201 дефектолог Москвы, 203 отзыва
Кто такой дефектолог?
Найти подход к ребенку – это задача, которая стоит перед каждым детским врачом и учителем. Маленький человек – уже личность, поэтому к нему нужен персональный «ключик». Гораздо сложнее найти контакт с особенным ребенком. Речь идет о малышах с нарушением физического или умственного развития. Именно с ними и работает дефектолог. Его деятельность находится на стыке педагогики и медицины, поэтому ему необходимо ориентироваться не только в симптомах заболеваний, но и в методах общения с непростыми детьми.
Чем занимается специалист?
Деятельность дефектолога напрямую зависит от того, с какими именно малышами он работает. Выделяют несколько «разновидностей» дефектологии:
- сурдопедагогика – работа с детьми, страдающими серьезными нарушениями слуха;
- тифлопедагогика – помощь слепым или слабовидящим малышам;
- олигофренопедагогика – обучение детей с отклонениями умственной деятельности.
Порой к дефектологии относят и логопедию, хотя она связана исключительно с коррекцией нарушений речи.
Задача дефектолога – не только устранить или уменьшить имеющиеся у ребенка отклонения, но и, при необходимости, научить малыша жить максимально полной жизнью, перестать стесняться своего изъяна и чувствовать себя как можно более комфортно в обществе сверстников. Именно этот специалист должен настроить пациента на борьбу с недугом, объяснить, что болезнь не является чем-то фатальным, а регулярные занятия способны свести многие неприятные проявления к минимуму. Для этого дефектолог должен уметь находиться на одной ступени с ребенком, стереть все возрастные границы и заручиться полным его доверием.
Когда стоит обратиться к профессионалу?
Безусловно, чем раньше ребенок начнет заниматься с дефектологом, тем более удачным будет результат. Однако определить время консультации бывает непросто. Если нарушения зрения и речи педиатр может обнаружить у крохи на самом раннем этапе, то проблемы с умственным развитием проявляются несколько позже. Если вы заметили, что ребенок по каким-то причинам в положенном возрасте не начинает говорить или имеет какие-то проблемы с артикуляцией (заикается, неправильно произносит конкретные звуки, имеет плохую дикцию и т. д.), то его сразу же нужно отвести к логопеду. Порой бывает достаточно лишь нескольких занятий для полного устранения проблемы. Проблемы с психическим или умственным развитием также становятся очевидными для родителей. Если у вас возникли какие-то подозрения на этот счет, как можно скорее отведите малыша к специалисту.
Как стать дефектологом?
Получить высшее образование по выбранной специальности можно, в первую очередь, в педагогических вузах. Качественную подготовку специалистов проводят на дефектологическом факультете МПГУ. Выучиться на дефектолога можно и в других крупных московских вузах, например, МГПУ, МГППУ, МГОУ и др. Если у вас уже есть педагогическое или медицинское образование, то срок обучения может существенно сократиться.
Некоторые организации предлагают пройти краткосрочное обучение, занимающее лишь несколько месяцев. Такое образование нельзя считать полным, трудоустройство с подобным документом также весьма затруднительно.
Известные специалисты Москвы
Первые образовательные учреждения для слепых или глухонемых появились в России в начале XIX века. Однако научные исследования таких отклонений начались ближе к середине столетия. Долгое время на первом плане стоял воспитательный аспект. Одним из первых ученых, обратившихся к вопросу дефектологии, стал Г.И. Россолимо. Некоторые работы он создал в соавторстве с Н.П. Постовским. В течение нескольких лет в Москве даже существовал Педагогический институт детской дефективности под руководством В.П. Кащенко. После многочисленных реорганизаций он стал одним из факультетов МГПИ. Велика роль в развитии науки и легендарного ученого Л.С. Выготского.
Союз Дефектологов
Приглашаем вас в профессиональное сообщество — Союз дефектологов.
Союз консолидирует в своих рядах общественные, общественно-профессиональные, образовательные организации, а также специалистов в области образования лиц с особыми образовательными потребностями и родительские общественные организации.
Президент Союза дефектологов — профессор кафедры логопедии Института детства МПГУ, д.п.н.
Татьяна Борисовна Филичева.
Среди членов Президиума Союза – Т.В. Волосовец, В.В. Воронкова, И.В. Евтушенко, В.З Кантор, Л.М. Кобрина, И.Ю. Левченко, С.А. Морозов, О.Г. Приходько, Т.В. Туманова, А.М. Царев, Е.А. Ямбург, другие известные специалисты, имеющие большой стаж научной и практической деятельности в различных направлениях дефектологии.
Союз создан в целях развития системы образования лиц с особыми образовательными потребностями, представления и защиты профессиональных интересов специалистов, работающих с данной категорией лиц и осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.
Дефектологи (логопеды, олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, специалисты, работающие с РАС и другие), психологи, научные работники, профессорско-преподавательский состав профильных ВУЗов, сотрудники ППМС-Центров, родительские сообщества — все получают возможность непосредственно участвовать в развитии дефектологической науки, совершенствовать свое профессиональное мастерство и обмениваться опытом.
Вступление в наши ряды – это выражение вашей солидарности с предметом и целями Союза, готовность соблюдать Устав и принимать личное участие в деятельности Союза.
Члены Союза получают возможность:
- быть в курсе актуальных событий в профессиональной сфере;
- участвовать во всех значимых мероприятиях научного и прикладного характера на территории РФ c получением сертификата (конференции, образовательные вебинары, курсы повышения квалификации) на льготных условиях;
- размещать публикации в журналах «Логопедия сегодня», «Коррекционная педагогика: теория и практика», изданиях ведущих педагогических вузов, входящих в перечень ВАК, на льготных условиях;
- иметь полный доступ к видеоматериалам и статьям, размещаемым на нашем сайте;
- участвовать в принятии решений, связанных с совершенствованием профессиональной деятельности учителя-дефектолога, системы образования лиц с особыми образовательными потребностями в целом;
- участие в деятельности Союза является бонусом при аттестации педагогических работников
Условия вступления физических лиц представлены на сайте https://souz-defectology. ru/ , где также доступны необходимые специалистам материалы учебно-методического и научного характера, нормативные документы. Юридические лица, образовательные организации заключают с Союзом договор, образец которого размещен на сайте. Приглашаем вас к активному участию в жизни Союза, ждем ваши вопросы, предложения, материалы, представление лучших практик, информацию о проведенных и планируемых мероприятиях (уровня не ниже регионального, с целью создания сводного общероссийского календаря). Очень рассчитываем, что специалисты и руководители образовательных организаций окажут активное содействие в создании региональных общественно-профессиональных ассоциаций, отделений Союза, без которых невозможна эффективная работа в общероссийском масштабе.
научных идей и постулатов А.Р. Теория Лурии в обучении профессиональных дефектологов
Abstract
Актуальность исследования обусловлена важностью изучения идей и положений теории Александра Романовича Лурии (1902-1977) в процессе профессиональной подготовки дефектологов в вузе.
А.Р. Лурия — автор многих работ по мозговой организации речи и афазии, опубликованных даже за рубежом. Основное внимание в исследовании уделяется возможностям использования теоретических и практических положений А.Р. Лурии в дефектологическом образовании и обоснование методических приемов проведения такого исследования. В статье подробно не рассматривается все многообразие идей А.Р. Научная школа Лурии. Акцент сделан на положениях о мозговой организации речи и речевой системе, гибкой и способной к изменениям. Приоритетным является широкое использование методологической, гуманистической, мировоззренческой стороны его концепций, влияющих на формирование у студентов конкретных компетенций и профессиональной деятельности будущего специалиста-дефектолога. В данной работе использовались такие методы исследования, как теоретические (анализ литературы, обобщение, сравнение и т.п.) и практические (наблюдение, опрос). В ходе исследования выявлены эффективные методы и приемы А.Р. Лурии, наполненные аналитико-смысловым характером, акцентирующие внимание на теоретико-методологическом фундаменте будущей профессиональной деятельности, а также на способах и методах психолого-педагогической коррекции лиц с ограниченными возможностями (конкретные возможности здоровья).Ключевые слова: теория А.Р. Лурии, дефектология, дефектологическое образование, профессиональная подготовка
Введение
В изменившихся условиях профессиональной подготовки дефектологов все большее внимание уделяется формированию у будущих специалистов метапредметных компетенций, работающих на перспективу. Они также развивают специфические компетенции, что позволит учителю сочетать индивидуальный и комплексный подходы в конкретной образовательной системе в связи с увеличением числа лиц с ограниченными возможностями здоровья со сложной дефектной структурой (Денисова, Калиниченко, 2017; Нестик, 2021).
На наш взгляд, необходимо обновить систему профессиональной подготовки дефектологов в соответствии с новыми профессиональными образовательными стандартами. Достижению этой цели могли бы способствовать фундаментальные идеи в образовательном процессе и ведущие концепции ученых общей психологии, педагогики, дефектологии, нейропсихологии, афазиологии (Ardila et al. , 2020; Luria, 2018б).
Имя Лурии (1976) занимает значительное место среди исследователей. Он автор многочисленных работ по мозговой организации речи и афазии. Его произведения публиковались одновременно на русском и английском языках, причем нередко зарубежные издания опережали отечественные.
Несомненный А.Р. Вклад Лурии в теоретические основы мировой и отечественной педагогики и психологии ХХ века общепризнан. Поэтому использование А.Р. Научные труды Лурии соответствуют современным стандартам профессиональной подготовки и способствуют формированию целостной системы педагогических знаний в специальном образовании студентов (Корсакова, Прахт, 2002; Веракса и др., 2019).
Будущий дефектолог станет активным участником воспитательных отношений. Он будет задействован в практической деятельности и продемонстрирует владение конкретными методами и сценариями психолого-педагогического сопровождения взрослых и детей с разнообразными множественными отклонениями в развитии. Ему предстоит проявить себя как исследователь и активно развивать исследовательские направления коррекционно-образовательного процесса. Все это обусловлено преимущественно методической грамотностью и компетентностью специалиста в области восстановления высших психических функций лиц с ограниченными возможностями здоровья (Лурия, 2020б; Цыганок, 2019).; Журавлев, Почебут, 2021).
На эти вопросы обращали внимание различные авторы (Ардила и др., 2020; Денисова, Калиниченко, 2017; Веракса и др., 2019; Журавлев, Почебут, 2021). Отечественные ученые единодушно стоят на теоретических позициях культурно-исторической концепции Л. С. Выготского (Ардила и др., 2020; Денисова, Калиниченко, 2017; Лурия, 1947; Михайлов и др., 2019; Веракса и др., 2019). Согласно ему, только усвоение социального опыта способствует высшим психическим функциям. В связи с этим постулаты А.Р. Теория Лурии о мозговой организации речи и специфическом вкладе различных отделов мозга в речевую систему, способную к пластическим изменениям, имеет важное значение для широкого использования в процессе профессиональной подготовки.
Постановка проблемы
Учитывая высокую актуальность и недостаточную разработанность изучаемого вопроса, мы определили основную проблему исследования. Выявить возможности использования теоретических и практических положений теории российского ученого Александра Романовича Лурии в области афазиологии при изучении отдельных дисциплин бакалавриата и магистратуры в области специального (дефектологического) образования.
Исследовательские вопросы
Важнейшим методическим принципом профессиональной подготовки дефектологов является использование классики дефектологической науки. Несмотря на широкое распространение А.Р. Лурии, нет четкого мнения, на какие постулаты опираться и как их функционально использовать в контексте профессионального образования.
В фундаментальных монографиях по мозговой организации речи и афазии А.Р. Лурия проанализировал две области. Они представляют собой развитие и процесс распада локальных поражений головного мозга.
Он заявил, что это «исследование осуществило одну из моих прежних целей и открыло новые научные проблемы, такие как афазия и раннее развитие детей, которые заняли центральное место в моей последующей работе» (Лурия, 2001, стр. 13).Клинический опыт позволил ученым тщательно изучить симптомы трех основных типов афазии, выявленных в 20-30-х годах ХХ века.
В книге «Травматическая афазия», изданной в 1947 г., автор обобщает результаты решения этих проблем. Эта научная работа заставила А.Р. Лурия всемирно известный ученый. Автор по-новому рассмотрел симптомы афазических расстройств, что, несомненно, стало достижением отечественной научной мысли. Психологические и психофизиологические исследования, посвященные патогенезу мозговой деятельности, вошли в несколько основных клинических концепций. Обоснование автором восстановительных терапевтических приемов, сыгравших решающую роль при травматической афазии, способствовало значительному продвижению учения об афазии и внедрению логики в некоторые сложные вопросы афазиологии (Лурия, 1947).
По словам самого Лурии (2019), одним из его выдающихся научных наследий является книга «Потерянный и возвращенный мир», изданная в 1971 году. Не менее А.Р. Известным трудом Лурии является монография «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях головного мозга». Она многократно переиздавалась (1962, 1969, 2018 гг.) и включает результаты изучения факторов, лежащих в основе нарушений функций головного мозга и высших психических процессов. Ряд наблюдений и результатов диагностики помогли А.Р. Луриа определяют пути компенсации высших психических процессов. Он писал, что «очаговое поражение головного мозга, как правило, никогда не сопровождается полной потерей функций, а чаще приводит к его дезорганизации, в результате чего он проявляется лишь в измененном виде» (Лурия, 2018а, с. 29; Панферов, Микляева, 2019).
А.Р. Лурия систематически углублял представление о динамической локализации психических функций головного мозга человека, являющееся основным в обучении дефектологии. Он заявил:
Кора головного мозга не состоит из отдельных «депо» сенсорных и моторных образов, связанных друг с другом ассоциативной связью. Она представляет собой рабочую совокупность отдельных систем, каждая из которых представляет собой систему частичной интеграции отдельных сенсорных или моторных процессов. Этот принцип обеспечивает создание тех первичных синтезов, без которых не может быть построена ни фазическая, ни смысловая сторона речевой деятельности. (Лурия, 19 лет47, стр.64)
Термин «динамическая локализация психических функций» означает, что одни и те же отделы центральной нервной системы вступают в динамическое взаимодействие при выполнении психических функций, меняя свое положение и роль. В этом реализуется принцип биологической экономии психической деятельности.
Кроме того, в своей научной работе «Функциональная организация головного мозга» автор провел синдромный анализ системной организации психических процессов, выделил три основных функциональных блока, участие которых необходимо для осуществления любой мыслительной деятельности ( Лурия, 19 лет75; Михайлов и др. , 2019).
Еще один выдающийся и известный А.Р. Исследование Лурии, опубликованное в 1973 году, называлось «Основы нейропсихологии». Книга вышла за рубежом под названием «Рабочий мозг: Введение в нейропсихологию». Первое издание книги называлось «Рабочий мозг», или «Активный мозг», но автор изменил название на «Основы нейропсихологии», решив, что оно лучше отражает содержание работы. Книга представляла собой учебный курс, центральное место в котором занимали различные нейропсихологические понятия и термины, накопленные Лурией (2006) в ходе изучения им такой области отечественной науки, как нейропсихология.
Эти факты подчеркивают необходимость профессиональной подготовки дефектологов и более глубокого методологического изучения вопросов мозговой организации сложных форм психической деятельности, намеченных А.Р. Лурия. В нашей статье мы выдвигаем на первый план мысль о том, что изучение научных концепций А.Р. Лурии в процессе профессионального образования способствует формированию профессионального мышления, методологической и дефектологической культуры будущего специалиста.
Цель исследования
Исследование проведено в Благовещенском государственном педагогическом университете, г. Благовещенск, Амурская область. Его целью было выявление методологических приемов и средств использования теоретических и практических положений А.Р. Теория Лурии в афазиологии в профессиональной подготовке дефектологов.
Новизна данной работы представлена значительным томом А.Р. Первоисточники Лурии изучались студентами. Это в значительной степени способствовало углублению знаний студентов по афазиологии и обоснованию методических приемов ведения этой работы.
Методы исследования
Выборку нашего исследования составилистуденты бакалавриата и магистратуры Благовещенского государственного педагогического университета по специальности «Специальное (дефектологическое) образование».
Предметом исследования явилось выявление возможности использования положений теории Александра Романовича Лурии в афазиологии в профессиональной подготовке дефектологов.
При проведении исследования использовались как теоретические (анализ литературы, обобщение, сравнение и т.п.), так и практические (наблюдение, опрос) методы исследования.
Находки
Определив выборку, мы изучили учебные программы учебных дисциплин направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» и определили темы спецкурсов. В ходе эксперимента необходимо было использовать теоретические и практические положения А.Р. Лурии: «Понятие об афазии», «Этиология афазии», «Классификации афазии», «Патогенез и симптомы различных форм афазии», «Восстановительное обучение при различных формах афазии», «Нейролингвистический подход». к проблемам речевых расстройств», «Учение А. Р. Лурии о трех функциональных блоках головного мозга», «Исследование состояния высших психических функций при афазии» и др.
Классификация форм афазии помогает студентам-дефектологам получить базовые знания по афазиологии. Ссылаясь на работу «Травматическая афазия», в которой А. Р. Лурия дает свою классификацию этого расстройства, помогает студентам выявить особенности порока и методы восстановительной терапии. В них рассматриваются авторские принципы, лежащие в основе различных форм афазии, такие как анализ топически ограниченного поражения головного мозга и выявление факторов, лежащих в основе всего комплекса нарушений, протекающих с локальным поражением головного мозга (Лурия, 1947).
Выявление научных подходов и рациональных направлений практической деятельности отражает социально-ориентированную функцию дефектологического образования и формирует мыслительные способности будущих специалистов. Более того, работа с первоисточниками учит студентов самостоятельно приобретать профессиональные знания.
Мы считаем крайне важным мотивировать учащихся к изучению содержания первоисточников. Книга «Основы нейропсихологии» послужила источником для анализа структурно-функциональной модели мозга как субстрата психических процессов. Кроме того, эти материалы позволили детально повторить психологическую структуру и мозговые механизмы отдельных психических процессов, таких как восприятие, внимание, речь, память и тому подобное (Лурия, 2006).
Следует отметить, что в работе с А.Р. Первоисточники Лурии, мы использовали самые разные приемы и задачи. Зарекомендовали себя логическое моделирование, составление конспекта первоисточника, выделение основных проблем и идей (раздел, глава), вопросы и ответы для проверки понимания, составление карточек для систематизации материала, ознакомление с историей первоисточника и некоторые другие приемы. чтобы быть эффективными, и их стоит практиковать и запоминать. Эти методы и приемы позволяют студентам понять суть своей будущей профессии. Они также могут уточнить требования к деятельности, стимулировать развитие коммуникативных навыков, способствовать самостоятельности и осознанию пространства для будущего профессионального роста.
Проанализировав опыт использования этих методов и приемов в профессиональной подготовке дефектологов, мы пришли к выводу, что их можно отнести к аналитико-смысловой группе. Они не просто зацикливаются на научных идеях и основных положениях. Они помогают понять суть деятельности, построить представление о коррекции и восстановлении высших психических функций людей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, изучение корковых функций головного мозга и вопросов мозговой организации сложных форм психических процессов лиц с ограниченными возможностями здоровья составляет основу теоретических знаний, совместно с методом определения практических мероприятий по восстановительному обучению.
Помимо большого объема научной информации, отражающей работу с терминами, классификациями, научными подходами, А.Р. Работы Лурии содержат уникальный материал о клиническом опыте ученого в годы Великой Отечественной войны. Итак, книга «Затерянный и возвращенный мир» — это история человека, получившего локальные повреждения головного мозга в результате пулевого ранения. Речь идет о раненом лейтенанте в левую теменную область головы. Пуля вошла глубоко в мозг, но не была извлечена (Лурия, 2020а).
Студенты проанализировали клиническую картину вызванных пулей нарушений и последствий, связанных с потерей памяти, профессиональных навыков и способности к обучению. «Мир его слов распался, и он стал жить в мире чужих, незнакомых слов, которые было так трудно запомнить и значение которых было так трудно понять» (Лурия, 2019, с. 19).
Изучение таких примеров позволило не только проанализировать нейропсихологические подходы, но и определить целесообразность и эффективность коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной работы с детьми и взрослыми. Это также расширяло мировоззрение и гуманистически ориентировало учащихся в будущей профессии.
Анализ полученных данных обусловил решение выяснить отношение студентов к работе с первоисточниками, например, А.Р. произведения Лурии. С этой целью ежегодно в течение 2013-2020 гг. проводилось анкетирование студентов бакалавриата и магистратуры. Результаты приведены ниже. На вопрос о желании продолжить изучение первоисточников положительно ответили 54% респондентов. Эффективность и результативность этой работы отметили 67% студентов; О желании начать коррекционно-реабилитационную деятельность заявили 78% учащихся. Несмотря на положительные результаты опроса, следует отметить, что в настоящее время большой проблемой является низкий уровень подготовленности абитуриентов, поступающих на дефектологические специальности.
Заключение
Российский нейропсихолог А.Р. Работы Лурии ценны для профессионального образования дефектологов. Принципиальные положения, сформулированные А.Р. Лурия и его последователи являются основными для студентов-дефектологов при изучении афазиологии. К ним относятся учение о трех основных функциональных блоках мозга, необходимых для всякой мыслительной деятельности, и изучение нарушений высших психических процессов при локальных поражениях головного мозга (Лурия, 1975).
В этом исследовании определены наиболее эффективные методы и приемы изучения А.Р. произведения Лурии. А именно аналитико-смысловые задания ориентированы на знание теоретико-методологических основ будущей профессиональной деятельности, способов и методов психолого-педагогической коррекции.
При ознакомлении со сложными научными идеями такой подход помогает преодолеть отрыв научного содержания от практической дефектологической реализации. В любом случае текст первоисточника помогает учащимся заметить, проанализировать, дополнить и сопоставить учебный материал с опытом клинического изучения.
Исследование показало, что в процессе подготовки специалистов по дефектологии А.Р. Лурии следует использовать не фрагментарно, а системно для формирования у студентов профессионального мышления, целостного видения сущности коррекционно-педагогической деятельности.
Ссылки
Ардила А., Ахутина Т. В. и Микадзе Ю. В. (2020). А.Р. Вклад Лурии в изучение мозговой организации языка. Современная Ревматология, 12(1), 4-12.
Денисова Р.Р., Калиниченко А.В. (2017) Профессиональная подготовка дефектологов: историко-педагогический аспект. Флинта: Наука.
Корсакова Н.К., Прахт Н.Ю. (2002). О принципе динамичности в концепции А.Р. Лурия (модель нормального старения) О принципе динамизма в концепции А.Р. Лурия (модель нормального старения). Вопросы психологии, (4), 96-100.
Лурия, А. Р. (2018a). Высшие корковые функции человека. Питер.
Лурия, А. Р. (2018b). Лекции по общей психологии. [Лекции по общей психологии]. Питер.
Лурия, А. Р. (2006). Основы нейропсихологии. Академия.
Лурия, А. Р. (2019). Потерянный и возвращенный мир (История одного ранения). Питер.
Лурия, А. Р. (2020a). Потерянный и возвращенный мир. Маленькая книжка о большой памяти. Маленькая книга о большой памяти. Питер.
Лурия, А. Р. (1947). Травматическая афазия. АМЧ СССР.
Лурия, А. Р. (1975). Функциональная организация мозга. Педагогика.
Лурия, А. Р. (1976). Рабочий мозг: введение в нейропсихологию. Книги пингвинов.
Лурия, А. Р. (2001). Этапы пройденного пути. Научная автобиография Этапы пройденного пути. Научная автобиография. МГУ.
Лурия, А. Р. (2020b). Язык и сознание. Питер.
Михайлов В.А., Коцюбинская Ю.В. В., Сафонова Н.Ю., Ананьева Н.И., Стулов И.К. (2019). Первичная прогрессирующая афазия. Неврология, Нейропсихиатрия, Психосоматика, 11(1), 4-11.
Нестик, Т. А. (2021). Социально-психологические предикторы и типы личностной долгосрочной ориентации. Психологический журнал, 42(4), 28-39.
Панферов В. Н., Микляева А. В. (2019). Принцип целостности в интеграции психологических знаний. Психологический журнал, 40(2), 5-14.
Цыганок А. А. (2019). Нейропсихолог в реабилитации и образовании. Теревинф.
Веракса А. Н., Гаврилова М. Н. и Бухаленкова Д. А. (2019). Взаимосвязь развития речи и исполнительной деятельности в дошкольном возрасте. Психологический журнал, 40(3), 64-76.
Журавлев А. Л., Почебут Л. Г. (2021). Направления и проблемы развития отечественной психологии в послевоенные годы (По материалам конференции в Ленинградском университете 1947 г.). Психологический журнал, 42(2), 88-97.
Информация об авторских правах
Об этой статье
Успехи в истории психологии
Общие, Журналистика, детские исследования, образование, норма, патология, педагогика, Россия Джейси Янг
Недавно опубликованная статья Энди Байфорда (слева) «Несовершенный ребенок в России начала двадцатого века» может представлять интерес для читателей AHP. В настоящее время статья находится в открытом доступе в журнале История образования . В аннотации:
В статье обсуждается роль, которую концептуализация детского «несовершенства» сыграла в подъеме и падении российской «детской науки» между 19 и 19 вв.00-е и 1930-е годы. Опираясь на представления Жоржа Кангилема о «нормальном» и «патологическом», в статье анализируются практики диагностики субнормальности и патологии у российского детского населения в позднецарскую и раннесоветскую эпохи. Сначала исследуются конкурирующие между собой нормативные режимы, формировавшие категоризацию «несовершенства» среди детей России в контексте ускоренной, но амбивалентной модернизации империи в 1900–1910-х годах. Затем в нем показано распространение этой диагностики в первое десятилетие или около того советского режима после смещения акцента с начала XIX в.«ребенок-правонарушитель» 20-х гг. до «массового ребенка» конца 1920-х гг. Статья завершается обсуждением возникновения в этот же период в России направления медиканизированного специального образования, известного как «дефектология». Утверждается, что дисциплинарная специфика дефектологии кристаллизовалась в 1936 г. вокруг преднамеренно ограничительного понятия «несовершенства», понимаемого как индивидуализированное и клинически установленное патологическое «нарушение». Последняя концептуализация закрепилась на пике сталинизма как стратегическое противодействие экспансивному течению, в котором диагностика и концептуализация детского «несовершенства» происходили в течение первых трех десятилетий двадцатого века в контексте замечательного подъема детского развития. учиться в этот период.
Общий, Журналы, аутизм, ребенок, этнология, психологический тест, Россия, Южная Африка, стресс, Вольфганг Кёлер, Джейси Янг
Выпуск журнала History of the Human Sciences за октябрь 2014 г. опубликован в сети. Среди статей, включенных в этот номер, есть статьи, посвященные взаимоотношениям психологии и этнологии, роли ментальных тестов в российской детской науке и Психологическому институту Южно-Африканской Республики Вахби Лонга (справа). Полные названия, авторы и аннотации следуют ниже.
«Об отношениях между этнологией и психологией в историческом контексте», Густав Яхода. Аннотация гласит:
С тех пор, как появились записи, отчеты о других народах, их учреждениях и обычаях включали комментарии об их психических характеристиках. В настоящей статье эта особенность прослеживается с 18 века примерно до Первой мировой войны с кратким очерком более поздних событий. На протяжении большей части этого периода преобладали две противоположные позиции: доминирующая приписывала человеческие различия «расе», а другая объясняла их психологическими, экологическими и историческими факторами. Настоящее изложение сосредоточено на последних, в том числе на тех, кто утверждал «психическое единство человечества». В целом показано, что с раннего периода, когда письменность почти полностью основывалась на вторичных источниках, до начала эмпирических исследований этнологические теории были неразрывно связаны с психологическими проблемами.
«Умственный тест как пограничный объект в российской детской науке начала ХХ века», Энди Байфорд. Аннотация гласит: Продолжить чтение Новый HHS : Психология и этнология, Психические тесты в России и многое другое! →
Блоги, Книги, Общее, НовостиАПА, ребенок, секс, подросток Кристофер Грин
Психологи определенного возраста (примерно старше 40 лет) могут вспомнить значительный общественный спор, разгоревшийся в 1998 году по поводу статьи, опубликованной в Психологический бюллетень ( 124 , 22-53), озаглавленный «Метааналитическое исследование предполагаемых свойств сексуального насилия над детьми с использованием выборок колледжей». Статья, написанная Брюсом Риндом, Филипом Тромовичем и Робертом Баузерманом, выступила против широко распространенного мнения о том, что сексуальное насилие над детьми всегда травмирует и наносит ущерб. Вместо этого авторы написали, что «самоотчетные реакции и последствия CSA [сексуальное насилие над детьми] показали, что негативные последствия не были ни всеобъемлющими, ни типично интенсивными, и что [эти] мужчины реагировали гораздо менее негативно, чем женщины…. Основные представления о CSA среди населения в целом не получили поддержки». Статья вызвала бурю протестов, в первую очередь со стороны консервативных членов Конгресса США, которые осудили статью и подняли мрачные шумы, говоря о том, что в ответ на нее сокращают финансирование поведенческих исследований. Американская психологическая ассоциация изо всех сил старалась ограничить ущерб, одновременно пытаясь не показаться поддающейся открытому политическому давлению (см. комментарий Скотта О. Лилиенфельда в 2002 г.0189 Американский психолог ).