Качества психолога педагога – — . — —

Материал на тему: Описание профессиональной деятельности педагога-психолога для аттестации

Описание профессиональной педагогической деятельности

педагога-психолога

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

« Тасеевская  средняя общеобразовательная  школа  №1»

Есиной Ольги Давыдовны

                                                        Важно не столько учить детей, сколько создавать ситуацию, в которой ребёнок просто не мог бы не учиться сам и делал бы это с удовольствием.

К. Роджерс.

Каждый ребёнок талантлив, каждый ребёнок – это целый мир, необходимо только заметить и помочь раскрыть свой талант, исходя из его индивидуальности и личностных качеств.

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основывается на гармонии и сотрудничестве», — гласит Всемирная декларация защиты прав и развития детей. На гармонии и сотрудничестве я строю свои отношения с детьми.    Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса, сохранение и сбережение психического здоровья школьников является основной целью моей педагогической деятельности, в основе которой лежит развитие эмоционально-личностной, познавательной сферы учащихся в соответствии с возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями и потребностями каждого. Каждый из нас хочет быть успешным в своей профессии. Человеку необходимо сознавать, что он нужен людям, что делает свое дело хорошо. В качестве практического примера я бы привела восточную мудрость: «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, научи человека ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь». Этой мудрости я придерживаюсь постоянно.  Трудно «учить человека ловить рыбу», гораздо легче накормить его «рыбой», но, поверьте, результат оправдывает затраченное время. Это стало моим внутренним законом. Работая педагогом-психологом, с детьми и их родителями я стараюсь не поучать, не руководить, не командовать, не запрещать, а вдохновить и побудить ребенка, родителя к действию, к инициативе, помочь в совместной деятельности установить доброжелательные, гуманные отношения, устранить дефицит общения, проявить доброту и милосердие по отношению друг к другу.

Решаю следующие задачи:

  1. Содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, достижения успеха в жизни;
  2. Оказание помощи учащимся в определении своих возможностей исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
  3. Содействие педагогическим работникам, родителям в воспитании учащихся, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности, уверенности в себе, способности к активному взаимодействию;
  4. Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье учащихся.
  5. Обеспечить полноценное личностное и интеллектуальное развитие учащихся на каждом возрастном этапе, успешную адаптацию к требованиям обучения при поступлении в 1 класс и при переходе на каждую новую ступень школы.

Направления деятельности:

  1. Психологическая профилактика – повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса, предупреждение возникновения явлений дезадаптации учащихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям, по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
  2. Психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение учащихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также влияние причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
  3. Психологическое развитие и коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе взаимодействия педагога-психолога, социального педагога и других специалистов;
  4. Консультативная деятельность – оказание помощи учащимся, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования;
  5. Организационно-методическая работа – освоение новых теоретических подходов и практических способов предстоящей или реально осуществляемой профессиональной деятельности, содействие освоению способов  учебно-профессиональной деятельности участников межличностного взаимодействия.

Динамика образовательных достижений.

Одно из направлений в моей работе – работа с трудными детьми, имеющими девиантные отклонения в своём поведении. В этом направлении активно сотрудничаю с социальным педагогом школы. Работа начинается с составления группы риска по наблюдениям и заявлениям классных руководителей. Затем проводится диагностическая работа. Использую методики: тест Шмишека, индивидуально-типологический опросник Собчик, опросник Айзенка, Филлипса,   Басса-Дарки и др., на основе которых выявляю учащихся с различными характерологическими особенностями, разной степенью тревожности, невротичности, агрессивности. Затем с учащимися провожу коррекционно-развивающую работу в форме тренинговых упражнений, бесед, практических занятий по проблеме в развитии или в поведении.

Разработан целый блок актуальных бесед и классных часов для детей и родителей. «Как на самом деле любить своего ребёнка», «Возрастные психологические особенности у детей 11-14 лет», «Детские неврозы», «Расшифровка рисуночного теста моя семья», «Проблемы психического здоровья детей и подростков. Влияние детско-родительских отношений»,  «Возрастные особенности первоклассника. Отличие школьника от дошкольника. Особенности адаптации к условиям обучения в школе», «Как любить детей?», «Школьная тревожность и её преодоление», «Единый государственный экзамен. Психологическая поддержка выпускников», «Суицид подростков», «Жестокое обращение с детьми» и др.

Моя работа строится не только в целом с целью оптимизации учебного процесса, но и с учётом конкретных трудностей, возникающих в процессе обучения, взаимоотношений в триаде «ученик-учитель-родитель».  Важно, чтобы каждому ребёнку было комфортно в школе, чтобы он хотел в неё ходить и не чувствовал себя одиноким. Важно, чтобы родители и учителя увидели его реальные проблемы, захотели ему помочь и, главное, поняли, как это сделать. Необходимо, чтобы ребёнок, родители и учителя не были «изолированы» друг от друга, чтобы между ними не было противостояния. Над возникающими проблемами они должны работать совместно, потому что только в этом случае возможно оптимальное решение. Считаю, что главная задача школьного психолога заключается не в том, чтобы решить возникшую проблему за них, а в том, чтобы объединить их усилия для её решения.

Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик.  Обязательные диагностические исследования проводятся в нулевых (психологическая готовность к школе), первых (адаптация к школе), четвёртых, пятых (готовность к переходу в среднее звено и адаптация в среднем звене), в профильных и вновь сформированных классах, в 9-11-х классах (оценка эмоционального тревожности в ситуации подготовки к экзаменам). Результаты исследований обсуждаются на педагогических консилиумах и доводятся до сведения родителей. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Я подбираю методику, направленную на изучение интересующих меня способностей, особенностей ребёнка (группы учащихся). Это могут быть методики, направленные на изучение уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими. Также использую методики по изучению детско-родительских отношений, характера взаимодействия учителя и класса. Полученные данные позволяют строить дальнейшую работу: выделить учащихся, нуждающихся в коррекционных или развивающих занятиях; подготовить рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися.

Коррекционные занятия провожу  индивидуальные и групповые. В ходе их стараюсь скорректировать нежелательные особенности психичекого развития ребёнка, проблемы в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся.  Использую уже существующие программы занятий, а также разрабатываю их самостоятельно, учитывая специфику каждого конкретного случая. Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания – в зависимости от поставленных целей и возраста школьников.

Уделяю большое внимание развитию познавательных процессов, для чего разрабатываю систему упражнений на развитие мышления, образной и оперативной памяти, способности к концентрации и вниманию.

Провожу работу над развитием психических процессов учащихся с использованием музыкального и цветового сопровождения.  Каждое занятие  носит характер учебно-игровой деятельности для ребенка,  эмоционально окрашено,  привлекает ребенка, вызывает живой интерес и порождает радостное ожидание новых занятий. Игра увеличивает потребность ребёнка в общении, стимулирует, накапливает и развивает у него познавательные умения и навыки.

На каждом занятии применяю здоровьесберегающие технологии: релаксационные, мимические и имитирующие упражнения,  психогимнастику, физминутки. Все средства, методы и приёмы направляю на решение главной задачи: дойти до каждого ученика, ориентироваться на особенности каждой личности. Такой подход обозначается как «личностно-ориентированное взаимодействие».

На занятиях уделяю большое внимание формированию коммуникативных умений и навыков, развиваю творческие способности: дети учатся диалогу, беседе, составляют рассказы по данному началу и концу, придумывают загадки, составляют ребусы, кроссворды, творчески пересказывают тексты.

Постоянная консультативная работа с родителями (выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации, работа консилиума), оказание помощи педагогам в планировании и осуществлении работы по развитию познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы . Я знакомлю родителей и учителей с результатами диагностики, даю определённый прогноз, предупреждаю, о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у учащихся в учёбе, общении, и совместно вырабатываем рекомендации по решению возникающих проблем.

Психологическое просвещение заключается в том, что я  знакомлю учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребёнка. Её осуществляю в ходе консультирования, выступления на педагогических советах, родительских собраниях, методических объединениях.

Также на педсоветах, консилиумах участвую в принятии решения о возможности обучения ребёнка по конкретной программе, о переводе учащегося из класса в класс и др.

Обязательно посещаю уроки, беседую и консультируюсь с учителями, совместно с классным руководителем, социальным педагогом составляю план индивидуальной, профилактической работы с учащимся и семьёй, индивидуальный план развития ребёнка.

Одной из задач является составление программы собеседования с будущими первоклассниками, проведение той части собеседования, которая касается психологических аспектов готовности ребёнка к школе (уровень развития произвольности, наличие мотивации учения, уровень развития мышления). Также даю рекомендации родителям будущих первоклассников.

Все перечисленные выше функции школьного психолога позволяют соблюдать в школе психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребёнка, то есть служат целям психологической профилактики и положительно влияют на качество обучения.

Все эти направления способствуют хорошей результативности. За  3 последних года работы педагогом-психологом выпущено из пункта психологической поддержки с высоким уровнем развития познавательной деятельности 63 учащихся, что составляет 84% обучающихся, эмоционально-волевой сферы —  18 уч-ся, что составляет 65% обучающихся, адаптации к школьному обучению в первом классе 79 учащихся, что составляет 94% обучающихся, адаптации к переходу в среднее звено  32 учащихся, что составляет 91% обучающихся. Динамику развития детей я отслеживаю через составление «Графика — профиля динамического наблюдения за учащимися»

Использую информационные коммуникационные технологии: цифровые образовательные ресурсы (электронные тренажеры по развитию памяти, внимания, воображения, видео и медиаресурсы). Они позволяют активизировать процесс развития, выстраивать обучение в индивидуальном режиме и контролировать познавательную деятельность.

Создаю презентации к занятиям, классным часам, родительским собраниям, школьным и районным методическим объединениям.

В марте 2012 года создала  минисайт на nsportal.ru/esina-olga-davydovna, где заношу  материалы из опыта своей работы: презентации, выступления, занятия, публикации.

  1. Методическая работа:

Работа школьного психолога включает в себя и методическую часть. Я постоянно работаю с литературой, включая и периодические издания, чтобы отслеживать новые достижения науки, углубляю свои теоретические знания, знакомлюсь с новыми методиками. Любой диагностический приём требует умения обработки и обобщения полученных данных. Как школьный психолог проверяю на практике новые методики и нахожу наиболее оптимальные приёмы практической работы. Я стараюсь отбирать в свою библиотеку литературу по психологии с целью знакомства учителей, родителей и учеников с психологией.

Методическая тема: «Развитие познавательной деятельности младших школьников». По итогам работы над данной темой можно констатировать положительную динамику развития в 2009 году- 60% учащихся, в 2010 году- 50% учащихся, 2011 году – 40% учащихся и выпущено с высоким уровнем развития в 2009 г. – 24% уч-ся, в 2010г. – 34% уч-ся, 2011г. -44%

 

-Активно  участвую  в работе районного методического объединения и педагогических семинаров районного уровня, выступаю с докладами, мастер-клаассами, провожу тренинговые занятия с учащимися, педагогами, родителями.

  1. В ноябре 2010 г. Выступила с докладом на тему «Содержание психокоррекционной работы».
  1. В октябре 2011 выступила с докладом на тему: «Дети в трудной жизненной ситуации. Психологическая поддержка».
  1. В декабре 2011 года выступила с докладом на тему : «Синдром СДВГ.» и провела мастер-класс « Игровая психокоррекция при работе с детьми с СДВГ».
  1. В марте 2012 года выступила с докладом на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение. ФГОСЫ».
  2. В декабре 2010г провела тренинг педагогов школы на семинаре «Мои мотивированные ученики».
  3. На августовской  районной педагогической конференции 2011-2012 уч.г. выступила с докладом на тему «Организация психолого-педагогического сопровождения школьников».
  4. На районном семинаре руководителей образовательных учреждений в октябре 2011г. выступила с сообщением на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка. Из опыта работы».

С сентября 2009г. являюсь педагогом-психологом районной психолого-медико-педагогической комиссии.

— Провела  открытые занятия районного уровня;

  1. В марте 2010 г. провела открытое адаптационное  занятие по программе  «Я познаю этот мир» с группой детей 1-х классов в рамках районного  семинара «Опыт работы школьного консилиума».
  2. 18 апреля 2012 года провела открытое коррекционно-развивающее занятие по программе «Маленький волшебник» с группой детей 1 –го класса в рамках районного семинара «Интеграция детей с ОВЗ в общеобразовательные классы».

Публикации, статьи:

  1. В мае 2010г. опубликована статья «Особенности агрессивности детей младшего школьного возраста, пребывающих в условиях приюта», в книге «Психологическая наука и практика образования: введение в экзестенциальное образование. Материалы 4 Всероссийской научно-практической конференции. – Красноярск. Издательство: Красноярский госуниверситет, 2010г.
  2. Вышла публикация в районной газете «Сельский труженик» №16 от 20.04.2012г.  на тему «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: диагностика, пути коррекции»..
  1. Информация о прохождении курсов повышения квалификации.
  1. С 18 октября по 27 октября 2010г. прошла краткосрочное обучение (72 часа) в КГАОУ (ДПО(ПК)С по теме: «Организация коррекционно-развивающего обучения детей в специальных (коррекционных) классах 8-го вида общеобразовательных школ».
  2. В апреле  2011 г. участвовала в краевом семинаре педагогов-психологов и председателей ПМПК по теме «Организация и содержание деятельности  ПМПК».
  3. С 24 октября  по 2 ноября 2011 года прошла краткосрочное обучение (72 часа) в КГАОУ (ДПО(ПК)С по теме: Организация и содержание деятельности педагога-психолога: введение в должность».
  1. Мои деловые и профессиональные качества.

Умею планировать действия по диагностике и коррекции психического развития, анализировать психологическое содержание ситуаций, внутренний мир и отношения, понимать, воспринимать (эмпатия) чувства, переживания, состояние другого человека. Владею технологиями исследования субъективного мира и межличностных отношений. Применяю рекомендуемые и утверждённые методики психологической диагностики и коррекции индивидуального развития: личностного, эмоционально-волевого, интеллектуального; групповой динамики; межличностных отношений. Просвещаю и консультирую по вопросам социальной, возрастной и педагогической психологии (учащихся, педагогов, родителей). Контролирую и оцениваю процесс, результаты и смыслы собственной профессиональной деятельности, собственные ценности и убеждения, их согласованность с целями деятельности педагогов и предназначением школы.

                                       

  Подпись _____________                  __/Есина О.Д./_                                                   (расшифровка подписи)

«_28_» _апреля__ 2012_г.

nsportal.ru

Статья по психологии по теме: Личность педагога-психолога как профессиональный инструмент

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

В научной литературе по психологическим дисциплинам большое внимание уделяется методическим вопросам содержания профессиональной деятельности практического психолога образования. Однако не менее важным является влияние личности педагога-психолога на процесс реализации ключевых целей образования – становление и развитие личности обучающихся. На наш взгляд, «диапазон» способностей педагога-психолога определяет и «диапазон» возможностей реализации им методик, технологий, существующих в практической психологии.  

Определенные направления работы, например, групповые психодиагностические исследования по стандартизированным методикам, обработка данных, методическая работа могут проводиться с минимальным личным контактом с обучающимися. Но большая часть практической работы – психологическое консультирование, тренинговые занятия, осуществление психологической поддержки предполагает процесс взаимодействия, который включает в себя взаимопонимание, взаимовлияние и совместную деятельность.

Одно из базовых  качеств, необходимых педагогу-психологу – это любовь к людям, интерес к ним ради них самих и желание помочь им в процессе личностного развития. Это порождает доброжелательность, внимательность, чуткость, проявление эмпатии, готовность вкладывать энергию для изменения ситуации. Также это приводит к умению привлекать к себе людей: если общение с людьми доставляет психологу радость, и он желает им добра, он сам «автоматически начинает притягивать к себе людей» [3., С.64].

Важно отметить, что существует такая ошибка («ловушка») в психологическом консультировании, особенно с детьми и подростками. Достаточно часто обратившийся за помощью ребенок стремиться переложить «эмоциональный груз» проблемы на психолога, освободив себя как от тяжелого психоэмоционального состояния, так и от ответственности за решение проблемы. В этом случае желание психолога помочь может привести к готовности поделиться своими силами и жизненным опытом решения подобных проблем. В этом случае важно осознавать различия между дружеской и профессиональной помощью. И какими бы сильными не были «благородные порывы» помочь «страдающему ребенку», важно дать ему возможность пережить негативные переживания для приобретения новых способностей.

Направленность педагога-психолога преимущественно на снятие негативных эмоций может препятствовать внутреннему росту обратившегося за помощью молодого человека. Скорее наоборот, проявление заботы и уважения будет заключаться в предложении ему помочь проделать внутреннюю работу по осознанию существующих стереотипов, установок, представлений, затрудняющих жизнь, обогащение мировоззрения новым содержанием, выработке новых моделей поведения. В работах практических психологов тяжелые переживания клиентов описываются как важный этап изменений: «Личностное развитие сравнимо с исцелением нарыва… Бывает по-настоящему больно…Мы все проходим через такие периода. Порой бывает трудно признать правоту других или смириться с мыслью, что чужие советы заслуживают того, чтобы к ним прислушиваться» [1, С.15]; при этом «чем больше уроков мы проходим, чем больше дел завершаем, тем полнее живем» [2, С.18].

Важнейшим компонентом профессиональной квалификации педагога-психолога является коммуникативная компетентность, предполагающая «готовность к осознанному успешному осуществлению коммуникативной деятельности (общения) в единстве трех ее сторон (коммуникация, интеракция, перцепция) в измененных условиях» [3, С.69].

Коммуникативная компетентность педагога-психолога проявляется в:

  • умении выявлять, правильно интерпретировать, понимать мотивы, поступки, личностные особенности окружающих;
  • умении находить оптимальные стратегии и тактики общения, оказывать влияние на людей;
  • саморегуляции, умении осознанно управлять своим поведением.

Профессиональная деятельность педагога-психолога во многом определяется его собственным уровнем самосознания, ценностными ориентациями, этическими принципами. Известно, что профессиональная этика практического психолога  включает соблюдение конфиденциальности, принципа «не навреди», применение научных методов, правил делового общения и др. Однако все же эмоциональный и профессиональный вклад психолога опирается, в отличие от многих других профессий, в большей степени на внутренний самоконтроль и внутреннюю мотивацию, которая может снижаться под влиянием усталости, личных трудностей, изменений условий работы. Избежать эмоционального выгорания, поддержать внутреннюю мотивацию помогают любовь к профессии, семинары и тренинги с коллегами, профессиональная литература и конечно положительные эмоции людей, которым удалось помочь.

В процессе работы с обучающимися личность педагога-психолога, находясь под влиянием полученных знаний, различных взаимоотношений, рефлексии, анализа психологических явлений обогащается новыми качествами, которые в совокупности определяют его профессионализм. Тем самым, долгий многолетний жизненный путь психолога с постоянными устремлениями, усилиями, неудачами и успехами формирует личностные особенности, которые становятся его профессиональным инструментом.

Список литературы

  1. Бурбо Л. Слушай свое тело – твоего лучшего друга на Земле. – М., 2014. – 256 с.
  2. Кюблер-Росс Э. Живи сейчас! Уроки жизни от людей, которые видели смерть. – М., 2015. – 272 с.
  3. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – М., 2010. – 848 с.
  4. Мастерство психологического консультирования/ Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. – СПб., 2007. – 240 с.

nsportal.ru

Профессионально важные качества педагога-психолога образования. Права и обязанности педагога-психолога.

Практический психолог — специалист-психолог, занимающийся решением практических психологических задач и имеющий, как правило, соответствующее высшее образование. Практический психолог ведет психологическое консультирова­ние, занимается психодиагностикой и психологической коррекцией, а также оказывает иную практическую психо­логическую помощь нуждающимся в ней людям.

Перечислим основные качества, несовместимые с работой психолога:

· Низкий интеллект, низкая сила эго (Я)

· Отсутствие эмпатии

· Недостаточная свобода мысли

· Невозможность решать свои собственные проблемы

· Низкая организованность, заторможенность

· Потребность в гиперопеке

· Высокая тревожность

Рассмотрим модель профессионально важных для работы психолога качеств:

Личные качества Интеллектуальность, социабельность, оптимизм, внутренняя порядочность, эмоциональная устойчивость, самокритичность
Сознание и самосознание Высокая рефлексивность, знание своих особенностей, способностей, сильных и слабых сторон, способов компенсации недостатков; умение регулировать свои эмоциональные состояния, мобилизовывать психические функции
Деятельность Профессиональные знания и умения: коммуникативные, психодиагностические, возрастно-индивидуального и семейного консультирования, умение построить и организовать психопрофилактическую и психокоррекционную работу, педагогические умения
Общение Эмпатия, доброжелательность, внимательность, наблюдательность, выдержка, терпение, настойчивость, педагогическая интуиция, психологический такт

Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в т.ч. при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использовании психологических знаний, и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен я соответствии с Женевской конвенцией ʼʼО правах ребенкаʼʼ и действующим Российским законодательством, изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования.

Для решения возникающих этических проблем создается Комиссия по этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

Этические принципы призваны обеспечить:

· решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

· защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и других лиц, которыми работает психолог;

· сохранение доверия между психологом и клиентом;

· укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителœей и педагогической общественности.

referatwork.ru

Главные профессиональные качества психолога

Главные профессиональные качества психолога

Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются в рамках законодательства РФ.

Мы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными Узнать стоимость

Значение профессиональных качеств

Человеческие качества проявляются в состоянии человека при его взаимодействии с окружающим миром. Восприимчивость, адекватность ситуации, духовность, активность и целесообразность являются основными человеческими качествами и состояниями.

ПВК психолога имеют определяющее значение для его профессиональной деятельности. Так как эти качества дают возможность успешно реализовать требуемую деятельность.

Психолог неизменно и неизбежно проецирует свой внутренний мир и свои переживания на возникающие в процессе его работы ситуации. Кроме этого на его деятельность оказывает влияние отношение к политическим проблемам, социально-экономическим ситуациям, к миру в целом.

Профессиональные качества

Наиболее профессионально важные качества психолога (кроме тех качеств, которые обязательны для каждой профессии: добросовестность, ответственность, терпеливость и т.д.) являются следующие.

Открытость, которая заключается в состоянии постоянной готовности к взаимодействию с окружающим миром.

Определение 1

Эмпатия – умение ставить себя на место другого, способность переживать. Эмпатия подразумевает проникновение в мир эмоций другого человека, понимание без осмысления.

Определение 2

Конгруэнтность (от лат. соответствующий, соразмерный) является процессом осознания и безоценочного принятия человеком собственных актуальных и реальный ощущений, проблем и переживаний и дальнейшее их выражение в поведении и точное озвучивание в языке методами, не наносящими травм другим людям. Этот термин ввел в психологию К. Роджерс.

Определение 3

Самообладание подразумевает способность контролировать свои чувства и настроение, включая умение сохранять невозмутимость и спокойствие в любых ситуациях.

Психологу бывает сложно это сделать, когда его клиент ведет себя капризно, навязчиво или агрессивно. В этом случае помогает сохранение границ собственного «Я». Благодаря этому профессиональному качеству психолога-педагога возможен контроль информации из внешнего реального мира, поступающей через органы чувств.

Определение 4

Интерес к людям заключается в доброжелательном, эмоционально положительном отношении к другим людям, которое сопровождается стремлением и желанием узнавать их и общаться с ними.

Умение признавать свои ошибки является важным профессиональным качеством психолога, так как оно позволяет вовремя исправлять свои оплошности и заблуждения и самосовершенствоваться через это.

Определение 5

Рефлексия представляет умение человека критически анализировать свои действия и мысли, размышлять о смысле существования.

Оп

zaochnik.com

4.1. Особенности личности педагога-психолога. Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие

4.1. Особенности личности педагога-психолога

Под словом «личность» люди понимают целостного, зрелого человека, достигшего высокого уровня развития, в котором неразрывно сплетены биологические (т. е. данные человеку от рождения) и социальные (приобретенные им при жизни, в ходе обучения, воспитания и самостоятельного развития) качества. Помимо общих требований, предъявляемых ко всем занимающимся педагогической деятельностью, для педагога-психолога существуют особые требования к его личности, общению, умениям взаимодействовать с другими людьми.

Для успешной работы педагога-психолога крайне важно наличие социальной чувствительности (социальной перцепции). Социальная чувствительность – особая, имеющая эмоциональную природу чувствительность к психическим проявлениям других людей, их стремлениям, ценностям и целям. Она заключается в умении специалиста заметить настроение и особенности поведения другого человека, понять их и принять. Педагог-психолог должен уметь построить свое взаимодействие с собеседником с учетом как его, так и своего собственного настроения, особенностей поведения, мировосприятия. Для того чтобы развить в себе социальную чувствительность, необходимо проявлять внимание и воображение.

Следует понимать, что «понять и принять» настроение другого человека – это не значит идти у него на поводу. Иногда студенты возражают: «Ученик не в настроении отвечать урок, что же, значит, не спрашивать его? А если он всегда не в настроении?» Это ошибочное понимание социальной чувствительности. Возможны случаи, когда ребенок по тем или иным причинам не может или не хочет ответить. В этой ситуации первым шагом будет – выяснить причину, вторым – разрешить не делать этого, третьим – договориться, когда он все же ответит материал. При этом будет проявлена социальная чувствительность и реализованы цели обучения и воспитания.

Социальная чувствительность включает в себя:

а) чувствительность в наблюдении – способность видеть и запоминать поступки и высказывания людей;

б) теоретическую чувствительность – умение использовать теоретические знания для того, чтобы делать заключения об учениках;

в) номотетическую чувствительность – способность применять по отношению к конкретному человеку знания об особенностях поведения представителей той группы, к которой он принадлежит;

г) идиографическую чувствительность – способность узнавать конкретного человека в ходе продолжительного взаимодействия с ним и повышать качество дальнейших действий.

В ходе общения с другим человеком педагог-психолог формирует целостный образ другого человека, соотнося результаты наблюдения за его поведением с имеющимися теоретическими знаниями о поведении и особенностях личности людей. Сформировавшийся образ определяет эмоциональное отношение, уровень интереса педагога к собеседнику, поступки и действия. Именно поэтому крайне важно, чтобы создавшийся образ не оказался ложным и был максимально подробным и точным.

Отсутствие социальной чувствительности – один из основных источников проблем в общении педагогов, в том числе и педагогов-психологов, и учеников. Способность правильно определять и предвидеть чувства, мысли и их поведение развивается с опытом работы и возрастом, но это возможно, если у взрослого человека развита рефлексия. Развитию социальной чувствительности препятствует наличие у педагога-психолога «эффекта ореола» (стойкого суждения об одной черте, распространяющегося на всю личность), проекции (переноса своих качеств, особенно нежелательных, на другого человека), стереотипного оценивания.

«Стереотип» в переводе с греческого означает «твердый отпечаток», т. е. повторное воспроизведение, представляющее собой точную копию оригинала. Стереотипное поведение, восприятие или оценка – это повторяющееся без изменений, воспроизводящее общеизвестное, шаблонное, трафаретное. Любой стереотип несет в себе и положительное, и отрицательное начало. Несомненное достоинство стереотипов в том, что они облегчают понимание других людей и нахождение «общего языка» с учениками. Негативный эффект заключается не в стереотипе как таковом, а в негибкости педагога-психолога, не желающего замечать несоответствие ученика выбранному для него «шаблону» и сменить стереотип на другой, более подходящий для данного человека.

Исследования показали, что у каждого есть своя типология, согласно которой он воспринимает и оценивает других людей. Каждому типу соответствуют свои черты характера, особенности поведения и внешности. При выделении одной-двух черт в новом человеке остальные черты типа ему приписываются автоматически. Хрестоматийным является пример, когда учитель, увидев среди учеников в новом классе аккуратную, опрятную девочку с заинтересованным выражением лица, решает, что она будет отличницей, тем самым автоматически дополняя внешний облик другими, еще не выявленными чертами стереотипа «хорошей ученицы». Сформировавшись, стереотип начинает определять поведение учителя по отношению к детям.

Есть люди, которые на протяжении всей жизни пользуются ограниченным кругом жестких неизменных стереотипов и не стремятся анализировать поведение – ни свое, ни окружающих. Но и у людей, склонных к восприятию индивидуальности, может проявиться стереотипизация, например, при встрече с большим количеством незнакомых людей, которых надо узнать за короткий промежуток времени, или при оценке людей, относящихся к иной социальной группе (по полу, возрасту, социальному положению и др.). Таким образом, при знакомстве с новым классом (большая группа людей иного возраста и часто иного социального положения) у педагога актуализируются способности не восприятия индивидуальности, а стереотипизации. Лишь потом, по прошествии нескольких месяцев, может проявиться способность воспринимать индивидуальности, причем, как правило, это происходит по отношению лишь к некоторым учащимся, чем-то выделяющимся из группы сверстников.

Одной из основных характеристик стереотипа является его стабильность во времени. Однажды возникнув, он может не изменяться годами. Более того, педагог-психолог, попавший под влияние стереотипа, старается искать доказательства правоты своей точки зрения, истолковывать все факты в пользу стереотипа, провоцировать соответствующее поведение учащихся. Случается, что при этом он неверно объясняет то, что видит или слышит, или подбирает лишь одностороннюю информацию. Хорошо, если стереотип положительный (например, учитель воспринимает ученика как потенциального отличника). Хуже, если педагог начинает односторонне истолковывать поведение ученика, которого он «записал» в группу лентяев и троечников.

Что же делать для того, чтобы не попасть под власть стереотипов? Легче всего корректировать стереотип на этапе ожиданий. Любой образованный человек в состоянии убедить себя пересмотреть их и проследить за этим процессом. Кроме того, поведение педагога может быть проконтролировано им путем анализа избирательного внимания и пристрастного суждения. Пересмотр позиций, на основании которых производится оценка других людей, доступен для любого образованного человека, тем более так должно быть для педагога-психолога. Способность к критическому анализу своего поведения и причин отношения к ученикам приведет его к более объективным отношениям и оценкам.

Развитая способность управлять собой – еще одна важная особенность педагога-психолога. В управлении собой наиболее важны четыре направления: поддержание физического здоровья; рациональное распределение сил; преодоление трудностей; правильное распределение времени.

Изречение «В здоровом теле – здоровый дух» – это не просто слова. По статистике, среди молодежи, заканчивающей среднюю школу, всего 4 % абсолютно здоровых людей. Частые простуды, сколиоз, ослабленное зрение – это далеко не полный перечень наиболее распространенных и наиболее «безобидных» болезней. Почти все они – следствие пренебрежения своим здоровьем. В итоге – повышенная утомляемость, снижение работоспособности и интереса к жизни, получение более низких результатов в жизни и профессии.

Способы поддержания здоровья общеизвестны. Для людей, ведущих преимущественно сидячий образ жизни (а студенты относятся именно к этой категории людей), важно движение, особенно на свежем воздухе, сбалансированное питание, отдых после длительных умственных нагрузок.

А что делать, если человек хронически или неизлечимо болен? Единого совета для всех нет. Главное – не забывать о необходимых процедурах и соблюдать предписанный режим работы и отдыха, а кроме того, выполнять разрешенные физические нагрузки.

Людям, особенно молодым, кажется, что их силы и энергия беспредельны. Наверное, это так, но иногда наступают моменты, требующие слишком много сил. Именно тогда и наступает пора думать об их рациональном распределении.

Следует помнить, что силы можно увеличить, если «подпитать» их соответствующими эмоциями. Так, ученики (главные «судьи» профессионализма педагога-психолога) отмечают, что для эффективной работы ему необходимы следующие личностные качества:

• стремление к максимальной гибкости;

• способность к эмпатии, внимание к потребностям учащихся;

• умение придать личностную окраску преподаванию;

• установка на создание положительного подкрепления для учащихся;

• владение стилем легкого, неформального, теплого общения с учащимися;

• предпочтение устных контактов на уроке письменным;

• эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Легкость общения, гибкость в работе, уверенность в себе при одновременном внимании к другим и жизнерадостность присущи лишь тому, кто открыт и естествен в работе. А это возможно лишь при самовыражении. Подобная потребность в самовыражении – важнейшая составляющая педагогического таланта. Педагогическое мастерство выражается в умении трансформировать это стремление в реальное поведение.

Впервые ответ на вопрос: «Как можно проявлять талант в деятельности?» – дается в системе К.С. Станиславского. Он пришел к выводу, что для этого необходимо использовать силу подсознания, причем не только как редкого, неконтролируемого озарения («вдруг осенило»), но уметь осознанно овладевать подсознательным, непроизвольным процессом творчества. Состояние, когда человеку (актеру, учителю) доступна энергия подсознания, он назвал «сверхзадачей». Сверхзадача определяется как неконтролируемый сознанием уровень мыслительной активности человека в решении творческих задач. Именно сверхзадача – подлинный и основной источник энергии, движущий поведением педагога-психолога в стремлении передать людям «великую правду» о высших нравственных ценностях.

Каждому из людей знакомы ситуации, когда сознанием овладевает какая-либо идея (что-то сделать, получить, найти и т. д.). Если эта идея захватывает человека полностью, то она затрагивает не только сознание, но и подсознание. В этом случае «вдруг» создаются благоприятные условия – находятся средства, помощники, счастливо складываются обстоятельства. Подобные ситуации можно и нужно создавать сознательно. Если учитель в работе исходит не из сиюминутной выгоды, а из направленности личности (например, «Делать людей лучше», «Дарить добро» и т. д.), то в его работе обстоятельства будут складываться также благоприятно и помогать в достижении цели. Это не означает, что педагог должен «гореть на работе», не спать ночами, думая, как лучше выполнить какое-либо дело. Можно и нужно иметь разносторонние интересы. Главное – осознавать свою направленность в работе и не изменять ей.

Научиться наращивать и эффективно использовать свои способности можно, если, кроме выражения своих чувств, соблюдать еще несколько правил: изучить и оценить себя – особенно способы, придающие силы; занимать активную жизненную позицию; настраиваться на успех; спокойно принимать неудачи и учиться на них.

В любой работе, связанной с интенсивным общением с людьми, трудности неизбежны. Люди по-разному реагируют на них. То, по поводу чего один будет переживать часами и даже месяцами, другой человек просто не заметит. Большинство людей нуждаются в определенном уровне нагрузок, чтобы выполнять работу с интересом, и достигают в работе наиболее ценных результатов, испытывая затруднения. Более подробно о способах преодоления трудностей и стрессовых ситуаций будет рассказано в последнем разделе главы 6 данного пособия.

Люди, которым на все в жизни хватает времени, – наверное, самые счастливые на земле. Но, как правило, чем более разносторонние интересы имеет человек, тем меньше у него времени. Педагог-психолог, в силу особенностей профессии, должен четко распоряжаться временем. К примеру, он не может прервать или раньше закончить консультацию или урок только потому, что возникло какое-то срочное дело, более того, ему следует придерживаться заранее установленного графика работы, иначе у детей может сложиться впечатление, что специалист не заинтересован в их судьбе, относится к своей работе формально.

С чего же начать при катастрофической нехватке времени? Разумеется, с анализа того, на что оно тратится. Вероятнее всего окажется, что несколько часов в день «уходит» на дела, которые можно вовсе не выполнять или совмещать одно с другим. Например, люди совершенно нерационально тратят время на сомнения, переживания и иные ненужные эмоции или делают то, что должны делать другие. Второй шаг – планирование, которое лучше осуществлять при помощи ежедневника. Третий шаг – контроль исполнения планов.

Правильному распределению времени помогает осведомленность. Множество вопросов можно решить по телефону, не тратя времени на личные встречи. Рациональное распределение информации (чтобы ее можно было найти быстро), накопленной в процессе обучения в вузе и за годы работы, способно значительно экономить время.

Стремление к саморазвитию и творчеству в работе – также особенность личности педагога-психолога. Творчество (музыкальное, художественное, в рукоделии, обустройстве дома, в работе и т. д.) развивает у педагога-психолога способность нестандартно относиться к вещам, ситуациям, общению и возможности гибко перестраиваться в зависимости от обстоятельств. Творческий подход к жизни и общению с людьми можно развить с помощью несложных упражнений:

– хорошо помогают упражнения на вхождение в образ другого человека или вещи, например: рассказать о событии в классе так, как будто вы – один из учеников или посторонний наблюдатель, или от лица классной доски, кусочка мела, птицы, наблюдающей за происходящим в окно, и т. д.;

– упражнения на умение нестандартно взглянуть на вещи, например: найдите как можно больше способов того, как можно использовать любую вещь (ключ, наперсток, ручку). Причем важно не только количество вариантов, но и наличие нестандартных решений этого задания, к примеру: ключ можно использовать как чертежный, столярный, слесарный, музыкальный инструменты, украшение, грузило, расческу, это может быть родник, бьющий из-под земли, ключевая мысль в предложении и т. д.

Потренировавшись, вы заметите не только то, как увеличивается число вариантов, но и то, что уменьшилось количество сложностей в общении с детьми и окружающими людьми.

Развитые навыки воздействия на других людей – еще одна особенность личности хорошего педагога-психолога. Традиционно в общении, в том числе и педагогическом, выделяют четыре основных способа воздействия: заражение, подражание, внушение и убеждение.

Заражение – это особый способ воздействия, связанный с передачей эмоционального состояния от одного человека другому. Когда говорят, что человек подвержен процессу заражения, то имеют в виду, что он бессознательно, невольно поддается определенным психическим (эмоциональным) состояниям. В этом случае он начинает действовать не так, как подсказывает разум, а под действием происходящего в нем гормонального обмена. Он теряет способность управлять своими поступками, предсказывать ситуацию, контролировать себя и окружающих. Опытные учителя и лекторы способны использовать заражение в своих целях – в качестве сплачивающего фактора, для повышения энтузиазма аудитории, мобилизации людей на выполнение важного дела. Импульсом, способным вызвать преднамеренное заражение, могут стать аплодисменты, массовая декламация, скандирование лозунгов, намеренно вызванное ликование, личный пример (на субботниках и т. д.), наличие общей значимой цели.

Роль подражания в отдельных группах (в том числе и подростковых) достаточно велика. Подражание – один из механизмов освоения ребенком различных форм поведения, действий, норм отношений в обществе, особенностей национальной культуры, профессии. Когда ребенок кому-то или чему-то подражает, то он перенимает внешние черты (поведения, состояния) и воспроизводит их в своем поведении. С возрастом происходит изменение смысла подражания – от поверхностного копирования к подражанию тем сторонам поведения, которые действительно отражают смысл ситуации. Роль педагога-психолога в формировании образцов для подражания в подростковом возрасте очень велика. Для школьников этого возраста характерно объединение в группы с особой субкультурой. Без умелого влияния извне со стороны взрослых такие группы бывают склонны к отклоняющемуся от норм поведению. При умелом влиянии подростки внутри таких групп осваивают новые роли, готовятся к экономически самостоятельной жизни, усваивают социально ответственное поведение и убеждения.

Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Особенностью внушения является то, что человек не оценивает поступающие к нему сведения или факты, не сравнивает с другой информацией, а воспринимает их «на веру». Таким образом, некритическое восприятие информации адресатом – основная отличительная черта внушения. Оно часто применяется на уроке и вне его. Объяснение нового материала в традиционной форме, опрос и выставление оценок, лекция, познавательная беседа, выступление на собрании – вот примеры использования метода внушения.

Применять внушение по отношению к детям очень просто, поскольку, во-первых, дети легче подвержены ему, чем взрослые, а во-вторых, вера в авторитет учителя способствует вере детей в слова, которые говорят педагоги. Зачастую «эффект доверия» бывает тем аргументом, который заставляет учеников поверить словам учителя. К сожалению, взрослые забывают об этом эффекте и сами способствуют развенчанию своего авторитета, произнося слова и не подкрепляя их делом, сами себе противореча.

Основным отличием метода убеждения от остальных методов воздействия в общении является наличие логики. Именно при помощи логики и риторики при убеждении происходит отбор, упорядочение фактов и выводов с целью достижения определенной задачи. При использовании этого метода следует строго придерживаться темы разговора. Важно следить за тем, чтобы все доказательства: факты, цифры, примеры – были уместны, верны и служили основанием для убедительных выводов. Так же важно соблюдать принцип отсутствия противоречия: заключения и выводы не могут противоречить друг другу, должны идти в определенной последовательности, один за другим, а не один возле другого. Еще одно условие – внутреннее ощущение педагогом-психологом равенства его и учеников при убеждении. Педагогу следует относиться к детям как к равным собеседникам, признавать за ними такие же права в аргументации и возражении, принимать их доказательства, избегая стереотипов оценки. Если он не соблюдает перечисленных условий, ученикам в разговоре будет казаться, что психолог «топчется на месте», все применяемые им способы убеждения будут неэффективны, и учитель не добьется своей цели.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Составляющие профессионализма педагога-психолога

Конкретизируя вопрос о профессионализме педагога-психолога, можно вычленить следующие составляющие:

1)    профессиональные (объективно необходимые) психологические знания;

2)    профессиональные (объективно необходимые) психологические умения;

3)    профессиональные психологические позиции, установки психолога, требуемые от него профессией;

4)    личностные особенности, обеспечивающие овладение психологом профессиональными знаниями и умениями.

Рассмотрим подробнее содержание вышеуказанных характеристик профессионализма психолога.

Профессиональные знания педагога-психолога — это знания, которые даются в стенах ВУЗа под руководством преподавателей, приобретаются студентами в ходе самостоятельной работы. В профессиональных знаниях педагог-психолог черпает эталоны для своего индивидуального профессионального развития. Здесь задача ВУЗа видится нами в развитии:

—    умения студентов работать с содержанием учебного материала, выделять ключевые идеи учебного предмета, осуществлять межпредметные связи;

—    способности студентов к интерпретации информации, поступающей из дополнительных источников.

Профессиональные психологические умения — это действия педагога-психолога, выполненные на достаточно высоком уровне, это «техники» в его профессиональной деятельности, касающиеся организации ситуации и постановки задач, применения приемов психологического воздействия, а также использования самоанализа. Сюда мы включаем:

—    умение увидеть проблему и оформить ее в виде задачи или ряда задач;

—    умение при постановке задачи ориентироваться на субъект воздействия (клиента) как на активного развивающегося соучастника процесса воздействия, имеющего собственные мотивы и цели;

—    умение конкретизировать задачи в поэтапные и оперативные, принимать оптимальное решение в условиях неопределенности, гибко перестраивать цели и задачи по мере изменения ситуации;

—    умение изучать и преобразовывать ситуацию;

—    умение предвидеть близкие и отдаленные результаты решения задач;

—    умение находить несколько способов решения одной задачи, владеть вариативностью решения.

Профессиональные психологические позиции — это устойчивые системы отношений педагога-психолога, определяющие его поведение. Профессиональная позиция выражает также профессиональную самооценку, уровень профессиональных притязаний.

Личностные особенности (качества) касаются как мотива-ционной сферы педагога-психолога (целеполагание, мотиваци-онная направленность личности и др.), так и его познавательной сферы (его наблюдательности, рефлексии, самооценивания). Отметим, что важной характеристикой профессионального мышления психолога являются, на наш взгляд, такие его психологические качества, как:

—    психологическая эрудиция — запас современных знаний, которые психолог гибко применяет в своей деятельности;

—    психологическая интуиция — быстрое, одномоментное принятие решения с учетом предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого осознанного анализа. Интуитивный способ профессионального мышления необходим психологу, ибо многообразие и неповторимость ситуаций, ограниченность времени для поиска и принятия решения делают точный расчет невозможным, и интуитивное предвосхищение действий, психологическое чутье оказывается точнее логических выкладок, заменяет логические рассуждения, позволяет быстро увидеть правильное решение.

—    психологическая импровизация (инсайт) — нахождение неожиданного психологического решения и его мгновенное воплощение, совпадение процессов создания и применения при их минимальном разрыве;

—    психологическая наблюдательность, зоркость — понимание сущности ситуации по внешне незначительным признакам и деталям, проникновение во внутренний мир человека по мало приметным нюансам его поведения, способность по выразительным движениям читать человека словно книгу;

—    психологическое предвидение, прогнозирование — умение предвосхищать поведение и реакцию человека, предусматривать затруднения;

—    психологический оптимизм — подход психолога к клиенту с оптимистической гипотезой, с верой в его возможности, резервы его личности, способность увидеть в каждом человеке то положительное, на что можно опереться в работе с ним.

psyvision.ru

Профессиональная компетентность педагога — психолога как основа успешного развития психологической службы в условиях модернизации образования Все для учителя. — Английский язык. Презентация по теме «Внешность» — — —

Профессиональная компетентность педагога — психолога как основа успешного развития психологической службы в условиях модернизации образования Изменение социально-экономических условий жизни современного общества, обновление системы образования требуют качественно нового уровня профессионализма специалистов и, в частности, специалистов — психологов. В этой связи особое значение приобретает проблема подготовки высококвалифицированных кадров, готовых теоретически и практически решать профессиональные задачи, умеющих создавать, применять и корректировать систему профессиональной деятельности. Служба практической психологии сегодня рассматривается как особый институт, современные тенденции модернизации образования, проявляющиеся в переходе российской системы образования на новую содержательную и технологическую модель, диктуют необходимость в дальнейшем развитии системы сопровождения ребенка в образовательном процессе. Актуальным в этой связи является выявление основных проблем службы практической психологии образования и определения путей их решения. В результате проведенного теоретического анализа литературных источников и собственных исследований нами определена сущность и содержание профессиональной компетентности педагогов-психологов. Профессиональная компетентность педагога-психолога рассматривается как сложное психологическое образование, которое выступает основой его успешной профессиональной деятельности, включает в себя систему деятельностно-ролевых (знания, умения и навыки) и личностных (профессионально важные качества) характеристик. Для эффективного осуществления профессиональной деятельности психологу необходимо владеть достаточными знаниями о социально-психологической ситуации в образовательном учреждении, уметь определять перспективы своего профессионального развития и развития психологической службы в целом. Важно умение осуществлять выбор оптимальных стратегий взаимодействия с различными структурами внутри и вне образовательного учреждения. Психолог образования является для педагогов и учащихся не только носителем психологических знаний. Его оценивают с позиции соответствия идеальному образу человека, воплощающего в жизнь позитивные результаты, достигаемые им с помощью эффективных психологических методик и технологий. В основных требованиях к личности психолога можно выделить следующие характеристики: 1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, вдумчивым аналитиком, экспериментатором. 2. Психолог социабелен, любит работать с людьми, радуется социальному признанию (одобрению), великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении. 3. Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы. 4. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу. Основными критериями оценки профессионализма психолога являются: 1. Наличие своей жизненной и профессиональной позиции в концепции развития психологической службы. (Я знаю не только то, что я должна делать, но и как я это буду делать.) 2. Понимание приоритетных направлений развития службы в данном образовательном учреждении, с учетом его специфики. 3. Умение самостоятельно формулировать цели и задачи. (В данный момент я делаю…) Выбирать формы работы. Уметь осуществлять прогностическую функцию. (Для чего я буду это делать?) 4. Наличие системы в работе. (Наличие основополагающих документов в кабинете, наличие и содержательность в ведении документации, грамотность ее заполнения.) 5. Умение психолога работать с социально-педагогической ситуацией, способствовать оптимизации социально-психологических условий образовательной и воспитательной среды. (Приблизить среду к ребенку. Продуманность зон в кабинете. Цветовое решение.) 6. Умение составить профессионально грамотную психологическую характеристику на ребенка (группу детей), обозначить психологическую проблему, выработать пути ее решения. 7. Умение организовать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса. 8. Умение организовать профессиональное взаимодействие с другими учреждениями родственного профиля. (Социально-психологические центры и т.д.) 9. Участие в психологических семинарах, научно-практических конференциях различного уровня. (Форма участия как пассивная, так и активная.) 10. Востребованность психолога. (По итогам отчетной документации, по количеству проведенных видов работы, по мнению детей, педагогов). Особенность и сложность психологической специальности предполагает особые требования к содержанию и формам повышения квалификации педагогов – психологов в государственной системе дополнительного профессионального образования. В частности, в ТОИПКРО успешно проводятся научно – практические семинары, конференции, семинары по проблемам становления профессионализма с элементами тренинга; мастер — классы педагогов – психологов с последующей рефлексией участников-коллег; организуется создание видеоматериалов на основе демонстрации передового психологического опыта, информационной базы данных, Планируется создание психологического сайтов-консилиума, где мог бы работать виртуальный психологический центр Тамбовской области. Предполагается повышение квалификации педагогов – психологов в русле следующих направлений: • повышение психологической компетентности педагогических коллективов образовательных учреждений; • организация постоянно – действующих семинаров по работе с детьми девиантного поведения; • курсы по вопросам деятельности педагогов – психологов в связи с введением предпрофильной подготовки и профильного обучения, ЕГЭ; • научно – практические семинары, которые бы удовлетворяли профессиональные запросы психологов, работающих в учреждениях образования различных типов (например, в инновационных учреждениях детских домах, специализированных образовательных учреждениях и пр.). Важно отметить, что самые различные формы профессионального сотрудничества могут рождать содержание, благодаря которому будет происходить повышение квалификации. Создание условий для повышения профессионализма психологов позволило бы улучшить качество психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса с учетом новых реалий, возникающих в условиях модернизации образования. Таким образом, одной из важнейших задач в решении проблемы становления профессионализма, формирования профессиональной компетентности педагогов – психологов является создание эффективной модели повышения квалификации педагогов – психологов Тамбовской области. Для решения указанной задачи ТОИПКРО, в частности, лаборатория психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса выступает инициатором интеграции научно-методических, информационных и кадровых ресурсов образовательных учреждений всех уровней образования, где успешно трудятся психологи.

Изменение социально-экономических условий жизни современного общества, обновление системы образования требуют качественно нового уровня профессионализма специалистов и, в частности, специалистов психологов. В этой связи особое значение приобретает проблема подготовки высококвалифицированных кадров, готовых теоретически и практически решать профессиональные задачи, умеющих создавать, применять и корректировать систему профессиональной деятельности.

        Служба практической психологии сегодня рассматривается   как особый институт, современные тенденции модернизации образования, проявляющиеся в переходе российской системы образования на новую содержательную и технологическую модель, диктуют необходимость в дальнейшем развитии системы сопровождения ребенка в образовательном процессе. Актуальным в этой связи является выявление основных проблем службы практической психологии образования и определения путей их решения.  

 

Одной из самых сложных проблем сегодня является недостаточно высокий уровень профессионализма  психологов образования. Большая часть  психологов, работающих в образовательных учреждениях, имеет небольшой стаж работы, кадровый состав  психологов каждый год значительно обновляется. В то же время, цели и задачи деятельности  психолога  требуют от него личностной и профессиональной зрелости.  

 

      В результате проведенного теоретического анализа литературных источников и собственных исследований нами определена сущность и содержание профессиональной компетентности педагогов-психологов. Профессиональная компетентность педагога-психолога рассматривается как сложное психологическое образование, которое выступает основой его успешной профессиональной деятельности, включает в себя систему деятельностно-ролевых (знания, умения и навыки) и личностных (профессионально важные качества) характеристик.

 

Для эффективного осуществления профессиональной деятельности  психологу необходимо владеть достаточными знаниями о социально-психологической ситуации в образовательном учреждении, уметь определять перспективы своего профессионального развития и развития психологической службы в целом. Важно умение осуществлять выбор оптимальных стратегий взаимодействия с различными структурами внутри и вне образовательного учреждения.

 

  Оптимальным вариантом было бы активное участие  психолога  в проектировании социально-педагогических ситуаций и условий образовательной среды в целом. По-прежнему, однако, не востребованы прогностические возможности психологической службы, с одной стороны, и с другой стороны, не каждый  психолог готов к проектированию  как отдельных социально-педагогических ситуаций, так и в целом социально-психологических условий в образовательном учреждении.  

 

 Психолог должен быть готов к работе с образовательным учреждением  как системой.  Ему необходимо видеть эту систему в единстве, знать социальные характеристики района, в котором расположено  образовательное учреждение, учитывать социально-демографические данные контингента учащихся (воспитанников) и их родителей, особенности кадрового состава, специфику учреждения, его основные (стратегические) цели и задачи работы, структуру учреждения (наличие различных структурных подразделений и их взаимодействие). Педагог – психолог должен уметь выделять приоритетные направления в психологической работе с учащимися, самостоятельно разрабатывать новые технологии психолого-педагогической работы с учащимися. Однако, эти вопросы остаются наиболее сложными не только для начинающих специалистов, но и для  психологов со стажем (М.Битянова, С.Степанов и др.)    

 

  Психологу  нужно быть готовым к оказанию необходимой помощи как администрации и руководителям других структурных подразделений, так и другим участникам образовательного процесса. При этом  психолог образовательного учреждения или руководитель психологической службы является управленцем среднего звена. Для того чтобы осуществлять руководство психологической службой,  психологу необходимо совершенствовать свою управленческую культуру.  

 

Продуктивность профессиональной зрелости  психолога может быть  оценена как по показателям меры соответствия ожидаемому результату, так и по признакам профессиональной и личностной зрелости.  Развитие личности определяет выбор профессии, а профессиональная деятельность, в свою очередь, определяет стратегию развития личности.

 

Для  педагога  — психолога особое значение приобретают профессионально значимые личностные качества.  Психолог образования является для  педагогов и учащихся не только носителем психологических знаний.  Его оценивают с позиции соответствия идеальному образу человека, воплощающего в жизнь позитивные результаты, достигаемые им с помощью эффективных психологических методик и технологий. От личностной, жизненной, профессиональной успешности  педагога – психолога  зависит его убедительность для участников образовательного процесса, а также эффективность работы конкретной психологической службы в целом.  

 

Таким образом, основой успешного профессионального становления педагога-психолога является высокий уровень развития личности специалиста, являющийся условием, обеспечивающим возможности системного видения профессиональной деятельности, построения концепции своей профессиональной деятельности и ее развития.  

 

Для успешной профессиональной деятельности психологу требуются достаточно устойчивая и адекватно высокая самооценка, позитивный взгляд на мир, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе.

 

В основных требованиях к личности  психолога  можно выделить следующие характеристики:  

 

 1.     Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, вдумчивым аналитиком, экспериментатором.  

 

 2.     Психолог социабелен, любит работать с людьми, радуется социальному признанию (одобрению), великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении.  

 

3.     Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы.  

 

 4.     Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.  

 

Основными критериями  оценки профессионализма  психолога являются:  

 

1.     Наличие своей жизненной и профессиональной позиции в концепции развития психологической службы. (Я знаю не только то, что я должна делать, но и  как я это буду делать.)  

 

2.     Понимание приоритетных направлений развития службы в данном образовательном учреждении, с учетом его специфики.  

 

3.     Умение самостоятельно формулировать цели и задачи. (В данный момент я делаю…) Выбирать формы работы. Уметь осуществлять прогностическую функцию. (Для чего я буду это делать?)  

 

4.     Наличие системы в работе. (Наличие основополагающих документов в кабинете, наличие и содержательность в ведении документации, грамотность ее заполнения.)  

 

5.     Умение  психолога работать с социально-педагогической ситуацией, способствовать оптимизации социально-психологических условий образовательной и воспитательной среды. (Приблизить среду к ребенку. Продуманность зон в кабинете. Цветовое решение.)  

 

6.     Умение составить профессионально грамотную психологическую характеристику на ребенка (группу детей), обозначить психологическую проблему, выработать пути ее решения.  

 

7.     Умение организовать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.  

 

8.     Умение организовать профессиональное взаимодействие с другими учреждениями родственного профиля. (Социально-психологические центры и т.д.)  

 

9.     Участие в психологических семинарах, научно-практических конференциях различного уровня. (Форма участия  как пассивная, так и активная.)  

 

10.Востребованность  психолога. (По итогам отчетной документации, по количеству проведенных видов работы, по мнению детей,  педагогов).  

 

 

     Обратными характеристиками, несовместимыми с качествами психолога, Р.В. Овчаровой названы: низкая сила «эго», низкий интеллект, отсутствие эмпатии, неумение решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессу, потребность в опеке, высокая тревожность. Конечно, эти требования абсолютизированы, трудно найти людей, у которых бы они органично сочетались. Поэтому данные требования нужно рассматривать  как эталонные, которые могут служить общим ориентиром.

 

Актуальным в этой связи является вопрос об оптимизации личностно-профессионального развития психолога и совершенствовании системы подготовки психологов образования. Необходимо создание в рамках специальной подготовки условий для личностного развития специалистов (использование эффективных психотехнологий в целях психокоррекции, самопознания, саморазвития), профилактики синдрома эмоционального выгорания посредством профессиональной супервизии и/или получения индивидуальной психотерапевтической помощи.  

 

Актуальным также является предоставление психологам новых возможностей для формирования представлений о системе работы, основных концептуальных положениях деятельности психолога в системе образования, а также обеспечение условий для получения прочных навыков практической работы (в первую очередь, консультативной и психокоррекционной).  

 

В последнее десятилетие служба практической психологии в системе образования Тамбовской области  достигла качественно нового уровня своего развития. При этом следует констатировать, что имеет место ситуация повышенных требований к уровню профессионализма  психологов, работающих в системе образования. В связи с этим важно отметить некоторые особенности профессиогенеза, специфические для профессии  психолога. Предметом профессиональной деятельности  психолога является «трагически невидимая психика», что значительно затрудняет формирование психологической системы профессиональной деятельности  педагога — психолога (Шадриков В.Д., 1994).  

 

Содержательный анализ работы с  педагогами — психологами в Тамбовском областном институте повышения квалификации работников образования позволяет констатировать следующее:

 

 а) затруднено становление представлений  педагога — психолога о компонентном составе действий и программе собственной профессиональной деятельности в целом;

 

б) остро стоит проблема формирования критериев оценки эффективности профессиональной деятельности даже для  педагогов — психологов со стажем;

 

 в) остаются неясными стратегии и основания для принятия профессиональных решений;

 

г) мировоззренческий плюрализм и методологический кризис в психологии осложняют формирование информационной основы профессиональной деятельности  педагогов — психологов, что выражается в огромных затруднениях реализации на практике принципа единства методологии, метода, методики и интерпретации результатов работы.

 

Достаточно часто  педагог — психолог становится заложником той коллекции психотехник, методик, которую ему удалось собрать на разного рода тренингах, семинарах. Пытаясь соединить в собственной профессиональной деятельности «несоединимое»,  психолог попадает в круг проблем — недостаточное понимание оснований своей деятельности, и  как следствие, — трудности в выделении профессиональных приоритетов. В то время  как одно из существенных условий развития профессионализма связано со способностью  педагога — психолога осуществлять произвольный и осознанный выбор разных теоретических и методических оснований для решения тех или иных профессиональных задач.  

 

Также в качестве критериев профессионализма  психолога  можно выделить:

 

1)     способность  педагога — психолога работать с запросом;

 

2)     умение формировать запрос на свои услуги;

 

3)  умение формулировать психологическую задачу, в том числе, умение модифицировать имеющийся запрос в психологическую задачу;

 

4) минимизация психологических затрат при реализации профессиональных задач и удовлетворённость своей деятельностью.  

 

 

В настоящее время отсутствует преемственность теории и практики в системе подготовки, переподготовки, повышения квалификации   психологов; не выстроена система непрерывного профессионального образования  психологов. Считаем, что оптимизация становления профессионализма, компенсация негативного профессионального опыта  педагогов – психологов возможна в государственной системе дополнительного профессионального образования, в частности, в системе повышения квалификации  педагогов – психологов в ТОИПКРО. Именно институт повышения квалификации  может стать пространством профессиональных коммуникаций,  как для психологов, так и  для других участников образовательного процесса (курсовая подготовка, конкурсы профессионального мастерства, профессиональные союзы и ассоциации и пр.). Данный комплекс мероприятий позволит более эффективно позиционировать профессию  психолога на различных уровнях системы образования: в конкретных образовательных учреждениях, в сознании  педагогов, методистов и руководителей ОУ, специалистов муниципальной системы образования. Дополнительное постоянное позиционирование психологической профессии в образовательном пространстве положительно сказывается на решении организационно-содержательных проблем деятельности  практического  психолога системы образования. 

 

Особенность и сложность психологической специальности предполагает особые требования к содержанию и формам повышения квалификации  педагогов – психологов в государственной системе дополнительного профессионального образования. В частности, в ТОИПКРО успешно проводятся научно – практические семинары, конференции, семинары по проблемам становления профессионализма с элементами тренинга; мастер — классы  педагогов – психологов с последующей рефлексией участников-коллег; организуется создание видеоматериалов на основе демонстрации передового психологического опыта, информационной базы данных,

 

Планируется создание психологического сайтов-консилиума, где мог бы работать виртуальный психологический центр Тамбовской области. Предполагается повышение квалификации  педагогов – психологов в русле следующих направлений:  

 

·    повышение психологической компетентности педагогических коллективов образовательных учреждений;  

 

·    организация постоянно – действующих  семинаров по работе с детьми девиантного поведения ;  

 

·    курсы по вопросам деятельности  педагогов – психологов в связи с введением предпрофильной подготовки и профильного обучения, ЕГЭ;  

 

·    научно – практические семинары, которые бы удовлетворяли профессиональные запросы  психологов, работающих в учреждениях образования различных типов (например, в инновационных учреждениях детских домах, специализированных образовательных учреждениях и пр.).  

 

 Важно отметить, что самые различные формы профессионального сотрудничества могут рождать содержание, благодаря которому будет происходить повышение квалификации.

 

Создание условий для повышения профессионализма психологов позволило бы улучшить качество психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса с учетом новых реалий, возникающих в условиях модернизации образования.  

 

 Таким образом, одной из важнейших задач в решении проблемы становления профессионализма, формирования профессиональной компетентности  педагогов – психологов является создание эффективной модели повышения квалификации  педагогов – психологов Тамбовской области. Для решения указанной задачи ТОИПКРО, в частности, лаборатория психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса  выступает инициатором интеграции научно-методических, информационных и кадровых ресурсов образовательных учреждений всех уровней образования, где успешно трудятся  психологи.  

 

 

 

Литература:

 

 

1.     Балашов М.М., Лукьянова М.И. Специфика подготовки психологов к профессиональной деятельности в различных социально-производственных средах // Психологическая наука и образование. – 1998, N 2. — С. 64-67.

 

2.     Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — 2-е изд., дораб. — М., 1996. — 352 с.

 

3.     Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). — М., 1996. – 400 с.

 

4.     Селихова Г.В.Формирование профессионального имиджа психолога в условиях личностной ориентации образования // Мир психологии. – 1998. N 4.- С. 4-8.

 

5.     Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. — 2-е изд.- М., 1996. — 320 с.

 

pedsovet.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *