Когнитивная психология — Психологос
01 января 2003 г., 21:23
Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) — современное направление в исследовании познавательных процессов. Возникло в 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму — ровно потому, что других направлений естественно-научного плана в психологии в то время не существовало. Гештальт-психология к тому времени умерла, а психоанализ и гуманистическая психология к науке отношения не имеют. Когнитивная психология реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами. Исследования когнитивных психологов охватывают как сознательные, так и бессознательные процессы психики, при этом и те и другие трактуются как различные способы переработки информации. Наиболее известные представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер.
Предмет когнитивной психологи — модели познавательных процессов.
Или: которые можно разумно промоделировать в терминах переработки информации, где в переработке информации можно разглядеть логику и рациональность.
К когнитивным процессам обычно относят память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия — в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями.
..). Сильно упрощая, можно сказать, что это компетентность и знания, умения и навыки.Современная когнитивная психология состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и принятие решения, в целом естественный интеллект и отчасти искусственный интеллект. Модели познавательных процессов позволяют по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека. «Когнитивная, или иначе познавательная, активность – это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии» (Ульрик Найссер «Познание и реальность»).
Когнитивный подход имеет в своей основе ряд аксиоматических предпосылок (Хабер, 1964):
- Представление о поэтапной переработке информации, т.е. о том, что стимулы внешнего мира проходят внутри психики через ряд последовательных преобразований.
- Допущение об ограниченной емкости системы переработки информации. Именно ограниченность способности человека осваивать новую информацию и преобразовывать уже существующую заставляет искать наиболее эффективные и адекватные способы работы с ней. Эти стратегии (в гораздо большей степени, чем соответствующие им мозговые структуры) моделируют когнитивные психологи.
- Вводится постулат о кодировании информации в психике. Данный постулат фиксирует предположение о том, что физический мир отражается в психике в особой форме, которую нельзя свести к свойствам стимуляции.
Вариантом когнитивной теории, завоевывающим все большую популярность в последние годы, является теория уровней переработки информации (Ф.Крейк, Р.Локхард, 1972). В настоящее время когнитивная психология все еще находится в стадии становления, но уже стала одним из самых влиятельных направлений мировой психологической мысли.
- Когнитивная психология
- Автор Н.И. Козлов
- Психология для профи
- Психика, здоровье
Федорова Зинона, 09 мая 2014 г., 12:26
Только сегодня 08.05.14 искала значение — когнитивная психология — и попала на этот сайт. Читала два часа с восхищением, удовлетворением, именно то что хотела узнать, но не знала где найти то ,что меня интересует. Не хочу повторяться и подписываюсь под каждым Вашим словом. Зинона.
3
ответа
Гость, 20 августа 2014 г., 20:53
Очень интересная наука!
Гость, 11 января 2020 г., 05:03
2 часа, серьёзно?
Гость, 10 июня 2020 г., 08:04
Вы в разрезе сегодняшнего времени посмотрите, пожалуйста, на эту науку и что может принести ее использование к человеку.. подумайте.
Гость, 12 июня 2018 г., 13:32
Мне кажется, что для полноты описания следует раскрыть уровни переработки информации Ф.Крейк, Р.Локхард. Достаточно даже взять из классического учебника психологии Р.С.Немова.
Теория когнитивной нагрузки и педагогический дизайн
Вы читаете перевод статьи Кристофера Паппаса, создателя популярного ресурса eLearning Industry.
При разработке онлайн-курса важно убедиться, что информация понятна ученикам и останется в памяти, чтобы ее можно было использовать в будущем. Хороший педагогический дизайнер должен разбираться в технологиях обучения и понимать, как работать с информацией: подавать ее и структурировать. Поэтому просто необходимо понимать основы теории когнитивной нагрузки и применять ее в педдизайне. Особенно если вы хотите, чтобы студенты извлекли из вашего курса максимум пользы.
В этой статье мы рассмотрим теорию когнитивной нагрузки и расскажем, как применить ее в обучении.
Что такое теория когнитивной нагрузки?
Согласно этой теории ученики могут эффективно усваивать и запоминать информацию, только если она не перегружает их мозг. В кратковременной, или рабочей, памяти человека может единовременно храниться ограниченное количество данных. Чем больше информации учитель дает за раз, тем меньше вероятность, что студенты запомнят ее и смогут применить в будущем.
Теория когнитивной нагрузки утверждает, что мозг человека хранит информацию в так называемых схемах. Это структуры, которые позволяют нам решать задачи и думать.Также они дают возможность воспринимать разные элементы в рамках одного урока как единое целое. Иными словами, это то, что формирует нашу базу знаний.
Согласно теории схем, между учеником и мастером есть ключевое различие: у ученика еще не сформировалась когнитивная схема, которая есть у мастера.
Как применять теорию когнитивной нагрузки в e‑Learning?
Вот принципы теории когнитивной нагрузки, которые помогут при разработке электронного курса:
- Чтобы снизить нагрузку на рабочую память студентов, объедините информацию из разных источников (чтобы им не пришлось черпать ее из каждого по отдельности).
- Если вы отрабатываете навыки решения проблем, не предлагайте студентам решать задачи в несколько действий: они перегружают рабочую память. Используйте задачи или примеры, в которых не нужно концентрироваться на достижении цели.
- Сократите количество избыточной информации и ненужных повторений: они создают нагрузку на рабочую память.
- Используйте визуальные и звуковые методы обучения для тренировки кратковременной памяти учащихся, особенно когда требуется задействовать оба типа обучения.
Какой бывает когнитивная нагрузка?
Есть три типа когнитивной нагрузки, которые имеют прямое отношение к сценариям обучения:
Внутренняя
Это сложность, которая зависит от типа задач или материалов. Некоторые виды деятельности труднее освоить, чем другие. Если задача более сложная, вполне возможно, что она вызовет внутреннюю когнитивную перегрузку.
Посторонняя (внешняя)
Эта нагрузка состоит из посторонних, неважных элементов: действий или учебных материалов, которые заставляют учеников запускать мыслительные процессы.
Пример внешней когнитивной перегрузки — график, который сложно расшифровать и при этом можно без проблем убрать из курса.
Уместная
Эта нагрузка позволяет ученикам сосредоточиться на процессе обучения и помогает развивать базу знаний.
Как можно применить теорию когнитивной нагрузки в обучении?
Согласно теории когнитивной нагрузки, у студента в голове есть определенная схема. Чтобы он чему-то научился, нужно изменить структуру этой схемы. Тогда студент сможет понять информацию, обработать ее в краткосрочной (рабочей) памяти и, наконец, зафиксировать в долговременной. У него будет возможность опираться на ранее изученную информацию и таким образом расширить свою базу знаний.
А что если возникнет когнитивная перегрузка? Скорее всего, ученики наделают ошибок и не смогут полностью погрузиться в предмет и работать в полную силу. Если нам не удастся изменить структуру когнитивной схемы ученика, он просто не сможет обработать материал урока. Поэтому с точки зрения педагогического дизайна онлайн-курсы стоит разрабатывать так, чтобы сократить когнитивную нагрузку на студентов. Тогда они смогут эффективнее и быстрее усвоить учебный материал.
3 способа сократить когнитивную перегрузку студентов
Эти советы помогут вам разработать онлайн-курс так, чтобы сократить когнитивную нагрузку на учащихся.
Будьте проще
Оставьте только самую необходимую информацию. К примеру, если вы создаете презентацию, проверьте, нет ли в ней лишних иллюстраций и схем.
Используйте разные техники обучения
Подавайте информацию по-разному. Что-то можно проговорить, а что-то — показать на слайде, например, с помощью картинок или графиков. Это позволит ученику распределять материал между разными каналами обработки информации, и когнитивная перегрузка снизится.
Разбейте учебный материал на маленькие порции
Разделите курс на небольшие уроки. Пусть студенты переходят к новому уроку только после того, как полностью освоят текущий. Это поможет им зафиксировать информацию в долговременной памяти, не перегружая рабочую.
Подведем итог: если вы хотите создать максимально эффективный и полезный курс для студентов или сотрудников, постарайтесь оптимизировать уровень когнитивной нагрузки. Если вы перегрузите студентов информацией, они наделают ошибок и не усвоят материал полностью — а что может быть хуже для автора курса?
Если вам понравилась статья, дайте нам знать — нажмите кнопку Поделиться.
А если у вас есть идеи для полезных статей на тему электронного обучения — напишите нам в комментариях, и мы будем рады поработать над новым материалом.
Разрабатывайте профессиональные электронные курсы прямо в PowerPoint. Интерактивные курсы, видеолекции, тренажеры, скринкасты, тесты, опросы – все в одной программе.
Подробнее о редакторе курсов →
14-дневная пробная версия
ограничения человеческой памяти, влияющие на учебный процесс
Преподавателям
Сегодня мы расскажем о теории, целью которой является понимание того, как умственная нагрузка, создаваемая учебными процессом может препятствовать способности учащихся обрабатывать новую информацию и запоминать ее. Именно когнитивная нагрузка влияет на то, как они осваивают новые знания и навыки, насколько им просто применять их на практике. В статье вы познакомитесь с главными аспектами теории когнитивной нагрузки, магическим числом семь и несколькими способами повышения усвояемости материала у учащихся.
Теория когнитивной нагрузки (Cognitive load theory) — это теория из образовательной и психологической сферы, которая утверждает, что оптимальное усвоение материала у учащихся можно достичь только через адекватную нагрузку на их оперативную память.
Теория разработана специалистом по психологии обучения Джоном Свеллером (John Sweller). Джон Свеллер является автором более 80 научных публикаций, посвященных исследованию когнитивных факторов в учебном процессе.
Джон Свеллер — автор теории когнитивной нагрузки
Научный интерес Джона Свеллера направлен на выработку лучших стратегий обучения. Долгое время он работал над тем, чтобы студенты лучше воспринимали и запоминали информацию. Результаты ученого были обобщены в публикации “Cognitive Load Theory, Learning Difficulty, and Instructional Design”, опубликованной в 1988 году. В этой работе он и изложил теорию когнитивной нагрузки.
Теория когнитивной нагрузки построена на принципах когнитивной психологии. Самыми важными аспектами теории являются память и схемы. Память бывает оперативной (рабочей) и долговременной. Все знания поступают через оперативную память нашего мозга. Оперативная память нужна для обработки и временного хранения поступающей извне информации. Она также задействована в процессе организации и сопоставления данных, поэтому имеет ограничения в пропускной способности. Проще говоря, учащиеся могут эффективно усваивать и запоминать только ограниченное количество информации. Если в обучении мы перегружаем их мозг, то оно не приносит желаемых результатов. Чем больше информации вы даете, тем меньше она усваивается, запоминается, воспроизводится и применяется. Здесь работает принцип магического числа семь или кошелька Миллера. Это закономерность, которую обнаружил американских психолог Джордж Миллер. Она говорит о том, что кратковременная человеческая память способна запомнить и повторить не более 7 ± 2 элементов.
В долговременной памяти хранится уже усвоенная информация, на которую можно опираться в процессе дальнейшего обучения. При отсутствии необходимых знаний в долговременной памяти рабочая память не способна выполнять сложных задач. То есть процесс обучения должен учитывать наличие или отсутствие знаний в долговременной памяти, чтобы новая сложная информация была усвоена.
Теория когнитивной нагрузки также говорит о том, что в памяти хранятся определенные схемы. Схемы — это когнитивные структуры, которые формируют основу знаний человека. Ориентируясь на эти схемы мозг способен решать задачи и усваивать новую информацию. Задача педагога в данном случае направлена на то, чтобы у ученика постепенно вырабатывались и усложнялись схемы. Это кажется довольно очевидным в точных науках. Сначала ученики осваивают сложение и вычитание, потом умножение, потом деление и т. д. Соответственно, они запоминают ограниченное количество информации, которая постепенно наслаивается и оседает в долгосрочной памяти. В процессе понимания новых математических операций мозг способен применять более сложные схемы решения задач. Тем не менее, такой подход необходимо применять и в гуманитарных дисциплинах, разделяя информацию на небольшие отрезки.
Правила обучения в теории когнитивной нагрузки
Цель обучения состоит в том, чтобы перенести базовые знания о предмете в долговременную память. Когда ученик будет знакомиться с новым материалом, он сможет использовать ранее усвоенные знания, тем самым уменьшая свою когнитивную нагрузку. Когнитивную нагрузку можно уменьшить, разбив содержание курса и каждого урока на множество маленьких частей. Когнитивная нагрузка может быть уменьшена и путем представления инструкций. Однако слишком большие или неточные инструкции создают слишком большую нагрузку на оперативную память, поэтому учащиеся много времени затрачивают на усвоение материала, вместо создания схем. Например, лекции, на которых используются презентации с основными тезисами, могут помочь усвоить материал. Однако слайды с большим количеством текста вкупе с преподавателем, устно объясняющим материал, вызывают чрезмерную когнитивную нагрузку и приводят к сбоям в работе памяти. Вот еще несколько способов, как снизить когнитивную нагрузку учеников и повлиять на усвояемость и запоминаемость материала.
Оцените знания учеников
Если у учеников нет базовых знаний по предмету, то давать более сложный специфичный материал будет бесполезно. Нужно понять, насколько ученики знают основные понятия и концепции. Особенно это помогает преподавателям, которые начинают вести предмет у учеников, ранее осваивающих материал с другим педагогом и по другим программам. Сделать это можно в форме теста или задать ученикам устные вопросы.
Давайте информацию по принципу «от простого к сложному»
Начинать лекцию или урок необходимо с разработанных примеров (где показано полное решение), затем переходить к выполнению заданий с полным решением (где дается частичное решение, и учащиеся должны закончить задачу самостоятельно), а потом давать уже обычные задачи без готового решения. Это помогает преподавателю постепенно расширять ответственность и независимость студентов при решении задач и разработке ментальных схем.
Сократите зазор между усвоенными знаниями и новой информацией
При большом промежутке между усвоенным и новым материалом когнитивная нагрузка увеличивается. Нельзя изучить историю начала XX века без знания истории XIX века. Что самое интересное, такие вещи случаются довольно часто. Поэтому при понимании отсутствия у учащихся какого-то куска знаний, сделайте для них небольшой экскурс, состоящий из семи «магических» пунктов. Это даст учащимся возможность анализировать новую информацию без непродуктивных попыток удержать в памяти все новые знания.
Уменьшите важность отвлекающих факторов
Когда у вас есть несколько источников одного вида информации, например различные визуальные данные, внимание делится между ними. Это увеличивает когнитивную нагрузку. Эффект разделения внимания также применяется к нескольким источникам слуховой информации. Так, например, если вы разговариваете с учащимися или читаете лекцию, попробуйте убрать любые посторонние источники шума.
Интегрируйте каналы восприятия информации
Эффект разделенного внимания уменьшается при интеграции визуальной и аудиальной информации. Рассказывая о чем либо, используя для примера иллюстрации вы уменьшаете когнитивную нагрузку на визуальную оперативную память студентов. В исследованиях других когнитивных психологов было обнаружено, что наиболее эффективно студенты учатся, когда им показывают иллюстрации и сопровождают их устным повествованием. Сочетание визуальной информации и текста работает гораздо хуже, так как внимание делится между двумя одинаковыми источниками информации.
Человеческий мозг может обрабатывать только небольшое количество новой информации. Если оперативная память учащегося перегружена, существует риск того, что он не поймет изучаемый предмет и его обучение будет слишком медленным, без высоких результатов. Деление материала на отрезки поможет вам снизить нагрузку и сделать обучение более эффективным.
Понравился ли Вам материал?
Преподавателям
Как открыть доступ к книжным памятникам в библиотеке вуза? 3 способа
Собрали несколько способов организации доступа к особо ценным книгам и объектам культурного наследия. Все предложенные способы можно реализовать в университетских библиотеках.
Библиотекам
Библиотечный фандрайзинг: значение, виды и методы реализации
Практический фандрейзинг в библиотеке: что это такое, его значение и применение. Виды и методы фандрейзинга.
Студентам
Нетворкинг: 4 эффективных способа для студента найти полезные знакомства
Широкий круг общения всегда имел большую ценность, особенно в тех случаях, когда необходима помощь для решения различных проблем. Грамотное формирование своего окружения — стиль жизни и образ мышления, которые приводят к желаемым результатам. В этой статье мы расскажем, что такое нетворкинг и в каких сферах его может применить современный студент.
Когнитивная обработка информации (CIP) Теория
Что такое CIP? Восприятие Восприятие — это то, как мы придаем смысл нашим сенсорным данным. Теория гештальта определила, что «субъективный опыт нельзя объяснить, ссылаясь на вовлеченные объективные элементы» Шунк, Д. Х. (2008), стр. 142. Теория гештальта предполагает, что мы организуем наше восприятие, используя общие принципы, например фигура-фон, близость, сходство, общее направление, простота (см. Шунк, Д. Х. (2008), стр. 143–145) Ниже приведен пример сравнения нашего восприятия объекта с объективной реальностью. Это статическая картина, но наш разум определяет глубину. Существует множество 2D-примеров этого визуального явления (оптической иллюзии). Вы можете изучить больше из них на http://www.youramazingbrain.org/supersenses/illusions.htm .http://www.youramazingbrain.org/supersenses/illusions.htm Сенсорная память Через органы чувств мы получаем разнообразную информацию. CIP предполагает, что каждый из них хранится в своем собственном регистре, но только на микросекунды, а затем только некоторые входы передаются в кратковременную память. Важно, чтобы каждый сенсорный регистратор работал параллельно и не мешал друг другу. Кратковременная память Это также называется рабочей памятью. ограничен в:
Объем рабочей памяти можно определить по:
Было предложено несколько механизмов, объясняющих, почему мы забываем информацию в рабочей памяти, и почему задачи становятся сложнее, чем больше отдельных элементов нам нужно удерживать в памяти одновременно. Причины, постулируемые для «забывания», включают ограниченные ресурсы активации, временное затухание, помехи из-за путаницы между элементами («перекрестные помехи»). Oberauer и Kliegl (2001, 2006) предполагают, что наилучшей моделью для понимания забывания является интерференция из-за перезаписи репрезентаций.
Два механизма повышения работоспособности включают:
Долговременная память В отличие от кратковременной памяти (оперативной памяти) долговременная память имеет:
Понятия, связанные с долговременной памятью, включают:
Декларативное знание можно разбить на
Ссылки на Youtube с обзорами CIP Когнитивная психология, часть 2. Беседы о знаниях в CIP Когнитивная психология, часть 3. Обсуждение модели и обработки информации Когнитивная психология, часть 4. Обсуждение краткосрочной и рабочей памяти Когнитивная психология, часть 5. Беседы о долговременной памяти CIP для учебного дизайна Из практических замечаний Mayer 2003 определил, как это понимание CIP — параллельный сенсорный ввод, кратковременная и долговременная память — может быть эффективно использовано при разработке электронного обучения. Например:
Компания Pearson Education разработала учебный процесс PQ4R для учащихся, основанный на принципах CIP (и использовала мнемонику, чтобы помочь учащимся запомнить этапы!) R шт. R воздействие на материал. R см. R обзор. Какие практические последствия вы видите для использования вашего понимания CIP в вашей собственной образовательной среде?
Ссылки: Mayer, R. A. (2003). Элементы науки электронного обучения. Журнал образовательных компьютерных исследований, 29 (3), 297-313. Доступ к порталу библиотеки. https://www.vista.ubc.ca/webct/urw/lc5116011.tp0/cobaltMainFrame.dowebct На веб-сайте К. Обераауэра представлены его исследования рабочей памяти, а также некоторые интересные исследования рассуждений. Как теория обучения, бихевиоризм доминировал в американской психологии в течение полувека, но его недостаток заключался в том, что он не мог описать проблемы, связанные с запоминанием информации. Когнитивная обработка информации (CIP) не была новой для психологии, но ее использование в качестве теории обучения позволяет нам решать проблемы, с которыми не может справиться бихевиоризм. Модель обработки когнитивной информации изображает разум как обладающий структурой, состоящей из компонентов для обработки (хранения, извлечения, преобразования, использования) информации и процедур для использования этих компонентов. Как и бихевиоризм, модель когнитивной обработки информации считает, что обучение частично состоит из формирования ассоциаций между новой и сохраненной информацией. В модели CIP обучение происходит, когда информация вводится из среды, обрабатывается, сохраняется в памяти, а затем выводится в виде некоторой изученной способности. Вопрос в том, чтобы понять, как окружающая среда изменяет человеческое поведение, имея в виду, что существует промежуточная переменная между окружающей средой и последующим поведением; в частности, система обработки информации учащегося. CIP предлагает трехуровневую систему памяти: сенсорная память, кратковременная память и долговременная память. Сенсорная память Сенсорная память связана с органами чувств, включая зрение, слух, технические (тактильные) ощущения и т. д. Функция сенсорной памяти заключается в том, чтобы удерживать эту сенсорную информацию в памяти очень короткое время, достаточное для дальнейшей обработки информации. Существует отдельная сенсорная память, соответствующая каждому из пяти чувств, но предполагается, что все они действуют по существу одинаково. При работе со зрительными раздражителями кажется, что сенсорная память временно ограничена, а не визуально. Это означает, что большое количество визуальной информации регистрируется, но очень быстро исчезает без дальнейшей обработки. Относительно мало информации известно о сенсорной памяти, соответствующей другим чувствам, но предполагается, что они функционируют аналогичным образом. Визуальная информация называется Icon. В отличие от зрительной информации слуховая информация дольше сохраняется в сенсорной памяти. Предполагается, что это происходит из-за времени, необходимого для обработки речи. Слуховая информация известна как Эхо. Рабочая или кратковременная память В этой памяти осуществляется дальнейшая обработка, чтобы сделать информацию готовой либо для долговременного хранения, либо для ответа и действия в данный момент. Обычно считается, что рабочая память имеет независимые процессоры для каждого сенсорного модуля. Кроме того, рабочую память сравнивают с сознанием. Если вы активно думаете об идеях, они находятся в рабочей памяти. Одним из важных аспектов рабочей памяти является относительно небольшой объем информации, который она может содержать, и короткий период времени, в течение которого она доступна, обычно от 15 до 30 секунд. (Вы когда-нибудь задумывались, почему вы можете ходить из одной комнаты в другую и забывать, почему вы пошли в другую комнату?) Это ограниченное хранилище и короткое время доступа приводят к таким практикам, как разбиение сложных задач на более простые, которые легче обрабатывать. развитая сенсорная и рабочая память. Отобранная для дальнейшей обработки информация поступает из сенсорной памяти в рабочую память. На этом этапе концепции из долговременной памяти будут активированы для использования при осмыслении поступающей информации. Однако существуют ограничения в отношении того, сколько информации может храниться в рабочей памяти за один раз и как долго эта информация может храниться. Считается, что объем рабочей памяти можно увеличить, создав для обработки более мелкие биты информации, известные как фрагменты. Процесс создания чанков известен как чанкинг. Следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы учащийся мог легко разбивать действия на части. Текущая гипотеза состоит в том, что по мере того, как в память поступают новые фрагменты, они вытесняют фрагменты, которые ранее занимали доступные места в рабочей памяти. Это принятое в настоящее время объяснение последовательного положения, известного как новизна. Вот почему люди могут с большей степенью достоверности вспомнить то, что они слышали совсем недавно. Исследования показали, что незаученная информация, то есть информация, которая не была отобрана для дополнительной обработки или хранения в долговременной памяти, теряется из оперативной памяти примерно через 15-30 секунд. Для предотвращения потери информации из оперативной памяти и обеспечения ее передачи в долговременное хранилище необходимы два процесса: репетиция и кодирование. Долговременная память Мы рассматриваем долговременную память как постоянную запись или хранилище информации. В настоящее время считается, что после обработки информации в долговременной памяти она никогда не теряется. Насколько нам известно, долговременная память способна сохранять неограниченное количество и разнообразие информации. Однако мы что-то забываем не потому, что информация потеряна, а только потому, что связь или путь к информации ухудшились. Эпизодическая память — это память на определенные события, например, когда вы вспоминаете обстоятельства, связанные с тем, как вы учитесь читать карту погоды, или выполняете какую-либо другую задачу. Семантическая память относится ко всей общей информации, хранящейся в памяти, которую можно вспомнить независимо от того, как она была усвоена. Иногда мы можем быть не в состоянии вспомнить, как мы что-то узнали, потому что обстоятельства, связанные с этим событием, не были особенно запоминающимися. Что касается педагогов, акцент делается на семантической памяти. Представление хранилища информации в виде сети Один из способов понять долговременную память — думать о ней как о своего рода ментальном словаре, в котором понятия представлены в соответствии с их ассоциациями друг с другом. Сетевая модель предполагает наличие в памяти узлов, соответствующих понятиям. Считается, что эти узлы взаимосвязаны в обширной сетевой структуре, представляющей изученные отношения между понятиями. Сравнение характеристик моделей долговременной памяти В этой модели концепции и память хранятся вместе с наборами определяющих функций. Затем ассоциация с другими понятиями осуществляется путем сравнения перекрывающихся признаков. Определяющими признаками являются те, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было отнести к какой-либо категории. Характерные признаки — это те, которые обычно связаны с типичными членами категории. Одна из проблем с моделью сравнения признаков заключается в том, что она не принимает во внимание проблему контекста, связанного с конкретной концепцией. Внимание и память Некоторая информация всегда теряется из-за того, что человек не обращал внимания. Внимание, было концептуализировано несколькими способами. Внимание, это не предложение «все или ничего». Скорее, он служит для ослабления или отключения стимуляции. Мы можем видеть примеры этого, например, когда мы посещаем вечеринку и участвуем в одном разговоре, и слышим свое имя или интересующую тему в другом месте, и наше внимание переключается. Это означает, что было обработано достаточно информации о другом разговоре, чтобы побудить нас отреагировать. Текущие исследования внимания Я предполагаю, что это ресурс с ограниченными возможностями, который можно распределить и разделить между конкурирующими действиями. Это говорит о том, что учащиеся имеют некоторый контроль над процессом и могут выборочно концентрировать внимание для достижения определенных целей. Это также предполагает, что задачи, требующие относительно небольшого внимания, могут выполняться легко или автоматически. Пропозициональные модели долговременной памяти Предложение представляет собой комбинацию понятий, имеющих подлежащее и сказуемое. В этой модели вместо узлов понятий, составляющих базовую единицу знания, базовой единицей теперь является предложение. Поскольку припоминания воспоминаний часто строятся вокруг пропозиций, пропозиции использовались во многих экспериментах по воспроизведению. Пропозициональная модель также является сетевой моделью, как и модель представления, которую мы видели ранее. Модели долговременной памяти с параллельной распределенной обработкой Параллельная обработка отличается от последовательной обработки тем, что несколько когнитивных операций выполняются одновременно, а не последовательно. Модели сетевой памяти стали включать предположение о параллельной обработке, но это предположение лежит в основе этой модели. Эта модель также известна как коннекционистская модель. Модель предполагает, что строительные блоки памяти на самом деле являются соединениями. Эти связи субсимволические по своей природе, что означает, что они не соответствуют осмысленным битам информации, таким как концепции или предложения. Вместо этого блоки представляют собой простые устройства обработки, а соединения описывают, как блоки взаимодействуют друг с другом. Следовательно, это образует обширную сеть, по которой предполагается распределять обработку. Модель параллельной распределенной обработки, по-видимому, объясняет постепенный характер человеческого обучения. Эта модель также позволяет включать цели в динамику системы обработки информации. Имеются ограниченные доказательства в поддержку модели параллельной распределенной обработки как зеркала нейронных процессов в мозге. Модели долговременной памяти с двойным кодом Образы часто называют «образами в моем сознании». Образы могут быть тактильными, слуховыми, визуальными или другими, такими как обонятельные или кинестетические по своей природе. Есть проблемы с памятью со словами, которые являются более абстрактными по своей природе, чем слова, которые являются более конкретными. Например, людям гораздо легче запомнить такие слова, как парусник, яблоко и зебра, чем такие слова, как свобода и справедливость. Согласно взгляду на двойной код или двойную систему, существуют две системы представления памяти: одна для вербальной информации, а другая для невербальной информации. Теория в настоящее время предполагает, что мысленные образы не являются точными копиями визуальных образов. Изображения, как правило, являются неточными представлениями, многие детали опущены, неполны или, в некоторых случаях, точно записаны. Извлечение изученной информации После того, как информация была сохранена в долговременной памяти, ее необходимо вызвать для дальнейшего использования. Ранее изученная информация возвращается в рабочую память либо с целью понимания новых входных данных, либо для. делая ответ. Чтобы вспомнить информацию, учащиеся должны сначала сгенерировать ответ, а затем определить, правильно ли он отвечает на вопрос. Однако при распознавании потенциальные ответы уже сгенерированы, и учащийся должен только распознать, какой из них правильный. В ситуациях свободного припоминания учащиеся должны извлечь ранее сохраненную информацию без каких-либо подсказок или подсказок, помогающих им вспомнить. Поскольку нет никаких сигналов, которые могли бы потенциально повлиять на поиск информации, теория состоит в том, что предполагается, что результат свободного припоминания точно представляет то, что находится в памяти. Однако предоставление учащимся подсказок увеличивает общий объем памяти, который человек может запомнить. Задания на припоминание с помощью подсказок — это те, в которых дается подсказка или подсказка, чтобы помочь учащемуся вспомнить нужную информацию. В отличие от свободного припоминания, распознавание включает в себя набор предварительно сгенерированных стимулов, предъявляемых учащимся для принятия решения или суждения. Одним из факторов, влияющих на узнавание, является сила памяти. Более сильные воспоминания будут распознаваться точнее, чем более слабые. Другой фактор, влияющий на распознавание, основан на контексте, окружающем задачу распознавания. Условия высокого риска приводят к более строгому критерию, чем условия низкого риска, даже несмотря на то, что след памяти в обеих ситуациях эквивалентен по силе и соответствует тестовому стимулу. Принцип специфичности кодирования гласит, что «любые подсказки, используемые учащимся для облегчения кодирования, также будут служить лучшими подсказками для извлечения этой информации во время теста». На поиск информации очень сильно влияет контекст кодирования информации в долговременную память. Это предполагает для обучения, что во время представления концепций может быть важно обсудить множество различных контекстов или примеров. Таким образом, у учащихся будет много подсказок, которые помогут в кодировании. Эти сигналы могут быть использованы позже для припоминания. Забвение Неспособность закодировать просто означает, что информация, запрашиваемая во время поиска, не может быть найдена. Концепция ошибки кодирования еще раз подчеркивает важность активации соответствующих предварительных знаний в обучении. Неспособность восстановить информацию, которая была закодирована в памяти, является второй причиной забывания и относится к невозможности доступа к ранее изученной информации. Существуют методы поддержки или запрета кодирования. Одним из факторов, поддерживающих кодирование, является ведение заметок. Заметки обеспечивают внешний механизм поиска, поскольку они обеспечивают хранение памяти, которое является внешним по отношению к учащемуся. Студенты, которые уточняют свои заметки, также, как правило, работают лучше, чем те, которые просто перечитывают их. Процесс ведения заметок и их обработки заставляет учащегося вспомнить то, что он узнал, и поддерживает связь новой информации с другими знаниями. Помехи, такие как другие события или информация, мешают эффективному поиску. Помехи возникают, когда многочисленные события и конкурирующая информация мешают получению желаемой информации. Помехи также могут возникать из-за информации, которая была изучена до или после желаемой информации, влияющей на запоминание нужной информации. Ретроактивное вмешательство возникает, когда новая информация мешает извлечению ранее изученной информации. Упреждающее вмешательство возникает, когда предыдущее обучение мешает воспоминанию о более позднем обучении. Использование модели когнитивной обработки для обучения Если учащиеся должны понимать новую информацию определенным образом, то обучение должно быть организовано таким образом, чтобы помочь им. Учебные тактики, такие как сигнализация того, какая информация важна, и привлечение внимания учащихся к конкретным особенностям этой информации, могут способствовать выборочному вниманию и соответствующему распознаванию образов. Использование изображений и представление информации различными способами может помочь в кодировании и поиске, а также противодействовать эффектам интерференции. Кроме того, важно организовать обширную и разнообразную практику. Поговорка «Практика делает совершенным» не совсем точное утверждение. Хотя автоматизм является желательной образовательной целью, не только количество практики делает вещи совершенными. Это также тип практики. Таким образом, изречение действительно должно гласить: «Совершенная практика делает совершенным». Copyright 2018, Chris Hare Модель обработки когнитивной информации — IResearchNetЕсть поговорка: «Дайте людям рыбу, и они будут есть один день, но научите их ловить рыбу, и они будут есть всю жизнь». Это мудрое изречение кратко отражает конечную цель подхода когнитивной обработки информации (CIP) к консультированию по вопросам карьеры, а именно: дать людям возможность стать умелыми решателями карьерных проблем и лицами, принимающими решения. Благодаря подходу CIP люди учатся не только тому, как решить насущную проблему карьеры и принять соответствующее решение, но и тому, как обобщить этот опыт для будущих карьерных проблем. В 1970-х годах в когнитивных науках возникло направление исследований, которое предложило новый способ мышления о решении проблем и принятии решений. Эта парадигма, известная как CIP, первоначально была сформулирована в работах Эрла Ханта, Аллена Ньюэлла и Герберта Саймона, а также Роя Лакмана, Джанет Лакман и Эрла Баттерфилда. Применительно к выбору карьеры эта парадигма, именуемая здесь моделью CIP, обеспечивает способ описания фундаментальных структур памяти и мыслительных процессов, связанных с решением карьерных проблем и принятием карьерных решений. С помощью модели CIP консультанты по вопросам карьеры могут помочь клиентам стать лучшими в решении карьерных проблем и принятии решений. Модель CIP описана в четырех разделах. В первом представлены ключевые концепции, лежащие в его основе, во втором обсуждается оценка потребностей клиентов с точки зрения CIP, в третьем описываются мероприятия, соответствующие этой теоретической структуре, а в четвертом речь идет о применении модели в практике консультирования по вопросам карьеры. Определения и концепцииНиже приведены ключевые определения модели CIP, которые облегчают понимание и полезность подхода.
Пирамида обработки информации и цикл CASVEДве основные структуры составляют модель CIP: пирамида обработки информации и цикл CASVE. Пирамида обработки информацииДля того чтобы люди могли стать независимыми и ответственными в решении карьерных проблем и принятии решений, определенные способности обработки информации должны постоянно развиваться на протяжении всей жизни. Эти возможности можно представить как формирование пирамиды областей обработки информации с тремя иерархически расположенными областями (см. рис. 1). Область знаний лежит в основе, область навыков принятия решений включает средний уровень, а область исполнительной обработки находится на вершине.
Рисунок 1 . Пирамида областей обработки информации при принятии решений о карьере Источник : Сэмпсон, Дж. П., младший, Петерсон, Г. В., Ленц, Дж. Г., и Рирдон, Р. К. (1992). Когнитивный подход к услугам карьеры: перевод теории на практике. Ежеквартальный выпуск «Развитие карьеры», 41, 67–72. Используется с разрешения.
После выполнения плана происходит возврат к фазе цикла «Коммуникация», чтобы оценить, успешно ли решение устранило пробел. Если это так, человек переходит к решению последующих проблем, возникающих в результате реализации решения. Если нет, то человек проходит через цикл CASVE с новой информацией о проблеме, себе и занятиях, полученной в ходе начального прохождения цикла CASVE. Следовательно, структуры самопознания и профессиональной памяти развиваются с каждым прохождением цикла.
Рисунок 2 . Пять стадий цикла CASVE (коммуникация, анализ, синтез, оценка, исполнение). Цикл навыков обработки информации, используемых при принятии решений о карьере Источник : Сэмпсон, Дж. , RC (1992). Когнитивный подход к услугам карьеры: перевод теории на практике. Ежеквартальный выпуск «Развитие карьеры», 41, 67–72. Используется с разрешения. Оценка потребностей клиента в обученииОценка с точки зрения модели CIP касается того, чему клиенты должны научиться, чтобы улучшить свои навыки решения карьерных проблем и принятия решений, чтобы эффективно решать имеющиеся карьерные проблемы. Пирамида и цикл CASVE служат эвристикой для определения потребностей клиентов в обучении и формулирования вмешательств для устранения пробела. Оценка готовности к решению карьерных проблем и принятию решенийНе все клиенты готовы немедленно включиться в процесс решения карьерных проблем — им может потребоваться интенсивная личная помощь консультанта по вопросам карьеры для управления факторами в области проблем, которые мешают обучению до они могут проходить через цикл. Оценка готовности клиента может быть достигнута путем интеграции информации, собранной в ходе вступительного интервью, и некоторого типа объективной оценки, например, опросника карьерных мыслей (CTI). CTI — это мера самоотчета, состоящая из 48 пунктов, которая оценивает уровень дисфункционального мышления клиента по трем конструктивным шкалам: путаница при принятии решений (DMC), внешний конфликт (EC) и тревога по обязательствам (CA). Баллы по шкале вместе с ответами на отдельные пункты позволяют консультанту по вопросам карьеры вместе с клиентом выявлять несоответствия в пирамиде или блоки в цикле CASVE, которые мешают решению карьерных проблем и принятию решений. На основе оценки готовности клиенты могут быть отнесены к одному из трех уровней карьерного обслуживания: (1) самопомощь, (2) краткая помощь персонала и (3) индивидуальное консультирование по вопросам карьеры. Оценка навыков решения карьерных проблемОценка навыков решения проблем и принятия решений влечет за собой определение конкретных областей в пирамиде, которые требуют дальнейшего развития, чтобы клиент мог решить стоящую перед карьерой проблему и принять решение. Самопознание . Оценка самопознания часто является подтверждающим процессом, в котором инвентаризация интересов, такая как Самостоятельный поиск, позволяет клиентам прояснить и подтвердить свои интересы. Компьютерные системы профориентации (CACG), карточные сортировки (ценности, интересы, навыки) и автобиографические зарисовки также могут быть полезны. Профессиональные знания . Профессиональные знания можно оценить с помощью сортировки профессиональных карточек или с помощью сортировки карточек в качестве задачи когнитивного картирования. С помощью процедуры «думай вслух» клиенты раскрывают свои знания о профессиях, сортируя карточки на «нравится», «не нравится» или, может быть, стопки. В задаче когнитивного картирования клиенты раскрывают схему рабочего мира, сортируя 36 карточек профессий в стопки связанных профессий, а затем идентифицируя стопку «Больше всего похож на меня». Навыки принятия решений . CTI можно использовать для определения конкретных фаз цикла CASVE, на которых клиенты сталкиваются с препятствиями в процессе решения карьерных проблем, вызванными дисфункциональными мыслями о карьере. Шкала DMC выявляет дисфункцию на этапах общения, анализа и синтеза, что влечет за собой поиск альтернатив карьеры; фаза EC относится к фазе оценки, на которой клиенты взвешивают важность своих взглядов по отношению к взглядам значимых других; а шкала CA намекает на достижение завершения в определении первого выбора, а также на переход от достижения решения карьерной проблемы на этапе оценки к приверженности действию на этапе выполнения. Исполнительная обработка . Дисфункциональные мысли в этой области также можно оценить по ответам на отдельные пункты по шкале содержания исполнительной обработки CTI. Кроме того, во время интервью с клиентом консультант по вопросам карьеры может внимательно выслушать случаи негативного внутреннего диалога, неэффективных когнитивных стратегий и отсутствия контроля над мыслями или поведением, чтобы оставаться сосредоточенным на решении поставленной задачи. Результатом процесса оценки является разработка индивидуального плана обучения (ILP), состоящего из целей консультирования по устранению выявленных недостатков и блоков, мешающих решению проблем и принятию решений. Вмешательства, помогающие клиентам приобрести навыки решения карьерных проблем и принятия решенийПирамида и цикл CASVE играют важную роль в разработке вмешательств, которые способствуют приобретению необходимых самопознаний, профессиональных знаний, а также решению карьерных проблем и принятию решений навыки, выявленные в процессе оценивания. Приобретение самопознанияПриобретение или уточнение самопознания может быть достигнуто посредством использования инвентаризаций интересов, инвентаризаций ценностей и оценок способностей и навыков, которые обычно подтверждают и проясняют элементы области самопознания. Автобиографии также могут быть полезны для описания и систематизации жизненного опыта, связанного с проблемой карьеры. Приобретение профессиональных знанийПри консультировании по вопросам карьеры клиенты участвуют в процессах специализации схем, в которых они могут проводить более тонкие различия между профессиями, а также обобщения схем, в которых они формируют более обширные сети связей между существующими структурами профессиональных знаний . Когда консультации по вопросам карьеры проводятся в комплексных центрах карьеры, приобретение профессиональных знаний может быть облегчено за счет использования различных средств массовой информации, включая краткие сведения о профессии, профессиональные биографии, справочники, книги по специальным темам, видео, интерактивные средства массовой информации и веб-сайты в Интернете. . Проверка реальности с помощью слежки за работой или интервью с занимающими должность позволяет клиентам еще более непосредственно познакомиться с профессиями. Приобретение навыков решения карьерных проблем и принятия решенийКонцепция пирамиды доменов обработки информации представлена непосредственно клиентам в раздаточном материале под названием «Что связано с выбором карьеры». Концепции коммуникации, анализа, синтеза, оценки и выполнения, а также циклические отношения между этими концепциями изучаются с помощью раздаточного материала, изображающего цикл CASVE, в котором используются простые утверждения для описания каждой фазы. Затем, благодаря последующему обзору деятельности по ПДОДИ и отзывам консультанта, клиенты начинают приспосабливать и ассимилировать модель ППИ в свой собственный стиль принятия решений. По окончании консультирования консультант анализирует предпринятый процесс принятия решений и демонстрирует, как модель CIP можно использовать в будущих карьерных проблемах. Приобретение метакогнитивных навыков в области исполнительной обработкиКогда в процессе оценки выявляются дисфункциональные или негативные мысли, клиенты узнают, как изменить свои дисфункциональные или негативные карьерные мысли с помощью алгоритма ICAA (выявить, бросить вызов, изменить и действовать). CTI Workbook шаг за шагом проводит клиентов через процесс когнитивной реструктуризации. Клиенты также узнают, как самостоятельно контролировать свой прогресс в цикле CASVE. Внедрение модели обработки когнитивной информации в профориентацииСемиэтапная последовательностьСемиступенчатая последовательность предоставления услуг по трудоустройству используется в качестве эвристики для реализации модели CIP в профориентации.
Последствия для передовой практики предоставления услуг по трудоустройствуМодель CIP продвигает современное состояние науки в области консультирования по вопросам карьеры, предоставляя теоретическую базу для введения измерения добавленной стоимости, то есть используя рассматриваемую проблему в качестве средства для содействия приобретению карьерных навыков решения проблем и принятия решений. Кроме того, уделяя особое внимание тому, чему клиенты должны научиться, чтобы улучшить свои навыки решения карьерных проблем, консультанты могут выйти за рамки традиционных отношений консультирования один на один и творчески разработать благоприятную среду обучения. Наконец, оценка готовности к решению карьерных проблем позволяет консультантам сопоставлять ресурсы предоставления карьерных услуг с глубиной и масштабом существующей проблемы, тем самым способствуя большей эффективности в управлении карьерными услугами. Модель CIP служит эвристикой, позволяющей людям систематически обдумывать проблему карьеры. Применяя модель для решения актуальной проблемы, клиенты лучше решают карьерные проблемы и принимают решения, что, в свою очередь, может привести к удовлетворительной, значимой и продуктивной карьере. Каталожные номера:
|