Что такое доминанта? — Нож
Слово «доминанта» давно вошло в обиход и стало привычным. Оно может означать главный прием, господствующую тональность, ведущий элемент, акцент внимания — казалось бы, с этим всё понятно. Однако мало кто помнит, что авторство теории доминанты принадлежит замечательному русскому физиологу Алексею Алексеевичу Ухтомскому (1875–1942), человеку во многом уникальному. Физиолог мирового значения, помимо научных трудов он оставил обширное литературное наследие. Его тексты могут восприниматься одновременно и как страницы увлекательного романа, и как фрагменты философских трактатов.
В своих ранних дневниках Ухтомский охарактеризовал область своих интересов как «анатомию человеческого духа до религии включительно». В его ранних дневниковых записях есть попытки «оправдать молитву из начал науки».Если бы не слава Ухтомского как ученого с мировым именем, его мысли, возможно, так и остались бы без внимания. Однако для нас, людей, столкнувшихся со стремительным развитием информационных технологий и связанной с ним перестройкой внимания, представление о доминанте актуально как никогда.
Летом 1922 года, работая в Университетской физиологической лаборатории возле Петергофа, Ухтомский приступил к описанию своего основного открытия, считая его исключительно важным и обладающим всеобщим значением:
«Есть не теория и даже не гипотеза, но преподносимый из опыта принцип очень широкого применения, эмпирический закон, вроде закона тяготения, который, может быть, сам по себе и не интересен, но который достаточно назойлив, чтобы было возможно с ним не считаться».
Попробуем разобраться, на чем основывается принцип доминанты и чем он может быть полезен для нашей жизни.
Доминанта и природа вниманияДля начала полезно задуматься о том, что представляет собой внимание. Сказать об этом в двух словах не так-то просто. О внимании мы чаще всего вспоминаем, когда сталкиваемся с его дефицитом. От СДВГ — синдрома дефицита внимания и гиперактивности — всё чаще страдают современные дети. На информационную перегрузку (по сути, перегрузку внимания) жалуется большое количество людей.
Ухтомскому принадлежит неоспоримая заслуга описания физиологической основы внимания, и объясняет он ее как раз с помощью доминанты:
Если попытаться сформулировать эту мысль максимально просто, можно сказать, что в определенный момент времени наше внимание может быть связано лишь с одним очагом возбуждения. Когда у нас одновременно болит голова и крутит живот, наше внимание будет обращаться к дискомфортным ощущениям не единовременно, а попеременно.«Доминанта — это принципиально нарушенное равновесие в нервной системе, когда господствующий очаг возбуждения разгорается, привлекая к себе волны возбуждения из самых различных источников. Одномоментно доминанта тормозит все прочие, в том числе и постоянные, раздражители».
Иными словами, в каждый конкретный момент времени из фона может быть выделена лишь одна фигура.
Ухтомский писал о физиологической основе внимания как о том, что обуславливает «рабочую позу организма». Доминанта — это форма причинности, которая «держит в своей власти всё поле душевной жизни человека». Активация доминанты напоминает состояние влюбленности, когда мысли любящего всё время возвращаются к объекту его страсти. Когда мы заболеваем, чаще всего все переживания стягиваются именно к болезни — так проявляет себя доминанта.
Творческая доминанта — определенная тема, завладевшая сознанием ученого, музыканта или художника — охватывает материал из всех сфер жизни творца. Она подчиняет себе всё, порой заставляя забывать о сне и отдыхе. Ухтомский писал, что такая доминанта дает творцу «маховое колесо — руководящую идею, основную гипотезу… избавляет мысль от толчков и пестроты и содействует сцеплению фактов в единый опыт».
Мифы многозадачности«Проблема доминанты — проблема устойчивости при всех текущих колебаниях».
А.А. Ухтомский
Американский психолог Дэниел Гоулман, книга которого «Эмоциональный интеллект» уже давно стала бестселлером, отмечает, что одной из главных причин, мешающих нам сфокусироваться, является развитие современных технологий.
Мы постоянно отвлекаемся от текущих задач для того, чтобы проверить почту, ответить на сообщение в мессенджере или заглянуть на страницы знакомых в социальных сетях. Казалось бы, что в этом плохого? Многие утверждают, что, отвлекаясь на разные дела, они успевают следить за всем, что делают. Иногда переключение внимания рассматривается как весьма полезный навык, позволяющий повысить работоспособность. В подтверждение сторонники многозадачности приводят слова Льва Толстого, утверждавшего, что отдых — это не что иное, как смена деятельности. Однако смена деятельности и многозадачность — совсем не одно и то же.Из сказанного выше следует, что многозадачность отличается от способности к переключению. Но чем именно?«Многозадачность — не более чем миф. И наше внимание — скорее узкий луч фонарика, а не солнце в небе. Мы не можем „осветить“ им все объекты сразу, — пишет Гоулман. — Многозадачность на самом деле состоит не в умении концентрировать внимание на нескольких предметах интереса или сферах деятельности, а в умении быстро переключаться с одного занятия на другое. Но, как бы быстро это ни происходило, постоянные переключения истощают наше внимание, нам каждый раз требуются время и определенные усилия, и чем дальше — тем больше».
Одним из основных положений Ухтомского о доминанте является тезис о том, что в один момент времени активной может быть лишь одна доминанта. А значит, когда речь заходит об эффективности той или иной деятельности, правильнее говорить не о многозадачности, а способности к переключению. Собственную способность к переключению можно и нужно контролировать.
Обучая медитации в группах или индивидуально, я заметила, что наибольшую сложность у практикующих вызывает именно фиксация осознавания: обычно непросто удерживать в уме задачу наблюдения за восприятием. Вместе с тем это вполне конкретный навык, и на его освоение требуется определенное количество времени (точнее, часов). Исследования в области нейропластичности мозга о его способности укреплять уже существующие нейрональные связи и формировать новые, лишь убеждают в такой возможности. Причем навык наблюдения за осознаванием можно развивать вне зависимости от возраста. В конечном итоге это позволит вам наблюдать и управлять своими доминантами и тем самым значительно облегчит жизнь.
Доминанта и фокусВ «Эмоциональном интеллекте» Гоулман отмечает, что из-за неспособности переключиться с одного фокуса на другие человек может угодить в замкнутый круг хронической тревоги. Психолог сравнивает внимание с негибкой трубкой. Многие из нас становились свидетелями ситуаций, когда призывы о переключении, обращенные к зациклившемуся на собственных (как правило, тяжелых) переживаниях человеку, ни к чему не приводят. Быстрое переключение в такой ситуации для многих оказывается практически невозможным.
Тренировать навык в психологически сложной ситуации практически невозможно — на это просто не хватает ресурсов. Потому лучше научиться переключать внимание заранее. Также имеет смысл не допускать истощения внимания, вызванного его постоянным переключением.Гоулман пишет:
«На самом деле мы не расщепляем внимание, а быстро переключаемся. При этом бесконечное переключение истощает внимание, мешая сосредоточиться».
Не в этом ли причина того, что, имея под рукой удобные девайсы, расширяющие арсенал наших возможностей, мы жалуемся на то, что мало успеваем или не можем сосредоточиться и быстро устаем? Об этом стоит задуматься.
Подытоживая сказанное, отмечу, что наблюдение за сменой доминант является крайне важным навыком. Как минимум он нужен для соблюдения психогигиены. Это особенно актуально в ситуации интенсификации информационного потока. Факт, что обилие информации влияет на характер внимания, игнорировать просто невозможно.
Немецкий философ Мартин Хайдеггер еще в середине XX века предупреждал о приближающейся «волне технической революции», которая сможет «захватить, околдовать, ослепить и обмануть человека так, что однажды вычисляющее мышление останется единственным способом мышления». Хайдеггер считал, что вычисляющему мышлению может противостоять только осмысливающее мышление, и сокрушался о том, что его проявления мы наблюдаем всё реже. Вместе с тем осмысливающее мышление, хоть и с некоторой натяжкой, можно уподобить процессу наблюдения за осознаванием. Важно понимать, что это не абстракция, а вполне конкретное действие, напрямую влияющее на доминанты.
В представлении Ухтомского доминанта на лицо другого предполагает ситуацию, когда «дается место Собеседнику», состояние, в котором уничтожается «заслонка» между людьми. Те, кто знаком с историей русской мысли, вспомнят хомяковские идеи о бескрайнем и широком единении индивидуальностей. А знатокам западной философии придет на ум аналогия с положениями герменевтики Гадамера, восходящими к концепции диалогических отношений.
Ухтомский пишет о том, что собеседник должен воспитывать в себе «доминанту на лицо другого», а затем вводит еще одну категорию — категорию «Лица». Может сложиться впечатление, что идеи ученого — умозрительные концепции, питающиеся идеями христианства, но такой вывод был бы ошибочным: на самом деле идеи русского физиолога намного опередили время.
Так, современные исследования в области нейрофизиологии мозга (в частности, труды Дэниела Сигела) показывают, что понимание того, что тебя не понимают и не чувствуют на нейрональном уровне, воспринимается как физическая боль.Потребность быть понятым можно отнести к одной из существенных потребностей, столь же важных, как потребность в пище или в безопасном пространстве.
Одной из наиболее интересных идей Ухтомского является идея о законе Двойника и законе Заслуженного собеседника.
«Между нами и переживаемой реальностью стоят, прежде всего, наши доминанты, которые ведь преломляют для нас действительность, равно как наши реакции на действительность в чрезвычайной степени. Доминанты создают „предрассудки“, то есть те предпосылки мысли, которые эта последняя вносит в работу сама от себя, не отдавая себе в этом отчета. Значительная часть таких предрассудков совершенно неизбежна и имеет нормальное рабочее значение».
Итак, что же представляет собой закон заслуженного собеседника? Он основывается на предположении, что выборочность восприятия заставляет нас видеть в мире и людях то, чего мы заслуживаем. С точки зрения наиболее сейчас популярного клиент-центрированного подхода в психологии подобное заявление может показаться сомнительным, если не оскорбительным. Мы получаем то, что заслуживаем? А как же абьюзивное поведение? А нарциссизм? Неужели подвергшийся насилию человек заслуживает этого? Отметим, что речь здесь идет именно о восприятии. Другими словами, одно и то же событие может быть воспринято по-разному не только разными людьми, но и нами самими в разных обстоятельствах.
Такие представления очевидным образом пересекаются с описанием проекций, о которых много говорят не только профессиональные психоаналитики и психологи, но и просто интересующиеся психологией люди. Природа переносов и контрпереносов, выражающаяся в понимании того, что партнер или собеседник, разговаривая с нами, обращается к кому-то другому, может быть объяснена с точки зрения доминанты.
Впрочем, согласно Ухтомскому, существует возможность выхода из подобной обусловленности.
«С того момента, как человек решится однажды вынести свою установку (свою доминанту) на Собеседника вне и помимо себя, начинается всё растущий труд над собой и ради другого, то есть всё больший уход от себя в жизнь для ближнего. Награда, и притом ничем не заменимая, в том, что изобилию жизни и дела конца уже нет».
Смысл приведенной цитаты чем-то напоминает то, что психологи называют полнотой присутствия (или нулевой позицией), а духовные практики — состоянием свидетельствования. Выбрав подобный подход, становится возможным по-настоящему понять другого человека и проникнуться его состоянием. Как подтверждают исследования в области нейропсихологии, восприимчивость — как по отношению к другим, так и по отношению к себе самому — внушает ощущение безопасности.
Она противоположна реактивности как фактору выживания, активирующей паттерны «бей — беги — замри». C этой позиции становится понятен механизм исцеляющего внимания терапевта.К сожалению, многим детям приходится выживать в эмоциональной пустыне, испытывая нездоровые формы привязанности. Следствием этого является то, что у людей, лишенных в детстве эмоционального тепла, миндалевидное тело в лимбической системе мозга более ярко реагирует на озлобленные лица. С точки зрения теории Ухтомского, таким образом формируются доминанты, окрашивающие восприятие в мрачные тона, провоцирующее враждебность и настороженность. Однако важно помнить, что доминанты могут меняться, поэтому, даже если мы стали свидетелями подобных процессов, мы по-прежнему способны активно влиять на собственную судьбу.
Принцип доминанты. Интеллектика. Как работает ваш мозг
Принцип доминанты
Бесценные области реального бытия проходят мимо наших ушей и наших глаз, если не подготовлены уши, чтобы слышать, и не подготовлены глаза, чтобы видеть.
А. А. Ухтомский
Чувство – результат интерпретации ситуации. Но процесс интерпретации происходит непрерывно. Поэтому возникает проблема конфликта чувств. Какое чувство будет определять поведение организма?
Для решения этой проблемы природа применила принцип доминанты, который был открыт и подробно описан А. А. Ухтомским. Принцип доминанты заключается в том, что более сильное чувство усиливается за счет более слабого. Даже при наличии важных, но не доминантных стимулов доминанта тормозит те области коры, которые обычно реагируют на эти стимулы.
Доминанта позволяет человеку сохранять психическую устойчивость и быть не зависимым от текущей ситуации. Кроме того, она «окрашивает» текущую ситуацию: в плохом настроении все события кажутся отвратительными, а в хорошем – те же события становятся радостными.
Особенно ярко доминанта проявляется во время полового возбуждения. Еще задолго до того, как человек осознает свое возбуждение, в крови начинает расти уровень гормонов. Постепенно чувствительность к сексуальным стимулам растет, а чувствительность других областей восприятия снижается. В определенный момент сексуальное возбуждение проникает в сознание и захватывает его, переключая мысли одну за другой на сексуальную волну. Пока эта волна не накроет человека с головой.
Доминанта – это стойкое возбуждение коры мозга, поэтому сменить доминантное чувство не так легко. Человека, находящегося в депрессии, вывести из нее очень трудно. Любые ободряющие слова будут интерпретироваться как жалость к его несчастной судьбе, что делает его несчастье еще более глубоким.
Во время хорошего настроения память работает на его поддержание. Мы вспоминаем только удачные эпизоды, и жизнь представляется сплошным праздником. И наоборот: стоит победить грустному чувству, и вся жизнь кажется нам цепью провалов и неудач.
А. А. Ухтомский писал, что доминанта – это «центр, вокруг которого группируются вся деятельность, поведение, творчество человека».
Смена доминанты происходит во время сильного воздействия на органы чувств: вспышка, хлопок, ожог, удар, нашатырь. Но такие методы плохи тем, что неизвестно, на какую доминанту человек переключится.
С точки зрения нормальной работы интеллекта, отслеживание доминанты – это важнейший момент. Ибо доминанта отключает те области коры, которые не соответствуют доминанте. А это значит, что если с доминантой не повезло – включилась пластинка «Я тупой, я неспособный», – то именно так и будет. Доминанта просто отключит интеллект.
Запомните этот важный момент. Бороться с доминантой напрямую бессмысленно. Если вас захватило чувство собственной беспомощности, то ваш интеллект уже отключен. Попытки разумного поведения в этой ситуации обречены на провал. Человек управляется чувствами, а не разумом.
Если вы хотите управлять разумом, сначала возьмите под контроль свои чувства.
Для обеспечения нормальной работы интеллекта нужно отслеживать доминантное чувство и переключать его, если это чувство мешает нормально соображать. Это задача непростая. Для ее решения существует два метода. Более простой состоит в том, чтобы заняться деятельностью с мощной активацией органов чувств. Это могут быть спортивные единоборства, гонки, энергичные танцы, баня с обжигающим паром и ледяным бассейном. Такой метод хорош для разовой смены доминанты, но у него есть и недостатки: он не всегда доступен и часто требует большого количества времени.
Другой метод заключается в том, что доминантное чувство создается заранее и всячески поддерживается. Тогда любые внешние события уже не могут поколебать это чувство, и человек сам управляет своим настроением. Это чувство имеет название воля и должно быть связано с понятием «Я и мир».
Волевое поведение основано на поддерживании высокой значимости собственных решений. Нужно сознательно культивировать в себе чувство собственного всемогущества. «Я велик! Я добьюсь любой поставленной цели! Я могу добиться в жизни всего!» Такой подход требует ежедневных усилий по поддержанию доминантного чувства, но и он гарантирует безотказную работу интеллекта. Интеллект будет всегда работать на полную мощность.
