Как быть адекватным – Адекватность — Психологос

Адекватность — Психологос

Фильм «Корчак»

Когда нужно срочно помочь тяжело раненому, неадекватно беседовать о своих чувствах при встрече со знаменитым человеком, даже если для вас очень значимо.
скачать видео

​​​​​​​

Фильм «Экипаж»

Неосознанное поведение обычно оказывается неадекватным поведением.
скачать видео

​​​​​​​​​​​​​​Девочка приехала в спортивный лагерь, но в отряде намеренно ведет себя противно всем: стоит, когда все идут; вдруг орет и не успокаивается, на переговоры не идет… Если, похоже, для нее это обычное поведение, то это — личностный неадекват.

А вот мужчина — напился, стал шуметь и приставать к окружающим. Это — ситуативный неадекват.

Адекватность — соответствие требованиям ситуации и ожиданиям людей. Адекватность в поведении — умение предвидеть действия других участников этой среды и делать свои действия понятными и удобными для других. Это — общая адекватность, но кроме нее, есть социальная адекватность (умение быть адекватным в обществе: понимание ожиданий окружающих, готовность отзываться на них, знание и усвоенность социальных шаблонов). Отдельно можно говорить о личностной адекватности — личностных особенностях, способствующих общей и социальной адекватности.

Неадекватным можно назвать поведение человека, если оно не соответствует ситуации и ожиданиям окружающих, вызывает сбои в общении.

Смотри видео из фильма «Корчак». Когда нужно срочно помочь тяжело раненному, неадекватно беседовать о своих чувствах при встрече со знаменитым человеком, даже если для вас очень значимо.

Разновидности неадекватного поведения: виктимное поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, демонстративное поведение, конфликтное поведение, ошибочное поведение. Адекватность или неадекватность поведения зависит от определяющих его элементов. В связи с этим говорят об адекватном (или нет) восприятии, реакциях, эмоциях, верованиях, распоряжениях, адекватной самооценке и так далее.

Адекватен или нет человек, насколько он адекватен, во многом зависит от того, какого уровня развития человек и какие к нему предъявляются требования и ожидания. В той или иной степени каждый из нас неадекватен. В ситуациях, к которым мы не готовы, наше поведение может быть неадекватным. См.→

Если речь идет о неадекватности и необходимости психокоррекции, необходимо разобраться в причинах проблем. Адекватное поведение — как правило, поведение осознанное. Напротив, неосознанное поведение, как правило, оказывается неадекватным поведением. Причины неадекватности могут быть самыми разнообразными. Человек может не знать (не понимать) обращенных к нему ожиданий, у него может быть неприятие этих ожиданий, он может быть не готов к предъявляемому ему списку или уровню ожиданий. У человека могут быть физические, психические или психологические проблемы, делающие его неадекватным.

Если человек в целом адекватен, но хочет развить, повысить свою адекватность, то основные направления, это — лучше понимание человеком обращенных к нему ожиданий, увеличение согласия с предъявляемыми ожиданиями, развитие своих умений для лучшей реализации ожиданий. Для эффективных людей в адекватность включается требование конкретности, адресности и целесообразности:

  • «Любое верование должно быть целесообразно». Зачем веришь, что человек сказал или сделал это нарочно?
  • «Любая эмоция должна быть адресна и целесообразна». Кому обижаешься или злишься, для какой цели, насколько это эффективно?
  • «Любое распоряжение руководителя должно быть конкретно, адресно и целесообразно».

Быть адекватным — это жить по внешним ориентирам вашей референтной группы, быть таким, каким требуется.

www.psychologos.ru

Научиться контролировать эмоции это значит стать адекватным и уважаемым человеком

Как человек воспринимает и реагирует на окружающий мир и происходящие события? Свое отношение к этому люди выражают через эмоции. Они являются одной из функций нервно-психической деятельности организма.

У этих выражений различают 2 стороны: объективную и субъективную. Первая проявляется в виде внешних действий: смеха, плача, ухмылки. При этом у человека меняется сердечный ритм, частота дыхания.

Субъективная сторона эмоций внешне практически незаметна. Это внутренние переживания и мысли людей по поводу происходящего. Зафиксировать их можно при помощи полиграфа.

Различают 5 функций эмоций:

  • Оценочная. Анализ способности удовлетворения насущных потребностей, чтобы спрогнозировать дальнейшие события;
  • Мобилизующая. Помогает в критические моменты мобилизовать скрытые силы организма;
  • Коммуникативная. Помогающая взаимопониманию между людьми и позволяющая анализировать невербальные реакции;
  • Подкрепляющая. Закрепление в памяти, наработанных при помощи опыта условных рефлексов;
  • Запускающая мгновенные реакции. В случае недостаточного времени для обдумывания в критические моменты, запускает стереотипное поведение.

Сила эмоций бывает настолько сокрушающей, что люди «разрушают» не только себя, но и окружающих. Негативные проявления отталкивают от человека даже близких. Если этого не изменить, можно остаться в одиночестве. Чтобы этого не случилось нужно знать, как контролировать свои эмоции и стараться применять теорию на практике.

В зависимости от проявлений эмоции делят на:

  • положительные, интерес, доверие, смех и т.д.
  • отрицательные, ярость, ревность, страх и т. д.

В зависимости от интенсивности:

  • Простая эмоция. Возникает в результате удовлетворения насущной потребности;
  • Настроение. Здесь нет определенной направленности на объект. Определяет настроение человека в течение определенного времени;
  • Чувство. Здесь присутствует направленность на объект. Происходит мотивация человека на определенную деятельность;
  • Аффект. Кратковременная вспышка, контролирующая действия человека, который утрачивает связь с реальностью. Наблюдается измененное поведение, несвойственное данному человеку. Часто в завершение всплеска наблюдается депрессия и подавленность;
  • Страсть. Происходит концентрация на объекте или какой-то деятельности. Когда чувств в избытке страсть становится патологической.

В зависимости от содержания:

  • Удивление. Происходит в процессе резкой смены обстановки. Считается негативной если обстоятельства неблагоприятные, в противном случае позитивной эмоцией;
  • Радость. Проявляется вследствие абсолютного удовлетворения психической или физической потребности;
  • Стыд. Является осознанием несоответствия личных поступков, мыслей и внешности с тем, чего желал сам или ожидают окружающие;
  • Печаль. Вызывается негативными обстоятельствами;
  • Страдание. Становится результатом невозможности удовлетворения потребностей;
  • Гнев. Результат реакции на внезапное препятствие к удовлетворению потребностей;
  • Страх. Является следствием реакции на возникающую или предполагаемую опасность;
  • Отвращение. Происходит при соприкосновении с объектами, противоречащими эстетическим и нравственным установкам человека;
  • Презрение. Вызывается вследствие категорического рассогласования взглядов в межличностных отношениях с оппонентом.

Чаще всего человек не в состоянии совладать с собой. Внешние проявления эмоций становятся настолько сильными, что возникает необходимость в их контроле. Ведь любые бурные проявления, будь то радость или печаль, могут сказаться на здоровье. Однако не все знают, как это делать правильно.

Что же нужно для управления своими эмоциями?

Сдерживание. Это первый этап овладения самоконтролем. В момент желания ответить на провокационное действие со стороны, нужно сделать 3-4 серии (вдох/выдох) глубокого дыхания. В процессе чего произойдет успокоение. В таком состоянии сложно наговорить и сделать что-то неадекватное. Для овладения собой можно отойти от провокатора, сосчитать до 10. Каждый выбирает наиболее приемлемый метод.

Шокотерапия для провокатора. Когда кто-то провоцирует скандал, нужно его ошарашить неожиданным вопросом или предложением не в тему. Такой метод помогает подавить гнев у оппонента до того, как он спровоцирует негативную эмоцию.

Переключение сознания. Не каждый в состоянии подействовать на оппонента. Гораздо проще «переключить» свои мысли на позитив. Можно представить, что оппонент песни поет, но слов не разобрать. Тогда у провокатора не получится вызвать ответную реакцию.

Отождествление. Для тех, у кого хорошее воображение можно представить себя другим человеком. Например, благородным рыцарем или светской дамой, для которых контроль эмоций никогда не был проблемой. Представить, как они бы действовали в этой ситуации.

Самовнушение. Частое повторение фраз типа «Я спокоен как скала» или «Я без проблем управляю собой», помогают овладеть методом самоконтроля.

Восточные техники. Медитация, пранаяма и дыхательные упражнения помогают овладевать не только своим телом, но и мыслями.

Физическая активность. Иногда овладеть собой мешает накопившийся негатив. Чтобы его устранить, нужно нагрузить свое тело. Регулярный бег, гимнастика или бокс помогают сбросить ненужный негатив.

Довольно часто негативные эмоции приносят неприятности. Люди ссорятся, теряют любимых, хорошую работу. Кроме того, это отражается на здоровье самого человека.

Овладев собой и своими эмоциями, мы становимся более адекватными. У спокойных людей чаще всего хорошая репутация. Таких уважают, к ним прислушиваются.

mjusli.ru

Как стать адекватным реальности?

Если такой адекватности нет, начинаются серьезные личные и общественные проблемы. В личном плане человек испытывает дискомфорт, вплоть до невротических состояний. В социальном плане человек начинает выпадать из социума. В профессиональном плане человек перестает быть профессионалом, переходит в разряд дилетантов. А то и просто не в состоянии подыскать себе работу.
Общество отстает… от самого себя, от того, каким оно должно было бы быть в данную эпоху. Ситуация основана на трудной и непривычной для понимания мысли: каждая эпоха определяется системой понятий о вещах и явлениях, свойственных этой эпохе. Главное — эти понятия, в том числе и о технике, и о науке, и о научно-технических явлениях и вещах, и о социальном устройстве общества, существуют вне нас, объективно, и требуют от нас лишь их открытия и усвоения. Именно усвоения, а не простой информированности о них с последующим запоминанием.
Реально наше общество живет как бы не в своем времени. Представьте себе: общество ХIХ века с его социальным устройством, с его техническим оснащением (лошади, кареты, водяные мельницы, паровые машины и т. п.) переместили в ХХ век (с его электричеством, радиосвязью и пр.). Как эти люди из ХIХ века будут себя чувствовать в условиях ХХ века?
Этот утрированный пример помогает понять состояние нашего общества — очень смешанного по своему «пребыванию» в той или иной эпохе при попадании в условия ХХI века. Всей предшествующей жизнью Россия не подготовлена по своему социальному, общественному, политическому, юридическому и личностному устройству к жизни в ХХI веке. Но объективно ХХI век наступил в виде технических возможностей, которые он предоставляет живущим в нем людям. И в виде уровня развития личной психики людей, живущих в заданной техногенной среде. И дело за людьми — как они эту технику будут использовать. Или себе во благо, для обустройства своей жизни, или по схеме «забивать микроскопом гвозди». Пока чаще встречается последнее.
Всякие попытки жить в научном и техническом отношении в ХХI веке, а в общественно-политическом устройстве — в формах ХIХ-ХХ веков приводят к таким внутренним противоречиям, которые способны разрушить страну.
Первая угроза: общество оказывается в состоянии безъязыкости. У общества не оказывается слов, образов, представлений, понятий, чтобы выразить реалии ХХI века. Из-за этого оно не может осмыслить ХХI век, особенно в части того, что «можно лишь знать», то есть помыслить, а не увидеть или потрогать. На этой основе расцветает то, что можно назвать «объективный дилетантизм общества» — когда все не знают, не умеют. Да еще не знают и не понимают самого факта своего незнания и неумения.
Безъязыкость общества в своем основании имеет беспонятийность сознания отдельных людей. В народе всегда различали людей с понятиями и без понятий. И здесь важна ситуация с образованием в стране.
До начала 1980-х годов советская школа опиралась на старые учебные пособия, старые методики. И они все учили учеников понятиям. И каждый знал: об этом у меня есть понятие, а об этом нет. Есть только некоторое представление. Каждый видел перед собой образцы хорошего знания и плохого. Существовала понятная для всех шкала сравнения: профессионал — дилетант, ученый — неуч, талант — посредственность и т. п. В современных методиках и учебниках понятия, а не просто слова, их обозначающие, и обучение понятиям фактически отсутствуют. Всех учат информации о чем-либо. Учитель приходит в класс и говорит: «Я дам вам информацию».
Это очень страшное по своим последствиям явление. Через школу проходят все. И вырастает народ «без понятий», который даже не понимает, что значит «понимать — не понимать». Он, народ, знает: запомнил — не запомнил — забыл. О способности к мышлению здесь и речи нет.
Второе. В обществе собственно психическое развитие резко опережает интеллектуальное. И это приводит людей в психическое состояние, которое можно назвать предельным (по психическим перегрузкам), на грани срыва. Человек, интеллектуально отстающий от своего времени, неспособный его понять и оценить, постоянно находится в состоянии стресса. Невротические и психические заболевания стали занимать лидирующие позиции среди болезней, снижающих трудоспособность всего общества. И никакие таблетки не спасают. Спасти может только выравнивание уровня развития интеллекта с уровнем развития психики (она всегда идет в ногу со временем).
Только должным образом развитый интеллект способен спасти психику от перегрузок, весь организм от стрессов. И все общество перевести в состояние психологического комфорта. Это задача системы образования.
Еще один аспект, характерный для жизни российского общества, — массовый дилетантизм. Он пришел из советских времен и получил за последние 20 лет серьезное развитие. Откуда он взялся, как развивался, хорошо известно из кадровой политики СССР. Сегодня эта кадровая политика продолжается. Но еще на нее накладывается результат обучения в школе и некоторых вузах. Человек, не обученный понятиям, а лишь информированный, по определению дилетант. Результат — мощный кадровый голод даже в Москве.
Дилетант не терпит (боится) профессионализма и норовит распространить вокруг себя дилетантизм со всей присущей ему идеологией.
…Все помнят известное проклятие: «Чтобы жить тебе во времена перемен». Так говорит вековой опыт, основанный на медленном изменении системы понятий, в которых существовали в веках разные эпохи.
ХХI век сам по себе являет времена перемен: так быстро вводятся в обиход новые понятия. И обществу очень трудно принять, что отныне «времена перемен» становятся нормой жизни. А стабильность, которую так любят корпорации, ушла в прошлое.
Все проблемы ХХI века — это проблемы отставания сознания общества и политиков от потребного уровня. И что особенно важно, непонимания самого факта отставания от века, самого факта, что можно отстать от века. Мол, политики все решают. Как они решат, так и будет. И какой смысл говорить о каком-то там отставании.
Очень опасно и для общества, и для самой власти бытующее представление о том, что достаточно иметь 10% хорошо обученного населения. А остальным хорошее образование не нужно. Времена, когда все могли решить большие начальники, когда исполнителю было достаточно иметь некоторую среднюю квалификацию, прошли. Сегодня множество исполнителей имеют дело со сложной техникой, должны на своем рабочем месте принимать весьма ответственные решения. Сегодня квалификация исполнителей должна соответствовать уровню сложной, современной техники. Сегодня сам исполнитель, а не только его начальник, должен быть достаточно дальновиден, чтобы предвидеть последствия своих действий, в том числе ошибочных. Все общество в целом должно быть хорошо образованным.
Недостаточное образование общества уже в ХХ веке порождало многие проблемы и катастрофы. Сегодня о техногенных катастрофах, о высокой роли человеческого фактора в них мы слышим каждый день.
В чем же главные проблемы педагогики и почему так плохи дела в системе образования? Каждая наука изучает и знает механизм тех явлений, с которыми она имеет дело. Педагогика не изучает и не знает механизмы того, что происходит с учеником в учебном процессе. И обычный учебный процесс катастрофически разошелся с реальными механизмами, происходящими в головах учеников именно во второй половине ХХ века, и особенно в начале ХХI века.
Для целей обучения человек наделен психическими и интеллектуальными способностями: воспринимать, понимать, усваивать, запоминать, думать и пр. Нормальный — относительно природы человека — учебный процесс можно организовать, только если хорошо знать и правильно использовать механизмы функционирования психических и интеллектуальных способностей ученика. Но педагогика этого не знает, и в учебном процессе господствует даже не стихия, а большое количество искусственно созданных конструкций.
А ведь именно в России заложено и сформировано тремя нашими выдающимися учеными принципиально новое понимание психики и интеллекта человека, адекватное вызовам времени. Л.С.Выготский (1896-1934 гг.) заложил основы этого направления, академик А.Н.Леонтьев (1903-1979 гг.) провел глубокие теоретические исследования в этом направлении, профессор П.Я.Гальперин (1902-1988 гг.) наряду с теоретическими исследованиями провел большие экспериментальные работы и получил в плане лабораторных и массовых экспериментов очень серьезные практические результаты.
В учебнике «Психология» (изд-во «Москва», 2005 г., для студентов педвузов), написанном коллективом авторов МПГУ под редакцией Б.А.Сосновского, о результатах П.Я.Гальперина сказано: «Отметим, что психолого-педагогическая концепция П.Я.Гальперина имела довольно широкое практическое использование в 1960-1980 годах. Несмотря на то что такая реализация требует сложной исследовательской работы. Систему применяли к разным задачам и учащимся: к дошкольникам, школьникам, студентам, курсантам, слушателям военных академий. Результат обучения был всегда высоким и надежным, что заложено в самой психологической основе и методологии такого обучения».
К сожалению, в исследовательских педагогических кругах, а тем более в школах, о работах П.Я.Гальперина или знают очень мало, или ничего не знают. А ведь это единственное продуктивное научное направление в педагогике.
Но достаточно прочитать текст любой методики или даже курс педагогики для педвузов, чтобы обнаружить в них (текстах) отсутствие какой-либо опоры на свойства психических и умственных способностей человека. То есть содержание методик ни в какой мере не определяется свойствами и закономерностями психических и умственных способностей человека.
Подобное положение приводит к тому, что психика человека существует сама по себе, а технология учебного процесса — сама по себе. В результате учитель никогда не может быть уверен, что излагаемый им материал будет всеми понят, усвоен и все контрольные задания будут выполнены учениками. Если любой профессионал знает, какой продукт за какое время и в каком количестве он с помощью известных ему технологий получит, то учитель ни в чем не может быть уверен. Применяемые им технологии толком не работают. И именно в этом смысле не существует такого ремесла, как педагогика. И не существует профессионализма в педагогике. Есть общественно полезная деятельность по обучению детей и подростков. Но вся эта деятельность кустарна, опирается на некие умозрительные соображения, имеет своим итогом малопредсказуемый результат.
Что же такое произошло с обществом и педагогикой как областью знания, что действующая система образования перестала справляться со своими обязанностями?
«Современная методика обучения сложилась относительно недавно, в конце ХIХ — начале ХХ века. Но революция в естествознании и последовавшая за ней революция в технике потребовали такого увеличения хорошо подготовленных кадров народного хозяйства и, следовательно, такого расширения знаний по физике и математике, химии и биологии уже на уровне среднего образования и такого повышения успеваемости, каких эта методика обеспечить не могла» (акад. А.Н.Леонтьев, проф. П.Я.Гальперин, статья «Психологические проблемы программированного обучения»).
Что знала фундаментальная наука психология о психических способностях человека к началу ХХ века? Крайне мало, очень поверхностно и умозрительно. А причина заключается в огромной сложности объекта изучения — психики человека. С такого объекта очень трудно «снимать» показания. В трактовке психических и умственных способностей человека превалировали и часто продолжают превалировать умозрительные соображения. Поэтому до сих пор мы можем прочесть в психологических монографиях и словарях весьма расплывчатые и малопрактичные определения, касающиеся психических способностей человека.
А что делать педагогике, которая ежедневно должна оперировать понятиями «воспринимать», «понимать», «усваивать», «запоминать», «думать» и другими при организации учебного процесса?

Окончание в следующем номере


​Георгий ВАЛЯШКО, методист МИСИ

www.ug.ru

Как ведут себя адекватные люди?

Любим ли мы эксцентриков, тех, кто постоянно обращает на себя внимание странными и непонятными поступками? Вряд ли, скорее, над ними потешаются, считают их забавными и даже побаиваются. Адекватные люди, в отличие от тех, кто постоянно выпадает из норм и стандартов общения, намного приятнее и надежнее.

Само слово имеет латинское происхождение. Adaequare — «приравнивать, отождествлять». Следовательно, адекватные люди — это те, чье

поведение и способ выражения мыслей и чувств приемлемы, соответствуют ситуации, обстоятельствам, среде. Но не следует путать это понятие с конформизмом, приспособленчеством, серостью. Умение предвидеть реакцию собеседника, соблюдать общепринятые нормы, сдерживать нежелательные для данной ситуации проявления эмоций — это результат не только хорошего воспитания. Это также показатель интеллекта и духовного развития. Почему мы боимся умалишенных? Потому что не знаем, чего от них ожидать. Адекватные люди, напротив, довольно предсказуемы, и это не значит, что они скучны. Во многих ситуациях (особенно при деловом общении), когда мы рассчитываем получить определенную реакцию на наши слова и действия, недопустимы проявления эксцентричности. Представьте себе, что бы вы испытали, если бы продавщица в магазине в ответ на вашу просьбу взвесить 300 г колбасы или показать блузку 44 размера, стала вдруг раздеваться или схватилась за голову с плачем? Наверняка вам бы было не по себе.

Конечно, история знает множество примеров ярких, неординарных поступков. Вспомним хотя бы знаменитый башмак Хрущева. И далеко не всегда следует говорить только то, чего от нас ожидают. Речь скорее не о сути, а о форме.

Адекватные люди соблюдают конвенцию, стиль общения, принятый для данной ситуации в данном социуме. Однако, поскольку этикет разных стран и наций отличается не только условностями, но и пределами допустимого, стоит обратить на это особое внимание, если нам предстоит деловая или личная встреча с представителями других народов.

Нередко то, что для нас является очевидным и не требующим дополнительных комментариев, для наших иностранных гостей или собеседников может выглядеть странным или даже оскорбительным. К примеру, для русских естественно навещать друг друга без предупреждения, просто «заскочить на рюмку чая». А вот немец в такой ситуации вас не поймет и будет даже возмущен вашей бесцеремонностью. Там принято предупреждать и заранее договариваться о визите.

Таких примеров можно привести много, однако не особенности национального этикета нас сейчас занимают.

Хотя менталитет весьма значительно влияет на все сферы жизни человека. Взять хотя бы такое понятие, как адекватная самооценка, то есть не завышенная и не заниженная, соответствующая реальности. Но и тут закрадываются те самые различия. Если для русского или азиата скромность считается достоинством, то, скажем, американец или испанец не постесняется в самом выгодном свете преподнести все свои достижения, приукрасив их и лишний раз подчеркнув. Очень многое зависит от воспитания, от модели поведения, принятой в семье. Но на все это влияет также и сложившаяся система ценностей.

И именно они определяют, сложатся ли адекватные отношения у двух людей. Сумеют ли участники группы соответствовать своим ролям, взаимным ожиданиям, нормам, также зависит от множества факторов. Одно остается несомненным: чтобы стандарты соблюдались, они должны быть понятны и очевидны.

fb.ru

Адекватность это (неадекватность)

Все люди живут в социуме, в котором установлены определенные рамки поведения, ценности и законы. В сознании каждого человека присутствуют собственные взгляды и представления о том, «как должно быть». Зачастую люди чего-то друг от друга ожидают, и эти ожидания в каждом конкретном случае зависят от индивидуальной картины мира индивида.

При взаимодействии каждый человек определяет, насколько поведение оппонента соответствует его внутренним критериям. Таким образом люди оценивают степень адекватности или неадекватности субъекта. Понятие «адекватность» можно сопоставить с синонимами «тождественность» или «соответствие».

Определение

Значение слова «адекватность» трактуется как состояние психики индивида, благодаря которому достигается соответствие поведения человека основным критериям, которые установлены им самим и окружающей средой. Это условное понятие, потому что полного тождества модели реальному объекту не существует.

Как определить, какое действие адекватно, а какое может показаться странным окружающим? Никому не хочется выглядеть в чьих-то глазах «неадекватным». Такая характеристика может полностью поменять отношение других людей к конкретной личности. Другими словами, адекватность обозначает прямое соответствие принятым в обществе нормам поведения и морали.

Однако поведение, считающееся адекватным в одной ситуации, может оказаться совершенно неуместным в другой. Этот термин подразумевает всего-навсего субъективное мнение человека о том, какими должны быть мысли и поведение окружающих. Если в ваш адрес поступают обвинения в неадекватном поведении, эти слова не обязательно истинны.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

То, что один человек считает ужасом и дикостью, другому может показаться логичным и уместным. Если сравнить культуры разных стран, можно заметить множество противоречий. Например, в России принято уступать место в транспорте женщинам в возрасте, в то время как во Франции такой жест могут воспринять как оскорбление.

Рекомендуем: Что такое эмпатия?

В связи с этим можно отметить, что адекватность или неадекватность — это искусственно созданные модели, в которых человек растет и реагирует согласно устоявшимся с детства привычкам. Когда люди стараются вести себя адекватно, в соответствии с ценностями того социума, в котором они выросли, то могут принести много пользы и стать примером для подражания.

В наши дни неадекватное поведение может восприниматься определенной частью общества как нечто положительное. Если люди не следуют стереотипам, их начинают считать символом свободы. Положительное отношение к неадекватному поведению особенно часто встречается у молодых людей или у сторонников различных политических, религиозных и общественных течений.

Рекомендуем: Классификация и виды психических явлений

Виды адекватности

Понятие «адекватность» можно встретить в:

  • Психологии.
  • Философии.
  • Математике.
  • Теории вероятности.

Все виды адекватности сводятся к тождеству, актуальности или соответствию. Таким же образом можно разделить и неадекватность, которая также является результатом чьих-то действий.

Иногда можно столкнуться с крайним случаем неадекватности. Поведение некоторых людей (намеренно или неосознанно) сильно выбивается из общепринятых норм, становится непонятным, опасным и раздражающим. Поведение, отличающееся от общественных норм, называется девиантным.

Конечно, следует стараться вести себя как можно более адекватно, особенно при взаимодействии с другими людьми. Однако стоит помнить, что невозможно постоянно соответствовать чьим-то ожиданиям, так как у всех они разные. Желательно знать меру и придерживаться золотой середины в отношении адекватности и неадекватности. Автор: Дарья Сергеева

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Как стать адекватным реальности?

​Окончание. Начало в №44


В свою очередь в обществе сформировались бытовые представления о психических способностях человека. Они примерно такие же, как в педагогике. Мы ежедневно употребляем понятия «воспринимать», «понимать», «усваивать», «запоминать», «думать» и пр. и придаем им некоторый бытовой смысл. Понятия эти старые и обозначают в общественном сознании примерно одно и то же. Поэтому в обществе возникло ощущение и по многим другим понятиям, что человек неизменен, что «все уже было» и т. п. Эта же позиция существует и в педагогике. И она породила ощущение, что педагогика существует как бы вне времени. Общественные процессы как-то происходят, общество развивается, а учебный процесс сам по себе, вне общественных процессов. Эта позиция касается прежде всего методики. Конечно, учителя замечают, что ученики меняются, но методика в принципе остается неизменной.
В педагогике много разных понятий. Но главные, понятия о закономерностях функционирования психических способностей человека, как выяснилось в исследованиях ХХ века, оказались ошибочными. А опираясь на ошибочные представления о самой природе учебного процесса, нельзя построить полноценное обучение. Так что действующие программы и методики ни в чем не опираются на законы функционирования психических способностей человека. И потому не соответствуют природе человека. И в этом смысле нетехнологичны.
Другой аспект методологии науки проявляется, если мы рассмотрим ретроспективу и перспективу науки. В ретроспективе мы видим, что каждая наука в момент своего возникновения и начального этапа развития еще не есть наука в современном понимании, а являет собой некую область знания. В методологии этот этап называется донаучным этапом развития области знания. Этот этап характеризуется наличием малого числа открытых понятий и представлений об объектах и явлениях, относящихся к данной области знания, их слабым и часто приблизительным содержанием. И взаимосвязи между понятиями на этом этапе выявлены в малой степени. Все науки проходят этот этап. Но не все его прошли.
Когда в области знания открыто и исследовано достаточное число понятий, сами понятия точно очерчены и выявлены их взаимосвязи, в методологии говорят, что область знания перешла из донаучного состояния в собственно научное.
Фундаментальная область знания, психология, сегодня находится в своем донаучном состоянии. Все признаки этого состояния, хорошо известные методологии наук, налицо. Много разных, иногда взаимоисключающих, точек зрения на одно и то же явление. Высокая степень субъективности экспериментальной базы. До сих пор, после работ академика А.Н.Леонтьева и профессора П.Я.Гальперина, бытуют ошибочные представления о психических способностях человека. Царит эмпиричность знаний и т. п. И тем более в донаучном состоянии находится педагогика. Непонимание этого обстоятельства порождает много ошибок и нелепостей.
Педагогика оказалась в сложном положении из-за неточных умозрительных понятий, лежащих в ее основе. Тем не менее практические педагогические технологии (методики) до начала ХХ века работали с эффективностью, соответствующей уровню развития науки, техники, культуры того времени. Сбой начался в ХХ веке.
Важный аспект продуктивности каждой области знания определяется тем, что не только может, но что должна уметь делать в заданное время некая область знания, чтобы не отстать от других и не быть тормозом для развития общества.
Педагогика своей недостаточной продуктивностью (в педагогическо-психологическом смысле) начала тормозить развитие общества уже в 50-60-е годы ХХ века. Хотя это было малозаметно. По-настоящему несоответствие педагогической продуктивности требованиям своего времени началось в 80-е годы ХХ века и в полную силу расцвело к настоящему моменту. Задачу учить всех на должном качественном уровне современная педагогика в лице действующих методик решить не может.
А что будет дальше и что должно быть дальше в педагогике? Мы живем в эпоху техногенной среды, когда и техника, и наука, и культура, и общественные процессы развиваются с гораздо большей скоростью, чем в ХХ веке. Значит, на людей буквально обваливается поток новых понятий и представлений, не знать которые нельзя, даже опасно.
В педагогике сложилась беспрецедентная ситуация. Почти все, подчеркнем, почти все понятия о психических способностях человека, задействованных в нынешнем учебном процессе, оказались ошибочными. В этом главная причина несостоятельности нынешней системы образования относительно тех задач, которые она должна была бы решать уже во второй половине ХХ века, должна решать сегодня и должна будет решать в ближайшем будущем.
Традиционно оценки состояния дел даются на основе сравнения с имеющимися лучшими образцами в мире. Такие сравнения хорошо работают в экономике, технике. В системе образования все иначе. Описанная ситуация имеет место в образовании всего мира. Положение где-то лучше, где-то хуже. Но в принципе во всех развитых странах имеют место одинаковые взгляды на содержание учебного процесса. И следовательно, проблемы у всех примерно одни и те же…
Еще раз подчеркнем: фундаментальные науки, каждая со своей стороны, в принципе эти проблемы понимают. Поэтому и говорит академик РАН В.В.Иванов: «…вся современная, во всем мире работающая на протяжении веков система образования и воспитания неправильна».
Вывод: бессмысленно сравнивать образовательную ситуацию в России с таковой в других странах. Надо обратиться к фундаментальной науке и решать свои проблемы на основе данных фундаментальных наук, безотносительно того, что делается в других странах.
И еще. Сложившаяся в Европе общественно-политическая система жизни породила ощущение, что человек — существо социальное. На самом деле человек — существо психологическое, интеллектуальное, биологическое, эмоциональное, физиологическое. И именно эти стороны человека определяют его природу. А юридический, социальный и экономический аспекты жизни человека в обществе вторичны по отношению к природе человека.
Педагогика обращается к природе человека, к его интеллектуально-психологической стороне прежде всего. Психические и интеллектуальные способности человека и законы их функционирования являются главными в учебном процессе. И учебные пособия, и конкретные предметные методики должны исходить из того, по каким закономерностям функционирования психики ученик воспринимает материал, понимает, усваивает, запоминает. Как, наконец, думает над учебным материалом. Как функционируют интеллектуальные способности ученика. Только с опорой на законы функционирования психических способностей учеников можно построить оптимальный учебный процесс, способный решать современные и будущие образовательные задачи. Ничего этого нет в школах всего мира.
До сего дня результаты исследования законов функционирования психических способностей человека неизвестны ни в педагогике, ни в обществе. Поэтому при рассуждении о психике, характере, особенно об умственных способностях человека, не различают существенные для человека психические процессы и сваливают все в кучу, говоря: «У него такая психология». А различать надо, особенно когда речь идет о развитии человека (в образовательном и воспитательном смысле).
Сегодня, когда речь идет о развивающем обучении, предполагают, что надо обеспечить ребенку разнообразные интеллектуальные и психологические условия. А он уж сам как-то — опять «как-то» — при этом разовьется. В начале ХХ века эта позиция была оправданна во всех смыслах. Развитый человек вырастал именно в таких условиях. Но и в условиях той окружающей среды (до начала ХХ века).
С начала ХХ века окружающая среда начала активно развиваться сама. Что значит активное развитие среды? Это лавинообразное увеличение объектов и явлений в окружающей среде.
А система образования и воспитания осталась прежней. Это значит, что она в единицу учебного времени, скажем учебный год, могла сформировать в сознании учеников некоторое количество моделей элементов реальности определенного, уже сложившегося качества. И по отношению ко многим новым объектам и явлениям реальности ученики оказались без качественных моделей в своем сознании. Значит, реальность отражалась в сознании учеников, а позднее населения страны, без самой возможности полноценно воспринять, понять, запомнить и усвоить элементы реальности. И сознание стало отставать от реальности. Оно перестало быть адекватным реальности.
Главное, что характеризует процесс усвоения знаний, и есть происходящее в ходе этого процесса функциональное изменение строения («структурного плана» по Винеру) самого познавательного аппарата («системы»). Именно поэтому сообщение учащемуся и фиксация в его памяти объективного алгоритма «готового» действия, отвечающего заданной цели, ведет к успеху только в том случае, если у него уже сформирован адекватный «структурный план». В противном случае мы получаем лишь эффект «механического», как его иногда условно называют, научения, со всеми присущими ему свойствами: медленностью выработки, неизбежной угашаемостью, неадекватностью переносов и невозможностью для субъекта делать этот эффект предметом своего отношения, предметом своего собственного анализа… Изучение процесса овладения знаниями у человека открывает его огромную сложность, намного превосходящую сложность процессов в обучающихся машинах. Это является следствием того фундаментального факта, что усвоение знаний имеет своей необходимой стороной формирование адекватных им познавательных процессов, т. е. реализует умственное развитие человека» (академик А.Н.Леонтьев, профессор П.Я.Гальперин «Теория усвоения знаний и программированное обучение»).
Несколько слов о практических заданиях. Выполнение практических заданий — главная обучающая составляющая учебного процесса, так как именно при этом происходит усвоение (или неусвоение) учеником изучаемого предмета. Форма и содержание учебных заданий имеют кардинальное значение для образования ученика. Посмотрим на примере способности к интеллектуальному труду, как влияет на форму и содержание практических заданий учет механизмов функционирования всего лишь одной из многих психических способностей ученика. Напомним определение (по Гальперину): «Интеллект — это способность ориентироваться на существенные отношения решаемой задачи». Всем ясно, что развитие интеллекта — важнейшая из задач учебного процесса. Из определения — каким по форме должно быть учебное задание? В виде текста, где на словах описывается содержание задачи. И тогда ученик должен, чтобы решить задачу, проделать интеллектуальную работу. Он должен словесный текст понять и преобразовать его в специальную схему задачи. Составление схемы требует от ученика понимания тех понятий, которые участвуют в задаче. И тех закономерностей, которыми эти понятия связываются. Сегодня в той же математике задачи заменены примерами. Но пример для своего решения не требует интеллектуальной работы. Он требует лишь простого знания, даже задалбливания достаточно, алгоритма действий по решению примеров данного типа. И так по всем предметам: задачи заменяют примерами. Материал упрощают и опрощают. Исходили из благородных целей — облегчить ученику школьную жизнь. Происходит дебилизация учеников. Что и отмечается во всех отчетах международных организаций, занимающихся исследованием и обследованием проблем образования.
Сегодня в педагогике наблюдается известное в фундаментальной науке явление, когда по характеру результатов становится очевидным, что направление было выбрано ложное. Результат, когда число прилично образованных людей среди выпускников школ оказывается меньше 10% населения, означает, что только примерно 10% населения способны жить в техногенной среде. А остальные 90%? Это приговор для традиционной педагогики. И чем быстрее он будет осознан, тем лучше.

Георгий ВАЛЯШКО, методист МИСИ

www.ug.ru

Адекватность | Что такое Адекватность

     Адекватность как качество личности – способность своими словами, действиями, поступками соответствовать чему-то.

      У людей в невежестве, в страсти и в благости разное понимание чему нужно соответствовать. Вор в законе адекватен, если соответствует ожиданиям братвы, то есть живёт по «понятиям», соблюдает воровские законы. Он не должен служить в армии, сотрудничать с полицией, не имеет право на семейную жизнь. Для человека в невежестве адекватность – это способность соответствовать требованиям ситуации и ожиданиям людей его уровня. К примеру, в сауне гуляет братва с девицами, и вдруг один говорит: «Я вообще не пью, не курю, не нюхаю и к женщинам отношусь по-товарищески». Ему сначала никто не поверит, затем сочтут сумасшедшим, что равнозначно неадекватным и, вероятнее всего, сделают несколько физических замечаний.

      Человек с концепцией страсти – я хочу жить честно, но для себя, нежно заботится о своей адекватности, иначе партнеры не захотят иметь с ним дело, и бизнес будет под угрозой. Ему важны мнения и оценки окружающих. Находясь на эгоистической платформе, он противопоставляет себя другим людям. Поэтому для него адекватность – это искусство сведения баланса, где в дебете ожидания окружающих, а в кредите – собственные корыстные намерения, желания и цели. Когда кредит превышает дебет, начинаются столкновения и конфликты с внешним миром, который выносит человеку суровый вердикт – не адекватен.

        Например, женщина забросила мужа и детей, переключив всё своё внимание на карьеру. Добившись определенных успехов, она почувствовала финансовую независимость и стала неуважительно относиться к мужу, меньше ее зарабатывающему. Народная мудрость гласит, что за каждым успешным мужчиной стоит любящая женщина. Успешный муж – это заслуга жены. Как только женщина перестает уважать мужчину, смотрит на него пренебрежительно, как на пропащего,  он опускается и ничего не может с собой сделать. Женщина одним взглядом может испепелить и унизить.  Мужчина, если он атеист, не может самостоятельно воодушевляться. Ему нужна женщина. Дело в том, что мужчина питается энергией небес, а женщина энергией Земли. На Земле господствует женщина. Мужчина, воодушевлённый женщиной, обладает колоссальной силой. Когда женщина пренебрегает семьей, она издевается над своей природой. Ни одна женщина не стала счастливой от карабканья по служебной лестнице. Женщина может реализовать себя в строительстве отношений с близкими людьми в семье. Она счастлива, когда за мужем, а не впереди мужа. Нарушение женщиной иерархии счастья – признак неадекватного поведения. Мы видим в дебете – униженного пренебрежением мужчину, напрасно надеющемуся на разумность жены, а в кредите – забывшую о своих обязанностях карьеристку. В контексте этого примера адекватность предстает как соответствие женщины своей природе, диктующей необходимость выполнять свои семейные обязанности, вдохновлять мужчину, проявляя к нему внимание и уважение.

          Адекватность – это всегда соответствие чего-то чему-то. У человека в благости – это соответствие совести, разуму, своим нравственным принципам, благу других людей. Окружающие могут считать его неадекватным, но для него их субъективные оценки не имеют веса. Наверняка, многие посчитали бы неадекватным индийского принца Сиддхартха Гаутама. Шестнадцатилетним мальчиком он оставил дворец и отправился на поиски самого себя. И нашел, став известным всему миру как Будда. Великий русский писатель Лев Толстой удивлял современников своим «неадекватным» поведением, хотя сам он так не считал, предпочитая ходить босиком по теплым травам российских полей.

        Ещё один «неадекват» — российский миллионер Герман Стерлигов, находясь на пике своей бизнес-карьеры,  резко все бросил и уехал жить вместе с женой и пятью детьми в деревню в Подмосковье. Живет он как обычный крестьянин, ведет натуральное хозяйство и вполне счастлив. Именно он дал первое четкое определение дауншифтинга по-русски: «Дауншифтинг в силу исторической специфики в России означает возврат на землю. Вот насколько вам там плохо в городе, настолько мне хорошо на воле. Образ жизни изменился, самооценка потом изменилась, когда пожил уже нормальной жизнью. Если до этого я измерял успех в долларах и рублях, то теперь мерой является здоровье детей, счастье семьи, одним словом, совершенно другие категории».

       Следуя голосу своего сердца, люди в благости понимают свою адекватность только в контексте соответствия своих поступков требованиям совести и разума. Мы пришли в этот мир не для того, чтобы оправдывать чьи-то ожидания. Осознавая эту истину, многие люди уходят из городов не только семьями, но и целыми сообществами. Они организуют свои собственные поселения, где занимаются не только сельским хозяйством, но и ремеслами. Одним из первых на территории России появился «Ковчег». Его основала под Калугой супружеская чета — Федор и Елена Лазутины: он в прошлом ученый-физик, она — ведущий экономист. К ним присоединились другие семьи. Только здесь мы стали по-настоящему счастливыми, говорит Елена: «Я к этому пришла постепенно, искала какую-то осмысленность в том, что делают люди в городе. Я здесь получила больше возможностей для самореализации, чем если бы оставалась в городе. У нас очень много музыкантов, есть артисты, психологи, много программистов. Но всех нас объединяют общие взгляды на жизнь». В «Ковчеге» сейчас живет 50 взрослых и 40 детей. Всего же по России разбросано 82 подобных поселения. 52-летний миллионер Фабрицио Симонини бросил родную Италию и уехал жить в ростовскую деревню к своей любимой – 38-летней Оксане Савчук из поселка Соколово-Кундрюченского под Новошахтинском.

      Ярлык «Адекватность» или «Неадекватность» некорректен относительно самого человека. Адекватными или неадекватными бывают не люди, а конкретные поступки, убеждения и верования в их головах. У каждого человека в голове есть как множество адекватных убеждений, так и множество неадекватных. И вот этим конкретным убеждениям, психологическим установкам, стереотипам, внушениям, суевериям и верованиям уже можно дать оценку — соответствуют они действительности или нет. Руководствуясь своими убеждениями, люди совершают определенные действия. Если результат их устраивает, значит, они действовали адекватно. Миллионера Германа Стерлигова результат всецело устраивает, ибо его действия были созвучны с голосом сердца.

         Адекватно воспринимать жизненные реалии  – означает осознавать, к каким последствиям приведут твои слова и действия. Собираются перелетные птицы в теплые края, и Ворона с ними просится. Птицы уговаривают ее:  — Зачем тебе лететь? Тебе и здесь хорошо. Дорога дальняя, опасная, сгинешь в пути. — Возьмите меня с собой, я птица сильная, смелая, гордая, я выдержу! — Ладно, — соглашаются. — Пусть летит. Пусть попробует день-два, а там обратно вернется. Впереди двухдневный перелет через море: — Ворона, возвращайся обратно, не выдержишь ведь, не летают вороны так далеко. — Выдержу. Я птица сильная, смелая, гордая! Впереди четырехдневный перелет без отдыха: — Ворона, тебе жить надоело? Вернись домой, пока не поздно. — Я птица сильная, смелая, гордая, я выдержу! Поистрепалась стая. Не все даже закаленные долетели до берега. Бедная Ворона плюхнулась без сил на камни, отдыхает. Глазки закрыты. Еще не поняла, жива или уже сдохла. Все в восторге обступили ее, и давай нахваливать: — Ворона, ты молодец! Ты действительно птица сильная, смелая, гордая! — Да, — вздыхает ворона. — Да, я птица сильная, я птица смелая, я птица гордая… но долбонутая!

Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

podskazki.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *