б. Типы удовольствия. Человек для себя
б. Типы удовольствия
Анализ качественной разницы между разными типами удовольствия является, как уже говорилось, ключом к проблеме соотношения удовольствия с этическими ценностями[121].
Один из типов, который Фрейд и другие считали сущностью всех удовольствий, составляет чувство, сопровождающее избавление от мучительного напряжения. Голод, жажда, стремление к сексуальному удовлетворению, потребность в сне и физическом движении коренятся в химизме организма. Объективная физиологическая необходимость удовлетворить эти требования субъективно воспринимается как желание, и если оно не удовлетворяется какое-то время, ощущается мучительное напряжение. Если такое напряжение разряжается, облегчение воспринимается как удовольствие или, как я предлагаю это называть, удовлетворение (satisfaction). Этот термин, происходящий от латинского satis-facere – делаться достаточным, – представляется наиболее подходящим для такого типа удовольствия.
Другой тип удовольствия, также вызванный разрядкой напряжения, однако отличающийся по качеству от описанного выше, имеет своим источником психическое напряжение. Человеку может казаться, будто желание порождено требованиями тела, в то время как на самом деле оно определяется иррациональными психическими потребностями. Он может испытывать сильный голод, который вызван не нормальной физиологической потребностью организма, а психологическим стремлением заглушить тревогу или депрессию (хотя им и могут сопутствовать ненормальные физико-химические процессы). Хорошо известно, что желание напиться часто является следствием не жажды, а психологических причин.
Острое сексуальное желание также может быть обусловлено не физиологической, а психической потребностью. Неуверенный в себе человек, испытывающий настойчивое желание доказать себе, что он чего-то стоит, показать другим, насколько он неотразим, или подчинить их, «завоевав» сексуально, с легкостью окажется жертвой сильного сексуального желания и испытает мучительное напряжение, если оно останется неудовлетворенным. Такой человек склонен думать, что интенсивность его желания зависит от требований тела, хотя в действительности она определяется его психологическими потребностями. Невротическая сонливость представляет собой другой пример желания, которое воспринимается как вызванное телесными причинами, например, нормальной усталостью, хотя на самом деле она связана с такими психологическими факторами, как подавленная тревога, страх или гнев.
Подобные желания похожи на нормальные, физиологически обусловленные потребности, поскольку коренятся в отсутствии или недостатке чего-то. В первом случае нехватка коренится в нормальных химических процессах в организме, во втором она – результат психической дисфункции. В обоих случаях дефицит вызывает напряжение, разрядка которого приносит удовольствие. Все другие иррациональные желания, не принимающие форму телесных потребностей, такие как страстное стремление к славе, к власти или влечение к подчинению, зависть, ревность, также определяются структурой характера человека и порождаются ущербом или искажением личности. Удовольствие, испытываемое от удовлетворения этих страстей, также вызывается облегчением в результате разрядки психического напряжения, как и в случае вызванных неврозом телесных желаний.
Хотя удовольствие, получаемое от удовлетворения и подлинных физиологических потребностей, и иррациональных психологических устремлений, заключается в разрядке напряжения, его качество существенно различается. Желания, определяемые физиологией, такие как голод, жажда и т. д., удовлетворяются с устранением физиологически вызванного напряжения, и они появляются вновь, только когда снова возникает физиологическая потребность; таким образом, они ритмичны от природы. По контрасту с этим иррациональные желания ненасыщаемы. Желания завистника, собственника, садиста не исчезают с удовлетворением, разве что, возможно, ненадолго. Сама природа их такова, что они не могут быть «удовлетворены». Они возникают из внутренней неудовлетворенности. Отсутствие продуктивности и вытекающие из него бессилие и страх служат основой этих страстных устремлений и иррациональных желаний. Даже если человек мог бы удовлетворить все свои стремления к власти и разрушению, это не защитило бы его от страха и одиночества; таким образом, напряжение сохранилось бы. Воображение из благословения превращается в проклятие, поскольку человек не находит спасения от страхов; он воображает, что все большая степень удовлетворения излечит его жажду и восстановит внутреннее равновесие.
Мы видели, что удовольствия, получаемые от удовлетворения физиологических потребностей и невротических желаний, являются результатом разрядки мучительного напряжения. Однако если удовлетворение первых действительно является откликом на нормальную потребность и служит условием счастья, то удовлетворение вторых в лучшем случае приносит временное облегчение, что говорит о патологическом функционировании психики и глубоком несчастье. Я предлагаю называть удовольствие, извлекаемое из удовлетворения иррациональных желаний, «иррациональным удовольствием» в противоположность «удовлетворению», которое представляет собой исполнение нормальных физиологических желаний.
Для проблемы этики различие между иррациональным удовольствием и счастьем гораздо важнее, чем между иррациональным удовольствием и удовлетворением.
Неудовлетворенные телесные потребности создают напряжение, разрядка которого приносит удовлетворение. Его основой служит именно отсутствие напряжения. Иррациональные желания также порождаются нехваткой, но иного рода: неуверенностью и тревожностью человека, побуждающих его ненавидеть, завидовать или подчиняться; удовольствие, извлекаемое из этих устремлений, порождается фундаментальным отсутствием продуктивности. Как физиологические, так и иррациональные психологические потребности являются частью системы нехватки.
Однако помимо пространства нехватки существует и пространство избытка. Если у животных избыток энергии выражается в игре[122], то пространство избытка – чисто человеческий феномен. Это пространство продуктивности, пространство внутренней активности. Оно существует лишь постольку, поскольку человек не должен работать исключительно ради пропитания и тратить на это большую часть своей энергии.
Эволюция человечества характеризуется расширением пространства избытка, излишка энергии, который может расходоваться для достижения чего-то помимо одного лишь выживания. Этот излишек порождает все истинно человеческие достижения.Во всех сферах деятельности существует различие между нехваткой и избытком и тем самым между удовлетворением и счастьем, даже в отношении таких элементарных потребностей, как пища и секс. Удовлетворение физиологической потребности, например, сильного голода, приятно, поскольку облегчает напряжение. От насыщения по качеству отличается удовольствие, которое приносит удовлетворение аппетита. Аппетит есть предвкушение приятных вкусовых ощущений; в отличие от голода он не вызывает напряжения. В этом смысле вкус – продукт культурного развития и утонченности, подобно музыкальному или художественному вкусу, которые могут развиться только в ситуации избытка, и в культурном, и в психологическом смысле слова. Голод – феномен недостатка, а его удовлетворение – необходимость.
Сходное различие может быть обнаружено и в отношении секса. Согласно взгляду Фрейда, сексуальное желание – побуждение, вызванное исключительно физиологически обусловленным напряжением, которое, как и голод, облегчается удовлетворением. Однако Фрейд игнорировал сексуальное желание и удовольствие, которые, как и аппетит, могут существовать исключительно в пространстве избытка и являются исключительно человеческим феноменом. Сексуально «голодный» человек удовлетворяется разрядкой напряжения, физиологического или психологического, и это удовлетворение доставляет ему удовольствие[124]. Однако сексуальное удовольствие, которое мы называем радостью, коренится в избытке и свободе и является выражением чувственной и эмоциональной продуктивности.
Широко распространено представление о том, что радость и счастье идентичны счастью, сопровождающему любовь. Более того, для многих любовь представляется единственным источником счастья. Однако в любви, как и во всех других видах человеческой активности, следует различать продуктивную и непродуктивную формы. Непродуктивная, или иррациональная, любовь, как я показал, может быть любой разновидностью мазохистского или садистского симбиоза, когда отношения основываются не на взаимном уважении и единении, а на зависимости двух людей друг от друга в силу их неспособности полагаться на самих себя. Такая любовь, как и все другие иррациональные влечения, основывается на нехватке, на отсутствии продуктивности и внутренней надежности. Продуктивная любовь, самая тесная связь между двумя людьми, одновременно обеспечивающая сохранение личностной целостности каждого, есть феномен избытка; проявление способности к ней есть свидетельство человеческой зрелости. Радость и счастье сопутствуют продуктивной любви.
Во всех сферах активности различие между нехваткой и избытком определяет качество испытываемого удовольствия. Каждый человек испытывает удовлетворение, иррациональные удовольствия и радость. Различаются люди по относительному весу каждой разновидности в их жизни. Удовлетворение и иррациональные удовольствия требуют не эмоциональных усилий, а только создания условий для разрядки напряжения. Радость – это достижение, она предполагает внутреннее усилие, проявление продуктивной активности.
Счастье – также достижение, порожденное внутренней продуктивностью человека, а не дар богов. Счастье и радость не являются удовлетворением потребности, возникшей в результате физиологической или психологической нехватки; они – не разрядка напряжения, а спутники всякой продуктивной активности – в мыслях, в чувствах, в поступках. Радость и счастье качественно между собой не различаются; их отличие заключается только в том, что радость относится к единичному акту, а счастье может рассматриваться как продолжительное и всеохватывающее переживание радости; мы можем говорить о «радостях» (во множественном числе), но только о «счастье» (в единственном).
Счастье – показатель того, что человек нашел ответ на вопрос человеческого существования в продуктивной реализации своих возможностей, одновременном единстве с миром и сохранении целостности своего Я. Продуктивно тратя энергию, он увеличивает свои силы, он «горит и не сгорает».
Счастье – критерий превосходных достижений в искусстве жить, добродетели в том смысле, какой она имеет в гуманистической этике. Счастье часто рассматривается как логическая противоположность горю и боли. Физическое или психологическое страдание есть неизбежная часть человеческого существования. Полностью избавить себя от горя можно только ценой полной отчужденности, которая исключает способность испытывать счастье. Таким образом, противоположностью счастья оказывается не горе или боль, а депрессия, проистекающая из внутреннего бесплодия и непродуктивности.
До сих пор мы имели дело с типами переживания удовольствия, наиболее значимыми для этической теории: удовлетворением, иррациональным удовольствием, радостью и счастьем. Остается кратко рассмотреть два менее важных комплексных типа удовольствия. Один из них – это удовольствие, сопровождающее выполнение любой задачи, которую человек перед собой поставил. Я предлагаю называть такой тип «вознаграждением». Достижение чего-то, что человек себе наметил, радует, хотя такая активность не обязательно является продуктивной; это доказательство силы человека и его способности успешно взаимодействовать с внешним миром. Вознаграждение не особенно зависит от специфики деятельности: человек так же может получить вознаграждение за хорошую партию в теннис, как и за успех в бизнесе. Значение имеет только то, что задача, которую человек поставил перед собой, была в определенной мере трудной, и он решил ее с удовлетворительным результатом.
Другой тип удовольствия, который осталось рассмотреть, основывается не на усилии, а, напротив, на расслаблении; такое удовольствие сопровождает приятную деятельность, не требующую напряжения. Важная биологическая функция расслабления заключается в регулировании ритма, в котором действует организм: он не может быть постоянно активным. Слово «удовольствие» без уточнений представляется наиболее подходящим для обозначения того приятного ощущения, которое порождается расслаблением.
Мы начали с рассмотрения проблематичного характера гедонистической этики, утверждающей, что целью жизни является удовольствие, а потому удовольствие – это благо само по себе. В результате анализа различных видов удовольствия мы теперь можем сформулировать свою точку зрения на этическую ценность удовольствия. Удовлетворение как разрядка физиологического напряжения не хорошо и не плохо; в этическом смысле оно нейтрально, так же как вознаграждение и удовольствие. Иррациональное удовольствие есть указание на алчность, на неудачу в разрешении проблемы человеческого существования. Счастье (радость), напротив, представляет собой доказательство частичного или полного успеха в «искусстве жизни». Счастье – величайшее достижение человека, отклик его целостной личности на продуктивную ориентацию по отношению к самому себе и к внешнему миру.
Гедонистические мыслители не сумели в достаточной мере проанализировать природу удовольствия, представив дело таким образом, будто самое легкое в жизни – получить какое-либо удовольствие – является одновременно и самым ценным. Однако ничто ценное не бывает легким; поэтому ошибка, допущенная гедонистами, облегчила задачу тем, кто выступал против свободы и счастья и утверждал, что сам отказ от удовольствия – доказательство добродетели. Гуманистическая этика постулирует, что счастье и радость – главные добродетели, однако при этом требует от человека не самого легкого, а самого трудного – полного развития его продуктивности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
3. УДОВОЛЬСТВИЯ В БРАКЕ
3. УДОВОЛЬСТВИЯ В БРАКЕ Представление о браке как о единственном типе связи, допускающем aphrodisia, порождает (или должно порождать) ряд вопросов, касающихся места, роли, формы, предназначения половых актов в игре любовных или уставных отношений между мужчиной и женщиной.
Принцип удовольствия и производительная сила
Принцип удовольствия и производительная сила И наоборот, мельчайший из объектов, инвестированный имплицитно в модель женского тела-объекта, фетишизируется таким же образом, в результате осуществляется пропитывание всей области «потребления» эротикой. Здесь
84. Принцип удовольствия
84. Принцип удовольствия Так бывает — годами вы ждете прорыва в карьере, и тут вдруг у вас появляется сразу два варианта одновременно. Пенни, наконец, предложили две посольские должности, обе в небольших государствах островов Южного моря, с похожим размером, ландшафтом и
ЧУВСТВЕННЫЕ УДОВОЛЬСТВИЯ
ЧУВСТВЕННЫЕ УДОВОЛЬСТВИЯ Дионисийские оргии часто ассоциировались не только с пьянством, но и с чувственными удовольствиями. Молодой царь Пен-фей у Еврипида рассказывает: Да говорят, какой-то чародей Пожаловал из Лидии к нам в Фивы… Вся в золотистых кудрях голова И
Принцип удовольствия и страдания
Принцип удовольствия и страдания Базовое Я стремится к удовольствиям и избегает страданий. Воля к переменам вырабатывается путем:Знания тех объемов энергии, которые нам необходимы.Осознания силы естественного сопротивления Базового Я.Преодоления этого
Подсчет удовольствия
Подсчет удовольствия Движущая сила всякой фурьеристской конструкции (и всякой комбинации) — не справедливость, равенство, свобода и т. д., но удовольствие. Фурьеризм есть радикальный эвдемонизм. Фурьеристское удовольствие (называемое позитивным удовольствием) очень
Понятие удовольствия
Понятие удовольствия Удовольствие (или наслаждение) — это чувство и переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса. С биологической точки зрения, роль удовольствий и страданий определяется тем, что они выполняют адаптивную функцию: удовольствие
Этика удовольствия
Этика удовольствия Субъективно удовольствие приятно и потому желанно. Как таковое удовольствие может представлять для индивида ценность саму по себе и определяющим образом влиять на мотивы его действий. В анализе гедонического опыта следует различать психологический
б. Типы удовольствия
б. Типы удовольствия Анализ качественной разницы между разными типами удовольствия является, как уже говорилось, ключом к проблеме соотношения удовольствия с этическими ценностями[121].Один из типов, который Фрейд и другие считали сущностью всех удовольствий, составляет
6.2. Правила сохранения и развития удовольствия[187]
6. 2. Правила сохранения и развития удовольствия[187] 6.2.1.Осмотрительность в удовольствии Удовольствие представляет собой момент возвышенный и прекрасный, но необходимо уметь его переживать и координировать, так как для большинства людей в нем кроется возможность
1. ЦЕННОСТЬ УДОВОЛЬСТВИЯ И СЧАСТЬЯ
1. ЦЕННОСТЬ УДОВОЛЬСТВИЯ И СЧАСТЬЯ Многие поступки совершаются Человеком, по–видимому, вполне бескорыстно, без всякого мотива личного интереса, личной пользы или выгоды. Во многих поступках трудно найти какое?либо эгоистическое или даже вообще эгоцентрическое
ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ
ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ Нем.: Lustprinzip. – Франц.: principe de plaisir. – Англ.: pleasure principle. – Исп.: principio de placer. – Итал.: principle di piacere. – Португ.: principle de prazer.• Один из двух принципов, управляющих, по Фрейду, функционированием психики. Цель психической деятельности в целом – избежать
Подход к понятиям «удовольствия» и «боли» с позиций ИИ
Подход к понятиям «удовольствия» и «боли» с позиций ИИ Согласно одному из распространенных убеждений, ИИ может указать нам путь к своего рода пониманию таких категорий восприятия, как счастье, боль, голод. Возьмем, к примеру, черепашку Грэя Уолтера. Когда ее батареи
Принцип Удовольствия (Plaisir, Principe De -)
Принцип Удовольствия (Plaisir, Principe De -) В приближенном виде его сформулировал Аристотель: «Удовольствия люди избирают, а страданий избегают» («Никомахова этика», книга Х, 1).Ему вторит Эпикур: «Ведь ради этого мы все делаем – именно чтобы не иметь ни страданий, ни тревог. […]
Б. ТИПЫ УДОВОЛЬСТВИЯ. Человек для себя
Б. ТИПЫ УДОВОЛЬСТВИЯ
Анализ качественного различия между теми или иными видами удовольствия, как уже отмечалось, дает ключ к проблеме связи удовольствия с этическими ценностями.[117]
Первый тип удовольствия, какое Фрейд и другие ученые считали основой всякого удовольствия, составляет чувство, сопровождающее избавление от болезненного напряжения. Голод, жажда, потребность в сексуальном удовлетворении, сне и физическом движении имеет своим источником органические химические процессы. Объективная физиологическая потребность в удовлетворении этих нужд ощущается субъективно как желание, и если какое-то время они остаются неудовлетворенными, человек чувствует болезненное напряжение. Когда напряжение спадает, освобождение от него воспринимается, как удовольствие, или как я предлагаю это называть, — удовлетворение (satisfaction). Этот термин, происходящий от латинского satis-facere, что значит удовлетворять, кажется наиболее подходящим для этого вида удовольствия. Сама природа всех таких физиологических потребностей состоит в том, что их удовлетворение избавляет от напряжения благодаря физиологическим изменениям, происходящим в организме. Когда мы, проголодавшись, едим, наш организм (и мы) насыщается до некоей определенной степени, а если продолжать есть, то это уже будет болезненно. Удовлетворение избавлением от болезненного напряжения дает удовольствие самое обычное и самое легко достижимое в психологическом плане; оно также может быть одним из самых сильных удовольствий, если напряжение длилось довольно долго и само стало поэтому достаточно сильным. Значение этого типа удовольствия несомненно; несомненно и то, что в жизни многих людей оно составляет едва ли не единственную форму удовольствия, какое им удалось испытать.
Следующий вид удовольствия, вызываемого освобождением от напряжения, но качественно отличающегося от уже описанного, имеет своим источником психическое напряжение. Человеку может казаться, что некое желание вызвано телесными нуждами, в то время как в действительности оно обусловлено иррациональными психическими потребностями. Человек может испытывать сильный голод, вызванный не нормальной физиологической потребностью организма, а психической потребностью заглушить тревогу или депрессию (хотя этим потребностям могут сопутствовать неправильные физико-химические процессы). Хорошо известно, что потребность в питье часто бывает вызвана не жаждой, а состоянием психики.
Сильное сексуальное желание также может быть обусловлено не физиологическими, а психическими потребностями. Неуверенный в себе человек, обладающий настойчивой потребностью уверить самого себя в собственной ценности, показать другим, какой он неотразимый, или подчинить себе других людей, «завоевывая» их сексуально, легко будет испытывать сильные сексуальные желания и болезненное напряжение в случае их неудовлетворения. Он будет склонен считать, что силой своих желаний обязан потребностям своего тела, тогда как на самом деле эти потребности являются проявлением его психических потребностей. Невротическая сонливость представляет собой другой пример желания, которое кажется вызванным телесными причинами вроде нормальной усталости, а на самом деле бывает вызвано такими психическими причинами, как подавленная тревожность, страх или раздражение.
Эти желания похожи на нормальные физиологические потребности, поскольку и те, и другие берут начало в некоей нехватке или дефиците. В первом случае в основе дефицита лежат нормальные химические процессы внутри организма; во втором случае желания являются результатом психической дисфункции. В обоих случаях дефицит является причиной напряжения, а избавление от напряжения является причиной удовольствия. Все прочие иррациональные желания, такие, как жажда славы, власти, подчинения или зависть и ревность, не принимающие форму телесных потребностей, также коренятся в складе характера человека и порождены каким-нибудь искажением или деформацией личности. Удовольствие, испытываемое от удовлетворения этих страстей, также порождено избавлением от психического напряжения, как и в случае невротических физических желаний.
Хотя освобождение от напряжения доставляет удовольствие как в случае удовлетворения подлинных физиологических, так и в случае удовлетворения иррациональных психических потребностей, по качеству эти удовольствия существенно различны. Физиологические желания, такие как голод, жажда и тому подобное, удовлетворяются устранением физиологического напряжения и возникают вновь только тогда, когда опять возникает физиологическая потребность; они ритмичны по природе своей. А вот иррациональные желания ненасытимы. Желания завистника, собственника, садиста не исчезают с их удовлетворением, разве что на какой-то момент. По самой своей природе эти иррациональные желания не могут быть «удовлетворены». Они вызваны внутренней неудовлетворенностью человека. Отсутствие плодотворности и порожденное им бессилие и страх — вот источник этих страстных влечений и иррациональных желаний. Даже если б человек мог удовлетворить все свои желания власти и разрушения, это не избавило бы его от страха и одиночества, а, значит, и от напряжения. Благо воображения оборачивается бедствием; будучи не в состоянии освободиться от своих страхов, человек рисует в своем воображении все больше удовольствий, какие удовлетворят его алчность и восстановят его внутреннее равновесие. Но алчность — бездонная пропасть, а идея освобождения от алчности путем ее удовлетворения — мираж. Источник алчности — конечно же не животная природа человека, как часто считают, этот источник — его ум и воображение.
Мы убедились, что удовольствия, получаемые от удовлетворения физиологических потребностей и невротических желаний, являются результатом устранения болезненного напряжения. Но если удовольствия первого типа действительно удовлетворимы, нормальны и являются условием счастья, то удовольствия второго типа в лучшем случае приносят временное избавление от потребности и свидетельствуют о патологическом нарушении и глубинной несчастности. Я предлагаю удовольствие, получаемое от исполнения иррациональных желаний, называть «иррациональным удовольствием» в противоположность «удовлетворению», представляющему собой исполнение нормальных физиологических желаний.
Для проблем этики различие между иррациональным удовольствием и счастьем намного важнее различия между иррациональным удовольствием и удовлетворением. Для лучшего понимания этого разграничения полезно будет ввести понятия психологического дефицита и психологического избытка.
Неудовлетворенные физические потребности порождают напряжение, устранение которого приносит удовлетворение. Основу для удовлетворения дает само его отсутствие. Иррациональное желание также проистекает из дефицита, но из дефицита другого рода: из неуверенности и тревоги, которые заставляют человека ненавидеть, завидовать или покорствовать; удовольствия, получаемые от исполнения этих страстных желаний, берут свое начало в исходном отсутствии плодотворности. И физиологические, и иррациональные психические потребности входят в систему дефицита. Но кроме сферы дефицита существует еще сфера избытка. Хотя даже у животных наличествует излишек энергии и выражается он в игре, сфера избытка — это по существу человеческий феномен.[118] Это сфера плодотворности, внутренней деятельности. Она возможна лишь там, где человеку не приходится трудиться только ради добывания средств к существованию и истощать таким образом большую часть своей энергии. Для эволюции человеческого рода характерно расширение сферы избытка, излишка энергии, расходуемой на достижение чего-то большего, чем простое выживание. Все специфически человеческие достижения имеют своим источником избыток.
Во всех сферах жизнедеятельности существует различие между дефицитом и избытком, а, значит, и между удовлетворением и счастьем, и это относится к таким элементарным функциям, как голод и секс. Насыщение, когда человек очень голоден, приятно, потому что оно устраняет физиологическое напряжение. От удовлетворения голода отличается удовольствие, получаемое от удовлетворения аппетита. Аппетит — это предчувствие приятного вкусового ощущения, и в отличие от голода аппетит не создает напряжения. Вкус — это продукт культурного развития и утонченности, подобно музыкальному и художественному вкусу, и он может развиваться только в ситуации избытка, как в культурном, так и в психологическом значении этого слова. Голод — феномен дефицита; его удовлетворение — необходимость. Аппетит — феномен избытка; его удовлетворение — не необходимость, а проявление свободы и плодотворности. Сопутствующее ему наслаждение можно назвать радостью.[119]
Относительно секса можно провести такое же разграничение, какое было сделано относительно голода и аппетита. В концепции Фрейда секс — это потребность, вызванная исключительно физиологическим напряжением, устраняемым, как и голод, в результате удовлетворения. Но Фрейд не обратил внимания на сексуальное желание и удовольствие, которое, как и аппетит, может существовать только в сфере избытка и является исключительно человеческим феноменом. Сексуально «голодный» человек обретает удовлетворение, когда избавляется от физиологического или психического напряжения, и это избавление доставляет ему удовольствие.[120] Но сексуальное удовольствие, какое мы называем радостью, обретается в избытке и свободе и служит выражением чувственной и эмоциональной плодотворности.
Широко распространено убеждение, что радость и счастье идентичны счастью в любви. Более того, многим людям любовь представляется единственным источником счастья. Однако в любви, как и во всех других сферах человеческой жизнедеятельности, мы можем различать плодотворную и неплодотворную формы. Неплодотворная, или иррациональная, любовь может быть, как я уже указывал, тем или иным видом мазохистского или садистского симбиоза, где отношения основаны не на взаимном уважении и единении, а на зависимости двух людей друг от друга, потому что они неспособны зависеть от самих себя. Такая любовь, подобно всем прочим иррациональным влечениям, основывается на дефиците, на отсутствии плодотворности и внутренней уверенности. Плодотворная любовь, форма глубочайшего родства между двумя людьми при сохранении цельности каждого из них, является феноменом избытка, а способность к такой любви служит свидетельством человеческой зрелости. Радость и счастье — спутники плодотворной любви.
Во всех сферах жизнедеятельности качество испытываемого удовольствия определяется различием между дефицитом и избытком. Каждый человек испытывает удовлетворение, иррациональное удовольствие и радость. Что отличает одного человека от другого, так это удельный вес каждого из таких удовольствий в их жизни. Удовлетворение и иррациональное удовольствие требуют не эмоциональных усилий, а всего лишь способности производить действия, устраняющие напряжение. Радость же — это достижение; она предполагает внутреннее усилие, усилие плодотворной активности.
Счастье — не какой-то божий дар, а достижение, какого человек добивается своей внутренней плодотворностью. Счастье и радость — не в удовлетворении потребности, возникающей в результате физиологического или психологического дефицита; они являются не освобождением от напряжения, а спутниками всякой плодотворной активности — в мысли, чувстве, поступке. Радость и счастье — это не различные по качеству состояния; они различаются только в том смысле, что радость соответствует единичному акту, а счастье — это, можно сказать, непрерывное и полное переживание радости; мы можем говорить о «радостях» — во множественном числе, а о «счастье» — лишь в единственном.
Счастье — показатель того, что человек нашел ответ на проблему человеческого существования, а, значит, и единства с миром, и цельности своего Я.
Счастье — это критерий совершенства в искусстве жить, добродетели в том ее значении, какое она имеет в гуманистической этике. Счастье часто считают прямой противоположностью горя или страдания. Физические и душевные страдания — часть человеческого существования, и их неизбежно приходится испытывать. Уберечь себя от горя во что бы то ни стало можно только ценой полной отчужденности, исключающей возможность испытывать счастье. Таким образом, противоположностью счастья является не горе и страдание, а подавленность, возникающая в результате внутренней бесплодности и неплодотворности.
До сих пор мы имели дело с типами удовольствий, наиболее значимыми для этической теории: удовлетворением, иррациональным удовольствием, радостью и счастьем. Остается кратко рассмотреть два других, менее сложных, типа удовольствий. Один из них — это удовольствие, сопутствующее разрешению любой встающей перед человеком проблемы. Я предлагаю называть этот вид удовольствия «наслаждением». Достижение чего бы то ни было из того, чего человек хотел достичь, воспринимается как наслаждение, притом, что активность совсем не обязательно бывает плодотворной; но оно служит доказательством силы человека и способности успешно контактировать с внешним миром. Наслаждение не очень сильно зависит от той или иной формы деятельности; человек может наслаждаться как игрой в теннис, так и успешным предпринимательством; дело лишь в том, чтобы наличествовала некая трудность разрешения предстоящей проблемы, и результат приносил удовлетворение.
Следующий тип удовольствия, какой нам осталось рассмотреть, это удовольствие, основанное не на усилии, а наоборот, на расслаблении; оно сопутствует не требующим напряжения, но приятным действиям. Важной биологической функцией расслабления является функция регуляции ритмов организма, не способного постоянно пребывать в активном состоянии. Слово «удовольствие», если не вдаваться в подробности, кажется самым подходящим для определения приятного ощущения, возникающего в результате расслабления.
Мы начали с рассмотрения проблематичного характера гедонистической этики, утверждающей, что цель жизни — удовольствие, и потому удовольствие само по себе есть благо. В результате нашего анализа различных видов удовольствия мы получили возможность сформулировать нашу точку зрения на этическую значимость удовольствия. Удовлетворение, как устранение физиологического напряжения, ни хорошо, ни плохо; что касается этической оценки, то оно так же этически нейтрально, как наслаждение и удовольствие от расслабления. Иррациональное же удовольствие и счастье (радость) являются переживаниями, обладающими этической значимостью. Иррациональное удовольствие — это показатель алчности, неспособности решить проблему человеческого существования. А счастье (радость) — это, напротив, доказательство частичного или полного успеха в «искусстве жизни». Счастье — величайшее достижение человека, отклик всей его личности на плодотворную ориентацию по отношению к самому себе и к внешнему миру.
Гедонистическая этика не сумела достаточно полно проанализировать природу удовольствия; она представила дело так, как если бы самое легкое в жизни — испытать какое-нибудь удовольствие, — было в то же время и самым ценным. Но ничто ценное не дается легко; потому гедонистическое заблуждение облегчило задачу тем, кто выступал против свободы и счастья и утверждал, что уже сам отказ от удовольствия служит доказательством добродетели. Гуманистическая этика очень хорошо может обосновать ценность счастья и радости, как своих главных добродетелей, но при этом она знает, что требует от человека решения не самой легкой, а самой трудной задачи: полного развития его плодотворности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
3. УДОВОЛЬСТВИЯ В БРАКЕ
3. УДОВОЛЬСТВИЯ В БРАКЕ Представление о браке как о единственном типе связи, допускающем aphrodisia, порождает (или должно порождать) ряд вопросов, касающихся места, роли, формы, предназначения половых актов в игре любовных или уставных отношений между мужчиной и женщиной.
Принцип удовольствия и производительная сила
Принцип удовольствия и производительная сила И наоборот, мельчайший из объектов, инвестированный имплицитно в модель женского тела-объекта, фетишизируется таким же образом, в результате осуществляется пропитывание всей области «потребления» эротикой. Здесь
84. Принцип удовольствия
84. Принцип удовольствия Так бывает — годами вы ждете прорыва в карьере, и тут вдруг у вас появляется сразу два варианта одновременно. Пенни, наконец, предложили две посольские должности, обе в небольших государствах островов Южного моря, с похожим размером, ландшафтом и
ЧУВСТВЕННЫЕ УДОВОЛЬСТВИЯ
ЧУВСТВЕННЫЕ УДОВОЛЬСТВИЯ Дионисийские оргии часто ассоциировались не только с пьянством, но и с чувственными удовольствиями. Молодой царь Пен-фей у Еврипида рассказывает: Да говорят, какой-то чародей Пожаловал из Лидии к нам в Фивы… Вся в золотистых кудрях голова И
Принцип удовольствия и страдания
Принцип удовольствия и страдания Базовое Я стремится к удовольствиям и избегает страданий. Воля к переменам вырабатывается путем:Знания тех объемов энергии, которые нам необходимы.Осознания силы естественного сопротивления Базового Я.Преодоления этого
Подсчет удовольствия
Подсчет удовольствия Движущая сила всякой фурьеристской конструкции (и всякой комбинации) — не справедливость, равенство, свобода и т. д., но удовольствие. Фурьеризм есть радикальный эвдемонизм. Фурьеристское удовольствие (называемое позитивным удовольствием) очень
Понятие удовольствия
Понятие удовольствия Удовольствие (или наслаждение) — это чувство и переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса.С биологической точки зрения, роль удовольствий и страданий определяется тем, что они выполняют адаптивную функцию: удовольствие
Этика удовольствия
Этика удовольствия Субъективно удовольствие приятно и потому желанно. Как таковое удовольствие может представлять для индивида ценность саму по себе и определяющим образом влиять на мотивы его действий. В анализе гедонического опыта следует различать психологический
б. Типы удовольствия
б. Типы удовольствия Анализ качественной разницы между разными типами удовольствия является, как уже говорилось, ключом к проблеме соотношения удовольствия с этическими ценностями[121].Один из типов, который Фрейд и другие считали сущностью всех удовольствий, составляет
6.2. Правила сохранения и развития удовольствия[187]
6.2. Правила сохранения и развития удовольствия[187] 6.2.1.Осмотрительность в удовольствии Удовольствие представляет собой момент возвышенный и прекрасный, но необходимо уметь его переживать и координировать, так как для большинства людей в нем кроется возможность
1.
ЦЕННОСТЬ УДОВОЛЬСТВИЯ И СЧАСТЬЯ1. ЦЕННОСТЬ УДОВОЛЬСТВИЯ И СЧАСТЬЯ Многие поступки совершаются Человеком, по–видимому, вполне бескорыстно, без всякого мотива личного интереса, личной пользы или выгоды. Во многих поступках трудно найти какое?либо эгоистическое или даже вообще эгоцентрическое
ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ
ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ Нем.: Lustprinzip. – Франц.: principe de plaisir. – Англ.: pleasure principle. – Исп.: principio de placer. – Итал.: principle di piacere. – Португ.: principle de prazer.• Один из двух принципов, управляющих, по Фрейду, функционированием психики. Цель психической деятельности в целом – избежать
Подход к понятиям «удовольствия» и «боли» с позиций ИИ
Подход к понятиям «удовольствия» и «боли» с позиций ИИ Согласно одному из распространенных убеждений, ИИ может указать нам путь к своего рода пониманию таких категорий восприятия, как счастье, боль, голод. Возьмем, к примеру, черепашку Грэя Уолтера. Когда ее батареи
Принцип Удовольствия (Plaisir, Principe De -)
Принцип Удовольствия (Plaisir, Principe De -) В приближенном виде его сформулировал Аристотель: «Удовольствия люди избирают, а страданий избегают» («Никомахова этика», книга Х, 1).Ему вторит Эпикур: «Ведь ради этого мы все делаем – именно чтобы не иметь ни страданий, ни тревог. […]
Восемь видов развлечений
Не бывает плохого веселья. Гном «заслуженный» Уолт Цехановски любит говорить, что нет такой вещи, как плохое развлечение. Мне нравится это заявление. Я тоже считаю, что он прав. К сожалению, веселье часто субъективно, и трудно описать кому-то что-то веселое, если он не знает ваших вкусов и предпочтений. Вот почему мы используем игры, в которые нам нравится играть, чтобы люди знали, какие развлечения нам нравятся. В моей последней статье я рассказал о нескольких способах помочь вам найти свое удовольствие. Вот 8 видов веселья, которые мы так или иначе получаем от MDA: A Formal Approach to Game Design and Game Research Робина Хунике, Марка Леблана и Роберта Зубека из Северо-Западного университета, в отношении настольной ролевой игры. игровой опыт.- Ощущение . Это игры, которые напрямую задействуют чувства. Ролевые игры, в которых есть мини-игры, местность, раздаточные материалы и вещи, которые мы можем трогать, поднимать и с которыми можно взаимодействовать физически, существуют в этом виде развлечения. Говорят, что игроки Savage Worlds любят свои игрушки. Они прекрасно смотрятся на столе и дают им возможность потрогать и подвигать предметы. Люди, которые также любят включать музыку в свои игры, получают удовольствие от ощущений. Те пользователи Syrinscape и BattleBards являются частью сенсационной веселой толпы. Наш собственный Gnome in Chief также наслаждается визуальной и интуитивной привлекательностью вещей на игровом столе. Если вам нравится видеть, трогать и чувствовать вещи как часть вашего игрового процесса, то ваше удовольствие заключается в ощущениях.
- Фэнтези . Этих игр не существует в нашем мире, а если и существуют, то мир достаточно изменился, чтобы мы могли отбросить наше неверие и на некоторое время оторваться от повседневности. Более того, мы можем примерять на себя образы людей и посещать места, которые существуют только в наших самых смелых мечтах. D&D — классическая фэнтезийная игра. Возьмите в руки оружие и сразитесь с мистическими и фантастическими монстрами и врагами в мире мечей и колдовства. Хотя D&D — это классика, подойдут любые элементы опыта, которые заставят нас существовать в фэнтези, от внешних ужасов Call of Cthulhu до милых и благородных мышей Mouse Guard. Если вы просто хотите на время отключиться от рутины реальности, то ваше развлечение — в фантазиях.
- Рассказ . Когда дело доходит до ролевых игр, этот элемент веселья охватывает все. В каждой ролевой игре, с которой я когда-либо сталкивался, повествование является частью развлечения. Часто мы играем в ролевые игры, чтобы создавать или переживать истории, от тех, которые встроены в игры, в которые мы играем, где мы минимально влияем на то, как они разыгрываются, до игр, которые позволяют нам построить все, что касается повествования, и каждой игры, которая приземляется где-то посередине. Если вам нравится рассказывать истории, а я уверен, что вам это нравится, поскольку вы читаете Gnome Stew, то повествование — это ваше развлечение.
- Вызов . Вызов — странная птица в ролевых играх. Многие люди играют ради преодоления препятствий с помощью инструментов, которые есть у вашего персонажа, но в ролевых играх вызов — это иллюзия. Проблема в том, что человек может быть ГМом. Им нужно делать звонки, основываясь на том, что они считают правильным в рамках правил игры, сеттинга и сотен других факторов, как внешних, так и внутренних, поэтому, хотя в ролевой игре что-то выглядит как вызов, на самом деле это может быть больше связано с открытием. выражение (к обоим мы вернемся позже) или повествование — рассказ о том, как мы преодолели это. Теперь, если вы хотите закончить историю, это вызов. Если вы создаете ситуацию, а затем позволяете ей разыгрываться в соответствии с правилами, это тоже вызов, но — и здесь я немного поправлю, чем в остальной части — ролевые игры — не лучшая игра. если вызов — это то, что вы ищете для удовольствия.
- Товарищество . Многие игры посвящены общению. «Яблоки к яблокам» или «Карты против человечества» — это объединение людей для общения, и эта деятельность второстепенна. Да, в этих играх есть условие победы, но опыт, юмор и дух товарищества, возникающие во время игры, важнее самой игры. РПГ с этим неплохо справляются. Мы постоянно разговариваем и взаимодействуем друг с другом, создавая связи в игре, которые часто проявляются вне игры. Если игра больше связана с людьми и общением с друзьями, то ваше удовольствие заключается в общении.
- Дискавери . Это еще одна область, в которой ролевые игры преуспевают. Быть взволнованным тем, что находится за следующей дверью, что находится в следующем гексе или что находится на флешке, которую вы только что украли, — все это связано с открытием. Если вы хотите увидеть, что находится за углом или за горизонтом, вы найдете свое удовольствие в открытии. Ранее я упоминал открытие в связи с вызовом. Иногда открытие связано с тем, как решить насущную проблему. Причина, по которой я не думаю об этом как о вызове, а скорее как об открытии, заключается в том, что когда вы не можете преодолеть препятствие или не можете найти решение, повествование и игра останавливаются. Для меня это означает, что вызов — это не совсем то, что мы ищем, а скорее способ найти решение или, по крайней мере, узнать, как вы умираете. Мне очень нравится смотреть, как люди входят в зеленую пасть дьявола в Гробнице Ужасов и обнаруживают, что они просто мертвы.
- Выражение . Это еще один элемент, который является почти всеобъемлющим, когда речь идет о ролевых играх. Выражение — это создание истории и самовыражение. Мы привносим частичку себя на игровой стол, когда играем, и оставляем себя в тех историях, которые помогли создать, через придуманных нами персонажей, то, как мы преодолевали любые возникающие препятствия, и все другие элементы, которые мы помогли создать во время сеанса. Если вам нравится проявлять творческий подход и оставлять свой след в игре, то ваше удовольствие заключается в самовыражении.
- Представление . Вперед, продолжать. Избавься от смеха. Мы не говорим о преклонении колен перед Зодом или о чем-то еще более взрослом. На самом деле мы говорим о том, что такое удовольствие заключается в том, чтобы быть последовательным. Кампания и игровая ночь как регулярно посещаемое мероприятие. Удовольствие знать, что у вас есть вечер недели или ежемесячная игровая сессия выходного дня с друзьями. Это элементы, которые составляют удовольствие от подчинения. Ритуал сбора вместе. Если вы находите в этом утешение, то участие в текущем мероприятии — это то, где вы найдете свое удовольствие.
Эти восемь видов развлечений не исключают друг друга, они больше похожи на циферблаты, которые поворачиваются вверх и вниз для получения различных ощущений. Настольные, карточные, видео и ролевые игры — все они состоят из разных видов развлечений. В этих категориях игр есть еще больше вариаций. Подумайте о разнице в веселье, которое можно получить в игре Fiasco по сравнению с игрой Pathfinder. Оба веселые, но разные виды веселья.
Я нахожу удовольствие во всех этих элементах, мне нравятся разные игры, но больше всего я получаю от игры экспрессии и повествования. Неудивительно, что я много играю в ролевые игры. Итак, с этой мыслью я оставлю вас с вопросом: какие из этих элементов составляют ваше развлечение? Какое сочетание типов развлечений вы приписываете играм, в которые играете?
Эта статья основана на MDA: Формальный подход к дизайну игр и исследованию игр Робина Хунике, Марка Леблана и Роберта Зубека. Она была вдохновлена панелью Общественного радио по ролевым играм: Дело против веселья — Социальная критика и ролевые игры.
Этот пост подготовлен нашим замечательным покровителем Карлой Эверсон, которая поддерживает нас с июля 2016 года! Спасибо, что помогаете нам поддерживать огонь!
видов развлечений – создание игр
В предыдущей главе мы обнаружили, что «веселье» на самом деле просто другое слово для «обучения», и что это неуловимое «удовольствие» происходит от погружения игроков в состояние потока. В настоящее время у нас есть представление о том, что это весело, но было бы полезно узнать , почему это весело. Что, если есть новые виды развлечений, ожидающие своего открытия?
В своей статье MDA Framework, LeBlanc и др. перечислил 8 видов развлечений. Это:
- Сенсация . Игры могут напрямую задействовать чувства. Обратите внимание на аудио- и видеоигры, которые «радуют глаз»; тактильные ощущения от деревянных дорог и домов в Settlers of Catan ; или физическое движение, связанное с занятиями спортом, Dance Dance Revolution или любой игрой на Nintendo Wii .
- Фэнтези . Игры могут создать воображаемый мир (некоторые могут цинично назвать его «эскапизмом»), который интереснее реального мира.
- Рассказ . Игры могут включать в себя истории, либо встроенные, которые вкладывают в них дизайнеры, либо эмерджентные, которые создаются действиями игрока.
- Вызов . Некоторые игры, особенно аркадные ретро-игры, профессиональные виды спорта и некоторые высококонкурентные настольные игры, такие как Chess и Go , получают свое удовольствие в основном от азарта соревнования. Даже однопользовательские игры, такие как Сапер , или такие занятия, как скалолазание, доставляют удовольствие в основном за счет преодоления сложной задачи.
- Товарищество . Многие игры имеют очень социальный компонент. Одно это, вероятно, является причиной того, что многие американские настольные игры, такие как «Монополия» , продолжают продавать много копий в год, несмотря на неинтересные решения и скучную механику. Это не игра, а социальное взаимодействие с семьей, которое люди с любовью вспоминают с детства.
- Дискавери . Это редко встречается в настольных играх, но может быть найдено в играх исследовательского типа, таких как 9.0047 Тикал и Энтдекер . Он чаще встречается в приключенческих и ролевых видеоиграх, особенно в играх серий Zelda и Metroid .
- Выражение . Под этим авторы MDA подразумевают возможность самовыражения через геймплей. Примеры включают такие игры, как Charades или Poker , где то, как вы действуете, не менее важно, чем другие действия, которые вы предпринимаете в игре; Подземелья и драконы где персонаж, которого вы создаете, во многом является выражением вашей личной идеи; или видеоигры с открытым миром и симуляторы, такие как The Sims или Grand Theft Auto или Oblivion или Fable , которые в основном связаны с предоставлением игроку инструментов, необходимых для создания собственного пользовательского опыта.
- Представление . Этот вид развлечения отражает идею игры как постоянного хобби, а не изолированного события. Рассмотрим метагейм и сцену турнира в 9.
Это не предложения типа «все или ничего». Игры могут содержать несколько видов развлечений в разном количестве.
Почему бы просто не создать игру, в которой есть все восемь видов развлечений? Разве это не святой Грааль среди игр, игра, которая понравится всем? К сожалению нет. То, что это разные развлечения, не означает, что каждый находит все восемь этих вещей забавными вообще. Мало того, что разные игры обеспечивают разные комбинации и относительное количество различных видов развлечений, но разные игроки находят разные комбинации более или менее забавными, чем другие. Например, некоторые люди думают, что Шахматы — это весело, а многие другие — нет; Эстетика «веселья» возникает не только из игры, но и из комбинации игры и игрока.
Являются ли эти восемь только видами развлечения? Нет; даже авторы признают, что приведенный выше список неполный. Существует множество классификационных схем для определения различных видов веселья, в том числе четыре забавных ключа Николь Лаззаро или четырнадцать форм веселья Пьера-Александра Гарно. Даже 8 видов веселья из статьи MDA спорны. Имеет ли смысл разделять фэнтези и повествование, или это просто два взгляда на одно и то же развлечение? Действительно ли подчинение — это развлечение, или это то, что происходит, когда у вас есть игра, достаточно захватывающая, чтобы получить статус «хобби», — это причина или следствие ? Что именно считается «выражением», а что нет?
И при чем здесь вся эта дискуссия о том, что «удовольствие — это обучение, обучение — это удовольствие» из предыдущей главы?
Эволюция (без покемонов)
В Natural Funativity Ной Фальштейн отвечает на вопрос, отправляясь в раннюю предысторию, когда люди были на стадии охотников-собирателей. Первобытным людям приходилось осваивать многие навыки, чтобы выживать и размножаться. Если бы нам было интересно осваивать определенные навыки, мы бы с большей вероятностью применяли их на практике и, таким образом, с большей вероятностью выживали бы, размножались и передавали свои гены следующему поколению. Со временем те вещи, которые давали нам больше всего шансов выжить, в конечном итоге стали вещами, которые мы находим «забавными» сегодня. Не все примитивные навыки охотников-собирателей обязательно полезно сегодня, заметьте, но наша генетика еще не успела догнать наши технологии.
Вкратце: , если пещерному человеку это показалось полезным, вам будет весело.
Фальштейн предлагает три вида развлечений: «физическое веселье» (полезно для любых физических подвигов, которые позволяют нам бороться или избегать опасности), «умственное веселье» (часть нашего мозга, решающая проблемы, которая дала нам такие полезные вещи, как колесо и огонь), и «общественное веселье» (преимущества объединения в группы для взаимного выживания… и, конечно же, размножения).
Мы можем применить этот эволюционный мыслительный процесс к любым «развлечениям». Давайте посмотрим на некоторые из 8 видов развлечений MDA в этом контексте:
- Ощущение включает в себя физическое движение (полезно для наращивания мышечной массы), а также просмотр и прослушивание интересных вещей (полезно для обнаружения возможностей или опасностей).
- Фэнтези позволяет части нашего мозга, работающей над сценарием «что, если», стать сильнее, позволяя нам придумывать новые идеи.
- Рассказ полезен для передачи жизненно важной информации и опыта другим в вашей группе, увеличивая вероятность того, что все из вас выживут. Вызов
- — это удобный способ для разных людей продемонстрировать превосходство друг над другом относительно безопасным способом — «Я могу бросить этот камень дальше, чем ты» более полезен, чем «давайте будем драться насмерть», если вы пытаетесь построить колония.
- Братство открывает возможности для новых источников пищи (один из нас может погибнуть, охотясь на большого зверя, но группа из нас может справиться с ним). Также довольно сложно передать свой генетический материал следующему поколению, если вы одиноки.
- Открытие — это то, что заставляет нас хотеть исследовать нашу близлежащую территорию. Чем больше территории мы знаем, тем больше у нас потенциальных мест, где мы можем найти пищу и кров.
- Выражение, вероятно, исходит из той же части нас, которая запрограммирована на общение с помощью языка. Язык и общение в целом очень полезны.
- Представление во многих случаях является своего рода социальным развлечением, потому что мы занимаемся этими играми вместе с другими. Но некоторые случаи не попадают в эту категорию. Может быть, подчинение действительно – это – следствие развлечения, а не причина.
Новые виды развлечений
Мы можем сделать это в обратном порядке. Вместо того, чтобы брать что-то веселое и прослеживать его до рептильных частей нашего мозга, мы можем изолировать навыки, которые могли понадобиться нашим предкам-охотникам-собирателям для выживания, а затем использовать это, чтобы выяснить, что нам покажется забавным. Например, вот некоторые активности, которые часто встречаются в играх:
- Коллекция . Это «собирательская» часть охоты и собирательства, поэтому вы ожидаете, что это будет весело. И это. До того, как видеоигры стали повсеместными, самым популярным хобби в мире было коллекционирование марок. Во многих настольных играх вы собираете ресурсы или жетоны. Игроки Коллекционной карточной игры собирают карты. В мире видеоигр мы собираем вещи с тех пор, как Марио впервые начал собирать монеты.
- Пространственное мышление . Первобытным людям нужно было определять пространственные отношения, чтобы создавать полезные инструменты (например, если вы хотите найти большую палку, чтобы сделать грубую лестницу или мост, вам нужно уметь оценивать длину; если вы хотите склеить две части дерева вместе, нужно уметь придумать, как их совместить). Во многих играх используются пространственные отношения Tetris до Pente .
- Продвижение .