Как человек становится равнодушным: 1. как человек становится равнодушным? действительно ли надо бояться равнодушных? 2. можно ли воспитать в…

Содержание

По каким причинам становятся равнодушными людьми: что с равнодушием близких?

Содержание

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! Равнодушный человек – это тот, кто утратил интерес ко всему, что его окружает. Ему абсолютно безразлично происходящее вокруг, иногда даже собственная судьба. Что удивительно, тот, кто встретится с такой личностью, испытывают целую гамму интенсивных чувств, в противовес её без эмоциональности. И сегодня мы узнаем, почему так происходит, а также как обходиться с безучастностью близкого человека.

Виды

1. В отношениях, браке

Встречается чаще остальных видов и очень сложно проживается партнёром, так как некогда близкий и любимый человек неожиданно перестаёт уделять внимание и становится совершенно чужим и отстранённым – это бьёт по самым уязвимым местам.

Качества, которые раньше привлекали, как будто исчезают и он превращается в совершенно другого человека. Незнакомого и безучастного. Рядом с ним очень одиноко, невыносимо одиноко, и не каждый в силах справиться с этим ощущением.

2. Мужское

С самого детства мальчиков учат не плакать и стойко переносить страдания, внушая мысль о том, что они должны быть сильными и способными выдержать что угодно. Это, конечно, интересная и привлекательная идея о существовании идеальных мужчин, но в таком случае, им необходимо превратиться в бесчувственных роботов, что некоторые и пытаются сделать, чтобы соответствовать мифическому образу.

3. На работе

Не привлекает деятельность, которой приходит заниматься, да настолько, что приходится совершать насилие над собой, заставляя с утра собираться. К сожалению, последствия работы без энтузиазма – это либо увольнение, либо отсутствие перспективы карьерного продвижения, а это всё только усугубляет негативное отношение к выбранной профессии.

4. К окружающей среде

Убийства животных, уничтожение природы, политические вопросы: могут совершенно не волновать человека. То ли потому, что он не хочет «включаться» в процесс, требующий больших энергетических и временных затрат, либо потому, что они настолько его беспокоят, что он делает выбор отгородиться, не замечать их.

В любом случае, какой бы причина ни была, такой человек снимает с себя ответственность за сопричастность к чему-либо в этом мире. Например, покупая шубу из норки, он не думает о том, что когда-то это живое существо было жестоко убито, и, оплачивая её, он вносит свою лепту в этот бизнес.

Или не идёт на выборы, предоставляя другим людям право принимать решение касательно будущего страны, в которой он живёт.

5. К детям

Иногда случается так, что по какой-то причине родитель становится не способным ощущать любовь к своим детям, выполняя лишь функциональные обязанности. Такие дети обычно серьёзно травмированы и считают, что не достойны любви, не заслуживают её и прочее. А вырастая, рискуют стать такими же, потому что не знают, как можно вести себя иначе.

Причины

1. Депрессия

Как вы знаете, это заболевание, и оно вполне может лишить человека не только интереса ко всему происходящему, но и желания жить. Поэтому важно быть внимательным, если близкий человек неожиданно «угас», не стоит устраивать истерики, скандалы, приводить аргументы и факты его безразличия и чёрствости.

Это только усугубит ситуацию и может привести к самым худшим последствиям – спровоцировать суицид, как попытку, наконец, избавиться от страданий. Более подробно об этом вы сможете узнать из статьи «Как самому найти выход из депрессии: самые эффективные методы».

2. Наказание или манипуляция

Да, в отношениях иногда прибегают к подобным мерам, переставая уделять внимание и дарить любовь при даже малейших проступках, желая «мотивировать» слушаться и делать только так, как хочется манипулятору.

Что-то наподобие кнута и пряника, то вас задаривают подарками и комплиментами, то резко становятся безучастными, игнорируя ваше присутствие, пока вы не поймёте свою ошибку и не исправитесь.

Такие ловушки обычно расставляют перверзные нарциссы или личности психопатического типа характера. Кстати, так ведёт себя ещё банальный эгоист, эгоцентрик, который считает, что весь мир крутится только вокруг него, и для него.

3. Иллюзии

Когда человеку делают больно, у него порой возникает огромное желание быть бесчувственным, чтобы не проживать разочарование, горечь, тотальную грусть и прочее. Вот почему становятся равнодушными, у людей возникает иллюзия, что так проще жить.

К примеру, кажется, что, не думая о том, где и с кем проводит время любимый человек, он будет спокойный и счастливый. Но, на самом деле, блокируя негативные эмоции, человек лишает себя и приятных, позитивных. Безучастностью легко можно убить любовь, постепенное отдаление и отсутствие эмоций способны победить даже самые сильные чувства, они просто будут гаснуть, пока не исчезнут совсем.

4. Алекситимия

Это такое расстройство, при котором человек не способен чувствовать и отслеживать свои эмоции, он просто не понимает, что с ним происходит, так как может только мыслить логически, не обращаясь к ощущениям и интуиции.

5. Профессиональное выгорание

Когда человек излишне выкладывается на работе, у него нет возможности пополнить свой энергетический запас и отдохнуть, что со временем приводит к истощению. У него просто нет ресурсов, ощущать интерес, радость и прочие чувства.

6.

Психологическая травма

Может что-то случиться, что вызовет непереносимые чувства, с которыми личность в данный период просто не способна справиться, и чтобы сохранить психику, организм как бы «отключает» эмоциональную сферу, замораживает её.

7. Злоупотребление алкоголем или наркотическими веществами

Со временем из-за любой из этих видов зависимостей разрушается структура мозга, что сказывается на психике и эмоциональной сфере. Кстати, чрезмерное количество лекарственных препаратов также оставляет свой отпечаток на умении чувствовать.

8. Психические расстройства

Из-за них человек становится отстранённым и неспособным испытывать какие-либо эмоции, ощущения, погружаясь глубоко в собственный внутренний мир и фантазии.

9. Структура личности

Вот родился он таким, чёрствым, не умеющим сопереживать и вообще, переживать, плюс родители были такие же, отчего не научили его заботиться, интересоваться чем-то, быть внимательным и т.д.

Что делать?

Первое. Если ваш любимый изменился, попробуйте поговорить с ним о причинах перемен. Может, у него возникла серьёзная проблема, которую он пытается скрыть таким образом, делая равнодушный вид? Важно только удержаться от предъявления претензий, скандалов, истерик и прочего, поэтому начинайте разговор, только когда осознаете, что готовы услышать правду или есть силы с ней справиться.

