Нужна ли философия инженеру? Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»
2008
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия История, философия, социология
№ 129
УДК 1/14:601
НУЖНА ЛИ ФИЛОСОФИЯ ИНЖЕНЕРУ?
В.П. БЕРЛЕВ
Статья представлена доктором философских наук, профессором Панферовым К.Н.
Рассматривается роль философии в современном инженерном образовании.
Споры по поводу целесообразности преподавания философии учащимся инженерных специальностей ведутся достаточно давно. Вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи, становится особенно актуальным сегодня, когда в условиях рыночных отношений требуется за минимально возможный промежуток времени подготовить квалифицированного специалиста. Доктор физ.-мат. наук, профессор А.И. Козлов на конференции, посвященной Всемирному дню философии 15 ноября 2007 г., отметил три основных критерия оценки образования, а именно: 1) его качество; 2) время, затраченное для достижения желаемого качества; 3) стоимость образования при заданных качестве и времени. Рассмотрим процесс преподавания философии в высших технических учебных заведениях с точки зрения приведённых критериев.
Качество инженерного образования обычно определяют, во-первых, способностью дипломированного специалиста применять на практике полученные в высшем учебном заведении теоретические знания и приобретенные навыки, во-вторых, способностью успешно справляться с решением профессиональных задач, возникающих из практической деятельности. Инженеру в первую очередь необходимо изучение тех предметов, которые в будущем он будет использовать в своей работе, здесь встает вопрос о пользе преподавания философии инженерам. С первого взгляда может показаться, что конкретной пользы для инженерной деятельности философия принести не может, о чем, кстати, говорят многие позитивисты. Однако при тщательном рассмотрении выясняется, что задачи, стоящие сегодня перед инженерами, а также задачи будущего настолько сложны, что требуют комплексного, фундаментального подхода, и роль философских начал в их решении трудно переоценить.
Современный инженер проектирует, создает и обеспечивает корректное функционирование сложных, многоуровневых технических систем, необходимым звеном многих их них является человек. Например, достаточно давно началась полемика о создании беспилотных самолётов, выполняющих пассажирские перевозки, т.е. совершающих автономные полеты без прямого участия человека в процессе управления воздушным судном на маршруте. Технически эта идея реалистична и осуществима. Однако исследования показывают, что даже на современном этапе развития техники, присутствие человека на борту как оператора технического устройства «самолет» является необходимым условием безопасности полётов. Техника пока неспособна находить правильное решение во многих нестандартных ситуациях, возникающих во время полета и выходящих за рамки заданных программ. Также присутствие человека требует соблюдения норм эргономики и психологии. Таким образом, инженерные специалисты в своей профессиональной деятельности должны учитывать антропологические особенности, здесь очень важной представляется роль философии, особенно философии техники. Негодаев И.А. пишет о деятельности современного инженера, отмечая усложнение функций, возложенных на инженерных специалистов по сравнению с предшествующей ранее деятельностью по созданию технических устройств и агрегатов: «Однако ныне он все чаще имеет дело в этом случае не только с техническими устройствами, а с системой «человек-машина» и даже порой со сложными системными комплексами, в которые включены технологический процесс, природная и социокультурная среда. Возникает необходимость знать не только технологический процесс, но и функции человека в этом процессе, его взаимоотношения с машиной, знать социокультурную и даже естественную среду его деятельности. Без философского мышления здесь не обойтись» [1, с. 122].
Важной составляющей деятельности современного инженера является его социальная ответственность и соблюдение этических требований и норм. Действительно, сегодня, когда техника играет ведущую роль в жизни человека, инженер, эту технику создающий и модернизирующий, должен отдавать себе отчёт о последствиях своей деятельности, последствиях в первую очередь социальных, экономических, экологических и эстетических. К примеру, государство выделяет значительную сумму на разра-
ботку и создание технической системы или устройства. Инженеры, участвующие в таком проекте, должны осознавать важность возложенных на них задач, ответственно подходить к выполнению своих профессиональных обязанностей, конструируя качественный продукт, который будет удовлетворять потребности людей и конкурировать на мировом рынке с образцами зарубежной техники, что особенно важно в век рыночных отношений. Также при конструировании современных образцов техники необходимо принимать во внимание эстетические требования. Помимо удовлетворения духовных потребностей, следование требованиям эстетики несёт позитивный экономический эффект, к примеру, дизайнерский подход к организации рабочих мест помогает повысить эффективность труда. Использование особенностей восприятия цвета человеком порой помогает в экономии электрической энергии: «По технологии производства предприятия Японии и США красятся в светлые тона, благодаря чему значительно сокращаются расходы на освещение» [2, c. 71]. Таким образом, уместно говорить о гуманизации технической и инженерной деятельности, приоритетом которой выступают не только материальные, но и духовные потребности человека. Следовательно, современный инженер должен использовать широкий философский подход в оценке собственной деятельности и её регуляции. Философия в данном случае даёт необходимое представление о технике как важнейшем факторе современной жизни, показывает её основные особенности, определяет взаимодействие с другими областями человеческой деятельности. Родоначальник философии техники в России, известный инженер, мыслитель и философ Петр Климентьевич Энгельмейер писал ещё в конце XIX века: «Одним словом, техника есть только одно из колес в гигантских часах человеческой общественности. Внутреннее устройство этого колеса исследует технология, но она не в силах выйти за свои пределы и выяснить место, занимаемое этим колесом, и его функцию в общем механизме. Эту задачу может выполнить только философия техники» [3, с.73].
Философия способствует и формированию управленческой культуры инженера, ведь он выполняет и социальную функцию в качестве руководителя. Инженер должен обладать основами коммуникации, уметь общаться с людьми и формировать среду, наиболее подходящую для раскрытия творческого потенциала личностей, составляющих руководимый инженером коллектив. Наконец, инженеру для успешной работы требуется постоянно следить за инновациями в своей профессиональной сфере, а также быть информированным о нововведениях в смежных областях, ведь темпы технического прогресса растут с каждым днём, и специалисту инженерной специальности необходимо обладать актуальными знаниями для решения поставленных и вновь появляющихся задач. Здесь философия важна в качестве инструмента, формирующего у инженера широкий мировоззренческий подход, который, в свою очередь, помогает уяснить основные закономерности технического прогресса и предугадать направления дальнейшего развития техники.
Качественное инженерное образование не должно ограничиваться преподаванием технических и узкоспециализированных дисциплин, а обязательно должно включать курс предметов гуманитарных, в том числе философию, т.к. только при соблюдении этого условия выпускник высшего технического учебного заведения будет иметь возможность решать актуальные профессиональные проблемы, т.е. успешно вести практическую деятельность. К сожалению, несмотря на обоснованность изложенных выше доводов, все чаще количество часов, отведенных на гуманитарные дисциплины, и философию в частности, в учебных программах инженерных ВУЗов, сокращается. Панферов К.Н. пишет: «Сокращение гуманитарных и социально-экономических наук в технических вузах страны, намечаемое с 2006 года, приведет, по нашему убеждению, к тому, что уровень подготовки инженерных кадров снизится. Между тем зарождение новой техники и технологии требует проведения научных исследований, опытноконструкторских работ специалистами с широким набором знаний не только в технических науках, но и в гуманитарных». [4, с. 259]. Интересно, как эта проблема решается в странах Западной Европы и США, имеющих давние традиции рыночной экономики, требования которой являются определяющими при подготовке рабочих кадров, в том числе и инженерных? Ответом на этот вопрос могут служить сертификационные требования к учебным программам инженерных специальностей, выдвигаемые Аккредитационным Советом Инженерии и Технологии США (ABET), основанному в 1932 г. Данные требования гласят, что программы подготовки инженеров должны продемонстрировать, что прошедшие их специалисты помимо профессиональных, специализированных знаний и умений, во-первых, имеют способность успешной коммуникации, во-вторых, обладают пониманием профессиональной и этической ответственности, в-третьих, способны оценить последствия инженерной деятельности в глобальном и социальном контекстах [5]. Таким образом, философия, формирующая вышеуказанные качества, является обязательным элементом высшего инженерного образования в США.
Проблема стоимости подготовки инженерных кадров определяется временем, необходимым для обучения специалиста, наличием оборудованной учебной базы и современных средств обучения. Преподавание философии не требует дополнительных условий и влияет на стоимость обучения за счёт академической нагрузки и соответствующей заработной платы преподавателей. Философия, являясь необходимым элементом современного инженерного образования, в век рыночных отношений выгодно отличается среди других дисциплин минимальными расходами, требуемыми для её преподавания.
В современных условиях технического прогресса и рыночных отношений инженерное образование является залогом успешного развития страны в различных областях: экономической, политической, социальной, культурной и др. Примером может служить гражданская авиация. Доходы американской корпорации Boeing в 2008 г. планируются на уровне 71 млрд. долларов, что составляет почти 27% от всех планируемых доходов российского бюджета за эквивалентный период. Гражданская авиация будучи наукоёмкой отраслью хозяйства, требует для своего развития квалифицированных научных и инженерных кадров. Пример Китая в данном случае является показательным: «Китайские авиакомпании разместили заказы на большое количество самолетов, но найти технический персонал для их обслуживания значительно сложнее. Не упоминая о вопросах безопасности полетов, руководство гражданской авиации Китая намерено ограничить расширение отрасли… Запрет на регистрацию новых авиакомпаний по крайней мере до 2010 г. является частью стратегии, нацеленной на замедление слишком быстрого роста интенсивности воздушного движения, который осложняет процесс создания инфраструктуры и формирования ресурсов квалифицированной рабочей силы» [6, с.14]. Таким образом, очевидным является тот факт, что высшая техническая школа играет одну из ведущих ролей в развитии государства в целом. Ориентация философии на практические нужды — одно из главных направлений модернизации инженерного образования. В данном случае очень важными средствами представляются детальный анализ и внесение необходимых корректировок в содержание учебных программ технических ВУЗов с целью их оптимизации по трём ключевым параметрам: качеству, времени и стоимости обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Негодаев И.А. Философия техники: Учеб. пособие для техн. вузов. — Ростов-на-Д., 1997.
2. Панфёров К.Н. Культура труда — основа реализации духовного потенциала. — М., Изд-во Центр. института повышения квалификации руков. и творческих работников, 1990.
3. Энгельмейер П.К. Технический итог XIX века. — М.: Тип. К.А. Казначеева, 1898.
4. Панфёров К.Н. Социально-экономическая политика России в переходный период. — М.: РУСАКИ, 2007.
5. www.abet.org
6. Авиатранспортное обозрение: деловой журнал по воздушному транспорту, октябрь 2007, № 83. — М., 2007.
IS PHILOSOPHY NECESSARY FOR ENGINEERING?
Berlev V. P.
The role of philosophy in modern engineering education is represented.
Сведения об авторе
Берлев Владислав Павлович, 1983 г.р., окончил МГТУ ГА (2005), аспирант МГТУ ГА, автор 6 научных работ, область научных интересов — философия науки и техники.
cyberleninka.ru
ЗАЧЕМ ИНЖЕНЕРУ НУЖНА ФИЛОСОФИЯ — Реляционная онтология
С недавних пор, в России, идёт дискуссия между философами — профессионалами и представителями естествознания.Темой её является вопрос о целесообразности изучения философии студентами негуманитарных специальностей. Многим известно мнение, что философии научить нельзя, а можно только поделиться ею. И видимо, дискутирующие естествоиспытатели негодуют по поводу того, что их студентов, пытаются философии именно научить. В самом деле, существующая программа по философии требует от студента заучивания многих чужих точек зрения на окружающую действительность, без вопрошания о своей собственной позиции. Если с инженером кто–то поделится своей философией (Платон, Кант или Гегель с Марксом и Хайдеггером), то мне представляется, что инженеру будет не так уж это безынтересно. Особенно, если при этом у инженера спросят его собственное мнение по поводу услышанного. Соглашусь, что для того чтобы общение шло на понятном обеим сторонам языке, инженера необходимо познакомить со специальной терминологией и основными философскими категориями. Хотя и в этой части не следует особенно усердствовать. Ведь если человек, действительно имеет намерение стать человеком способным не только быть носителем совокупности общественных отношений, но и тем, кто будет способен к изменению этих отношений, то такому человеку не составит особого труда самому освоить философскую терминологию. На тех же, кто не желает быть человеком или считает, что он уже им является, и должна направить свой свет академическая философия. Главной же задачей философии является то, о чём мечтал Кант, это чтобы «человек имел мужество жить своим собственным умом». Те же, кто против такой задачи философии, либо не отдают отчёта своему призыву, либо хотят отказать человеку в его стремлении быть человеком.
Если возобладает точка зрения противников философии, то инженер так и останется «супершипанзе», слепо следующим животному инстинкту самосохранения, рецепты же для этого штампует массовая культура. Задача массовой культуры противоположна задаче философии, поскольку философия стремится присвоить человеку статус Причины, а массовая культура — статус Следствия. Образ существования, навязываемый массовой культурой, именуется паттерным существованием. Человеку предлагается следовать определённой системе паттернов – шаблонов, когда человек пользуется готовыми решениями и следует стереотипам. Человеку нет нужды задумываться о том, как следует поступать в той или иной ситуации, поскольку творцы массовой культуры уже определили «коридоры» поведения, следуя по которым человек попадает только в один единственный пункт назначения – Клетку. У Клетки много имён: Мода, Успех, Гламур, Слава, Богатство и самое лицемерное – Свобода. Неспособность человека к самостоятельному мышлению явилась причиной фашизма и большевизма. Массовый человек, посаженный на иглу готовых решений, с радостью принимает тоталитаризм, при котором все решения принимаются за него. Единственное оружие против тоталитаризма – способный к самостоятельному мышлению Человек. Понятно, что один Человек не в силах справиться с тоталитарной системой, победить тоталитарную систему сможет только другая система, которой является Гражданское общество. Самостоятельно мыслящий Человек есть элемент Гражданского общества. Сегодня в России нет Гражданского общества, как впрочем, не было его и «вчера». Одной из главных причин отсутствия Гражданского общества в прошлой и нынешней России является отсутствие философской традиции.
Известно, что Россия никогда не была одним из мировых центров философской мысли, каковыми в разные исторические времена являлись Германия, Франция, Англия и США. Возникновение философских центров в вышеперечисленных странах, стало возможным только благодаря тому, что эти страны стали приемниками греко – римской философской традиции. Россия как всегда пошла своим путём, а вернее сказать – Византийским. Православие, принятое Россией, определило и путь русской философии, которая приняла религиозный оттенок. Но здесь я не стану вдаваться в глубины религиозных тонкостей, а вернусь к вопросу о Гражданском обществе. В тех, из перечисленных мной странах, в которых существует устойчивая философская традиция, существует и Гражданское общество. Если представители естествознания, пытающиеся оградить инженеров от изучения философии, не хотят формирования в России Гражданского общества, то не понятно чего они вообще хотят. Теперь немного о технической стороне вопроса преподавания философии. Преподавание следует проводить в форме дискуссий, во время ведения которых каждый студент вправе высказать своё видение вопроса с его последующей защитой. Этот метод не нов, но позабыт или игнорируется намеренно. Тем не менее, некоторые творческие преподаватели применяют его и теперь. Вопрос лишь в том, что данная практика должна стать повсеместной. Или философы скоро потеряют не только работу, но и голову. Дискуссия на философскую тему мало кого сможет оставить равнодушной. В наших вузах, её не хватает не только инженерам, но и гуманитариям, и им в первую очередь.
Инженер, как и любой творческий человек, творит «в себе» и «вне себя», т. е. в окружающем мире. И поэтому ему просто необходимо осознавать своё место в этом мире. Творя на определённом участке мира, ОН творит с оглядкой на мир «в целом», иначе ЕГО творчество теряет смысл. Любой акт творения – это со-бытие, т. е. совместное бытие Я(творца) и Мира. Когда инженер создаёт МАШИНУ, он может и не замечать вышеизложенной сентенции, но такая структура лежит в основе актов творчества. Понимание таких абстракций – результат занятий философией. Необходимо ли такое понимание инженеру? Представляется что да. Творцу необходимо пространство для манёвра. А за счёт чего возможно расширение такого пространства? За счёт широты взгляда на систему Я — МИР. Узкий специалист творит при отсутствии такого взгляда. Ему при этом не видны перспективы. Попросту говоря, такой специалист не видит, что творится по соседству с ним. То же происходит и с таким же локально мыслящим соседом. Они обречены на непонимание друг друга, а это может привести, к различного рода катастрофам и они уже случались. Такой специалист не владеет ситуацией в широком смысле. Но он при этом перестаёт владеть и собой.
Правда представители естествознания, участвующие в дискуссии: «быть философии в техническом образовании или нет», ситуацией владеют. И подняв проблему, ОНИ находятся на пути философствования. Ведь философ это тот человек, который заявляет о своём отношении к происходящему. Другой вопрос, понимают ли они сами, что стоят на этом пути?
Расстройство моё, однако, связано с другим обстоятельством. Участники дискуссии не хотят понять друг друга. Обе стороны действуют по принципу «ни пяди земли врагу». Но кто же здесь враг? Смею предположить, что главный враг – взаимное непонимание сторон. Поэтому, дабы найти взаимопонимание, философскому сообществу следует учесть упрёки представителей естественных наук, иначе в противном случае, философия исчезнет не только из технического ВУЗа, а и вообще из Высшей школы. Чиновнику, как проводнику государственных интересов, не нужны граждане мыслящие самостоятельно, ему нужны легковерные избиратели. Если инженера устраивает участь такого избирателя, то тогда дискуссию можно и закончить. Трудно, правда, представить, что охотников мировоззренческого самоуничижения среди инженеров, найдётся изрядное количество. Кроме того, основными принципами постнеклассической науки являются принцип коэволюции и принцип преодоления границ между естественнонаучным и гуманитарным знанием, а на этом основании мне трудно понять логику спора уважаемых сторон.
Просто убрать философию из ВУЗа трудновато, не 1850 год всё же, поэтому необходимо действовать изобретательнее. Благо и изобретателей хоть отбавляй. Они-то и объяснят нерадивому люду о бесполезности для инженера философии. В самом деле, зачем инженеру философия – эта, какая-то там любовь к мудрости. Мудрецы найдутся и без инженеров, и вообще что же это будет за производство, на котором вместо чертежей начнут писать философские трактаты? Так огульно, видимо мыслит чиновник, потомок князя Ширинского — Шихматова. Современное общество требует от работы немедленной отдачи и беспрекословного подчинения высшему звену. Современному утилитарному мышлению ненадобно собственного взгляда. Имеющий собственный взгляд – это личность, а это для государства аномалия. Не думаю что нынешний студент – будущий инженер, откажется от желания быть личностью. Совершенно понятно, что инженер – это не только специалист, в своей области, но и человек, живущий в остальных областях. Философия нужна инженеру, если он хочет быть человеком, которому надобны широкие взгляды. А уж если инженер становится учёным, то и подавно. Да и вообще инженер ходит не только на работу, но и на выборы, а читает не только чертежи, но и газеты. Как он отнесётся к прочитанному?
А теперь опять немного о методике преподавания философских наук. Я уже отмечал, что не помешает её, мягко говоря, разнообразить. Студентов не учат дискутировать или делают это скупо. Надеюсь, что метод обучения Аристотеля не забыт, а коль это так, то с инженерами можно также прогуливаться по территориям их предприятий и мирно, без ажиотажа, приобщать их к бессмертным ценностям. Словом «если инженер не идёт на занятие по философии, то преподаватель философии идёт к инженеру на завод». Конечно это методологическая метафора призывающая к пониманию сущности преподавания философии, а не устраиванию междусобойчиков в ИФ РАНе и осуществлению сомнительных новаций Министерством образования. До студента необходимо донести идею о том, что для того чтобы быть способным высказывать своё отношение к происходящему вокруг, необходимо иметь для этого навык. А его можно получить посредством ознакомления с концепциями философов прошлого и настоящего. Учиться тому, как своё представление о мире составляли прежние философы, некоторые из которых были к тому же ещё и инженерами (Декарт). Философия не учит самой себе, а учит человека собственному взгляду на Мир, собственному к нему отношению. Отношение это всегда критическое, а критика бывает очистительной или уничтожительной, а поэтому надобно заронить понимание этого различения. В этом состоит ещё одна задача философии.
Философия – это своего рода интеллектуальное ориентирование, существующая для понимания того, где человек находится. И только тогда когда человек поймёт свое местонахождение, он сможет принимать какие — то решения. И не важно, какие это решения врачебные, инженерные или военные.
Изучение студентом мировоззрений авторитетов философии, позволит ему, соотнеся их со своим собственным, осуществить творческий синтез. Поможет определить жизненные приоритеты, обобщать получаемую информацию по законам правильного мышления, т. е. по законам логики. В России вообще плоховато с логикой. Но не следует требовать от студента заучивания чужих взглядов, следует только ознакомить с ними, а затем спросить его: какие идеи близки ему по духу и почему?
Так зачем же инженеру философия? Да хотя бы за тем, чтобы инженер смог стать Человеком, который может осознать способность выбирать и осуществить этот осознанный выбор, иначе инженер рискует стать, всего лишь циркулем в руках менеджера.
Завьялов В. В.
voldernelly.ru
Зачем инженеру философия — Зачем нужна философия инженеру? — 2 ответа
В разделе Образование на вопрос Зачем нужна философия инженеру? заданный автором Иван Иванович лучший ответ это Для общего развития. А вообще философия входит в ряд обязательных дисциплин, преподаваемых в любом вузе…
Если смотреть от происхождения слова: фило — любовь, софия — мудрость. То есть любовь к мудрости. Греческие ученые понимали под философией умение доказывать что-либо любой ценой. Так вот, инженер инженером, а мыслить любой человек должен уметь, чтобы доказывать свою точку зрения, презентовать свои работы и т.д.
Ну еще философия — основа всех наук… Как же без нее то?
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Зачем нужна философия инженеру?
Ответ от Ђаня[гуру]
Для творческого подхода.
Ответ от Алексей Егоров[гуру]
с философии вся наука началась, сначала мысль (идея) потом практическое применение
Ответ от Пользователь удален[гуру]
Если сочинение, то «пляши» от названия, мол т.к. философия — это любовь к мудрости…
Ответ от Петя Пяточкин[гуру]
ДЛя общего развития, ну а там пиши все на ум лезит. Главное слова подбирай умные.
Ответ от Fall Out Girl![активный]
для эрудиции,общего развития,наверно.А че тема-то такая дурацкая?
Ответ от Олег Емельянов[гуру]
А посмотри функции философии, ее цели и задачи (не поленись набрать в поисковике) , что это за наука такая вообще, потом посмотри что за работу делает инженер, какие его функции и какие к нему требования, а потом сопоставь и, если не глупый, — поймешь.
Ответ от Александр николаевич[гуру]
философия нужна всем для общего развития.
Ответ от 2 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с нужными ответами:
Ответить на вопрос:
2oa.ru
УДК 130.2:62 ЗАЧЕМ ИНЖЕНЕРУ НУЖНА ФИЛОСОФИЯ Каплунов В.В., студент группы Э8-51 Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана им. Н.Э. Баумана Научный руководитель: Малькова Т. П., к.ф.н., доцент кафедры «Философия» E-mail: [email protected] В статье приводятся аргументы оппонирующих сторон против философского образования и за необходимость философского знания для инженера. Делается вывод, что «культура ума» – философия – необходима современному инженеру. Ключевые слова: инженер, технические науки, проектирование, эмпирическое знание, эксперимент, научная ответственность, изобретение, культура, философия. WHY ENGINEERS NEEDED PHILOSOPHY The article presents arguments opposing sides against the philosophy and the need for philosophical knowledge engineer. Concludes that «the culture of the mind» — philosophy – need for engineer. Keywords: Engineer; Engineering; Design; Empirical knowledge; Experiment; Scientific responsibility; Invention; Culture and Philosophy. Цель инженера – создание конкретного технического приспособления для решения той или иной практической задачи. Философские вопросы бытия, истины, добра и красоты, казалось бы, не имеют к ней никакого отношения. Однако опыт развития знания свидетельствует о том, что именно в философии разрабатывались многие гносеологические и методологические проблемы, непосредственно влияющие на все формы познания. Например, эмпиризм как познавательная установка есть порождение новоевропейской философии 17 века, и создание любого технического устройства опирается на опыт предыдущих поколений ученых, на непосредственные эмпирические исследования, что требует знания и понимания функционирования форм и методов эмпирического исследования. Это – один из основных принципов инженерного дела. С этой позиции обнаруживаем, что инженеру нужна не вся философия, а знание гносеологических особенностей построения знания, логика как инструмент теоретической и практической деятельности, то есть определенная часть философского знания. Один из выдающихся физиков XX века В. Гейзенберг, был убежден, что знания и методы современной физики оказывают определяющее влияние на политическую ситуацию в мире, равно как и на мировоззрение человека. Автор статьи не согласен с этим утверждением, так как из-за чисто лабораторного открытия закона или зависимости между какими-то физическими величинами не может начаться или закончиться военный конфликт или массовая эпидемия. А вот из-за использования этих открытий в создаваемых человеком технических устройствах или их приложениях порой вспыхивали конфликты между странами, которые требовали больших международных усилий по их предотвращению (например, иранская ядерная программа). Современная ситуация в мире свидетельствует, что технические возможности стран находятся примерно на одинаковом уровне, и это снижает возможность возникновения глобального конфликта. Соответственно инженеры, проектирующие и разрабатывающее подобную технику, должны позиционировать себя, как часть мира, быть ответственными за него. Есть еще один актуальный вопрос: оправдана ли утилитарность, полезность используемых устройств, создаваемых инженерами. Как соотносятся важные для человека идеи совершенствования качества жизни и добро. В современном мире очевиден процесс ускорения внедрения в жизнь людей все новых усовершенствованных гаджетов. Но ведь из производителя и «пастуха» техники, человек все больше зависит от нее, техника его порабощает. Этот феномен был описан немецким экзистенциалистом М. Хайдеггером. В информационном мире зависимость субъекта от электронной техники становится не только социальной, но медицинской и психиатрической проблемой. По-видимому, для понимания связи и переплетения проблем материальной и духовной культуры, инженер должен обладать широким мировоззренческим потенциалом, вникать в философские проблемы бытия. Инженер – человек с высшим техническим образованием – призван обобщать опыт предыдущих поколений и стремиться к облегчению существования окружающих его людей. Без его творчества мы не можем себе представить современную жизнь. Мир вокруг нас просто напичкан различными техническими решениями. Появились музеи, оснащенные электронными экспонатами (музей Ф. Шопена в Варшаве), «электронные коттеджи», «электронные города» и пр. Получается, что инженеры – очень нужная и важная часть современного общества, поэтому вопрос: «Нужна ли инженеру философия?» является весьма актуальным. Безусловно, не существует однозначного ответа на поставленный вопрос. Есть противники, которые считают философию дорогим излишеством, требуют сокращения или отмены преподавания философии в вузах, университетах. Они считают, что следует готовить узких технических специалистов, удовлетворяя потребность конкретного дня и этапа развития общества. Другие авторы утверждают, что без гуманитарного образования, развития мировоззрения, культуры ума происходит «великое культурное одичание» (В. Дашкевич. Великое культурное одичание. – М.: 2013). Среди аргументов против преподавания философии, наличия философских знаний в интеллекте инженеров можно отметить следующие: 1) Инженерный курс очень насыщен разнообразными математическими, естественными и техническими дисциплинами. Чтобы инженер мог задумать, спроектировать, создать опытный образец и запустить в серию новое техническое устройство, полезное или необходимое обществу, он должен освоить и постоянно актуализировать знания из множества дисциплин, без которых процесс создания нового либо невозможен, либо будет увеличивать интеллектуальные и материальные затраты, которые следует оптимизировать. 2) Введение в курс обучения гуманитарных наук и философии кажется нецелесообразным, так как интенсивность учебного процесса настолько велика, что студенты страдают из-за нехватки времени для чтения вообще, посещения музеев, театров. Американский педагог Р. Кийосаки в книге «Бедный папа, богатый папа» констатировал такой факт, что смена новой научной информации происходит сегодня каждые 18 месяцев, так что студенту трижды за годы обучения приходится «догонять» убегающие вперед науки. 3) В современной культуре встречается сравнение труда инженеров с работой «механизмов»: машин, автоматов, роботов. Специалисты по искусственному интеллекту посягают даже на передачу интеллектуальной деятельности в «руки» киборгов. По нашему мнению, проблема искусственного интеллекта, его предельных возможностей решается не только в инженерно-техническом, но и философско-мировоззренческом плане. Напомним сюжет фантастической повести С. Лема «Непобедимый», когда исследователи одной из планет обнаружили «некросферу» – засилье примитивных роботов, некогда завезенных на планету людьми, уничтожающих все живое и мыслящее. Приведем аргументы оппонентов за формирование полноценного мировоззрения, ратующих за передачу инженерам философских знаний, а, следовательно, за развитие «культуры ума», которая по выражению М. Т. Цицерона есть философия: Во-первых, инженеры не существуют отдельно от остальных людей. Они такие же люди, просто занимающиеся своей специальной деятельностью, живущие в едином социуме и культуре. Соответственно, для того чтобы инженеры могли быть неотъемлемой частью данного общества, им просто необходимо знать и понимать основные интеллектуальные веяния, освоить модели мышления, познания и поведения человека в различных ситуациях. Философия во многом способствует интеграции инженера в культуру общества. Во-вторых, в философии есть раздел – теория познания. Гносеология важна для всех, в том числе и технических наук. Проблемы формирования, развития, истинности (верификации, фальсификации) знаний, разработка теорий разного уровня, на основе которых в дальнейшем создаются технические устройства, должны быть понятны инженеру. В противном случае, невозможно избежать техногенных аварий, катастроф, ущерба природе, сопровождаемых неопытностью или неосведомленностью человека. Речь идет о так называемом «человеческом факторе». Инженер должен быть знаком с гносеологией и теорий развития – диалектикой. В-третьих, рассматривая деятельность по проектированию технических объектов, мы исходим из принципа системности, соподчиненности этапов и обнаруживаем, что постановка цели, формулирование задач, маркетинговые исследования, анализ проделанной работы, обсуждение и оценка социальных последствий внедрения, допущенных ошибок и недоработок возможна на базе широкого кругозора. Аксиология как раздел философии весьма полезна инженеру: это и понимание включенности инженера в ценностные структуры культуры, умение дифференцировать ценности, не идти на поводу ложных ценностей, господствующих массовых симулякров, готовность к оценочной деятельности. Забавный случай произошел с изобретателем радара Р. Уотсон-Уоттом, которому пришлось платить штрафы за превышение скорости. Ученый заявил, что если бы он смог оценить последствия изобретения, то не стал изобретать радар. Оценочная деятельность напрямую связана этическими аспектами инженерной деятельности и теми социальными последствиями, которые в них заложены. Напомним об отказе академика А. Сахарова от испытаний водородной бомбы, когда он понял, к каким последствиям может привести его работа. Как показывает практика – люди, знающие основы философии, делают нравственный выбор в пользу добра, становятся интеллектуальными и нравственными образцами для человечества. Отметим еще один важный – коммуникативный – аспект инженерной деятельности. В современном мире над техническими решениями работают творческие коллективы. Появляются даже «невидимые колледжи», Интернет-объединения для решения какой-либо проблемы. Страта ученых имеет свой «нормативный этос» (Р. Мертон). Создание, объединение, сплочение, ориентация на достижение цели коллективом ложится на руководителя, лидера, задающего тон общения. Интеллектуал знает, дозирует и умеет варьировать формами общения. Его успех и карьера зависят от широты образования, мировоззрения, философской культуры. Подводя итог, признаем необходимость философского знания для инженера. Философия как культура ума — потребность современного инженера. |
reftop.ru
3.Для чего нужна инженеру философия техники.. Философия техники
Еще французский философ Д.Дидро писал, что есть только одно средство расположить людей к философии: оно заключается в том, чтобы показать философию с точки зрения ее пользы.Но выполнение ϶ᴛᴏй миссии для философии весьма затруднительно. С одной стороны, философия должна «опуститься» c высоких абстракций до осмысления конкретных проблем инженерной практики. С другой — философия не должна подменять инженерное решение вопросов и инженер должен не «философствовать» ( в худшем смысле ϶ᴛᴏго слова), а решать ϲʙᴏи практические проблемы. Игнорирование специфики философского и научно-инженерного мышления приводит к абсурду. И.Кант писал, что «геометр, пользуясь ϲʙᴏим методом, может строить в философии исключительно карточные домики, а философ ϲʙᴏим методом может породить в математике исключительно болтовню»(6, 609). По϶ᴛᴏму, продолжал он, задача философии именно в том и состоит, чтобы четко определить границы и функции, реализация которых принесла бы пользу. Эти границы и функции философии по отношению к инженерной практике, технике и технологии определяет философия техники. Какие же функции для инженера выполняет философия техники, для чего она нужна инженеру? Это определяется теми проблемами, которые инженеру приходится решать в процессе его практической деятельности.
Главная инженерная проблема — конструкторско-технологическая. Инженер проектирует, конструирует технические устройства и обеспечивает их правильное технологическое функционирование. Важно заметить, что однако ныне он все чаще имеет дело в ϶ᴛᴏм случае не только с техническими устройствами, а с системой «человек-машина» и даже порой со сложными системными комплексами, в которые включены технологический процесс, природная и социокультурная среда. Возникает необходимость знать не только технологический процесс, но и функции человека в ϶ᴛᴏм процесс, его взаимоотношения с маши — ной,знать социокультурную и даже естественную среду его деятельности. Без философского мышления здесь не обойтись.
Инженер выполняет не только конструкторско-технологическую,но и социальную функцию — он является руководителем определенного производственного коллектива,должен им управлять, уметь работать с людьми, разговаривать с ними. При ϶ᴛᴏм необходимо иметь ввиду, что трансформация современной цивилизации происходит в направлении возрастания значимости возможностей индивида, повышения значения деятельности отдельного человека, роста его ϲʙᴏбоды и ответственности. По϶ᴛᴏму инженер как руководитель коллектива должен «дойти» до каждого отдельного участника производственного процесса. Стоит заметить, что он должен обладать, если так можно сказать, человекознанием, высокими моральными качествами, общей культурой, искусством руководителя. Знание философии помогает инженеру в формировании данных черт его личности.
Сколько бы мы не старались, жизнь бежит быстрее нас. Кстати, эта мысль, высказанная еще древнегреческим мудрецом Сенекой, ныне находит яркое подтверждение. Отметим, что темпы современных производственных процессов и, соответственно, темпы нынешнего обновления техники убыстряются. То обстоятельство, что поколения машин сменяются быстрее, чем поколения людей, требует постоянной актуализации знаний инженера, его непрерывного образования и самообразования. Умение пополнять и обновлять ϲʙᴏи знания, самостоятельно учиться связано с четкой ориентацией на нужную информацию в огромном информационном массиве. Это возможно исключительно с видением всего поля технического прогресса, определением его основных направлений и тенденций развития, болевых точек и точек роста. Здесь требуется философская мировоззренческая ориентация инженера, правильная логика его мышления.
Необходимо также учесть, что в какой бы ипостаси не выступала техника, ее функционирование направлено на реализацию поставленных людьми целей. Но, являясь для общества средством достижения определенных целей, для инженера техника выступает как цель его деятельности. Создавая тот или иной артефакт, инженер реализует намеченную цель — обеспечить опреленный технологический процесс. При ϶ᴛᴏм мысли инженера часто не простираются за рамки ϶ᴛᴏго процесса. В таком случае разрывается диалектическая цепочка » цель — средство — результат» и инженер не видит социальной значимости ϲʙᴏей деятельности, он выступает не как творец, а как простой исполнитель, ремесленник. Преодоление ϶ᴛᴏй профессиональной ограниченности предполагает выход за пределы тех понятий, которые связаны исключительно с созданием артефактов, технологий, преодоление технократического мышления, ориентацию на социальный простор, социально- философское осмысление ϲʙᴏей технической практики. Это — одна из главнейших функций философии техники.
Понимание социальной значимости инженерной деятельности особенно важно сейчас, когда происходит переход от всеобъемлющего жесткого планирования к рыночным отношениям, слом тоталитаризма и безудержный рывок к демократии часто принимающий уродливые формы. Иногда жизнь на Западе уподобляют жизни в богатых и красочных джунглях а былую жизнь у нас при тоталитарном режиме с зоопарком, где люди жили хотя и в клетках, но были отгорожены от опасных джунглей. Раньше они мечтали о ϲʙᴏбоде в джунглях. Но, очутившись после крушения тоталитаризма на ϲʙᴏбоде, люди после первой эйфории сталкиваются с опасность джунглей и начинают думать, что возможно лучше жить в безопасных клетках. Именно в ϶ᴛᴏй ситуации нужен правильный социальный ориентир для любого члена общества в том числе и для инженера. Только имея данные ориентиры инженер сможет подчинить развитие техники гуманным целям, создать и освоить новые технологии. «Для данных новых технологий,- пишет В. Циммерли,- нужен «инженер будущего» , который в процессе ϲʙᴏей профессиональной подготовки менее всего должен быть «накачан» техническими знаниями, которые к моменту окончания им ϲʙᴏего образования уже устаревают. Прогресс несомненно не в последнюю очередь будет зависеть от того, что неистребимая творческая»созидательная деятельность инженера» определяется мышлением в рамках целых систем с учетом внетехнических условий и связей, что уже само по себе означает подчинение технологий человеческим целям» (2,255). Философия техники, рассматривая технику как социальный феномен, позволяет учитывать внетехнические условия, подчинять технику человеческим целям.
Философия техники позволяет не только трезво оценить сегодняшний уровень технического прогресса и сделать его человеческое измерение, но и определить тенденции и перспективы развития техники, выбрать оптимальные и не тупиковые варианты ϶ᴛᴏго развития. Только такой подход к анализу научно-технического прогресса, который улавливает его основные тенденции и экстраполирует их в будущее, дает возможность рационального управления научно-техническим прогрессом и предвидения его экономических, социальных, политических, духовных негативных и позитивных следствий.
Определение перспектив развития науки и техники, следствий ϶ᴛᴏго развития — один из видов социального прогнозирования. Основой ϶ᴛᴏго прогнозированная является методологическая функция философии, которая дополняется современными техническими возможностями. Так, в США разработана компьютерная система прогнозов » SIGMA», позволяющая видеть будущее так, как люди видят прошлое, т.е. во временной последовательности событий. » SIGMA» основывается на таком подходе к будущим событиям, относительно которых неизвестно ничего, кроме степени их вероятности как они сегодня представляются. К примеру, если степень вероятности событий оценивается в 50 %, то можно изобразит его как случившееся 5 раз из 10 сценариев. В результате большой работы, как сообщает американский журнал «Futurist» (1987, № 2), были определены будущие события , степень их вероятности, сделан компьютерный анализ альтернативных решений и разработаны необходимые стратегические инициативы. Акцент смещался с простого описания будущего, которое не поддается человеческому воздействию, на стратегические действия. Пассивная картина будущего сменяется картиной будущего, в которой современники являются активными участниками. Безусловно, каждый отдельный сценарий сам по себе не представляет большого интереса. Но группа сценариев может быть полезна для принятия решений, прогнозирования, понимания будущего. Если разрабатывать стратегию для каждого из альтернативных вариантов будущего, то можно сравнить данные стратегии, определить ту, которая применима к наибольшему числу вариантов. «SIGMA» предотвращает «разовое» видение будущего и избавляет от сценариев, которые неосуществимы.
Известны и другие случае прогнозирования будущего при помощи компьютерной техники. Так, компьютеры позволили смоделировать возможные сценарии дальнейшего развития техногенной цивилизации. В 1972 г. были опубликованы результаты такого моделирования, учитывающего основные глобальные проблемы современности и было установлены естественные пределы роста технологического развития.
Подобные прогнозирования нацеливают общество на преодоление того разрыва между научно-техническим и социальным прогрессом, который имеет тенденцию к увеличению. Развитие техники должно сочетаться с моральным, экономическим и социально-политическим развитием общества. Достижение такой гармонии, мировоззренческое обоснование социально-эффективного развития техники — важнейшая функция философии техники. » Поскольку философия внесла ϲʙᴏй вклад в сохранение динамики современной техники она должна помочь также понять наше положение и повести технику к дальнейшему развитию в рациональном направлении» — пишет Ф.Рапп (3, 53).
Приведенные соображения позволяют заключить, что знание философии техники не нечто внешнее для инженера, а составная часть знания инженера без которой он не может развить ϲʙᴏю рациональную и эффективную деятельность. Можно сказать так: не являясь инженерным знанием, философия техники является составной частью знания инженера. Если инженер не хочет превратиться в ремесленника, если он хочет быть активным гражданином сегодняшнего времени он должен знать философию техники.
Пользовательское соглашение:
Интеллектуальные права на материал — Философия техники — Негодаев И.А. принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и «3.Для чего нужна инженеру философия техники.») собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Философия техники — Негодаев И.А. в любом онлайн-магазине.
Тег-блок: Философия техники — Негодаев И.А., 2015. 3.Для чего нужна инженеру философия техники..
xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai
Для чего нужна инженеру философия техники.
Производство Для чего нужна инженеру философия техники.просмотров — 92
Инженер на окружающую его реальность в процессе своей профессиональной деятельности смотрит с практической точки зрения, он постоянно осмысливает рациональность и практическую пользу своих действий. Все, что лежит вне поля его профессии как бы отходит на второй план, заслоняется повседневными профессиональными нуждами. Это не означает, что инженеру чужды театр и музыка, литература и политика, Но в первую очередь на производстве его интересует чисто инженерные вопросы. По этой причине инженер может обратить свой взгляд на философию лишь тогда, когда он осознает ее полезность для своих действий.
Еще французский философ Д.Дидро писал, что есть только одно средство расположить людей к философии: оно состоит по сути в том, чтобы показать философию с точки зрения ее пользы.Но выполнение этой миссии для философии весьма затруднительно. С одной стороны, философия должна «опуститься» c высоких абстракций до осмысления конкретных проблем инженерной практики. С другой — философия не должна подменять инженерное решение вопросов и инженер должен не «философствовать» ( в худшем смысле этого слова), а решать свои практические проблемы. Игнорирование специфики философского и научно-инженерного мышления приводит к абсурду. И.Кант писал, что «геометр, пользуясь своим методом, может строить в философии лишь карточные домики, а философ своим методом может породить в математике лишь болтовню»(6, 609). По этой причине, продолжал он, задача философии именно в том и состоит, чтобы четко определить границы и функции, реализация которых принесла бы пользу. Эти границы и функции философии по отношению к инженерной практике, технике и технологии определяет философия техники. Какие же функции для инженера выполняет философия техники, для чего она нужна инженеру? Это определяется теми проблемами, которые инженеру приходится решать в процессе его практической деятельности.
Главная инженерная проблема — конструкторско-технологическая. Инженер проектирует, конструирует технические устройства и обеспечивает их правильное технологическое функционирование. При этом ныне он все чаще имеет дело в этом случае не только с техническими устройствами, а с системой «человек-машина» и даже порой со сложными системными комплексами, в которые включены технологический процесс, природная и социокультурная среда. Возникает крайне важность знать не только технологический процесс, но и функции человека в этом процесс, его взаимоотношения с маши — ной,знать социокультурную и даже естественную среду его деятельности. Без философского мышления здесь не обойтись.
Инженер выполняет не только конструкторско-технологическую,но и социальную функцию — он является руководителем определенного производственного коллектива,должен им управлять, уметь работать с людьми, разговаривать с ними. При этом крайне важно иметь ввиду, что трансформация современной цивилизации происходит в направлении возрастания значимости возможностей индивида, повышения значения деятельности отдельного человека, роста его свободы и ответственности. По этой причине инженер как руководитель коллектива должен «дойти» до каждого отдельного участника производственного процесса. Он должен обладать, если так можно сказать, человекознанием, высокими моральными качествами, общей культурой, искусством руководителя. Знание философии помогает инженеру в формировании этих черт его личности.
Сколько бы мы не старались, жизнь бежит быстрее нас. Эта мысль, высказанная еще древнегреческим мудрецом Сенекой, ныне находит яркое подтверждение. Темпы современных производственных процессов и, соответственно, темпы нынешнего обновления техники убыстряются. То обстоятельство, что поколения машин сменяются быстрее, чем поколения людей, требует постоянной актуализации знаний инженера, его непрерывного образования и самообразования. Умение пополнять и обновлять свои знания, самостоятельно учиться связано с четкой ориентацией на нужную информацию в огромном информационном массиве. Это возможно лишь с видением всего поля технического прогресса, определением его базовых направлений и тенденций развития, болевых точек и точек роста. Здесь требуется философская мировоззренческая ориентация инженера, правильная логика его мышления.
Необходимо также учесть, что в какой бы ипостаси не выступала техника, ее функционирование направлено на реализацию поставленных людьми целей. Но, являясь для общества средством достижения определенных целей, для инженера техника выступает как цель его деятельности. Создавая тот или иной артефакт, инженер реализует намеченную цель — обеспечить опреленный технологический процесс. При этом мысли инженера часто не простираются за рамки этого процесса. В таком случае разрывается диалектическая цепочка » цель — средство — результат» и инженер не видит социальной значимости своей деятельности, он выступает не как творец, а как простой исполнитель, ремесленник. Преодоление этой профессиональной ограниченности предполагает выход за пределы тех понятий, которые связаны лишь с созданием артефактов, технологий, преодоление технократического мышления, ориентацию на социальный простор, социально- философское осмысление своей технической практики. Это — одна из главнейших функций философии техники.
Понимание социальной значимости инженерной деятельности особенно важно сейчас, когда происходит переход от всеобъемлющего жесткого планирования к рыночным отношениям, слом тоталитаризма и безудержный рывок к демократии часто принимающий уродливые формы. Иногда жизнь на Западе уподобляют жизни в богатых и красочных джунглях а былую жизнь у нас при тоталитарном режиме с зоопарком, где люди жили хотя и в клетках, но были отгорожены от опасных джунглей. Раньше они мечтали о свободе в джунглях. Но, очутившись после крушения тоталитаризма на свободе, люди после первой эйфории сталкиваются с опасность джунглей и начинают думать, что возможно лучше жить в безопасных клетках. Именно в этой ситуации нужен правильный социальный ориентир для любого члена общества в том числе и для инженера. Только имея эти ориентиры инженер сможет подчинить развитие техники гуманным целям, создать и освоить новые технологии. «Для этих новых технологий,- пишет В. Циммерли,- нужен «инженер будущего» , который в процессе своей профессиональной подготовки менее всего должен быть «накачан» техническими знаниями, которые к моменту окончания им своего образования уже устаревают. Прогресс несомненно не в последнюю очередь будет зависеть от того, что неистребимая творческая»созидательная деятельность инженера» определяется мышлением в рамках целых систем с учетом внетехнических условий и связей, что уже само по себе означает подчинение технологий человеческим целям» (2,255). Философия техники, рассматривая технику как социальный феномен, позволяет учитывать внетехнические условия, подчинять технику человеческим целям.
Философия техники позволяет не только трезво оценить сегодняшний уровень технического прогресса и сделать его человеческое измерение, но и определить тенденции и перспективы развития техники, выбрать оптимальные и не тупиковые варианты этого развития. Только такой подход к анализу научно-технического прогресса, который улавливает его основные тенденции и экстраполирует их в будущее, дает возможность рационального управления научно-техническим прогрессом и предвидения его экономических, социальных, политических, духовных негативных и позитивных следствий.
Определение перспектив развития науки и техники, следствий этого развития — один из видов социального прогнозирования. Основой этого прогнозированная является методологическая функция философии, которая дополняется современными техническими возможностями. Так, в США разработана компьютерная система прогнозов » SIGMA», позволяющая видеть будущее так, как люди видят прошлое, ᴛ.ᴇ. во временной последовательности событий. » SIGMA» основывается на таком подходе к будущим событиям, относительно которых неизвестно ничего, кроме степени их вероятности как они сегодня представляются. К примеру, если степень вероятности событий оценивается в 50 %, то можно изобразит его как случившееся 5 раз из 10 сценариев. В результате большой работы, как сообщает американский журнал «Futurist» (1987, № 2), были определены будущие события , степень их вероятности, сделан компьютерный анализ альтернативных решений и разработаны необходимые стратегические инициативы. Акцент смещался с простого описания будущего, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не поддается человеческому воздействию, на стратегические действия. Пассивная картина будущего сменяется картиной будущего, в которой современники являются активными участниками. Безусловно, каждый отдельный сценарий сам по себе не представляет большого интереса. Но группа сценариев может быть полезна для принятия решений, прогнозирования, понимания будущего. В случае если разрабатывать стратегию для каждого из альтернативных вариантов будущего, то можно сравнить эти стратегии, определить ту, которая применима к наибольшему числу вариантов. «SIGMA» предотвращает «разовое» видение будущего и избавляет от сценариев, которые неосуществимы.
Известны и другие случае прогнозирования будущего при помощи компьютерной техники. Так, компьютеры позволили смоделировать возможные сценарии дальнейшего развития техногенной цивилизации. В 1972 ᴦ. были опубликованы результаты такого моделирования, учитывающего основные глобальные проблемы современности и было установлены естественные пределы роста технологического развития.
Подобные прогнозирования нацеливают общество на преодоление того разрыва между научно-техническим и социальным прогрессом, который имеет тенденцию к увеличению. Развитие техники должно сочетаться с моральным, экономическим и социально-политическим развитием общества. Достижение такой гармонии, мировоззренческое обоснование социально-эффективного развития техники — важнейшая функция философии техники. » Поскольку философия внесла свой вклад в сохранение динамики современной техники она должна помочь также понять наше положение и повести технику к дальнейшему развитию в рациональном направлении» — пишет Ф.Рапп (3, 53).
Приведенные соображения позволяют заключить, что знание философии техники не нечто внешнее для инженера, а составная часть знания инженера без которой он не может развить свою рациональную и эффективную деятельность. Можно сказать так: не являясь инженерным знанием, философия техники является составной частью знания инженера. В случае если инженер не хочет превратиться в ремесленника, если он хочет быть активным гражданиномсегодняшнего времени он должен знать философию техники.
Читайте также
Инженер на окружающую его реальность в процессе своей профессиональной деятельности смотрит с практической точки зрения, он постоянно осмысливает рациональность и практическую пользу своих действий. Все, что лежит вне поля его профессии как бы отходит на второй план,… [читать подробенее]
oplib.ru
Зачем инженеру нужна философия
1
УДК 101.1;130.2:62
Зачем инженеру нужна философия
© Т.П. Малькова, В.В. Каплунов
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В статье рассмотрена роль философии как культуры ума в процессе обучения,
формирования и творчества инженера. Исходя из двойственной природы феноме-
на культуры и субъекта культуры обоснована своевременность формирования
инженера инновационного типа, приведены аргументы за и против введения фи-
лософского образования для студентов технических специальностей. Обоснован
вывод о необходимости философского образования для современного инженера.
Ключевые слова:
философия, культура, субъекты культуры, инновационный ин-
женер, технические науки, проектирование, эмпирическое познание, когнитиви-
стика, научная ответственность, творчество
.
Философия и наука — важнейшие составляющие культуры чело-
вечества. Бурное развитие техники, технического и инженерного
знания в XXI веке, их относительно самостоятельное существование
в системе наук ставит вопрос: «Нужна ли философия инженеру?» В
настоящее время насчитывается более пятнадцати тысяч научных
дисциплин, и создается впечатление, что многие из них не связаны с
философией. Свободна ли инженерная практика от мировоззренче-
ских, нравственных, ценностных оснований, являющихся прерогати-
вой философии? Такая постановка вопроса весьма актуальна и свое-
временна в нашем прагматичном мире. Проанализируем аргументы
«за» и «против» необходимости философии для студента техническо-
го вуза — будущего инженера.
Новизна подхода нашего исследования состоит в обосновании
трех методологически важных положений. Во-первых, существую-
щая двойственная природа культуры детерминирует сознание инже-
нера (сущее) и задает перспективу, идеал будущего (должное). Во-
вторых, любой человек, будучи продуктом реализованной матери-
альной и духовной культуры, в то же время является субъектом-
творцом должного как идеала будущего. В-третьих, инженер XXI ве-
ка — это «инновационный инженер» [1, с. 36]. Он интеллектуален,
способен осмысливать результаты деятельности, обладает широким
кругозором, владеет новейшей научной и технической информацией,
технологией, методологией, опытом и деловыми качествами.
Цель работы инженера — создание конкретных технических при-
способлений для решения той или иной практической задачи. Фило-
www.hmbul.ru