Как хорошо уметь читать… писать… думать… рассуждать…
Предлагаем вниманию читателей книги из фонда научной библиотеки, которые помогут убедить в том, что настоящая литература учит двум самым простым и одновременно самым сложным вещам: видеть мир и понимать человека.
Чем человек просвещённее, тем он полезнее своему обществу.
А.С. Грибоедов
Язык – это инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть.
М. Горький
Философы придумали много как серьезных, научных, так и шуточных, остроумных определений человека.
«Человек — двуногое животное, но без перьев», — утверждал Сократ.
«Человек — общественное, политическое животное», — возражал Аристотель.
Человека называли существом созидательным, деятельным, свободным, священным, играющим, поэтическим.
Самым распространенным определением стало: homo sapiens — человек разумный.
Но это разумное существо в течение тысячелетий невозможно представить еще без одного свойства. Разумный человек, как правило, — человек читающий и пишущий.
Процессы чтения и письма возводятся в ранг важнейшей человеческой потребности, наряду с разумом, деятельностью, общением. А поэтому научить ребенка (человека) не только грамотно владеть речью (культура речи), верно излагать мысли на бумаге, но и читать …читать просто для себя (например, русскую классику, которая является основой школьного курса литературы и которую иногда считают скучной, неинтересной, устарелой (ведь кто-то может спросить: зачем, к чему я должен (должна) читать то, что написано двести лет назад и рекомендовано какими-то дядями и тетями?) – задача не из простых.
Отбор произведен не нами, он произведен историей. Пушкина и Гоголя читают почти двести лет, и будут читать еще через двести, когда никто не вспомнит современных модных авторов. Неужели нам неинтересно понять почему?
Предложенные вниманию читателей книги из фонда научной библиотеки помогут убедить их в том, что настоящая литература учит двум самым простым и одновременно самым сложным вещам: видеть мир и понимать человека.
…Грамотность российских школьников и студентов катастрофически падает, твердят в один голос все преподаватели — от учителей начальной школы до университетских профессоров. Пока составители программ и учебников решают, как бы еще модернизировать учебный процесс, а родители озабочены главным образом изучением иностранного языка, большинство выпускников не могут написать несколько страниц русского текста без ошибок. А ведь это одно из самых необходимых, но и самых трудных для освоения умений. Учителя русского языка сокрушенно вздыхают: сколько ни бьешься – и карточки, и тренинги, и компьютерные «обучалки», — количество ошибок сокращается очень медленно.
Так можно ли научить писать грамотно? Преподаватель словесности Сергей Штильман убежден, что можно. Но в режиме индивидуального подхода. Дело за малым: нужно лишь знать, как это делается. Нужно при этом иметь в виду и то, чего делать не надо. И все. Как с обработкой мрамора, из которого нужно высечь скульптуру: убрать лишнее, оставить необходимое. И желательно при этом не перепутать одно с другим. Принцип, кстати, универсальный для преподавания любого предмета. В своей книге «Как научить писать грамотно» С. Штильман предлагает свои методики эффективной помощи школьникам.
Штильман, С. Л. Как научить писать грамотно : индивидуальная коррекция грамотности : кн. для учеников, родителей и учителей / Сергей Леонидович Штильман. — Москва : Скрипторий, 2002. — 272 с. — Лит.: с. 268.
Мир, в котором мы живем, по мнению автора, — это мир алгоритмов и лабиринтов. Чтобы выйти из лабиринта живым и невридимым, нужна путеводная нить – алгоритм., то есть «система операций, применяемых по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит к решению поставленной задачи. Причем неважно, какой это алгоритм – выполнение алгебраической, химической, физической или логической задачи. Есть свой алгоритм и в таком важном деле, как постановка грамотности. Знать его необходимо, иначе можно бесконечно долго блуждать по коридорам колоссального лабиринта под названием Орфография, Грамматика и Синтаксис.
Если вы готовы принять из рук Сергея Штильмана нить, которая выведет вас из тьмы на свет, держите ее крепе и не выпускайте.
Эта книга — своеобразная «выжимка» из репетиторских занятий за15 лет, попытка рассказать всем «о подводных камнях и рифах», которые ожидают на этом нелегком пути.
Как построить систему занятий по коррекции грамотности, как «ставить» те или иные орфографические и прочие умения и навыки, какие упражнении и в какой последовательности выполнять. Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в этом издании. Кроме того, книга наполнена разнообразными по форме, содержанию и уровню сложности текстовыми и словарными диктантами, рабочими карточками, тестами, всевозможными памятками.
В Школе филолога, нейрофизиолога, руководителя и автора Натальи Романовой, чью книгу «Идеальная грамотность» : русский язык без правил и словарей
Романова, Н. Идеальная грамотность : русский язык без правил и словарей : [12+] / Наталья Романова. — Москва [и др. ] : Питер, 2015. — 201, [1] с. : ил., табл. ; 21 см. — (Школа Натальи Романовой).
мы представляем сейчас, вас научат ИДЕАЛЬНО писать, используя альтернативную программу практической грамотности «Без правил», которая действует с 1992 года. Если вы, читатель, родитель школьника, то Наталья Романова предлагает обсудить ряд позиций, и здесь раскрывается основная концепция программы: научиться писать без ошибок модно лишь тогда, если:
1. Вам известна природа этих ошибок. 2. Вам знакома система подростковых ошибок.
Эта книга — не увлекательный блокбастер, но и не учебник. Даже не учебное пособие. В ней предлагается принципиально иной, альтернативный подход к грамматике, который настоятельно рекомендует отказ от школьных стереотипов. Программа «БП» — постоянные тренинги на внимание и контроль на счет и увеличение объема оперативной памяти в момент письма! Именно это и гарантирует результат обучения.
Разделы книги познакомят вас со стратегическими действиями в борьбе с ГЛАВНЫМИ и ВТОРОСТЕПЕНЫЫМИ ОШИБКАМИ, среди которых — «О» и «Ё» после шипящих, «Н » и «нн» во всех словах, дефисное написание, окончания существительных , «не» с причастием. А часть третья посвящена ПАУЗНОЙ РЕЧЕВОЙ ПУНКТУАЦИИ и включает в себя сложные случаи — деепричастные и причастные, союзные и вводные обороты. Иными словами все, что так не любят школьники. Ох, уж эти запятые….
Итак, курс предельно прост и эффективен, решает все проблемы с грамотностью, стоящие перед школьниками и абитуриентами, включая успешную сдачу ЕГЭ. Он позволяет всего за 10 занятий научиться уверенно писать без ошибок!
В любом случае, работу над формированием навыков правописания следует начинать с текстов, в которых конкретные слова имею свои контексты, объединены формально и содержательно, считает Александр Мурашов, автор учебного пособия, выдержавшего 5 переизданий «Абсолютная грамотность».
Мурашов, А. А. Абсолютная грамотность : пособие по орфографии для совместной работы преподавателя и студента / Александр Александрович Мурашов ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. — 5-е изд., стер. — Москва : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : МОДЭК, 2008. — 142, [1] с. : ил. — (Библиотека студента). — Библиогр.: с. 142.
Эти контексты позволяют объяснить правописание и в дальнейшем избежать ошибок. Анализируя тексты, вы составляете модели, которые, сохраняясь в памяти , позволят в аналдогичной ситуации обращаться не к правилу, а к уже освоенному фрагменту, по аналогии с которым конструируется новый орфографический факт.
Любопытнее рассуждения автора по поводу …ошибок. Вот ситуация конкретная – допущена она, родимая. Что делать? По мнению А. Мурашова, — не карать и не купировать , аи изучать ПРИЧИНЫ. Этот аспект исследования речевого развития личности, его специфики и потенциалов рассмотрен в главе «От правила – к модели языка». В. М. Бехтерев говорил о развитии речи как важнейшем индикаторе развития психики; в дано случае ошибка выступает как психическое явление, сигнализирующее об этапе становления речевой личности человека.
Студенту важно понять, почему он ошибся, что повлияло на написание, какие законы вступили в противоречие.
Мы видим, что в основе методики обучения грамоте «по Марашову» лежит психологический аспект.
Особое место в книге занимают концепции изучения русского языка и предлагаемая автором методика «врожденной грамотности», основанная на творческом содружестве преподавателя и студента. Рассматриваются история языка и современные нормы правописания, историческая и современная структура слова, принципы сохранения морфемы, правописание гласных и согласных в корнях и приставках, непроизносимые согласные корня, правописание мягкого знака с после шипящих в различных частях речи.
Автор утверждает , что усвоение одних лишь правил может оказаться залогом безграмотности, усвоение же орфографического навыка ведет к автоматизации правила, когда работающим фактором оказывается не формулировка, а формируемая модель в единстве конкретных образов и аналоговых структур. Кроме того, наиболее успешное запоминание правила происходит тогда, когда текст, содержащий множество соответствующих примеров, подвергается зрительному «сканированию», «фотографированию», чтобы остаться в образно-смысловой памяти целиком и при необходимости выдавать нужную информацию.
Учебное пособие рекомендовано издательским советом Российской академии образования и ориентировано на преподавателей и изучающих русский язык студентов неязыковых вузов.
Все мы понимаем, что овладеть грамотной письменной и устной речью сложно. И здесь не обойтись без «помощников». Без каких, как вы думаете? Правильно: без справочников!
Издания подобного типа очень удобны и практичны. Справочники обычно имеют систематизированную структуру, разделы в них упорядочены по определённому принципу. Поэтому пользователь с легкостью найдет ответ на любой вопрос интересующей его темы.
Ими пользуются все: и школьники, и абитуриенты, и студены, и преподаватели, и специалисты разных отраслей.
Особой популярностью в «жаркие» дни выпускных экзаменов пользуются справочники для поступающих в вузы, где собрана практическая информация по всем без исключения школьным предметам. А тем, кто поступает в филологические вузы, рекомендуем универсальный СПРАВОЧНИК по орфографии и пунктуации со словарями и тестами Марины Елисеевой и Евгении Ковалевской, выдержавший 4 переиздания.
Елисеева, М. Б. Универсальный справочник по орфографии и пунктуации : со словарями и тестами / Марина Борисовна Елисеева, Евгения Григорьевна Ковалевская. — Санкт-Петербург : Паритет, 2011. — 413, [1] с. — Библиогр.: с. 410.
«Языковой паспорт» говорящего (термин И. А. Стернина) — это та информация, которую мы получаем о говорящем, когда слышим его речь; это наше общее представление о говорящем по его речи (возраст, пол, культура и др.). Языковой паспорт человек не может скрыть, и поэтому о нем необходимо тщательно заботиться.
Приведенные ниже цитаты из «Записок об Анне Ахматовой» Л. К. Чуковской демонстрируют две главные особенности отношения говорящих к нормам литературного языка: запоминание чужих ошибок (проходит много лет, а мы помним, как будто это было вчера) и эмоциональность, проявляемую в их оценке.
«Я мельком осведомилась, помнит ли она [Ахматова] такой эпизод из Люшиного детства: я впервые привела Люшу в школу. Синий выглаженный бант, новые книжки, новый портфель — и цветы для учительницы. Внизу, в холле, в торжественной тишине, мамы и дети. И вдруг…
Анна Андреевна меня перебила, не дала договорить:
— И вдруг в этой торжественной тишине директор, долговязый парень, командует: «Матеря, давайте направо…»
«Вы знаете, я считаю неприличным делать замечания людям, если они неверно говорят. Неприличным и пошлым. Ничего не поправляю. Все переношу. Но вот «во сколько» вместо «в котором часу» или вместо «когда», — тут она задохнулась от гнева и дальше произнесла по складам,- я вы- нес-ти не мо-гу. И «мы живем в Кратово» вместо в «Кратове» — тоже не могу».
У Ахматовой необычным кажется терпимое, даже нейтральное отношение к грубой ошибке и строгая оценка того, что сегодня вообще не представляется большинству говорящих ошибкой. Но и это достаточно типично: кто-то, говорящий «матеря» вместо «матери», вызовет у нас улыбку, потому что это явно человек другого круга. А «вклЮчит» вместо «включИт» или «звОнит» вместо «звонИт» более показательны и огорчительны в речи человека образованного.
Построение предлагаемого вниманию читателей справочника по орфографии и пунктуации русского языка несколько отличается от построения большинства традиционных справочников. Традиционные справочники не имеют единого принципа изложения орфографических правил. Так, в пособии Д. Э. Розенталя (самом известном справочнике, и заслуженно известном) эти различные принципы изложения отражены в заголовках, например: «Правописание гласных в корне», «Употребление прописных букв», «Разделительные ъ иь», «Правописание приставок», «Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях», «Правописание имён существительных», «Правописание имён прилагательных» и т. п. Таким образом, в разных разделах оказывается, например, изложение правил правописания гласных после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях слов, т. е. уже при поиске нужного правила надо точно знать, в какой именно морфеме встретилась «трудная» буква.
В данном издании некоторые из этих неудобств «пользователя» исчезают. Так, например, все случаи употребления мягкого знака объединены в один раздел (ь для обозначения мягкости; ь на конце слов, относящихся к разным частям речи; разделительный ь), тогда как обычно все это надо искать на совершенно разных страницах пособий.
Что качается общего принципа построения разделов, то он таков:
1. Правило, подкрепленное примерами. Форма изложения правил не единообразна: она зависит от удобства и целесообразности изложения конкретных правил.
2. Различать — список трудных слов на это правило, данных парами, противопоставленных друг другу, отличающихся только одной буквой.
3. Запомнить — наиболее трудные случаи и исключения из данного правила.
В разделе «Пунктуация» в центре внимания составителей пособия — правильная постановка всех возможных знаков препинания в предложениях, и поэтому в один параграф сведены различные с синтаксической точки зрения случаи, например, объединены в один параграф все случаи постановки тире (между подлежащим и сказуемым, перед обобщающими словами, при выделении приложений, вставных конструкций, между частями сложного бессоюзного предложения и др. ).
Разумеется, для того чтобы суметь самостоятельно найти и применить на практике правила, приведенные в справочнике, читателю необходимы определенные сведения из области теории современного русского языка, как и при использовании любого другого пособия.
Важной частью нашего издания является словарь по культуре устной и письменной речи (сост. М. Б. Елисеева), состоящий из трех частей.
Завершает издание раздел «Тесты» (сост. М.Б. Елисеева). Вводные тесты дадут вам возможность проверить свой уровень грамотности, обучающие — помогут овладеть нормами письменной и устной речи, а итоговые — выяснить, приобрели ли вы новые знания в результате работы с нашим справочником. Ко всем тестам имеются ответы, но советуем заглядывать в них только после того, как вы выполните задания самостоятельно.
Книга предназначается в первую очередь для школьников, овладевающих нормами письменной и устной речи, и для учителей русского языка, помогающим ученикам в этом нелегком труде; преподавателям вузов различных профилей, студентам, корректорам и редакторам, а также всем, интересующимся вопросами культуры устной и письменной речи.
Пособие незаменимо при подготовке к сдаче Единого государственного экзамена по русскому языку.
Итак, «подковавшись» орфографически и пунктуационно при помощи вышепредставленных изданий читатель может смело браться за перо и писать вирши, если господь не обделил природным даром, или даже «замахнуться» на нечто более объемное — повесть или роман …сотворив последнее, предложит ближнему своему прочесть и вот тут-то….
Портрет эпохи, память человечества, учебник жизни, источник знаний, зеркало на большой дороге, пейзаж на столе, собеседник, дитя разума, кусок дымящейся совести (Пастернак), тело мысли, машина времени… – это все о ней, о КНИГЕ
Всматриваясь в определения книги, можно заметить, что они разделяются на три группы, даются с трех разных точек зрения.
Точка зрения автора, создателя книги. Книга — тело его мысли, дитя разума, портрет души, кусок дымящейся совести.
Точка зрения текста, книги самой по себе. С этой точки зрения, она — пейзаж на столе, зеркало, запечатленное время или память человечества.
Наконец, точка зрения читателя. Для него книга — собеседник, машина времени, учебник жизни или источник знаний.
Таким образом, всмотревшись не в конкретное содержание книги, но в ее функцию, мы увидим не текст, но — процесс. В человеческой культуре книга включена в процесс эстетического общения (коммуникации), представляет средний элемент коммуникативной цепочки: автор (писатель) — книга (произведение) — реципиент (читатель).
Книга обязательно предполагает читателя, рассчитывает на него.
Критик Ю. И. Айхенвальд (и не он один) предложил целую программу читательской деятельности, где роль читателя оказывается не менее важной, чем роль автора, творца. «Читать — это значит писать. Отраженно, ослаблено, в иной потенции, но мы пишем «Евгения Онегина», когда «Евгения Онегина» читаем. Если читатель сам в душе не художник, он в своем авторе ничего не поймет.К счастью, потенциально мы все поэты. И только потому возможна литература» («Силуэты русских писателей»).
Однако такой — идеальный — читатель, собеседник, соавтор художника, в реальности существует не всегда. Таким читателем нельзя родиться. Им можно только стать.
Так считает автор книги «Чтение с увлечением : мастерские жизнетворчества» Елена Галицких, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы Вятского государственного университета, заслуженный учитель России, автор более 300 публикаций, монографий и учебных пособий.
Галицких, Е. О. Чтение с увлечением : мастерские жизнетворчества / Елена Олеговна Галицких. — Москва : Библиомир, 2016. — 271 с. : ил., фот., портр. ; 21. — Библиогр. в конце ст.
Каждый человек на протяжении сей своей жизни творит ее, ищет, сомневается, что-то обретает и теряет… Книга Елены Галицких щедро дарит нам еще один источник познания жизни – встречу с книгой, а через художественный текст – с самим собой. Мастерские универсальны : стать их участником будет радостно и школьнику, и студенту, и вполне взрослому человеку. Каждый из них может выбрать то художественное произведение, на которое отзовется душа. И каждый, направляемый рукой Мастера изящно и бережно, вдохновенно и с открытой душой, будет заражён энергией Смысла, и в конце концов станет сотворцом его, пережив этот Смысл как собственный духовный опыт, как личное открытие и откровение.
Мастер-классы по изучению/анализу текстов, разработанные и предложенные Е. Галицких, практические наработки, читательские семинары, познавательные игры, литературные салоны, публичные уроки чтения – все это новые формы организации читательской деятельности в современных условиях. Автор говорит: «Мастерская как педагогическая технология создает условия для игры с текстом в особом пространстве жизнетворчества, которое раскрывается и выстраивается каждым участником читательской деятельности. Мастер использует «дорогу» как метафору жизни, познания, развития, открытия нового. Человек, взрослый или подросток, ощущает себя субъектом познания» и общения, если ему и предоставить свободу выбора маршрута, спутника, текста, жанра, впечатления образа. В этой мастерской есть риск, настроение, интрига, загадка, бескорыстие – все то удивительное, что свойственно игре как способу познания жизни. Поскольку путешествие предполагает движение, то содержание мастерской раскрою с помощью «остановок» – точек развития. У каждого в начале «пути» есть свой маршрутный лист , в котором пять необходимых текстов в разных форматах: 1. Карта памяти, 2. Карта знакомства, ³. Заповеди путешественника, Уроки путешественника, Путевой очерк , Находка в пути».
Все тексты художественных произведений используются как ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ И СОХРАНЯЮТ АВТОРСТВО ПИСАТЕЛЕЙ, ИХ СОЗДАВШИХ.
Издание обращено в педагогам, работникам библиотек, студентам гуманитарных специальностей.
Итак, путешествие по страницам книг продолжается, и следующая наша аудитория – родители — поможет своим детям открывать для себя окружающий мир с помощью эссе современного английского писателя Эйдана Чамберса «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем».
Чамберс, Э. Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем : [16+] / Эйдан Чамберс ; пер. с англ. Екатерины Олейниковой и Евгения Карпова. — Москва : Самокат, 2016. — 315, [1] с. ; 20 см. — (Самокат для родителей). — Библиогр. в конце кн.
Эта книга о том, как дети учатся читать и как получают от этого удовольствие. А еще о том, что чтение невозможно без тех, кто начинает читать и тех, кто им помогает: учителей, библиотекарей, родителей и родных. Издание включает в себя две работы — «Пространство Чтения» и «Расскажи». Дети, чтение, диалог» с теоретическими и практическими советами дл взрослых, которые хотят помочь детям стать читателями, познать радость открытия нового с книгой в руках.
Предлагаем фрагмент книги:
«- Вы знаете, на самом деле читать даже очень толстые книги совсем не страшно.
Высокий худощавый седой мужчина оглядел зал, который после первого изумления уже дружно смеялся. Это нам знаменитый писатель взялся объяснять, что читать не страшно? Нам, библиотекарям?! Но седовласый джентльмен неспроста именно так начал лекцию библиотекарям, съехавшимся на конференцию со всего мира. Он знал, что делает…
Таким впервые предстал передо мной Эйдан Чамберс, чье имя до начала лекции с придыханием произносили коллеги из Европы и Америки. Мне оно тогда ничего не говорило, хотя на книжной выставке, развернутой здесь же, в зале, где проходила крупная Всемирная библиотечная конференция, его книги были представлены на множестве разных языков. Здесь были и его романы для подростков, и его книги для родителей, библиотекарей и педагогов.
Я с удивлением рассматривала докладчика. Никак нельзя было сказать, что ему в тот момент уже исполнилось 75 лет. Чамберс был строен, подтянут, легко двигался, прекрасно — четко, просто, доверительно и с тонким юмором — говорил с аудиторией. Он рассказывал о том, как, по его мнению, будет развиваться чтение в связи с широким распространением новых устройств — электронных ридеров, получивших в России название «читалки». Шел 2009 год, и споры вокруг их использования были в самом разгаре не только в нашей стране, где ридеры едва-едва появились, но и в Европе, где они уже получали широкое распространение. Он рассказывал о том, как они с женой осваивали новое устройство и какие перспективы он как педагог и писатель видит в этом явлении.
И это все тоже не случайно. Чамберс и в самом деле не только знаменитый писатель, но и педагог, завоевавший себе мировое имя романами для подростков и огромной работой по продвижению чтения, разработкой методик привлечения к чтению нечитающих детей».
Один из московских учителей русского языка и литературы так оценивает метод Чамберса: «… позволяет не терять живой связи с текстом и в то же время дает детям возможность услышать себя и других, вовлекаясь в естественный диалог о книге».
Стоит добавить ко всему изложенному выше, что книги «Пространство чтения» и «Расскажи» впервые вышли в 1991 и 1993 годах. Впоследствии они были несколько переработаны и помещены под одну обложку. Только в Англии книга выдержала 15 переизданий. Она выходила также в 12 других странах, включая США, Австралию и Канаду. На русском языке книга выходит впервые.
Итак, наше «путешествие» в «Страну грамотности и культуры речи» приблизилось к своему завершению.
Очень хочется верить, что наступит время, когда мы сможем гордиться тем, что в совершенстве владеем родным языком, который является непременной составляющей национального самосознания личности.
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
И. Бунин
Как научиться грамотно писать — Русский язык и лингвистика
Всё сказанное в статье довольно субъективно, поэтому буду рад почитать в комментариях ваше мнение. Всего девять тезисов, девять рекомендаций, как научиться грамотно писать и говорить.
Существует ли вообще безграмотность?
Возможно, это удивит, но в лингвистике нет понятия «безграмотность». Понятие «грамотность» используется, но нет подходящего слова для того, чтобы обозначить её отсутствие.
Зато есть более абстрактный термин «языковая компетенция». Если упрощённо, это лингвистический уровень владения языком. Подразумевается «знание языковой системы изучаемого языка на всех уровнях (фонологическом, лексическом, грамматическом) грамматических правил построения предложения». Причём это касается не только родного языка, но и иностранного. Поэтому термин (наряду с «коммуникативная компетенция») используется в методике преподавания иностранных языков.
Есть ещё понятия из медицины и психологии: «дисграфия» (нарушения письма) и «дислексия» (трудности в овладении чтением и письмом), однако это более серьёзные явления, тут не до смеха и не до шуток. В основном встречаются у детей.
А теперь перейдём к рекомендациям, часть из которых подойдёт если не всем, то большинству людей.
1.
Примите как данность ваше письмо или речь с ошибкамиВо-первых, уже хорошо, что вы хотите исправить положение дел, а не демонстративно хвалитесь «ашипками». Во-вторых, от ошибок не застрахован никто. В-третьих, учиться никогда не поздно.
О наличии и отсутствии абсолютной грамотности до сих пор спорят не только лингвисты, но и все, чья деятельность как-то связана с русским языком. В основном сходятся во мнении, что идеальной грамотности не существует.
2.
Определите, насколько всё запущеноЗачастую по-настоящему безграмотно пишущий и говорящий человек в этом и не признается, он будет кичи́ться тем, что идёт против всех норм и правил. Наоборот, себя могут считать неграмотными те люди, которые совершают довольно мало ошибок в речи и на письме.
Как определить? Далеко не всегда мы чувствуем, что совершаем ошибки. Бывает, что даже после многократного прочтения не замечаем очевидные недочёты.
Я предлагаю способ: напишите какой-нибудь текст и отправьте вашему другу, близкому человеку, в грамотности которого вы уверены. Пусть он исправит их и объяснит, что не так. Возможно, у вас не всё так плохо.
У многих людей изначально есть предрасположенность к грамотному письму или красивой речи. Сейчас это модно называть «врождённой грамотностью» (вот отдельная статья на эту тему). А есть те, кому не повезло, и им приходится зубрить правила, и всё равно это не помогает.
3.
Начните вести блог. Только сначала для себя. Пишите от рукиДа-да, вспомните старые добрые ручку и бумагу. Так вы гораздо лучше сосредоточитесь, внимательнее начнёте относиться к тому, что пишете. Ещё во время такого письма вы заметите такие ошибки, которые могли бы пропустить при печатании на компьютере или смартфоне. И потом уже перепечатайте текст на клавиатуре.
Только не доверяйте слепо всем рекомендациям Word. Мы уже обсуждали, как он игнорирует очевидные ошибки. Поэтому пригодится следующий пункт.
И только потом, после всех вычиток, после всех поправок от близкого человека, который взвалил на себя вашу грамотность, публикуйте статьи в интернете.
4.
Подружитесь со словарямиНе беспокойтесь, домой тащить целые тома не надо. Интернет — неиссякаемый источник знаний, но здесь как нигде важно отделять зёрна от плевел. Для нас давно созданы три общедоступных, бесплатных источника, чтобы мы становились умнее и грамотнее: «Грамота. ру», ресурс «АКАДЕМОС» (электронная версия академического «Русского орфографического словаря» РАН), словари на «Академике».
5. Ведите словарик непонятных слов и орфограмм
Запишите отдельно все ваши слабые места в русском языке. Пусть у вас получится словарик вроде того, который вы когда-то вели по английскому языку. Когда вы усвоите окончательно ту или иную орфограмму, отметьте это. Способ отмечания предлагаю выбрать вам. 😉
6. Обратите внимание на речь
Если вы хотите научиться красиво говорить, то прежде всего поищите уроки по дикции. В интернете очень много уроков по постановке речи. Достаточно смотреть, слушать и повторять.
C источниками грамотной речи сейчас не всё так просто, как раньше. Телевидение для этого точно не подойдёт. Проще найти аудиокниги с качественной озвучкой и включать их фоном, пока вы занимаетесь своими делами.
Ещё один нетривиальный способ — пытаться повторять скороговорки. Вроде кажется, что детская забава, но попробуйте выговорить с первого раза: «Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали. Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе».
Однако есть более радикальный совет, который я однажды встретил в интернете. Он очень мне пришёлся по душе.
7.
Начните записывать свою речь на диктофон и переслушивать еёКакой же это вызов себе! Далеко не все любят свой голос в записи, я тоже не могу его слушать (а вы?), но однажды заинтересовался этим способом и в итоге нашёл у себя два слова-паразита, которые засоряли мою речь.
Ведь если на ошибки в орфографии ещё могут указать (у некоторых это любимое занятие в интернете), то о различных недочётах в произношении говорят не так часто.
Только не нужно начинать отправлять голосовые всем подряд. К примеру, в Телеграме есть вкладка «Избранное» для складирования всего подряд. 😉
8.
Читайте книги«Ох, какая же банальщина», — скажете вы. Правда, тут есть маленькое но: чтение должно приносить вам удовольствие. И второе условие: вы в первую очередь усваиваете информацию визуально, тогда вы неосознанно будете запоминать внешний вид слов, конструкций или даже предложений.
Если вам проще запоминать на слух, тогда, кроме аудиокниг, воспользуйтесь сервисами интерактивных диктантов.
9.
Отбросьте зубрёжку правилПытайтесь прежде понять суть правила. Язык — это гораздо большее, чем просто правила, таблицы склонений и спряжений. Его нужно чувствовать, и это приходит со временем. Всё у вас получится. 😉
Если у вас есть свои соображения по поводу того, как научиться грамотно писать взрослому человеку, то напишите в комментариях.
Оригинал статьи на моём Дзен-канале | Мой телеграм-канал по русскому языку
Повторное изучение русского языка во взрослом возрасте – блог Рейни Райтман
В колледже я все время говорил по-русски. На втором курсе я прошел курс зимнего погружения в Уэлсли и нашел язык восхитительным. Это был первый раз, когда я так глубоко копался в лингвистических особенностях другого языка и обнаружил все эти тонкие и, казалось бы, глубокие отличия от английского. Меня поразило то, что все глаголы в русском языке имеют две формы — еще одна ориентирована на процесс делать что-то, другой больше сосредоточен на завершенном действии , причем последнее не может быть в настоящем времени, только в будущем или в прошлом. Я также чувствовал, что добавление рода к каждому существительному фундаментально влияет на его характер способами, потерянными для английского языка, и мой разум будет возиться с точным значением разговорных русских фраз.
Сейчас, вспоминая, как я учил русский язык, я тоже думаю, что это был мой первый опыт медитации. Сегодня я считаю мысли чем-то, что можно культивировать с течением времени посредством осознания и сознательного выбора. Но в колледже мои мысли летали, как летучие мыши в темной пещере. Мне никогда не приходило в голову, что попытка навести в них порядок может принести пользу. Одержимость, с которой я выучил язык — а я мог проводить часы в день, выполняя упражнения на механическое запоминание, — была способом заставить мой мозг работать с одной единственной, тщательно отобранной идеей за раз.
Я продолжал случайное изучение русского языка еще 5 лет после окончания колледжа, пока жил в Сан-Диего, мои знания постепенно ухудшались, сначала работая с репетитором в библиотеке, а затем в подпольном классе русского языка, о котором я узнал из уст в уста.
Когда я переехал в Сан-Франциско в 2010 году, я остановился. Я работал до поздней ночи, шатаясь от дороговизны жизни в Сан-Франциско, и у меня не оставалось времени, чтобы продолжать говорить по-русски (или заводить друзей, или продолжать бегать, хотя в конце концов я нашел для этого место).
В этом году, после смены работы, что означает, что мой график стал гораздо более предсказуемым, и зарплаты, которая означает, что мне не нужно подрабатывать, я снова смог выучить русский язык.
Но найти правильный способ заново выучить язык оказалось непросто. Мой словарный запас все еще больше, чем у среднего новичка, но иногда мне приходят русские слова, и я не могу сообразить, что они означают на английском языке. Моя орфография полетела к чертям. У меня есть интуитивное чувство грамматики, но конкретные правила покинули меня. Мне интересно, так ли себя чувствуют дети, выросшие в русскоязычных семьях, когда впервые садятся в русский класс.
Я пытался найти репетитора, но после одного занятия, когда мы целый час болтали по-русски, стало ясно, что она не знает, что со мной делать.
Точно так же пытался скачать Дуолинго, но как-то неловко. Приложение запускает вас на начальном уровне и продвигается вперед за счет упрощенного повторения элементарных слов и никогда не объясняет грамматику, стоящую за упражнениями.
После нескольких проб и ошибок я обнаружил, что достаточно интересно, чтобы увлечь меня, достаточно сложно, чтобы чувствовать себя вызывающим, и в то же время достаточно просто, чтобы помочь мне освежить в памяти основы:
- Первым делом утром я слушаю подкасты на русском языке, попивая кофе. В основном это ток-шоу, куда люди звонят и просят совета о своей личной жизни. Я слушаю их на полной скорости и не особо стараюсь переводить каждое слово. Я все еще просыпаюсь. Если говорить о чем-то более простом, я очень люблю «Русский с Максом» — русскоязычный подкаст с более легкой, несколько повторяющейся лексикой, предназначенный для учащихся среднего уровня (его недавний выпуск о Викторе Франкле был прост для понимания и довольно интересен).0032
- После этого я читаю английский текст, а затем слушаю русскую версию аудиокниги, а затем русскую копию книги, если она у меня есть. Русская аудиокнига, доступная в библиотеке научной фантастики, которая также была в моей домашней библиотеке, — это « Ешь Молись Люби » Элизабет Гилберт, которая помимо того, что это милая и читабельная книга, услужливо разделена на короткие главы. Я читаю главу или две по-английски, потом слушаю по-русски, проверяя текст только тогда, когда не могу понять, что происходит. Я ожидаю, что к концу книги буду хорошо подготовлен к обсуждению развода и духовности на русском языке.
- Иногда, если у меня есть время, я прохожу короткий урок по Дуолинго, а почему бы и нет?
- Затем я трачу несколько минут на свою собственную версию карточек, которая включает в себя игру, в которой английские и русские карточки соединяются.
- Наконец, я просматриваю часть « Russian Grammar Workboo k» Терренса Уэйда (которая является дополнением к его фантастическому « Comprehensive Russian Grammar »). Это довольно продвинутая рабочая тетрадь по грамматике, которая может немного деморализовать. Я мог бы написать еще несколько карточек на основе фраз, которые встречаются в учебнике по грамматике.
Все это отлично подходит для освежения моих навыков чтения, но не помогает мне разговаривать с кем-либо по-русски. Именно здесь я изо всех сил старался сохранить свои навыки.
Как назло, я недавно нашел довольно продвинутую русскоязычную группу общения, которая собирается еженедельно в SoMa. В первом классе, который я посетил, было трое носителей русского языка, два человека, которые много лет жили в русскоязычной стране, а затем два ученика, которые учились. Мы играли в Alias и Cards Against Humanity на русском языке.
Было интересно наблюдать, как язык медленно всплывает из моего мозга. Я оказываюсь на кухне, и мой мозг начинает отмечать предметы передо мной по-русски, или я лежу в постели в поисках сна, и всплывают обрывки русских фраз. Часто это слова, о которых я не думал годами. Я представляю, как густой туман постепенно рассеивается в тех частях моего мозга, где хранились все эти русские слова и фразы, подобно тому, как туман скатывается с Твин Пикса и стекает в долины Сан-Франциско в жаркий день, мягко открывая все больше и больше больше домов вдоль склона.
Было особенно интересно заметить разницу между словами, которые я знал раньше, и словами, которые я учу впервые. Например, я практикую все семейные слова, связанные со свекровью. Они удивительно сложны, потому что в русском языке жена называет своего свекра и свекровь совершенно иначе, чем слова, которые ее муж использует для обозначения родителей своей жены. Это был уровень сложности, который я никогда не удосужился изучить, когда жил в России, потому что был одинок. И теперь, когда я впервые пытаюсь подобрать эти слова, я обнаруживаю, что они приходят гораздо медленнее, чем все слова, которые я запомнил ранее.
Подозреваю, что у меня никогда не будет того уровня владения языком, который был у меня, когда я жил в России, но это не цель. Я не собираюсь читать лекции на русском языке и не ожидаю, что буду проводить много времени в России в будущем. Сегодня мне больше интересно наблюдать за тем, как язык разворачивается и фокусируется, вспоминая все странные причуды фраз, которые я нахожу такими очаровательными. И если я когда-нибудь смогу вернуться туда, где смогу читать Достоевского, я буду в восторге.
Полезные ссылки, если вы пытаетесь освоить русский язык как взрослый:
- Установка русской клавиатуры на Macbook.
- Чехол-клавиатура с русским языком для малого Macbook
- Установка кириллической клавиатуры на iPhone
- Медленный русский подкаст
- Понятный русский язык с Max
- Большая серебряная книга русских глаголов
Нравится:
Нравится Загрузка. ..
20 бесплатных ресурсов для изучения русского языка, которые не будут стоить вам ни рубля!
Мередит Крайза и Майкл Кристиано Последнее обновление:
Учить русский дорого.
Существует множество онлайн-ресурсов, таких как обучающие веб-сайты. К счастью, некоторые из лучших сайтов для изучения русского языка даже бесплатны.
Итак, если вы хотите выучить русский язык, не потратив ни копейки (или копейки), обратите внимание на эти 20 сказочно бесплатных ресурсов!
Содержание
- Русские приложения
- 1. Дуолинго
- 2. Немо русский
- 3. Овладение русским алфавитом — выучите кириллицу за 3 часа
- 4. Говори на русском
- Русские сайты
- 5. Лоэксен
- 6. Живая Лингва
- 7. RussianLessons.Net
- 8. Изучайте русский язык
- 9. Русский для всех
- 10. Русский бесплатно
- Другие курсы традиционного русского языка
- 11. Headstart2 Русский
- 12. «Голоса: базовый курс русского языка», 5-е издание
- Комплексные средства обучения русскому языку
- 13. GLOSS (глобальная система языковой онлайн-поддержки)
- 14. Мастер Русский
- Русские аудио инструменты
- 15. Новости на медленном русском
- 16. РусскийПод101
- Видео уроки русского языка
- 17. Настоящий русский клуб
- 18. Кафе Русское
- 19. Русский с Дашей
- 20. LearnRussianTV
Скачать: Этот пост в блоге доступен в виде удобного переносимого PDF-файла, который вы
можно взять куда угодно.
Нажмите здесь, чтобы получить копию.
Русские приложения
1. Дуолинго
Duolingo — популярный бесплатный ресурс, и на то есть веская причина: им весело и легко пользоваться.
Русская программа Duolingo разбита на «навыки». В каждом разделе «навыки» есть несколько заметок, которые помогут вам подготовиться к урокам, содержащимся в этом разделе.
Уроки довольно простые и оформлены как викторина, и вас просят дать ответы. Уроки короткие, так что вы можете легко уложиться в изучение по пять минут в день. Тем не менее, материала достаточно, чтобы вы могли учиться гораздо дольше, если хотите.
Программа Duolingo отлично подходит для начинающих и учащихся среднего уровня. Он начинается с алфавита, но затем охватывает более продвинутые навыки, такие как система падежей и более абстрактная лексика.
Важно дополнить уроки русского русским контентом (например, влогами, новостными репортажами и т. д. — см. наш последний раздел в этом сообщении в блоге). Это поможет вам понять, что то, что вы изучаете, соответствует тому, как на самом деле звучит аутентичный русский язык, и испытать острые ощущения от понимания русского языка на уровне носителя.
Чтобы добиться этого, рассмотрите возможность использования платформы виртуального погружения, такой как FluentU. Эта программа берет аутентичные русские видео, такие как трейлеры к фильмам, музыкальные клипы и новостные клипы, и добавляет к ним интерактивные субтитры. Вы можете нажать на любое слово для мгновенного определения. Кроме того, вы также можете добавлять свои слова в колоды карточек для последующего просмотра.
Контент отсортирован по сложности и жанру, что может помочь вам найти то, что вы можете понять и хотите понять.
Есть также контрольные викторины с несколькими вариантами ответов, заполнением пропусков и разговорными упражнениями. Вы можете ввести слово в строку поиска, чтобы увидеть его определение как в тексте, так и в изображении, а также его контекст в видео/письменном формате, поскольку вы увидите все видео, в которых встречается это слово.
Мультимедийные стенограммы, персонализированные викторины и списки ключевых слов для каждого видео означают, что программу FluentU и приложение для iOS/Android можно использовать на любом этапе обучения.
2. Немо русский
УпражненияNemo Russian состоят из карточек со звуком, множества слов и фраз, используемых в разговоре, и для начала их использования не требуется никаких предварительных знаний языка!
3. Овладение русским алфавитом — выучите кириллицу за 3 часа
В соответствии со своим названием, это приложение научит вас кириллице менее чем за день, что сделает освоение простой русской письменности еще проще. Запустите его на своем телефоне, чтобы вам всегда было удобно обращаться к нему, когда вы столкнетесь с трудным правописанием.
4. Говори на русском
Это мобильное приложение со словарным запасом — мой личный фаворит, с его четким звуком, функцией карточек и разделом «Передвижение», который пригодится, если вам нужен базовый словарный запас для путешествий.
SpeakEasy Russian также поможет вам выучить еще несколько практических повседневных фраз, которых нет в других приложениях, а его платная версия стоит обновления, предлагая сотни дополнительных фраз на такие темы, как окружающая среда и медицина.
Русские сайты
5. Лоексен
Если вы хотите выучить базовый русский бесплатно, обратите внимание на Loecsen.
Loecsen содержит словарный запас по основным темам, таким как разговоры, семья, цвета и многое другое. Для каждого словарного слова или фразы вам будет предоставлено русское слово/фраза, транслитерация, английское значение и русская озвучка. Кроме того, каждое словарное слово/фраза сопровождается забавной иллюстрацией, показывающей значение.
6. Живая Лингва
Хотите выучить русский язык так, как его изучает член Корпуса мира? Live Lingua предлагает онлайн-материалы!
Через Live Lingua вы можете получить доступ к различным наборам учебных материалов на русском языке, включая некоторые региональные варианты, например, кыргызский и казахско-русский. Материалы охватывают русский язык от начального до среднего уровня.
Каждый набор материалов доступен онлайн или для скачивания. Некоторые сосредотачиваются исключительно на тексте, в то время как другие больше внимания уделяют аудио. Также есть рабочая тетрадь, которую можно использовать для практики.
Один недостаток, однако, заключается в том, что эти материалы часто немного устарели и могут быть сложны в использовании.
7. RussianLessons.Net
Всякий раз, когда ваши знания русского языка нуждаются в небольшом повышении, RussianLessons.Net поддержит вас.
Он предлагает широкий выбор бесплатных материалов для изучающих русский язык. Если вы только начинаете, вы можете попробовать его уровневые уроки.
Но RussianLessons.Net предлагает гораздо больше, чем просто уроки по уровням. Он также предлагает руководства по грамматике, списки словарного запаса и доступ к дополнительным инструментам, а также викторины, которые идеально подходят для начинающих и учащихся продвинутого уровня.
8. Изучайте русский язык
Learn Russian предлагает несколько отличных материалов (уроки, словарь и грамматические таблицы) для начинающих и продолжающих изучать русский язык.
Более 100 уроков, которые помогут учащимся освоить все основы. Кроме того, регулярные тесты помогают оценить обучение.
Но это еще не все! Если вам когда-нибудь понадобится пополнить свои языковые навыки дополнительным словарным запасом, Learn Russian предлагает десятки списков словарного запаса. Борьба с правилом грамматики? Грамматические таблицы Learn Russian — это быстрые и простые справочные инструменты, которые вы можете использовать, чтобы прояснить любую путаницу.
9. Русский для всех
Несмотря на то, что он не такой яркий, как некоторые сайты, русский для всех выполняет свою работу аккуратно и эффективно.
Русский для всех предлагает несколько вводных уроков, несколько разговорников и десятки уроков грамматики, подходящих для учащихся начального и среднего уровня. Кроме того, викторины и тесты расположены в шахматном порядке, чтобы было легко увидеть, как много вы узнали.
Кроме того, если вам нужен перерыв в конце трудной учебной сессии, «Русский для всех» предлагает ряд игр для развития языка.
10. Русский бесплатно
Русский бесплатно разработан, чтобы помочь начинающим и продвинутым изучающим русский язык, не тратя ни копейки.
Эта платформа предлагает три уровня курсов. Первый фокусируется на чтении, второй — на говорении, а третий — на системе падежей. Уроки содержат письменные материалы, аудиозаписи, списки словарного запаса и диалоги, которые помогут вам на пути к разговорному русскому языку.
В дополнение к бесплатным курсам русский бесплатно предлагает дополнительные учебные материалы, в том числе грамматические упражнения, словарные игры, мультфильмы, музыку и разговорники.
Другие курсы традиционного русского языка
11. Headstart2 Русский
Headstart2 – это модульный онлайн-курс, который можно найти на веб-сайте DLI.
Как следует из названия, Headstart2 предназначен для того, чтобы дать солдатам и другим правительственным служащим «начальный старт» для тех, кто вскоре отправится в командировку или отправится в районы, где мало говорят по-английски, в кратчайшие сроки
Программа состоит из двух блоков с интерактивными упражнениями: «Звук и сценарий» и «Военное дело».
- «Звук и сценарий» охватывает русскую кириллицу, основные фразы и ключевые элементы культуры — например, версию для пения песни «Калинка». Это дает вам информативный культурный фон для русского языка, который выходит за рамки изучения основ.
- «Военный» включает в себя этапы, которые знакомят вас с языком, используемым в боевых действиях и чрезвычайных ситуациях. Эта группа лексики и фраз может быть полезна всем — путешественникам или учащимся, имеющим дело с российскими властями, интересующимся военной историей, журналистам или писателям, работающим в таких регионах, как Восточная Украина. Каждая из этих двух частей состоит из 10 «Модулей», каждый из которых содержит 2–5 «Заданий». Визуальным учащимся понравятся иллюстрации урока и цифровая анимация, чтобы понять русский язык.
В целом, Headstart2 добавляет к 15-20 часов погружения , что сочетает в себе превосходную основу для базового русского языка с дополнительным практическим преимуществом.
Зарегистрируйтесь для участия в самостоятельной программе на веб-сайте DLI, и вы будете на пути к получению официального сертификата Headstart2 об окончании курса.
12. «Голоса: базовый курс русского языка», 5-е издание
«Голоса» — лучший учебник для начинающих владеющих русским языком, который учит правильно писать скорописью.
Он также подробно описывает нюансы русского произношения, а на веб-сайте среди прочих ресурсов есть бесплатные онлайн-занятия для студентов, дополнения к грамматике и словарные карточки. «Голоса» отлично подходит для использования вместе с другими отличными онлайн-курсами для изучения русского языка.
Комплексные средства обучения русскому языку
13. GLOSS (глобальная система языковой онлайн-поддержки)
GLOSS (Глобальная система языковой онлайн-поддержки) — это огромная база данных, поддерживаемая Центром иностранных языков Института иностранных языков Министерства обороны США. Как вы понимаете, эта база данных содержит инструменты для изучения языков государственного уровня.
ВGLOSS проводятся мероприятия и уроки по изучению десятков языков, включая французский, немецкий, курманджи и, как вы уже догадались, русский. Существует более 640 бесплатных уроков русского языка, посвященных аудированию, чтению и письму совершенно бесплатно — и не требуют регистрации!
Просто нажмите «Русский» в поле поиска, чтобы получить доступ к полному каталогу уроков русского языка. Вы можете сортировать уроки по уровню владения языком (1-4), модальности (аудирование или чтение), компетенции (типу упражнений) и теме. Темы включают уроки по культуре, окружающей среде, науке и многому другому.
Каждый урок начинается с подготовительного задания, такого как короткое задание на сопоставление или задание на заполнение пропусков для ознакомления со словарным запасом, который позже будет использоваться во время урока по чтению или аудированию.
После этого клипа для чтения или прослушивания есть упражнения для проверки понимания и тренировки словарного запаса. К ним относятся дальнейшие действия по сопоставлению или заполнению пропусков, а также написание вопросов с краткими ответами на русском языке. GLOSS также включает немедленные и подробные исправления, чтобы дать вам содержательную обратную связь.
Лучше всего то, что многие уроки в GLOSS также содержат загружаемые документы или аудиоклипы.
14. Мастер Русский
Master Russian предлагает сотни бесплатных материалов.
Его основные ресурсы включают учебные пособия по грамматике и списки словарного запаса, а также подробные объяснения грамматических структур. Я имею в виду, кому не нужно хорошее, точное объяснение пунктов русской грамматики?
Некоторые ресурсы разделены на «базовый» и «расширенный» уровни. Я бы порекомендовал «базовые» ресурсы для тех, у кого нет опыта русского языка или начальный (от А1 до А2) уровень русского языка, и «продвинутые» ресурсы для тех, кто имеет средний уровень (В1) или выше. Если вы нажмете на эти два подзаголовка на левой боковой панели, вы сможете логически следовать урокам в соответствии с вашим уровнем.
Для ресурсов, которые не отсортированы по определенному уровню, вы можете найти учебники по грамматике, которые охватывают такие темы, как падежи и склонения существительных, спряжения глаголов и местоимения. Есть также подробные уроки по произношению и словарному запасу на такие темы, как питание вне дома, времена года и праздники.
Master Russian также содержит список 1000 лучших русских слов с аудиозаписями, чтобы вы могли значительно увеличить свой словарный запас. Также есть словарь с картинками и подкаст для изучающих русский язык с ежедневно растущим списком предложений!
Русские аудио инструменты
15. Новости на медленном русском
News in Slow Russian — отличный ресурс для всех, кто уже знает кириллицу.
Зарегистрировавшись, вы получаете пожизненный доступ к более чем 500 новостным статьям, интерактивным стенограммам с акцентами в каждом слове и более 50 часам аудио.
Самым большим преимуществом использования этого сайта является то, что статьи разделены на три уровня:
- Уровень 1: Этот уровень может использоваться продвинутыми новичками. Звуки очень медленные, поэтому вы можете все понять, а статьи были отредактированы, чтобы включать в себя в основном простые времена. Этот уровень поможет вам создать словарный запас объемом около 1500 слов.
- Уровень 2: Второй уровень идеален для учащихся среднего и выше среднего уровня. Статьи для этого уровня включают перфектные времена и помогут учащимся расширить свой словарный запас, слушая настоящий русский язык с выбранной ими скоростью (медленной или нормальной).
- Уровень 3: Уровень для продвинутых учащихся включает сложные грамматические конструкции, словосочетания, фразы и идиомы. Учащиеся будут иметь доступ к более сложным новостям, и они смогут решить, когда они будут готовы изменить скорость звука.
16. РусскийПод101
С более чем 1750 видео- и аудиоуроками, инструментами для изучения русского языка, карточками, конспектами уроков и разделом комментариев учащиеся, решившие купить подписку на RussianPod101, получат доступ к сотням часов для изучения языка Достоевского.
Если вы не уверены, подходит ли вам RussianPod101 или нет, вы можете купить пробную версию за один доллар, и вы получите 50 уроков, 30 дней Премиум-доступа, один загружаемый продукт на ваш выбор и семидневный Fluency Fast курс.
Русские видео уроки
17. Настоящий русский клуб
Real Russian Club — это канал на YouTube с широким спектром предложений от начинающих до продвинутых русских студентов.
Для начинающих есть уроки по базовому словарному запасу, например, когда использовать вы и ты (формальное и неформальное «ты»).
Сериал канала «Медленный русский» отлично подходит для учащихся среднего уровня, поскольку в нем рассказывается аутентичный русский язык в медленном темпе. Кроме того, в сериале затрагиваются культурно значимые темы, такие как это видео о роскошной российской деревне.
Более продвинутым учащимся будет полезен видеоролик о том, как думать по-русски.
18. Кафе Русское
Русское кафе — это канал на YouTube, который предлагает короткие и простые видеоролики, которые помогут начинающим и продолжающим русским ученикам.
Например, вы можете просмотреть короткое видео о делах в России на повторе. Сериал о 10 неловких ошибках в русском языке также особенно полезен для студентов и преподаст вам ценные уроки, например, почему вам, вероятно, не следует использовать русские ругательства.
19. Русский с Дашей
Хотя канал «Русский с Дашей» на YouTube предлагает всего несколько видеороликов, они представляют собой полезную основу для начинающих российских студентов. К тому же, канал понемногу расширяется!
Во многих видеороликах подробно рассматривается алфавит. Это особенно полезно для сложных букв, таких как твердые и мягкие согласные. Более свежие видео также содержат контент в стиле видеоблога, более продвинутый контент и множество полезных уроков языка и культуры, которые помогут продолжить учебу.
К концу видео вы сможете представиться, заказать еду на русском языке, уверенно говорить в нескольких реальных ситуациях и иметь прочную основу для будущего обучения. Кроме того, вы почерпнете много культурных лакомых кусочков.
20. LearnRussianTV
LearnRussianTV — это старый канал YouTube, предлагающий десятки видеороликов на темы, которые будут полезны начинающим и учащимся среднего уровня.
Словарные видеоролики, такие как «Учи русский: 100 нарицательных существительных», помогут быстро расширить словарный запас. Тем не менее, есть также множество уроков грамматики, таких как «Учим русский легко: прошедшее настоящее и будущее время», чтобы дать вам навыки, необходимые для использования вашего словарного запаса в грамматически правильных предложениях.