1.5. Методы психологии
Существуют разные классификации методов психологии. Наиболее распространенной является деление методов психологии на две группы: основные и вспомогательные. Основными методами психологии являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.
1.5.1. Основные методы
Наблюдение.
Наблюдение – научный метод исследования, переходящий от описания фактов к их объяснению.
Наблюдение становится научным методом изучения психики лишь в том случае, если оно не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению психологической природы этих явлений. Формой такого перехода является гипотеза, возникающая в ходе наблюдения.
Требования к научному наблюдению:
Постановка цели, составление плана наблюдения.
Обязательное фиксирование результатов наблюдения.
Необходимо фиксировать только факты, а не умозаключения, мнения психолога.
Необходимо проанализировать факты и сделать выводы; сравнить их с целью.
Испытуемый не должен знать, что за ним наблюдают.
Задачами наблюдения могут быть изучение индивидуально-психологических особенностей личности, изучение психологии коллектива учебной группы. Следовательно, объектами наблюдения могут быть как отдельные лица в различных видах деятельности, различных ситуациях общения, так и группы. Предметом наблюдения могут являться речевые и неречевые акты поведения отдельного учащегося или всей группы в определенной ситуации.
Эксперимент.
Эксперимент – это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.
Экспериментируя, исследователь создает условия, в которых психологический факт может быть изменен в направлении, желательном для экспериментатора, а может быть неоднократно повторен для всестороннего рассмотрения. Различают лабораторный и естественный эксперименты.
Характерным признаком лабораторного эксперимента является то, что его проводят в лабораторных условиях ( часто с помощью специальной аппаратуры) и что действия испытуемого определяются инструкцией, и он знает, что над ним экспериментируют (хотя, обычно, не знает в чем сущность эксперимента, что конкретно исследуют и с какой целью). С помощью лабораторного эксперимента исследуют не только свойства внимания, особенности восприятия, памяти и других психических процессов отдельных индивидов, но и психологические особенности групповой деятельности.
Естественный эксперимент (впервые предложен А.Ф. Лазурским в 1910 г.) предполагает исключить то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют. С этой целью исследование переносится в обычные, естественные условия (урок, игра, труд), в которые незаметно для исследуемого вносятся определенные изменения.
И лабораторный, и естественный эксперименты могут проводиться с целью не только выявления каких-либо качеств личности, но и формирования их.
1.5.2. Вспомогательные методы психологии.
К вспомогательным методам относятся: беседа, анкета и различного вида тесты.
. Беседа.
Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления.
Существует ряд требований к беседе как к методу. Первое — непринужденность. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми.
Предпочтительно получать в ходе беседы и интервью необходимые сведения косвенными приемами. Важен не только ответ, но и поведение испытуемого: особенности его речи, жестов, мимики, эмоциональное отношение к конкретным явлениям.
Существенным в ходе проведения беседы является умение исследователя уточнить интересующие его факты во время непосредственной беседы, не прибегая к ее протоколированию.
Беседы целесообразно проводить не только с одним или несколькими учащимися, а со всей учебной группой. Такая форма исследования позволяет ответы одного человека сопоставить с совокупностью мнений группы. В ходе беседы возможно воздействие, внушение со стороны исследователя на испытуемых.
Анкета.
В том случае, когда вопросы и ответы представляются в письменном виде, имеет место анкетирование. Положительным качеством анкетного метода является то, что здесь имеется возможность (предъявить) большой по объему материал, достоверность которого определяется «законом больших чисел». Отрицательным же в этом методе является то, что обычно бывает затруднен качественный анализ данных анкет и исключена возможность соотнесения ответов с реальной деятельностью и поведением испытуемых.
Обычно анкета представляет собой некоторую совокупность вопросов, которые рекомендуется располагать в определенном порядке: сначала, вопросы нейтральные, нацеленные на получение какой-то фактической, событийной информации; затем, наиболее трудные вопросы, направленные на выяснение установок, мнений, оценок индивида; после этого идут вопросы, цель которых углубить и уточнить информацию, полученную в предыдущих вопросах; заключительную часть образуют вопросы, касающиеся объективного положения и статуса личности опрашиваемого. Такой порядок вопросов обусловлен необходимостью преодолеть психологический барьер, возникающий у опрашиваемого в процессе опроса.Все вопросы анкеты в зависимости от их исследования можно условно разделить на две большие группы:
1) вопросы о фактах, действиях в прошлом и настоящем, а также продуктах деятельности;
2) вопросы о мотивах, оценках и мнениях индивидов.
По форме различают следующие типы вопросов: прямые, косвенные, открытые, закрытые. Вопрос называется открытым, если ответ на него может быть дан в любой форме. Если же в формулировке вопроса содержатся варианты возможных ответов (перечень определенных альтернатив) и опрашиваемый должен остановить свой выбор на каком-то одном или нескольких из них, то вопрос называется закрытым. Разновидностью закрытого вопроса является дихотомический вопрос, в котором перечень возможных ответов исчерпывается альтернативой «да — нет».
Тесты.
Тест — это краткий экспериментально-психологический метод, используемый для исследования того или иного психического процесса (восприятия, памяти, мышления, внимания и т.д. — функциональный тест) или личности в целом (проективный тест) с целью их оценки.
Различают следующие виды тестов:
Интеллектуальные — оценивают общее умственное развитие, степень развития памяти, внимания, мышления.
Личностные — мотивы поведения, интересы, черты характера, темперамента и др.
Проективные — испытуемым предъявляется неопределенный стимульный материал, неоднозначный вопрос и они выполняют задание исходя из опыта, особенностей воображения, мышления, эмоционального состояния.
Методы психологии — Психологос
Когда студенты психологи изучают методы психологии, чтобы ответить их на экзамене, они изучают методы не всей, а только теоретической (академической) психологии. Методы практической психологии пока со студентов-психологов — не спрашивают. О них — в конце статьи, а в основной статье, когда пишется «методы психологии», следует читать «методы академической психологии». Итак,
Методы (академической) психологии — это те приемы и средства, с помощью которых исследователи-психологи получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Хороший метод не заменит талантливого исследователя, но является ему важным подспорьем.
Методы психологии направлены на изучение психических явлений в развитии и изменении.
Изучаются развитие и изменение психики в истории животного мира, в истории человечества, при возрастных особенностях, под влиянием упражнения, обучения и воспитания, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды, вследствие заболеваний.
Методы психологического исследования изучают не только особенного самого человека, но и влияющие на него условия.
Нельзя, например, понять свойства личности ребенка, не учтя обстановку вокруг него в семье и в школе.
Методы психологии очень различны. Классифицируя их, в первую очередь различаются методы собственно научного исследования и методы, непосредственно применяемые в практике. Методы могут быть более общими и более частными, более и менее научными. В психологии, претендующей на научность, должны быть соответствующие научные методы.
Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными — самонаблюдение, беседа, опрос и биографический метод. В последнее время все большую популярность приобретает психологическое тестирование.
При изучении психических явлений обычно используются различные методы, взаимодополняющие друг друга.
Например, проявление растерянности сотрудника при выполнении определенной задачи, повторно отмеченное наблюдением, приходится уточнять беседой, а иногда и проверять естественным экспериментом, использовать целевые тесты.
Если ощущение и мысль увидеть нельзя, то их наблюдают косвенно, не только через самонаблюдение, но и через практические дела и поступки.
Методы психологии нужно использовать системно, в комплексе — и обязательно целенаправленно, под каждую задачу конкретно.
Прежде всего, уточняются возникшая задача, вопрос, подлежащий изучению, цель, которая должна быть достигнута, а потом в соответствии с этим выбирается конкретный и доступный метод.
Методы практической психологии
Методы практической психологии включают в себя методы тех отраслей и разделов, которые ее образуют: педагогики, консультирования, психотерапии.
Это методы подкрепления, внушение, метод использования образца и другие, используемые в педагогике и обучающей практической психологии.
Методы консультативной и психотерапевтической работы достаточно сложны, специфичны и заслуживают отдельного рассмотрения.
Методы психологических исследований: типы и советы
(последнее обновление: 28 апреля 2023 г.)
Методы психологических исследований — это методы, используемые учеными и исследователями для изучения человеческого поведения и психических процессов. Эти методы используются для сбора эмпирических данных. Целью этих методов является получение объективных и поддающихся проверке данных, собранных посредством научных экспериментов и наблюдений.
Методы исследования, используемые в психологии, имеют решающее значение для понимания того, как и почему люди ведут себя так, а не иначе, а также для разработки и проверки теорий о человеческом поведении.
Одна из основных целей психологических исследований — убедиться, что собранные данные надежны и достоверны. Надежность означает, что данные непротиворечивы и могут быть воспроизведены, а достоверность относится к точности собранных данных. Исследователи должны очень внимательно следить за тем, чтобы их методы исследования были надежными и действительными, поскольку это необходимо для получения точных выводов и обоснованных заявлений о человеческом поведении.
Студенты средних школ и колледжей, интересующиеся психологией, могут извлечь большую пользу из изучения методов исследования. Понимание того, как психологи изучают человеческое поведение и психические процессы, может помочь учащимся развить навыки критического мышления и глубже понять сложность человеческого поведения. Понимание этих методов исследования может подготовить студентов к будущей курсовой работе по психологии, а также к потенциальной карьере в этой области.
Содержание
Количественные и качественные методы психологических исследований
Методы психологических исследований можно разделить на два основных типа: количественные и качественные. Эти два метода отличаются подходом к сбору и анализу данных.
- Количественные исследования Методы включают сбор числовых данных посредством контролируемых экспериментов, опросов и других объективных измерений. Цель количественных исследований — выявить закономерности и взаимосвязи в данных, которые можно проанализировать статистически. Исследователи используют статистические методы для проверки гипотез, выявления существенных различий между группами и прогнозирования будущего поведения.
- Качественные методы исследования , с другой стороны, включают сбор нечисловых данных посредством открытых интервью, наблюдений и других субъективных измерений. Цель качественного исследования состоит в том, чтобы понять субъективный опыт и точки зрения отдельных лиц и групп. Исследователи используют такие методы, как контент-анализ и тематический анализ, для выявления тем и закономерностей в данных и для разработки подробных описаний изучаемого явления.
Хотя количественные и качественные методы исследования различаются подходом к сбору и анализу данных, их часто используют вместе, чтобы получить более полное представление о сложных явлениях. Например, исследователь, изучающий влияние социальных сетей на психическое здоровье, может использовать количественный опрос для сбора числовых данных об использовании социальных сетей и качественное интервью, чтобы получить представление о субъективном опыте участников в социальных сетях.
Теории развития ребенка
Пожалуйста, включите JavaScript
Теории детского развития
Типы психологических методов исследования
В психологии используется несколько типов методов исследования, включая эксперименты, опросы, тематические исследования и наблюдения. У каждого метода есть свои сильные и слабые стороны, и исследователи должны выбрать наиболее подходящий метод, исходя из своего исследовательского вопроса и данных, которые они надеются собрать.
Тематические исследования
Тематическое исследование — это исследовательский метод, используемый в психологии для детального изучения человека, группы или события. В тематическом исследовании исследователь собирает информацию из различных источников, включая интервью, наблюдения и анализ документов, чтобы получить более глубокое понимание изучаемого случая. Тематические исследования особенно полезны, когда исследуемое явление редкое или сложное, и когда его трудно воспроизвести в лабораторных условиях.
Опросы
Опросы — широко используемый метод исследования в психологии, который включает сбор данных от большого числа людей об их мыслях, чувствах, поведении и отношении. Опросы могут проводиться различными способами, включая личные интервью, онлайн-анкеты и опросы с использованием бумаги и карандаша. Опросы особенно полезны, когда исследователи хотят изучить отношения или поведение, которые трудно наблюдать непосредственно, или когда они хотят обобщить свои выводы на большую группу населения.
Методы экспериментальных психологических исследований
Экспериментальные исследования — это исследовательский метод, обычно используемый в психологии для изучения причинно-следственных связей между переменными. В экспериментальном исследовании исследователь манипулирует одной или несколькими переменными, чтобы увидеть, как они влияют на другую переменную, при этом контролируя другие факторы, которые могут повлиять на результат. Экспериментальные исследования считаются золотым стандартом для установления причинно-следственных связей, поскольку они позволяют исследователям контролировать потенциальные смешанные переменные и систематически манипулировать переменными.
Корреляционные методы психологических исследований
Корреляционные исследования — это исследовательский метод, используемый в психологии для изучения отношений между двумя или более переменными без их манипулирования. Цель корреляционного исследования состоит в том, чтобы определить, в какой степени изменения одной переменной связаны с изменениями другой переменной. Другими словами, корреляционное исследование направлено на установление направления и силы взаимосвязи между двумя или более переменными.
Натуралистическое наблюдение
Натуралистическое наблюдение — это исследовательский метод, используемый в психологии для изучения поведения в естественных условиях без какого-либо вмешательства или манипуляций со стороны исследователя. Цель натуралистического наблюдения — получить представление о том, как люди или животные ведут себя в естественной среде, без влияния лабораторных условий.
Мета-анализ
Мета-анализ — это исследовательский метод, обычно используемый в психологии для объединения и анализа результатов нескольких исследований по определенной теме. Цель метаанализа состоит в том, чтобы предоставить всестороннее и количественное резюме существующих исследований по теме, чтобы выявить закономерности и взаимосвязи, которые могут быть не очевидны в отдельных исследованиях.
Советы по использованию методов психологических исследований
Вот несколько советов для старшеклассников и студентов, которые интересуются методами психологических исследований:
Понимание различных типов методов исследования:
понимать различные типы доступных методов исследования, таких как опросы, тематические исследования, эксперименты и натуралистические наблюдения. Каждый метод имеет свои сильные стороны и ограничения, и выбор подходящего метода зависит от исследовательского вопроса и исследуемых переменных.
Разработайте четкий исследовательский вопрос:
Хороший исследовательский вопрос необходим для управления исследовательским процессом. Он должен быть конкретным, ясным и актуальным для области психологии. Также важно учитывать этические соображения при разработке вопроса исследования.
Используйте надлежащие методы выборки:
Выборка — это процесс отбора участников для исследования. Важно использовать надлежащие методы выборки, чтобы убедиться, что выборка репрезентативна для изучаемой совокупности. Случайная выборка считается золотым стандартом выборки, но другие методы, такие как удобная выборка, также могут использоваться в зависимости от вопроса исследования.
Используйте надежные и действительные меры:
Важно использовать надежные и действительные меры, чтобы гарантировать точность и значимость собранных данных. Это может включать использование установленных мер или разработку новых мер и проверку их надежности и достоверности.
Учитывайте этические вопросы:
При проведении психологических исследований важно учитывать этические соображения, такие как получение информированного согласия участников, сохранение конфиденциальности и минимизация любого потенциального вреда участникам.
Во многих случаях вам нужно будет представить свое предложение об обучении на одобрение школьному наблюдательному совету.
Надлежащий анализ и интерпретация данных :После сбора данных важно правильно их проанализировать и интерпретировать. Это может включать использование статистических методов для выявления закономерностей и взаимосвязей между переменными, а также использование соответствующих программных инструментов для анализа.
Четко сообщайте о результатах:
Наконец, важно четко и понятно сообщить о результатах другим людям. Это может включать в себя написание исследовательского отчета, презентацию или публикацию статьи в научном журнале. Четкое общение необходимо для продвижения области психологии и информирования будущих исследований.
Часто задаваемые вопросы
Каковы 5 методов психологического исследования?
Пять основных методов психологических исследований:
- Экспериментальное исследование : Этот метод включает в себя манипулирование одной или несколькими независимыми переменными для наблюдения за их влиянием на одну или несколько зависимых переменных при контроле других переменных. Цель состоит в том, чтобы установить причинно-следственные связи между переменными.
- Корреляционное исследование : Этот метод включает изучение взаимосвязи между двумя или более переменными без их манипулирования. Цель состоит в том, чтобы определить, существует ли связь между переменными, а также сила и направление этой связи.
- Опросное исследование : Этот метод включает сбор информации от выборки участников с помощью анкет или интервью. Цель состоит в том, чтобы собрать данные об отношениях, мнениях, поведении или других представляющих интерес переменных.
- Тематическое исследование : Этот метод включает в себя углубленный анализ отдельного человека, группы или события. Цель состоит в том, чтобы получить представление о конкретном поведении, отношениях или явлениях.
- Исследования в области естественных наук : Этот метод включает в себя наблюдение и запись поведения в естественных условиях без каких-либо манипуляций или вмешательства со стороны исследователя. Цель состоит в том, чтобы получить представление о том, как люди или животные ведут себя в своей естественной среде.
Какой метод психологического исследования чаще всего используется?
Наиболее распространенный метод исследования, используемый в психологии, варьируется в зависимости от исследовательского вопроса и исследуемых переменных. Однако корреляционное исследование является одним из наиболее часто используемых методов в психологии. Вероятно, это связано с тем, что корреляционное исследование полезно при изучении широкого круга психологических явлений, и его можно использовать для изучения взаимосвязей между переменными, которыми нельзя манипулировать или контролировать, например, возрастом, полом и личностными чертами.
Экспериментальное исследование также широко используется в психологии, особенно в областях когнитивной психологии, социальной психологии и психологии развития. Другие методы, такие как опросное исследование, тематическое исследование и натуралистическое наблюдение, также широко используются в психологических исследованиях, в зависимости от исследовательского вопроса и изучаемых переменных.
Как узнать, какой метод исследования использовать?
Решение о том, какой метод исследования использовать, зависит от вопроса исследования, изучаемых переменных и практических соображений. Вот несколько общих рекомендаций, которые помогут учащимся решить, какой метод исследования использовать:
- Определение вопроса исследования : Первым шагом является четкое определение вопроса исследования. Что вы пытаетесь изучить? Какую гипотезу вы хотите проверить? Ответы на эти вопросы помогут вам определить, какой метод исследования лучше всего подходит для вашего исследования.
- Выберите переменные : Определите независимые и зависимые переменные, связанные с вопросом вашего исследования. Это поможет вам определить, какой метод исследования является наиболее подходящим: экспериментальный или корреляционный.
- Подумайте о своих ресурсах : Подумайте о времени, ресурсах и этических соображениях, связанных с проведением исследования. Например, если вы работаете с ограниченным бюджетом, опрос или метод корреляционного исследования могут оказаться более целесообразными, чем экспериментальное исследование.
- Обзор существующей литературы : Проведение обзора литературы предыдущих исследований по теме может помочь вам определить наиболее подходящий метод исследования. Это также может помочь вам определить пробелы в литературе, которые может заполнить ваше исследование.
- Проконсультируйтесь с наставником или консультантом : Если вы все еще не уверены, какой метод исследования использовать, проконсультируйтесь с наставником или консультантом, имеющим опыт проведения исследований в интересующей вас области. Они могут предоставить рекомендации и помочь вам принять обоснованное решение.
Каталожные номера:
Scholtz SE, de Klerk W, de Beer LT. Использование методов исследования в психологических исследованиях: систематизированный обзор. Передний рез, метр, анальный . 2020;5:1. Опубликовано 20 марта 2020 г. doi: 10.3389/frma.2020.00001
Палинкас Л.А. Качественные и смешанные методы в службах охраны психического здоровья и исследования внедрения. J Clin Child Adolesc Psychol . 2014;43(6):851-861. doi:10.1080/15374416.2014.910791
Кроу С., Крессвелл К., Робертсон А., Хаби Г., Эйвери А., Шейх А. Метод тематического исследования. БМС Мед Рез Методол. 2011;11(1):100. doi:10. 1186/1471-2288-11-100
2.3: Методы исследования в психологии
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 69354
Существует множество методов исследования, доступных психологам в их попытках понять, описать и объяснить поведение и то, что лежит в его основе. Некоторые методы основаны на методах наблюдения. Другие подходы включают взаимодействие между исследователем и изучаемыми людьми — от серии простых вопросов до обширных, подробных интервью — и хорошо контролируемых экспериментов. Мы начнем изучение методов исследования, используемых при изучении развития продолжительности жизни, с рассмотрения методов, используемых психологами в более общем плане.
Каждый из этих методов исследования имеет уникальные сильные и слабые стороны, и каждый метод может подходить только для определенных типов исследовательских вопросов. Например, исследования, основанные главным образом на наблюдении, дают невероятное количество информации, но возможность применить эту информацию к большей популяции несколько ограничена из-за небольшого размера выборки. Опросные исследования, с другой стороны, позволяют исследователям легко собирать данные из относительно больших выборок. Хотя это позволяет легче обобщать результаты для большей совокупности, информация, которая может быть собрана в ходе любого данного обследования, несколько ограничена и связана с проблемами, связанными с любым типом данных, предоставленных самими исследователями. Некоторые исследователи проводят архивные исследования, используя существующие записи. Хотя это может быть довольно недорогой способ сбора данных, которые могут дать представление о ряде исследовательских вопросов, исследователи, использующие этот подход, не могут контролировать, как и какие данные были собраны. Наблюдательный и описательный методы носят корреляционный характер. Это означает, что исследователи могут говорить о важных взаимосвязях, которые могут существовать между двумя или более интересующими переменными. Однако на основании корреляционных данных нельзя сделать вывод о наличии причинно-следственной связи.
Эксперимент — единственный метод, который может подтвердить, что связь между переменными обусловлена причинно-следственной связью. В экспериментальных исследованиях, которые будут обсуждаться далее в этой главе, имеется огромный контроль над представляющими интерес переменными. Хотя это мощный подход, эксперименты часто проводятся в очень искусственных условиях. Это ставит под сомнение достоверность экспериментальных результатов в отношении того, как они будут применяться в реальных условиях. Если эксперимент «действителен», это означает, что он измеряет то, для чего предназначен. Кроме того, многие вопросы, на которые психологи хотели бы ответить, не могут быть решены с помощью экспериментальных исследований из-за этических соображений.
Тематические исследования
В 2011 году газета New York Times опубликовала очерк о Кристе и Татьяне Хоган, канадских девочках-близнецах. Эти конкретные близнецы уникальны, потому что Криста и Татьяна — сиамские близнецы, соединенные головой. Есть свидетельства того, что две девочки связаны в части мозга, называемой таламусом, который является основным сенсорным ретрансляционным центром. Большая часть поступающей сенсорной информации отправляется через таламус, прежде чем достигает более высоких областей коры головного мозга для обработки.
Последствия этой потенциальной связи означают, что один из близнецов может испытать ощущения другого близнеца. Например, если Криста смотрит особенно смешную телевизионную программу, Татьяна может улыбаться или смеяться, даже если она не смотрит программу. Эта конкретная возможность вызвала интерес у многих нейробиологов, стремящихся понять, как мозг использует сенсорную информацию.
Эти близнецы представляют собой огромный ресурс в изучении мозга, и, поскольку их состояние очень редкое, вполне вероятно, что, пока их семьи согласны, ученые будут очень внимательно следить за этими девочками на протяжении всей их жизни, чтобы получить как можно больше информации. возможно (Доминус, 2011).
В наблюдательных исследованиях ученые проводили бы тематическое исследование, если бы они сосредоточились на одном человеке или всего на нескольких людях. Действительно, некоторые ученые проводят всю свою карьеру, изучая лишь 10–20 человек. Зачем им это делать? Очевидно, что когда они сосредотачивают свое внимание на очень небольшом числе людей, они могут получить огромное количество информации об этих случаях. Богатство информации, собранной в ходе клинических исследований или тематических исследований, не имеет себе равных ни в одном другом исследовательском методе. Это позволяет исследователю иметь очень глубокое понимание людей и конкретного изучаемого явления.
Если тематические исследования дают так много информации, почему они не чаще встречаются среди исследователей? Как оказалось, основным преимуществом этого конкретного подхода является также его слабость. Как упоминалось ранее, этот подход часто используется при изучении лиц, которые интересны исследователям тем, что обладают редкой характеристикой. Таким образом, люди, которые служат объектом тематических исследований, не похожи на большинство других людей. Если ученые в конечном счете захотят объяснить все поведение, сосредоточение внимания на такой особой группе людей может затруднить обобщение каких-либо наблюдений на большую популяцию в целом. Обобщение относится к способности применять результаты конкретного исследовательского проекта к более широким слоям общества. Опять же, тематические исследования предоставляют огромное количество информации, но, поскольку случаи настолько специфичны, возможность применить полученные знания к среднему человеку может быть очень ограниченной.
Естественные наблюдения
Если вы хотите понять, как происходит поведение, один из лучших способов получить информацию — просто наблюдать за поведением в его естественном контексте. Однако люди могут изменить свое поведение неожиданным образом, если будут знать, что за ними наблюдают. Как исследователи получают точную информацию, когда люди склонны скрывать свое естественное поведение? В качестве примера представьте, что ваш профессор просит всех в вашем классе поднять руку, если они всегда моют руки после туалета. Скорее всего, почти все в классе поднимут руку, но вы думаете, что мытье рук после каждого похода в туалет действительно настолько универсально?
Это очень похоже на явление, упомянутое ранее в этой главе: многие люди не чувствуют себя комфортно, честно отвечая на вопрос. Но если мы стремимся узнать факты о мытье рук, у нас есть другие варианты.
Предположим, мы отправляем одноклассника в туалет, чтобы посмотреть, все ли моют руки после посещения туалета. Сможет ли наш наблюдатель смешаться с окружающей средой туалета, надев белый лабораторный халат, сидя с планшетом и глядя на раковину? Мы хотим, чтобы наш исследователь был незаметен — возможно, стоял у одной из раковин, делая вид, что надевает контактные линзы, и тайно записывая соответствующую информацию. Этот тип наблюдательного исследования называется натуралистическое наблюдение : наблюдение за поведением в естественной обстановке. Чтобы лучше понять исключение сверстников, Сюзанна Фангер вместе с коллегами из Техасского университета наблюдала за поведением детей дошкольного возраста на игровой площадке. Как наблюдатели оставались незаметными на протяжении всего исследования? Они снабдили нескольких детей беспроводными микрофонами (о которых дети быстро забыли) и наблюдали за происходящим на расстоянии. Кроме того, дети в этом конкретном дошкольном учреждении («лабораторном дошкольном учреждении») привыкли к тому, что на игровой площадке есть наблюдатели (Fanger, Frankel, & Hazen, 2012).
Крайне важно, чтобы наблюдатель был как можно более ненавязчивым и незаметным: когда люди знают, что за ними наблюдают, они с меньшей вероятностью будут вести себя естественно. Если у вас есть сомнения по этому поводу, спросите себя, как ваше поведение за рулем может отличаться в двух ситуациях: в первой ситуации вы едете по пустынному шоссе в середине дня; во второй ситуации вас преследует полицейская машина по тому же пустынному шоссе.
Рисунок \(\PageIndex{1}\): Полицейская машина позади вас, вероятно, повлияет на ваше поведение за рулем. (Общественное достояние; Юлиус Янссон через Unsplash)Следует отметить, что натуралистические наблюдения не ограничиваются исследованиями с участием человека. Действительно, некоторые из самых известных примеров натуралистического наблюдения связаны с тем, что исследователи отправляются в поле, чтобы наблюдать за различными видами животных в их собственной среде. Как и в случае с людьми, исследователи сохраняют дистанцию и избегают мешать животным, чтобы не влиять на их естественное поведение. Ученые использовали эту технику для изучения социальной иерархии и взаимодействия между животными, от сусликов до горилл. Информация, полученная в результате этих исследований, бесценна для понимания того, как эти животные организуются в обществе и общаются друг с другом. Антрополог Джейн Гудолл , например, провел почти пять десятилетий, наблюдая за поведением шимпанзе в Африке. В качестве иллюстрации типов опасений, с которыми исследователь может столкнуться при натуралистическом наблюдении, некоторые ученые критиковали Гудолла за то, что он давал шимпанзе имена, а не называл их по номерам — считалось, что использование имен подрывает эмоциональную отстраненность, необходимую для объективности исследования. (Маккай, 2010).
Рисунок \(\PageIndex{2}\): (а) Джейн Гудолл сделала карьеру, проводя натуралистические наблюдения за (б) поведением шимпанзе. (кредит «Джейн Гудолл»: модификация работы Эрика Херсмана; «шимпанзе»: модификация работы «Afrika Force»/Flickr.com)Самым большим преимуществом натуралистического наблюдения является достоверность или точность информации (также называемой данными), собранной без вмешательства в естественной среде. То, что люди ведут себя так, как они обычно ведут себя в данной ситуации, означает, что у нас есть более высокая степень экологической достоверности или реализма, чем мы могли бы достичь с другими исследовательскими подходами. Таким образом, наша способность обобщать результаты исследования на реальные ситуации повышается. Если все сделано правильно, нам не нужно беспокоиться о том, что люди или животные изменят свое поведение просто потому, что за ними наблюдают. Иногда люди могут предположить, что программы реальности дают нам представление о подлинном человеческом поведении. Однако принцип незаметного наблюдения нарушается, поскольку за звездами реалити-шоу следят съемочные группы и берут интервью на камеру для личных признаний. Учитывая эту среду, мы должны сомневаться в том, насколько естественным и реалистичным является их поведение.
Основным недостатком натуралистических наблюдений является то, что их часто трудно настроить и контролировать. В нашем исследовании туалета, что если бы вы простояли в туалете весь день, готовясь записать, как люди моют руки, и никто не вошел? Или что, если вы внимательно наблюдали за стаей горилл в течение нескольких недель только для того, чтобы обнаружить, что они мигрировали на новое место, пока вы спали в своей палатке? Преимущество реалистичных данных имеет свою цену. Как исследователь, вы не можете контролировать, когда (и есть ли) у вас поведение для наблюдения. Кроме того, этот тип наблюдательных исследований часто требует значительных затрат времени, денег и удачи.
Иногда исследования включают структурированное наблюдение. В этих случаях за людьми наблюдают, выполняя поставленные конкретные задачи. Отличный пример структурированного наблюдения можно найти в «Странной ситуации» Мэри Эйнсворт (подробнее об этом вы прочтете позже). Странная ситуация — это процедура, используемая для оценки стилей привязанности, существующих между младенцем и опекуном. В этом сценарии воспитатели приводят своих младенцев в комнату, полную игрушек. Странная ситуация включает в себя ряд фаз, в том числе появление незнакомца в комнате, выход опекуна из комнаты и возвращение опекуна в комнату. Поведение младенца внимательно отслеживается на каждой фазе, но именно поведение младенца при воссоединении с опекуном является наиболее показательным с точки зрения характеристики стиля привязанности младенца к опекуну.
Еще одна потенциальная проблема в наблюдательных исследованиях — предвзятость наблюдателя . Как правило, люди, выступающие в роли наблюдателей, активно участвуют в исследовательском проекте и могут бессознательно искажать свои наблюдения, чтобы они соответствовали их исследовательским целям или ожиданиям. Чтобы защититься от такого рода предвзятости, исследователи должны иметь четкие критерии, установленные для типов регистрируемого поведения и того, как это поведение следует классифицировать. Кроме того, исследователи часто сравнивают наблюдения одного и того же события несколькими наблюдателями, чтобы проверить межэкспертная надежность : мера надежности, которая оценивает согласованность наблюдений разных наблюдателей.
Опросы
Часто психологи разрабатывают опросы как средство сбора данных. Опросы представляют собой списки вопросов, на которые должны ответить участники исследования, и могут быть предоставлены в виде бумажных и карандашных вопросников, проводиться в электронном виде или проводиться устно. Как правило, сам опрос можно провести за короткое время, а простота проведения опроса позволяет легко собирать данные от большого количества людей.
Опросы позволяют исследователям собирать данные из более крупных выборок, чем могут быть предоставлены другими методами исследования . Выборка представляет собой подмножество лиц, выбранных из населения , которое представляет собой общую группу лиц, интересующих исследователей. Исследователи изучают образец и стремятся обобщить свои выводы для населения.
В обзоре есть как сильные, так и слабые стороны по сравнению с тематическими исследованиями. Используя опросы, мы можем собирать информацию от большей выборки людей. Более крупная выборка лучше отражает фактическое разнообразие населения, что обеспечивает лучшую обобщаемость. Следовательно, если наша выборка достаточно велика и разнообразна, мы можем предположить, что данные, которые мы собираем в ходе опроса, могут быть обобщены на большую совокупность с большей уверенностью, чем информация, собранная в ходе тематического исследования. Однако, учитывая большее количество вовлеченных людей, мы не можем собрать такую же подробную информацию о каждом человеке, которая была бы собрана в тематическом исследовании.
Еще один потенциальный недостаток опросов — это то, о чем мы говорили ранее в этой главе: люди не всегда дают точные ответы. Они могут лгать, неправильно помнить или отвечать на вопросы таким образом, чтобы, по их мнению, выглядеть хорошо. Например, люди могут сообщать о том, что пьют меньше алкоголя, чем на самом деле.
С помощью опросов можно получить ответы на любое количество исследовательских вопросов. Одним из реальных примеров является исследование, проведенное Дженкинсом, Руппелем, Кизером, Йелом и Гриффином (2012 г.) о негативной реакции арабо-американского сообщества США после террористических атак 11 сентября 2001 г. Дженкинс и его коллеги хотели определить, в какой степени это негативное отношение к американцам арабского происхождения все еще существовало спустя почти десять лет после того, как произошли нападения. В одном исследовании 140 участников заполнили анкету с 10 вопросами, в том числе вопросами, напрямую касающимися явного предвзятого отношения участников к людям разных национальностей. В опросе также задавались косвенные вопросы о том, насколько вероятно, что участник будет взаимодействовать с человеком данной этнической принадлежности в различных условиях (например, «Как вы думаете, насколько вероятно, что вы представитесь человеку арабского происхождения?» американского происхождения?»). Результаты исследования показали, что участники не желали сообщать о предвзятом отношении к какой-либо этнической группе. Однако были существенные различия в их характере ответов на вопросы о социальном взаимодействии с американцами арабского происхождения по сравнению с другими этническими группами: они указывали на меньшую готовность к социальному взаимодействию с американцами арабского происхождения по сравнению с другими этническими группами. Это свидетельствовало о том, что участники питали тонкие формы предубеждения против американцев арабского происхождения, несмотря на их утверждения, что это не так (Jenkins et al., 2012).
Архивные исследования
Некоторые исследователи получают доступ к большим объемам данных, не взаимодействуя ни с одним участником исследования. Вместо этого они используют существующие записи, чтобы ответить на различные исследовательские вопросы. Этот тип исследовательского подхода известен как архивное исследование . Архивные исследования основаны на просмотре прошлых записей или наборов данных для поиска интересных закономерностей или взаимосвязей.
Например, исследователь может получить доступ к академическим записям всех лиц, поступивших в колледж за последние десять лет, и рассчитать, сколько времени им потребовалось для получения степени, а также нагрузку на курсы, оценки и внеучебную активность. Архивные исследования могут предоставить важную информацию о том, кто с наибольшей вероятностью завершит свое образование, и могут помочь выявить важные факторы риска для учащихся, испытывающих затруднения.
Рисунок \(\PageIndex{3}\): Исследователь, проводящий архивные исследования, изучает записи, независимо от того, заархивированы ли они в виде (а) печатной копии или (б) в электронном виде. (кредит «бумажные файлы»: модификация работы «Ньютаун граффити»/Flickr; «компьютер»: модификация работы INPIVIC Family/Flickr)При сравнении архивных исследований с другими методами исследования есть несколько важных различий. Во-первых, исследователь, проводящий архивные исследования, никогда напрямую не взаимодействует с участниками исследования. Таким образом, затраты времени и денег на сбор данных значительно меньше при архивных исследованиях. Кроме того, исследователи не имеют никакого контроля над тем, какая информация была изначально собрана. Поэтому вопросы исследования должны быть адаптированы таким образом, чтобы на них можно было ответить в рамках структуры существующих наборов данных. Также нет гарантии согласованности между записями из одного источника в другой, что может затруднить сравнение и сопоставление различных наборов данных.
Знаете ли вы, что по мере роста продаж мороженого растет и общий уровень преступности? Возможно ли, что удовольствие от вашего любимого вкуса мороженого может привести к преступному веселью? Или, совершив преступление, вы думаете, что решите угоститься шишкой? Нет никаких сомнений в том, что между мороженым и преступлением существует связь (например, Harper, 2013), но было бы довольно глупо полагать, что одно на самом деле вызвало другое.
Гораздо более вероятно, что и продажи мороженого, и уровень преступности связаны с температурой на улице. Когда температура теплая, многие люди выходят из своих домов, взаимодействуют друг с другом, раздражаются друг на друга, а иногда и совершают преступления. Кроме того, когда на улице тепло, мы с большей вероятностью будем искать прохладное лакомство, например, мороженое. Как определить, действительно ли существует связь между двумя вещами? И когда есть связь, как мы можем определить, объясняется ли она совпадением или причинно-следственной связью?
Корреляционное исследование
Корреляция означает наличие связи между двумя или более переменными (такими как потребление мороженого и преступность), но эта связь не обязательно подразумевает причину и следствие. Когда две переменные коррелированы, это просто означает, что при изменении одной переменной изменяется и другая. Мы можем измерить корреляцию, вычислив статистику, известную как коэффициент корреляции. Коэффициент корреляции представляет собой число от -1 до +1, которое указывает на силу и направление связи между переменными. Коэффициент корреляции обычно обозначается буквой 9.0163 р .
Числовая часть коэффициента корреляции указывает на силу связи. Чем ближе число к 1 (отрицательное или положительное), тем сильнее связаны переменные и тем более предсказуемыми будут изменения одной переменной при изменении другой переменной. Чем ближе число к нулю, тем слабее взаимосвязь и тем менее предсказуемыми становятся взаимосвязи между переменными. Например, коэффициент корреляции 0,9 указывает на гораздо более сильную связь, чем коэффициент корреляции 0,3. Если переменные никак не связаны друг с другом, коэффициент корреляции равен 0. Приведенный выше пример о мороженом и преступности является примером двух переменных, которые, как мы могли бы ожидать, не будут связаны друг с другом.
Знак — положительный или отрицательный — коэффициента корреляции указывает направление связи. Положительная корреляция означает, что переменные движутся в одном направлении. Иными словами, это означает, что при увеличении одной переменной увеличивается и другая, и наоборот, при уменьшении одной переменной уменьшается и другая. Отрицательная корреляция означает, что переменные движутся в противоположных направлениях. Если две переменные имеют отрицательную корреляцию, то уменьшение одной переменной связано с увеличением другой и наоборот.
Пример мороженого и уровня преступности имеет положительную корреляцию, поскольку обе переменные увеличиваются при повышении температуры. Другими примерами положительной корреляции являются отношения между ростом и весом человека или отношения между возрастом человека и количеством морщин. Можно было бы ожидать, что существует отрицательная корреляция между чьей-либо усталостью в течение дня и количеством часов, которые они спали предыдущей ночью: количество сна уменьшается по мере того, как чувство усталости увеличивается. В реальном примере отрицательной корреляции студенты-исследователи из Миннесотского университета обнаружили слабую отрицательную корреляцию (9).0163 r = -0,29) между средним количеством дней в неделю, когда учащиеся спали менее 5 часов, и их средним баллом (Lowry, Dean, & Manders, 2010). Имейте в виду, что отрицательная корреляция — это не то же самое, что отсутствие корреляции. Например, мы, вероятно, не обнаружим корреляции между количеством часов сна и размером обуви.
Как упоминалось ранее, корреляции имеют прогностическую ценность. Представьте, что вы входите в приемную комиссию крупного вуза. Вы сталкиваетесь с огромным количеством заявок, но можете разместить лишь небольшой процент от пула соискателей. Как вы можете решить, кого следует принять? Вы можете попытаться сопоставить средний балл колледжа ваших нынешних студентов с их баллами по стандартным тестам, таким как SAT или ACT. Наблюдая, какие корреляции были самыми сильными для ваших нынешних студентов, вы могли бы использовать эту информацию, чтобы предсказать относительный успех тех студентов, которые подали заявку на поступление в университет.
Рисунок \(\PageIndex{4}\): Диаграммы рассеяния представляют собой графическое представление силы и направления корреляций. Чем сильнее корреляция, тем ближе точки данных к прямой линии. В этих примерах мы видим, что существует (а) положительная корреляция между весом и ростом, (б) отрицательная корреляция между усталостью и количеством часов сна и (в) отсутствие корреляции между размером обуви и количеством часов сна.Корреляция не указывает причинно-следственную связь
Корреляционное исследование полезно, поскольку оно позволяет обнаружить силу и направление взаимосвязей, существующих между двумя переменными. Однако корреляция ограничена, потому что установление существования взаимосвязи мало что говорит нам о причина и следствие . Хотя переменные иногда коррелируют, потому что одна действительно вызывает другую, также может быть, что какой-то другой фактор, смешанная переменная, на самом деле вызывает систематическое движение интересующих нас переменных. В упомянутом ранее примере с мороженым/уровнем преступности температура является смешанной переменной, которая может объяснить взаимосвязь между двумя переменными.
Даже когда мы не можем указать на четкие смешанные переменные, мы не должны предполагать, что корреляция между двумя переменными подразумевает, что одна переменная вызывает изменения в другой. Это может раздражать, когда причинно-следственная связь кажется ясной и интуитивно понятной. Вспомните наше обсуждение исследований, проведенных Американским онкологическим обществом, и то, как их исследовательские проекты были одними из первых демонстраций связи между курением и раком. Кажется разумным предположить, что курение вызывает рак, но если мы ограничимся корреляционное исследование , мы перешагнем границы, сделав такое предположение.
К сожалению, люди постоянно ошибочно полагают, что причинно-следственная связь является функцией корреляций. Такие утверждения особенно распространены в рекламе и новостях. Например, недавнее исследование показало, что люди, которые регулярно едят хлопья, достигают более здорового веса, чем те, кто редко ест хлопья (Frantzen, Treviño, Echon, Garcia-Dominic, & DiMarco, 2013; Barton et al., 2005). Угадайте, как производители хлопьев сообщают об этом открытии. Действительно ли употребление хлопьев помогает человеку поддерживать здоровый вес, или есть другие возможные объяснения, например, тот, у кого здоровый вес, с большей вероятностью будет регулярно есть здоровый завтрак, чем тот, кто страдает ожирением, или тот, кто избегает приема пищи в попытке сидеть на диете? Хотя корреляционное исследование имеет неоценимое значение для выявления взаимосвязей между переменными, основным ограничением является невозможность установить причинно-следственную связь. Психологи хотят делать заявления о причине и следствии, но единственный способ сделать это — провести эксперимент, чтобы ответить на исследовательский вопрос. В следующем разделе описывается, как научные эксперименты включают методы, которые исключают или контролируют альтернативные объяснения, что позволяет исследователям исследовать, как изменения в одной переменной вызывают изменения в другой переменной.
Рисунок \(\PageIndex{5}\): Действительно ли употребление хлопьев способствует здоровому весу? (Источник: Тим Скиллерн)Иллюзорные корреляции
Искушение сделать ошибочные утверждения о причинно-следственных связях, основанные на корреляционных исследованиях, — не единственный способ неверно интерпретировать данные. Мы также склонны совершать ошибку иллюзорных корреляций, особенно при бессистемных наблюдениях. Иллюзорные корреляции , или ложные корреляции, возникают, когда люди верят, что отношения существуют между двумя вещами, хотя таких отношений не существует. Одной из хорошо известных иллюзорных корреляций является предполагаемое влияние фаз луны на поведение человека. Многие люди страстно утверждают, что на поведение человека влияет фаза луны и, в частности, что люди ведут себя странно, когда луна полная.
Рисунок \(\PageIndex{6}\): Многие считают, что полная луна заставляет людей вести себя странно. (кредит: Кори Занкер)Нельзя отрицать, что Луна оказывает сильное влияние на нашу планету. Приливы и отливы океана тесно связаны с гравитационными силами Луны. Поэтому многие люди считают, что Луна тоже влияет на нас. Ведь наш организм в значительной степени состоит из воды. Однако метаанализ почти 40 исследований неизменно демонстрировал, что связи между Луной и нашим поведением не существует (Rotton & Kelly, 19).85). Хотя мы можем уделять больше внимания странному поведению во время полной лунной фазы, частота странного поведения остается постоянной на протяжении всего лунного цикла.
Почему мы так склонны верить в подобные иллюзорные корреляции? Часто мы читаем или слышим о них и просто принимаем информацию как достоверную.