Второе. Если вы пытаетесь повлиять на своего партнёра, используя мнимую безразличность, то подумайте о том, как она ранит. Вы уверены, что намеренно готовы причинить любимому человеку боль и порой невыносимые страдания? Есть примеры, когда таким образом наказывали за измену, но, игнорирование не избавляет от страданий того, кого обидели. Даже если ему кажется, что он ничего не испытывает. Только прощение позволит освободиться. Не обязательно продолжать быть вместе, но обязательно простить, чтобы сбросить груз, позаботиться о себе, и двинуться дальше.

Третье. Если это случилось с вами, попробуйте понять, что стоит за вашей бесчувственностью? От чего вы прячетесь, или наоборот, скрываете? Только осознав причину, вы сможете найти способ, который поможет излечиться.

Четвертое. Поработайте над своей самооценкой, особенно после встречи с тотальным одиночеством в паре, и вообще. Рекомендации о том, как её повысить, вы узнаете из статьи «Лучшие методы достижения успеха которые помогут наконец поверить в себя».

Пятое. Будьте честны и искренни с собой, не стоит надевать маску и играть роль счастливого человека, если на душе грустно, вы не спрячетесь от тоски, но и не почувствуете радость. Лучше наберитесь смелости и взгляните в глаза тем эмоциям, которые избегаете, только прожив их, вы сможете освободиться и «расколдоваться». Если боитесь, что не справитесь в одиночку, заручитесь поддержкой близких, либо же квалифицированного специалиста. Главное – действовать, пока болото апатии не затянуло глубоко.

Шестое. В случае психологической травмы понадобится время. Учитесь просто быть рядом с тем, кто пострадал, и ждите, не упрекая и не давя на него.

Заключение

И напоследок хочу спросить, знаете, ещё какого человека называют равнодушным? Того, у кого произошло онемение души, либо же паралич. Так вот, чтобы не стать таким же, будьте внимательны, не только к близким людям, но и к себе. Забота, поддержка и осознанность помогут ощутить полноту жизни, вдохнуть полной грудью и сказать себе: «Я так счастлив».

Материал подготовила Журавина Алина.

Почему люди становятся равнодушными?

Равнодушие к чужому горю, в своей жизни мог наблюдать каждый из нас. Да, негативные слова и поступки могут причинить дискомфорт или даже навредить, могут раздражать и приводить в ярость, однако когда ответная реакция совершенно отсутствует, такое отношение должно настораживать. Никто не хочет сталкиваться с агрессивными людьми, но трудно отрицать: они живые, они испытывают эмоции. Как правило, проблемы людей поддаются решению и если постараться выход можно найти из любой ситуации. Но как реагировать на человека, чей взгляд ничего не выражает, который не испытывает ни боли, ни сострадания? Ответ достаточно однозначен: равнодушные люди вызывают недоверие – на них нельзя полагаться.

 

Казалось бы, что в них такого? Серые личности, к которым даже слово «личность» сложно применить. Равнодушные люди при этом не пусты, они часто напичканы знаниями и запросто могут пересказать сюжет книги или фильма, имеют увлечения — словом, на первый взгляд выглядят как все … Но попробуйте с ними поговорить. Вы потеряете интерес к излагаемому ими после первых же фраз, потому что они будут лишены простого человеческого отношения. У таких людей словно парализована душа. Закономерен вопрос: почему люди становятся равнодушными?

Равнодушие и его причины

Равнодушие – не болезнь, поэтому невозможно перечислить однозначные причины и верно поставить диагноз. Более того, равнодушие, как правило, неизлечимо. У каждого черствого человека есть своя собственная история, из-за которой он перестал реагировать на тяготы окружающих, каждый случай по-своему уникален. Однако есть некоторые основные закономерности, почему люди становятся равнодушными:

  • Равнодушие как способ самозащиты вследствие множественных эмоциональных и душевных ранее перенесенных травм;
  • Непонимание чужой ситуации, неспособность сопереживать ей вследствие отсутствия похожего жизненного опыта;
  • Физические и психологические причины – алкоголизм и наркомания, умственная отсталость, расстройства психики;
  • Кратковременный сильнейший стресс из-за физического увечья или смерти близкого человека;
  • Отсутствие поддержки, любви и даже насилие со стороны родных – в детстве или в семейной паре.

Это лишь некоторые причины, характеризующие равнодушное отношение к чужим проблемам.

 

Корень черствости и равнодушного отношения исходит из семьи

Равнодушное отношение передается по наследству – такое утверждение можно услышать довольно часто. Но почему люди склонны так думать? Все очень просто: дети, выросшие в семьях, в которых между родителями отсутствует взаимопонимание и поддержка, становятся со временем хладнокровными и эгоистичными. Как говорится, дурной пример заразителен.

Почему равнодушные люди живущие вместе это плохо? Потому что от их равнодушия страдают в первую очередь дети. Говорят, чтобы все в семье были счастливы, должна быть счастлива мать. К сожалению, очень многие пары годами живут, старательно не замечая друг друга. У них давно уже остыли чувства, ежедневная рутина – это самый безжалостный механизм, способный делать из живых людей роботов, изо дня в день совершающих одни и те же действия просто потому, что так надо.

Вспомните, как часто вы бывали свидетелями агрессивного поведения чужого ребенка. Поверьте, это еще цветочки. Он проявляет агрессию, потому что стал жертвой равнодушия со стороны родителей. Естественное желание такого ребенка привлечь внимание – это крик, ярость, агрессия во всевозможных формах. Однако страшнее этих открытых проявлений – когда ребенок теряет надежду быть услышанным. А это почти то же самое, что потерять надежду быть любимым, обесцениться в собственных глазах.

Равнодушное отношение к ребенку, отсутствие ласки и любви родителей имеют самые печальные последствия. Малыш замыкается в себе, перестает проявлять интерес к окружающему миру, он начинает отставать от сверстников или, наоборот, слишком погружается в изучение литературы, музыки и т.д. на  депрессивную тематику. В лучшем случае из него вырастет равнодушный человек, в худшем – это может привести к суициду в подростковом возрасте.  

 

Равнодушие как следствие неправильного воспитания

Почему люди становятся равнодушными — основа кроется чаще всего в их детстве или отрочестве. Согласитесь, стать равнодушным в один миг – практически невозможно (если только причина не в тяжелой физической травме или потере любимого человека). И тут уже дело не всегда в родителях и их участии в жизни ребенка, скорее наоборот – неправильное воспитание и привитие системы искаженных ценностей, навязанные обществом являются корнем проблемы.

Проблема равнодушного отношения к людям у мальчиков-подростков часто скрывается в наигранном желании выглядеть как «настоящий мужчина». Если у вас есть сын, задумайтесь, не говорили ли вы и ему эту фразу? Требуя от мальчиков жесткости («Не реви, будь мужиком!», «Наплюй на них, они не стоят твоего внимания!», «Игнорируй их, не обращай внимания на дураков!»), мы подменяем им понятие мужественности.

 

 

Почему способность сопереживать – это нормально

Проблема равнодушных людей – проблема всего окружающего общества. Чем человек отличается от животного? Способностью прийти на помощь ближнему, умением сочувствовать, сопереживать чужому горю. Из-за равнодушно относящихся людей ежегодно в мире множество человек умирает на улицах от сердечных приступов, происходят избиения и ограбления, которых можно было бы избежать, если бы прохожий не отвернулся равнодушно, а хотя бы позвал на помощь.

Человек становится равнодушным не потому, что у нас плохое общество. Не нужно искать оправдание своей черствости и трусости во времени или государстве, в котором мы живем. Прислушайтесь к своему сердцу – как часто оно отказывалось реагировать на чужие слезы? Как часто вы не отзывались на чужие проблемы лишь потому, что своих полно? Как часто прикрывали нежелание расстаться с копейкой тем, что попрошайки могут быть мошенниками?

Дело не в окружающих людях, дело только в вас самих и в способности совершать добрые поступки. Не ждите благодарности за проявленное чувство. Любите – и любимы будете.

Как стать равнодушной?

18

Дек,2019

Как стать равнодушной?

Как стать равнодушной? Признаюсь, меня удивило, как часто задают этот вопрос. Судя по интернет-запросу «как стать равнодушной?», можно говорить о том, что состояние равнодушия – к мужчине, к мужу, к любимому человеку, к людям, к семье и к детям – сейчас очень востребовано. Почему?

Даже встречаются специалисты, которые поддерживают это стремление – становится равнодушным. Они объясняют это расшифровкой самого слова – «равно» и «душие», то есть стать равной душой ко всем окружающим людям и обстоятельствам. Якобы это состояние помогает находиться в равновесии в любой ситуации – когда разлюбили, после развода, в семейных ссорах.

Если бы не моя любовь к происхождению слов, может быть, я поверила бы такому пояснению. Но на самом деле быть равнодушным означает совсем другое!

В этой статье открою несколько секретов, почему желание «стать равнодушной», например, к мужчине, приведет к неприятным последствиям, и не только в отношениях семейных и с любимым человеком.

А пока. Что такое равнодушие? Это безразличное отношение к кому- или чему-нибудь, безучастность и бесчувственность, отсутствие интереса к происходящему, апатия. Перечитайте, пожалуйста, это определение еще раз.

И давайте вспомним о главном принципе в нашем мире – принципе обмена. Что человек излучает, то получает взамен, что мы отдаем, то возвращается к нам, что человек транслирует вовне, то принимает внутрь себя.

Вы действительно хотите, чтобы люди – любимый человек, мужчина, муж, жена, дети, родители, сотрудники, друзья, случайные знакомые – испытывали бессердечие по отношению к вам?..

Это не выдумки, а реальность. Если подарить кому-то цветы или угостить кофе, в ответ придет улыбка и благодарность, но если бросить в человека камень – что вернется, догадаться не трудно.

Читайте также: Как быстро убрать негативные эмоции?

Почему возникает желание «как стать равнодушной»?

  • вы больше не в силах исправлять конфликты и сглаживать ссоры в отношениях с любимым, в семье, и когда силы на исходе – принимаете решение стать равнодушной к человеку: то есть отгородиться от ситуации, закрыться внутри себя от происходящего снаружи.

Если в доме протекает крыша, или пожар в соседней с вами комнате, высока вероятность, что можно погибнуть вместе с разрушающимся домом.

  • Второй момент, когда спасает равнодушие – запретить себе испытывать приятные теплые чувства к другим. Оправдание этому – «растопчут душу», «нагадят в душу», «посчитают меня слабой/ым». Причина такого поведения и мыслей – неприятности в отношениях, пережитые в прошлом.

Что было – то было. Вынесите из непростых уроков верные выводы – и продолжайте идти вперед. Не ищите оправданий своему равнодушию. Лучше попробуйте найти в окружении человека, кому ваша помощь и забота облегчит жизнь. Вы уверены, что закрыться от мира – это сила? А любить – это слабость?

Наверняка скажете, что рассуждать проще, чем делать. Согласна. Быть холодным к человеку проще, чем проявлять теплоту, сидеть в апатии легче, чем двигаться к мечте и искать интерес в жизни, жить в одиночестве безопаснее, чем отвечать за кого-то. Это не факты, не убеждения – это выбор.

К слову, про одиночество. Стать равнодушной/ым означает полностью закрыть потоки внимания и чувств от себя к людям. Не помогать. Не уважать. Не любить. Не радоваться другим. Не дружить. Не заботиться. Как думаете, что в таком случае придет вам из окружающего мира? – Ни-че-го.

Жизнь не поделена на глухие независимые друг от друга части. В ней все без исключения взаимосвязано. Поэтому ваше стремление стать равнодушной к любимому мужчине, например, или к жене, притянет подобное во всех остальных занятиях. Вскоре заметите, что вами меньше интересуются коллеги по работе, друзья, собственные дети реже спрашивают «как дела?» Ваше равнодушие изолирует вас от всех. Такие последствия устраивают?

Если нет, давайте подумаем, как избежать равнодушия?

Читайте также: Антистресс-терапия — методы и результаты

Как выйти из равнодушия?

  • Спросите себя «какую пользу мне приносит быть равнодушной/ым?»
  • Что и кому я хочу доказать своим равнодушием?
  • Чего мне не хватает в жизни?
  • Последний вопрос – главный. Ответ на него еще интереснее!

Если вам не хватает помощи – помогите кому-нибудь сами. Если нехватка заботы – проявите ее к кому-угодно: людям, животным, растениям, в своем подъезде или дворе. Далеко для этого ходить не надо. Мало вам поддержки – поддержите. Никто не любит – полюбите.

Ответ одновременно простой и сложный. Чувства, которые создают, — надо строить. То, что разрушает, — происходит само собой. Падать в пропасть – легко, чтобы взлететь – в начале надо часто и сильно взмахивать крыльями, чтобы подняться вверх и свободно парить в воздушном потоке.

Природа человека – не стать равнодушным. Все равно что у вас в руках кувшин с чистой водой, вы крепко его прижимаете к себе, не проливая ни капли, когда вокруг для многих эта вода – спасение.

Стать равнодушной/ым – или стать собой, душевным источником? Знаете, как переводится слова «душа» — та, что дает начало жизни, настроению, чувствам. Ее родственные слова – воздух, дыхание, дуновение, ветер, — всегда движение! В этом движении – наша с вами суть.

Вы уверены, что по-прежнему хотите знать «как стать равнодушным»?

Читайте также: Безразличие в отношениях — что делать?

«Как вернуть свою энергию?» Скачать бесплатно мини-книгу

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

Adblock
detector

Как понять безразличие в отношениях и справиться с ним

Чувство безразличия может быть причиной для беспокойства в отношениях, но оно не должно означать, что это конец.

Когда мы думаем о том, почему отношения могут закончиться, мы часто думаем о взрывной ссоре или крупном предательстве. Но часто конец отношений происходит из-за чего-то гораздо менее драматичного: безразличия.

Хотя фейерверк, который пары часто испытывают в начале отношений, со временем угасает, чувство безразличия может указывать на более серьезные проблемы в отношениях.

Исследование, проведенное в 2017 году, показало, что эмоциональное равнодушие в отношениях является одной из основных причин, по которой пары обращаются к психотерапевту. Хотя поначалу этот вывод может показаться обнадеживающим, правда в том, что многие люди, которые чувствуют безразличие к своим отношениям, используют терапию как способ прекратить отношения, а не восстановить их.

Однако чувство равнодушия не означает, что отношения неизбежно обречены. Безразличие может быть просто этапом. Однако, чтобы двигаться вперед, вам и вашему партнеру, вероятно, придется работать вместе.

Безразличие в отношениях означает, что вы больше не заботитесь о том, что ваш романтический партнер делает в отношениях. На первый взгляд может показаться, что все хорошо, потому что аргументов нет, но споры могут прекратиться только из-за невнимательности.

Может, ты и не сражаешься, но не потому, что тебе не за что драться. Вместо этого это происходит потому, что слова и действия вашего партнера больше не влияют на вас.

Вы можете больше не заботиться о том, чтобы заслужить доверие друг друга. Вы двое просто сосуществуете.

Возможно, вы будете безразличны к своим отношениям, если опишете свое поведение как поведение на автопилоте.

Самым большим признаком безразличия в отношениях является отсутствие общения. Вы можете разговаривать друг с другом, но вместо того, чтобы активно участвовать в разговоре, вы держите разговор поверхностным и безличным.

Часто отсутствие общения означает и отсутствие споров. Вы можете предпочесть, чтобы вы и ваш партнер больше не спорили, но это не обязательно хороший знак

В отношениях неизбежны разногласия или недопонимание. Таким образом, выделите время, чтобы высказаться о любых проблемах, которые могут у вас возникнуть, что важно для развития отношений.

Если вы чувствуете безразличие к своим отношениям, возможно, вы не спорите просто потому, что вам все равно, чтобы решить проблему.

Еще одним менее очевидным признаком равнодушия в отношениях является то, что вы или ваш партнер начинаете обращаться к технологиям, особенно к социальным сетям, как к выходу для чувств. Например, исследование, проведенное в 2018 году, показало, что у людей, переживающих романтическое отчуждение, чаще развивается чрезмерное использование Facebook (что исследователи назвали «зависимостью от Facebook»).

В целом, наиболее распространенными признаками безразличия в отношениях являются:

  • Вы и ваш партнер ведете поверхностные разговоры .
  • Ваш автоматический ответ на вопрос вашей второй половинки всегда кажется «все равно».
  • Вы почти не думаете об отношениях.
  • Вы и ваш партнер больше никогда не ссоритесь и не спорите.
  • На вас эмоционально не влияют слова и действия вашего партнера.
  • Вам было бы все равно, если бы ваш партнер изменил.
  • Вы до сих пор в отношениях только потому, что это легче, чем уйти.
  • Вы и ваш партнер редко или никогда не бываете в интимной близости.
  • Вы больше заняты своей онлайн-жизнью, чем своим партнером.

Безразличие может быть одним из самых сложных препятствий, которые нужно преодолеть, потому что отношения требуют работы, и люди, которые чувствуют безразличие к своим отношениям, могут не захотеть прилагать много усилий.

Эта работа может выглядеть так:

  • сообщить партнеру о своих потребностях
  • адаптироваться к потребностям партнера
  • идти на компромиссы для партнера
  • проявлять привязанность
  • стараться проводить время друг с другом
  • объединять свои жизни вместе

отношения на самом деле не отношения, если один из партнеров не желает вкладывать в отношения работу.

Безразличие не должно быть концом отношений, если вы этого не хотите. Возможно, вы понимаете, что ваше безразличие к отношениям связано не только с отношениями, но вместо этого вы чувствуете безразличие к большинству областей своей жизни.

Может помочь беседа с терапевтом индивидуально, в паре или вместе. Это может позволить вам исследовать источник вашего равнодушия. Разговор со специалистом может помочь вам лучше понять ваши отношения и решить, заинтересованы ли вы в решении проблем с вашим партнером.

Вы также можете напрямую поговорить со своим партнером о том, что, по вашему мнению, происходит в отношениях. Иногда немного честного диалога может помочь разжечь искру, которая, как вы думали, погасла навсегда.

Полезно помнить, что вы не можете читать мысли своего партнера, и он может быть не так безразличен к отношениям, как вам кажется.

Равнодушие в отношениях может принимать разные формы, но по сути это означает отсутствие заботы и усилий для отношений. Все отношения требуют работы, поэтому, если больше нет стремления вкладывать эту работу, отношения, скорее всего, не улучшатся.

Несмотря на то, что безразличие сложно преодолеть, это не обязательно означает, что расставание — единственный выход. Может помочь посещение семейной терапии или прямой разговор с вашим партнером о том, что вы чувствуете (или не чувствуете). Никогда не знаешь, что может разжечь огонь в ваших отношениях.

Если вы в конечном итоге решите разорвать отношения, вам может помочь консультация с психотерапевтом. Они могут помочь вам расстаться здоровым способом. Терапевт также может быть полезен для работы с вашими эмоциями после расставания.

Должны ли мы быть равнодушны ко всему, кроме Бога?

АЛИСА ФОН ХИЛЬДЕБРАНД

 

Эта скала

Апрель 2007

Одна из трудностей, с которыми мы все сталкиваемся в духовной жизни, заключается в том, что взгляды, которые кажутся одинаковыми, на самом деле могут быть совершенно разными и даже противоположными. Перепутать их может иметь серьезные последствия. Все мы подвержены таким заблуждениям, но многие из нас не осознают опасности.

 

Св. Игнатий учил, что «безразличие» было ключом к росту в духовной жизни. Термин несколько проблематичен для нас, потому что, когда человек сегодня говорит: «Я безразличен» к чему-либо, он имеет в виду: «Я не Но когда Игнатий призывал нас быть безразличными к чему-либо, он не имел в виду, что мы не должны заботиться об этом, что мы должны как-то оставить свое сердце в стороне от этого: он имел в виду, что мы должны заботиться о чем-то. Больше Бога.Тогда можно сказать, что в христианской жизни безразличие означает поставить себя в правильное отношение к Богу, его творениям и тем материальным привязанностям, которые, к лучшему или к худшему, являются частью нашей земной жизни.0003

Разорвите связующие узы

Наши привычки – это то, к чему мы должны стать равнодушными. У всех нас есть определенные особенности и определенные способы ведения дел. Сами по себе они в основном безобидны, но многие из нас настолько к ним привязаны, что могут очень расстроиться, когда их хоть немного побеспокоят. Это может быть наш ежедневный график, наши планы, наши вкусы, наш способ делать что-то или даже порядок, в котором мы это делаем.

 

Например, когда несколько женщин работают вместе на кухне, это может стать полем битвы. Некоторые люди настолько привередливы в еде, что никогда не готовят ее по своему вкусу: слишком соленую, слишком холодную, слишком острую, плохо оформленную, поданную слишком рано или слишком поздно. Другие люди привередливы ко сну: кровать или подушка слишком жесткая или слишком мягкая; одеяла слишком тяжелые или слишком легкие; в комнате слишком жарко или слишком холодно, слишком шумно или слишком тихо. Сказка о принцессе на горошине — прекрасная иллюстрация того, что мы имеем в виду. Старые девы и холостяки имеют репутацию людей, которым невозможно угодить, потому что они упрямы. Но некоторые женатые люди ведут себя точно так же, устраивая драму, когда что-то идет не так.

 

Ни один религиозный орден, достойный своего имени, не потерпит принцесс на горошине. Моя знакомая, канадская монахиня, рассказывала мне, что в первый же день ее поступления в монастырь настоятельница поправила ее за то, что она отказалась от блюда, которое ей не понравилось. Тем, кто вступает в религиозные ордена, говорят, что они должны освободиться от этих маленьких, казалось бы незначительных уз, которые, подобно тонким нитям, привязывающим Гулливера к земле, мешают новичкам взлететь вверх. Тот же символизм встречается в Песне Песней: «Лисятки» опустошают виноградник (2:15). Они настолько малы, что сонная душа не замечает вреда, который они наносят. Жертва этих безобидных привычек постепенно, сама того не осознавая, теряет свободу.

 

Путь к святости предполагает, по Божьей благодати, «безразличие» к этим маленьким привязанностям, которые связывают нас. Было бы чистейшей иллюзией полагать, что эта победа не стоила больших усилий.

Остерегайтесь порядка ради самого порядка

Другая привычка хороша сама по себе. Достаточно прочитать Устав св. Бенедикта, чтобы увидеть, что он приказывает своим монахам соблюдать жесткий распорядок: время для молитвы, время для чтения, время для работы, время для сна. В монастырях и монастырях звон колокола призывает верующих к определенным обязанностям. Св. Бенедикт настаивает на том, чтобы, как только прозвенит звонок, монах немедленно оставил все, чем бы он ни занимался (relictis omnibus). Это непросто, когда человек очень близок к завершению задачи. Большинство из нас либо разозлились бы, либо чуть-чуть обманули. (Пара минут не имеет значения!)

 

Следование расписанию — хорошая привычка; так ведет упорядоченную жизнь. Некоторые талантливые люди достигают очень мало, потому что им не хватает дисциплины. Некоторые люди, не обладающие исключительными талантами, тем не менее многого добиваются, потому что организуют свой день. Дисциплина и порядок достойны похвалы. Но они также могут стать незаконными связями. Мы все знаем людей, которые действительно выходят из себя, когда предмет оказывается не на месте. Более того, благотворительность требует, чтобы иногда в экстренной ситуации мы нарушали наш график. В таких случаях благотворительность всегда должна быть на первом месте. Бывают ситуации, когда человек должен пожертвовать (и я намеренно выбрал слово «жертва») воскресной мессой ради помощи человеку в чрезвычайной ситуации.

 

Но есть и люди, которые настолько зациклены на своих «хороших» привычках, что они имеют приоритет, независимо от потребности момента. Я знаю некоторых людей, чей график является священным и которые сходят с ума, когда их просят нарушить его распорядок. Буква имеет приоритет над духом. Хорошие привычки становятся корсетом, который лишает их истинной свободы. Я знал профессора — идеального раба своих «хороших» привычек, — который расстраивался, если на столе не было его коктейля, когда часы пробили шесть часов. Жизнь философа Иммануила Канта была настолько регламентирована, что жители Кенигсберга устанавливали часы, когда он переходил мост по дороге в университет.

 

Порядок и дисциплина желательны, но для многих людей они становятся смирительной рубашкой и могут серьезно оскорбить благотворительность. Поскольку эти привычки хороши сами по себе, часто очень трудно заставить людей осознать, что они могут нанести вред их духовному развитию. Святой, однако, приобретает превосходную гибкость и равнодушие. С одной стороны, он никогда не позволяет своему настроению нарушать его график; с другой стороны, он без колебаний нарушил бы его, когда этого требует благотворительность.

 

Святая Свобода

Любой, кто стремится к святости, должен руководствоваться «святой свободой», то есть быть хозяином не только субъективных привычек, но и хороших, когда «thema Christi» говорит им об этом. Чего требует от меня сейчас Христос? — вот ключевой вопрос. Смена подгузников может прославить Бога больше, чем написание красивой статьи, если это требуется именно в данный момент. Вот почему в христианской жизни все можно делать во славу Божию: «Едите ли или пьете, прославляйте Господа». Работа Пресвятой Богородицы в Назарете, работа, которой все мы должны позавидовать, заключалась в обеспечении ее Святого Младенца.Со стороны задача казалась скромной, и тем не менее Она, несомненно, была окружена сонмом ангелов, воспевающих Sanctus. , Sanctus, Sanctus… Благословенная среди женщин знала, что менять подгузники Спасителю, Который согласился стать беспомощным ребенком, чтобы спасти нас, было огромной привилегией.0003

 

Когда святой Игнатий вопреки своему желанию был избран первым настоятелем своего ордена, он поручил себе работу на кухне. Почему? Прежде всего потому, что он хотел служить, а не чтобы ему служили. Во-вторых, он учил своих сыновей, что маленькое, низкое дело, выполненное с любовью, может прославить Бога больше, чем благородное дело, запятнанное тщеславием.

 

Освободиться от субъективных привычек и отказаться от хороших привычек, когда этого требует благотворительность, может сыграть важную роль не только в религиозной жизни, но и в браке. Настоящим любовником всегда будет тот, кто готов изменить курс ради любимого человека.

Суть дела

Рост в духовной жизни требует безразличия к нашим личным предпочтениям и даже к нашим хорошим привычкам. Но должно ли равнодушие характеризовать наше отношение к другим людям? Некоторые утверждают, что так и должно быть. Это была позиция, которую святой Августин ненадолго занял после своего обращения: его ужас перед своей прошлой жизнью заставил его выступать за то, чтобы разорвать все связи со своим прошлым. Чтобы начать заново, разрыв должен был быть радикальным. В одном из своих самых ранних произведений, «Солилогах», он отстаивает тезис о том, что нас должны интересовать только две вещи: Бог и наша собственная душа. Это позиция, которую он позже изменил, углубляя свое понимание христианского послания. Если человеку заповедано любить ближнего, как возлюбил его сам Христос, то должно быть ясно, что ближний достоин любви: его благо и горе не должны оставлять нас равнодушными; наши сердца должны пульсировать вместе с ним. Это не означает, что любовная забота о творениях должна заставить нас забыть о Боге. Напротив, Августин разъясняет, что истинная любовь к творениям есть amare in deo. Вот почему он восклицает: «Как я могу любить больше Бога тех, кого люблю в Боге?» (Град Божий XXI.26). Он не устраняет любовь тварей: он крестит ее.

 

Разве христианское равнодушие требует, чтобы мы исполняли свои обязанности по отношению к ближним только своей волей, никогда не позволяя своему сердцу вмешиваться? Несомненно, некоторые христиане поддерживают эту позицию. Они не доверяют сердцу. Они убеждены, что только интеллект и воля составляют превосходство человека над животными. (Это позиция, принятая Аристотелем.) На самом деле, некоторые из них утверждали бы, что чем меньше вовлекается сердце, тем чище будут наши акты милосердия; только тогда они могут быть бескорыстными. Некоторые могут даже утверждать, что

сердце всего лишь кусок плоти. Кант придерживался аналогичной позиции; для него любая эмоция была «патологической». Рассказывают известную печальную историю об отшельнике, поддержавшем эту точку зрения. Его сестра умирала и умоляла его нанести ей последний визит; он не видел ее много лет. Сначала он отказывался, но в конце концов уступил. Он отправился в Александрию, стал перед ее окном и, закрыв глаза, крикнул: «Теперь посмотри на меня» и ушел. Можно спорить о том, является ли это образцовым примером христианской благотворительности.

 

Возможно, более глубокий вопрос заключается в том, какую роль сердце должно играть в католической духовной жизни. К. С. Льюис говорит нам в «Отмене человека», что проблема, стоящая перед современными педагогами, «состоит не в том, чтобы вырубать джунгли, а в том, чтобы орошать пустыни». Он имеет в виду, что в нашем современном обществе многие страдают атрофией сердца. В романтические времена можно было говорить о гипертрофии сердца, но сегодня мы страдаем, потому что наши сердца — «пустыни». Недавно мой знакомый священник, выслушавший тысячи исповедей, сказал мне, что главная проблема нашего общества — это не только разбитые сердца, но и твердые, как камень, сердца. Наши сердца действительно «пустыни, нуждающиеся в орошении». Увы, мы можем быть бессердечными по отношению к людям. Является ли это подлинным учением Игнатия? Под проповедью равнодушия он подразумевает закрытие сердца по отношению к другим и сведение наших отношений с другими к холодным актам воли, совершенно лишенным всякой теплоты?

 

Истина в том, что и святой Игнатий, и святой Филипп Нери тронули сердца, потому что их собственные сердца были в огне: их любовь к Богу охватила их ближних. Они не были равнодушны, но они были отстранены.

 

Подлинные товары требуют надлежащего реагирования с нашей стороны. Когда Христос говорит нам, что он не молится за мир, он не имеет в виду прекрасное творение Божие, которое, как говорит нам св. Бонавентура, говорит о славе Божией. Он имеет в виду владения лукавого, князя мира сего, чье «евангелие» — это non serviam — гордость, ненависть и война против всего доброго, благородного и прекрасного. Когда Бог завершил творение, он увидел, что «это было хорошо весьма» (Быт. 1:31). Неужели все хорошее, что дал нам Бог, должно оставить нас равнодушными? Почему святой Франциск выражал свою любовь к брату Солнцу и сестре Луне, если не потому, что видел в них прекрасные творения любящего Бога? Он, конечно, не был равнодушен к ним.

 

Но святые знают, что из-за нашей падшей природы мы часто поддаемся искушению любить Божьи создания больше, чем Бога, — это определенно архиискушение падшего человека. Вот почему мы знаем матерей, которые ненавидят Бога за то, что он осмелился отобрать у них их ребенка. Недавно кто-то сказал мне, что, когда его жена умерла, он «сошел с ума от Бога». Эли Визель восстал против Бога из-за Холокоста. Мой студент покончил жизнь самоубийством, когда умер его ближайший друг. Друг был его Богом.

 

Осуждены ли эти люди за то, что они не были равнодушны, или, вернее, они трагически порицаемы за то, что не были отстранены, то есть за то, что любили твари больше, чем Творца? Августин говорит нам, что мы должны больше всего любить то, что является высшим, одинаково то, что равно, и неодинаково то, что неравно.

 

Таким образом, слово безразличие следует приберечь к вещам, которые, будучи нейтральными по своей природе, не способны повлиять на нас положительно или отрицательно, а также к чисто субъективным вопросам вкуса и привычек. Когда речь идет о вещах, важных сами по себе (например, человеческое достоинство, любовь, дружба), слово равнодушие неадекватно. Для этих вещей более подходящим словом является непривязанность.

 

Жертва требует любви

Чтобы полностью понять природу непривязанности, обратимся к Библии. Одна из самых душераздирающих историй Ветхого Завета — история Авраама. Сара, его жена, была бесплодна. Несмотря на ее преклонный возраст, Бог пообещал Аврааму, что он станет отцом. Это вызвало смех Сары. Ей не нужно было изучать биологию, чтобы знать, что в определенном возрасте женщина уже не может быть матерью. Но Бог сдержал свое обещание, и в старости Сарра родила Исаака — сына обещания. Мы можем представить, какую огромную радость испытали Сарра и Авраам, когда взяли на руки это благословенное дитя. Хотя Библия не упоминает об их радости, это потому, что молчание более красноречиво.

 

Но кто из нас готов к следующей драме? Бог повелевает Аврааму принести в жертву своего сына, чтобы вернуть ему самого ребенка, столь чудесно зачатого после долгих лет бесплодных ожиданий. Разве Бог не противоречит сам себе? Может ли он быть хорошим и любящим Богом? Безумие Авраама заслуживает славного титула «отца веры», потому что, хотя и в кромешной тьме, он все же верил. Он был готов повиноваться; он не умолял; он не обсуждал. Он доверял. Слепы те, кто не видит полной аналогии между его случаем и Голгофой. Ветхий Завет указывает на Новый; Новое исполняет Старое.

 

Никто не запечатлел Голгофу, которую Авраам прошел на пути к горе Мориа, лучше, чем Сёрен Кьеркегор («Страх и трепет»). Душераздирающим является вопрос Исаака: «Где жертва?» Ответ Авраама «Бог усмотрит» — одна из ключевых тем религиозной жизни, которую многие из нас часто забывают произнести.

 

Чтобы еще больше указать на бездну между безразличием и отстраненностью, сравним кровоточащее сердце Авраама с кем-то, кого обстоятельства вынуждают отказаться от заветной привычки, — скажем, англичанина, вынужденного перестать пить чай. Как смешно было бы, если бы англичанин сказал нам, что он сделал это «с разбитым сердцем»! Это материал для комедии.

 

Если бы Авраам был равнодушен к жизни Исаака, он не был бы достоин называться отцом; он был бы монстром. Но Авраам, в то время как его сердце истекало кровью, был отделен; то есть, сокрушенный скорбью, он не допустил, чтобы какое-либо создание, каким бы дорогим оно ни было, было предпочтено Богу. Еще раз связь между Ветхим Заветом и Новым подчеркивается в Евангелии от Луки: «Кто любит отца и мать более Меня, не достоин Меня» (Лк. 14:26). Любовь Авраама к Богу была больше, чем его нежность к своему сыну. Его сердце было разбито; его воля была непоколебима.

 

Подобные жертвы требовались не раз в истории религии. Бывают случаи, когда воля и сердце должны говорить противоречивые слова: воля принимает; сердце должно кровоточить.

 

Религиозная жизнь в двух словах — это повторение одной и той же темы: абсолютного примата любви к Богу над любовью к творениям. Когда Христос призвал Петра и Андрея, они тут же оставили все (опять же relictis omnibus) и последовали за Ним. Святая Тереза ​​Авильская знала, что разбивает сердце отца, когда решила откликнуться на призыв Христа и уйти в монастырь в Авиле. Боль, по ее словам, была такой, что она не могла представить себе смерть хуже. Тем не менее, она повиновалась Божьему призыву. После нескольких месяцев молитв, следуя совету святого Франциска Сальского, святая Жанна Франсуаза де Шанталь покинула Дижон. Она переступила через своего сына, который лежал на пороге, чтобы она не оставила его. Она тоже не колебалась, но сердце ее обливалось кровью. В пятнадцать лет святая Тереза ​​из Лизье сообщила любимому отцу, что имеет религиозное призвание и собирается уйти от него. И ее сердце, и его сердце были разбиты, но любовь Божья восторжествовала.

 

Сделай наши сердца подобными Твоим

Те, кто вдохновлен сверхъестественным духом, пойдут по этому пути, понимая его послание. Те, чье духовное мировоззрение затуманено секуляризмом, неизбежно будут интерпретировать эти душераздирающие решения либо как доказательство бесчеловечного характера христианства, либо как доказательство того, что стоицизм является его основным учением. Ничто не должно нас трогать. Ничто не достойно наших слез.

 

Для некоторых людей сердце, являющееся центром аффективной жизни человека, ошибочно отождествляется с сентиментальностью, с эмоциональностью, даже с истерией. Они гордятся тем, что их сердце не играет никакой роли в их жизни. Джон Уэсли, основатель методизма, благодарил Бога за то, что, женившись на своей жене, им двигал долг, а не любовь. Правда, сентиментальность губительна и должна быть обуздана. Однако, к сожалению, некоторые ставят ложную дихотомию: сентиментальность или полное устранение аффективности. Это не католическая позиция. Достаточно вспомнить Августина, чья горячая эмоциональность соответствовала его превосходному интеллекту. «Поздно я полюбил тебя, о Красота, столь древняя и такая новая, поздно я полюбил тебя».

 

Религия, которая учит нас молиться: «Сделай мое сердце подобным твоему сердцу», в которой есть преданность Святому Сердцу Иисуса, — религия, которая учит, что Церковь родилась на Голгофе, когда Божественное Сердце Христа было пронзено копьем — безусловно, признает и чтит решающее значение сердца в духовной жизни.

 

Христос плакал у гроба Лазаря. Святой Павел плакал с плачущими. Да уподобит Христос наши сердца своим и да даст нам также благодать понять, что «ничто не должно быть предпочтено любви Христовой».

Тьма безразличия — Преображающий центр

«Противоположность любви не ненависть, а равнодушие. Противоположность искусства не безобразие, а равнодушие. Противоположность вере не ересь, а равнодушие. А противоположность жизни не смерть, а равнодушие».
Эли Визель


Помните, когда на вопрос «Где вы были, когда Кеннеди застрелили?» был предмет разговора? Помните, когда мы спрашивали: «Где ты был на 9/11?» а затем мы позволяем разговору разворачиваться оттуда, когда люди подробно описывают, где они были, и что они чувствовали, и что они делали перед лицом такой трагедии?

По моим наблюдениям, это происходит все реже и реже, потому что мы медленно и незаметно становимся безразличными.

Трагедия безразличия

В последний раз я помню, «где я был, когда» — это когда пастор церкви Эммануэля А. М.Е., также сенатор штата, и восемь прихожан были убиты молодым стрелком, которого они пригласили на изучение Библии в подвал своей церкви. Это было преступление на почве ненависти на расовой почве, которое заставило всех нас признать тот факт, что расизм жив и здоров в нашей стране.

В частности, я помню, как я был в аэропорту О’Хара в ожидании рейса и смотрел публичную поминальную службу, которую транслировали по телевидению. Я помню, как был прикован, убит горем и ошеломлен, задаваясь вопросом, как кто-то проповедует, служит или находит выход из такого трагического события. Я помню, как наш президент пел Amazing Grace по национальному телевидению — я никогда не думал, что увижу это. Всегда. Я помню мужество и благодать среди страшных невзгод, духовную силу и власть среди глубокой уязвимости, веру и прощение перед лицом убийственной ненависти.

Я помню, как у меня скрутило желудок и слезы на лице, когда я увидел фотографии прекрасных, хороших людей, чьи жизни угасли, когда они практиковали открытость и теплый прием в своей церкви!  Я помню стоны, вырывавшиеся из моих уст, и мне было все равно, кто меня слышит. Я чуть не пропустил свой рейс. Когда я вернулся, мы провели панихиду. Мы плакали и стонали. Я не был равнодушен.

Грех безразличия

К сожалению, это последний раз, когда я помню, как на меня так сильно повлияло трагическое событие. С тех пор из-за участившихся насильственных событий — так много из них на расовой или этнической почве — моему сердцу стало трудно подняться и что-то почувствовать. Я больше не дочитываю до конца газетные статьи о последнем нападении и не спешу домой, чтобы посмотреть репортаж по телевидению. Я не задаю вопрос: «Где ты был, когда…?» Мое сердце онемело.

Такое равнодушие кажется мне трагичным. Это также кажется мне грехом против сердца Бога.

Действительно ли равнодушие — это грех, спросят некоторые? Ну, только если вы серьезно воспримете тяжесть Божьих наставлений быть добрыми и сострадательными друг к другу, горячо любить друг друга, слушать и терпеть друг друга, говорить истину в любви, исповедоваться друг перед другом в своих грехах, чтобы мы можем исцелиться, простить, как были прощены, принять незнакомца, разделить свой хлеб с голодным. Делать справедливость, любить милосердие и смиренно ходить с нашим Богом. Только если ты веришь, что во Христе нет уже ни грека, ни иудея, ни раба, ни свободного, ни мужчины, ни женщины, ибо все мы едины во Христе.

Ни одно из этих отношений, действий и поведений не возникает из равнодушия. Они возникают из сердец, воспламененных страстью к Богу и другим людям, внутренностей, которые шевелятся — которые буквально переворачиваются — от сострадания к бедственному положению тех, чей основной жизненный опыт отличается от нашего, и умов, настроенных и преданных духовным принципам. которые делают жизнь более человечной для всех.

Все, что нужно злу, чтобы победить

В свете недавних событий в Шарлоттсвилле, штат Вирджиния, и за его пределами я снова нахожу отклик в словах Генри Дэвида Торо в его эссе О гражданском неповиновении , где он сказал, что «отказ от сотрудничества со злом является таким же моральным долгом, как и сотрудничество с добром».

Благонамеренные люди, которых косили во время контрпротеста на митинге белых националистов, в том числе красивая молодая женщина, погибшая, именно этим и занимались — отказывались сотрудничать со злом. Они не были равнодушны, и они заплатили свою цену. Наши сердца сочувствуют им, поскольку они ищут исцеления от последствий перенесенной травмы. Наши сердца вместе с их сердцами противостоят злу превосходства белой расы, антисемитизма и расизма — идеологий, которые настолько противоречат жизни и Евангелию Иисуса Христа, что мы должны отвергать их как грех на каждом шагу, если мы хотим быть учениками Иисуса. вообще.

Как христиане мы не можем — мы не должны — оставаться равнодушными к вопросу о том, что значит жить по истине, что все мы дети Божьи (даже те, кто не признает Его) и что Христос пришел в любви ко всем. Несмотря на то, что мы устали, оцепенели и впадаем в отчаяние перед лицом безжалостных плохих новостей, мы не должны поддаваться безразличию, как будто такие события не затрагивают нас и не рвут паутину взаимности, в которой мы живем. Мы должны позволить себе почувствовать гнев, возмущение, смятение, горе, страх… мы должны спуститься в глубины и воззвать к Богу оттуда. Мы должны плакать, мы должны плакать.

Что угодно, только не равнодушие.

В поисках откровения

Те из нас, кто испытал более привилегированное существование из-за расы, в которой мы родились, должны столкнуться с нашей виной и соучастием в культуре, где белые привилегии все еще являются реальностью — возможно, более тонкой и тайной, чем она. было, но все же настоящее.

Мы должны вступать в неловкие разговоры, даже если мы не знаем, к чему они приведут, будут ли мы выглядеть глупо и будут ли они вообще иметь какое-то значение.

Мы должны просить Духа откровения, умоляя Бога помочь нам увидеть то, что мы еще не смогли увидеть.

Мы должны сесть в присутствии Бога и спросить: Что мне делать на поле, которое ты дал мне для работы, — большое это поле или маленькое?

О Боже, помоги нам хорошо это различить. Дай нам мудрости знать, когда действовать и когда ждать, когда говорить и когда молчать, когда и с кем сотрудничать, когда и кому сопротивляться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *