Как человек познает мир и себя – План-конспект урока по обществознанию (5 класс) по теме: Конспект урока по обществознанию «Как человек познает мир и самого себя»

План-конспект урока по обществознанию (5 класс) по теме: Конспект урока по обществознанию «Как человек познает мир и самого себя»

МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа».

 

 

 

Конспект урока по обществознанию :

    5 класс

 «Как человек познает мир и самого себя»

 

 

                                              Подготовила: Катыхина Д. И.,

                                      учитель обществознания

                                      

 

                                   2017 год

 

 

 

 

 

Тема: Как человек познает мир и самого себя

Цели и задачи: сформировать понятие о знании, познании, мышлении и самопознании, его уровнях; объяснить, с помощью чего осуществляется познание, что является его результатом; определить роль познания и самопознания в жизни человека и общества; познакомить с понятиями и терминами: познание, знания, мышление, самопознание.
Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать уровни познания; сравнивать социальные объекты; находить сходство и различие познания и самопознания; смогут объяснить механизм познания мира и самого себя; овладеют принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; научатся участвовать в  беседе, дискуссии; работать с документами, выполнять проблемные задачи; применять навыки работы в группе.


Формируемые УУД: 

метапредметные: определять цели и способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций; осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового; осознание важности процесса познания и самопознания.
 

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент. Здравствуйте дети и уважаемые гости.
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний по предыдущей теме урока.
Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? Что такое деятельность? Какие бывают виды деятельности? Проверяем практикум 1. Ответ Желание трудиться. Трудовая деятельность. Учебная деятельность. Общение.  Игровая. Правильно дети. Раздаю по две карточки каждому, они определяют виды. Молодцы ребята, видно, что вы усвоили прошлый урок и получили знания.

III. Мотивационно-целевой этап.

А теперь внимательно посмотрите на меня и  послушайте притчу.
Однажды к старцу пришел послушник и спросил:
Отче, объясни мне, почему я, имея такие же глаза, как и у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты. Старец вышел из комнаты и через какое-то время вернулся, держа в руках древнюю рукопись на незнакомом для послушника языке. Развернув ее, он сказал: Что ты видишь? Послушник, не желая выдавать свое незнание, ответил: Я вижу многовековую мудрость в этой рукописи. Тогда старец сказал:
На самом деле перед тобой записка греческого купца, а знаю и вижу это потому, что однажды, не побоявшись признаться себе в том, что я толком ничего не знаю, выучил этот язык.
Вопросы к классу
— О чем притча? О познании, о знаниях человека. 
— В чем ее смысл?  В том, что нужно учиться и не бояться себе признаться, что я не знаю чего-то.
— Какое отношение эта притча, по-вашему, имеет к нашему уроку?
(Ответы учеников.). Да, дети. Эта притча подвела нас к теме нашего сегодняшнего урока. Молодцы, что вы догадались. 

Открываем тетради записываем сегодняшнее число и внимательно смотрим
Тема нашего урока: «Как человек познает мир и самого себя».

(Вешаю тему урока) (дети записывают в тетрадь)

Дети, предположите, о чем мы будем говорить на уроке? (о знаниях, о познании)
Нам сегодня предстоит  ответить на вопросы ? (Какими способами мы познаём мир? Можно ли познать себя?).

Теперь познакомимся с планом нашего урока. (вешаю план урока) Алина прочитай пожалуйста план урока и запишем его в тетрадь.

         План урока
1. Что такое познание.
2. Способы познания.
3. Самопознание.

IV. Введение в новый материал

Что такое знания.
— Кто из вас,  читал или смотрел фильм  английского писателя Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» ?  (Мы).
— Вспомните, что же произошло с «Робинзоном Крузо»? (кораблекрушение и он остался один на необитаемом острове).

Что ему помогло выжить на острове?
— При помощи чего он разжигал огонь, как он определял время, каким способом он добывал себе пищу?)
(Рассуждение детей)

Робинзон смог выжить на острове благодаря своим знаниям, умениям, опыту, накопленному в жизни. Опыт заключался в том, что он знал, как разжигать огонь, как добыть пищу, как строить дом, рыбачить, определять время без часов. 

Вывод: Благодаря своим знаниям и познанию Робинзон Крузо смог выжить в диких условиях. Ребята  а вот представьте:   а если бы у него не было никаких знаний, чтобы с ним случилось? (погиб бы). А  как вы думаете нужны ли нам знания  или нет? А то вдруг останемся на каком-нибудь острове (конечно нужны). (Определение знания ). (Аня читает).

V. Работа по теме урока

Что такое познание! (вешаю табличку) Алина читает.
— Дети, что человека отличает от от других живых существ? 
(Способность мыслить, задавать вопросы и искать ответы на них. )Мы познаем мир, устанавливаем связи между предметами и явлениями и благодаря этому учимся жить, радоваться и добиваться своих целей. Ученые утверждают, что потребность в познании дана человеку от природы.
 Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: о каком человеческом качестве идет в нем речь?
Бабушка-энциклопедия.       Н.Иванова
У бабули — внук и внучка
Почему и Почемучка.
Целый день свои вопросы
Задает народ курносый:
«Почему зеленый лист?
Почему поет артист?
Почему усы у кошки?
Почему у стула ножки?
Почему огонь горит?
Почему орел парит?
Почему растет трава?
Почему шумит листва?»
— О чём же идёт речь? (О любопытстве) Итак, речь идет о любопытстве. На примере маленьких детей, мы можем проследить, что они мир познают чувственно: всё пробуют на зуб, как говориться, тянут в рот, могут засунуть руку в кипяток, приблизиться к огню. 

Любопытство подвигало людей к постижению законов природы. Эти знания зачастую приходили как озарение, открытие. А знаменитый физик Исаак Ньютон, как гласит легенда, открыл закон всемирного тяготения в тот момент, когда с дерева прямо ему на голову упало яблоко. А химик Дмитрий Иванович Менделеев увидел таблицу химических элементов во сне.
— Вспомните, обладают ли любопытством животные?
— Если да, приведите примеры любопытства животных.
— Какие чувства используются ими в процессе познания?
(Ответы учеников.)
Животные любопытны от природы. Так они удовлетворяют свои природные потребности. Принюхиваются, оглядываются, прислушиваются — и в основе этого лежит инстинкт безопасности, самосохранения.
— Для чего человек участвует в процессе познания? (Ответы детей.)(Чтобы добыть знания)
А для чего человеку нужны эти знания? 
Знания, это результат познания. Знанием становится только усвоенная человеком информация. 
— При помощи чего мы получаем знания?
При помощи познания. Познание – это деятельность, направленная на получение, хранение, переработку и систематизацию информации.

Дети давайте немножко отдохнем. Проведем физкультминутку. Физкульт — минутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь, Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Отдохнули, улыбнулись и продолжаем познавать.

Способы познания.  А теперь давайте подумаем, какие же есть способы познания.
Итак, процесс познания не имеет границ. Как же человек познает окружающий мир? Что ему в этом помогает.
Послушайте стихотворение, про что оно?
Органы чувств.
С.Волков
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик – запах различать,
Руки – чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
-Как по-вашему про что это стихотворение? (Органы чувств.)

Существует пять органов чувств.  (Картинка про них)
 

А мы возьмем для примера цветок. Посмотрели  его, какой цвет, какие листья, мы его познали зрительно. Можем потрогать, понюхать.

Раздача печенья . Какое у нас печенье (солёное) ( вкус). Видите дети, сколько мы познали.

— Для чего нужны органы чувств? (Познавать мир, себя) 
— Как назовём это вид познания? (Чувственный) 
— Как вы можете объяснить, и перечислить, что именно и при помощи каких органов чувств можно познать. (Примеры детей.)(Мороженое съесть при помощи вкуса, почувствовать аромат духов (обоняние), услышать при помощи (слуха), с помощью зрения увидеть, и осязание потрогать). 

На примере цветка, мы с вами узнали цвет, запах, потрогали его. А чтобы дальше узнать, как его поливать, сколько ему нужно солнца, как ухаживать за ним.  Нам нужно мышление и интеллект. То есть более глубокое познание.  
— А как ещё можно познавать мир? (С помощью разума, ума, мышления).
— Как назовём этот вид познания? (Ответы детей) (Рациональный)
Называют его рациональный, то есть который осуществляется с помощью разума (ума), интеллекта, мыслительной деятельности.

— Зачитывает  определение мышления.(Зачитывает Даня.) 
Давайте посмотрим с вами на картинку в учебнике, на странице 51. Посмотрите, какие способы познания иллюстрируют фотографии? Аргументируйте свой ответ.
Итак, процесс познания не имеет границ. Как же человек познает окружающий мир? Существует два основных способа:
•чувственный;
•рациональный. Мы это увидели на примере цветка.
— Что объединяет эти две ступени познания? 
(Ответы учеников, запись общих выводов.)
1. Процессы познания находятся в единстве.
2. Процессы познания взаимно дополняют друг друга.
3. Две ступени познания создают целостное впечатление об увиденном.

