К эффектам социальной перцепции относятся: К эффектам социальной перцепции относятся:

что относится к эффектам, как определяют, виды

Содержание:

  • Понятие
  • Влияние перцептивных факторов
  • Основные виды
  • Механизмы
  • Важность первого впечатления
  • Методика развития
  • Некоторые феномены
  • Известные эффекты
  • Видео

Социальная перцепция – это формирование представления о другом человеке, которое происходит при непосредственном контакте двух или более лиц. Благодаря этому процессу, люди получают возможность прогнозировать поступки друг друга.

С социальной перцепцией сталкиваются все люди, которые живут в обществе

Понятие было известно еще в античные времена, отдельные философы трактовали его по-разному. По мнению большинства мыслителей, перцепция – это чувственное познание предметов окружающего мира. Применительно к человеку этот термин приобретает немного иное значение – познание другого.

Понятие

В философском или психологическом словаре можно найти разные определения одного и того же термина. В психологии под «социальной перцепцией» понимают особенное психическое восприятие. У него сложная структура, но с его помощью человек не только получает информацию, но и обрабатывает ее. Другими словами, социальная перцепция – это форма сенсорного воспроизведения.

Во время общения индивид видит невербальные сигналы, физический вид и слышит речь собеседника. Все это в совокупности дает возможность составить какое-то представление о человеке. С точки зрения философии, социальная перцепция – это чувственное познание другого индивида, которое основывается на оценивании.

Влияние перцептивных факторов

Перцепция — что это в психологии, определение

Всего выделяют две группы факторов: внешние и внутренние. К первой относят визуальные характеристики объекта: его внешний вид, позу и поведение.

К внутренним факторам относят мотивацию общения. Каждый человек сам решает, зачем ему нужно контактировать с конкретным индивидом, какой стимул заставляет его делать это.

Важно! Имеет значение и прошлый опыт. Он определяет отношение к новому человеку.

Любые жизненные ситуации каждый индивид воспринимает по-разному. Если он – пессимист, то все видит в негативном свете, оптимист воспринимает происходящее позитивно.

Основные виды

Социальная дезадаптация в психологии

Восприятие распространяется не только на контакт двух людей, оно влияет на целые группы. Поэтому существуют разные варианты социальной перцепции. Первая классификация касается самого индивида.

Человек может воспринимать себя, свою группу общения и незнакомое сообщество

Внутри коллектива люди обычно общаются и составляют представление о каждом члене, в это же время две группы объединенных людей тоже друг друга оценивают. Внутри группы индивиды считают себя хорошими людьми и к чужакам обычно относятся негативно.

Механизмы

Восприятие — что это такое в психологии

Для налаживания общения используются разные средства. Многие приемы переняли специалисты для применения в психологической практике. Для улучшения коммуникативной стороны жизни потребуется понимание того, как возникают социальные перцепции.

Первый механизм – это идентификация. С ее помощью человек может переносить свои мысли и чувства на другого индивида, представлять себя на его месте.

Аттракция позволяет формировать отношения на основе позитивных эмоций

При рефлексии человек анализирует свое поведение и оценивает себя с позиции другого. Это позволяет ему лучше осознать ошибки и не допускать их при общении. Подобный навык пригодится каждому в жизни.

Важность первого впечатления

Подсознательно человек составляет представление о новом знакомом в течение пяти секунд. После этого ему уже будет сложно изменить свое мнение. Поэтому презентация себя очень важна в современном мире.

В нее входит не только создание правильного внешнего вида, но и умение вести себя. Например, открытые ладони демонстрируют доброжелательность. Имеет значение и красота человека. Физически привлекательным личностям легче получить хорошее отношение. Поэтому, если индивид хочет быть успешным, то ему нужно понимать механизмы формирования впечатления.

Важно! В их основе лежат доступность, интерес и внешность.

Осанка, взгляд, походка говорят о том, насколько индивид открыт для общения. Внимательность и доброжелательность – это основа успешной коммуникации. С привлекательностью сложнее, так как нет единых стандартов красоты.

Необходимо опрятно выглядеть, стильно одеваться, делать модные прически и т.п. Важно не впадать в крайности, так как радикальный внешний вид будет отпугивать.

Методика развития

Перцептивные навыки можно улучшать в течение всей жизни. Желательно формировать их в детском возрасте, это задача родителей.

Достаточно предоставлять малышу свободу общения и не ограничивать ее участниками определенной группы

С взрослыми людьми сложнее, но даже для них есть выход – специальная методика. Понятие социальной перцепции рассматривается в психологии и философии. Навыки создания правильного впечатления нужны менеджерам и учителям, в повседневной жизни они также пригодятся.

Дейл Карнеги давал краткие рекомендации, как вести себя и заводить знакомства. Среди них – искренняя улыбка, приветливость и доброжелательность. Всегда нужно проявлять интерес к собеседнику и говорить о том, что важно для него.

Специфика развития любого навыка заключается в практическом применении. Мало накапливать теоретические знания, их нужно реализовывать. С опытом человек лучше разбирается в невербальных сигналах.

Некоторые феномены

При контактах друг с другом люди сталкиваются с разными необычными явлениями. Распространенный феномен, который встречается в коллективах, – это внутригрупповой фаворитизм. В неком объединении люди стремятся завышать оценки членов и негативно относятся к аналогичным заслугам другой группировки.

Еще один тип феноменов – иллюзия взаимности. Индивид воспринимает отношение со стороны других к себе таким же, как и он относится к этим людям. Простой пример – менеджер Иван положительно со всеми общается и считает, что остальные сотрудники компании воспринимают его как вежливого человека.

Повлиять на восприятие индивида может феномен сходства. При нем индивид склонен считать, что близкие ему люди думают так же, как он. Подобное явление может наблюдаться между начальником и подчиненными. Руководитель будет стараться воспитывать единство мнений. Структура каждого феномена индивидуальна и проявляется по-разному.

Известные эффекты

Социальные перцепции активно изучаются психологами. Специалисты проводят наблюдения, ставят эксперименты и пишут научные работы. Охарактеризовать проявления восприятия можно только в общих чертах, так как у каждого человека есть свои особенности.

Известный эффект – это считать красивого хорошим

Мнение складывается и из того, знакомый это человек или нет. Если незнакомец, то впечатление определяется под влиянием первых ощущений от встречи.

Важно! Эффект присутствия появляется тогда, когда человек начинает владеть каким-то навыком на хорошем уровне.

Иногда при знакомстве индивид приписывает личности какие-то черты. Если его ожидания не оправдываются, то появляется разочарование.

У социальной перцепции есть простые функции: познание себя, установление эмоциональных связей, организация совместной деятельности, составление мнения о других людях и т.п.

Все это делает такой способ восприятия очень важным для полноценного существования в социуме. Его нужно развивать людям, которые работают в сфере общественных связей: журналистам, менеджерам, учителям, воспитателям и т.п. Они смогут улучшить свои профессиональные навыки и стать успешными.

На уроках обществознания в школе изучают не только социальные перцепции, но и другие элементы существования социума. Понимание этих тем позволяет лучше существовать в обществе и эффективно взаимодействовать с людьми.  Развивать навыки нужно с детства.

Видео

Автор:

Aннa Kyлинич

Социальная психология Тест с ответами

1. В структуре предмета социальной психологии выделяют следующие аспекты:
• личность в группе и общении
• общение
• психология больших социальных групп и движений
• социальные группы

2. К когнитивистскому направлению в социальной психологии относятся:
• теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера
• теория коммуникативных актов Т. Ньюкома
• теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума
• теория сбалансированных структур Ф. Хайдера

3. К эффектам социальной перцепции относятся:
• эффект первичности

4. В рамках психоаналитического направления в социальной психологии утверждается, что основным источником активности индивида является:
• стремление снять внутреннее напряжение за счет удовлетворения первичных потребностей

5. Приписывание одним индивидом другому тех или иных причин поведения происходит на основе:
• анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации
• аналогий
• принципа подобия с известным
• сложившихся схем каузальной атрибуции
• сходства поведения этого другого с каким-нибудь лицом, известным первому
 

6. В концепции инстинктов социального поведения утверждается, что:
• людей вместе (в обществе) удерживает стадный инстинкт
• механизмы социальной адаптации тождественны у человека и животных
• причины социального поведения человека связаны с врожденными инстинктами

7. Специфика межличностного информационного обмена определяется:


• влиянием пространственно-временного контекста на содержание информации
• возникновением коммуникативных барьеров
• многоуровневостью передачи информации
• наличием процесса психологической обратной связи

8. Опосредованное общение – это:
• нет правильного ответа

9. Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому называется:
• конкуренция
• соперничество

10. В рамках интеракционизма коммуникация рассматривается, прежде всего, как:
• обмен символами и выработка единых значений и смыслов
 

11. В схеме наблюдения Р. Бейлса область негативных эмоций включает:
• несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма

12. Стратегия взаимодействия – это:
• совокупность доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми

13. Процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему называется:
• заражение

14. Согласно теории Т. Парсона, элементами структуры единичных действий, из которых складывается взаимодействие, являются:
• деятель, «другой», нормы, ценности, ситуация

15. Отсутствие стремления, как к достижению собственных целей, так и к удовлетворению интересов другого называется:
• конкуренция
 

16. Термин «интерактивная сторона общения» обозначает:
• аспект коммуникативного процесса
• внутреннюю, психологическую структуру деятельности

17. Опосредованное общение:
• обеспечивается при помощи различных средств (телефон, письмо и т.д.)
• происходит в ситуациях, когда субъекты отделены друг от друга временем или расстоянием
• характеризуется затрудненной обратной связью
• характеризуется неполным психологическим контактом

18. Способами проверки информации на достоверность являются:
• измерение одного и того же свойства разными наблюдателями
• повторное измерение
• расщепление шкалы

19. Общение – это:
• производство индивидами их общего
• процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов
• процесс установления и развития контактов между людьми

20. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием:


• дефицита информации о какой-либо непонятной новости
• дефицита информации о какой-либо пугающей ситуации
• избытка информации о какой-либо пугающей ситуации
• избытка информации о непонятной новости
 

21. В дискуссии о предмете социальной психологии, которая развернулась в России в 20-е годы ХХ века активное участие приняли:
• В.А. Артемов
• Г. И. Челпанов
• К.Н. Корнилов

22. Социальная установка на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, называется:
• аттракция

23. Идентификация:
• выражается в уподоблении себя другому человеку
• является одним из механизмов усвоения опыта

24. Коммуникативные барьеры отношений возникают, если:
• в процессе контакта возникают негативные чувства
• в процессе контакта возникают негативные эмоции

25. Психологическое заражение – это:
• особый механизм влияния
 

26. В социальной психологии под рефлексией понимается:
• осознание действующим субъектом того, как он воспринимается партнером по общению

27. К невербальным видам коммуникации относятся:
• оптико-кинетическая система знаков
• паралингвистическая система знаков
• экстралингвистическая система знаков

28. Приписывание индивиду причин поведения называется:
• нет правильного ответа

29. К коммуникативным барьерам непонимания относятся:


• логический
• семантический
• стилистический
• фонетический

30. К общеметодологическому уровню проблем социальной психологии относятся:
• проблема динамики малой группы
• проблема коммуникации в больших социальных группах
 

31. Коммуникативные барьеры непонимания возникают:
• в связи с различными знаковыми средствами передачи сообщения
• вследствие принадлежности субъектов общения к разным социальным слоям
• вследствие разного уровня развития и владения речью
• при различиях в идеологии и различиях в представлениях о структуре и смысле власти

32. Отличительными особенностями внушения как особого вида воздействия являются:
• передача информации, основанная на ее некритичном восприятии

33.

На смысловом уровне установки:
• определяют отношение личности к объектам, имеющим личностное значение для индивида

34. Центральной идеей бихевиоризма в социальной психологии является:
• идея подкрепления

35. Источник социального поведения индивида усматривается сторонниками гуманистической психологии в:
• диалектическом единстве стремления личности к самоактуализации и редукции напряжения
 

36. Регулятивная роль впечатлений, возникающих у индивидов, вовлеченных в межличностное общение, связана с тем, что:
• познавая в общении другого, формируется и сам познающий индивид
• точность понимания другого человека обусловливает эффективность совместной с ним деятельности

37. Центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что:


• личность формируется во взаимодействии с другими личностями и механизмом этого процесса является установление соответствия действий личности тем представлениям о ней, которое складывается у окружающих

38. Открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия называется:
• конфликт

39. Общение – это полифункциональный процесс. В зависимости от критерия, выделяют различные функции. По какому критерию выделены следующие функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, амотивная, установления отношений, оказания влияния?
• цель общения

40. Межличностные конфликты представляют собой:
• столкновение взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга, либо несовместимы в данный момент


 

41. Под социальной перцепцией понимается:
• социальная детерминация перцептивных процессов

42. К уровню специальной методологии в социальной психологии относятся:
• анализ группы как субъекта группового сознания
• анализ совместной деятельности группы
• изучение генезиса групповых целей и ценностей
• изучение групповой динамики в различных условиях

43. К психологическим характеристикам группы относятся:
• групповые интересы
• групповые нормы
• групповые потребности
• групповые цели
• групповые ценности

44. В процессе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов:

• интерпретация его поведения и попытка понять причины его поведения
• построение собственной стратегии поведения
• построение стратегии воздействия на собеседника
• эмоциональная оценка другого

45. Б.Ф. Поршнев утверждал, что главной психологической характеристикой группы является:
• наличие «Мы-чувства»
 

46. Если наблюдатель является экстерналом, то причины поведения индивида, которого он наблюдает, будут видеться ему:
• во внешних обстоятельствах

47. Концепции психологии масс содержали в себе важные социально-психологические закономерности:
• взаимодействия людей в толпе
• влияния средств массовой культуры на общественное и индивидуальное сознание
• отношений массы и элиты

48. Значение психологии народов заключается в том, что:
• в рамках этой концепции обосновывается существование коллективной психики и сознания, не сводимых к индивидуальному сознанию
• в этой теории показано существование феноменов, которые порождены не индивидуальным, а коллективным сознанием

49. Вывод о том, что различные формы социальной психики являются качественно новым образованием, а не среднеарифметической суммой индивидуальных психик, был впервые сформулирован:
• в психологии народов

50. Вопрос о статусе социальной психологии в настоящее время решен следующим образом:
• вопрос о статусе продолжает быть дискуссионным
• социальная психология является частью психологии
 

51. Целевые установки:
• определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности
• связаны с конкретными действиями
• связаны со стремлением человека довести до конца начатое дело

52. Стремление субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов противоположной стороны, называется:
• компромисс

53. Ведущей социально-психологической проблемой когнитивистского направления является:
• проблема принятия решения

54. Непосредственными создателями психологии масс были:
• С. Сигеле и Г. Лебон

55. Конструктивные функции конфликта проявляются в том, что он:
• изменяет условия и обстоятельства общения
• обнаруживает существующие противоречия
 

56. Функциональная единица взаимодействия – акт, по мнению Мида, состоит из четырех фаз:
• фаза побуждения, фаза уточнения ситуации, фаза непосредственного действия, фаза завершения

57. Стремление субъектов взаимодействия к поиску альтернатив, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон, называется:
• сотрудничество

58. Функционализм как направление в социальной психологии возник под влиянием:
• эволюционной теории Ч. Дарвина и теории социального дарвинизма Г. Спенсера

59. Подражание как социально-психологический механизм:
• выражается в следовании какому-либо примеру, образцу

60. Обоснованность (валидность) инструмента социально-психологического исследования выражается в его:
• способности измерить именно те характеристики объекта, которые и нужно измерить
 

61. Функция общения, цель которой взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности
• координационная

62. Определение личности в персонализме
• Личность — особая духовная структура

63. Отношение доминирования в системе межличностных отношений — это:
• лидерство

64. Такое наблюдение проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации:
• полевое

65. Эмоциональное воздействие, осуществляемое через передачу определенного психического состояния и предполагающее бессознательное усвоение данного состояния
• заражение
 

66. Что, по мнению А.С. Макаренко являются для коллектива тем социальным клеем, который скрепляет его в единое целое, что придает ему своеобразие и неповторимость?
• традиции

67. Диспозиционная концепция предложена:
• В.А. Ядовым

68. Политические потребности, ценности, установки, чувства и эмоции относятся к какому блоку политического сознания?
• мотивационному

69. Процесс, в котором два индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу в чем-либо
• противостояние

70. В какой деятельности мотив совпадает с процессом:
• Игра
 

71. Модель личности, основанная на идеях, высказанных Н. Макиавелли
• «Высокий Мак» и «Низкий Мак»

72. Отсутствие чувства такта, меры и вкуса –
• бестактность

73. Эффект установки имеет отношение к:
• перцептивной стороне общения

74. Воздействие, осуществляемое через демонстрацию конкретных, наглядных образцов поведения и подразумевающее их принятие и воспроизведение
• подражание

75. Какая психологическая значимость повышает у людей чувство собственного достоинства, стимулирует личность к самовоспитанию и перевоспитанию?
• доверие
 

76. Индивидуально своеобразном, относительно стабильном способе решения проблем воплощается:
• стиль дисциплинирования

77. Процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания.
• внушение (суггестия)

78. Интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей:
• каузальная атрибуция

79. Ненавязчивость, неназойливость в общении, мягкость, чуткость, доброжелательность
• деликатность

80. Процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии внушаемого содержания, это:
• суггестия
 

81. А. Кардинером впервые было осуществлено комплексное описание симптомов невроза:
• возбудимость и раздражительность

82. Тип по Дж. Барберу не только с большой активностью, но и личным удовлетворением, имеющий высокую самооценку и успех в отношениях с окружающей действительностью — это…
• активный-позитивный тип

83. Функция общения, цель которой установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему — передаче сообщения
• контактная

84. Отношения в коллективе могут быть:
• принципиальными и беспринципными, доброжелательными и напряженными

85. Кем было введено в социальные науки понятие стереотип?
• У. Липпманом
 

86. Подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние, относятся к:
• психическим явлениям

87. Эмоции, которые усиливают активность человека, стимулируют его к деятельности, это:
• стенические

88. Знак — это любой материальный объект для …
• кодирования информации

89. Важнейшая основа взаимодействия людей при решении профессиональных задач, на службе, в повседневной жизни:
• служебные отношения

90. Образец, которому следует человек в деятельности и поведение.
• Моральный идеал

Учебник: Социальное восприятие

Учебник: Социальное восприятие
(см. также Учебники по социальной компетентности; Дружба и признание сверстников)

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ?

Быть компетентным в социальном восприятии включает в себя три области компетентности: (1) знание того, что у других людей есть мысли, убеждения, эмоции, намерения, желания и т. п., (2) способность «читать» внутренние состояния других людей на основе их слова, поведение, выражение лица и тому подобное, и (3) корректировка своих действий на основе этих «показаний». То есть социально компетентный человек может замечать мимику, тон голоса, позу, жесты, слова и т. п. других людей и на основе этих подсказок делать достаточно точные суждения о душевном состоянии, эмоциях этого человека. , и намерения. Социально компетентные люди затем используют эти выводы о внутреннем состоянии других людей, чтобы принимать правильные решения о том, как вести себя в обществе.

