Предмет психологии религии – Психология религии — Википедия

Объект и предмет психологии религии.


ТОП 10:

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3Следующая ⇒

Психология религии исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений индивидуальной, групповой и общественной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т. п.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности индивида, групп, общества. Психологическую теорию религии образуют: 1) учение о психологических основах религии; 2) совокупность положений, выявляющих специфику религиозно-психологических явлений (свойств, процессов, состояний), присущих личности и группе; 3) раскрытие многообразия религиозно-психологического опыта; 4) анализ психологических аспектов религиозной деятельности и отношений—культа, религиозной проповеди, обучения, воспитания, общения верующих и т. д.; 5) методика психологических исследований религиозности.

С самого своего зарождения Психология религии определяет предметом своего исследования внутренний мир человека, его переживания, его мысли и чувства. Один из первых интроспективный подход в Психологии религии предложил выдающийся американский философ Уильям Джеймс. Более поздние исследования вынуждены были признать важность интерсубъективных факторов для изучения психологии религии. К таким факторам с необходимостью можно отнести в первую очередь вероучение и систему религиозной социализации.

Предметом психологии религии является изучение психологических аспектов и закономерностей религиозных явлений. Сюда с необходимостью относятся как интерсубъективные, так и субъективные факторы. Субъективная сторона: Внутренний мир верующего, переживания, мысли, чувства, религиозный опыт.

Интерсубъективная сторона: Вероучение, система религиозной социализации, религиозные организации, культ и его материальные атрибуты, религиозное поведение, характер жизнедеятельности религиозных индивидов, сообществ, иерархий, лидеров и т. д.

 

Методы психологии религии.

Методы исследования – группы (в осн. – заимствованные из ф-и, естеств. наук и социологии) – решает исследователь:

1) сбор эмпир. м-ла: из ф-и – интроспекции (самонаблюдение) – непроверяем, ограниченно воспроизводим, не учитывает ничего, кроме сознания;

2) наблюдение за рел. поведением (индивидов, групп) – ф-я и ест-науч: полное или неполное.

3) Эксперимент (эксперименты с ЛСД Станислав Гроф).

4) Изучение личных документов – в т.ч. изображений и т.д.

5) Изучение клин. случаев (анамнез): психоанализ и во фр. психологии (Фрейд, Юнг, Фромм, клиника Шарко и др.).

6) Из соц-и – анкетирование, интервью и опрос – более-менее объективны, высокая информативность, возм-ть матем. обработки. Стербак и Любак – амер. – первые.

Есть более сложные методы. Методы для большей объективности всегда исп-ся в комбинации.

 

4. «Биологические» подходы в психологии религии.

Теодор Флурнуа (швейц.) родоначальник биолог. подхода в пс. рел. Имелся в виду ряд исследований, появившихся на рубеже, XIX–XX вв., и упоминались, прежде всего, американские авторы —Леуба, Старбэк, Пратт, У. Джемс. Это течение противопоставлялось прежней, исключительно описательной психологии религии, в качестве представителей которой Флурнуа называл Форбродта, Коха, Сабатье, Рунце и других. 2 принципа: 1) Принцип исключения трансцендентного (вне компетенции психолога). 2) принцип биолог. интерпретации: 1. психологический подход: органическое иссл-е условий рел. явлений (вес, рост, пол, раса) 2. генет. и эвол. подходы к иссл-ю

внутр. и внеш. рел. явл-й (т.е. рассм-ся в процессе формир-я). 3. компаративистский подход: д.б. учтены индивид. различия 4. динам. подход: рел.ж. – живой, изменяющийся процесс. Психология рассматривает и изучает религию как жизненную функцию. Главное определить ее формы, роль, условия развития, разновидности и изменения.

Нужно выявлять закономерности, чтобы приблизить психологию к естественно-научному знанию.

Рудольф Отто (1869–1937) полагал, что религия — это «переживание священного», ее предметом является нуминозное, сила, исходящая от Божества. С одной стороны, оно есть mysterium tremendum (лат. — тайное страшащее), С другой стороны, святое, нуминозное предстается как mysterium fascinans (лат.—тайное ослепляющее, увлекающее, восхищающее). Священное выступает в его понимании априорной, автономной категорией сознания, оно является стержнем религии и конституирует ее как особую, автономную сферу жизни. В основе его —

врожденное человеку «чувство божества». Священное божественное (нуминозное) является для Отто объективной реальностью. Отто стремится подчеркнуть иррациональный аспект религиозного опыта, коренящийся в самой природе человека, анализирует содержание иррационального в религии. Глубочайшая сущность религии — великая тайна.

Французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм (1858–1917) стоял на позициях позитивизма, в качестве фактической базы использовал данные этнографии. Он руководствовался принципом социологизма, согласно которому, общество представляет собой особую реальность, включающую «социальные факты. Идея сверхъестественного, Бога присуща лишь некоторым религиям, и уж тем более она чужда первобытным народам. Эта идея появляется лишь на определенной стадии развития, а потому

неприменима для общего определения религии. Он различал «священную» и «профанную» области. Священное производится обществом, наделено особым моральным авторитетом и властью. Ему приписываются два свойства: запретность, отделенность от всего прочего и способность быть объектом любви и уважения; оно—источник принуждения, запрета и одновременно предмет поклонения. Сферу «профанного» образует повседневная жизнь. Религия есть особая форма выражения общественных сил, которые стоят выше индивидов и подчиняют их себе. Религия дает понимание социальной реальности в мифологической форме, пытается перевести социальные отношения на понятный язык. Источником религии Э. Дюркгейм считает общественно-психологический процесс общения. Со своей стороны религия выполняет ряд функций, главными из которых являются создание и укрепление общественной солидарности. На основе анализа австралийской тотемной системы
Э. Дюркгейм сделал вывод о тождестве религиозного и социального. «Священные» вещи представляют собой символы общественного единства. У австралийских туземцев в качестве символа клана выступает тотем. И современное общество религиозно, даже если интеграция находит выражение в национальных и политических символах.

На базе коллективной психологии интерпретировал религию французский философ-позитивист, социолог и психолог Л. Леви-Брюль (1857–1939). Он полагал, что различным социально-историческим типам общества соответствуют различные формы мышления. Первобытное мышление является мистическим и одновременно пралогическим, нечувствительным к противоречиям и непроницаемым для опыта. Оно подчинено закону партиципации (сопричастия). Партиципация состоит в том, что мышление всюду видит разнообразные формы передачи свойств путем переноса, соприкосновения, передачи на расстояние посредством заражения, осквернения, овладения.

Пралогическое и логическое, иррациональное и рациональное, закон противоречия и закон партиципации сосуществуют. Но если в первобытном обществе преобладает пралогическое, то в дальнейшем происходит расширение сектора логического мышления. Наряду с обычаем и языком к коллективным представлениям Л. Леви-Брюль относил и верования. Коллективные представления служат «основанием» религиозных институтов (и не только их) в силу следующих свойств: они носят императивный повелительный характер, передаются из поколения в поколение, навязываются отдельным личностям, пробуждая в них чувства уважения, страха, поклонения в отношении своих объектов, не зависят в своем бытии от отдельной личности; они не являются продуктом интеллектуальной обработки. В цивилизованных обществах мышление способно анализировать объект веры рационально-логически, но он дается и в коллективных представлениях: в современном молении в состоянии экстаза происходит слияние субъекта и объекта. Л. Леви-Брюль делает следующий прогноз:
логическое мышление никогда не сможет сделаться универсальным наследником пралогического мышления.

 

5. Явления религиозного сознания в свете теории невроза П. Жане. Описание и психологическая интерпретация навязчивой идеи «одержимости бесом».

Жан Мартин Шарко (1825–1930), исследуя мистицизм, определял демонические наваждения как порождение истерии, а исцеления верой считал самовнушением. Сходные взгляды высказывал Пьер Жане (1859–1947) — ученик Шарко, основатель психологии образа действия, исследовал психопатологии. В своей книге «Неврозы и фиксированные идеи» (посвящена рел. феноменам) разработал психологическую концепцию неврозов, согласно которой они возникают из-за функциональных нарушений высших функций психики и потери баланса между высшими и низшими психическими функциями. Там же он дает подробный медицинский анализ случая «одержимостью бесами», который был квалифицирован им как невроз и излечен с помощью гипноза. Наблюдая за своими пациентами, впадающими в мистическое состояние, например, религиозный экстаз, во время которого пациент находился в позе распятого, или же одержимость злыми силами, левитацию, появление стигматов: такое состояние Жане называл психастенией».

 




infopedia.su

Предмет психологии религии — Мегаобучалка

Психология религии.

В начальный период формирования дисциплины считалось, что её предмет – субъективный опыт верующего: его эмоции, восприятия, волевые акты, переживания и т.п. Так считал Уильям Джеймс. В работе «Многообразие религиозного опыта» он собрал и систематизировал данные о разных видах переживаний верующих, при этом он считал, что речь должна идти об опыте «гениев религиозной жизни», т.е. наиболее ярких, убедительных свидетельствах – это метод анализа крайний состояний. Он считал, что именно личная, субъективная область религии должна рассматриваться психологом. Данный подход связан с концепцией религии, по которой во всём комплексе религиозной жизни субъективный опыт является первичным и генетически, и функционально, в то время как все остальные компоненты религиозного «целого» — организация, культ, вероучение – вторичны, производны от этого опыта. Религиозный опыт здесь источник религии как таковой, и главным звеном взаимосвязей и элементов, составляющих религию.

Данные взгляды в первую очередь не разделяли конфессиональные психологи. Они связывали происхождение религиозных традиций не с опытом, а с Откровением, к опыту же они относятся с недоверием до сих пор. Во главу угла они ставят общую природу души человека, понимаемую изначально как homo religious. Психология религии здесь понимается как часть религиозной антропологии.

Также концепцию, основывающуюся на религиозном опыте, критиковали и с иных позиций. К примеру, бихевиоризм отрицает необходимость исследовать субъективные состояния религиозных индивидов – внимание исследователя должно быть направлено на поведение субъекта, соответственно в области религии психолог может изучать только культ или другие формы религиозного поведенияиндивида в его соотношении со средой, выявляя такие компоненты как стимул и реакция, по возможности более полно абстрагируясь от веры и т.п.

Но не только бихевиоризм выступал со своей концепцией. Сдвиги в отношении объекта психологии религии происходили по мере накопления опыта и инструментария, различными школами. Ученые обратили внимание на то, то граница между внешней и внутренней сторонами религии проходит не так четко и жестко, как это предполагал Джеймс. Существует пласт религиозных явлений, которые имеют интерсубъективный характер и образуют пограничную область между внутренним и внешним. К ним относятся в первую очередь вероучение и система религиозной социализации. Вероучение имеет объективную составляющую, зафиксированную в текстах или устной традиции, и сохраняется усилиями религиозной организации. Для каждого нового адепта оно первоначально существует вне и независимо от него, однако будучи интериоризированно, оно встраивается в систему мировоззрение субъекта, воспринимается им как система своих внутренних ценностей, систему его внутренней религиозности, приобретая субъективный аспект. Также и религиозная социализация: она существует как некие закрепленные стандарты: учебники, меры воспитания), но в конечном итоге формирует стереотипы внутренней религиозности индивида. Психология также обратилась к исследованию вероучений и текстов различных религий.



В общем, развитие психологии религии как науки привело к отказу сводить ее объект только к тому, что «является субъекту» в качестве его собственного переживания, в кругозоре психолога теперь весь спектр явлений религиозной жизни. Ныне предмет психологии религии составляют психологические аспекты и закономерности всех религиозных явлений.

 

2. Методы психологических исследований религии.

 

Выбор методов психологии религии определяется теоретическими взглядами и мировоззренческой позицией исследователя. В теоретической части его методология заимствуется из какой-либо более общей психологической теории. Эта более общая теория задает принципы отбора эмпирического материала и пути его теоретической обработки – интерпретации.

В эмпирическом исследовании психология религии пользуется методами эмпирической психологии. Наиболее распространенные их них: интроспекция, наблюдение, эксперимент, изучение личных документов, изучение клинических случаев, анкетирование, интервью, опросы.

Интроспекция.Описание психологических явлений на материалах самонаблюдения. Однако научная обоснованность таких данных была поставлена под вопрос. Главная претензия методу – невозможность проверки данных интроспекции и невоспроизводимость наблюдаемых процессов. Некоторые школы его полностью отбросили, а некоторые употребляют его до сих пор, но в качестве вспомогательного.

Наблюдение.Один из главных методов. Применяется как наблюдение индивидов, так и в группе. Виды наблюдения в группе различают по степени участия наблюдателя в ее жизни: полное, частичное, нулевое.

Эксперимент.Встречается в психологии религии весьма редко, и как правило должен совмещаться с психологией или исследованием личных документов Наиболее замечательны здесь – эксперименты Грофа, прибегавшего к использованию наркотических веществ. Экспериментом также пользовался Гиргензон для изучения религиозного переживания: предлагал читать текст религиозного содержания, а затем просил записать свои чувства, мысли, эмоции, вызванные текстом. Грюн – делал примерно тоже, но не с текстом, а фразой.

Изучение личных документов.К личным документам относятся автобиографии, дневники, записи снов, истории обращения, письма, лит-худ произведения. Недостатки: личный документ субъективен в оценках, не точен, не систематичен; человек не способен осознать свои истинные мотивы; велика вероятность ошибок памяти; смысл используемых автором слов и понятий не уточняется; личные документы очень часто запрещается публиковать. Но для изучения религиозного обращения, трепета и благоволения они незаменимы. Джеймс использовал.

Изучение клинических случаев.Фрейд, Юнг.

Анкетирование, интервью, опросы.Эти методы заимствованы из социологии. Полученный с помощью них материал позволяет выводить закономерности, наблюдать корреляции, например, межу религиозной установкой и принадлежность к той или иной социальной группе. Старбэк, Леуба.

 

megaobuchalka.ru

предмет, место в системе научного знания и методы исследования

Психология религии: предмет, место в системе научного знания и методы исследования

Рязанова Е.В.

Предмет

Уже на ранних этапах развития психологии религии сформировался подход, предполагающий ограничение объекта исследования исключительно внутренней, или субъективной стороной религии. У. Джемс в своей ставшей классической работе “Многообразие религиозного опыта” определял различие между внутренней и внешней сторонами религии следующим образом: “С первого шага мы встречаем пограничную линию, проходящую через всю область религии. По одной стороне ее находится религия как учреждение, по другой — как личное переживание. <…> Внешний культ, жертвоприношения, воздействие на благосклонность божества, теологические системы, обрядность и церковная организация представляют существенные черты первой ветви. Если бы мы сосредоточили свое внимание на ней, то должны были бы дать религии определение как некоему внешнему действию, имеющему целью привлечение к себе милости богов. Наоборот, в религии личного характера центр, на котором должно сосредоточиться внимание, составляют внутренние переживания человека, его совесть, его одиночество, его беспомощность и несовершенство. <…> Действия к которым побуждает такого рода религиозность, имеют не обрядовый, а чисто личный характер: человек сам для себя определяет свой долг, и церковная организация с ее священнослужителями, обрядами и другими посредниками между личностью и божеством — все это отступает на второй план. Устанавливается непосредственное общение сердца с сердцем, души с душою, человека с Творцом”. Джеймс настойчиво подчеркивал, что именно личная, субъективная область религии составляет объект преимущественного внимания психологии: “…Я намерен, — писал он, — совсем оставить в стороне тот вид религии, который воплощается в определенных внешне формах; я не буду говорить о церкви и постараюсь обращаться возможно меньше к теоретическому богословию и идеям о самом Божестве. Я хочу, насколько мне это доступно, всецело сосредоточиться на личной религии”.

С одной стороны, с этим трудно не согласиться — понимание тех религиозных явлений, которые связаны с внутренним миром человека, возможно прежде всего в рамках психологического исследования. С другой стороны, такое понимание никак нельзя признать универсальным — представитель, например, бихевиористского направления в психологии занял бы прямо противоположную позицию, заявив, что так называемая внутренняя сторо на религиозности не может и не должна изучаться вообще, а настоящий предмет исследования может составить только религиозное поведение в его соотношении со средой, в которой оно формируется. Такую точку зрения разделили бы последователи И. П. Павлова и В. М. Бехтерева, сторонники теории “инстинктов социального поведения” В. Мак-Даугалла или представители структуралистской школы. .

Тем не менее, для значительной части исследователей, работавших в этой области, именно подход, сформулированный Джемсом, оставался главенствующим на протяжении долгого времени. В поле зрения психологии религии в первую очередь попадали явления субъективного Мира человека: переживания, эмоции, восприятия и их переработка, мотивация, намерения, волевые усилия, акты мышления, наконец, память и все ее сознательные и бессознательные содержания. При этом не обязательно речь шла о внутреннем мире индивидов, имеющих религиозную установку, объектом рассмотрения могла стать и психология беэрелигиозно-го индивида, изучаемая под соответствующим углом зрения.

Но действительно ли психология религии ограничивается одной лишь внутренней религиозностью? При ближайшем рассмотрении становится очевидным, что задача различения в религии внутренней и внешней сторон сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Существует значительный пласт религиозных явлений интерсубъективного характера, к ним относятся, в первую очередь, вероучение и система религиозной социализации (воспитания и обучения). Так, вероучение объективно, поскольку существует вне и независимо от воли и сознания приверженцев той или иной религии, зафиксировано в текстах или устной традиции и сохраняется (или развивается) усилиями религиозной организации. Однако в то же время оно субъективно, т. е. интериоризировано, известно верующим и воспринято ими как система своих, внутренних ценностей, составляет фундамент их внутренней религиозности. Аналогичным образом система религиозной социализации (включающая все исторические формы трансляции религиозности из поколения в поколение, от первобытных инициации до духовных академий) также объективна — она есть данность общественной жизни, существующая вне и независимо от отдельных людей, в частности, тех, кто оказывается в сфере ее влияния; кроме того, используя объективированные, социально закрепленные стандарты (методы воспитания и обучения, учебники, эталоны, авторитеты и т. п), она, в конечном итоге, приводит к тому, что вырабатываются стереотипы внутренней религиозности индивидов — религиозного переживания, религиозного мышления, религиозно направленного волевого акта. Их выработка является конечной задачей системы, и потому они выступают как формирующий существенный ее принцип. В религиозной жизни большое значение имеет именно интерсубъективный характер этих составляющих: для верующего, как правило, и очевидно и важно, что содержания, образующие его внутреннюю религиозность, являются существенным связующим звеном между ним и религиозной организацией, между ним и единоверцами, а это само по себе представляет важный психологический факт.

Если теперь попытаться указать фактический объект психологии религии, то внутренний мир верующего будет отнесен к нему без колебаний. Несомненно, придется присоединить сюда и весь интерсубъективный слой — не только по соображениям ме-тодологической строгости, но в порядке констатации свершившегося факта: и вероучение, и система религиозной социализации уже давно стали объектами психологического исследования. Однако и внешняя сторона религии — религиозные организации, культ и его материальные атрибуты, религиозное поведение, характер жизнедеятельности религиозных индивидов, сообществ, иерархий, лидеров и т. д, — также стала объектом внимания психологов. Во внешнем пласте религиозных явлений присутствуют аспекты, которые находят существенное и преимущественное объяснение не столько в обстоятельствах социологического или исторического порядка, сколько в особенностях человеческой психики.

Таким образом, весьма трудно дать единое определение предмета психологии религии, не вызывающее возражений. Если постараться сформулировать дефиницию, которая была бы по возможности более нейтральной по отношению к существующим школам и парадигмам и максимально точно отражала реальную картину исследований в данной области, то можно определить предмет психологии религии как изучение психологических аспектов и закономерностей религиозных явлений.

Психология религии может строиться на базе не только естественно-научного рационализма, но и религиозного мировоззрения. В этом случае говорят о конфессиональной, или конфессионально ориентированной, психологии религии. Последняя иногда существует в институциональных рамках некоторой религиозной организации, а иногда развивается вне и независимо от таково так, христианскую конфессиональную психологию религии мож-но подразделить на церковную и внецерковную.

Довольно заметное место занимает психология в теоретических исследованиях, ведущихся под эгидой католической церкви протестантских церквей Запада. Она связана, главным образом, внутренними задачами церковной жизни и интерпретацией вероучения. Можно сказать, что в определенном отношении христианство практически инструментализировало психологию — в Западной Европе и Америке этот процесс начался достаточно давно и имеет отработанные устойчивые формы. Почву для широкого внедрения психологии и психотерапии в практическую повседневную жизнь католического или евангелического прихода образовала прежде всего давняя и богатая традиция душепопечительской деятельности христианской церкви. Душепопечение определяется в пастырской теологии как “возвещение слова жия отдельному человеку” и предполагает индивидуальную работу священника с прихожанином. Священник идет к нему как человек к человеку и ведет разговор, предполагающий внимание личностным особенностям своего подопечного, включая, в первую очередь, проблемы его душевной и духовной жизни. Польза определенных психологических знаний и психотерапевтических навыков в такого рода деятельности очевидна, и они активно используются церковью, начиная с 20-30-х гг. XX в. Другой стимул проникновения психологии в христианство связан с необходимостью теологической рефлексии над теми антропологическими выводами, к которым приходит современная психология. Особенно глубоко и заинтересованно работает в этом направлении экзегетика. Можно говорить о двусторонней интенции психология исследует религию, чтобы дополнить свои знания о человеческой психике изучением феноменов религиозности, христианство использует психологию, чтобы внедрять ее в практику повседневной деятельности священников и укреплять позиции теологии.

Внецерковная конфессионально ориентированная психология религии не связана, как правило, со специфически церковными задачами, но предполагает в качестве методологической базы религиозную антропологию. Например, психолог организационно независимый от церкви может переосмыслить с позиций вероучения то, что известно ему из психологической теории и практики. Если в церковной психологии обнаруживается стремление пересмотреть те или иные разделы теологии с позиций психологии, привлечь ее для объяснения и интерпретации тех элементов вероучения и культа, которые в силу своей иррациональности плохо воспринимаются современными верующими, то во внецерковной — наблюдается тенденция уйти от жёсткого рационализма, пересмотреть основные разделы психологии с позиций представления о человеке как о homo religiosus.

mirznanii.com

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ ПРЕДМЕТ МЕТОДЫ НАПРАВЛЕНИЯ Когда я

«ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ: ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕНИЯ» Когда я делаю добро, я чувствую себя хорошо. Когда я поступаю плохо, я чувствую себя плохо. Вот моя религия. Авраам Линкольн

Предмет психологии религии В первом приближении предмет психологии религии можно определить как изучение психологических особенностей религиозных людей, отличающих их от людей нерелигиозных и реализующихся в их поведении.

Психология религии как наука Психология религии находится как бы на пересечении двух отраслей знания: психологических наук и религиоведения. Тесно связана своим предметом и методологией с общей и социальной психологией, социологией религии и другими дисциплинами.

Определения психологии религии как науки. Психология религии – наука, изучающая индивидуальные основы религиозного восприятия. Психология религии – дисциплина, которая изучает религиозное сознание и поведение индивида, процессы принятия религиозных убеждений, приспособление адепта религии к общественной жизни, воздействие религиозных практик на психику.

Понимание методологии в целом для анализа психологии религии Метод — в широком смысле — способ познания явлений природы и общественной жизни с целью построения и обоснования системы знаний. Метод — в узком смысле — регулятивная норма или правило, определенный путь, способ, прием решений задачи теоретического, практического, познавательного, управленческого, житейского характера.

Методы психологии религии интроспекция ; метод объективного наблюдения; эксперимент ; методика изучения личных документов; методы, заимствованные из социологии: опросы, интервью, анкетирование.

Важным методом социальнопсихологического изучения религии является наблюдение. В отличие о интроспекции (самонаблюдения) отличающегося значительным субъективизмом, наблюдение характеризуется достаточной валидностью (достоверностью). С помощью наблюдения можно получить данные о религиозности индивидов или групп, изучая их поведение в обычных для них условиях, например во время богослужения, молитвы и т. п. Правильно организованное наблюдение требует заранее продуманного плана, учитывающего особенности наблюдаемого объекта, порядок и последовательность фиксируемых данных.

Эксперимент не предполагает внешнего вмешательства в религиозную жизнь и быт верующих. Он основан на изучении и сопоставлении данных о двух или нескольких объектах исследования (отдельных верующих, религиозных общинах и т. п. ), одни из которых испытывают воздействие какого-либо субъективного или объективного фактора, а другие — нет. К примеру, целью исследователя является изучение роли воздействия проповедника в религиозной общине. Чтобы реализовать эту задачу, исследователь наблюдает ситуацию в двух общинах (желательно одинаковой конфессии), в одной из которых пресвитер (или священник) обладает даром эмоционального воздействия и внушения, а в другой эти качества у проповедника

Метод изучения документов. Американский философ и психолог У. Джемс (1842– 1910) в книге «Многообразие религиозного опыта» , а также многие другие психологи опирались в своих выводах на дневники и автобиографические записки религиозных мистиков, аскетов, отшельников, «ясновидящих» . Подобные документы, несомненно, представляют значительный интерес для психолога-религиоведа, они могут и должны использоваться в процессе его работы.

Опрос, анкетирование, интервьюирование Опрос верующих проводится в двух основных формах: в форме письменной анкеты или устного интервью. Анкета, особенно с «закрытыми» вопросами имеет то преимущество, что ее данные легко поддаются статистической обработке и поэтому могут быть основой выявления общих социальных процессов и тенденций. Что же касается интервью, то оно может строиться, не обязательно исходя из четко фиксированного перечня вопросов и вариантов ответов на них. Для психолога, изучающего верующих, нередко большую ценность представляет свободное, жестко не фиксированное интервью, в процессе которого верующий может рассказать о своем внутреннем мире более полно, искренне, подробно.

Возникновение психологии религии Психология религии в качестве научной дисциплины формируется в конце XIX — начале XX в. Особенно значительный вклад в ее становление и развитие внесли немецкий психолог, физиолог, философ Вильгельм Вундт (1832 -1920) и американский психолог и философ Уильям Джеймс (1842 -1910)

Направления психологии религии: Психоаналитическое Бихевиористское Психиатрическое

В. Вундт как основатель европейской психологии религии Особое место заняли на рубеже веков исследования Вильгельма Вундта (1832 -1920), философа, одного из основателей экспериментальной психологии и этнопсихологии, автора десятитомной «Психологии народов». Изучение общественного сознания, сложного явления, включающего религию, этику, искусство и язык, должно ориентироваться, согласно Вундту, не на личность, а на общество, на психологию социальных общностей.

Вильгельм Вундт – создатель первой психологической лаборатории

Взгляды Вундта Вундт полагал, что в основе человеческой психики находится не умственная, не рассудочная, а эмоционально-волевая деятельность. На ней строится и религия. Главным источником мифологического мышления (термин Вундта) является не интеллектуальная деятельность, не представления, но аффекты, эмоции, прежде всего чувства страха и надежды, и вытекающие из них волевые акты.

Уильям Джеймс как основатель американской ветви психологии религии

Главный труд У. Джеймса по психологии религии

Подход Джеймса В центре внимания философа – религиозное переживание, причём в его крайнем проявлении. К явлениям религиозного опыта Уильям Джеймс подходит исключительно с биологической и психологической точек зрения, словно бы они есть лишь интересные факты индивидуальной истории личности. Мыслитель обращается к литературе, к биографиям тех представителей человеческого рода, для которых религиозный опыт является не привычкой, не слепым следованием традиции, но остролихорадочным душевным состоянием.

Психологи религии

Психоаналитическое направление психологии религии Очень влиятельным оказалось психоаналитическое направление в психологии религии, представленное 3. Фрейдом, К. Юнгом и Э. Фроммом.

Зигмунд Фрейд

Труды Фрейда Наиболее полно взгляды на религию отражены в его работах «Навязчивые действия и религиозные обряды» (1907), «Тотем и табу» (1913), «Будущность одной иллюзии» (1927), «Недовольство культурой» (1930), «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938).

Подход Фрейда Представления верующих о сверхъестественном объяснялись им спецификой вытеснения бессознательных влечений человека. Религиозные верования, по З. Фрейду, – это попытка преодолеть чувственный мир посредством мира желаний. Истоки религиозных чувств древних он видел в обычае отцеубийства на заре становления человечества, веры в Бога – в тоске по отцу, в инфантильных (детских) переживаниях страха, беспомощности, поиске защиты.

Карл Юнг

Подход Юнга Согласно Юнгу, наряду с индивидуальным бессознательным, которое изучал Фрейд, имеется и коллективное бессознательное, содержащее «архетипы» (то есть базисные образы, универсальные для всех существовавших и существующих культур). Прорыв этих образов из сферы бессознательного в сознание Юнг рассматривает как основу религиозного опыта и художественного творчества. Религия может помочь людям, испытывающим потребность в таинственном и символическом, в процессе индивидуации — становления личности.

Эрих Фромм

Взгляды Фромма Э. Фромм делил религии на авторитарные и гуманистические. Обязательная черта всякой авторитарной религии (к ней он относил все мировые религии за исключением буддизма) — признание некоей высшей силы, управляющей судьбой людей. «В авторитарной религии бог — символ власти и силы. Он высший, потому что он высшая сила, и человек по сравнению с ним совершенно беспомощен». Напротив, в гуманистической религии, по мнению Фромма, в центре находится человек: «. . . основная проблема религии не проблема бога, а проблема человека».

Бихевиористское направление психологии религии (представители) Иван Петрович Павлов (1849 -1936) Джон Бродес Уотсон (1878 — 1958) — американский психолог, основатель бихевиоризма Уэллс Стэнли Уильям (Stanley William Wells) [род. 21. 05. 1930] Давид Траут (1891 – 1954)

Подход бихевиористов Религия выступает здесь как врожденная инстинктивная предрасположенность, сформировавшаяся в результате естественного отбора, что, по сути, восходит к взглядам, И. П. Павлова. В работе Уэллса «Биологические основания веры” религиозная вера представала как реакция, в основе которой лежит система рефлекторных дуг, сгруппированных таким образом, что некоторые конкретные высказывания и утверждения могут получать позитивное подкрепление.

Психиатрическое направление (представители) Ж. Шарко (1825 -1893) Теодюль Рибо (1839 -1916) Пьер Жане (1859 -1947).

Жан Шарко Наиболее серьезное внимание Шарко уделял проблеме истерии, различные проявления которой им были впервые описаны и исследованы. Разрабатывая травматическую теорию истерии, Шарко отметил сходство между поведением истериков и людей, находящихся в состоянии гипноза. В противовес работам нансийской школы он утверждал, что гипнозу подвержены главным образом лица, склонные к истерии. Исходя из этого, Шарко впервые начал широко использовать гипноз при лечении истерии.

Подход психиатров Проводились экспериментальные исследования состояния человека в процессе медитации, а также особых состояний сознания под воздействием наркотических средств. Другой областью изучения психологов стало влияние типа личности на религиозное поведение человека. Психология развития, главным образом под влиянием французского психолога Жан Пиаже, занималась исследованиями закономерностей религиозного обучения и воспитания.

Спасибо за Внимание!!!

present5.com

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ, Предмет психологии религии

Так что почти каждая философская или теологическая система пытались психологически осмыслить феномен религии, психология как религиоведческая дисциплина возникла сравнительно поздно — в начале XX в решающий ьнимы для ее становления оказались труда. У. Джеймса и деятельность. Стэнли. Холла (1846 — 1924), который основал первый научный журнал с религиозной психологии и образованийти.

Предмет психологии религии

Предмет психологии религии можно определить как изучение совокупности психологических явлений, связанных с религией и религиозностью

Исследования религии с точки зрения психологии осуществляется на двух уровнях: это, во-первых, теоретический анализ религиозной психики как индивида, так и группы, во-вторых, эмпирическое исследование психологии веруя их. Разумеется, шоу реальной практике психолога религии оба уровня тесно связаны друг с другом: теоретический анализ религиозной психики осуществляется на фактологической основе, собранной во время эмпирических исследований; в свою очередь, теоретические схемы всегда должны быть проверены путем сопоставления их с данными конкретных ись.

Психология религии пользуется методами социальной психологии, среди которых можно выделить следующие:

•. Наблюдение. Особенно эффективен этот метод тогда, когда сведения о религиозных людей получают, изучая их поведение в привычных для них условиях: во время богослужения, молитвы и т.п.. С другой стороны,, возможности этого метода ограничены тем, что он фиксирует внешние проявления религиозности, оставляя без внимания самое интересное — внутренние переживания людей, проникнутых религиозной веройою.

•. Исследование документов. Многие исследователи религиозной психологии основывают свои рассуждения на дневниках и автобиографиях религиозных мистиков, аскетов, отшельников,»ясновидящих»Этот метод предоставляет редкие существует возможность проникнуть во внутренний мир верующего человека, хотя, с другой стороны, без критического отношения к подобного материала, можно получить и ошибочные результаты. Для атеистически настроенного психолог а религии особый интерес представляют свидетельства людей, которые по тем или иным причинам отошли от религии. Подобные свидетельства могут многое рассказать об условиях и психологические, мировоззренческие факторы вин икнення религиозной веры и, наоборот, ухода от не неї.

•. Опрос (в форме анкеты или интервью). Благодаря этому методу приобретаются данные о реальной мотивацию поведения опрошенных верующих, их социально-психологические и мировоззренческие ориентации

•. Эксперимент. Главное требование к этому методу — его естественность. Иначе говоря, никакие искусственные вмешательства в религиозную деятельность считаются не допустят. Например, несколько различных лиц или групп слушает пр роповидь определенного содержания, которую произносит проповедник с теми или иными особенностями. По различиям, которые возникли между слушателями проповеди и теми, кто ее не слушал, делаются аналитические выводы относительно эф ективности использованных в проповеди пропагандистских приемов, личностных качеств оратора т.п.. Также нашумевших эксперименты американского врача. Дж. Липпи, широко экспериментировал с вла сною сознанием, используя психотропные вещества, а затем сконструировал изоляционную ванну, где техническими средствами моделировал предельные состояния общения со сверхъестественнымиродним.

Как видим, каждый из указанных выше методов позволяет удовлетворительно решать конкретные исследовательские задачи, которые ставят перед собой психологи религии время только комплексное применение упомянутых методов может обеспечить достаточный уровень обобщенияя.

Для психологии религии типичны два вида отношения к религии как таковой: или беспристрастный подход, или подход теологический. С первой точки зрения, следует принципиально отказаться от выяснения вопроса о и истинность или ложность религиозных представлений, как такового, что выходит за пределы компетенции психологии как науки. Так было решено на XV. Всемирном психологическом конгрессе. Однако представители этого подхода более склонны считать все многообразие психических проявлений религиозности следствием переориентации обычной человеческой психики вследствие действия определенных важных факторов. Скажем, существует религиозная любовь, религиозный й страх. Но религиозная любовь-лишь общее чувство любви, обращено на религиозный объект; религиозный страх — обычный трепет человеческого сердца, питается идеей потусторонней благодарения. С теологической точки зрения, само существование религиозных верований, встреча в них человека с. Богом, объясняется действительной наличием сверхъестественного (священного, божественного) — то вне природного мира, что окружает человека то в глубинах самой человеческой душї душі.

uchebnikirus.com

Религиоведение. Религия как предмет исследования.

Страница 8 из 47

Психология религии

Представление о религии будет неполным, если ограничиться лишь выяснением ее места в обществе. Она представляет собой не только социальный, но и психологический феномен, а потому должна быть рассмотрена также в ее отношении к внутреннему миру человека. Это и есть предмет психологии религии.

Психологический анализ религиозных представлений и верований имеет самостоятельное значение наряду с социальным. Эти два подхода дополняют друг друга. Вместе они помогают составить более полное и точное представле­ние о том, что такое религия. Религия является предметом психологического анализа в той мере, в какой речь идет о переживаниях индивида или группы людей, в какой мере и каким образом влияет на них религия, каков их религиозный опыт.

В традиционном понимании психология — знание о душе — имеет своей целью помочь человеку сделаться лучше. В таком понимании психология руководствуется моральными мотивами или же религиозными — заботой о спасении души. Религии мира действительно имеют достаточно разработанную систему психологического воздействия на человека. Священник воспринимает­ся прежде всего как врачеватель и воспитатель души. В Древнем Египте жрецы были “целителями душ”. В античной Греции эту функцию выполняли уже и философы, которые в заботе о человеческом счастье полагались на разум. Психология религии представляет собой область, в которой граничат, соприкасаются между собой теология, философия, физиология.

Психологический подход к изучению религии оформляется в самостоя­тельную дисциплину к концу XIX в., в первую очередь, благодаря работам американца Джеймса (Джемса) и немца Вундта, а затем и известного австрийского психиатра Фрейда. Ее предмет составляли индивидуальные чувства, связанные с религией (религиозный опыт индивида), и “религиозное общение”, обретение веры или переход из одной веры в другую, воздействие религиозной веры на поведение индивидов или групп людей. Религия рассматривается как стержень, основа внутренней духовной жизни личности, а затем и как средство групповой и социальной интеграции (социальная психология).

В первой половине XX века сложились три подхода к объяснению человеческого поведения (в частности религиозного): один из них сводил все к врожденным инстинктам; другой — утверждал, что врожденных стимулов не существует и человеческое поведение является результатом социальных условий; наконец, третий подход был представлен психоанализом, идущим от работ Фрейда.

Сторонником первого подхода был Джеймс. В работе “Многообразие религиозного опыта” он утверждал, что религия имеет эмоциональную, а неинтеллектуальную природу. Религиозность является результатом особеннос­тей психики того или иного человека, корни религии лежат в области индивидуальных чувств и настроений.

Говоря о психологическом подходе к изучению религии, нельзя обойти вниманием и вопрос о психологических корнях религии. Возникновение религиозных верований связано не только с особенностями человеческого познания (гносеологические корни религии), но и с эмоциональным состоянием людей, их настроениями, чувствами, переживаниями. Поэтому следует говорить не только о гносеологических, но и о психологических корнях религии.

Еще со времен античности мыслители писали о чувстве страха как причине возникновения религии. “Страх создал богов” — это крылатое выражение древнеримского поэта Стация повторяли философы Возрождения и Нового времени.

Религию рождает не всякое чувство страха. Было бы неправильным считать, что страх отдельного индивида как его временное состояние ведет к религии. Лишь постоянные и устойчивые отрицательные эмоции, в том числе и страх как повторяющееся переживание, могут создать благоприятную почву для усвоения человеком религиозных верований и представлений. У людей слабых, не имеющих силы воли и твердого характера, страх смерти может способствовать возникновению религиозных идей о личном бессмертии, загробной жизни.

Помимо страха благоприятную почву для обращения человека к религии создают также и другие отрицательные эмоции: чувства горя, скорби, одиночества, порождающие психологическую потребность в утешении и объяснении случившегося. Постоянное накопление отрицательных переживаний при отсутствии реальных возможностей устранить их источник ведет к тому, что человек ищет средства избавления от гнета этих чувств, прибегая к помощи религии. Как отмечали еще древние философы, церковь умело использует страдания людей, создавая иллюзию освобождения от них с помощью веры в Бога, противопоставляя неизбежным страданиям на земле перспективу блаженства после смерти.

Итак, в XIX — XX веках границы изучения религии значительно расширились. Оказалось, что подобно природным явлениям, историческим событиям, искусству и морали, религия поддается научному описанию и объяснению. Чтобы решиться рассматривать религию как предмет науки, нужна значительная смелость. Ведь религия в отличие от обычных вещей и явлений в силу своей особой, божественной природы считалась иррациональной, недоступной научному анализу. С середины прошлого века благодаря исследованиям мифа, социологии и психологии религии, ее сравнительно-историческому анализу формируется представление о религии как о сложном феномене культуры, выполняющем в обществе ряд важных функций.



libsib.ru

Место психологии религии в системе наук


ТОП 10:

Стр 1 из 3Следующая ⇒

Место психологии религии в системе наук

В круге дисциплин, включенных в программу образования студентов религиоведов, наряду с такими дисциплинами как Феноменология религии, История религии и другие стоит и Психология религии. Как и большинство специфически религиоведческих дисциплин, она появилась относительно недавно на стыке двух областей науки — религиоведения и психологии. Зарождающаяся в конце XIX в. психология не могла обойти своим вниманием проблемы, связанной с жизнью homo religiosus. Поэтому психологи, такие как Старбэк, Джеймс, Фрейд, Юнг и другие, из необходимости включали сферу духовного в область своих исследований. Позже, когда начинает формироваться круг религиоведческих дисциплин, в него постепенно включается такая область как психология религии. С точки зрения религиоведческого материала теории психологов очень часто не находят достаточной фактологической базы. Часто они бывают просто подвешены на одном–двух положениях, не имеющих общего значения. Ярким примером такого подхода служит теория Фрейда, но и не только она. Позже, уже во второй половине XX в., религиоведы попытались применить различные психологические теории в систематизации разнородного религиоведческого материала.

До создания В. Вундтом первой психологической лаборатории в 1879 г., все вопросы, касающиеся психологии, относились к сфере философии и теологии. После этого происходит разграничение предметов наук. Говоря о месте психологии религии в системе научного знания, мы отмечаем, что она относится как к психологии, так и к религиоведению и выступает в роли некой пограничной дисциплины. Как индивидуальная, так и социальная психология занимаются проблемами нашей дисциплины. Индивидуальная изучает внутренний мир верующего, социальная же занимается механизмом взаимоотношений внутри общины верующих и в более общем смысле внутри Церкви. Все же богатство фактологического материала, который используется в психологии религии, относится к сфере изучения религиоведения.

 

Объект и предмет психологии религии.

Психология религии исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений индивидуальной, групповой и общественной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т. п.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности индивида, групп, общества. Психологическую теорию религии образуют: 1) учение о психологических основах религии; 2) совокупность положений, выявляющих специфику религиозно-психологических явлений (свойств, процессов, состояний), присущих личности и группе; 3) раскрытие многообразия религиозно-психологического опыта; 4) анализ психологических аспектов религиозной деятельности и отношений—культа, религиозной проповеди, обучения, воспитания, общения верующих и т. д.; 5) методика психологических исследований религиозности.

С самого своего зарождения Психология религии определяет предметом своего исследования внутренний мир человека, его переживания, его мысли и чувства. Один из первых интроспективный подход в Психологии религии предложил выдающийся американский философ Уильям Джеймс. Более поздние исследования вынуждены были признать важность интерсубъективных факторов для изучения психологии религии. К таким факторам с необходимостью можно отнести в первую очередь вероучение и систему религиозной социализации.

Предметом психологии религии является изучение психологических аспектов и закономерностей религиозных явлений. Сюда с необходимостью относятся как интерсубъективные, так и субъективные факторы. Субъективная сторона: Внутренний мир верующего, переживания, мысли, чувства, религиозный опыт. Интерсубъективная сторона: Вероучение, система религиозной социализации, религиозные организации, культ и его материальные атрибуты, религиозное поведение, характер жизнедеятельности религиозных индивидов, сообществ, иерархий, лидеров и т. д.

 

Методы психологии религии.

Методы исследования – группы (в осн. – заимствованные из ф-и, естеств. наук и социологии) – решает исследователь:

1) сбор эмпир. м-ла: из ф-и – интроспекции (самонаблюдение) – непроверяем, ограниченно воспроизводим, не учитывает ничего, кроме сознания;

2) наблюдение за рел. поведением (индивидов, групп) – ф-я и ест-науч: полное или неполное.

3) Эксперимент (эксперименты с ЛСД Станислав Гроф).

4) Изучение личных документов – в т.ч. изображений и т.д.

5) Изучение клин. случаев (анамнез): психоанализ и во фр. психологии (Фрейд, Юнг, Фромм, клиника Шарко и др.).

6) Из соц-и – анкетирование, интервью и опрос – более-менее объективны, высокая информативность, возм-ть матем. обработки. Стербак и Любак – амер. – первые.

Есть более сложные методы. Методы для большей объективности всегда исп-ся в комбинации.

 

4. «Биологические» подходы в психологии религии.

Теодор Флурнуа (швейц.) родоначальник биолог. подхода в пс. рел. Имелся в виду ряд исследований, появившихся на рубеже, XIX–XX вв., и упоминались, прежде всего, американские авторы —Леуба, Старбэк, Пратт, У. Джемс. Это течение противопоставлялось прежней, исключительно описательной психологии религии, в качестве представителей которой Флурнуа называл Форбродта, Коха, Сабатье, Рунце и других. 2 принципа: 1) Принцип исключения трансцендентного (вне компетенции психолога). 2) принцип биолог. интерпретации: 1. психологический подход: органическое иссл-е условий рел. явлений (вес, рост, пол, раса) 2. генет. и эвол. подходы к иссл-ю внутр. и внеш. рел. явл-й (т.е. рассм-ся в процессе формир-я). 3. компаративистский подход: д.б. учтены индивид. различия 4. динам. подход: рел.ж. – живой, изменяющийся процесс. Психология рассматривает и изучает религию как жизненную функцию. Главное определить ее формы, роль, условия развития, разновидности и изменения.

Нужно выявлять закономерности, чтобы приблизить психологию к естественно-научному знанию.

Рудольф Отто (1869–1937) полагал, что религия — это «переживание священного», ее предметом является нуминозное, сила, исходящая от Божества. С одной стороны, оно есть mysterium tremendum (лат. — тайное страшащее), С другой стороны, святое, нуминозное предстается как mysterium fascinans (лат.—тайное ослепляющее, увлекающее, восхищающее). Священное выступает в его понимании априорной, автономной категорией сознания, оно является стержнем религии и конституирует ее как особую, автономную сферу жизни. В основе его — врожденное человеку «чувство божества». Священное божественное (нуминозное) является для Отто объективной реальностью. Отто стремится подчеркнуть иррациональный аспект религиозного опыта, коренящийся в самой природе человека, анализирует содержание иррационального в религии. Глубочайшая сущность религии — великая тайна.

Французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм (1858–1917) стоял на позициях позитивизма, в качестве фактической базы использовал данные этнографии. Он руководствовался принципом социологизма, согласно которому, общество представляет собой особую реальность, включающую «социальные факты. Идея сверхъестественного, Бога присуща лишь некоторым религиям, и уж тем более она чужда первобытным народам. Эта идея появляется лишь на определенной стадии развития, а потому неприменима для общего определения религии. Он различал «священную» и «профанную» области. Священное производится обществом, наделено особым моральным авторитетом и властью. Ему приписываются два свойства: запретность, отделенность от всего прочего и способность быть объектом любви и уважения; оно—источник принуждения, запрета и одновременно предмет поклонения. Сферу «профанного» образует повседневная жизнь. Религия есть особая форма выражения общественных сил, которые стоят выше индивидов и подчиняют их себе. Религия дает понимание социальной реальности в мифологической форме, пытается перевести социальные отношения на понятный язык. Источником религии Э. Дюркгейм считает общественно-психологический процесс общения. Со своей стороны религия выполняет ряд функций, главными из которых являются создание и укрепление общественной солидарности. На основе анализа австралийской тотемной системы Э. Дюркгейм сделал вывод о тождестве религиозного и социального. «Священные» вещи представляют собой символы общественного единства. У австралийских туземцев в качестве символа клана выступает тотем. И современное общество религиозно, даже если интеграция находит выражение в национальных и политических символах.

На базе коллективной психологии интерпретировал религию французский философ-позитивист, социолог и психолог Л. Леви-Брюль (1857–1939). Он полагал, что различным социально-историческим типам общества соответствуют различные формы мышления. Первобытное мышление является мистическим и одновременно пралогическим, нечувствительным к противоречиям и непроницаемым для опыта. Оно подчинено закону партиципации (сопричастия). Партиципация состоит в том, что мышление всюду видит разнообразные формы передачи свойств путем переноса, соприкосновения, передачи на расстояние посредством заражения, осквернения, овладения. Пралогическое и логическое, иррациональное и рациональное, закон противоречия и закон партиципации сосуществуют. Но если в первобытном обществе преобладает пралогическое, то в дальнейшем происходит расширение сектора логического мышления. Наряду с обычаем и языком к коллективным представлениям Л. Леви-Брюль относил и верования. Коллективные представления служат «основанием» религиозных институтов (и не только их) в силу следующих свойств: они носят императивный повелительный характер, передаются из поколения в поколение, навязываются отдельным личностям, пробуждая в них чувства уважения, страха, поклонения в отношении своих объектов, не зависят в своем бытии от отдельной личности; они не являются продуктом интеллектуальной обработки. В цивилизованных обществах мышление способно анализировать объект веры рационально-логически, но он дается и в коллективных представлениях: в современном молении в состоянии экстаза происходит слияние субъекта и объекта. Л. Леви-Брюль делает следующий прогноз: логическое мышление никогда не сможет сделаться универсальным наследником пралогического мышления.

 

5. Явления религиозного сознания в свете теории невроза П. Жане. Описание и психологическая интерпретация навязчивой идеи «одержимости бесом».

Жан Мартин Шарко (1825–1930), исследуя мистицизм, определял демонические наваждения как порождение истерии, а исцеления верой считал самовнушением. Сходные взгляды высказывал Пьер Жане (1859–1947) — ученик Шарко, основатель психологии образа действия, исследовал психопатологии. В своей книге «Неврозы и фиксированные идеи» (посвящена рел. феноменам) разработал психологическую концепцию неврозов, согласно которой они возникают из-за функциональных нарушений высших функций психики и потери баланса между высшими и низшими психическими функциями. Там же он дает подробный медицинский анализ случая «одержимостью бесами», который был квалифицирован им как невроз и излечен с помощью гипноза. Наблюдая за своими пациентами, впадающими в мистическое состояние, например, религиозный экстаз, во время которого пациент находился в позе распятого, или же одержимость злыми силами, левитацию, появление стигматов: такое состояние Жане называл психастенией».

 

Место психологии религии в системе наук

В круге дисциплин, включенных в программу образования студентов религиоведов, наряду с такими дисциплинами как Феноменология религии, История религии и другие стоит и Психология религии. Как и большинство специфически религиоведческих дисциплин, она появилась относительно недавно на стыке двух областей науки — религиоведения и психологии. Зарождающаяся в конце XIX в. психология не могла обойти своим вниманием проблемы, связанной с жизнью homo religiosus. Поэтому психологи, такие как Старбэк, Джеймс, Фрейд, Юнг и другие, из необходимости включали сферу духовного в область своих исследований. Позже, когда начинает формироваться круг религиоведческих дисциплин, в него постепенно включается такая область как психология религии. С точки зрения религиоведческого материала теории психологов очень часто не находят достаточной фактологической базы. Часто они бывают просто подвешены на одном–двух положениях, не имеющих общего значения. Ярким примером такого подхода служит теория Фрейда, но и не только она. Позже, уже во второй половине XX в., религиоведы попытались применить различные психологические теории в систематизации разнородного религиоведческого материала.

До создания В. Вундтом первой психологической лаборатории в 1879 г., все вопросы, касающиеся психологии, относились к сфере философии и теологии. После этого происходит разграничение предметов наук. Говоря о месте психологии религии в системе научного знания, мы отмечаем, что она относится как к психологии, так и к религиоведению и выступает в роли некой пограничной дисциплины. Как индивидуальная, так и социальная психология занимаются проблемами нашей дисциплины. Индивидуальная изучает внутренний мир верующего, социальная же занимается механизмом взаимоотношений внутри общины верующих и в более общем смысле внутри Церкви. Все же богатство фактологического материала, который используется в психологии религии, относится к сфере изучения религиоведения.

 




infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *