Союз Дефектологов
Приглашаем вас в профессиональное сообщество — Союз дефектологов.
Союз консолидирует в своих рядах общественные, общественно-профессиональные, образовательные организации, а также специалистов в области образования лиц с особыми образовательными потребностями и родительские общественные организации.
Президент Союза дефектологов — профессор кафедры логопедии Института детства МПГУ, д.п.н.
Татьяна Борисовна Филичева.
Среди членов Президиума Союза – Т.В. Волосовец, В.В. Воронкова, И.В. Евтушенко, В.З Кантор, Л.М. Кобрина, И.Ю. Левченко, С.А. Морозов, О.Г. Приходько, Т.В. Туманова, А.М. Царев, Е.А. Ямбург, другие известные специалисты, имеющие большой стаж научной и практической деятельности в различных направлениях дефектологии.
Союз создан в целях развития системы образования лиц с особыми образовательными потребностями, представления и защиты профессиональных интересов специалистов, работающих с данной категорией лиц и осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.
Дефектологи (логопеды, олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, специалисты, работающие с РАС и другие), психологи, научные работники, профессорско-преподавательский состав профильных ВУЗов, сотрудники ППМС-Центров, родительские сообщества — все получают возможность непосредственно участвовать в развитии дефектологической науки, совершенствовать свое профессиональное мастерство и обмениваться опытом.
Вступление в наши ряды – это выражение вашей солидарности с предметом и целями Союза, готовность соблюдать Устав и принимать личное участие в деятельности Союза.
Члены Союза получают возможность:
- быть в курсе актуальных событий в профессиональной сфере;
- участвовать во всех значимых мероприятиях научного и прикладного характера на территории РФ c получением сертификата (конференции, образовательные вебинары, курсы повышения квалификации) на льготных условиях;
- размещать публикации в журналах «Логопедия сегодня», «Коррекционная педагогика: теория и практика», изданиях ведущих педагогических вузов, входящих в перечень ВАК, на льготных условиях;
- иметь полный доступ к видеоматериалам и статьям, размещаемым на нашем сайте;
- участвовать в принятии решений, связанных с совершенствованием профессиональной деятельности учителя-дефектолога, системы образования лиц с особыми образовательными потребностями в целом;
- участие в деятельности Союза является бонусом при аттестации педагогических работников
Условия вступления физических лиц представлены на сайте https://souz-defectology. ru/ , где также доступны необходимые специалистам материалы учебно-методического и научного характера, нормативные документы. Юридические лица, образовательные организации заключают с Союзом договор, образец которого размещен на сайте. Приглашаем вас к активному участию в жизни Союза, ждем ваши вопросы, предложения, материалы, представление лучших практик, информацию о проведенных и планируемых мероприятиях (уровня не ниже регионального, с целью создания сводного общероссийского календаря). Очень рассчитываем, что специалисты и руководители образовательных организаций окажут активное содействие в создании региональных общественно-профессиональных ассоциаций, отделений Союза, без которых невозможна эффективная работа в общероссийском масштабе.
Дефектология 📚 – топ лучшей литературы по теме
Дефектология 📚 – топ лучшей литературы по теме | Читайте и слушайте онлайн на MyBookЧто выбрать
Библиотека
Подписка📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
Сортировать
Фильтры
Фильтры
Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология. Курс лекций
Вадим Глухов
Премиум
В пособии представлен курс лекций по учебной дисциплине «Дефектология (специальная педагогика и специальная психология)». Данная дисциплина изучается студентами факультетов дошкольного воспитания и начального образования педагогических вузов. Данное пособие может быть также использовано в работе …
Детская патопсихология. Хрестоматия
Коллектив авторов
Премиум
В хрестоматию по детской патопсихологии вошли работы ведущих отечественных психологов, а также дефектологов и психиатров по всем основным разделам детской патопсихологии, опубликованные в периодической печати и труднодоступных изданиях. Тексты систематизированы по тематике и снабжены вводными поя…
Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии
Валерий Астапов
Премиум
Данное учебное пособие является вводным курсом в коррекционную педагогику. В нем объединены данные дефектологии, детской патопсихологии и нейропсихологии, раскрыты психофизиологические механизмы аномального развития детей, показаны закономерности системогенеза вторичных нарушений, являющиеся осно…
Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с системным речевым недоразвитием
Вадим Глухов
Премиум
В пособии представлены содержание и методические приемы коррекционной работы по формированию связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием, а также апробированные автором в экспериментальном исследовании и в практике логопедической работы коррекционнопедагогические техноло…
Дети с неограниченными возможностями
Анат Баниэль
Премиум
Неизлечимых детей нет, считает Анат Баниэль, главное – индивидуальный подход, регулярные занятия и понимание огромных возможностей пластичного мозга человека. Опираясь на девять принципов, которые лежат в основе метода «АБМ», вы сможете самостоятельно понять, что полезно именно вашему ребенку на …
Основы нейропсихологии. Теория и практика
Татьяна Визель
Премиум
Важнейшие положения классической неврологии от профессора и доктора психологических наук.В учебнике «Основы нейропсихологии. Теория и практика» собраны важнейшие положения классической неврологии, а также данные научных достижений в области изучения работы мозга человека.Описание специфики речево…
Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме
Марина Илюк
Премиум
В книге представлена информация о содержании психолого-логопедической работы с дошкольниками, воспитывающимися в условиях детского дома. Автор раскрывает особенности психического и речевого развития этих детей, которое по ряду существенных параметров отличается от развития сверстников, воспитываю…
Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития
Наталия Бабкина
Премиум
В пособии представлены материалы по исследованию произвольной регуляции познавательной деятельности у старших дошкольников и младших школьников с ЗПР. На основании результатов дифференцированного изучения готовности этой категории детей к школьному обучению обосновываются их особые образовательны…
Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие
Ирина Прищепова
Премиум
В учебно-методическом пособии раскрываются теоретико-методологические основы речевого развития первоклассников с общим недоразвитем речи (ОНР), а также этапы, направления и содержание логопедической работы. Конспекты уроков, содержание «Рабочей тетради» составлены с учетом современных программ ко…
Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы
Елена Моржина
Премиум
Детям с эмоционально-волевыми нарушениями часто не удается продемонстрировать свои сильные стороны в ситуации традиционного психологического обследования. В настоящей работе предлагается методика обследования, основанного на собственной активности ребенка. Рассказывается, как создать эмоциональну…
Фильтры
Фильтры
В данном разделе представлен топ лучших книг и аудиокниг по теме «Дефектология». Полный список из 125 популярных книг и аудиокниг по теме, рейтинг и отзывы читателей. Читайте книги или слушайте на сайте онлайн, скачайте приложение для iOS или Android, чтобы не расставаться с любимыми книгами даже без интернета.
О проекте
Что такое MyBook
Правовая информация
Правообладателям
Документация
Помощь
О подписке
Купить подписку
Бесплатные книги
Подарить подписку
Как оплатить
Ввести подарочный код
Библиотека для компаний
Настройки
Другие проекты
Издать свою книгу
MyBook: Истории
научных идей и постулатов А.Р. Теория Лурии в обучении профессиональных дефектологов
Abstract
Актуальность исследования обусловлена важностью изучения идей и положений теории Александра Романовича Лурии (1902-1977) в процессе профессиональной подготовки дефектологов в вузе. А.Р. Лурия — автор многих работ по мозговой организации речи и афазии, опубликованных даже за рубежом. Основное внимание в исследовании уделяется возможностям использования теоретических и практических положений А.Р. Лурии в дефектологическом образовании и обоснование методических приемов проведения такого исследования. В статье подробно не рассматривается все многообразие идей А.Р. Научная школа Лурии. Акцент сделан на положениях о мозговой организации речи и речевой системе, гибкой и способной к изменениям. Приоритетным является широкое использование методологической, гуманистической, мировоззренческой стороны его концепций, влияющих на формирование у студентов конкретных компетенций и профессиональной деятельности будущего специалиста-дефектолога. В данной работе использовались такие методы исследования, как теоретические (анализ литературы, обобщение, сравнение и т.п.) и практические (наблюдение, опрос). В ходе исследования выявлены эффективные методы и приемы А.Р. Лурии, наполненные аналитико-смысловым характером, акцентирующие внимание на теоретико-методологической основе будущей профессиональной деятельности, а также пути и методы психолого-педагогической коррекции лиц с ограниченными возможностями здоровья (конкретные возможности здоровья).
Ключевые слова: теория А.Р. Лурии, дефектология, дефектологическое образование, профессиональная подготовка
Введение
В изменившихся условиях профессиональной подготовки дефектологов все большее внимание уделяется формированию у будущих специалистов метапредметных компетенций, работающих на перспективу. Они также развивают специфические компетенции, что позволит учителю сочетать индивидуальный и комплексный подходы в конкретной образовательной системе в связи с увеличением числа лиц с ограниченными возможностями здоровья со сложной дефектной структурой (Денисова, Калиниченко, 2017; Нестик, 2021).
На наш взгляд, необходимо обновить систему профессиональной подготовки дефектологов в соответствии с новыми профессиональными образовательными стандартами. Достижению этой цели могли бы способствовать фундаментальные идеи в образовательном процессе и ведущие концепции ученых общей психологии, педагогики, дефектологии, нейропсихологии, афазиологии (Ardila et al. , 2020; Luria, 2018b).
Имя Лурии (1976) занимает значительное место среди исследователей. Он автор многочисленных работ по мозговой организации речи и афазии. Его произведения публиковались одновременно на русском и английском языках, причем нередко зарубежные издания опережали отечественные.
Несомненный А.Р. Вклад Лурии в теоретические основы мировой и отечественной педагогики и психологии ХХ века общепризнан. Поэтому использование А.Р. Научные труды Лурии соответствуют современным стандартам профессиональной подготовки и способствуют формированию целостной системы педагогических знаний в специальном образовании студентов (Корсакова, Прахт, 2002; Веракса и др., 2019).
Будущий дефектолог станет активным участником воспитательных отношений. Он будет задействован в практической деятельности и продемонстрирует владение конкретными методами и сценариями психолого-педагогического сопровождения взрослых и детей с разнообразными множественными отклонениями в развитии. Ему предстоит проявить себя как исследователь и активно развивать научные направления коррекционно-образовательного процесса. Все это обусловлено преимущественно методической грамотностью и компетентностью специалиста в области восстановления высших психических функций лиц с ограниченными возможностями (Лурия, 2020б; Цыганок, 2019).; Журавлев, Почебут, 2021).
На эти вопросы обращали внимание различные авторы (Ардила и др., 2020; Денисова, Калиниченко, 2017; Веракса и др., 2019; Журавлев, Почебут, 2021). Отечественные ученые единодушно стоят на теоретических позициях культурно-исторической концепции Л. С. Выготского (Ардила и др., 2020; Денисова, Калиниченко, 2017; Лурия, 1947; Михайлов и др., 2019; Веракса и др., 2019). Согласно ему, только усвоение социального опыта способствует высшим психическим функциям. В связи с этим постулаты А.Р. Теория Лурии о мозговой организации речи и специфическом вкладе различных отделов мозга в речевую систему, способную к пластическим изменениям, имеет важное значение для широкого использования в процессе профессиональной подготовки.
Постановка проблемы
Учитывая высокую актуальность и недостаточную разработанность изучаемого вопроса, мы определили основную проблему исследования. Выявить возможности использования теоретических и практических положений теории русского ученого Александра Романовича Лурии в области афазиологии при изучении отдельных дисциплин бакалавриата и магистратуры в области специального (дефектологического) образования.
Исследовательские вопросы
Важнейшим методическим принципом профессиональной подготовки дефектологов является использование классики дефектологической науки. Несмотря на широкое распространение А.Р. Лурии, нет четкого мнения, на какие постулаты опираться и как их функционально использовать в контексте профессионального образования.
В фундаментальных монографиях по мозговой организации речи и афазии А.Р. Лурия проанализировал две области. Они представляют собой развитие и процесс распада локальных поражений головного мозга. Он заявил, что это «исследование осуществило одну из моих прежних целей и открыло новые научные проблемы, такие как афазия и раннее развитие детей, которые заняли центральное место в моей последующей работе» (Лурия, 2001, стр.
13).Клинический опыт позволил ученым тщательно изучить симптомы трех основных типов афазии, выявленных в 20-30-х годах ХХ века.
В книге «Травматическая афазия», изданной в 1947 г., автор обобщает результаты решения этих проблем. Эта научная работа заставила А.Р. Лурия всемирно известный ученый. Автор по-новому рассмотрел симптомы афазических расстройств, что, несомненно, стало достижением отечественной научной мысли. Психологические и психофизиологические исследования, посвященные патогенезу мозговой деятельности, вошли в несколько основных клинических концепций. Обоснование автором восстановительных терапевтических приемов, сыгравших решающую роль при травматической афазии, способствовало значительному продвижению учения об афазии и внедрению логики в некоторые сложные вопросы афазиологии (Лурия, 1947).
По словам самого Лурии (2019), одним из его выдающихся научных наследий является книга «Потерянный и возвращенный мир», изданная в 1971 году. Не менее А. Р. Известным трудом Лурии является монография «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях головного мозга». Она многократно переиздавалась (1962, 1969, 2018 гг.) и включает результаты изучения факторов, лежащих в основе нарушений функций головного мозга и высших психических процессов. Ряд наблюдений и результатов диагностики помогли А.Р. Луриа определяют пути компенсации высших психических процессов. Он писал, что «очаговое поражение головного мозга, как правило, никогда не сопровождается полной потерей функций, а чаще приводит к его дезорганизации, в результате чего он проявляется лишь в измененном виде» (Лурия, 2018а, с. 29; Панферов, Микляева, 2019).
А.Р. Лурия систематически углублял представление о динамической локализации психических функций головного мозга человека, являющееся основным в обучении дефектологии. Он заявил:
Кора головного мозга не состоит из отдельных «депо» сенсорных и моторных образов, связанных друг с другом ассоциативной связью. Она представляет собой рабочую совокупность отдельных систем, каждая из которых представляет собой систему частичной интеграции отдельных сенсорных или моторных процессов. Этот принцип обеспечивает создание тех первичных синтезов, без которых не может быть построена ни фазическая, ни смысловая сторона речевой деятельности. (Лурия, 19 лет47, стр.64)
Термин «динамическая локализация психических функций» означает, что одни и те же отделы центральной нервной системы вступают в динамическое взаимодействие при выполнении психических функций, меняя свое положение и роль. В этом реализуется принцип биологической экономии психической деятельности.
Кроме того, в своей научной работе «Функциональная организация головного мозга» автор провел синдромный анализ системной организации психических процессов, выделил три основных функциональных блока, участие которых необходимо для осуществления любой мыслительной деятельности ( Лурия, 19 лет75; Михайлов и др., 2019).
Еще один выдающийся и известный А. Р. Исследование Лурии, опубликованное в 1973 году, называлось «Основы нейропсихологии». Книга вышла за рубежом под названием «Рабочий мозг: Введение в нейропсихологию». Первое издание книги называлось «Рабочий мозг», или «Активный мозг», но автор изменил название на «Основы нейропсихологии», решив, что оно лучше отражает содержание работы. Книга представляла собой учебный курс, центральное место в котором занимали различные нейропсихологические понятия и термины, накопленные Лурией (2006) в ходе изучения им такой области отечественной науки, как нейропсихология.
Эти факты подчеркивают необходимость профессиональной подготовки дефектологов и более глубокого методологического изучения вопросов мозговой организации сложных форм психической деятельности, обозначенных А.Р. Лурия. В нашей статье мы выдвигаем на первый план мысль о том, что изучение научных концепций А.Р. Лурии в процессе профессионального образования способствует формированию профессионального мышления, методической и дефектологической культуры будущего специалиста.
Цель исследования
Исследование проведено в Благовещенском государственном педагогическом университете, г. Благовещенск, Амурская область. Его целью было выявление методологических приемов и средств использования теоретических и практических положений А.Р. Теория Лурии в афазиологии в профессиональной подготовке дефектологов.
Новизна данной работы представлена значительным томом А.Р. Первоисточники Лурии изучались студентами. Это в значительной степени способствовало углублению знаний студентов по афазиологии и обоснованию методических приемов ведения этой работы.
Методы исследования
Выборку нашего исследования составилистуденты бакалавриата и магистратуры Благовещенского государственного педагогического университета по специальности «Специальное (дефектологическое) образование».
Предметом исследования явилось выявление возможности использования положений теории Александра Романовича Лурии в афазиологии в профессиональной подготовке дефектологов.
При проведении исследования использовались как теоретические (анализ литературы, обобщение, сравнение и т.п.), так и практические (наблюдение, опрос) методы исследования.
Находки
Определив выборку, мы изучили учебные программы учебных дисциплин направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» и определили темы спецкурсов. В ходе эксперимента необходимо было использовать теоретические и практические положения А.Р. Лурии: «Понятие об афазии», «Этиология афазии», «Классификации афазии», «Патогенез и симптомы различных форм афазии», «Восстановительное обучение при различных формах афазии», «Нейролингвистический подход». к проблемам речевых расстройств», «Учение А. Р. Лурии о трех функциональных блоках головного мозга», «Исследование состояния высших психических функций при афазии» и др.
Классификация форм афазии помогает студентам-дефектологам получить базовые знания по афазиологии. Ссылаясь на работу «Травматическая афазия», в которой А. Р. Лурия дает свою классификацию этого расстройства, помогает студентам выявить особенности порока и методы восстановительной терапии. В них рассматриваются авторские принципы, лежащие в основе различных форм афазии, такие как анализ топически ограниченного поражения головного мозга и выявление факторов, лежащих в основе всего комплекса нарушений, протекающих с локальным поражением головного мозга (Лурия, 1947).
Выявление научных подходов и рациональных направлений практической деятельности отражает социально-ориентированную функцию дефектологического образования и формирует мыслительные способности будущих специалистов. Более того, работа с первоисточниками учит студентов самостоятельно приобретать профессиональные знания.
Мы считаем крайне важным мотивировать учащихся к изучению содержания первоисточников. Книга «Основы нейропсихологии» послужила источником для анализа структурно-функциональной модели мозга как субстрата психических процессов. Кроме того, эти материалы позволили детально повторить психологическую структуру и мозговые механизмы отдельных психических процессов, таких как восприятие, внимание, речь, память и тому подобное (Лурия, 2006).
Следует отметить, что в работе с А.Р. Первоисточники Лурии, мы использовали самые разные приемы и задачи. Зарекомендовали себя логическое моделирование, составление конспекта первоисточника, выделение основных проблем и идей (раздел, глава), вопросы и ответы для проверки понимания, составление карточек для систематизации материала, ознакомление с историей первоисточника и некоторые другие приемы. чтобы быть эффективными, и их стоит практиковать и запоминать. Эти методы и приемы позволяют студентам понять суть своей будущей профессии. Они также могут уточнять требования к деятельности, стимулировать развитие коммуникативных навыков, способствовать самостоятельности и осознанию пространства для будущего профессионального роста.
Проанализировав опыт использования этих методов и приемов в профессиональной подготовке дефектологов, мы пришли к выводу, что их можно отнести к аналитико-смысловой группе. Они не просто зацикливаются на научных идеях и основных принципах. Они помогают понять суть деятельности, построить представление о коррекции и восстановлении высших психических функций людей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, изучение корковых функций головного мозга и вопросов мозговой организации сложных форм психических процессов лиц с ограниченными возможностями здоровья составляет основу теоретических знаний, совместно с методом определения практических мероприятий по восстановительному обучению.
Помимо большого объема научной информации, отражающей работу с терминами, классификациями, научными подходами, А.Р. Работы Лурии содержат уникальный материал о клиническом опыте ученого в годы Великой Отечественной войны. Итак, книга «Затерянный и возвращенный мир» — это история человека, получившего локальные повреждения головного мозга в результате пулевого ранения. Речь идет о раненом лейтенанте в левую теменную область головы. Пуля вошла глубоко в мозг, но не была извлечена (Лурия, 2020а).
Студенты проанализировали клиническую картину нарушений, вызванных пулей, и последствия, связанные с потерей памяти, профессиональных навыков и способности к обучению. «Мир его слов распался, и он стал жить в мире странных, незнакомых слов, которые так трудно было запомнить и значение которых так трудно было понять» (Лурия, 2019, с. 19).
Изучение таких примеров позволило не только проанализировать нейропсихологические подходы, но и определить целесообразность и эффективность коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной работы с детьми и взрослыми. Это также расширяло мировоззрение и гуманистически ориентировало учащихся в будущей профессии.
Анализ полученных данных обусловил решение выяснить отношение студентов к работе с первоисточниками, например, А.Р. произведения Лурии. С этой целью ежегодно в течение 2013-2020 гг. проводилось анкетирование студентов бакалавриата и магистратуры. Результаты приведены ниже. На вопрос о желании продолжить изучение первоисточников положительно ответили 54% респондентов. Эффективность и результативность этой работы отметили 67% студентов; О желании начать коррекционно-реабилитационную деятельность заявили 78% учащихся. Несмотря на положительные результаты опроса, следует отметить, что в настоящее время большой проблемой является низкий уровень подготовленности абитуриентов, поступающих на дефектологические специальности.
Заключение
Российский нейропсихолог А.Р. Работы Лурии ценны для профессионального образования дефектологов. Принципиальные положения, сформулированные А.Р. Лурия и его последователи являются основными для студентов-дефектологов при изучении афазиологии. К ним относятся учение о трех основных функциональных блоках мозга, необходимых для всякой мыслительной деятельности, и изучение нарушений высших психических процессов при локальных поражениях головного мозга (Лурия, 1975).
В этом исследовании определены наиболее эффективные методы и приемы изучения А.Р. произведения Лурии. А именно аналитико-смысловые задания ориентированы на знание теоретико-методологических основ будущей профессиональной деятельности, способов и методов психолого-педагогической коррекции.
При ознакомлении со сложными научными идеями такой подход помогает преодолеть отрыв научного содержания от практической дефектологической реализации. В любом случае текст первоисточника помогает учащимся заметить, проанализировать, дополнить и сопоставить учебный материал с опытом клинического изучения.
Исследование показало, что в процессе подготовки специалистов по дефектологии А.Р. Лурии следует использовать не фрагментарно, а системно для формирования у студентов профессионального мышления, целостного видения сущности коррекционно-педагогической деятельности.
Ссылки
Ардила А., Ахутина Т. В. и Микадзе Ю. В. (2020). А.Р. Вклад Лурии в изучение мозговой организации языка. Современная Ревматология, 12(1), 4-12.
Денисова Р.Р., Калиниченко А.В. (2017) Профессиональная подготовка дефектологов: историко-педагогический аспект. Флинта: Наука.
Корсакова Н.К., Прахт Н.Ю. (2002). О принципе динамичности в концепции А.Р. Лурия (модель нормального старения) О принципе динамизма в концепции А.Р. Лурия (модель нормального старения). Вопросы психологии, (4), 96-100.
Лурия, А. Р. (2018a). Высшие корковые функции человека. Питер.
Лурия, А. Р. (2018b). Лекции по общей психологии. [Лекции по общей психологии]. Питер.
Лурия, А. Р. (2006). Основы нейропсихологии. Академия.
Лурия, А. Р. (2019). Потерянный и возвращенный мир (История одного ранения). Питер.
Лурия, А. Р. (2020a). Потерянный и возвращенный мир. Маленькая книжка о большой памяти. Маленькая книга о большой памяти. Питер.
Лурия, А. Р. (1947). Травматическая афазия. АМЧ СССР.
Лурия, А. Р. (1975). Функциональная организация мозга. Педагогика.
Лурия, А. Р. (1976). Рабочий мозг: введение в нейропсихологию. Книги пингвинов.
Лурия, А. Р. (2001). Этапы пройденного пути. Научная автобиография Этапы пройденного пути. Научная автобиография. МГУ.
Лурия, А. Р. (2020b). Язык и сознание. Питер.
Михайлов В.А., Коцюбинская Ю.В. В., Сафонова Н.Ю., Ананьева Н.И., Стулов И.К. (2019). Первичная прогрессирующая афазия. Неврология, Нейропсихиатрия, Психосоматика, 11(1), 4-11.
Нестик, Т. А. (2021). Социально-психологические предикторы и типы личностной долгосрочной ориентации. Психологический журнал, 42(4), 28-39.
Панферов В. Н., Микляева А. В. (2019). Принцип целостности в интеграции психологических знаний. Психологический журнал, 40(2), 5-14.
Цыганок А. А. (2019). Нейропсихолог в реабилитации и образовании. Теревинф.
Веракса А. Н., Гаврилова М. Н. и Бухаленкова Д. А. (2019). Взаимосвязь развития речи и исполнительной деятельности в дошкольном возрасте. Психологический журнал, 40(3), 64-76.
Журавлев А.Л., Почебут Л.Г. (2021). Направления и проблемы развития отечественной психологии в послевоенные годы (По материалам конференции в Ленинградском университете 1947 г.). Психологический журнал, 42(2), 88-97.
Информация об авторских правах
Об этой статье
Специальное образование | Британника
- Ключевые люди:
- Сэмюэл Гридли Хоу Хелен Келлер Лора Дьюи Бриджмен Энн Салливан Эдуард Сеген
- Связанные темы:
- образование специальный класс включение
См. весь связанный контент →
специальное образование , также называемое образованием с особыми потребностями , обучение детей, которые отличаются от среднего в социальном, умственном или физическом отношении до такой степени, что требуют изменения обычной школьной практики. Специальное образование предназначено для детей с эмоциональными, поведенческими или когнитивными нарушениями или с нарушениями интеллекта, слуха, зрения, речи или обучения; одаренные дети с развитыми академическими способностями; и дети с ортопедическими или неврологическими нарушениями. См. также глухота; слепота; расстройство речи; психическое расстройство; одаренный ребенок; детские болезни и расстройства; неспособность к обучению.
(Читайте эссе Арне Дункана «Британника» на тему «Образование: великий уравнитель»). отличался от нормы. В Средние века церковь стала первым учреждением, обеспечивающим уход за людьми с физическими или умственными недостатками, но развитие методов, связанных со специальным образованием, началось только в эпоху Возрождения, с ее упором на человеческое достоинство. В середине 1500-х годов Педро Понсе де Леон преуспел в обучении глухих учеников в Испании говорить, читать и писать; предполагается, что его методам следовал Хуан Пабло Бонет, опубликовавший в 1620 году первую книгу на эту тему. Это вызвало более широкий европейский интерес к образованию глухих. В Англии XVII века Джон Бульвер опубликовал отчет о своем опыте обучения глухих говорить и читать по губам, а во Франции подобную работу проводил Шарль-Мишель, аббат де л’Эпе (1712–1789 гг.).), которые изменили характер общения глухих и слабослышащих людей, превратив естественный язык жестов в систематический и общепринятый язык для более универсального использования. Его работа была разработана Рохом-Амбруазом Кукурроном, аббатом Сикаром, и положила начало ручной системе или безмолвному методу обучения людей с нарушениями слуха. В Германии Самуэль Хайнике экспериментировал с обучением глухих детей речи, а в XIX веке Фридрих Мориц Хилл (1805–1874 гг.), ведущий педагог для глухих, разработал этот метод в связи с концепцией, согласно которой образование должно быть связано с «здесь и далее». сейчас» ребенка, известный как «естественный метод». Так возник устный метод обучения, который со временем стал принятой практикой во всем мире.
Однако до конца 18 века не предпринималось серьезных попыток обучать или обучать людей с нарушениями зрения. Валентин Гаюи, известный как «отец и апостол слепых», открыл в Париже в 1784 году Национальный институт слепой молодежи (Institution Nationale des Jeunes Aveugles), первыми учениками которого стали 12 слепых детей. Новости об успехах Гаюи в обучении этих детей чтению вскоре распространились по другим странам. Впоследствии школы для слепых были открыты в Ливерпуле, Англия (179 г.1), Лондон (1799 г.), Вена (1804 г.), Берлин (1806 г.), Амстердам и Стокгольм (1808 г.), Цюрих, Швейцария (1809 г.), Бостон (1829 г.) и Нью-Йорк (1831 г.).
Научные попытки обучать детей с ограниченными интеллектуальными возможностями возникли благодаря усилиям Жана-Марка-Гаспара Итара, французского врача и отолога. В своей классической книге «Дикий мальчик из Аверона » (1807 г. ) он рассказал о своих пятилетних усилиях по обучению и воспитанию мальчика, которого нашли диким в лесах Аверона. Работа Итара с мальчиком стала известна тем, что она открыла возможности для обучения людей с умственными или эмоциональными нарушениями. Много лет спустя его ученик Эдуар Сеген, эмигрировавший из Франции в Соединенные Штаты в 1848 году, разработал образовательный метод, в котором для развития умственных процессов использовались физические и сенсорные действия. Опубликованные работы Сегена оказали влияние на Марию Монтессори, итальянского педиатра, которая стала педагогом и новатором уникального метода обучения умственно отсталых и культурно лишенных детей в Риме в 189 г.0-х и начала 1900-х годов. Ее подход делал упор на самообразование с помощью специально разработанных «дидактических материалов» для сенсомоторной тренировки; развитие чувств было лейтмотивом системы.
Специальное образование для людей с инвалидностью стало всеобщим в развитых странах к концу 20 века. Одновременно с этим развитием было выявлено два понятия индивидуальных различий: (1) «межиндивидуальные различия», которые сравнивают одного ребенка с другим, и (2) «внутрииндивидуальные различия», которые сравнивают способности ребенка в одной области со способностями ребенка. в других областях. Группировка детей в специальные классы основывается на представлении о межиндивидуальных различиях, но методы обучения каждого ребенка определяются внутрииндивидуальными различиями, т. е. способностями и недостатками ребенка.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчасВнедрение программ
Диагностические шаблоны
Дети с определенным видом инвалидности не обязательно образуют однородную группу, поэтому диагностика должна выходить за рамки простой классификации детей по их основному отклонению. Ребенок с церебральным параличом, например, имеет двигательную инвалидность, но может также обладать превосходным интеллектом или неспособностью к обучению. Следовательно, дети с определенными признаками нарушения — например, с церебральным параличом, глухотой или слепотой — должны быть тщательно обследованы, прежде чем их можно будет правильно отнести к определенной группе.
Для одаренных и умственно отсталых первичным критерием идентификации является индивидуально проводимый тест интеллекта (IQ). Дети с особенно высокими показателями (значения IQ выше 130 указывают на одаренность) или низкими (значения ниже 70 указывают на умственную отсталость) рассматриваются для участия в специальных программах. Решение принимают психологи, которые в большинстве случаев удостоверяют право ребенка на участие в таких программах. При проведении этих оценок психологи также учитывают другие критерии, такие как успеваемость в школе, личность и приспособленность ребенка к обычным классам.
Медицинские специалисты оценивают потребности детей с сенсорными, неврологическими или ортопедическими нарушениями. Детей с ограниченными способностями к обучению оценивают прежде всего психологи-педагоги-диагносты, которые с помощью образовательных и психологических диагностических тестов определяют потенциал ребенка к обучению и достижениям. Дополнительные диагнозы, поставленные медицинским, психологическим и другим персоналом, также помогают определить право ребенка на участие в специальных программах. Дети с поведенческими и эмоциональными нарушениями могут быть обследованы любым количеством специалистов, включая психиатров, клинических психологов, социальных работников и учителей.
Модели учебной адаптации
Цели специального образования аналогичны образовательным целям обычных детей; только методы их достижения различны. Предпринимаются усилия, например, научить всех детей с особыми потребностями (за исключением тех, кто вообще не может извлечь пользу из школьного опыта) чтению. Детям с нарушениями обучаемости и умственными способностями требуются длительные периоды интенсивного и более индивидуального обучения; для них процесс обучения может включать методы поддержания интереса, более активное участие и гораздо большее повторение аналогичного материала в разнообразной форме. Дети с тяжелыми сенсорными нарушениями (такими как глухота и слепота) должны научиться читать с помощью других модальностей чувств. Глухие люди учатся читать с помощью визуальных методов, а слепые учатся читать шрифт Брайля с помощью тактильных ощущений.
Детям с двигательными нарушениями практически не требуется академическая коррекция. Если у них нет дополнительных проблем, таких как трудности с обучением, умственная отсталость или нарушения речи (которые часто встречаются у детей с церебральным параличом), дети с двигательными нарушениями учатся так же, как и другие дети, и они могут следовать тем же материалам в классе. Однако необходимы специальные методы, чтобы помочь таким детям адаптироваться к окружающей среде и приспособить окружающую среду к их инвалидности. Инвалидные коляски, модифицированные столы и другие приспособления способствуют мобильности и работе с учебными материалами. Одним из наиболее важных аспектов обучения ортопедических инвалидов является установка, то есть подготовка детей к адаптации к миру за пределами классной комнаты и максимальное раскрытие их потенциала для ведения относительно нормальной жизни.
Детям с ограниченными возможностями обучения и детям с дефектами речи требуются высокоспециализированные методы, обычно на индивидуальной основе. Для детей с социальными и эмоциональными проблемами могут быть предоставлены специальные терапевтические и клинические услуги. Психотерапия и поведенческая терапия клиническими психологами, социальными работниками и психиатрами обычно являются частью образовательной программы. Академические учителя в этих классах делают упор на развитие личности, социальную адаптацию и привычки межличностных отношений. Для этой группы детей эти факторы являются предпосылкой академической успеваемости. Академическая работа, однако, иногда сама по себе терапевтична и всячески поощряется.
Схемы группирования
Специальные классы для детей с интеллектом выше среднего, с ограниченными умственными способностями, нарушениями зрения или слуха или с другими нарушениями существуют во многих школьных системах по всему миру. Этот тип организации позволяет детям посещать районные школы, которые предлагают специализированное обучение, например, коррекционные классы для учащихся, нуждающихся в дополнительной помощи. Напротив, «интернаты» принимают детей с особыми потребностями 24 часа в сутки, и обычно их посещают те, кто не может получить услуги в своем сообществе. Для одаренных учащихся специализированные программы, предлагаемые соседними школами, включают дополнительные классы, которые отличаются от обычной учебной программы (подход, известный как обогащение), и продвижение на уровне класса, связанное с успеваемостью (подход, известный как ускорение).
Растущая критика программ, разделяющих детей с особыми потребностями, побудила к усилиям по интеграции ребенка с особыми потребностями с другими детьми. Всемирная конференция по образованию для лиц с особыми потребностями: доступ и качество, состоявшаяся в 1994 г. в Саламанке, Испания, одобрила инклюзивное школьное образование во всем мире. По результатам этой конференции ЮНЕСКО было поручено пропагандировать проблемы специального образования среди учителей, документировать прогресс в различных регионах и между различными программами, а также поощрять исследования в области специального образования.