По словам австрийского психолога К. Бюлера, сила интеллекта состоит в «предвосхищающем удовольствии». Вы настраиваетесь на достижение своей цели и получаете удовольствие не после достижения цели, а сразу – от сознания собственного всемогущества.
Такой подход имеет еще одно преимущество, далеко не последнее по важности. Настрой на высокие цели требует хорошего здоровья. Если человек начинает использовать этот подход, то его мозг тут же посылает всем органам команду на боевую готовность. Легкие активно насыщают кровь кислородом, сердце энергично снабжает кровью весь организм, организм бодро настраивается на энергичную деятельность. И вы вдобавок к мощному интеллекту получаете богатырское здоровье.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
2. Функции доминанты
2. Функции доминанты Кроме описанной уже функции интеграции психического (единство поведения) у доминанты есть еще две чрезвычайно существенные роли: во-первых, формирование «интегрального образа», во-вторых, мотивационная функция.Для более или менее точного понимания
Принцип
Принцип То, что мир далеко не таков, каким он нам представляется, – мысль в философии совсем не новая. Но каков он? Для решения этого уравнения (а в ответе уравнения, как известно еще из средней школы, допускается неизвестное) было изобретено странное слово-словосочетание
2.1. Взаимосвязь гестационного процесса с психологией беременной. Диагностика психологического компонента гестационной доминанты
2.1. Взаимосвязь гестационного процесса с психологией беременной. Диагностика психологического компонента гестационной доминанты Сегодня активно изучаются факторы, оказывающие влияние на развитие ребенка, когда он находится во внутриутробном состоянии, и влияющие на
Тест на выявление типа психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД)
Тест на выявление типа психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД) Психолог организует работу с беременной женщиной, так как именно мать может оказывать позитивное влияние на свой плод. Для организации работы с беременной и при необходимости коррекции ее
Принцип иллюзионизма — основной принцип манипуляционной психологии
Принцип иллюзионизма — основной принцип манипуляционной психологии На основе систематических исследований и наблюдений автором впервые разработано новое направление в психологии — манипуляционная психология и введены новые принципы.Основой манипуляционной
Закон доминанты, или Центр управления найден!
Закон доминанты, или Центр управления найден! Итак, у нас есть канал связи в виде резонансной частоты и пульт управления – индивидуальный микрокосмос. Для того чтобы произошло очередное событие в нашей жизни, на пульте нужно нажать определенную кнопку. Как это делается и
14.4.2. Активный отдых путем переключения рабочей доминанты
14. 4.2. Активный отдых путем переключения рабочей доминанты Эффект отдыха или повышения уровня бодрствования может дать смена видов решаемых человеком задач. Для этого целесообразно по возможности предусмотреть чередование стереотипного вида деятельности,
Принцип
Принцип Понедельник, час дня, рост акций не прекращается с того самого момента, как прозвучал сигнал к началу торгов. Технологические акции — плюс один процент. Ценные бумаги — плюс два процента. Акции компаний потребительского сектора — Best Buy, Macy’s, Costco — прут все выше и
Принцип
Принцип Давайте немного поговорим об… отрицательном наклоне кривой спроса. С чего это вдруг? — удивитесь вы. А вы-то думали, что речь пойдет о сексе! Надеялись узнать, как разжечь пламя в своей постели, — а вместо этого вам предлагают разбираться с каким-то явно
Принцип
Принцип Свидание прошло отлично. Аарон был просто душка. Умный, с докторской степенью по истории России и местом преподавателя в одном приличном вузе. Он оказался евреем. Он заплатил за ужин. Он смеялся над ее шутками. Проводил ее до дома, поцеловал на прощание, не пытаясь
Принцип
Принцип Мы все обещаем себе стать лучше. Мы каждый месяц собираемся приберечь небольшой «стратегический запас» на будущее. И каждое утро планируем съесть за день ровно ту норму фруктов, овощей и цельных злаков, которую советуют диетологи. И всем сердцем желаем держаться
Принцип
Принцип Начнем с истории, хорошо известной в финансовом мире. Ее знает каждый студент-первокурсник любого экономического вуза. Возможно, и вы ее уже где-то слышали. Это история о тюльпаномании, и вот как она звучит в нашем несколько приукрашенном изложении{75}.Одним погожим
Принцип
Принцип Вам словосочетание «Карибский кризис» о чем-нибудь говорит? Ну, это тогда, когда США и СССР чуть не разнесли друг друга в щепки атомными бомбами. Помните, но с трудом? Поможем: осенью 1962 г. США обнаружили, что их супервраг тайно размещает на Кубе военную технику — и,
От сексуальной доминанты к демонической зависимости
От сексуальной доминанты к демонической зависимости Особенно беззащитными оказываются перед подобным демоническим воздействием дети и подростки.Именно на них рассчитаны самые бесстыдные формы публичной демонстрации интимной жизни, когда телевидение в специальных
6 способов справиться с доминирующей личностью
Источник: фото Los Muertos Crew из Pexels
Почти в каждой команде есть по крайней мере один доминирующий тип личности, который мотивирован победой, соревнованием и достижением результатов. В то время как доминирующие типы личности часто считаются властными и уверенными в себе, у их характеристик есть и обратная сторона. Они также могут стать упрямыми, агрессивными и чрезмерно прямыми.
Возьмите Гейба, менеджера по развитию бизнеса в компании по производству продуктов питания и напитков. Гейба считали «деятелем» или человеком, который общителен и всегда готов принять вызов. Он был решителен, никогда не колебался и быстро действовал, чтобы стимулировать новые продажи. Его требовательный и напористый стиль привлек компанию к новым клиентам, но за это пришлось заплатить. Гейб часто расстраивал высшее руководство, когда обходил полномочия, чтобы протолкнуть новые процедуры. Он также имел тенденцию зацикливаться на планах продаж в ущерб долгосрочным отношениям с клиентами.
Работать с кем-то вроде Гейба может быть непросто, особенно если вы находитесь на противоположном конце спектра личности. Многие из моих коучинговых клиентов, которые, как правило, сдержанные, чуткие, ориентированные на людей профессионалы, борются с доминирующими личностями. Им трудно иметь дело с властным и требовательным характером их доминирующих коллег, и многим из моих клиентов трудно устоять перед лицом сильной воли доминирующего типа.
Если это звучит знакомо, то вы можете задаться вопросом, почему ваши доминирующие коллеги делают то, что они делают, и как обрести мир, работая с ними. Хорошо, что вам не нужно отказываться от добросердечия и заботы, если это ваша естественная склонность. Но если вы хотите добиться успеха в трудовой жизни, важно научиться работать с личностями, отличными от ваших собственных, в том числе с доминирующими типами.
6 способов более эффективно работать с доминирующими типами личности
1. Сосредоточьтесь на том, «что», а не на том, «как». Доминирующие типы личности ориентированы на задачу. Их волнуют результаты, а не процессы. Разговаривая с ними, сосредоточьтесь на конкретных, осязаемых фактах. Лучше делать прямые утверждения или предложения, а не подходить к беседам как к сеансу мозгового штурма. Поговорите о том, как ваше предложение влияет на конечный результат и ожидаемые результаты.
2. Пропустите светскую беседу. Типы доминирующих личностей действуют в срочном порядке и ценят эффективность. Это тот тип коллег, с которыми вам следует пропустить любезности и сразу перейти к делу. Например, опустите такие фразы, как «Как дела?» или «Надеюсь, у вас все хорошо» с самого начала ваших электронных писем. Точно так же сразу переходите к повестке дня встречи, сводя к минимуму шутки.
Не тратьте их время на повторение событий, повторение деталей или подведение итогов. Начните с вашего ключевого сообщения и переходите к сути.
3. Дайте им независимость. Чтобы повлиять на доминирующий тип личности, вы должны понять, что ими движет, а именно достижения и контроль. Чем больше вы дадите этому человеку пространства для самостоятельного решения проблем и принятия решений, тем эффективнее он будет. Доминирующие личности ценят автономию, поэтому не удивляйтесь, если встречи один на один будут краткими или вовсе отсутствовать. Прежде чем делегировать полномочия доминирующей личности, убедитесь, что сферы полномочий четко определены и сформулированы. Сосредоточьте их на смелых, амбициозных долгосрочных целях, чтобы они постоянно стремились к большему.
4. Обдуманно выделить области для улучшения. Предоставляя таким людям отзывы об их работе, сосредоточьтесь на том, как изменения поведения, о которых вы просите, помогут им достичь своих целей и добиться лучших результатов. Например, один из коллег Гейба отметил, что прямолинейность Гейба отрицательно сказывалась на его непосредственных подчиненных. Коллега поделился, что если члены команды уйдут, это будет означать, что у Гейба будет меньше ресурсов для выполнения клиентских продаж, и, следовательно, он может не достичь своих целей. Этот кадр вдохновил Гейба изменить свой подход. Вы также можете использовать сравнение как способ конструктивно мотивировать тех, у кого доминирующий стиль. Например, выделите конкурентов, которые работают лучше, чтобы побудить их к совершенствованию.
5. Заполните пробелы. Для здоровой и продуктивной команды требуется сочетание личностей. Если вы работаете вместе с доминирующей личностью, поощряйте их поведение, становясь их фоном.
В то время как доминирующие типы склонны к инновациям и прогрессу, они также могут игнорировать риски и действовать слишком быстро. Если вы склонны к более осторожному и обдуманному принятию решений, вы можете привнести в процесс стабильность и разумность. Точно так же вы можете быть тем, кто разбивает амбициозные планы на детали и руководит фактической реализацией.
6. Не принимайте их действия на свой счет. Доминирующие типы личности могут ответить резко. Помните, что их резкость не означает, что они злы, расстроены или отвергают вас. Признайте, что если они задают вам острые вопросы, это происходит потому, что они привлекают вас, а не потому, что им не хватает доверия. Ожидайте краткости в общении и поймите, что это часть их обычного поведения, а не отражение вашей адекватности.
Если вы из тех, кто изо всех сил пытался заявить о себе и говорить на рабочем месте или боролся с переосмыслением и неуверенностью в своих решениях, то у доминирующих типов есть чему поучиться. Интегрируйте преимущества их стиля в свой собственный, и вы будете поражены эффективностью вашей команды.
© 2021 Melody Wilding // первоначально опубликовано на Fast Company.
Изображение LinkedIn: Daniel M Ernst/Shutterstock. Изображение на Facebook: Motortion Films/Shutterstock
Ориентация на социальное доминирование — IResearchNet
Определение ориентации на социальное доминирование
Ориентация на социальное доминирование (SDO) — это мера поддержки человеком групповых иерархий. Он отражает отношение человека к иерархии в целом, а также убеждения о том, должна ли его собственная группа доминировать над другими группами. Люди с высоким SDO считают, что общество должно быть структурировано с точки зрения неравенства, когда одни группы находятся наверху (т. е. обладают большей властью и ресурсами), а другие — внизу. Люди с низким SDO, напротив, считают, что общество должно быть структурировано с точки зрения равенства, и ни одна группа не должна доминировать над другими.
Ориентация на социальное доминирование Предыстория и важность
Ориентация на социальное доминирование основана на теории социального доминирования, разработанной Джимом Сиданиусом и Фелисией Пратто. Согласно теории социального доминирования, все общества состоят из групповых иерархий. Групповая иерархия относится к представлению о том, что одни люди доминируют над другими в силу своего членства во влиятельных группах, независимо от их индивидуальных характеристик, таких как харизма и интеллект. Эти группы могут быть организованы по полу, расе, этнической принадлежности, социальному классу, религии, спортивным командам или любой другой социальной категории, имеющей отношение к данному контексту.
Теория социального доминирования постулирует, что групповые иерархии подкрепляются узаконивающими мифами или системами верований, которые указывают, как власть и статус должны распределяться между группами людей. Легитимация мифов может принимать одну из двух форм. Во-первых, они могут усиливать иерархию, а это означает, что они способствуют социальному неравенству. Примеры включают расизм, сексизм, национализм и социальный дарвинизм. Во-вторых, они могут ослаблять иерархию, а это означает, что они способствуют социальному равенству. Примеры включают мультикультурализм, веру в универсальные права человечества и социализм.
Мифы, усиливающие иерархию, оправдывают групповое господство. Например, центральная идея социального дарвинизма состоит в том, что определенные группы находятся на вершине иерархии, потому что они более приспособлены и способны, чем те, кто находится внизу. Мифы, смягчающие иерархию, напротив, противодействуют этим системам верований, регулируя степень неравенства в обществе. Люди с высоким SDO, как правило, поддерживают мифы, укрепляющие иерархию, тогда как люди с низким SDO, как правило, поддерживают мифы, ослабляющие иерархию.
Ориентация на социальное доминирование является важной мерой, поскольку она показывает, что общее отношение людей к социальному неравенству может предсказать их убеждения о том, должна ли их собственная группа доминировать над другими группами (например, национализм), их одобрение конкретной социальной политики (например, смертная казнь) , и даже их выбор профессии или специальности колледжа. В свою очередь, эти убеждения, установки и выбор могут влиять на уровни СДО отдельных людей, потому что они увековечивают идею о том, что одни группы должны находиться на вершине иерархии, тогда как другие группы должны оставаться внизу. Таким образом, SDO является как причиной, так и следствием мифов и практик, укрепляющих иерархию.
Предпосылки ориентации на социальное доминирование
SDO происходит как минимум из трех источников, одним из которых является групповой статус или власть. Члены групп с высоким статусом обычно имеют более высокий SDO, чем члены групп с низким статусом. Например, у мужчин SDO выше, чем у женщин, у белых американцев SDO выше, чем у небелых, а у гетеросексуалов SDO выше, чем у геев. Возможная причина таких моделей одобрения SDO заключается в том, что группы наверху иерархии хотели бы сохранить свое доминирующее положение, тогда как группы внизу иерархии хотели бы изменить свое подчиненное положение. В результате первые поддерживают социальное неравенство, а вторые выступают против него.
Другой источник SDO связан с социализацией и происхождением. В целом, у людей, выросших в нелюбящих семьях, SDO выше, чем у тех, кто вырос в любящих семьях, скорее всего, потому, что в нелюбящих семьях меньше идей равенства. Более того, люди, считающие себя религиозными, обычно имеют более низкий показатель SDO, чем их нерелигиозные коллеги, потому что религиозная вера предсказывает одобрение многих мифов, узаконивающих иерархию.
Третьим источником SDO является личность или темперамент. Твердые люди, как правило, имеют высокий SDO, потому что они озабочены групповой конкуренцией и доминированием. Напротив, люди, которые сопереживают и заботятся о других, как правило, имеют низкий SDO, потому что они заботятся о сотрудничестве и уменьшении группового неравенства.
Последствия ориентации на социальное доминирование
Как отмечалось ранее, высокий уровень SDO связан с продвижением мифов, усиливающих иерархию, а низкий уровень SDO связан с распространением мифов, ослабляющих иерархию. Одобрение этих мифов, в свою очередь, побуждает людей поддерживать социальную политику, которая либо усиливает, либо ослабляет социальное неравенство. Например, мифы, укрепляющие иерархию, вызывают благоприятное отношение к войне, вооруженным силам и смертной казни. С другой стороны, мифы, смягчающие иерархию, вызывают благоприятное отношение к позитивным действиям, правам женщин и правам геев.
В дополнение к предсказанию одобрения узаконивающих мифов и социальной политики, SDO предсказывает выбор определенных организационных ролей. Например, у новобранцев полиции и студентов юридических факультетов SDO выше, чем у государственных защитников и студентов-психологов. Предположительно, причина этого в том, что первые две роли усиливают иерархию и привлекают людей с высоким SDO, тогда как последние две роли ослабляют иерархию и привлекают людей с низким SDO.
Важно отметить, что усиливающие иерархию роли могут повысить SDO тех, кто их выполняет. В одном исследовании величина разницы между уровнями SDO студентов-юристов и студентов-психологов увеличивалась с увеличением количества времени, которое эти студенты проводили в колледже.