Структура психики — Студопедия
Поделись
Психика имеет сложное строение. Альберт Эйнштейн, говоря о психологии, воскликнул: насколько же психология как наука сложнее, труднее, чем физика!
Содержание психики составляют психические явления. Леонтьев А.Н.«Психические явления есть отражение независимо существующего в действительности, в реальности».
Психические явления можно разделить на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
Психические процессывыступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым, прежде всего, относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков.
К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе. Однако сами по себе сведения или знания для человека не играют никакой роли, если они для него не значимы. Вы, наверное, обращали внимание на то, что одни события у вас остаются в памяти надолго, а о других вы забываете на следующий день. Иная же информация вообще может остаться для вас незамеченной. Это связано с тем, что любая информация может иметь или не иметь эмоциональную окраску, т. е. может быть значимой или не значимой. Поэтому наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.
Мы вправе полагать, что если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции, то это благоприятно сказывается па его деятельности или состоянии, и, наоборот, отрицательные эмоции затрудняют деятельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность человека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий. Подобная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения человека существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, которые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.
Иногда выделяют как самостоятельную еще одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания.
Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека. Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В то же время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. Следует отметить, что психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, имеющими объективную и субъективную обусловленность, но характерной для них общей особенностью является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности, в том числе и патохарактерологическими особенностями.
Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими личность человека.Следующий класс психических явлений – психические свойства личности – характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.
38 Психические процессы эмоциональные, волевые, когнитивно-интеллектуальные, Первый курс первый семестр
метки:Процесс, Эмоция, Психический, Состояние, Информация, Человек, Воображение, Получение
38
Психические процессы: эмоциональные, волевые, когнитивно-интеллектуальные.
План
- Психи́ческие проце́ссы и два уровня
- Три вида психологических процессов
- Познавательные процессы воображения память мышление восприятие
- Эмоциональные процессы
- Волевые процессы
Психи́ческие проце́ссы — одна из групп психических явлений. Особенность психических процессов в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие. Они являются актуальным откликом на происходящее. В психических процессах, можно выделить два уровня организации: первый связан с нервными процессами, организуемыми на уровне нейронных связей, данные процессы необязательно выделяются и определяются в сознании личности. Второй уровень связан с сознанием.
3 вида психич. процессов:
1) Познавательные –Воображение, Внимание, Восприятие, Память, Мышление, речь, Ощущение
2) Эмоциональные – Эмоции, Чувства, Аффекты, Стресс
3) Волевые — Борьба мотивов, Принятие решения, Постановка цели.
Познавательные процессы обеспечивают получение, хранение и воспроизведение информации, знаний из окружающей среды. Все психические процессы так или иначе обеспечивают получение информации, однако к чисто познавательным относится четыре процесса: восприятие, память, мышление, воображение, но также можно отнести к ним ощущение и речь. Познавательные процессы входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. Ядром когнитивно-интеллектуальной(позновательной) сферы является интеллект.
Интеллект дает нам знание и понимание мира и самих себя. КИС может эффективно функционировать только во взаимосвязи и взаимодействии с другими сферами.
29 стр., 14032 слов
Развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников средствами …
… Особенности эмоционально- волевой сферы у дошкольников отмечают многие авторы (Г.
Е. Сухарева, В.В. Ковалев). К особенностям дошкольников с ЗПР они относят: эмоциональную неустойчивость, перепады … анализа результатов исследования; апробацией и эффективным использованием современных методов в процессе педагогической работы в системе комплексного коррекционного воздействия в условиях ДОУ. …На счет эмоциональных процессов, через эмоции чел. выказывает свое бессознательное отношение к событиям и мыслям, как др. людей, так и собственным. Эмоция – переживание. Эмоции – что-то вроде фонарика, кот. в зависимости от обстоятельств подсвечивает наше настроение, заставляя его изменяться. Различают позитивные эмоции – радость, вдохновение, любовь; негативные – жадность, ненависть; эмоции, которые нельзя однозначно оценить – страх. Индикаторами эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и пр. Кроме эмоций у нас есть чувства: эстетические, нравственные. Чувства – более устойчивые психические состояния, имеют четко выраженный характер, не могут быть безотносительны.
Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Под волей мы также понимаем способность человека структурировать свое время согласно своим целям и работать на их достижение. Воля как характеристика сознания и деятельности появилась вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами: воля запускается интеллектом, напитывается энергией чувств и эмоций, и направляется воображением.
Карточки главы 1
ДеталиНазвание Глава 1 Описание Важные термины из главы 2 книги Дэвида Майерса «Психология в повседневной жизни» Всего карточек 34 Предмет Психология Уровень Бакалавриат 1 Создан 19. 01.2013 | Нажмите здесь, чтобы изучить/распечатать эти карточки . Создайте свои собственные флеш-карты! Подпишите здесь. |
Карты
Термин
| Определение
| ||
Термин
| Определение
| ||
Термин
| flashcardmachine.com/images/preview_card_back.gif»> Определение |
научное исследование поведения и психических процессов. |
критическое мышление |
Мышление, которое не принимает слепо аргументы и выводы. Скорее он исследует предположения, раскрывает скрытые значения, взвешивает доказательства и оценивает выводы. |
биопсихосоциальный подход |
комплексный подход, включающий различные, но дополняющие друг друга взгляды с биологической, психологической и социально-культурной точек зрения. |
культура |
стойкое поведение, идеи, взгляды и традиции, разделяемые группой людей и передаваемые из поколения в поколение. |
проблема природы-воспитания |
давняя полемика по поводу относительного вклада генов и опыта в развитие психологических черт и поведения. Сегодняшняя психологическая наука видит черты и поведение, возникающие в результате взаимодействия природы и воспитания. |
двойная обработка |
принцип, согласно которому информация часто обрабатывается одновременно на отдельных сознательных и бессознательных дорожках. |
позитивная психология |
научное исследование человеческого функционирования с целью обнаружения и продвижения сильных и добродетельных качеств, которые помогают отдельным людям и сообществам процветать. |
предубеждение задним числом |
склонность верить, узнав о результате, что его можно было предвидеть. |
теория |
объяснение с использованием интегрированного набора принципов, которые организуют наблюдения и предсказывают поведение или события. |
гипотеза |
проверяемое предсказание, часто подразумеваемое теорией. |
рабочее определение |
изложение процедур, используемых для определения переменных исследования. |
репликация |
Повторение сущности исследования, обычно с разными участниками в разных ситуациях, чтобы увидеть, распространяется ли основной вывод на других участников и обстоятельства. |
тематическое исследование |
Метод наблюдения, при котором один человек изучается глубоко в надежде раскрыть универсальные принципы. |
опрос |
Техника для выяснения самооценки отношения или поведения людей, обычно путем опроса репрезентативной случайной выборки из них. |
случайная выборка |
Выборка, которая справедливо представляет генеральную совокупность, поскольку каждый член имеет равные шансы включения. |
натуралистическое наблюдение |
наблюдение и запись поведения в естественных ситуациях без попыток манипулировать ситуацией и контролировать ее. |
корреляция |
Мера степени, в которой два фактора изменяются вместе, и, таким образом, того, насколько хорошо один фактор предсказывает другой. Коэффициент корреляции представляет собой математическое выражение отношения в диапазоне от -1 до +1. |
иллюзорная корреляция |
Восприятие отношений там, где их нет |
Эксперимент |
Метод, при котором исследователи изменяют один или несколько факторов, чтобы наблюдать их влияние на какое-либо поведение или психический процесс. |
случайное назначение |
случайное распределение участников по экспериментальным и контрольным группам, что сводит к минимуму любые различия между ними. |
экспериментальная группа |
группа в эксперименте, которая подвергается обработке, то есть одной версии независимой переменной. |
контрольная группа |
группа в эксперименте, которая контрастирует с условиями эксперимента и служит в качестве сравнения для оценки эффекта лечения. |
плацебо |
инертное вещество или состояние, которое считается активным агентом |
двойная слепая процедура |
процедура, в которой участники и исследовательский персонал не знают о том, кто получил лечение или плацебо. |
эффект плацебо |
результаты, вызванные только ожиданиями |
независимая переменная |
экспериментальный фактор, которым манипулируют; переменная, влияние которой изучается. |
зависимая переменная |
фактор результата; переменная, которая может измениться в ответ на манипуляции с независимой переменной |
метод обучения, включающий 5 шагов: опрос, вопрос, чтение, репетиция, обзор. |
когнитивная нейробиология |
раздел нейробиологии, изучающий биологические основы психических явлений |
Кто такой ВИЛЬГЕЛЬМ ВУНДТ? |
Немецкий отец-основатель психологии. Имел первую психологическую лабораторию, в которой изучал время реакции. |
Кто такой ДЖОН УОТСОН? |
Бихевиорист отстаивал психологию как научное исследование поведения. Выявленный страх можно было узнать с помощью его экспериментов над младенцем, прославившимся как «Маленький Альберт» |
Кто такой Б. Ф. СКИННЕР? |
Ведущий бихевиорист, отвергший идею изучения внутренних мыслей и чувств. Он изучал, как последствия формируют поведение. |
Что такое психология? Определение и этапы
Содержание страницы
Что такое психология?
Сегодня психология — это наука о поведении и психических процессах. Это помогает нам понять наше поведение и умственные процессы, а также другие процессы, состоящие из того, как мы и они думаем, чувствуем, действуем и реагируем.
Психологически здоровый человек может лучше думать, лучше чувствовать и лучше жить. Мы живем в социальной среде, необходимо понимать психические процессы и поведение людей, чтобы жить с ними хорошо.
Мы, люди, отличаемся друг от друга не только своими физическими характеристиками, такими как рост, вес, внешний вид и т. д., но и психологическими характеристиками. Чтобы жить хорошо, мы должны знать, как лучше управлять собой, контролировать свои эмоции и забывать нежелательные и нежелательные переживания. Мы живем в окружающей среде и сами интересуемся миром. Изучение психологии помогает нам понять тонкости и прелести того, что мы называем человеческой природой.
Что такое человек? Ответ на этот вопрос ищет психология. «Эдвин Боринг, 19 лет.39”.
Кто такие психологи? Существует много ложных представлений о психологии и психологах. Одним из таких ложных представлений является вера в то, что психологи «читают мысли», подобно астрологам, которые предсказывают удачу и могут оценить характер с первого взгляда. Еще одно заблуждение состоит в том, что они являются авторитетами мысленной телепатии или гадания. Глубина познания в психологии определенно расширяет это понимание.
Дать определение психологии непросто из-за ее широкого охвата, широкого круга интересов и философских различий между ее практиками. Психика и наука объединяются, чтобы сформировать психологию. Сегодня это определяется как наука о поведении и психических процессах.
Слово «психология» произошло от двух греческих слов «психея» и «логос». Психея означает «Душа», а Логос означает «Дискурс». Таким образом, буквально происходит изучение души.
Стадии психологии
Прежде чем прийти к сегодняшнему определению психологии, сформировалось много школ, возникло много споров и сомнений. Многие известные философы и психологи определяли его по-разному. Все эти этапы подразделяются на четыре этапа:
- Философский этап
- Структурная стадия
- Бихевиористская стадия
- Современное определение
Философская стадия (Душа/Разум)
Это ранняя стадия. Древнегреческий натуралист и философ Аристотель (384–322 гг. до н. э.) использовал термин «психика» для обозначения сущности жизни. Аристотель был известным первооткрывателем различных компонентов психологии, таких как обучение, мотивация, эмоции, память, восприятие и личность. Вклад другого философа Платона (427-347 гг. до н.э.) не менее важен в определении психологии как науки о «душе». Они определили психологию как «науку о душе».
Позже стало казаться, что душа не существует физически. Его нельзя было потрогать, увидеть или почувствовать. У него были мистические, ненаучные характеристики, которые нельзя было наблюдать или экспериментировать. Душа для одних была внутренним пламенем, для других формой движения, а для третьих функцией телесных процессов.
Поскольку слово «душа» подверглось критике, эти философы стали переводить «psyche» как разум, а психология тогда определялась как «учение о разуме». Таким образом, она стала называться наукой о разуме.
Структурная стадия (сознание)
В 1879 году Вильгельм Вундт (1832-1920), немецкий психолог и философ, основал первую психологическую лабораторию в Лейпцигском университете в Германии, что сделало его «отцом экспериментальной психологии». До него было достаточно психологии, но не было психолога. Вундт впервые освободил ее от тисков философии и физиологии. Он мог предвидеть ее как респектабельную и независимую науку.
Вундт в своей книге «Битраж» 1862 г. рассматривал психологию как науку о внутреннем и непосредственном опыте, т. е. как науку о сознании. Он сосредоточился на внутренних ощущениях, чувствах и мыслях. Его основным инструментом была самоанализ, что означает самоанализ собственных внутренних ощущений и психических процессов.
Позже вместе с Вундтом Эдвард Титченер (1867-1927) работал над определением структуры разума посредством управляемого самоанализа, описывая элементы опыта, что впоследствии было названо структурализмом.
Опять же, Уильям Джеймс (1842-1910) из Гарвардского университета больше интересовался функциями сознания и тем, что может делать разум, чем его структурой. Согласно Джеймсу, изучение элементов разума ничего не может сказать нам о том, как он функционирует, чтобы помочь нам приспособиться к элементам жизни. Таким образом, на основе его работ возникла школа мысли, известная как «функционализм».
Behavioral Stage (Behavior Stage of Psychology)
Американский психолог Дж. Б. Уотсон (1878–1958) отверг идеи структурализма и функционализма и основывал свой подход к психологии на поведении. Уотсон (1913) считал, что невозможно изучать частные психические процессы, такие как сознание, потому что только внешнее поведение может быть измерено и научно понято.
Уотсон находился под сильным влиянием работ Ивана Павлова (классическая обусловленность), Чарльза Дарвина и Фрэнсиса Гальтона.
Уотсон уменьшил интроспекцию как метод психологии, вместо этого высказался в пользу объективного наблюдения и переопределил его как «науку о наблюдаемом поведении». Согласно Уотсону, мы не можем наблюдать за ощущением, чувством или мыслью, но мы можем наблюдать за поведением людей, когда они реагируют на различные ситуации. Наука основана на наблюдении, и из-за акцента на точном измерении явного поведения Уотсон назвал новую школу мысли, основанную на его принципе, «бихевиоризмом».
Ключевые положения бихевиоризма:
- Цель, которую можно почувствовать и увидеть
- Можно наблюдать и проверить
- Изучение открытого поведения как животных, так и людей, включая детей, старых, нормальных и ненормальных.
Современное определение психологии
В 1960-х годах психология начала возвращать свой первоначальный интерес к психическим процессам благодаря изучению того, как наш разум обрабатывает и сохраняет информацию о том, как мы воспринимаем, думаем и запоминаем.
Интерес психологии, как к наблюдаемому поведению, так и к внутренним мыслям и чувствам, сделал психологию « наукой о поведении и психических процессах». Если мы внимательно изучим это определение, три термина: наука, поведение и психические процессы станут очевидными как важные концепции, требующие дальнейшего объяснения.
Психология как наука
Она считается наукой, потому что наука представляет собой совокупность знаний, объединенных воедино и осмысленно строящихся на общих принципах и законах. Наука — это не просто набор фактов, это знание, собранное и организованное посредством применения так называемого научного метода.
Психологи пытаются понять людей, не только думая о них, но и изучая их путем тщательного контролируемого наблюдения и тщательного анализа. Он основан на подтвержденных суждениях и установлении фактов. Как наука психология имеет четыре основные характеристики:
- Она систематична и использует научные методы
- Она включает измерения
- Результаты могут быть проверены, а процедура должна быть воспроизводимой
- Она объективна в объяснении поведения
Психологические исследования Поведение: открытое поведение
Обычно слово «поведение» относится к открытой деятельности людей или животных, которую можно непосредственно наблюдать или измерять с помощью специальных инструментов или методов. Это очень широкий термин, поскольку поведение — это все, что делает организм, любые действия, которые мы можем наблюдать и записывать, такие как чтение, улыбка, потоотделение, разговор, проверка экзаменационных работ и т. д. — все это наблюдаемое поведение. Мы не можем видеть, слышать или касаться ума, но мы можем видеть и наблюдать за поведением.
Это помогает психологам делать выводы о чувствах, отношениях, мыслях и психических процессах, которые могут стоять за поведением. Таким образом, внутренние психические события можно изучать по мере их проявления в одном или нескольких видах поведения. Таким образом, поведение помогает нам изучать, знать и понимать внутренние психические процессы, которые в противном случае оставались бы скрытыми от нас.
Психологические исследования Психические процессы: скрытое поведение
Психические процессы — это внутренние субъективные переживания, которые мы выводим из поведения, такого как ощущения, мысли, эмоции, чувства и мотивы, которые другие люди не могут наблюдать напрямую. Например, личные мысли и чувства по поводу вашего «лучшего друга» — это психические процессы.
Большинство современных психологов сходятся во мнении, что, хотя частные психические процессы нельзя наблюдать напрямую, они очень важны для полного понимания человеческой жизни.