Глава 14. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
4.Какие виды психологических состояний вы знаете?
5.Каковы функции психических состояний? Приведите примеры проявления функции адаптации.
6.Какие виды психических состояний вы знаете?
7.В чем различие между понятиями «стресс» и «фрустрация»?
8.Какова структура психического состояния?
9.Какие методы регуляции психических состояний вы знаете?
10.Какими из них вы пользуетесь в жизни? Какова их эффективность?
Рекомендуемая литература
Основная литература
1.Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб пособие для студ. вузов и слушателей курсов психол. дисциплин / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2010. – 583 с.
2.Психология [Текст] : учеб. по дисциплине «Психология» цикла «Общепрофессиональные дисциплины» для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по пед. спец. / под ред. Б.А. Сосновского. – М. : Юрайт, 2010. – 660 с.
3.Психология [Текст] : учеб. для гуманит. вузов / под ред. В. Н. Дружинина. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 656 с.
Дополнительная литература
1.Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса [Текст] / Л. А. Китаев-Смык. – М. :
Наука, 1983. – 367 с.
2.Куликов, Л. В. Психология настроения [Текст] / Л. В. Куликов. – СПб.: Издво С.-Петербург. ун-та, 1997. – 228 с.
3.Кучеренко, В. В. Измененные состояния сознания: психологический анализ [Текст] / В. В. Кучеренко, В. Ф. Петренко, А. В. Россохин // Вопросы психологии. – 1998.
–№ 3. – С. 70-78.
4.Левитов, Н. Д. О психических состояниях человека [Текст] / Н. Д. Левитов.
–М. : Просвещение, 1964. – 344 с.
5.Левитов, Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний [Текст] / Н. Д. Левитов // Вопросы психологии. – 1967. – № 6. – С. 118-129.
6.Леонова, А. Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности [Текст] / А. Б. Леонова, С. Б. Величковская // Психология психических состояний : сб. статей / под ред. проф. А. О. Прохорова. – Казань : Изд-во «Центр информационных технологий», 2002. – Вып. 4. – С. 326-342.
7.Моляко, В. А. Особенности проявления паники в условиях экологического бедствия (на примере чернобыльской атомной катастрофы) [Текст] / В. А. Моляко // Психологический журнал. – 1992. – Т. 13. – № 2. – С. 66-74.
8.Прохоров, А. О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе [Текст] / А. О. Прохоров. – Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1991. – 168 с.
9.Психология состояний [Текст] : хрестоматия ; сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под ред. проф. А. О. Прохорова. – М. : ПЕР СЭ ; СПб. : Речь, 2004. – 608 с.
10.Селье, Г. Что такое стресс? [Текст] / Г. Селье // Стресс жизни : сборник. –
СПб. : ТОО «Лейла», 1994. – С. 329-333.
11.Фукин, А. И. Монотония и ее динамика у работников конвейерного производства [Текст] / А. И. Фукин // Психология психических состояний : сб. статей / под ред. проф. А. О. Прохорова. – Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1999. – Вып. 2. – С. 292-305.
12.Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И. И. Чеснокова // Психология личности и образ жизни / отв. ред. Е. В. Шорохова. – М. :
Наука, 1987. – 219 с.
studfiles.net
23.Понятие и виды психологических состояний.
24.Взаимосвязь психических состояний и поведения.
Психическое состояние – это относительно устойчивый в данное время уровень психической жизни. По своей динамичности психические состояния занимают промежуточное место между психическими процессами и психическими свойствами.
Психические состояния (душевный подъем, эйфория, отчуждение, усталость, бодрость, апатия, активность, агрессия, пассивность и др.) влияют на психические процессы, ускоряя или замедляя их протекание, а психические состояния выступают в качестве основы при формировании психических свойств или качеств личности.
Вместе с тем психика едина и деление психических явлений на психические процессы, состояния и свойства является чисто условным. Например, такие психические явления, как счастье, любовь, стресс и др., одни психологи относят к психическим (эмоциональным) процессам, другие – к психическим состояниям.
Каждый человек постоянно переживает различные психические состояния. При одних состояниях наша деятельность протекает легко и продуктивно, при других – трудно и не вполне эффективно.
Психические состояния зависят от окружающей обстановки, физиологических факторов, времени, словесного воздействия и других условий.
Психические состояния классифицируют:
В зависимости от продолжительности: кратковременные и длительные.
В зависимости от влияния на особенности поведения и деятельности личности: стенические (повышающие активность) и астенические (понижающие активность).
В зависимости от степени осознанности: состояния более или менее осознаваемые человеком.
Психические состояния каждого человека индивидуальны.
Однако, всегда можно выделить положительные и отрицательные психические состояния разных людей. Примером положительных состояний являются психические состояния счастья, любви и др., отрицательных – тревога, депривация, фрустрация, депрессия, агрессия и т.п.
25.Темперамент и свойства нервной системы.Типы темперамента.
Темперамент — это индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики человека. Темперамент определяется интенсивностью, скоростью, темпом и ритмом протекания психических процессов и изменения психических состояний личности.
В основе темперамента лежат особенности нервной деятельности человека, которая характеризуется различным соотношением возбуждения и торможения нервных процессов. Эти процессы в свою очередь характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью их протекания.
На основе различных сочетаний этих показателей физиолог И.П. Павлов выделил четыре ярко выраженные типа высшей нервной деятельности: безудержный, сильный, инертный и слабый тип.
Оказалось, что они соответствуют известным со времен древнегреческого врача Гиппократа четырем типам темперамента:
холерик (безудержный тип) — преобладание возбуждения над торможением в нервной системе, подвижность, бурные эмоции, резкие смены настроения, в критические моменты — высокая концентрация сил;
сангвиник (сильный тип) — характеризуется быстротой реакции, высокой психической активностью, богатством мимики, контактностью, высокой сопротивляемостью трудностям, жизнерадостностью;
флегматик
(инертный тип) — связан с медлительностью, инертностью, устойчивостью в настроении, спокойствием, слабым проявлением эмоций, низкой психической активностью, уравновешенностью;меланхолик (слабый тип) — свойственны сдержанность речи и движений, низкий уровень психической активности, ранимость, преобладание отрицательных эмоций, замкнутость, впечатлительность, быстрая утомляемость.
От темперамента как врожденной особенности психики зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность и другие.
В чистом виде ни одного из четырех типов темперамента не существует. Каждый человек имеет индивидуальный темперамент. В семейной жизни часто супруги обладают противоположными темпераментами. И это, как правило, удачные браки. Дружат чаще люди одного темперамента.
Особенности темперамента личности обуславливают также индивидуальный стиль деятельности человека, который определяется, однако, и другими причинами, включая в себя умения и навыки, формируемые под влиянием жизненного опыта.
В трудовой деятельности большое значение имеет совместимость людей по темпераменту.
studfiles.net
18. Определите, какое явление относится к психическим состояниям б)настроение
19. Стиль управления, когда руководитель опирается на членов коллектива, привлекает их к выработке эффективных способов решения задач называется а) демократический;
20. Определите способ, при котором воздействие на личность или группу осуществляется путем логических рассуждений: б) убеждение;
21. При каком способе разрешения конфликта оппоненты стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках: в)
22. Податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок — это: в) конформизм
23. При использовании какого типа неправильного воспитания детей в семье ребенок может попасть под влияние «уличных» компаний? а) Безнадзорности, бесконтрольности.
24. Взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в разных сферах жизнедеятельности человека, называется: г) развитие.
25. Форма обучения, впервые теоретически обоснованная Я.А. Коменским: в) классно-урочная
Вариант 3
1. Соц.о-псих. проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает а) социальная психология
2. Получение субъектом данных о собств. псих. процессах и сост. в моменты их протекания–г) самонаблюдение
3. Стаб-сть настроения, устойчивость впечатлений явл. пок-ми такой нервной системы,как: б) уравновешенная
4.Умение по собственной инициативе ставить цели и нах. пути их решения хар. Чел. как:
а) целеустремленного;5.Индив.-псих. особенности личности, опред. успешность выполнения деят-ти наз.: б) способностями
6.Постижение эмоц. состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия наз.: в) эмпатией;
7.Ощущение – это … б) отражение отдельных свойств предметов и явлений
8.Вид памяти, при кот. сохр. и воспроизв. пережитые чел. чувства, известен как память: в) эмоциональная
9. Расположите в правильной последовательности следующие понятия, начиная с самого широкого.Б,а,г,в
10.Расположите в правильной последовательности по а.Маслоу, начиная с низших.Г,б,а,в
11. Ведущую роль в структуре личности играет: б) направленность личности
12.Условием возникновения непроизвольного внимания не является: в) усталость человека
13.Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания как б) концентрация
14.Практическое мышление направлено: а)на разрешение конкретных задач
15.Творческая деятельность, основанная на создании новых образов называется:в) воображением
16.Процесс и результат усвоения индивидом социального опыта называется:б) социализацией;
17.Вид группы, взгляды и нормы которой служат образцом для личности: г) референтная.
18.Сторона общения, означ. п-с воспр. др.др. партнерами по общению и установ. взаимопон.: б)перцептивная;
19.Раздел педагог. науки, изучающий сущность, закономерности, принципы и формы обучения: б) дидактика
20.Автомат. действия, доведенные в процессе обучения до высокой ст. совершенства, наз.: б) навыки
21. Расположите в правильной последовательности этапы волевого действия. Б,в,г,а
studfiles.net
Психические состояния — Основы психологии Библиотека русских учебников
Психические состояния — это особая психологическая категория, отличается от психических процессов и психических особенностей личности и одновременно влияет на них, ими и детерминируется. В классическом разделении и психических явлений они выделены по степени уменьшения динамичности, лабильности и скорости их изменения — процессы, состояния и свойстваі.
Психические состояния — это психологическая характеристика личности, показывает относительно статические и перманентные моменты ее душевных переживаний
Человеческая жизнь сопровождает целая гамма тех или других психических состояний. Примером могут служить эмоциональные состояния (настроение, аффект, страсть, печаль, тревога, вдохновение). Некоторые из них (например, страсть или н вдохновения) содержат также и волевой компонент. Другим видом психических состояний являются волевые состояния, начиная с»борьбы мотивов», обычно рассматривается как фаза волевого процесса. Далее мы говорим о ста ни сознания, причем сознание определяется как психическое состояние, в котором происходит наша психическая деятельность. Своеобразным состоянием сознания есть гипноз. Мы знаем, что ощущения в гипнотическом состоянии нс вла. Стив для сознания во время бодрствования. Нам известны состояния повышенной и пониженной внимательности, состояния рассеянности. В состоянии расслабления мы расслабляем не только мышцы и дыхание, но и воображение, и в полной психической м расслаблении даем волю нашим мнение волю нашим думкам.
Различные внутренние и внешние раздражители, действуя на человека, обусловливающих ее психическое состояние, которое может иметь как положительное, так и негативную окраску
Понятие»психическое состояние»связано с определенным своеобразием переживания и поведения, которая выражается в психической деятельности в целом и влияет определенное время на ее динамику и ход. Она зависит от зага альной всесторонней оценки ситуации, а по стимуляционного аспекта данной ситуации, то охватывает также значения минимальных стимулов возвращения каких-то»ключей», связанных с эмоциональной памятью (прошлым эмо ми опытомм емоційним. Досвідом).
Насчитывая в себе характеристики психических процессов, подчеркивают динамические моменты психики и психических свойств, указывающие на длительность проявлений психики, психические состояния определяются с их закр рипленистю и повторяемостью в структуре психики человек.
Учитывая этот постулат,. Н. Д. Левитов определял психическое состояние как особую психологическую категорию:»это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, выявляет своеобразие пер ребигу психических процессов в зависимости от отображаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и свойств личностистості».
Своеобразный протекание психических процессов человека под влиянием его психологического состояния ярко видно на примере состояния розсиюваности. Это состояние человека часто сопровождается отклонениями в процессах восприятия и ощущение, памяти и мышления. Без психических процессов не может быть и психических состояний. Например, процесс просмотра кинофильма под его влиянием может перерасти в сложный психологический статан.
Связь психических состояний с психическими свойствами личности значительно проявляется во время хода того или иного психологического состояния человека. Так, можно говорить о решимости и нерешительность, акти ность и пассивность — и как о характерном-тике временного состояния, и как о устойчивые черты характера личностиі.
Рассматривая связи состояний с процессами и особенностями психики человека, можно утверждать, что состояниям присущи все общие характеристики психики
А. В. Брушлинский обосновал неделимость и неразрывность психологических процессов и структур, их проницательность друг в друга, когда одна структура психики с необходимой частью другой. Аналогичную качество имею ют и состояния — непрерывность состояний, отсутствие резко выраженных переходов от одного состояния в другое. По аналогии с темпераментом, можно сказать, что»чистых»состояний практически не существует; редко сопутст ься однозначно, без уточнений и дополнений, отнести состояние конкретного человека к конкретному виду состоянииго виду станів.
К психологических состояний относятся: эйфория, страх, фрустрация, сосредоточенность, рассеянность, отчаяние, собранность, сомнение, мечтательность, бред
общем проведен. О. А. Гайзеном анализ позволяет определить примерно 63 понятие и 187 терминов психологических состояний
Существует целый ряд видов классификации психических состояний. Классическую и более широкую классификацию состояний дал. Н. Д. Левитов:
1. Личностные и ситуативные состояния
2 поверхности и глубокие состояния
3 станет положительной или отрицательной действия
4 коротких и долговременные состояния
5. Осознанные и неосознанные состояния
Более расширенную классификацию психических состояний, по признаку отдельных их характеристик, которые являются ведущими для каждого состояния, можно найти в работах. Л. В. Куликова: эмоциональные, активационные, тонические, ча асе, полярные целом классификация состояний еще не завершена и работа в этом направлении идет на уровне многих мировых психологических научных школ. Поэтому наиболее информативной формой выражения сути. Психически их состояний служит описание отдельных конкретных состояний человекдини.
Учитывая будущую профессиональную деятельность врачей и ее специфику, мы обращаем внимание на такие состояния, как усталость, настроение, страх, стресс, аффект, тревога, гнев, волнение, стыд и радость
Категория усталости ярко показывает взаимосвязь психических состояний с деятельностью человека. Усталость — временное снижение работоспособности, наступившее в результате деятельности человека в состоянии усталости возникают функциональных онального, мимолетные сдвигомня.
А. А. Ухтомский выделил»натуральный попереджувальник»усталости, утомляемости, которая определяется как субъективное психическое переживание, похоже на неявное ощущение боли, голода. Качественно новое состояние — переутомление я — возникает в результате прогрессивного аккумулирования одним лицом остатков утомления. При переутомлении изменения, возникающие в организме, имеют устойчивый харакійкий характер.
Основным фактором усталости и переутомления является трудовая деятельность
Различают три вида усталости и переутомления: физическое, умственное и эмоциональное, причем они встречаются, как правило, в смешанном виде
Симптоматика втомлювання многогранна и непостоянная, но можно выделить характерные черты выделения изменений организма под влиянием усталости. В сенсорной сфере отмечается падение порогов чувствительности различных анал лизаторив. В двигательной сфере можно заметить уменьшение мышечной силы, ухудшение двигательной координации. Снижаются и показатели мышления их интенсивность уменьшается. Появляется выпадение памяти, затрудняется я запоминания. Трудности возникают и при распределении, переключении и сосредоточении внимания уваги.
Но следует подчеркнуть, что все симптоматические проявления состояния усталости и переутомления детерминированы характером деятельности, индивидуальными особенностями человека и условиями среды его существования. И это еще раз дов водит, что практическая оценка состояния усталости должна проводиться на основе учета многогранности изменений отдельных функций и дееспособности человеки.
Настроение — относительно длительный, устойчивый психическое состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющееся как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни индивида. Настроение может быть радостным а или грустным, бодрым или вялым, тревожным и т.д. (рис 84). Источником возникновения того или иного настроения является, как правило, состояние здоровья или положение человека среди людей; удовлетворена или недовольна она своей ролью в семье и на работе. Вместе с тем настроение, в свою очередь, влияет на отношение человека к своему окружению: неодинаковым оно будет в радостном настроении и, например, в тревожномжному.
В первом случае окружающее воспринимается в розовом свете, во втором — представляется в темных тонах
Настроение, породжуючись»диффузной иррадиацией»или»обобщением»какого-то эмоционального впечатления, часто характеризуется и классифицируется по тем ощущением, которое занимает в нем главенствующее место. Также настроение может возникнуть или измениться под влиянием единичного впечатление, воспоминания, мысли. Но для этого нужно»подготовлено почвы», чтобы в нем впечатление, возникшее, смогло»узагальнитися виникло, змогло «узагальнитися».
Настроение в определенной мере зависит и от физического состояния человека недомогание, сильное утомление, недосыпание подавляет настроение, тогда как сон, здоровый отдых, физическая бодрость способствуют возвышенно ости настроенийю.
Обобщая вышесказанное, можно определить настроение как относительно устойчивый компонент психического состояния, как звено взаимосвязи структур личности с различными психическими процессами и жизнедеятельностью человека
Рис 84. Грустное настроение
Страх — эмоциональная реакция человека на действительную или воображаемую опасность. Страх у человека характеризуется депрессивными психическими состояниями, беспокоит, нервотрепкой, стремлением выйти из неприятной ситуации. Задача л врача — научить больного преодолевать страх. Психическое состояние страха характеризуется широким диапазоном эмоций — от легкого испуга до ужаса. Человек в таком состоянии действует неразумно, допускает ошибки. Р еакция страха возникает в раннем детстве, поэтому не следует без необходимости препятствовать, запугивать младдітей.
Страх часто бывает непреодолимым препятствием для деятельности человека, а также негативно влияет на восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы. По образному выражению. К. Д. Ушинского, страх бросает есть тяжелые камни по путям человеческой деятельности, вплетается во всю»душевную работу», угнетает и останавливает йє і спиняє її.
Стресс — состояние, обусловленное ситуациями слишком сильного напряжения — угрозой жизни, физическим и умственным напряжением, страхом, потребностью быстро принимать ответственное решение. Под действием стресса у человека изменяется юеться поведение, она становится дезорганизованной, беспорядочной. Наблюдаются также противоположные изменения сознания — общая заторможенность, пассивность, бездействие. Изменение поведения является своеобразной защитой ор ганизме от слишком сильных раздражителей. Только решительные и спокойные люди, как правило, могут регулировать и контролировать свое поведение в стрессовой ситуации. Но частые стрессовые ситуации изменяют психические власти ности личности, которая становится более восприимчивой к отрицательным воздействиям стереотипов. Силу воздействия стрессового раздражения определяет не только объективная величина его (интенсивность физической и умственной напряженно жености, реальность угрозы жизни и т.п.), но и психическое состояние человека. Так, если человек уверен, что она способна контролировать стрессовую ситуацию (например, может по своему усмотрению уменьшить физическую или умственную е напряжение, избежать опасной ситуации), то влияние стрессового фактора уменьшается. Существенные нарушения психической деятельности и здоровья человека наблюдаются в случаях, когда человек не может изменить с тресову ситуацию, чувствует себя обреченноиреченою.
Ганс. Селье в книге»Стресс без дистресса», исходя из продолжительности воздействия стрессора, выделил три стадии: реакция тревоги, стадия устойчивости, стадия истощения
Г. Селье считает, что в межличностных отношениях людей существует три возможных тактики:
1) синтоксична, при которой врага игнорируют и делают попытку сосуществовать с ним мирно;
2) кататоксична, что приводит к наступлению, боя;
3) бегство или уход от врага без попытки сосуществовать с ним или уничтожить его в повседневной жизни человека. Селье выделяет два типа стресса — эустресс и дистресс: эустресс сочетается с желательным эффектом, ди истрес — с нежелательным. Второй всегда неприятен, поскольку связан с вредным стрессором. Стрессовые состояния особенно часто вызывают различные сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные заболевания. Основным действующим иком при этом является распределение во времени действия стрессора. Возникновение и развитие заболевания, например, язвы желудка, связаны с тем, что действие стрессора совпадает с циклом секреции пищеварительной системы и усиливает вид илення соляной кислоты. Если последней выделяется много, это приводит к раздражению, а затем и к воспалению слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки, и, как следствие, возникают гастрит, вы разкова болезнь тоща тощо.
Одной из форм стресса является фрустрация — эмоциональное состояние человека, возникающее вследствие непреодолимой преграды на пути к удовлетворению потребности. Фрустрация ведет к различным изменениям в поведении личности. Это мо ути или агрессия, или депрессийія.
Аффект — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств; характеризуется ярко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. В основе аффекта лежит состояние внутреннего конфликта, порождаемого или противоречиями между поездами, стремлениями, желаниями человека, или противоречиями между требованиями, предъявляемым к человека, и возможностями выполнить эти требования. Аффект разрывается в критических условиях, когда человек не способен найти адекватный выход из опасных, часто неожиданных ситуацииій.
Различают физиологический и патологический аффекты. В состоянии физиологического аффекта человек, несмотря на потрясения, возникшее внезапно, способный управлять своей деятельностью или контролировать ее. Этот аффект возник кает как реакция организма на сильный и неожиданный раздражитель. Патологический аффект основном вызывается относительно слабым раздражителем, например, незначительной оскорблением. Как правило, патологический аффект. СУПР оводжуеться значительным двигательным и речевым возбуждением человека нарушаются смысловые связи между отдельными словами. Человек практически не контролирует свои действия и не в состоянии осознавать свои поступки она может оскорбить и, совершить убийство. Для состояния аффекта характерно сужение сознания, при котором внимание человека целиком поглощают обстоятельства, привели к аффекта, и навязанные им действия. Нарушение сознания могут п ризвесты к тому, что впоследствии человек не будет в состоянии вспомнить отдельные эпизоды или события, повлекшие этот аффект, а в результате чрезвычайно сильного аффекта возможны обмороки и полная амнезийа амнезія.
Тревога — эмоциональное состояние человека, возникающее при вероятных неожиданностей как при задержке приятных ситуаций, так и при ожидании неприятностей. Тревожное состояние человека характеризуется опасением, в турбованистю, тоской. Это состояние связывают с эмоцией страха. Если это так, то тревогу можно объяснить как тормозное состояние. Причины возникновения тревоги различные. Тревога может проявляться и в результате подражания поведения других людей. Тогда в ней нет страха. Состояние тревоги свидетельствует о недостаточной приспособленности к окружающему, неспособность быстро и адекватно реагировать на его измененияо зміну.
Гнев. В состоянии гнева, обусловленного действием негативных раздражителей (оскорбление, удар), у человека ослабляется волевой и умственный контроль над своим сознанием и поведением. Физиологическим механизмом гнева является при искорення процессов возбуждения в коре большого мозга. Гнев имеет специфические внешние проявления в различных жестах, движениях, мимике, словах. В состоянии гнева не следует принимать никаких решений. Как говорил. Ушинский, под воздействием вом гнева мы можем обвинить человека, которая вызвала этот гнев, в таком, что показалось бы нам забавным в спокойный чай час.
Волнение — психическое состояние человека, характеризующееся синдромом повышенного возбуждения, напряжения и страха, который связан с негативными предчувствиями человека. Волнение является показателем общего ее в таю. Потеря или притупление способности к волнению делает человека черствым, неспособным сопереживать. Чрезмерная же возбудимость и волнения могут привести к таким негативным явлениям, как неуравновешенные во, подозрительность, не владение собой. Состояние волнения особенно отчетливо проявляется в детском и юношеском вицвіці.
Волнение, а вместе с ним и страх возникают тогда, когда мозговые центры не могут дать адекватную (т.е. соответствующую реальному факту) ответ на ситуацию или когда есть сомнение относительно успешного завершения спра ав.
По мнению чехословацкого ученого. О. Кондаша, волнение»негативным предчувствием субъектом последствий своей деятельности в исключительных для него и сложных с точки зрения исполнительского мастерства ситуациях»
Волнение возникает практически у каждого человека, это бывает особенно тогда, когда она приходит к врачу. К сожалению, врач не всегда его фиксирует и использует при диагностике и лечении
Стыд — состояние, возникающее в результате осознания человеком несоответствия своих действий и поступков тем нормам, которые нужно соблюдать в своей жизни. Стыд — один из аспектов функционирования такого рег гулятора, как совестьь.
В детском возрасте стыд возникает в присутствии других людей, под влиянием их критических замечаний. В дальнейшем наблюдается формирование механизмов самооценки и саморегуляции личностью своего поведения
Людям свойственна такая психологическая черта, как застенчивость. Доказано, что более 80% лиц в какой-то период своей жизни находились в состоянии стыда, а 40% стесняются все время. Для учителя, врача, бизнес ена или руководителя любого уровня застенчивость как черта личности, даже если она проявляется только в определенных ситуациях, может значительно снижать уровень его профессионального успеха. Дело в том, что с оромьязлива человек часто смущается, а это приводит к нарушению естественного поведения. Такой человек не всегда может реализовать свои возможности и достичь цели в процессе взаимодействия с другими людьмидьми.
Вместе с тем 20% застенчивых людей хотят быть такими, поскольку часто их считают скромными, уравновешенными, выдержанными, ненавязчивыми
Как же субъективно человек переживает застенчивость? аступае чувство неловкости и сосредоточенности. В таком состоянии пропадает желание вступать в беседу, трудно вообще что-то говорить, человек не может смотреть собеседнику в глаза. Возникает внутренняя замкнутис во личности, молчаливостьюсть.
Ш. Монтескье писал, что застенчивость к лицу всем: ее нужно уметь побеждать, но никогда не следует терять
Застенчивые люди не всегда могут описать внутреннюю картину болезни. Об этом врачу следует помнить при сборе анамнеза
Покой — состояние психофизиологической и психического равновесия, когда снижается интенсивность жизнедеятельности, унимается интеллектуальная, волевая и эмоциональная активность человека
Спокойствие наступает вследствие снятия психологического напряжения или тогда, когда обстоятельства, жизненная ситуация личности полностью ее удовлетворяют. Для человека в состоянии покоя присущи равновесие активности и реа ивности, преимущество сознания над чувством, зрелая впечатлительность, эмоциональная выдержкаа.
Радость является психическим состоянием положительно окрашенной эмоциональной приподнятости. Чувство радости может обусловливаться видом деятельности — радость познания, радость творчества, а также общение с приятными люд дьмы — радость общения. Иногда радость может возникать и без достаточной причины (например, в детском возрасте). Радость является большим возбудителем нервно-психической силы человекини.
Умение проникнуть в психическое состояние больного является обязательным требованием в профессиональной деятельности врача. К сожалению, как показывают наши исследования, часто врачи делают это неудачно, из-за недостаточности знаний эти иеи важной проблеми.
uchebnikirus.com