Положение подростка в коллективе сверстников определяется – Социальный статус подростка в коллективе сверстников

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ПОДРОСТКА НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ПОДРОСТКА НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

                                      Постникова А.И.

Проблема межличностного взаимодействия относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. Межличностное взаимодействие имеет значение в формировании личности подросткового возраста. Для социализации человека важен каждый возрастной период. И все же подростковый возраст занимает особое место в педагогике и психологии. Подростничество — это самый трудный и сложный из всех возрастов, представляющий собой период становления личности.Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. От того, как будет складываться межличностное взаимодействие подростков, зависит формирование будущей личности. Актуальность резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.В процессе изучения проблемы использовались труды таких авторов как Б.П. Блонского, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского и др. В работах раскрываются теории межличностных взаимодействий подростков. В изучении межличностных взаимодействий подростков можно выделить статьи и монографии Г.М. Андреевой, которая считает, что «природа межличностных взаимодействий может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающих внутри каждого вида межличностных отношений»[1].-Леонтьев А.Н. считает, что общение — определенная сторона деятельности, ибо оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента. Соковкин В.М. анализирует человеческое взаимодействие, как коммуникацию, как деятельность, как отношение, как взаимопонимание и как взаимовлияние. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что особой и главной характеристикой взаимообщения, как деятельности, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми.- К. Левин, рассматривал общение в подростковом и юношеском возрасте с точки зрения социально-психологического явления. Левин считает, что в этом возрасте расширяется жизненный мир подростка, юноши, круга его общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых они ориентируются.- Эльконин Д.Б. рассматривал значимость общения в подростковом школьном возрасте с позиции культурно-исторической теории. Эльконин Д.Б. отмечал, что в подростковом возрасте общение является ведущим видом деятельности. Благодаря общению, подростки строят отношения, включаются в различные виды деятельности. Все исследователи (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, И.С. Кон и др.) сходятся в том, что общение со сверстниками для подростков имеет огромное значение. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка и во многом определяют все остальные стороны их поведения и деятельности .Божович Л.И. отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы определяются возможностью широкого общения со сверстниками. Для ребят этого возраста важно не просто быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее их положение.[2] Кон И.С. считает, что именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и правонарушением подростков. Это сопровождается повышенной конфликтностью ребят по отношению к своим группам, членами которых они являются. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентациях. При всей их тяге к самостоятельности, подростки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших.

Межличностные отношения- субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

А Д.И. Фельдштейн, рассматривая генезис развития подростка отмечал, что в этом возрасте значительное внимание следует уделять эмоциональной сфере, так как именно она определяет многие моменты поведения и общения подростков. Хотя большинство организуемых подростками групп носит моногамный характер, вместе с тем в среде сверстников возникают такие качества и формы общения, которые начинают определять первые попытки юношеской дружбы и любви. В зависимости от конкретных социальных условий, культуры, тех традиций, которые существуют в воспитании детей, этот переходный период может иметь различное содержание и разную длительность.[3]

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у ребенка уже в 4-5 лет и с возрастом неуклонно усиливается. К 13-14 годам происходит переориентация подростка и юноши со взрослых (родителей, учителей и вообще старших) на ровесников, более или менее равных себе по положению. Эта переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и быстро, но такая переориентация происходит обязательно (исследования Г.С. Абрамовой, Н.А. Амрекулова, Л.Д. Столяренко, Е.И. Рогова, Дж. Морено и др.)      

Межличностное общение оказывается таким процессом, который при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система «человек — человек» во всей многоаспектной динамике ее функционирования. Это в полной мере имеет отношение к детям разных возрастов.

С возрастом межличностные отношения дифференцируются. С одной стороны, быстро расширяется круг общения, растет число и удельный вес внеклассных и внешкольных друзей, с другой — происходит заметная дифференциация межличностных отношений в самом классном коллективе.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Издательство Московского Университета, 1980. — 195с

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. — М.: Просвещение, 1995. — 352с.

3. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. М.: «Вопросы психологии», 1985. — 32с.

nsportal.ru

Особенности межличностных отношений в группах сверстников в условиях дополнительного образования

)

 

Вне общения человеческое общество немыслимо. Общение выступает как способ объединения индивидов, неотъемлемый элемент их личностного развития. Этим и определяется существование общения как реальности общественных и межличностных отношений. Потребность во взаимодействии с себе подобными объясняется социальной природой человека. Возникла она в процессе общественно-исторического развития людей и является одной из определяющих поведение человека. Человек не может не обмениваться действиями, поступками, мыслями и чувствами с другими людьми. Развитое общение осуществляется в дружбе и любви [1, с.105].

Личность — есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, что почти все в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных больших социальных и малых групп. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать, как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно авторитетным социально-психологическим образованием [1, с.223].

Положение человека в группе может неоднократно меняться. Одним из существенных видов групп является коллектив — устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений.

Эти фундаментальные положения социальной психологии наиболее ярко проявляются в практике дополнительного образования, организации детского учебного коллектива [2]. Традиционно выделяют три этапа формирования учебного коллектива. На первом организационном этапе группа учащихся не представляет собой коллектив. Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог. Он внимательно изучает каждого члена группы, его характер, особенности личности. В целом первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, то есть активным приспособлением к учебному процессу и усвоением требований, норм, традиций учебного заведения.

Второй этап формирования и развития коллектива наступает, когда выявляется неформальный актив, то есть члены группы, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива. Этот этап характеризуется созданием системы межличностных и деловых отношений между членами коллектива. Педагогу для организации соответствующей коррекционной работы чрезвычайно важно знать, какова структура межличностных отношений в коллективе, а также на чем они основаны. В этой связи большое значение приобретают специальные методы исследования, позволяющие выявить скрытую от непосредственного наблюдения структуру межличностных взаимоотношений в группе, выявить лидеров и статусное положение всех остальных членов группы. Лидер — определяющая сила группы. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.

Третий этап развития коллектива характеризуется высоким уровнем сплоченности — ценностно-ориентированного единства, близости взглядов, оценок и позиций членов группы по отношению к объектам наиболее значимым для группы в целом.

Комплексным показателем взаимоотношений в коллективе является его социально-психологический климат — совокупность отношений членов коллектива к условиям и характеру совместной деятельности; к членам коллектива; к руководителю.

Межличностные отношения строятся на симпатиях, антипатиях, привлекательности и предпочтительности, а именно, но критериях выбора. Чем важнее для человека намечаемая деятельность, чем более длительное и правильное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно и проходит ряд этапов [3, с.277].

В свою очередь Я. Коломинский критериями выбора называл вопросы о желании человека совместно с кем-либо участвовать в какой-либо деятельности [4]. Например: «С кем вы хотите вместе решать задачу?» или «Кого вы пригласите на день рождения?». Часто успех изучения взаимоотношений зависит от правильного подбора этих вопросов, критериев. Различают сильные и слабые критерии выбора. Сильные критерии выявляют более глубокие и устойчивые отношения людей.

Деление критериев по силе, обобщенности связано с представлением о наличии между людьми спонтанных, непосредственных влияний как основы межличностных отношений.

Таким образом, межличностные отношения имеют ряд форм, особенностей, которые реализуются в коллективе, группе людей, группе сверстников в процессе общения в зависимости от различных факторов, влияющих на них. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, и его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия социального статуса и социальной роли.

Социальный статус обычно определяется как ранг или позиция индивида в группе или группы, во взаимоотношениях с другими группами (некоторые социологи используют термин «социальная позиция» как синоним социального статуса). Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

Хотя ролевое обучение бывает чаще всего бессознательным, оно не делается от этого менее реальным. Не случайно уже с детства главная и большая часть процессов социализации личности состоит в обучении различным видам социальных действий, как мужчин, так и женщин. Если определение мужских и женских ролей субъективно и зависит от конкретного места и времени, то приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам — извечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям.

Пол и возраст — это только два примера из многих предписанных статусов. Все подобнее статусы включают роли, которые могут успешно выполняться только тогда, когда каждый из индивидов социализируется к предписаниям, установленным в обществе относительно этих ролей [5, с.175].

Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус. Если каждая личность имеет некоторое количество предписанных статусов, которые назначаются ей в группе или обществе без учета ее индивидуальных способностей или предпочтений, то достигаемые статусы закрепляются с учетом способностей данной личности, ее исполнительности и, возможно, в результате везения. На этих базовые положениях Дж.Морено построил свою социометрическую технику диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Важную информацию несет в себе индивидуальный индекс эмоционального благополучия, многозначный по своему диагностическому потенциалу. Он отражает, во-первых, оценку, данную членом ЭПК своего коллектива, а во-вторых, в оценке опосредуется личное эмоционально-психологическое состояние учащегося в данном социуме.

 

Литература:

  1. Кон И. С. Психология ранней юности. –М.: Просвещение. –1989. –255с.
  2. Тесленко А. Н. Педагогика и психология социализации личности. Кокшетау: КУАМ, 2012. -232 с.
  3. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. –М.: Педагогика. –1990. -437 с.
  4. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности.- М., 2001. -56с.
  5. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. –М.: Мысль. –1971. –315 с

moluch.ru

Нарушение взаимоотношений подростков со сверстниками как психолого-педагогическая проблема

Проблемы подросткового возраста все чаще приковывают внимание общества, но особенное значение они приобрели именно сейчас.

Уровень образования и материального состояния людей в нашей стране стал значительно выше, тем самым увеличилась возможность удовлетворения духовных и материальных потребностей подрастающего поколения, но при этом сделало сложным формирование у них желаний и стремлений.

Несмотря на большое количество проведенных исследований в психологии, которые раскрывают специфические особенности отношений подростков со сверстниками, происходит поиск новых эффективных средств по решению проблем нарушения взаимоотношений подростка с его окружением.

В первую очередь нам необходимо четко определить границы подросткового возраста. Существует несколько теорий. Так Ж. Пиаже относит подростковый возраст к границам 12–15 лет. В классификации Д.Б. Бромлей данный возраст определяется 11–15 годами.  Г. Гримм ограничивает подростковый период возрастом до 15 лет у девочек и до 16 лет у мальчиков, тогда как Д.Б. Эльконин устанавливает границы подросткового возраста начиная с 10 лет. [1]

Потребность в общение и взаимоотношение со сверстниками у подростков начинает усиливаться к 13–14 годам, то есть происходит переориентация на ровесников.

В подростковом возрасте взаимоотношения со сверстниками находятся на первом месте.

Под взаимоотношениями мы понимаем важную образную, интеллектуальную и эмоциональную похожесть друг на друга, которая отражает внутреннее состояние.  

Поскольку общение со сверстниками в большей степени удовлетворяет актуальные потребности и интересы подростка, то он отдаляется от школы и семьи. Также происходит изменение в содержание общения – интересы младшего школьника строились на вопросах учения и поведения, тогда как подросток на первое место ставит вопросы личностного общения, развитие собственной индивидуальности.

Подростковый возраст – возраст сильно развитой общительности. Уровень развития потребности в общение разный. У одних это выражается в болезненном перенесение одиночества, потребности в постоянном контакте со своей компанией или с кем-либо, тогда как у других, предпочтение проводить больше времени с собой наедине, отдыхать от постоянного общения, иметь небольшой объем контактов с людьми. Многие подростки находятся посередине двух крайностей, то есть в них сочетается высокая потребность в эмоциональных контактах и необходимость уединения для осмысления своего места в мире.

Психологи исследователи подросткового возраста пришли к общему мнению о важности для подростка общения со сверстниками. Именно взаимоотношения со сверстниками, во многом предопределяют все стороны поведения и деятельности подростка.

Ж.–Ж. Руссо был первым, кто обратил внимание на такое социальное явление, как подростковый период развития. Он описал его, как «второе рождения», когда человек «рождается в жизнь» сам, подчеркнув при этом важную особенность этого периода – рост самосознания [1].

С точки зрения Л.С. Выготского, подростковый возраст характеризуется периодами неустойчивости и изменчивости, что при неблагоприятных условиях имеет тенденцию несколько сокращаться, оставляя «еле заметную полоску» между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости [2].

В подростковом возрасте появляются новые качества личности, такие как осознанная регуляция своих поступков, умение прислушиваться к чувствам других, учитывать интересы окружающих людей. Эти новообразования не появились сами собой, они являются результатом личного опыта ребенка, который он получил по итогу активного включения в выполнение различных форм общественной деятельности.

Важным аспектом развития личности подростка является его высокая социальная активность, направленная на усвоение определенных ценностей, на построение благоприятных отношений со сверстниками, а также на самого себя.

По мнению С.А. Левашовой в период подросткового возраста происходит формирование нравственных ценностей, жизненной перспективы, а также осознание самого себя, своих возможностей, появляется стремление повзрослеть, усиливается желание общаться со сверстниками – формируются личностные смыслы жизни [3].

Теории Д. Г. Мид и Ж. Пиаже одинаково выделяют необходимость отношений подростков со сверстниками. Пиаже отмечает, что отношения со сверстниками демократичней, чем с родителями [4].

По словам Л. И. Божович, если в младшем школьном возрасте причиной для объединения детей является совместная деятельность, то у подростков по-другому, притягательность занятий определяется возможностью общения со сверстниками [5].

В процессе построения взаимоотношений со сверстниками у подростка развиваются такие навыки, как взаимопонимание, взаимодействие и взаимовлияние.

В психическом развитии подростка важным является не только характер его ведущей деятельности, но также характер той системы взаимоотношений с окружающими людьми, в которую он сам вступает на протяжении своего развития.

Важным каналом получения знаний является общение подростков со сверстниками, это помогает им получить ту информацию, которую по тем или иным причинам не сообщают взрослые.

Для подростка группа сверстников становится, так называемой школой жизненного опыта, который не может быть заменен семьей или образовательным учреждением. Взаимоотношения со сверстниками дают опыт «горизонтального общения», то есть общения на равных.

Обособленные группы сверстников в период подросткового возраста становятся более устойчивыми, а отношения между товарищами подчиняются более строгим правилам. Атмосферу в таких группах делает более привлекательным то, что подростки находятся на равных позициях со сверстниками, они могут обсуждать любые темы и не боятся быть осмеянными, в отличие от общества взрослых.

Огромное значение для подростка имеет мнение сверстников о нем самом. Тот факт, что подросток принадлежит к определенной группе, дает ему уверенность в себе. Большое влияние на поведение подростка оказывает его положение в коллективе.

Отношения подростка со сверстниками сложнее и содержательнее, чем у младшего школьника. Именно в подростковом возрасте общение с семьей переходит на второй план и главную социализированную роль для подростка играют отношения со сверстниками [6].

Направленность подростков на общение со сверстниками зачастую характеризуется страхом быть отвергнутым. Место, которое подросток занимает в коллективе, определяется отношением сверстников, и от этого в большей степени зависит эмоциональное благополучие личности подростка. [7]

Постепенно потребность в общении расширяется, подростку приходится искать эмоциональный контакт не только со взрослыми, но и со сверстниками. Также потребность и увеличивается по содержанию. Когда ребенок попадает в группу сверстников, его индивидуальное развитие исключительно рассматривается во взаимоотношение с другими членами группы.

Важно отметить, что в группе подросток может сравнивать себя с другими, а также получать признание и уважение сверстников, не всегда социально – положительными действиями. Но в общение с товарищами можно заметить и положительную тенденцию, например, подросток приобретает умение анализировать свои успехи либо неудачи.

Характерным для подростка является стремление завоевать авторитет сверстников, что влияет на появление у него сильно выраженной потребности выполнять их требования. Отсюда, главной особенностью психического развития становятся требования, предъявляемые коллективом, и общественное мнение.

По сравнению с оценками учителей и взрослых большее значение для подростков имеют оценки со стороны сверстников. Подросток сильно подвержен воздействию со стороны группы, он боится потерять популярность среди товарищей. Важно отметить, что положение подростка в группе определяется разной степенью его эмоционального благополучия и его нравственные качества определяют место в системе взаимоотношений со сверстниками.

В процессе взаимоотношений подросток осваивает свои личные права на самостоятельность и уважение, осознает себя личностью. Но, чтобы получить уважение от товарищей ему необходимо обладать определенными характеристиками. И тогда подросток начинает задавать себе ряд вопросов: «Что я за человек?», «Что во мне хорошего, а что плохого?» отсюда начинается процесс самопознания. Как известно, самооценка подростка складывается из определенных поступков. Зачастую у многих подростков самооценка завышена, а уровень притязаний выше реальных возможностей.

Важно, что самооценка формируется в процессе общения с окружающими людьми, а прежде всего со сверстниками. Ориентация на сверстника связывается с желанием быть принятым и признанным в коллективе, а также с восприятием сверстника как образца. В этом случае стоит серьезно отнестись к образцу, выбранному подростком.

Необходимо обратить внимание на то, что потребность в общение со сверстниками акцентирует проблемы уверенного поведения. Нынешние подростки часто теряются в ситуации провокационного, угрожающего либо задевающего характера, выбирая подчинение или ответную агрессию. Также существуют ситуации, в которых у подростков преобладает неконструктивный стиль поведения, то есть ситуации, когда подростку самому нужна помощь.

По данным Е.В. Зубаренко, подростки, у которых отношения со сверстниками складываются не так, как им хотелось бы, пытаются меняться, чаще всего не в лучшую сторону. Одни специально нарушают дисциплину и требования. Другие ради одобрения пытаются развлекать сверстников, путем «работы на зрителя». В основном «клоуны» уважения товарищей не заслуживают, положения не добиваются, лишь только становятся заметными. Чаще всего сверстники таких товарищей от себя прогоняют. Существует еще один вид – хвастуны. В классе о них есть общее мнение: «трепач». У таких подростков, как правило, частые нарушения взаимоотношений со сверстниками. [7]

При отсутствии благоприятных связей личность формируется негативно. Неудачное выстраивание взаимоотношений со сверстниками зачастую приводит к сильным переживаниям со стороны подростка.

Также неблагоприятное развитие взаимоотношений ведет к появлению внутреннего дискомфорта, который не смогут компенсировать никакие высокие показатели в других сферах жизнедеятельности.

 На психологическое развитие подростка большое влияние оказывает общественное мнение. Зачастую он подражает своему авторитетному товарищу-сверстнику, подросток копирует с него стиль поведения, которые чаще всего по человеческим понятиям являются не желательными (курение, жаргон).

Система взаимоотношений с социальной средой определяет направленность психологического развития подростка. Своеобразие развития состоит в том, что подросток включается в новую систему отношений и общения со сверстниками, занимая среди них новое место и выполняя новые функции.

Изучение особенностей взаимоотношений непростая задача. Особенно тяжело она решается в подростковых группах. В этой статье мы постарались решить важную задачу – выявление нарушений во взаимоотношениях подростков со сверстниками, в контексте психолого-педагогической проблемы, которые влияют на уровень самооценки подростка, а также на формирование уровня притязаний школьника.

e-koncept.ru

ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ПОДРОСТКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ.docx

преимуществами и обязанностями. Подобный статус возникает в рамках
формальных институтов, групп и имеет ощутимые преимущества над
неформализованными статусами (статус лидера компании друзей,
неформального лидера коллектива и д.р.), которые имеют, как правило,
диффузный характер, они могут возникнуть или не возникнуть. Права,
обязанности, полномочия подобного статуса основаны не на законах,
инструкциях, а на общественном мнении, что нередко их делает зыбкими.
Отсюда стремление людей «защитится» формализованными статусами – так
ученый стремиться подтвердить свою квалификацию научной степенью,
званием, чтобы обрести законные права и привилегии…………………………….11
Но кроме них существует множество, так сказать, неосновных,
эпизодических, статусов, временно приобретаемых человеком для
реализации определенных действий. Таковы статусы пешехода, прохожего,
пациента, свидетеля, читателя, слушателя, телезрителя, участника
демонстрации, забастовки, толпы, и т.д. Как правило, это временные
состояния. Права и обязанности носителей таких социальных статусов часто
никак не регистрируются. Они, вообще трудно определимы, скажем, у
прохожего. Но они есть. Хотя влияют не на главные, а на второстепенные
черты поведения и мышления. Так статус доктора наук определяет очень
многое в жизни данного человека, а его временный статус прохожего – нет.
Таким образом,
человек имеет основные (определяющие его
жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения)
статусы…………………………………………………………………………………………………..12
Статусы могут быть предписанными (аскриптивными) и достигаемыми
(приобретённые) статусы………………………………………………………………………..12
Предписанный (аскриптивный) социальный статус определён обществом,
независимо от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим
происхождением, местом рождения, семьёй и т. д., например, человек,
рождённый с черным цветом кожи, приобретает статус негра. Дети,
выросшие в очень состоятельных (богатых) семьях приобретает статус
«золотой молодёжи»……………………………………………………………………………….12
То есть предписанный социальный статус (вместе со всеми правами,
обязанностями и привилегиями), как правило, приобретается от рождения –
национальность, пол, родственное положение, возрастные характеристики
и др. Могут быть и другие предписанные статусы – инвалид. Очевидно, что
предписанный социальный статус может в значительной мере влиять на
личность человека………………………………………………………………………………….13
Достигнутый, приобретённый социальный статус определяется усилиями
самого человека, его действиями (писатель, директор, академик, супруг,
офицер, эмигрант), т.е. статус для достижения, которого необходимо
приложить специальные усилия………………………………………………………………13
Таким образом, в современной научной и учебной литературе социальный
статус определяют, как: положение личности в социальной системе,
связанное с определенными правами, обязанностями и ролевыми
ожиданиями, также:……………………………………………………………………………….13
1.2Особенности подросткового возраста………………………………………………….15
1.3Роль самооценки в развитии межличностных отношений…………………….19
1.4Взаимосвязь социометрического статуса, самооценки и уровня
притязаний подростков…………………………………………………………………………..21
3

znanio.ru

Психолого-педагогические условия оптимизации межличностных отношений подростков со сверстниками

В статье исследуется проблема оптимизации межличностных отношений подростков со сверстниками в условиях современной школы. В данном исследовании нами предпринята попытка выделитьпсихолого-педагогические условия оптимизации межличностных отношений подростков со сверстниками. Его целью явилось изучение особенности межличностных отношений в подростковом возрасте и выявление психолого-педагогических условий и механизмов их развития.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия, развитие личности, подростковый возраст, межличностные отношения, воспитательная работа, самовоспитание, саморазвитие.

Abstract. The paper studies the problem of optimization of interpersonal relationships of teenagers with their peers in modern school. The authors attempted to identify the psychological and pedagogical conditions of optimization of interpersonal relationships of teenagers with their peers. The aim was to study the characteristics of interpersonal relationships during adolescence and identification of psychological and pedagogical conditions and mechanisms of their development.

Keywords:psychological and pedagogical conditions, personality development, adolescence, interpersonal relationships, educational work, self-education, self-development.

 

Изучаемая нами проблема относится к одной из основополагающих в психологии личности. Межличностные отношения изучались в рамках культурно-исторической теории JI.C. Выготского.Согласно данной теории, «…развитие психики детей происходит в процессе взаимодействия, общения со взрослыми и сверстниками. Ребёнок присваивает общественно-исторический опыт, на этой основе у него формируются специфические для человека виды психической и практической деятельности. Особенно важен в этом плане подростковый возраст, когда происходит усиленное усвоение социальных ценностей, формирование жизненных позиций, формируются нравственные понятия и качества личности, обеспечивающие субъектное поведение» [1].

Природа межличностных отношений сложна. В этих отношениях проявляются индивидуальные качества личности: интеллект, эмоции и воля. А так же усвоенные личностью нормы и ценности общества. Индивид проявляет себя как личность и представляет другим возможность оценить себя в системе отношений с другими, осуществляя самые разнообразные по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях межличностные отношения в различных институтах социализации – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в разных формальных и неформальных объединениях [3].

Межличностные отношения ребенка со сверстниками имеют свои возрастные особенности, и могут возникать стихийно или организованно. Известно, что общение со сверстниками многие авторы считают ведущим видом деятельности в подростковом возрасте. О значении общения со сверстниками много писал в своих работах Л.С. Выготский. Мы придерживаемся позиции Л.С. Выготского и считаем, что для детей подросткового возраста полноценное общение со сверстниками исключительно значимо в целях полноценного становления личности [1].

Сегодня школа – это главный центр, который обеспечивает социальную и духовную зрелость подрастающего поколения. Если руководствоваться Законом РФ «Об образовании», то воспитательную работу необходимо строить в соответствии с ценностно-ориентированным подходами с разработанной моделью выпускника школы [6].

Новый стандарт общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. В нем четко определены формы и методы организации образовательной среды школы, что дисциплинирует деятельность администрации и педагогов. С помощью психологических знаний определяет место для всех участников образовательного процесса.

В исследованиях М.С. Макарова, говорится о важностив образовательном процессе психического здоровья учащихся, а также создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Именно поэтому в современной школе возникает потребность создания психолого-педагогических условий для оптимизации межличностных отношений подростков со сверстниками [3].

В данном исследовании нами предпринята попытка выделитьпсихолого-педагогические условия оптимизации межличностных отношений подростков со сверстниками. Его целью явилось изучение особенности межличностных отношений в подростковом возрасте и выявление психолого-педагогических условий и механизмов их развития.

В экспериментальном исследовании приняли участие 16 учащихся 7-х классов общеобразовательной школы.

Для решения поставленной цели использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ психологических, педагогических и социологических источников по проблеме исследования; анализ нормативных документов в сфере образования; анализ опыта работы общеобразовательного учреждения; а также эмпирические методики – методика Л.Н. Лутошкина «Определение психологического климата группы», анкета «Оценка отношений подростка с классом», «Тест-опросник самоотношения подростков (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)» [5].

Рассматривая особенности межличностных отношений подростков со сверстниками в условиях школы как процесс и результат целенаправленного планомерного формирования и развития системы социализации и воспитания учащихся, мы делаем акцент на организацию условий обеспечения успешности данного процесса, а также выделенных механизмов и средств.

Первым этапом нашего исследования явилось изучение опыта работы данной общеобразовательной школы по оптимизации межличностных отношений подростковсо сверстниками.

В рамках данной деятельности педагогическим коллективом школы выполняются следующие задачи: содействие в формировании благоприятной атмосферы в детских и педагогическом коллективах; помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков; развитие коммуникативных навыков и умение разрешать конфликтные ситуации; помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика асоциального поведения, наркозависимости [6].

Следующим этапом будет экспериментальное изучение эффективности принимаемых педагогическим коллективом мер по оптимизации межличностных отношений в подростковых коллективах. Для этого нами подобраны методики, которые, с нашей точки зрения, будут адекватными цели исследования. Выбор методик обусловлен их точностью измерения преобладающего типа в отношении к себе и социальному окружению, экономичностью проведения методик и удобством в использовании.

Методика «Определение психологического климата группы» использовалась нами для того, чтобы определить успешность сложившихся в подростковом коллективе взаимоотношений.

В результате были получены следующие данные:

1)         72% опрошенных учащихся считают психологический климат группы в большей степени благоприятным.

2)         28% учащихся оценивают климат в своей группе как неблагоприятный.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что отношения со сверстниками внутри исследуемой группы подростков являются в большей степени благоприятными, нежели наоборот, о чем свидетельствуют полученные данные.

По результатам исследования «Оценка отношений подростка с классом» полученные данные распределились следующим образом:

– 60% испытуемым присуще коллективистическое восприятие группы. При этом типе восприятия подросток воспринимает группу как самостоятельную ценность. Проблемы группы и отдельных ее членов выступают для него на первый план. Учащийся стремится принести пользу в совместную деятельность, интересуется делами каждого члена и группы в целом, стремится к коллективным формам работы.

– 16% испытуемым присущ индивидуалистический тип восприятия группы, при котором последняя не представляет самостоятельной ценности для подростка.

– 16% испытуемых воспринимают группу с точки зрения ее «полезности» для себя. Они отдают предпочтение только тем членам группы, которые несут полезную информацию, способны оказать помощь. Это учащиеся с прагматическим типом восприятия группы.

– 8% испытуемых присущ смешанный тип восприятия группы, включающий как показатели индивидуалистического, так и показатели коллективистского типов.

Полученные результаты не удивительны. Подростки стремятся к общению со сверстниками. Группа, общение с ее членами, взаимодействие с ними приобретает для ребенка-подростка первостепенное значение. Общение со сверстниками становится ведущей деятельностью.

Полученные в результате проведенной методики Л.Н. Лутошкина «Тест-опросник самоотношения» данные показали, что уровень самоотношения у учащихся подросткового возраста не одинаков.

1)         65% учащихся имеют уровень самоотношения, дифференцированный по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе.

2)         у 35% учащихся зафиксирован уровень конкретных действий (готовность к ним) в отношении к своему «Я».

Наибольшее значение имеет тот аспект самоотношения, который объединяет веру в свои силы, самостоятельность, понимание самого себя, оценку своих возможностей. Важным для учащихся здесь является самопринятие, самообвинение (одобрение себя в целом, доверие к себе или низкая самооценка, готовность к самообвинению). Данный уровень самоотношения также отражает меру близости к самому себе, интерес к собственным мыслям и чувствам. Сюда же включено ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.

Мы также пришли к выводу, что самоотношение учащихся находится на высоком уровне, о чем может свидетельствовать среднее значение по исследуемой группе.

Данные методики помогли отследить результативность работы педагогического коллектива по обеспечению условий по оптимизации межличностных отношений подростков со сверстниками в выше указанной школе [5].

С нашей точки зрения, совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешные межличностные отношения в группе сверстников, представляет собой сформированность у педагогического коллектива системы установок на сознательную целенаправленную и планомерную работу, в которую включена деятельность по обучению подростков эффективным способам межличностного взаимодействия со сверстниками; обеспечению формирования у подростка стремления к личностному развитию, создание благоприятного психологического микроклимата в детском коллективе, гуманизации отношений между детьми и взрослыми через диалог и сотрудничество.

Поддерживая мнение И.В. Дубровиной, мы говорим о том, что ребенок должен научиться включаться в реальные социальные связи, подчиняться сложившимся нормам и правилам. В то же время очень важно уметь осознавать и сравнивать свою жизненную позицию с нормативными системами общества. Поэтому возникает необходимость организации для детей эталонных ценностных систем и возможности выбора жизненных позиций. Таким образом, мы предъявляем к современной школе жесткие требования по созданию таких условий, при которых ребенок мог бы приобретать социальный опыт, взаимодействуя в группе сверстников [2].

На основании вышесказанного в качестве условий, которые будут способствовать оптимизации межличностных отношений подростков со сверстниками в сфере образования, необходимо рассматривать следующие:

·                    современная школа должна дать возможность каждому учащемуся проявить свои интеллектуальные, творческие, спортивные и другие способности;

·                    детский коллектив призван удовлетворять потребность подростков в дружбе, общении и т.д.;

·                    педагогическому коллективу необходимо создать коммуникативные условия для поддержки самоценной активности подростков и перенести акцент воспитания на самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование.

 

Литература:

1.                  Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 1136 с.

2.                  Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М.: Владос, 2006. – 517 с.

3.                  Макаров М.С. Микроклимат школы и его влияние на социализацию подростков. // Воспитание школьников. – 2006.  – № 2. – С. 68-70.

4.                  Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с.

5.                  Психологические тесты / под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Т.1. – 248 с.

6.                  Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL:http://standart.edu.ru/catalog (дата обращения: 11.11.2014).

moluch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *