Как научиться писать: 25 советов, чтобы научиться писать лучше. Читайте на Cossa.ru

7 книг, которые заменят курсы creative writing

Многие говорят, что писательский дар дается с рождения. На самом деле это такой же навык, как и все остальные, и развить его можно не только на курсах creative writing. Вот семь книг, которые способны заменить писательские школы. 

Сделать первый шаг

Страх чистого листа, когда не знаешь, с чего начать — самый распространенный среди пишущих людей. Когда удается войти в креативный «поток», становится уже не так страшно и сложно, работа начинает приносить удовольствие. Только как до него дойти?

Юлия Кузнецова — автор книг для детей и подростков, лауреат Международной детской премии имени Крапивина. «Как я пишу» — пособие для начинающего писателя, который чувствует в себе желание работать, но не может перешагнуть барьер навязанных извне страхов и негативных установок. Часто нам мешает усвоенное с детства представление, что письмо — нечто сакральное, принадлежащее избранным. Юлия Кузнецова помогает автору набраться смелости и пишет о том, как создать правильную атмосферу, найти свои инструменты, преодолеть писательские блоки с помощью разных методик. «Детскость» скорее характеризует стиль автора: это наработанное умение подробно, но легко писать о сложных вещах, раскладывать их на составные элементы, объяснять доступным языком. Здесь нет пафоса и менторского тона, но есть честный рассказ о собственном опыте — о своих ошибках, промахах и найденных лайфхаках.

Это книга о простых вещах — например, о том, как найти способ письма, комфортный вам. Что удобнее лично для вас — скрупулезно выводить буквы гелевой ручкой? Купить винтажную печатную машинку? Или ничто не сравнится со скоростью набора на клавиатуре компьютера? 

Юлия Кузнецова показывает процесс без прикрас — да, трудно, да, бывает больно, да, страшно — но в то же время все не так уж сложно, если просто начать. А начинать можно с чего угодно — вот хотя бы купить блокнот и записать в нем первую фразу. Слишком просто? Так почему бы это не сделать прямо сегодня.

«Если поверить в свои силы, в то, что тебе все-таки нужно и важно написать, тогда встает другой вопрос. Как это сделать?»

Читать

Тому, кто нуждается в поддержке

У музыкантов есть дирижер, у актеров — режиссер, который постоянно дает обратную связь. Писатель же творит в одиночестве, и очень часто нуждается в поддержке, чтобы двигаться дальше. Бывают периоды, когда хочется, чтобы кто-то просто сказал: «Надо же, а ведь и у меня было такое!» — и помог найти свой путь в творчестве.

Сьюзен Макконнелл, ученица Курта Воннегута, собрала его размышления и рекомендации из лекций, эссе и писем в книге «Пожалейте читателя». Это пособие не только для профессиональных писателей, но вообще для всех, кто хочет отточить свой стиль — для написания статей, аналитики, писем друзьям или даже просто интересных постов в социальных сетях. Это советы о том, как выбрать тему, натренировать свои собственные «связки», чтобы ваш авторский голос был звучным и уникальным. Для этого Воннегут предлагает брать приемы из текстов самых разных жанров: от писем с фронта до брачных контрактов. Сьюзен Макконнелл, в свою очередь, приводит примеры из текстов самого Воннегута — через эту призму хорошо видно, что влияло на писателя и как он сам использовал собственные рекомендации.

Прочитать «Пожалейте читателя» стоит хотя бы для того, чтобы еще раз услышать голос Воннегута — ироничный, местами даже едкий, но неизменно доброжелательный, мудрый и лишенный всякого пафоса. Голос наставника, который время от времени жизненно необходим каждому из нас.

«Каждый писатель чувствует себя неспособным к писательству. Даже сам Курт Воннегут. Просто не слезай с рабочего кресла и упорно продолжай бить по клавишам»

Читать

База для сценариста

Короткая, но оттого не менее полезная книга по сценарному мастерству. Владимир Пропп — филолог, который почти сто лет тому назад написал выдающееся исследование «Морфология волшебной сказки». Оказалось, что все сказки построены из одних и тех же «кирпичиков», сюжетных элементов — они же называются функциями. Режиссер и продюсер Максим Бухтеев в своей книге «Как писать сценарии» рассказывает, как открытие Проппа используют голливудские режиссеры (например, Джордж Лукас) и как самому написать популярную историю, используя готовые элементы.

 

Бухтеев доказывает, что сюжеты всех культовых фильмов построены на функциях сказок: вот «отлучка» героев в фильмах серии «Один дома», вот поворотный «запрет» надевать кольцо во «Властелине колец». В завязке любой истории будет лежать «недостача» чего-либо — невесты, друга или денег; а самые популярные мелодрамы до сих пор нередко заканчиваются свадьбой.

Автор разбирает знаменитые фильмы и сериалы и наглядно показывает, как писатели играют на укоренившихся в нас с детства представлениях. Что делать с этой информацией, решать вам — вы можете идти вслед за читательскими ожиданиями или полностью отказаться от популярных приемов. Но, как говорится, чтобы нарушать правила, их нужно хорошо знать.

«Западные писатели, журналисты и сценаристы сразу оценили потенциал труда русского ученого, понимая, как можно использовать его для создания новых историй»

Читать

Преодолеть творческий тупик

Допустим, вы уже придумали сюжет и героев, поняли, зачем и как будете работать с текстом. Но довести работу до конца бывает намного труднее, чем начать, — пропадает запал и иссякает смелость. На любом этапе написания текста вас может настигнуть писательский блок — состояние, в котором вы не можете решить творческую задачу и двигаться дальше.

Журналист Евгения Пельтек в книге «Пишите — не пишите» предлагает посмотреть на текст с разных сторон: как на путь социализации, проработку своей травмы, способ осмыслить реальность, возможность получить отклик. А еще она предлагает попробовать практики, которые помогут найти новые творческие решения. Здесь и методы арт-терапии, и упражнения на внимательность, и разбор всех этапов творчества с точки зрения психологии: первая искра, самоанализ, поиск адресата, мотивации и единомышленников. Евгения Пельтек разбирает современные жанры письма: блоги, комментарии, посты в социальных сетях — и очень эффективно убирает флёр кажущейся «избранности» со знаменитых писателей и журналистов. «Пишите — не пишите» поможет меньше думать о результате и погрузиться в сам процесс, растянуть его во времени, понять и извлечь из своих возможностей максимум.

«Принято считать, что авторы пишут, используя лучшее, чем владеют. Куда чаще книги рождаются из худшего. Из детской боли, обид, разочарований, горьких открытий»

Читать

Классика о письме

Небольшая работа классика русской и советской литературы Юрия Тынянова, шестнадцать заметок-наблюдений за собой и другими в творческом процессе. В эссе «Как мы пишем» Тынянов откровенно признает неудачи и рассказывает о прорывах. Это размышление о самой природе письма и работе человеческого сознания.

Прочитав Тынянова, можно взять на вооружение отдельные мысли и техники. Например, автор признается, что маленький рассказ всегда проще писать в маленьком блокноте — никаких полей, никаких отвлечений, максимально узкое пространство для текста, которое позволяет сосредоточиться. Так лаконичная форма может родиться даже у автора, который обычно страдает многословием. Тынянов рассуждает о том, как мы читаем текст, с чего начинаем работу, как первая фраза может убить все впечатление — и что нужно сделать, чтобы этого избежать.

«Буду откровенным: когда садишься за белый лист, не знаешь, что выйдет. Большая неопределенность, серо кругом, куда пойдет? Вдруг я разучился писать, и все разбрелось, все вывалилось из рук?»

Читать

Не сдаться, а издать 

Галина Врублевская — автор книг о психологии и популярных романов. Ее книга «Как писать прозу» посвящена практическим вещам, о которых часто молодому прозаику попросту некому рассказать. Она утверждает, что типичных ошибок, которые совершают новички, не так много — не больше десяти — и предлагает сосредоточиться на их разборе. Сказать, почему мы считаем ту или иную книгу гениальной, бывает трудно — зато промахи других мы замечаем сразу и способны их глубоко анализировать. Точно так же, по мнению автора, стоит поступать со своим опытом: не отмахиваться от неудач и не стыдиться провальных текстов — а использовать это как материал для будущего шедевра.

Галина Врублевская объясняет и чисто технические тонкости, которые будут полезны начинающему писателю: что такое авторский лист, чем рассказ отличается от повести, а очерк — от эссе, почему важно выстраивать свой бренд и как зайти со своей рукописью практически в любую редакцию.

Это книга скорее для опытных: Врублевская советует приступать к чтению тогда, когда у вас есть черновик хотя бы одного рассказа, возвращаться к своему тексту в процессе чтения и наблюдать, как он трансформируется.

«Писательство часто возникает у человека как хобби, как некое занятие наряду с работой или семейными обязанностями. Отсюда главная проблема для начинающего автора — это нехватка времени на творчество»

Читать

Если персонажи вышли из-под контроля

«Тезаурус эмоций» — пособие для драматурга, автора психологической прозы, сценариста. Оно поможет справиться с самой сложной частью — с диалогами и построением объемного характера героев. Не секрет, что работа писателя с персонажами очень схожа с работой актера — нужно учиться вживаться в роль и очень внимательно наблюдать за людьми вокруг. Книга поможет ускорить процесс «вживания» в героя и не наделать ошибок, типичных для новичков.

Опытные авторы Анжела Акерман и Бекка Пуильзи собрали 130 чувств и дали их типичные проявления на всех уровнях: от сигналов тела до внутренних ощущений и признаков подавления чувства. В каждой статье даны глаголы, связанные с той или иной эмоцией, и варианты развития событий: показано, до какой степени может усилиться или ослабеть то или иное состояние. В начале даются рекомендации по использованию тезауруса: как встраивать то или иное чувство в диалог, использовать голосовые сигналы и невербальные элементы. Здесь описано, как избежать типичных промахов — шаблонности, излишней драмы, избыточных диалогов.

«Писатели должны переносить на страницу свой дар наблюдательности. У читателей высокие ожидания. Они не хотят, чтобы им говорили, что чувствует герой; они хотят сами ощущать его эмоции»

Читать

Как научиться красиво писать — Справочник писателя

Любой автор мечтает писать так, чтобы у читателей захватывало дух от его текстов. Чтобы даже в простых словах звучала поэзия, чтобы люди смаковали “вкусные” фразочки и пересылали друг другу особо удачные цитаты.

Но как постичь это искусство? Первый шаг на этом пути: не допускать стилистических  ошибок и опираться на принципы, о которых идет речь ниже.

 

Как научиться красиво писать

расшифровка видео

 

Всем привет! Меня зовут Эльвира Барякина и сегодня мы поговорим о том, как научиться красиво писать.

На этот счет существует несколько хитрых приемов, и если вы будете их применять, ваш уровень писательского мастерства поднимется на совсем другой уровень.

Личность и ее эмоции

В каком случае говорят: «Вот этот текст красивый, а этот некрасивый?»

“Вкусная” проза — это когда за ней виден живой человек, и этот человек вам нравится. То есть вам надо заранее прописать,  что за личность будет вести ваш рассказ:

·      Герой вашего произведения?

·      Вы сами?

·      Некий сторонний наблюдатель?

Ваш рассказчик должен испытывать некие эмоции по отношению к происходящему.

Привожу пример:

В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть.

— И. Ильв и Е. Петров, «12 стульев»

Одно предложение — но мы сразу чувствуем эмоции, которые заложены в данном тексте. Мы видим отношение рассказчика к ситуации, и в результате его эмоциональный заряд передается нам самим.

Настроение

С самого начала прописываем настроение, которое должен создавать ваш текст.  Это может быть что-то смешное, лиричное или трагическое, но за этим всегда должен быть виден характер рассказчика или главного героя.

Посмотрите, как создается настроение в тексте:

Лолита, свет моей жизни,  огонь моих чресел.  Грех  мой,  душа моя.  Ло-ли-та:  кончик языка совершает путь в три шажка вниз по небу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та.

— В. Набоков «Лолита»

Энергетика текста

Продумываем, какая энергия нам нужна в данном месте.

Цитирую роман Фурманова «Чапаев»:

На вокзале давка. Народу — темная темень. Красноармейская цепочка по перрону чуть держит оживленную, гудящую толпу. Сегодня в полночь уходит на Колчака собранный Фрунзе рабочий отряд.

Смотрите, как это сделано:

·      Все слова «сильные» и четкие, за ними стоят конкретные образы.

·      Фразы короткие, создающие мощное напряжение.

Почему так получается написать? Потому что автор сам глубоко прочувствовал все это — давку, темную темень, гул. Он словно воочию видит эту растянутую по перрону цепочку, и из всего обилия образов выбирает именно то, что нужно.

Что улучшает текст?

·      честность

·      откровенность

·      самоирония

Попробуйте описать героя или себя как рассказчика со стороны лучшего друга или худшего врага. Это даст возможность посмотреть на своего персонажа со стороны.

Используйте иронию: пишите про мерзкие привычки, которые всех раздражают, ошибки, ляпы и реакцию на них.

Также вкус тексту придают неожиданные сравнения и яркие метафоры.

Как, например, можно описать трагический  танец? Вы же не будете говорить, что ваш персонаж поднял руку или повернул ногу…

Можно написать следующим образом:

Его силуэт не двигался, а перетекал в сумеречном пространстве, как черный дым от обгоревшей спички.

Правда же больше ничего не нужно? Красивое сравнение сразу показывает читателям, как двигался наш танцор.

Признаки некрасивого текста

·      Неопрятность

·      Корявые пропорции

·      Сухость

·      Хабалистость

·      “Сонный взгляд”

·      Лживость и попытки втереться в доверие

·      Очевидное подражательство

Структура

Еще помним, что в больших текстах очень важна структура.

Если у вас нелады с сюжетом, вам, наверное, надо почитать учебники по писательскому мастерству или послушать соответствующее лекции. Обычно это помогает.

И еще важно продумать, с чем именно уйдет от вас читатель? Какое настроение у него будет? Какие знания? Что он поймет?

Как научиться писать – Writer Unboxed

Максвелл Перкинс, фото любезно предоставлено Encyclopedia Brittanica

Однажды клиент спросил меня, следует ли ему целенаправленно практиковаться, чтобы научиться писать лучше. Для тех из вас, кто не знаком с этим, преднамеренная практика включает в себя выделение навыка, который вам нужно освоить, а затем его повторную практику с осознанным вниманием к тому, что вы делаете. Это более целенаправленно, чем, скажем, отработка гамм на фортепиано — больше похоже на отработку определенного отрывка снова и снова, обращая внимание на то, что пытается сказать музыка. Вы тренируете весь свой разум для выполнения одной конкретной задачи. Это полезный способ научиться таким вещам, как более эффективный удар в гольфе или исполнение определенного музыкального произведения.

Но учиться писать бесполезно.

Вы не можете научиться управлять голосом персонажа, создавать напряжение или использовать конкретные детали посредством повторения. Все в письменном виде связано со всем остальным, поэтому, даже если вы пишете несколько похожих сцен, каждая сцена вносит свой вклад в вашу историю. Вы не можете написать одну и ту же сцену дважды.

Конечно, вы можете переписывать сцены, часто снова и снова. Но даже когда вы работаете над пятнадцатым наброском сцены, вам не следует сосредотачиваться на навыках, которые вы используете. На чем вам действительно нужно сосредоточиться, так это на ваших персонажах — кто они, как они звучат, что они думают и чувствуют. Вы должны сосредоточиться на своем сюжете — на том, где нарастает и куда уходит ваше напряжение, на том, что ваши читатели узнают в этой сцене и как это повлияет на них. Если ваше внимание сосредоточено на ваших навыках письма, вы получите что-то механическое, когда вам нужно что-то органическое.

Так как же научиться писать? Ну, говоря как человек, который зарабатывает на том, чтобы писать о том, как вы можете улучшить свои навыки письма, вы можете прочитать об этом. Даже если вы не можете овладеть необходимыми навыками путем целенаправленной практики, вы должны узнать, что они из себя представляют и как они работают.

Вы также можете посмотреть, как их использовали другие авторы. Когда вы читаете произведение любимого автора, вам не нужно беспокоиться о том, как вы его перепишете. Это позволяет вам сосредоточиться на технике. Это особенно верно при втором или третьем чтении, когда вы знаете, что будет дальше, и можете обратить внимание на то, как автор ведет вас к этому. Одной из вещей, которая превратила меня в редактора, была привычка перечитывать любимые книги снова и снова. Я перешел от того, что потерялся в истории, к тому, чтобы оценить, как история была собрана.

Эта техника таит в себе опасность. Я обнаружил, что, сосредоточив свое внимание на технике на протяжении десятилетий, мне труднее просто потеряться в хорошей книге. Мне по-прежнему нравятся хорошо рассказанные истории, но я часто ловлю себя на том, что думаю не столько «Ну, теперь у нее проблемы», а больше: «Ну, сценарист определенно удачно подстроил этот поворот». Читать по-прежнему приятно, но это удовольствие другого рода, чем то, что привело меня к чтению в первую очередь.

Я понимаю, что это немного корыстно, но один из лучших способов научиться писать — использовать редактор. Я не обязательно говорю о профессиональном редакторе. У вас могут быть бета-ридеры, которым вы можете доверить свою рукопись, и я встречал немало агентов, которые также умело обращались с синим карандашом. И, конечно же, есть классическая история о том, как Макс Перкинс берет в свои руки Томаса Вулфа (основа для Genius — один из немногих крупных фильмов, где главным героем выступает монтажер).

Как и вы, когда читаете произведение любимого писателя, редактор может сосредоточиться только на навыках письма, которые вы используете, неправильно используете или отсутствуете. Когда вы читаете работу вашего редактора, при условии, что ваш редактор знает свое дело, вы можете узнать, какие изменения вам нужно внести, не отрывая взгляда от своей истории и персонажа. Внося необходимые изменения, вы можете наблюдать, как улучшаются ваша история и персонажи. Отрывки, которые вы считали неправильными, станут ясными. Проблемы, о которых вы даже не подозревали, исчезнут. Ваша книга будет настолько хороша, насколько вы надеялись.

Когда я впервые стал учеником редактора, много лет назад, мой наставник и будущий соавтор Ренни Браун попросил меня отредактировать отрывок из работы клиента. Я внес изменения, которые, по моему мнению, были необходимы, затем она редактировала за мной, исправляя места, где я сделал хуже, и используя возможности, которые я упустил. Потом она просто вручила мне свои отредактированные страницы. Мы никогда не говорили о конкретных методах. Просто я стал лучшим редактором, изучая результаты хорошего редактирования.

Вот как вы учитесь писать, изучая эффект хорошего письма. Это не вопрос практики. Это вопрос осмоса. Это не изучение гамм путем их повторения. Это больше похоже на выбор очков, когда редактор как окулист спрашивает: «Так лучше? . . или сюда?»

Расскажите мне о своем опыте обучения письму. Когда и как вы совершили прорыв?

Теперь, благодаря tinyCoffee и PayPal, это возможно!

О Дэйве Кинге

Дэйв Кинг — соавтор книги «Самостоятельное редактирование для писателей-фантастов», бестселлера среди писательских книг. Независимый редактор с 1987 года, а также бывший пишущий редактор Writer’s Digest. Многие из его журнальных статей об искусстве письма были включены в антологию в «Полном справочнике по написанию романов» и в «Письменной клинике» The Writer’s Digest. Вы можете ознакомиться с несколькими его статьями и получить другие советы по написанию на его веб-сайте.

31 слово и фраза, которые вам больше не нужны

Закройте глаза. Представьте слова как людей в офисе. Глаголы суетятся, активные и оживленные, добиваясь цели. Прилагательные и наречия вызывают в воображении идеи и образы в отделе маркетинга. Но всегда есть один парень. Увидеть его? Он стоит у кулера с водой, прислонившись к стене. Он вездесущ, и все же никто толком не знает, что он делает . Может быть, он и околачивается, но, похоже, он не тянет свой вес.

Этот парень может обозначать любое слово или фразу, которые всегда появляются в нашем письме, но ничего не добавляют. Вот список из тридцати одного слова и фразы, которые вам нужно исключить из своей платежной ведомости в этом году.

Всегда

Остерегайтесь вялых фраз Всегда .

Каждый день

Ищите слова-паразиты в письме Каждый день Ежедневно.

Пока

Мы еще не знаем пока , добьемся ли мы успеха.

Для того, чтобы

Избавьтесь от лишнего многословия , чтобы привести в порядок ваше письмо.

В основном, в основном

Эти слова в основном не добавляют ценности. Они по сути бесполезны.

Полностью, полностью, абсолютно, буквально, на самом деле

Без слов-заполнителей ваше письмо будет полностью сказочным.

Очень, очень, довольно, скорее, чрезвычайно

Эти очень общие слова на самом деле бесполезны. Они , а скучные.

Просто

Просто Не используйте это слово часто.

Красиво

Красиво Неплохая идея, чтобы использовать его экономно.

Просто

Если ваше предложение работает без него, вам просто это слово не нужно.

That

Это слово , которое вы должны использовать только тогда, когда оно вам нужно для ясности.

Вверх, вниз

Нам все равно, стоите ли вы вверх или сидите вниз , чтобы писать, просто пишите чисто!

В процессе

Мы в процессе учимся избавляться от многословия.

На самом деле

На самом деле Ваши навыки улучшились.

Все из

Все из Ваши читатели получат удовольствие от чтения чистого текста.

Как

Вы будете известны как будучи опытным писателем!

Быть этим

Быть тем Поскольку вы лучший писатель в своем классе, вы обязательно получите хорошие оценки.

Во время

Во время курса урока письма мы узнали несколько новых трюков!

Для всех намерений и целей, По большей части

Для всех намерений и целей, Наше письмо улучшилось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *