Личные качества психолога
Личные качества психологаВнимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются в рамках законодательства РФ.
Мы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными Узнать стоимость
Профессиональные, а также личностные качества психолога нередко находятся во взаимосвязи. Данная специальность накладывает свой отпечаток и на образ жизни, и на личные качества психолога, а его личностные особенности отображаются в выбираемой им области и видах психологической деятельности. Часть психологов выбирает научные исследования, еще одна часть – преподавание предмета психологии, оставшиеся – практическую психологическую деятельность. Кто-то в душе ощущает себя психоаналитиком, кто-то, в свою очередь, стопроцентным гештальт-терапевтом. Но основное, что превращает индивида в психолога, заключается в способности видеть окружающий мир психологически, а также явная психологическая направленность ума. Обладать психологическим взглядом на окружающий мир значит уметь подвергать психологическому анализу всевозможные жизненные ситуации, поступки людей, особенности их взаимоотношений.
В сфере практической психологии сама личность психолога считается инструментом его работы, и нередко играет очень серьезную роль, не менее важную, чем психотерапевтические техники.
Сложно быть в личностном плане одним, а в профессиональной сфере абсолютно иным. Личностные качества психолога формируют значимый фундамент профессиональной успешности специалиста. По некоторому мнению, у тех индивидов, которых можно назвать действительно профессиональными психологами, всегда отмечается необычайное слияние жизни и профессии, абсолютная включенность внутренних переживаний и напряженного духовного поиска в контекст профессиональной деятельности и, при этом, включенность профессиональной деятельности в общий контекст всей их жизни. Идеальная ситуация – чтобы все, что индивид делает как профессионал, превращалось в неотъемлемую часть духовного поиска.
Что же можно назвать характерным для психологического восприятия окружающего мира? Мир прочих индивидов для психолога представляет собой загадку. Он не склонен приписывать собственный внутренний мир другим людям, он не опирается на привычный обыденный опыт, а каждый раз относится к психике другого человека как к загадке, которую необходимо разгадать. Душеведческая направленность ума – это результат его собственной жизни, который порожден необычностью внутреннего мира, недостаточной адаптированностью к внешнему миру, излишней чувствительностью к состоянию и поведению людей, стремлением данную недостато
zaochnik.com
Профессионально-значимые и личностные качества психолога
· знать основы психодиагностики и психологического консультирования;
· знать основы психотерапии, коррекционной и развивающей работы психолога;
· владеть методами психологического просвещения и преподавания психологии. [4,234]
Кроме того, в рамках соответствующей специализации психолог должен владеть целым рядом углубленных знаний и практический умений. К основным сферам специализации относятся:
1) общая психология
2) психология личности
3) социальная психология,
4) политическая психология
5) психология менеджмента
6) психология труда и организационная психология
7) клиническая психология
8) психофизиология
9) специальная психология
10) психология развития и возрастная психология
11) педагогическая психология
12) психологическое консультирование
13) психология социальной работы
14) юридическая психология
15) спортивная психология. [4,235]
Таким образом, все перечисленные требования как минимум необходимы для успешной профессиональной деятельности психолога. Помимо этого для хорошей работы психолог просто обязан постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в различных курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Самоанализ опыта работы и самосовершенствование профессиональных умений помогают психологу достигать более высоких результатов в своей деятельности.
2. Личностные качества психолога
В деятельности психолога профессиональное и личностное очень часто бывают взаимосвязаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества являются главной составляющей профессиональной успешности психолога.
Трудно найти личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как научная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований.
Важными нравственными качествами психолога безусловно считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.
Большое значение для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют «талантом общения».
Общее отношение к жизни и деятельности проявляется в таких значимых для психолога личностных качествах как ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность, наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний. [4,237]
Для психолога важны такие эмоциональные проявления личности как непринужденность, естественность и искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.
К необходимым волевым качествам психолога относятся настойчивость, терпеливость, самообладание.
К числу необходимых личностных свойств практического психолога относят способность к эмпатии (сопереживанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.
Необходимое качество практического психолога — уверенность в поведении с клиентом. В противном случае он не заслужит доверия клиента.
В то же время важным оказывается отсутствие чрезмерной самоуверенности и веры в непогрешимость своих психологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в его склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивает клиента.
Профессиональному психологу важно иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных личностных недостатков. [4,238]
Еще одно необходимое качество — развитие самопознания. Ограниченное самопознание означает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в жизни. Чем больше психолог знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот — чем больше психолог познает своих клиентов, тем глубже понимает себя.
Также важным качеством является принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации в работе возникают под контролем психолога, он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования — соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние. Личная ответственность помогает более конструктивно воспринимать критику. В таких случаях критика не вызывает механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни.
В профессиональной деятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу важно формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей.
Перечисленные выше характеристики отражают обобщенное мнение авторитетных ученых и практиков о том, какими личностными свойствами должен обладать профессиональный психолог.
Таким образом, из всех этих качеств и складывается коммуникативная деятельность психолога-консультанта, его компетентность, которая в свою очередь требует постоянного развития, совершенствования и коррекции.
Заключение
психолог профессиональный качество специализация
В результате анализа данной работы, очевидно, что и личность, и профессиональная квалификация должны учитываться при оценке человека как практического психолога.
Для психолога особое значение приобретают профессионально важные личностные качества. Психолог является не только носителем психологических знаний. Психолога оценивают с позиции его соответствия идеальному образу человека, воплощающего в жизнь позитивные результаты, достигаемые им с помощью эффективных психологических методик и технологий. От личностной, жизненной, профессиональной успешности психолога зависит его убедительность, а также эффективность работы в целом.
В процессе профессионального становления и развития личностные качества психолога трансформируются под влиянием профессиональных требований. Профессиональный психолог не может поступать не адекватно ситуации. Профессиональная позиция наряду с профессиональными средствами деятельности наполнена и профессиональными, и личными качествами человека. Во многом личные и профессиональные качества психолога совпадают, разделение всегда условно. Личная позиция может выстраиваться на основе профессиональных знаний, умений. Необходимым же для эффективного функционирования является способность адекватно занимать и менять позиции в процессе любых видов деятельности.
Таким образом, основой успешной профессиональной деятельности психолога, по моему мнению, является высокий уровень развития личности специалиста, который в свою очередь является условием, обеспечивающим возможности системного видения профессиональной деятельности, построения концепции своей профессиональной деятельности и ее дальнейшего развития.
1. Абрамова Г.С. Практическая психология – М., 1997. – 368 с.
2. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. М.: Академический проект, 2001. – 346 с.
3. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 191 с.
4. Карандашев В.Н. Введение в профессию. М.: Смысл, 2000. — 288 с.5. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.6. Куликов Л.В. Практическая психология: Советы и рекомендации. СПб.,
1994. – 293 с.
7. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М.:
Смысл, 1998. – 109 с.
8. Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. для студ. вузов.-
М.: ВЛАДОС, 2001. – 528 с.
9. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2005. – 928 с.
10. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2003. – 272 с.
mirznanii.com
Личностные качества психолога | Psylist.net
Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога. Как сказал один студент, «у тех людей, которых я считаю по-настоящему профессиональными психологами, я всегда замечал необыкновенное слияние профессии и жизни, включенность внутренних переживаний и напряженного духовного поиска в контекст профессиональной деятельности и, наоборот, включенность профессиональной деятельности в общий контекст всей жизни. Это для меня идеальная ситуация – чтобы все, что я делаю как профессионал, становилось частью моего духовного поиска».
Трудно найти личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как научная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований.
Как считает К.А. Рамуль, для каждого ученого, в том числе и психолога необходимы следующие черты личности:
- энтузиазм по отношению к работе и ее задачам,
- прилежание – способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду,
- дисциплинированность,
- способность к критике и самокритике,
- беспристрастие,
- умение ладить с людьми.
Важными нравственными качествами психолога считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.
Большое знание для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют «талантом общения».
Общее отношение к жизни и деятельности проявляется в таких значимых для психолога личностных качествах как ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность, наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний.
Для психолога важны такие эмоциональные проявления личности как непринужденность, естественность и искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.
К необходимым волевым качествам психолога относятся настойчивость, терпеливость, самообладание.
К числу необходимых личностных свойств практического психолога относят способность к эмпатии (сопереживанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.
Необходимое качество практического психолога – уверенность в поведении с клиентом. В противном случае он не заслужит доверия клиента.
В то же время важным оказывается отсутствие чрезмерной самоуверенности и веры в непогрешимость своих психологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в его склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивает клиента.
Профессиональному психологу важно иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных личностных недостатков.
В профессиональной деятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу важно формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей.
Перечисленные выше характеристики отражают мнения авторитетных ученых и практиков о том, какими личностными свойствами должен обладать профессиональный психолог. Эмпирических исследований, посвященных этой теме, еще очень мало. Особого интереса заслуживает работа Т.А. Верняевой, в которой она изучила мнения психологов по этому вопросу.
Вконтакте
Одноклассники
Похожие материалы в разделе Психотерапия:
psylist.net
Личностные качества психолога консультанта
Прежде всего, работа психолога требует не только профессиональных знаний и владения методиками, но и особых личностных качеств, безоценочного отношения к клиенту, умения показать человеку его возможности и помочь раскрыть потенциал. Без этого трудно представить успешного специалиста, который консультирует и помогает сориентироваться в сложной жизненной ситуации. В целом личностные характеристики – это основа для развития профессионализма психолога-консультанта.
Наличие определенных качеств является одним из главных показателей компетентности. Поэтому для начала я хочу остановиться именно на этом факторе. Итак, рассмотрим подробнее, какими личностными качествами должен обладать практикующий психолог.
По мнению большинства профессионалов, и я с ними полностью согласна, для работы практикующего специалиста по психологии важны следующие личностные особенности:
- — Эмпатия и рефлексия;
- — доброжелательность и альтруистичность – желание помочь;
- — уважение и тактичность;
- — стремление к развитию и самопознанию;
- — уверенность в себе, целеустремленность, адекватная самооценка;
- — толерантность и терпеливость;
- — эрудированность, разностороннее развитие;
- — склонность к анализу – аналитический склад ума;
- — интуиция, проницательность;
- — эмоциональная стабильность, самообладание, стрессоустойчивость;
- — быстрая адаптация к различным условиям;
- — наблюдательность и открытость;
- — позитивное мышление, креативность;
Теперь рассмотрим более детально все перечисленные качества, чтобы понять, для чего они нужны психологу, и как отражаются на его профессиональной деятельности.
Одна из важнейших способностей это эмпатия, т.е. глубокое понимание человека, его реальных проблем и осознание его душевного состояния. Эмпатия – это эмоциональный отклик, сопереживание и умение погрузиться во внутренний мир клиента, и общаться на этом уровне в течение всей консультации, если этого требует ситуация. Однако эта особенность восприятия собеседника не имеет ничего общего с состраданием и жалостью. Профессиональный психолог должен поставить себя на место другого, почувствовать его эмоции, переживания, и при этом суметь взглянуть на ситуацию со стороны.
Также профессионализм определяется таким качеством, как рефлексия – это не только способность видеть себя глазами людей, но и зеркальное взаимоотображение общающихся субъектов, воспроизведение и воссоздание друг друга. Безусловно, на первом этапе общения клиент нуждается в понимании и поддержке. Ему нужно поделиться своими проблемами, чтобы выплеснуть эмоции, быть понятым и получить одобрение. Но при этом индивидуальные консультации психолога должны способствовать развитию личности. Специалист учит человека принимать себя, общаться с другими людьми, помогает раскрыть свой потенциал, увидеть возможные сценарии жизни при выборе той или иной позиции.
Так, например, если клиент обращается с проблемой, связанной с конфликтной ситуацией, специалист должен сначала выслушать и прочувствовать его эмоции. Только при таком условии человек получит моральное удовлетворение и подготовится к дальнейшей работе. Задачи работы психолога взглянуть на ситуацию глазами клиента, дать понять, что он на его стороне, а после этого предложить рассмотреть конфликт с разных точек зрения.
В случае если практикующий специалист абстрагирован от проблем человека и его личности, работа не будет эффективной и полезной. Во-первых, клиент почувствует, что он не интересен специалисту, к которому обратился. Во-вторых, такой подход некомпетентен, потому что человек не получит даже элементарной эмоциональной поддержки. Вообще я считаю, что консультант, не имеющий таких качеств, и не развивающий их, не сможет помочь решить психологические проблемы.
Что касается доброжелательности, альтруистичности, тактичности, уважения к людям в целом, трудно себе представить специалиста по психологии, который не хочет помочь, проявляет неуважение и агрессию к клиенту. Без элементарного уважительного отношения вообще невозможен диалог, а уж тем более общение консультанта, который призван оказывать психологическую помощь. Естественно, те или иные качества относятся к особенностям личности и заложены изначально. Стремление и умение помогать людям развиваться, находить решения, реализовывать потенциал, учить их конструктивному и эффективному общению и пр. – это первый шаг, с которого начинается путь настоящего психолога.
Еще одно личностное качество психотерапевта, связанное с профессиональной деятельностью – это позитивное мышление, которое заключается в том, чтобы воспринимать неудачу, как ступень для новых достижений, не жалеть о том, чего не вернуть, смотреть в будущее, а не оглядываться назад. Одним словом это умение почерпнуть положительные моменты из самых неприятных ситуаций, а наличие проблем воспринимать, как движущую силу для личностного роста и прогресса. Именно этому опытный специалист должен научить своих клиентов, которые хотят развиваться, решать возникшие сложности настолько эффективно, насколько это возможно. Разумный оптимизм, позитив и креативный подход позволяют видеть события в лучших вариантах, и создавать соответствующие условия для их развития в нужном направлении.
Стремление к самопознанию и развитию, интерес к людям – такие же условия профессионального роста, как и предыдущие качества. Прежде чем начать помогать другим, опытный психолог должен разобраться в собственных проблемах, понять какие способности у него более развиты, какие менее, в чем его сильные и слабые стороны. После такого самоанализа специалист сможет использовать свои преимущества более эффективно, и работать над теми качествами, которые развиты хуже. Только постоянное развитие, самопознание и самоанализ позволят психотерапевту совершенствоваться, и расти в личностном и профессиональном плане. Ведь работа над собой такой же индикатор компетентности, как, например теоретические знания или владение методиками, а может быть даже еще более важный.
Профессия психолога требует целеустремленности и уверенности в себе. Такие качества необходимы для достижения результатов в любом деле. Однако для психолога-практика они имеют особое значение, это внутренний стержень и сила, которые позволят клиенту довериться специалисту, и почувствовать, что их совместная работа даст желаемые результаты и плоды. Но не стоит путать уверенность с чрезмерной самоуверенностью, использованием своего авторитета с целью влияния на выбор человека. Иногда складывается ситуация таким образом, что грань становится очень тонкой, и порой почувствовать ее достаточно сложно даже профессионалу. Цели и задачи психолога заключается в том, чтобы действовать в интересах клиента, не давить на него, показать всевозможные варианты, но об этом еще пойдет речь чуть позже. При этом так же важна самооценка консультанта. Она должна быть адекватной. Завышенная самооценка приведет к тому, что специалист будет смотреть на клиента как бы сверху. Заниженная же самооценка и неуверенность разрушительна для личности профессионала и не допустима.
Толерантность и терпеливость – неотъемлемые качества психолога. Сам термин толерантность означает терпимость, принятие, которое может касаться традиций и обычаев других народов, поведения человека, его образа жизни или мировоззрения. Честно говоря, мне такое определение как-то не по душе, потому, что терпимость звучит так, словно человека заставляют принимать ту или иную позицию, взгляд и пр. Хотя понятие толерантности гораздо шире и разнообразнее. Это не просто терпимость и принятие, а скорее даже желание познавать иное, отличное от того, к чему мы привыкли, умение выходить из зоны комфорта, и расширять свой кругозор. При этом речь ни в коем случае не идет об отказе от своей точки зрения, мнения, привычки, наоборот, толерантность дает возможность увидеть больше, проанализировать, сравнить, поделиться своим опытом, знаниями, получить новую информацию.
Таким образом, толерантность важна для адекватного восприятия чужих взглядов и мировоззрений. Это основа уважительного отношения, понимания, открытости, развития и расширения собственных возможностей. Именно поэтому данное качество имеет столь высокую значимость в работе психотерапевта. К тому же толерантность я бы назвала одним из путей познания, который делает человека многогранным, разносторонним и более эрудированным. А эти особенности в свою очередь тоже являются необходимыми условиями профессионального становления и работы психолога.
Аналитический склад ума – еще одна личностная особенность, связанная с успешной деятельностью и компетентностью психолога-консультанта. Умение анализировать ситуацию, расставлять приоритеты, мыслить широко и позитивно – фундаментальные навыки, которые делают работу результативной. Склонность к анализу проявляется в том, что специалист может разложить ситуацию по полочкам, и потом, как паззл, собрать снова воедино, рассмотреть с разных точек зрения, не подключая эмоции.
Конечно, работа психолога не предполагает полного отключения эмоционального восприятия, но выводы и рассуждения должны быть основаны на объективных фактах. При этом важна и психологическая интуиция или, иначе говоря, проницательность. Эту способность скорее следует назвать своеобразным талантом, даром, но и развивать ее тоже можно и нужно. Обладать проницательностью означает понимать больше, чем клиент говорит, видеть скрытые причины его проблем, обобщать всю имеющуюся информацию о человеке и считывать ее. Это достаточно сложная задача, требующая опыта и работы над собой. Надо сказать, что проницательность – редкий талант, и не всем психологам удается развить ее в полной мере. В моем представлении эта способность является не просто показателем компетентности и опыта, а наивысшим достижением в профессиональном развитии.
При всех этих особенностях и качествах, коммуникативных способностях, сопереживании и включенности во время общения с клиентом, психолог должен обладать эмоциональной стабильностью и стрессоустойчивостью. Эмоциональные перегрузки часто приводят к выгоранию, стрессам, депрессии. Для профессионала это не исключается, но лучше, если самообладание профессионала на высоком уровне, и он рассчитывает свои силы и возможности. Эмоциональная устойчивость проявляется в спокойствии, в умении преодолевать сильные чувства, а это, своего рода, предупреждение нервных срывов и психологического выгорания. Также такие качества способствуют быстрой адаптации к изменяющимся условиям работы и быстрому переключению с одного человека на другого.
Наблюдательность и открытость – качества, без которых работа психолога просто невозможна. Интерес к людям, умение замечать, казалось бы, незначительные детали, внимательность, непринужденность, естественность в общении и готовность учиться, познавать, стремление увидеть то, что другие не видят. Без этого трудно представить себе успешного специалиста, который помогает людям находить решения в сложных ситуациях. Ответы психолога на вопросы указаны в другом разделе.
В целом личностные особенности очень ярко пересекаются с профессиональной деятельностью опытного психолога. Только при условии духовного поиска, стремления к самосовершенствованию, доброжелательности, специалист способен максимально раскрыть свой потенциал и помогать в этом другим.
ekolobkova.ru
Какими качествами должен обладать психолог? Черты характера
Какими качествами должен обладать психолог? Даже люди, далекие от этой профессии, понимают, что специалист по проблемам человеческой души чем-то от них отличается. Прежде всего психолог обладает умением качественно проживать свои дни, не тратит их впустую. Он стремится систематически восстанавливать душевное равновесие, постоянно работает над собой. Ведь если этого не делать, можно очень быстро подорвать нервную систему только из-за недостатка положительных эмоций.
Как правило, к психологу большинство людей обращается лишь в критических ситуациях, когда не чувствует в себе сил справиться с проблемой самостоятельно. Рассмотрим подробнее основные личностные характеристики такого специалиста.
Эмпатия
Задумавшись над тем, какими качествами должен обладать психолог, нужно обязательно отметить это свойство личности. Уметь слушать клиента очень важно. Необходимо создать доверительную обстановку в помещении, где происходит процесс консультирования. В противном случае человеку, который переступает порог кабинета, будет нелегко расслабиться и привести мысли в порядок. Эмпатийное слушание позволяет добиться высоких результатов вне зависимости от того, в какой сфере работает специалист: в детском образовательном учреждении, государственной организации или занимается частной практикой.
Ответственность
Какими качествами должен обладать психолог-педагог? Прежде всего, это терпение. Ведь приходится иметь дело со стрессами у детей, связанными с адаптацией в коллективе и различными возрастными изменениями. Необходимо уметь принимать на себя ответственность за результат. Ошибки психолога могут обходиться пациентам очень дорого: принятие неверного решения, усугубление проблемы, повышение уровня тревожности. Вот почему необходимо стараться по возможности их избегать. Начиная профессиональную деятельность, психолог должен обязательно помнить о возлагаемой на него ответственности.
Отзывчивость
Хороший специалист обязательно старается понять своего собеседника. Обращаясь к психологу, каждый человек рассчитывает найти поддержку и понимание. Как правило, прежде чем обратиться за помощью, люди пробуют множество возможностей для того, чтобы избавиться от своих страхов, сомнений и неуверенности. Иногда проходит немало времени, прежде чем личность действительно начинает осознавать необходимость перемен.
Думая над тем, какими личностными качествами должен обладать психолог-консультант, следует отметить такую характеристику, как отзывчивость. Умение чувствовать, что происходит с пациентом, понимать его ощущения очень важно. Выбрав для себя профессию, направленную на оказание помощи другим, нельзя становиться бездушным роботом, которого ничего не волнует кроме собственного благополучия.
Конгруэнтность
Это понятие означает безоценочное принятие. Психолог не должен пытаться критиковать человека, который находится у него на приеме. Нельзя пробовать навязать ему свою точку зрения, подводить к принятию определенного решения. Многие спрашивают: какими качествами должен обладать психолог-консультант?
Конечно, быть эмоционально гибким, избавиться от внутреннего критика. Конгруэнтность подразумевает, что специалист пытается не осудить, а действительно понять своего собеседника.
Наблюдательность
Какими качествами должен обладать психолог? Чтобы суметь вовремя выявить проблему, специалист должен быть предельно внимательным. Здесь нельзя торопиться и принимать скоропалительных решений. Каждое произнесенное слово необходимо взвешивать на предмет уместности его в данном контексте. Наблюдательность – неотъемлемая характеристика работы. Чем профессиональнее работает психолог, тем более внимательно он будет относиться ко всем деталям и делать соответствующие выводы.
Эмоциональная отстраненность
Она необходима для того, чтобы самому иметь возможность абстрагироваться от той истории, которую рассказывает клиент. Это качество обладает видимыми преимуществами – позволяет специалисту не погружаться во внутренний мир пациента. В противном случае психолог не сможет уберечь свое душевное равновесие. Постепенно защитные силы организма начнут истощаться.
Когда постоянно сталкиваешься с проблемами и эмоциональными расстройствами у окружающих, велика вероятность самому перенять какие-то деструктивные модели поведения. По этой причине психолог должен обладать крепкими нервами и беречь свое душевное здоровье. Эмоциональная отстраненность позволяет научиться абстрагироваться от происходящего в особенно тяжелые моменты.
Общительность
Самообладание – это еще не гарантия успеха в профессиональной деятельности. Нужно быть коммуникативным человеком, с удовольствием взаимодействовать с окружающими. Если в психологию приходит замкнутый человек, который сам имеет проблемы в общении, ему будет очень трудно работать с людьми. Возможно, он сможет выйти на причины проблем клиента, но ему наверняка окажется не под силу оказать ему реальную поддержку.
Таким образом, изучая вопрос, какими качествами должен обладать психолог, необходимо обратиться к вопросу самосовершенствования. Постоянный личностный рост позволяет избежать длительных тревожных состояний, депрессии и страхов. Так как психолог постоянно взаимодействует с людьми, то он должен уметь не только оказать реальную помощь, но и оградить себя от возможных неприятных последствий. Сделать это не так легко, как кажется.
fb.ru
Психологические особенности личностных качеств психолога
Липовая Оксана Алексеевна,доцент кафедры психологииТаганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) «Ростовского государственного экономического университета(РИНХ)», г. Таганрог[email protected]Рыжакова Анастасия Александровна,магистрантка 2го года обученияфакультета экономики и праваТаганрогского институтаимени А.П. Чехова (филиала) «Ростовского государственного экономического университета(РИНХ)», г. Таганрог[email protected]
Психологические особенности личностных качеств психолога
Аннотация. В статье проведен сопоставительный анализ профессиональных личностных качеств студентовпсихологов и психологовпрактиков. Показано, что психологипрактики превосходят студентовпсихологов по перечисляемым параметрам, включенных в данный психологический феномен. Это объясняется уже имеющимся профессиональным опытом психологовпрактиков.Ключевые слова:психолог, психология, личностные качества, личность.
Личность изучается многими науками, но для психологии она является базовой категорией. Выявление личностных качеств –основа профессионального самоопределения и профессиональной компетентности. В нашем исследовании приняли участие 20 человек. Из них 10 студентовпсихологов и 10 психологов.Целью исследования послужило выявление личностных качеств психолога.Для достижения цели были решены следующие задачи:
был подобран методический материал;
сформирована выборка респондентов;
проведена обработка результатов;
проведен анализ полученных результатов и сделаны выводы.В качестве методик по выявлению личностных качеств психолога, были выбраны следующие:
личностный опросник Г. Айзенка;
опросник А. Мехрабиена и Н. Эпштейна для диагностики эмпатии;
шкала самооценки СпилбергераХанина, позволяющая дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство.Личностный опросник Ганса Айзенка (EPI) позволяет определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а так же эмоциональной устойчивости. Учитывая специфику работы психолога, одним из его личностных качеств является стремление оказывать помощь и поддержку. Эмпатическое отношение к людям предполагает развитие гуманистических ценностей личности психолога. Это является основой самореализации. Поэтому развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из его ведущих признаков. Для диагностики способности к эмпатии был применен опросник А. Мехрабиена и Н. Эпштейна, состоящий из 33 предложенийутверждений.Для психологов измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности –естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Методикой, которая позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние, являетсяметодика, предложенная Ч.Д. Спилбергером. У нас в стране больше известен вариант адаптации этой методикиЮ.Л. Ханина.Результаты личностного опросника Г. Айзенка показали, что большинству респондентов, как студентов психологов, так и психологов присущ типтемперамента «сангвиник», и некоторым из них «флегматик» (таблица 1.)Таблица 1Распределение респондентов по типу темпераментам
ГруппаСангвиникФлегматикСтудентыпсихологи73Психологи91
Рис. 1. Распределение респондентов по типу темперамента
Таким образом, было выявлено, что количество сангвиников среди студентовпсихологов и психологов практически одинаковое, при этом им присущи такие личностные качества, как: быстрое сосредоточение внимания, способность к быстрой работе при выполнении какоголибо, выносливость, энергичность, быстрота ума, находчивость. Данные качества необходимы в работе психолога. При этом, часть респондентов –флегматики, чей темперамент отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием, что является немаловажным в работе психолога.Результаты по опроснику А. Мехрабиена и Н. Эпштейна для диагностики эмпатии представлены в таблице 3.Таблица 3Средние показатели теста эмпатии по группам респондентов
ГруппаРезультатыПоказатель эмпатииСтудентыпсихологи25
Средний показатель эмпатииПсихологи28Средний показатель эмпатии
Рис. 2. Средние показатели эмпатии.
Было выявлено, что в обеих группах средний показатель уровня эмпатии.который является достаточным для личного качества психологов в профессиональной деятельности.Результаты по шкале самооценки СпилбергераХанина представлены в таблице 4.Таблица 4. Средние показатели личнойтревожности по шкале самооценкиСпилбергераХанина
ГруппаРезультатыПоказатель тревожностиСтудентыпсихологи37
Умеренная тревожностьПсихологи34Умеренная тревожность
Рис.3.Средние показатели личной тревожности
Таким образом, было определено, что показатели личностной тревожности у студентовпсихологов и у психологов работающих обладают умеренной тревожностью, что говорит достаточно стабильном эмоциональном состоянии психологов.Подводя итог, можно сделать вывод,что и студентыпсихологи и работающие психологи обладают личностными качествами, необходимыми в работе психолога, при этом показатели практикующих психологов немного выше показателей студентов, ввиду опыта работы в своей профессии.В ходе исследования было выявлено, что большинству психологов и половине студентовпсихологов такие личностные качества, как уравновешенность, умение себя сдерживатьволевым усилием, способнностьвосстановить равновесие в своем состоянии, гибкость в общении с людьми, склонность к активной деятельности, самостоятельности в делах, которые,по мнению Г. Айзенка,подходят профессии психолог.Результаты по выявлению эмпатии показали среднее значение, уровень личностной тревожности –умеренную тревожность, данные качества подходят для работы психологом. Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть студентов, выбравших профессию психолога, имеет необходимые для этого личностные качества.На наш взгляд, необходимым качеством психолога является развитое критическое мышление. Исследователь О.А. Липовая подчеркивает важность развития критического мышления [1], [2]. По нашему мнению, развитое критическое мышление является залогом профессиональной успешности психолога.
Ссылки на источники1.Липовая, О.А. Развитие критического мышления у студентов педагогического вуза. Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки. Таганрог: Издво Таганрог. гос. пед. инта имени А.П. Чехова, 2013. Специальный выпуск № 1. С. 142145.2.Липовая, О.А. Особенности понимания учебных текстов по психологии. Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки. Таганрог: Издво Таганрог. гос. пед. инта имени А.П. Чехова, 2014. № 2. С. 250252.
e-koncept.ru
Личностные качества психолога-консультанта
Содержание
Введение. 3
Требования к личности консультанта. 4
Заключение. 14
Список литературы.. 15
Стремительные изменения общества в экономической сфере, в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся сущностными характеристиками жизни в современном мире. Степень и скорость этих перемен приводят к тому, что человек переживает растерянность, страх, затруднения в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни; многие люди испытывают чувство безысходности, незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне. В результате большое число людей нуждается в помощи психологических служб.
Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежит психологическому консультированию.
Психологическое консультирование – это относительно новая область профессиональной деятельности психолога, которая сравнительно недавно выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с традиционными формами работы. Психологическое консультирование — непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях. Несомненно, это требует специальной, довольно основательной личностной и профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями, хотя для психолога – консультанта и они необходимы. Целью данной работы является описание и анализ личностных и профессиональных качеств практического психолога (психолога-консультанта).
Личность консультанта (психотерапевта) выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования. Подчеркиваются то одни, то другие ее черты. Известный английский психоаналитик венгерского происхождения М. Balint в 1957 г. говорил о полном забвении того, что психотерапия — это не теоретическое знание, а навыки личности. Ему вторит не менее знаменитый представитель гуманистической психологии С. Rogers (1961), подчеркивая, что теория и методы консультанта менее важны, нежели осуществление им своей роли. A. Gombs и сотруд. (1969; цит. по: George, Cristiani, 1990) на основании нескольких исследований установили, что преуспевающего консультанта отличают от неудачника черты личности. S. Freud на вопрос о критериях успешности психотерапевта ответил, что психоаналитику не обязательно медицинское образование, а необходима наблюдательность и умение проникать в душу клиента. Итак, по существу основная техника психологического консультирования — это «я-как-инструмент», т.е. основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта (A. Adber: «техника лечения заложена в Вас»).
A. Storr (1980) отмечает, что психотерапию и психологическое консультирование принято считать необычными профессиями, поскольку многих людям трудно представить, как можно целыми днями выслушивать чужие истории о несчастной жизни и трудностях. Поэтому представителей этих профессий считают или ненормальными, или мирскими святыми, преодолевшими человеческую ограниченность. Ни первое, ни второе не является верным. Отсюда вопрос: «КТО ТАКОЙ КОНСУЛЬТАНТ, А ТОЧНЕЕ, ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ КОНСУЛЬТАНТ КАК ЧЕЛОВЕК, КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ К НЕМУ КАК К ЛИЧНОСТИ, ЧТО ДЕЛАЕТ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПОМОЩНИКОМ В ЗАПУТАННЫХ ПРОБЛЕМАХ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ?»
Прежде всего следует сказать, что никто не рождается психотерапевтом или консультантом. Требуемые качества не врожденные, а развиваются в течение жизни. Обобщая сказанное, подчеркнем, что эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками. Каждый из этих факторов обеспечивает качественный консультативный контакт, который и является стержнем психологического консультирования. В итоге от консультативного контакта зависит окончательный эффект консультирования — изменение личности клиента в процессе конструктивных действий консультанта. Нисколько не умаляя значения теоретической и практической подготовки, мы все же склонны отдать предпочтение фактору личности консультанта. В свое время М. Balint и Е. Balint писали: «Знание можно получить из книг или лекций, навыки приобретаются в процессе работы, но их ценность ограничена без совершенствования личности психотерапевта. Психотерапия становится ремеслом, вымощенным добрыми намерениями, если ее не поднимают на профессиональный уровень соответствующие качества личности психотерапевта».
Каким же должно быть сочетание свойств личности, которое в наибольшей степени обеспечивало бы успех консультирования?
Хотя исследований в этой области достаточно много, однако однозначного ответа о свойствах личности, способствующих эффективной работе консультанта, к сожалению, нет. Очень часто при описании преуспевающего консультанта как профессионалы, так и клиенты употребляют бытовые понятия: «открытый», «теплый», «внимательный», «искренний», «гибкий», «терпимый». Предпринимались попытки выделить свойства личности, необходимые консультанту для работы по профотбору. Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности (цит. по: George, Cristiani, 1990): проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними. [М. Buber (1961) охарактеризовал этот фактор как интерес к людям в силу их бытия, а не потому, что некоторые из них шизофреники или психопаты]; чувствительность к установкам и поведению других людей; эмоциональная стабильность и объективность; способность вызывать доверие других людей; уважение прав других людей.
В 1964 г. Комитет по надзору и подготовке консультантов США установил следующие шесть качеств личности, необходимых консультанту (цит. по: George, Cristiani, 1990):
· доверие к людям;
· уважение ценностей другой личности;
· проницательность;
· отсутствие предубеждений;
· самопонимание;
· сознание профессионального долга.
L. Wolberg (1954) акцентирует такие особенности: чуткость, объективность (неотождествление себя с клиентами), гибкость, эмпатию и отсутствие собственных серьезных проблем. К особо ВРЕДНЫМ для консультанта чертам он относит авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротическую установку в отношении денег.
A. Gombs с соавт. в своем исследовании установил, что преуспевающий консультант обычно воспринимает других как способных решать собственные проблемы и принимать на себя ответственность, как предпочитающих отождествляться с людьми, а не с предметами.
Н. Strupp с соавт. (1969; цит. по: Schneider, 1992), исследовавший черты «хорошего консультанта» с позиции клиентов, указывает на внимательность, умение выслушать, теплоту, сердечность, умудренность в дружеских советах.
По мнению A. Storr (1980), идеальным психотерапевтом или консультантом в состоянии быть симпатичный человек, откровенный и открытый чувствам других; способный отождествляться с самыми разными людьми; теплый, но не сентиментальный, не стремящийся к самоутверждению, однако имеющий свое мнение и способный его защитить; умеющий служить на благо своим клиентам.
Если продолжить обзор многочисленных источников литературы о свойствах личности, которые необходимы консультанту, чтобы оказывать помощь, представлять собой катализатор самопознания, изменения и совершенствования другого человека, мы приблизимся к модели ЛИЧНОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТАНТА. Подобный перечень личностных особенностей мог бы послужить основой программы по подготовке консультантов. Речь идет, конечно, о «подвижной» модели, поскольку каждый консультант имеет возможность ее дополнить. Рассмотрим факторы, способные составить остов такой модели.
Аутентичность. J. Bugental (1965) называет аутентичность стержневым качеством психотерапевта и важнейшей экзистенциальной ценностью. Он выделяет три основных признака аутентичного существования:
· полное осознание настоящего момента;
· выбор способа жизни в данный момент;
· принятие ответственности за свой выбор.
Аутентичность в какой-то степени обобщает многие свойства личности. Прежде всего, это выражение искренности по отношению к клиенту. Аутентичный человек жаждет быть и является самим собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном поведении. Он позволяет себе не знать все ответы на жизненные вопросы, если их действительно не знает. Он не ведет себя как влюбленный че
mirznanii.com