Процесс запоминания: Процессы памяти — Психологос

Процессы памяти — Психологос

Основные процессы памяти — это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.

​​​​​​​​​​​​​​Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным (импринтинг и непроизвольное запоминание). Запоминанию помогают: 1) свежая голова (а для этого важно высыпаться), 2) эмоциональная окраска события (при желании любое нейтральное событие можно сделать эмоционально ярким), 3) позитивный эмоциональный фон (учитесь радоваться!), стремление, желание запомнить. По крайней мере, когда не хочется запоминать, обычно ничего и не запоминается. Лучше всего запоминается начало и конец.

Закон «места в серии» гласит, что в любой последовательности легче всего запоминается ее начало, затем конец, а наиболее трудно — часть, следующая непосредственно за серединой. Эффект места в серии проявляется при выполнении любого задания такого рода — от запоминания телефонного номера до заучивания стихотворения.

Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Если в процессе воспроизведения затруднения, то идет процесс припоминания: отбор элементов нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается. Что касается жизненных событий, то большая часть людей скорее придумывает, нежели вспоминает то что было. Верить человеческим воспоминаниям могут только те, кто склонен верить сказкам.

Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Забывание может быть естественным процессом, и тогда забывается прежде всего то, о чём мы не думаем и то, что плохо запомнили. Как правило, забывается все то, о чем думаем перед сном: поэтому важные мысли, пришедшие перед засыпанием, куда-нибудь запишите.

С другой стороны, сон хорошо стирает плохие воспоминания: легли, поспали, утром вечерних неприятностей как будто и нет: «Утро вечера мудренее».

Забывание может быть следствием психологических проблем, в том числе следствием вытеснения неприятным событий: у большинство людей неприятные события забываются скорее, чем приятные.

Как работает наша память, и почему информация не запоминается

За 11 лет моего опыта преподавания английского языка, обучения студентов и преподавателей, подготовки к международным экзаменам, я множество раз слышала жалобы на то, что информация (новые слова, правила, фразы, выражения) не запоминаются.

Конечно, проще всего обвинять в этом англичан и американцев, которые придумали такой сложный и — что самое подлое с их стороны — такой не похожий на наш родной язык. Или критиковать собственную память, мол, я такой старый, мне уже 30 (40, 50), память отказывается запоминать!

Или списывать свои неудачи на непрофессионализм преподавателя, некачественные пособия, неподходящую методику (что может быть причиной, и об этом мы поговорим ниже)

Но мало кто из изучающих смотрит дальше учебника и списка слов, вглубь самого процесса запоминания, чтобы понять, как он работает, и ответить себе на вопросы:

  • Как вообще работает механизм человеческой памяти?
  • Каким образом мы запоминаем новую информацию?
  • Что сейчас я делаю неправильно?
  • Почему не могу усвоить и запомнить?
  • Как мне улучшить своё запоминание?

Ответы на некоторые из этих вопросов вы найдете в моей статье, а остальные вам предстоит исследовать самостоятельно, если вы действительно хотите улучшить своё запоминание.

Ведь мозг каждого из нас — сложная и уникальная система. Есть общие принципы его работы, о которых я вам расскажу, но найти решения и самые подходящие способы обучения для себя можете только вы: самостоятельно или с практической помощью грамотного специалиста.

Содержание статьи:

  • Типы памяти
  • Путь запоминания: операционная память
  • Путь запоминания: кратковременная память
  • Путь запоминания: переход в долговременную память
  • О важности повторения изученного
  • Итоги

Типы памяти

Психологи выделяют разные типы памяти, есть много разных классификаций. Мы возьмем за критерий длительность хранения информации. И по этому критерию выделяют:

  • operational memory — операционная память
    (нужна нам для решения конкретной текущей задачи),
  • short-term memory — кратковременная память (информация может храниться какое-то время, пока она актуальна),
  • long-term memory — долговременная память (данные, запечатлеваются на долгий период времени).

Конечно, при изучении английского, наша цель — отправить знания в long-term memory, чтобы всю жизнь ими пользоваться, а не забыть на следующий день. Но это сделать не так-то просто, как вы знаете по опыту.
Чтобы управлять своим запоминанием, и отдавать себе отчет, какие процессы сейчас происходят с информацией в вашей голове, вам нужно научиться определять, на каком этапе обработки находятся данные.

Путь запоминания: операционная память

Давайте рассмотрим, какой путь проходит информация в нашей памяти, прежде чем стать «незабываемой».

Сначала новая информация попадает вам в operational memory.
Например, вы используете новые слова для выполнения конкретного упражнения: вы их читаете, проговариваете, выписываете, и может сложится впечатление, что при этом вы их «изучаете и запоминаете».

Но на этом этапе мозг настроен таким образом, что он держит информацию до того момента, пока задача не будет выполнена. Когда вы успешно выполнили упражнение, оперативная память очищается, мозг, самый совершенный компьютер, не держит ненужных данных. Вспомните, как быстро вы забываете сумму сдачи в магазине, когда получили её, или номер телефона после того, как дозвонились абоненту. Таким же образом «изученные» слова стираются из вашей памяти.

Операционная память может работать и более долгое время. Самый яркий пример — сдача экзаменов. Пока трое суток перед экзаменом зубрите билеты, вы помните всё: и даты, и формулы, и имена. Но как только выходите из экзаменационной аудитории — не можете вспомнить даже, какие вопросы были в вашем билете!

Так работает операционная память: вы помните данные в рамках задачи.

Не все преподаватели учитывают этот механизм. Большая ошибка многих преподавателей — задействовать operational memory в начале занятия (например, дать новые слова и упражнение с ними), после заниматься совсем другими темами и задачами, а в конце занятия начать допрос с пристрастием в стиле «Какие новые слова вы запомнили?».
И такой преподаватель удивляется: «Как никаких? Мы же выполняли упражнение!».

Выполненное упражнение — это не гарантия запоминания. Нормальный мозг сделал работу и забыл ненужные данные. Если преподаватель в начале занятия даёт четкую инструкцию и говорит, что слова еще понадобятся в процессе занятия, то есть вероятность того, что мозг удержит информацию, так как не будет считать задачу полностью выполненной.

Преподаватели ENGINFORM, которых я обучаю методике и готовлю к работе с нашими студентами, знают, что если на этапе работы операционной памяти упустить момент и не переместить информацию в кратковременную память, то восстановить её будет уже сложнее. Поэтому мы пользуемся целым набором техник, приёмов и инструментов, которые способствуют этому перемещению.

Путь запоминания: кратковременная память

Для того, чтобы информация перешла сначала в short-term memory, а после в long-term memory, современной методикой предусмотрено выполнение ряда заданий разных типов, чтобы сначала механически, а потом более творчески и персонализировано использовать новую лексику, таким образом закрепляя её в памяти. После выполнения упражнений, создания ассоциаций, построения связей с личным опытом, осознания нужности и пригодности этой лексики в будущем для общения, слова удержатся у вас в памяти до конца занятия, а может и после.

Однако если ограничиться только лишь этим, и какое-то время не возвращаться к новым словам (например, сделать паузу в занятиях на несколько дней или на неделю), то связи начнут ослабевать и в долговременную память не перейдут.

Путь запоминания: переход в долговременную память

Для закрепления информации в долговременной памяти нужно как минимум два фактора: значимые ассоциации (meaningful associations) и регулярное повторение (regular repetition).

Подход, который использовали во времена моего обучения в школе, основывался на втором факторе — мы повторяли слова вслух (это называется drilling), прописывали их в тетрадях в строчку, писали так называемые «словарные диктанты» в отрыве от всякого контекста.

Мы повторяли, повторяли, повторяли, благодаря чему слова-то запоминались, но вряд ли это запоминание было полноценным.
Я не говорю, что drilling — никудышний, неработающий приём, у него есть свои плюсы и функции в процессе обучения языку, но многие изучающие могли назвать два слова, а вот связать эти два слова уже не могли. Это была зубрежка ради зубрежки (то, что в английском называется cramming).

Чтобы информация действительно сохранилась, нужны ассоциации, которые образуются за счет применения различных методических техник и приёмов, благодаря которым у вас формируется четкая связь слова с другими словами, с ситуациями, образами, эмоциями, движениями, даже вкусами или запахами. Разумеется, преподаватель должен уметь определять ваш ведущий канал восприятия, знать принципы работы памяти, и владеть всеми современными инструментами, чтобы подобрать именно те, которые подойдут именно вам и создадут максимально прочные ассоциации для вашего типа мышления.

О важности повторения изученного

Что касается регулярности повторения, для каждого человека интервал может быть индивидуальным (ведь каждый человек и каждый мозг уникальный!). Если брать за основу Кривую Забывания Эббингауза (The Forgetting Curve), то согласно его исследованиям, если на изучение дается неделя, то для прочного запоминания изученное стоит повторять:

  • первый раз — в день заучивания;
  • второй раз — на четвертый день;
  • третий — на седьмой день.

О кривой Эббингауза я уже рассказывала вам в статье «Как запоминать новые слова», рекомендую вам перечитать её.

Предполагаю, что данные, полученные психологом Германом Эббингаузом в конце XIX века не на 100% релевантны в современном мире. В то время информационное воздействие на людей было в тысячи раз меньше, и, скорее всего, мозг их также работал по-другому, чем у человека ХХI века, со всеми нашими гаджетами, приложениями, соцсетями.
Думаю, в нашей реальности, когда каждую секунду в наш мозг поступают огромные объемы данных, и мы постоянно находимся в режиме мультизадачности, наши operational memory и short-term memory испытывают колоссальные нагрузки, а вот долговременная память задействована неактивно. Мозг немного «обленился»: зачем ему напрягаться, запоминать и хранить информацию, если ее можно за секунду найти. Главное — знать где искать. А тут особой науки не нужно: конечно, on the Internet!

Итоги

Итак, чтобы слова надолго запомнились и были готовы к применению, недостаточно прочитать список и выполнить с ними одно упражнение, иначе их сотрет операционная память.
Нужно сделать несколько разных заданий, задействовать разные мыслительные процессы, проделать с новым материалом много разных действий — тогда лексика перейдет в кратковременную память.
И, наконец, чтобы знания стали такими, которые будут у вас в обиходе долго и счастливо, чтобы произошло долговременное запоминание, необходимы разного характера ассоциации и регулярное повторение, которое должно быть осмысленным. Этого можно достичь путем использования разных контекстов, ситуаций, коммуникативных упражнений, или же употребления лексики в реальном общении in English.

Именно такой подход мы используем на наших занятиях в ENGINFORM. Я лично разработала методику нашего онлайн-центра, и одна из её основ — психология и принципы работы мозга. Каждое задание на наших занятиях имеет четкую цель. Все наши преподаватели знают, как сделать так, чтобы вы запоминали информацию и сохраняли ее в долговременной памяти, а не просто выполняли упражнения и тратили силы впустую.
Миссия ENGINFORM — сделать ваше обучение английскому осознанным и эффективным.
Выбирайте подходящий вам курс, регистрируйтесь на бесплатное вводное занятие с преподавателем и делайте первый шаг к осмысленному и эффективному изучению языка.

Мы обязательно продолжим разговор о том, как работает наша память и разберем глубже принципы работы мозга на уровне синапсов и нейронов. Потому что для меня важно, чтобы вы понимали, как выглядит процесс изнутри, и могли его регулировать сами. Тогда качество вашего обучения и результат улучшатся в разы.

А еще думаю над тем, чтобы подготовить для вас расширенные рекомендации по эффективному запоминанию.
Что думаете?
Если интересно, пишите комментарии, и, пожалуйста, поделитесь вашим опытом изучения и запоминания — ваш опыт и знания могут пригодиться другим.

Увидели ошибку в тексте? Выделите её и нажмите на появившуюся стрелку или CTRL+Enter.

Процесс запоминания | Психология сегодня

Процесс запоминания.

Источник: W. R. Klemm

Как упоминалось во введении к этому бесплатному краткому курсу обучения и памяти, когда я учился в 7-м классе, у меня наконец появилась мотивация стать лучшим учеником, чем двойник, которым я был в 4-м классе. оценка. (Я не помню, какие у меня были оценки в 5-м и 6-м классах, но могу поспорить, что они не были впечатляющими.) В 7-м классе я влюбился в мою великолепную учительницу мисс Торти, и это заставило меня подвести итоги того, что я должен был сделать, чтобы получить хорошие оценки, чтобы произвести на нее впечатление, будучи лучшим учеником в классе.

Одной из первых вещей, которые я понял, было то, что проблема не в чем-то одном. Я мог бы больше учиться, но само по себе это вряд ли улучшило бы мою память. Нет, я не хотел больше работать. Я хотел понять, как работать умнее. В те головокружительные дни в первые несколько недель 7-го класса я понял, что несколько вещей должны быть в игре, и мне нужно было выяснить, что они из себя представляли, и работать над улучшением своей способности делать эти вещи.

Во-первых, было довольно очевидно, что я не мог запомнить какой-то фрагмент ее инструкции, если он не был записан изначально. Формальное слово для этого — «кодирование», которого я, конечно, не знал. Но я интуитивно понимал, что должен обращать внимание на то, что говорит мисс Торти, и на те вещи в моих книгах, которые, по ее словам, важно знать. Более того, даже мой семиклассник сообразил, что мне нужно обращать внимание, чтобы что-то регистрировать. Таким образом, я стал уделять больше внимания. Я заставил себя перестать думать о других вещах или мечтать во время ее обучения.

Я быстро понял, что внимательность очень помогает. Но я также обнаружил, что через день или около того после урока я забыл то, что я знал, на что я обращал внимание достаточно хорошо, чтобы выучить. Затем меня озарило очевидное: что хорошего в обучении, если я этого не помню? Чтобы произвести впечатление на мисс Торти, мне приходилось помнить то, чему она учила, дни, даже недели, после того, как она этому учила, например, когда подошло время викторины.

Итак, несмотря на непонимание того, что происходит, я понял, что должен проверять себя каждый день или около того, чтобы проверить, помню ли я то, что только что узнал. Если я что-то забывал, мне приходилось учить это заново. Сейчас это усугубляет. Почему я не могу выучить его только один раз?

Итак, я понял одну вещь: моего первоначального внимания было недостаточно. Я должен был обратить внимание трудно. Что это значит? Для меня это означало, что мне нужно было хорошенько подумать о том, на что я обращаю внимание. Что похожего я уже знал? Чем может быть важна эта новая информация? Были ли какие-то связанные сигналы, которые я мог бы объединить с этой информацией, чтобы помочь мне запомнить ее? Как я мог бы использовать эту новую информацию, чтобы узнать что-то еще?

Некоторые из этих мыслей возникли не сразу. Кое-что пришло мне в голову через несколько часов или дней. Я не знал, что в моем мозгу происходил процесс, который ученые называют «консолидацией памяти». Это биохимический процесс, растянутый во времени, потому что нейронные цепи, необходимые для хранения представления информации, должны быть построены, а это требует времени.

По мере того, как я думал о вещах с течением времени, также стало очевидно, что для того, чтобы думать об академическом содержании, я на самом деле извлекал его, чтобы я мог думать об этом. Существует процесс, связанный с припоминанием в целом, о котором я узнал только шесть десятилетий спустя, когда нейробиологи обнаружили, что припоминание вызывает реконсолидацию. То есть, когда вы вспоминаете что-то выученное, мозг воспринимает это как хорошо сформированный «новый» фрагмент информации, хорошо закодированный, потому что он уже частично выучен, и его можно ассоциировать с чем-то новым в данный момент, например. поскольку контекст во время поиска был запущен. Затем старое и новое снова объединяются вместе в новый, более сильно закодированный элемент информации. Другими словами, запоминание — это не событие в какой-то момент времени. Это циклический процесс.

Ясно, что сейчас мы видим, хотя я не понимал этого в 7-м классе, что запоминание представляет собой цикл, включающий кодирование, закрепление, извлечение и повторное закрепление. Каждый раз, когда мозг пропускает какую-то новую информацию через этот цикл, память становится все сильнее и сильнее и все более и более постоянной. В 7-м классе я наткнулся на этот цикл, толком не понимая, почему он работает. Все, что я знал, это то, что это сработало.

Вау, получилось! Я получил все «пятерки» и занял первое место по каждому предмету, начиная с 7-го класса и заканчивая колледжем. Много десятилетий спустя, когда я узнал больше об этом цикле, это вдохновило меня на написание книги для всех учащихся всех возрастов: Лучшие оценки, меньше усилий.

Резюме:

  • Новая информация должна быть строго закодирована, чтобы ее можно было запомнить.
  • Память требует заботы и защиты в разуме, чтобы обеспечить консолидацию в более постоянную память.
  • Заставляя себя восстановить слабо сформированное воспоминание, вы усиливаете кодирование и даете возможность включить новые сигналы и информацию.
  • Восстановленная память повторно консолидируется, усиливая первоначальную версию.

Следующий урок: Неделя 2: Внимание

Понимание и запоминание: как учиться умнее

С раннего возраста нас учат запоминать алфавит, домашний адрес, таблицу умножения и даже цвета радуги. Знаем мы это или нет, но запоминание является частью нашей повседневной жизни. Мы используем его в нашей школе и колледже, чтобы сдать экзамены, но память помогает нам в нашей карьере.

Тем не менее, все мы знаем, что запоминать и зубрить информацию накануне важного экзамена — не лучший вариант. Когда мы используем запоминание неправильным образом, мы сохраняем информацию только на короткий срок. Это не очень хорошо для любого студента. Нам нужно учиться, а не просто запоминать.

Что такое запоминание?

Запоминание — это умственный процесс. Когда мы что-то запоминаем, мы запоминаем информацию, а затем сохраняем ее в памяти, чтобы потом вспомнить.

Запоминание становится все труднее, когда мы становимся старше, но наш мозг проходит четырехэтапный процесс запоминания.

  1. Кодировка: Во время кодирования наш мозг обрабатывает информацию и классифицирует ее для кратковременного или долговременного хранения в памяти и извлечения. Кодирование может обрабатывать визуальную, слуховую или сенсорную информацию.
  2. Консолидация: После кодирования мы консолидируемся. Наш мозг выбирает наиболее важную информацию из кратковременной памяти для передачи в долговременную память.
  3. Хранение: Затем мозг сохраняет информацию там, где она должна быть. Воспоминания хранятся в нескольких частях мозга. Однако большая часть нашей кратковременной памяти хранится в префронтальной коре головного мозга, а гиппокамп имеет решающее значение для долговременных воспоминаний.
  4. Получено: Пойдем за воспоминаниями! Извлечение из памяти собирает соответствующую информацию из того места, где она была ранее сохранена. Существует три типа припоминания. Свободное воспоминание позволяет нам запоминать информацию по желанию, воспоминание по сигналу — это когда мы запоминаем информацию с помощью сигналов, а последовательное воспоминание — это когда мы запоминаем события в хронологическом порядке.

Запоминание полезно для прохождения тестов или путешествия по закоулкам памяти, но запоминание информации отличается от ее истинного понимания.

Что такое понимание? Иначе известный как Понимание для Понимания

Понимание обычно связано с изучением понятий. Именно осмысленное обучение позволяет нам формировать связи между новой и ранее изученной информацией. Когда мы узнаем новую информацию об определенных предметах, мы можем развивать накопленное понимание их.

Понимание — это то, как мы используем информацию, которую запоминаем (и насколько эффективно мы ее используем). Если мы можем применить полученную информацию для решения гипотетических сценариев и реальных проблем, это означает, что мы действительно поняли информацию.

Чем отличаются запоминание и понимание?

Воспроизведение запомненной информации полезно только в том случае, если вы знаете, как ее использовать. Запоминание не означает, что вы действительно понимаете предмет.

Если вы что-то помните, но не можете вспомнить, для чего это используется, значит, вы узнали это только на поверхностном уровне. Например, если вы помните формулу наизусть, но не можете определить, когда ее использовать, она по сути бесполезна.

Преимущества понимания/осмысления по сравнению с запоминанием

Понимание предмета или темы помогает нам делать выводы, решать проблемы и решать сложные задачи. Когда мы посвящаем время изучению предмета, мы занимаемся глубоким изучением и создаем информацию и концепции для будущего использования. Понимание позволит вам описать что-то своими словами и даже научить этому других, чтобы помочь им понять предмет.

С другой стороны, запоминание помогает нам вспомнить важную информацию в определенное время. Если вам нужно выполнить важный тест или задачу, вы, вероятно, будете использовать для этого свою память. Однако запоминание не всегда является долгосрочным. Когда мы зубрим для теста, мы запоминаем предметы только на короткий срок. Ваш мозг может выбросить важную информацию, которая вам понадобится для будущих курсов и экзаменов, поэтому быстрое запоминание не всегда подходит.

Хотя заучивание может в конечном итоге привести к пониманию. Наличие набора заученных формул, аббревиатур, акронимов, шагов, фактов и многого другого позволяет нам сделать этот шаг к пониманию. Если вы посвящаете себя предмету, запоминаете его и применяете к реальным понятиям, что ж, практика доводит дело до совершенства! Вы сможете запоминать информацию и эффективно использовать ее в повседневной жизни, карьере или учебе.

5 советов по эффективному обучению и пониманию

Как насчет того, чтобы учиться умнее, а не усерднее? Правда в том, что обучение и запоминание могут легко сосуществовать. Запоминание может облегчить учебные занятия, сделав экзаменационную неделю чуть менее напряженной. Однако цель состоит в том, чтобы превратить то, что вы изучаете, в долговременную память для реального понимания.

Вот несколько советов о том, как учиться, чтобы учиться, а не просто запоминать.

Совет 1: Диаграммы: Возможно, вы говорите себе: «Правда? Диаграмма? Но выслушайте нас. Диаграммы помогают вам создавать, а затем наблюдать отношения между понятиями и идеями. Это визуальный пошаговый процесс, который может быть творческим. Это заставляет ваш мозг мыслить логически и понимать идею, связанную с тем, что вы изучаете.

Совет 2. Групповое обучение:
Вы учитесь с несколькими сверстниками в классе, но не всегда участвуете в обсуждении предмета. Создайте учебную группу за пределами классной комнаты и проводите учебные занятия для продуктивного обсуждения. По мере того, как все озвучивают информацию, вы услышите несколько ценных идей. Когда вы обмениваетесь идеями друг с другом, обучение просто происходит.

Совет 3: Увидьте
: Визуализация — один из лучших способов обучения. Используете ли вы свое воображение или видите картинки в учебнике, изображения активируют ваш мозг. Как только вы свяжете изображение с концепцией, его будет трудно забыть. Мнемотехника изображений может помочь вам запомнить, понять и запомнить то, что вам нужно знать. Примером эффективного визуального обучения является Picmonic, проверенный исследованиями учебный инструмент, который использует изображения, чтобы помочь всем типам студентов-медиков изучать и запоминать сложные предметы.

Совет 4. Научите:
Изложите концепцию своими словами. Произнесите это вслух или запишите. Затем используйте примеры из собственного опыта или найдите их в Интернете, чтобы связать их.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *