Публицистические тексты имеют ряд общих черт:
Билет № 35
Публицистический стиль, его жанры и языковые особенности.
Публицистический стиль — это функциональный стиль, который обслуживает широкую область общественных отношений (сфера функционирования): политических, экономических, культурных, спортивных и др. Он используется в средствах массовой информации (СМИ) — журналах, газетах, на радио и телевидении.
Главная функция публицистического стиля — сообщение социально значимых новостей и их комментирование, оценка событий и фактов.
все они носят воздействующий характер, связанный с созданием у читателей (зрителей) определённого отношения к передаваемой информации;
пишутся в соответствии с определённой идеологической системой и опираются на систему определённых идеологических ценностей;
отличаются тенденциозностью, то есть журналист сознательно ставит свой текст на службу той или иной идее;
воспринимаются читателями (зрителями) ка определённый эталон речи, поэтому создаются журналистами с установкой на демонстрацию речевого мастерства.
Цель, функция публицистического стиля речи — информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
Важнейшие функции публицистического стиля — информационная и воздействующая. Информационная функция текстов, относящихся к этому стилю, состоит в том, что авторы таких текстов имеют целью информировать как можно более широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах и о взглядах авторов на эти проблемы. Информационная функция присуща всем стилям речи. Специфика информационной функции в публицистическом стиле заключается в характере информации, ее источниках и адресатах. Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает мнения, настроения, содержит комментарии и размышления авторов. Это отличает ее от научной информации.
Перед публицистическими произведениями не ставится задача полного всестороннего описания того или иного явления, публицист стремится писать, прежде всего, о том, что вызывает интерес у определенных общественных групп, выделяя те стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории. Информирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стили — функции воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости определенного поведения. Публицистическому стилю присущи открытаяКроме информационной и воздействующей, тексты публицистического стиля, конечно же, выполняют и все остальные присущие языку функции: коммуникативную, экспрессивную, эстетическую.
Коммуникативность публицистического стиля заключается в том, что его тексты создаются не для внутреннего пользования и не для единственного адресата (хотя и в этих случаях коммуникативный аспект присутствует), а для максимально широкой аудитории. Коммуникация предполагает и обратную связь — ответ адресата. Для данного стиля обратная связь наиболее явно осуществляется в ситуации публичной дискуссии. Для газеты обратной связью являются письма читателей, ответы должностных лиц, статьи, присылаемые в ответ на предыдущие публикации. Радио и телевидение перешли от писем к телефонным звонкам слушателей и зрителей, в ходе которых они могут задать вопросы, высказать свое мнение, рассказать об известных им событиях. Широко применяется и привлечение зрителей к съемке телепередач в студиях. Современное интерактивное телевидение ищет новые формы поддержания контакта со зрителями. Коммуникативная функция определяет большинство культурно-речевых норм в любом стиле. В публицистике особенно важны такие качества речи, как понятность и выразительность. Этические нормы коммуникации в любом стиле предполагают взаимное уважение участников коммуникации, ориентированность текста на удобство его восприятия адресатом, уважение к правам личности.
Экспрессивная функция языка позволяет говорящему выразить свои чувства. Публицистический текст обычно ярко отражает личность автора, отличается явно выраженным и эмоционально окрашенным отношением автора к излагаемым фактам. На телевидении эмоциональность менее характерна для выпусков новостей и обязательна для ток-шоу. Осуществление экспрессивной функции также предполагает соблюдение норм речевой культуры. Выражение эмоций не должно превращаться в единственную задачу публициста или политика или выходить за рамки приличий.
Эстетическая функция публицистического текста представляет собой установку автора на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата.
Перечисленные выше функции определяют основные требования культуры речи, предъявляемые к произведениям публицистического стиля. Эстетическая функция для публицистического стиля не является обязательной в отличие от художественной литературы, однако внимание к эстетическим качествам текста весьма желательно и для журналиста, и для оратора. Информационная функция требует от автора информативности публицистического текста, т.е. того, чтобы текст содержал сведения, интересные и нужные адресату, а не только самому автору. Этические нормы предполагают достоверность и точность информации. Плохо, если заметка, выпуск новостей, аналитический обзор оказываются информационно пустыми.
Публицистический стиль (стиль СМИ) в системе функциональных книжных стилей русского литературного языка характеризуется особыми стилистическими функциями, характером адресата и формами реализации.
СМИ подразделяются на визуальные (периодическая печать),
Как определить и доказать тип и стиль речи
Категория: Русский язык.
Как определить и доказать тип и стиль речи
Как определить тип речи и доказать свою точку зрения
.
1. Описание. Этот текст представляет собой изображение (явлений, предметов, лица) путем последовательного перечисления и раскрытия его главных признаков, то есть его можно определить как описание. Описывая (человека, картину природы, предмет) автор говорит о таких признаках, как (конкретно). Используя характерные для описания языковые средства (например, эпитеты, сравнения, наречия, ряды однородных членов и др. ), автор достигает цели данного типа речи, которая заключается в том, чтобы читатель увидел предмет описания, смог представить его в своем воображении.
2. Повествование. Перед нами повествование, так как это рассказ о событии с соблюдением временной последовательности. Для любого повествовательного текста общим является наличие завязки (начало события), развитие самого события и развязка (конец повествования), такие структурные элементы сюжета мы можем найти в этом тексте. Можно рассказывать как от третьего лица (авторское повествование), так и от первого лица (рассказчик назван или обозначается с помощью местоимения «Я»), в данном тексте – … Можно отметить преобладание в тексте глаголов, что также характерно для повествования.
3. Рассуждение. Текст представляет собой рассуждение, так как его строение и языковые средства характерны для данного типа речи. По определению рассуждение – это исследование свойств разнообразных предметов и явлений, рассмотрение их взаимосвязи, в данном тексте автор размышляет о…
Рассуждение строится по логической схеме: сперва формируется тезис (мысль, которую необходимо доказать или опровергнуть), затем перечисляются аргументы с примерами, а заключительная часть – вывод. Данная структура отличает данный текст.
Как определить стиль речи и доказать свою точку зрения.
1. Этот текст – яркий образец публицистического стиля. Его отличают стилевые черты, характерные для публицистических текстов, – логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, лаконичность, доступность. Автор размышляет о … и утверждает, что… При этом он стремится к тому, чтобы его рассуждения были поняты и доказательны, используя при этом языковые средства эмоционального воздействия. Важную роль играет здесь эмоционально-экспрессивная лексика (общественно-политическая лексика и фразеология, заимствованные слова), многообразны средства языковой выразительности – эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и восклицания, лексические повторы, инверсия, синтаксический параллелизм, парцелляция. Рассуждения автора отнесены не к абстрактному человеку, а к нам, ныне живущим людям. Автор убеждает нас в том, что … Всё сказанное … не оставляет нас равнодушными, заставляя задуматься о многом.
2. Так как перед нами отрывок из произведения …, можно утверждать, что перед нами образец стиля художественной литературы. Его отличают стилевые черты, характерные для художественных текстов, – использование средств других стилей, широкое применение экспрессивных и изобразительных средств языка, разнообразный по характеру синтаксис. Несомненно, можно отметить индивидуальность языка писателя, что тоже характерно для художественного стиля. Художественный образ создаётся в гармонии таких языковых средств, как эпитеты (примеры – на каждый, который нашли), сравнения, метафоры, анафоры, антитезы, риторические вопросы, инверсии и др. Читая этот текст, мы получаем не только информацию о…, но и эстетическое удовольствие от яркого, образного русского языка, которым он написан.
Метки: Русский язык
Журналистские ключи к веб-письму
А
Модель написания вещания
Отрывок
из книги Нэнси Дювернь Смит «Письмо для Интернета»
http://members. aol.com/nancyds/webwrite.html
Будь краток . Продолжительность рассказа, переданного в эфир, составляет примерно одну треть от длины печатного материала. статья. Сократите каждое слово, которое не способствует.
Пункты состоят из двух-четырех предложений . Используйте частые разрывы абзаца освежить взгляд.
Предложение шаблон : подлежащее-глагол-дополнение. У вас больше свободы действий Web, но сохраняйте структуру простой, чтобы идеи легко усваивались.
Одна идея за предложение : одно дыхание на идею. Ограничительные приговоры к В среднем 17 слов.
Использовать настоящее или настоящее совершенное время . Сеть — это оперативность: сохраняйте свой текст свежий: «Мэр предлагает новые правила» или «Мэр предложил новые правила».
Используйте короткий, знакомые слова . «Рекордная прибыль» понятнее, чем «беспрецедентная увеличение.»
Глагольные двигатели продвигать предложения. «Она протаранила стену», а не «Она ударила» использует как коннотацию, так и денотацию.
Фокус на большая картина. В широковещательных новостях отсутствует большая часть деталей. Веб-документы следует начать с общей картины, а затем предложить читателям углубиться для деталей.
Использовать логику ссылки . В эфире вы можете указать первое событие, второе событие, последнее событие. В Интернете логические ссылки могут быть ключевыми слова, значки или изображения, которые ориентируют читателя.
Использовать размещение . Размещайте значимые слова там, где они наиболее заметны — в начале заголовков, в первых и последних словах абзацев.
Проверь свои работа . Прочтите вслух. Поделитесь этим с другими.
Веб-параметры для чтения в Интернете
Сценические документы. Краткая вводная страница указывает на содержание сайта или его самоопределение. затем представляет ветвь выбора.
Каждый щелчок должно привести к веществу . Перелистывая страницу за страницей очевидная информация или графическая чепуха расстраивают читателей.
Использовать текст ссылки стратегически . Выделенные ссылки дополняют подзаголовки как органическое оглавление. Групповые ссылки на другие сайты в конец документа, чтобы читатели были сохранены и вознаграждены.
Узкий длина горизонтальной линии. Оптимальная ширина строки от 8 до 12 слов.
Использовать графику чтобы подчеркнуть содержание. Исследования показывают, что телесообщения теряется, когда изображения не подкрепляют произносимые слова.
Как Соответствует ли этот сайт модели вещания?
Ассоциация выпускников Массачусетского технологического института
http://alum.mit.edu/
Контрольный список объектов
Кратко?
Заголовки топ страницы?
Короткие абзацы?
С-В-О предложение узоры?
Использует настоящее или настоящее совершенное время?
Использует короткий, знакомые слова?
Использует яркие, активные глаголы?
Начальный экран нагрузка фокусируется на ключевой идее?
Использует логические связи?
этапа содержания от общего к сложному?
Каждая страница предоставляет полезный контент?
Узкая линия ширина?
Графическое подчеркивание содержание?
Принципы журналистики
Точность: главная ценность журналистики.
Сводка : каждое слово имеет значение.
Перевернутый пирамида: самая важная информация вверху.
Назовите это: заголовки, подзаголовки, кикеры именуют информацию.
Своевременность : быстрая подача информации.
Воздействие: информацию, которая важна для читателей.
Ревизия для Интернета
Используйте перевернутый в стиле пирамиды, чтобы написать новый лид — один или два абзаца — для Эта статья. Перевернутая пирамида ставит основную мысль в первый абзац.
Для быстрого обзор стиля перевернутой пирамиды, посетите Useit Джейкоба Нильсена сайт: http://www. useit.com/alertbox/9606.html
Альтернатива
Формы историй эффективны
От Poynter Online: все, что вам нужно
стать лучшим журналистом
http://www.poynter.org/column.asp?id=47&aid=129587
Как написать пресс-релиз?
Сообщения для прессы написаны в виде структуры, известной как перевернутая пирамида. Это краткие, но заслуживающие внимания тексты, опубликованные с целью улучшения имиджа или репутации физического или юридического лица, а не в целях продажи или маркетинга. Формат пресс-релиза прост. Пресс-релизы обычно содержат информацию, подтвержденную данными, о событиях и/или стратегиях, связанных с определенной темой. Пресс-релизы рассылаются через службу распространения с целью привлечения внимания средств массовой информации или повышения осведомленности о новости. Написать пресс-релиз относительно легко, особенно если придерживаться следующего шаблона пресс-релиза.
Как должен быть составлен пресс-релиз?В первом абзаце пресс-релиза должны быть даны ответы на все вопросы « 5W1H » (если применимо): кто, что, когда, где, почему и как . Основное сообщение должно быть изложено во вступительном абзаце, чтобы, если журналист использует только первый абзац, это сообщение было адекватно передано.
Как написать пресс-релиз. Вот что нужно сделать для правильного формата пресс-релизаОсновное сообщение должно быть четко указано в заголовке пресс-релиза, чтобы привлечь внимание журналистов. Тема может быть более подробно рассмотрена в последующих параграфах.
Журналисты, которым нужна дополнительная информация, могут перейти ко второму и третьему абзацам, где тема объяснена более подробно. Эти параграфы могут также включать цитаты из официальных лиц компании или других соответствующих источников.
Последний абзац (обычно четвертый или пятый) должен содержать справочную информацию по теме.
Если субъект пресс-релиза предоставил какую-либо подробную информацию (даты, место проведения, время и т. д.), она может быть предоставлена в конце пресс-релиза в отдельном разделе или рамке.
Учитывая важность поисковой оптимизации сегодня, также важно использовать релевантные ключевые слова в тексте, чтобы обеспечить заметное отображение пресс-релиза в результатах поиска.
Структура пресс-релиза проста. Обычно он состоит из четырех частей: заголовка, начального абзаца, второго и третьего абзацев и последнего абзаца, содержащего справочную информацию.
Чтобы пресс-релиз выделялся среди бесчисленных электронных писем, которые журналист или редактор получает каждый день, ключевое сообщение должно быть передано с помощью убедительного заголовка и усилено в вводном абзаце . Хороший лид-абзац также отвечает на вопросы «5W1H», когда это применимо. Если редактор решит опубликовать только главный абзац, текст должен содержать всю основную информацию.
Во втором и третьем абзацах должно быть больше подробная информация , такая как цель мероприятия, количество ожидаемых участников и т. д. Если журналистам или редакторам нужна дополнительная информация, они должны найти ее в этих двух абзацах.
Если перед мероприятием рассылается пресс-релиз с целью привлечения участников и представителей прессы, в третьем абзаце должно быть сообщено пригласительное сообщение. Дата, время и место проведения мероприятия, а также дополнительная контактная информация должны быть указаны в небольшом отдельном поле в конце пресс-релиза.
Четвертый абзац обычно зарезервирован для справочной информации , такой как история компании, аналогичные события, проведенные в прошлом, или другие подробности, относящиеся к теме пресс-релиза.
Орфографические и грамматические правила структур пресс-релиза
При написании пресс-релиза следует тщательно избегать грамматических и орфографических ошибок. Ошибки означают дополнительную работу для редакторов , что снижает вероятность публикации пресс-релиза. Между тем, заголовки должны быть как поясняющими, так и убедительными. Они не должны быть слишком длинными; скорее, они должны передавать сообщение четко и кратко. Первая буква каждого слова в заголовке должна быть заглавной, а заголовки никогда не должны быть написаны заглавными буквами.
В подзаголовках не следует упоминать товары или услуги или какие-либо конкретные организации. Подзаголовки, освещающие статистику или цифры, часто ценятся журналистами, предпочитающими информацию, основанную на данных.
Следует использовать общеупотребительные шрифты, следует избегать курсива и других гарнитур . Шрифты не должны быть настолько большими, чтобы выглядеть нелепо.
Использование подзаголовков в пресс-релизах облегчает чтение . Их также можно использовать в качестве ссылок, особенно при цитировании данных.
Название рекламируемого продукта, организации или объекта следует использовать как можно реже. Помните: пресс-релиз не является рекламой . Ни один издатель не хочет, чтобы его считали напрямую продвигающим продукт или запуск продукта.
К пресс-релизам применяются стандартные правила использования заглавных букв. Названия должностей должны начинаться с заглавной буквы, и особое внимание следует уделять тому, как они пишутся. Общие должности, такие как директор по маркетингу, менеджер по персоналу или менеджер по продажам, должны быть написаны строчными буквами.
При необходимости можно использовать сокращения , особенно для корпоративных названий. Например, написание «THY» вместо «Turkish Airlines» облегчает читателю задачу. Аббревиатура может быть введена (в скобках) при первом упоминании названия компании, т. е. «Турецкие авиалинии (THY)». После этого можно использовать аббревиатуру.
Числа от первого до десяти должны быть выписаны («один из десяти человек»). Для чисел больше десяти следует использовать цифры («выпущено 11 продуктов»). Даты, проценты, цены и статистические данные должны быть выражены цифрами («7% рынка»).
Важно правильно датировать пресс-релиз. Дата выпуска должна быть указана в правом верхнем углу бюллетеня , что позволяет легко архивировать его. В тексте все даты должны быть указаны четко. Следует избегать двусмысленных выражений, таких как «через несколько дней».
Пресс-релизы по объему не должны быть ни слишком длинными, ни слишком короткими. Если сообщение слишком короткое, оно не может быть сочтено заслуживающим освещения в печати и, следовательно, не опубликовано. Если текст слишком длинный, у журналистов и редакторов может не хватить времени его прочитать. И если они прочитают и опубликуют его, они могут в конечном итоге удалить важный контент из-за недостатка места.
Чтобы быть более точным в отношении длины, идеальное количество слов для пресс-релиза составляет от 350 до 500 , а длина подзаголовка никогда не превышает 90 слов.
В последнем абзаце пресс-релиза можно указать такие сведения, как номера телефонов, адрес электронной почты и другую контактную информацию (включая учетные записи в социальных сетях), которую журналисты могут использовать, если у них возникнут вопросы.
Язык пресс-релиза
Не только написание, но и распространение пресс-релизов через службу выпуска новостей, такую как B2Press, может помочь повысить авторитет бизнеса. При этом ключевым фактором, который следует учитывать при подготовке пресс-релиза, является новостная ценность. Лучший способ определить, заслуживает ли тема освещения в печати, прежде чем отправить пресс-релиз, — это использовать тест «5W1H». Любой текст, который может ответить на эти шесть вопросов — что, где, почему, когда, кто и как — скорее всего, будет считаться заслуживающим освещения в печати. Мы настоятельно рекомендуем вам ознакомиться с образцами пресс-релизов. Так вы сможете лучше понять, как настроить 5W1H.
Заголовок должен быть коротким, но убедительным, с подзаголовком, обобщающим основное сообщение. Подзаголовок и первый абзац должны излагать ключевые моменты пресс-релиза, избегая при этом слишком большого количества деталей (это можно сделать в последующих абзацах).
Пресс-релиз должен быть написан в журналистском стиле, а не повседневным языком. Следует избегать слов похвалы и обобщений. Ожидается, что пресс-релизы будут следовать журналистскому принципу объективности.
Пресс-релиз должен быть понятным, независимо от уровня грамотности целевой аудитории. Имея это в виду, избегайте излишне длинных предложений, сложной терминологии и иностранных слов или фраз.
Особое внимание следует уделить стилю и аккуратности. Ошибки могут привести к тому, что пресс-релиз будет ошибочно принят за рекламный текст, что снизит его шансы на публикацию.
Информационная ценность является главной характеристикой, которую ищут в пресс-релизах. Самым примечательным фактором среди критериев новостной значимости являются цифры и статистические данные. Пресс-релиз, подкрепленный цифрами и коэффициентами, всегда привлечет внимание журналистов и получит широкое освещение в СМИ.
Информационная ценность – это главное достоинство пресс-релизов, которое позволяет отдельным лицам или организациям устанавливать устойчивые отношения с прессой. Хотя информационная ценность варьируется в зависимости от типа публикации, времени публикации, политики публикации и культурных особенностей публики, она зависит от таких критериев, как актуальность, любопытство, влияние, общественный интерес, экстраординарность, известность и негативность в универсальном масштабе. Тем не менее, тексты, основанные на данных, всегда более информативны. На самом деле использование цифр и статистики позволяет предположить, что тема текста на основании доказательств .
Пресс-релиз, подкрепленный цифрами и соотношениями, рассматривается журналистами как значимый и интересный текст, особенно если он соответствует критериям актуальности, воздействия и любопытства. С другой стороны, было бы ошибкой полагать, что каждый текст, содержащий цифры, заслуживает освещения в печати. Важно правильно и осмысленно использовать цифры и статистику.
Что следует учитывать при использовании цифр и статистики
1- Дважды проверьте источник данных
Цифры и статистика в пресс-релизах должны основываться на надежных источниках. В противном случае могут возникнуть рискованные ситуации, которые могут повредить имиджу и репутации. Эти источники включают данные компании о сфере ее деятельности, исследовательский отчет, опубликованный исследовательскими компаниями по данному вопросу, или данные, предоставленные статистическими учреждениями. Независимо от используемого источника, на него должна быть ссылка в тексте новости.
2 — Заставьте журналиста задуматься
Хотя цифры и статистика заслуживают освещения в печати, поскольку они основаны на конкретных результатах, сами по себе они не имеют смысла. Например, утверждение «Число иммигрантов достигло 272 миллионов» содержит числовую информацию, но ее может быть недостаточно, чтобы журналист мог представить реальную величину. Вместо этого утверждение «Количество иммигрантов превысило 3,5% населения мира» подтверждает данные и облегчает их визуализацию.
3 — Сделайте это ярким
Даже если данные, которые должны быть включены в пресс-релиз, представляют собой ценный результат, они не будут эффективными, если они не будут выражены таким образом, чтобы привлечь внимание журналистов. Например; если компания А, имеющая показатель экспорта в размере 50 миллионов долларов США в 2018 году, увеличит этот показатель до 100 миллионов долларов США в 2019 году, это сделает данные более яркими и цепляющими, если они будут выражены как «Компания А удвоила свой экспорт в 2019 году» или «Экспорт Компания А увеличилась на 100% за год», вместо того, чтобы объявить об этом заявлением типа «Экспорт компании А в 2019 году составляет 100 миллионов долларов США». ».
4 — Включите цитаты
Цифры и статистика, которые должны быть включены в текст новости, также имеют решающее значение для определения проблем, связанных с предметом, и дают представление о решениях. На этом этапе необходимо не только сообщить журналисту данные, но и объяснить, что означают эти данные, и оценить текущее состояние. Это дает преимущество с точки зрения имиджа и репутации представителей бренда, которые будут упомянуты в пресс-релизе. Если в повестке дня прессы есть аналогичный вопрос, журналисты могут запросить мнения у представителей бренда, которые ранее давали оценки в этой области.
5- Не выходите за рамки своей области знаний
Оценка числовых данных по предмету, который недостаточно изучен, увеличивает вероятность неправильной интерпретации результатов. Это может ввести в заблуждение прессу и целевую аудиторию, что приведет к потере репутации. Для отдельных лиц или учреждений важно иметь дело с цифрами и статистическими данными, относящимися к их соответствующим областям знаний, как для связи их имен с их соответствующими областями знаний, так и для устранения риска дезинформации.
6- Не вносить изменения в цифры
Числовые данные, содержащиеся в пресс-релизе, не должны изменяться, а должны использоваться, как указано в соответствующих источниках. Например, дробные данные не должны округляться, а должны быть выражены более понятно. Утверждение типа «Уровень зеленых насаждений города достиг 4,7%» можно заменить утверждением «Уровень зеленых насаждений города составляет почти 5%». С другой стороны, «Коэффициент озеленения города достиг 5%» является примером злоупотребления.
Что нельзя сказать о том, как написать пресс-релиз?
Прежде всего, пресс-релизы не должны быть адресованы потребителю, использоваться для продвижения чего-либо или содержать рекламный контент. Кроме того, по возможности не следует отдавать предпочтение таким выражениям, как лучший, самый лучший и т. д. Но если это необходимо, утверждение должно быть проверено.
Следует избегать двусмысленности, а также жаргона, сленга или слоганных выражений.