Нервная система 2.0 — Умскул Учебник
Вы когда-нибудь задумывались, сколько повседневных действий мы совершаем рефлекторно? Рефлекторно отключаем по утрам звонящий будильник, рефлекторно включаем свет в ванной. Мы только завариваем кофе, а наш желудочный сок уже начинает выделяться – даже это рефлекс. Изучению того, как вырабатываются рефлексы и работает нервная система, великий русский ученый, Иван Петрович Павлов, посвятил всю свою жизнь. Мы с вами потратим минут 7, чтобы разобраться в этих вопросах.
На этой странице вы узнаете- Почему наши органы продолжают работу, даже когда мы спим?
- Как система правосудия Древнего Китая использовала знания об особенностях нервной системы человека?
- Как детектор лжи распознает ложь?
Наша нервная система работает рефлекторно. Наши ежедневные действия – это повторение тех или иных рефлексов, поэтому так важно хорошо разобраться с этой темой.
Подробно тему рефлекса и рефлекторной дуги мы разобрали в статье «Нервная система 1. 0». Сейчас нам надо лишь вспомнить определение рефлекса и перейти к видам рефлексов и их функциям.
Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, которая осуществляется и контролируется с помощью нервной системы.
Этот термин ввел И.П. Павлов, он же выделил две группы рефлексов: условные и безусловные.
Как определить, к какому рефлексу относится то или иное действие человека? Для ответа на этот вопрос советую разобрать эти две картинки, а затем уже запомнить все остальные перечисленные выше признаки:
Разберем на примерах!
Пример 1. Если мы дотронемся до горячего предмета, мы сразу же отдернем руку. Этот рефлекс врожденный (новорожденный ребенок поступит точно так же), он есть у особей всего вида (все люди без соответствующих патологий тоже отдернут руку). Этот рефлекс – безусловный.
Пример 2. Если мы увидим рекламу роллов, у нас начнет выделяться слюна. Но этот рефлекс приобретен в течение жизни (мы не увидим такой реакции у малыша с самого рождения), его нет у особей всего вида (люди, которые не любят или никогда не пробовали роллы, никак на них и не отреагируют). Этот рефлекс – условный.
Выработка рефлексовС безусловными рефлексами все более-менее понятно: они принадлежат нам с рождения. Но как же вырабатывается условный рефлекс? Давайте разбираться!
1. Мы даем собаке корм. Корм – это безусловный раздражитель, абсолютно у всех голодных собак он вызывает слюноотделение. При действии безусловного раздражителя – пищи – импульс доходит до пищевого центра коры головного мозга. У собаки наблюдается безусловный слюноотделительный рефлекс.
2. Мы включаем лампочку. На безразличный (не относящийся к данному виду деятельности) сигнал – свет лампочки – импульс от сетчатки глаза поступает в зрительную зону коры, но не поступает в пищевой центр коры головного мозга. Слюноотделение не возникает. Мозг собаки просто воспринимает, что включилась лампочка.
3. Теперь мы меняем последовательность: сначала включаем лампочку, а потом даем корм. Повторяем так много раз.
Если условный раздражитель (свет лампочки) предшествует или совпадает с безусловным (пища), то после многократного повторения замыкается связь между пищевым и зрительным центрами.
4. Возникает условный рефлекс. Животное отвечает специфической реакцией слюноотделения на действие условного сигнала – свет лампочки. Теперь каждый раз при включении лампочки, даже не дождавшись подачи корма, собака будет вырабатывать слюну.
Вот так схематично выглядит результат на уровне мозга собаки:
Запомним требования, необходимые для выработки условного рефлекса:
- не должно быть посторонних раздражителей;
- условный раздражитель должен быть слабее безусловного;
- условный раздражитель должен быть способен вызвать раздражение определенных рецепторов;
- условный раздражитель должен либо предшествовать, либо предъявляться одновременно с безусловным;
- безусловный и условный раздражитель должны сочетаться многократно;
- у организма не должно быть патологий тех органов, которые участвуют в осуществлении рефлекса.
Теперь мы знаем, как вырабатываются условные рефлексы и можем попрактиковаться в этом на своих питомцах. Но выработанные условные рефлексы могут терять свое значение при изменении условий среды и угасать. Такой процесс называют торможением рефлекса. Торможение тоже бывает условным (то есть появилось какое-то условие, которое затормозило рефлекс) и безусловным (торможение произошло само по себе).
- Внешнее (безусловное, врожденное) торможение – при появлении другого более сильного раздражителя возникает новая реакция в организме, а прежний рефлекс прекращает свою деятельность.
- Внутреннее (условное, приобретенное) торможение – положительный сигнал не подкрепляется безусловным раздражителем, рефлекс со временем угасает.
Снова две картинки для наглядности и снова разберем на примерах!
- безусловное торможение:
- условное торможение:
Итак, если выехать на природу и развести костер, то возможно два варианта развития событий:
- Пойдет дождь, то есть появится какая-то причина, которая точно, безусловно остановит горение. Аналогично происходит и при безусловном торможении. Например, собака ест, но внезапно раздается какой-то громкий звук – выработка слюны прекращается.
- Если дождь не пойдет, но ты никак не будешь поддерживать горение: не будешь приносить новые дрова или не будешь обдувать костер, то есть не будешь соблюдать условия для горения огня, то он все равно погаснет. То же самое происходит при условном торможении. Например, если включать лампочку, но при этом не давать собаке корм, рефлекс слюноотделения на лампочку просто перестанет работать.
В статье «Нервная система 1.0» мы разбираем анатомическое деление нервной системы. В ней классификация определяется по тому признаку, какие структуры входят в отдел нервной системы и где они расположены. Сейчас перейдем к делению функциональному (физиологическому).
Физиологически нервную систему подразделяют на два отдела в зависимости от того, какую функцию они выполняют, а точнее – за регуляцию каких органов они ответственны:
Соматическая нервная система подвластна нашему контролю и нашей воле: мы можем поднять руку, закинуть ногу на ногу, повернуть голову. Мы делаем всё это с помощью скелетных мышц, которые управляются соматической НС. Рефлекторную дугу, которая относится к соматическому отделу, мы тоже обсуждаем в статье «Нервная система 1.0».
Почему наши органы продолжают работу, даже когда мы спим? Это происходит благодаря нашей вегетативной нервной системе. Она устроена так, чтобы функционировать без нашего контроля, и именно ей подвластна работа внутренних органов. |
Вегетативная нервная система в свою очередь подразделяется на два отдела, названия которых можно запомнить по первым буквам ситуаций:
- Симпатический отдел – работает в ситуации Стресса , например, во время сдачи экзамена или во время какого-то выступления.
- Парасимпатический отдел – работает в состоянии Покоя, например, во время отдыха.
Посмотрим, какое действие оказывает каждый из отделов на наш организм:
симпатическая НС | парасимпатическая НС | |
повышается частота и сила сердечных сокращений | сердце | уменьшается частота и сила сердечных сокращений |
повышается | уровень глюкозы в крови | снижается |
повышается | артериальное давление | снижается |
расширяются | сосуды сердца, артериолы мозга и скелетных мышц | сужаются |
сужаются | сосуды тела | расширяются |
угнетается сокращение | кишечник | усиливается сокращение |
угнетается работа | пищеварительные железы | стимулируется работа |
угнетается сокращение | мочеточники | усиливается сокращение |
расслабляется мускулатура | мочевой пузырь | сокращается мускулатура |
расширяются | бронхи и бронхиолы | сужаются |
усиливается | вентиляция легких | уменьшается |
усиливается | потоотделение | уменьшается |
расширяются | зрачки | сужаются |
Как система правосудия Древнего Китая использовала знания об особенностях нервной системы человека? Существует легенда, что если в Древнем Китае хотели определить, виновен ли человек в совершении преступления или нет, то ему в рот клали горсть сухого риса и заставляли выслушивать обвинение. Считалось, что если человек не виновен, то он не будет переживать, тогда его слюнные железы будут активно работать, рис намокнет и человек спокойно его проглотит. Но если человек совершил преступление, то от волнения он не сможет это сделать. Система, конечно, сомнительная (кто не станет нервничать в то время, когда его судят?), но интересная! |
Таблица ниже поможет тебе разобраться, как устроены эти два отдела, но сначала нам нужно разобраться с некоторыми определениями:
- Ядро – это скопление тел нейронов в ЦНС (в спинном и головном мозге).
- Узел (ганглий) – это скопление тел нейронов вне ЦНС.
Как детектор лжи распознает ложь? Детектор лжи (полиграф) – это такое устройство, которое может регистрировать различные параметры дыхания, работу сердечно-сосудистой системы и даже незаметное потоотделение. Предполагается, что человек, который лжет, должен нервничать. Если он находится в стрессовой ситуации, то начинает работать его симпатическая нервная система, а мы уже знаем, как она влияет на организм: усиливает потоотделение, учащает сердцебиение и дыхание и т.д. Хотя, как и в случае с древнекитайской системой, возникает вопрос: а кто не занервничает, если на него наденут датчики и будут донимать вопросами? |
- Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, которая осуществляется и контролируется с помощью нервной системы, есть две группы рефлексов – условные и безусловные.
- Безусловные рефлексы – врожденные, видовые, устойчивые, а условные приобретаются в течение жизни, они индивидуальны и могут угасать.
- Угасание условных рефлексов называется торможением, оно может происходить при действии какого-то сильного раздражителя (безусловное) или при неподкреплении реакции (условное).
- Нервную систему подразделяют на два физиологических отдела: соматическую и вегетативную нервную систему.
- Вегетативная нервная система работает без нашей воли, в ней выделяют два отдела – симпатический (активируется во время стрессовой ситуации) и парасимпатический (действует в покое).
Задание 1.
Какая характеристика относится к безусловным рефлексом?
- Врожденные
- Приобретенные
- Неустойчивые
- Индивидуальные
Задание 2.
Где расположены ядра парасимпатического отдела нервной системы?
- В грудном отделе
- В верхнем поясничном отделе
- В нижнем шейном отделе
- В крестцовом отделе
Задание 3.
Где замыкаются рефлекторные дуги условных рефлексов?
- В коре больших полушарий
- В спинном мозге
- В стволе мозга
- В мозжечке
Задание 4.
Выберите все функции симпатического отдела:
- Повышает потоотделение
- Понижает уровень глюкозы в крови
- Расширяет бронхиолы
- Расширяет артериолы мозга
- Все вышеперечисленные
Ответы: 1. — 1; 2. — 4; 3. — 1; 4. — 134
Безусловные рефлексы
- Главная
- Архив
- Архив статей
- Грудничок
- Безусловные рефлексы
Малыш совсем недавно родился, он кажется таким крошечным и беззащитным, но на самом деле это настоящий человечек, который уже многое умеет делать. Он способен находить мамину грудь, сосать, глотать молоко, моргать в ответ на яркий свет, задерживать дыхание в воде и многое другое. Все эти такие простые действия относят к безусловным рефлексам (рефлекс — ответная реакция нервной системы человека на раздражение), которые передаются ребенку по наследству и помогают ему войти в новый мир, освоиться в нем и выжить в новых условиях.
Безусловные рефлексы новорожденных — это непроизвольная мышечная реакция на какой-либо раздражитель. Раздражители могут быть внешними (свет, звук, тепло, прикосновение и др.) и внутренними (изменение артериального давления, концентрации кислорода, углекислого газа, электролитов и пр.).
• Поисковый рефлекс — малыш ищет пищу. Если ребенка погладить пальцем в уголке рта (не прикасаясь к губам), он повернет голову в сторону раздражителя и (или) откроет ротик — так ребенок пытается отыскать мамину грудь. Этот рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением.
• Ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина) — когда вы надавливаете на область ладони малыша, он открывает ротик и опускает подбородок к груди (сгибает шею).
• Сосательный рефлекс — возникает в ответ на раздражение полости рта, например активное сосание вложенной в рот соски.
• Хватательный рефлекс — если в открытую ладошку крохи вложить палец, он обхватит его, а когда вы попытаетесь высвободить палец, сожмет еще крепче. Этот рефлекс так ярко выражен у новорожденных, что малыша даже можно приподнять над поверхностью, если участвуют обе руки (рефлекс Робинзона).
• Рефлекс Бабинского — если провести пальцем по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам, то малыш сначала разогнет большой палец, а потом веерообразно раскроет и согнет остальные пальчики.
• Рефлекс Моро (реакция испуга) — вызывается различными способами (при внезапном встряхивании рук ребенка, сжимании их в кулаки, при внезапном громком звуке, если резко отпустить руки ребенка и т.д.). Вначале ребенок разгибает и отводит ручки в стороны (1-я фаза), затем сгибает их и прижимает к груди (2-я фаза). Если этого рефлекса нет или, наоборот, он часто и спонтанно возникает, то, возможно, у ребенка есть какая-то неврологическая патология.
• Рефлекс опоры — если ребенка взять подмышки, поднять и поддерживая поставить на твердую опору, то он выпрямит туловище и ноги. Если после этого малыша слегка наклонить вперед, то он сделает несколько «шагов» — так проявляется рефлекс автоматической походки.
• Защитный рефлекс — если положить кроху на живот, он повернет голову в сторону, что позволяет ему свободно дышать.
• Рефлекс ползания (Бауэра) — если положить малыша на живот и приложить свои ладони к его стопам, малыш оттолкнется от них и начнет ползти.
• Рефлекс Галанта — если провести пальцем сбоку от позвоночника малыша, он изогнет туловище дугой, открытой в сторону раздражителя, в ту же сторону поворачивается голова.
• Рефлекс Переса — при проведении пальцем по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее у ребенка возникает боль, которую он выражает криком.
Вышеперечисленные рефлексы есть у всех здоровых новорожденных, в их управлении не участвует кора головного мозга, а нужны они для того, чтобы обеспечить малышу необходимый минимум навыков, пока идет созревание его нервной системы. По мере того как головной мозг ребенка развивается, многие безусловные рефлексы постепенно угасают и исчезают, а взамен появляется осмысленная активность: так, автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание переходит в ползание активное и т.
д. Так в возрасте 1,5–2 месяцев угнетаются рефлексы опоры и автоматической ходьбы, в 3–4 месяца жизни исчезают ладонно-ротовой, поисковый, хватательный рефлексы, а также рефлексы ползания, Галанта, Переса. Рефлекс Моро хорошо выражен до 4–5 месяца, а затем он начинает угасать, а после 5-го месяца можно выявить лишь его отдельные компоненты. Дольше всех сохраняется сосательный рефлекс — обычно он исчезает к году, когда заканчивается грудное вскармливание или кормление через соску.Однако некоторые безусловные рефлексы сохраняются в течение всей жизни и их можно вызвать и у взрослых:
• чихательный рефлекс — чихание при раздражении слизистой носа;
• рвотный рефлекс — рвотные движения при раздражении задней стенки глотки или корня языка;
• зевательный рефлекс — зевание при недостатке кислорода;
• кашлевой рефлекс.
Также у новорожденных есть рефлексы (врачи их называют познотоническими), которые управляют мышечным тонусом. А как известно, от состояния мышечного тонуса и его распределения зависит моторное развитие ребенка — способность поднимать голову, сидеть, стоять, ходить и пр. И если эти рефлексы вовремя не исчезнут, у ребенка возможна задержка двигательного развития.
К познотоническим рефлексам относятся:
• Асимметричный шейный тонический рефлекс — если ребенок лежит на спине, то при повороте его головы в сторону происходит перераспределение мышечного тонуса, и рука, к которой обращено лицо ребенка, разгибается, отводится от тела, ее ладонь открывается; противоположная же рука, наоборот, будет согнута, а ее кисть сжата в кулак («поза фехтовальщика»).
• Лабиринтный тонический рефлекс — если ребенок лежит на спине, у него максимально повышен тонус в разгибательных группах мышц; если же ребенок лежит на животе, то тонус повышен в сгибательных группах мышц.
Эти рефлексы в периоде новорожденности (первые 28 дней после рождения) есть постоянно, но выражены не так ярко, как все другие рефлексы. У доношенных детей они наблюдаются до 2 месяцев, у недоношенных могут сохраняться и более длительное время (до 3–4 месяцев).
Наличие и выраженность рефлексов — показатель того, как малыш развивается. Вот почему педиатр при осмотре малыша всегда оценивает его безусловные рефлексы и делает заключение о состоянии нервной системы ребенка.
А мамы и папы, немного узнав о безусловных рефлексах, уже не будут волноваться, когда при резких звуках их малыш испугается и закричит или вдруг в возрасте 2 месяцев перестанет делать первые «шаги» — все это говорит лишь о правильном развитии их ребенка.
%%pagecomments%%
Беременность и роды № 6 (2020)
Безусловный рефлекс: что это такое и что он из себя представляет в психологии — психология
Видео: Классическое обусловливание: Нейтральные, условные и безусловные раздражители и реакции | Khan AcademyСодержание
- Что такое безусловный рефлекс?
- Различия между безусловным рефлексом и условной реакцией.
- Безусловный рефлекс и классическое обусловливание
- Этот процесс у людей
Не все действия, которые мы выполняем, являются результатом мысли или обучения. Существует важный репертуар врожденных поведений, которые мы совершаем совершенно естественным и автоматическим образом.
Вслед за мы увидим, что именно подразумевается под безусловным рефлексом , отличия от условных реакций, как они могут трансформироваться в условное поведение и примеры у человека.
- Статья по теме: «10 типов бихевиоризма: история, теории и различия»
Что такое безусловный рефлекс?
Под безусловным рефлексом понимается реакция, возникающая на безусловный раздражитель естественно, автоматически и без размышления . То есть это реакция, для возникновения которой не требуется предварительной подготовки или обучения. Этот тип реакции является частью естественных способностей, уже присутствующих врожденно, которыми обладают животные, как человеческие, так и нечеловеческие.
Очень ярким примером безусловного рефлекса является выделение слюны при взгляде на кусок торта. В этом конкретном случае организм, получив визуальный стимул от торта, инициирует физиологические процессы , чтобы облегчить пищеварение после того, как мы съели сладкое.
Другим примером безусловного рефлекса может быть чихание при попадании в нос пылинки или пылинки. Чиханию не учатся, это то, что хорошо присутствует с момента рождения. Это естественный механизм удаления отходов и патогенов из дыхательных путей.
- Другими простыми примерами безусловных рефлексов являются:
- Кричать или вздрагивать, когда нас кусает жук.
- Прыгайте, когда слышите громкий шум.
- Держите руку подальше от чего-то горячего.
- Дрожь от холода.
- Дайте пинок, когда врач ударит молотком по колену (коленный рефлекс).
Все эти реакции возникают с рождения или в очень раннем возрасте и без предварительной подготовки. Каждый день мы выполняем безусловные рефлексы, не осознавая этого , что является показателем того, что за ними стоит небольшая сознательная обработка. Многие такие реакции являются физиологическими, включая слюноотделение, тошноту, расширение и сужение зрачков, а также изменения сердечного ритма.
Различия между безусловным рефлексом и условной реакцией.
Основные различия между безусловным рефлексом и условной реакцией:
- Безусловный рефлекс или реакция является естественной и автоматической.
- Безусловный рефлекс является врожденным и не требует предварительного обучения.
- Условная реакция усвоена.
Условная реакция возникает только после связывания безусловного раздражителя с условным раздражителем .
Безусловный рефлекс и классическая обусловленность
Концепция безусловного рефлекса, понимаемого как безусловная реакция, была экспериментально исследована советским физиологом Иваном Павловым. Этот русский ученый проводил исследования пищеварительной системы собак и увидел, что у его собак каждый раз, когда их кормят, выделяется слюна. Это был естественный рефлекс, который не был обусловлен. Собаки увидели еду и начали выделять слюну, чтобы облегчить пищеварение.
Именно тогда Павлов, поняв, что это безусловный рефлекс, задался вопросом, можно ли обусловить эту реакцию, т. е. вызвать появление естественного акта слюноотделения без нахождения пищи перед собаками. Прежде чем подать еду, Павлов решил позвонить в колокольчики и посмотреть, что произойдет.
В этих опытах Павлова, ставших классическими в истории психологии, безусловным раздражителем является пища. Наличие безусловного раздражителя — это то, что запускает реакцию, естественно и автоматически, в форме рефлекса. У собак Павлова совершенно непроизвольно выделялось слюноотделение, когда им подавали пищу. Звук колокольчиков был бы условным раздражителем.
Павлову удалось вызвать слюноотделение у своих собак, когда они услышали звонок , что означало, что безусловный рефлекс станет условной реакцией. Собаки после нескольких попыток связали звук колокольчиков с едой.
Но условный рефлекс не длится вечно. Со временем, если условный раздражитель возникает без безусловного, условная реакция в конце концов исчезнет .
Павлов увидел, что, поймав тех же собак, если их познакомить со звоном колокольчиков, но не кормить позже, после еще нескольких попыток у собак перестанет выделяться слюна. То есть они перестали ассоциировать звон колокольчиков с едой, породив явление угасания.
Однако можно сказать, что после погашения реакции и повторной попытки обусловить ее, это будет означать еще раз позвонить в колокольчик и подать пищу, при этом связывание этого условного раздражителя с условным раздражителем не займет так много времени, как в первые попытки. Этот феномен повторного появления условной реакции называется спонтанным восстановлением и может быть дан после периода отдыха от ранее обученного поведения.
- Возможно, вас заинтересует: «Классическое обусловливание и его наиболее важные эксперименты»
Этот процесс у человека
Как мы уже отмечали ранее, репертуар безусловных рефлексов нашего вида широк. Есть много рефлексов, описанных науками о здоровье, например коленный рефлекс или сосательный рефлекс младенцев. Последний является рефлексом, утрачивающимся по мере взросления, но представляет собой безусловную врожденную и инстинктивную реакцию, очень важную для выживания человека, поскольку возникает, когда сосок матери находится близко. Автоматически ребенок начинает сосать и питаться грудным молоком .
В некоторых случаях врожденное рефлекторное поведение человека сочетается с условными раздражителями, что приводит к условному поведению. Например, если маленький ребенок случайно коснется кипящей кастрюли, немедленно уберите руку, как только почувствуете, что она обожжена . Это врожденное поведение. Однако не исключено, что впечатление было настолько сильным, что у ребенка развилась какая-то травма, которая мешает ему чувствовать себя комфортно в присутствии горшка, как бы ни было холодно.
На самом деле появление явно иррационального и преувеличенного поведения обычно связано с пережитым неприятным опытом, в котором оно было запущено механизмом столь же врожденным и инстинктивным, как и рефлексы, чтобы избежать чувства боли или с тем, что наша телесная неприкосновенность нарушена .
Например, есть люди, которые боятся определенных членистоногих, которые кусаются (например, пауков, богомолов, комаров), и крайне боятся этих животных, потому что один из них когда-то их укусил. Это активировало естественный рефлекс, заключающийся в том, чтобы отойти от источника боли, но это произошло настолько преувеличенно, что кристаллизовалось в виде травмы.
УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ И ДЕТСКИЕ НЕВРОЗЫ | JAMA Pediatrics
УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ И ДЕТСКИЕ НЕВРОЗЫ | ДЖАМА Педиатрия | Сеть ДЖАМА [Перейти к навигации]Эта проблема
- Скачать PDF
- Полный текст
Поделиться
Твиттер Фейсбук Электронная почта LinkedIn
- Процитировать это
- Разрешения
Артикул
Декабрь 1925
Н. И. КРАСНОГОРСКИЙ, M.D.
Принадлежности автора
ЛЕНИНГРАД, РОССИЯ
Из клиники детских болезней Медицинского института им.
Am J Dis Чайлд. 1925;30(6):753-768. doi:10.1001/archpedi.1925.01920180013001
Полный текст
Абстрактный
Хотя наши знания о деятельности мозга восходят к середине прошлого века и уже были открыты важные факты об этой деятельности, все эти единичные факты не охватывали всех явлений высшей нервной деятельности животного, и не позволяли понять физиологический механизм ее поведения в целом.
Систематическое изучение функции больших полушарий, как органа высшей нервной деятельности животных, чисто физиологическим методом условных рефлексов было начато проф. И. П. Павловым 1 в 1901 г. Известно, что профессор Павлов предложил использовать рефлекс слюнных желез как реакцию животного на внешние раздражители и доказал, что этот рефлекс посредством ассоциативного механизма коры реагировать на многочисленные внешние раздражители.