Буддизм. Особенности учения и история Будды
Главный принцип буддизма — следовать за учением, а не за учителем. Узнаем о человеке, который открыл это учение людям и разберемся в главных особенностях буддизма.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике
Буддизм — самая старая из трех мировых религий. Он возник в 6-м веке до нашей эры, христианство появилось на 5 столетий позже а ислам — еще через 6 веков.
☸️ Буддизм — следование за учением, а не за учителем. Термин «буддизм» придумали в середине 19-го века европейцы, так до конца и не понявшие суть этой экзотической религии. Ведь в ней один из главных принципов — «следовать за учением, а не за лидером». Поэтому правильное название буддизма — «Дхарма» (закон, учение) или «Буддадхарма» (учение Будды), и строго говоря, мы неправильно называем это учение.
🌏 Буддизм — единственная из мировых религий, которая не является теистической: она не утверждает существование бога-творца и бессмертной души.
💎 В буддизме существует несколько направлений —тхеравада, махаяна и ваджраяна — и множество школ. Но всех буддистов объединяет вера в «три драгоценности»: Будду, дхарму (учение Будды) и сангху (монашескую общину).
🙅🏻♂️ Буддисты исповедуют ненасилие, но им дозволено использовать боевые умения для того, чтобы предотвратить насилие и не дать ему распространиться. Отсюда в восточных единоборствах масса защитных техник и приемов, когда энергия нападающего используется против него.
👤 У буддистов нет единого духовного лидера. Далай-лама может считаться лидером только тибетских буддистов.
🌕 Самый большой праздник буддистов — Весак, день майского полнолуния. Именно в этот день, хотя и в разные годы, Будда родился, достиг просветления и покинул этот мир, окончательно перейдя в нирвану.
Буддизм — одна из трех мировых религий. Почему мы говорим о нем, как о философии?
Буддизм — философия? С одной стороны, буддизм содержит в себе многие признаки философского мышления: постановку вопросов, аргументацию, мысленные эксперименты, метафоры и афоризмы, знакомые нам по европейской философии. С другой, из-за культурных особенностей восточные учения не стоит сравнивать с европейской философией.
🙏 Буддизм — религия? Существует ли персонифицированный бог? Существует ли бессмертная душа? Существует ли мир? В буддизме нет ответов на эти привычные для религий вопросы. В этих трех вопросах Будда принципиально остается на позиции радикальной неопределенности. Он будто бы намекает, что именно эти главные вопросы неправильно поставлены. Искать определенный ответ на них уже означает идти по неверному пути.
✨ Буддизм — духовная практика? В центре буддизма духовные и телесные практики (медитации, успокоение, преодоление привязанностей), которые могут помочь уменьшить страдания, выйти из иллюзорного бытия в более подлинное. Бессмертна ли душа, переродится ли человек в будущем в другое существо — теоретические вопросы, которые не должны волновать буддистов. Главное — это духовная практика.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Поговорим о легендарном основателе буддизма — Будде.
Родоначальником буддизма является Сиддхартха из рода Гаутама (563–483 до н. э.) племени шакьев и известный под именем Будда.
Будде с рождения пророчили стать великим. По легенде, в ночь зачатия Сиддхартхи царице приснилось, что через ее правый бок в ее чрево вошел белый слон с шестью белыми бивнями и он нес цветок лотоса. Приглашенный благословить младенца отшельник-провидец Асита, живший в горной обители, обнаружил на его теле 32 признака великого человека. На их основании он заявил, что младенец станет либо великим царем (чакравартином), либо великим просветленным (Буддой) — все зависит от того, будет ли он жить дома или странствовать. Отец Сиддхартхи оберегал его от лицезрения несчастий и страданий, чтобы у него не возникла мысль о странничестве.
🌳 В 29 лет, столкнувшись с человеческими страданиями, Сиддхартха решил стать аскетом. Несколько лет царевич обучался под руководством лесных отшельников различным аскетическим практикам, пока не понял, что таким образом он не достигнет желаемого просветления. Он осознал, что истина лежит между миром чувственных удовольствий и жестокой аскезой — это стало основой его «срединного пути».
🙌 Царевич Гаутама достиг Пробуждения (бодхи) и стал Буддой («просветленным») после 49 дней медитации в ту же ночь, когда он был рожден, в возрасте 36 лет.
📣 Первая проповедь Будды была о четырех благородных истинах и восьмеричном пути. Со временем у Будды появились ученики, которые и положили начало буддийской общине.
✨ В возрасте 80 лет Будда объявил, что скоро он достигнет паринирваны — абсолютного покоя. После этого Будда съел последнюю свою трапезу, которую он получил от кузнеца Кунда. По легенде, он не смог нарушить законы гостеприимства и отказаться от еды, предложенной хозяином.
🌅 Будда — не только основатель буддизма. Так называют всех, кто достиг просветления.
Чтобы лучше представить, каким был Будда, давайте прочтем три буддийские притчи.
📜 Открытие срединного пути.
📜 Искушение Будды. Когда Будда стал просветленным, подступил к нему злой дэв Мара со словами: «Погрузись теперь в нирвану, Великий; погрузись в нирвану, совершенный; время нирваны наступило теперь для тебя». Будда ответил: «Я до тех пор не погружусь в нирвану, пока не приобрету себе учеников в среде монахов, мудрых и сведущих, вещих слушателей… Я до тех пор не погружусь в нирвану, злой дух, пока не приобрету себе последовательниц в среде монахинь.
Я до тех пор не погружусь в нирвану, пока святое, мною преподанное, учение не окрепнет, не упрочится, не усвоится всеми народами и, распространяемое все далее и далее, не станет достоянием всего человечества».📜 Есть ли жизнь после смерти? Будде не нравилась определенность. Он знал, что часто в определенности таится западня, как, впрочем, и вообще в словах. Однажды ученики спросили его, будет ли он пребывать с ними после смерти. Вот что он им ответил: «Если я скажу “да”, это будет неверно, если скажу “нет” — тоже неверно, только по-другому. После смерти Татхагата станет безбрежным, как океан». Он сам называл себя «Татхагата» и хотел, чтобы так его называли другие. Это означает «Пришедший тем же путем». Этим он хотел подчеркнуть, что он не исключение, не первый и не последний Просветленный, что он не бог, а просто человек, такой же, как и другие, и что к просветлению могут прийти все, кто следуют за ним по Пути.
курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽
1450₽
подробнее о курсе
Бодхгайя [Храм просветления Будды] Индия, путевки и туры из Москвы 2021 — от туроператора Ом тур
Бодхгая. В священных книгах буддизма сказано, что для буддиста есть на земле четыре места, которые он обязан посетить. Это места, где родился Будда, где он достиг Просветления, где произнес первую проповедьи где покинул земной мир.
Уйдя из дома в 29 лет, царевич Сиддхартха Гаутама из рода Шакьев, будущий Будда Шакьямуни, стал аскетом и занялся поиском истины. Пройдя обучение, у нескольких философов и не удовлетворившись их рассуждениями, Будда решил практиковать йогу и самоистязание плоти. В результате воля его закалилась, но он по-прежнему не находил ответа на вопросы: возможно ли окончательное освобождение от страдания, от новых рождений, и есть ли к такой свободе человеческий путь. Однажды, во время транса Будда пришел к непреложной истине: «Умерщвление плоти не есть путь к свободе духа – просветлению». Выйдя из медитации, будущий Будда понял, что еще немного, и он бы просто умер от истощения, так и не достигнув просветления. Поев и отдохнув, он пошел в сторону рощи, находящейся между Урувилой и Гаей, где в небольшом распадке между холмами было тихо и уединенно. Вокруг чистого родника росли ветвистые фикусы с листом, широким у черенка, и резко сужающимся длинным мыском. Выпив немного воды из родника, Будда уселся в привычной для него позе медитации: лицо к востоку, спина прямая, ноги скрещены, руки покоятся одна на другой, глаза открыты, но взор их обращен внутрь себя. Тексты описывают состояния, которых поочередно достигал Будда. Описывается также, что бог Смерти Мара в течение всей ночи медитации Будды всячески пытался помешать Просветлению.
Величие этого подвига распространилось и на место, где Будда достиг Просветления, став самым главным из священных мест буддистов. А дерево фикус, под которым сидел Будда, получило название «дерева бодхи».
Это дерево окружено ореолом легенд. В центральной Индии верят, что земной мир соединен с потусторонним миром именно этим деревом. Души предков испытывают жажду, поэтому в определенные дни года, исчисляемые по лунному календарю, корни дерева поливают водой. Все деревья бодхи в индуизме окружены почитанием, так как считаются воплощением Бога Вишну. Интересно, что в ведической философии самого Будду считают одним из воплощений (аватар) бога Вишну. Дерево бодхи никогда не подвергают рубке, выросшее в неподходящем месте дерево осторожно выкапывают и пересаживают в другое место. Оно считается как бы членом высшей касты – брахманов; поэтому вокруг ствола повязывают священный шнур, отличительный знак касты. Если в брахманской семье умирает мужчина, его семья приносит к подножию дерева обильное угощение.
Ставшее знаменитым, дерево бодхи, по свидетельствам буддийских историков, простояло до 1876 года, пришло в совершенную ветхость, и было повалено ураганом. На месте же Просветления Будды, в Бодхгае, находится храм Махабодхи, построенный во II веке н. э. и перестроенный в XI веке. Он представляет собой пирамидальную башню высотой 51 метр в форме сужающейся кверху пирамиды с четырьмя башенками по углам. Это самый древний из всех сохранившихся храмов-башен.
Храмом управляют совместно буддисты и индуисты, так как Будда считается девятой аватарой бога Вишну. У западной стены храма растет дерево, потомок того дерева, под которым Будда обрел Просветление. Здесь же находится Ваджрасана – каменная плита, отмечающая то место, где Будда Шакьямуни сидел в медитации. К северу от храма идет каменная дорожка, выложенная в I веке до н. э., которая обозначает место, по которому Будда гулял в состоянии Випасана-медитации.
С южной стороны храма находится пруд, поросший лотосами. Посередине пруда стоит изображение Будды, охраняемого коброй. В Бодхгае находится статуя Великого Будды высотой 25 метров, выполненная в японском стиле Камакура в 1989 году. Здесь есть монастыри Будды, построенные представителями всех направлений буддизма, – монастыри Тибета, Бирмы, Таиланда, Японии, Тайваня, Бангладеш, Бутана, Непала, Вьетнама, Кореи, Китая, Шри-Ланки.
Все самые интересные, священные и красивые места в Бодхгайе, Вы сможете увидеть в одном из наших Буддистских туров. Огромное количество мифов, легенд и необъяснимых фактов Вы сможете услышать, посмотреть и открыть в регулярных турах с фиксированной датой заезда в Бодхгайю. В авторском туре по местам Будды с посещением Бодхгайи вместе с одной из групп с гидом — индологом буддистом Центра Уникальных путешествий Ом тур. Туры в Бодхгайю смотрите на сайте: www.om-tour.ru или связывайтесь с нашими менеджерами по телефону: +7 495 608 86 81; 495 979 62 20.
Цит. по: Андросов В. П. «Будда Шакьямуни». М., 2001
Жизнь Будды | Эссе | The Metropolitan Museum of Art
Согласно традиции, исторический Будда жил с 563 по 483 год до нашей эры, хотя ученые предполагают, что он мог прожить столетие спустя. Он родился у правителей клана Шакья, отсюда и его прозвище Шакьямуни, что означает «мудрец клана Шакья». Легенды, которые сложились вокруг него, утверждают, что его зачатие и рождение были чудесными. Его мать, Майя, зачала его, когда ей приснилось, что белый слон вошел в ее правый бок (1976.402). Она родила его стоя, держась за дерево в саду (1987.417.1). Ребенок появился справа от Майи полностью сформированным и сделал семь шагов. Вернувшись во дворец, его представили астрологу, который предсказал, что он станет либо великим царем, либо великим религиозным учителем, и ему дали имя Сиддхартха («Тот, кто достигает своей цели»). Его отец, очевидно, думая, что любое соприкосновение с неприятностями может побудить Сиддхартху искать отречённую жизнь в качестве религиозного учителя, и не желая потерять сына из-за такого будущего, ограждал его от реалий жизни.
Поэтому Сиддхартхе были неизвестны разрушительные последствия бедности, болезней и даже старости, который вырос в окружении всех удобств в роскошном дворце. В возрасте двадцати девяти лет он совершил три последовательные поездки на колеснице за пределы территории дворца и впервые увидел старика, больного и труп. В четвертом путешествии он увидел странствующего святого человека, чей аскетизм вдохновил Сиддхартху пойти тем же путем в поисках свободы от страданий, вызванных бесконечным циклом рождения, смерти и возрождения. Зная, что отец попытается остановить его, Сиддхартха тайно покинул дворец посреди ночи (28.105) и отправил обратно все свое имущество и драгоценности вместе со своим слугой и лошадью. Полностью отказавшись от роскошного существования, он шесть лет провел в подвижничестве (1987.218.5), пытаясь победить врожденную тягу к еде, сексу и комфорту, занимаясь различными йоговскими дисциплинами. В конце концов, на грани смерти от своего неусыпного поста, он принял миску риса от молодой девушки. Поев, он осознал, что физические аскезы не являются средством достижения духовного освобождения. В месте, ныне известном как Бодх-Гая («место просветления»), он сидел и медитировал всю ночь под деревом пипал. Победив силы демона Мары, Сиддхартха достиг просветления (1982.233) и стал Буддой («просветленным») в возрасте тридцати пяти лет.
Будда продолжал сидеть после своего просветления, медитируя под деревом, а затем стоя рядом с ним в течение нескольких недель. В течение пятой или шестой недели его преследовали проливные дожди во время медитации, но он был защищен капюшоном царя змей Мучилинды (1987.424.19ab). Через семь недель после своего просветления он покинул свое место под деревом и решил научить других тому, чему научился, поощряя людей следовать по пути, который он назвал «Средним путем», который является путем баланса, а не экстремизма. Он произнес свою первую проповедь (1980.527.4) в оленьем парке в Сарнатхе, на окраине города Бенарес. Вскоре у него появилось много учеников, и следующие сорок пять лет он провел, бродя по северо-востоку Индии, распространяя свое учение. Хотя Будда представлял себя только учителем, а не богом или объектом поклонения, говорят, что за свою жизнь он совершил много чудес (1979. 511). Согласно традиционным источникам, он умер в возрасте восьмидесяти лет (2015.500.4.1) в Кушинагаре, проглотив испорченный кусок гриба или свинины. Его тело было кремировано, а останки распределены среди групп его последователей. Эти святые мощи находились в больших полусферических курганах (19 в.85.387), некоторые из которых стали важными местами паломничества.
В Индии к периоду Пала (ок. 700–1200 гг.) жизнь Будды была систематизирована в виде серии «Восьми великих событий» (1982. 233). Эти восемь событий в порядке их возникновения в жизни Будды: его рождение (1976.402), его поражение от Мары и последующее просветление (1982.233; 1985.392.1), его первая проповедь в Сарнатхе (1980.527.4), чудеса, которые он совершил. исполненный в Шравасти (1979,511), его нисхождение с Небес Тридцати Трех Богов (28,31), его укрощение дикого слона (1979. 511), дар обезьяны в виде меда и его смерть (2015.500.4.1).
Цитата
Браун, Кэтрин Селиг. «Жизнь Будды». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/buda/hd_buda.htm (октябрь 2003 г.)
Дополнительное чтение
Пал, Пратападитья и др. Свет Азии: Будда Шакьямуни в азиатском искусстве . Каталог выставки. Лос-Анджелес: Музей искусств округа Лос-Анджелес, 1984.
.Снеллгроув, Дэвид Л., изд. Изображение Будды . Токио: Коданша, 1978.
.Дополнительные эссе Кэтрин Селиг Браун
- Браун, Кэтрин Селиг. «Тибетское буддийское искусство». (октябрь 2003 г.)
- Браун, Кэтрин Селиг. «Непальская скульптура». (октябрь 2003 г.)
- Браун, Кэтрин Селиг. «Непальская живопись». (октябрь 2003 г.)
Буддизм | Определение, убеждения, происхождение, системы и практика
Будда
Посмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Венди Джаяварман VII Факсиан Сюаньцзан Тайси Сётоку
- Похожие темы:
- дзен Махаяна Четыре благородные истины тибетский буддизм Сингон
Просмотреть весь связанный контент →
Последние новости
6 февраля 2023 г., 2:04 по восточноевропейскому времени (AP)
Пожар сильно повредил буддийский храм в австралийском городе
Буддийский храм сильно пострадал от пожара в австралийском городе Мельбурн
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Буддизм , религия и философия, развившиеся из учений Будды (санскрит: «Пробужденный»), учителя, жившего в северной Индии между серединой 6-го и серединой 4-го веков до нашей эры (до нашей эры) . Распространившись из Индии в Среднюю и Юго-Восточную Азию, Китай, Корею и Японию, буддизм играл центральную роль в духовной, культурной и общественной жизни Азии, а с 20 в. распространился и на Запад.
Древние буддийские писания и доктрины, разработанные на нескольких близкородственных литературных языках древней Индии, особенно на пали и санскрите. В этой статье слова на пали и санскрите, получившие распространение в английском языке, рассматриваются как английские слова и передаются в той форме, в которой они появляются в англоязычных словарях. Исключения случаются при особых обстоятельствах — как, например, в случае санскритского термина дхарма (пали: дхамма ), который имеет значения, обычно не связанные с термином 9.0014 дхарма , как это часто используется в английском языке. Палийские формы даны в разделах, посвященных основным учениям раннего буддизма, которые реконструированы в основном из палийских текстов, и в разделах, посвященных буддийским традициям, в которых основным священным языком является пали. Санскритские формы даны в разделах, посвященных буддийским традициям, основным священным языком которых является санскрит, и в других разделах, посвященных традициям, основные священные тексты которых были переведены с санскрита на язык Центральной или Восточной Азии, такой как тибетский или китайский.
Основы буддизма
Культурный контекст
Буддизм возник на северо-востоке Индии где-то между концом 6-го и началом 4-го века до н.э., в период больших социальных изменений и интенсивной религиозной деятельности. Ученые расходятся во мнениях относительно дат рождения и смерти Будды. Многие современные ученые считают, что исторический Будда жил примерно с 563 по 483 год до нашей эры. Многие другие считают, что он жил примерно на 100 лет позже (примерно с 448 по 368 год до н. э.). В то время в Индии было много недовольства брахманскими (индуистскими высшими кастами) жертвоприношениями и ритуалами. В северо-западной Индии были аскеты, которые пытались создать более личный и духовный религиозный опыт, чем тот, который можно найти в Ведах (священных писаниях индуизма). В литературе, выросшей из этого движения, в Упанишадах, можно найти новый акцент на отречении и трансцендентном знании. Северо-восточная Индия, менее подверженная влиянию ведической традиции, стала рассадником многих новых сект. Общество в этой области было обеспокоено распадом племенного единства и расширением нескольких мелких королевств. В религиозном отношении это было время сомнений, потрясений и экспериментов.
Группа прото-самкхьи (т. е. основанная на школе индуизма санкхья, основанной Капилой) уже прочно утвердилась в этом районе. Возникло множество новых сект, включая различных скептиков (например, Санджайя Белаттипутта), атомистов (например, Пакудха Каччаяна), материалистов (например, Аджита Кесакамбали) и антиномистов (т. е. противников правил или законов — например, Пурана Кассапа). Однако наиболее важными сектами, возникшими во времена Будды, были адживики (адживаки), которые подчеркивали правило судьбы (9).0014 нияти ), и джайнов, подчеркивавших необходимость освобождения души от материи. Хотя джайнов, как и буддистов, часто считают атеистами, их верования на самом деле более сложны. В отличие от ранних буддистов и адживики, и джайны верили в постоянство элементов, составляющих вселенную, а также в существование души.
Викторина «Британника»
Будда и буддизм
Несмотря на ошеломляющее разнообразие религиозных общин, многие из них использовали один и тот же словарь— нирвана (трансцендентная свобода), атман («я» или «душа»), йога («союз»), карма («причинность»), Татхагата («тот, кто пришел» или «тот, кто таким образом ушел»), будда («просветленный»), сансара («вечное возвращение» или «становление») и дхамма («правило» или «закон») — и наиболее вовлеченные практика йоги. Согласно традиции, сам Будда был йогом, то есть чудотворным аскетом.
Буддизм, как и многие секты, возникшие в то время на северо-востоке Индии, состоял из присутствия харизматического учителя, учений, распространяемых этим лидером, и сообщества приверженцев, которое часто состояло из отшельников и мирян. сторонники. В случае буддизма этот образец отражен в Триратне, то есть в «Трех драгоценностях» Будды (учителя), дхармы (учения) и сангхи (общины).
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
В течение столетий после смерти основателя буддизм развивался в двух направлениях, представленных двумя разными группами. Одна из них называлась Хинаяна (санскрит: «Малая колесница») — термин, данный ей ее буддийскими противниками. Эта более консервативная группа, которая включала то, что сейчас называется сообществом Тхеравады (пали: «Путь старейшин»), составляла версии учений Будды, которые сохранились в сборниках под названием « Сутта-питака » и « Виная-питака» 9.0015 и сохранил их как нормативные. Другая основная группа, называющая себя Махаяной (санскрит: «Большая колесница»), признала авторитет других учений, которые, с точки зрения группы, сделали спасение доступным для большего числа людей. Эти якобы более продвинутые учения были выражены в сутрах, которые Будда якобы сделал доступными только для своих более продвинутых учеников.
По мере распространения буддизма он сталкивался с новыми течениями мысли и религии. В некоторых общинах махаяны, например, строгий закон кармы (вера в то, что добродетельные действия создают удовольствие в будущем, а недобродетельные действия создают боль) был изменен, чтобы учесть новые акценты на эффективности ритуальных действий и религиозных практик. Во второй половине 1-го тысячелетия нашей эры в Индии возникло третье крупное буддийское движение, Ваджраяна (санскрит: «Алмазная колесница»; также называемое тантрическим или эзотерическим буддизмом). Это движение находилось под влиянием широко распространенных в то время гностических и магических течений, и его целью было более быстрое достижение духовного освобождения и чистоты.
Несмотря на эти перипетии, буддизм не отказался от своих основных принципов. Вместо этого они были переосмыслены, переосмыслены и переформулированы в процессе, который привел к созданию огромного объема литературы. Эта литература включает Палийскую Типитаку («Три корзины») — Сутта-питаку («Корзина рассуждений»), содержащую проповеди Будды; Виная-питака («Корзина дисциплины»), в которой содержится правило, регулирующее монашеский орден; и Abhidhamma Pitaka («Корзина особой [дальнейшей] доктрины»), которая содержит доктринальные систематизации и резюме.