3. Человек познает не только окружающий мир, но и себя. Как вы думаете, как называется этот процесс?(Самопознание.)
— А с чем связанно самопознание? (С самооценкой.)
Правильно, самопознание связанно с самооценкой. Оценивая себя, человек может получить истинное знание (рационально взглянув на себя), или ложное знание (то есть с преувеличением своих достоинств о себе). Очень важно сравнивать себя с самим собой, какими вы были вчера, месяц назад, год назад. Задавайте себе эти вопросы и не ленитесь отвечать на них.  На примере А. С. Пушкина можно сказать, что это великий гений в области литературы, но у него были проблемы с математикой. А великий философ Сократ любил повторять вот такое изречение: «Познай себя самого».
— А зачем человек познает себя?
(Ответы учеников.)
Познать себя — значит понять, какими достоинствами и недостатками ты обладаешь, на что ты способен. Некоторые считают, что они лучше других, умнее, красивее. А на самом деле – завышена самооценка. Судя по его поступкам и при общении. (На примере этой иллюстрации посмотрим, какую самооценку дали себе мальчики) У одного мальчика – заниженная, у другого – завышенная самооценка. Чтобы такого не было надо пройти процесс познания самого себя. (Прочитает ученик).


VI. Рефлексия

Наш урок подходит к завершению.

Что вы узнали нового сегодня на уроке? (Знания, Познание)

Какие бывают способы познания?

Что особенно было интересно на уроке? Что понравилось?

Способны ли вы теперь на основании полученных знаний познать самого себя?

А теперь давайте с вами оценим наш урок.

(Яблоня). Прикрепляют яблоко.

Запишите пожалуйста Д/з. Параграф № 7. Стр. 48-53.

Закончим сегодняшний урок словами китайского философа, житель царства Чу, Лао-цзы (579—499 гг.до н. э.) говорил: «Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает. По себе можно познать других. Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков». Изучайте себя, познавайте себя, открывайте себя! 

nsportal.ru

Познание человеком мира и самого себя

У персидского поэта Абу Абдаллах Джафара Рудаки есть такие строки:

«С тех пор, как мир возник во мгле,

Ещё никто на всей земле

Не предавался сожаленью

О том, что отдал жизнь ученью.

Победы всех земных племён

На всех наречьях всех времён

Познанья путь хвалой венчали

И на скрижалях начертали:

«Познанье – сердца яркий свет,

Защита от житейских бед».

И действительно, на протяжении всей своей жизни человек постоянно пытается узнать что-то новое.

Вам уже знакома библейская аллегория об Адаме и Еве, об их беззаботной жизни в райском саду, где росли самые разнообразные деревья, плоды которых они могли употреблять в пищу. Бог запретил первым людям лакомиться плодами с древа познания добра и зла. И только хитрый и коварный Змей уговорил Еву отведать запретного яблока, а она уговорила сделать это же Адама. Люди ослушались Бога и были изгнаны из рая.

Как вы думаете, почему Ева нарушила запрет и вкусила яблоко с древа познания?

Возможно, ею двигало любопытство, а любопытство – не порок, а проявление тяги к познанию, если, конечно, человек не суёт нос в чужие дела.

Познание мира для каждого из нас начинается с раннего детства. Это путь, который проделывает каждый из нас, и он может быть бесконечным.

В процессе своего существования мы получаем знания, которые пригодятся нам в практической жизни, например, о том, как приготовить еду, как заштопать дырку на одежде, как вырастить цветы, что такое велосипед и почему он движется и не падает.

Итак, мы можем говорить о том, что познание – это вид деятельности человека, в ходе которого он получает знание об окружающем мире.

Принято выделять два способа познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание – это познание окружающего мира с помощью органов чувств, таких как зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

С самых первых мгновений своей жизни человек воспринимает холод, звуки, свет, запахи, вкусы и прикосновения. Одним словом, всё окружающее человека так или иначе воздействует на его органы чувств. Согласитесь, один раз взявшись за горячую сковородку, вы надолго запомните неприятное ощущение, и вряд ли уже осознанно повторите это действие ещё раз.

Рациональное познание – это познание посредством мышления.

К мышлению принято относить любую познавательную деятельность человека. Это может быть:

·        Анализ – разделение на части предмета или явления.

·        Синтез – объединение разделённых анализом частей и выявление между ними существенных связей.

·        Сравнение – сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.

·        Классификация – объединение предметов по их признакам.

·        Обобщение – объединение предметов по общим существенным признакам.

·        Конкретизация – выделение частного из общего.

·        Абстрагирование – выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.

Более подробно вы узнаете об этом в старших классах.

Любое познание заключается в исследовании человеком своих способностей и возможностей, поиск именно той деятельности, которая будет им соответствовать. Изучение себя как части природы, выявление своих биологических особенностей и потребностей. Понимание себя как части общества, группы, осознание своего духовного и нравственного «Я».

Человек взаимодействует с окружающим миром и активно познаёт его в процессе различной деятельности. Это могут быть общение, труд, учёба, игра или творчество.

Например, посильная помощь в ведении домашнего хозяйства помогает расширить представление о труде, его важности и необходимости. Помогая по дому, можно узнать о свойствах некоторых вещей и изменениях, которые с ними происходят. Например, когда вы жарите блинчики, то сперва делаете жидкое тесто, которое, попадая на сковородку, меняет своё первоначальное состояние благодаря высокой температуре.

Так что в следующий раз, когда родители попросят вас помочь по дому, не считайте это нудной обязанностью, но возможностью поэкспериментировать, узнать что-то новое. При этом постарайтесь сделать так, чтобы ваши эксперименты не зашли слишком далеко.

Познание мира начинается с пространства, в котором человек живёт и действует. Со стремления узнать себя и оценить свои способности.

Исторически сложилось так, что это стремление было не только результатом развития пытливого ума человека и природной любознательности, но и важнейшим условием для выживания человека и приспособления его к условиям окружающего мира.

Например, наши предки включали детей в различную деятельность с самого раннего возраста.

Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия и орудий труда; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду. Все это позволяло не только подготовить их ко взрослой жизни, но и попробовать свои силы в борьбе за выживание.

Именно в процессе познания, наблюдая за повадками диких животных, первобытный человек смог получить те знания, которые помогли приручить их. 

Учёные считают, что наши предки приручали многих самых непредсказуемых животных – волков, антилоп, журавлей, страусов, питонов, и даже крокодилов.

Некоторые учёные считают, что первобытные люди содержали в неволе и приручали даже мегатериев (ныне вымерших гигантских ленивцев) и огромных пещерных медведей.

Или приведём другой пример. Вы, наверное, не раз слышали выражение «спартанское воспитание». Это система гражданского воспитания мальчиков в греческом городе-государстве Спарта.

Спартанских детей подвергали разным испытаниям. В семь лет мальчиков отправляли в специальные военные лагеря. Там они занимались физическими упражнениями, учились владеть мечом, метать копьё. Там они учились выживать. Те, кто не справлялся, могли просто погибнуть. Такие жёсткие методы познания окружающего мира способствовали тому, что спартанцы считались одними из самых искусных воинов античного мира. Достаточно вспомнить хотя бы подвиг спартанского царя Леонида, который вместе с тремястами лучшими своими воинами смог достойно противостоять в фермопильской битве армии персидского царя Ксеркса Первого.

В наши дни основным способом познания окружающего мира для вас прежде всего является учёба в школе.

На уроках биологии, физики, химии приобретаются знания о природе, на уроках истории и обществознания – об обществе, в котором мы живём, об истории нашей страны и так далее.

Формированию полезных навыков и опыта в различных сферах деятельности способствует и общение с другими людьми. Например, вы можете почерпнуть новые знание об окружающем мире, общаясь с родителями, учителями или вашими сверстниками, друзьями и подругами.

Такое общение не только позволяет узнать что-то новое, но и даёт возможность получить ответы на волнующие вас вопросы. Попробуйте вспомнить, о чём чаще всего вы говорите со своими друзьями или родителями, о чём спорите? Согласитесь, что многое из этого позволяет познать окружающий мир и влияет на его восприятие вами.

Ведь как говорил английский философ Фрэнсис Бэкон

: «Знание – сила».

Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности – для строительства дома и производства автомобилей, для лечения больных и управления государством, не говоря уже о нашей повседневной жизни. Благодаря знаниям человек развивается, его интеллект благодаря знаниям общества движется вперёд.

Познание мира тесно связано с познанием человека самого себя. Как говорил английский писатель Бернард Шоу: «Интерес человека к миру – это просто переизбыток его интереса к самому себе».

Согласитесь, что каждый из вас задавался такими вопросами, как «Кто я?», «Чем отличаюсь от других?», «Что я могу?» и многими другими.

В качестве психологического теста попробуйте на досуге написать своё имя на листе бумаги, а затем на каждую букву записать определение, которое будет вас характеризовать.

Именно сейчас вам предстоит разобраться в себе, в ваших отношениях с окружающими и дать своим действиям правильную оценку. Это очень сложная задача, которая будет под силу не каждому взрослому, но она позволяет накапливать необходимые для взрослой жизни знания и опыт.

Ведь как говорил русский писатель Лев Толстой: «Что я такое? С тех пор, как существуют люди, они отвечают на это не словами, то есть орудиями разума, а всей жизнью».

В конце нашего урока давайте вспомним основные моменты. Сегодня мы узнали о том, что такое познание и как оно связанно с познанием человеком самого себя.

Осознавая себя и сравнивая с другими людьми, человек познаёт окружающий мир. Стремление человека понять и оценить свои способности помогает ему выжить и успешно действовать в окружающем мире.

videouroki.net

Человек познает мир. Видеоурок. Обществознание 6 Класс

Урок «Познай себя» посвящен самому важному вопросу в жизни каждого человека: кто я? Определения своего места в жизни – это самый сложный и самый ответственный выбор, который каждый решает для себя сам.

На уроке мы поговорим о том, кем является каждый из нас, и для чего мы приходим в этот мир. Ответ кроется в нас самих. Наверняка, вы уже задумывались о том, каково ваше предназначение в жизни, кем вы станете в будущем и чего добьетесь, к чему стоит стремиться. Давайте попытаемся разобраться, как правильно сформулировать этот вопрос, чтобы ответ на него помог вам прожить счастливую жизнь.

Человек постоянно находится в действии: мы учимся, общаемся, работаем, играем, отдыхаем, т.е. постоянно чем-то заняты. В процессе таких занятий и происходит самопознание человека. Некоторые из наших умений и способностей становятся для нас обыденными как, например, умение пользоваться столовыми приборами. Но в ресторане японской кухни посетителю могут предложить непривычные приборы – палочки, и он вдруг неожиданно обнаружит, что ему легко и удобно ими пользоваться. Раньше человек не предполагал в себе такого умения, и такое открытие, конечно, приятно любому. Так же вы можете обнаружить, что у вас хорошо получается играть в баскетбол, а в футбол, например, не очень.

Рис. 1. Все мальчишки играют в футбол, но успеха добиваются не все (Источник)

Это значит, что у каждого человека есть определенный набор качеств, заложенный природой. К сожалению, у людей нет технического описания, как у механизмов, поэтому самопознание человека длится всю жизнь. Очень важно раскрыть в себе основные задатки как можно раньше, иначе может случиться так, что «будет мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Человек может всю жизнь заниматься не тем делом и в конце жизни ощущать опустошенность и бесполезность.

С древних времен люди интересовались предназначением человека в этом мире. Может казаться, что все люди равны: две руки, две ноги, способность мыслить и творить. Но мы все очень разные, как и наши возможности, способности и таланты. И если человек занимается не тем занятием, для которого он предназначен, скорее всего, у него это будет плохо получаться. Например, если у человека нет склонности к изготовлению глиняной посуды, то из него будет не очень хороший гончар. Даже при условии, что он будет очень стараться, человек может познать это ремесло, но горшки, изготовленные им, шедеврами не будут.

 

Рис. 2. Гончар со своими изделиями (Источник)

Человек способен обучаться, но не все дано ему в одинаковой степени. Есть вещи, к которым у нас есть способности от природы, но, в принципе, человек как существо приспособляющееся способен освоить практически любую сферу деятельности. Конечно, качество такой работы будет хуже, нежели у способного от природы человека. Например, практически все люди умеют рисовать, но не всех можно назвать художниками. Художник тонко чувствует пластику движения, умеет подбирать цвета так, что вызывает восхищение у окружающих. Рисунок человека, не имеющего дара к рисованию, в лучшем случае будет просто иллюстрацией.

Рис. 3. В. Ван Гог «Звездная ночь» (Источник)

Для того чтобы узнать о своих способностях, необходимо познать себя. Важнейшим компонентом самопознания является самооценка. Если по совету Козьмы Пруткова «зреть в корень» слова, то можно догадаться, что самопознание – это то, как ч

interneturok.ru

Как человек познаёт мир и самого себя. Рациональное и чувственное познание

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык

resheba.me

Как человек познает окружающий мир

Беспощадный, постоянно повторяющийся звонок будильника бесцеремонно вытаскивает из колыбели сна, заставляя возвращаться в реальность покидая мягкую, теплую и уютную постель. Он настойчив и невыносим. Приоткрывшиеся глаза видят корпус часов, цифры на дисплее. Утро. Пора вставать и включаться в режим бодрствования, впереди рабочий день. Работу пропускать нельзя. За окном морозное утро, так хочется пойти в парк на лыжах или просто прогуляться, или остаться дома под теплым пледом с чашкой чая и интересной книгой, и чтобы никто не мешал. Ну да ладно, впереди выходные, а сейчас пора приступать к утренним ритуалам.

Обычная жизненная ситуации, какое отношение имеет к ней психология. Дело в том, что в любой ситуации, даже в самой обычной проявляются свойства человеческой психики сначала воспринимать и перерабатывать информацию, а потом переходить к действию.

Как человек познает окружающий мир.

Получаемую из окружающего мира информацию человек воспринимает при помощи органов чувств: зрения, обоняния, осязания, слуха, вкуса. В приведенном выше примере получаемая информация при первичном восприятии разбита на детали (звук, корпус часов, цифры на дисплее).

Затем начинают работать ощущения, которые разрозненные детали информации собирают и доводят до сознания сведения о внешнем мире: о цвете, о форме, о звуке и запахе, о тактильных свойствах предметов и т.п… Поставляемая ощущениями информация отражает отдельные свойства явлений и процессов и не является полной.

Объединяясь в единое целое ощущения, порождают восприятие, результатом которого становится завершенный образ, имеющий смысл. Переработкой информации помимо ощущения и восприятия занимаются память, внимание и мышление. При помощи внимания выделяется тот конкретный объект или процесс, который воспринимается человеком в данный момент или о котором он думает, вспоминает, размышляет.


От ощущений и восприятия информация передается мышлению, способному обобщить полученное и сделать соответствующий вывод (за окном мороз, зонт можно оставить дома, но на работу идти придется). К процессу подключается память, сохраняя нужную информацию или освобождаясь от ненужной. Тесно связанное со всеми перечисленными процессами воображение позволяет представить то, что еще не случилось, например выходной день, теплый плед, горячий чай и интересную книгу.

Не все поступаемые к нам из внешней среды сигналы осознаются и замечаются. Внимание выделяет только то, что доходит до сознания. Более слабые сигналы воспринимаются, но не осознаются до тех пор, пока на них не будет направлено наше внимание. К примеру, когда мы сосредоточены на звуке будильника, мы ощущаем воздействие на кожу имеющейся на нас одежды, но не осознаем это до тех пор, пока специально не обратим внимание на возникающие у нас ощущения.

Примерно такой же механизм у процесса познания окружающей действительности. На нас постоянно что-то воздействует, при этом часть мы воспринимаем и осознаем, часть воспринимаем и не осознаем, а часть вообще не воспринимаем. Это первый этап отбора информации. Затем фильтрацией и обработкой информации начинает заниматься память, мышление и воображение. Они воспринимают сигналы не из внешнего источника, а из человеческой психики, работая с отражениями сигналов — образами.

В дальнейшем переработанная информация применяется человеком на практике, уточняясь, дополняясь, углубляясь и пополняясь новыми данными.

Восприятие человеком сигналов из внешнего мира зависит от мышления, мышление связано с деятельностью. Человек с первых дней своей жизни познает мир. Ребенок старается все пощупать, понюхать, попробовать, одним словом получить информацию об окружающем мире. Становясь старше, он продолжает стремиться к получению информации о мире вокруг него.

Все что имеется в сознании человека связано с его собственным опытом. Опыт — эта та информация, которую он получил из внешнего мира при помощи источников восприятия. Он не удовлетворяется полученной информацией, а находится в постоянном поиске чего то нового, занимаясь изменением и преобразованием фактов и процессов окружающей его действительности.

Человек неспособен удерживать в сознании неизменяющуюся информацию, поэтому он постоянно преобразует её при помощи органов чувств.

Постоянно и ритмично повторяющиеся звуки приводят к изменению сознания и погружают человека в состояние транса.

Мозг человека испытывает потребность в получении информации из внешнего мира и обращается за ней к своим органам чувств. Скорость получения информации зависит от пропускной способности органов чувств, имеющих свои пределы. Этот процесс называется чувствительностью.

Поступающие в наш внутренний мир потоки информации образуют океан, в котором отражается окружающий мир. Это созданный нашей психикой образ мира, который имеет цвет, звук, запах, объем и эмоциональный отклик. Образ мира у каждого свой, ведь каждый из нас уникален и не похож на других.

Елена Бархатова

Поделиться ссылкой:

Также по этой теме:

psihologanalitik.ru

Конспект урока по обществознанию «Как человек познает мир и самого себя»

Цель:

продолжить формирование представлений учащихся о своем духовном мире и потребностях как источнике активности человека.

 Задачи:

1. Образовательная: сформировать понятие о познании и самопознании, его уровнях. Определить с помощью чего осуществляется познание, что является его результатом;

2. развивающая: научить устанавливать причинно – следственные связи, сформировать умения анализировать факты, делать выводы;

3. воспитательная: закрепление навыков диалогической и монологической речи, определение уровня самооценки учащихся.

Ход урока.

I. Организационный этап.

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. Мотивирует учащихся на работу.

Итак, друзья внимание! Прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начинаем наш урок!

Улыбайся, — освещая всех улыбками. Ошибайся – веселее жить с ошибками. Не пугайся в жизни всякое случается. Не сдавайся! Все не сразу получается.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 

Цель.

Формулирование темы урока.

Организует работу учащихся. В форме подводящего диалога подводит учащихся к формулированию темы урока.

Вы уже знаете, что внутренний мир человека проявляется в его интересах и потребностях, деятельности, в том, как человек оценивает себя и других людей.

А вот в чем самая одна из главных потребностей человека?

Как вы думаете?

А это мы сейчас узнаем! Внимание!

(Сценка)

— Итак, в чем самая одна из главных потребностей человека?

— Какое ключевое слово?

Ребята, как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?

Проблемный вопрос?

III. Актуализация знаний.

Цель.

«Открытие новых знаний» на основе ранее изученного материала. Организует повторение изученного и изучение нового материала.

— А, что такое познание?

— А, что такое любопытство?

— Для чего нам нужен поиск информации?

— А, что такое знание?

— давайте сравним, ваши предположения с текстом учебника на стр. 48.

Давайте вспомним, что такое деятельность?

(Вспомнили, что такое деятельность. Ребята, а вот строительство дома будет являться деятельностью человека? Значит вам предстоит усовершенствовать интерьер дома.)

Какие виды деятельности вам известны?

Какой вид деятельности для вас является самым главным?

Физминутка.

IV. «Открытие»учащимися новых знаний и первичное усвоение новых знаний.

Цель.

Познакомить с понятиями, что такое знание и познание. Какие бывают способы. Проверить знания в полученном материале.

В форме поводящего диалога организует наблюдение за работой учащихся.

— Вернемся к теме урока.

— Как человек познает мир?

— Существует два способа познания: чувственный и рациональный?

Весь материал — в документе.

videouroki.net

§ 7. Как человек познаёт мир и самого себя — 5 КЛАСС — ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — Каталог статей

  • Что такое познание?
  • Какими способами мы познаём мир?
  • Можно ли познать себя?

Вы уже знаете, что внутренний мир человека проявляется в его интересах и потребностях, деятельности, в том, как человек оценивает себя и других людей.

Среди потребностей и интересов человека важнейшее место занимает потребность в познании.

Что такое познание

Потребность в познании дана человеку от природы. Она называется любопытством. Да и не только людям — у животных познание окружающего мира тоже играет жизненно важную роль.

С первых шагов детёныш животного начинает оглядываться, принюхиваться, дотрагиваться, прислушиваться. Все пять чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) устремлены в окружающий мир, стремясь распознать важную для жизни информацию.

Поиск информации, важной для жизни, — в этом состоит суть познания у всех живых существ. Но мир животных простой и очень медленно меняется, а мир людей сложный, да ещё к тому же быстро и постоянно усложняющийся. Ещё сто лет назад 85% населения нашей страны проживало в деревнях и не знало, что такое электричество, автомобиль. Поэтому человек вовлечён в пожизненную и организованную систему познания: детский сад, школа, колледж или университет, многочисленные курсы повышения квалификации, наконец, самообразование.

С какой целью человек познаёт мир? Для того, чтобы получить знания, необходимые для жизни.

    Советуем запомнить!
    Познание — это деятельность, направленная на получение, хранение, переработку и систематизацию информации.
    Знания — результат познания, усвоенная человеком информация.

К примеру, изучение школьного предмета в течение всего года — это процесс познания, а сумма усвоенных знаний, которые проверяет учитель, — это ваши знания.

Знания — это результат познания. Знанием становится только усвоенная человеком информация.

Согласно мнению известного французского математика и физика Анри Пуанкаре, чем больше мы познаём, тем больше расширяется круг ещё не познанных нами явлений. Учёный подобен человеку, который направляется к горизонту, но тот уходит от него.

Способы познания

Как человек познаёт мир? Существует два основных способа: чувственный и рациональный.

Чувственное познание происходит с помощью пяти органов чувств — зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. С иомощыо них мы получаем первые представления о чём-то новом. Например, вы приехали в незнакомый город и первым делом его осматриваете, фотографируете, ощущаете новые запахи и звуки, пытаясь из разрозненных образов составить целостное представление о нём. Так поступает турист.

Особенно большую роль чувственное познание играет в деятельности художника, композитора, писателя, артиста… А кого ещё?

Чувственное познание — первая ступень познания. С его помощью мы познаём только внешнюю сторону явлений. Вспомним туриста. Первые впечатления о городе раскрывают его только с внешней стороны, ибо они — самые поверхностные.

Вторая ступень — рациональное познание — с помощью разума (ума), интеллекта, мыслительной деятельности обнаруживаются закономерности окружающего мира.

    Советуем запомнить!
    Мышление — высшая ступень человеческого познания. Оно позволяет получать знания о таких свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств.

Поясним это на следующем примере.

Когда турист поближе познакомился с жизнью города, он обнаружил множество проблем, с которыми сталкиваются его жители. Например, он заглянул в скрытые от туристических маршрутов места, увидел, что около роскошных дворцов сидят нищие, прочитал в газетах о городских проблемах, поговорил с жителями. Только тогда он смог составить полную и точную картину жизни города и горожан.

Какие ступени познания иллюстрируют фотографии? Аргументируйте свой ответ.

Процессы познания — чувственное и рациональное — находятся в единстве, переходят из одного в другое, взаимно дополняют друг друга. Так, мы привозим из туристической поездки не только фотографии и свои впечатления, но и связанные с ними раздумья о судьбе людей в увиденных странах. Много информации мы узнаём от гида, который рассказывал экскурсантам об истории города, его промышленности, культурных достижениях. Незаметно всё это — чувственное и рациональное — слилось у нас в целостное впечатление об увиденном.

Но человек познаёт не только окружающий мир, но и самого себя. Этот процесс называется самопознанием.

Самопознание связано с самооценкой человека. Оценивая себя, подросток может получить истинное знание (критически взглянув на себя, рационально всё проанализировав) или ложное знание (преувеличив свои достоинства, поддавшись эмоциям) о себе. Очень важно сравнивать себя с собой, каким вы были вчера, месяц назад, год назад. Что вы узнали нового за это время, чему научились? Почаще задавайте себе такие вопросы и не ленитесь отвечать на них. Читайте книги, ходите в музеи, записывайтесь в спортивные секции или кружки по интересам, которые помогут вам достичь серьёзных положительных результатов в деле самопознания.

    Подведём итоги
    Потребность в познании дана человеку от природы. Чувственное и рациональное познание дополняют друг друга. Результатом познания являются знания, а результатом самопознания — изменения в человеке к лучшему.

    Основные термины и понятия
    Познание, знания, мышление, самопознание.

Проверьте свои знания

  1. Какую роль в жизни общества играет познание? Представьте на минуту, что познание исчезло. Что изменилось бы в жизни людей?
  2. Используя схему, расскажите о том, как человек познаёт мир и самого себя.

  3. Объясните значение понятий: «знания», «познание», «мышление».
  4. Чем познание отличается от самопознания?
  5. Чем различаются между собой открытие новых знаний и поиск новой информации?
  6. Как вы поняли слова французского физика Анри Пуанкаре о том, что чем больше мы познаём, тем больше расширяется круг ещё не познанных нами явлений?

Практикум

  1. Наверное, вам уже знаком роман английского писателя Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» или фильмы, снятые по этой книге. Как вы думаете, какую роль в жизни главного героя играли познание и знания?
  2. Подготовьтесь к участию в дискуссии на тему «Делает ли самопознание человека лучше?»

xn—-ptbfbdrp4d3cf.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *