Как научиться слушать
Если вы замечаете, что люди не очень-то стремятся вступать с вами в доверительный разговор, возможно, вы — плохой собеседник. Умение слушать — важный навык, помогающий эффективно выстраивать отношения, решать проблемы и разрешать конфликты. Это означает — меньше ошибок и потерянного времени. Способность слушать и слышать другого человека укрепляет дружбу, сохраняет семью, дает возможность получать истинное удовольствие от общения.
Умение вести разговор — навык и развить его, как и любой другой, под силу каждому из нас. Вот как это сделать.
Не отвлекайтесь
Слушание — процесс, требующий сосредоточенности. Перед началом разговора уберите из поля зрения, отключите все, что может вас отвлечь. Согласитесь, трудно сконцентрироваться, когда есть вещи, которые также конкурируют за ваше внимание.
- Спрячьте мобильный телефон в карман или сумку, отключив звук.
- Выключите телевизор, компьютер, любое техническое устройство, которое может помешать беседе.
- Найдите тихое место для разговора, например, безлюдное кафе, скамейку в парке. Можно просто прогуляться по тихой улице. Вести разговор на открытом воздухе, где нет электронных гаджетов, телевизионных экранов, гораздо проще.
Установите зрительный контакт
Это самый простой способ показать человеку, что вы его внимательно слушаете. Повернитесь лицом к собеседнику и посмотрите ему в глаза. Ваш взгляд должен быть расслабленным. Не надо смотреть на человека слишком пристально, не отрываясь — это напрягает и выглядит как сеанс гипноза. Время от времени отводите взгляд, но не стоит при этом оглядывать помещение, рассматривать находящихся рядом людей, проверять смартфон. Отводите взгляд от собеседника через каждые 7-10 секунд.
Демонстрируйте интерес
Согласитесь, лицо, на котором не отражается никаких эмоций, выглядит как маска. Время от времени кивайте, улыбайтесь, чтобы показать свою заинтересованность в беседе. Живая, непринужденная реакция на слова собеседника — знак того, что вы его слушаете и слышите, проявляете интерес к тому, что он говорит. Однако не переусердствуйте! Нет необходимости постоянно улыбаться или кивать. Просто не забывайте делать это в ходе диалога. Если тема разговора — предмет серьезный и даже печальный, будет уместнее сохранять нейтральное выражение лица.
Не перебивайте
Если вы чего-то не понимаете, разумеется, лучше попросить собеседника объяснить это. Но вместо того, чтобы прерывать, подождите, пока он сделает паузу, чтобы задать уточняющие вопросы. Спрашивайте лишь для того, чтобы выяснить непонятные для вас моменты. Например, если ваш визави в ходе беседы упомянул общего знакомого, не стоит бросаться тут же задавать множество вопросов об этой персоне, уводя таким образом разговор совершенно в другую сторону. Не забывайте, что вас пригласили поговорить совсем не об этом. Немедленно возвращайтесь к исходной теме, как только почувствовали, что ваши вопросы сбили собеседника с толку.
Сочувствуйте
Умение слушать заключается также в способности сопереживать собеседнику — искренне радоваться, если человек говорит о чем-то приятном и грустить, когда он выражает свою печаль. Постарайтесь поставить себя на место собеседника и подумать, а что бы ощущали сами в такой ситуации. На самом деле, это не так-то просто сделать. Здесь требуется энергия, концентрация и душевные силы. Но это очень полезный труд — ничто так не облегчает общение, как умение сочувствовать другому.
Давайте обратную связь
Покажите, что вы понимаете чувства собеседника, сказав, например, «ты, должно быть, очень рада», «какой страшный удар для тебя», «вижу, что ты просто в отчаянии». Если эмоциональное состояние говорящего не очень понятно, перефразируйте содержание сообщения. Идея в том, чтобы дать собеседнику доказательство того, что вы слушаете, следите за ходом его мыслей, а не предаетесь своим собственным фантазиям в этот момент. В ситуациях, связанных с работой, всегда уточняйте данные вам инструкции, чтобы убедиться, что все правильно поняли.
семь шагов от психолога — статья на ТЧК
В мире, где конференции, презентации и рабочие совещания переместились в онлайн, акцент обычно делается на умении говорить, но упускается второй, не менее важный навык общения — умение слушать. А без него не обойтись ни на работе, ни в обучении, ни в семейной жизни. Семейный психолог и гештальт-терапевт дала простые советы, которые помогут прокачать навык слушателя и тем самым наладить отношения с людьми.
Фото: freepik.com
Шаг 1. Определитесь с мотивацией
Перед любым разговором лучше заранее определиться с его ценностью для вас. Что важнее — доказать свою правоту или решить проблему; показать себя с положительной стороны или получить полезную информацию? Ответы на эти вопросы помогут выбрать правильную тактику поведения.
