Зачем философия нужна инженеру – Нужна ли философия инженеру? Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Нужна ли философия инженеру? Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

2008

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия История, философия, социология

№ 129

УДК 1/14:601

НУЖНА ЛИ ФИЛОСОФИЯ ИНЖЕНЕРУ?

В.П. БЕРЛЕВ

Статья представлена доктором философских наук, профессором Панферовым К.Н.

Рассматривается роль философии в современном инженерном образовании.

Споры по поводу целесообразности преподавания философии учащимся инженерных специальностей ведутся достаточно давно. Вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи, становится особенно актуальным сегодня, когда в условиях рыночных отношений требуется за минимально возможный промежуток времени подготовить квалифицированного специалиста. Доктор физ.-мат. наук, профессор А.И. Козлов на конференции, посвященной Всемирному дню философии 15 ноября 2007 г., отметил три основных критерия оценки образования, а именно: 1) его качество; 2) время, затраченное для достижения желаемого качества; 3) стоимость образования при заданных качестве и времени. Рассмотрим процесс преподавания философии в высших технических учебных заведениях с точки зрения приведённых критериев.

Качество инженерного образования обычно определяют, во-первых, способностью дипломированного специалиста применять на практике полученные в высшем учебном заведении теоретические знания и приобретенные навыки, во-вторых, способностью успешно справляться с решением профессиональных задач, возникающих из практической деятельности. Инженеру в первую очередь необходимо изучение тех предметов, которые в будущем он будет использовать в своей работе, здесь встает вопрос о пользе преподавания философии инженерам. С первого взгляда может показаться, что конкретной пользы для инженерной деятельности философия принести не может, о чем, кстати, говорят многие позитивисты. Однако при тщательном рассмотрении выясняется, что задачи, стоящие сегодня перед инженерами, а также задачи будущего настолько сложны, что требуют комплексного, фундаментального подхода, и роль философских начал в их решении трудно переоценить.

Современный инженер проектирует, создает и обеспечивает корректное функционирование сложных, многоуровневых технических систем, необходимым звеном многих их них является человек. Например, достаточно давно началась полемика о создании беспилотных самолётов, выполняющих пассажирские перевозки, т.е. совершающих автономные полеты без прямого участия человека в процессе управления воздушным судном на маршруте. Технически эта идея реалистична и осуществима. Однако исследования показывают, что даже на современном этапе развития техники, присутствие человека на борту как оператора технического устройства «самолет» является необходимым условием безопасности полётов. Техника пока неспособна находить правильное решение во многих нестандартных ситуациях, возникающих во время полета и выходящих за рамки заданных программ. Также присутствие человека требует соблюдения норм эргономики и психологии. Таким образом, инженерные специалисты в своей профессиональной деятельности должны учитывать антропологические особенности, здесь очень важной представляется роль философии, особенно философии техники. Негодаев И.А. пишет о деятельности современного инженера, отмечая усложнение функций, возложенных на инженерных специалистов по сравнению с предшествующей ранее деятельностью по созданию технических устройств и агрегатов: «Однако ныне он все чаще имеет дело в этом случае не только с техническими устройствами, а с системой «человек-машина» и даже порой со сложными системными комплексами, в которые включены технологический процесс, природная и социокультурная среда. Возникает необходимость знать не только технологический процесс, но и функции человека в этом процессе, его взаимоотношения с машиной, знать социокультурную и даже естественную среду его деятельности. Без философского мышления здесь не обойтись» [1, с. 122].

Важной составляющей деятельности современного инженера является его социальная ответственность и соблюдение этических требований и норм. Действительно, сегодня, когда техника играет ведущую роль в жизни человека, инженер, эту технику создающий и модернизирующий, должен отдавать себе отчёт о последствиях своей деятельности, последствиях в первую очередь социальных, экономических, экологических и эстетических. К примеру, государство выделяет значительную сумму на разра-

ботку и создание технической системы или устройства. Инженеры, участвующие в таком проекте, должны осознавать важность возложенных на них задач, ответственно подходить к выполнению своих профессиональных обязанностей, конструируя качественный продукт, который будет удовлетворять потребности людей и конкурировать на мировом рынке с образцами зарубежной техники, что особенно важно в век рыночных отношений. Также при конструировании современных образцов техники необходимо принимать во внимание эстетические требования. Помимо удовлетворения духовных потребностей, следование требованиям эстетики несёт позитивный экономический эффект, к примеру, дизайнерский подход к организации рабочих мест помогает повысить эффективность труда. Использование особенностей восприятия цвета человеком порой помогает в экономии электрической энергии: «По технологии производства предприятия Японии и США красятся в светлые тона, благодаря чему значительно сокращаются расходы на освещение» [2, c. 71]. Таким образом, уместно говорить о гуманизации технической и инженерной деятельности, приоритетом которой выступают не только материальные, но и духовные потребности человека. Следовательно, современный инженер должен использовать широкий философский подход в оценке собственной деятельности и её регуляции. Философия в данном случае даёт необходимое представление о технике как важнейшем факторе современной жизни, показывает её основные особенности, определяет взаимодействие с другими областями человеческой деятельности. Родоначальник философии техники в России, известный инженер, мыслитель и философ Петр Климентьевич Энгельмейер писал ещё в конце XIX века: «Одним словом, техника есть только одно из колес в гигантских часах человеческой общественности. Внутреннее устройство этого колеса исследует технология, но она не в силах выйти за свои пределы и выяснить место, занимаемое этим колесом, и его функцию в общем механизме. Эту задачу может выполнить только философия техники» [3, с.73].

Философия способствует и формированию управленческой культуры инженера, ведь он выполняет и социальную функцию в качестве руководителя. Инженер должен обладать основами коммуникации, уметь общаться с людьми и формировать среду, наиболее подходящую для раскрытия творческого потенциала личностей, составляющих руководимый инженером коллектив. Наконец, инженеру для успешной работы требуется постоянно следить за инновациями в своей профессиональной сфере, а также быть информированным о нововведениях в смежных областях, ведь темпы технического прогресса растут с каждым днём, и специалисту инженерной специальности необходимо обладать актуальными знаниями для решения поставленных и вновь появляющихся задач. Здесь философия важна в качестве инструмента, формирующего у инженера широкий мировоззренческий подход, который, в свою очередь, помогает уяснить основные закономерности технического прогресса и предугадать направления дальнейшего развития техники.

Качественное инженерное образование не должно ограничиваться преподаванием технических и узкоспециализированных дисциплин, а обязательно должно включать курс предметов гуманитарных, в том числе философию, т.к. только при соблюдении этого условия выпускник высшего технического учебного заведения будет иметь возможность решать актуальные профессиональные проблемы, т.е. успешно вести практическую деятельность. К сожалению, несмотря на обоснованность изложенных выше доводов, все чаще количество часов, отведенных на гуманитарные дисциплины, и философию в частности, в учебных программах инженерных ВУЗов, сокращается. Панферов К.Н. пишет: «Сокращение гуманитарных и социально-экономических наук в технических вузах страны, намечаемое с 2006 года, приведет, по нашему убеждению, к тому, что уровень подготовки инженерных кадров снизится. Между тем зарождение новой техники и технологии требует проведения научных исследований, опытноконструкторских работ специалистами с широким набором знаний не только в технических науках, но и в гуманитарных». [4, с. 259]. Интересно, как эта проблема решается в странах Западной Европы и США, имеющих давние традиции рыночной экономики, требования которой являются определяющими при подготовке рабочих кадров, в том числе и инженерных? Ответом на этот вопрос могут служить сертификационные требования к учебным программам инженерных специальностей, выдвигаемые Аккредитационным Советом Инженерии и Технологии США (ABET), основанному в 1932 г. Данные требования гласят, что программы подготовки инженеров должны продемонстрировать, что прошедшие их специалисты помимо профессиональных, специализированных знаний и умений, во-первых, имеют способность успешной коммуникации, во-вторых, обладают пониманием профессиональной и этической ответственности, в-третьих, способны оценить последствия инженерной деятельности в глобальном и социальном контекстах [5]. Таким образом, философия, формирующая вышеуказанные качества, является обязательным элементом высшего инженерного образования в США.

Итак, качественное инженерное образование невозможно без преподавания философии. Однако здесь же возникает проблема времени подготовки инженерных кадров, о чём в большинстве случаев и говорят противники изучения философии в инженерных ВУЗах. Как при достижении желаемого качества современного инженерного образования минимизировать время, затраченное на подготовку специалиста? Ведь учиться можно вечно, однако, в интересах личности и государства как можно быстрее подготовить инженера, отвечающего современным требованиям. В данном случае решением может служить тщательный и критический подход к формированию учебных программ высших технических учебных заведений и их своевременная модернизация. К примеру, одним из способов более рационального использования времени, проводимого студентами в ВУЗе, является замена преподавания общей философии преподаванием философии науки и техники. Данная дисциплина достаточна молода, но именно она способна сформировать то философское мировоззрение, которое необходимо инженеру при непосредственной практической деятельности.

Проблема стоимости подготовки инженерных кадров определяется временем, необходимым для обучения специалиста, наличием оборудованной учебной базы и современных средств обучения. Преподавание философии не требует дополнительных условий и влияет на стоимость обучения за счёт академической нагрузки и соответствующей заработной платы преподавателей. Философия, являясь необходимым элементом современного инженерного образования, в век рыночных отношений выгодно отличается среди других дисциплин минимальными расходами, требуемыми для её преподавания.

В современных условиях технического прогресса и рыночных отношений инженерное образование является залогом успешного развития страны в различных областях: экономической, политической, социальной, культурной и др. Примером может служить гражданская авиация. Доходы американской корпорации Boeing в 2008 г. планируются на уровне 71 млрд. долларов, что составляет почти 27% от всех планируемых доходов российского бюджета за эквивалентный период. Гражданская авиация будучи наукоёмкой отраслью хозяйства, требует для своего развития квалифицированных научных и инженерных кадров. Пример Китая в данном случае является показательным: «Китайские авиакомпании разместили заказы на большое количество самолетов, но найти технический персонал для их обслуживания значительно сложнее. Не упоминая о вопросах безопасности полетов, руководство гражданской авиации Китая намерено ограничить расширение отрасли… Запрет на регистрацию новых авиакомпаний по крайней мере до 2010 г. является частью стратегии, нацеленной на замедление слишком быстрого роста интенсивности воздушного движения, который осложняет процесс создания инфраструктуры и формирования ресурсов квалифицированной рабочей силы» [6, с.14]. Таким образом, очевидным является тот факт, что высшая техническая школа играет одну из ведущих ролей в развитии государства в целом. Ориентация философии на практические нужды — одно из главных направлений модернизации инженерного образования. В данном случае очень важными средствами представляются детальный анализ и внесение необходимых корректировок в содержание учебных программ технических ВУЗов с целью их оптимизации по трём ключевым параметрам: качеству, времени и стоимости обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Негодаев И.А. Философия техники: Учеб. пособие для техн. вузов. — Ростов-на-Д., 1997.

2. Панфёров К.Н. Культура труда — основа реализации духовного потенциала. — М., Изд-во Центр. института повышения квалификации руков. и творческих работников, 1990.

3. Энгельмейер П.К. Технический итог XIX века. — М.: Тип. К.А. Казначеева, 1898.

4. Панфёров К.Н. Социально-экономическая политика России в переходный период. — М.: РУСАКИ, 2007.

5. www.abet.org

6. Авиатранспортное обозрение: деловой журнал по воздушному транспорту, октябрь 2007, № 83. — М., 2007.

IS PHILOSOPHY NECESSARY FOR ENGINEERING?

Berlev V. P.

The role of philosophy in modern engineering education is represented.

Сведения об авторе

Берлев Владислав Павлович, 1983 г.р., окончил МГТУ ГА (2005), аспирант МГТУ ГА, автор 6 научных работ, область научных интересов — философия науки и техники.

cyberleninka.ru

ЗАЧЕМ ИНЖЕНЕРУ НУЖНА ФИЛОСОФИЯ — Реляционная онтология

С недавних пор, в России, идёт дискуссия между философами —  профессионалами и представителями естествознания.Темой её является вопрос о целесообразности изучения философии студентами негуманитарных специальностей. Многим известно мнение, что философии научить нельзя, а можно только поделиться ею. И видимо, дискутирующие естествоиспытатели негодуют  по поводу того, что их студентов, пытаются философии именно научить. В самом деле, существующая программа по философии требует от студента заучивания  многих чужих точек зрения на окружающую действительность, без вопрошания о своей собственной позиции. Если с инженером кто–то поделится своей философией (Платон, Кант или Гегель с Марксом и Хайдеггером), то мне представляется, что инженеру будет не так уж это безынтересно. Особенно, если при этом у инженера спросят его собственное мнение по поводу услышанного. Соглашусь, что для того чтобы общение шло на понятном обеим сторонам языке, инженера необходимо познакомить со специальной  терминологией и основными философскими категориями. Хотя и в этой части не следует особенно усердствовать. Ведь если человек, действительно имеет намерение стать человеком способным не только быть носителем совокупности общественных отношений, но и тем, кто будет способен к изменению этих отношений, то такому человеку не составит особого труда  самому освоить философскую терминологию. На тех же, кто не желает быть человеком или считает, что он уже им является, и должна направить свой свет академическая философия. Главной же задачей философии является то, о чём мечтал Кант, это чтобы «человек имел мужество жить своим собственным умом». Те же, кто против такой задачи философии, либо не отдают отчёта своему призыву, либо хотят отказать человеку в его стремлении быть человеком.

Если возобладает точка зрения противников философии, то инженер так и останется «супершипанзе», слепо следующим животному инстинкту самосохранения, рецепты же для этого штампует массовая культура. Задача массовой культуры противоположна задаче философии, поскольку философия стремится присвоить человеку статус Причины, а массовая культура —  статус Следствия. Образ существования, навязываемый массовой культурой, именуется паттерным существованием. Человеку предлагается следовать определённой системе паттернов – шаблонов, когда человек пользуется готовыми решениями и следует стереотипам. Человеку нет нужды задумываться о том, как следует поступать в той или иной ситуации, поскольку творцы массовой культуры уже определили «коридоры» поведения, следуя по которым человек попадает только в один единственный пункт назначения – Клетку. У Клетки много имён: Мода, Успех, Гламур, Слава, Богатство и самое лицемерное – Свобода. Неспособность человека к самостоятельному мышлению явилась причиной фашизма и большевизма. Массовый человек, посаженный на иглу готовых решений, с радостью принимает тоталитаризм, при котором все решения принимаются за него. Единственное оружие против тоталитаризма – способный к самостоятельному мышлению Человек. Понятно, что один Человек не в силах справиться с тоталитарной системой, победить тоталитарную систему сможет только другая система, которой является Гражданское общество. Самостоятельно мыслящий Человек есть элемент Гражданского общества. Сегодня в России нет Гражданского общества, как впрочем, не было его и «вчера». Одной из главных причин отсутствия Гражданского общества в прошлой и нынешней России является отсутствие философской традиции.

Известно, что Россия никогда не была одним из мировых центров философской мысли, каковыми в разные исторические времена являлись Германия, Франция, Англия и США. Возникновение философских центров в вышеперечисленных странах, стало возможным только благодаря тому, что эти страны стали приемниками греко – римской философской традиции. Россия как всегда пошла своим путём, а вернее сказать – Византийским. Православие, принятое Россией, определило и путь русской философии, которая приняла религиозный оттенок. Но здесь я не стану вдаваться в глубины религиозных тонкостей, а вернусь к вопросу о Гражданском обществе. В тех, из перечисленных мной странах, в которых существует устойчивая философская традиция, существует и Гражданское общество. Если представители естествознания, пытающиеся оградить инженеров от изучения философии, не хотят формирования в России Гражданского общества, то не понятно чего они вообще хотят. Теперь немного о технической стороне вопроса преподавания философии. Преподавание следует проводить в форме дискуссий, во время ведения которых каждый студент вправе высказать своё видение вопроса с его последующей защитой. Этот метод не нов, но позабыт или игнорируется намеренно. Тем не менее, некоторые творческие преподаватели применяют его и теперь. Вопрос лишь в том, что данная практика должна стать повсеместной. Или философы  скоро потеряют не только работу, но и голову. Дискуссия на философскую тему мало кого сможет оставить равнодушной. В наших вузах, её не хватает не только инженерам, но и гуманитариям, и им в первую очередь.

Инженер, как и любой творческий человек, творит  «в себе» и «вне себя», т. е. в окружающем мире. И поэтому ему просто необходимо осознавать своё место в этом мире. Творя на определённом участке мира, ОН творит с оглядкой на мир «в целом», иначе ЕГО творчество теряет смысл. Любой акт творения – это со-бытие, т. е. совместное бытие Я(творца) и Мира. Когда инженер создаёт МАШИНУ, он может и не замечать вышеизложенной сентенции, но такая структура лежит в основе актов творчества. Понимание таких абстракций – результат занятий философией. Необходимо ли такое понимание инженеру? Представляется что да. Творцу необходимо пространство для манёвра. А за счёт чего возможно  расширение такого пространства? За счёт широты взгляда на систему Я — МИР. Узкий специалист творит при отсутствии такого взгляда. Ему при этом  не видны перспективы. Попросту говоря, такой специалист не видит, что творится по соседству с ним. То же происходит и с таким же локально мыслящим соседом. Они обречены на непонимание друг друга, а это может привести, к различного рода катастрофам и они уже случались. Такой  специалист не владеет ситуацией в широком смысле. Но он при этом перестаёт владеть и собой.

Правда представители естествознания, участвующие в дискуссии: «быть философии в техническом образовании или нет», ситуацией владеют. И подняв проблему, ОНИ находятся на пути философствования. Ведь философ это тот человек, который заявляет о своём отношении к происходящему. Другой вопрос, понимают ли они сами, что стоят на этом пути?

Расстройство моё, однако, связано с другим обстоятельством. Участники дискуссии не хотят понять друг друга. Обе стороны действуют по принципу «ни пяди земли врагу». Но кто же здесь враг?  Смею предположить, что главный враг – взаимное непонимание сторон.  Поэтому, дабы найти взаимопонимание, философскому сообществу следует учесть упрёки представителей естественных наук, иначе в противном случае, философия исчезнет не только из технического ВУЗа, а и вообще из Высшей школы. Чиновнику, как проводнику государственных интересов, не нужны граждане мыслящие самостоятельно, ему нужны легковерные избиратели. Если инженера устраивает участь такого избирателя, то тогда дискуссию можно и закончить. Трудно, правда, представить, что охотников мировоззренческого самоуничижения среди инженеров, найдётся  изрядное количество. Кроме того, основными принципами постнеклассической науки являются принцип коэволюции и принцип преодоления границ между естественнонаучным и гуманитарным знанием, а на этом основании мне трудно понять логику спора уважаемых сторон.

Просто убрать философию из ВУЗа трудновато, не 1850 год всё же, поэтому необходимо действовать изобретательнее. Благо и изобретателей хоть отбавляй. Они-то  и объяснят нерадивому люду о бесполезности для инженера философии. В самом деле, зачем инженеру философия – эта, какая-то там любовь к мудрости. Мудрецы найдутся и без инженеров,  и вообще что же это будет за производство, на котором вместо чертежей начнут писать философские трактаты? Так огульно, видимо мыслит чиновник, потомок князя Ширинского — Шихматова.  Современное общество требует от работы немедленной отдачи и беспрекословного подчинения высшему звену. Современному утилитарному мышлению ненадобно собственного взгляда. Имеющий собственный взгляд – это личность, а это для государства аномалия. Не думаю что нынешний студент – будущий инженер, откажется от желания быть личностью. Совершенно понятно, что инженер – это не только специалист, в своей области, но и человек, живущий  в остальных областях.  Философия нужна инженеру, если он хочет быть человеком, которому  надобны широкие взгляды. А уж если инженер становится учёным, то и подавно. Да и вообще инженер ходит не только на работу, но и на выборы, а читает не только чертежи, но и газеты. Как он отнесётся к прочитанному?

А теперь опять немного о методике преподавания философских наук. Я уже отмечал, что не помешает её, мягко говоря, разнообразить. Студентов не учат дискутировать или делают это скупо. Надеюсь, что метод обучения Аристотеля не забыт, а коль это так, то с инженерами можно также прогуливаться по территориям их предприятий и мирно, без ажиотажа, приобщать  их к бессмертным ценностям. Словом «если инженер не идёт на занятие по философии, то преподаватель философии идёт к инженеру на завод». Конечно это методологическая метафора призывающая к пониманию сущности преподавания философии, а не устраиванию междусобойчиков в ИФ РАНе и осуществлению сомнительных новаций Министерством образования. До студента необходимо донести идею о том, что для того чтобы быть способным высказывать своё отношение к происходящему вокруг, необходимо иметь для этого навык. А его можно получить посредством ознакомления с концепциями философов прошлого и настоящего. Учиться тому, как своё представление о мире составляли прежние философы, некоторые из которых были к тому же ещё и инженерами (Декарт). Философия не учит самой себе, а учит человека собственному взгляду на Мир, собственному к нему отношению. Отношение это всегда критическое, а критика бывает очистительной или уничтожительной, а поэтому надобно заронить понимание этого различения. В этом состоит ещё одна задача философии.

Философия – это своего рода интеллектуальное ориентирование, существующая для понимания того, где человек находится. И только тогда когда человек поймёт свое местонахождение, он сможет принимать какие — то решения. И не важно, какие это решения врачебные, инженерные или военные.

Изучение студентом мировоззрений авторитетов философии, позволит ему,  соотнеся их со своим собственным, осуществить творческий синтез. Поможет определить жизненные приоритеты, обобщать получаемую информацию по законам правильного мышления, т. е. по законам логики. В России вообще плоховато с логикой. Но не следует требовать от студента заучивания чужих взглядов, следует только ознакомить с ними, а затем спросить его: какие идеи  близки  ему по духу и почему?

Так зачем же инженеру философия? Да хотя бы за тем, чтобы инженер смог стать Человеком, который может осознать способность выбирать и осуществить этот осознанный выбор, иначе инженер рискует стать, всего лишь циркулем в руках менеджера.

Завьялов В. В.

 

voldernelly.ru

Зачем инженеру философия — Зачем нужна философия инженеру? — 2 ответа



В разделе Образование на вопрос Зачем нужна философия инженеру? заданный автором Иван Иванович лучший ответ это Для общего развития. А вообще философия входит в ряд обязательных дисциплин, преподаваемых в любом вузе…
Если смотреть от происхождения слова: фило — любовь, софия — мудрость. То есть любовь к мудрости. Греческие ученые понимали под философией умение доказывать что-либо любой ценой. Так вот, инженер инженером, а мыслить любой человек должен уметь, чтобы доказывать свою точку зрения, презентовать свои работы и т.д.
Ну еще философия — основа всех наук… Как же без нее то?

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Зачем нужна философия инженеру?

Ответ от Ђаня[гуру]
Для творческого подхода.

Ответ от Алексей Егоров[гуру]
с философии вся наука началась, сначала мысль (идея) потом практическое применение

Ответ от Пользователь удален[гуру]
Если сочинение, то «пляши» от названия, мол т.к. философия — это любовь к мудрости…

Ответ от Петя Пяточкин[гуру]
ДЛя общего развития, ну а там пиши все на ум лезит. Главное слова подбирай умные.

Ответ от Fall Out Girl![активный]
для эрудиции,общего развития,наверно.А че тема-то такая дурацкая?

Ответ от Олег Емельянов[гуру]
А посмотри функции философии, ее цели и задачи (не поленись набрать в поисковике) , что это за наука такая вообще, потом посмотри что за работу делает инженер, какие его функции и какие к нему требования, а потом сопоставь и, если не глупый, — поймешь.

Ответ от Александр николаевич[гуру]
философия нужна всем для общего развития.


Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

2oa.ru

Зачем инженеру нужна философия

УДК 130.2:62
ЗАЧЕМ ИНЖЕНЕРУ НУЖНА ФИЛОСОФИЯ
Каплунов В.В.,

студент группы Э8-51

Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана им. Н.Э. Баумана

Научный руководитель: Малькова Т. П., к.ф.н., доцент кафедры «Философия»

E-mail: [email protected]


В статье приводятся аргументы оппонирующих сторон против философского образования и за необходимость философского знания для инженера. Делается вывод, что «культура ума» – философия – необходима современному инженеру.
Ключевые слова: инженер, технические науки, проектирование, эмпирическое знание, эксперимент, научная ответственность, изобретение, культура, философия.
WHY ENGINEERS NEEDED PHILOSOPHY
The article presents arguments opposing sides against the philosophy and the need for philosophical knowledge engineer. Concludes that «the culture of the mind» — philosophy – need for engineer.

Keywords: Engineer; Engineering; Design; Empirical knowledge; Experiment; Scientific responsibility; Invention; Culture and Philosophy.
Философия – одна из древнейших форм общественного сознания, исследующая фундаментальные принципы бытия мира и человека, его познания, отношения к миру. Философия и наука – важнейшие составляющие культуры человечества. Культура является целостным образованием, ее структурные элементы взаимосвязаны, переплетаются, влияют друг на друга. В настоящее время насчитывается более пятнадцати тысяч научных дисциплин, создается впечатление, что многие из них не связаны с философией. Бурное развитие техники и инженерного знания в XXI веке, их относительно самостоятельное существование в системе всех наук ставит вопрос: «Нужна ли философия инженеру?». Свободна ли инженерная практика от мировоззренческих, нравственных, ценностных аспектов, являющихся прерогативой философии?

Цель инженера – создание конкретного технического приспособления для решения той или иной практической задачи. Философские вопросы бытия, истины, добра и красоты, казалось бы, не имеют к ней никакого отношения. Однако опыт развития знания свидетельствует о том, что именно в философии разрабатывались многие гносеологические и методологические проблемы, непосредственно влияющие на все формы познания. Например, эмпиризм как познавательная установка есть порождение новоевропейской философии 17 века, и создание любого технического устройства опирается на опыт предыдущих поколений ученых, на непосредственные эмпирические исследования, что требует знания и понимания функционирования форм и методов эмпирического исследования. Это – один из основных принципов инженерного дела. С этой позиции обнаруживаем, что инженеру нужна не вся философия, а знание гносеологических особенностей построения знания, логика как инструмент теоретической и практической деятельности, то есть определенная часть философского знания.

Один из выдающихся физиков XX века В. Гейзенберг, был убежден, что знания и методы современной физики оказывают определяющее влияние на политическую ситуацию в мире, равно как и на мировоззрение человека. Автор статьи не согласен с этим утверждением, так как из-за чисто лабораторного открытия закона или зависимости между какими-то физическими величинами не может начаться или закончиться военный конфликт или массовая эпидемия. А вот из-за использования этих открытий в создаваемых человеком технических устройствах или их приложениях порой вспыхивали конфликты между странами, которые требовали больших международных усилий по их предотвращению (например, иранская ядерная программа). Современная ситуация в мире свидетельствует, что технические возможности стран находятся примерно на одинаковом уровне, и это снижает возможность возникновения глобального конфликта. Соответственно инженеры, проектирующие и разрабатывающее подобную технику, должны позиционировать себя, как часть мира, быть ответственными за него. Есть еще один актуальный вопрос: оправдана ли утилитарность, полезность используемых устройств, создаваемых инженерами. Как соотносятся важные для человека идеи совершенствования качества жизни и добро.

В современном мире очевиден процесс ускорения внедрения в жизнь людей все новых усовершенствованных гаджетов. Но ведь из производителя и «пастуха» техники, человек все больше зависит от нее, техника его порабощает. Этот феномен был описан немецким экзистенциалистом М. Хайдеггером. В информационном мире зависимость субъекта от электронной техники становится не только социальной, но медицинской и психиатрической проблемой. По-видимому, для понимания связи и переплетения проблем материальной и духовной культуры, инженер должен обладать широким мировоззренческим потенциалом, вникать в философские проблемы бытия. Инженер – человек с высшим техническим образованием – призван обобщать опыт предыдущих поколений и стремиться к облегчению существования окружающих его людей. Без его творчества мы не можем себе представить современную жизнь. Мир вокруг нас просто напичкан различными техническими решениями. Появились музеи, оснащенные электронными экспонатами (музей Ф. Шопена в Варшаве), «электронные коттеджи», «электронные города» и пр. Получается, что инженеры – очень нужная и важная часть современного общества, поэтому вопрос: «Нужна ли инженеру философия?» является весьма актуальным. Безусловно, не существует однозначного ответа на поставленный вопрос. Есть противники, которые считают философию дорогим излишеством, требуют сокращения или отмены преподавания философии в вузах, университетах. Они считают, что следует готовить узких технических специалистов, удовлетворяя потребность конкретного дня и этапа развития общества. Другие авторы утверждают, что без гуманитарного образования, развития мировоззрения, культуры ума происходит «великое культурное одичание» (В. Дашкевич. Великое культурное одичание. – М.: 2013). Среди аргументов против преподавания философии, наличия философских знаний в интеллекте инженеров можно отметить следующие:

1) Инженерный курс очень насыщен разнообразными математическими, естественными и техническими дисциплинами. Чтобы инженер мог задумать, спроектировать, создать опытный образец и запустить в серию новое техническое устройство, полезное или необходимое обществу, он должен освоить и постоянно актуализировать знания из множества дисциплин, без которых процесс создания нового либо невозможен, либо будет увеличивать интеллектуальные и материальные затраты, которые следует оптимизировать.

2) Введение в курс обучения гуманитарных наук и философии кажется нецелесообразным, так как интенсивность учебного процесса настолько велика, что студенты страдают из-за нехватки времени для чтения вообще, посещения музеев, театров. Американский педагог Р. Кийосаки в книге «Бедный папа, богатый папа» констатировал такой факт, что смена новой научной информации происходит сегодня каждые 18 месяцев, так что студенту трижды за годы обучения приходится «догонять» убегающие вперед науки.

3) В современной культуре встречается сравнение труда инженеров с работой «механизмов»: машин, автоматов, роботов. Специалисты по искусственному интеллекту посягают даже на передачу интеллектуальной деятельности в «руки» киборгов. По нашему мнению, проблема искусственного интеллекта, его предельных возможностей решается не только в инженерно-техническом, но и философско-мировоззренческом плане. Напомним сюжет фантастической повести С. Лема «Непобедимый», когда исследователи одной из планет обнаружили «некросферу» – засилье примитивных роботов, некогда завезенных на планету людьми, уничтожающих все живое и мыслящее.

Приведем аргументы оппонентов за формирование полноценного мировоззрения, ратующих за передачу инженерам философских знаний, а, следовательно, за развитие «культуры ума», которая по выражению М. Т. Цицерона есть философия:

Во-первых, инженеры не существуют отдельно от остальных людей. Они такие же люди, просто занимающиеся своей специальной деятельностью, живущие в едином социуме и культуре. Соответственно, для того чтобы инженеры могли быть неотъемлемой частью данного общества, им просто необходимо знать и понимать основные интеллектуальные веяния, освоить модели мышления, познания и поведения человека в различных ситуациях. Философия во многом способствует интеграции инженера в культуру общества.

Во-вторых, в философии есть раздел – теория познания. Гносеология важна для всех, в том числе и технических наук. Проблемы формирования, развития, истинности (верификации, фальсификации) знаний, разработка теорий разного уровня, на основе которых в дальнейшем создаются технические устройства, должны быть понятны инженеру. В противном случае, невозможно избежать техногенных аварий, катастроф, ущерба природе, сопровождаемых неопытностью или неосведомленностью человека. Речь идет о так называемом «человеческом факторе». Инженер должен быть знаком с гносеологией и теорий развития – диалектикой.

В-третьих, рассматривая деятельность по проектированию технических объектов, мы исходим из принципа системности, соподчиненности этапов и обнаруживаем, что постановка цели, формулирование задач, маркетинговые исследования, анализ проделанной работы, обсуждение и оценка социальных последствий внедрения, допущенных ошибок и недоработок возможна на базе широкого кругозора. Аксиология как раздел философии весьма полезна инженеру: это и понимание включенности инженера в ценностные структуры культуры, умение дифференцировать ценности, не идти на поводу ложных ценностей, господствующих массовых симулякров, готовность к оценочной деятельности. Забавный случай произошел с изобретателем радара Р. Уотсон-Уоттом, которому пришлось платить штрафы за превышение скорости. Ученый заявил, что если бы он смог оценить последствия изобретения, то не стал изобретать радар.

Оценочная деятельность напрямую связана этическими аспектами инженерной деятельности и теми социальными последствиями, которые в них заложены. Напомним об отказе академика А. Сахарова от испытаний водородной бомбы, когда он понял, к каким последствиям может привести его работа. Как показывает практика – люди, знающие основы философии, делают нравственный выбор в пользу добра, становятся интеллектуальными и нравственными образцами для человечества.

Отметим еще один важный – коммуникативный – аспект инженерной деятельности. В современном мире над техническими решениями работают творческие коллективы. Появляются даже «невидимые колледжи», Интернет-объединения для решения какой-либо проблемы. Страта ученых имеет свой «нормативный этос» (Р. Мертон). Создание, объединение, сплочение, ориентация на достижение цели коллективом ложится на руководителя, лидера, задающего тон общения. Интеллектуал знает, дозирует и умеет варьировать формами общения. Его успех и карьера зависят от широты образования, мировоззрения, философской культуры. Подводя итог, признаем необходимость философского знания для инженера. Философия как культура ума — потребность современного инженера.

reftop.ru

3.Для че­го нуж­на ин­же­не­ру фи­ло­со­фия тех­ни­ки.. Философия техники




Еще фран­цуз­ский фи­ло­соф Д.Дид­ро пи­сал, что есть толь­ко од­но сред­ст­во рас­по­ло­жить лю­дей к фи­ло­со­фии: оно за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы по­ка­зать фи­ло­со­фию с точ­ки зре­ния ее поль­зы.Но вы­пол­не­ние ϶ᴛᴏй мис­сии для фи­ло­со­фии весь­ма за­труд­ни­тель­но. С од­ной сто­ро­ны, фи­ло­со­фия долж­на «опус­тить­ся» c вы­со­ких аб­ст­рак­ций до ос­мыс­ле­ния кон­крет­ных про­блем ин­же­нер­ной прак­ти­ки. С дру­гой — фи­ло­со­фия не долж­на под­ме­нять ин­же­нер­ное ре­ше­ние во­про­сов и ин­же­нер дол­жен не «фи­ло­соф­ст­во­вать» ( в худ­шем смыс­ле ϶ᴛᴏ­го сло­ва), а ре­шать ϲʙᴏи прак­ти­че­ские про­бле­мы. Иг­но­ри­ро­ва­ние спе­ци­фи­ки фи­ло­соф­ско­го и на­уч­но-ин­же­нер­но­го мыш­ле­ния при­во­дит к аб­сур­ду. И.Кант пи­сал, что «гео­метр, поль­зу­ясь ϲʙᴏ­им ме­то­дом, мо­жет стро­ить в фи­ло­со­фии исключительно кар­точ­ные до­ми­ки, а фи­ло­соф ϲʙᴏ­им ме­то­дом мо­жет по­ро­дить в ма­те­ма­ти­ке исключительно бол­тов­ню»(6, 609). По­϶ᴛᴏ­му, про­дол­жал он, за­да­ча фи­ло­со­фии имен­но в том и со­сто­ит, что­бы чет­ко оп­ре­де­лить гра­ни­цы и функ­ции, реа­ли­за­ция ко­то­рых при­нес­ла бы поль­зу. Эти гра­ни­цы и функ­ции фи­ло­со­фии по от­но­ше­нию к ин­же­нер­ной прак­ти­ке, тех­ни­ке и тех­но­ло­гии оп­ре­де­ля­ет фи­ло­со­фия тех­ни­ки. Ка­кие же функ­ции для ин­же­не­ра вы­пол­ня­ет фи­ло­со­фия тех­ни­ки, для че­го она нуж­на ин­же­не­ру? Это оп­ре­де­ля­ет­ся те­ми про­бле­ма­ми, ко­то­рые ин­же­не­ру при­хо­дит­ся ре­шать в про­цес­се его прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти.

Глав­ная ин­же­нер­ная про­бле­ма — кон­ст­рук­тор­ско-тех­но­ло­ги­че­ская. Ин­же­нер про­ек­ти­ру­ет, кон­ст­руи­ру­ет тех­ни­че­ские уст­рой­ст­ва и обес­пе­чи­ва­ет их пра­виль­ное тех­но­ло­ги­че­ское функ­цио­ни­ро­ва­ние. Важно заметить, что од­на­ко ны­не он все ча­ще име­ет де­ло в ϶ᴛᴏм слу­чае не толь­ко с тех­ни­че­ски­ми уст­рой­ст­ва­ми, а с сис­те­мой «че­ло­век-ма­ши­на» и да­же по­рой со слож­ны­ми сис­тем­ны­ми ком­плек­са­ми, в ко­то­рые вклю­че­ны тех­но­ло­ги­че­ский про­цесс, при­род­ная и со­цио­куль­тур­ная сре­да. Воз­ни­ка­ет не­об­хо­ди­мость знать не толь­ко тех­но­ло­ги­че­ский про­цесс, но и функ­ции че­ло­ве­ка в ϶ᴛᴏм про­цесс, его взаи­мо­от­но­ше­ния с ма­ши — ной,знать со­цио­куль­тур­ную и да­же ес­те­ст­вен­ную сре­ду его дея­тель­но­сти. Без фи­ло­соф­ско­го мыш­ле­ния здесь не обой­тись.

Ин­же­нер вы­пол­ня­ет не толь­ко кон­ст­рук­тор­ско-тех­но­ло­ги­че­скую,но и со­ци­аль­ную функ­цию — он яв­ля­ет­ся ру­ко­во­ди­те­лем оп­ре­де­лен­но­го про­из­вод­ст­вен­но­го кол­лек­ти­ва,дол­жен им управ­лять, уметь ра­бо­тать с людь­ми, раз­го­ва­ри­вать с ни­ми. При ϶ᴛᴏм не­об­хо­ди­мо иметь вви­ду, что транс­фор­ма­ция со­вре­мен­ной ци­ви­ли­за­ции про­ис­хо­дит в на­прав­ле­нии воз­рас­та­ния зна­чи­мо­сти воз­мож­но­стей ин­ди­ви­да, по­вы­ше­ния зна­че­ния дея­тель­но­сти от­дель­но­го че­ло­ве­ка, рос­та его ϲʙᴏ­бо­ды и от­вет­ст­вен­но­сти. По­϶ᴛᴏ­му ин­же­нер как ру­ко­во­ди­тель кол­лек­ти­ва дол­жен «дой­ти» до ка­ж­до­го от­дель­но­го уча­ст­ни­ка про­из­вод­ст­вен­но­го про­цес­са. Стоит заметить, что он дол­жен об­ла­дать, ес­ли так мож­но ска­зать, че­ло­ве­коз­на­ни­ем, вы­со­ки­ми мо­раль­ны­ми ка­че­ст­ва­ми, об­щей куль­ту­рой, ис­кус­ст­вом ру­ко­во­ди­те­ля. Зна­ние фи­ло­со­фии по­мо­га­ет ин­же­не­ру в фор­ми­ро­ва­нии данных черт его лич­но­сти.

Сколь­ко бы мы не ста­ра­лись, жизнь бе­жит бы­ст­рее нас. Кстати, эта мысль, вы­ска­зан­ная еще древ­не­гре­че­ским муд­ре­цом Се­не­кой, ны­не на­хо­дит яр­кое под­твер­жде­ние. Отметим, что тем­пы со­вре­мен­ных про­из­вод­ст­вен­ных про­цес­сов и, со­от­вет­ст­вен­но, тем­пы ны­неш­не­го об­нов­ле­ния тех­ни­ки убы­ст­ря­ют­ся. То об­стоя­тель­ст­во, что по­ко­ле­ния ма­шин сме­ня­ют­ся бы­ст­рее, чем по­ко­ле­ния лю­дей, тре­бу­ет по­сто­ян­ной ак­туа­ли­за­ции зна­ний ин­же­не­ра, его не­пре­рыв­но­го об­ра­зо­ва­ния и са­мо­об­ра­зо­ва­ния. Уме­ние по­пол­нять и об­нов­лять ϲʙᴏи зна­ния, са­мо­стоя­тель­но учить­ся свя­за­но с чет­кой ори­ен­та­ци­ей на нуж­ную ин­фор­ма­цию в ог­ром­ном ин­фор­ма­ци­он­ном мас­си­ве. Это воз­мож­но исключительно с ви­де­ни­ем все­го по­ля тех­ни­че­ско­го про­грес­са, оп­ре­де­ле­ни­ем его ос­нов­ных на­прав­ле­ний и тен­ден­ций раз­ви­тия, бо­ле­вых то­чек и то­чек рос­та. Здесь тре­бу­ет­ся фи­ло­соф­ская ми­ро­воз­зрен­че­ская ори­ен­та­ция ин­же­не­ра, пра­виль­ная ло­ги­ка его мыш­ле­ния.

Не­об­хо­ди­мо так­же учесть, что в ка­кой бы ипо­ста­си не вы­сту­па­ла тех­ни­ка, ее функ­цио­ни­ро­ва­ние на­прав­ле­но на реа­ли­за­цию по­став­лен­ных людь­ми це­лей. Но, яв­ля­ясь для об­ще­ст­ва сред­ст­вом дос­ти­же­ния оп­ре­де­лен­ных це­лей, для ин­же­не­ра тех­ни­ка вы­сту­па­ет как цель его дея­тель­но­сти. Соз­да­вая тот или иной ар­те­факт, ин­же­нер реа­ли­зу­ет на­ме­чен­ную цель — обес­пе­чить оп­ре­лен­ный тех­но­ло­ги­че­ский про­цесс. При ϶ᴛᴏм мыс­ли ин­же­не­ра час­то не про­сти­ра­ют­ся за рам­ки ϶ᴛᴏ­го про­цес­са. В та­ком слу­чае раз­ры­ва­ет­ся диа­лек­ти­че­ская це­поч­ка » цель — сред­ст­во — ре­зуль­тат» и ин­же­нер не ви­дит со­ци­аль­ной зна­чи­мо­сти ϲʙᴏ­ей дея­тель­но­сти, он вы­сту­па­ет не как тво­рец, а как про­стой ис­пол­ни­тель, ре­мес­лен­ник. Пре­одо­ле­ние ϶ᴛᴏй про­фес­сио­наль­ной ог­ра­ни­чен­но­сти пред­по­ла­га­ет вы­ход за пре­де­лы тех по­ня­тий, ко­то­рые свя­за­ны исключительно с соз­да­ни­ем ар­те­фак­тов, тех­но­ло­гий, пре­одо­ле­ние тех­но­кра­ти­че­ско­го мыш­ле­ния, ори­ен­та­цию на со­ци­аль­ный про­стор, со­ци­аль­но- фи­ло­соф­ское ос­мыс­ле­ние ϲʙᴏ­ей тех­ни­че­ской прак­ти­ки. Это — од­на из глав­ней­ших функ­ций фи­ло­со­фии тех­ни­ки.

По­ни­ма­ние со­ци­аль­ной зна­чи­мо­сти ин­же­нер­ной дея­тель­но­сти осо­бен­но важ­но сей­час, ко­гда про­ис­хо­дит пе­ре­ход от все­объ­ем­лю­ще­го же­ст­ко­го пла­ни­ро­ва­ния к ры­ноч­ным от­но­ше­ни­ям, слом то­та­ли­та­риз­ма и безу­держ­ный ры­вок к де­мо­кра­тии час­то при­ни­маю­щий урод­ли­вые фор­мы. Ино­гда жизнь на За­па­де упо­доб­ля­ют жиз­ни в бо­га­тых и кра­соч­ных джунг­лях а бы­лую жизнь у нас при то­та­ли­тар­ном ре­жи­ме с зоо­пар­ком, где лю­ди жи­ли хо­тя и в клет­ках, но бы­ли от­го­ро­же­ны от опас­ных джунг­лей. Рань­ше они меч­та­ли о ϲʙᴏ­бо­де в джунг­лях. Но, очу­тив­шись по­сле кру­ше­ния то­та­ли­та­риз­ма на ϲʙᴏ­бо­де, лю­ди по­сле пер­вой эй­фо­рии стал­ки­ва­ют­ся с опас­ность джунг­лей и на­чи­на­ют ду­мать, что воз­мож­но луч­ше жить в безо­пас­ных клет­ках. Имен­но в ϶ᴛᴏй си­туа­ции ну­жен пра­виль­ный со­ци­аль­ный ори­ен­тир для лю­бо­го чле­на об­ще­ст­ва в том чис­ле и для ин­же­не­ра. Толь­ко имея данные ори­ен­ти­ры ин­же­нер смо­жет под­чи­нить раз­ви­тие тех­ни­ки гу­ман­ным це­лям, соз­дать и ос­во­ить но­вые тех­но­ло­гии. «Для данных но­вых тех­но­ло­гий,- пи­шет В. Цим­мер­ли,- ну­жен «ин­же­нер бу­ду­ще­го» , ко­то­рый в про­цес­се ϲʙᴏ­ей про­фес­сио­наль­ной под­го­тов­ки ме­нее все­го дол­жен быть «на­ка­чан» тех­ни­че­ски­ми зна­ния­ми, ко­то­рые к мо­мен­ту окон­ча­ния им ϲʙᴏ­его об­ра­зо­ва­ния уже ус­та­ре­ва­ют. Про­гресс не­со­мнен­но не в по­след­нюю оче­редь бу­дет за­ви­сеть от то­го, что неистребимая твор­че­ская»со­зи­да­тель­ная дея­тель­ность ин­же­не­ра» оп­ре­де­ля­ет­ся мыш­ле­ни­ем в рам­ках це­лых сис­тем с уче­том вне­тех­ни­че­ских ус­ло­вий и свя­зей, что уже са­мо по се­бе оз­на­ча­ет под­чи­не­ние тех­но­ло­гий че­ло­ве­че­ским це­лям» (2,255). Фи­ло­со­фия тех­ни­ки, рас­смат­ри­вая тех­ни­ку как со­ци­аль­ный фе­но­мен, по­зво­ля­ет учи­ты­вать вне­тех­ни­че­ские ус­ло­вия, под­чи­нять тех­ни­ку че­ло­ве­че­ским це­лям.

Фи­ло­со­фия тех­ни­ки по­зво­ля­ет не толь­ко трез­во оце­нить се­го­дняш­ний уро­вень тех­ни­че­ско­го про­грес­са и сде­лать его че­ло­ве­че­ское из­ме­ре­ние, но и оп­ре­де­лить тен­ден­ции и пер­спек­ти­вы раз­ви­тия тех­ни­ки, вы­брать оп­ти­маль­ные и не ту­пи­ко­вые ва­ри­ан­ты ϶ᴛᴏ­го раз­ви­тия. Толь­ко та­кой под­ход к ана­ли­зу на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са, ко­то­рый улав­ли­ва­ет его ос­нов­ные тен­ден­ции и экс­т­ра­по­ли­ру­ет их в бу­ду­щее, да­ет воз­мож­ность ра­цио­наль­но­го управ­ле­ния на­уч­но-тех­ни­че­ским про­грес­сом и пред­ви­де­ния его эко­но­ми­че­ских, со­ци­аль­ных, по­ли­ти­че­ских, ду­хов­ных не­га­тив­ных и по­зи­тив­ных след­ст­вий.

Оп­ре­де­ле­ние пер­спек­тив раз­ви­тия нау­ки и тех­ни­ки, след­ст­вий ϶ᴛᴏ­го раз­ви­тия — один из ви­дов со­ци­аль­но­го про­гно­зи­ро­ва­ния. Ос­но­вой ϶ᴛᴏ­го про­гно­зи­ро­ван­ная яв­ля­ет­ся ме­то­до­ло­ги­че­ская функ­ция фи­ло­со­фии, ко­то­рая до­пол­ня­ет­ся со­вре­мен­ны­ми тех­ни­че­ски­ми воз­мож­но­стя­ми. Так, в США раз­ра­бо­та­на ком­пь­ю­тер­ная сис­те­ма про­гно­зов » SIGMA», по­зво­ляю­щая ви­деть бу­ду­щее так, как лю­ди ви­дят про­шлое, т.е. во вре­мен­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти со­бы­тий. » SIGMA» ос­но­вы­ва­ет­ся на та­ком под­хо­де к бу­ду­щим со­бы­ти­ям, от­но­си­тель­но ко­то­рых не­из­вест­но ни­че­го, кро­ме сте­пе­ни их ве­ро­ят­но­сти как они се­го­дня пред­став­ля­ют­ся. К при­ме­ру, ес­ли сте­пень ве­ро­ят­но­сти со­бы­тий оце­ни­ва­ет­ся в 50 %, то мож­но изо­бра­зит его как слу­чив­шее­ся 5 раз из 10 сце­на­ри­ев. В ре­зуль­та­те боль­шой ра­бо­ты, как со­об­ща­ет аме­ри­кан­ский жур­нал «Futurist» (1987, № 2), бы­ли оп­ре­де­ле­ны бу­ду­щие со­бы­тия , сте­пень их ве­ро­ят­но­сти, сде­лан ком­пь­ю­тер­ный ана­лиз аль­тер­на­тив­ных ре­ше­ний и разработаны не­об­хо­ди­мые стра­те­ги­че­ские ини­циа­ти­вы. Ак­цент сме­щал­ся с про­сто­го опи­са­ния бу­ду­ще­го, ко­то­рое не под­да­ет­ся че­ло­ве­че­ско­му воз­дей­ст­вию, на стра­те­ги­че­ские дей­ст­вия. Пас­сив­ная кар­ти­на бу­ду­ще­го сме­ня­ет­ся кар­ти­ной бу­ду­ще­го, в ко­то­рой со­вре­мен­ни­ки яв­ля­ют­ся ак­тив­ны­ми уча­ст­ни­ка­ми. Без­ус­лов­но, ка­ж­дый от­дель­ный сце­на­рий сам по се­бе не пред­став­ля­ет боль­шо­го ин­те­ре­са. Но груп­па сце­на­ри­ев мо­жет быть по­лез­на для при­ня­тия ре­ше­ний, про­гно­зи­ро­ва­ния, по­ни­ма­ния бу­ду­ще­го. Ес­ли раз­ра­ба­ты­вать стра­те­гию для ка­ж­до­го из аль­тер­на­тив­ных ва­ри­ан­тов бу­ду­ще­го, то мож­но срав­нить данные стра­те­гии, оп­ре­де­лить ту, ко­то­рая при­ме­ни­ма к наи­боль­ше­му чис­лу ва­ри­ан­тов. «SIGMA» пре­дот­вра­ща­ет «ра­зо­вое» ви­де­ние бу­ду­ще­го и из­бав­ля­ет от сце­на­ри­ев, ко­то­рые не­осу­ще­ст­ви­мы.

Из­вест­ны и дру­гие слу­чае про­гно­зи­ро­ва­ния бу­ду­ще­го при по­мо­щи ком­пь­ю­тер­ной тех­ни­ки. Так, ком­пь­ю­те­ры по­зво­ли­ли смо­де­ли­ро­вать воз­мож­ные сце­на­рии даль­ней­ше­го раз­ви­тия тех­но­ген­ной ци­ви­ли­за­ции. В 1972 г. бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны ре­зуль­та­ты та­ко­го мо­де­ли­ро­ва­ния, учи­ты­ваю­ще­го ос­нов­ные гло­баль­ные про­бле­мы со­вре­мен­но­сти и бы­ло ус­та­нов­ле­ны ес­те­ст­вен­ные пре­де­лы рос­та тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия.

По­доб­ные про­гно­зи­ро­ва­ния на­це­ли­ва­ют об­ще­ст­во на пре­одо­ле­ние то­го раз­ры­ва ме­ж­ду на­уч­но-тех­ни­че­ским и со­ци­аль­ным про­грес­сом, ко­то­рый име­ет тен­ден­цию к уве­ли­че­нию. Раз­ви­тие тех­ни­ки долж­но со­че­тать­ся с мо­раль­ным, эко­но­ми­че­ским и со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ским раз­ви­ти­ем об­ще­ст­ва. Дос­ти­же­ние та­кой гар­мо­нии, ми­ро­воз­зрен­че­ское обос­но­ва­ние со­ци­аль­но-эф­фек­тив­но­го раз­ви­тия тех­ни­ки — важ­ней­шая функ­ция фи­ло­со­фии тех­ни­ки. » По­сколь­ку фи­ло­со­фия вне­сла ϲʙᴏй вклад в со­хра­не­ние ди­на­ми­ки со­вре­мен­ной тех­ни­ки она долж­на по­мочь так­же по­нять на­ше по­ло­же­ние и по­вес­ти тех­ни­ку к даль­ней­ше­му раз­ви­тию в ра­цио­наль­ном на­прав­ле­нии» — пи­шет Ф.Рапп (3, 53).

При­ве­ден­ные со­об­ра­же­ния по­зво­ля­ют за­клю­чить, что зна­ние фи­ло­со­фии тех­ни­ки не не­что внеш­нее для ин­же­не­ра, а со­став­ная часть зна­ния ин­же­не­ра без ко­то­рой он не мо­жет раз­вить ϲʙᴏю ра­цио­наль­ную и эф­фек­тив­ную дея­тель­ность. Мож­но ска­зать так: не яв­ля­ясь ин­же­нер­ным зна­ни­ем, фи­ло­со­фия тех­ни­ки яв­ля­ет­ся со­став­ной ча­стью зна­ния ин­же­не­ра. Ес­ли ин­же­нер не хо­чет пре­вра­тить­ся в ре­мес­лен­ни­ка, ес­ли он хо­чет быть ак­тив­ным гра­ж­да­ни­ном се­го­дняш­не­го вре­ме­ни он дол­жен знать фи­ло­со­фию тех­ни­ки.

Пользовательское соглашение:
Интеллектуальные права на материал — Философия техники — Негодаев И.А. принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и «3.Для че­го нуж­на ин­же­не­ру фи­ло­со­фия тех­ни­ки.») собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Философия техники — Негодаев И.А. в любом онлайн-магазине.

Тег-блок: Философия техники — Негодаев И.А., 2015. 3.Для че­го нуж­на ин­же­не­ру фи­ло­со­фия тех­ни­ки..

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

Для чего нужна инженеру философия техники.

Производство Для чего нужна инженеру философия техники.

просмотров — 92

Инженер на окружающую его реальность в процессе своей профессиональной деятельности смотрит с практической точки зрения, он постоянно осмысливает рациональность и практическую пользу своих действий. Все, что лежит вне поля его профессии как бы отходит на второй план, заслоняется повсœедневными профессиональными нуждами. Это не означает, что инженеру чужды театр и музыка, литература и политика, Но в первую очередь на производстве его интересует чисто инженерные вопросы. По этой причине инженер может обратить свой взгляд на философию лишь тогда, когда он осознает ее полезность для своих действий.

Еще французский философ Д.Дидро писал, что есть только одно средство расположить людей к философии: оно состоит по сути в том, чтобы показать философию с точки зрения ее пользы.Но выполнение этой миссии для философии весьма затруднительно. С одной стороны, философия должна «опуститься» c высоких абстракций до осмысления конкретных проблем инженерной практики. С другой — философия не должна подменять инженерное решение вопросов и инженер должен не «философствовать» ( в худшем смысле этого слова), а решать свои практические проблемы. Игнорирование специфики философского и научно-инженерного мышления приводит к абсурду. И.Кант писал, что «геометр, пользуясь своим методом, может строить в философии лишь карточные домики, а философ своим методом может породить в математике лишь болтовню»(6, 609). По этой причине, продолжал он, задача философии именно в том и состоит, чтобы четко определить границы и функции, реализация которых принœесла бы пользу. Эти границы и функции философии по отношению к инженерной практике, технике и технологии определяет философия техники. Какие же функции для инженера выполняет философия техники, для чего она нужна инженеру? Это определяется теми проблемами, которые инженеру приходится решать в процессе его практической деятельности.

Главная инженерная проблема — конструкторско-технологическая. Инженер проектирует, конструирует технические устройства и обеспечивает их правильное технологическое функционирование. При этом ныне он всœе чаще имеет дело в этом случае не только с техническими устройствами, а с системой «человек-машина» и даже порой со сложными системными комплексами, в которые включены технологический процесс, природная и социокультурная среда. Возникает крайне важность знать не только технологический процесс, но и функции человека в этом процесс, его взаимоотношения с маши — ной,знать социокультурную и даже естественную среду его деятельности. Без философского мышления здесь не обойтись.

Инженер выполняет не только конструкторско-технологическую,но и социальную функцию — он является руководителœем определœенного производственного коллектива,должен им управлять, уметь работать с людьми, разговаривать с ними. При этом крайне важно иметь ввиду, что трансформация современной цивилизации происходит в направлении возрастания значимости возможностей индивида, повышения значения деятельности отдельного человека, роста его свободы и ответственности. По этой причине инженер как руководитель коллектива должен «дойти» до каждого отдельного участника производственного процесса. Он должен обладать, если так можно сказать, человекознанием, высокими моральными качествами, общей культурой, искусством руководителя. Знание философии помогает инженеру в формировании этих черт его личности.

Сколько бы мы не старались, жизнь бежит быстрее нас. Эта мысль, высказанная еще древнегреческим мудрецом Сенекой, ныне находит яркое подтверждение. Темпы современных производственных процессов и, соответственно, темпы нынешнего обновления техники убыстряются. То обстоятельство, что поколения машин сменяются быстрее, чем поколения людей, требует постоянной актуализации знаний инженера, его непрерывного образования и самообразования. Умение пополнять и обновлять свои знания, самостоятельно учиться связано с четкой ориентацией на нужную информацию в огромном информационном массиве. Это возможно лишь с видением всœего поля технического прогресса, определœением его базовых направлений и тенденций развития, болевых точек и точек роста. Здесь требуется философская мировоззренческая ориентация инженера, правильная логика его мышления.

Необходимо также учесть, что в какой бы ипостаси не выступала техника, ее функционирование направлено на реализацию поставленных людьми целœей. Но, являясь для общества средством достижения определœенных целœей, для инженера техника выступает как цель его деятельности. Создавая тот или иной артефакт, инженер реализует намеченную цель — обеспечить опрелœенный технологический процесс. При этом мысли инженера часто не простираются за рамки этого процесса. В таком случае разрывается диалектическая цепочка » цель — средство — результат» и инженер не видит социальной значимости своей деятельности, он выступает не как творец, а как простой исполнитель, ремесленник. Преодоление этой профессиональной ограниченности предполагает выход за пределы тех понятий, которые связаны лишь с созданием артефактов, технологий, преодоление технократического мышления, ориентацию на социальный простор, социально- философское осмысление своей технической практики. Это — одна из главнейших функций философии техники.

Понимание социальной значимости инженерной деятельности особенно важно сейчас, когда происходит переход от всœеобъемлющего жесткого планирования к рыночным отношениям, слом тоталитаризма и безудержный рывок к демократии часто принимающий уродливые формы. Иногда жизнь на Западе уподобляют жизни в богатых и красочных джунглях а былую жизнь у нас при тоталитарном режиме с зоопарком, где люди жили хотя и в клетках, но были отгорожены от опасных джунглей. Раньше они мечтали о свободе в джунглях. Но, очутившись после крушения тоталитаризма на свободе, люди после первой эйфории сталкиваются с опасность джунглей и начинают думать, что возможно лучше жить в безопасных клетках. Именно в этой ситуации нужен правильный социальный ориентир для любого члена общества в том числе и для инженера. Только имея эти ориентиры инженер сможет подчинить развитие техники гуманным целям, создать и освоить новые технологии. «Для этих новых технологий,- пишет В. Циммерли,- нужен «инженер будущего» , который в процессе своей профессиональной подготовки менее всœего должен быть «накачан» техническими знаниями, которые к моменту окончания им своего образования уже устаревают. Прогресс несомненно не в последнюю очередь будет зависеть от того, что неистребимая творческая»созидательная деятельность инженера» определяется мышлением в рамках целых систем с учетом внетехнических условий и связей, что уже само по себе означает подчинœение технологий человеческим целям» (2,255). Философия техники, рассматривая технику как социальный феномен, позволяет учитывать внетехнические условия, подчинять технику человеческим целям.

Философия техники позволяет не только трезво оценить сегодняшний уровень технического прогресса и сделать его человеческое измерение, но и определить тенденции и перспективы развития техники, выбрать оптимальные и не тупиковые варианты этого развития. Только такой подход к анализу научно-технического прогресса, который улавливает его основные тенденции и экстраполирует их в будущее, дает возможность рационального управления научно-техническим прогрессом и предвидения его экономических, социальных, политических, духовных негативных и позитивных следствий.

Определœение перспектив развития науки и техники, следствий этого развития — один из видов социального прогнозирования. Основой этого прогнозированная является методологическая функция философии, которая дополняется современными техническими возможностями. Так, в США разработана компьютерная система прогнозов » SIGMA», позволяющая видеть будущее так, как люди видят прошлое, ᴛ.ᴇ. во временной последовательности событий. » SIGMA» основывается на таком подходе к будущим событиям, относительно которых неизвестно ничего, кроме степени их вероятности как они сегодня представляются. К примеру, если степень вероятности событий оценивается в 50 %, то можно изобразит его как случившееся 5 раз из 10 сценариев. В результате большой работы, как сообщает американский журнал «Futurist» (1987, № 2), были определœены будущие события , степень их вероятности, сделан компьютерный анализ альтернативных решений и разработаны необходимые стратегические инициативы. Акцент смещался с простого описания будущего, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не поддается человеческому воздействию, на стратегические действия. Пассивная картина будущего сменяется картиной будущего, в которой современники являются активными участниками. Безусловно, каждый отдельный сценарий сам по себе не представляет большого интереса. Но группа сценариев может быть полезна для принятия решений, прогнозирования, понимания будущего. В случае если разрабатывать стратегию для каждого из альтернативных вариантов будущего, то можно сравнить эти стратегии, определить ту, которая применима к наибольшему числу вариантов. «SIGMA» предотвращает «разовое» видение будущего и избавляет от сценариев, которые неосуществимы.

Известны и другие случае прогнозирования будущего при помощи компьютерной техники. Так, компьютеры позволили смоделировать возможные сценарии дальнейшего развития техногенной цивилизации. В 1972 ᴦ. были опубликованы результаты такого моделирования, учитывающего основные глобальные проблемы современности и было установлены естественные пределы роста технологического развития.

Подобные прогнозирования нацеливают общество на преодоление того разрыва между научно-техническим и социальным прогрессом, который имеет тенденцию к увеличению. Развитие техники должно сочетаться с моральным, экономическим и социально-политическим развитием общества. Достижение такой гармонии, мировоззренческое обоснование социально-эффективного развития техники — важнейшая функция философии техники. » Поскольку философия внесла свой вклад в сохранение динамики современной техники она должна помочь также понять наше положение и повести технику к дальнейшему развитию в рациональном направлении» — пишет Ф.Рапп (3, 53).

Приведенные соображения позволяют заключить, что знание философии техники не нечто внешнее для инженера, а составная часть знания инженера без которой он не может развить свою рациональную и эффективную деятельность. Можно сказать так: не являясь инженерным знанием, философия техники является составной частью знания инженера. В случае если инженер не хочет превратиться в ремесленника, если он хочет быть активным гражданиномсегодняшнего времени он должен знать философию техники.


Читайте также


  • — Для чего нужна инженеру философия техники.

    Инженер на окружающую его реальность в процессе своей профессиональной деятельности смотрит с практической точки зрения, он постоянно осмысливает рациональность и практическую пользу своих действий. Все, что лежит вне поля его профессии как бы отходит на второй план,… [читать подробенее]


  • oplib.ru

    Зачем инженеру нужна философия

    1

    УДК 101.1;130.2:62

    Зачем инженеру нужна философия

    © Т.П. Малькова, В.В. Каплунов

    МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

    В статье рассмотрена роль философии как культуры ума в процессе обучения,

    формирования и творчества инженера. Исходя из двойственной природы феноме-

    на культуры и субъекта культуры обоснована своевременность формирования

    инженера инновационного типа, приведены аргументы за и против введения фи-

    лософского образования для студентов технических специальностей. Обоснован

    вывод о необходимости философского образования для современного инженера.

    Ключевые слова:

    философия, культура, субъекты культуры, инновационный ин-

    женер, технические науки, проектирование, эмпирическое познание, когнитиви-

    стика, научная ответственность, творчество

    .

    Философия и наука — важнейшие составляющие культуры чело-

    вечества. Бурное развитие техники, технического и инженерного

    знания в XXI веке, их относительно самостоятельное существование

    в системе наук ставит вопрос: «Нужна ли философия инженеру?» В

    настоящее время насчитывается более пятнадцати тысяч научных

    дисциплин, и создается впечатление, что многие из них не связаны с

    философией. Свободна ли инженерная практика от мировоззренче-

    ских, нравственных, ценностных оснований, являющихся прерогати-

    вой философии? Такая постановка вопроса весьма актуальна и свое-

    временна в нашем прагматичном мире. Проанализируем аргументы

    «за» и «против» необходимости философии для студента техническо-

    го вуза — будущего инженера.

    Новизна подхода нашего исследования состоит в обосновании

    трех методологически важных положений. Во-первых, существую-

    щая двойственная природа культуры детерминирует сознание инже-

    нера (сущее) и задает перспективу, идеал будущего (должное). Во-

    вторых, любой человек, будучи продуктом реализованной матери-

    альной и духовной культуры, в то же время является субъектом-

    творцом должного как идеала будущего. В-третьих, инженер XXI ве-

    ка — это «инновационный инженер» [1, с. 36]. Он интеллектуален,

    способен осмысливать результаты деятельности, обладает широким

    кругозором, владеет новейшей научной и технической информацией,

    технологией, методологией, опытом и деловыми качествами.

    Цель работы инженера — создание конкретных технических при-

    способлений для решения той или иной практической задачи. Фило-

    www.hmbul.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *