Как изменилось отношение к браку в России и почему больше не будет никаких русских жен
Наша колумнистка Екатерина Попова рассказывает, почему женщины часто становятся инициаторами разводов, как это связано с изменением института брака и стоит ли обвинять девушек в эгоизме и нежелании сохранять семью.
Теги:
Семья
Семейная жизнь
Брак и отношения
Феминизм
Плохие, негодные маши и даши
Есть три темы, которые можно обсуждать бесконечно: эффективна ли вакцина от коронавируса, надо ли ходить на выборы и виноваты ли женщины в том, что разводов в России регистрируют столько же, сколько браков.
Недавно один из блогеров — в этот раз популярный бизнес-тренер — разразился постом о том, что мы, девушки, виноваты в кризисе института семьи: развалили и его, и часовню XIV века. «Почему всё больше домохозяйств из одного человека?» — вопрошал автор в соцсетях. И тут же отвечал сам себе: потому что современные маши и даши прекрасно осведомлены о том, что не обязаны заниматься сексом, когда муж этого хочет, гладить рубашки, варить борщ и слушаться супруга. В результате васи понимают, что, женившись, получат соседку по коммунальной квартире.
Позже блогеру пришлось добавить апдейт: он-де говорил о всех, а Маша и Даша — это так, для примера. Вася тоже обязан зарабатывать деньги, быть верным, заботиться и делать куннилингус. Но первый пост как нельзя ярче отражает тенденцию: если речь заходит о числе разводов и падающем престиже семейной жизни, то чаще всего вспоминают о женщинах.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Основания для этого есть: согласно исследованию демографов ВШЭ женщины чаще мужчин задумываются о разводе и расторгают брак. Прав и бизнес-тренер: мы действительно усвоили, что не обязаны ни делать минеты, ни готовить ужины, ни тем более подчиняться мужу.
Вот только все, кто из-за этого расстраиваются и пытаются призвать женщин к порядку, забыли, почему это произошло.Хруст французской булки
Еще сто лет назад число разводов было ничтожно мало: например, в 1880 году в Российской империи их зарегистрировали лишь 920, в 1890 — 942. Но изменилось всё буквально за несколько недель после прихода к власти большевиков. Семейное право поменяли сразу после октябрьских событий, и в суды ринулись сотни тысяч людей, желающих расстаться со второй половинкой «без всякой основательной причины, а просто по одному только чисто животному увлечению».
Подлила масла в огонь и эмансипация, которой в СССР занимались масштабно: плакатом «Долой кухонное рабство!» дело не ограничилось. Женщины получили доступ к образованию, в стране создали систему яслей и детских садов, появился общепит, где можно было обедать за копейки. В журналах публиковались рассказы, подводящие читательниц к мысли, что быт не только их обязанность. «Ты, Иван, сам обед свари, мне некогда, сегодня — делегатское. Ворчишь всё, что плохие обеды из столовки приношу, — так свари, я посмотрю твое искусство…» — говорила героиня одного из очерков Фекла Чекунова.
Мужчины уже тогда были не в восторге от происходящего. Авторы вышедшей в 1983 году книги «Труд и быт советских женщин» рассказывают, что после революции мужья активно препятствовали образованию своих жен, понимая, к чему это приведет: «Наши бабы и без грамоты хороши, а если им дать грамоту, то они, пожалуй, нас совсем слушаться не станут». В докладе Сибревкома о вовлечении женщин в работу Советов в 1925 году говорится, что «мужики, чтобы помешать «бабам» организовываться, устраивали препятствия вплоть до избиения своих жен и запирания их на замок».
В трудах теоретиков марксистского феминизма, основы которого были заложены еще в XIX веке, говорится, что подчинение женщин — это результат социальных отношений, а не биологического положения. Если объяснять всё простыми словами, то женщины просто были еще одним средством производства — только не муки или кирпичей, а детей и бытовых услуг.
Сейчас, когда родительство стало самоценностью, мы редко задумываемся о том, что раньше оно являлось единственным способом выжить. Именно дети кормили стариков и защищали их от агрессоров и врагов. Старость наступала гораздо раньше: сказывались и условия жизни, и сложность труда, связанная для большинства жителей страны прежде всего с физической силой, выносливостью и здоровьем. И жена как производительница наследников была незаменима.
По своей сути пресловутые «защитники» всегда были людьми, обороняющими свое имущество. Они не защищали любимую, а охраняли собственность — весьма ценную и полезную в хозяйстве: и будущего кормильца родит, и рубаху сошьет, и в поле поработает. Но жизнь менялась, а потом явились большевики, которые подогнали социальные отношения под новую экономику, объявив, что женщины не послушная скотина, а равноправные участники делегатских собраний.
Мечты о патриархате
«Прекрасной половине человечества» новое положение дел понравилось. Мы можем вздыхать о защитниках, но предложи кто-нибудь отказаться от образования, права работать, распоряжаться своими деньгами и путешествовать — очень удивимся. Уже наши бабушки успели забыть времена, когда за «каменную стену» надо было платить свободой, а их внучкам такая нелепица даже в голову не придет.
А вот мужчины будто застряли в прошлом. Словно дворяне в эмиграции, ностальгирующие об утраченных особняках, конных экипажах и хрусте французской булки, они продолжают вспоминать годы, когда маши и даши знали, что надо быть покорной, вовремя варить борщ и делать минет. Некоторые даже объединяются в движения по реконструкции патриархата, публикуя в пабликах нехитрые правила нью-домостроевского уклада: «Зарплату у жены отобрать, выдавать суммы на аптеку и продукты, собственность записывать на родителей».
Насколько эти фрики от истории удачливы в отношениях, сказать сложно. Есть примеры людей, которым удалось в своей семье возродить уклад наши далеких «прапра». Но на одного такого, скорее всего, приходится тысяча мужчин, которые в конечном итоге остаются одни: женщин, согласных быть служанкой, гораздо меньше тех, кто мечтает о такой супруге.
Впрочем, такие фанаты патриархата — единичные случаи. Но нередко возникают ситуации, когда бизнес-тренер (чувак, ты же должен уметь в экономику!) внезапно начинает ностальгировать по машам, слушающимся мужей. И можно даже понять почему.
Мы постоянно слышим разговоры о традиционных ценностях: то работники загса зайдут в вуз, чтобы рассказать о них студентам, то какой-нибудь депутат объявит, что пора бы ввести эти самые ценности в правовое поле. Никто толком не знает, что они из себя представляют, но вокруг этого словосочетания пылает неистребимый романтический ореол. Сразу представляется что-то чистое, возвышенное и правильное — не чета суровой реальности с ее смогом, пандемиями и экономическими кризисами.
Иногда и события в мире намекают: всё может стать таким, как раньше! Вот, смотрите, с талибами, запрещающими женщинам выходить из дома, учиться в школах и лечиться у докторов-мужчин, встречаются и здороваются за руку высокопоставленные чиновники из разных стран. Наверное, признают, что ничего страшного в такой дискриминации нет — так, культурные особенности. Чем не повод помечтать? Нет, нам, конечно, не надо так, как в Афганистане. Но можно хотя бы напомнить Маше, что борщ и секс — это супружеский долг?
Но женщины не хотят возвращаться в прошлое. Мы давно живем в мире, где можем всё то же, что и мужчины. Можно бесконечно обсуждать, что девушка не поднимет на пятый этаж мешок с цементом, но и большинство мужчин этого не сделают: у одного протрузия, другой в жизни не таскал тяжестей, третий — давно на пенсии и страдает от артрита. Мы занимаемся одинаковой работой, ведем один и тот же образ жизни — так сколько уже можно приставать к нам с требованиями слушаться?
Женщинам нужен совсем другой брак. В нем домашний быт, воспитание детей и уход за стариками делят пополам, сексом занимаются только для обоюдного удовольствия, за погоду в доме отвечают вместе, а личные границы обсуждают и блюдут. Нельзя одной ногой стоять в настоящем, а другой попирать хруст французской булки. Такой шпагат лишь приведет к увеличению популярности «домохозяйств из одного человека».
Ни часовню, ни брак мы, женщины, не трогали. Так что давайте уже побольше писать постов о том, что не так делают васи и олеги: они, черт возьми, тоже участвуют в отношениях!
Женщины и мужчины равны?
Фото: Getty images
Как изменилось отношение жителей Финляндии к России, НАТО и обороне? — РБК
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Скрыть баннеры
Ваше местоположение ?
ДаВыбрать другое
Рубрики
Курс евро на 1 апреля
EUR ЦБ: 84,11
(+0,35)
Инвестиции, 31 мар, 16:54
Курс доллара на 1 апреля
Квинси Промес получил травму спустя четыре минуты после выхода на замену Спорт, 17:55
Экоактивисты налили черную краску в фонтан на площади Испании в Риме Общество, 17:51
В Брянской области произошел пожар на территории птицефермы «Мираторга» Общество, 17:41
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
Кружки и секции: как получить дополнительное образование в своей школе Специальный проект, 17:32
Концерн ThyssenKrupp решил продать «дочку» по производству подлодок Бизнес, 17:25
Дзюба назвал главный секрет последних успехов «Локомотива» Спорт, 17:20
Зеленский сообщил о часовом разговоре с Макроном Политика, 17:14
Харизма: как ее развивать и располагать к себе людей
На интенсиве РБК Pro за 5 дней вы научитесь поддерживать любой разговор и вызывать симпатию даже у тех, кто вам не нравится
Прокачать навык
Сестра Ким Чен Ына заявила, что Зеленский рискует Украиной Политика, 16:55
Под землей, по воздуху и под водой: как работают интернет-артерии планеты РБК и Ростелеком, 16:44
Дзюба после шести голов в четырех матчах РПЛ передал «приветик» хейтерам Спорт, 16:43
Минобороны сообщило об уничтожении склада боеприпасов под Харьковом Политика, 16:41
Митрополиту Павлу стало плохо во время судебного заседания в Киеве Политика, 16:31
«Манчестер Сити» впервые с 2020 года дома разгромил «Ливерпуль» Спорт, 16:26
По трассе М-4 «Дон» в Ростовской области восстановили движение автобусов Общество, 16:13
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Сенатская площадь в Хельсинки. Памятник российскому императору Александру II и лютеранский кафедральный Никольский собор (Фото: Чиженок Александр/PhotoXPress.ru)
Почти 90% жителей Финляндии поддерживают вступление страны в НАТО, показал соцопрос, проведенный Консультативным комитетом по информированию в сфере обороны Суоми (MTS). Как сообщает Yle со ссылкой на исследование комитета, более половины респондентов считают, что в ближайшие пять лет финны будут жить в менее безопасном мире, чем сегодня.
Что беспокоит финнов?
Число финнов, согласных на вступление страны в НАТО, активно выросло в этом году. Как ранее писал РБК, в 2017 году присоединение к НАТО поддерживали 22% опрошенных жителей Суоми, в последней декаде февраля 2022 года, когда Россия уже начала военную спецоперацию на территории Украины, вступление Финляндии в североатлантический альянс впервые поддержали более половины опрошенных (53%). В мартовском опросе это показатель вырос до 62%.
Ноябрьский опрос также показал высокую обеспокоенность жителей Финляндии по поводу отношений с Россией. 87% участников опроса считают РФ угрозой для безопасности страны. Лишь 1% уверены в том, что Россия оказывает положительное влияние на безопасность Финляндии. На вопрос о том, вызывает ли у респондента беспокойство развитие России, в прошлом году положительно ответили 68% участников опроса. В этом году этот показатель вырос до 85%.
adv.rbc.ru
Среди других вопросов, которые беспокоят финнов, — дефицит энергии, рост цен, распространение оружия массового поражения и киберугрозы.
adv.rbc.ru
Кроме того, опрос показал, что 58% респондентов готовы в дальнейшем увеличивать расходы на оборону, а 83% участников согласны с мнением, что Финляндию в случае нападения следует защищать с оружием в руках. При этом финны в целом доверяют обороноспособности страны.
Как изменилось отношение россиян к Финляндии?
Ранее СМИ рассказывали о том, как за год изменилось отношение россиян к Финляндии. Согласно результатам соответствующего ноябрьского соцопроса, число людей с позитивным отношением к Суоми снизилось по сравнению с предыдущими годами с 68% до 51%. Число тех, кто негативно относятся к Суоми, выросло с 5% до 22%. В этом году 46% россиян считают, что отношения между Финляндией и Россией — «прохладные» или «напряженные». В 2021 году так считали лишь 16% россиян. «Враждебными» отношения сегодня называют 4,6% респондентов. В прошлом году таких не было вообще (0%).
Более половины участников опроса (54%) заявили, что угрозу для отношений между двумя странами создает возможное вступление Финляндии в НАТО. При этом только 63% респондентов знали о намерениях Суоми стать членом североатлантического альянса. Напомним, что Финляндия и Швеция подали заявку на вступление в НАТО весной этого года.
Авторы
Роман Кизыма
Изменение отношения (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) — iResearchNet
Определение изменения отношения
Отношение — это общая оценка объектов, идей и людей, с которыми человек сталкивается на протяжении всей своей жизни (например, «смертная казнь — это плохо»). Отношение важно, потому что оно может направлять мысли, поведение и чувства. Изменение отношения происходит каждый раз, когда изменяется отношение. Таким образом, изменение происходит, когда человек переходит от положительного к отрицательному, от слегка положительного к очень положительному или от отсутствия отношения к его наличию. Из-за функциональной ценности установок процессы, меняющие их, были в центре внимания на протяжении всей истории социальной психологии.
Подход двойного процесса к изменению отношения
В соответствии с моделями двойного процесса изменения отношения исследования по этой теме могут быть организованы в соответствии с двумя основными типами процессов: (1) те, которые происходят, когда человек прикладывает относительно небольшие когнитивные усилия, и (2) те, которые возникают при относительно высоких когнитивных усилиях. Количество мыслей и усилий, используемых в любой конкретной ситуации, определяется многими переменными, каждая из которых влияет на мотивацию или способность мыслить. Некоторые примеры включают личное предпочтение вовлечения в сложные мысли, личную значимость объекта отношения и количество отвлечений, присутствующих при попытке думать. Кроме того, процессы как с высокими, так и с низкими усилиями могут работать независимо от того, представлено убедительное сообщение или нет.
Процессы с минимальными усилиямиКогда мотивация и/или способность мыслить на низком уровне (например, когда проблема не имеет личного значения или присутствует много отвлекающих факторов), изменение отношения может быть вызвано различными факторами. малозатратных процессов. К ним относятся некоторые в значительной степени автоматические ассоциативные процессы, а также простые процессы логического вывода.
Ассоциативные процессы
Классическое обусловливание . Один из способов вызвать изменение установки в отсутствие мыслительного усилия — постоянно ассоциировать изначально нейтральный объект установки с другим стимулом, который уже имеет положительное или отрицательное значение. Например, представьте, что каждый раз, когда вы видели своего дядю в детстве, он водил вас в зоопарк. Предполагая, что вам нравится ходить в зоопарк, вы, скорее всего, начнете более позитивно относиться к своему дяде. Если вместо этого каждый раз, когда вы его видели, он водил вас к врачу, чтобы сделать вам прививки, более вероятен противоположный результат. Хотя исследования этого процесса показали, что он наиболее эффективен для ранее нейтральных стимулов (таких как новые слова или объекты), значительное изменение отношения также было обнаружено для объектов положительного и отрицательного отношения. Одна серия исследований показала, что многократное сочетание слов, относящихся к себе (например, «я» и «мне»), с положительными стимулами приводило к значительному повышению более поздних показателей самооценки участников. Таким образом, постоянное связывание объекта отношения или сообщения с чем-то, что вам уже нравится (например, с привлекательным источником), может привести к положительному отношению.
Аффективный прайминг . Другой процесс, включающий ассоциацию двух стимулов, называется аффективным праймингом. В этом процессе положительный или отрицательный стимул (например, такие слова, как любовь или убийство) встречается непосредственно перед новым объектом установки (а не после него, как это происходит при классическом обусловливании). Когда это происходит, реакция человека на положительный или отрицательный стимул будет окрашивать оценку нового объекта, вызывая изменение отношения. Представьте, например, что вы находитесь в незнакомом ресторане и собираетесь попробовать совершенно новое блюдо. Если это блюдо вам принес очень привлекательный официант или официантка, ваша положительная реакция на этого официанта, вероятно, повлияет на ваше первоначальное отношение к еде. Хотя это отношение может меняться по мере того, как вы взаимодействуете с объектом отношения (например, когда вы едите пищу), первоначальная положительная оценка повышает вероятность того, что ваше окончательное отношение также будет положительным.
Простое воздействие . В обоих процессах, обсуждавшихся до сих пор, установка изменяется в результате ассоциации объекта установки с положительным или отрицательным стимулом. Напротив, исследования эффекта простого воздействия показали, что повторное воздействие объекта без ассоциации также может изменить отношение. Проще говоря, этот процесс требует лишь многократного воздействия объекта установки. При этом отношение к объекту становится более положительным; возможно, из-за того, что объект фактически стал ассоциироваться с отсутствием чего-либо негативного. Самые сильные эффекты простого воздействия возникают, когда повторяющийся объект установки имеет малое значение (например, новый) или представлен за пределами сознательного осознания. Одним интригующим следствием этого явления является то, что простое воздействие может помочь объяснить предпочтение, которое новорожденный отдает голосу своей матери. По мере развития ребенка в утробе матери один из раздражителей, который повторяется каждый день, — это голос матери. Таким образом, простое воздействие этого стимула должно привести к тому, что отношение ребенка к голосу (а затем и к его источнику) станет положительным, что укрепит связь между матерью и ребенком.
Логические процессы
Баланс . Один простой логический процесс изменения отношения включает в себя когнитивный баланс. Проще говоря, баланс достигается, когда люди соглашаются с теми, кто им нравится, и не соглашаются с теми, кто им не нравится. Когда это не так, человек испытывает состояние беспокойства, и отношение, вероятно, изменится, чтобы привести систему в равновесие. Например, предположим, вы обнаружили, что вы и ваш злейший враг оба любите одну и ту же группу. Когда это происходит, вы, вероятно, испытываете неприятное состояние дисбаланса, и, чтобы исправить это несоответствие, одно из ваших отношений, вероятно, изменится. Таким образом, изучив информацию, вы можете прийти к выводу, что ваш предыдущий враг гораздо менее неприятен или, наоборот, менее позитивно относится к группе.
Атрибуция . На самом общем уровне атрибуция касается выводов, которые люди делают о себе и других после того, как стали свидетелями поведения и ситуации, в которой оно произошло. Хотя эта тема сама по себе хорошо изучена, ее исследования также выявили ряд процессов, которые могут привести к изменению отношения с минимальными усилиями. Один из процессов атрибуции, который происходит, когда люди плохо настроены на свои собственные убеждения, — это самовосприятие. В этом процессе люди делают выводы о своих собственных установках на основе своего поведения, как если бы они делали это для кого-то другого. Таким образом, люди могут сделать вывод, что если они едят персик или смотрят рекламу персиков, они должны любить персики, даже если раньше они не рассматривали такую возможность. Когда делается этот вывод, он вызывает изменение отношения, делая их отношение к персикам более позитивным.
В родственном явлении, называемом эффектом сверхоправдания, люди приходят к выводу, что им не нравится деятельность, которая раньше доставляла им удовольствие, когда им предоставляется чрезмерное вознаграждение за участие в ней. Исследования продемонстрировали этот эффект, предоставив детям конфеты или другие вознаграждения за участие в деятельности, которую они раньше выполняли просто ради нее самой (например, раскрашивание). Когда это происходит, дети делают вывод, что они выполняли действие ради вознаграждения, а не просто ради удовольствия, и их отношение к такому поведению становится менее позитивным.
Эвристика . Последний процесс, с помощью которого может произойти изменение отношения с минимальными усилиями, — это использование эвристик или простых правил принятия решений, основанных на предыдущем опыте или наблюдениях. Хотя существует бесчисленное множество эвристик, некоторые примеры — «эксперты обычно правы» и «чем больше, тем лучше». Когда мотивация и способность мыслить низки, люди могут использовать простые правила, подобные этим, для формирования оценок. Например, решая, какая новая музыка хороша, кто-то может просто подойти к отделу бестселлеров в местном музыкальном магазине и изучить текущие популярные варианты. Основывая свое мнение на правиле, согласно которому «большинство обычно право», они формируют положительное отношение к тем артистам, которых обнаруживают в этом разделе, и избегают более трудоемких (и дорогостоящих) процессов, таких как критическое прослушивание музыки каждого исполнителя. Или вместо того, чтобы тщательно обдумывать все аргументы убедительного сообщения о новом болеутоляющем средстве, человек может просто пересчитать аргументы и причины: «чем больше аргументов, тем лучше».
Процессы, требующие больших усилий
Существуют также процессы изменения отношения, которые требуют большего использования умственных ресурсов. Когда человек мотивирован и способен приложить большие усилия для вынесения суждения о проблеме или объекте, изменение отношения может произойти из-за характеристик его или ее мыслей (например, являются ли мысли благоприятными или неблагоприятными), его или ее оценки, что хорошие или плохие результаты будут связаны с объектом отношения или осознанием человеком того, что он или она придерживается противоречивых убеждений относительно набора объектов отношения.
Когнитивные ответы . Когда отношение людей меняется в результате приложения высоких когнитивных усилий, одними из наиболее важных аспектов, которые следует учитывать, являются их реальные мысли (когнитивные реакции) по отношению к объекту отношения и любое убедительное сообщение, полученное по теме. Хотя существует ряд различных аспектов, которые следует учитывать, три компонента мышления оказались особенно важными для осуществления изменений. Первый и самый очевидный: являются ли мысли об объекте установки или сообщении в значительной степени благоприятными или неблагоприятными. Изучая соотношение положительных и отрицательных мыслей, можно приблизительно оценить вероятную величину изменения отношения. Если доля благоприятных мыслей больше, чем неблагоприятных, ваше отношение изменится в положительную сторону. Обратное верно, если есть большая доля негативных мыслей. Второй важный аспект касается того, сколько человек думает. Например, чем больше позитивных мыслей у человека об объекте установки, тем более благоприятными будут установки. Третий и последний аспект мышления связан с уверенностью. Размышляя об объекте отношения или убедительном сообщении, люди будут по-разному доверять каждой из своих отдельных мыслей. В той мере, в какой они очень уверены в мысли, она будет иметь большое влияние на их окончательное отношение. Однако те мысли, которые связаны с низкой уверенностью, будут играть относительно незначительную роль в любом изменении отношения. Многие вещи могут повлиять на уверенность в мысли, например, насколько легко она приходит в голову.
Хотя эти три фактора легко представить в традиционных условиях убеждения (например, когда вы просматриваете рекламу какого-либо коммерческого продукта), они также влияют на изменение отношения в отсутствие какого-либо убедительного сообщения. Один из способов, которым это происходит, — это когда люди разыгрывают ролевые игры или представляют, что кто-то другой подумал бы о проблеме. Представьте, например, что вам нравится курить сигареты. Теперь придумайте как можно больше причин, чтобы бросить курить. Благодаря когнитивным реакциям, которые вы создали, участвуя в этом процессе, вы можете изменить свое отношение к курению. Как вы, наверное, догадались, чем больше мыслей и усилий вы вкладываете в ролевую игру, тем больше вероятность того, что отношение изменится. Если вы действительно приложили много усилий для выполнения этого упражнения, то, вероятно, вы создали ряд негативных мыслей о курении табака. В этом случае можно ожидать, что ваше отношение к курению стало более негативным. Однако это может быть правдой, а может и не быть, в зависимости от вашей уверенности в произведенных мыслях. Если бы вы породили большое количество антитабачных мыслей, но не были уверены в правильности каждой из них, то они очень мало повлияли бы на ваше отношение, особенно если бы им противостояли некоторые очень позитивные мысли, к которым вы относились с высокой уверенностью.
Процессы ожидаемого значения . Согласно теории обоснованного действия, установки создаются посредством индивидуальной оценки того, насколько вероятно, что данный объект установки будет связан с положительными (или отрицательными) последствиями или ценностями. Чем более вероятно, что объект отношения (например, автомобиль) связан с положительным результатом (возможность ездить на работу) или ценностью (оставаясь в безопасности), тем более позитивным будет отношение. Хотя некоторые исследователи утверждают, что все установки определяются таким образом, наиболее вероятно, что этот процесс происходит только тогда, когда люди прилагают достаточные усилия для рассмотрения всех возможных последствий и ценностей, которые могут быть связаны с данным объектом установки. Интересно, что когда люди вовлечены в этот процесс напряженного рассмотрения объекта или сообщения, они могут фактически изменить свое собственное отношение. Если, например, вы недавно приобрели спортивный внедорожник просто из-за имиджа, который он создает, ваше отношение к нему может стать более негативным, если вам будет предложено рассмотреть все последствия (например, очень дорогие счета за топливо) и ценности (например, содействие независимости США от иностранных поставок нефти), которые с ним связаны.
Диссонансные процессы . Согласно теории когнитивного диссонанса, люди мотивированы придерживаться последовательных установок. Из-за этой мотивации к постоянству люди испытывают неприятное физиологическое возбуждение (учащение пульса, потливость ладоней и т. д.), когда они добровольно совершают действия, противоречащие их убеждениям, или осознают, что обладают двумя или более конфликтующими установками. . Затем этот опыт побуждает их изменить свое отношение, чтобы устранить неприятные чувства. Когда люди делают выбор среди альтернатив, процессы диссонанса часто приводят к изменению отношения. Исследования показали, что как только люди сделают выбор, отношение к каждому из возможных вариантов изменится таким образом, что выбранная альтернатива будет рассматриваться более позитивно, а невыбранная альтернатива (альтернативы) будет рассматриваться более негативно, чем до выбора. Это уменьшает переживание аверсивного диссонанса, которое могло бы произойти, если бы они все еще очень положительно относились к невыбранному варианту. Если вы когда-нибудь покупали товар, в котором оказались недостатки, то наверняка сталкивались с диссонансом. Когда возникает подобная ситуация, ваше поведение (покупка продукта) не соответствует вашим представлениям о продукте (он ущербен), и это вызывает диссонанс. Чтобы разрешить этот диссонанс, вы должны изменить либо свое отношение к товару (и решить, что он действительно хорош), либо свое поведение (вернуть его в магазин).
Сила отношения
Одной из важнейших характеристик отношения является его сила. Сила отношения связана с устойчивостью отношения, сопротивлением изменениям и способностью предсказывать поведение. Чем сильнее установка, тем больше она проявляет эти характеристики. Как и следовало ожидать, установки, создаваемые когнитивными процессами, требующими больших усилий, сильнее тех, которые создаются процессами, требующими малых усилий. Поскольку они являются результатом более значительных когнитивных усилий, эти установки часто основаны на более последовательной информации, поддерживаются более развитой структурой знаний (например, связанными убеждениями и ценностями) и удерживаются с большей уверенностью, чем установки, созданные низким уровнем интеллекта. — процесс усилия. Если, например, ваша недавняя покупка автомобиля была основана на многомесячных исследованиях и тест-драйвах, то, скорее всего, у вас есть целый ряд информации, подтверждающей ваше положительное отношение к автомобилю. Эта связанная информация затем будет служить для поддержания отношения, позволяя ему сохраняться в течение всего срока службы транспортного средства и сопротивляться изменениям (например, после негативных переживаний, таких как поломки). Если вместо этого ваше отношение было основано на процессе, не требующем больших усилий (например, на эвристическом правиле «если это выглядит хорошо, то это хорошо»), то это отношение может быть легко изменено, когда вы переживаете негативные события и у вас появляется мотивация критически мыслить о них. объект отношения.
Ссылка:
- Петти, Р. Э., Уилер, С. К., и Тормала, З. Л. (2003). Убеждение и изменение отношения. В Т. Миллон и М. Лернер (ред.), Справочник по психологии: Личность и социальная психология (стр. 353–382). Хобокен, Нью-Джерси: Wiley.
Отношение и изменение отношения | Encyclopedia.com
Отношение — это предрасположенность реагировать когнитивно, эмоционально или поведенчески на конкретный объект, человека или ситуацию определенным образом.
Отношение состоит из трех основных компонентов: когнитивного, аффективного и поведенческого. Когнитивный компонент касается убеждений; аффективный компонент включает чувства и оценки; а поведенческий компонент состоит из способов действия по отношению к объекту установки. Когнитивные аспекты отношения обычно измеряются с помощью опросов, интервью и других методов отчетности, в то время как аффективные компоненты легче оценить, отслеживая физиологические признаки, такие как частота сердечных сокращений. Поведение, с другой стороны, может быть оценено путем непосредственного наблюдения.
Поведение не всегда соответствует чувствам и убеждениям человека. Поведение, отражающее данное отношение, может быть подавлено из-за конкурирующего отношения или из уважения к мнению других, которые с ним не согласны.
Отношения формируются по-разному. Дети усваивают многие из своих установок, моделируя установки своих родителей. Классическое обусловливание с использованием приятных стимулов — еще один метод формирования отношения, который широко используется рекламодателями, сочетающими продукт с запоминающейся музыкой, успокаивающими цветами или привлекательными людьми. Оперантное обусловливание , использующее вознаграждение, является способом формирования отношения, часто используемым родителями и учителями. Отношение также формируется через непосредственный опыт. На самом деле известно, что чем больше человек подвергается воздействию данного объекта, будь то песня, стиль одежды, напиток или политик, тем более позитивным будет его отношение.
Один из самых распространенных видов общения, убеждение, – дискурс, направленный на изменение отношения людей. Его успех зависит от нескольких факторов. Первым из них является источник или коммуникатор сообщения. Чтобы быть эффективным, коммуникатор должен пользоваться доверием, основанным на его или ее предполагаемом знании темы, а также считаться заслуживающим доверия. Чем больше воспринимаемое сходство между коммуникатором и аудиторией, тем выше эффективность коммуникатора. Это принцип, лежащий в основе непрекращающихся попыток политиков изобразить себя в народной, «домашней» манере для своих избирателей. Эта практика стала включать в себя различение и дистанцирование от «инсайдеров Вашингтона», которые воспринимаются большинством электората как отличные от них самих.
При анализе эффективности самого убедительного сообщения способ подачи сообщения не менее важен, чем его содержание. Факторы, влияющие на убедительность сообщения, включают в себя то, представляет ли оно одну или обе стороны аргумента; указывает ли он на неявный или явный вывод; вызывает ли это страх ; и представляет ли он свои самые сильные аргументы первыми или последними. Если бы один и тот же коммуникатор представил одно и то же сообщение двум разным группам, количество людей, чье отношение было изменено, все равно различалось бы, поскольку переменные аудитории, такие как возраст, пол и 9Интеллект 0085 также влияет на изменение отношения. Многие исследования показали, что женщины более восприимчивы к убеждению, чем мужчины, но для объяснения этого явления были выдвинуты противоположные теории. Некоторые приписывают это превосходным вербальным навыкам женщин, которые могут увеличить их способность понимать и обрабатывать словесные аргументы. Другие утверждают, что это культурно определяется тем, что женщины испытывают большее давление, чтобы соответствовать мнениям и ожиданиям других.
Влияние интеллекта на изменение отношения неубедительно. С одной стороны, было выдвинуто предположение, что чем выше интеллект человека, тем больше он склонен учитывать разные точки зрения. С другой стороны, людей с более высоким интеллектом может быть труднее убедить, потому что они с большей вероятностью обнаружат слабые места в аргументах другого человека. Однако есть свидетельства прямой связи между самооценкой и изменением отношения. Люди с низкой самооценкой часто недостаточно внимательны, чтобы воспринимать убедительные сообщения, в то время как люди с высокой самооценкой слишком уверены в своем мнении, чтобы его легко убедить изменить его. Легче всего убедить людей, как правило, людей с умеренным уровнем самооценки, которые, вероятно, заплатят разумную сумму в 9 долларов.0085 обращайте внимание на то, что говорят окружающие, и оставайтесь достаточно открытыми, чтобы это изменило их мнение.
Средство убеждения также влияет на изменение отношения («средство — это сообщение»). Личная коммуникация обычно более эффективна, чем, например, массовая коммуникация, хотя эффективность любого компонента коммуникации всегда предполагает взаимодействие всех их. Эффекты убеждения могут принимать различные формы. Иногда они очевидны сразу; в другое время они могут задерживаться (так называемый «эффект спящего»). Кроме того, люди могут часто менять свое отношение только для того, чтобы со временем вернуться к своим первоначальным мнениям, особенно если их окружение поддерживает первоначальное мнение.
Модель убеждения, основанная на обработке информации, разработанная психологом Уильямом Макгуайром, фокусируется на хронологической последовательности шагов, необходимых для успешного убеждения.