Если для вас важен диалог, а не монолог, то:
- Не вешайте ярлыки на собеседника. Даже если человек не разбирается в нужной вам теме, он может высказать свежие мысли и идеи, направить разговор в интересное русло и подтолкнуть вас к правильному ответу (если вы ищете его по ходу общения).
- Не переключайте все внимание на себя, не торопитесь давать полезные советы и делиться опытом. Возможно, вашему собеседнику это не нужно.
- Воздержитесь от любой критики, не только негативной.
Фото: pexels.com
Шаг 2. Запоминайте мелкие детали
Вы удивитесь, но многие люди не стремятся запоминать даже имена своих новых знакомых. Постарайтесь не упускать и другие детали из вида, особенно в начале разговора, когда человек дает вводные данные: имя, возраст, профессию, место работы и т. д. Если по какой-то причине вы что-то упустили, то чем раньше вы повторно и вежливо уточните нужную информацию, тем лучше.
Фото: pexels.com
Шаг 3. Не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы
Это важно как с точки зрения проявления внимания к собеседнику, так и для предупреждения неправильной трактовки услышанного. Всегда лучше уточнить, верно ли вы поняли человека. Особенно это касается таких многогранных понятий, как любовь, дружба, степень ответственности (например, при общении между супругами или партнерами), но и в рабочем диалоге никогда не будет лишним.
Открытые вопросы («А что было дальше?», «Вам понравился тот ресторан?») — отличный способ помочь человеку раскрыться чуть больше, а вам — узнать новую информацию.
Фото: freepik.com
Шаг 4. Не перебивайте
Даже уточняющие вопросы не должны сбивать собеседника с мысли. Это невежливо и непродуктивно: человек, потерявший нить разговора, может упустить часть нужной информации или начать вести диалог более агрессивно. Поэтому дождитесь паузы и только потом спрашивайте.
Сложнее всего это делать в онлайн-режиме, когда из-за возможных проблем со связью паузы «приходят» с задержкой (в реальном времени человек уже начал говорить, но вы этого еще не слышите). Иногда самое разумное — перенести диалог на другое время или в локацию с лучшими параметрами сети.
Фото: pexels.com
Шаг 5. Обращайте внимание на тон и жесты собеседника
Необязательно быть крутым детективом, чтобы считывать невербальные знаки. Главное, на что вы должны обращать внимание, — это признаки волнения и нервозности (покачивание ногой, сбивающееся дыхание, постукивание ручкой по столу и т. д.) и несоответствие мимики и жестов смыслу сказанного (например, когда человек рассказывает что-то очень эмоциональное с застывшим лицом).
По жестам и мимике можно сделать вывод о настрое собеседника и его внутреннем состоянии (разумеется, без ярлыков вроде «обманщик», «психопат» и т. д.) и изменить тактику разговора.
Фото: freepik.com
Шаг 6. Не торопитесь с ответом
Во-первых, не нужно придумывать собственные реплики во время разговора: так вы только отвлечетесь от беседы и обязательно что-то упустите. Во-вторых, искренняя спонтанная реакция — это здорово, но в напряженных дебатах с горячими темами всегда лучше подождать, перевести дух, проанализировать речь собеседника и только потом дать спокойный, вдумчивый ответ.
Фото: freepik.com
Шаг 7. Давайте обратную связь
Есть несколько приемов, которые не только продемонстрируют ваше внимание к собеседнику, но и не дадут вам самим отвлечься и потерять нить беседы.
- Кивайте и поддакивайте: с молчуном сложно продолжать диалог даже опытным ораторам. Только не переусердствуйте, внимание тоже хорошо в меру.
- Повторяйте фразы собеседника своими словами. Например: «То есть ты пошел и заварил себе черный чай?»
- Иногда можно повторять фразы собеседника его словами, как эхо. Это поможет вам быть на одной эмоциональной волне и незаметно задать уточняющий вопрос, если это необходимо: «Я заварил чай». — «Ты заварил чай? Черный или зеленый?»
- «Отзеркаливайте» его эмоции и жесты. Принимайте похожие позы, а в разговоре поддерживайте его настрой: «Я понимаю, что ты не любишь горячий чай…»
- Обобщайте и озвучивайте все сказанное человеком: «Как я понял, ты заварил себе черный чай, но не стал его пить, пока он горячий. Потом ты отвлекся, и, когда вспомнил о чае, он уже остыл». Такое резюме не только помогает активно слушать, но и расставляет смысловые акценты в процессе беседы.
Фото: freepik.com
Невозможно слушать, не прилагая усилий, ведь рано или поздно все начинают отвлекаться. Постарайтесь минимизировать этот процесс: уберите телефон, сохраняйте зрительный контакт с собеседником, не погружайтесь в свои мысли, принимайте участие в разговоре и контролируйте эмоции.
Психолог объяснила, как распознать в себе «душнилу» или «токсика»
Слух против слушания: три шага к тому, чтобы стать лучшим слушателем | доктор Уильям Лейн | The Startup
Слух против слушания: три шага к тому, чтобы стать лучшим слушателем | доктор Уильям Лейн | Стартап | MediumОпубликовано в
·
Чтение: 4 мин.
·
3 сентября 2019 г.
Mimi Thian / UnsplashПри общении с другими я чаще всего расстраиваюсь, когда чувствую, что человек не слушает меня говоря . Как бы я ни говорил, сколько раз ни говорил, ни объяснял, ни пересказывал, ни приводил конкретных примеров по теме, меня слышат, а не слушают, что я говорю.
Написано доктором Уильямом Лейном
154 Последователя
·Писатель для
Консультант по специальному образованию, международный спикер и автор бестселлеров, пропагандирующий нейроразнообразие в университетском городке и на рабочем месте.
Еще от доктора Уильяма Лейна и The Startup
Доктора Уильяма Лейна
Как открытые вопросы улучшают межличностное общение?
Если вы хотите стать более опытным коммуникатором, задавайте открытые вопросы.
Чтение: 4 мин·1 октября 2019 г.
Нитин Шарма
в
035 Держу пари, что 99% читателей не знакомы с любым из этих инструментов.
·6 минут чтения·5 апреля
Zulie Rane
в
Если вы хотите стать творцом, удалите все (кроме двух) платформы социальных сетей
2 октября 022, во время всего Илона Маска фиаско, я наконец-то удалил Твиттер со своего телефона.
Примерно в то же время я также вышел из…·8 мин чтения·19 апреля
Доктор Уильям Лейн
в
Почему СМИ, изображающие нейроотличных персонажей, должны искать нейроотличные таланты.
«Увеличение числа аутичных персонажей помогло повысить осведомленность и признание аутичного сообщества».
·3 минуты чтения·7 июля 2020 г.
Просмотреть все от доктора Уильяма Лейна
Рекомендовано Medium
Недостойно
10 секунд, которые закончились моим 20-летним браком
В Северной Вирджинии август, жарко и влажно. Я до сих пор не принял душ после утренней пробежки. На мне моя домохозяйка…
·Чтение на 4 мин·16 февраля 2022 г.
Aleid ter Weel
in
10 вещей, которые можно сделать вечером вместо просмотра Netflix
9000 3Привычки без устройств для повышения продуктивности и счастья.
·5 мин чтения·15 февраля 2022 г.
Списки
Самосовершенствование 101
20 историй·25 сохранений
Продуктивность 101
20 историй·33 сохранения
Истории, которые помогут вам жить лучше
21 история·25 сохранений
Руководство по выбору, планированию и достижению Личные цели
13 историй ·23 сохранения
Bryan Ye
in
Как проснуться в 5 утра. Каждый день
Нетрадиционное и сострадательное руководство, как стать ранней пташкой
·Чтение через 15 минут·3 октября 2019 г.
The PyCoach
in
Вы используете ChatGPT неправильно! Вот как опередить 99% пользователей ChatGPT
Овладейте ChatGPT, изучив технику быстрого доступа.
·7 минут чтения·17 марта
Alex Mathers
14 вещей, которые я хотел бы знать в 25 лет (теперь, когда мне 38)
Я пишу вскоре после своего 38-летия.
Пришло время задуматься.·4 минуты чтения·27 декабря 2022 г.
Дариус Фору
3 привычки, которые портят вашу жизнь
Эти привычки разрушают вашу самодисциплину
·Чтение через 6 мин.·4 января
См. дополнительные рекомендации
Статус 90 003
Карьера
Преобразование текста в речь
Как слушать других, а не просто слушать их
В чем разница между слушать и слушать? Хотя может показаться, что это две стороны одной медали, на самом деле между ними огромная пропасть.
Классическое исследование на эту тему «Конус опыта» Эдгара Дейлса предполагает, что мы запоминаем только от 25 до 50 процентов того, что слышим. В часовой встрече мы помним, может быть, 30 минут, если нам повезет.
Слышать — это когда вы воспринимаете то, что кто-то говорит, но не обязательно вовлекаетесь в это и заставляете говорящего чувствовать себя услышанным. Слушание, с другой стороны, означает, что вы находитесь в диалоге с тем, что они говорят, и заставляете их чувствовать, что вы рядом с ними, на каждом этапе пути.
Слушание — это навык, а это значит, что вы можете практиковаться и совершенствовать его. Мы расскажем вам, как замечать, когда вы на самом деле не слушаете, и какие навыки вы можете развить, чтобы стать лучше.
Слушать, чтобы понять, а не отвечатьОдно из самых больших различий между слушанием и слушанием заключается в вашем отношении к тому, что они говорят. Вы слушаете кого-то, чтобы понять их? Или вы просто ждете своей очереди, чтобы говорить, и, возможно, делаете заметки о конкретных вещах, на которые нужно ответить?
Как объясняет Карен Остен, пишущая для Psychology Today, «Мы часто думаем, что слушаем, но на самом деле мы просто обдумываем, как вмешаться, чтобы рассказать свою собственную историю, дать совет или даже вынести суждение — другими словами слова, мы слушаем не для того, чтобы понять, а для того, чтобы ответить». Разница здесь заключается в том, что вам нужно изменить свой ум: слушайте кого-то не только для получения информации, но и потому, что вы цените его идеи.
Что еще более важно, важно, чтобы кто-то чувствовал, что его слышат, помимо цели конкретного разговора. Цените то, что они должны сказать, и их выводы (больше, чем вашу потребность добраться до того, что вы думаете ) побуждает их работать усерднее и проявлять инициативу. И даже если вы уже знаете, что кто-то собирается сказать или порекомендовать, есть преимущества в том, чтобы заставить его почувствовать, что вы цените его вклад, а не отсекаете его.
Практикуйте активное слушаниеКлючом к общению с человеком и созданию у него ощущения, что его слышат, является активное слушание. Вы когда-нибудь разговаривали с кем-то и чувствовали, что разговор был совершенно однобоким? Активное слушание позволяет вам сделать разговор похожим на сотрудничество, даже если они говорят больше всего.
Одним из основных способов показать, что вы слушаете, является зрительный контакт. Когда вы разговариваете с кем-то, вы не хотите чувствовать, что его внимание сосредоточено где-то еще. Если вы когда-нибудь разговариваете с кем-то и замечаете, что он продолжает пытаться отследить ваш взгляд, чтобы увидеть, на что смотрите вы, а не он, вы, вероятно, могли бы поработать над зрительным контактом.
Хороший способ потренироваться — оглянуться назад и посмотреть, сможете ли вы вспомнить цвет глаз любого, с кем разговаривали. (Постоянный зрительный контакт может быть довольно интенсивным для обеих сторон, поэтому ничего страшного, если вам нужно сделать перерыв, посмотрев на точку на кончике носа между их глазами.)
Еще одна ключевая часть активного слушания — найти способы показать, что вы слушаете. Несколько «м-м-м» и «да» при прослушивании могут быть способом показать, что вы следите за тем, что кто-то говорит, не перебивая его.
Что еще более важно, обратите внимание на . Убедитесь, что вы наклоняетесь и выглядите внимательным и заинтересованным. Даже если вы не обязательно хотите проводить большую часть своего утра на совещании, вам не нужно говорить всем своим языком тела, что вы не хотите быть там.
Покажите, что вы слушали, а не просто слышалиНаконец, вам нужно убедиться, что вы не торопитесь, чтобы показать, что вы слушали то, что кто-то сказал. Отвечайте такими фразами, как: «Итак, я слышу…» или «Похоже, вы говорите…». Перефразирование того, что кто-то сказал, помогает вам убедиться, что вы находитесь на одной волне, а также дает вам возможность прояснить любое недопонимание.
Спросите, можете ли вы дать советОбязательно спросите, не хочет ли другой человек совета, прежде чем дать его. Много раз мы разговариваем с людьми, чтобы выразить или получить подтверждение того, что то, что мы делаем, имеет смысл. Это не обязательно означает, что мы ищем совета, и немного неуместной честности может доставить вам массу неприятностей. Прежде чем высказать кому-то свое мнение, убедитесь, что они действительно его спрашивают.
Обратите внимание на то, кто говорит больше всегоЕсли вы занимаете руководящую должность на собраниях, стоит подумать о том, кто считает себя уполномоченным говорить, а кому может быть неудобно выражать свое мнение перед группой.
Это не обязательно означает, что нужно наказывать людей, которые много говорят. Вместо этого ищите возможности привлечь к собраниям тех, кто не говорит так часто. Запросите их мнение и пожинайте плоды более разнообразных мнений и более творческих подходов к решению проблем.
Что вы можете сделать прямо сейчасСделать так, чтобы кто-то чувствовал, что его услышали, — это ключевой навык, который вам нужно развивать, если вы хотите, чтобы люди, с которыми вы работаете, чувствовали себя ценными за все, что они приносят к столу. Вот что вы можете сделать прямо сейчас, чтобы слушать других, а не слышать их.