Социальное восприятие является одним из важных компонентов социальной компетентности и социального успеха (включая признание сверстников и дружбу). В дополнение к социальному восприятию социально компетентные люди должны знать социальные правила, роли, распорядок и сценарии своей социальной жизни. Кроме того, они должны использовать это знание и эти сценарии в принятии решений и действиях. У них также есть забота о других людях, и у них есть привычка корректировать свое поведение в зависимости от потребностей других. Наконец, у них есть уверенность, необходимая для социального взаимодействия и принятия уязвимости, связанной с потенциальным отказом.


ПОЧЕМУ СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВАЖНО ДЛЯ МНОГИХ СТУДЕНТОВ ПОСЛЕ ЧМТ?

Способность точно «считывать» внутренние состояния других людей зависит от определенных неврологических цепей в лобных долях и лимбической системе мозга. Исследования показывают, что лобная доля правого полушария задействована больше, чем левая. Таким образом, когда в неврологических или нейропсихологических отчетах можно увидеть, что лобные доли — особенно правая лобная доля — были повреждены, следует заподозрить некоторые трудности с социальным восприятием.

Кроме того, социальное восприятие не может быть конкретно нарушено, но, тем не менее, слабо из-за множества сигналов, которые необходимо обработать, чтобы точно «прочитать» социальные ситуации. Многие люди с черепно-мозговой травмой имеют ограничения на количество информации, которую они могут обрабатывать в любой момент времени. Таким образом, если они сосредотачиваются на содержании сообщения другого человека, они могут быть не в состоянии обращать внимание на невербальные сигналы, такие как выражение лица или тон голоса. Они могут быть не в состоянии интегрировать другую контекстную информацию. Следствием могут быть неверные толкования и «неверные прочтения».

Еще одним источником «ошибок» является импульсивность. Ученик, который обычно импульсивен, может делать поспешные выводы о намерениях, эмоциях, убеждениях и т. п. других людей и, следовательно, не принимать во внимание все относящиеся к делу свидетельства. Импульсивные суждения о других, скорее всего, будут ошибочными.

Кроме того, если учащиеся с черепно-мозговой травмой находятся в депрессии или тревоге, они могут постоянно «неверно интерпретировать» намерения других определенным образом. Например, депрессивные учащиеся могут постоянно полагать, что другие учащиеся критикуют или высмеивают их, хотя на самом деле это не так. Тревожные ученики могут постоянно полагать, что другие критикуют их, хотя на самом деле это не так. Большинство людей склонны объяснять поведение других своими внутренними намерениями, например: «Он сказал это, потому что хотел задеть мои чувства». Когда учащийся с черепно-мозговой травмой находится в состоянии депрессии или беспокойства, эта тенденция усугубляется и может привести к серьезному ошибочному восприятию внутреннего состояния других людей.

Ошибочные социальные представления могут быть подтверждены, потому что они становятся самоисполняющимися пророчествами. То есть человек в депрессии может ошибочно идентифицировать поведение других как негативное и критическое, а затем вести себя негативно в ответ. Это негативное поведение может затем привести к тому, что другие станут критически настроенными, что, по-видимому, подтвердит первоначальное неправильное прочтение и приведет к нисходящей спирали.

Нарушение социального восприятия может иметь серьезные социальные последствия. Например, мальчик-подросток может неправильно истолковать сочувственную улыбку девушки как романтическое приглашение и начать реагировать в сексуально оскорбительной манере. Или ребенок может принять дразнящий жест сверстника за угрозу и отреагировать агрессивно. В этих случаях социально неудачные ответы не были результатом неадекватных социальных навыков. Скорее, они возникли в результате социальных «неправильных прочтений», то есть нарушенного социального восприятия. Как показывают эти примеры, эффективное социальное восприятие вносит важный вклад в социальный успех, признание сверстников и дружбу.


КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ТРУДНОСТИ С СОЦИАЛЬНЫМ ВОСПРИЯТИЕМ? (см. также учебники «Социальная компетентность»; «Дружба и признание сверстников»)

1. Понимание проблемы: Как и при всех неврологических проблемах, первым шагом в оказании помощи является понимание проблемы. Сочетание наблюдаемых поведенческих данных в сочетании с неврологическими и нейропсихологическими отчетами может подтвердить, что у учащегося есть неврологические проблемы с социальным восприятием. Если да, то уместной будет некоторая комбинация следующих мер поддержки и вмешательств.

2. Поддержка окружающей среды: Для успеха в социальном взаимодействии учащихся с трудностями социального восприятия может потребоваться поддержка окружающей среды.

Компетентные и чувствительные социальные партнеры: Для учащихся со слабым социальным восприятием очень важно иметь знающих, понимающих и компетентных партнеров по общению, которые поэтому не интерпретируют неправильно и не реагируют карательно на неврологически обусловленное неловкое поведение, возникающее в результате неправильного понимания социальных сигналов. Поэтому образование и обучение партнеров по повседневному общению, включая сверстников, членов семьи и сотрудников школы, может иметь решающее значение для социального успеха.

Явные подсказки о психическом состоянии партнеров: Взаимодействие с учащимися с нарушениями социального восприятия может потребовать включения явных заявлений о психическом состоянии партнеров по общению. Например, партнеру по общению может потребоваться сказать: «Позвольте мне рассказать вам анекдот…», а не просто рассказать анекдот; или партнер по общению может регулярно добавлять «Шучу» после поддразнивания вместо того, чтобы предоставить учащемуся с нарушением социального восприятия понять, что это поддразнивание. Такими и другими способами партнеры по общению сообщают о своем психическом состоянии учащемуся с дефицитом социального восприятия.

3. Учебные стратегии помощи учащимся с проблемами социального восприятия

Контекстно-зависимое обучение социальному восприятию Обучение и коучинг по социальному восприятию могут проводиться, когда взрослый обсуждает внутреннюю жизнь ребенка, собственную внутреннюю жизнь взрослого и внутреннюю жизнь других людей. Например, маленькие дети должны уметь различать, счастливы ли другие, грустны, злы или напуганы (четыре выявленных эмоциональных состояния). Взрослые могут определить состояние, в котором находится ребенок, и сказать, почему он так думает (например, «Ты улыбаешься и прыгаешь; я думаю, ты, должно быть, счастлив», «Ты плачешь, ты, должно быть, чем-то очень опечален; позвольте крепко обнять вас»). Те же самые суждения вместе с доказательствами могут быть вынесены взрослым о психическом состоянии взрослого или о психических состояниях других людей. Суть в том, чтобы связать слова с ментальными состояниями и связать слова ментальных состояний со свидетельством того, что человек находится в таком состоянии и что с этим делать. Для детей старшего возраста и подростков слова внутреннего состояния могут быть все более утонченными и абстрактными (например, ревнивый, обиженный, взволнованный, амбициозный и т. д.).

Иногда это обучение проводится на терапевтических сеансах с использованием фотографий людей для иллюстрации эмоций словами. Как и во всех деконтекстуализированных тренировках, это второй лучший вариант после ситуационного коучинга. Тем не менее, деконтекстуализированное представление такого рода может быть полезным в начале вмешательства для объяснения языка ментальных состояний.

Практика во время чтения книг и разговоров за ужином: С маленькими детьми такая практика может быть идеально реализована во время вечернего чтения книг. Для детей старшего возраста беседы во время обеда — идеальное время, чтобы поговорить о повседневных событиях и исследовать душевную жизнь людей, их убеждения, эмоции, желания, мотивы и тому подобное.

Объективные чтения других: Важно, чтобы эти разговоры о внутренних состояниях (например, эмоциях, чувствах, мыслях, убеждениях, желаниях и т. д.) подчеркивали легкость, с которой человек может неверно воспринимать истинные чувства, намерения, мотивы и как.

Запрос подтверждения: «Прав ли я?»: Когда учащиеся знают, что они регулярно ошибаются в своих показаниях психических состояний других, для них может быть важно выработать привычку запрашивать подтверждение. Например, ученика можно научить говорить: «Кажется, ты чем-то рассержен; прав ли я в этом?



Автор: Марк Илвисакер, доктор философии. при содействии Мэри Хиббард, доктора философии. и Тимоти Фини, доктор философии.

ЛИР Сеть
Программа Ассоциации травм головного мозга штата Нью-Йорк, финансируемая Советом по планированию нарушений развития.

Copyright 2006, by
The Brain Injury Association of New York State
10 Колвин Авеню, Олбани, Нью-Йорк 12206 – Телефон: (518) 459-7911 — Факс: (518) 482-5285

. Разработано и создано Camelot Media Group.

Нейронные основы воздействия ситуационного контекста на социальное восприятие | Социальная когнитивная и аффективная неврология

Журнальная статья

Мэтью Д. Либерман

Мэтью Д. Либерман

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

пабмед

Google Scholar

Социальная когнитивная и аффективная неврология , том 1, выпуск 2, сентябрь 2006 г. , страницы 73–74, https://doi.org/10.1093/scan/nsl015

Опубликовано:

01 сентября 20 06

  • PDF
  • Разделенный вид
    • Содержание статьи
    • Рисунки и таблицы
    • видео
    • Аудио
    • Дополнительные данные
  • Цитировать

    Процитируйте

    Мэтью Д. Либерман, Нейронные основы влияния ситуационного контекста на социальное восприятие, Социальная когнитивная и аффективная нейронаука , Том 1, выпуск 2, сентябрь 2006 г., страницы 73–74, https://doi.org/ 10.1093/скан/nsl015

    Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

    Закрыть

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Фильтр поиска панели навигации Социальная когнитивная и аффективная нейронаукаЭтот выпускКогнитивная и поведенческая нейронаукаКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Социальная когнитивная и аффективная нейронаукаЭтот выпускКогнитивная и поведенческая нейронаукаКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

В 1960-х годах в телешоу «Скрытая камера » был показан отрывок, в котором ничего не подозревающий целевой человек входит в лифт, заполненный одним или несколькими сообщниками, работающими с шоу. Союзники все вместе стояли лицом к задней или боковой части лифта, а не лицом вперед. Цель неизменно быстро оглядывалась на других, а затем меняла свою ориентацию, чтобы соответствовать им. Иногда после этого первоначального проявления соответствия все сообщники поворачивались и смотрели в новом направлении только для того, чтобы цель менялась вместе с ними. В одном клипе цель снимает свою шляпу, увидев, что это делают окружающие, а затем снова надевает шляпу, когда видит, что другие заменили свои шляпы. Этот сегмент Скрытая камера демонстрирует одно из фундаментальных открытий социального познания: люди обращаются к социальной среде и внешнему контексту, чтобы направлять свое поведение, особенно когда соответствующий образ действий неоднозначен или не определен. «Сила ситуации», определяющая поведение, наблюдалась в бесчисленных исследованиях конформизма (Asch, 1956; Sherif, 1937), подчинения авторитету (Milgram, 1963) и распределения ответственности (Latane and Darley, 1970).

Вслед за этими классическими исследованиями социальное познание перешло к изучению способов, которыми ситуационная информация и социальная подготовка могут модулировать то, как люди воспринимают мысли, чувства и настроения других (например, Devine, 19).89; Снайдер и Франкель, 1976 г.). В одном из первых исследований нейровизуализации для изучения влияния ситуационного контекста на социальное восприятие Mobbs et al . (2006) (в этом выпуске; см. также Kim et al , 2004) исследовали влияние контекстуальной информации на атрибуцию эмоций. В частности, участники оценивали выраженные и ощущаемые эмоции целей на основе изображений эмоционально экспрессивных целей. Однако перед тем, как увидеть лицо каждой мишени, участникам показывали фотографию [из International Affect Picture System (IAPS), Lang et al ., 1999], на которые якобы реагировала цель. Для того, чтобы удерживать целевые выражения в пределах возможной реакции на фотографии, целевые лица отображали умеренно негативное, нейтральное или умеренно позитивное выражение лица.

Моббс и др. . (2006) воспроизвели ожидаемый поведенческий эффект таким образом, что объект, показанный реагирующим на изображение IAPS с положительной валентностью, сам воспринимался как испытывающий и выражающий больше положительных эмоций, чем тот же объект, реагирующий на изображение IAPS с отрицательной валентностью. Таким образом, счастливое выражение лица рассматривалось как более счастливое, если участник считал, что цель смотрит приятную сцену, и как более негативное, если участник считал, что цель смотрела неприятную сцену. Моббс и др. . (2006) обнаружили сеть нижневисочных областей в вентральном зрительном потоке, ранее связанную с социальным познанием (височный полюс, веретенообразная извилина и миндалевидное тело; Lieberman, 2006), которые были более активны, когда ситуационный контекст соответствовал контексту, и, таким образом, способствовали легкому выражение лица цели. Кроме того, префронтальные активации наблюдались в такой степени, что нейтральные невыразительные цели оценивались как испытывающие эмоции, соответствующие изображению IAPS.

Эти результаты свидетельствуют о двойных процессах в мозге, с помощью которых ситуационный контекст может формировать суждения об эмоциональности, аналогичные выводам из литературы по поведению. С одной стороны, когда лицо мишени эмоционально выразительно, ситуационный контекст может служить для автоматического усиления естественных истолкований посредством восходящего прайминга через нижневисочную кору. Это равнозначно начальному пути, по которому валентные репрезентации, активируемые эмоциональными сценами, автоматически искажают интерпретацию последующих применимых социальных целей. В качестве альтернативы невыразительные лица, которые по определению являются наиболее неоднозначными в отношении эмоционального опыта, могут привести к тому, что участник явно обдумает ситуационную информацию, чтобы логически определить эмоциональное состояние цели. Этот путь больше полагался бы на префронтальную способность к условным рассуждениям (например, если цель только что просматривала негативную сцену, то, вероятно, прямо сейчас он чувствует себя несколько негативно). Было бы интересно выяснить, как изменяются паттерны нижневисочной и префронтальной активации в зависимости от того, описаны ли сцены, представленные до каждого лица цели, как видимые (или нет) целью или нет. Стандартный двухпроцессный подход предсказывает, что нижневременные эффекты будут сохраняться до тех пор, пока сцены предшествуют целевым лицам, тогда как префронтальные эффекты должны зависеть от убеждения, что цель просматривает эту сцену, и, следовательно, является действительным сигналом для социальных выводов. о психическом состоянии цели.

Кроме того, существует широкий спектр социальных выводов, сделанных за пределами текущего состояния цели, и контекстуальная информация может использоваться очень по-разному в зависимости от цели логического вывода. Например, Тропе (1986) приводит пример плачущего человека, который либо только что узнал, что его близкий друг умер, либо выиграл в лотерею. Ситуационный контекст будет влиять на чье-то суждение, заинтересовано ли оно в понимании текущих чувств человека или его устойчивых диспозиционных тенденций, но будет делать это по-разному в зависимости от вопроса, на который он пытается ответить. В соответствии с выводами Mobbs и др. . (2006) наблюдатель, скорее всего, расценит текущее состояние цели как более печальное, если он только что узнал о смерти друга, чем если бы он выиграл в лотерею. В качестве альтернативы, ту же ситуационную информацию следует использовать для вывода о том, что цель, чей друг умер, не особенно грустит в повседневной жизни. То есть, поскольку цель находится в ситуации, которая расстроит почти всех, можно предположить, что печаль цели носит временный характер, а не является частью его стойкой личности. Более того, Тропе ( 1986), и несколько лабораторий обнаружили, что условия двойной задачи, которые подвергают наблюдателей когнитивной нагрузке, как правило, ухудшают использование ситуационной информации при формировании диспозиционных суждений, но не при формировании суждений о текущем состоянии цели (Gilbert, 1998). Исследование Моббса и др. . ( 2006 ) является важным шагом в направлении изучения нейронных основ различных способов , которыми ситуационные и социальные факторы формируют то , как мы конструируем интерпретации окружающих нас людей , и , мы надеемся , предвещает гораздо больше исследований этой сложной , но критической динамики социальных явлений . восприятие.

Аш

SE

.

Исследования независимости и конформизма: меньшинство одного против единодушного большинства

70

стр.

416

 

Дивайн

PG

.

Стереотипы и предрассудки: их автоматические и контролируемые компоненты

Journal of Personality and Social: Psychology

,

1989

, том.

56

 (стр. 

680

90

)

Гилберт

DT 9 0020 .

Гилберт

DT

Фиске

ST

Линдзи

G

.

Обычная персонология

,

Справочник по социальной психологии

,

1998

New York, NY

Oxford University Press

(стр.

89

150

)

,

Sommerville 90 020

LH

Johnstone

T

, и др.

Контекстная модуляция реакции миндалевидного тела на удивленные лица

16

 (стр.  

1730

45

)

Lang

PJ

,

Bradley

MM

90 115,

Катберт

БН

. , 

Международная система аффективных образов (IAPS): руководство по эксплуатации и аффективные рейтинги

1999

Gainsville

Университет Флориды, Центр исследований в области психофизиологии

Латане 900 20

В

,

Дарли

ДМ

. , 

Прохожий без ответа: почему он не помогает? .

Социальная когнитивная нейробиология: обзор основных процессов

58

  

Милграм

С

.

Поведенческое исследование послушания

,

Journal of Abnormal and Social Psychology

,

1963

, vol.

67

 (стр. 

371

78

)

Моббс

D 9 0020 ,

Weiskopf

N

,

,

Featherstone

E

,

Долан

РЖ

,

Фрит

CD

.

Эффект Кулешова: влияние контекстуального фрейминга на эмоциональные атрибуции .

1

  

Шериф

М

.

Экспериментальный подход к изучению установок

Социометрия

1937

, том.

190

 (стр. 

90

8

)

Snyder

ML 9 0020 ,

Франкель

А

.

Предвзятость наблюдателя: строгий тест поведения, охватывающий всю область

34

 (стр. 

857

64

)

Троп

Y

.

Процессы идентификации и логического вывода при диспозиционной атрибуции

93

 (стр. 

239

57

)

© Автор(ы) (2006). Опубликовано издательством Оксфордского университета.

Это статья в открытом доступе, распространяемая в соответствии с условиями некоммерческой лицензии Creative Commons Attribution (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4. 0/), которая разрешает некоммерческое повторное использование, распространение , а также воспроизведение на любом носителе при условии правильного цитирования оригинальной работы. По вопросам коммерческого повторного использования обращайтесь по адресу [email protected]

Раздел выпуска:

В этом выпуске

Скачать все слайды

Реклама

Цитаты

Альтметрика

Дополнительная информация о метриках

Оповещения по электронной почте

Оповещение об активности статьи

Предварительные уведомления о статьях

Оповещение о новой проблеме

Получайте эксклюзивные предложения и обновления от Oxford Academic

Ссылки на статьи по телефону

  • Последний

  • Самые читаемые

  • Самые цитируемые

Возрастные различия в контроле помех в контексте задачи поднятия пальца: исследование фМРТ 90 020

Ты уволен! Слова исключения вызывают корково-спинномозговые модуляции, связанные с заместительной болью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *