Вклад сократа в развитие психологии: 4. Вклад Сократа в психологическую науку. Психологические аспекты учения Платона. — Общие дети, г. Воронеж

История психологии — Античная психология Классический период. Сократ, Платон, Аристотель Психологические идеи Сократа

Загрузка

СкачатьПолучить на телефон

например +79131234567

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Что это

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по истории психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату.

Достаточно скачать шпаргалки по истории психологии — и никакой экзамен вам не страшен!

Сообщество

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Следующий вопрос »

Развитие европейской психологии в Средние века (Августин Аврелий, Эриугенн, Пьер Абеляр)

Аврелий Августин (354-430) был крупнейшим христианским мыслителем эпохи Средневековья. Его философия


Сократический метод. Сократ был мастером устного общения и анализа, цель которого — с помощью слова обнажить то, что скрыто за покровом сознания. Подбирая определенные вопросы, Сократ помогал собеседнику приоткрыть эти покровы. Такой тип диалога впоследствии стали называть сократическим методом. Этот метод ведения беседы заключается в том, чтобы с помощью специальных вопросов вначале поставить под сомнение истинность их знаний, а затем достичь этой истины обнаружением противоречий в утверждениях противника, их сталкиванием и таким образом нахождением нового, более надежного знания.

Значение идей Сократа для дальнейшего развития психологии как науки. Сократ в своем методе диалога обозначил такие идеи, которые впоследствии сыграли важнейшую роль в психологических исследованиях мышления. Во-первых, работа мысли изначально носила характер диалога. Во-вторых, она ставилась в зависимость от задач, создающих препятствие в ее привычном течении. Именно е такими задачами ставились вопросы, вынуждая собеседника обратиться к работе собственного ума. Оба признака — диалогизм, предполагающий, что познание изначально социально, и детерминирующая тенденция, создаваемая задачей, — стали в XX в. основой экспериментальной психологии мышления.
Психологические идеи Платона
Процессы познания. Платон сделал акцент не на внешнем диалоге, как было у Сократа, а на внутреннем, предполагающем, что душа в процессе мышления спрашивает саму себя, сама же отвечает, утверждает и отрицает. Этот феномен известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс ее происхождения из речи внешней (социальной) получил название интериоризации (от лат.
«интериор» — внутренний). Всякое знание есть воспоминание душой тех идей, которые она познала во время пребывания в мире идей, до того, как соединилась с телом, т. е. на основе ассоциаций; таким образом, изучать надо свою душу, и в ней истинное знание.
Чувственное познание отделено от рационального. Чувственное познание, отражая материальный мир, дает человеку лишь вторичное, несущественное знание, так как отражает не подлинный мир идей, а кажущийся мир вещей. Оно дает промежуточное мнение между знанием и незнанием и является низшим видом знания. Поэтому истинным может быть только то познание, которое проникает в саму суть, в мир идей.
Психологические идеи Аристотеля Трактат «О душе»
Аристотель (384/383 — 322/321 до н. э.) впервые систематизировал все знания о природе человека от истории вопроса до анализа мнений предшественников и построения на этой основе своей теории. Главная функция души — это реализация биологического существования организма, в котором телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа — это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. После смерти душа возвращается в эфир пространства, т. е. имеет божественное начало, приходящее в тело в момент рождения. Способности души рассматриваются через ее уровни.
1. Вегетативный уровень характерен для растений и содержит в себе способности к движению в смысле питания, роста и упадка.
2. Чувственный уровень преобладает в душах животных, и его главными способностями являются чувства и ощущения.
3. Разумный (высший) уровень присущ лишь человеку, основными являются способности к размышлению.
Выделяются следующие познавательные способности души: Восприятие, Осязание, Память

Психологические идеи древней Греции

Время расцвета античной культуры ознаменовало существенный скачок в развитии знаний о психике человека. В результате философских поисков древнегреческих мыслителей был создан фундамент, необходимый для дальнейшего развития психологического знания.

Фалес (624-547 гг. до н.э.) полагал, что первоосновой мироздания является вода, так как именно из воды Бог сотворил мир. Фалес наделял душой все предметы, считая, что душа — это особое состояние воды. Фалес предполагал, что главной характеристикой души является её способность придавать движение телу. Милетский мудрец считал, что душевные способности обусловлены состоянием организма (здоровое тело обладает большими душевными возможностями).

Анаксимандр (610-547 гг. до н.э.) преодолел влияние идей своего учителя Фалеса и пришёл к выводу о том, что первоосновой мироздания является апейрон — особое состояние материи, не имеющее качественной определённости. По мнению Анаксимандра, душа является одним из состояний апейрона. Им были высказаны идеи эволюционного развития живых существ: из влаги под влиянием солнечного света появились растения, из растений животные, а человек произошёл от рыб.

Гераклит Эфесский (530-470 гг. до н.э.), первоосновой всех вещей считал огонь. Гераклит ввёл в научный обиход понятие атома — мельчайшей, невидимой глазом частицы. Душу он представлял как материальную субстанцию, состоящую из подвижных атомов огня, которые предают активность инертному телу. Гераклит считал, что во сне ослабевает связь с внешним миром, а в момент смерти эта связь рвётся. По мнению Гераклита, человек и все окружающие его предметы подвержены изменению. Главной задачей человека является познание самого себя, своей «психеи» (души), что позволяет человеку постигнуть «Логос» (закон), дарующий ходу вещей гармонию.

Важный вклад в развитие психологического знания в античной Греции внесли известные врачи Эмпедокл и Гиппократ.

Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н.э.) разработал оригинальное учение о «четырёх корнях», в рамках которого он развил идею о том, что первоосновой бытия являются четыре стихии природы: огонь, вода, воздух и земля, сочетание которых формирует мироздание. Немаловажную роль в процессе формирования мира играют, по мнению Эмпедокла, так называемые мирообразующие силы: Любовь и Вражда.

Эмпе-докл считал, что важную для психической жизни роль играет кровь, которая выступает в качестве носителя душевных функций. Центральным органом, ответственным за циркуляцию крови, является сердце. Особенности крови (температура, густота) связаны со спецификой деятельности человека (например, у мудреца наиболее продуктивно кровью снабжается мозг, у оратора — язык).

Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) пришёл к выводу о том, что причиной болезни и здоровья человека является пропорция, в которой смешаны в организме различные «соки»: кровь, слизь, жёлтая желчь и чёрная желчь. Вышеупомянутая пропорция получила название темперамента. Названия темпераментов прочно вошли в употребление и используются по настоящее время: сангвинический тип темперамента — преобладает кровь, флегматический тип темперамента — преобладает слизь, холерический — преобладает жёлтая желчь, меланхолический — чёрная желчь. Гиппократом была высказана идея о существовании связи между состоянием здоровья человека и спецификой политической системы.

Гиппократ вошёл в историю психологической науки как разработчик одной из первых научных типологий.

Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.) получил прекрасное образование, много путешествовал и считался первым энциклопедическим умом среди греков. Демокрит считал, что целью жизни человека является спокойное расположение духа и гармония с природой. Демокрит считал, что основой мироздания являются не стихии, а микроскопические образования — атомы. Из атомов состоят предметы, тела и души, причём души состоят из круглых, наиболее подвижных атомов, которые придают активность инертному телу. Высказав идею о том, что после смерти тела атомы души рассеиваются в воздухе, Демокрит сделал вывод, что смертно не только тело, но и душа. В организме человека атомы души локализуются в области головы, печени и сердца. Движение атомов души в области головы обусловливает протекание познавательных процессов. Движение атомов души в области сердца обеспечивает соответствующий эмоциональный фон, а перемещение атомов души в область печени детерминирует потребности человека.

Демокрит, разработав теорию познания, предположил, что познавательный процесс состоит из двух компонентов — ощущения и мышления. Процесс познания окружающего мира организован следующим образом: атомы души, локализующиеся в органах чувств, соприкасаются с микроскопическими копиями (эйдолами) всех окружающих предметов — происходит ощущение, а с помощью мышления человек способен понять сущность вещей. Демокрит полагал, что все поступки человека причинно обусловлены.

Своего наивысшего расцвета древнегреческая философия достигла в учениях Сократа, Платона и Аристотеля, идеи которых оказали огромное влияние на развития психологического знания.

Сократ (469-399 гг. до н.э.), древнегреческий философ, об учении которого известно из трудов Платона и сочинений Аристофана, так как Сократ не записывал свои рассуждения. По мнению великого афинянина, любое знание относительно («Я знаю, что я ничего не знаю»). Сократ стремился осмыслить истинное предназначение философии, каковым, по его мнению, является самопознание как путь к постижению истинного блага и счастья.

По мнению Сократа, у человека есть три основные добродетели, главной из которых является умеренность — способность обуздывать страсти. Только обуздав свои страсти, человек способен подняться над природой. Две другие добродетели — это храбрость и справедливость. Под храбростью Сократ понимал знания, необходимые для преодоления опасностей, а под справедливостью — знания, с помощью которых человек научается соблюдать законы. Сократ считал, что люди, не умеющие управлять собой, не способны управлять другими людьми.

Сократ был мастером устного общения, в ходе которого он стремился помочь своим собеседникам найти «самих себя» посредством метода «сократической» беседы. При беседе с очередным своим оппонентом Сократ подбирал вопросы, с помощью которых стремился обнажить скрытое под покровами сознания. Сначала собеседнику задавались вопросы, с помощью которых Сократ вызывал у оппонента сомнения в истинности его суждений, а затем, демонстрируя очевидность вскрытых противоречий, Сократ помогал собеседнику найти новое знание. Сократ первым начал рассматривать душу как источник нравственности, под которой подразумевал благо, совершаемое человеком.

Судьба Сократа трагична. В преклонном возрасте он был обвинён в «развращении умов» и «проповеди новых божеств» и приговорён к смерти. Будучи убеждённым в том, что выбранная цель определяет поведение человека, Сократ мужественно принял свою смерть, выпив чашу с ядом.

Платон (427-347 гг. до н.э.), древнегреческий философ. Став учеником Сократа, он всю жизнь посвятил развитию идей учителя. Платон — автор более 30 философских произведений, среди которых: трактат «Государство», диалоги «Федон», «Парменон», «Лазет», «Лисий» и др.

Платон высказал идею о том, что подлинным бытием является мир идей, а не материальный мир. Материальный мир — это небытие, проходящее и смертное. Материальный мир сотворен Богом из четырёх стихий: огня, земли, воздуха и воды. Существует также и мир чувственных вещей, который является результатом проникновения бытия в небытие. Тело человека смертно, а душа, являясь бессмертной, пребывает в нём временно. Для доказательства бессмертия души Платон использовал следующие аргументы: во-первых, трансформация живого в неживое и обратно возможно только при наличии душ, которые вселяются в рождающееся тело, то есть душа вечно существует до рождения и после смерти; во-вторых, знания человека есть результат припоминания душой того, что она знала в своих предыдущих рождениях, а если душа существует до рождения, значит, она должна существовать и после смерти; в-третьих, вне тела душа пребывает в божественном мире идей, то есть душа богоподобна и подчиняет себе всё телесное, а будучи божественной, душа вечна и бессмертна; в-четвертых, в любое тело душа привносит жизнь, а привносящее жизнь не приемлет смерти.

Платон, разрабатывая проблему души, обратил внимание на конфликтную сущность функционирования человека, о чём красноречиво свидетельствует миф Платона о вознице, который управляет колесницей, запряжённой двумя конями: чёрным, символизирующим вожделеющую часть души, непокорным и нуждающимся в постоянном контроле, и белым, символизирующим страстную часть души, благородным и послушным. Сам возница символизирует разумную часть души, он управляет колесницей, ищет правильный путь. Разумная часть души локализуется в голове, страстная — в груди, а вожделеющая — в брюшной полости.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) был сыном придворного македонского врача. Воспитывал Александра Великого (Македонского). Несмотря на тот факт, что Аристотель прошёл школу Платона, он сумел преодолеть взгляды Платона на природу души. Впервые в античности Аристотелем была проведена граница между неодушевлёнными и одушевлёнными телами. По мнению Аристотеля, душа — это способ организации живого тела. Для определения сущности души Аристотель использовал термин «энтелехия», под которым подразумевал функциональный аспект существования тела. Аристотель выделял три уровня развития души: растительный (вегетативный), животный (чувственный) и человеческий (разумный). Третий уровень развития души присущ только человеку, что позволяет человеку размышлять. Веществом — носителем души по Аристотелю является пневма, которая вырабатывается в крови, а центральным органом души является сердце. Разрабатывая проблему души, Аристотель пришёл к выводу, что отделить душу от тела нельзя. Тем самым он отверг получившую в то время признание идею о жизни души до рождения и после смерти.

Разрабатывая проблему темперамента, Аристотель высказал идею о том, что активность человека детерминирована свойствами крови: сангвиники — носители лёгкой крови, холерики — носители тёплой крови, флегматики — жидкой, а меланхолики являются носителями тяжёлой крови.

Аристотель полагал, что наиболее важным ощущением у человека является осязание, которое необходимо для жизни, остальные ощущения необходимы человеку для удовольствия. Познание окружающего мира осуществляется с помощью органов чувств, центральным из которых является «общее чувствилище», обеспечивающее синтез ощущений. Давая толкование сущности процесса памяти, Аристотель предположил, что воспоминание — это результат связей между настоящим и прошлым (фактически речь идет об ассоциации). Познание по Аристотелю — это развивающийся процесс, в котором он выделял четыре этапа: 1) ощущение, 2) представление, 3) опыт и 4) наука.

Аристотелем была детально разработана проблема аффектов, под которыми он подразумевал состояние человека, вызванное страданием вследствие какого-либо воздействия. К аффектам он относил влечения, страх и гнев, полагая, что именно аффекты обуславливают особенности поведения человека.

Научная система стоицизма (IV век до н.э. — 529 г. н.э.) возникла и успешно развивалась под влиянием наследия Аристотеля, просуществовав до 529 года н.э., когда император Юстиниан наложил запрет на функционирование философских школ. Основоположником школы стоиков был Зенон (336-264 гг. до н. э.). Наиболее известные представители системы стоицизма — Клеанф, Хризипп, Персей, Аристон, Диоген.

Стоики постулировали идею «пневмы» («творческого огня») как активной мирообразующей силы. В мире всё возникает в результате столкновения активного и пассивного начал. Активность пневмы реализуется на четырёх уровнях Космоса:

  1. уровень неживой природы — активность пневмы минимальна;
  2. растительный уровень — пневма более активна, что позволяет обеспечить рост растений;
  3. животный уровень — активность пневмы существенно возрастает, что обусловливает проявление чувственности и побуждений;
  4. человеческий уровень — максимальное проявление пневмы, воплощающееся в человеческой душе.

Стоиками выделялось восемь способностей души, среди которых:

  1. способность к размножению;
  2. способность речи;
  3. способность видеть;
  4. способность слышать;
  5. способность ощущать вкус;
  6. способность осязать;
  7. способность обонять;
  8. гегемоникон — ведущая способность души, связанная с переработкой впечатлений и производством понятий.

Механизмом, с помощью которого гегемониконом производятся общие понятия, является механизм ассоциации.

Стоики активно разрабатывали учение об аффектах, полагая, что аффекты противостоят человеческому разуму, принося ему лишь вред («порчу разума»). Ими выделялось четыре основных вида аффектов: 1) печаль; 2) страх; 3) вожделение и 4) удовольствие. По мнению стоиков, человек является рабом своих аффектов (страстей), а смыслом жизни каждого человека должна стать победа над своими страстями.

12 лучших произведений Сократа

Сократ (ок. 469–399 до н. э. ) известен как один из основателей западной философии, однако сохранилось очень мало записей о его жизни и деятельности. Из немногих имеющихся у нас записей многие относятся к его рациональному мышлению и важным открытиям, которые он сделал, таким как эпистемология. Он дал свое имя знаменитому сократовскому методу допроса, также известному как elenchus.

Пожалуй, самая известная цитата Сократа: «Единственное, что я знаю, это то, что я ничего не знаю».

1. Техника Сократа

Наиболее важным вкладом Сократа в западную философию была его техника аргументации, известная как техника Сократа, которую он применял ко многим вещам, таким как истина и справедливость. Это описано в «Сократических диалогах» Платона. Проблема будет разделена на серию вопросов, ответы на которые постепенно приводят к желаемому результату.

Техника Сократа — это негативная стратегия постепенного опровержения нежелательных теорий, оставляющая вам наиболее логичную. Он направлен на то, чтобы заставить человека проанализировать свои собственные убеждения и оспорить законность таких убеждений.

Нельзя недооценивать важность этой стратегии, благодаря которой Сократ получил титул «отца политической философии, морали и хорошей логики». Сократовскую технику часто рассматривают как неотъемлемую часть американской правовой системы.

2. Философские убеждения

Убеждения Сократа, отличные от убеждений Платона, трудно определить, поскольку существует мало веских доказательств, разделяющих их. Подавляющее большинство «обменов» Платона могут быть просто мыслями Сократа, переосмысленными Платоном, и некоторые исследователи считают, что Платон адаптировал сократовский стиль, чтобы Сократа и других персонажей было трудно узнать. Другие утверждают, что у него были свои собственные гипотезы и убеждения.

Поэтому трудно отделить Сократа и его работу от работы Платона, и необходимо всегда помнить, что работа Сократа может быть приписана Платону и наоборот. Проблема еще больше запутывается, потому что Сократ был известен тем, что ставил вопросы и не давал ответов, предпочитая, чтобы другие делали свои собственные выводы.

3. Парадоксы Сократа

Значительное количество верований, обычно приписываемых Сократу, намеренно сбивают с толку, поскольку представляют идеи, которые на первый взгляд кажутся противоречивыми. Это так называемые парадоксы. Самый известный парадокс: « Я знаю, что ничего не знаю ».

В этом парадоксе Сократ утверждает, что он ничего не знает, но если это так, то как он вообще может знать, что ничего не знает.

Выражение «уловка 22» применимо ко всем парадоксам Сократа, как к проблемам, которые нелегко решить, так как они не имеют очевидного ответа.

4. Обучение

Парадокс «Я знаю, что ничего не знаю» введен в «Апологии» Платона и является указанием на самосознание Сократа, поскольку он исповедует собственное незнание. Сократ считал, что для того, чтобы прийти к заключению, человеку нужно подойти к нему с «мыслью, чувством, суждением, жизнеспособным знанием [и] благоразумием». Он также считал, что плохое поведение было результатом невежества, а те, кто совершал ошибки, делали это потому, что не знали лучшего.

Единственная вещь, о которой Сократ говорил, что знает, была «особенность привязанности». Это связано со словом erôtan, что означает задавать вопросы, показывая, что Сократ связывал идеи любви и задавая вопросы о ней.

Он заявляет, что обладает проницательностью во время Апологии, в которой он говорит, что проницателен «в ограниченном чувстве человеческой мудрости». Сократ вообще сомневался, что люди, в отличие от богов, могут достичь истинного знания. С одной стороны, он говорил, что существует грань между человеческим невежеством и совершенной ученостью; с другой, он показывает стратегию достижения знания через речь Диотимы в «Пире» Платона и в «Аллегории пещеры в Республике».

5. Праведность

Сократ считал, что люди должны стремиться к добру, а не к материальным интересам, таким как богатство. Он призывал других больше сосредотачиваться на товарищеских отношениях и установлении связей с другими людьми, потому что считал, что это идеальный путь для людей, чтобы объединиться в группу. Он подтверждает эту идею, когда спокойно принимает свой смертный приговор. Вместо того, чтобы бежать, чтобы жить в одиночестве и в изгнании, он принимает наказание от общества за то, что идет против общих убеждений населения.

Во многих своих учениях Сократ сосредоточил внимание на этике и морали. Эти идеалы говорили об основных характеристиках, которыми должен обладать человек, главными из которых были философские или научные достижения. Он заявил, что «неисследованная жизнь не заслуживает того, чтобы жить, [и] моральное воздержание — главное, что имеет значение».

6. Правительственные вопросы

Сопротивление Сократа системе, основанной на голосовании, часто оспаривается, и этот вопрос часто задают во время философских дискуссий, когда пытаются установить, во что именно Сократ верил и во что не верил. Наиболее убедительным доказательством того, что Сократ не верил в демократию, является «Государство» Платона, хотя это обычно рассматривается как рассказ из вторых рук через «обмены». В «Апологии» Платона видно, что Сократ не занимается обычными законодательными вопросами, часто заявляя, что он не может советовать людям, как проживать их жизнь, когда он еще не видел, как прожить свою собственную.

Мысли Сократа о демократии — одна из тем, подчеркнутых в пьесе Эндрю Дэвида Ирвина «Сократ на суде» 2008 года. Ирвин утверждает, что как прямой результат его веры в правление афинского большинства, Сократ был счастлив признать решение своих сограждан. Как говорит Ирвин: «В период войны и невероятных социальных и научных перемен Сократ чувствовал себя вынужденным прямо выражать свои взгляды, мало обращая внимания на результаты.

Впоследствии его помнят и сегодня не только за его острый ум и высокие нравственные принципы, но и за стойкость мнения о том, что в избирательной системе идеальный путь для человека состоит в том, чтобы служить себе, своим товарищам и свой город — несмотря на военное время — сохраняя верность истине и свободно говоря о ней».

7.

Лучше потерпеть несправедливость, чем совершить ее

Сократ возмущает Полуса аргументом, что лучше потерпеть несправедливость, чем совершить ее. Полус утверждает, что, хотя совершать несправедливость плохо, еще хуже терпеть ее.

Сократ утверждает, что один плохой поступок повлечет за собой другой, гораздо худший, а это плохо для души человека. Плохой поступок подрывает дух, и поэтому это худшее оскорбление, которое человек может совершить против самого себя.

Далее Сократ говорит, что если вы совершаете преступление против другого, лучше искать наказания, чем уклоняться от него, потому что наказание очистит или очистит дух.

8. Человеческая мудрость

Идея человеческого знания является ключевой темой Апологии, хотя, возможно, она еще не раскрыта полностью. Человеческая мудрость Сократа перед пророком Аполлона ставится под сомнение его утверждением, что он никоим образом не был осведомлен, утверждая, что человеческое понимание может доходить только до «философии».

Сократ продемонстрировал человеческое понимание перед пророком, потому что он олицетворял знание, хотя и не осознавал этого. Это утверждение подтверждается вызовами, поставленными в «Апологии», в частности вопросом: почему Сократ продолжал искать знания, которые, по его мнению, было трудно приобрести?

9. Сократовские дебаты и базовые рассуждения

Мастерство сократовских дебатов связано с базовыми рассуждениями, потому что способность обсуждать предмет требует обдуманного мышления и рассуждений. Сократ верил в необходимость изучения самого процесса обучения и разработки того, как его проводить.

Основные и интеллектуальные рассуждения сосредоточены на том, что следует принять или сделать по теме. Сократовские дебаты добавляют дополнительное измерение мысли к базовым рассуждениям, концентрируясь на глубине и аргументах и ​​исследуя реальность или подлинность мысли.

Сократ утверждал, что отсутствие информации не обязательно плохо, и ученики должны попытаться понять то, чего они не знают, посредством рассуждений и базового мышления.

Основные рассуждения и сократовские дебаты ищут значимость и истину. Основные рассуждения позволяют человеку проверять, оценивать и, возможно, восстанавливать или перенаправлять свои рассуждения. Поучительный реформатор Джон Дьюи определил это как разумную просьбу, «в которой ученый переворачивает предмет в душе, уделяя ему искреннее и постоянное внимание». Сократовские дебаты позволяют человеку заниматься самосогласованным, сдержанным исследованием для достижения этой цели.

10. Этика Сократа

Акцент Сократа на морали имел определенную цель. Он ожидал, что философия вызовет изменение в состоянии ума и критической деятельности людей, что окажет более широкое влияние на мир.

Мы часто видим Сократа только глазами других, но и его товарищи (например, Платон и Ксенофонт), и противники (например, Аристофан) согласны с тем, что он думал, что человек может влиять на общество в целом своими решениями.

Он также считал, что эта теория применима в нашей повседневной жизни. Центральный вопрос Сократа «Что нам делать?» может использоваться в любых обстоятельствах, когда необходимо принять решение, и применяется повсеместно.

11. Сократовская ирония

Сократическая ирония – это процесс, используемый в сократовском методе обучения. Это включает в себя человека, занимающего позицию невежества, чтобы побудить других делать утверждения, которые затем можно оспорить. Таким образом, Сократ мог утверждать, что его противники были хорошо осведомлены, и преуменьшать собственное понимание, делая вид, что он не знает ответа на поставленный вопрос.

12. Забота о душе

Сократ обнаружил, что часто человек озабочен мыслями о деньгах, славе или внешнем виде и игнорирует дух. Он считал, что задача, поставленная перед ним богами, состоит в том, чтобы напомнить людям о важности души или духа. Он утверждал, что богатство не ведет к величию, но быть хорошим гражданином ведет к богатству для всех.

Сократ считал, что забота о душе должна распространяться на весь город Афины и что боги предложили ему город как благословение и помощь в его улучшении. Поэтому он утверждал, что это доказывает, что он работал не против богов, а для них.

Сократ сравнивал себя со слепнем, постоянно пытающимся разбудить сонный город и побудить его к действию. Он считал, что без философских дебатов правительство большинства окажется несвежим, самодовольным и окажется в опасности причинить вред себе и народу.

Сократ считал своим долгом противостоять людям и бросать им вызов, чтобы они могли начать проверять себя.

Почему методы Сократа так важны

«Ибо философия начинается с удивления». Сократ полагал, что это и есть отправная точка мышления — задуматься о предмете мысли. Удивляться — значит изумляться, питать сомнения и любопытствовать. Мы начинаем задаваться вопросом, затем в диалоге мы можем исследовать нашу тему и прояснить наши идеи.

Обучение происходит, когда нам любопытно. Что Вы хотите знать? Что вы хотите лучше понять в своей жизни? Сделав этот первый шаг и просто задумавшись об этом, вы на пути к самопознанию и обретению истины. Вся цель диалогов Сократа состояла в том, чтобы продемонстрировать необходимость думать самостоятельно. Мышление для Сократа определялось как диалог разума с самим собой.

Бюст Сократа

Источник: Le balze, ninfeo 15 socrate

Древнегреческий философ Сократ считается основателем западной философии. В юном возрасте у него развился философский склад ума, и он делал самые раздражающие вещи — ходил и задавал вопросы совершенно незнакомым людям. Он смиренно задавал вопрос, пытался вмешаться, а затем смотрел, можно ли оставить каждого еще более мудрым после того, как он провел дискуссию. Его цель состояла в том, чтобы найти систематическое обоснование, которое оживляет то, как мы говорим об идее. Что делает его таким ценным? Почему так ценится?

Поиски мудрости и истины заключались в активности диалога. Именно в расспросах, поисках и вовлечении можно было узнать свои истинные убеждения и добраться до сути вопроса о проблемах, которые терзали душу. Исследовательская, разговорная позиция позволяет выдвигать подразумеваемые мнения, а затем подвергать сомнению обоснованность этих взглядов.

Недавно во время ужина с подругой она призналась, что ей плохо на работе. Ее босс, казалось, не заботился о своих обязанностях и не относился к ним серьезно. Моей подруге оставалось наверстать упущенное и разобраться с необходимыми ловушками невнимательного начальника. Это поставило ее в шаткое положение и причинило большой дискомфорт.

Я спросил ее, как вы определяете свою должность? Какова ваша обязанность перед этой должностью, и предполагала ли она выполнение работы ее босса? Ну нет, ответила она, но как же я не могу? Это моя обязанность, потому что я считаю, что другим следует предоставлять надлежащую информацию. Проблема заключалась в том, что ее целью было попытаться заставить своего босса выполнить свой долг, а этого не должно было случиться. Это было подразумеваемое убеждение, что выполнение роли ее босса каким-то образом разбудит его, чтобы он исполнил ее сам. Он, скорее всего, не собирался волшебным образом меняться. Если бы она могла помогать другим, но при этом признавая, что это не изменит настроения ее босса, она могла бы продолжать отстаивать свои принципы. Для нее помощь другим была ее самой ценной ролью на работе, и она хотела продолжать это делать.

Диалог с другом или самим собой может сделать убеждения, невысказанные знания и убеждения явными. Они выносятся на поверхность и могут быть исследованы на предмет их ценности и важности. Некоторые принципы могут быть отброшены в сторону, и нам может быть позволено смело продвигать новые идеи, которые принесут нам больше пользы.

Сократ открыл, что при обсуждении и анализе идеи раскрывается сама природа понятия. Но иногда ответ не раскрывался. В диалоге «Лисий» Сократ и двое молодых людей принимают вызов и пытаются ответить, что такое дружба? Они ведут оживленную дискуссию, но никогда не отвечают на вопрос. Но это было вполне приемлемо для Сократа, потому что он заставлял их заниматься чем-то гораздо более важным, он побуждал их думать самостоятельно. Им было предложено исследовать свой внутренний мир и проанализировать свою жизнь, чтобы сделать ее более значимой. Именно таким образом Сократ остается величайшим учителем, которого когда-либо знал мир.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *