К активным формам воображения относятся: Примеры активного воображения. Сновидения и фантазии. Анализ и использование

Содержание

Воображение. Виды воображения — презентация онлайн

1. ВООБРАЖЕНИЕ

— это
познавательный психический
процесс создания новых
представлений на основе
имеющегося опыта, то есть
процесс преобразующего
проецирования действительности.

3. Как работает воображение?

Для возникновения нового образа необходимо:
— детерминированность ранее образованных систем нервных
связей характером ранее воспринятых предметов
— распад систем этих нервных связей — диссоциация
— образование новых соединений нервных связей —
бисоциация (момент неожиданного столкновения идей,
образов, которые лежат в совершенно разных плоскостях и
обычно не пересекаются; условием для возникновения
бисоциации является нестереотипное мышление)
Воображение развивается с помощью трудовой деятельности и
обретает мастерский уровень при творческой деятельности.

4. Виды воображения:

Виды
воображения
по степени волевых усилий
Преднамеренное
(произвольное)
Воссоздающее
Творческое
Мечта
по степени активности
Непреднамеренное
(непроизвольное)
Грезы
активное
пассивное
Сновидения
Галлюцинации
Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли,
по собственному желанию вызывает у себя соответствующие
образы.
Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно,
помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение – в нем действительность
сознательно конструируется человеком, а не просто механически
копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же
творчески преобразуется.
Репродуктивное воображение – ставится задача
воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь
также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше
напоминает восприятие или память, чем творчество.
Если произвольное, или активное,
воображение преднамеренно, т.е. связано с
волевыми проявлениями человека, то пассивное
воображение может быть преднамеренным и
непреднамеренным. Преднамеренное
пассивное воображение создает образы, не
связанные с волей. Эти образы получили название
грез.
Непреднамеренное пассивное
воображение наблюдается при ослаблении
деятельности сознания, его расстройствах, в
полудремотном состоянии, во сне и т. д. Наиболее
показательным проявлением пассивного
воображения являются галлюцинации, при которых
человек воспринимают несуществующие объекты.
— как это следует из
названия — предназначено для воссоздания в сознании представления о реальном
объекте по его описанию. Для качественного воссоздающего воображения
характерно максимально полное соответствие описанию. Человек, сам того не
замечая, очень часто задействует воссоздающее воображение.
Наиболее активно воссоздающее воображение работает во время чтения
художественной литературы. На работу воображения большое влияние оказывает
жизненный опыт и знания человека. Материалом или входящей информацией для
воссоздающего воображения может быть не только текст, но и рисунок, схема,
чертеж. В этом случае успешность и качество воссоздания образа во многом
определяется способностями человека к пространственному воображению и
опытом чтения схем и чертежей.
Творческое воображение характеризуется тем, что
человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся
образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и
выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как
и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его
проявления человек использует свой предшествующий опыт.
Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь
отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они
не просто фотографически копируют жизнь, а создают художественные
образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и
обобщенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражаются личность
писателя, художника, его мировоззрение, понимание окружающей
жизни, особенности присущего ему художественного стиля.
— это процесс воображения, не включенный в творческую
деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного
продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического
изобретения и т.д. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на
будущую деятельность, на желаемое будущее. В мечте может быть даже
воображение воображения. Художник, например, может мечтать о том, как он
придумывает, как рисует великий шедевр, какие муки творчества он испытывает,
какие чувства у зрителей будет вызывать эта картина. У каждого человека свои
мечты, и порою очень вычурны и несуразны. Не случайно в английском языке
слово «dream» обозначает и сон, и мечту.
Мечта имеет несколько видов. Чаще всего человек строит планы в отношении
будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае
мечта является активным, произвольным, сознательным процессом. Это один вид
мечты.
Другой вид мечты бывает в тех случаях, когда она выступает в качестве
замещения деятельности или даже психологической защиты. Такие мечты навсегда
остаются только мечтами. Одна из причин этого явления, как правило,
заключается в тех жизненных неудачах, которые они постоянно терпят. В
результате ряда неудач человек отказывается от исполнения своих планов.
Грезы — вид произвольного воображения, похожий на мечту.
Если в мечте человек рисует образы желаемого будущего, то в своих
грезах человек рисует альтернативное настоящее. Например, школьник,
которого только что обидели старшеклассники, может грезить о том, что
было бы, если бы он пришел сейчас в школу со своим, ручным львом, как
его тогда все боялись бы. Мечты и грезы часто перетекают друг в друга.
Грезы в каком-то смысле можно рассматривать как мечту о настоящем
или даже мечту о прошлом.
Часто бывает, особенно у людей с хорошо развитым воображением, что
грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической
жизни личности. Это уже может свидетельствует об определенных
нарушениях в психологическом здоровье. Преобладание грез в
психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной
действительности, социальной изоляции, уходу в выдуманный мир. Этот
уход в свою очередь начинает тормозить психическое и социальное
развитие этого человека, что еще больше может углубить социальную
дезадаптацию, что в свою очередь может повысить потребность уйти в
мир грез. Возникает, таким образом, порочный круг, из которого часто без
посторонней помощи выйти не получается.
можно отнести к разряду
пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени
преобразования действительности они могут быть или
репродуктивными или продуктивными. Иван Михайлович
Сеченов называл сновидения «небывалой комбинацией бывалых
впечатлений», а современная наука полагает, они отражают
процесс перевода информации из оперативной в
долговременную память. Другая точка зрения заключается в том,
что в сновидениях человека находят выражение и
удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые
в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной
жизни.
— пассивные и
непроизвольные формы воображения. По
степени преобразования действительности чаще
всего бывают продуктивными. Галлюцинациями
называют фантастические видения, не имеющие
явной связи с окружающей человека
действительностью. Обычно галлюцинации
являются результатом каких-то нарушений
психики или воздействием на мозг
лекарственных или наркотических веществ.

13. Способы создания образов воображения: 1.Агглютинация — предполагает «склеивание» различных качеств, свойств, частей,

1.Агглютинация — предполагает «склеивание» различных качеств,
свойств, частей, несоединимых в повседневной жизни.(Так строятся
сказочные образы: пегас, русалка, избушка на курьих ножках).
2.Гиперболизация — изменение количества частей или их смещение,
существенное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его
частей, которое приводит к качественно новым свойствам. ( многорукие
богини в индийской мифологии, змей горыныч и т. д.)
3.Схематизация-когда представления сливаются, различия
заглаживаются, а черты сходства выступают на первый план.(создание
художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира)
4. Акцентирование — выделение характерной детали в создаваемом
образе (дружеский шарж, карикатура).
5 Типизация- выделение существенного, повторяющегося в однородных
фактах и воплощение его в конкретном примере. (в худ. литературе, живописи,
скульптуре). Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в
себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем.
Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются
типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.
1 Представление действительности в образах, что дает возможность
пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми
предметами.
2 Формирование внутреннего плана действий (создание образа
цели и нахождение способов ее достижения) в условиях
неопределенности.
3 Участие в произвольной регуляции познавательных процессов
(управление воспоминаниями).
4 Регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге,
визуализации и др.).
5 Основа для творчества – как художественного (литература,
живопись, скульптура), так и технического (изобретательство)
6 Создание образов, соответствующих описанию объекта ( когда
человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или
читал).
7 Продуцирование образов, которые не программируют, а
заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную
реальность).
Существуют различные виды творчества: научное, техническое, литературное, художественное и др.
Ни один из этих видов не возможен без участия воображения. В своей основной функции —
предвосхищении того, что еще не существует, оно обуславливает возникновение интуиции, догадки,
озарения как центрального звена творческого процесса. Ученому воображение помогает увидеть
изучаемое явление в новом свете. В истории науки есть множество примеров возникновения образов
воображения, реализованных впоследствии в новые идеи, великие открытия и изобретения.
Английский физик М. Фарадей, изучая взаимодействие проводников с током на расстоянии,
представлял себе, что они окружены невидимыми линиями как щупальцами. Это привело его к
открытию силовых линий и явлений электромагнитной индукции. Немецкий инженер
О. Лилиенталь долго наблюдал и анализировал парящий полет птиц. Возникший в его воображении
образ искусственной птицы послужил основой изобретения планера и первого полета на нем.
Создавая литературные произведения, писатель реализует в слове образы своего эстетического
воображения. Их яркость, широта и глубина охватываемых ими явлений действительности
ощущается впоследствии читателями, и вызывают у них чувства сотворчества. Л. Н. Толстой писал в
своих дневниках, что “при восприятии подлинно художественных произведений возникает иллюзия
того, что человек не воспринимает, а творит, ему кажется, что это он произвел такую прекрасную
вещь”.
Велика роль воображения и в педагогическом творчестве. Его специфика состоит в том, что
результаты педагогической деятельности проявляются не сразу, а через какое-то, иногда длительное
время. Представление в виде модели формируемой личности ребенка, образа его поведения и
мышления в будущем определяет выбор методов обучения и воспитания, педагогических
требований и воздействий.
У всех людей способности к творчеству разные. Их формирование определяется большим числом
разного рода аспектов. К ним относятся врожденные задатки, деятельность человека, особенности
окружающей среды, условия обучения и воспитания, влияющие на развитие у человека
особенностей психических процессов и качеств личности, способствующих творческим
достижениям.

16. Как развивать воображение


Воображение развивается в игре, особенно
в тех ее видах, где человек как бы
выполняет определенную роль.
Воображение развивается при чтении
книг.
Для развития воображения важны
жизненный опыт и широкий круг знаний..
В творческих видах труда — наука,
литература, искусство, инженерия и т.п.,
развитие воображения, естественно,
происходит в занятиях данными видами
деятельности. В аутогенной тренировке
нужный результат достигается путем
специальной системы упражнений,
которые нацелены на то, чтобы усилием
воли научиться расслаблять отдельные
группы мышц, например мышцы рук, ног,
головы, туловища, произвольно повышать
или понижать давление, температуру
тела, употребляя для этого упражнения
на воображение тепла, холода. .
Судя по высказываниям известных всему миру
людей, можно сделать предположение о том, что
впереди большинства достижений в науке, технике и
технологиях идет воображение.
• «Без воображения невозможно никакое
составление суждения», — утверждал Аристотель.
• «Воображение правит миром», — изрек
Б. Наполеон.
• «Воображение делает человека чувствительного художником, а мужественного – героем», — сказал
А. Франс.

беседа с внутренним художником. Сновидения и фантазии. Анализ и использование

Пример Активного Воображения: беседа с внутренним художником

Для того чтобы наша беседа, с самого начала, стала более конкретной, я сразу приведу вам пример сеанса Активного Воображения, записанный одной женщиной. Это будет первый из ряда примеров, которые мы рассмотрим в следующих нескольких главах. Эти примеры должны дать вам более четкое представление о том, чем, собственно, занимаются обычные люди, когда они усаживаются, чтобы на практике испытать Активное Воображение: как они подходят к этому процессу, как они его записывают. Кроме того, вы узнаете, какие самые разные задачи вашей внутренней работы можно решить с помощью Активного Воображения.

Эти примеры позволяют сделать один четкий вывод: вы не должны пытаться «приукрасить» ваше воображение и сделать его более правильным, выверенным или «утонченным» Цель Активного Воображения состоит в том, чтобы ощутить и честно записать все грубые, естественные формы, исторгаемые вашим бессознательным. Вы пишите не художественное произведение, которое будут читать другие люди. Это касается только вас и вашего бессознательного, вас и Бога, и потому пусть эти образы будут такими грубыми, бессвязными, смущающими, прекрасными или неисправимыми, какими они могут быть, когда непроизвольно исторгаются бессознательным. Тогда результат вашего опыта будет более честным и более соответствующим действительности.

Данный конкретный случай Активного Воображения произошел с женщиной, которая однажды ночью обнаружила, что не может уснуть из-за маниакальной идеи, «привязавшейся» к ней в то время, когда она переделывала интерьер своего дома. Она сама выбирала и покупала краски, сама делал всю работу и довела себя до полного изнеможения. И вот прошло уже пол ночи, а она все еще была не в состоянии уснуть, потому что никак не могла прогнать из своих мыслей различные способы смешения красок, различные цветовые комбинации, различные образцы тканей и мебели.

Поскольку эта женщина раньше уже пользовалась Активным Воображением, то она решила войти в воображение и отыскать там тот образ, который воплощает ее манию. Она хотела отыскать ту часть своего «я», которая стала жертвой мании, и завязать с ней диалог.

Это один из самых изящных примеров Активного Воображения: персонифицировать невидимое содержимое бессознательного и поднять его на поверхность в форме образа, с которым можно вести диалог и взаимодействовать.

В нашем бессознательном часто присутствует нечто смутное и невидимое, вызывающее у нас беспокойство. Мы можем чувствовать, что конфликт находится у самой поверхности, но не можем видеть, что собственно происходит.

У нас не возникает никаких специфических или конкретных ассоциаций. Мы ощущаем эффект, но в настолько смутном и бесформенном виде, что не знаем, «с какой стороны к нему подступиться». Иногда это необъяснимый, невесть откуда взявшийся гнев. Мы не можем сказать, почему мы сердимся или на что мы сердимся — просто сердимся и все. Меланхолия, угрюмость, беспокойство, депрессия, мания — все они относятся к этой категории.

Когда это происходит в вашем воображении, вы можете отправиться к вашему бессознательному и потребовать персонификации его невидимого содержимого. Вы можете начать ваше Активное Воображение с вопроса: «Где находится эта мания? Кто обезумел? Откуда приходит это чувство? Кто это внутри меня чувствует себя подобным образом? Каков его образ? Как он или она выглядит?»

Если вы это сделаете, то образ, рано или поздно появится в вашей голове. Этот образ может персонифицировать саму манию, или он может представить ту часть вашего «я», которая создает этот эффект — ту часть, которая стала жертвой мании, депрессии, меланхолии или ярости.

Итак, вот какие ощущения посетили женщину в середине ночи. Потом она составила несколько пояснений, которые здесь даны в скобках. Но все, что произошло в процессе Активного Воображения, она перенесла в свою записную книжку в том виде, в каком она его увидела в ту ночь:

Во время переделки интерьера нашего дома, я была чрезмерно озабочена тем, чтобы подобрать правильные цвета, соответствующие материалы, определить дизайн и сохранить общий стиль интерьера. Однако, по мере продвижения работы, эта «озабоченность» полностью овладела мною. Я была не в состоянии уснуть, потому что не могла прогнать из своих мыслей бесконечную вереницу цветовых решений и образцов дизайна. То, что начиналось как интересный проект, превратилось в манию.

Процесс принялся жить своей собственной жизнью; он переключил на себя все мои ресурсы; он функционировал, совершенно не подчиняясь моему сознанию. Несмотря на то, что, в результате, высвобождалось большое количество энергии, я чувствовала, что силы покидают меня.

Я стала раздражительной и нетерпеливой в отношениях с моим супругом, который не мог понять моего фанатизма.

Дисциплинировать себя, навесить на эту мою огромную внутреннюю энергию ярлык отрицательного animus или отрицательного усердия — все это были недостаточные меры. Хотя я и ощущала эту навязчивую идею как отрицательную силу, я чувствовала, что она не столько отрицательна, сколько чрезмерна. Это был новый родник живительной силы, вышедший из-под контроля. Попытка подчинить его поведенческими средствами только загнала бы этот источник обратно в «тень». Я утратила бы доступ к нему. Поэтому я спросила себя: «Что это так неожиданно на меня нашло?» Посреди ночи я вступила в диалог с этой моей внутренней «энергией», чтобы выяснить, что она собой представляет и чего хочет?).

Мое Активное Воображение.

(В моих записях большая буква Э обозначает мое эго, голос моего осознающего разума. «Яп» обозначает голос, который впоследствии оказался японским художником. Поначалу я не могла разглядеть, кто именно со мной разговаривает).

Э: Что здесь происходит? Мною овладела какая-то неизвестная мне сила. Я не могу спать, потому что мой мозг бомбардируется бесконечной вереницей цветов и оттенков. Что ты делаешь? Чего ты хочешь? Кто ты такой? (Голос): (В моем воображении этот голос похож на женский). Цвета так красивы. Посмотри на игру оттенков. Посмотри, как они напоминают о различных аспектах природы. Например, вот этот цвет хорошо подойдет к дереву книжных полок.

Э: Извини. Да, это цвет действительно красивый, но я устала и у меня в жизни есть еще и другие проблемы. Мне есть на что тратить силы. А ты мне мешаешь. (В этот момент я начала понимать, что этот женский голос внутри меня не столько маниакально озабочен цветами, сколько восхищается ими).

(Голос): Я очень хорошо представляю себе, что ты хочешь здесь создать. Я стараюсь выбрать для этого наилучшие средства. Чтобы это произошло, стало реальным, мы должны правильно подобрать ткань и краски, а также определиться с дизайном.

Э: Прекрасно. Но ты что, собираешься этим заниматься всю ночь?

Яп.: А-а, да. Я понял, что ты имеешь в виду.

(Я начинаю яснее различать фигуру. Это фигура японца. Поначалу она похожа на мужчину, но теперь я вижу, что она не мужская и не женская, а двуполая. Я вижу, что это — художник, облаченный в оранжевое буддийское одеяние. Существо обиженно молчит. Неожиданно я «нападаю на след» личности этого существа, и я «знаю», что у него есть чувствительность, видение, порожденное глубоким уважением к физической природе. Я чувствую, что не хочу терять это существо. Я чувствую, как улетучивается мое раздражение и гнев. Это создание начинает меня очень интересовать).

Э: Пожалуйста, не уходи. Я не сержусь. Мы можем прийти к соглашению, в результате которого нам обоим будет хорошо. Почему ты так сильно давишь на меня?

Яп.: Я боюсь.

Э: Боишься чего?

Яп: Я боюсь, что меня снова запрут.

Э: Запрут?

Яп: Мне очень редко выпадает случай выразить себя. Мне кажется, что пока дверь открыта, я должен работать быстро и интенсивно. Скоро все закончится, и я снова буду заперт.

Э: Я начинаю тебя понимать, В моей жизни у тебя было настолько мало возможностей проявить себя, что я и не подозревала, что ты существуешь. В цивилизации, в которой я живу, для тебя нет места. И я не пошла против своей цивилизации, чтобы предоставить тебе это место.

Яп: Это правда. Я чувствую, что умираю с голоду. Это, может быть, моя единственная возможность.

Э: Это не обязательно. Если я предоставлю тебе другие возможности для самовыражения, то ты станешь меньше отчаиваться? Сможешь ли ты снизить интенсивность своего труда?

Яп: Да…

(Наступает долгое молчание. Затем существо начинает говорить очень мягко). Ты осознаешь, что это может за собой повлечь?

Э: (Я чувствую испуг. Я нахожусь на грани поступка с необратимыми последствиями).

Мне кажется, что да. Я знаю, что мне будет нелегко разрешить себе чисто творческие порывы в мире физических ощущений. Я всегда отличалась практичностью. На меня всегда давили моя работа и мои обязанности.

Яп: Я пытался выразить себя посредством тебя, но «практицизм» всегда побеждал. Радость чистого творчества, живущая в практической части жизни, существует ради себя самой — ей не нужны ни результат, ни, так называемые, практические выгоды.

Э: Это правда. И если принять во внимание созданные мною условия, мои основные установки, я знаю, что ты был вынужден причинить мне неудобства, чтобы привлечь мое внимание. Я понимаю, что должна освободиться от вещественных ценностей, которые окружают и подавляют меня. Я должна бороться с этим отрицательным мужским образом мышления, озабоченным только производственными мыслями, которые вытесняют все остальные. Этот образ мышления использует мой страх потерпеть неудачу, не справиться со своими обязанностями.

И я должна бороться со своим желанием преуспеть на работе, которое выходит из-под контроля. Я должна обратиться к ценностям, связанным с искусством, художественным самовыражением в реальном мире. И я должна найти место для тебя. Если говорить прямо, я должна немедленно дать тебе возможность работать. Что ты предлагаешь?

Яп: Что-то вроде керамики, акварелей. Посади цветы

Займись искусством составления букетов. Или ты можешь заняться чем-то менее обычным. Я просто хочу, чтобы мы работали и играли с формой, цветом и другими аспектами физического мира.

Э: Отлично. Я тоже нуждаюсь в твоей помощи. Мне нужно твое понимание ценностей мира ощущений, чтобы быть в силах справиться с подавляющими меня предубеждениями.

Яп: Тебе только нужно успокоиться и обратиться ко мне, и я отвечу. Я приду к тебе.

К этому сеансу Активного Воображения имеется интересное примечание: что женщина чувствовала в ходе этого события и какой урок она из него извлекла:

Язык данного Активного Воображения вызвал во мне активное неприятие. «Творчество», «занятия» керамикой и акварелью — все это казалось мне банальностью, штампом. Тем не менее, я поняла, что каким бы смешным мне не казался язык видения, какой бы глупой или напыщенной я себя не чувствовала, мне следует подпитывать физическую и чувственную сторону своей натуры. Я должна общаться с этой частью моего «я» на ее условиях и делать то, чего она захочет, в разумных пределах, конечно.

Фигура японского художника заставила меня осознать степень той неприязни, с которой моя цивилизация относится к восприятию красоты. Эта цивилизация интересуется только производством и зарабатыванием денег. Она не ценит бытие и превозносит действие. Она не ценит красоту, если эта красота существует сама по себе и не имеет практического применения. Диалог с этим новым союзником привел к длительному исследованию впитанных мною с рождения предубеждений, свойственных моей цивилизации. Это помогло мне отделить мою индивидуальную природу от коллективной. Иными словами, это стало частью процесса моей индивидуации.

В результате этого Активного Воображения, женщина обнаружила, что перед нею открывается новый мир. Она постоянно беседовала с этой внутренней фигурой японского художника. Она начала заниматься керамикой.

Каждую неделю она тратит определенное количество времени либо на работу в своем саду, либо на занятия в мастерской керамики, либо на другую физическую или художественную деятельность, которая дарит ей чувство прекрасного и связывает ее с земными, женскими ценностями.

Как вы знаете из ее диалога, она была настолько перегружена умственной работой — мышлением, анализом, производительностью — что в ее жизни не оставалось места для физической деятельности, физической красоты, ощущения связи своего физического тела с землей, растениями, оттенками и материалами, которые приводят в такое восхищение ее внутреннего дзэнского монаха.

Сознание того, что она подпитывает прежде голодавшую часть своего «я», приносило ей глубокое удовлетворение. И, соответственно, улучшилось ее понимание того, кто она есть. Она является гораздо более многогранным человеком, чем ей это раньше казалось.

Любое присутствующее внутри вас качество вы можете персонифицировать и убедить его принять тот образ, с которым вы сможете взаимодействовать. Если вы чувствуете подавленность, то можете отправиться к вашему воображению и попросить эту подавленность персонифицироваться посредством какого-либо образа. Если вы впали в меланхолию, то сможете сделать то же самое. Образ является исходной точкой. Затем вы можете вступить в диалог, вы можете взаимодействовать — и тогда вы сможете прийти к какому-то взаимопониманию.

В этом примере присутствуют все основные элементы, необходимые для успешного применения Активного Воображения. Пожалуйста, обратите внимание, что все началось с пассивной фантазии. Когда эта женщина лежала в постели, бесконечная череда цветов и образов проплывала перед ее глазами. В этот момент она была просто зрителем, которым полностью овладела фантазия.

Она преобразовала эту фантазию в Активное Воображение именно в тот момент, когда находилась вне фантазии, представляя собой осознающий эго-разум, абсолютно независимую силу. Затем она начала играть активную роль, начала задавать вопросы и требовать ответов на них. Она пыталась выяснить, кто скрывается за всем происходящим, кто генерирует этот поток фантазии. В результате сформировался образ, и можно было начать разговор.

Во всем происходящем были задействованы ее чувства, что является еще одним доказательством того, что она имела дело с настоящим Активным Воображением. Ситуация вывела ее из себя, и все же она была тронута, когда обнаружила, что до этого момента значительная часть ее внутреннего «я» игнорировалась и подавлялась. Она оценила эту часть; она поняла ее значение; она испытала по отношению к ней нежные чувства. Это доказывается не только ее словами, но и действиями, которые она впоследствии совершила в честь этой части своего «я».

Еще одним важным фактором явилось ее желание выслушать пришедшую из бессознательного личность. Она не пыталась одолеть или подчинить себе этот внутренний голос. Она предпочла позволить ему высказаться и поучиться у него.

В последующих главах мы исследуем многочисленные концепции, связанные с Активным Воображением. Но уже на одном этом примере вы узнали основные принципы, которые вам потребуются для занятий настоящим Активным Воображением. Если вы их хорошо усвоили, то вы уже стали на путь, ведущий к пониманию и применению этого высокого искусства.

Не глупите — понаблюдайте за внутренним мерилом

Не глупите — понаблюдайте за внутренним мерилом Возьмите пример с Нормана и сами попробуйте выполнить упражнение «О-Б-М-Е-Р». Оно состоит из: Объективного анализа, Более подробного учета альтруистического поведения, Минуты для самооценки, Единого обзора данных и

3.1 Определение Активного Воображения и подход к нему

3.1 Определение Активного Воображения и подход к нему Ниже мы будем исследовать искусство Активного Воображения, и изучать четыре фазы работы с ним. Но, прежде чем мы начнем, читателю следует запомнить одно основополагающее предупреждение: прежде чем начать заниматься

Другие способы фиксации Активного Воображения

Другие способы фиксации Активного Воображения Многие люди могут фиксировать свое Активное Воображение особым способом. Они могут выражать свои внутренние образы в танце, музыке, картине, скульптуре или громкой речи.Однажды у меня была пациентка — танцовщица, которая

Примеры активного воображения

Примеры активного воображения Прежде чем перейти ко второй фазе, я приведу вам три примера Активного Воображения, среди которых есть и продление сна, и диалог с внутренней личностью.Первый пример зафиксирован Юнгом. Это был один из первых случаев использования им

Жизнь по внутренним ритмам

Жизнь по внутренним ритмам Эрик. Я думаю, сейчас мы вступаем в другую фазу. Чувственная жизнь — это то, о чем обычно говорят как о чувственном осознавании или когда увеличивается ваша восприимчивость, когда вы узнаете, как что-то замедлить или как глубже проникать в суть

Стать художником любой ценой

Стать художником любой ценой Шли 70-е годы, и Уиланд был художником классического типа – голодал и жертвовал всем ради своей мечты. Он писал и складывал картины в ряд у стенки. Правда, время от времени устраивал выставки в местной средней школе и продавал свои работы всего

В любимом деле – станьте художником

В любимом деле – станьте художником Не пытаться зарабатывать на жизнь любимым делом – самая большая ошибка людей. Малькольм С. Форбс Тренер по стратегии успеха Дэн Салливан однажды заявил, что все предприниматели – истинные художники своего дела. Они заставляют

Растождествитесь с внутренним мыслителем

Растождествитесь с внутренним мыслителем Чтобы легче было растождествиться с умом, Экхарт Толле предлагает представить, что в каждом из нас есть подлинный Я – и есть тот, кто мыслит, тот, кто, собственно, и порождает эго, тот, кто находится в полной зависимости от

Глава 3 Управление внутренним состоянием

Глава 3 Управление внутренним состоянием Успех достигается за счет внутреннего спокойствия и внешней активности… Колин Рив Внутреннее состояние – один из важнейших факторов, влияющих на способность человека эффективно управлять собой и взаимодействовать

Разговор с «внутренним Бобом»

Разговор с «внутренним Бобом» Вы – тот самый человек, который постоянно говорит себе, что не может достичь своей цели? Внутренний голос в вашей голове – голос мозга, требующего стабильности, – твердит: «Будь реалистом, ты правда не сможешь этого сделать». И, возможно,

70. Я смогу стать художником, т. к. думаю, что это легко

70. Я смогу стать художником, т. к. думаю, что это легко Намерение: ты так избегаешь серьезных дел?Переопределение: это легче, чем изучение высшей математики, но тоже непросто.Разделение: хоть одна твоя картина была неудачна. И остальные будут.Объединение: все так думают,

270. Я не смогу стать художником, т. к. плохо рисую

270. Я не смогу стать художником, т. к. плохо рисую Намерение: если ты хочешь творить, то ты быстро научишься.Переопределение: да, пока не как профессионал, но явно к тому идет.Разделение: еще одну картину нарисуй, и отследи, что можешь сделать лучше.Объединение: все рисуют

470. Я смогу стать художником, т. к. думаю, что это легко

470. Я смогу стать художником, т. к. думаю, что это легко Намерение: ты так избегаешь серьезных дел?Переопределение: это легче, чем изучение высшей математики, но тоже непросто.Разделение: хоть одна твоя картина была неудачна. И остальные будут.Объединение: все так думают,

4. Каким внутренним посланиям вы подчиняетесь?

4. Каким внутренним посланиям вы подчиняетесь? Внутренние сигналы часто принуждают нас действовать определенным образом. В трансактном анализе эти побуждения или послания называют «сценарными посланиями» или просто

Активное воображение » Центр Юнга в Эшвилле

Описание

К. Г. Юнг использовал воображение и создание образов как ключевые черты своей психотерапевтической работы с пациентами. Среди юнгианских психотерапевтов это продолжает оставаться важным методом работы с содержимым бессознательного, включая комплексы, коренящиеся в травмирующих жизненных переживаниях, и архетипические мотивы, возникающие в снах и фантазиях. На этом семинаре будет описана роль активного воображения в юнгианской психотерапии с особым вниманием к созданию образов и интерпретации их значения. Семинар ответит на вопрос, почему юнгианские психотерапевты продолжают использовать активное воображение и создание образов как важные методы в своей клинической практике. На семинаре также будет рассмотрен практический вопрос о том, как юнгианские психотерапевты работают с таким материалом в реальных случаях.

Доктор Мюррей Штайн и доктор Пол Брутше, известные юнгианские аналитики из Цюриха, подробно изучают юнгианскую технику, известную как активное воображение.

В классической форме юнгианского психоанализа активное воображение играло ключевую роль как метод вовлечения бессознательного и продвижения более продвинутых стадий процесса индивидуации. Важным инструментом в практике активного воображения было и остается «создание картинок». С помощью карандаша, ручки, краски, глины и других выразительных средств практикующий придает конкретную реальность и воплощение образам, рожденным в активном воображении. На этом семинаре рассматривается, как возник этот метод, как он используется и как за последние несколько десятилетий он эволюционировал в свои современные формы. Мюррей Стейн представляет метод активного воображения, а Пол Брутше показывает, как интерпретируется создание образов в контексте долговременной юнгианской психотерапии.

Докладчики:  

Мюррей Стейн, доктор философии. — обучающий аналитик и президент Международной школы аналитической психологии в Цюрихе, Швейцария (ISAP Zurich). Он является автором «Принципа индивидуации» и многих других книг и статей в области юнгианского психоанализа. Он является одним из основателей Межрегионального общества юнгианских аналитиков и Чикагского общества юнгианских аналитиков. С 2001 по 2004 год он был президентом Международной ассоциации аналитической психологии. Он очень востребованный международный лектор и в настоящее время живет в Швейцарии.

Пол Брутше, доктор философии. изучал философию и психологию и получил степень доктора философии в Цюрихском университете. Он обучался в C.G. Институт Юнга, Цюрих. Он бывший президент Швейцарского общества аналитической психологии, C.G. Институт Юнга и ISAP в Цюрихе. Его особыми интересами являются искусство и интерпретация изображений

Цели обучения:
  1. Достичь понимания юнгианского мышления об активном воображении и использовании образов в психотерапии.
  2. Научиться практическому применению юнгианского активного воображения в психотерапии.
  3. Понять значение таких продуктов бессознательного как символическое.
  4. Узнать о личном и архетипическом уровнях образов и их значении.

План выступления:

Интервью с Полом Брутше.
«Введение в активное воображение как психотерапевтический метод: история и современные формы». – Мюррей Стейн. Далее вопросы и обсуждение.
«Работа с картинками в психотерапевтической обстановке» — Пол Брутше.
Далее вопросы и обсуждение.
Вопросы и обсуждение с Мюрреем Штейном и Полом Брутше.

Чтения

Abt, T. 2005. Интерпретация изображений согласно К. Г. Юнгу. Цюрих: Живое человеческое наследие.
Цвик, А. 1995. «Активное воображение: синтез в анализе», Юнгианский анализ, 2-е издание (под редакцией Мюррея Штейна). Чикаго: Открытый суд.
Ханна, Б. 2001. Встречи с душой: активное воображение, разработанное К.Г. Юнг. Уилметт, Иллинойс: Публикации Хирона.
Юнг, К.Г. Видения: заметки о семинаре, проведенном в 1930–1934 годах (изд. Клэр Дуглас). Принстон: Издательство Принстонского университета.
Рафф, Дж. 2000. Юнг и алхимическое воображение. Йорк-Бич, Мэн: Николас-Хейс.
Шаверейн, Дж. «Искусство, мечты и активное воображение», в JAP 50: 2 (2005), стр. 127–153.
Шламм, Леон. «К.Г. Визионерский мистицизм Юнга», в Harvest Vol. 52, № 1, 2006.
Суонн, Венди. «Анализ Тины Келлер с C.G. Юнг и Тони Вольф, 19 лет15-1928», в JAP 51:4 (2006), стр. 493-510.

 

Воображение

Способы познания: ВООБРАЖЕНИЕ


Мы осмысливаем мир с помощью восьми способов познания: языка, разума, чувственного восприятия, памяти, веры, интуиции, воображения и эмоций. На этой странице вы найдете статьи, клипы и ссылки о воображении как WOK.

Возможные вопросы для эссе:

  •  «Все знания зависят от распознавания закономерностей и аномалий». Подумайте, в какой степени вы согласны с этим утверждением применительно к двум областям знаний. (образец 2015 г.)
  • «Есть только два способа, которыми человечество может производить знания: посредством пассивного наблюдения или посредством активного эксперимента». Насколько вы согласны с этим утверждением? (май 2015 г.)
  • «Нет причин, по которым мы не можем связать факты и теории из разных дисциплин и создать общую основу для объяснения». Насколько вы согласны с этим утверждением? (май 2015 г.)
  • Оцените преимущества и недостатки использования моделей для получения знаний о мире. (ноябрь 2015 г.)
  • «Ни одно знание не может быть получено одним способом». Обсуждать. (ноябрь 2015 г.)
  • «Метафора не способствует познанию, но необходима для понимания». Оцените это утверждение применительно к двум областям знаний.​ (ноябрь 2016 г.)

Воображение

Когда я учился во втором классе начальной школы (в 1980-х годах), мой классный руководитель искренне не доверял воображению. Навыки письма развивались благодаря аккуратному копированию (или менее аккуратному, в моем случае). Математика состояла из простых сумм; а искусство ограничивалось ремеслом (точнее, вязанием). Знания передавались, запоминались и воспроизводились в тестовых условиях, где лучшие клоны мыслей нашего учителя получали самые высокие оценки. Нас не просили высказать свое мнение. Нас не поощряли иметь собственные идеи. Несколько лет спустя некоторые более молодые и дальновидные учителя представили творческое письмо, творческие групповые проекты и математику, которые требовали понимания. Для меня открылся новый мир. Креативность и воображение внезапно стали поводом для гордости. Сейчас мои дети ходят в школу в системе образования, где воображение считается одной из высших форм интеллекта, но в школах так было не всегда.
Повышение статуса воображения в современном обществе частично связано с легким доступом к информации с помощью новых технологий. Доступность «фактической» информации через Интернет, например, несколько снижает важность заучивания наизусть. Во времена постправды и «альтернативных фактов» мы должны оценивать поступающую к нам информацию. Пересказ (фактической) информации из Википедии не обязательно делает вас умным. Однако наличие творческой идеи или способность думать самостоятельно, кажется, предполагает обратное. У нас также гораздо больше свободного времени, чем было у людей несколько поколений назад. Теперь у нас есть доступ ко всей индустрии развлечений, которая процветает во многом благодаря силе воображения. Кажется, что у нас есть неограниченный доступ к воображаемым мирам, представленным фильмами, определенными телевизионными программами, (компьютерными) играми и литературой. Следовательно, воображение стало частью нашей повседневной жизни, чувствуем ли мы себя особенно творческими или нет.
Но является ли воображение источником знания? Является ли это инструментом, который мы используем для сбора знаний? И если да, то относится ли это ко всем областям знаний?
Когда мы говорим о воображении, мы почти сразу подразумеваем искусство. Художники используют воображение для создания произведений искусства. Кроме того, зритель или аудитория прибегают к воображению, чтобы интерпретировать знания, переданные произведением искусства. Мы могли бы рассматривать подлинное (хорошее) искусство как продукт этого творческого интерпретационного диалога между художником, его/ее произведением искусства и его аудиторией. Мы можем спросить себя, возможно ли искусство без воображения. Без этого творческого интерпретирующего диалога мы, кажется, застряли на уровне, основанном на навыках; ремесло, которое не передает и не ведет к новым знаниям. Учитывая важную роль, которую воображение играет в искусстве, мы можем оценить последствия использования воображения в качестве основы для создания знаний в этом AOK. Если знание, производимое искусством, основано на том, что нереально, то есть ли пределы знанию, которое может дать нам искусство? Если знание, производимое искусством, основано на человеческое воображение, есть ли пределы объемов производства знаний в искусстве? Учитывая, что воображение может привести нас к знанию за пределами реальности и этических границ, ограничивающих нашу реальность, может ли это привести к расширению масштабов производства знаний посредством искусства?
Сообщества знаний коренных народов также, по-видимому, довольно сильно полагаются на воображение как на источник знаний. Важность песен, танцев и рассказывания историй в обществах коренных народов наводит нас на мысль, что воображение играет неоценимую роль в создании и представлении систем знаний коренных народов. Воображение можно использовать для осмысления мира, систематизации знаний о мире природы и объяснения причин нашего существования.
​Интересно, что то, что для одних считается фантазией, для других вполне может быть реальностью. Например, для атеистов религия — это просто продукт человеческого воображения. Тем не менее, даже если вы чувствуете, что религия представляет собой реальность и истину, вам придется прибегнуть к воображению, чтобы понять тонкости, которые могут предложить системы религиозного знания. Мораль играет важную роль в религии, и для получения знаний в области этики нам необходимо воображение. Ведь чтобы сопереживать, нужно уметь представлять. Нам также нужно воображение, чтобы интерпретировать религиозные тексты, сделать религиозные знания своими собственными и осмыслить более важные вещи в жизни, такие как смерть, причина, по которой мы живем, и наше место во вселенной. В этом контексте стоит изучить роль метафоры и образного использования языка в религиозных текстах, историях о творении и устных традициях.
Так может ли воображение дать нам знания, которые не могут дать другие способы познания? Воображение передает истины, которые скрывает реальность, и побуждает нас к созданию новых знаний. Многие научные открытия не были бы сделаны без воображения. Решение проблем также часто является результатом творческого воображения. В области политики и этики воображение может привести к «открытиям» антиутопических и утопических реальностей. Идеологии, а также кошмарные сценарии, которые представляют нам некоторые политические лидеры , явно основаны на воображении (независимо от того, основаны ли эти видения на реальности). Они формируют то, что мы знаем и как мы живем. Апокалиптическое будущее религиозного текста также требует воображения. Воображение также играет важную роль в понимании других, как показано выше на примере эмпатии. Воображение — это нечто большее, чем создание мысленной картины чего-либо. Это также означает «воображать это». Последнее частично объясняет политическую роль воображения в социологических достижениях, а также в социально-политических идеалах и смене парадигм. Важность воображения как способа познания подчеркивается психическими состояниями, которые искажают воображение, такими как шизофрения и тяжелый аутизм. Наконец, воображение играет существенную роль в создании теории и изобретении моделей. Последнее может привести к некоторым интересным вопросам о знаниях, поскольку вопросы о моделях, прогнозировании и теории занимают центральное место в курсе TOK.


‘У меня есть мечта.’

Речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта» подчеркивает роль воображения в политике и этике.

Представь…



Слишком мало воображения?

Что делать, если у нас не хватает воображения? Простое следование правилам или воспроизведение информации, которую вы где-то собрали, не создает новых знаний. Например, чтобы решить задачи по математике, вам нужно будет использовать воображение. Чтобы в вашей диссертации была оригинальная мысль, вам нужно проявить творческий подход. А чтобы создать настоящее произведение искусства, просто невозможно скопировать чужую работу. Оригинальность высоко ценится и часто считается истинным признаком интеллекта. Оригинальность часто является результатом взаимодействия общих и личных знаний.
Отсутствие воображения тоже может быть опасным. Многие исторические злодеяния были результатом группового мышления, ситуаций, в которых авторитетам поклонялись без желания или мужества отдельных людей думать самостоятельно. Иногда важно быть оригинальным и непохожим на других.
Наконец, отсутствие воображения может стать проблемой. Что, если нам будет трудно понять метафорический язык? Если мы не сможем сопереживать? Что, если мы просто не понимаем, что такое искусство? Если мы не испытаем радости или катарсиса фантазий?

Афантазия: как мы можем учиться без ментальных образов?

 Слишком много воображения?

Фильм «Игры разума» освещает проблемы, возникающие, когда у вас слишком много воображения, когда умственная отсталость не позволяет отличить реальность от фантазии. Тем не менее, вам не обязательно страдать психическими расстройствами, чтобы не различать воображение и реальность. Как рассказывает Майкл Шермер в своем выступлении на TED о закономерностях, многие из нас склонны верить в странные вещи. Нам нужно найти баланс между поиском закономерностей там, где они есть, и не увлечься своими творческими фантазиями.
Творчество может быть прекрасным, оно может быть источником оригинального искусства и неограниченного прекрасного самовыражения. Но иногда мы забываем, что нам нужны какие-то корни, чтобы сделать эти выражения осмысленными или красивыми. Например, хороший музыкант не ограничивается гаммой и техникой. Но свободное самовыражение на фортепиано без какой-либо подготовки или знаний об игре на фортепиано будет просто выражением, а не обязательно искусством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *