. Мне нужно, чтобы обо мне говорили, что я сексуально привлекателен.

84. Что бы я ни начинал, я никогда не заканчиваю начатого дела.

85. Я стараюсь одеваться так, чтобы выглядеть более привлекательным.

86. Я придерживаюсь более строгих моральных принципов, чем мои знакомые.

87. В споре мои аргументы, как правило, бывают более логичными, чем у других.

88. Люди безнравственные мне неприятны.

89. Когда кто-то меня толкает, я способен взбеситься.

90. Я часто влюбляюсь.

91. Говорят, что я человек объективный.

92. Вид крови не вызывает у меня никакого волнения.

 

Обработка результатов

Опросник содержит 8 шкал. Ниже приводится ключ к опроснику, в котором указаны номера вопросов, относящихся к соответствующему механизму защиты. Каждому положительному ответу (+) присваивается 1 балл. Подсчитайте общее количество баллов по каждой шкале. Для получения сопоставимых результатов сумму балов по шкалам № 2, 4, 6 и 8 умножьте на соответствующие данным шкалам коэффициенты (приведённые в скобках).

 

Ключ к опроснику

1. Реактивные образования: 17, 53, 61, 65, 66, 69, 74, 80, 81, 86.

2. Отрицание реальности: 1, 20, 23, 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, 90. (умножить значение шкалы на 0,9)

3. Замещение: 8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, 89.

4. Регрессия: 2, 5, 9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75, 84. (умножить значение шкалы на 0,6)

5. Компенсация: 3, 15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83, 85.

6. Проекция: 12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 79, 82, 88. (умножить значение шкалы на 0,8)

7. Вытеснение: 6, 11, 31, 34, 36, 41, 55, 73, 77, 92.

8. Рационализация: 4, 7, 14, 30, 38, 43, 48, 51, 56, 60, 87, 91. (умножить значение шкалы на 0,8)

 

Реактивные образования – это психологический механизм, трансформирующий травмирующий мотив в свою противоположность – (“Бьет, значит любит”). Они могут проявляться в безотчетной неприязни к человеку или же чрезмерной предупредительности к нему (боятся, значит, уважают), тем самым преодолеваются свои агрессивные чувства. Напротив, симпатия к человеку может демонстрироваться в грубой даже неприязненной форме (подростковое “ухаживание”).

Отрицание реальностисводится к тому, что информация, которая тревожит, не воспринимается. Этот способ защиты характеризуется заметным искажением восприятия действительности. Отрицание формируется еще в детском возрасте и часто не позволяет людям адекватно оценивать происходящее вокруг, что ведет к затруднениям в поведении.

Замещение –перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Данный механизм разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Замещающая деятельность отличатся переводом активности в иной план. Например, из реального осуществления в мир фантазии.

Регрессия – защитный механизм, проявляющийся в возврате к более ранним или низшим формам поведения в ситуации утери им веры в возможность снискать расположение референтных лиц разумными способами. Типичная ситуация после появления в семье второго ребенка дети-первенцы как бы молодеют, т.е. начинают лепетать, просятся на руки и ведут себя как малыши.

Компенсация – онтологически самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм. Он предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности.

Проекция – бессознательный перенос на другое лицо собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. Например, когда человек проявил агрессию в отношении другого, у него нередко возникает тенденция снизить привлекательные качества пострадавшего.

Вытеснение – наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Интересно, что быстрее всего вытесняется и забывается человеком не то плохое, что ему сделали окружающие, а то плохое, что он причинил себе или другим. С этим механизмом связана неблагодарность, все разновидности зависти и великое множество комплексов собственной неполноценности, которые вытесняются со страшной силой. Имеет значение, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его памяти.

Рационализация – обманное объяснение человеком своих желаний, поступков, которые в действительности вызваны причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Например, переживая какую-либо психическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что оценивает травмирующий фактор в сторону понижения значимости, т.е. не получив страстно желаемого, убеждает себя, что “не очень-то и хотелось”.

 

Вопросник САМОАЛ

Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Изучение самооценки личности — КиберПедия

Самооценка относится к центральным образованиям личности, к ее ядру. Само­оценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, она — регулятор поведения и деятельности. Следует, однако, помнить: самооцен­ка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование са­мооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодей­ствия. Общество в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе наиболее позднее образование в системе отношений человека к миру. Но несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому) в структуре отношений личности самооценке принадлежит осо­бо важное место. Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптаиииличности.

Методика изучения самооценки с помощью процедуры ранжирования1.

На бланке (табл. 15) перечислены 20 различных качеств личности. В левой колонке («Идеал») испытуемый ранжирует эти качества от 1 до 20 баллов по тому, в какой мере они ему импонируют. Затем в правой колонке («Я») ранжирует эти качества по отношению к себе. Между желаемым и реальным уровнем каждого качества определяется разность (d), которая возводится в квадрат (d2). Далее под­считывается сумма квадратов (Sd2) и по формуле

г =1- 0,00075 Sd2

определяется коэффициент корреляции.

Чем ближе коэффициент к 1 (от 0, 7 до 1,0), тем выше самооценка, и наоборот. Об адекватной самооценке свидетельствует коэффициент от 0,4 до 0,6.

Если при применении данной методики исследователь пожелает использовать не 20 качеств, а какое-то иное их количество, то формулу подсчета необходимо изменить. При всяком изменении количества качеств меняться будет коэффици­ент при Sd2, т. е. будет не 0,00075, а какое-то другое число. Полезно в связи с этим знать, что указанная выше формула есть просто частный случай общей формулы вычисления коэффициента ранговой корреляции:

г=1-6Sd2/n(n2 -1)

1Существует несколько модификаций данной методики (Сосновский Б. А.., 1979, Марищук В. Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А. и др. 1984).

 

 

Таблица 15 Бланк методики изучения самооценки с помощью ранжирования

Идеал   Качества личности   «Я» Разница  
d d2 d
    Уступчивость              
    Смелость              
    Вспыльчивость              
    Настойчивость              
    Нервозность              
    Терпеливость              
    Увлекаемость              
    Пассивность              
    Холодность              
    Энтузиазм              
    Осторожность              
    Капризность              
    Медлительность              
    Нерешительность              
    Энергичность              
    Жизнерадостность              
    Мнительность              
    Упрямство              
    Беспечность              
    Застенчивость              

Здесь п — число используемых при ранжировании качеств. Именно по этой фор­муле и необходимо проводить расчеты, если изменено число ранжируемых ка­честв. Нетрудно убедиться, что когда используется вариант с 20 качествами (т. е. п = 20), то коэффициент 6/n (n2 —1) становится равным 0,00075, а общая фор­мула превращается в тот упрощенный вариант, который и приведен вначале.



 

Диагностика и тренинг педагогической проницательности

 

С помощью предложенной ниже (Реан А. А., 1990, 1999) методики и описанной процедуры вы можете заняться самостоятельной диагностикой и тренировкой по развитию умений и навыков антипиции (предвидения) оценочных суждений уча­щихся.

Анализируя расхождения, обнаруженные между вашими собственными оце­ночными суждениями (аспекты I и II) и оценочными суждениями учащихся (ас­пект III), вы сделаете много полезных для себя выводов.



Итак, оцените себя (аспект I) по всем восьми октантам (табл.16). Оценка про­изводится по 12-балльной шкале. Интервал 1-4 означает, что качество развито слабо; в интервале 5-8 — средне; в интервале 9-12 —сильно (вторая степень качества, т. е. второе прилагательное).

Теперь попробуйте предсказать по всем восьми октантам мнение учащихся о вас (аспект II). Оценка также производится по 12-балльной шкале. В заключение предложите учащимся оценить вас по всем восьми октантам (аспект III). При этом лучше соблюсти анонимность. Также учащиеся не должны быть знакомы с резуль­татами вашей собственной предварительной работы по аспектам I и II.

Таблица 16

Бланк оценки по 8 октантам

Октант   Аспект
I   II   III  
Я (самооценка)   Учащиеся обо мне (предсказания педагога)   Учащиеся о педагоге (реальный опрос учащихся)  
1.Лидерство, властность              
2. Уверенность в себе, самоуверенность              
3.Требовательность, непримиримость              
4. Скептицизм,упрямство              
5. Уступчивость,кротость              
6.Доверчивость, послушание              
7.Добросердечие, несамостоятельность              
8.Отзывчивость, бескорыстие              

Рассмотрим в качестве примера некоторые возможные варианты результатов

исследования.

1. Предположим, что в результате оценки и самооценки по первому октанту (лидерство—властность) вы получите 2 балла по I аспекту и 2 по III аспекту. Что это может означать? Что сами вы не склонны считать себя властным человеком и, скорее всего, полагаете, что лидерского начала вам явно недостает, что неплохо бы заняться самосовершенствованием в этом направлении. Однако точка зрения учащихся диаметрально противоположна. В их глазах вы очень властный, а вре­менами даже деспотичный человек. И уж если вам надо заниматься совершенство­ванием собственной личности, то, скорее, в направлении «смягчения» характера, снижения властных тенденций.

Конечно, это только пример того, как надо подходить к анализу данных. В каж­дом конкретном случае могут быть свои особенности, свои «нюансы». Понятно, что мнение учащихся, пусть даже целой группы, не всегда адекватно реальности. И все же, если вы получили результаты, аналогичные приведенным в примере, над ними стоит серьезно задуматься. Ведь в результате целой серии психологи­ческих исследований учеными было установлено: именно авторитарные педагоги считают себя недостаточно властными, слишком мягкими и излишне демократич­ными.

2. Допустим, что по третьему октанту (требовательность) вы получили 10 бал­лов по I аспекту (самооценка) и 5 баллов по III аспекту. Таким образом, вы счита­ете себя очень требовательным педагогом, подчас даже слишком, и, возможно, нередко задумываетесь о педагогической целесообразности столь высокого уров­ня требовательности. Учащиеся же полагают, что именно такой уровень требова­тельности с вашей стороны оптимален. Очевидно, при таком соотношении баллов у педагогов нет повода для беспокойства, и вряд ли стоит терзаться мыслями об излишней требовательности с вашей стороны.

Однако заметим, что рассмотренная здесь ситуация — скорее гипотетическая, чем реальная. Многочисленные эмпирические исследования (в том числе и наши собственные) свидетельствуют, что чаще встречается обратная ситуация: педагог считает себя недостаточно требовательным, в то время как учащиеся уверены в неоправданно высокой требовательности с его стороны. Конечно, и здесь — в каж­дом конкретном случае — вам придется делать вывод самому. Но при этом жела­тельно помнить, что, будучи снисходительным к себе, человек обычно переносит нереализованный потенциал своей требовательности на окружающих, в особен­ности — занимающих подчиненное положение.

cyberpedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *