Лидия ильинична божович вклад в психологию: Божович Лидия Ильинична — Психологическая газета

Божович Лидия Ильинична — Психологическая газета

Божович Лидия Ильинична, 28.10.1908 — 21.07.1981

Доктор педагогических наук (по психологии), профессор.

Профессор-консультант Психологического института РАО.

В 1930 г. окончила педагогический факультет 2-ого МГУ.

В 1939 г. защитила кандидатскую по вопросам усвоения орфографии, в 1966 г. — докторскую диссертацию на тему «Возрастные закономерности формирования личности ребенка».

После окончания университета работала в психоневрологической школе-санатории дер. Анкудиновка Горьковской области воспитателем, затем завучем.

В 1931-1932 гг. — ассистент кафедры психологии Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской.

С 1932 г. — старший научный сотрудник сектора психологии Всеукраинской психоневрологической академии (Харьков).

В 1932-1934 гг. преподавала в харьковском Медико-педологическом институте.

С 1935 г. — старший научный сотрудник лаборатории педагогической психологии Высшего коммунистического института просвещения (Москва)

В 1938-1940 гг. — доцент кафедры психологии полтавского Государственного педагогического института.

В 1940-1941 гг. — доцент кафедры психологии харьковского Государственного педагогического института.

В 1941-1942 гг. — старший преподаватель психологии и педагогики Нижне-Ломовского учительского института.

В 1942-1943 гг. — начальник отделения трудовой терапии эвакогоспиталя № 3880 в г. Кыштыме Челябинской области.

Преподавала в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена, находившемся в эвакуации в г. Кыштыме.

С 1944 г. — старший научный сотрудник отдела детской психологии НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (сейчас Психологический институт РАО), в 1945-1975 г. руководила созданной ею лабораторией воспитания детей школьного возраста (затем лаборатория формирования личности), с 1976 г.

— профессор-консультант.

В 1945-1949 г. преподавала в различных вузах.

Область профессиональных интересов: психология развития, педагогическая психология.

В 1920-30-е гг. входила в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина).

В начале 30-х гг. занималась изучением развития детского восприятия, мышления, воображения, экспериментальным исследованием потребностей и мотивов, интересовалась вопросами общей и генетической психологии. С 1933 г. интересы Л.И. Божович начали сосредоточиваться на проблемах педагогической психологии, связаных с обучением ребенка в школе. Вела исследование процесса усвоения знаний учащимися, роли в этом процессе жизненного опыта, активной мыслительной деятельности и отношения к знаниям.

С 1945 г. исследовала мотивацию учения и проблемы, связанных с отношением детей к школе и учению.

С середины 50-х гг. Л.И. Божович вместе с сотрудниками своей лаборатории занимается общими проблемами и возрастными закономерностями формирования личности ребенка. Изучение формирования личности велось в контексте проблем воспитания детей. Экспериментальные исследования, проводившиеся в лаборатории Л.И. Божович, применялись на практике в суворовских училищах, школах-интернатах, школах для трудных подростков.

Работы Л.И. Божович и ее лаборатории легли в основу отечественной детской практической психологии, значительным вкладом школы Божович в психологию является ее метод по использованию экспериментального пути.

Л.И. Божович — автор оригинальной концепции личности, основанной на культурно-исторической концепции Выготского и представлениях об активности, противопоставляемой реактивности, устойчивости и свободе личности.

Под руководством Л.И. Божович было защищено более 20 кандидатских диссертаций.

Основные публикации:

  • Психологическое изучение детей в школе-интернате: Сборник / Под ред. Л.И. Божович. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 207 с.
  • Возрастной подход в работе пионерской организации / Л. И. Божович, Т.Е. Конникова. — М.: Молодая гвардия, 1967. — 84 с.; М.: Просвещение, 1969. — 96 с.
  • Вопросы психологии личности школьника: Сборник статей / Под ред. Л.И. Божович и Л.А. Благонадежиной. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 407 с.
  • Изучение мотивации поведения детей и подростков: Сборник статей / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадеждиной. — М.: Педагогика, 1972. — 351 с.
  • Психическое развитие школьника и его воспитание. — М.: Знание, 1979. — 96 с.
  • Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте: Труды Ин-та психологии / Отв. ред. Л.И. Божович. — М.: АПН РСФСР, 1955. — 260 с.
  • Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование / Л.И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.; Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л.И. Божович. — М. — Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1995. — 348 с.; М., 2001.
  • Вопросы психологии школьника: Сборник статей / Отв. ред. Л.И. Божович. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. — 224 с.
  • Божович, Лидия Ильинична.
  • Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребёнка (экспериментально теоретическое исследование) / Божович Л.И. // Культурно-историческая психология. 2006. №№ 1–3.
  • Психология детского подражания (экспериментально-психологическое исследование) / Божович Л.И., Славина Л.С. // Культурно-историческая психология. 2007. №№ 2–4. 2008. №1.

Награды:

  • благодарность с занесением в личное дело за работу в эвакгоспитале № 3880
  • медаль «За победу над Германией»
  • медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны»
  • медаль «В память 800-летия Москвы»
  • нагрудный знак Министерства просвещения «Отличник просвещения»

Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

  • Профориентация в современной школе: взгляд учителя
  • Формирование профессиональной идентичности психолога: телесно-двигательный аспект
  • Межпоколенная трансмиссия ценностей в современном поликультурном мире
  • Воля и произвольность: опыт междисциплинарного исследования
  • К проблеме понимания протестного поведения в психологии личности
  • Современное детство и дошкольное образование — на защите прав ребенка: к 75-летию со дня рождения Е. О. Смирновой
  • Взаимосвязь прогнозирования и позитивной социализации детей с нарушениями в развитии
  • Вклад Е.В. Шороховой в становление и развитие социальной и экономической психологии
  • Детская агрессия: возрастные и социальные характеристики
  • Психологическое благополучие личности как феномен
  • Толерантность к неопределенности и конструирование будущего
  • Образование детей как смысловая основа родительских практик в постиндустриальном обществе
  • Подростки и Интернет: реакции родителей
  • Цифровое поколение: цифровой образ жизни и новая социальная ситуация развития
  • Сусанна Яковлевна Рубинштейн (1911–1990): служение делу
  • Структурно-динамическая организация переживания субъекта
  • Александр Асмолов: «Курт Левин — созвездие жизненных миров»
  • Психологические отношения как характеристики самоопределения субъектов экономической деятельности
  • Этапы 100-летнего развития психологической науки
  • Как не мешать развитию детской одаренности?

28 марта 2023 , вторник

В этот день

Юрий Николаевич Олейник празднует юбилей! Поздравить!

Наталья Львовна Иванова празднует юбилей! Поздравить!

Скоро

31 марта — 1 апреля
Санкт-Петербург

X Международный научно-практический конгресс психологов-консультантов, психотерапевтов и представителей помогающих профессий «Помощь психологического консультирования, психотерапии в новейшее время»

3 апреля
Санкт-Петербург, online

Межрегиональная научно-практическая конференция по профориентации

7 апреля
Online

Онлайн-форум для специалистов в области когнитивно-поведенческой терапии PRE-CBT FORUM 2023

10 — 21 апреля
Москва

Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2023». Секция «Психология»

17 — 18 апреля
Дубна

X Международная научно-практическая конференция «Психология третьего тысячелетия»

20 апреля
Ташкент

Научно-практическая конференция с международным участием «XXI век: современный взгляд на психическое здоровье — III»

10 — 12 мая
Санкт-Петербург

XXVII Международная научная конференция молодых ученых «Психология XXI века. Наука как свобода и творчество»

11 — 12 мая
Москва, online

VIII Международная научно-практическая конференция памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики»

11 — 12 мая
Челябинск, online

VIII Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, перспективы»

1 — 2 июня
Online

III Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

22 — 23 июня
Москва

VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда»

22 — 24 июня
Санкт-Петербург

IX Научно-практическая конференция с международным участием «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии»

12 — 13 октября
Киров

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

12 — 14 октября
Москва

Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского

18 — 20 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения – 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития»

16 — 17 ноября
Москва, online

Международная научно-практическая конференция «Этнопсихология: теория и практика»

Весь календарь

Божович Лидия Ильинична | Биография, Отечественные психологи

метки:Школа, Собственный, Личность, Соответствовать, Протяжение, Пытаться, Пионерский, Человек

Годы жизни: 1908 -1981

Родина: Курск (Российская Империя)

Лидия Ильинична Божович родилась в 1908 г. в Курске. В конце 1920-х гг. она приехала поступать во 2-й Московский государственный университет, где на вступительных экзаменах встретилась со своей будущей коллегой Л.С. Славиной. Во 2-м МГУ она познакомилась с Л.С. Выготским, который и предопределил направление ее научной деятельности. Будучи студенткой, она вместе со ставшими впоследствии выдающимися психологами А.В. Запорожцем, Р.Е. Левиной. Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной с непреходящим увлечением слушала лекции Выготского.

Под руководством Л.С. Выготского она написала и защитила дипломную работу, посвященную подражанию.

После смерти Выготского в 1934 г. исследования в области педологии стали считаться предосудительными, и Божович как верную ученицу Выготского уволили из Института психологии, куда она смогла вернуться только в 1948 г.

Заслугой Божович является создание ею собственной оригинальной концепции личности, основанной на культурно-исторической концепции Выготского. Представления об активности, противопоставляемой реактивности, устойчивости и свободе личности составляли основу ее концепции личности. В монографии «Личность и ее формирование в детском возрасте» Божович под личностью понимает «человека, достигшего определенного уровня психического развития». Этот уровень распознается ею как состояние, когда «в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я». Для того чтобы с полным правом называться личностью, по мнению Божович, человек должен иметь «собственные взгляды и отношения, собственные моральные требования и оценки, делающие его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды».

Необходимой характеристикой личности, по мнению Божович, является «активность», заключающаяся в «сознательном воздействии на окружающую действительность, изменении ее в своих целях; способности управлять своим поведением, деятельностью и своим психическим развитием» Божович являлась не только крупным теоретиком, но и замечательным практиком: в течение 30 лет она руководила лабораторией психологии формирования личности в НИИ общей и педагогической психологии. Экспериментальные исследования, проводившиеся под ее руководством в этой лаборатории, применялись на практике в суворовских училищах, школах-интернатах, школах для трудных подростков Научные работы, выполненные сотрудниками лаборатории под руководством Божович, за 30 лет внесли огромный вклад в развитие как экспериментальной педологии, так и в развитие психологии в целом Так, эти работы были посвящены проблемам мотивации, проблемам обучения советских школьников; проблемам доминирования мотивов и направленности личности.

20 стр., 9905 слов

1.Понятие личности в психологии. Структура в личности. Самосознание …

… старших школьников формируется образ собственного «Я». В психологии образ собственного «Я» обозначает понятия «Я-образ» или «Я-концепция». «Я-образ» относительно устойчивая, в большей … возможностей, качеств и места среди других людей. Психологи называют самооценку личности «ядром личности». Самооценка играет существенную роль в организации целесообразного поведения, деятельности, взаимоотношение . ..

Божович уделяла особенное внимание исследованию идеалов, высших чувств, произвольности, воли Несмотря на порицание со стороны большинства советских ученых всяческого новаторства, сотрудниками лаборатории изучалась проблематика самосознания, самооценки, аффекта неадекватности и эмпатии, конформизма и устойчивости личности, что соответствовало проблемам, занимающим умы прогрессивных европейских психологов того времени. Тем не менее, несмотря на всяческие репрессии, угрожавшие ей на протяжении всей жизни, Божович не пыталась встать на путь диссидентства. Она стремилась переделать советское общество в традициях европейского гуманизма. Так, совместно с Т.Е Конниковой Божович по-новому, с гуманистической точки зрения, пыталась взглянуть на проблемы пионерской организации, в частности на воспитание коллективизма. В их понимании коллективизм представлял собой альтруизм, доброту, сочувствие, сопереживание.

Именно в это время сотрудниками лаборатории Божович было введено в лексикон отечественной психологии понятие «эмпатия». Сама же идея манипулирования ребенком во имя чего бы то ни было, пусть даже самых благородных идей, так часто и небезуспешно использовавшаяся пионерской организацией, коренным образом противоречила учению школы Божович Позиция Божович в те тяжелые для советской психологии времена разделялась далеко не всеми. Сама идея экспериментального изучения личности расценивалась и воспринималась исключительно как подверженность буржуазным веяниям в науке, что, само собой разумеется, никоим образом не соответствовало идеологизированному учению советских психологов.

На протяжении всей жизни Лидия Ильинична Божович трудилась в насквозь идеологизированной обстановке, тем не менее ей удавалось изучать и включать в свои научные тексты запрещенные в то время идеи Фрейда, Роджерса, Хорни и других известных зарубежных психологов Умерла Л.И. Божович в 1981 г Основным вкладом школы Божович в психологию является ее метод, так и не исчерпавший себя до сих пор, по использованию экспериментального пути, хорошо зарекомендовавшего себя на практике и разработке на его основе собственных теоретических идей: от практики к теории Причем практически каждое эмпирическое исследование, предпринятое кем-нибудь из школы Божович, приводило к созданию собственной теории личности.

3 стр., 1116 слов

Типология личности сотрудников УИС в зависимости от психологической …

… работы В.Г.Зазыкина,О.В. Ванновской , результатов нашего анкетирования, попытаемся выстроить типологию личности сотрудников УИС в зависимости от психологической устойчивости к коррупционному поведению. Исходя … т.д. Поэтому в настоящее время важно точно, экспериментально подтвердить типологию личности сотрудников уголовно-исполнительной системы в зависимости от коррупционной устойчивости и …

_____________________________

Яровицкий В. 100 великих психологов. — 2004

Л. И. Божович | Semantic Scholar

Sort By By Thip Empulitive Papersort By Citation Countsort By RECENCY

Социальная ситуация развития детей

  • L. I. Bozhovich
  • Психология

  • 1 июль 2009

В этой главе из личности и ее формирования в детстве. (1968), Л.И. Божович развивает две концепции, предложенные Выготским: концепцию психологического возраста и концепцию социального положения…

Посмотреть на Taylor & Francis (открывается в новой вкладке)

L.

S. Историко-культурная теория Выготского и ее значение для современных исследований психологии личности
  • Л. И. Божович
  • Психология

  • 1 июля 2004

View on Taylor & Francis tab3 Культурно-исторического развития мысли и его перспектив

  • Л. И. Божович
  • Психология

  • 1 октября 1977

Концепция культурно-исторического развития психики Выготского, разработанная им совместно с сотрудниками и учениками, так и не получила законченного вида. Но основные…

Просмотр через Издателя (opens in a new tab)

Фазы развития личности в детском возрасте (II)

  • Божович Л.И.0008

«Московский психолого-социальный институт». «Этапы формирования личности в онтогенезе (III)», в кн. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды (Москва: Московский… )

Фазы развития личности в детском возрасте (I)

  • Божович Л. И.
  • Психология

  • 1 июля 2004

Посмотреть в новой вкладке Francis &0003

Борьба за конкретную психологию и комплексное изучение личности

  • Божович Л.И.
  • Психология

  • 1 июля 2009 г. Книга Божовича «Личность и ее формирование в детстве» (1968) расширяет анализ Выготским общего кризиса в психологии до личностно-ориентированных педагогических…

    Онтогенез

    • Л. И. Божович
    • Психология

    • 1980

    В предыдущем очерке (1) мы рассмотрели два первых критических периода в формировании личности ребенка: кризис годовалого и трехлетнего возраста. В настоящей статье мы рассмотрим…

    Просмотр через Издателя (opens in a new tab)

    Психология приобретения фактических знаний школьниками

    • Божович Л.И., Зинченко П.И.
    • Психология

    • 1979

    Изучение фактических знаний является центральной проблемой психологии и педагогики; и изучение закономерностей этого процесса и методов его организации непосредственно связано с одним из…

    Просмотр через Издателя (opens in a new tab)

    Психология детского подражания (Экспериментально-психологические исследования, проведенные в 1929 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *