К томас конфликтология – 3. . —

Тест Томаса: типы поведения в конфликте

Конфликты между людьми возникают неизбежно. Невозможно найти двух человек, мнения которых бы полностью совпадали.

С одной стороны, это плохо, а с другой — наличие нескольких точек зрения на ситуацию позволяет оценить ее с разных сторон и найти самое оптимальное решение возникшей проблемы или задачи. Как это ни парадоксально, но правильное разрешение конфликта способно даже укрепить и улучшить отношения между людьми.

Поведение в конфликтной ситуации

Чтобы правильно преодолеть конфликтную ситуацию, необходимо выбрать оптимальную линию поведения, но это совсем непросто. Как правило, каждому человеку присуща только одна определенная линия, которую он предпочитает не менять.

Вопросом поведения человека в конфликтных ситуациях плотно занимался американский психолог Кеннет Томас. Он оценивал поступки людей по двум критериям:

  • Насколько человек стремится отстоять собственные интересы в споре (напористость).
  • Насколько человек склонен учитывать интересы других (сотрудничество).

В результате долгих исследований психологу удалось выделить пять стандартных типов поведения человека в ситуации конфликта. Впоследствии в соавторстве с Ральфом Килманом он разработал специальный тест Томаса-Килмана, позволяющий определить, какая из этих моделей поведения наиболее характерна для того или иного человека.

Описание методики

Во многих источниках этот опросник часто называют кратко — тест Томаса. Описание его займет всего несколько строк.

Каждый из пяти способов реагирования на конфликт описан с помощью 12 суждений, а они, в свою очередь, в произвольном порядке сгруппированы в 30 пар. Испытуемому предстоит выбрать из каждой пары утверждений одно, кажущееся ему наиболее верным.

Текст самого опросника широко известен и найти его не составит труда. При всей своей простоте тест Томаса, результаты которого могут оказаться совершенно неожиданными, способен принести ощутимую пользу и значительно облегчить понимание сильных и слабых сторон личности.

Интерпретация результатов

Ключом к тесту является специальная таблица, с помощью которой можно определить, к какому типу поведения при конфликте наиболее склонен испытуемый. Узнав этот тип, можно легко предсказать, как будет развиваться конфликт и что нужно предпринять для его скорейшего разрешения.

Методика Томаса предполагает, что каждый человек склонен поступать в конфликтной ситуации по одному из пяти сценариев. Для особой наглядности их можно сравнить с манерой поведения того или иного животного:

  • Акула – соревнование, конкуренция.
  • Плюшевый мишка – приспособление, стремление уладить конфликт.
  • Черепаха – уклонение от конфликта, его избегание.
  • Лиса – компромисс.
  • Сова – сотрудничество.

Каждый из этих сценариев имеет свои положительные и отрицательные стороны, и все они не универсальны, то есть не могут конструктивно влиять на все без исключения конфликтные ситуации.

Соревнование

Человек-«акула» во всем склонен следовать исключительно своим интересам, абсолютно не интересуясь мнением окружающих. Он не признает компромиссов и считает, что победа одного всегда означает полное поражение другого. Стремясь достичь своей цели, такой человек, не задумываясь, пойдет по головам. В его арсенале могут быть даже не совсем законные и этичные действия, он легко может решиться на обман, подлог или провокацию. «Акула» всегда стремится обладать всей полнотой информации о противнике, но никогда не будет заботиться о его добром имени или душевном комфорте.

Такая линия поведения может быть оправдана лишь в ничтожном количестве случаев. Чаще всего это случается в острых кризисных ситуациях, когда некий облеченный определенными полномочиями человек должен очень быстро навести порядок и представить какой-либо результат. Во всех остальных случаях поведение «акулы» неприемлемо и может быстро разрушить любые долгосрочные отношения — как рабочие, так и личные.

Такие опасные склонности легко поможет выявить тест Томаса. Конфликтное поведение человека является серьезной проблемой для окружающих, а значит, в общении с ним нужно будет соблюдать особую осторожность.

Приспособление

Полной противоположностью «акуле» выступает «плюшевый мишка». Человек, склонный к подобному типу поведения, легко может поступиться своими интересами в угоду сопернику. Как правило, это удел людей с заниженной самооценкой, искренне считающих, что их мнение не стоит учитывать.

Такая линия поведения может оказаться удачной в том случае, если предмет спора не имеет большого значения. Уступая сопернику, можно сохранить с ним дружеские отношения, и последствия конфликта будут минимальны. Однако отказ от отстаивания своих интересов в каком-либо важном споре может негативно повлиять на события жизни самого человека. Он рискует потерять уважение окружающих и прослыть бесхребетным. Такие люди часто становятся объектами для манипулирования.

Если тест Томаса выявляет склонность к приспособлению, человеку необходимо срочно начать работать над своей самооценкой, с ее повышением изменится и поведение.

Избегание

Люди-«черепахи» терпеть не могут конфликтов, а потому всячески стараются отложить или избежать выяснения отношений. Эта позиция характеризуется не только неспособностью отстаивать свои интересы, но и крайним невниманием к интересам других. Такой человек предпочитает спрятаться от проблемы, а не пытаться решить ее. Причиной тому служит неуверенность в себе и комплекс жертвы.

Этот вариант поведения можно оправдать, если причина конфликта незначительна для обеих сторон. В любых же серьезных ситуациях он может привести к дальнейшему росту непонимания между людьми и еще большему накоплению взаимных претензий. Такое тягостное для обеих сторон затяжное противостояние рано или поздно заканчивается взрывом эмоций и бурным выяснением отношений. Печальные последствия этого могут быть необратимы.

В случае если тест Томаса показал такой результат, человеку следует быть смелее и не страшиться проблем. Важно понять, что исчезает только решенная проблема, нерешенная же лишает человека сил и делает его жизнь абсолютно невыносимой. Спрятаться от этого нельзя.

Компромисс

Хитрые «лисы» всегда пытаются договориться с противником. Однако частичное удовлетворение требований обеих сторон, как правило, не приводит к завершению конфликта и служит лишь передышкой.

Слабым местом позиции компромисса является ее полная зависимость от позиции соперника, и если он не готов поступиться даже самой малой частью своих интересов, «лиса» неизменно окажется в проигрыше. Может случиться и так, что противная сторона излишне завысит свои требования, а потом «великодушно» поступится ими до необходимого ей на самом деле уровня. Именно поэтому, прежде чем идти на компромисс, необходимо обладать всей возможной информацией о предмете спора, чтобы не оказаться у разбитого корыта.

Людям, тестирование которых показало такой результат, следует быть более решительными и прямолинейными в отстаивании собственных интересов.

Сотрудничество

Наиболее оптимальный способ разрешить спор – найти такое решение, которое бы полностью удовлетворило претензии обеих сторон. Для этого нужны несомненные дипломатические способности и мудрость. Именно поэтому людей, склонных к такой линии поведения, условно назвали «совами».

Люди-«совы» предпочитают не увлекаться внешней стороной конфликта, а стараются понять его глубинную причину. К тому же они умеют быть честными со своим оппонентом и прекрасно приспосабливаются к его манере общения. Благодаря такой тактике они легко превращают противника в партнера, а конфликт быстро улаживается путем конструктивных переговоров.

Если тест Томаса показал этот результат, человека можно смело поздравить. В его жизни не должно быть каких-либо крупных ссор и конфликтов, а собственная проницательность поможет ему добиться очень многого.

Значение тестирования

Тест Томаса-Килмана часто используют для тестирования сотрудников при приеме на работу. По его результатам легко судить о поведении в целом. Методика Томаса позволяет оценить, какую позицию человек выберет в отношениях с коллегами и начальством. Также эта информация даст представление о том, как появление новичка повлияет на общую атмосферу в коллективе.

Пройти тест Томаса будет полезно всем. Он поможет трезво оценить собственное поведение и понять, что именно мешает успешно разрешать споры и оставаться в хороших отношениях с окружающими.

fb.ru

Стратегии поведения в конфликте. Практикум по конфликтологии

Стратегии поведения в конфликте

Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Килменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны.

В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю…?», «Что я потеряю…?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника…?» и т. д. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс; уступка или сотрудничество). Часто бывает так, что отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.

Оценка интересов в конфликте – это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса-Килмена она соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы.

Графически двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса-Килмена представлена на рис. 5.1.

Рис. 5.1. Двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса-Килмена

При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

1) содержания предмета конфликта;

2) ценности межличностных отношений;

3) индивидуально-психологических особенностей личности.

Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

На основе вышеизложенного представляется возможным дополнить двухмерную модель Томаса-Килмена третьим измерением – ценностью межличностных отношений (МЛО). Схематически она представлена на рис. 5.2.

Рис. 5.2. Трехмерная модель стратегий поведения в конфликте

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Пять способов регулирования конфликтов К.Томаса

МЕТОДИКА К.Томаса.

«Определение доминирующего стиля поведения личности в конфликтных ситуациях»

 

Этот тест адаптирован Н.В. Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К.Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам, указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», в соответствии с которым подразумевается, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работали в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К.Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К.Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение?

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К.Томас считает применимой двумерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.

В соответствии с этими двумя основными измерениями К.Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

1) соревнования (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2) приспособление, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

3) компромисс;

4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей;

5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

 

Пять способов регулирования конфликтов К.Томаса

 

 
 

Напористость *Соревнование *Сотрудничество

(внимание к *Компромисс

своим интересам)*Избегание *Приспособление

 

Кооперация

(внимание к интересам другого)

 

К.Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

Цель: выявление стиля поведения.

Порядок исследования: опросник состоит из 12 суждений о поведении индивида в конфликтной ситуации, которые в различных сочетаниях сгруппированы в 30 пар. Респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Тест возможно использовать в групповом варианте как в сочетании с другими тестами, так и отдельно. Затраты времени — не более 15-20 мин.

Инструкция: «Вашему вниманию предлагается 30 утверждений, касающихся поведения человека в конфликтных ситуациях. Прочтите последовательно каждое из них и выберите то, которое соответствует Вашему представлению о своём поведении в конфликтной ситуации».

 

Текст опросника

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3. А. Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стараюсь определить то, в чем состоят все интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12.А. Зачастую я стараюсь избегать занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б.

Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. А. Я стараюсь не задеть чувства другого.

Б. Я стараюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю другому возможность остаться при своем мнении, если он тоже идет мне навстречу.

19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы решить его окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания другого.

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

 

 

Бланк опросника

 

А В А В А в
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        

Ключ к тесту

1. Избеганиеэто отсутствие стремления к сотрудничеству, но одновременно с этим нет и стремления к достижению своих целей; участники (или один из них) делают вид, что конфликта вообще нет, игнорируют его (1А, 5Б,6А, 7А, 9А, 12А, 15Б, 17Б, 19Б, 23А, 27А, 29Б).

2. Уступчивость— принесение своих интересов в жертву другому, согласие на свой проигрыш ради сохранения хороших отношений (1Б, ЗБ, 4Б, 11Б, 15А, 16А, 18А,21А, 24А, 25Б, 27Б.30А).

3.Компромиссобмен взаимными частичными уступками. Оба участника частично выигрывают, но и частично вынуждены отказаться от своих целей, что сохраняет напряженность и может привести к возобновлению конфликта (2А, 4А, 7Б, 10Б, 12Б, 13А, 18Б, 20Б, 22А, 24Б,26А, 29А).

4. Соперничество — стремление добиться своего в ущерб другому и во что бы то ни стало (ЗА, 6Б, 8А, 9Б, 10А, 13Б,14Б, 16Б, 17А, 22Б, 25А, 28А).

5.Сотрудничество— совместный поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обоих участников (2Б,5А, 8Б, НА, 14А, 19А, 20А, 21Б, 23А, 26Б, 28Б, ЗОБ).

 


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Стратегии поведения в конфликте и их характеристика. Томас

К. Томас (К. Thomas, 1977) для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях применил двухмерную модель. Основополагающими измерениями в ней выступают кооперация (внимание человека к интересам других людей) и напористость (акцент на защите собственных интересов).

Соответственно этим двум способам измерения К. Томас выделил следующие способы регулирования конфликтов:

• соперничество {конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

• приспособление у означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого человека;

• компромисс, т. е. взаимные уступки;

• избегание, для которого характерно отсутствие как стремления к кооперации, так и тенденции к достижению собственных целей;

• сотрудничествоу когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

 

Принуждение (борьба, соперничество)

Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте, как высоких, а интересов своего соперника – как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.

Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, который характерен для деструктивной модели. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т. д. Она является целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности. Например, конфликтная личность неуправляемого типа часто отказывается от выполнения непривлекательных заданий, «сваливает» свою работу на других и т.п. И, во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива. В этом случае складывается ситуация «Кто кого…». Особенно часто она возникает в условиях реформирования предприятий и учреждений. Нередко при реформировании организационно-штатной структуры предприятия (учреждения) предполагаемые «вливания» одних подразделений в другие носят необоснованный характер. И в этих случаях человек, отстаивающий интересы таких подразделений, должен занимать жесткую позицию.

Уход

Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Это по сути дела взаимная уступка.

При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления:

а) когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;

б) когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, то есть субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный.

В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив.

Межличностные отношения при выборе данной стратегии не подвергаются серьезным изменениям.

Уступка

Человек, придерживающийся данной стратегии, так же как и в предыдущем случае, стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.

Стратегия уступки имеет некоторое сходство и со стратегией принуждения. Это сходство заключено в выборе между ценностью предмета конфликта и ценностью межличностных отношений. В отличие от стратегии борьбы, в стратегии уступки приоритет отдается межличностным отношениям.

