К компонентам психологического здоровья не относится – —

Тема 3. Психологическое здоровье человека и психологическая помощь

Психологическое здоровье, его структура, критерии нарушений

Здоровье
— это нормальное состояние правильно
функционирующего, неповрежденного
организма” или “правильная, нормальная
деятельность организма” [“Толковый
словарь русского языка”, с. 187].
Термин
«психологическое здоровье» был введен
И. В.Дубровиной. Что включает в себя
понятие психологического здоровья?

Психологическое
здоровье является необходимым условием
полноценного функционирования и развития
человека в процессе его жизнедеятельности.
Таким образом, с одной стороны, оно
является условием адекватного выполнения
человеком своих возрастных, социальных
и культурных ролей (ребенка или взрослого,
учителя или менеджера, россиянина или
австралийца и т. п.), с другой стороны,
обеспечивает человеку возможность
непрерывного развития в течение всей
его жизни.

Однако если
психологическое здоровье — необходимое
условие полноценного функционирования,
то насколько оно взаимосвязано с
физическим здоровьем? Здесь нужно
отметить, что само использование термина
«психологическое здоровье» подчеркивает
неразделимость телесного и психического
в человеке, необходимость и того, и
другого для полноценного функционирования.
Более того, в последнее время выделилось
такое новое научное направление, как
психология здоровья — «наука о
психологических причинах здоровья, о
методах и средствах его сохранения,
укрепления и развития» (В.А.Ананьев). В
рамках этого направления подробно
изучается влияние психических факторов
на сохранение здоровья и на появление
болезни. И само здоровье рассматривается
не как самоцель, а как условие для
самовоплощения человека на Земле,
выполнения им своей индивидуальной
миссии. Поэтому, опираясь на положения
психологии здоровья, можно предположить,
что именно психологическое здоровье
является предпосылкой здоровья
физического. То есть если исключить
влияние генетических факторов или
катастроф, стихийных бедствий и т. п.,
то психологически здоровый человек,
вероятнее всего, будет здоров и физически.
Взаимосвязь между психическим и
соматическим была известна в медицине
еще с древности: «Неправильно лечить
глаза без головы, голову без тела, так
же как тело без души» (Сократ). В настоящее
время существует довольно разработанное
направление — психосоматическая медицина,
которая рассматривает механизмы влияния
психики на телесные функции, систематизирует
психосоматические расстройства,
определяет методы их профилактики и
лечения. Можно наблюдать тенденцию
расширения спектра психосоматических
заболеваний, т. е. по мере развития науки
обнаруживается психическая обусловленность
все большего количества заболеваний.
В качестве примеров заболеваний,
развившихся на основе психической
предрасположенности, можно привести
расстройства сердечно-сосудистой
системы (вегето-сосудистая дистония,
нарушение ритма сердца), расстройства
желудочно-кишечного тракта (язвенная
болезнь желудка и двенадцатиперстной
кишки), псевдоневрологические расстройства
(психическая гипертензия, психогенная
головная боль) и т. п. Есть исследования,
в которых заявляется о некоторой
психической обусловленности онкологических
заболеваний. А в качестве позитивного
примера — влияния психического фактора
не на появление болезни, а на полноценное
функционирование человека — можно
привести результаты исследований
Джюэтта, изучавшего психологические
характеристики людей, благополучно
доживших до 80-90 лет. Оказалось, что все
они обладали оптимизмом, эмоциональным
спокойствием, способностью радоваться,
самодостаточностью и умением адаптироваться
к сложным жизненным обстоятельствам,
что полностью вписывается в «портрет»
психологически здорового человека,
который приводится многими исследователями.

Действительно,
если составить обобщенный «портрет»
психологически здорового человека, то
можно получить следующее. Психологически
здоровый человек

– это, прежде всего, человек спонтанный
и творческий, жизнерадостный и веселый,
открытый и познающий себя и окружающий
мир не только разумом, но и чувствами,
интуицией. Он полностью принимает самого
себя и при этом признает ценность и
уникальность окружающих его людей.
Такой человек возлагает ответственность
за свою жизнь, прежде всего на самого
себя и извлекает уроки из неблагоприятных
ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом,
хотя он не всегда формулирует его для
себя. Он находится в постоянном развитии
и, конечно, способствует развитию других
людей. Его жизненный путь может быть не
совсем легким, а иногда довольно тяжелым,
но он прекрасно адаптируется к быстро
изменяющимся условиям жизни. И что важно
— умеет находиться в ситуации
неопределенности, доверяя тому, что
будет с ним завтра. Таким
образом, можно сказать, что «ключевым»
словом для описания психологического
здоровья является слово «гармония»,
или «баланс».

И прежде всего это гармония между
различными составляющими самого
человека: эмоциональными и интеллектуальными,
телесными и психическими и т. п. Но это
также и гармония между человеком и
окружающими людьми, природой, космосом.
При этом гармония рассматривается не
как статическое состояние, а как процесс.

Соответственно
можно говорить о том, что психологическое
здоровье

представляет
собой динамическую совокупность
психических свойств человека,
обеспечивающих гармонию между
потребностями индивида и общества,
являющихся предпосылкой ориентации
личности на выполнение своей жизненной
задачи.

Жизненную задачу при этом можно
рассматривать как то, что необходимо
сделать для окружающих именно конкретному
человеку с его способностями и
возможностями. Выполняя жизненную
задачу, человек чувствует себя счастливым,
в противном случае — глубоко несчастным.

Если согласиться
с тем, что «ключевым» словом для описания
психологического здоровья является
слово «гармония», то в качестве центральной
характеристики психологически здорового
человека можно назвать саморегулируемость
,
т. е. возможность адекватного приспособления
как к благоприятным, так и к неблагоприятным
условиям, воздействиям. Здесь следует
акцентировать внимание на возможных
трудностях адаптации именно к благоприятной
ситуации. Традиционно считается, что к
ним-то человек всегда готов и они не
потребуют особого напряжения. Однако,
вспомнив урок известной сказки об
испытании «медными трубами», можно
понаблюдать за людьми, быстро достигшими
социального и экономического успеха:
они нередко платят за это существенными
нарушениями психологического здоровья.
Если же говорить об адаптации к трудным
ситуациям, то необходимо уметь не только
противостоять им, но и использовать их
для самоизменения, для роста и развития.
И ввиду особой важности этой способности
рассмотрим ее подробно несколько
позднее. Пока же сделаем вывод,
что основная
функция психологического здоровья —
это поддержание активного динамического
баланса между человеком и окружающей
средой в ситуациях, требующих мобилизации
ресурсов личности.

Анализ литературы
позволяют утверждать, что психологическое
здоровье можно описать как систему,
включающую аксиологический, инструментальный
и потребностно-мотивационный компоненты
(В. И.
Слободчиков):

1. Аксиологический
компонент

содержательно представлен ценностями
собственного «Я» человека и ценностями
«Я» других людей. Ему соответствует как
абсолютное принятие самого себя при
достаточно полном знании себя, так и
принятие других людей вне зависимости
от пола, возраста, культурных особенностей
и т. п. Безусловной предпосылкой этого
является личностная целостность, а
также умение принять самые разные
стороны, вступая с ними в диалог. Кроме
того, необходимыми качествами являются
умение разглядеть в каждом из окружающих
различные стороны личности и дать
возможность другому человеку быть самим
собой в его собственной целостности.

2. Инструментальный
компонент

предполагает владение человеком
рефлексией как средством самопознания,
способностью концентрировать свое
сознание на себе, своем внутреннем мире
и своем месте во взаимоотношениях с
другими. Ему соответствует умение
человека понимать и описывать свои
эмоциональные состояния и состояния
других людей, возможность свободного
и открытого проявления чувств без
причинения вреда другим, осознание
причин и последствий, как своего
поведения, так и поведения окружающих.

3. Потребностно-мотивационный
компонент

определяет наличие у человека потребности
в саморазвитии. Это означает, что человек
становится субъектом своей жизнедеятельности,
имеет внутренний источник активности,
выступающий двигателем его развития.
Он полностью принимает ответственность
за свое развитие и становится «автором
собственной биографии».

Подводя итоги
рассмотрению выделенных нами компонентов
психологического здоровья — положительных
самоотношения и отношения к другим
людям, личностной рефлексии и потребности
в саморазвитии, — необходимо остановиться
на их взаимосвязи или, точнее сказать,
динамическом взаимодействии. Как
известно, для развития позитивной, а не
невротической рефлексии необходимо
наличие у человека положительного
самоотношения. В свою очередь саморазвитие
человека способствует изменению
самоотношения. А личностная рефлексия
является механизмом саморазвития.
Соответственно можно сделать вывод,
что самоотношение, рефлексия и саморазвитие
взаимообусловливают друг друга, находятся
в постоянном взаимодействии.

Выделение компонентов
психологического здоровья позволяет
определить следующие задачи психологического
консультирования и коррекции:

  • обучение
    положительному самоотношению и принятию
    других;

  • обучение рефлексивным
    умениям;

  • формирование
    потребности в саморазвитии.

Таким образом,
можно увидеть, что в психологическом
консультировании и коррекции основной
акцент делается на обучении, на
предоставлении человеку возможности
изменений, а не на принудительном
изменении в соответствии с той или иной
теоретической моделью.

Для определения
форм психологической помощи и поддержки
необходимо обратиться к рассмотрению
проблемы нормы, а затем критериев
психологического здоровья.

Проблема нормы
далека сегодня от однозначного решения.
Однако именно разделение
понятий психологического и психического
здоровья
,
как нам представляется, поможет в
какой-то степени определиться в понимании
нормы.

Психи́ческое
здоро́вье

— согласно определению Всемирной
организации здравоохранения,
это состояние благополучия, при котором
человек может реализовать свой собственный
потенциал, справляться с обычными
жизненными стрессами, продуктивно и
плодотворно работать, а также вносить
вклад в жизнь своего сообщества.

Всемирная
организация здравоохранения
выделяет
следующие критерии психического здоровья

  • осознание и чувство
    непрерывности, постоянства и идентичности
    своего физического и психического «Я».

  • чувство постоянства
    и идентичности переживаний в однотипных
    ситуациях.

  • критичность к
    себе и своей собственной психической
    продукции (деятельности) и ее результатам.

  • соответствие
    психических реакций (адекватность)
    силе и частоте средовых воздействий,
    социальным обстоятельствам и ситуациям.

  • способность
    самоуправления поведением в соответствии
    с социальными нормами, правилами,
    законами.

  • способность
    планировать собственную жизнедеятельность
    и реализовывать эти планы.

  • способность
    изменять способ поведения в зависимости
    от смены жизненных ситуаций и обстоятельств

Для психического
здоровья

правомерно за норму принимать отсутствие
патологии, отсутствие симптомов, мешающих
адаптации человека в обществе. Для
психологического здоровья норма

— это, наоборот, присутствие определенных
личностных характеристик, позволяющих
не только адаптироваться к обществу,
но и, развиваясь самому, содействовать
его развитию. Норма — это некий образ,
который служит ориентиром для организации
педагогических условий ее достижения.
Следует также отметить, что альтернатива
норме в случае психического здоровья
— это болезнь. Альтернатива норме в
случае психологического здоровья —
отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности
развития в процессе жизнедеятельности,
неспособность к выполнению своей
жизненной задачи.

Проблема нормы во
многом смыкается с проблемой критерия
в психологического здоровья. Но мы
все-таки остановимся на критериях особо.
Сейчас к определению психологического
здоровья часто предлагается уровневый
подход, однако при определении уровней
используются различные основания. Так,
М. С. Роговин основывается на сохранности
функций внешней и внутренней регуляции.

Б. С. Братусь
выделяет как высший уровень
личностно-смысловое или личностное
здоровье, уровень индивидуально-психологического
здоровья — способность строить адекватные
способы смысловых устремлений и уровень
психофизиологического здоровья как
особенности нейрофизиологической
организации психической деятельности.

studfiles.net

Психологическое здоровье — Психологос

​​​​​​​Психологическое здоровье — оптимальное функционирование всех психических структур, необходимых для текущей жизнедеятельности. Психологическое здоровье — это не только душевное, но еще и личностное здоровье. Это состояние, когда душевное здоровье сочетается с личностным, у человека все светло и классно и при этом он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту. Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными вызовами.

Психологически здоровый человек см.→ отличается от человека психологически проблемного см.→. У них разное поведение (в первую очередь социальное поведение) и разная структура личности.

Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам, а так же проявлению человеческого духа.

Основные критерии психологического здоровья: адекватное восприятие окружающей среды, осознанное совершение поступков, активность, работоспособность, целеустремлённость, способность устанавливать близкие контакты, полноценная семейная жизнь, чувство привязанности и ответственности по отношению к близким людям, способность составлять и осуществлять свой жизненный план, ориентация на саморазвитие, целостность личности. Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными вызовами.

А вот невротики, психопаты и социопаты — за пределами психологического здоровья. Сюда же люди с основным букетом внутренних психологических проблем: агрессивность, алкоголизм, больные привязанности, внутренний саботажник, люди в горе и депрессии, любители жить в позиции Жертвы или склонные разыгрывать Дурика, страдающие от того или иного выгорания, психотравм и страхов, мучимые чувством вины и внутренним кризисом… Психологически проблемный человек мало разумен, склонен к враждебности, не защищен от ударов жизни и не имеет достаточного инструментария, чтобы справляться с жизненными вызовами.

А. Маслоу о психологическом здоровье

Психологическое здоровье не только наполняет человека субъективным ощущением благополучия, оно само по себе правильно, истинно и реально. Именно в этом смысле оно «лучше» болезни и «выше» ее. Оно не только правильно и истинно, но и более правдиво, ибо здоровый человек способен узреть больше правды, и более высокой правды. Недостаток психологического здоровья не только угнетает человека, но его можно рассматривать как своеобразную форму слепоты, когнитивной патологии, равно как форму моральной и эмоциональной неполноценности. Нездоровье – это всегда ущербность, ослабление или утрата способности к деятельности и самоосуществлению.

Здоровых людей немного, но они есть. Мы уже показали, что здоровье со всеми его ценностями – правдой, добродетелью, красотой – возможно, а, значит, вполне реально и достижимо. Если человек стремится быть зрячим, а не слепым, хочет чувствовать себя хорошо, а не плохо, предпочитает цельность – ущербности, мы можем сказать, что он взыскует психологического здоровья. Мне вспоминается девочка, которая на вопрос: «Почему добро лучше, чем зло?» ответила: «Потому что оно лучше». Следуя этой же логике рассуждений, мы можем сказать, что жить в «хорошем обществе» (в братском, синергичном, доверительном, построенном в соответствии с Теорией Игрек) «лучше», чем в обществе, где правит закон джунглей (в авторитарном, злом. построенном в соответствии с Теорией Икс) – лучше как с биологической, медицинской, дарвиновской точки зрения, так и с точки зрения «дочеловечивания», лучше как субъективно, так и объективно (314). То же самое справедливо в отношении хорошего брака, хорошей дружбы, хороших детско-родительских отношений. Такие отношения не только желанны (человек отдает им предпочтение, стремится к ним), но и в определенном смысле «желательны». Я понимаю, что в такой постановке вопроса может заключаться серьезная проблема для профессиональных философов, но я уверен – они справятся с ней.

Тот факт, что человек может быть хорошим, здоровым и что такие люди есть – пусть даже их мало и слеплены они из того же теста, что остальные, – уже сам по себе вселяет в нас мужество, надежду, решимость и веру в человека и его возможности роста. Эта вера в возможности человеческой природы, даже самая робкая, подтолкнет нас к построению общества, основанного на принципах братской любви и сострадания↑.

www.psychologos.ru

2. Психологическое здоровье, его структура, критерии нарушений

Как
мы уже говорили, сам термин «психологическое
здоровье» был введен в научный лексикон
не так давно И. В.Дубровиной. При этом
под психологическим здоровьем ею
понимаются психологические аспекты
психического здоровья, т. е. то, что
относится к личности в целом, находится
в тесной связи с высшими проявлениями
человеческого духа.

Что
включает в себя понятие психологического
здоровья?

Психологическое
здоровье является необходимым условием
полноценного функционирования и развития
человека в процессе его жизнедеятельности.
Таким образом, с одной стороны, оно
является условием адекватного выполнения
человеком своих возрастных, социальных
и культурных ролей (ребенка или взрослого,
учителя или менеджера, россиянина или
австралийца и т. п.), с другой стороны,
обеспечивает человеку возможность
непрерывного развития в течение всей
его жизни. Говоря о развитии, следует
подчеркнуть отличие содержания этого
понятия от понятия «изменение».

Развитие
в отличие от изменения предполагает не
только отсутствие застоя и наличие
движения, но и стремление к какой-то
цели, определяющей последовательное
накопление человеком позитивных
новообразований. Безусловно, вопрос о
цели развития человека сегодня является
одним из наиболее спорных и решается
по-разному в зависимости от принадлежности
авторов к той или иной психологической
школе. Возможно, этот вопрос выходит за
рамки психологии и должен рассматриваться
в междисциплинарном контексте. Мы
полагаем, что для организации
психологической поддержки в качестве
цели развития можно принять выполнение
человеком своих жизненных задач, т. е.
полную реализацию своих возможностей,
ресурсов для обеспечения прогрессивного
процесса на Земле в целом. И использовать
для описания целей развития метафору
пути: «Каждый человек имеет свой путь,
поэтому важно определить, какой путь
является именно твоим».

Однако
если психологическое здоровье –
необходимое условие полноценного
функционирования, то насколько оно
взаимосвязано с физическим здоровьем?
Здесь нужно отметить, что само использование
термина «психологическое здоровье»
подчеркивает неразделимость телесного
и психического в человеке, необходимость
и того, и другого для полноценного
функционирования. Более того, в последнее
время выделилось такое новое научное
направление, как психология здоровья
– «наука о психологических причинах
здоровья, о методах и средствах его
сохранения, укрепления и развития»
(В.А.Ананьев). В рамках этого направления
подробно изучается влияние психических
факторов на сохранение здоровья и на
появление болезни. И само здоровье
рассматривается не как самоцель, а как
условие для самовоплощения человека
на Земле, выполнения им своей индивидуальной
миссии. Поэтому, опираясь на положения
психологии здоровья, можно предположить,
что именно психологическое здоровье
является предпосылкой здоровья
физического. То есть если исключить
влияние генетических факторов или
катастроф, стихийных бедствий и т. п.,
то психологически здоровый человек,
вероятнее всего, будет здоров и физически.
Взаимосвязь между психическим и
соматическим была известна в медицине
еще с древности: «Неправильно лечить
глаза без головы, голову без тела, так
же как тело без души» (Сократ). В настоящее
время существует довольно разработанное
направление – психосоматическая
медицина, которая рассматривает механизмы
влияния психики на телесные функции,
систематизирует психосоматические
расстройства, определяет методы их
профилактики и лечения. Можно наблюдать
тенденцию расширения спектра
психосоматических заболеваний, т. е. по
мере развития науки обнаруживается
психическая обусловленность все большего
количества заболеваний. В качестве
примеров заболеваний, развившихся на
основе психической предрасположенности,
можно привести расстройства
сердечно-сосудистой системы
(вегето-сосудистая дистония, нарушение
ритма сердца), расстройства
желудочно-кишечного тракта (язвенная
болезнь желудка и двенадцатиперстной
кишки), псевдоневрологические расстройства
(психическая гипертензия, психогенная
головная боль) и т. п. Есть исследования,
в которых заявляется о некоторой
психической обусловленности онкологических
заболеваний. А в качестве позитивного
примера – влияния психического фактора
не на появление болезни, а на полноценное
функционирование человека – можно
привести результаты исследований
Джюэтта, изучавшего психологические
характеристики людей, благополучно
доживших до 80-90 лет. Оказалось, что все
они обладали оптимизмом, эмоциональным
спокойствием, способностью радоваться,
самодостаточностью и умением адаптироваться
к сложным жизненным обстоятельствам,
что полностью вписывается в «портрет»
психологически здорового человека,
который приводится многими исследователями.

Действительно,
если составить обобщенный «портрет»
психологически здорового человека, то
можно получить следующее. Психологически
здоровый человек – это, прежде всего,
человек спонтанный и творческий,
жизнерадостный и веселый, открытый и
познающий себя и окружающий мир не
только разумом, но и чувствами, интуицией.
Он полностью принимает самого себя и
при этом признает ценность и уникальность
окружающих его людей. Такой человек
возлагает ответственность за свою
жизнь, прежде всего, на самого себя и
извлекает уроки из неблагоприятных
ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом,
хотя он не всегда формулирует его для
себя. Он находится в постоянном развитии
и, конечно, способствует развитию других
людей. Его жизненный путь может быть не
совсем легким, а иногда довольно тяжелым,
но он прекрасно адаптируется к быстро
изменяющимся условиям жизни. И что важно
– умеет находиться в ситуации
неопределенности, доверяя тому, что
будет с ним завтра. Таким образом, можно
сказать, что «ключевым» словом для
описания психологического здоровья
является слово «гармония», или «баланс».
И прежде всего это гармония между
различными составляющими самого
человека: эмоциональными и интеллектуальными,
телесными и психическими и т. п. Но это
также и гармония между человеком и
окружающими людьми, природой, космосом.
При этом гармония рассматривается не
как статическое состояние, а как процесс.
Соответственно можно говорить о том,
что психологическое здоровье представляет
собой динамическую совокупность
психических свойств человека,
обеспечивающих гармонию между
потребностями индивида и общества,
являющихся предпосылкой ориентации
личности на выполнение своей жизненной
задачи. Жизненную задачу при этом можно
рассматривать как то, что необходимо
сделать для окружающих именно конкретному
человеку с его способностями и
возможностями. Выполняя жизненную
задачу, человек чувствует себя счастливым,
в противном случае – глубоко несчастным.

Если
согласиться с тем, что «ключевым» словом
для описания психологического здоровья
является слово «гармония», то в качестве
центральной характеристики психологически
здорового человека можно назвать
саморегулируемость, т. е. возможность
адекватного приспособления как к
благоприятным, так и к неблагоприятным
условиям, воздействиям. Здесь следует
акцентировать внимание на возможных
трудностях адаптации именно к благоприятной
ситуации. Традиционно считается, что к
ним-то человек всегда готов и они не
потребуют особого напряжения. Однако,
вспомнив урок известной сказки об
испытании «медными трубами», можно
понаблюдать за людьми, быстро достигшими
социального и экономического успеха:
они нередко платят за это существенными
нарушениями психологического здоровья.
Если же говорить об адаптации к трудным
ситуациям, то необходимо уметь не только
противостоять им, но и использовать их
для самоизменения, для роста и развития.
И ввиду особой важности этой способности
рассмотрим ее подробно несколько
позднее. Пока же сделаем вывод, что
основная функция психологического
здоровья – это поддержание активного
динамического баланса между человеком
и окружающей средой в ситуациях, требующих
мобилизации ресурсов личности.

Далее
необходимо сопоставить понятие
психологического здоровья с понятием
зрелости личности, поскольку ряд авторов
употребляют их практически синонимично.
Действительно, если понимать развитие
человека как последовательное движение
к зрелости, то зрелость и психологическое
здоровье взрослого, на наш взгляд, могут
использоваться как синонимичные понятия.
Однако если говорить о психологическом
здоровье ребенка, то оно является лишь
предпосылкой достижения в будущем
личностной зрелости, но отнюдь не
зрелостью.

Конечно,
психологическое здоровье детей имеет
свою специфику. Для того чтобы ее
рассмотреть, можно еще раз обратиться
к взглядам И. В. Дубровиной о соотношении
психологического здоровья и развития
личности. И. В.Дубровина утверждает, что
основу психологического здоровья
составляет полноценное психическое
развитие на всех этапах онтогенеза.
Следовательно, психологическое здоровье
ребенка и взрослого будет отличаться
совокупностью личностных новообразований,
которые еще не развились у ребенка, но
должны присутствовать у взрослого.
Таким образом, можно говорить о том, что
психологическое здоровье – это
прижизненное образование, хотя,
безусловно, его предпосылки создаются
еще в пренатальном периоде. Естественно,
что в течение жизни человека оно постоянно
изменяется через взаимодействие внешних
и внутренних факторов, причем не только
внешние факторы могут преломляться
через внутренние, но и внутренние факторы
могут модифицировать внешние воздействия.

Следующая
дискуссионная позиция, которую необходимо
рассмотреть для содержательного
наполнения понятия психологического
здоровья, – это взаимосвязь его с
духовностью. И. В.Дубровина утверждает,
что следует рассмотреть психологическое
здоровье с точки зрения богатства
развития личности, т. е. включать в
психологическое здоровье духовное
начало, ориентацию на абсолютные
ценности: Истину, Красоту, Добро. Таким
образом, если у человека нет этической
системы, то невозможно говорить о его
психологическом здоровье. И, как нам
кажется, с этим положением можно полностью
согласиться. Итак, проведенное выше
обсуждение подтверждает выделенный
нами ранее предмет психологического
консультирования и коррекции – это
процесс восстановления психологического
здоровья, или коррекция нарушений
психологического здоровья, осуществляющаяся
в условиях направленной психологической
помощи психолога-консультанта. Для того
чтобы определить задачи психологического
консультирования и коррекции (процесса
консультирования, но не изучаемого
курса), обратимся к обсуждению структуры
психологического здоровья.

Анализ
литературы и наши исследования позволяют
утверждать, что психологическое здоровье
можно описать как систему, включающую
аксиологический, инструментальный и
потребностно-мотивационный компоненты.
При этом аксиологический компонент
содержательно представлен ценностями
собственного «Я» человека и ценностями
«Я» других людей. Ему соответствует как
абсолютное принятие самого себя при
достаточно полном знании себя, так и
принятие других людей вне зависимости
от пола, возраста, культурных особенностей
и т. п. Безусловной предпосылкой этого
является личностная целостность, а
также умение принять свое «темное
начало» и вступить с ним в диалог. Кроме
того, необходимыми качествами являются
умение разглядеть в каждом из окружающих
«светлое начало», даже если оно не сразу
заметно, по возможности взаимодействовать
именно с этим «светлым началом» и дать
право на существование «темному началу»
в другом индивидууме так же, как и в
себе.

Инструментальный
компонент предполагает владение
человеком рефлексией как средством
самопознания, способностью концентрировать
свое сознание на себе, своем внутреннем
мире и своем месте во взаимоотношениях
с другими. Ему соответствует умение
человека понимать и описывать свои
эмоциональные состояния и состояния
других людей, возможность свободного
и открытого проявления чувств без
причинения вреда другим, осознание
причин и последствий как своего поведения,
так и поведения окружающих.

Потребностно-мотивационный
компонент определяет наличие у человека
потребности в саморазвитии. Это означает,
что человек становится субъектом своей
жизнедеятельности, имеет внутренний
источник активности, выступающий
двигателем его развития. Он полностью
принимает ответственность за свое
развитие и становится «автором собственной
биографии» (В. И. Слободчиков).

Подводя
итоги рассмотрению выделенных нами
компонентов психологического здоровья
– положительных самоотношения и
отношения к другим людям, личностной
рефлексии и потребности в саморазвитии,
– необходимо остановиться на их
взаимосвязи или, точнее сказать,
динамическом взаимодействии. Как
известно, для развития позитивной, а не
невротической рефлексии необходимо
наличие у человека положительного
самоотношения. В свою очередь саморазвитие
человека способствует изменению
самоотношения. А личностная рефлексия
является механизмом саморазвития.
Соответственно можно сделать вывод,
что самоотношение, рефлексия и саморазвитие
взаимообусловливают друг друга, находятся
в постоянном взаимодействии.

Выделение
компонентов психологического здоровья
позволяет определить следующие задачи
психологического консультирования и
коррекции:

  • обучение
    положительному самоотношению и принятию
    других;

  • обучение
    рефлексивным умениям;

  • формирование
    потребности в саморазвитии.

Таким
образом, можно увидеть, что в психологическом
консультировании и коррекции основной
акцент делается на обучении, на
предоставлении человеку возможности
изменений, а не на принудительном
изменении в соответствии с той или иной
теоретической моделью.

Для
определения форм психологической
поддержки необходимо обратиться к
рассмотрению проблемы нормы, а затем
критериев психологического здоровья.

Проблема
нормы далека сегодня от однозначного
решения. Однако именно разделение
понятий психологического и психического
здоровья, как нам представляется, поможет
в какой-то степени определиться в
понимании нормы. Мы считаем, что для
психического здоровья правомерно за
норму принимать отсутствие патологии,
отсутствие симптомов, мешающих адаптации
человека в обществе. Для психологического
здоровья норма – это, наоборот, присутствие
определенных личностных характеристик,
позволяющих не только адаптироваться
к обществу, но и, развиваясь самому,
содействовать его развитию. Норма –
это некий образ, который служит ориентиром
для организации педагогических условий
ее достижения. Следует также отметить,
что альтернатива норме в случае
психического здоровья – это болезнь.
Альтернатива норме в случае психологического
здоровья – отнюдь не болезнь, а отсутствие
возможности развития в процессе
жизнедеятельности, неспособность к
выполнению своей жизненной задачи.

Проблема
нормы во многом смыкается с проблемой
критерия в психологического здоровья.
Но мы все-таки остановимся на критериях
особо. В наше время к определению
психологического здоровья часто
предлагается уровневый подход, однако
при определении уровней используются
различные основания. Так, М. С. Роговин
основывается на сохранности функций
внешней и внутренней регуляции. Б. С.
Братусь выделяет как высший уровень
личностно-смысловое или личностное
здоровье, уровень индивидуально-психологического
здоровья – способность строить адекватные
способы смысловых устремлений и уровень
психофизиологического здоровья как
особенности нейрофизиологической
организации психической деятельности.

Не
вступая в полемику с указанными авторами,
хотим отметить, что они не представляют
никаких психолого-педагогических
ориентиров, необходимых для психологической
поддержки. Поскольку уже отмечалось,
что теоретической основой психологического
консультирования должна стать психология
развития, то необходимо и в решении
проблемы нормы обратиться к ее положениям.

Вспомним,
что развитие является необратимым
процессом, заключающимся в изменении
типа взаимодействия с окружающей средой.
Это изменение проходит через все уровни
развития психики и сознания и заключается
в качественно иной способности
интегрировать и обобщать опыт, получаемый
в процессе жизнедеятельности.

С
этих позиций понимание нормы должно
основываться на анализе взаимодействия
человека с окружающей средой, что
предполагает, прежде всего, гармонию
между умением человека адаптироваться
к среде и умением адаптировать ее в
соответствии со своими потребностями.
Следует особо отметить, что соотношение
между приспособляемостью и приспособлением
среды не является простым равновесием.
Оно зависит не только от конкретной
ситуации, но и от возраста человека.
Если для младенца гармонией можно
считать приспособление среды в лице
матери к его потребностям, то чем старше
он становится, тем более необходимым
становится приспособление его самого
к условиям среды. Вступление человека
во взрослую жизнь характеризуется
началом преобладания процессов
приспособления к среде, освобождением
от инфантильного «Мир должен соответствовать
моим желаниям». И человек, достигший
зрелости, в состоянии поддерживать
динамический баланс между приспособлением
и приспособляемостью при сохранении
акцента на преобладании самоизменений
как предпосылок изменения внешней
ситуации. Исходя из такого понимания
нормы, можно подойти к определению
уровней психологического здоровья.

К
высшему уровню психологического здоровья
– креативному – можно отнести людей с
устойчивой адаптацией к среде, наличием
резерва сил для преодоления стрессовых
ситуаций и активным творческим отношением
к действительности, наличием созидательной
позиции. Такие люди не нуждаются в
психологической помощи.

К
среднему уровню – адаптивному – отнесем
людей, в целом адаптированных к социуму,
однако имеющих несколько повышенную
тревожность. Такие люди могут быть
отнесены к группе риска, поскольку не
имеют запаса прочности психологического
здоровья и могут быть включены в групповую
работу профилактически-развивающей
направленности.

Низший
уровень – это дезадаптивный, или
ассимилятивно-аккомодативный. К нему
можно отнести людей с нарушением баланса
процессов ассимиляции и аккомодации и
использующих для разрешения внутреннего
конфликта либо ассимилятивные, либо
аккомодативные средства. Ассимилятивный
стиль поведения характеризуется, прежде
всего, стремлением человека приспособиться
к внешним обстоятельствам в ущерб своим
желаниям и возможностям. Неконструктивность
его проявляется в его ригидности, в
попытках человека полностью соответствовать
желаниям окружающих.

Человек,
избравший аккомодативный стиль поведения,
наоборот, использует активно-наступательную
позицию, стремится подчинить окружение
своим потребностям. Неконструктивность
такой позиции заключается в негибкости
поведенческих стереотипов, преобладании
экстернального локуса контроля,
недостаточной критичности. Люди,
отнесенные к данному уровню психологического
здоровья, нуждаются в индивидуальной
психологической помощи.

Таким
образом, можно сделать вывод, что в
психологическом консультировании
необходимо использовать как групповые,
так и индивидуальные формы работы в
зависимости от объективных условий (в
детском саду, школе, институте и т.п.) и
уровня психологического здоровья людей.

Безусловно,
для эффективной организации психологического
консультирования и коррекции необходимо
определить факторы риска нарушения
психологического здоровья и оптимальные
условия его становления.

studfiles.net

Консультация по теме: Психологическое здоровье дошкольников.

Психологическое здоровье дошкольников

Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья.

Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья:

— психическое здоровье;

— социальное здоровье;

— физическое здоровье.

В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье. Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

В зависимости от адаптированности человека в социальной среде выделяют три уровня психологического здоровья:

1) креативный уровень;

2) адаптивный уровень;

3) дезадаптивный уровень.

Применительно к детям дошкольного возраста основными показателями сформированности психологического здоровья являются процесс адаптации при поступлении в ДОУ, уровень развития коммуникативных навыков, уровень положительной мотивации к социально важной для данного возраста деятельности, отсутствие отклонений в поведении.

Каковы же условия приобретения и сохранения психологического здоровья детьми?

Если в младенчестве основное влияние на развитие личности малыша осуществляется матерью, в раннем возрасте существенную роль играет эмоционально и физически доступный отец, то в дошкольном детстве на ребенка воздействует семейная система в целом. Для нормального развития ему необходимо уже не только собственное общение с матерью и отцом, но и наличие теплых, доброжелательных отношений между родителями. Конфликтные взаимоотношения или их крайний вариант – развод нарушают процесс идентификации. Кроме того, важен и опыт общения с воспитателями детского сада, который ляжет в основу восприятия ребенком последующих чужих значимых фигур.

Важны также и следующие условия:

1. Содействие формированию активности ребенка, которая особо необходима ему для саморегуляции. Очень важно, чтобы в сензитивный период активность ребенка получила возможность реализации в условиях позитивного общения и соответствующим образом организованного обучения. Неадекватная организация блокирует активность, снижает ее уровень или придает ей другую направленность.

2. Наличие опыта самостоятельного преодоления препятствий. Широко распространенное мнение о необходимости полного эмоционального комфорта абсолютно неверно.

3. Всемерная поддержка развития рефлексии, когда взрослый побуждает ребенка к пониманию себя, своих особенностей и возможностей, причин и последствий своего поведения.

4. Наличие ценностных ориентаций в развитии ребенка, когда он получает возможность приобщиться к идеалам взрослых, их жизненным устремлениям и соответственно этому строить свое миропонимание.

Работа, связанная с сохранением психологического здоровья, включает в себя несколько этапов: диагностику, определение какому уровню психологического здоровья соответствует ребенок, групповую, психопрофилактическую или индивидуальную коррекционную работу и заключительную диагностику с целью оценки эффективности психолого-педагогических воздействий. При этом следует отметить, что положительный результат возможен только в том случае, если имеются определенные психолого-педагогические условия, обеспечить которые могут окружающие ребенка, взрослые – педагоги и родители.

Родители должны преследовать цель формировать у детей такие качества, как:

А) Умение любить себя и другого человека.

Б) Личностная рефлексия.

В) Потребность в саморазвитии.

Как можно научить любить себя и другого человека? Прежде всего, ребенок должен чувствовать доброжелательное отношение к себе. А для этого по возможности нужно акцентировать внимание на тех позитивных качествах, которые вы в нем замечаете. К сожалению, взрослые склонны акцентировать внимание преимущественно на недостатках детей, а не на их достоинствах. А поскольку в словаре взрослых преобладает негативная лексика. Ею активно пользуется и ребенок, он просто не умеет словами «погладить» другого. Здесь можно использовать такую игру: ребенку предлагается подойти к другому ребенку или члену своей семьи и, глядя ему в глаза, закончить фразу: «Мне в тебе нравится…»

Важно отметить, что общение в семье должно строиться не по типу «родитель — ребенок», а по типу «взрослый — взрослый». То есть похвала не должна быть высказана с позиции родителя. Приведем примеры воодушевляющих высказываний: «Я уверен, что ты сам в этом разберешься», «Я уверен, что ты сможешь сделать это», «Ты придумал, как сделать, чтобы у тебя получилось» и т.п.

Следующее важнейшее направление сохранения психологического здоровья детей – содействие развитию у них рефлексии. Старших дошкольников полезно побуждать к содержательному оцениванию результатов своих учебных действий, т.е. рефлексированное оценивание того, «кем я был» и «кем я стал», каких результатов добился и каким путем я шел к этим достижениям, какие трудности я испытывал и как их преодолевал. Необходимо учить ребенка определять границы своего незнания и вырабатывать у него потребность обращаться к различным источникам информации (к взрослым, сверстникам, литературе). И, конечно же, самое главное привить детям потребность самооценивания.

Очень важно, если родитель понимает и может выразить словами чувства ребенка в той или иной ситуации. Так он помогает ребенку лучше понять самого себя и показывает, что понимает его состояние. Например, «Я понимаю, что ты расстроен, что у тебя не получилась работа, и тебе обидно, что это произошло именно с тобой». Чтобы увидеть, что происходит в душе ребенка, нужно отодвинуть в сторону собственные переживания и ожидания.

Полезно освоить так называемые «Я — высказывания», переносящие акцент в той или иной трудной ситуации с осуждения ее виновника на чувства, которые вызвала данная ситуация у педагога. Например, реплики типа «Ты опять ударил Машу?» нужно заменять фразами: «Я огорчена, что ты не можешь поладить с Машей» или «Я беспокоюсь, что ты не можешь подружиться с детьми» и т.п.

Потребностно-мотивационное направление связано с сохранением психологического здоровья детей и предполагает формирование у них потребности в саморазвитии. Это, пожалуй, самое трудное, т.к. связано с собственным развитием родителей.

В каждом детском саду должен работать психолог — это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но так же и в индивидуальных вариациях этих особенностей. 

Искусство психолога  заключается в том, чтобы помочь воспитателям и родителям превратить свою программу обучения и воспитания ребенка в его собственную. А главный путь к этому — вовлечение ребенка в доступные и интересные ему формы деятельности, которые изменяются в зависимости от возраста, индивидуальности ребенка, а в значительной мере определяются опытом, знаниями и умениями взрослого.

Психологи в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. 

nsportal.ru

Психология здоровья. Психологическое здоровье человека

Под психологическим здоровьем понимается нормальная работа структур психики, которые требуются для нормальной жизни. Психологическое здоровье означает не только нормальное состояние души, но и личности. Это то состояние, когда душа гармонирует с личностью, у человека все хорошо, он стремится к росту личности, готов к нему. Человек, который здоров в психологическом плане, открыт для других, отличается разумностью. Он защищен от жизненных ударов, способен справиться с вызовами судьбы.

Подобное здоровье показывает личность в общем. Оно пересекается со сферой мотиваций, эмоций.

Критерии психологического здоровья

К главным критериям психологического здоровья стоит отнести:

адекватность понимания общества;
осознание поступков;
работоспособность и активность;
стремление к новым целям;
умение находить контакты;
нормальная семейная жизнь;
чувство привязанности к родным;
ответственность;
умение составлять план жизни и следовать ему;
ориентированность на развитие личности;
целостность.

Психология здоровья. Психологическое здоровье человека

А социопатия, психопатия, невротичность – все это за пределами такого здоровья. К отклонениям стоит отнести и личностей с главным набором внутренних проблем:

алкоголизм;
агрессия;
депрессивные состояния;
больные привязанности;
позиция жертвы;
страхи, психотравмы.

Это люди с постоянным чувством вины. Человек с психологическими проблемами не отличается благоразумием, он враждебен, не способен защитить себя от жизненных ударов.

Психическое и психологическое здоровье. Главные различия

Мы редко задумываемся над тем, что означает слово «здоровье». Для одних – это отсутствие болезней тела или страшных заболеваний. Но в данное понятие входит не только отличное самочувствие или физическое состояние, но также благополучие в эмоциональном и психологическом плане. Это такой тип взаимодействия с внешним миром, при котором личность ощущает счастье и удовлетворенность. Это гармония внутри и снаружи, баланс, который дает шанс нормально жить. Психологическое здоровье важно разграничивать с психическим благополучием.

Психическое здоровье являет собой стабильность работы психики, что дает возможность личности оставаться адекватной в обществе. Неадекватность поведения говорит о заболеваниях и отклонениях в психике. Иными словами, психологическое и психическое состояние – это разные понятия, которые не дополняются одно другим. При абсолютно здоровой психике люди чувствуют внутренний долгий дискомфорт, апатичность, враждебность, депрессию. А вот бодрые люди, которые всегда в прекрасном настроении, иногда являются психически ненормальными.

Итак, психологическое здоровье – это благополучие личности, адаптивность, склонность к действию, а не переживанию. Сюда же относится отличное расположение духа, принятие себя и окружающих, творчество, ответственность, самостоятельность и т.п. С другой стороны находятся разрушающие проявления личности, которые мешают приятным эмоциям, они заставляют человека чувствовать общую неудовлетворенность, обиду, вину.

Если человек нездоров психологически, то он действует по привычным схемам, не желает менять что-то, неправильно воспринимает неудачи и удачи.

Но не стоит считать, что благополучие в психологическом плане и позитивные качества характера – это одно и то же, поскольку нормы позитивных черт в обществах мира отличаются. Это не пример идеальной личности, а стремление к себе и к другим. Здоровая психологически личность понимает, что с ней происходит, ощущает целостность. Получается, такой человек не считает остальных угрозой для себя.

Психологическое здоровье по Маслоу

По теории Маслоу психологическое здоровье не просто наполняет личность субъективным чувством благополучия, но являются верным само по себе. В таком смысле оно над болезнью. Оно не просто лучше, оно правдиво, поскольку здоровая личность может увидеть больше истины. Недостаточность такого здоровья не только угнетает личность, это своеобразная разновидность слепоты, патологии мысли.

Психология здоровья. Психологическое здоровье человека

Целиком здоровых людей мало, но они есть. Если человек желает этого, старается постичь абсолютное здоровье, то это реальная цель. Лучше жить в здоровом, адекватном доверительном обществе, чем в неприязни и неадекватности. Это важно для каждого из нас. Необходимо стремиться постичь психологического здоровье, равновесие духа и тела.

Тот факт, что люди бывают здоровыми и то, что они существуют (хоть и в малом количестве) вселяет веру и надежду, желание стремиться к большему, расти, как личность. Подобная вера в возможности души и природы человека подталкивает нас к строительству здорового общества.

Так, как мы следим за собственным телом, важно следить за душевным состоянием. Дабы достичь физического здоровья, мы придерживаемся здорового образа жизни, занимаемся спортом, следим за диетой и т.д. Чтобы достичь здоровья в психологическом понимании, потребуется труд и работа. Это понимание себя, самовоспитание, способность принимать решения, выделять другие варианты действий. Это готовность к новому, действенное применение собственных ресурсов.

Безусловно, чтобы идти в верном направлении и развиваться требуется сначала узнать собственную личность, собственные слабые места, ресурсы. В этом помогают специальные методики, которые направлены на изучение личности, интеллектуальности, характера. Все это поможет построить жизненные перспективы, правила, которые способствуют росту личности, помогают осознать собственные возможности и реально оценить достижения.

sunmag.me

2. Психологическое здоровье, его структура, критерии нарушений

Как мы уже говорили,
сам термин «психологическое здоровье»
был введен в научный лексикон не так
давно И. В. Дубровиной. При этом под
психологическим здоровьем ею понимаются
психологические аспекты психического
здоровья, т. е. то, что относится к личности
в целом, находится в тесной связи с
высшими проявлениями человеческого
духа.

Что включает в
себя понятие психологического здоровья?

Психологическое
здоровье является необходимым условием
полноценного функционирования и развития
человека в процессе его жизнедеятельности.
Таким образом, с одной стороны, оно
является условием адекватного выполнения
человеком своих возрастных, социальных
и культурных ролей (ребенка или взрослого,
учителя или менеджера, россиянина или
австралийца и т. п.), с другой стороны,
обеспечивает человеку возможность
непрерывного развития в течение всей
его жизни. Говоря о развитии, следует
подчеркнуть отличие содержания этого
понятия от понятия «изменение».

Развитие в отличие
от изменения предполагает не только
отсутствие застоя и наличие движения,
но и стремление к какой-то цели,
определяющей последовательное накопление
человеком позитивных новообразований.
Безусловно, вопрос о цели развития
человека сегодня является одним из
наиболее спорных и решается по-разному
в зависимости от принадлежности авторов
к той или иной психологической школе.
Возможно, этот вопрос выходит за рамки
психологии и должен рассматриваться в
междисциплинарном контексте. Мы полагаем,
что для организации психологической
поддержки в качестве цели развития
можно принять выполнение человеком
своих жизненных задач, т. е. полную
реализацию своих возможностей, ресурсов
для обеспечения прогрессивного процесса
на Земле в целом. И использовать для
описания целей развития метафору пути:
«Каждый человек имеет свой путь, поэтому
важно определить, какой путь является
именно твоим».

Однако если
психологическое здоровье — необходимое
условие полноценного функционирования,
то насколько оно взаимосвязано с
физическим здоровьем? Здесь нужно
отметить, что само использование термина
«психологическое здоровье» подчеркивает
неразделимость телесного и психического
в человеке, необходимость и того, и
другого для полноценного функционирования.
Более того, в последнее время выделилось
такое новое научное направление, как
психология здоровья — «наука о
психологических причинах здоровья, о
методах и средствах его сохранения,
укрепления и развития» (В.А.Ананьев). В
рамках этого направления подробно
изучается влияние психических факторов
на сохранение здоровья и на появление
болезни. И само здоровье рассматривается
не как самоцель, а как условие для
самовоплощения человека на Земле,
выполнения им своей индивидуальной
миссии. Поэтому, опираясь на положения
психологии здоровья, можно предположить,
что именно психологическое здоровье
является предпосылкой здоровья
физического. То есть если исключить
влияние генетических факторов или
катастроф, стихийных бедствий и т. п.,
то психологически здоровый человек,
вероятнее всего, будет здоров и физически.
Взаимосвязь между психическим и
соматическим была известна в медицине
еще с древности: «Неправильно лечить
глаза без головы, голову без тела, так
же как тело без души» (Сократ). В настоящее
время существует довольно разработанное
направление — психосоматическая
медицина, которая рассматривает механизмы
влияния психики на телесные функции,
систематизирует психосоматические
расстройства, определяет методы их
профилактики и лечения. Можно наблюдать
тенденцию расширения спектра
психосоматических заболеваний, т. е. по
мере развития науки обнаруживается
психическая обусловленность все большего
количества заболеваний. В качестве
примеров заболеваний, развившихся на
основе психической предрасположенности,
можно привести расстройства
сердечно-сосудистой системы
(вегето-сосудистая дистония, нарушение
ритма сердца), расстройства
желудочно-кишечного тракта (язвенная
болезнь желудка и двенадцатиперстной
кишки), псевдоневрологические расстройства
(психическая гипертензия, психогенная
головная боль) и т. п. Есть исследования,
в которых заявляется о некоторой
психической обусловленности онкологических
заболеваний. А в качестве позитивного
примера — влияния психического фактора
не на появление болезни, а на полноценное
функционирование человека — можно
привести результаты исследований
Джюэтта, изучавшего психологические
характеристики людей, благополучно
доживших до 80-90 лет. Оказалось, что все
они обладали оптимизмом, эмоциональным
спокойствием, способностью радоваться,
самодостаточностью и умением адаптироваться
к сложным жизненным обстоятельствам,
что полностью вписывается в «портрет»
психологически здорового человека,
который приводится многими исследователями.

Действительно,
если составить обобщенный «портрет»
психологически здорового человека, то
можно получить следующее. Психологически
здоровый человек — это прежде всего
человек спонтанный и творческий,
жизнерадостный и веселый, открытый и
познающий себя и окружающий мир не
только разумом, но и чувствами, интуицией.
Он полностью принимает самого себя и
при этом признает ценность и уникальность
окружающих его людей. Такой человек
возлагает ответственность за свою жизнь
прежде всего на самого себя и извлекает
уроки из неблагоприятных ситуаций. Его
жизнь наполнена смыслом, хотя он не
всегда формулирует его для себя. Он
находится в постоянном развитии и,
конечно, способствует развитию других
людей. Его жизненный путь может быть не
совсем легким, а иногда довольно тяжелым,
но он прекрасно адаптируется к быстро
изменяющимся условиям жизни. И что важно
— умеет находиться в ситуации
неопределенности, доверяя тому, что
будет с ним завтра. Таким образом, можно
сказать, что «ключевым» словом для
описания психологического здоровья
является слово «гармония», или «баланс».
И прежде всего это гармония между
различными составляющими самого
человека: эмоциональными и интеллектуальными,
телесными и психическими и т. п. Но это
также и гармония между человеком и
окружающими людьми, природой, космосом.
При этом гармония рассматривается не
как статическое состояние, а как процесс.
Соответственно можно говорить о том,
что психологическое здоровье представляет
собой динамическую совокупность
психических свойств человека,
обеспечивающих гармонию между
потребностями индивида и общества,
являющихся предпосылкой ориентации
личности на выполнение своей жизненной
задачи. Жизненную задачу при этом можно
рассматривать как то, что необходимо
сделать для окружающих именно конкретному
человеку с его способностями и
возможностями. Выполняя жизненную
задачу, человек чувствует себя счастливым,
в противном случае — глубоко несчастным.

Если согласиться
с тем, что «ключевым» словом для описания
психологического здоровья является
слово «гармония», то в качестве центральной
характеристики психологически здорового
человека можно назвать саморегулируемость,
т. е. возможность адекватного приспособления
как к благоприятным, так и к неблагоприятным
условиям, воздействиям. Здесь следует
акцентировать внимание на возможных
трудностях адаптации именно к благоприятной
ситуации. Традиционно считается, что к
ним-то человек всегда готов и они не
потребуют особого напряжения. Однако,
вспомнив урок известной сказки об
испытании «медными трубами», можно
понаблюдать за людьми, быстро достигшими
социального и экономического успеха:
они нередко платят за это существенными
нарушениями психологического здоровья.
Если же говорить об адаптации к трудным
ситуациям, то необходимо уметь не только
противостоять им, но и использовать их
для самоизменения, для роста и развития.
И ввиду особой важности этой способности
рассмотрим ее подробно несколько
позднее. Пока же сделаем вывод, что
основная функция психологического
здоровья — это поддержание активного
динамического баланса между человеком
и окружающей средой в ситуациях, требующих
мобилизации ресурсов личности.

Далее
необходимо сопоставить понятие
психологического здоровья с понятием
зрелости личности, поскольку ряд авторов
употребляют их практически синонимично.
Действительно, если понимать развитие
человека как последовательное движение
к зрелости, то зрелость и психологическое
здоровье взрослого, на наш взгляд, могут
использоваться как синонимичные понятия.
Однако
если
говорить о психологическом здоровье
ребенка, то оно является лишь предпосылкой
достижения в будущем личностной зрелости,
но отнюдь не зрелостью.

Конечно,
психологическое здоровье детей имеет
свою специфику. Для того чтобы ее
рассмотреть, можно еще раз обратиться
к взглядам И.В.Дубровиной о соотношении
психологического здоровья и развития
личности. И. В.Дубровина утверждает, что
основу психологического здоровья
составляет полноценное психическое
развитие на всех этапах онтогенеза.
Следовательно, психологическое здоровье
ребенка и взрослого будет отличаться
совокупностью личностных новообразований,
которые еще не развились у ребенка, но
должны присутствовать у взрослого.
Таким образом, можно говорить о том, что
психологическое здоровье — это
прижизненное образование, хотя,
безусловно, его предпосылки создаются
еще в пренатальном периоде. Естественно,
что в течение жизни человека оно постоянно
изменяется через взаимодействие внешних
и внутренних факторов, причем не только
внешние факторы могут преломляться
через внутренние, но и внутренние факторы
могут модифицировать внешние воздействия.

Следующая
дискуссионная позиция, которую необходимо
рассмотреть для содержательного
наполнения понятия психологического
здоровья, — это взаимосвязь его с
духовностью. И. В. Дубровина утверждает,
что следует рассмотреть психологическое
здоровье с точки зрения богатства
развития личности, т. е. включать в
психологическое здоровье духовное
начало, ориентацию на абсолютные
ценности: Истину, Красоту, Добро. Таким
образом, если у человека нет этической
системы, то невозможно говорить о его
психологическом здоровье. И, как нам
кажется, с этим положением можно полностью
согласиться.

Итак,
проведенное выше обсуждение подтверждает
выделенный нами ранее предмет
психологического
консультирования и коррекции — это
процесс восстановления психологического
здоровья, или коррекция нарушений
психологического здоровья, осуществляющаяся
в условиях направленной психологической
помощи психолога-консультанта. Для того
чтобы определить задачи психологического
консультирования и коррекции (процесса
консультирования, но не изучаемого
курса), обратимся к обсуждению структуры
психологического здоровья.

Анализ литературы
и наши исследования позволяют утверждать,
что психологическое здоровье можно
описать как систему, включающую
аксиологический, инструментальный и
потребностно-мотивационный компоненты.
При этом аксиологический компонент
содержательно представлен ценностями
собственного «Я» человека и ценностями
«Я» других людей. Ему соответствует как
абсолютное принятие самого себя при
достаточно полном знании себя, так и
принятие других людей вне зависимости
от пола, возраста, культурных особенностей
и т. п. Безусловной предпосылкой этого
является личностная целостность, а
также умение принять свое «темное
начало» и вступить с ним в диалог. Кроме
того, необходимыми качествами являются
умение разглядеть в каждом из окружающих
«светлое начало», даже если оно не сразу
заметно, по возможности взаимодействовать
именно с этим «светлым началом» и дать
право на существование «темному началу»
в другом индивидууме так же, как и в
себе.

Инструментальный
компонент предполагает владение
человеком рефлексией как средством
самопознания, способностью концентрировать
свое сознание на себе, своем внутреннем
мире и своем месте во взаимоотношениях
с другими. Ему соответствует умение
человека понимать и описывать свои
эмоциональные состояния и состояния
других людей, возможность свободного
и открытого проявления чувств без
причинения вреда другим, осознание
причин и последствий как своего поведения,
так и поведения окружающих.

Потребностно-мотивационный
компонент определяет наличие у человека
потребности в саморазвитии. Это означает,
что человек становится субъектом своей
жизнедеятельности, имеет внутренний
источник активности, выступающий
двигателем его развития. Он полностью
принимает ответственность за свое
развитие и становится «автором собственной
биографии» (В. И. Слободчиков).

Подводя итоги
рассмотрению выделенных нами компонентов
психологического здоровья — положительных
самоотношения и отношения к другим
людям, личностной рефлексии и потребности
в саморазвитии, — необходимо остановиться
на их взаимосвязи или, точнее сказать,
динамическом взаимодействии. Как
известно, для развития позитивной, а не
невротической рефлексии необходимо
наличие у человека положительного
самоотношения. В свою очередь саморазвитие
человека способствует изменению
самоотношения. А личностная рефлексия
является механизмом саморазвития.
Соответственно можно сделать вывод,
что самоотношение, рефлексия и саморазвитие
взаимообусловливают друг друга, находятся
в постоянном взаимодействии.

Выделение
компонентов психологического здоровья
позволяет определить следующие задачи
психологического
консультирования и коррекции:

• обучение
положительному самоотношению и принятию
других;

• обучение
рефлексивным умениям;

• формирование
потребности в саморазвитии.

Таким образом,
можно увидеть, что в психологическом
консультировании и коррекции основной
акцент делается на обучении, на
предоставлении человеку возможности
изменений, а не на принудительном
изменении в соответствии с той или иной
теоретической моделью.

Для
определения форм
психологической
поддержки необходимо обратиться к
рассмотрению проблемы нормы, а затем
критериев психологического здоровья.

Проблема нормы
далека сегодня от однозначного решения.
Однако именно разделение понятий
психологического и психического
здоровья, как нам представляется, поможет
в какой-то степени определиться в
понимании нормы. Мы считаем, что для
психического здоровья правомерно за
норму принимать отсутствие патологии,
отсутствие симптомов, мешающих адаптации
человека в обществе. Для психологического
здоровья норма — это, наоборот, присутствие
определенных личностных характеристик,
позволяющих не только адаптироваться
к обществу, но и, развиваясь самому,
содействовать его развитию. Норма —
это некий образ, который служит ориентиром
для организации педагогических условий
ее достижения. Следует также отметить,
что альтернатива норме в случае
психического здоровья — это болезнь.
Альтернатива норме в случае психологического
здоровья — отнюдь не болезнь, а отсутствие
возможности развития в процессе
жизнедеятельности, неспособность к
выполнению своей жизненной задачи.

Проблема нормы во
многом смыкается с проблемой критериев
психологического здоровья. Но мы все-таки
остановимся на критериях особо. В наше
время к определению психологического
здоровья часто предлагается уровневый
подход, однако при определении уровней
используются различные основания. Так,
М. С. Роговин основывается на сохранности
функций внешней и внутренней регуляции.
Б. С. Братусь выделяет как высший уровень
личностно-смысловое или личностное
здоровье, уровень индивидуально-психологического
здоровья — способность строить адекватные
способы смысловых устремлений и уровень
психофизиологического здоровья как
особенности нейрофизиологической
организации психической деятельности.

Не вступая в
полемику с указанными авторами, хотим
отметить, что они не представляют никаких
психолого-педагогических ориентиров,
необходимых для психологической
поддержки. Поскольку уже отмечалось,
что теоретической основой психологического
консультирования должна стать психология
развития, то необходимо и в решении
проблемы нормы обратиться к ее положениям.

Вспомним, что
развитие является необратимым процессом,
заключающимся в изменении типа
взаимодействия с окружающей средой.
Это изменение проходит через все уровни
развития психики и сознания и заключается
в качественно иной способности
интегрировать и обобщать опыт, получаемый
в процессе жизнедеятельности.

С этих
позиций понимание нормы должно
основываться на анализе взаимодействия
человека с окружающей средой, что
предполагает прежде всего гармонию
между умением человека адаптироваться
к среде и умением адаптировать ее в
соответствии со своими потребностями.
Следует особо отметить, что соотношение
между приспособляемостью и приспособлением
среды не является простым равновесием.
Оно зависит не только от конкретной
ситуации, но и от
возраста
человека. Если для младенца гармонией
можно считать приспособление среды в
лице матери к его потребностям, то чем
старше он становится, тем более необходимым
становится приспособление его самого
к условиям среды. Вступление человека
во взрослую жизнь характеризуется
началом преобладания процессов
приспособления к среде, освобождением
от инфантильного «Мир должен соответствовать
моим желаниям». И человек, достигший
зрелости, в состоянии поддерживать
динамический баланс между приспособлением
и приспособляемостью при сохранении
акцента на преобладании самоизменений
как предпосылок изменения внешней
ситуации. Исходя из такого понимания
нормы, можно подойти к определению
уровней
психологического здоровья.

К
высшему уровню психологического здоровья
креативному

можно
отнести людей с устойчивой адаптацией
к среде, наличием резерва сил для
преодоления стрессовых ситуаций и
активным творческим отношением к
действительности, наличием созидательной
позиции. Такие люди не нуждаются в
психологической помощи.

К
среднему уровню — адаптивному

отнесем
людей, в целом адаптированных к социуму,
однако имеющих несколько повышенную
тревожность. Такие люди могут быть
отнесены к группе риска, поскольку не
имеют запаса прочности психологического
здоровья и могут быть включены в групповую
работу профилактически-развивающей
направленности.

Низший
уровень — это дезадаптивный,
или
ассимилятивно-аккомодативный.
К
нему можно отнести людей с нарушением
баланса процессов ассимиляции и
аккомодации и использующих для разрешения
внутреннего конфликта либо ассимилятивные,
либо
аккомодативные
средства.
Ассимилятивный
стиль
поведения
характеризуется прежде всего стремлением
человека приспособиться к внешним
обстоятельствам в ущерб своим желаниям
и возможностям. Неконструктивность его
проявляется в его ригидности, в попытках
человека полностью соответствовать
желаниям окружающих.

Человек,
избравший аккомодативный
стиль
поведения, наоборот, использует
активно-наступательную позицию, стремится
подчинить окружение своим потребностям.
Неконструктивность такой позиции
заключается в негибкости поведенческих
стереотипов, преобладании экстернального
локуса контроля, недостаточной
критичности. Люди, отнесенные к данному
уровню психологического здоровья,
нуждаются в индивидуальной психологической
помощи.

Таким образом,
можно сделать вывод, что в психологическом
консультировании необходимо использовать
как групповые, так и индивидуальные
формы работы в зависимости от объективных
условий (в детском саду, школе, институте
и т. п.) и уровня психологического здоровья
людей.

Безусловно,
для эффективной организации психологического
консультирования и коррекции необходимо
определить факторы
риска
нарушения
психологического здоровья и оптимальные
условия его становления.

studfiles.net

18. Психологическое здоровье. Критерии психологического здоровья.

Психологическое
здоровье

– это оптимальное функционирование
всех психических структур необходимых
для жизнедеятельности; это душевное ми
личностное здоровье.

Психологическое
здоровье определяется 2 признаками:

1. Придерживаться
жизненным принципам.

2. Эффективная
адаптация.

Критерии:

1. Адекватное
восприятие окружающей среды.

2. Осознание
совершаемых поступков.

3. Активность

4. Работоспособность.

5. Целеустремленность.

6. Способность
устанавливать близкие контакты.

7. Полноценная
семейная жизнь.

8. Чувство
привязанности и ответственности.

9. Ориентация
на саморазвитие.

19. Характеристики психологического здоровья (основные черты здоровой личности).

1.
критичность и саморазвитие.

2.
Адекватность общего уровня активизации
нервно — психологического напряжения.

3.
способность контролировать и владеть
своими мыслями, чувствами, действиями
в соответствии с ситуацией.

4.
коммуникация, эффективные способы
нахождения эффективного языка.

5.
способность к достижению и поддержки
необходимого уровня IQ работоспособности.

6.
Чувство юмора.

Свобода
от зависимостей.

Способность
принимать себя, самоактуализация.

Способность
сохранять оптимальный настрой.

Способность
к истинному проявлению оптимизма.

Черты
психически здоровой личности

1.
Более
адекватное восприятие действительности,
свободное

от влияния актуальных потребностей,
стереотипов и предрассудков, интерес
к неизведанному. В самоактуализации
человек, достигший удовлетворения
основных потребностей, гораздо менее
зависим и скован, более автономен и сам
определяет направление своего движения.

2.
Принятие
себя и других такими,

какие они есть, отсутствие искусственных,
защитных форм поведения и неприятие
такого поведения со стороны других.

3.
Спонтанность
проявлений, простота и естественность.

Такие люди соблюдают установившиеся
ритуалы, традиции и церемонии, но
относятся к ним с должным юмором. Это
не автоматический, а сознательный
конформизм лишь на уровне внешнего
поведения.

4.
Деловая
направленность.

Такие люди заняты обычно не собой, а
своей жизненной задачей или миссией.
Обычно они соотносят свою деятельность
с универсальными ценностями и склонны
рассматривать её под углом зрения
вечности, а не текущего момента. Поэтому
все они в какой-то степени философы.

5.
Они
нередко склонны к одиночеству

и для них характерна позиция отстранённости
по отношению ко многим событиям
собственной жизни. Это помогает им
относительно спокойно переносить
неприятности и быть менее подверженными
воздействиям извне. Самоактуализируующимся
людям характерно пребывание наедине
собой, в раздумьях.

6.
Автономия
и независимость от окружения
;
устойчивость под воздействием
фрустрирующих факторов. Такие люди
гораздо более самостоятельны и
самодостаточны.

7.
Большая
свежесть восприятия;

нахождение каждый раз нового в уже
известном. Богатство эмоциональных
реакций.

8.
Предельные
переживания, характеризующиеся ощущением
исчезновения собственного «Я».

Такие люди чаще испытывают пики
переживания, что высвобождает творческие
способности, индивидуальность индивида,
что присуще мотивации развития.

9.
Чувство
общности с человечеством в целом
.

10.
Дружба
с другими самоактуализирующимися
людьми
:
узкий круг людей, отношения с которыми
весьма глубокие. Отсутствие проявления
враждебности в межличностных отношениях.

11.
Демократичность в отношениях. Готовность
учиться у других. Уважение к другим
людям.

12.
Устойчивые
внутренние моральные нормы.
Самоактуализирующиеся
люди ведут себя нравственно, они остро
чувствуют добро и зло; они ориентированы
на цели, а средства всегда подчиняют
этим целям.

13.
«Философское»
чувство юмора.

Они относятся с юмором к жизни в целом
и к самим себе, но никогда не считают
смешной чью-либо ущербность или невзгоды.

14.
Креативность,
не зависящая от того,

чем человек занимается, и проявляющаяся
во всех действиях самоактуализирующейся
личности.

15.
Более
выраженная автономность и противостояние

к приобщению к какой-либо культуре. Они
не принимают безоговорочно ту культуру,
к которой они принадлежат. Они не
конформны, но и не склонны к бездумному
бунтарству. Они достаточно критично
относятся к своей культуре, выбирая из
неё хорошее и отвергая плохое. Они не
идентифицируются со всей культурой,
ощущая себя в большей степени
представителями человечества в целом,
чем представителями своей страны.
Поэтому они нередко оказываются в
изоляции в той культурной среде, которую
они не желают принять».

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о