Акцентуации характера по Леонгарду. Типы акцентуации характера по Леонгарду :: SYL.ru
Теория акцентуации характера по Леонгарду была впервые изложена в монографии немецкого психиатра Карла Леонгарда в 1976 г. Этот труд предлагал обществу одну из первых типологий личности. Почему теория стала популярной, и каково ее применение на практике?
Теория акцентуации характера и ее применение в психологии
Акцент – с латинского переводится как «ударение». Несложно догадаться, что акцентуация характера – это несколько черт человека, которые выражены настолько ярко, что даже могут приводить к психосоматическим расстройствам. Скорректировать личность, предотвратить появление невроза – вот почему важно изучать типологию, которую предложил Леонгард. Личко акцентуации характера, описанные Леонгардом, в принципе поддерживает, поэтому он развил его теорию и предложил свою классификацию акцентуаций у подростков.
Метод определения акцентуаций
Тест на акцентуацию характера Леонгарда – единственный способ определить акцентуацию, присущую человеку. Состоит он не менее чем из 88 вопросов, на которые необходимо кратко отвечать «да», «нет». На вопросы специалисты рекомендуют отвечать быстро, инстинктивно – так больше шансов получить максимально корректный результат.
Типы акцентуации характера по Леонгарду
В целом типов акцентуаций насчитывается десять. Опросник Леонгарда акцентуации характера определяет достаточно точно. Правда, Леонгард между собой их еще классифицировал на 2 группы: одна – акцентуации характера, другая – акцентуации темперамента. Но разбираться в этом необходимо квалифицированным людям, а тем, кто просто заинтересован в познании себя, достаточно пройти тест и ознакомиться с результатом.
Демонстративный характер
Как трактует методика Леонгарда, акцентуация характера по «демонстративному» типу часто присуща актерам. Этот тип людей артистичен, «легок на подъем», очень подвижен. Самая яркая черта «демонстративного» человека – отлично развитая фантазия, частые случаи притворства и, конечно, позерство. Такие люди избирательны: они обращают внимание только на те факты, которые приемлемы для них, неугодную им «правду» они игнорируют. Причем, когда эти люди лгут – им сложно не поверить, поскольку они сами на какой-то момент забываются и искренне верят в то, что говорят.
Застревающий характер
Теория акцентуации характера по Леонгарду примерно следующим образом трактует «застревающий» тип: такой человек способен к высокой концентрации не только на своей цели, но и также на негативных эмоциях – обидах, ссорах; любит четко разделять «черное» и «белое», «друзей» и «врагов». Именно поэтому частое психосоматическое расстройство, которое сопровождает «застревающий» тип – это паранойя. Обиду такой человек может помнить и год, и два, и десять лет. Более того, люди с таким характером мстительны, поэтому найдут способ отплатить обидчику. «Застревающий» тип отличается ревнивостью, он не только подозревает супруга в неверности, но и коллег в неуважительных высказываниях за своей спиной, друзей в неискренности чувств и т. д.
Педантичный характер
Если тест на акцентуацию характера Леонгарда показал, что человек относится к «педантичному» типу, то перед вами персонаж, который замечает любую мелочь и цепляется за нее: в работе он может не доводить начатое до конца, поскольку утопает в «тонкостях» и продолжает копаться в них до последнего; в быту он может отругать за вещь, которая лежит не на «своей» полке, а на соседней; в сказанных словах педанту важно всё – и расстановка ударений, и интонация, и выражение лица. Именно такая скрупулезность со временем может вызывать эмоциональную усталость у педанта, ведь его привычка соблюдать все формальности и работать над каждой деталью требует огромных сил и сосредоточенности.
Возбудимый характер
Акцентуации характера по Леонгарду включают в свой перечень такой тип, как «возбудимый». Эти люди очень плохо контролируют себя. Зачастую они даже специально ищут ссоры и провоцируют ее своим поведением. В конфликтной ситуации «возбудимый» тип долго не разбирается в том, кто же на самом деле прав – для себя он всегда прав, поэтому сразу переводит конфликт на другую стадию – крика и рукоприкладства. Такой человек легко впадает в гнев, абсолютно не терпим. Устанавливать контактные связи ему тяжело, поэтому «возбудимый» тип зачастую выбирает себе нескольких друзей по характеру слабее его, которыми можно управлять.
Гипертимный характер
Акцентуации характера по Леонгарду включают в себя также «гипертимный» тип. Гипертимик всегда воодушевлен. У него в голове каждые пять минут рождаются гениальные идеи, наполеоновские планы. Он любит рассказывать о них всем своим знакомым, и эти рассказы еще больше вдохновляют его, однако он редко выполняет обещанное по одной простой причине: во-первых, гипертимик, как Юлий Цезарь, обожает делать 10 дел одновременно, а во-вторых – ему быстро надоедают его занятия, и он снова ищет себе новую нишу для деятельности. Тем не менее с таким человеком интересно, ввиду своих широких жизненных интересов он способен поддержать разговор на любую тему и совершенно бесплатно дать стоящий совет или предложить интересный выход из кризисной ситуации.
Дистимный характер
Дистимика можно узнать по неизменно серьезному выражению лица. Из-за своего излишне серьезного отношения ко всему происходящему чаще всего такой человек находится в подавленном настроении. «Дистимный» персонаж обладает заниженной самооценкой, он тяжело идет на контакт, поскольку в глубине души не верит в то, что может кого-то заинтересовать. Что бы ни говорил дистимик – его слова можно трактовать только следующим образом: «все — плохо». Если спросить его, стакан наполовину полон или пуст, он ответит, что пуст.
Дистимики искренни в своем купании во «вселенском» горе, они больше других склонны к суициду, причем не показушному, как у «демонстративного» типа характера, а к самому реальному.
Тревожно-боязливый характер
«Тревожно-боязливый» тип постоянно чего-то боится: страх сопровождает его везде и повсюду с самого раннего возраста. Поэтому такие люди отличаются не депрессивным, но минорным настроением. Они боятся конкуренции, поэтому избегают должностей, где необходимо соревноваться, шумных компаний и активных людей. «Тревожные» характеры испытывают чувство долга и ответственности за близких людей, за свои поступки, при этом они могут быть достаточно робкими и покорными.
Аффективно-экзальтированный характер
Экзальтированные личности на все происшествия реагируют бурно: на позитивные новости — неестественно радостно, на негативные происшествия – до крайности отчаянно. Люди с «аффективно-экзальтированным» характером склонны всецело отдаваться своей профессии, поэтому среди них нередко встречаются фанатики.
Эмотивный характер
Эмотивные личности очень эмоциональны и чувствительны, но больше всего это относится к горю и страданиям людей или животных. Таким людям сложно наблюдать за болью и мучениями других, они всегда жалеют собаку с подбитой лапой, накормят голодную кошку и подадут милостыню нищему. Чрезмерное сопереживание чужому горю и исполнительность в делах нередко делает их печальными и напряженными.
Циклотимный характер
«Циклотимный» характер – цикличен и переменчив. Такие люди меняют свои настроения несколько раз в день без весомых на то причин. Периоды, когда они с маниакальным упорством стремятся к своим целям, сменяются днями полного бессилия, инертности и подавленности. «Циклотимные» характеры склонны во всем ударяться в крайности и не умеют держаться «золотой» середины.
Таким образом, определение типа личности по Леонгарду помогает психологам и психиатрам понять природу неврозов и психических расстройств своих пациентов. Дальнейшие действия специалистов будут направлены на то, чтобы сгладить ярко выраженные черты характера и найти баланс, который и обеспечит психическое здоровье человека.
Методика диагностики акцентуаций характера. (Опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека). Вариант для детей и подростков
Методика диагностики акцентуаций характера. (Опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека)
Опросник составлен из 88 вопросов, ответы на которые проставляются на регистрационном бланке, соответственно «+», если ответ «да» и «минус», если ответ «нет». Методику можно применять, начиная с 11-12 лет.
Опросник Леонгарда – Шмишека. (вариант для детей и подростков)
1. Ты обычно спокоен,
весел?
2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?
3. Легко ли ты плачешь?
4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе?
5. Такой ли ты умный (сильный), как твои одноклассники?
6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот?
7. Любишь ли ты быть главным в игре?
8. Бывают ли дни, когда ты без всякой причины на всех сердишься?
9. Серьезный ли ты человек?
10. Бывает ли, что что-то тебе ужасно нравится?
11. Умеешь ли ты выдумывать новую игру?
13. Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать?
14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты рукой, не застряло ли оно?
15. Стараешься ли ты быть лучшим в школе, в кружке, спортивной секции?
16. Когда ты был маленьким, боялся ли ты грозы, собак?
17. Считают ли тебя ребята чересчур аккуратным и старательным?
18. Зависит ли твое настроение от школьных и домашних дел?
19. Любят ли тебя все твои знакомые?
20. Бывает ли у тебя неспокойно на душе?
21. Тебе обычно немножко грустно?
22. Переживал ли ты горе, случалось ли тебе рыдать?
23. Тебе трудно оставаться на одном месте?
24. Борешься ли ты против несправедливости по отношению к тебе?
25. Стрелял ли ты когда-нибудь из рогатки в собак и кошек?
26. Раздражает ли тебя, если занавес или скатерть висят неровно? Стараешься ли ты её поправить?
27. Когда ты был маленький, ты боялся оставаться дома один?
28. Бывает ли так, что тебе весело или грустно без причины?
29. Ты один из лучших учеников в классе?
30. Легко ли ты сердишься?
31. Часто ли ты веселишься, дурачишься?
32. Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым?
33. Умеешь ли ты развеселить ребят?
34. Можешь ли ты прямо сказать кому-нибудь то, что ты о нем думаешь?
35. Боишься ли ты крови?
36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения?
37. Заступаешься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо?
38. Тебе неприятно войти в темную комнату?
39. Ты больше любишь медленную и точную работу, чем быструю и не такую точную?
40. Легко ли ты знакомишься с людьми?
41. Охотно ли ты выступаешь на утренниках или вечерах в школе?
43. Кажется ли тебе жизнь тяжелой?
44. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с учителями или ребятами настолько, что не мог пойти в школу?
45. Можешь ли ты даже при неудаче посмеяться над собой?
46. Стараешься ли ты помириться, если кого-то обидел?
47. Любишь ли ты животных?
48. Бывало ли с тобой, что ты, уходя из дома, возвращался проверить, не случилось ли чего-нибудь?
49. Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родителями должно что-то случиться?
50. Твое настроение иногда зависит от погоды, как ты думаешь?
51. Трудно ли тебе отвечать в классе?
52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-то, начать драться?
53. Нравится ли тебе быть среди ребят?
54. Если что-то тебе не удается, можешь ли ты отчаяться?
55. Можешь ли ты организовать игру, работу?
56. Упрямо (упорно) ли ты добиваешься цели, даже если встречаешь трудности?
57. Плакал ли ты когда-нибудь из-за грустного фильма или книги?
58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот?
59. Подсказываешь ли ты, и даешь ли списывать?
60. Боишься ли ты пройти вечером один по темной улице?
61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь на своем месте?
62. Бывает ли с тобой так, что ты ложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим?
63. Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами (в новом классе, лагере)?
64. Бывает ли у тебя головная боль?
65. Часто ли ты смеешься?
66. Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты вести себя так, чтобы он этого не замечал?
67. Можешь ли ты сделать много разных дел за один день?
68. Бывают ли с тобой несправедливы?
69. Любишь ли ты природу?
70. Уходя из дома или ложась спать, проверяешь ли ты, заперта ли дверь, выключен ли свет?
72. Меняется ли твое настроение за праздничным столом?
73. Участвуешь ли ты в драматическом кружке (любишь ли ты читать со сцены стихи)?
74. Мечтаешь ли ты?
75. Бывает ли, что ты думаешь о будущем с грустью?
76. Бывает ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске?
77. Умеешь ли ты развлечь гостей?
78. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься?
79. Сильно ли ты переживаешь, если горе у твоих близких друзей?
80. Можешь ли ты из-за ошибки, помарки переписать страницу в тетради?
81. Считаешь ли ты себя недоверчивым?
82. Часто ли тебе снятся страшные сны?
83. Не бывало ли у тебя желания прыгнуть в окно или броситься под машину?
84. Становится ли тебе весело, если все вокруг веселые?
85. Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них, не думать о них постоянно?
86. Совершаешь ли ты неожиданные для себя поступки?
87. Чаще ты говоришь мало, чем много? Молчалив ли ты?
88. Мог бы ты, участвуя в драматическом кружке, настолько войти в роль, что при этом забыть, что ты не такой, как на сцене?
Интерпретация.
После заполнения бланка подсчитывается число баллов отдельно по каждому из 10 типов акцентуаций в следующей последовательности:
1.
гипертимный тип
А. Суммируется число ответов «да» на вопросы № 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.
Б. Полученная сумма умножается на 3.
2.
застревающий тип (ригидный)
А. Суммируется число ответов «да» на вопросы № 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78,
81 и число ответов «нет» на вопросы № 12, 46, 59.
Б. Полученная сумма умножается на 2.
3.
эмотивный тип.
А. Суммируется число ответов «да» на вопросы № 3, 13, 35,47, 57, 69,79 и ответ
«нет» на вопрос № 25.
Б. Полученная сумма умножается на 3.
4.
педантичный тип
А. Суммируется число ответов «да» на вопросы № 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61,
70, 80, 83 и ответ «нет» на вопрос № 36.
Б. Полученная сумма умножается на 2.
5.
тревожный тип
А. Суммируется число ответов «да» на вопросы № 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82 и
ответ «нет» на вопрос № 5.
Б. Полученная сумма умножается на 3.
6.
циклотимный тип
А. Суммируется число ответов « да» на вопросы № 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.
Б. Полученная сумма умножается на 3.
7.
демонстративный тип
А. Суммируется число ответов «да» на вопросы № 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66,
73, 85, 88 и ответ «нет» на вопрос № 51.
Б. Полученная сумма умножается на 2.
8.
возбудимый тип (неуправляемый)
А. Суммируется число ответов «да» на вопросы № 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.
9.
дистимный тип
А. Суммируется число ответов «да» на вопросы № 9, 21, 43, 75, 87 и число
ответов «нет» на вопросы № 31, 53, 65.
Б. Полученная сумма умножается на 3.
10.
экзальтированный тип
А. Суммируется число ответов «да» на вопросы № 10, 32, 54, 76.
Б. Полученная сумма умножается на 6.
После обработки анкеты записывается число баллов, полученное для каждого типа акцентуации. Максимально возможное число баллов равно 24.
18-24 балла – выраженная акцентуация по данному типу.
12-17 баллов – скрытая акцентуация.
Менее 12 баллов – отсутствие акцентуации по данному типу.
Описание типов акцентуаций личности по К. Леонгарду
1. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму, к позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения).
2. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен «легко отходить» от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.
3. Педантичный тип. Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжестью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.
4. Возбудимый тип. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.
5. Гипертимический тип. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и, вместе с тем, деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
6. Дистимический тип. Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.
7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.
8. Циклотимный тип. Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные— подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница, или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. «Плохие» дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.
9. Экзальтированный тип. Яркая черта этого типа— способность восторгаться, восхищаться, а также— улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние— от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.
10. Эмотивный тип. Этот тип родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта— гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, сострадование чужим успехам. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, такие сцены могут вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не «выплескиваются» наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.
АКЦЕНТУИРОВАННЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ КАК ФАКТОР СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ У СТУДЕНТОВ (УКРАИНСКАЯ ВЫБОРКА)
Ключевые слова
студентка
акцентуированная черта личности
стиль управления конфликтом
конфликтное поведение
акцентуированная черта влияние
Как цитировать
Дуткевич Т., Романова И. (2020). АКЦЕНТУИРОВАННЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ КАК ФАКТОР СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ У СТУДЕНТОВ (НА ВЫБОРКЕ УКРАИНЫ). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ , 6 (1), 79–89. https://doi.org/10.31108/1.2020.6.1.8
Abstract
Цель статьи – представить и обсудить результаты эмпирического исследования частоты, структуры акцентуированных черт студенток и их влияния на Их стили управления конфликтами. Исследование проводилось с участием 104 студенток бакалавриата в возрасте 21-23 лет с марта 2019 года по май 2019 года. Использовались опросник Шмишека и инструмент конфликтного режима Томаса-Килмана. В статье представлены противоречивые факты, подтверждающие и в то же время опровергающие существенные различия акцентуированных черт, характерных для студенток в Украине и в Российской Федерации. Таким образом, подтверждается необходимость диагностики акцентуированных признаков для каждой новой выборки с определенными возрастными, гендерными, политическими, социально-экономическими, социально-психологическими и другими особенностями. Семь из десяти акцентуированных черт (гипертимия, ригидность, эмотивность, педантичность, тревожность, циклотимия, возбужденность) помимо прочих факторов в той или иной степени влияют на стили управления конфликтами студенток. Наиболее сильно влияют гипертимия, ригидность и эмоциональность. Умеренное влияние оказывают педантичность, тревожность, циклотимия, возбуждение. Демонстративность, дистимия, экзальтация существенно не влияют. Ригидность, эмоциональность, педантичность и тревожность поддерживают некоторые стили управления конфликтами. Гипертимия, циклотимия, возбуждение создают преграду для определенных стилей. Выявлено четыре типа связи между акцентуированными чертами студенток и их стилями управления конфликтами. Это сильное притяжение (ригидность и соперничество, эмотивность и приспособляемость) и сильная блокировка (возбуждение и приспосабливаемость, демонстративность и избегание), умеренная притягательность (тревожность и соперничество, педантизм и соперничество, дистимия и избегание) и умеренная блокировка (гипертимия и избегание, циклотимия). и любезный).
https://doi.org/10.31108/1.2020.6.1.8
ПДФ 79-89
Рекомендации
Антониони, Д. (1998). Взаимосвязь между Большой пятеркой личностных факторов и стилями управления конфликтами (стр. 336-355). Международный журнал управления конфликтами. Т. 9. Вып.: 4.
Акискаль, Х. и Акискаль, К. (2005). Эпилог. Ренессанс древней концепции темперамента (с акцентом на аффективные темпераменты) (стр. 479-493). Май М., Акискал Х.С., Меззич Дж.Э., Окаша А., редакторы. Расстройства личности, Chichester, J. Wiley Sons.
Бадиев И.В. (2015). Типология акцентуаций характера у подростков (стр. 60-65). Вестник Бурятского государственного университета. № 5.
Бодткер А.М. и Джеймсон, Дж.К. (2001). Эмоции в формировании конфликта и его трансформации: приложение к управлению организационными конфликтами (стр. 259-275). Международный журнал управления конфликтами. 12 (3).
Брандес, М. и Бьенвеню, О.Дж. (2006). Расстройства личности и тревожные расстройства (стр. 263-269). Текущие отчеты психиатрии. Т. 8, вып. 4.
Кларк, Л.А., Уотсон, Д. и Минека, С. (1994). Темперамент, личность, настроение и тревожные расстройства (стр. 103-116). Журнал ненормальной психологии. Т. 103(1).
Десивиля Х.С. и Ягил Д. (2005). Роль эмоций в управлении конфликтами: случай рабочих групп (стр. 55-69). Международный журнал управления конфликтами. 16 (1).
Дубчук Г.М. (2016). Акцентуации характера в контексте стрессоустойчивости личности. Технология развития интеллекта. Т.2. №2. Электронный ресурс: http://nbuv.gov.ua/UJRN/tri_2016_2_2_4 [на украинском языке].
Дудукало Н.А. (2014). Взаимосвязь акцентуаций личности и конфликтных стилей поведения у старшеклассников. Электронный ресурс: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/652126//. [на русском].
Филоненко М.М. (2008). Психология общения (стр. 210-213). Руководство. Киев. Центр учебной литературы. [на украинском языке].
Hosier, S.G. & Cox, W.M. (2011). Личностно-мотивационные корреляты потребления алкоголя и проблем, связанных с алкоголем, среди студентов, злоупотребляющих алкоголем. Зависимое поведение, doi:10.1016/j.addbeh.2010.08.029.
Коваленко Е.А. (2007). Особенности коммуникативности при разных типах акцентуации характера: дис. кандидат наук. Москва. 181 [на русском языке].
Леонхард, К. (1989). Акцентированные личности. В.М.Блайхар, редактор. 2-е издание. Киев, Высшая школа, 375.
Лизеретти, Н.П., Коста, М.В. и Химено-Байон, А. (2014). Эмоциональный интеллект и личность при тревожных расстройствах. Успехи психиатрии. Идентификатор статьи 968359, 7 страниц, https://doi.org/10.1155/2014/968359.
МакГиган, Р.Дж. и Попп, Н. (2016). Интегральный конфликт: новая наука о конфликте. SUNY Press Государственный университет Нью-Йорка, Press Albany. 330.
Психодиагностический семинар (стр. 103-109). Музыка, О.О. и др. и др., составители (1999). Житомир. [на украинском языке].
Рада К. и Испас А.Т. (2016). Потребление алкоголя и акцентированные черты личности среди молодых людей в Румынии: поперечное исследование. Лечение, профилактика и политика злоупотребления психоактивными веществами 11:36. DOI 10. 1186/s13011-016-0080-3.
Рахим А.М., Магнер Н.Р. и Шапиро, Д.Л. (2000). Влияют ли представления о справедливости на стиль разрешения конфликтов с начальством? Какое именно восприятие справедливости? (стр. 9-31). Международный журнал управления конфликтами. № 11 (1).
Шембелева Х. (2002). О патопсихологических особенностях личности женщин, страдающих сифилисом (стр. 38-40). Дерматология и психосоматика. С. Каргер АГ. V. 3. N. 1.
Уведомление об авторских правах
Статьи в Psychological Journal находятся под лицензией Creative Commons Attribution License International CC-BY, которая позволяет другим делиться работой с признанием авторства работы и первоначальной публикации в этом журнале. Для получения более подробной информации перейдите по ссылке — https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Акцентуация функций — Wikisocion
Переключить боковую панель оглавления
Автор Виктор Гуленко. Оригинал записи в блоге на Квартерионе: http://goul.socionics.kiev.ua/2010/03/aktsentuirovannyie-funktsii/
Понятие акцентуированных функций в соционике заимствовано из Общая психология. Впервые термин «акцентуация» был введен А. Немецкий психиатр Карл Леонхард, опубликовавший в 1976 году книгу под названием «Акцентуированные личности». В этой книге он представил свою понимание различных акцентуаций и примеры из жизни их проявлений, а также примеры из классической литературы.
Что такое акцентуация? Это подчеркнутый, заостренный черта характера, которая отличает человека от других людей по ярко выраженные особенности поведения. Акцентуация не является патологии, хотя и может предусматривать некоторые недостатки во время жизнь. Справедливости ради следует отметить, что существует вероятность того, что акцентуации могут переходить в патологическое состояние при неблагоприятных условия.
Исследование об акцентуации было использовано А. Агустой при разработке типология соционики. В частности, в ее работе «О двойственной природе Человек», она провела простое сравнение Леонарда и Личко. акцентуации с 16 социотипами. Типов оказалось больше чем акцентуации, поэтому несколько строчек ее сравнительной таблицы остались как пустой.
Гуманитарная соционика считает, что прямой зависимости нет между акцентуацией и типами, таким образом, акцентуация не определяется функциональная модель типа и любая функция любого типа может быть акцентированный.
Исходя из своей практики, представляю следующий перечень необходимых признаков акцентуированная функция:
сильное проявление в поведении,
энергетический дисбаланс,
ситуационная неадекватность.
Болезненная и резко выраженная функция обычно сопровождается тревогой и даже комплексами. То есть сюда входит то, что человек зациклен на том, что его гложет, о чем он беспокоится и несвоевременно пытаться актуализировать своими действиями — это акцентуация человека. Не впадайте в заблуждение сторонников информационной парадигмы, которые считают, что постоянная концентрация мысль о каком-либо предмете или событии приводит к акцентуации. Напротив, уже возникшая акцентуация находит отражение в навязчивых мыслях.
Многие особо талантливые теоретики занимаются абстрактными науками (математики, программисты) имеют сильную акцентуацию, которая приводит к аутистическим чертам, глубоко погружаясь в свои ментальные образы, чтобы момент игнорирования внешней реальности. Судя по всему, такой акцентуация присуща русскому математику Григорию Перельману, изображенный на фотографии ниже, которому Институт Клэя присвоил Премия тысячелетия за доказательство гипотезы Пуанкаре.
Если акцентуация приводит к выдающимся способностям, следует ли противодействовал? Я думаю, что это не должно быть. Однако в некоторых случаях, если человек хочет быть внутри сообщества или общества, имеет смысл внести некоторые изменения или исправления. Можно «лечить» неустойчиво-избыточные психические функции, в первую очередь, путем уравновешивания их функционирование.