При анализе данной стратегии следует учитывать некоторые моменты.

Иногда в такой стратегии отражается тактика решительной борьбы за победу. Уступка здесь может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели.

Уступка может стать причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта.

Данная стратегия может быть доминирующей для человека в силу его индивидуально-психологических особенностей. В частности, это характерно для конформистской личности, конфликтной личности «бесконфликтного» типа. В силу этого стратегия уступки может придать конструктивному конфликту деструктивную направленность.

 

При всех выделенных особенностях стратегии уступки важно иметь в виду, что она оправдана в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. И в этом случае она ведет к временному «перемирию», является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

Компромисс

Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.

Стратегия компромисса не портит межличностные отношения. Более того, она способствует их положительному развитию.

При анализе данной стратегии важно иметь в виду ряд существенных моментов.

Компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка часто является этапом на пути поиска приемлемого решения проблемы.

Иногда компромисс может исчерпать конфликтую ситуацию. Это наступает при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность. Например, два сотрудника претендовали на одну и ту же должность, которая должна освободиться через полгода. Но через три месяца ее сократили. Предмет конфликта исчез.

Компромисс может принимать активную и пассивную формы. Активная форма компромисса может проявляться в заключении четких договоров, принятии каких-то обязательств и т.п.

Пассивный компромисс – это не что иное, как отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях. Иначе говоря, в конкретных условиях перемирие может быть обеспеченно пассивностью субъектов конфликтного взаимодействия. В предыдущем примере компромисс между двумя сотрудниками состоял в том, что никто из них не предпринимал ни прямых ни косвенных активных действий по отношению друг к другу. Через три месяца должность, на которую они претендовали, была сокращена, каждый остался при своих интересах, а отсутствие ненужных «баталий» позволило сохранить между ними нормальные отношения.

Анализируя стратегию компромисса, следует иметь в виду и то, что условия компромисса могут быть мнимыми, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе неадекватных образов конфликтной ситуации.

Понятие «компромисс» близко по своему содержанию к понятию «консенсус». Сходство их заключается в том, что и компромисс, и консенсус по своей сущности отражают взаимные уступки субъектов социального взаимодействия. Поэтому при анализе и обосновании стратегии компромисса важно опираться на правила и механизмы достижения консенсуса в социальной практике.

Сотрудничество

Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.

Анализируя стратегию сотрудничества в конфликтном взаимодействии, следует учитывать некоторые обстоятельства.

Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.

Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Например, противоборство может быть использовано одним из участников конфликта как демонстрация своей принципиальной позиции в адекватной ситуации.

Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.

 




infopedia.su

Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению по методике К. Томаса

Образовательное учреждение профсоюзов

«Академия труда и социальных отношений»

Социально-экономический факультет

Кафедра социологии и управления социальными процессами

Самостоятельная работа по дисциплине

«Конфликтология»

Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению по методике К. Томаса

Работу выполнила:

студент 6 курса, 5 группы,

«управления персоналом»

А.В. Чуланов

2011

Конфликтология теста Томаса

Конфликтология – это целая отрасль науки, которая пытается понять, оценить и предупредить появление конфликтных ситуаций. Вам в вашем ежедневном общении выбрать оптимальный стиль поведения поможет тест Томаса, который нацелен на выявление вашего предпочитаемого стиля поведения в ситуациях конфликта.

Конфликтология Томаса основана на методике определения факторов конфликта и их исправления.

Сам Томас причислял к стилям поведения следующие виды реакции:

— соревнование или соперничество — в конфликтологии самый неэффективный стиль. Но вместе с тем это самый распространенный стиль, когда одна сторона пренебрегает интересами других;

— приспособление — игнорирование своих интересов в пользу чужих;

— компромисс — это вид соглашение, когда конфликт разрешается путем уступок с обеих сторон;

— избегание — это уклонение, что предполагает нежелание сотрудничества или отказ от игнорирования своих интересов.

— сотрудничество — конфликтология принимает как самый продуктивный путь решения конфликта, которое должно удовлетворить интересы обеих сторон.

Цель нашего исследования:

Начинается летний сезон и перед нами стоит задачи по увеличению штата официантов на нашем предприятии о.п. Скоро мы открываем летнюю площадку и нам нужны новое работники с определёнными профессиональными качествами.

