Социально психологические причины конфликтов
24.05.2012Существуют различные точки зрения на роль социально-психологических причин в возникновении конфликтов. Одна из них заключается в том, что
конфликт обусловлен в первую очередь объективными социально-экономическими детерминантами вместе с тем, очевидно, с одной стороны, присутствие вторичных социально-психологических аспектов, сторон во всяком, конфликте, а с другой — наличие частного класса конфликтов, порождаемых социально-психологическими факторами.
К числу социально-психологических относятся те причины конфликтов, которые обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включения в социальные группы. Четкие границы между четырьмя группами причин конфликтов пока не определены. Не существует строгого разграничения между социально-психологическими и организационно-управленческими причинами, с одной стороны, а также между социально-психологическими причинами и личностными — с другой.
Одной из таких причин являются возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации. Человек в принципе не может в процессе общения передать без нередко существенных искажений всю информацию, которая содержится в его психике и касается проблемы, обсуждаемой с партнером. Значительная часть информации содержится на уровне бессознательного и словами вообще не выражается. Часть информации теряется из-за ограниченности словарного запаса конкретного человека. Из-за недостатка времени не высказывается многое из того, что могло быть сказано. Часть информации утаивается говорящим, если ему сообщать эту информацию невыгодно. Из того, что сказано, многое не усваивается собеседником в силу невнимательности или трудностей быстрого понимания. Услышанное человек обычно не воспринимает на веру, а оценивает, делая выводы, отличающиеся (а иногда противоположные) от того, что сказал собеседник.
Неправильное понимание людьми друг друга может быть основной причиной конфликтов, либо усложняет разрешение социальных противоречий, возникших по иным причинам.
Второй типичной социально-психологической причиной межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. В ситуации межличностного общения человек или оба человека могут играть не те роли, которые ожидает от каждого из них партнер по взаимодействию. Теоретической основой анализа данной причины межличностных конфликтов в значительной степени явилась теория американского психолога Э. Берна.
Каждый человек в процессе взаимодействия с окружающими играет более десятка типичных ролей. Это роли начальника, подчиненного, сослуживца, отца, мужа, сына, брата, пассажира, покупателя знакомого, друга и т.п. Эти роли мы не всегда играем одинаково успешно. В отношении опасности возникновения межличностного конфликта наиболее значимы роли, которые обобщенно можно назвать ролью старшего по психологическому статусу партнера по взаимодействию, ролью равного партнера и ролью младшего.
Когда руководитель общается, например, с подчиненным или собственным сыном, то обычно в такой ситуации он считает себя старшим, а подчиненного или сына — младшим. Если подчиненный так же оценивает распределение ролей в данной ситуации, т.в считает себя младшим, а общающегося с ним руководителя — старшим, то такое взаимодействие с точки зрения сбалансированности ролей будет длиться бесконфликтно сколь угодно долго (рис. 16.2).
Взаимодействие начальника с подчиненными осложняется тем, что оно осуществляется на двух ролевых уровнях: как старшего с младшим при решении служебных вопросов и как равного с равным, поскольку подчиненный и начальник как граждане равны между собой.
Одной из типичных социально-психологических причин межличностных конфликтов является непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть вызвано не действительным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходом к проблеме с различных сторон. Но с различных сторон одна и та же проблема может выглядеть совершенно по-разному.
Проблемы, которые обсуждают люди, как правило, сложны имеют много сторон и оттенков. Партнеры по взаимодействие нередко подходят к проблеме с разных сторон. Обладая различным жизненным опытом и знанием проблемы, они по-разному дополняют свою одностороннюю оценку до целостной. По-разному относясь к проблеме, они даже один и тот же ее аспект могут оценивать далеко неодинаково. В принципе если подходить к оценке совпадения мнений строго, то при обсуждении сложной проблемы будет столько мнений, сколько людей в ее обсуждении участвует. Разнообразие мнений естественно. Но мы иногда болезненно относимся к точкам зрения, которые отличны от нашей, к критике нашей позиции, что нередко является причиной межличностных конфликтов.
Типичной социально-психологической причиной конфликтов во взаимодействии людей является выбор ими различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. В основе любой оценки лежит сравнение. Существует пять основных способов оценки. Это сравнение с возможным идеальным положением дел; требованиями к данной деятельности нормативных документов; степенью достижения цели деятельности; результатами, достигнутыми другими людьми, выполнявшими? аналогичную работу; положением дел в начале деятельности.
Анализ конфликтов показал, что оценивая других людей, человек за основу оценки чаще берет то, что им не удалось сделать по сравнению с идеалом, нормой, целью деятельности и другими людьми, выполнявшими аналогичную работу отлично. Сам же работник обычно оценивает свои результаты по сделанному, т.е. сравнивая их с началом деятельности и другими людьми, выполнявшими аналогичную работу похуже. В итоге одна и та же работа в зависимости от способов оценки может быть оценен, не только по-разному, но даже противоположно. Это приводит к конфликтам.
Существует еще ряд социально-психологических причин межличностных и межгрупповых конфликтов. К ним относятся внутригрупповой фаворитизм, т. е. предпочтение членов своей группы представителям других социальных групп; присущий человеку конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами; ограниченные способности человека к деградации, т. е. изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей; нередко свойственное человеку осознанное или неосознанное желание получать от окружающих больше, чем отдавать им; стремление к власти; источником конфликтов иногда выступает психологическая несовместимость людей; другие причины.
Источник: Анцупов А.Я., Конфликтология
Материалы по теме |
---|
Ключ к жизни без конфликтов – «Я-сообщение» Юлиана Нурмухамедова |
Объективные составляющие конфликта Анцупов А. Я., Конфликтология |
Суть посредничества как способа урегулирования конфликта Н. А. Лобан. Конфликтология УМК — Минск.: Изд-во МИУ, 2008 |
Способы урегулирования международных конфликтов Политические процессы : учебное пособие / А. В. Глухова ; Воронежский государственный… |
Функции социального конфликта в обществе Соколов С.В., Социальная конфликтология |
Характеристика межгрупповых конфликтов И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В…. |
«Что делать?» в конфликтной ситуации Практическая конфликтология: от конфронтации к сотрудничеству / Виктор Пономаренко: АСТ;… |
Как разрешить конфликт . |
Психология конфликта Тест с ответами
1. ____________________ — это стратегия (способ) поведения оппонента в конфликте, состоящая в ориентации на свои интересы, навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения.
• соперничество
2. ____________________ конфликта — это постепенное, непрерывное развитие конфликта от простых к более сложным формам.
• эволюция
3. В современной отечественной психологии конфликта выделяют три основных подхода к рассмотрению сущности данного явления — …
• организационный, деятельностный и личностный
4. Результат борьбы, с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта, называется его:
• исходом
5. Ошибки, допускаемые руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач, лежат в основе причин конфликтов
• ситуативно-управленческих
6. Социальная (власть), материальная (ресурс) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента, называется ____________________ конфликта.
• объектом
7. Семья, для которой характерно длительное существование трудностей, способных нанести ощутимый удар стабильности брака, называется:
• проблемной
8. Выработка и подчеркивание в поведении человека противоположной установки относится к такому механизму психологической защиты, как:
• реактивное образование
9. Слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей, относится к группе причин конфликтов
• объективных
10. ____________________ — это стратегия (способ) поведения оппонента в конфликте, состоящая в попытке уйти из конфликта при минимуме затрат.
• избегание
11. Стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы — это:
• внутригрупповой фаворитизм
12. Основная линия поведения оппонента на его заключительном этапе — это его …
• стратегия выхода из конфликта
13. ____________________ — это кооперативная стратегия поведения оппонента в конфликте, заключающаяся в ориентации на совместный поиск решения, которое удовлетворяет интересы всех сторон.
• сотрудничество
14. ____________________ конфликта — это воздействие на конфликт, в результате которого ликвидируются основные его структурные элементы.
• устранение
15. К такому механизму психологической защиты, как ____________________ относится моделирование поведения другого лица как путь к повышению самоценности или совладанию с возможным разделением или утратой.
• идентификация
16. Изложение основных задач, методологических предпосылок и гипотез конфликта с указанием правил, процедуры и логической последовательности операций по проверке гипотез называется:
• программой
17. Семья, в которой между супругами имеются постоянные сферы, где их интересы сталкиваются, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, называется:
• конфликтной
18. По А.И. Шипилову количество видов внутриличностного конфликта составляет:
• 6
19. ____________________ конфликты — это внутриличностные конфликты, усугубляющие раздвоение личности.
• деструктивные
20. Временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений, — называется ____________________ конфликта.
• затуханием
21. В системно-ситуационном анализе конфликтов в качестве единицы анализа используется:
• конфликтная ситуация
22. ____________________ — это междисциплинарная область научного исследования конфликтов различного уровня.
• конфликтология
23. Острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира человека, отражающей противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения, называется:
• внутриличностным конфликтом
24. Система методологических, теоретических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью, характеризует:
• научный анализ конфликтов
25. Наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся негативными эмоциями, переживаемыми ими по отношению друг к другу, называется конфликтом
• социальным
26. Вид классификации, в основе которой лежит существенный признак конфликта, называется:
• типологией
27. ____________________ — это стратегия (способ) поведения оппонента в конфликте, заключающаяся в вынужденном или добровольном отказе от борьбы и сдаче своих позиций.
• приспособление
28. Мыслимая (воображаемая) или объективно существующая проблема, служащая источником столкновения сторон, основное противоречие, из-за которого возник конфликт, — это его …
• предмет
29. К понятию ____________________ относится вид участия третьей стороны, наиболее авторитарной по своим полномочиям, в конфликте, который заключается в принятии ею решения, обязательного для оппонентов.
• «третейский судья»
30. Американский психолог, представитель такого направления исследования конфликтов в современной зарубежной психологии, как «теория организационных систем», — это:
• К. Томас
31. Обстоятельства взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т. п., относятся к причинам конфликтов
• объективным
32. Неоптимальностью функциональных связей организации с внешней средой, между структурными элементами организации, между отдельными работниками вызваны причины конфликтов
• функционально-организационные
33. Условно можно выделить два этапа в истории зарубежной психологии конфликта:
• начало XX века — 50-е годы; конец 50-x годов — настоящее время
34. К представителям фрустрационно-агрессивного направления зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине XX века относятся:
• Д. Доллард, Д. Берковитц, Н. Миллер
35. Русские социологи и психологи, авторы одной из первых отечественных работ по проблеме конфликта, опубликованной в 1924 году, — это:
• П. Гриффин и М. Могилевский
36. Окончание конфликта по любым причинам называется ____________________ конфликта.
• завершением
37. Создание объективных, организационно-управленческих и социально-психологических условий, препятствующих возникновению предконфликтных ситуаций, устранение личностных причин конфликта — это его …
• предупреждение
38. ____________________ личности — это интегральное свойство личности, отражающее частоту ее вступления в межличностные конфликты.
• конфликтность
39. Влияние индивидуально-психологических особенностей участников конфликта на его возникновение, развитие и завершение относятся к причинам конфликтов
• личностным
40. Конфликт, возникающий на основе нравственного противоречия в социальной сфере или в сознании отдельного индивида и заключающийся в столкновении и противодействии сторон, мнений, оценок, ценностных ориентаций, которые имеют выраженный нравственный компонент, — это конфликт …
• моральный
41. ____________________ — это стратегия (способ) поведения оппонентов в конфликте, состоящая в их желании завершить конфликт частичными уступками.
• компромисс
42. Трудовые конфликты — это вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые …
• отношения и условия их обеспечения
43. ____________________ конфликт — это внутриличностный конфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих и минимальными личностными затратами на его разрешение.
• конструктивный
44. С созданием и функционированием коллективов и групп связаны причины конфликтов:
• организационно-управленческие
45. Как общественно значимая деятельность, медиация сформировалась в США в:
• начале 60-х гг. XX века
46. К понятию ____________________ относится вид участия третьей стороны в конфликте, заключающийся в конструктивном обсуждении проблемы, в ходе которого окончательное решение остается за оппонентами.
• «посредник»
47. Возникновение в отношениях сторон нового, более значимого противоречия и смена при этом объекта конфликта, называется:
• перерастанием в другой конфликт
48. Первый открытый этап в динамике конфликта, выражающийся во внешнем противодействии, столкновение сторон, называется:
• инцидентом
49. Урегулирование, разрешение конфликта, его затухание, устранение и перерастание в другой конфликт — это:
• формы завершения конфликта
50. Специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием внутриличностного конфликта, относится к понятию:
• психологическая защита
51. Противоречие, возникающее на основе нарушения процесса социального или профессионального приспособления личности, — это конфликт …
• адаптационный
52. Сознательная деятельность по отношению к конфликту, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной, называется:
• управлением конфликтом
53. Установление единства сознания, восстановление согласованности внутреннего мира личности, снижение остроты противоречий жизненных отношений, называется ____________________ внутриличностного конфликта.
• разрешением
54. Положения о наличии значимого противоречия между субъектами конфликта (оппонентами), их противодействие, негативные эмоции по отношению друг к другу, относятся к:
• существенным признакам конфликта
55. Такая отрасль конфликтологии, как психология конфликта изучает:
• психологические закономерности и механизмы возникновения, развития, конструктивного регулирования и завершения конфликтов
56. К такому механизму психологической защиты, как ____________________ относится инфантильная подмена принятия решения на действия в соответствии с новыми обстоятельствами, их игнорирование.
• отрицание
57. Модульная методика диагностики межличностных конфликтов в группе разработана:
• А.Я. Анцуповым
58. Объектом психологии конфликта являются:
• конфликты в целом
59. Из предложенного списка, к этапам предконфликта относятся:
• возникновение объективной проблемной ситуации
• возникновение предконфликтной ситуации
• осознание данной ситуации субъектами взаимодействия
• попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами
60. ____________________ семья — это семья, в которой противостояние интересов и потребностей супругов носит острый характер и захватывает важные сферы ее жизнедеятельности, и при этом супруги занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу.
• кризисная
61. ____________________ — это агрессивные действия индивида, направленные на самого себя.
• аутоагрессия
62. ____________________ — американский социальный психолог, представитель теоретико-игрового направления исследования конфликтов в современной зарубежной психологии.
• М. Дойч
63. ____________________ конфликта — это совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без наличия которых конфликт не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.
• структура
64. Предметом психологии конфликта являются:
• психологические закономерности возникновения, развития и конструктивного завершения конфликтов
65. Несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей относится к группе причин конфликтов
• социально-психологических
66. Семья, в которой основную роль играют не наследственные нарушения в психике супругов, а накопление воздействия психологических трудностей, с которыми встречается семья на своем жизненном пути, называется:
• невротической
67. Целостная, неделимая, наименьшая, часть конфликта, обладающая всеми его основными свойствами, называется:
• конфликтной ситуацией
68. Несоответствием структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается, вызваны причины конфликтов
• структурно-организационные
69. К этапам открытого периода (собственно конфликт) из предложенного списка, относятся:
• завершение конфликта
• инцидент
• сбалансированное противодействие
• эскалация конфликта
70. В психологии конфликта понятийная схема его описания впервые была предложена:
• Л.А. Петровской
71. Вид деятельности (специальный), который заключается в оптимизации с участием третьей стороны процесса нахождения конфликтующими сторонами решения проблемы, позволяющего прекратить конфликт, называется:
• медиацией
72. Психология конфликта изучает следующие типы конфликтов — …
• внутриличностные, социальные и зооконфликты
73. ____________________ конфликта — это устранение противоречия между оппонентами с участием третьей стороны.
• урегулирование
74. ____________________ конфликта — это ход развития, изменения конфликта под влиянием действующих на него факторов и условий.
• динамика
75. Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе называется:
• методологией
76. К такому механизму психологической защиты, как ____________________ относится приписывание источнику трудностей различных негативных качеств как рациональную основу для его неприятия и самопринятия на этом фоне относится.
• проекция
77. Поддержание в ходе взаимодействия баланса ролей относится к ____________________ условиям предупреждения конфликтов.
• социально-психологическим
78. Совместная деятельность участников конфликта, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению, называется ____________________ конфликта.
• разрешением
79. К понятию ____________________ относится вид участия третьей стороны в конфликте, заключающийся в совершенствовании процесса обсуждения проблемы, организации встреч и переговоров, а также невмешательстве в полемику по поводу содержания проблемы и принятия окончательного решения.
• «помощник»
80. История отечественной психологии конфликта включает в себя следующее количество периодов:
• три
81. Индивидуальные психологические особенности оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося противоречия, относятся к причинам конфликтов
• групповым
82. К понятию ____________________ относится вид участия третьей стороны в конфликте, при котором роль медиатора состоит в том, чтобы своим присутствием в зоне конфликта сдерживать стороны от нарушения ранее достигнутых договоренностей или взаимной агрессии.
• «наблюдатель»
83. К основным структурам внутреннего мира личности из предложенного списка, относятся:
• мотивы
• самооценка
• ценности
84. Вид классификации, представляющий собой теорию классификации и систематизации группы объектов, имеющей обычно иерархическое строение, называется:
• таксономией
85. Неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности вызваны причины конфликтов
• личностно-функциональные
86. ____________________ — это устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку, группе, проявляющееся в неприязни, неприветливости, недоброжелательности.
• антипатия
87. К такому механизму психологической защиты, как ____________________ относится произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией.
• интеллектуализация
88. К основным механизмам возникновения межгрупповых конфликтов из перечисленного, относятся:
• внутригрупповой фаворитизм
• межгрупповая враждебность
• объективный конфликт интересов
89. ____________________ — это научный метод, заключающийся в разъединении всего множества объектов и последующего их объединения в группы на основе какого-либо признака.
• классификация
90. Классификация невротических конфликтов с учетом внутренних механизмов их развития дана
• B. Мясищевым
91. Влияние непосредственного взаимодействия людей, фактора их включенности в социальные группы относятся к причинам конфликтов
• социально-психологическим
92. Вид классификации, в основание которой положен менее существенный признак конфликта, чем тип, называется:
• систематикой
93. ____________________ — это индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей.
• агрессия
Что вызывает конфликт? — Брисбенский психолог Марджи Мэттерс | Ashgrove and North BrisbaneПсихолог в Брисбене Margi Matters
By Margi Matters on 9 января 2014 г. в статьях
Индивидуальные различия делают конфликт неизбежным. Станет ли конфликт проблемой или нет, зависит от того, как с ним справиться.
Понимание «что вызывает конфликт?» включает в себя понимание причинно-следственной динамики, а также индивидуальных различий во всем спектре человеческого поведения и опыта.
Всякий раз, когда два или более человека взаимодействуют на работе или в личной жизни, естественно и неизбежно возникают разного рода разногласия по мере того, как в игру вступают индивидуальные различия. То, что расстраивает вас, может не расстроить вашего партнера или коллегу по работе. Точно так же то, что вы считаете чрезвычайно важным, может быть совершенно неважным для кого-то другого. Условия для разногласий усугубляются, когда одна или обе стороны проявляют жесткость, негибкость или субъективность.
Люди неправильно понимают и «делают что-то неправильно» через различных восприятий, или ошибочных интерпретаций, или из-за неточного, неадекватного или неумелого общения.
Конфликт часто возникает из-за неточных или непроверенных фактов и информации. Человек может намеренно или ненамеренно искажать информацию или события. Неудивительно, что чем больше людей вовлекается в разногласия или в набор противоположных позиций или точек зрения, тем более сложным и закоренелым становится конфликт, и он может очень быстро обостряться и распространяться.
Еще одна важная причина конфликта связана с динамикой власти. Конфликт практически неизбежен, когда существует дисбаланс сил, например, если партнер или коллега слишком сильно контролируют вас, или вы чувствуете себя бесправным или несправедливым по отношению к вам, особенно если это влияет на ваши потребности, права или ценности.
Источник и развитие конфликта обычно связаны с одной или несколькими из следующих пяти основ человеческого опыта и поведения:
- Обработка информации . Мы по-разному обрабатываем информацию. Это включает в себя то, как и что мы воспринимаем (и то, что мы видим, и то, что мы слышим, и то, что мы переживаем), то, как мы интерпретируем то, что мы видим, слышим или испытываем, и то, как мы затем сообщаем наши взгляды и опыт другим людям.
- Потребности. Потребности обладают огромной силой вызывать сильные эмоции, и люди с большей вероятностью вступят в конфликт в прямой зависимости от того, насколько насущными и важными являются их потребности в данной ситуации. Родитель может быть жестоким в своей потребности защитить своего ребенка. Потребность в уважении, поддержке или финансовой безопасности часто вызывает конфликты в личных отношениях.
- Страхи. Страхи, как и потребности, обладают огромной силой разжигать и обострять конфликт. Например, если ваши средства к существованию находятся под угрозой, вы, вероятно, будете в конфликте с теми, кто, по вашему мнению, несет ответственность за создание ситуации.
- Значения . Чем важнее ценность для человека или группы, тем больше у нее силы для разжигания конфликта. Религиозные и этические конфликты, например, основаны на различиях в ценностях.
- Навыки. Такие навыки, как коммуникативные навыки, навыки принятия решений и навыки решения проблем, играют центральную роль как в создании условий для конфликта, так и в его эффективном разрешении. Например, частой причиной конфликта является то, что вас «не слушают» или что ваши опасения игнорируются, не признаются или не подтверждаются.
Конфликт сам по себе не обязательно является проблемой, поскольку он часто выдвигает на первый план вопросы, которые необходимо решить. Когда конфликт разрешается умело, это может быть возможностью для улучшений, роста и позитивных изменений на рабочем месте или в ваших личных отношениях.
Конфликт становится проблемой только тогда, когда разногласия затягиваются и не могут быть эффективно разрешены.
Подробнее о стратегиях разрешения конфликтов можно прочитать здесь.
О Margi Matters
Просмотреть все сообщения Марги Мэттерс →
Подписаться
Подпишитесь на нашу рассылку по электронной почте, чтобы получать обновления.
Как начать медитировать
Стратегии разрешения конфликтов
Каковы причины конфликта?
Статьей поделились:РЕКЛАМА:
Раньше такие ученые, как Дарвин, рассматривали конфликт как неотъемлемую часть принципов борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных, в то время как для Мальтуса, поборника теории народонаселения, причиной конфликта является сокращение предложения средств к существованию.
Некоторые социологи, такие как Ратценгофер и Гумплович, считают, что это лежит в основе социальной эволюции и прогресса. По Ратценгоферу, борьба за жизнь принимает форму конфликта интересов. Для Гумпловича это представляет собой изначальное чувство «сингенизма» — чувство принадлежности друг другу.
Существует два основных подхода, которые по-своему анализируют причины конфликтов:
(1) Психологический подход:ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Этот подход пытается найти причины конфликта в человеческой природе и постулирует «боевой инстинкт». Примером тому служат взгляды Зиммеля, Фрейда и Лоренца. Согласно Фрейду, в человеке заложен врожденный инстинкт агрессии, ответственный за конфликты в человеческом обществе.
Недавние биологические и антропологические исследования в целом подтвердили идею о существовании «агрессивного инстинкта», являющегося результатом естественного отбора. Эта теория подвергалась критике по разным причинам. Говорят, что теория, основанная на постоянном и постоянном агрессивном инстинкте, не может объяснить цикл конфликта и отсутствия конфликта. Это объясняет только склонность к агрессивному поведению.
(2) Социологический подход:Этот подход основан на теории интересов, т. е. конфликт возникает, например, при вторжении на территорию. Этот подход уходит своими корнями в марксистскую традицию. Эта традиция предполагает, что социальная жизнь формируется группами и отдельными людьми, которые борются или соревнуются друг с другом за различные ресурсы и вознаграждения.
Они формируют не только паттерны повседневной жизни и взаимодействия, но и такие крупные паттерны, как расовые, этнические и классовые отношения. Маркс утверждает, что большинство конфликтов являются экономическими и основаны на неравном владении собственностью и контроле над ней.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Существует много других причин конфликта, которые можно кратко изложить следующим образом:
(1) Индивидуальные отличия:Нет двух одинаковых людей по своей природе, установкам, идеалам, мнениям и интересам. Эти различия приводят их к тому или иному конфликту для реализации своих личных интересов. Из-за этих различий они не могут приспособиться друг к другу.
(2) Культурные различия:Культура отличается от общества к обществу, а также от группы к группе. Эти различия иногда вызывают напряженность и приводят к конфликтам. Религиозные различия в истории часто приводили к войнам и преследованиям. В Индии часто вспыхивали межобщинные конфликты, являющиеся следствием религиозных разногласий.
(3) Столкновение интересов:Интересы разных людей или групп иногда сталкиваются. Например, интересы рабочих сталкиваются с интересами работодателей, что приводит к конфликтам в форме забастовки, бандхи или дхараны и т. д. между ними.
(4) Социальные изменения:ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Все части общества не меняются с одинаковой скоростью. Это вызывает «отставание» в частях, что может вызвать конфликт между различными частями общества.