Анализ коммуникаций в организациях c помощью опросника К.Томаса (в концептуальных моделях ТА)
Опубликовано в: коммуникативные технологии в современном мире.//Материалы Международной научно-практической конференции. –СПб., ООО Издательство «ОМ-Пресс» 2006. С.64-65.
Соковнина М.С.
К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
соперничество (соревнование, конкуренция.) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; приспособление, означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого;
избегание, как отсутствие стремления и к кооперации, и к достижению собственных целей; сотрудничество, как стремление прийти к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон: и компромисс (1). Четыре из этих способов регулирования конфликта (соперничество, приспособление, избегание и сотрудничество) можно рассмотреть как фундаментальные стратегии, характерные и вытекающие из основной «жизненной позиции», концепция о которой разработана в транзактном анализе.
Таблица 1.
Позиция |
Стратегия |
Сценарий |
Я-ОК, ты — ОК |
Сотрудничество |
Победителя |
Я-ОК, ты — не ОК |
Соперничество |
Труженика |
Я не — ОК, ты — ОК |
Приспособление |
Банальный |
Я — не ОК, ты – не ОК |
Избегание |
Проигрышный |
Новое, что предлагает автор данных тезисов – это использовать идею, что имеется не три, а четыре типа сценария, соответственно четырем основным жизненным позициям.
Исходя из вышеуказанного, на основе диагностики используемых в группе или организации стратегий можно делать предположения о сценарии группы, организации и соответственно об их продуктивности и способности достигать цели. Таким образом, опросник К. Томаса можно использовать для организационного анализа.
Получаемые с помощью опросника К. Томаса данные могут быть использованы также для анализа особенностей коммуникации, информационных процессов и транзакций внутри организации, так как каждая из перечисленных стратегий может быть рассмотрена как специфичная коммуникация. В этом случае мы будем рассматривать единицу коммуникации – транзакцию (состоящую из двух элементов- стимула и реакции) – как она осуществляется или искажается в контексте той или иной из упомянутых стратегий. Так, например, при использовании стратегии сотрудничества индивидуум для решения возникшей проблемы дает другим информацию о своих потребностях (
Пример исследования. Сотрудники одного из государственных дошкольных учреждений выполняли анонимно Тест Томаса. Усредненный профиль позволил выявить преобладание в поведении сотрудников стратегии избегания (7,4 балла). На втором месте оказалась стратегия компромисса (7, 1 балла), на третьем — сотрудничества (6,3 балла) и на последнем – соперничества (2,6 балла). Преобладание стратегии избегания в учреждении свидетельствует об особых трудностях вносить какие бы то ни было изменения, поскольку эта стратегия основана на жизненной позиции «я не ок – ты не о ок», и она не случайно имеет название «бесплодной». Также необходимо отметить, что низкий уровень соперничества в этих условиях является неблагоприятным показателем, так как свидетельствует о подавляемом и вытесняемом гневе, который будет искать и находить скрытые неконструктивные формы выражения. Данный показатель дает также возможность предположить, что лидер вышеупомянутого учреждения авторитарен (агрессия подавлена).
Как направления работы в данном коллективе могли бы быть рекомендованы тренинги, направление на повышение самооценки сотрудников.
Полученные с помощью теста Томаса данные подтверждались и наблюдениями поведения сотрудников в рамках организации.
Дальнейшее развитие идей о понимании взаимосвязи стратегий и позиции возможно, с нашей точки зрения, через концепцию К. Давидсона (3) о «Трехмерном ОК».
Литература:
1. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. В кн. Райгородский Д.И. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», «2002», стр.470-476
2. Стюарт Я и Джойнс В. Современный транзактный анализ. С-Пб., Социально — психологический центр, 1996.
3. Davidson, C (1999) I m Polygonal, OK. INTAND Newsletter, 7(1), pp.6-9
Методика Томаса — Килманна на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации — Студопедия
Поделись с друзьями:
В начале 1970-х гг. Ральф Г. Килманн и Кеннет У. Томас на основе теоретических представлений Роберта Блейка и Джейн Мутон предложили методику измерения выраженности пяти основных типов стиля поведения в межличностном конфликте:
· Соперничество
· Сотрудничество
· Компромисс
· Избегание
· Приспособление
Методика получила наименование «Management-of-Differences Exercise» или MODE. Внешнее сходство аббревиатуры с термином «mode» привело в дальнейшем к тому, что сами авторы методики начали называть её «Thomas – Kilmann Conflict Mode Instrument (TKI)», придав объекту смысл инструмента управления конфликтом. В процессе использования методики стало понятно, что она является мощным инструментом тренинга управления межличностными конфликтами.
Особое внимание авторы Опросника уделили проблеме элиминации фактора социальной желательности. Для описания каждого из пяти стилей было сформулировано по 10 утверждений, а затем их оценили по уровню выраженности социальной желательности с помощью девятиточечной шкалы Эдвардса. Данный Опросник в своём оригинальном виде используется и по сей день.
Рис 1. Двухмерная модель Томаса-Килманна, включающая третье измерение — ценность межличностных отношений (МЛО).
Авторы К. Томас, Р. Килманн (в адаптации Н.В. Гришиной)
Методика предназначена для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.
Данный опросник показывает типичную реакцию человека на конфликт, еѐ эффективность и целесообразность, а также дает информацию о других возможный способах разрешения конфликтной ситуации.
По мнению К. Томаса и Р. Килмана, в основании типологии конфликтного поведения лежат два поведенческих стиля: кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.
Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
а) конфронтация (соревнование, соперничество), которое выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересов другого человека;
б) приспособление (уступчивость), означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого;
в) компромисс, как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;
г) уклонение (уход, игнорирование), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
д) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Опросник состоит из 30 пар утверждений, относящихся к различным стилям поведения человека в ситуации конфликта. Из каждой пары утверждений нужно выбрать одно, которое наиболее верно отражает отношение испытуемого к конфликтной ситуации и отметить его в бланке ответов.
Результаты самообследования:
· Конфронтация – 2 балла
· Сотрудничество – 8 баллов
· Компромисс – 5 баллов
· Уклонение – 9 баллов
· Приспособление 6 баллов
По результатам самообследования можно сделать вывод о том, что выявляется практически отсутствие склонности к конфронтации (2 балла) как проявлению напористости и эгоизма. Выявлена склонность к сочетанию уклоняющегося стиля поведения (приоритетный в профиле – 9 баллов) с сотрудничеством (8 баллов). Все эти стили представлены в профиле практически в равной мере, что может говорить о высокой значимости мнения и интересов партнера, стремлении разрешить конфликт по существу, учитывая при этом интересы обеих сторон, а не только собственные.
Данную методику, по моему мнению, можно использовать в практике психолога. Она проста в интерпретации, обработке, а также для понимания. А также она позволяет выявить у испытуемого предрасположенности к тому или иному стилю поведения в конфликтной ситуации. Данная методика доступна в электронном формате, что значительно упрощает процесс обработки полученных данных.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
вопросов для интервью | Университет Сент-Томас
Два-три запроса помогут вам лучше понять, что вас ждет впереди
Получите ответы на свои вопросы
В конце собеседования будьте готовы задать преднамеренные вопросы, которые помогут вам лучше оценить позицию.
Продолжайте читать, чтобы учиться:
- Различные темы
- Примеры вопросов
Примеры вопросов для интервьюера
Информация о компании
- Что вам больше всего нравится в работе здесь?
- Что отличает работу здесь от работы где-либо еще?
- Каковы долгосрочные цели этого отдела/подразделения/организации?
- Что делает эта организация, чтобы оставаться конкурентоспособной и современной?
- Как текущая экономика влияет на ваш бизнес/работу?
- Я читал об основании компании, но не могли бы вы рассказать мне больше о. ..?
- Каким вы видите рост этой организации в ближайшие несколько лет? Что вас больше всего волнует в будущем компании?
Подробнее
Ценности компании и приверженность DEI
- Предлагает ли ваша организация какое-либо официальное обучение сотрудников по вопросам предубеждений, антирасизма или общего DEI?
- Как ваша организация определяет разнообразие? Какие линзы разнообразия ваша организация взяла на себя прямое обязательство?
- Приняла ли ваша организация какие-либо официальные обязательства в поддержку расового равенства? Как ваша организация поддерживает разнообразие, справедливость, инклюзивность и принадлежность?
- Какие ресурсы ваша организация предоставила своим сотрудникам в поддержку COVID-19 и расовой несправедливости?
Подробнее
Динамика команды — сплоченность
- Можете ли вы рассказать мне о команде, с которой я буду работать?
- Какие другие отделы наиболее тесно сотрудничают с этим?
- Можете ли вы рассказать мне о последнем командном соревновании, в котором вы участвовали вместе?
Подробнее
Следующие шаги и подготовка
- (если они не уточняют): Каковы следующие шаги в процессе найма?
- Какова программа обучения для этой должности?
Подробнее
Оценка ожиданий и потребностей роли
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть действительно успешным на этой должности?
- Какой самый полезный или важный вклад я мог бы внести в первые 30-90 дней моей работы?
Подробнее
Прямая обратная связь
- Есть ли что-нибудь, что беспокоит вас по поводу того, что мое прошлое подходит для этой роли?
- Могу ли я предоставить вам что-нибудь еще полезное?
Подробнее
Следующие шаги
- Проведите дополнительные исследования по вопросам, которые вы, возможно, захотите задать работодателю
- Дополнительные примеры см. в разделе «Ссылки по теме»
- Задокументируйте составленный список вопросов и выполните на собеседовании!
Томас продолжает задавать вопросы, пока судьи возвращаются в зал суда (1)
Судья Кларенс Томас задал первый вопрос во всех четырех устных прениях в этом семестре, что является заметным поворотом для человека, который когда-то молчал на скамье подсудимых более десяти лет. .
Более активная роль Томаса во время устных прений возникает, когда судьи вернулись в зал суда на этой неделе после удаленного изменения формата, в котором он также чаще участвовал. Вместо общедоступной системы, когда судьи вскакивают, когда им заблагорассудится, они по очереди задавали вопросы в порядке старшинства.
Он не остановился сейчас, когда суд перешел на гибридный формат в новом сроке, когда судьи могут свободно вмешиваться, а затем получить возможность задать вопросы по старшинству позже в споре.
Задавая первый вопрос, Томас, который сейчас является старшим помощником судьи в суде, берет на себя роль, которую часто играла покойный судья Рут Бейдер Гинзбург во время ее пребывания на скамье подсудимых.
«Он был отличным лидером, задавая вопросы, чтобы попытаться заставить адвокатов разыграть некоторые части аргументов, которые могут быть более напряженными для суда», — сказала Дженнифер Маскотт, юрист Университета Джорджа Мейсона. профессор и бывший клерк Томаса, которая отметила, что несколько судей вмешались, чтобы ответить на вопрос ее бывшего босса.
Hotter Bench
73-летний Томас отметит 30-летие своей работы в суде в конце этого месяца. Когда он присоединился к суду, не было такой «горячей скамьи», сказал Маскотт, имея в виду, что судьи не задавали столько вопросов, сколько сейчас.
До пандемии Томас объяснил, что, по его мнению, его коллеги пришли, чтобы задать слишком много вопросов, и у защитников осталось мало времени, чтобы представить свои аргументы.
Даже тогда он не остался незанятым на скамейке запасных, сказал Маскотт. По ее словам, наблюдатели, внимательно наблюдавшие за происходящим, могли видеть, как он наедине общается с тогдашним соседом по скамье подсудимых судьей Стивеном Брейером. Он просто не был «участником ссоры, когда перебивал людей и разговаривал с ними», — сказала она.
Будучи вторым по старшинству судьей, Томас часто задавал вопросы в новом формате во время пандемии. Однако было неясно, будут ли эти вопросы продолжаться, когда суд в понедельник вернулся к личным прениям о начале срока полномочий в 2021 году.
Томас не стал ждать следующего раунда, чтобы начать игру на этой неделе.
«Если бы вы писали с чистого листа, как бы вы согласовали» два спорных правила в деле habeas Браун против Давенпорта , которое судьи заслушали во вторник. Он продолжал активно допрашивать каждого из трех других адвокатов, выступавших на второй день срока.
Подробнее Заказать
Маскотт сказал, что его стремление высказаться согласуется с его прежним акцентом на важности предоставления адвокату возможности высказаться и «для судей и адвокатов слушать друг друга».
«Теперь, когда приказа стало больше, он говорит и задает вопросы», — сказал Маскотт.