Профессиональная пригодность к работе официанта определяется психологическими качествами, которыми он должен обладать:

1. умение общаться с людьми;

2. выдержка, эмоциональная устойчивость, уравновешенность, самообладание;

3. наблюдательность и память;

4. способность чувствовать настроение другого человека, чуткость;

5. эрудиция, выразительная речь, богатый запас слов, правильное произношение;

6. чувствительность к различению формы, цвета, величины;

7. умение распределять и переключать внимание;

8. быстрота и точность подсчета;

9. умение разбираться в людях.

С помощью теста Томаса мы попробуем оценить наших кандидатов на поведения в конфликтных ситуациях.

Согласно методике теста Томаса, полученные после проведения результаты отражают возможности индивида проявлять определенные формы поведения в конфликтных ситуациях.

Социально-демографические характеристики

Респондент 1

Рабочая гипотеза: Татьяна обладает рядом положительных качеств (ответственная, общительная, весёлая и в работе профессиональная), которые мы очень ценим в работниках нашего ресторана.

Я считаю, что в случае конфликта Полина найдёт компромисс и попытается его не допустить.

томас личность конфликт диагностика

Вывод: В целом наше предположение оказалось верным, при конфликтах Полина охотно идёт на сотрудничество, дабы не допустить конфликт.

Респондент 2

Рабочая гипотеза: Евгений самой взрослый наш респондент и я, думаю, что конфликта он не допустит.


Вывод: Наша гипотеза оказалась верной, Евгений в силу жизненного и профессионального опыта попытается не допустить конфликт

Респондент 3

Рабочая гипотеза: Алексей из всех наших респодентов, я думаю нам не подходит в силу своих качеств.

Вывод: Наша гипотеза подтвердилась, наивысшие показатели у него:

-соперничество

-избегание.

Алексей больше думает больше о себе и в конфликтной ситуации не сможет грамотно от неё уйти , что неприемлемо для нашего ресторана.

Респондент 4

Рабочая гипотеза: Александр очень приятный молодой человек, который прекрасно ведёт себя в новом коллективе.

Вывод: Наша гипотеза подтвердилась, Александр действительно оказался, молодым человеком, который сможет нам подойти.

Общий вывод:

Из всех респондентов отказать в приёме на работу следует Алексею, т.к. по своим качества он нам не подходит.

mirznanii.com

Подход К. Томаса к изучению конфликтных явлений

Подход  К. Томаса к изучению конфликтных явлений 

В своем подходе  к изучению конфликтных явления  К. Томас делал акцент на изменение  традиционного тогда отношения  к подобным ситуациям, заключавшееся  в создании некоего бесконфликтного  пространства, а не в умелом управлении ими, поскольку находил наравне  с негативной стороной и позитивное влияние столкновения интересов  и мнений. В соответствии с этим К. Томас считал нужным сконцентрировать внимание на следующим аспектах изучения конфликтов и сопутствующих явлений: какие формы поведения в конфликтных  ситуациях наиболее характерны для  людей и по каким соображениям; какие из них являются более продуктивными  и разумными, а какие стоит  отнести к нерациональным и деструктивным; каким образом возможно стимулировать  продуктивное поведение .

Существуют пять основных стратегий поведения в конфликта. В основу их положена система, называемая методом Томаса — Килменна. Метод был разработан К.У. Томасом и Р.Х. Килменном в 1972 году. Система позволяет создать для каждого человека свой собственный стиль разрешения конфликта . Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой член коллектива хочет удовлетворить собственные интересы (действуя активно или пассивно) — напористость и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально) — кооперация. Если воспользоваться прямоугольной системой координат, то получится сетка Томаса — Килменна, позволяющая определить место и название для каждого из пяти основных стратегий разрешения конфликта. На абсциссе мы фиксируем уровень направленности на интересы других людей, вовлеченных в конфликт, а на ординате — уровень направленности на собственные интересы (рис. 1).

 
 

При анализе  конфликтов на основе рассматриваемой  модели нужно иметь в виду, что  уровень направленности на собственные  интересы или интересы соперника  зависит от трех обстоятельств:

содержания предмета конфликта;

ценности межличностных  отношений;

индивидуально-психологических  особенностей личности.

Особое место в оценке моделей  и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для  нее межличностных отношений  с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные  отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку. С.М. Емельянов дополняет двухмерную модель Томаса-Килменна третьим измерением — ценностью межличностных отношений (МЛО) . Схематически она представлена на рис. 2

  
 
 
 
 

Стиль избегания, предполагающий уход из конфликта, связан с отсутствием личной настойчивости  и желания кооперироваться с  другими по его разрешению. Обычно в этом случае человек пытается стоять в стороне от конфликта, стремится  стать нейтральным. Этот стиль используется, когда проблема не так важна, когда  человек не хочет тратить силы на ее решение, когда человек чувствует  себя неправым или когда другой человек  обладает большей властью. Использование  такого стиля может означать решение  индивида дать конфликту возможность  развиваться. Данный стиль также  может быть связан с неприятием напряженности  и расстройства. В отдельных случаях  попытка избежать конфликта может  снизить его интенсивность. Однако игнорирование несогласия может  вызвать еще большее недовольство. При таком подходе к конфликту  проигрывают обе стороны.

Стиль конкуренции  или разрешения конфликта силой  характеризуется большой личной вовлеченностью и заинтересованностью  в устранении конфликта, однако, без  учета позиций другой стороны. Это  стиль типа «выигрыш-проигрыш». Для применения данного стиля  необходимо обладать властью или  физическими преимуществами. Такой  стиль может в отдельных случаях  помочь в достижении индивидуальных целей. Он требует от человека использования  волевых качеств. Однако у окружающих складывается неблагоприятное впечатление  об индивиде, использующем этот стиль.

Стиль сотрудничества отличается как высокой степенью личной вовлеченности в него, так  и сильным желанием объединить свои усилия с другими для разрешения межличностного конфликта. При таком  подходе выигрывает каждая из сторон. Люди, использующие данный стиль, обычно обладают следующими характеристиками:

-рассматривают  конфликт как нормальное событие,  помогающее и даже если им  правильно управлять, ведущее  к более творческому решению;

— при этом  проявляют доверие и откровенность  в отношении других;

— признают, что  при таком взаимоудовлетворяющем исходе конфликта, все его участники как бы берут на себя обязательство в рамках общего решения;

— считают, что  каждый участник конфликта имеет  равные права в его разрешении  и точка зрения каждого имеет  право на существование;

— полагают, что  никто не должен быть принесен  в жертву в интересах всех.

Часто такие  индивиды считаются динамичными  натурами, о которых у других складывается благоприятное мнение.

Стиль приспособления, побуждающий войти в положение  другой стороны, представляет собой  поведение, в основе которого лежит  стремление кооперироваться с другими, но без внесения в эту кооперацию своего сильного интереса. Этот стиль  носит типа «невыигрыш — выигрыш» носит оттенок альтруизма. Данный стиль может выражать долгосрочную стратегию в целях развития у других ориентации на кооперацию по разрешению межличностного конфликта. Данный стиль помогает в стремлении реализовать желания других. Обладатели такого стиля в целом оцениваются окружающими положительно, однако воспринимаются другими как слабые натуры, легко поддающиеся чужому влиянию.

Стиль компромисса  заключается в таком поведении  в ходе разрешения межличностного конфликта, которое умеренно учитывает интересы каждой из сторон. Реализация данного  стиля связана с проведением  переговоров, в ходе которых каждая из сторон идет на определенные уступки. Компромисс широко используется в разрешении конфликта и те, кто его использует, оцениваются окружающими в целом  благоприятно. Это стиль типа «непроигрыш — невыигрыш». Во многих ситуациях стиль компромисса позволяет достичь быстрого разрешения конфликта, особенно в случаях, когда одна из сторон имеет явные преимущества.

Таким образом, конфликт в трудовом коллективе — это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений. Для разрешения конфликтов члены коллектива пользуются определенными стратегиями поведения, а именно стратегией соперничества, приспособления, избегания, компромисса и сотрудничества. 
 

Стратегия поведения при конфликте 

     Принуждение (борьба, соперничество). Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника — как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.

     Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, характерным для деструктивной  модели. При такой стратегии активно  используются власть, сила закона, связи, авторитет и т.д. Она является целесообразной и эффективной в  двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств  на них со стороны конфликтной  личности. Например, конфликтная личность неуправляемого типа часто отказывается от выполнения непривлекательных заданий, «сваливает» свою работу на других. Во-вторых, при угрозе существованию  организации, коллектива. В этом случае складывается ситуация «кто кого». Особенно часто она возникает в условиях реформирования предприятий и учреждений. Нередко при реформировании организационно-штатной структуры предприятия (учреждения) предполагаемые «вливания» одних подразделений в другие носят необоснованный характер. И в этих случаях человек, отстаивающий интересы таких подразделений, должен занимать жесткую позицию.

     Уход. Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. По сути, это взаимная уступка.

     При анализе данной стратегии важно  учитывать два варианта ее проявления:

  1. когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;
  2. когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, т.е. субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный.

     В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив.

     Межличностные отношения при выборе данной стратегии  серьезным изменениям не подвергаются.

     Уступка.

       Человек, придерживающийся данной  стратегии, также стремится уйти  от конфликта. Но причины «ухода»  в этом случае иные. Направленность  на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника  высокая, т.е. человек, принимающий  стратегию уступки, жертвует личными  интересами в пользу интересов  соперника.

     Стратегия уступки имеет некоторое сходство со стратегией принуждения, заключающейся  в выборе между ценностью предмета конфликта и ценностью межличностных  отношений. В отличие от стратегии  борьбы в стратегии уступки приоритет отдается межличностным отношениям.

     При анализе данной стратегии следует  учитывать, что:

  • иногда в такой стратегии отражается тактика решительной борьбы за победу. Уступка здесь может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели;
  • уступка может стать причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта;
  • данная стратегия может быть доминирующей для человека в силу его индивидуально-психологических особенностей. В частности, это характерно для конформистской личности, конфликтной личности «бесконфликтного» типа. В силу этого стратегия уступки может придать конструктивному конфликту деструктивную направленность.

     Важно иметь в виду, что стратегия  уступки оправданна в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. В этом случае она ведет к временному перемирию, является важным этапом на пути конструктивного  разрешения конфликтной ситуации.

     Компромисс.

     Компромиссная стратегия поведения характеризуется  балансом интересов конфликтующих  сторон на среднем уровне. Иначе  ее можно назвать стратегией взаимной уступки.

     Стратегия компромисса не только не портит межличностные  отношения, но и способствует их положительному развитию.

     При анализе данной стратегии важно  иметь в виду следующие существенные моменты:

  • компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка часто является этапом на пути поиска приемлемого решения проблемы;
  • иногда компромисс может исчерпать конфликтную ситуацию. Это возможно при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность. Например, два сотрудника претендовали на одну и ту же должность, которая должна освободиться через полгода. Но через три месяца ее сократили, и предмет конфликта исчез;
  • компромисс может принимать как активную, так и пассивную форму. Активная форма компромисса может проявляться в заключении четких договоров, принятии каких-либо обязательств и т.п. Пассивный компромисс — это не что иное, как отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях. Другими словами, в конкретных условиях перемирие может быть обеспеченно пассивностью субъектов конфликтного взаимодействия. Так, отсутствие ненужных «баталий» позволило сотрудникам в приведенном выше примере сохранить между собой нормальные отношения;
  • условия компромисса могут быть мнимыми, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе неадекватных образов конфликтной ситуации.

     Понятие «компромисс» по содержанию близко к  понятию «консенсус». Сходство их заключается  в том, что и компромисс, и консенсус  отражают взаимные уступки субъектов  социального взаимодействия. Поэтому  при анализе и обосновании  стратегии компромисса важно  опираться на правила и механизмы  достижения консенсуса в социальной практике.

     Сотрудничество.

stud24.ru

Тест «Стиль поведения в конфликте» К. Томаса — Студопедия.Нет

Инструкция:выберите в каждом номере то утверждение, которое является наиболее типичным для вашего поведения.

Опросник

1.   А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обра­тить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

2.   А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.

3.   А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

     Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отноше­ния.

4.     А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5.        А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.

6.        А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7.        А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.

8.        А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем со­стоят все затронутые интересы и вопросы.

9.        А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10.      А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.      А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем со­стоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохра­нить наши отношения.

12.      А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может выз­вать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13.      А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14.      А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15.      А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохра­нить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать на­пряженности.

16.      А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.      А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной на­пряженности.

18.      А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож­ность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.      А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем со­стоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20.      А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.                                                                                      

21.      А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к жела­ниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.      А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23.      А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.

Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.      А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я поста­раюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25.      А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к жела­ниям другого.

26.      А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить жела­ния каждого из нас.

27.      А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож­ность настоять на своем.

28.      А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.

29.      А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то воз­никающих разногласий

 30.     А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Ключ

 

Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
1       А Б
2   Б А    
3 А       Б
4     А   Б
5   А   Б  
6 Б     А  
7     Б А  
8 А Б      
9 Б     А  
10 А   Б    
11   А     Б
12     Б А  
13 Б   А    
14 Б А      
15       Б А
16 Б       А
17 А     Б  
18     Б   А
19   А   Б  
20   А Б    
21   Б     А
22 Б   А    
23   А   Б  
24     Б   А
25 А       Б
26   Б А    
27       А Б
28 А Б      
29     А Б  
30   Б     А

 

Оценка результатов: подсчитайте, сколько раз ваши ответы попали в каждую колонок таблицы-ключа. Количество баллов, набранных по каждой шкале, дает представление о выраженности у вас тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. 

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуа­циях К. Томас считает применимой двухмерную модель регули­рования конфликтов, основополагающими измерениями в кото­рой являются кооперация, связанная с вниманием человека к ин­тересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов:

1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2) приспособление, означающее в противоположность сопер­ничеству, принесение в жертву собственных интересов ради дру­гого;

3) компромисс;

4) избегание, для которого характерно как отсутствие стрем­ления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к аль­тернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как кон­куренция, приспособление и компромисс, или один из участни­ков оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба про­игрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

 

2.Опросник Басса-Дарки на агрессивность

Инструкция: Поставьте «да» у тех положений, с которыми вы согласны, и «нет» — около тех, с которыми вы не согласны.

 

1.Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2.Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3.Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4.Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

5.Я не всегда получаю то, что мне положено.

6.Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7.Если я не одобряю поведения друзей, то даю им это почувствовать.

8.Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные
угрызения совести,

9.Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10.Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11.Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12.Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13.Другие умеют (лучше, чем я) почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14.Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько
более дружественно, чем я ожидал.

15.Я часто бываю не согласен с людьми.

16.Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17.Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

18.Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

19.Я гораздо более раздражителен, чем кажется окружающим

20.Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему
наперекор.

21.Меня немного огорчает моя судьба.

22.Я думаю, что многие люди не любят меня.

23.Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24.Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25.Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

26.Я не способен на грубые шутки.

27.Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28.Когда люди строят из себя начальников, я делаю всё, чтобы они не
зазнавались.

29.Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30.Довольно многие люди завидуют мне.

31.Я требую, чтобы люди уважали мои права.

32.Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33.Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щёлкнули по
носу.

34.От злости я иногда бываю мрачен.

35.Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

33.Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на нею внимания.

34.Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть,

35.Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

36.Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.

37.Мне хочется, чтобы мои ошибки были прощены.

38.Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

39.Когда получается не по-моему, я всегда обижаюсь.

40.Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.

41.Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

42.Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам».

43.Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать всё, что о нём думаю.

44.Я делаю много такого, о чём впоследствии сожалею.

45.Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

 49. С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева.

50.Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

51.Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым
нелегко ладить.

52.Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать
что-то приятное для меня.

53.Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

54.Неудачи огорчают меня.

55.Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

56.Я могу вспомнить случай, когда я был настолько зол, что хватал
попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57.Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58.Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

59.Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это
не верю.

60.Я ругаюсь только от злости.

61.Иногда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62.Если для защиты своих прав мне надо применять физическую силу, я
применяю её.

63.Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.

64.Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65.У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66.Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

67.Я часто думаю, что жил неправильно.

68.Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69.Яне раздражаюсь из-за мелочей.

70.Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить
меня.

71.Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в
исполнение.

72.В последнее время я стал занудой.

73.В споре я часто повышаю голос.

74.Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

75.Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

 

Обработка опросника Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.

 

Формы агрессивных реакций Вопросы, соответствующие формам агрессии Общее количество вопросов (100%)
Физическая агрессия Ответы «да» в вопросах №№ 1,25,33,48,55,62,68 Ответы «нет» в вопросах №№ 9,17,41 10
Косвенная агрессия Ответы «да» в вопросах №№ 2,18,34,42,56,63 Ответы «нет» в вопросах №№. 10,26,49    9
Раздражение: Ответы«да» в вопросах №№ 3,19,27,43,50,57,64,72 Ответы «нет» в вопросах №№ 11,35,69    11
Негативизм: Ответы «да» в вопросах №№ 4,12,20,23,36 5
Обида: Ответы «да» -№№ 5,13,21,29,37,51,58 Ответы «нет» — № 44         8
Подозрительность: Ответы «да» — №№ 6,14,22,30,38,45,52,59 Ответы «нет» — №№ 65,70 10
Вербальная агрессия: Ответы «да» — №№ 7,15,23,31,46,53,60,71,73 Ответы «нет» — №№> 39,66,74,75 13
Угрызения совести, чувство вины: Ответы «да» — №№ 8,16,24,32,40,47,54,61,67 9

 

 

Опросник выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия — под этим термином донимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена — взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами, битьё кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.

Склонность к раздражению (коротко — раздражение) — готовность к проявлению при малейшем возбуждении, вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм — оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанная на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

Кроме того, выделяется восьмой пункт — угрызения совести, чувство вины. Ответы на вопросы этой шкалы выражают степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки, наличие у него угрызения совести.

 

Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность — индекс враждебности.

Занесите ваши результаты в таблицу, постройте график. Проанализируйте полученные результаты.

Группа

                            Формы агрессии                            

Ф. И.

Физическая Косвенная Раздражение Негативизм Обида Подозрительность Вербальная Угрызение совести, чувство вины

 

               

Сравните результаты по всем проведенным методикам по теме.

studopedia.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *