Психология и педагогика — тест 1
Главная / Образование / Психология и педагогика / Тест 1Упражнение 1:Номер 1
Психология – этоОтвет:
 (1) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности 
 (2) конкретные факты психической жизни и психические явления. 
 (3) системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. 
 (4) общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений 
Номер 2
Психика определяется какОтвет:
 (1) основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.
 (2) системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности 
 (3) определенный упорядоченный взгляд на события, относящиеся к внутренней, ментальной, психической, душевной жизни человека, а также к области поведения человека (и животных) 
 (4) общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений 
Номер 3
Психология – этоОтвет:
 (1) конкретные факты психической жизни и психические явления 
 (2) общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений 
 (3) область научного знания, исследующая закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных 
 (4) системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности 
Упражнение 2:
Номер 1
На разных этапах развития психологического знания ученые … в качестве предмета психологии рассматривали следующие феномены … (установите соответствие)Ответ:
Зигмунд Фрейд | → | бессознательное |
Абрахам Маслоу | → | личный опыт человека |
К. | → | психические явления |
Номер 2
На разных этапах развития психологического знания ученые … в качестве предмета психологии рассматривали следующие феномены … (установите соответствие)Ответ:
Аристотель | → | душа |
Джон Уотсон | → | поведение |
П.Я.Гальперин | → | ориентировочная деятельность |
Номер 3
На разных этапах развития психологического знания ученые … в качестве предмета психологии рассматривали следующие феномены … (установите соответствие)Ответ:
Вильгельм Вундт | → | непосредственный опыт субъекта |
Платон | → | душа |
Макс Вертгеймер | → | процессы переработки информации |
Упражнение 3:
Номер 1
Психические явления, определяемые как акты психической деятельности, имеющие объект отражения и регуляционную функцию, называются …Ответ:
 (1) психическими процессами 
 (2) психическими состояниями 
 (3) психическими свойствами личности 
 (4) психическими образованиями 
Номер 2
Психические явления, представляющие индивидуально-психологические особенности, которые обусловливают неповторимость человека и определяют постоянные способы его взаимодействия с миром, называются …Ответ:
 (1) психическими процессами 
 (2) психическими состояниями 
 (3) психическими свойствами личности 
 (4) психическими образованиями 
Номер 3
Психические явления, являющиеся внутренними целостными характеристиками индивидуальной психики, относительно неизменными во времени, называются …Ответ:
 (1) психическими процессами 
 (2) психическими состояниями 
 (3) психическими свойствами личности 
  (4) психическими образованиями 
Упражнение 4:
Номер 1
К эмоциональным психическим процессам относятсяОтвет:
 (1) мышление 
 (2) настроения 
 (3) принятие решения 
 (4) аффекты 
 (5) переживания 
Номер 2
К волевым психическим процессам относятсяОтвет:
 (1) волевое усилие 
 (2) ощущение 
 (3) принятие решения 
 (4) эмоции 
 (5) речь 
Номер 3
К познавательным психическим процессам относятсяОтвет:
 (1) чувства 
 (2) внимание 
 (3) волевой акт 
 (4) восприятие 
 (5) представление 
Упражнение 5:
Номер 1
По степени активации организма выделяют следующие разновидности психических состояний:Ответ:
 (1) сознательные 
 (2) стенические 
 (3) физиологические 
 (4) неосознанные 
 (5) астенические 
Номер 2
По валентности (эмоциональному знаку воздействия) выделяют следующие разновидности психических состояний:Ответ:
 (1) нейтральные 
 (2) эмоциональные 
  (3) положительные 
 (4) отрицательные 
 (5) интеллектуальные 
Номер 3
По степени выраженности выделяют следующие разновидности психических состояний:Ответ:
 (1) поверхностные 
 (2) ситуативно обусловленные 
 (3) личностно обусловленные 
 (4) психофизиологические 
 (5) глубокие 
Упражнение 6:
Номер 1
Описательный психологический исследовательский метод, состоящий в организованном, целенаправленном, фиксируемом восприятии, регистрации психических явлений и их изучения в определённых условиях – …Ответ:
 (1) эксперимент 
 (2) моделирование 
 (3) наблюдение 
 (4) тестирование 
 (5) интроспекция 
Номер 2
Метод получения новых научных знаний путем целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемых – …Ответ:
 (1) эксперимент 
 (2) самонаблюдение 
 (3) наблюдение 
 (4) тестирование 
 (5) интроспекция 
Номер 3
Метод наблюдения субъектом собственных психических процессов, состояний и действий без использования каких-либо инструментов или эталонов – …Ответ:
 (1) эксперимент 
 (2) моделирование 
 (3)
интервью  (4) тестирование 
 (5) интроспекция 
Упражнение 7:
Номер 1
По хронологической организации различают следующие виды наблюдения:Ответ:
 (1) одиночное 
 (2) лабораторное 
 (3) полевое 
 (4) лонгитюдное 
 (5) периодическое 
Номер 2
По фиксируемым объектам различают следующие виды наблюдения:Ответ:
 (1) свободное 
 (2) выборочное 
 (3) осознанное 
 (4) сплошное 
 (5) неосознанное 
Номер 3
По степени формализации различают следующие виды наблюдения:Ответ:
 (1) свободное 
 (2) активное 
 (3) поисковое 
 (4) аналитическое 
 (5) стандартизированное 
Упражнение 8:
Номер 1
Основоположником структурной психологии, в рамках которой изучаются структуры сознания, его элементы и законы их объединения, являетсяОтвет:
 (1) Эдвард Бредфорд Титченер (1867 –1927) 
 (2) Вильгельм Вундт (1832 – 1920) 
 (3) Макс Вертгеймер (1880 – 1943) 
 (4) Уильям Джеймс (1842 – 1910) 
 (5) Рене Декарт (1596 – 1650) 
Номер 2
Основоположником функциональной психологии, в рамках которой изучаются функции сознания в поведении, являетсяОтвет:
 (1) Эдвард Бредфорд Титченер (1867 –1927) 
 (2) Вильгельм Вундт (1832 – 1920) 
 (3) Макс Вертгеймер (1880 – 1943) 
 (4) Уильям Джеймс (1842 – 1910) 
 (5) Рене Декарт (1596 – 1650) 
Номер 3
Основоположником экспериментальной психологии, открывшем первую психологическую лабораторию при Лейпцигском университете, являетсяОтвет:
 (1) Эдвард Бредфорд Титченер (1867 –1927) 
 (2) Вильгельм Вундт (1832 – 1920) 
 (3) Макс Вертгеймер (1880 – 1943) 
 (4) Уильям Джеймс (1842 – 1910) 
 (5) Рене Декарт (1596 – 1650) 
Упражнение 9:
Номер 1
Направление в современной психологии, основанное американским психологом Джоном Уотсоном (1878 – 1958), рассматривающее поведение индивида как внешне наблюдаемые реакции организма на стимулы, которые можно объективно зафиксироватьОтвет:
 (1) когнитивная психология 
 (2) гештальтпсихология 
 (3) бихевиоризм 
 (4) гуманистическая психология 
 (5) психоанализ 
Номер 2
Направление в современной психологии, в рамках которого исследуются познавательные процессы (проблемы памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способностей к принятию решений)Ответ:
 (1) когнитивная психология 
 (2) гештальтпсихология 
 (3) бихевиоризм 
 (4) гуманистическая психология 
 (5) психоанализ 
Номер 3
Направление в современной психологии, в рамках которого разработан холистический подход к изучению потенциала, творчества, свободы воли, самореализации человекаОтвет:
 (1) когнитивная психология 
 (2) гештальтпсихология 
 (3) бихевиоризм 
 (4) гуманистическая психология 
 (5) психоанализ 
Упражнение 10:
Номер 1
Базовая категория психологии, характеризующая человека как биологический организм, носителя общих генотипических наследственных свойств биологического видаОтвет:
 (1) объект 
 (2) субъект 
 (3) индивид 
 (4) индивидуальность 
 (5) личность 
Номер 2
Базовая категория психологии, характеризующая человека как носителя активного, предметно-практической деятельности и познанияОтвет:
 (1) объект 
 (2) субъект 
 (3) индивид 
 (4) индивидуальность 
 (5) личность 
Номер 3
Базовая категория психологии, характеризующая человека как носителя сознания, субъекта общественных отношений, деятельности и общенияОтвет:
 (1) объект 
 (2) субъект 
 (3) индивид 
 (4) индивидуальность 
 (5) личность 
Главная / Образование / Психология и педагогика / Тест 1
Тема 1.
1. Введение в психологиюПлан:
1.психология, ее предмет, принципы объект , принципы и здачи
2. Содержание психической жизни человека: психические процессы, психические состояния. психические свойства
3.Структура современной психологии.
4. Основные понятия: психика,психическое развитие,движущие силы развития, онтогенез и филогенез
5 . Связь психологии с педагогикой, другими науками и практикой
Любой психически здоровый человек способен воспринимать и познавать окружающий мир, различные предметы и явления.
— Мы слышим различные звуки: шорох травы, пение птиц, гул самолета, транспорта.
— Мы видим различные предметы, явления, людей и животных, различаем форму, цвет, высоту.
— Мы ощущаем ароматы и запахи (например, запах бензина и аромат духов).
— Мы мыслим над прочитанной книгой, над фильмом, обдумываем действия, принимаем решения.
— Наш мозг способен запомнить, вспомнить, припомнить.
— Мы способны представить то, чего никогда не воспринимали (например, тропический лес, мамонтов) и представить то, чего не существует на свете (например, события фантастических книг, фильмов, сказок).
Человек не только познает окружающий мир, но и имеет свое отношение к предметам и явлениям. Что-то его радует, доставляет удовольствие, к чему-то он равнодушен, чем-то огорчен.
Каждый человек по-своему своеобразен и имеет свои особенности: одни занимаются танцами, другие музыкой, спортом, книгами.
Все эти разнообразные психические явления, проявления темперамента, характера, чувств и воли составляют в своей совокупности психику. А наука, изучающая психические явления, называется психологией.
Психология – это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.
Название это произошло от слияния двух древнегреческих слов – «псюхе» — душа и «логос» — учение, слово, и означает «наука о душе».
Предметом психологии является изучение психики животных и человека.
Психика – способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность.
Психика в себя включает, а, следовательно, психология изучает психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
Психические процессы — отдельные формы или виды психической деятельности. Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психических процессах выделяют познавательные процессы — ощущение, память, восприятие, мышление, воображение, речь, и эмоционально-волевые к ним относят чувства, эмоции и волю.
Познавательными психические процессы называют потому, что с их помощью человек познает окружающий мир и самого себя.
Ощущение – процесс, который связан с выделением каких-то отдельных свойств предметов (цвет, форма, запах, вкус).
Восприятие – это процесс восприятия предметов в совокупности их свойств.
Память – это процесс, который дает нам право и возможность запомнить все, что мы когда-то делали, видели, чувствовали и в какой-то момент вспомнить и воспроизвести.
С помощью мышления человек познает общие законы, устанавливает взаимоотношения между предметами и явлениями окружающего мира.
Воображение дает возможность представить себе то, что человек раньше не видел, не слышал, не делал, и не чувствовал.
Речь позволяет передавать знания, информацию от одного поколения к другому, позволяет воздействовать друг на друга, вызывать чувства, призывать к действиям.
Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сосредоточиться на чем-либо. Оно лежит в основе всех познавательных психических процессов.
К эмоциональным процессам относятся чувства и эмоции. Они отражают переживания человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, устанавливают личностную значимость того или иного события.
К волевым психическим процессам относится воля. Воля обеспечивает сознательную регуляцию повеления, возможность действовать по сознательно поставленной цели, принятому намерению.
Психические свойства — наиболее существенные и устойчивые психические особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся особенности человека – темперамент, характер, способности и направленность личности, выражающаяся в потребностях, мотивации, интересах, желаниях, убеждениях…
Темперамент – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, определяющих динамику психической деятельности человека.
Характер – это сочетание существенных свойств личности, проявляющихся в поведении.
Способности – индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в деятельности.
Интерес – проявляется в направленности личности на тот или иной предмет.
Мотивация – процесс внутреннего психического управления поведением.
Психические состояния – это особая характеристика психической деятельности человека за некоторый период времени. Психические состояния вызываются внешней ситуацией, самочувствием человека, его индивидуальными особенностями и влияют на поведение человека в течение этого периода. К ним относятся: бодрость, утомление, апатия, рассеянностью, аффект, переживание, фрустрация, эйфория, адаптация, агрессивность, радость и др.
Агрессивность – повеление человека, проявляющееся в стремлении причинить другому человеку неприятность, нанести вред.
Адаптация – приспособление, привыкание к новой сфере.
Утомление — плохое настроение, усталость.
Фрустрация – эмоциональное тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающейся чувством безысходности, крушения надежд в достижении желаемой цели.
Эйфория – состояние чрезмерной веселости, не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами.
Рассеянность – это состояние забывчивости, которое оказывает влияние на человека.
Самоактуализация – стремление к личному самосовершенствованию.
Психические состояния, психические процессы и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют друг с другом.
Психика человека проявляется, формируется и развивается в деятельности. Судить о психических процессах и о психических свойствах человека можно, только наблюдая и изучая его деятельность. Поэтому психология изучает также различные виды деятельности человека (игровую, учебную, трудовую, продуктивные).
Проявление психики свойственны только животным и человеку. Психика человека качественно отличается от психики животного. Психика животного гораздо проще и более элементарна, чем психика человека. Только человеку присуща высшая форма психической жизни – сознание. Поэтому психология занимается вопросами сознания.
Таким образом, психология – это наука, изучающая психические свойства, процессы и состояния, закономерности из развития и проявления.
Что такое психология?. Психология – это научное исследование… | Ариба Бинте Асад | SharingisCaring134
Краткое объяснение психологии
Ариба Бинте Асад
·Follow
Опубликовано в·
5 минут чтения 9 0004 · 25 апреля 2020 г.Психология — это научное исследование человеческого поведения и мыслительный процесс. Он существовал со времен древних цивилизаций Египта и Греции, в основном как раздел философии, но в 1870-х годах возник как самостоятельный раздел научных исследований. Эффекты психологических исследований более актуальны и уважаемы, чем любой другой период в прошлом, а новые открытия и приложения для психологии всегда открываются ведущими исследователями.
Например, рассмотрим первоначальную реакцию психологов и медиков на ветеранов Первой мировой войны в начале 20-го века. Первоначальная теория, написанная врачом Чарльзом Майерсом в 1915 году, предполагала, что солдаты испытывают «контузию» из-за повторяющихся ударов сотрясения мозга, что приводит к повреждению головного мозга. Когда эта теория была опровергнута, в то время преобладало мнение, что люди, страдающие от «контузии», были просто слабыми или трусливыми, несмотря на то, что, по некоторым оценкам, почти 20 процентов выживших ветеранов Первой мировой войны заболели этим заболеванием. Современные психологи практически единодушны в том, что контузия на самом деле была тем, что мы сегодня обычно называем посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР).
Многие из основных современных приложений психологии вращаются вокруг защиты людей от эмоционального и физического вреда, предоставляя им необходимую умственную способность справляться с психологическими опасностями, с которыми многие люди сталкиваются ежедневно. На такие проблемы, как отношения, стресс на рабочем месте и финансовые трудности, могут влиять психологические симптомы, которые требуют диагностики и лечения, и именно здесь в игру вступает современная психология и почему это так важно.
Несмотря на распространенный в СМИ стереотип о частнопрактикующем терапевте, специалисты в области психологии на самом деле имеют доступ к широкому спектру отраслей и областей, от образования и уголовного правосудия до маркетинга и политики.
Как психология помогает людям?
По сути, психология помогает людям в значительной степени, потому что она может объяснить, почему люди ведут себя так, как они поступают. Обладая таким профессиональным пониманием, психолог может помочь людям улучшить процесс принятия решений, управления стрессом и поведения, основываясь на понимании поведения в прошлом, чтобы лучше предсказывать поведение в будущем. Все это может помочь людям сделать более успешную карьеру, улучшить отношения, повысить уверенность в себе и в целом улучшить общение.
Поддисциплины психологии
Изучение психологии настолько широко распространено сегодня, что различные поддисциплины или отрасли психологии получили широкое признание и часто используются во множестве отраслей. Некоторые дисциплины психологии включают:
- Семья — Семейная психология, иногда известная как семейная терапия, фокусируется на межличностных системах, существующих в семье.
- Спорт — Спортивная психология фокусируется на том, как психологические факторы могут повлиять на результаты спортсмена.
- Бизнес — Психология бизнеса фокусируется на эффективности рабочего места или организации посредством изучения людей и общего поведения на рабочем месте.
- Медиа — Психология СМИ фокусируется на сложных отношениях между СМИ и их влиянии на человеческое поведение.
- Судебно-медицинская экспертиза — Судебно-медицинская психология — это практика изучения лиц, вовлеченных в судебную систему, таких как свидетели-эксперты или лица, находящиеся под следствием.
Разделы психологии
- Аномальная психология
Эта отрасль психологии изучает неправильные модели поведения, мышления и эмоций. Это может рассматриваться или не рассматриваться в контексте психического расстройства.
2. Поведенческая неврология
Поведенческая психология, также известная как биологическая психология и тесно связанная с психологией развития, представляет собой применение биологических принципов к изучению физиологических, генетических и связанных с развитием механизмов поведения человека и других животных. .
3. Когнитивная психология
В качестве еще одной центральной области науки о поведении и разуме когнитивная психология изучает психические процессы, включая язык, память, интеллект, мышление, творчество, восприятие, внимание и решение проблем.
4. Сравнительная психология
Эта область научных исследований изучает поведение (нечеловеческих) животных. В этой области существует основное предположение, что многие законы поведения могут применяться к разным видам.
5. Кросс-культурная психология
Кросс-культурная психология – это научное исследование человеческого поведения и мыслительных процессов в контексте различных культурных условий и с учетом их изменчивости и непостоянства. Целью этого является расширение и развитие психологии путем расширения исследовательских методологий для признания влияния культурных различий на поведение, язык и значение.
6. Психология культуры
Психология культуры — это изучение того, как психологические и поведенческие тенденции человека укоренены в его культуре и находятся под ее влиянием. Основной принцип культурной психологии состоит в том, что разум и культура неразделимы и взаимно необходимы, а это означает, что люди формируют свою культуру точно так же, как они формируются своей культурой.
8. Психология развития
Психология развития – это научное исследование путей и причин, по которым люди меняются в течение своей жизни. Изучая различные этапы жизни, от детства и юности до взрослой жизни и старения, психологи развития стремятся понять и объяснить, как мысли, чувства и поведение меняются на протяжении всей жизни.
9. Эволюционная психология
Этот теоретический подход к социальным и естественным наукам исследует психологические структуры с точки зрения современной эволюции. Он стремится узнать, какие психологические особенности человека являются эволюционными адаптациями, функциональными результатами естественного отбора или полового отбора в эволюции человека.
10. Экспериментальная психология
Экспериментальная психология относится к работе, выполняемой теми, кто применяет экспериментальные методы к психологическим исследованиям для выявления и понимания лежащих в их основе психологических процессов. Этот подход осуществляется с использованием людей и животных в отношении множества тем, включая, помимо прочего, познание, обучение, мотивацию, эмоции, память, процесс развития ощущений и восприятия, а также социальную психологию.
11. Психология личности
Изучая личность и то, как она варьируется среди людей, эта область исследования исследует индивидуальные психологические различия, человеческую природу и психологические сходства людей, формируя последовательное представление о человеке и его основных психологических процессах. .
12. Позитивная психология
Относительно новая область психологической науки, позитивная психология, занимается концепцией эвдемонии, греческого термина, означающего «человеческое процветание». Он предполагает, что люди по своей природе хотят сделать жизнь достойной жизни и будут культивировать лучшее в себе для достижения этой цели с точки зрения биологических, личных, отношений и культурных особенностей жизни.
13. Количественная психология
Эта область научных исследований включает в себя статистический анализ психологических процессов человека или животных с помощью метода математического моделирования, а также дизайна и методологии исследования.
14. Социальная психология
Это научное исследование того, как на мысли, чувства и поведение влияет фактическое или предполагаемое присутствие других людей. Таким образом, человеческое поведение объясняется как результат взаимодействия психических состояний и социальных ситуаций. Социальные психологи сосредотачиваются на таких темах, как групповое поведение, социальное взаимодействие, невербальное поведение и общение, а также социальные влияния на поведение.
15. Клиническая психология
Этот элемент в области психологии объединяет науку, теорию и клинический опыт для лучшего понимания, предотвращения и облегчения психологических проблем, вызывающих дистресс или дисфункцию. Исходя из этого, это означает улучшение психического благополучия и содействие личному развитию.
Пусть этот блог будет полезен для студентов-психологов!!
1. Что такое когнитивная наука и как мы ее изучаем? — Лаборатория C&P (осень 2021 г.)
Примечание
Эта глава, авторами которой являются Тодд М. Гуреккис и Хиллари Рааб, выпущена по лицензии на книгу.
1.1. Введение
В этом курсе вы изучите некоторые основы проведения психологических исследований человеческого восприятия и познания (обычно подпадающие под более широкую тему «когнитивной науки»). Это требует интегрированных знаний по нескольким темам: психологическая теория, принципы планирования эксперимента, методы статистического анализа данных и отчетность/обобщение результатов. Вы изучите основы всего этого в предстоящем семестре.
Однако, прежде чем мы начнем, полезно спросить, что такое когнитивная наука ? Отличается ли она от психологии? А как насчет когнитивной нейробиологии?
1.
2. ПсихологияПервое, что нужно понять, это то, что психология — это обширная область с множеством разнообразных интерпретаций и подполей. Меня, как профессионального «психолога», сбивает с толку даже то, что я описываю то, чем я занимаюсь, многим людям, потому что у них может сложиться неправильное впечатление.
Например, в колледже я изучал электротехнику и интересовался информатикой и искусственным интеллектом. Я никогда не посещал курсы психологии в качестве бакалавра. Теперь, когда я профессор факультета психологии, люди считают меня чем угодно, от консультанта до психиатра. Однако я почти ничего не знаю об этих темах. В то же время клинический психолог может не знать, как запрограммировать нейронную сеть или робота, а я знаю. Нас обоих называют психологами. Запутанно не так ли?
Все психологи интересуются человеческим поведением, и большинство из них интересуется внутренней работой человеческого разума, и большинство пытается подойти к этому с помощью научного метода (имеется в виду использование данных для проверки гипотез). Однако круг вещей, подпадающих под психологию, по-прежнему бесконечно сбивает с толку как широкую публику, так и многих других людей!
Итак, где-то в этом огромном пространстве под названием «психология» существует несколько меньшая область под названием «когнитивная наука». Когда когнитивная наука стала вещью? Кто это начал? Почему? Все это важные вопросы, на которые мы попытаемся ответить, пока вы читаете эту главу.
1.3. Познание и восприятие
Этот курс называется «Лаборатория познания и восприятия». Прежде чем приступить к изучению области когнитивной науки, полезно дать определение и этим терминам.
Познание
Познание — это область психологии, которая фокусируется на внутренних психических процессах. Процессы включают в себя такие вещи, как мышление, принятие решений, решение проблем, язык, чтение, память и внимание.
Восприятие
Восприятие — это область психологии, изучающая, как мозг обрабатывает сенсорную информацию, включая зрение, слух, осязание, вкус, обоняние.
Во многих отношениях изучение познания и восприятия, вместе взятых, является изучением человеческого интеллекта, потому что эти темы исследуют, как мы (как вид) настолько успешно адаптируемся к окружающей среде. Когда мы говорим об интеллекте, мы не обязательно имеем в виду тесты IQ (например, насколько хорошо человек может выполнить тест). Мы имеем в виду более общий смысл, например, как мы можем вести повседневную жизнь, не сталкиваясь со стенами, бесконечно теряясь, не попадая под машину и т. д.…
Когда мы думаем о человеческом интеллекте, мы часто думаем о нашей способности создавать сложные технологии, такие как компьютеры, и отправлять людей в космос. Однако даже кажущиеся обыденными аспекты нашей повседневной жизни требуют выдающихся типов интеллекта. Например, люди могут ходить по разным типам местности (например, по покрытому ковром коридору, оживленной городской улице или коварной горной тропе). Это требует огромного количества интеллекта и координации наших способностей восприятия и мышления. Мы должны планировать, куда ступить, избегать препятствий, предвидеть движения других людей и машин и помнить, куда мы направляемся. Один из способов, которым мы это знаем, примечателен, потому что очень сложно построить роботов, которые могут безопасно перемещаться в таких средах с такой же маневренностью.
Таким образом, научное изучение познания и восприятия является наукой о работе наших внутренних психических процессов. Эти психические процессы позволяют нам воспринимать мир, думать о нем, взаимодействовать с ним и изменять его.
Познание и Восприятие — это просто разные элементы психологических исследований… что-то вроде того, как эта область разбивает большую тему вроде «откуда мы такие умные?» на управляемые подзадачи. В Нью-Йоркском университете, например, есть такие преподаватели, как я, Бренден Лейк, Боб Редер, Брайан МакЭлри, Марджори Родс, Андрей Симпиан и Кейт Хартли, которые специализируются на познании, и другие, такие как Майк Лэнди, Дэвид Хигер, Мариса Карасско, Денис Пелли или Джонатан Уинавер фокусируется на восприятии. Другие, такие как Ларри Мэлони, Клэй Кертис или Вейджи Ма, как правило, работают над обеими темами.
Через это проходит когнитивная нейробиология , которая является еще одной подобластью, изучающей то, как мозг обеспечивает познание и восприятие. Когнитивные нейробиологи в основном изучают те же темы, что и эксперты по познанию или восприятию, но часто включают дополнительное измерение того, как такие способности могут быть организованы в мозгу. Во многих отношениях когнитивная нейробиология представляет собой не столько отдельную область, сколько набор методов, которые люди применяют при изучении познания и восприятия. Один уникальный аспект когнитивной нейронауки, который несколько отличается, — это акцент на локализация психических функций (т. е. вопрос, где в мозгу хранятся наши воспоминания или где в мозгу мы принимаем решения). Вопрос «где в мозгу» — это в большей степени вопрос неврологии, а не психологии. Тем не менее, когнитивная нейробиология является междисциплинарной областью и, таким образом, принимает некоторые из тех же целей, что и нейробиология. В дополнение к локализации психических функций некоторые исследования в области когнитивной нейробиологии пытаются понять, какие нейронные вычисления на самом деле выполняет наш мозг. Эта область часто известна как вычислительная нейронаука или когнитивная вычислительная нейронаука.
1.4. Так как же вписывается «Когнитивная наука»?
Ключевым, определяющим аспектом области когнитивной науки является идея о том, что интеллект является свойством систем , а не конкретно людей или животных. Таким образом, робот или компьютерная программа могут демонстрировать некоторые элементы «интеллекта» (мы часто называем это «искусственным интеллектом»). Даже растения могут проявлять интеллект. С этой точки зрения интеллект просто означает сложные формы восприятия и адаптации к окружающей среде. Интеллект может быть скорее масштабом, чем свойством «все или ничего», которым может обладать система.
Как только вы начнете мыслить более общим образом, к вам придет множество захватывающих идей. Например, мы умны, но мы ли самые умные? Как, возможно, человеческое познание хорошо, но представляет собой относительно низкую планку в мире интеллекта. Возможно, какая-то инопланетная форма жизни или сверхмощная система искусственного интеллекта будут даже умнее людей! Вы также можете начать задаваться вопросом, что мешает нам стать умнее. У нас ограниченная память? Ограничивает ли нас наша способность заниматься лишь небольшим количеством дел одновременно? Как мы могли бы разработать инструменты или технологии, которые позволили бы нам преодолеть эти ограничения?
Эта более широкая перспектива также делает области за пределами психологии более актуальными. Например, если вы думаете об интеллекте как о свойстве систем, а не животных, тогда исследования искусственного интеллекта в области компьютерных наук становятся гораздо более интересными и актуальными для психологии. Кроме того, становятся важными такие области, как лингвистика, которые подробно изучают структуру и функции языка (язык — это один из инструментов, которые люди используют, чтобы сделать нас суперумными!). Антропология, изучающая различия в человеческом поведении в разных культурах, становится интересной, потому что помогает нам понять, какие аспекты нашего интеллекта универсальны, а какие исходят из нашей культуры. Неврология помогает нам понять подробную внутреннюю структуру естественно интеллектуальных систем (например, животных). Психология развития также интересна: как строительные блоки интеллекта формируются в течение нашей жизни?
Рис. 1.1 Логотип Cognitive Science Society, профессионального общества, занимающегося изучением человеческого разума. Логотип представляет собой междисциплинарный характер области, объединяющей образование, лингвистику, неврологию, философию, психологию, антропологию и искусственный интеллект.
Если вы посмотрите на рисунок 1.1, вы увидите логотип крупного профессионального общества, занимающегося когнитивными науками (Когнитивное научное общество). Логотип состоит из семи выровненных полей, каждое из которых связано с абстрактным интеллектом. Если вы, как и я, не можете решить, какую тему вам наиболее интересно изучать (потому что вам нравится много разных вещей), когнитивная наука может стать для вас отличной областью.
Подводя итог, можно сказать, что когнитивная наука — это фундаментально междисциплинарная область, объединяющая университетские факультеты. Некоторые университеты создали свои собственные факультеты и специальности «Когнитивные науки». Однако чаще всего когнитивная наука является областью, которая существует между отделами. Иногда люди называют связанные дисциплины «когнитивными науками». В последнее время ведутся интересные дискуссии по поводу определения этого поля [Núñez et al. , 2019] (pdf).
1.5. Вычислительная теория разума
Одной из наиболее важных идей когнитивной науки является теория «вычислительной теории разума». Согласно этой идее, основная цель нашего ума и мозга — вычисление. Что мы подразумеваем под вычислением? Что ж, теория утверждает, что разум запускает что-то вроде компьютерной программы, которая обрабатывает информацию, которую вы получаете через ваше восприятие, и использует ее для управления вашим поведением. Здесь есть превосходное и всестороннее объяснение истории и современного содержания «вычислительной теории разума».
Теперь, когда вы думаете о своем собственном поведении, вам может быть трудно думать о том, что вы делаете, как о программе. Большинство программ, с которыми вы взаимодействуете, часто являются фиксированными и жесткими. Например, Google Sheets или Docs просто следуют правилам, чтобы определить, как форматировать документ. Хотя эти программы сложны, они далеко не так сложны, как и ! Однако мы все чаще видим, что в нашу жизнь входят новые типы компьютерных программ, которые кажутся намного более похожими на человека. Например, вы можете поговорить со своим телефоном Google или Siri, и он извлечет общие факты (попробуйте спросить Siri или Google: «Сколько лет Обаме?»). Кроме того, он может даже понимать некоторые тонкие аспекты языка (если вы спросите Google «Сколько лет его жене?», он часто правильно интерпретирует, что «его» относится к Обаме, а затем скажет вам возраст Мишель Обамы). Поскольку мы также понимаем речь и можем отвечать на информацию, хранящуюся в нашем сознании, такие программы кажутся немного более похожими на человека.
Однако вы все еще можете возражать против мысли, что вы компьютерная программа, из-за примеров, например, как эмоции и настроение влияют на ваше поведение. Ты тоже довольно сложный! Вы не просто сидите и ждете, пока человек задаст вам вопросы, у вас самих есть идеи и цели. Это правда, что в настоящее время у нас нет компьютеров с такими широкими самомотивированными желаниями и целями (хотя это тема, которую я изучаю в своем собственном исследовании [Gureckis and Markant, 2012]!). Тем не менее, нет принципиальной причины предполагать, что такие вещи, как эмоции или цели, не являются чем-то, на что однажды можно будет запрограммировать компьютеры (подробнее об этом читайте здесь). Эмоции, например, могут быть вызваны определенными психическими мыслями и состояниями и действовать как предупреждающие сигналы о дистрессе или дискомфорте. Другими словами, может быть какое-то основное обоснование или цель, которую можно подробно описать.
Причина, по которой многие уверены в вычислительной теории разума, связана с теоретической работой Алана Тьюринга над концепцией универсальных вычислений [Turing, 1936]. Углубление в теорию универсальных вычислений и машин Тьюринга выходит за рамки этого курса. Однако Тьюринг показал, что существует очень простая машина (называемая универсальной машиной Тьюринга), которую можно запрограммировать для реализации практически всех других типов машин. Как оказалось, компьютер, на котором вы это читаете, сам по себе является машиной Тьюринга. В результате компьютер, на котором вы это читаете, в принципе способен запустить программу, которая соответствовала бы набору правил, которыми управляет ваш разум. Некоторые сторонники вычислительной теории разума рассматривают этот факт как свидетельство того, что использование компьютеров для реализации когнитивных теорий в конечном итоге будет успешным. Другие придерживаются несколько более жесткой точки зрения, что разум буквально является вычислительным устройством (а не просто таким, которое можно довольно точно сравнить с компьютерной программой).
К этим вещам можно отнестись и более прагматично. Вычислительная теория сознания может быть практически полезной, потому что она заставляет теоретиков быть более конкретными и ясными в том, что они имеют в виду. Вместо теории, выраженной словами, написание кода, представляющего вашу теорию, требует подробного описания каждого из элементов кода. Тогда эти различные аспекты можно обсудить более честно.
1.6. Является ли когнитивная наука самой сложной наукой?
Изучение человеческого разума и интеллекта, возможно, является одной из самых важных открытых задач в науке. Это вызов по двум основным причинам. Во-первых, мы еще не совсем понимаем, почему мы такие умные. Мы просто не можем спроектировать машину, которая будет действовать так же умно, как мы, несмотря на то, что можно было бы заработать много денег, если бы вы могли создать робота с такими же способностями, как у человека. Во-вторых, даже если у нас есть какие-то идеи о том, как реализовать разум или мозг, сделать это так же просто, без усилий и дешево, как человек, непросто. Чтобы помочь представить это в перспективе, позвольте мне рассказать небольшую историю.
Дхармендра Модха — ученый-компьютерщик из IBM, занимающийся разработкой передовых компьютерных чипов. Одним из его исследовательских проектов была разработка крупномасштабных симуляций нейронных сетей реалистичного размера. В своем исследовании он работал с нейробиологами, чтобы получить подробную схему нейронных связей мозга различных животных (включая мышей, кошек и даже обезьян или людей). Схема соединений показывает, как отдельные нейроны связаны друг с другом. Долгое время считалось, что если мы поймем, как устроен наш мозг, как различные нейроны соединяются друг с другом и как эти нейроны возбуждаются, то мы сможем понять, что делает наш мозг, просто поместив все это в большую компьютерную симуляцию. Компьютерная симуляция будет следовать правилам того, что делает каждый нейрон, и если бы он был подключен так же, как мозг животного, вы бы фактически сделали копию!
Рис. 1.2. Схема соединений мозга мыши, созданная Allen Insitite for Brain Science. около 500 миллиардов отдельных нейронов. Если бы ему это удалось, он фактически создал бы искусственный мозг обезьяны — систему, достаточно сложную, чтобы выполнять те виды повседневного интеллекта, которыми известны обезьяны, включая определенные типы решения проблем, сложные скоординированные движения и даже типы социального поведения.
Однако симуляция, которую он провел, требует огромного количества компьютерных чипов для симуляции всех этих 500 миллиардов нейронов. На самом деле, всего около 1,5 млн фишек. Компьютерные чипы должны быть подключены к стене, и трудно представить себе здание с 1,5 миллионами электрических розеток, верно? Еще более безумно то, что вся эта суперкомпьютерная система потребляла 12 гигаватт энергии, что примерно в шесть раз превышает выходную мощность плотины Гувера. И этот компьютер запускал нейроны внутри этого мозга примерно в 1500 раз МЕДЛЕННЕЕ, чем они работали бы в мозгу живой обезьяны [Ravindran, 2019]. ]. Так что на самом деле было слишком сложно сделать очень многое, и вы могли моделировать мозг только на несколько минут или секунд, а не на достаточно длительный период, чтобы понять что-то вроде сложных когнитивных действий.
Удивительно, что обезьяне (или человеку) не нужно подключаться к стене, и она питается несколькими бананами или кусочками пиццы! Рассмотрим здесь требования к питанию различных вещей, которые могут показаться вам знакомыми:
Устройство | Мощность |
---|---|
Слуховой аппарат | 1 мВт |
Человеческий мозг | 20 Вт |
Лампочка | 20 Вт |
ЦП для настольных ПК | 50-100 Вт |
Ветряная турбина | 2-3 МВт |
Плотина Гувера | 2 гигаватт |
Суперкомпьютер | 12 ГВт |
Итак, вы можете видеть, что человеческий мозг потребляет примерно столько же энергии, сколько лампочка, и при этом способен делать гораздо больше, чем просто излучать тепло и свет: он содержит все ваши мысли, мечты, воспоминания, эмоции, и восприятия!
Итак, главная загадка заключается в том, как добиться такой сложности системы, такого передового поведения при столь низком энергопотреблении? Работа доктора Моды предполагает, что либо нам нужно придумать гораздо более энергоэффективные компьютерные чипы (фактически это то, что он сейчас изучает: биоморфные вычисления и вычислительные чипы с низким энергопотреблением, предназначенные для ИИ), либо нам нужно думайте об интеллекте на каком-то более абстрактном уровне, чем в терминах отдельных нейронов. Например, может быть, мы можем забыть о нейронах, составляющих все вместе, и думать о вещах совершенно по-другому, но при этом получать основные преимущества интеллекта. По сути, это одна из основных научных проблем когнитивной науки: как мы можем получить такой огромный и гибкий интеллект с таким небольшим количеством ресурсов (например, энергии).
1.7. Пример Mysteries of Cognitive Science
Чтобы дать вам представление о некоторых интересных вопросах, изучаемых учеными-когнитивистами, давайте рассмотрим несколько примеров человеческого познания и восприятия, которые необходимо объяснить (и в некоторых случаях объясняли).
1.7.1. Постоянство цвета
Взгляните на следующее изображение, отметив две плитки с метками «A» и «B»:
Интересно, что на этом изображении эти две плитки одного цвета. Однако «В» выглядит значительно светлее, чем «А». Почему это так?
Оказывается, наш мозг совершенно не воспринимает цвета. Вместо этого мы рассматриваем цвет в контексте нашего восприятия всей сцены. Сюда входят такие вещи, как тени и другие источники освещения, которые могут изменить воспринимаемый цвет. На самом деле, оглянитесь вокруг. Скорее всего, вы сидите в комнате, где свет создает тени и отражения от стен. Несмотря на то, что цвет стены, бросающийся в глаза, не одинаков в каждом месте стены (некоторые части темнее, некоторые светлее), вы обычно воспринимаете стену как окрашенную в один цвет и приписываете цветовые различия освещению. Это основное явление цветового постоянства — как наш мозг определяет, какие различия в цвете, воспринимаемые нашими глазами, являются «настоящими» различиями в цвете, а какие вызваны освещением и другими эффектами.
Понимание того, как мозг обеспечивает постоянство цвета, является важным исследовательским вопросом в рамках изучения восприятия, что также имеет важное значение для компьютерного зрения. Чтобы компьютер правильно обнаружил яблоко в окружающей среде, он должен понимать, что при определенном освещении яблоко может даже казаться фиолетовым или серым.
1.7.2. Изучение понятий и слов
Одним из удивительных аспектов развития ребенка является скорость, с которой дети учат новые слова на родном языке. В период от 16 до 30 месяцев у детей происходит «словарный взрыв», во время которого они учат в среднем 10 слов в день!
Проблема изучения слов является главной загадкой в области когнитивистики. Причина в том, что дети часто правильно усваивают значение нового слова только из одного или двух примеров употребления этого слова. Напротив, современные системы машинного обучения часто используют миллионы примеров изображений и словесных обозначений, чтобы правильно классифицировать изображения повседневных предметов [Lake 9].0191 и др. , 2017]. Итак, вопрос в том, как маленькие дети получают так много от столь незначительного вклада?
1.
7.3. Принятие решений путем планированияКогда вы проснулись этим утром, вы, вероятно, продумали все, что вам нужно сделать сегодня, и где вы должны быть. Размышляя об этом, вы, возможно, определили порядок действий (например, сначала сдать белье, затем пойти на занятия, затем пообедать и т. д.). То, как мы планируем будущее и используем его для принятия решений, является областью когнитивной науки, которая в настоящее время очень интенсивно изучается.
Одним из очень интересных данных является тот факт, что нейронные записи раскрывают аспекты перспективного планирования у грызунов. Что касается гиппокампа, хорошо известно (фактически, эта работа получила Нобелевскую премию в 2014 году!), что некоторые клетки в гиппокампе сильно возбуждаются, когда животное находится в определенном месте в пространстве (например, в определенном коридоре в выученный лабиринт или угол конкретной комнаты). Отслеживая, какие клетки возбуждаются в разных местах, нейробиологи могут составлять «карты» пространства с точки зрения нейронов. Эти карты настолько точны, что вы можете узнать, где находится животное в пространстве, просто взглянув на то, какие нейроны активируются.
Что еще более интересно, когда нейроны грызунов регистрируются во время их движения по лабиринту, вы можете увидеть нейронную активность, которая, кажется, «проносится» вперед (а иногда и назад) от текущего положения, как будто грызун представляет себе, куда он пойдет. идти в будущее [Pfeiffer, Foster, 2013]. Например, в этом видео из [Johnson and Redish, 2007] круг — это текущая позиция крысы, а цветные пиксели показывают активацию клеток места гиппокампа крысы, которые уже были сопоставлены с определенными позициями в лабиринте.
Что интересно, так это то, что нейроны, которые возбуждаются больше всего, связаны с местами непосредственно перед крысой, как будто крыса воображает места, где они будут в будущем.
Такое планирование будущего является важной частью современных систем машинного обучения. Например, недавно Google разработала систему, которая может играть в игру «Го» не хуже чемпионов мира [Silver et al. , 2016]. Этот алгоритм также использует концепцию планирования. Таким образом, центральный вопрос заключается в том, как люди используют планирование, чтобы обдумывать и выбирать варианты действий. Есть отличный фильм Netflix о драме создания компьютера, чтобы победить чемпиона мира в Го.
1.8. Узнать больше
Чтобы узнать больше о области когнитивной науки, вот несколько высококачественных видеороликов от лидеров в этой области, в которых обсуждаются текущее состояние дел и нерешенные вопросы, которые предстоит решить в будущем:
Джош Тененбаум — The математика естественного интеллекта
Джеймс ДиКарло — Обратное проектирование визуального интеллекта
youtube.com/embed/Sc8-3XD3bDw» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>Линда Смит — Изучение слов с точки зрения младенца
1.9. Каталожные номера
- GB98
Р. Л. Голдстоун и Л. Барсалу. Воссоединение восприятия и познания. Познание , 65:231–262, 1998.
- ГМ12
Т.М. Гурекис и Д.Б. Маркант. Когнитивный и вычислительный взгляд на самостоятельное обучение. Перспективы психологической науки , 7:464–481, 2012 г.
- ДЖР07
А. Джонсон и А. Д. Редиш. Нейронные ансамбли в ca3 временно кодируют пути вперед от животного в точке принятия решения. Journal of Neuroscience , 27(45):12176–89, 2007.
- ЛУТГ17
Б.М. Лейк, Т.Д. Ульман, Дж.Б. Тененбаум и С.Дж. Гершман. Создание машин, которые учатся и думают, как люди. Науки о поведении и мозге , 40:E253, 2017.
- НуньесAG+19
Рафаэль Нуньес, Майкл Аллен, Ричард Гао, Карсон Миллер Риголи, Жозефина Релафорд-Дойл и Артурс Семенукс. Что случилось с когнитивной наукой? Природа Поведение человека , 3(8):782–791, 2019. URL: https://doi.org/10.1038/s41562-019-0626-2, doi:10.1038/s41562-019-0626-2.
- ПФ13
Б. Э. Пфайффер и Д. Дж. Фостер. Последовательности клеток места гиппокампа изображают будущие пути к запомненным целям. Природа , 497(7447):74, 2013.
- Рав19
С. Равиндран. Создание кремниевого мозга. Ученый , 2019. URL: https://www.the-scientist.com/features/building-a-silicon-brain-65738.
- ШМ+16
Дэвид Сильвер, Аджа Хуанг, Крис Дж. Мэддисон, Артур Гез, Лоран Сифре, Джордж ван ден Дрисше, Джулиан Шритвизер, Иоаннис Антоноглу, Веда Паннеершельвам, Марк Ланктот, Сандер Дилеман, Доминик Грю, Джон Нэм, Нал Калхбреннер, Илья Суцкевер , Тимоти Лилликрап, Мадлен Лич, Корай Кавуккуоглу, Тор Грэпель и Демис Хассабис.