Как научить ребенка писать грамотно и без ошибок – рекомендации
Вместе с поступлением в школу дети начинают осваивать грамоту – учатся писать сначала буквы, затем их сочетания, а позже целые слова и предложения. Но несмотря на постоянную практику, далеко не всем школьникам удается запомнить нормы правописания, из-за чего страдает успеваемость. Как научить ребенка писать грамотно и без ошибок? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно разобраться в причинах плохого письма.
Почему ребенок плохо пишет
Самая распространенная причина частых орфографических и пунктуационных ошибок – это недостаток практики. Если школьник не уделяет особого внимания изучению родного языка, освоению правил и выполнению упражнений, то это может отразиться на уровне его грамотности. Однако ребенок может плохо писать, даже если проявляет усердие – выполняет домашние задания, старается запомнить все нормы правописания.
В этом случае проблема может быть не в отсутствии необходимых знаний, а в невнимательности. Школьник может просто не замечать своих ошибок, так как допускает их автоматически. Если учитель спросит его о том, как пишется то или иное слово, то ученик ответит правильно, но это никак не помешает ему на следующем уроке написать его неверно.
Также негативно влияет на грамотность и невысокий уровень запоминания текстовой информации, а также непоследовательное изучение языковых норм. Однако эти проблемы решаемы – родители всегда могут помочь школьнику сформировать и развить необходимые навыки.
Как научить ребенка грамотно писать
Не только внимательность, но и другие навыки, влияющие на грамотность письма, можно и нужно тренировать. Чтобы научить ребенка писать более грамотно, стоит уделить время:
- последовательному изучению норм орфографии и пунктуации. Если учащийся на каком-то этапе слабо закрепил материал, то это может стать причиной письменных ошибок. Чтобы избавиться от них, нужно последовательно изучить пропущенную тему: ознакомиться с правилом, понять и запомнить его, и только потом закрепить полученные знания на практике.
- развитию памяти. Именно благодаря развитой зрительной памяти некоторые дети обладают так называемой врожденной грамотностью, которая на самом деле является следствием высокого уровня запоминания текста. Повысить нужные навыки можно с помощью игр, упражнений, а также методик развития памяти.
- тренировке концентрации внимания. В данном случае, важна именно внимательность при работе с текстом, и повысить ее можно через игры на грамматику. Требуется найти в интернете или составить самостоятельно текст, в котором будут допущены неочевидные на первый взгляд ошибки. Можно предложить школьнику быстро найти и отметить их в выбранном отрывке. После этого стоит обратить его внимание на те ошибки, которые он не заметил, и вместе их проработать.
Чтение книг для повышения грамотности
Еще одним способом повышения грамотности письма является регулярное чтение книг. Знакомство с литературой – это не только увлекательный процесс, но и возможность улучшить свою письменную и устную речь.
Когда школьник много читает, он автоматически запоминает правильное написание слов. Также у него формируется более обширное понимание пунктуации – даже не зная правил расстановки знаков препинания, ученик способен верно их расставить во время написания проверочной работы.
Чтение формирует целый спектр полезных навыков, поэтому родителям нужно постараться заинтересовать ребенка книгами. Это хобби поможет улучшить навыки правописания и поспособствует развитию целого спектра интеллектуальных способностей.
10 шагов, чтобы научить ребёнка писать грамотно
Чтобы дети писали грамотно, их надо грамотно учить: не просто рассказать правило и дать упражнения на него, а соблюдать определённый алгоритм. Наш блогер, автор учебников по русскому языку Екатерина Бунеева, поделилась своей авторской методикой преподавания. Она будет полезна не только учителям, но и родителям, которым важно, как пишут их дети.
Традиционно в школьной программе многие трудные темы по правописанию изучаются в несколько этапов. Например, проверяемые буквы безударных гласных в корне слова — во втором, третьем и четвёртом классах, безударные падежные окончания имён существительных — в четвёртом и пятом классах и так далее. Успешно развивать умения грамотного письма, не имея базы, полученной в предыдущем учебном году, невозможно.
Кроме того, для развития орфографических умений необходимы базовые умения из области языка. Например, если ребёнок не умеет находить в слове корень и подбирать однокоренные слова, он не сможет научиться правильно обозначать на письме безударные гласные звуки в корне. Как быть, если тема была пропущена по болезни или недостаточно хорошо усвоена? Как определить, что именно должен знать и уметь ребёнок, чтобы научиться правильно выбирать написание? Ответы на все эти вопросы даёт авторская методика индивидуального развития орфографической грамотности.
На кого рассчитана методика?
Прежде всего на учеников 3–9 классов, на тех, кто пропустил уроки и хочет изучить правила самостоятельно или вместе с родителями, кому нужно повторить орфографические правила, потренироваться в написании и проверить себя, и вообще для школьников и взрослых любого возраста, которые знают орфографические правила, но допускают ошибки в выборе написаний.
Эту методику вполне могут освоить родители, которые хотят помочь детям избавиться от орфографических ошибок. С опорой на неё учителя начальной и основной школы могут организовать в классе самостоятельную или групповую работу учеников. Универсальность методики в том, что её можно применять, занимаясь совершенно самостоятельно в классе или дома, с учителем в классе (индивидуально, в парах, в группах), дома с родителями или с репетитором.
Чему можно научиться с помощью этой методики?
Прежде всего она развивает умения осознанно находить в словах «опасные места» (орфограммы), правильно выбирать и объяснять написания, видеть и исправлять ошибки, то есть непосредственно направлена на развитие орфографических умений. Кроме того, методика позволяет осознать, насколько важны знания о языке для освоения орфографии. Также она учит заниматься самостоятельно: последовательно осваивать тему по шагам, планировать свою деятельность и действовать по плану, проверять себя, оценивать результаты работы; обучает умению читать тексты орфографических правил изучающим чтением, то есть использовать особые приёмы чтения, чтобы понять текст, запомнить и уметь применять правило.
В чём суть методики?
Она представляет собой алгоритм: десять шагов, которые нужно последовательно пройти, осваивая каждую орфограмму.
Шаг 1. Входная диагностика. Ученику предлагается несколько заданий. Чтобы их выполнить, нужны именно те умения, которые являются ведущими для данной орфографической темы. С помощью самопроверки и анализа результатов ученик осознаёт, насколько он готов к освоению новой орфограммы.
Шаг 2. Ученик знакомится с основными понятиями, которые нужны для изучения темы: читает, анализирует, запоминает или повторяет их.
Шаг 3. Ученик читает текст орфографического правила изучающим чтением, последовательно осваивает приёмы этого вида чтения. Текст правила — это особый вид учебного текста: его нужно понять, запомнить и уметь применять. Основной приём изучающего чтения такого текста — это самостоятельное задавание вопросов к его смысловым частям, в ходе этой работы происходит не только глубокое осмысление, но и запоминание правила.
Кроме того, если заданные вопросы последовательно записать, ученик получает план текста — опору для воспроизведения и запоминания правила. Так у ребёнка формируются важнейшие познавательные учебные действия.
Шаг 4. Ученик знакомится с перечнем умений, которые необходимы для того, чтобы научиться писать слова с данной орфограммой. Это необходимо для того, чтобы ребёнок понимал, для чего он будет совершать все последующие действия. В ряду этих умений всегда будут орфографические: умение видеть орфограммы в словах и между словами, выбирать и графически объяснять написание, находить и исправлять ошибки. Однако прежде всего в этот перечень попадут те умения из области языка, которые являются базовыми для освоения орфограммы.
Например, чтобы правильно выбрать букву гласного в безударном падежном окончании имени существительного, нужно уметь отличать имена существительные от других частей речи, находить в слове окончание и определять, ударное оно или безударное. Именно эти умения будут первыми в списке. Ученик самостоятельно или совместно с педагогом должен осознать, какие из перечисленных умений у него уже есть, какие развиты недостаточно, а чему ещё только предстоит научиться. От этого будет зависеть объём работы на каждом из последующих шагов.
Шаги 5–9. С помощью системы упражнений последовательно развивается каждое умение в отдельности. Сначала работаем над развитием базовых языковых умений, затем — орфографических, причём в жёсткой последовательности: начинаем с умения видеть (находить) орфограмму в словах по определённым опознавательным признакам, затем работаем над умением выбирать написание с опорой на орфографическое правило (для каждой орфограммы — свой алгоритм выбора написания), затем — графически объяснять выбор написания.
Для развития каждого умения предлагается определённая последовательность упражнений с самопроверкой (все ответы приводятся) на разном языковом материале: сначала на материале отдельных слов, затем словосочетаний, предложений и текста. Количество необходимых упражнений для каждого ребёнка будет разным.
Шаг 10. Итоговые задания и диктант с самопроверкой.
Эта авторская методика легла в основу сборника универсальных учебных материалов «Учимся писать без ошибок» в двух частях (автор Е. В. Бунеева, издательство «Баласс», 2016 г.).
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock (MikeDotta)
Научить эффективному письму, моделировать эффективное письмо
Я стараюсь научить своих старшеклассников ценности критики, особенно когда речь идет об улучшении их письма.
Для этого я моделирую, как критика помогает мне стать лучшим писателем. Например, ранее в этом году я поделился черновиком одной из своих тематических статей об образовании, в которой был подробный отзыв от редактора известной медиакомпании. Я обратился к своим классам за советом о том, как решить несколько правок, иметь дело с источниками, переходами, терминологией и структурой. Через несколько дней я направил своих начинающих писателей к значительно улучшенному окончательному варианту. Это простое, но стоящее занятие помогло большему количеству моих учеников чувствовать себя комфортно, когда критику воспринимают, а не воспринимать ее как оскорбление. В результате они улучшили свой текст, потратив время и заботясь на то, чтобы учесть и ответить на вопросы читателей.
Я хочу, чтобы мои ученики чувствовали себя в безопасности, зная, что никто не может быть критикован (даже их учитель), и что более сложной задачей является развитие здравого смысла, позволяющего признавать обратную связь и успешно реагировать на нее.
В том же духе я также предлагаю нижеприведенные рекомендации по обучению письму:
1. Писатели — лучшие учителя письма
Чтобы научить эффективному письму, мы сами должны быть эффективными писателями. Мы не можем научить тому, чего не знаем, и когда дело доходит до письма, важно продолжать оттачивать свое мастерство. Если вы не занимались формальным письмом со времен колледжа, вы останетесь менее эффективным учителем письма. Независимо от того, какой предмет вы преподаете, попробуйте завести блог, писать статьи или составлять короткие рассказы — все это потрясающие способы задействовать ум и поддерживать свои навыки в тонусе. Чтение важно, но одного чтения недостаточно, чтобы укрепить ваши навыки письма или сделать вас заслуживающим доверия авторитетом в этом вопросе. Я не предлагаю, чтобы каждый учитель писал онлайн каждый день (хотя, если вы это сделаете, это отлично). Но хотя бы раз или два в месяц, в той или иной форме, в той или иной форме, учителя должны создавать тексты, чтобы их могли читать другие. По крайней мере, так важно практиковать то, что мы проповедуем.
2. Ценность обмена
Независимо от того, чему вы учите, делитесь своими письменными работами. Я всегда делюсь со своими учениками и прошу их отзывов — даже их критики. В этом отношении важно, чтобы учащиеся признавали не только ваши навыки, но и ваш интерес и участие в постоянном совершенствовании жизненно важного навыка. На одном уроке я даже делюсь со студентами некоторыми из своих сочинений в средней школе, колледже и аспирантуре, и они анализируют, что я улучшил с течением времени. Я рад делиться своей работой, и это, в свою очередь, помогает моим ученикам делать то же самое.
3. Пишите для своих учеников
Независимо от того, чему вы учите, пишите перед учениками. Например, когда я преподаю формальные вводные абзацы, мои студенты-историки думают о достойном историческом вопросе, который мне нужно решить. Затем с включенным проектором я записываю абзац, попутно делясь своим мыслительным процессом. Студенты наблюдают, как я работаю и перерабатываю свою прозу, и как я ценю лаконичность. Они также критикуют мою работу, что, в свою очередь, помогает им не повторять подобных ошибок. Признание своих слабостей помогает моим ученикам меньше защищать свою работу и, в свою очередь, быть более открытыми для критики.
4. Мастерская по письму
Создайте рабочую среду с несколькими станциями, посвященными различным аспектам письма. На моем уроке истории я назначаю студента, отлично умеющего переходить, работать в кабине «переходов», а студента, отлично разбирающегося в тематических предложениях, — в кабине «тематических предложений». По собственной воле или по моему предложению студенты посещают любой стенд, соответствующий их потребностям. Что касается обучения, это максимизирует полезность, позволяя мне встречаться один на один с самыми нуждающимися учениками.
5. Поиск отзывов
Призывайте учащихся делиться своими работами друг с другом и в Интернете. Немногие писатели когда-либо улучшались, держа свою работу при себе. Как учитель, я знаю, что мое мнение имеет значительный вес. Но то же самое относится и к тому, что думают другие, особенно сверстники. Во все более плоском мире и в век цифровых технологий студенты должны чувствовать себя комфортно и уверенно, делясь своей работой со всем миром. С этой целью учителя должны помогать учащимся создавать соответствующий высококачественный контент.
6. Письмо в реальном мире
Самое главное, учителя должны делать все возможное, чтобы более эффективно донести важность и полезность письма. Независимо от того, какое ремесло или профессию хотят выбрать студенты, я на каждом шагу ясно даю понять, что умение хорошо писать сыграет значительную роль в их успехе. От естественных наук, математики, техники, права, истории и журналистики до всего, что только можно придумать, способность ясно выражать свои мысли в письменной форме абсолютно необходима. В следующем году, чтобы помочь донести эту мысль, я надеюсь пригласить различных специалистов, чтобы они рассказали моим студентам о роли письма в их жизни.
Как вы обучаете эффективному письму? Я хотел бы услышать ваши мысли в разделе комментариев ниже.
Помогите учащимся стать лучшими писателями — Eberly Center
Существует множество вещей, которые вы можете делать, не требуя опыта учителя письма, а также способы создания заданий и оценок, которые помогут учащимся в этих академических усилиях.
Поделитесь полезными стратегиями со студентами.
Многие приемы письма, которые мы считаем само собой разумеющимися (например, как написать введение, как исследовать соответствующие источники), вовсе не очевидны для наших студентов. И тем не менее, эти вопросы возникают так часто, что у нас есть ресурсы, которыми мы можем поделиться с нашими студентами. Например, библиотека предлагает семинары по различным темам, таким как поиск литературы и оценка источников, которые можно запланировать во время занятий, чтобы у всех учащихся была возможность освоить эти базовые навыки, прежде чем их нужно будет применять в письменных заданиях. Кроме того, в Интернете есть несколько источников информации, которыми мы можем поделиться с нашими студентами об основных советах и стратегиях письма:
- Общие рекомендации по различным этапам написания курсовой работы см. в Центре письма Принстонского университета.
- Информацию о стратегиях написания введения и заключения см. в Центре письма Массачусетского технологического института.
- Контрольный список, который поможет учащимся отредактировать собственное письмо на предмет грамматических ошибок, см. в Университете Висконсина в Мэдисоне.
Приведите примеры.
Используйте примеры хороших письменных работ учащихся, чтобы обсудить со своими учениками, что делает эти письменные работы эффективными. Это помогает учащимся определить элементы хорошей работы для конкретных заданий в определенных дисциплинарных областях, что, в свою очередь, помогает им осознать эти элементы в своей собственной работе. Различные модели студенческой работы также показывают, что существуют разные подходы к выполнению одного и того же задания, что дает учащимся некоторый творческий простор.
Смоделируйте свой процесс.
Вам также может быть полезно поделиться со студентами своим подходом к выполнению письменных заданий. Например, вы можете сказать студентам:
- Какие вопросы вы задаете себе перед тем, как начать (вы можете, например, спросить: Кто моя аудитория? В чем я пытаюсь их убедить? Что я хочу сказать и какие доказательства я могу использовать, чтобы подтвердить это?).
- Как вы пишете (Вы набрасываете идеи на клочке бумаги? Пишите план? Откладываете написание вступительного абзаца, пока не напишете основную часть статьи?).
- Как вы диагностируете проблемы и вносите исправления в свои тексты (pdf). (Вы просите друга прочитать и прокомментировать вашу работу? Вы отходите от газеты на день и возвращаетесь к ней со свежим взглядом?).
Это не всегда легко: это означает, что мы должны осознать, а затем сделать явными процессы, в которых мы участвуем бессознательно и автоматически. Тем не менее, освещение сложных шагов, связанных с написанием и редактированием, как для вас, так и для ваших студентов, является полезным упражнением.
Проектные задания, предлагающие соответствующую практику с обратной связью.
Конечно, один из лучших способов для студентов стать лучшими писателями — это практика. Однако, как показывает наш принцип обучения на практике и обратной связи, не всякая практика одинаково эффективна. Важным способом помочь учащимся развиваться как писателям, даже на курсах, не предназначенных исключительно для этой цели, является соответствие письменных заданий уровню навыков учащихся и предлагать практику (с обратной связью) по тем аспектам письма, которые могут им пригодиться. См. дополнительную информацию о разработке эффективных письменных заданий и о том, как отвечать на письма учащихся.
Встроить вехи.
Также полезно включать этапы в задание, чтобы учащиеся представляли либо предварительные черновики (чтобы они могли включить отзывы в свои последующие исправления), либо компоненты более крупного документа (чтобы они не оставляли все задание на последнюю минуту). Например, вы можете потребовать, чтобы ваши студенты прочитали и прокомментировали как минимум двух черновиков других одноклассников к определенному сроку (информацию о рецензировании см. в Центре письма Университета Висконсина).
Требуются черновики.
Немногие люди способны качественно писать первые черновики. Для большинства людей хороший текст требует перечитывания, переосмысления, а иногда и довольно обширного пересмотра. Однако многие студенты неверно истолковывают или недооценивают то, что включает в себя хорошее письмо, полагая, что это простой линейный процесс, тогда как на самом деле он сложен и повторяется. Многие студенты откладывают письменные задания на последнюю минуту, ожидая, что смогут сесть и быстро написать хорошую работу. Таким образом, они могут не дать себе достаточно времени для повторного изучения помещений, корректировки организационной схемы, уточнения своих аргументов и т. д. Требование черновиков вынуждает студентов строить соответствующие временные рамки для своей работы.
Создание рубрик.
Подробное руководство по подсчету баллов или критерий успеваемости помогает учащимся распознать составные части письменного задания и понять, как будет оцениваться их компетентность в каждой из этих областей. Хорошая рубрика помогает учащимся увидеть, что включает в себя высокое качество письма, и определить навыки, которые им потребуются для хорошей работы. Возможно, вы захотите предоставить учащимся свою критерий оценки вместе с заданием, чтобы они заранее знали, каковы критерии, и могли планировать соответствующим образом.
Признание культурных различий.
Помимо различий между опытными и неквалифицированными писателями, существуют культурные различия, которые часто проявляются в письменных работах тех, для кого английский язык не является родным. Например, носители арабского языка могут развивать свои аргументы, повторяя свою позицию, а не аргументируя ее. Говорящие на японском языке склонны выступать как за, так и против проблемы, а также быть более предварительными в своих выводах. Некоторые не носители языка обычно более подробно рассказывают об историческом контексте, сводя к минимуму собственные аргументы. Для получения дополнительной информации об этой области обращайтесь в клинику письма Центра межкультурной коммуникации для тех, для кого английский язык не является родным.
Недвусмысленно сообщайте учащимся о поведении опытных писателей.
Понимание различий в поведении опытных и неквалифицированных писателей может помочь нам более эффективно работать со студентами, даже «предупреждая» их заранее о возможных ловушках, которых следует избегать.
Квалифицированные/успешные писатели
Неквалифицированные/неуспешные писатели
Подумайте о писательской проблеме во всей ее сложности, включая вопросы аудитории, цели и контекста.
Понимайте проблему письма узко, прежде всего с точки зрения темы.
Формируйте письмо в соответствии с потребностями аудитории.
Имеют слабое представление об аудитории.
Стремятся к письму.
Мало заботиться о письме.
Менее легко удовлетворяются первыми набросками. Думайте о пересмотре как о поиске аргументации. Тщательно пересматривайте на уровне структуры и содержания.
Легче удовлетвориться первым наброском.
Воспринимайте исправление как изменение слов или вычеркивание и выбрасывание. Проверяйте только на уровне одного слова или предложения.
Умеют уделять выборочное внимание различным аспектам письменного задания в зависимости от этапа письменного процесса.
Часто пытались сделать все идеально на первом наброске.